Банки

Помощь будущему руководителю. Советы начинающему руководителю

Аудиосаммари прямо перед вами. Можете слушать онлайн или нажать на кнопку в правом верхнем углу, чтобы скачать mp3-файл .

Карен Прайор — Не рычите на собаку!
(саммари)

Тренировка с подкреплением подходит как для дрессировки животных, так и для формирования определенного вида поведения у людей.

Конечно, она не избавит вас от всех проблем, да и многие проблемы не настолько существенны, чтобы тратить силы на тренировку.

Но есть довольно большое количество случаев, когда подкрепление может пригодиться.

Глава 1. Что такое «подкрепление»

Виды подкрепления

Положительное подкрепление — то, что происходит одновременно с поступком и ведет к повышению вероятности этого поступка в будущем.

В отличие от наград, которые могут даваться гораздо позже происшедшего (например, награждение победителей соревнований), подкрепление должно происходить в тот же момент, что и само желаемое действия, или сразу после него — главное, чтобы в голове эти два момента связывались в одно целое.

В этом состоит суть успешного обучения.

Подкрепление бывает положительным (то, чего желает субъект: еда, похвала и под.) и отрицательным (то, чего субъект хотел бы избежать: удар, порицание и под.).
Уже существующее поведение можно положительно подкрепить: например, если вы хотите, чтобы ваш любимый человек звонил вам чаще, нужно не обвинять его в том, что он редко звонит (тем самым вызывая у него раздражение и желание звонить реже), а выражать радость и таким способом создать положительное подкрепление.

Однако подкрепление не абсолютно. Когда вы не голодны, еда не будет положительным подкреплением. Для подкрепления выбирают то, чего желает субъект.

Нужно иметь несколько подкреплений для каждой ситуации. Когда обучаемый не знает, что он получит в следующий раз, он испытывает больше интереса к таким сюрпризам.

Отрицательно же подкрепление – довольно спорный вопрос в психологии, т.к. наказывают уже после поведения, т.е. нельзя избежать наказания, поменяв взгляды, потому что неправильно поведение — уже свершившийся факт.

Например, ребенок, который подрался с одноклассником, в дальнейшем может вести себя по-разному, но он уже не сможет изменить факта той самой драки. И наоборот, отрицательного подкрепления можно избежать, если вовремя скорректировать поведение.

Или вы взяли со стола коллеги его любимую ручку и ловите на себе его взгляд. Вы кладете ручку на место и видите, как выражение его лица смягчается. Вы усваиваете этот момент.

Время подачи подкрепления

Подкрепление должно происходить одновременно с действием, которое нужно изменить.

Не допускайте как раннего, так и запоздалого подкрепления, потому что отсрочка подкрепления часто оказывает негативное воздействие (например, если муж говорит жене: «Ты вчера была такая красивая», это может вызвать резонный вопрос жены: «А разве я сейчас (всегда) не красивая?»), а преждевременное подкрепление (в виде подарков, комплиментов и др.) поощряет только попытки, но не сами действия.

Размер подкрепления

Чем меньше величина подкрепления, тем лучше. При работе с животными это значит, что животное быстрее съест его и получит больше подкреплений за одно занятие (при этом самой любимой пищи дрессировщики обычно дают еще меньше).

В любом случае стоит учитывать сложность решаемой задачи.

Большой куш

Получение куша (т.е. награды, которая в разы больше обычного подкрепления и является сюрпризом) – один из наиболее эффективных приемов подкрепления, будь то большая порция рыбы для дрессированного дельфина или неожиданный праздник в офисе.

Условное подкрепление

Дрессировка животных почти по всех случаях начинается с выработки условного подкрепления. Условное подкрепление — это какой-либо первоначально ничего не значащий сигнал (звук, свет, движение), который специально связывают с подачей подкрепления.

Для животных это могут быть предметы, например, полицейский свисток, или слова поощрения: «Хорошая собака!», а у людей в роли такого поощрения могут выступать, например, слова школьного учителя «Очень хорошо» и под.

Перед тем как выработать нужное поведения, вы учите субъект понимать значение условного подкрепления, сочетая его с едой или другим истинным подкреплением.

При работе с животными вы понимаете, что субъект начинал узнавать сигнал, означающий «Хорошо!», когда видите, как животное совершает какое-либо движение при действии условного подкрепления и начинает ждать истинное подкрепление.

Для людей условным подкреплением являются деньги, за которые они могут работать в течение очень длительного срока, т.к. данное условное подкрепление является обозначением вещей, которые можно на них купить. Вероятно, причина такого действия денег лежит в том, что их можно связать с чем угодно.

После выработки условного подкрепления пользуйтесь им осторожно, чтобы его действенность не уменьшилась.

Режимы подкрепления

Постоянное подкрепление необходимо только во время обучения. Согласитесь, будет странным, если после того как вы научили ребенка плавать, вы всё время будете комментировать его действия: «Ты правильно плывешь, молодец, у тебя всё получится!».

В этом случае нужно использовать эпизодическое подкрепление, т.е. давать его в случайном порядке.

Долговременные программы поведения

Проблема при работе с фиксированным режимом подкрепления состоит в том, что первые действия не подкрепляются, из-за чего у субъекта возникает желание делать их хуже.

Например, зарплата в конце недели – это фиксированное подкрепление, из-за которого для многих начало недели является очень тяжелым. В случае, например, с дельфинами, помогает случайное подкрепление первого или второго прыжка в серии, кроме последнего.

Другим явлением, которое возникает при длительных интервалах между подкреплениями, -замедленный старт, но существует способ преодолеть отсроченное начало – ввести подкрепление именно за старт.

Например, если после работы так не хочется час ехать на тренировку, еще час заниматься там, а третий час тратить на дорогу домой, можно разбить всю последовательность на этапы и вознаграждать себя за каждый из них (для кого-то подойдет кусочек шоколадки, для кого-то – фрукт), по прошествии времени подкрепление уже не понадобится.

