Бухучет и налоги

Предложенный товар уже наполовину продан. Как продать неходовой товар — эффективные методы

Как вы уже поняли, в центре нашего сегодняшнего урока будет образ главной героини повести, тургеневской девушки – Аси.

Повесть названа именем главной героини – Аси. Образ Аси, бессмертен, и до сих пор не ослабевает интерес читателя к этой героине.

Обратите внимание на то, как сформулирована сегодняшняя тема. Скажите, кто так называет героиню? И почему?

Н. Н. говорит так об Асе, еще не зная ее истории, после того как героиня «разыгрывает» перед ним разные роли.

Обратимся к повести. Чем привлекает вас “тургеневская девушка”?

Давайте поработаем с портретом Аси. Какой впервые видит Н.Н. Асю? (стр 9, 11).

Работа с портретами : Какой из портретов, по вашему мнению, ближе к образу Аси и почему? Что увидел художник в женщине и хотел показать в портрете? (ученики подходят к доске, показывают выбранный портрет и отвечают на вопрос)

Хорошо, какое впечатление при 1 встречи производит Ася на Н. Н.?

Она показалась ему милой, но несколько странной («смеялась престранным образом»). Эта девушка уже после первой встречи подарила герою еще непонятное ему ощущение счастья.

Какой видит Асю герой во второй раз (на развалинах)?

«Уже накануне заметил я в ней что-то напряженное, не совсем естественное..»

«Ее движения были очень милы, но мне по-прежнему было досадно на нее, хотя я невольно любовался ее легкостью и ловкостью».

Играет разные роли.

Гагин говорит об Асе: “…но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась”.

Какую следующую «роль» разыгрывает перед Н. Н. Ася?

Стр22 Роль русской девушки.

В какой главе раскрывается история Аси?

Глава 8 стр 29. Расскажите, кто же такая эта загадочная Ася?

Это незаконнорожденная дочь отца Гагина.

Через поступки проявляется ее натура: эта внешняя веселость и внутренняя печаль, надломленность, страдание – объясняемое ложностью ее положения. Двойственность украсила образ Аси, окутала тайной, привлекла господина Н. В сказке “Неизвестный цветок” Платонова у цветка спрашивает девочка: “Почему ты такой непохожий”? “А оттого, что мне трудно”,- отвечает цветок.

Наша героиня – это воплощение чистоты, нежности, женственности; это девушка высоких моральных качеств, благородства души, доброго сердца и сильного, решительного характера.

Всем хороша Ася. И господин Н. оценил ее: “Я понял, почему эта странная девочка меня привлекала: не только одной полудикой прелестью…привлекала она меня: ее душа мне нравилась”.

Теперь давайте проследим, как развивалось чувство любви в героине ? Скажите, когда, по-вашему мнению, Ася влюбляется в Н. Н. Как это показано в тексте?

Мне кажется, что Ася влюбляется в героя еще в первый день. Вспомните, она уходит в комнату и долго стоит за нераскрытым окном. А вскоре она догоняет уходящего Н. Н. и Гагина, который его провожает.

Как вы думаете, что значит фраза Аси:

Вы в лунный столб въехали, вы его разбили? (стр 13)

Эта фраза показывает, что Н. Н. разрушил душевное спокойствие Аси, вызвал в ней чувство.

Как вы считаете, зародилось ли в этот момент новое чувство и в господине Н. Н.?

Мне кажется, что Н. Н. тоже испытывает влюбленность в этот момент.

«Я чувствовал себя счастливым… Но отчего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чем не думал… Я был счастлив».

На страницах повести мы видим как разгорается любовь между Асей и Н. Н. Скажите, кто первый признается в любви? Когда это происходит?

Первой признается Ася как истинная тургеневская девушка. Она говорит: «Крылья у меня выросли – да лететь некуда». (стр 45)

За что полюбила Ася господина Н.? (веселый, обаятельный, беззаботный, тонко чувствует природу, начитан, умно рассуждает, разбирается в живописи и музыке, общителен, благороден).

Он сумел тронуть сердце Аси. Молодые люди, с которыми она встречалась случайно, ничего не говорили ее уму и сердцу. А здесь в экзотической обстановке, на фоне мягкой чудесной природы, древних стен и башен, вековых лип, где все дышало романтической сказкой, господин Н. представился ей необыкновенным человеком.

