Развитие бизнеса

Как снимать детей в движении. Как фотографировать грудных детей? Советы по съемке новорожденных

Как я должен фотографировать своих детей? Этот вопрос задают многие родители, поэтому я решил собрать некоторые советы по фотосъемке детей.

Эти советы разделены на 2 части - настройки и съемка. В статье описано как фотографирую детей я, но это не значит, что точно также должны фотографировать и все остальные, поэтому вы можете придерживаться моих настроек или экспериментировать со своими.

Фотографируем детей: настройки .

Давайте начнем с нескольких советов по настройке фотоаппарата для фотосъемки детей.

Режим приоритета диафрагмы. Съемка в данном режиме позволит вам контролировать глубину резкости, что является важным для портретной съемки. Если у вашей камеры нет режима приоритета диафрагмы, вы можете воспользоваться режимом «портрет» настройки данного режима автоматически откроют диафрагму уменьшив глубину резкости, чтобы фон на фотографиях получался размытым, а объект четким.

Диафрагма - я выбираю значение диафрагмы f 5.6 (можете поэкспериментировать со значением, увеличиваяили уменьшая его). Благодаря этому задний план будет размыт, но у вас будет достаточно глубины резкости, чтобы лицо ребенка было в фокусе.

ISO - в зависимости от того, где происходит фотосъемка (в помещении или на улице) и от того, какой свет, установите значение ISO на 200 (если освещение достаточно хорошее, значение может быть меньше). Если освещение недостаточное и скорость затвора длинная, вы можете компенсировать это увеличением ISO , но не более 800, иначе на фото будет много шумов.

Выдержка - старайтесь использовать 1/200 (если дети не сидят на месте, а к примеру бегают - поднимите до 1/500 или выше). Как уже было сказано выше, если света недостаточно - увеличивайте ISO или приоткройте немного диафрагму, уменьшив значение F . Если вы не очень хорошо справляетесь с управлением выдержкой и фотографии получаются размытыми из-за того, что дети находятся в движении - используйте спортивный режим на вашей камере.

Режим фокусировки - установите режим фокуса по одной точке. Можно использовать режим фокусировки по нескольким точкам, но с детьми, которые постоянно двигаются лучше точно знать, куда точно фокусируется камера (опять же это только мое мнение, вы можете экспериментировать).

RAW - если у вас есть время и возможность обрабатывать фотографии старайтесь делать снимки в формате RAW . Это даст больше возможностей для постобработки. Если у вас нет необходимости обрабатывать фотографии, можно фотографировать в JPEG .

Вспышка/Освещение - от использования встроенной вспышки лучше отказаться в пользу внешней. Если фотосъемка проходит в помещении свет от внешней вспышки лучше отразить от стены или потолка (если они белые) или использовать рассеиватель, чтобы получить непрямой свет. Если внешней вспышки нет, постарайтесь фотографировать тогда, когда больше всего натурального света, в этом случае о вспышке можно не беспокоиться, за исключением моментов, когда вы снимаете против солнца, в этом случае нужен будет заполняющий свет вспышки.

Объективы - я использую два подхода, касающихся объективов. Главный подход - использование объектива с хорошим зумом, я предпочитаю свой объектив 70-200мм, который позволяет фотографировать издалека и в тоже время заполнять кадр (также этот объектив достаточно быстрый, довольно светосильный (f /2.8) и обладает стабилизатором изображения). Второй подход это использование широкоугольного объектива, он позволяет делать забавные снимки со смешными искажениями. Фотографируя в помещении или при плохом освещении можно использовать светосильный объектив.

С настройками закончено, пора переходить непосредственно к съемке.


Фотографируем детей - съемка.

Перед тем как давать специфические советы по фотосъемке следует упомянуть о том, что ребенок в процессе фотосъемки должен чувствовать себя максимально комфортно. Можно показывать ребенку сделанные фотографии, давать смотреть в видоискатель, самому делать фотографии (если он достаточно взрослый).

Место съемки - где вы будете фотографировать, будет зависеть от ситуации, но в любом случае постарайтесь продумать 2-3 сцены, которые вы хотели бы запечатлеть. Если вы располагаете несколькими часами свободного времени, потратьте хотя бы один час на съемку на природе (например, в парке), один час на съемку в помещении (например, спальня или комната, где ребенок играет) и найдите место с простым фоном для постановочных поз. Выбирайте места, где детям будет весело и вы сможете сфотографировать их в непринужденной игривой обстановке.


Скрытая фотосъемка - старайтесь фотографировать детей настолько скрытно, насколько это возможно. Они могут заниматься в это время своими любимыми делами.


Позирование - дети постарше любят позировать, маленькие дети не очень к этому внимательны и фотографии, на которых они позируют, могут выглядеть немного неестественно и натянуто.


Фотографируйте на уровне лица ребенка - обычный маленький ребенок обычно не выше половины вашего роста и если фотографировать его с вашей высоты, снимки получатся обычными и не выразительными. Поэтому опуститесь на уровень ребенка, и вы получите более личные снимки.


Меняйте перспективу. Нарушая правило съемки на уровне глаз ребенка, вы сможете получить великолепные снимки. Фотографии снизу или сверху дадут великолепный результат.



Подходите ближе/Используйте зум. Можно уменьшать зум или отходить подальше, чтобы сделать снимки в окружающем контексте, но не стоит забывать о том, что на снимках должны также доминировать лица детей, а не только окружение.


Фокусируйтесь на глазах. Уделите внимание глазам ребенка. Четкие глаза на снимке всегда привлекут к нему внимание зрителя.


Фон. Обратите внимание на фон ваших фотографий. Фон придает контекст фотографиям, но он может и отвлекать внимание от главного объекта съемки. Перед съемкой уберите все лишние предметы из кадра. Как минимум один снимок должен быть с чистым не отвлекающим фоном. Экспериментируйте с фоном разных цветов и текстур или же наоборот сделайте снимок так, чтобы фон на нем вообще не было видно.