Долой суеверия

Согласитесь, сложно внимательно не изучать пол в зале кинотеатра, если накануне вы нашли там купюру.

Хотя случайное подкрепление часто не имеет полезного эффекта, оно может оказать значительное воздействие на поведение, и человек оказывается во власти суеверия.

Например, некоторые спортсмены выполнят определенные ритуальные действия перед броском и верят, что именно это принесет им удачу, хотя это всего лишь случайно обусловленное поведение.

К сожалению, от суеверия не так просто избавиться, т.к. оно обычно сильно оберегается. Но всё-таки способ есть – удостовериться, что оно не связано с подкреплением.

Организованное подкрепление

Во многих организациях, будь то общество по борьбе с лишним весом или курсы уверенности в себе, подкрепление происходит за счет влияния группы.

Такие формы группового признания, как значки, дипломы, церемонии награждения, являются очень сильным подкреплением.

Самоподкрепление

Также очень полезно использовать самоподкрепление, которое является одним из способов наградить себя за труды, расслабиться, например, после тяжелой трудовой недели.

Кто-то использует нездоровые способы самоподкрепления (сигареты, вредная пища), но самыми лучшими являются здоровые способы: проведенное время с семьей, прогулка, просмотр фильм, чтение книги.

Глава 2. Процесс выработки

Суть процесса выработки

Смысл процесса выработки заключается в том, чтобы использовать каждую тенденцию изменений поведения в необходимом направлении.

Данный процесс представляет из себя в основном выработку поведения – от игры в гольф до вождения автомобиля. Когда мы в чем-то упражняемся или пытаемся изменить свое поведение, мы находимся в процессе выработки.

Достижение определенного результата в большей степени зависит от упорства, а не от искусства.

10 правил успешной выработки:

1. Увеличивайте критерии постепенно. Вы должны понимать, что субъект уже способен на это. Не форсируйте.

2. В каждый определенный момент работайте над чем-то одним. Разделите задачу на компоненты, тогда обучение будет продвигаться быстрее.

3. Прежде чем увеличивать или повышать критерий, используйте вариативную шкалу подкреплений. Как только субъект усвоил поведение, нужно подкреплять его не каждый раз, чтобы поддерживать его на данном уровне.

4. Перед введением нового критерия на время ослабьте старые. То, что уже выучено, не забудется.

5. Планируйте систему обучения так, что, если ваш подопечный совершит неожиданный рывок в обучении (у него возникнет внезапное озарение), вы будете знать, что и как подкреплять далее.

6. Не меняйте тренеров на полпути. Не отдавайте своего ученика другому тренеру. Определенное поведение, которое должно быть выучено, требует только одного учителя в каждый конкретный момент времени. Менять преподавателя на середине пути можно, только если обучение зашло в тупик и вам уже нечего терять.

7. Когда одна процедура выработки не дает необходимый результат, попробуйте другую.

8. Не заканчивайте урок без положительного подкрепления, иначе это будет восприниматься как наказание.

9. Если выученное поведение становится хуже, пересмотрите систему обучения. Вероятно, нужно будет вернуться к самому началу и быстро заново пройти этот путь.

10. Научитесь завершать работу, останавливаясь на хорошем ответе.

Феномен дзэн

Если не получается окончить занятие на подъеме, можно завершить его чем-то легким, например, игрой. Главное – не заканчивать урок введением нового материала.

Формируем свое поведение

Главная трудность здесь состоит в том, что человек должен сам себе давать подкрепление. Но тогда исчезает эффект неожиданности. Самым успешным методом самоподкрепления является постоянная фиксация результатов.

Нужно вести ее так, чтобы прогресс было видно сразу, например, можно использовать графики, т.к. они наглядно отражают весь процесс изменений.

Глава 3. Управление с помощью стимулов

Правила управления с помощью стимулов

Стимул – это фактор, вызывающий реакцию, действие. Первичные стимулы возникают без тренировок: вздрагивание в ответ на громкий звук и т.д. Другие же запоминаются благодаря ассоциациям: на зеленый свет светофора мы идем, на красный — стоим.

Чтобы воздействовать на субъект с помощью сигналов, нужно сформировать необходимое поведение, а затем сделать так, чтобы оно происходило одновременно с определенным сигнала или сразу после него. Такой стимул после становится сигналом поведения.

Контроль с помощью стимулов определяется 4 условиями (рассмотрим их на примере разучивания собакой команды «Сидеть!»):

1. Поведение должно всегда осуществляться сразу же после подачи условного стимула (когда собаке приказывают, она садится).

2. Поведение никогда не должно возникать без стимула (во время тренировки собака не должна садиться беспричинно).

3. Поведение никогда не должно проявляться в ответ на другие стимулы (когда вы говорите: «Лежать!», собака не должна садиться).

4. В ответ на данный стимул не должно возникать никакое другое поведение (когда вы говорите «Сидеть!», собака не должна ложиться или совершать другое действие).

Только когда все 4 условия соблюдены, собака окончательно понимает команду «Сидеть!», это означает, что теперь вы управляете ею с помощью стимула.

Что может быть условным стимулом?

Условным стимулом может быть все, что доступно восприятию: звуки, свет, прикосновения. Как только субъект научится воспринимать его, сигнал можно будет использовать для вызова выученного поведения.

Интенсивность сигнала и стирание стимулов

Нет конкретных требований к силе и величине условного сигнала. Главное: сигнал должен быть узнаваемым. Например, когда вы видите красный свет, вы останавливаетесь. Пока вы узнаете сигнал, вы понимаете, что нужно делать.

Поэтому, после того как стимул заучен, можно даже постепенно его уменьшать, пока он не станет едва заметен, но все равно будет давать такие же результаты.

Также существует эффект «стирания» стимулов — когда вы получаете результат при таких слабых сигналах, которые не видны постороннему глазу (используется, например, при дрессировке животных, когда человек делает едва заметное действие).