Ей нужен герой. Он герой? Достоин он Аси?

Кто такой герой? (человек, способный на поступок, имеющий решимость взять ответственность на себя)

Почему не состоялась любовь? Дело в ком, в Асе или господине Н.?

Господин Н. живет ради себя, ради удовольствий, что приводит к безответственности, затем к нерешительности в итоге к трусости. Он живет одним днем, испытывая страх перед жизнью. Не хочет думать о завтрашнем дне. Откладывает счастье на завтра: “До завтра… завтра я буду счастлив”.

Но “ у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновение”,- предупреждает нас писатель.

Н. говорит: “Я даже нашел, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей”. А может он прав? Ваше мнение? Принесла бы счастье им обоим женитьба? (размышления учащихся)

Свою повесть И. С. Тургенев называет по имени героини. Однако настоящее имя девушки – Анна. Вдумаемся в значения имен: Анна – «грация, миловидность», а Анастасия (Ася) – «рожденная заново». Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно называет Асей? Когда же происходит рождение заново? Давайте обратимся к тексту повести.

Внешне девушка не красавица, хотя кажется повествователю очень «миловидной». Это типично для тургеневских героинь: в их облике автору важны личностное обаяние, грация, человеческая неповторимость. Именно такова Ася: «Было что‑то свое, особенное, в складе ее смугловатого крупного лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена…» Какая интересная деталь портрета: черные, светлые глаза. Это не просто внешнее наблюдение, а проникновение одним только словом «светлые» в глубину души героини.

На главного героя, господина Н. Н., Ася производит вначале странное впечатление, так как держится совсем не так, как привычные для него благовоспитанные светские барышни. В присутствии гостя «ни одного движения она не сидела смирно, вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась». Быстрота, движение – главные черты облика тургеневской героини.

Наблюдая за Асей, видя ее бесстрашной и своевольной девчонкой, повествователь и восхищается ей, и досадует на нее, и чувствует, что она играет в жизнь разные роли. То она солдат, марширующий с ружьем, этим шокировавший чопорных англичан; то за столом разыграла роль благовоспитанной барышни; то на другой день представилась простой русской девушкой, чуть ли не горничной. «Что за хамелеон эта девушка!» – восклицает рассказчик, все более и более увлекающийся Асей. Общение с этой «переполненной жизнью девочкой» заставляет героя по-новому взглянуть на самого себя, и впервые за годы молодости он испытывает сожаление от того, что так бессмысленно растрачиваются в скитаниях по чужбине его жизненные силы.

Многое в поведении, характере героини становится понятным из истории ее детства. Эта история тоже необычна. Девушка рано познала сиротство и двойственность своего положения; человека с такой родословной, как уже, постоянно унижали и оскорбляли, таких не принимали ни крестьянская среда, ни светское общество. И брат, и потом господин Н. Н. поняли ее «доброе сердце» и «бедовую голову», ее стыдливость и радость, «неопытное самолюбие», видели, как «она глубоко чувствует и какой невероятной силой в ней эти чувства».

Ася великолепна в главах, где раскрывается ее душа, почувствовавшая счастье. Раньше она была загадочной, ее мучила неопределенность, она шла к своему кумиру, теперь он обратил на нее внимание, но уже иначе, в нем «зажглась жажда счастья». Между ними начинаются бесконечные, трудно передаваемые разговоры влюбленных… А как неповторимо богата душа Аси на фоне сказочной красоты природы! Недаром же автор вспоминает народную немецкую легенду о Лорелее.

Ася раскрывается перед нами все глубже и прекраснее, ей свойственна идеалистическая вера в неограниченные возможности человека. Ее манят романтические дали, она жаждет деятельности и уверена, что «прожить не даром, след за собой оставить», а также совершить «трудный подвиг» по силам каждому человеку. Когда девушка говорит о крыльях, выросших у нее, то имеются в виду в первую очередь крылья любви. Применительно к Асе это значит способность человека воспарить над обыденностью. «Да лететь некуда», – осознает повзрослевшая под влиянием большого чувства героиня. В этих словах не только понимание бесперспективности своей любви к молодому аристократу, но предчувствие собственной нелегкой судьбы – судьбы тяжелой «крылатой» натуры в тесном, замкнутом мире «бескрылых» существ.