Делайте абстрактные снимки. Разнообразьте снимки, исключите из кадра лицо, сфотографируйте крупным планом туфли, ноги, руки или ресницы. Подобные кадры разнообразят фотосессию.

Практически каждый фотограф, да сегодня и не только фотограф, а даже самый обыкновенный фотолюбитель или вообще просто владелец фотоаппарата (а таковыми сейчас являются, в общем-то, 99% людей), прекрасно знают, что фотографирование детей - дело не из самых легких. Конечно, работа с каждым ребенком у фотографа индивидуальна, и каждая съемка никогда не будет похожа на другую, подобную, но, тем не менее, есть в этом деле некие общие моменты, некоторые общие критерии. Вот об этом мы сегодня и решили с вами поговорить. В этой статье мы постараемся дать вам несколько практических советов по фотографированию детей. Надеемся, что наши советы хоть чем-то помогут вам.

1. Начинаем с самого простого

Первый кадр всей фотосессии мы предлагаем сделать самым простым, можно даже сказать, банальным. Посадите ребенка на стул, и пускай он просто будет прямо на нем сидеть и смотреть непосредственно в объектив вашей фотокамеры. В начале съемки фотограф должен в основном уделять внимание непосредственно самому ребенку, его эмоциям, а не тому, что его окружает.

2. Мечтательность. А что? Интересно!

Давайте попробуем изобразить фотографируемого ребенка в образе мечтателя. Как добиться этого? Не так уж и сложно, как вам может показаться на первый взгляд! Для этого нужно попросить вашу начинающую фотомодель смотреть куда-нибудь в сторону, так сказать, за пределы того пространства, которое будет входить в границы кадра. Ну, например, скажите ребенку, чтобы он внимательно рассматривал картину, висящую на стене. Хорошо, если это будет так называемая сюжетная картина, с обилием деталей. Тогда она надолго может привлечь внимание маленького человечка, и вы с успехом сможете сделать вплоть до нескольких десятков кадров, из которых потом наверняка выберете хороший!

Такие снимки хорошо делать в начале фотосессии. В это время ребенок обычно бывает пока еще спокоен, он не устал от непривычной обстановки, от вас, фотографа, человека незнакомого и, как ему кажется, назойливого.

3. А теперь - развеселим ребенка!

Попробуйте чем-либо развеселить вашу модель! Скажите, чтобы он сделал что-нибудь смешное. Ну, например, смешную гримасу на личике изобразил, или сам себе «поставил рожки». Всё это поможет малышу расслабиться, снимет с него напряжение и усталость. И тогда ребенок станет таким, какой он есть на самом деле, то есть - ребенком! И все эти шалости, все эти игры - снимайте, снимайте и снимайте! На дворе не 19 и не 20 века, у вас нет никакой необходимости жалеть фотопленку!

4. Фотографируем с уровня глаз ребенка

Как известно, ребенок обычно бывает намного ниже взрослого человека (за редким исключением, конечно!). И если вы будете фотографировать малыша с уровня глаз человека взрослого, то снимки получатся не очень красивыми и даже просто невыразительными. Хотя, в прочем, в некоторых случаях такой ракурс может быть оправдан и даже очень хорошо сыграть на портрет в целом. Но чаще всего ребенка фотографируют с уровня высоты его глаз.

5. Фотографируйте в режиме непрерывной съемки

Это нужно для того, чтобы не упустить самый лучший момент, чтобы сделать самый подходящий, самый эффектный, и, возможно, просто потрясающий кадр, который впоследствии восхитит зрителя. Режим непрерывной съемки легко установить практически на любом, даже самом простеньком, фотоаппарате. Работая в таком режиме, одно нажатие вами спусковой кнопки затвора заставляет его, затвор, срабатывать несколько раз в секунду. То есть, проще говоря, делать сразу целую серию снимков. Почти как в кино. И из этой серии вы уж наверняка выберите пристойный, именно самый хороший, кадр!

6. Не забывайте и про других людей!

Смело включайте в кадр и других людей, присутствующих при съемке! Задействуйте маму, папу, бабушку, дедушку, братьев и сестер. Даже собаку! Она ведь тоже своего рода член семьи маленького человечка, которого вы фотографируете! Кроме того, что такие групповые снимки приятно разбавят весь ряд фотопортретов малыша, в процессе работы другие люди отвлекут его внимание от фотографа, и он будет вести себя намного естественнее, что непременно скажется на качестве снимка.

Техническая сторона вопроса

7. Выдержка при съемке

Всем известно, что дети, особенно маленькие, и особенно мальчики - известные непоседы. Вот поэтому и снимать их нужно на довольно большой скорости затвора. То есть при выдержке не менее 1/160 - 1/200 доля секунды. Ведь в любой момент ваша модель может сделать непредсказуемое и резкое движение, и снимок будет элементарно смазан.

Очень хорошо детей фотографировать в режиме приоритета выдержки. На элементах управления фотокамер — это режим обозначается символами Tv или S.

Если вы решили сфотографировать ребенка в движении, ну, например, при беге или в прыжке, то снимать вам придется на еще более короткой выдержке. Вплоть до 1/300 и даже до 1/800 долей секунды. А чтобы снимать на таких выдержках, нужно иметь достаточное количество освещения. Вот поэтому мы рекомендуем делать подобные снимки на улице, в ясный и солнечный день.

8. Важность кадрирования

Кадрировать детские снимки всегда нужно с некоторым запасом во все четыре стороны кадра. Дело тут в том, что ребенок в любой, порой даже самый неподходящий момент, готов выскочить, выпрыгнуть «за пределы кадра». Вот поэтому нужно оставлять для этого прыжка некоторый запас. Это позволит вам не «отрезать» у ребенка некоторые части его тела. Особенно часто обрезаются ноги, точнее, ступни. А лишнее пространство в кадре вам будет очень легко убрать в процессе постобработки фотографии на компьютере. Функция кадрирования есть во всех, даже самых простейших, графических редакторах.