Предвосхищение

Часто, когда субъект усвоил какое-либо действие, он стремится продемонстрировать его раньше сигнала.

Для исправления ситуации можно брать тайм-ауты и какое-то время ничего не делать. За излишнюю поспешность вы наказываете невозможностью работать.

8 методов, помогающие изменить нежелательное поведение:

Метод 1 – «Убить зверя». Этот безусловно действующий метод является высшей мерой наказания (увольнение сотрудника, развод, усыпление неадекватного животного и т.д.). Хотя он жесток, но иногда применим в тех случаях, когда проступок достаточно существенный и нет способов, чтобы легко его изменить.

Недостатком метода является то, что он ничему не учит. Однако этот метод не всегда связан с жестокостью и его можно использовать, когда нет времени, чтобы уделить достаточное внимание субъекту: например, посадить детей в манеж.

Примеры применения метода
Поведение: Собака на дворе лает всю ночь. Ваши действия: Ликвидируйте собаку (застрелить, продать, отдать и т. п.)
Поведение: Ленивый сотрудник. Ваши действия: Увольте его.

Метод 2 – «Наказание». Субъект так же, как и при применении первого метода, ничему не учится, т.к. наказывают за совершенный поступок, который уже невозможно исправить.

Максимум, что может измениться, — это мотивация (ребенок, которого наказали за плохие оценки, в будущем станет учиться лучше, чтобы избежать наказания). Но наказания часто учат не попадаться.

Наказание может помочь, только если порицаемое поведение было сразу замечено и еще не стало привычкой или если наказание стало неожиданностью для субъекта.

Проблемой данного метода является в то, что для наказывающего наказание становится своеобразным подкреплением, т.к. демонстрирует его власть.

Примеры применения метода
Поведение: Собака на дворе лает всю ночь. Ваши действия: Ударьте ее или облейте водой, когда она лает.
Поведение: Ленивый сотрудник. Ваши действия: Отчитывайте, главным образом перед коллегами. Пригрозите уменьшить зарплату или на самом деле уменьшите ее.

Метод 3 – Отрицательное «подкрепление». В отличие от наказания, отрицательное подкрепление, как и положительное, происходит во время действия, а не после.

На этом построены почти все традиционные методики дрессировки животных. Но и люди часто применяют его по отношению друг к другу: суровый взгляд, замечание и т.д.

Есть только 1 случай, когда отрицательно подкрепление подействует лучше положительного: когда субъект точно знает, что должен делать, но сознательно ведет себя по-другому.

Этот метод помогает, например, очертить рамки дозволенного для ребенка. Но при применении данного метода важно прекращать отрицательное подкрепление, когда поведение субъекта хоть немного улучшилось.

Примеры применения метода
Поведение: Собака на дворе лает всю ночь. Ваши действия: Посветите ярким фонарем на будку. Выключите свет, как только собака перестанет лаять.
Поведение: Ленивый сотрудник. Ваши действия: Постоянно контролируйте и критикуйте, когда уровень работы снижается.

Метод 4 – «Угашение». Данный метод означает, что поведение исчезает из-за отсутствия подкрепления. Поведение, которое не приносит никакого эффекта, скорее всего, исчезнет.

Этот способ не всегда срабатывает, но есть ситуации, когда он применим, например, чье-то ворчание, нытьё и т.д. Скажите такому человеку, что это на вас не действует, не обращайте внимание на поведение, не игнорируя при этом человека, — тогда подобные проявления угаснут сами собой.

Одним из способов угашения является привыкание: если действия негативного стимула нельзя избежать, то постепенно реакция на него исчезнет (например, если вы переехали из тихого квартала в дом на центральной магистрали, шум под окнами сначала будет казаться вам невыносимым, но затем вы привыкнете).

Примеры применения метода
Поведение: Собака на дворе лает всю ночь.
Ваши действия: Данный тип поведения самоподкрепляем и редко исчезает сам по себе.
Поведение: Ленивый сотрудник.
Ваши действия: Если сотрудник пытается таким образом привлечь внимание, то перестаньте обращать на него внимание.

Метод 5 – «Выработка несовместимого поведения». Данный метод позволяет обучить субъект определенному действию, физически несовместимому с нежелательным.

Например, собаку, которая любит попрошайничать у стола, можно приучить лежать за пределами кухни, пока люди обедают.

Также данный метод помогает изменить собственное поведение: например, такие действия, как бег, танцы, несовместимы с состояниями грусти, печали, тоски.

Примеры применения метода
Поведение: Собака на дворе лает всю ночь. Ваши действия: Обучите ее ложиться по команде; собаки редко лают лежа.
Кричите команду через окно или установите в собачьей будке рацию. Хвалите.
Поведение: Ленивый сотрудник. Ваши действия: Поручите ему работать быстрее или упорнее над каким-либо заданием; похвалите, когда он закончит работу.

Метод 6 – «Связывание поведения с конкретным сигналом». Субъект совершает действие в ответ на определенный стимул. Когда стимул есть – поведение подчиняется ему, когда стимул отсутствует – поведение прекращается.

Например, чтобы успокоить расшумевшихся детей, можно предложить им: «По команде каждый шумит как можно громче!». Некоторое время это кажется всем забавным, но потом утомляет.

Примеры применения метода
Поведение: Собака на дворе лает всю ночь. Ваши действия: Обучайте собаку лаять по команде «Голос!» и давайте за это положительное подкрепление. В отсутствие команды собака не будет лаять.
Поведение: Ленивый сотрудник. Ваши действия: Отведите для сотрудников определенное время, когда можно лениться и ничего не делать.

Метод 7 – «Выработка отсутствия определенного поведения».

Данный метод необходим, когда вы хотите, чтобы кто-нибудь прекратил уже существующее поведение (например, ворчание родственников в телефонном разговоре).