Это психологическое противоречие господина Н. Н. и Аси наиболее ярко выражено в сцене свидания. Полнота чувства, испытываемого Асей, ее робость, стыдливость и покорность судьбе воплощены в ее немногословных репликах, едва слышных в тишине тесной комнаты. Но Н. Н. не готов к ответственному чувству, неспособен отдаться любви, которая столь медленно вызревает в его созерцательной натуре.

Тургенев наказывает своего героя одинокой бессемейной жизнью за то, что тот не узнал любовь, сомневался в ней. А любовь нельзя откладывать на завтра, это мгновенье, которое больше не повторилось в жизнь героя: «Ни одни глаза мне не заменят тех». В его памяти навсегда останется она, тургеневская девушка, странная и милая, с легким смехом или заплаканными глазами, девушка, которая может подарить счастье…

    Повесть «Ася» - о любви и только о любви, которая, по мнению Тургенева, «сильнее смерти и страха смерти» и которою «держится и движется жизнь». Эта повествование имеет необыкновенное поэтическое обаяние, красоту и чистоту. Рассказ ведется...

    Под термином «Тургеневская девушка»-скрывается образ пленительных, обладающих особыми качествами души героинь с драматической судьбой. Ася «Тургеневская девушка» из повести «Ася»- девушка с необычной судьбой. Тургенев насыщает не внешний, а внутренний...

    Иван Сергеевич Тургенев во время путешествия по Германии оказался в городке Зинциг, и в это время к нему пришла идея написать интереснейшую повесть «Ася». Эта повесть о первой любви, но в качестве названия было выбрано имя главной героини. В начале...

  1. Новое!

    Недавно я прочитала повесть Ивана Сергеевича Тургенева "Ася". Я не знала о чем она и, увидев название, подумала, что речь будет вестись от лица главной героини - Аси. Но, как видно, я ошибалась. Повествование ведется от главного героя...

Тема. "Что за хамелеон эта девушка!"

1) углублять умение анализировать текст художественного произведения, находить детали, определять их роль;
2) развивать умение характеризовать литературных героев;
3) развивать умение анализировать эпизоды.

Ход урока.

I. Опрос - проверка домашнего задания.

1. Зачитайте характеристики Аси, данные Гагиным.
2. Что нового мы узнаем об Асе из ее портретов в 4 -5 главах?
3. Какой облик складывается из всего сказанного? Как вы понимаете слова Н. Н. о ней ("Что за хамелеон эта девушка!")?
(Бесстрашная, своевольная; наивная, смешная, искренняя, честолюбивая. Ася меняется. Она непосредственна, стремится к чему-то настоящему, ищет себя; ограничена во всех "партиях").

II. Влияние Аси на героя.

1) Что дает возможность Н. Н. назвать Асю "совершенно русскою девушкой"?
(В ней не чувствовалось барыни, а было что-то диковатое; одежда, прическа, пальцы, песня - все это тоже напоминает Россию)
2)Что понимает Н. Н., глядя на Асю?
(осознает собственную неприкаянность, задумывается над смыслом жизни).

III. Зарождение и эволюция любовного чувства в герое. (сообщение учащихся). Тургенев мастерски показывает зарождение любовного чувства в герое:

1-ое свидание - показалось Н. Н. очень миловидной;
- в домике Гагиных - герой чувствует себя беспричинно счастливым:
- сцена у развалин, бессонная ночь, когда думает о "капризной девочке с натянутым смехом";
- смущает тайна Аси; узнает ее, почувствовал сладость;
- но в начале 11 главы говорит, что "о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо".
Он такой же: "жил без оглядки" и сейчас не думает о будущем.
Почему это - ответим на следующем уроке.

IV. Беседа по 8 главе.

1) Что узнает герой об Асе из рассказа Гагина? Перескажите историю Аси.

2) Почему Гагин поведал историю Аси Н. Н.?
(понял, что у Аси есть чувство к Н. Н.)

3) На что в сестре обращает внимание рассказчика Гагин?
Докажите текстом. (нравственный максимализм, импульсивность, высокая требовательность в выборе предмета любви)

4) Каково отношение Н. Н. к Асе после этого разговора? Найдите в тексте ответ на этот вопрос. (Мне стало очень жаль ее…")

V. Анализ 9 главы.

1) Составление в тетрадях и на доске таблицы
"Две встречи - два разговора" (глава 9 и глава 16)
Читаем 9 главу и выписываем из нее в таблицу слова.