9. Светочувствительность (значение ISO)

При фотографировании детей многие фотографы светочувствительность рекомендуют поднимать. Нужно это в первую очередь для того, чтобы уменьшить выдержку, при этом широко не открывая диафрагму. Всё это в комплексе даст вам достаточно хорошую глубину резко изображаемого пространства. Если вы работаете несложной компактной фотокамерой с маленькой матрицей, то самым большим для вас значением светочувствительности может стать всего лишь 400 единиц ISO. Зеркальные же фотоаппараты даже любительского уровня позволяют снимать и при 800 единицах ISO. Ну, а серьезные фотокамеры профессионального уровня дают возможность делать снимки при 3000-5000 и выше единицах ISO.

10. Фокусирование при детской съемке

Для детской фотосъемки очень хорошо использовать светосильные объективы. Светосила их должна быть около f/1,8 или f/2,8. Дело тут в том, что снимая в помещении при выдержке в 1/200 долю секунды, для того, чтобы сделать технически качественный кадр не всегда бывает достаточно света. Именно по этой причине фотограф, работающий в этих условиях, вынужден открывать диафрагму до достаточно больших значений. А это, как вы сами наверняка понимаете, неизбежно ведет к уменьшению глубины резко изображаемого пространства.

Фокусное расстояние и диафрагму мы рекомендуем выставлять таким образом, чтобы глубина резко изображаемого пространства была бы, как минимум, такой, чтобы в резкости было всё лицо модели полностью. Ну, а уж если нет возможности достичь большой глубины резкости, фокусироваться нужно так, чтобы идеально резким был глаз, который расположен ближе к фотокамере.

Если вы фотографируете ребенка в движении в полный рост, то систему автоматической фокусировки можно отключить, то есть на резкость наводить вручную (на подавляющем большинстве фотокамер эта функция легко отключается, посмотрите инструкцию к своему фотоаппарату). Для того, чтобы снимок движущегося ребенка был идеально резким, надо заранее «прицелиться» в нужное вам место, попросив кого-нибудь из помощников встать в эту точку. Ну а потом, когда ребенок будет бежать в ту или иную сторону и окажется в нужном вам месте, плавно нажать на спусковую кнопку затвора. Кстати, никогда не нажимайте на спуск резко, рывком. Даже в таких ситуациях, как вышеописанная, и снимая на коротких выдержках. Эта резкость движения кисти вашей руки, особенно при недостаточном опыте работы и при съемке маленькой и легкой «мыльницей», легко может вызвать смазку изображения.

Описанный выше метод работы очень хорошо подходит и для съемки различных детских спортивных соревнований или подвижных игр наших малышей.

11. Не забываем и о безопасности!

Как мы уже сегодня неоднократно говорили, дети, особенно маленькие, всегда весьма непредсказуемы. Вот по этой причине рекомендуем вам при работе с ними принять определенные меры безопасности. Ну, во-первых, это касается вашей фотоаппаратуры. Настоятельно рекомендуем защитить объектив нейтральным светофильтром или хотя бы блендой. Ребенок может просто-напросто потрогать его своей ручонкой, которая, не исключено, что окажется грязной. Да и вообще старайтесь не оставлять свою аппаратуру без присмотра. Малышу всегда хочется поиграть с незнакомыми предметами, а то и попробовать их на вкус. Особенно часто в том плане страдают фотокамеры, установленные на штативе. Ну, а различные провода осветительных приборов, да и сами эти осветительные приборы, как известно, находятся под электрическим напряжением и вызывают непосредственную опасность здоровью, а то и жизни вашей модели.

Ну вот, пожалуй, и всё, о чем мы хотели вам сегодня рассказать. Надеемся, что наши советы пригодятся вам, хоть как-то пойдут на пользу. Попробуйте применить их на практике при первой же представившейся возможности. Мы думаем, что результатами своей работы вы будете приятно удивлены.

48181 Совершенствуем знания 0

Как нужно фотографировать детей? Этот вопрос задают многие родители, поэтому и посвящаем этот урок, в котором мы поможет вам с выбором оборудования и параметров съёмки, дадим советы по компоновке и работе со светом, а так же приоткроем основы общения с детьми, необходимыми для их фотосъемки.

Традиционно для нашей фотошколы, все советы разделены на 2 части - настройки камеры и непосредственно практика съемки. И пусть вас не смущает номер урока - у вас все получится! :)

Давайте начнем с нескольких советов по настройке вашей фотокамеры для фотосъемки детей.

Режим приоритета диафрагмы. Съемка в данном режиме и светосильной оптике позволит вам контролировать глубину резкости (ГРИП), что является важным для портретной съемки, чтобы фон на фотографиях получался размытым, акцентируя внимание на объекте съемки. Оптимальным будет значение f/2.2-2.8 (по условиям съемки) для портрета крупным планом, и f/2.8-4 для съемки ростового портрета. Эти значения условны, используются лично автором урока, и вы можете практическим путем определить настройки своей камеры, которые посчитаете более правильными.

Если у вашей камеры нет режима приоритета диафрагмы (т.е ваша камера не имеет ручных настроек), вы можете воспользоваться режимом «портрет». При использовании данного режима автоматика фотоаппарата откроет максимально диафрагму для выбранного вами фокусного расстояния, уменьшив глубину резкости.


ISO - в зависимости от того, где происходит фотосъемка (в помещении или на улице) и от того, какой свет, устанавливайте значение светочувствительности на минимально возможное значение для предотвращения появления шумов. ISO на 100-200 - если освещение достаточно хорошее. Если освещение недостаточное и скорость затвора при малой ISO получается длинной, вы можете компенсировать это увеличением светочувствительности, но, рекомендую, не более 800.

Выдержка - старайтесь использовать 1/200 для статического прортета, когда ваш ребенок позирует, и, если дети не сидят на месте - поднимите до 1/500 или выше. Как уже было сказано выше, если света недостаточно и выдержка в режиме приоритета диафрагмы устанавливается длиннее 1/125 - увеличивайте ISO или приоткройте немного диафрагму. Если в вашей камере нет ручных настроек - используйте спортивный режим настроек.