В результате его применения подкрепляется всё, кроме того, что вам нежелательно.

Известен пример зоопсихолога Гарри Фрэнка, который, приручая волчат, поощрял всю их деятельность, кроме разрушительной. Он выяснил, что единственным способом было лежание на кровати, поэтому их вечера были спокойными, когда он, его жена и волчата лежали на кровати и смотрели телепередачи.

Применение этого метода требует определенных умственных и временных усилий, но часто является единственным способом изменить устоявшееся поведение.

Примеры применения метода
Здесь каждый ищет свою формулу успеха.

Метод 8 – «Смена мотивации». В первую очередь важно осознать мотивы, которые движут человеком.

Например, ребенок, устроивший скандал вечером в супермаркете, может быть голоден. Решить проблему можно, покормив его перед походом по магазинам. Курильщик же может бросить свою привычку, когда риск для здоровья перекрывает желание покурить.

Примеры применения метода
Поведение: Собака на дворе лает всю ночь. Ваши действия: Возможно, собаке одиноко, страшно или скучно. Занимайтесь с ней, уделяйте внимание днем, чтобы собака уставала и спала ночью, или заведите еще одну собаку, чтобы они спали ночью вдвоем.
Поведение: Ленивый сотрудник. Ваши действия: Платите только за выполненную работу, а не за часы, проведенные на рабочем месте.

Глава 4. Как правильно применять подкрепление, чтобы избавиться от нежелательного поведения

Итак, вы уже поняли, как сформировать новое поведение. А как избавиться от уже существующего нежелательного поведения?

Некоторые проблемы, в основе которых лежит сложная мотивация, могут быть преодолены только при использовании всех 8 методов: это относится к кусанию ногтей, хроническим опозданиям и вредным привычкам.

Кусание ногтей

Данная привычка — это одновременно проявление стрессового состояния и способ мгновенного получения облегчения. Такое поведение становится самоподкрепляемым и совершается даже тогда, когда стрессовая ситуация отсутствует. При использовании метода 1 можно надевать перчатки, чтобы грызть ногти стало невозможно. Наказание (метод 2) тут бессильно. Метод 3 может быть эффективным, если намазать ногти неприятным на вкус веществом. Иногда результат дает метод 4 - угашение (человек взрослеет, становится более уверенным в себе), но на это могут потребоваться годы. Положительного эффекта можно добиться, если ловить себя в момент, когда хочется начать грызть ногти, и переключать себя на другое действие, например, выпить воды, попрыгать (метод 5). Можно вознаграждать себя, например, красивым маникюром, когда ногти отрастут (метод 7). А самое главное – нужно сменить мотивацию (метод 8): определите, что является источником стресса, поделитесь своими тревогами с людьми, которые смогут помочь, делайте больше физических упражнений.

Хронические опоздания

У каждого человека свои причины для опоздания: кто-то не хочет идти на нелюбимую работу, поэтому долго собирается, другой считает, что на него навесили слишком много обязанностей, третий не хочет встречаться с неприятными людьми и таким образом демонстрирует, что у него есть поважнее. Но мотивы не так важны, как искреннее желание изменить мотивацию, решив для себя, что нужно всегда приходить вовремя, невзирая на обстоятельства. Если этого недостаточно, можно добавить метод 5 (выработка несовместимого поведения): назначайте для себя более раннее время прибытия. Или используйте метод 7: вознаграждайте себя и попросите друзей тоже делать это.

Вредные привычки

Почти все вредные привычки (будь то курение, чрезмерное употребление алкоголя, шоколада, кофе и т.д.) временно снижают психическое напряжение, поэтому их довольно трудно преодолеть. Программы реабилитации обычно основываются на методах 1 и 8 – вещество становится недоступным, а при лечении пытаются найти другой источник удовольствия для пациента, повысить его самооценку. На кого-то действуют методы 2 и 3. Метод 4 проявляется в том, что человек, решивший бросить курить, убирает пепельницу или же полностью меняет обстановку, где ничего не напоминает им о старых привычках.

совершенно не согласна с предыдущим комментарием. это не типичная примитивная американская демагогия, а бихевиоризм, который популярен в разных странах, но не в снг. очень хорошо и популярно изложен. для воспитателей, учителей, тренеров, родителей и т. д.

нина 23.05.2018 10:09

Макс, дружище. Твой комментарий превосходен!

Оценка 5 из 5 звёзд от Данила 29.04.2018 08:56

Ольга, смотрите, как это работает. Я не мог устоять. Допустим. вы сидите в своей маленькой комнате, слушаете Бродского. В дверь стучится Скиннер - он несет в одной руке книжку "Не рычите на собаку", а в другой - корм. В зубах у него свисток. Вы кричите: "Демагогия!" На что Скиннер вертит кормом у вас под носом (надеясь на то, что вы сообразительный зверек), и затем уносит его. Вы остаетесь ни с чем. Скиннер понимает, что лучше вернуться, когда вы проголодаетесь. В следующий раз ситуация повторяется. На третий раз вы, слава богу, молчите. Скиннер швыряет вам корм, а пока вы едите, он свистит - чтобы привязать сигнал-посредник к поощрению. Так повторяется несколько раз, после чего тренер потихоньку начинает выносить свисток за поощрение - теперь сигнал значит для вас - "Скоро будет корм!" (а иногда бихевиорист говорит вам: "Молодец!"). Наконец, Скиннер кладет книгу на стол. Вы сразу же идете к тренеру, потому что голодны. Но ему-то надо, чтобы вы взяли в руки книгу, поэтому он делает вид, что корма при нем нет. Тогда вы смещаете свою активность на новый предмет - книжку. Как только вы касаетесь ее, Скиннер свистит. Вы понимаете, что сделали что-то правильно! Чтобы вы в сердцах не разорвали книгу, из-за которой вас заперли в этой комнате, Скиннер всякий раз забирает ее с собой. В ходе следующих тренингов Скиннер научит вас открывать книгу и возможно даже читать ее! Вот видите! С некоторыми упрощениями, но мы с вами разобрались в том, как это работает! Ура! И вас даже не пришлось для этого бить!