9 глава (свидание) 16 глава (разрыв)

1) цвет Светлые глаза, бледное лицо, синева неба, покраснели, черный кот с желтыми глазами Темно, бледный, как мрамор
2) свет Ясный, солнечный луч, все радостно сияло, блеск воздуха, какие-то тени пробежали по лицу
3) как говорят герои Ася - доверчивая ласка в голосе, прошептала, задумчиво, засмеялась тихим легким смехом, Н. Н. промолвил, засмеялся Испуганный шепот, прерывистые звуки, резкие слова
4) ключевой образ Образ летящей птицы Словно мертвая птица, испуганная птичка
5) интонация, настроение Светлая, печальная Горечь, печаль
(На данном уроке заполняется только та часть таблицы, которая касается 9 главы).

2) В чем смысл разговора о крыльях?

3) Какая музыка звучит? (вальс)
Когда он уже звучал? (при первом знакомстве)

VI. Роль 10 главы.

1) Что почувствовал герой?
(тайное беспокойство, тревогу)

2) Снова пейзажно-психологическая зарисовка помогает понять героя, его состояние. Почему тревога?
Предчувствуем, что не сложатся их взаимоотношения. Недаром Ася сравнивает себя с Татьяной Лариной, которая в любви не была счастлива. Как Онегин с Татьяной, так и Ася с Н. Н. слишком разные люди. Вот и попробуйте это доказать.

Домашнее задание.
1) Доказать по 11-12 главам, сто Ася и Н. Н. - разные, не созданные друг для друга (задание сложное, дается по желанию);
2) Заполнить вторую часть таблицы по 16 главе (сцена разрыва);
3) Продумать ответы на вопросы:
- Почему Асе "лететь некуда"? Почему она не танцует?
- Виноват ли герой в своей судьбе?

В разделе на вопрос Произведение Ася-Тургенева заданный автором чистосортный лучший ответ это 1)Ася - это молодая девушка, живущая в одном германском городишке со своим братом Гагиным. Рожденная от отца-дворянина, она выделялась среди своего окружения диким, самобытным нравом, умом, эмоциональностью, порывистостью. "Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех, но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой... "Автор подчеркивает неординарность девушки. И действительно, госсподин НН сразу заметил это: ее артистизм, пластичность, порывистость, огромную эмоциональность, желание прожить яркую и запоминающуюся жизнь. Ася ничего не боится, ради любви готова на все. Она испытывает глубокое чевство к господину Н.. Ася признается ему в любви и говорит, что готова пойти с ним на край света. Но герой не был готов к серьезным переменам в своей жизни и побоялся взять на себя большую ответственность за юную девушку. Ася понимает, что гочподин Н., если женится на ней, в дальнейшем будеть жалеть о своем поступке. Героиня и ее брат уезжают. Позже у господина Н. было еще много женщин, но лишь Ася оставила в его душе неизгладимый след.

У меня на телефоне есть шпаргалка по литературе, оттуда писала. Если надо-обращайся.

2)Откопала в интернете:
Какой облик складывается из всего сказанного? Как вы понимаете слова Н. Н. о ней ("Что за хамелеон эта девушка! ")?
(Бесстрашная, своевольная; наивная, смешная, искренняя, честолюбивая. Ася меняется. Она непосредственна, стремится к чему-то настоящему, ищет себя; ограничена во всех "партиях").
Вот еще:
Главная ее особенность - это непостоянство, загадочность и странность. Именно поэтому Н. Н. восклицает: «Что за хамелеон эта девушка!» . Сначала она лазает по стене, как коза, поливает цветы на стенах, сразу после этого ведёт себя, как благовоспитанная барышня, шьёт и опять выказывает своё ребячество. Ася открытая, пылкая, благородная и непосредственная натура.

Урок 3. Тема: «Что за хамелеон эта девушка!»

Цель:
- углублять умение анализировать текст художественного произведения, находить детали, определять их роль;
- развивать умение характеризовать литературных героев;
- развивать умение анализировать эпизоды.

I. Опрос - проверка домашнего задания.
1.Зачитайте характеристики Аси, данные Гагиным.
2. Что нового мы узнаем об Асе из ее портретов в 4 -5 главах?