Режим фокусировки - установите режим фокуса по одной точке - с детьми, которые постоянно двигаются, это будет оптимальным режимом. В простых мыльницах, к сожалению, выбрать режим фокусировки камеры нельзя (может стоит задуматься о смене камеры?).

Формат изображений при съемке - если у вас есть время и навыки обработки фотографий, то старайтесь делать снимки в формате RAW. Это даст больше возможностей для постобработки. И снова констатирую, что цифровые компакты не дают возможности выбора формата сохранения снимков.


Вспышка / Освещение - при наличии в камере разъема "горячий башмак" от использования встроенной вспышки лучше сразу отказаться. Если фотосъемка проходит в помещении свет используйте внешнюю вспышку с отражением светового импульса от стены или потолка (если они белые) или использовать рассеиватель, чтобы получить непрямой свет. Если внешней вспышки нет или камера не позволяет ее установить - постарайтесь фотографировать при натуральном свете и не беспокойтесь при этом о вспышке (за исключением моментов, когда вы снимаете против солнца и нужен будет заполняющий свет вспышки).

Объективы. Если ваша камера со сменной оптикой, то выбор определяется из условия, о которым рассказано в начале урока - большая светосила. При съемке детей в динамике необходимо использование объектива с зумом, при статической съемке - лучшим вариантом будет, конечно же, объектив с фиксированным фокусным расстоянием. Телевизионный зум-объектив позволит снимать непринужденные сцены с большой дистанции, а широкоугольный - делать панорамные снимки.

На этом с настройками закончено, пора переходить непосредственно к практике съемки.

Практика по фотографированию детей

Перед тем как давать специфические советы по фотосъемке детей, следует упомянуть о том, что ребенок в процессе фотосъемки должен чувствовать себя максимально комфортно и непринужденно. Можно показывать ребенку сделанные фотографии, давать смотреть фотокамеру или позволить самому сделать несколько снимков.

Место, где вы будете фотографировать , если будет ситуативным, но постарайтесь заранее продумать 2-3 сцены, которые вы хотели бы запечатлеть. Снимайте на природе (например, в парке или лесу), и в помещении (например, спальня или комната, где ребенок играет). Найдите место с простым, неярким фоном для постановочных поз (и посмотрите, чтобы сзади не было ковра!). Выбирайте места, где детям будет весело и интересно, тогда вы сможете сфотографировать их в непринужденной обстановке в игре.

Скрытая фотосъемка - старайтесь фотографировать детей настолько скрытно, насколько это возможно. Они могут заниматься в это время своими любимыми делами. Используйте телевизионный объектив.

Избегайте постановочной съемки, где ребенок, например, сидит среди игрушек с кислым лицом и безучастно смотрит на них. Картинка называется «Счастливый день рождения», но больше всего ей подходит другое название: «Достал этот фотограф и все ваши подарки». К сожалению, социальные сети просто кишат именно такими фотографиями.

Позирование - дети постарше любят позировать, а вот маленькие дети не очень к этому внимательны и фотографии, на которых они позируют, могут выглядеть немного неестественно и натянуто.

Самый лучший период для съемки младенцев - от 6 до 9 месяцев. Тогда у нас самые ангельские мордашки, распахнутые глазёнки и самое управляемое настроение. В этот период младенцы смотрят на то, что им показывают, лежат там, где их положат, трогают то, что дают. В общем, идеальные модели. В год-два начинает проявляться характер. Тут уже как повезет. Может быть все игры, которые вы ему приготовили, будут совершенно ему не интересны. В три-четыре детей трудно заставить постоять на одном месте. Даже не надейтесь, что вы поставите маленького ребенка перед объективом, и он будет вам лучезарно улыбаться, поворачиваться в разные стороны и реагировать на все, что вы скажете. Не будет. 100%. Съемочная площадка превращается в площадку для активных игр, причем играть всегда хочется не там, где фотографируют. А вот ближе к 5 годам ребенок может уже хорошо позировать.

Фотографируйте на уровне лица ребенка - обычный маленький ребенок не выше половины вашего роста и если фотографировать его с вашей высоты, снимки получатся обычными и не выразительными, и пропорции тела ребенка будут нарушены. Поэтому присядьте на уровень глаз ребенка.

Использование зума . Можно увеличивать фокусное расстояние зумированием, но не забывайте, что при этом объективы с переменным значением диафрагмы уменьшают светосилу, и, соответственно, возрастает выдержка и увеличивается ГРИП. Лучше при этом зум не использовать, оставив объектив в широкоугольном положении и сделать снимки в окружающем контексте, не забывая при этом, что на снимках должны также доминировать лица детей, а не только окружение.

Фокусируйтесь на глазах . Уделите максимальное внимание глазам ребенка. Четкие глаза на снимке всегда привлекут к нему внимание зрителя.

Фон. Обратите внимание на фон ваших фотографий. Фон придает контекст фотографиям, но он может и отвлекать внимание от главного объекта съемки. Перед съемкой уберите все лишние предметы из кадра. Экспериментируйте с фоном разных цветов и текстур или же наоборот сделайте снимок так, чтобы фон на нем вообще не было видно.

Одежда - выбирайте одежду, в которой ребенку будет комфортно, и которая будет отражать его индивидуальность. Также хорошо иметь несколько разных костюмов, если съемка будет происходить в разных местах. Избегайте ярких, кричащих цветов и аксессуаров в кадре - они отвлекают внимание от глаз ребенка и создают некое цветовое пятно - визуальный центр фотографии.

Для получения оригинальных снимков используйте режим непрерывной съемки .

Включайте в кадр других людей как еще один способ помочь ребенку раскрепоститься - добавьте родителей, братьев, сестер, друзей и т.д. Это добавит замысел взаимоотношений в кадр и отвлечет ребенка от фотографа. Двоих детей снимать интереснее, чем одного, но и сложнее. Тут эмоции одного ребенка должны совпадать с эмоциями другого, иначе получится полный разброд. Здесь тоже легче дать им какое-то задание и снимать, что они будут делать. Только тогда фотография не будет выглядеть наигранной.