Оценка 5 из 5 звёзд от Макс 01.04.2017 02:37

Ольга (коммент от 18.06.2015) не права. Ни в правописании, ни в грамматике ни в том, о чем говорит. Про малую часть - пожалуй. Но только потому, что психолог и кинолог должны прочитать в своей жизни больше одной книги. Но откуда Ольге об этом знать? Ее не убедит примитивный демагог Карен Прайор - дрессировщик дельфинов с многолетним стажем и биолог по образованию, как не убедят Ольгу и ее друзей кинологов злёбные проамериканские научные публикации. Чего уж там - Ольгу убедит только сам Скиннер - отец оперантного научения. Для этого ему потребуется кликер и... девять килограмм сахара.

Оценка 5 из 5 звёзд от Макс 01.04.2017 02:11

отличная книга. Возможно, что Ольга права (коммент от 18.06.2015), и кинологи с психологами давно пользуются куда большим арсеналом средств. Только что-то кругом грамотных психологов не видно, и собаки по улицам все больше таскают хозяев, не имея представления о поведении в обществе. И родители орут на детей, и преподы воюют с учащимися, и лошадники дерут рот лошадям, и в коллективах распри, и в семьях раздоры... Ребята, я пользуюсь навыками из этой книги почти 30 лет, больше с животными, но иногда и с людьми. Это работает. Всегда. Если не работает - думайте, что вы делаете не так. У меня рыбки подходят к рукам, кот не ворует (вообще!), конь... не лошадники не поймут, но я на нем проезжала по подземному переходу, например... Книга легко читается, при этом является конкретной инструкцией для любого, кто хочет сформировать поведение (навык), причем все равно чей: чужой или свой. А еще если Вы начнете применять описанные методы, это заставит Вас быть последовательным, внимательным, сосредоточенным. Но Вы же будете делать это по собственному желанию. Согласитесь, отличная возможность самосовершенствования.

Оценка 5 из 5 звёзд от Анна 30.03.2017 14:43

Я эту книгу прочитала в далекой юности в журнале "Наука и жизнь". До сих пор под впечатлением. Хочу перечитать ее снова. Тогда очень понравилась

Оценка 5 из 5 звёзд от Татьяна 19.01.2017 16:52

Очень классная книга, читается на одном дыхании! После прочтения применила к деткам, отлично помогает прививать им хорошие привычки.

Оценка 5 из 5 звёзд от Оксана 28.12.2016 23:30

Где то,к концу 80-х,у меня возникла проблема с воспитанием щенка.Просто тогда многие книги были в большом дефиците.Поэтому я хваталась за любую информацию.Естественно,меня заинтересовала статья "Не рычите на собаку",напечатанную в каком-то журнале.Я её прочитала.Сказать,что была удивлена,это ничего не сказать.Я очень много приняла информации по дрессировке животных.Но более всего меня потрясло,что благодаря описанному принципу можно изменить отношения с людьми в лучшую сторону.В то время я была 17 лет замужем,Муж пил,гулял,ещё и руку стал поднимать.Развестись не могла,не было работы,и двое детей подростков.Я смирилась,что видно мне так и придётся доживать оставшуюся жизнь.А статья мне на многое открыла глаза.Я поняла,что благодаря этим методам я могу изменить свою жизнь.У меня появилась надежда.Нет,я уже больше не собиралась и дальше жить в этом браке,только дождалась,когда младшему исполнится 16.К этому времени мне было 37 и я познакомилась с мужчиной.Кое-что в его характере меня не устраивало.И я использовала приёмы из статьи,чтобы как-то он от плохих черт избавился.При этом,конечно же,и меняла себя.Теперь я могу подвести итог.Мы уже 25лет в законном браке.Конечно,бывали и ссоры,как и во всякой семье.Но после них мы сразу начинали разговаривать.И,подводя итог,мы оба счастливы.У меня очень много настоящих друзей,готовых всегда прийти на помощь.Я могу нормально общаться с людьми разных характеров,гася их раздражение.И всё благодаря этой замечательной стать"Не рычите на собаку"!

Карэн Прайор

Эта книга о том, как обучать кого угодно: человека или животное, старого или молодого, самого себя или других – и чему угодно. Как добиться, чтобы кот спрыгнул с кухонного стола, а бабушка перестала ворчать; как управлять поведением домашних животных, детей, начальства и друзей; как улучшить свои достижения в теннисе, гольфе, математике, развить память? Все это можно достичь, используя принципы обучения с подкреплением. Эти принципы являются такими же непреложными законами природы, как законы физики. Они лежат в основе всех ситуаций обучения, точно так же, как падение яблока основано на законах гравитации. При попытке изменить чье-либо поведение, будь то собственное или чужое, мы используем эти законы, независимо от того, знаем мы их или нет. Чаще всего мы их применяем неправильно. Мы запугиваем, спорим, принуждаем, лишаем чего-либо. Мы ругаем окружающих, когда дела идут плохо, и забываем похвалить, когда все хорошо. Мы грубы и нетерпеливы с детьми, друг с другом, даже сами с собой, и потом сожалеем об этой грубости. Зная лучшие способы управления поведением, мы достигли бы своей цели быстрее, к тому же без нервотрепки, но мы не представляем, как это сделать. Мы попросту не можем привести в соответствие те приемы, которыми современные дрессировщики достигают успеха, с законами положительного подкрепления. Какой бы ни была наша задача – заставить ли четырехлетнего малыша вести себя тихо при посторонних, отучить ли щенка грызть дома все что попало, тренировать ли спортивную команду, выучить ли стихотворение – она решается быстрее, легче, веселее, если вы знаете, как пользоваться положительным подкреплением.