(В начале 4 главы Ася предстаёт перед нами бесстрашной и своевольной девчонкой. Не думая об опасности, она тревожно карабкается по уступам стен башни всё выше и выше: «Экая сумасшедшая!» - восклицает Гагин, увидев сестру, примостившуюся на развалинах прямо над пропастью», но к чувству восхищения у повествователя присоединяется немалая доля досады, ибо он отлично понимает, что Асино поведение во многом продиктовано каким-то по-детски проявляемым честолюбием (не случайно Гагин, зная сестру, предупреждает её: «Полноте, не дразните её, вы её не знаете: она, пожалуй, ещё на башню взберётся»). Однако на этом Асины проказы не прекращаются.
Ася не приемлет никаких условностей, не ведёт себя в соответствии с этикетом и остаётся всегда самобытной.
Многое в поведении может показаться смешным и наивным. Н.Н. встретил Асю на уступе стены, на развалинах феодального замка, над пропастью. Это говорит о романтическом характере героини.
- Какие роли принимает Ася?
(Она сыграла роль солдата, марширующего с ружьём, и этим шокировала чопорных англичан; за столом она сыграла роль благовоспитанной барышни; на другой день представилась простой русской девушкой, чуть ли не горничной)
- Почему она так поступает? Может ли господин Н.Н. ответить сейчас на этот вопрос?
(Нет, так как не понял ни Аси, ни самого себя)
3. Какой облик складывается из всего сказанного? Как вы понимаете слова Н.Н. о ней: "Что за хамелеон эта девушка!"?
(Бесстрашная, своевольная; наивная, смешная, искренняя, честолюбивая. Ася меняется. Она непосредственна, стремится к чему-то настоящему, ищет себя; ограничена во всех "партиях". В словах повествователя звучит восхищённое удивление подвижностью, изменчивостью облика героини).
В разыгрываемое представление Ася пытается вовлечь и окружающих.
- Что символизирует приглашение принять «условия игры»?
(брошенный цветок герани)

Слайд 13
Итак, в характере Аси много необычного. Со своими «странными ужимками» она совершенно не понятна главному герою, и попытки разгадать тайну этих «странностей» на первых порах оказываются безрезультатными.
- В чём же «странности этой девушки»?
- Каковы их причины?

Перечислите "странности" Аси. (С помощью мультимедиа-проектора (презентация) воспроизводим сначала 1,2 колонку таблицы, а потом 3-ю)

Главы

"Странности"

Причины

Было что-то свое, особенное.

Дичилась.

Ни одно мгновение не сидела смирно.

Гл. VIII. История семьи Гагиных.

Осознает двойственность своего положения.

Искренна, не умеет лукавить.

Естественна.

Она вся - чувства и эмоции.

Поливает цветы на развалине.

Как коза лазит.

Самое изменчивое лицо.

Страсть знакомиться с людьми круга "низшего".

Показалась совершенно русской девушкой.

Что за хамелеон эта девушка!

Полузагадочное существо.