Делайте фотосессию максимально веселой . Старайтесь развеселить ребенка, попросите его делать какие-нибудь забавные вещи, это сделает снимки более энергичными и поможет ребенку расслабиться. Чем веселее будет ребенок, тем более искренними и оригинальными будут его снимки.

Световая схема , которую вы будете применять в помещении, не должна быть сложной и тяжело настраиваемой. Детям скажешь стоять здесь, а они отойдут на полметра в сторону. И именно в стороне будут самые хорошие кадры. Если свет у вас настроен на конкретную точку и конкретный ракурс, у вас мало что получится. Легко снимать детей на белом фоне, где шаг в право, шаг влево, большой роли не играет, хотя, конечно, за светом все равно надо следить, и по возможности его править.

Выделим отдельно фотосъемку в детских садах и школах

Производственный процесс школьной фотосъемки требует тщательной организации. Дело в том, что на фото съемку одного класса, обычно, можно затратить время, сопоставимое с одним уроком. В классе от двадцати пяти до сорока пяти учеников. Урок длится сорок пять минут. Следовательно, на каждый портрет у фотографа есть всего одна минута.

Переносная студия в миниатюрном варианте состоит из студийной вспышки мощность 150 дж (при расстоянии от зонта до глаз ребенка 130 см дает диафрагму 8), зонта диаметром 100 см (отодвигать зонтик больше чем на метр тридцать от глаз — плохо. Он при этом перестает давать мягкий светотеневой рисунок, а использовать зонты большого диаметра — нельзя: они занимают слишком много места), отражателя справа от фотографа (в см двадцати от плеча ребенка) и источник рисующего свет (в идеале должен стоять так, чтобы в процессе съемки не надо было его слишком часто перемещать, примерно на 20 см выше головы ребенка, угол — 45 градусов к оси объектива).

Открывать дырку еще больше 8 плохо, потому что не остается запаса глубины резкости, и в случае малейшей ошибки можно получить брак. Учитывая темп съемки, лучше не рисковать.

Дети на переменке как с цепи срываются, носятся как метеоры, то и дело сбивая забор из стульев, сооруженный вокруг студии. Им ничего не стоит завалить любую из вспышек на пол. Поэтому на переменках съемка прекращается, фотограф переквалифицируется в секьюрити.

Объектив должен позволять снимать поясной портрет с расстояния вытянутой руки. Это важно, потому что то и дело приходится поправлять детям воротнички рубашек, галстуки, челки. Портретники отличаются мягким рисунком, небольшой глубиной резкости и обычно большой светосилой.

Начиная съемку класса, отключите автофокус и постройте кадр так, чтобы голова портретируемого занимала три четверти кадра, корпуса не было слишком много, а над головой оставалось небольшое пространство размытого фона. Теперь наведите резкость на глаза ребенка и заклейте кольцо наводки на резкость скотчем. Главное, чтобы в процессе работы не менялся масштаб изображения головок. Когда они соберутся все вместе на одной классной виньетке, разнокалиберные головы будут смотреться некрасиво. Наводить резкость придется путем изменения положения собственной головы: то приближаясь к глазам клиента, то отдаляясь от них. Не очень удобно, зато гарантирована стандартность продукта на выходе. Еще одна важная мелочь. В момент съемки зеркало камеры поднимается, и вы на короткое мгновение теряете человека из виду. А он именно в этот момент норовит моргнуть. Есть только один способ избежать этого в процессе съемки: нужно смотреть одним глазом в объектив, а другим - прямо на ребенка и в случае необходимости снять дубль. Страховаться от ошибок, то и дело рассматривая дисплей камеры, не выход — сбивается темп работы.

Накануне съемки дети обычно получают от родителей массу «полезных» советов. Надрессированное дитя, садясь на стул перед фотографом, надувается, как пузырь, начинает поправлять прическу, воротник, жевать собственные губы или выдает такую кривую улыбку, что впору самому расхохотаться. Очень многое в этом случае зависит от поведения фотографа. Нельзя давать ребенку опомниться. Как только вы усадили его и поправили прическу, одежду -сразу же задайте ему какой-нибудь дурацкий вопрос, не имеющий к съемке никакого отношения, но требующий переключения внимания. Например: «Сколько будет кважды ква?», «Как зовут твою кошку?», «Поверни нос чуть левее» и т. п. Таких заготовок должно быть у вас в запасе довольно много, чтобы для каждого следующего ребенка вопрос был неожиданным.

Дети обычно стоят в очереди возле студии и все происходящее наблюдают как маленький спектакль, в котором фотограф — и режиссер и актер одновременно. И оттого, интересен ли детям спектакль, зависит их поведение во время съемки. В тот момент, когда ребенок слышит вопрос, он волей-неволей переключает внимание с желания быть красивым и управлять мышцами лица на обдумывание неожиданного вопроса. Физиономия его в это время приобретает естественное выражение. Вот это и есть момент истины, ловите его, нажимайте на спуск. Спустя мгновение ребенок обдумает вопрос и отреагирует: начнет говорить, улыбаться и снова станет играть «красавчика».

Не стоит снимать говорящих детей, выжимать из них улыбки, если они сами вам не улыбаются с полной мерой доверия. Очень некрасивы неровные зубы или всякие железки во рту. Таким ребятам лучше вообще рот не открывать.

Не следует позволять детям стоять прямо за вашей спиной. Они начинают корчить рожицы, показывать рожки, словом, развлекать того, кто уже снимается. Это сбивает ритм съемки, мешает созданию оптимального настроения всего класса. Уверенность, доброжелательность, спокойствие, мягкая терпимость к детским шалостям и в то же время твердость в организационных требованиях - совершенно необходимы. Если удастся уговорить учительницу приводить в порядок своих сорванцов, и вы не будете тратить время на причесывание непокорных хохолков и приведение в порядок воротничков и галстуков, вам удастся снять весь класс за сорок пять минут и при этом не «наплодить» брака.