Законы подкрепления просты: их можно за десять минут записать на школьной доске и за час выучить. Применение их в основном зависит от ситуации, обучение с подкреплением подобно игре, в которой надо быстро соображать. Каждый может быть тренером, но некоторые от природы способны к этому больше, чем другие. Вам вовсе не обязательно отличаться каким-то особым терпением, быть сильной личностью, не требуется и особого подхода к детям и животным, можно не обладать и тем, что цирковой дрессировщик Франк Бук называет силой человеческого взгляда. Вам надо только знать, что вы делаете. Всегда были люди с интуитивным пониманием того, как применять законы дрессировки. Мы называем их талантливыми учителями, блестящими военачальниками, выдающимися тренерами, гениальными дрессировщиками. Мне приходилось наблюдать за некоторыми театральными режиссерами и многими дирижерами симфонических оркестров, которые очень умело использовали в своей работе подкрепление. Эти одаренные воспитатели не нуждаются в книге о том, как использовать законы, управляющие обучением. Однако для всех нас остальных – простых смертных, – кто вслепую пытается совладать с плохо управляемым питомцем, вступает в конфликт с ребенком или сослуживцем, знание законов подкрепления может сослужить хорошую службу.

Обучение с подкреплением – это вовсе не система наград и наказаний; современные тренеры даже не используют этих терминов. Награды и наказания приходят обычно после того, как действие совершено, часто спустя длительное время, как, например, в уголовном суде. Они могут повлиять, а могут и не повлиять на будущее поведение, но они, безусловно, не могут воздействовать на уже совершенное действие. Подкрепление – будь то «положительное», то, к чему надо стремиться, например, улыбка или ласка, или «отрицательное» – то, чего надо избегать, подобно рывку поводка или нахмуренным бровям – происходит именно во время поведения, на которое надо воздействовать. Подкрепление изменяет поведение только тогда, когда дается в правильно выбранный момент.

Впервые я услышала об обучении с положительным подкреплением на Гавайях, куда в 1963 году я была приглашена старшим тренером дельфинария «Жизнь моря». Раньше я дрессировала собак и лошадей, пользуясь традиционными методами, но дельфины – другое дело; на животное, которое просто уплывает от тебя, не воздействуешь поводком, уздечкой или даже кулаком. Положительное подкрепление – в основном ведро с рыбой – единственное, чем мы располагаем. Психологи в общих чертах познакомили меня с принципами обучения с подкреплением. Искусство применения этих принципов я постигла при работе с дельфинами. Имея биологическое образование и всю жизнь интересуясь поведением животных, я оказалась очарованной не столько дельфинами, сколько моим с ними взаимным общением во время дрессировки. То, чему я обучилась, работая с дельфинами, я стала применять и в дрессировке других животных. И я начала замечать, как эта система входит в мою повседневную жизнь. Например, я перестала кричать на своих детей, потому что заметила, что крик не помогает. Подмечать поведение, которое мне нужно, и сразу подкреплять его – это гораздо более действенно, да к тому же еще и сохраняет мирные отношения в семье.

Эта книга о том, как обучать кого угодно: человека или животное, старого или молодого, самого себя или других – и чему угодно.

Как добиться, чтобы кот спрыгнул с кухонного стола, а бабушка перестала ворчать; как управлять поведением домашних животных, детей, начальства и друзей; как улучшить свои достижения в теннисе, гольфе, математике, развить память? Все это можно достичь, используя принципы обучения с подкреплением.

Эти принципы являются такими же непреложными законами природы, как законы физики. Они лежат в основе всех ситуаций обучения, точно так же, как падение яблока основано на законах гравитации. При попытке изменить чье-либо поведение, будь то собственное или чужое, мы используем эти законы, независимо от того, знаем мы их или нет. Чаще всего мы их применяем неправильно.

Мы запугиваем, спорим, принуждаем, лишаем чего-либо. Мы ругаем окружающих, когда дела идут плохо, и забываем похвалить, когда все хорошо. Мы грубы и нетерпеливы с детьми, друг с другом, даже сами с собой, и потом сожалеем об этой грубости. Зная лучшие способы управления поведением, мы достигли бы своей цели быстрее, к тому же без нервотрепки, но мы не представляем, как это сделать. Мы попросту не можем привести в соответствие те приемы, которыми современные дрессировщики достигают успеха, с законами положительного подкрепления. Какой бы ни была наша задача – заставить ли четырехлетнего малыша вести себя тихо при посторонних, отучить ли щенка грызть дома все что попало, тренировать ли спортивную команду, выучить ли стихотворение – она решается быстрее, легче, веселее, если вы знаете, как пользоваться положительным подкреплением. Законы подкрепления просты: их можно за десять минут записать на школьной доске и за час выучить. Применение их в основном зависит от ситуации, обучение с подкреплением подобно игре, в которой надо быстро соображать. Каждый может быть тренером, но некоторые от природы способны к этому больше, чем другие. Вам вовсе не обязательно отличаться каким-то особым терпением, быть сильной личностью, не требуется и особого подхода к детям и животным, можно не обладать и тем, что цирковой дрессировщик Франк Бук называет силой человеческого взгляда. Вам надо только знать, что вы делаете. Всегда были люди с интуитивным пониманием того, как применять законы дрессировки. Мы называем их талантливыми учителями, блестящими военачальниками, выдающимися тренерами, гениальными дрессировщиками. Мне приходилось наблюдать за некоторыми театральными режиссерами и многими дирижерами симфонических оркестров, которые очень умело использовали в своей работе подкрепление. Эти одаренные воспитатели не нуждаются в книге о том, как использовать законы, управляющие обучением. Однако для всех нас остальных – простых смертных, – кто вслепую пытается совладать с плохо управляемым питомцем, вступает в конфликт с ребенком или сослуживцем, знание законов подкрепления может сослужить хорошую службу. Обучение с подкреплением – это вовсе не система наград и наказаний; современные тренеры даже не используют этих терминов. Награды и наказания приходят обычно после того, как действие совершено, часто спустя длительное время, как, например, в уголовном суде. Они могут повлиять, а могут и не повлиять на будущее поведение, но они, безусловно, не могут воздействовать на уже совершенное действие. Подкрепление – будь то «положительное», то, к чему надо стремиться, например, улыбка или ласка, или «отрицательное» – то, чего надо избегать, подобно рывку поводка или нахмуренным бровям – происходит именно во время поведения, на которое надо воздействовать. Подкрепление изменяет поведение только тогда, когда дается в правильно выбранный момент.