Старшие классы снимать сложнее. Девочки все сплошь фотомодели. Они могут сесть на стул спиной к свету, потому что эта сторона их лица им кажется лучше. Уговаривать пересесть - бесполезно. Необходимо заранее подготовиться к перестановке света и отметить на полу место установки стойки с зонтиком. Крупных ребят снимать придется стоя. Разговоры с ними и отвлекающие маневры должны быть более изощренными и с юмором. Команды приказным тоном не проходят. В обстановке конфронтации съемка идет плохо. У многих ребят подростковые прыщики. Поэтому запаситесь хорошей кроющей пудрой и маскирующими карандашами. Под дружный смех ребят придется в быстром темпе, не слушая возражений, красить щеки и лбы. В итоге получается вполне приличные портреты без прыщиков и веснушек. Альтернатива - компьютерная ретушь.

На этом на сегодня все. Надеюсь, материалы этого урока были интересны и полезны для вас. Успехов и всего вам фотографического!

Наверное, в каждой семье имеется свой фотоальбом, где центральное место занимают детские фотографии. Родители, бабушки и дедушки готовы часто смотреть на фотографии своих чад и внуков, а затем показывать их друзьям и родственникам. Кто же не хочет иметь красивые фотографии детей, тем более что они так быстро растут? Детские фотографии – это иногда смешные, порой серьезные, но всегда очень яркие, интересные и неповторимые кадры. Они являются лучшим способом вернуться в прошлое, ведь такие ясные глаза и беззаботную улыбку, как у ребенка, редко встретишь у взрослого человека.

Родители всегда стараются создать в семейном фотоальбоме историю развития и становления малыша как личности. Однако детская фотосъемка – это совершенно особый жанр фотографии, в котором далеко не всегда все проходит гладко. Чтобы получить яркие снимки, на которых ребенок будет выглядеть счастливым, раскрепощенным и естественным в своей юности, необходимо знать о некоторых особенностях и тонкостях детской фотосъемки.

Особенности фотосъемки детей

Собственно, главная особенность и одновременно сложность детской фотосъемки заключается в том, что детей абсолютно не волнует конечный результат, в отличие от взрослых моделей. Во время съемки маленькие существа не сидят без дела и постоянно двигаются. Шумные и неугомонные маленькие фотомодели создают неудобства фотографу, ведь поймать красивый и интересный кадр в этом постоянном движении зачастую практически невозможно.

Далеко не каждый ребенок будет смиренно ждать подготовки оборудования и выбора подходящего ракурса для фотографии. Дети не будут стоять в заученной позе перед камерой, как это делают взрослые. В детской фотосъемке самые интересные кадры получаются тогда, когда дети заняты своими делами и не подозревают о том, что их снимает фотограф. Такой «эффект неожиданности» позволяет запечатлеть на фотографиях неповторимую мимику и непосредственность детей.

Опытные детские фотографы перед началом съемки обычно оценивают состояние ребенка – не слишком ли он устал на момент фотографирования, нервничает ли он или совершенно не обращает внимания на фотографа и занят своими делами. Если ребенок в данный момент явно не хочет фотографироваться, лучше не настаивать, ведь в этом случае снимки, скорее всего, окажутся испорченными недовольным выражением лица. Здесь фотографу нужно войти в доверие, настроить ребенка на веселую игру или придумать обстановку, которая бы не мешала детям заниматься своим делом.

Как правило, чем младше ребенок, тем сложнее ему объяснить, что фотокамера не такой уж страшный аппарат, а выражение лица во время фотосъемки не должно быть хмурым или суровым. Если ребенок боится окружающей обстановки и фотографа, то можно дать ему ненадолго фотоаппарат (безусловно, под чутким контролем), чтобы вместе с ним сначала поснимать любимые игрушки или родителей и показать конечный результат. После этого ребенок, вероятно, захочет помогать фотографу во время съемки и уже сам попробует себя в роли модели.

Дети не всегда в настроении фотографироваться, смеяться и общаться с незнакомыми людьми. Бывают ситуации, когда ребенок просто наотрез отказывается от съемки. Это может быть вызвано самыми разными причинами – тем, что у малыша режутся зубки или ему просто не понравилось чужое, незнакомое место, где проходит съемка. Профессиональные фотографы всегда начинают с того, что некоторое время тратят на общение с ребенком, чтобы он привык к фотографу и окружающей обстановке. На съемку, помимо фотооборудования, рекомендуется брать те вещи, которые помогают успокоить малыша, например, разнообразные игрушки.

Для того, чтобы заинтересовать ребенка участием в фотосъемке необходимо создать для него обстановку сказки или магии. Здесь детский фотограф должен проявить фантазию. При фотографировании детей иногда приходится создавать отдельные декорации, либо придумывать игровые сюжеты и разнообразные забавы. В частности, создать такие условия, в которых девочка представила бы себя феей, принцессой или бабочкой. Один из лучших способов – это устроить игру со сверстниками, игрушками, водой или животными, чтобы ребенок на время вообще забыл о фотоаппарате и фотографе.

Конечно, не всегда даже у профессиональных детских фотографов с огромным опытом работы действуют проверенные способы, как заинтересовать ребенка в фотосъемке. Ведь каждый ребенок является яркой индивидуальностью, к которой требуется найти особый подход. Однако в любом случае залог для получения хороших детских фотографий – это настрой снимающего. Фотограф должен на время сам немного стать ребенком, то есть радоваться пустякам и превратить весь процесс в веселую и увлекательную игру.

Несмотря на то, что такая фотосъемка имеет свои сложности, тем не менее, дети являются прекрасными моделями. Ведь они воспринимают весь процесс съемки как забавную игру, а потому, в отличие от многих взрослых людей, совершенно естественно выглядят перед камерой, чувствуют себя прекрасно и весело. При съемке детей рекомендуется снимать как можно больше кадров. Впоследствии, изучая и анализируя полученные результаты, можно оценить основные недочеты и сделать для себя несколько заметок на будущее.