Впервые я услышала об обучении с положительным подкреплением на Гавайях, куда в 1963 году я была приглашена старшим тренером дельфинария «Жизнь моря». Раньше я дрессировала собак и лошадей, пользуясь традиционными методами, но дельфины – другое дело; на животное, которое просто уплывает от тебя, не воздействуешь поводком, уздечкой или даже кулаком. Положительное подкрепление – в основном ведро с рыбой – единственное, чем мы располагаем. Психологи в общих чертах познакомили меня с принципами обучения с подкреплением. Искусство применения этих принципов я постигла при работе с дельфинами. Имея биологическое образование и всю жизнь интересуясь поведением животных, я оказалась очарованной не столько дельфинами, сколько моим с ними взаимным общением во время дрессировки. То, чему я обучилась, работая с дельфинами, я стала применять и в дрессировке других животных. И я начала замечать, как эта система входит в мою повседневную жизнь. Например, я перестала кричать на своих детей, потому что заметила, что крик не помогает. Подмечать поведение, которое мне нужно, и сразу подкреплять его – это гораздо более действенно, да к тому же еще и сохраняет мирные отношения в семье.

Тот опыт, который я извлекла из дрессировки дельфинов, имеет солидное теоретическое обоснование. В этой книге я постаралась держаться подальше от теоретизирования, так как, насколько мне известно, правила по применению этих теорий обычно не описываются наукой и, с моей точки зрения, ученые часто неправильно ими пользуются. Но основные законы уже твердо установлены и должны приниматься во внимание при обучении.

Основа этой теории по разным источникам известна как модификация поведения, теория подкрепления, оперантное обусловливание, бихевиоризм, психология поведения и т. д.; это тот раздел психологии, который принес мировую известность Б. Ф. Скиннеру, профессору Гарвардского университета.

Я не знаю другой современной области науки, которую бы в такой степени поносили, не понимали, переиначивали, неправильно истолковывали и неверно использовали. Одно только имя Скиннера приводит в ярость тех, кто является поборником «свободной воли» в качестве характеристики, отделяющей человека от животного. Для тех, кто воспитан в гуманистических традициях, воздействие на поведение человека при помощи своего рода осознанной техники кажется непоправимо безнравственным, несмотря на тот очевидный факт, что все мы пытаемся влиять на поведение друг друга любыми попавшимися под руку средствами.

Когда меня назначили начальником отдела, я совершенно не понимал, за какие дела браться в первую очередь.

Мой первый день в должности руководителя

На новом месте ко мне вереницей подходили подчинённые: у каждого был вопрос, не требующий отлагательств. Вышестоящее начальство требовало отчётов. Начальники соседних отделов пытались подкинуть дополнительную работу.

Я закрылся в туалете, включил воду и долго смотрел на неё, пытаясь успокоить торнадо в мыслях.

У меня разболелась голова и домой я вернулся с красными глазами.

Пошаговый план для начинающего руководителя

На следующий день я с самого утра отгородился ото всех, чтобы подумать в спокойной обстановке. Буквально заперся в кабинете и отключил звук мобильника. Я хотел чётко осознать, что мне делать на новом месте и в какой последовательности.

Я сформулировал 8 шагов, которые нужно сделать начинающему руководителю, только что вступившему в должность.

С чего начать руководителю на новом месте

Шаг 1. Понять, что будет требовать от вас начальство

Обратитесь к вашему руководителю (руководителю департамента, направления, генеральному директору или собственнику) и выясните ответы на 3 вопроса.

  1. Какие ближайшие цели стоят перед вами, как новым руководителем (например: найти новых 3 сотрудников, выпустить новый продукт к 1 декабря)
  2. Какая стратегическая цель у вашего отдела (например: сделать двойной рост продаж к концу года)
  3. Какие отчёты нужно предоставлять начальнику. Формат (документ, презентация, устный отчёт на собрании), как часто (ежедневно, еженедельно, ежемесячно), что должно быть внутри (какие цифры, графики и тд.)

Шаг 2. Понять, чем занимается каждый ваш подчинённый

Запросите у каждого подчинённого список работ, которые он выполняет. У каждой работы должна быть проставлена примерная длительность в часах или минутах.

Список работ должен быть письменным. Это очень важно. Без него вы уже через день забудете, кто чем занимается в новом коллективе.

Шаг 3. Собрать обратную связь от подчинённых по выполняемой работе

Молодые директоры редко делают такой шаг. Однако польза от него – колоссальная.

Создайте короткую анкету для сотрудников.

В начале анкеты напишите примечание:

Эта анкета предназначена только для меня (руководителя отдела). Она никому не будет передана. Я хочу найти слабые места отдела и устранить их, чтобы каждому работалось спокойнее и позитивнее .

  1. Что тебе нравится в твоей работе?
  2. Что тебе не нравится в твоей работе?
  3. Каким результатом своей работы за последние полгода ты гордишься?
  4. Что мешает тебе выполнять твою работу?
  5. Какие проблемы ты видишь в отделе?
  6. Какие проблемы ты видишь в компании в целом?
  7. Что нужно поменять в работе отдела в самом ближайшем времени?
  8. Любые комментарии (что радует, что бесит, какое настроение, чего ожидаешь от работы и т.д.)