Наверное, многие родители задаются вопросом, с какого возраста можно начинать снимать ребенка, что называется профессионально? На самом деле фотографировать ребенка можно как только сами родители почувствуют в этом необходимость, ведь интересные кадры можно получить и с только что родившимся малышом. Хотя съемка грудных младенцев является довольно сложной задачей, поскольку ребенок в основном просто лежит на животике или на спинке, тем не менее, и здесь можно отыскать интересные композиции и сюжеты. Фотографу стоит чем-то привлечь внимание малыша, чтобы добиться эмоций на его крохотном личике.

Что касается места съемки, то фотографировать детей лучше всего на открытом воздухе. Особенно на природе, ведь свежий воздух, деревья или речка всегда поднимают настроение ребенку и, тем самым, создают все возможности для того, чтобы запечатлеть на его лице яркие эмоции и радостную улыбку. Сидя в стороне с камерой, фотограф может наблюдать за играющими детьми и время от времени снимать живые, реалистичные кадры. Также хорошо снимать в парке аттракционов или зоопарке.

Если же съемка проходит на городских улицах, то стоит позаботиться о том, чтобы в кадре получился красивый задний план, также следует тщательно продумать ракурс съемки. Нужно помнить, что дети не любят подолгу находиться на одном месте и тем более сидеть в одном положении, поэтому все должно быть продумано заранее, а фотограф всегда должен быть наготове, чтобы не пропустить интересный момент.

Студийная съемка – более сложный процесс, поскольку ребенок должен сначала привыкнуть к непривычному окружению, он обращает пристальное внимание на фотографа и окружающее фотооборудование. При съемке портрета в студийных условиях фон лучше выбирать нейтральный, чтобы он не отвлекал внимания от черт лица. С особой осторожностью необходимо использовать вспышку, поскольку она может просто испугать ребенка, особенного это касается маленьких детей.

Техника и приемы съемки детей

Какое фотооборудование требуется для детской фотосъемки? Определим основные требования к фотокамере:

— Камера должна иметь быструю систему автофокусировки, с помощью которой можно будет поймать в кадре неусидчивых и вечно бегающих детей. Вообще, высокая скорость работы фотоаппарата при детской съемке очень важна, ведь дети необычайно шустрые и порой у фотографа имеется всего лишь пара секунд, чтобы запечатлеть интересный момент.

— Фотоаппарат должен обеспечивать съемку сериями из нескольких кадров подряд. Режим серийной съемки достаточно часто будет востребован при съемке детей.

— Камера должна обеспечивать качественную съемку в условиях недостаточного освещения. Например, в любой обычной комнате при электрическом освещении, когда за окном уже вечереет. Условия недостаточного освещения не должны сказываться на появлении неприятных шумов или смазывании картинки вследствие использования долинной выдержки.

Безусловно, в большей степени всем этим требованиям удовлетворяет хорошая цифровая зеркальная фотокамера. Она отличается быстрым модулем фокусировки, способностью снимать даже в слабо освещенном помещении и делать серии кадров. Также зеркалки позволяют менять объективы и пользоваться внешними вспышками. Впрочем, как показывает практика, для съемки детей совершенно необязательно иметь в своем распоряжении какой-то дорогой и громоздкий зеркальный фотоаппарат.

Снять яркие и запоминающие детские фотографии можно и обычным компактным фотоаппаратом, главное – это высокий профессионализм фотографа, его любовь к детям и желание как можно более красиво запечатлеть их в кадре. Яркое тому доказательство – множество потрясающих и удивительных детских снимков, сделанных с помощью недорогих компактных камер.

В основном детей рекомендуется фотографировать примерно с уровня глаз ребенка, чтобы наилучшим образом запечатлеть выражение его лица, красивую улыбку и светящиеся глаза. С высоты роста взрослого человека или с верхнего ракурса, пожалуй, лучше снимать только грудных младенцев. Не забывайте о снимках, сделанных в движении – они отлично передают динамику и живость ребенка. Чтобы получить такие кадры, рекомендуется задействовать режим спортивной съемки в цифровом фотоаппарате.

При портретной съемке можно попробовать поснимать с максимально открытой диафрагмой, чтобы отделить ребенка от фона и сделать портретный снимок более легким, воздушным. Если съемка проходит на открытом воздухе, необходимо постараться по максимуму использовать естественное освещение. Например, красивые кадры получаются при съемке в тени деревьев, когда мягкий солнечный свет играет на листве и лице ребенка.

Конечно, немаловажен и внешний вид самого ребенка: можно расчесать его первые кудряшки, надеть на него яркую и нарядную одежду или просто окутать его пледом. Интересные результаты порой дает фотосъемка с нижних ракурсов, когда фотограф опускается до роста ребенка или даже до самого пола, где ему открывается удивительный мир маленького существа, который очень отличается от привычного нам мира взрослого человека. Еще один совет – при съемке ребенка внимание фотографа должно быть сосредоточено не только на его довольной, счастливой или задумчивой физиономии, но и на повседневной жизни малыша – играх со сверстниками, кормлении ребенка или чтение книги вместе с мамой. Каждое незначительное событие в жизни ребенка на фотографиях впоследствии может показаться безумно интересным и увлекательным.

В детской фотографии очень важно избегать неэмоциональных, скучных кадров. Всегда нужно стараться вызвать переделенную реакцию у ребенка, чтобы запечатлеть на снимках те или иные эмоции. Для этого существует множество способов – игры, забавы, шутки, превращение процесса съемки в сказочное действие. Полностью срежессировать детскую фотосъемку очень сложно, поэтому старайтесь просто превратить процесс фотографирования в веселую игру, которая принесет море удовольствия и Вам, и ребенку.


Продолжаю выкладывать сюда свои заметки по технике фотографии.
На этот раз о фотосъемке детей дома. Итак, моя основная цель и желание - поймать эмоции детей и сфотографировать их в "естественной среде обитания" за обычными для них занятиями. Студия с реквизитом и интерьером не мой выбор - потому что по прошествии времени интересно рассматривать именно домашние и естественные снимки. И именно из обычных бытовых мелочей складывается жизнь и заботы ребенка.

Квартирка у нас самая обычная - однокомнатная хрущевка в которой мы живем вчетвером и кот, окна хоть и выходят на солнечную сторону, но на естественный свет осенью и зимой из-за пасмурной погоды рассчитывать не приходится, хотя летом освещение в квартире получается замечательное.

Поэтому основные проблемы с которыми я столкнулась при попытках сфотографировать детей в свой квартире:

1. Мало места, ну и тут же - обычной бедлам и беспорядок который, находясь на заднем плане, отвлекает и перетягивает на себя все внимание, да и вообще выглядит не особо эстетично, но такова реальность

2. Темно, а иногда и очень темно

3. Желтый свет от ламп. Из-за него все изображение уходит в желтизну, а если еще и в окно светит фонарь с синим светом, то с балансом белого вообще беда наступает

4. Не люблю когда дети позируют, поэтому надо "подлавливать" их за естественными занятиями, а когда дети заняты чем-то интересным они сосредоточенны - голова пригнута, волосы падают на лицо и приходится что-то придумывать чтобы в кадре был не только затылок.

Проблемы с бедламом, маленькими габаритами и темнотой будем решать с помощью взрывчатки светосильного фикса 35mm f/1.4. Такое фокусное позволят вполне органично и удобно снимать в ограниченном пространстве, при этом отсекает все ненужное с заднего плана, а хорошая светосила решает сразу две проблемы - размыть задний план чтобы не было видно беспорядка и побороться с недостатком света.

Дети - существа достаточно подвижные, поэтому чтобы не было сильного смаза от их движений выдержка должна быть не меньше 1/100, а лучше не меньше 1/200, это накладывает ограничения на диапазон используемых ISO, потому что даже если снимать на максимально открытой диафрагме освещения не достаточно чтобы нормально проэкспонировать кадр на маленьких ISO, поэтому ISO приходится ставить от 1600 и больше (ну да, я не люблю вспышки и принципиально снимаю без них).


1/125| f/1.4 | 35 mm | ISO 1600
\
1/90 | f/1.4 | 35 mm | ISO 1600


1/75 | f/1.4 | 35 mm | ISO 1600

Практически всегда я снимаю в режиме приоритета диафрагмы, но тут есть одна особенность. Эти три снимка сделаны с интервалом в пару минут, в пределах одной комнаты, но из-за того что ребенок чуть-чуть перемещался относительно люстры автоматика камеры отработала таким образом что выдержка на всех трех снимках получилась разная, хотя никакие остальные параметры не менялись. А для съемки подвижных детей выдержки 1/75 как на последнем снимке уже многовато - может быть смаз от движения. На такой случай есть небольшая хитрость - у меня в камере есть режим который представляет из себя что-то среднее между режимом с приоритетом выдержки и режимом с приоритетом ISO. В настройках можно жестко задать, что камера не может устанавливать выдержку больше указанного значения (по моему опыту, при съемке играющих детей это что-то вроде 1/100 - 1/200), тогда если освещенности кадра при заданной диафрагме и минимальной выдержки не достаточно для нормального экспонирования камера поднимет ISO - довольно удобный режим если освещение постоянно меняется и не хочется то и дело контролировать выдержку.

Довольно удобный способ снимать портреты в ограниченном пространстве без нормального задника - это снимки сверху. При этом ребенок может лежать или сидеть, а в качестве фона будут покрывало\паркет\ковер\простыня которые неплохо размоется в относительно однородный фон с помощью открытой диафрагмы

Еще один снимок сверху


Кстати, при съемке и попытках поймать лучший момент не стоит забывать о композиции и о том что фокус должен быть на глазах (ну или хотя бы на лице) ребенка, что становится особенно актуально а таких открытых диафрагмах как 1.4. Тут на помощь может прийти режим, который позволят передвигать точку фокусировки с помощью клавиш со стрелками - компонуем кадр как нам надо, потом кнопками передвигаем точку фокусировки из центра в то место где у детей глаза и, вуаля, - можно снимать без особых хлопот - это быстрее и проще чем ручная наводка на резкость и надежнее, чем сфокусироваться по центру, а потом изменить композицию.


Ну и естественно, детей лучше всего снимать с уровня их глаз (ну в большинстве случаев, да), так получаются органичные и естественные снимки.

Фотографируйте детей за их обычными занятиями - мягкие игрушки, книжки, рисование и лепка - именно из этого складывается жизнь маленького человека, воспоминания о которой Вы оставите своими снимками. Не забываем следить чтобы на заднем плане не было никаких особо ярких пятен отвлекающих внимание, и размываем его по мере возможностей камеры и объектива.

При этом можно попробовать немного срежиссировать ситуацию - посадить ребенка лицом к свету, так чтобы задним план был более подходящим, заколоть вечно падающие на лицо волосы (у моих дочерей длинные волосы, закалывать дома они их не любят, но чтобы на фотографиях было лицо ребенка придется волосы заколоть)

Или вот процесс рисования. Я поставила стол для рисования в самое освещенное место комнаты и как можно дальше от детского уголка с игрушками чтобы они размылись как можно сильнее. Вспоминаем, что степень размытия заднего плана завит от расстояния до него от точки фокусировки, поэтому чем дальше ребенок находится от заднего плана, тем сильнее этот задний план размывается), а рядом поставила торшер чтобы было чуть светлее. Никакой вспышки или дополнительных осветительных приборов.


Тут чтобы в кадре было хоть чуть-чуть видно лицо дочери, мне пришлось снимать снизу.

Младшую дочь тоже пришлось снимать чуть снизу, при этом надо следить за композицией чтобы не получилось так, что в кадр попадут одни руки и стол.