Предназначение этой анкеты – выявить слабые места в отделе : слишком медленные работы, кольца ожидания, бесполезные работы, упаднические настроения и прочее.

Вам, как новому руководителю, может быть не видно многих подводных камней в новом коллективе. Да и честно говоря, не будет видно никогда. Нужно спросить у самих сотрудников , что им мешает, что бесит, какие работы отнимают слишком много времени. Гарантирую, что несколько открытий о работе отдела вы точно сделаете.

Второе по важности предназначение анкеты – выявить то хорошее, что сейчас есть в отделе . Понять, что держит сотрудников на местах и что их мотивирует.

Шаг 4. Назначить локальных руководителей в группах

Если в вашем подразделении есть сотрудники, выполняющие одинаковую работу, назначьте для каждой группы сотрудников локального руководителя (лидера).

Например, у вас может быть несколько менеджеров по продажам, дизайнеров, специалистов по поддержке и т.д.

Лидер – это сотрудник с самым высоким уровнем профессиональности. Дополнительно он является наставником для коллег.

Поле назначения руководителей внутри отела появится иерархия сотрудников.

Это нужно для повышения удобства в управлении. Чтобы обсудить какой-либо важный вопрос или донести информацию до ваших работников, вам потребуется поговорить только с руководителями групп. Это гораздо продуктивнее и быстрее, чем поговорить со всеми подчинёнными в отдельности.

К тому же из лидеров потом вырастают отличные руководители более высокого ранга.

Как определить, какого сотрудника назначить лидером группы? Всё просто. По результатам анкеты . Лидер обозначит больше проблем и предложений, чем его коллеги. Если вы всё же промахнётесь (что не страшно для директора новичка) - в последствии можно сменить лидера группы.

Шаг 5. Ввести пятиминутную планёрку (летучку) по утрам

В планёрке должны участвовать только руководители групп. Если у вас все сотрудники занимаются различными работами, то должны участвовать все сотрудники.

Для чего нужна летучка:

  1. Вы сможете за 5 минут узнать, что происходит в отделе
  2. Сотрудники станут выдавать больше результата (им нужно будет коротко рассказать, чем занимались вчера и каков план на сегодня, следовательно повысится чувство ответственности)

На летучке каждый присутствующий отвечает на 3 вопроса:

  1. Что я сделал вчера (именно завершённая работа, конечный продукт)
  2. Что я сделаю сегодня
  3. Что мне мешает выполнять работу

Вы, как управленец, можете не отвечать на эти три вопроса. Главная ваша задача – следить, чтобы каждый сотрудник выдавал ежедневный результат , а также реагировать на возникшие помехи и сложности .

Дополнительно назначьте ответственного за планёрку. Он будет вести её в случае, если вас не будет на месте.

Шаг 6. Установить на компьютер и смартфон систему управления делами

С настоящего момента программа для управления делами – ваш лучший друг и помощник.

В чём польза программы:

  1. Позволяет составлять списки дел на ближайшие дни (чёткий оперативный план)
  2. Позволяет хранить цели (чёткий стратегический план)
  3. Позволяет отправлять поручения сотрудникам (ни одно поручение не будет забыто или просрочено)

Делегирование (поручение заданий) поможет высвободить ваше рабочее время на более важные дела, например стратегическое планирование.

Рекомендую бесплатную специализированную программу для руководителей – ЛидерТаск . Программа очень простая. В ней вы сможете составлять списки дел, настраивать напоминания, управлять проектами и раздавать поручения.


Шаг 7. Записать все предстоящие дела в программу

Это будет ваш оперативный список задач.

Распределите задачи по конкретным дням. В день записывайте не более 5 задач. После выполнения задачи – отмечайте её выполненной в программе.

Такая система будет подталкивать вас выполнять все дела и в срок .

Через 2-3 дня вы обязательно прочувствуете, насколько приятно отмечать задачу выполненной.

Шаг 8. Создать информационную панель отдела

Как показывают исследования, команды добиваются значительно больших результатов, если каждый участник ощущает себя частью большого целого . Это значит, что каждый сотрудник осознаёт, что его работа очень важна и она помогает команде приближаться к цели.

Каждый сотрудник должен знать:

  1. какая ближайшая цель стоит перед всем отделом
  2. каким образом работа сотрудника влияет на достижение цели (должна быть сформулирована логическая цепочка: «я делаю эту работу, чтобы результат использовался вот таким образом, а это в свою очередь приближает команду к такой цели »

Чтобы показать прогресс достижения цели, используются информационные панели. Они представляют собой стенды, закреплённые на видном месте и отображающие динамику движения к цели.

В реальности панелью может служить:

  1. жк-телевизор с большой диагональю
  2. магнитно-маркерная доска
  3. пробковая доска
  4. флипчарт

Любая цель должна быть измеримой. В идеале цель должна выражаться в цифрах.

Выставите информационную панель на видное место. Каждый день (или неделю) делайте новую отметку - процент достижения цели. Лучше всего отобразить динамику достижения цели в виде графика.

Подбадривайте сотрудников и хвалите их за успехи. Похвала от нового руководителя отдела - сильный мотиватор.

График движения к цели обычно вызывает азарт у сотрудников. Они начинают следить за изменениями, строить предположения «Успеем ли» и в конечном итоге задумываться, как выполнить работу быстрее, чтобы достигнуть цель досрочно.

Технология информационных панелей способствует быстрому сплочению коллектива.

Что делать новому руководителю после этих шагов

Вы выполнили первые шаги директора. Что делать дальше?

Узнайте подробнее о следующих направлениях развития отдела:

  1. Построение системы мотивации сотрудников
  2. Внедрение технологии Scrum (скрам) в работу сотрудников
  3. Внедрение технологии Kanban (канбан) в информационную панель

Надеюсь, вы быстро освоитесь в новом коллективе. А затем превратитесь из директора новичка в директора профессионала.