II. Влияние Аси на героя.
1)Что дает возможность Н.Н. назвать Асю "совершенно русскою девушкой"?
(В ней не чувствовалось барыни, а было что-то диковатое; одежда, прическа, пальцы)
2)Что понимает Н.Н., глядя на Асю?
(осознает собственную неприкаянность, задумывается над смыслом жизни).
- Как заканчивается второй день знакомства для Н.Н.? Какие мысли и чувства им овладевают?
(Герой не отдаёт себе отчёта в том, что с ним происходит. Он ощущает какое-то смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу, неприятную досаду, то ревнивое подозрение, что Гагины - не родственники)
- Каким образом подтверждается подозрение Н.Н. о том, что Гагин и Ася не брат и сестра?
(Подслушанный разговор в беседке стр. 337, гл. 6)
- Какие чувства овладевают героем после этого?
(Конец 6 - начало 7 гл., стр. 337)
Сам герой не находит точного определения своим чувствам. Но мы понимаем, что его уже захватило глубокое и тревожное чувство любви. Именно от нё он уходит в горы, а когда возвращается, то, прочитав записку от Гагина, на другой же день отправляется к ним.
III. Зарождение и эволюция любовного чувства в герое. Тургенев мастерски показывает зарождение любовного чувства в герое:
- 1-ое свидание - показалось Н.Н. очень миловидной;
- в домике Гагиных - герой чувствует себя беспричинно счастливым:
- сцена у развалин, бессонная ночь, когда думает о "капризной девочке с натянутым смехом";
- смущает тайна Аси; узнает ее, почувствовал сладость;
- но в начале 11 главы говорит, что "о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо".
Он такой же: "жил без оглядки" и сейчас не думает о будущем.
Почему это так - ответим на следующем уроке.
IV. Беседа по 8 главе.
1) Что узнает герой об Асе из рассказа Гагина? Перескажите историю Аси. (Стр. 340)
(Автор приоткрывает завесу над тайными страницами биографии Аси. Тайна рождения героини во многом помогла понять Н.Н. «странности» характера девушки: «Мне стало жаль её…»
. Ася - дочь крестьянки и барина. До 8 лет воспитывалась матерью в строгости. Введена отцом в общество. Уже не крестьянка, но и барыней не станет никогда. Двойственность положения.)
. Каковы же истинные причины “странностей” Аси? (Заполняем 3 колонку таблицы в тетради и проецируем на экран. См. приложение - презентацию. Слайды 15, 16)
2) Почему Гагин поведал историю Аси Н.Н.?
(Понял, что у Аси есть чувство к Н.Н. От взора брата не ускользнула перемена, произошедшая в Асе. С тревогой он отмечает внезапные резкие перепады настроения, переход от смеха к слезам)
V. Анализ 9 главы.
- Составление в тетрадях и на доске таблицы
"Две встречи - два разговора" (глава 9 и глава 16)

Читаем 9 главу и выписываем из нее в таблицу слова, помогающие понять состояние героев. 9 глава (свидание) Слайд 17 и 16 глава (разрыв)
1) Светлые глаза, бледное лицо, синева неба, покраснели, черный кот с желтыми глазами, темно, бледный, как мрамор.
2) Свет ясный, солнечный луч, все радостно сияло, блеск воздуха, какие-то тени пробежали по лицу.
3) Как говорят герои: Ася - доверчивая ласка в голосе, прошептала, задумчиво, засмеялась тихим легким смехом.
Н.Н. промолвил, засмеялся, испуганный шепот, прерывистые звуки, резкие слова.
4) Ключевой образ: образ летящей птицы, словно мертвая птица, испуганная птичка.
5) Интонация, настроение светлое, печальная, горечь, печаль
(На данном уроке заполняется только та часть таблицы, которая касается 9 главы).
- Прочитайте диалог героев в 9 гл., стр. 347 от слов: «В это мгновение…» до реплики Н.Н.: «Попытайтесь». В чём различие жизненных позиций героев?
(Асе, в силу её юного возраста, свойственна идеалистическая вера в неограниченные возможности человека. Её манят романтические дали, она жаждет деятельности и уверена, что «прожить недаром, след за собой оставить», а также совершить трудный подвиг по силам любому человеку.
Н.Н. давно разуверился в подобных вещах, и хотя на вопрос юной собеседницы: «А разве это невозможно?» - он отвечает: «Попытайтесь». Про себя же с грустной уверенностью констатирует «Невозможно…»
2) Прочитайте диалог героев о крыльях (стр. 347, гл.9). В чем смысл этого разговора? О каких крыльях идёт речь?
(Конечно, среди чувств, поднимающих нас от земли, пальма первенства принадлежит любви. И крылья, о которых упоминает тургеневский герой - это крылья любви)
- «Если бы мы с вами были птицы - как бы мы взвились, как бы полетели. Так бы и утонули в этой синеве…» Как понимать эти слова?
(Любовь окрыляет человека, приподнимает над обыденностью)

Литературовед М.Гершензон писал:
«Вот образ любви по Тургеневу (он любил аллегорические сцены): любовь налетает на человека, как гроза в ясный день, и в ошеломляющем вихре её у души внезапно вырастают крылья, человек превращается в птицу, со стремительным полётом птиц, с их неукротимой волей»
Исходя из сказанного видно, что говоря об окрылённости, ещё имеют в виду способность человека воспарить над обыденностью.
«Так пойдёмте, пойдёмте… Я попрошу брата сыграть нам вальс… Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья» - здесь сразу высвечивается главная черта характера героини: тревожная порывистость души в её устремлённости к возвышенно-идеальному.
- Удалось ли героям взлететь?
(Да, на мгновенье. Плавные звуки вальса словно приподняли их над землёй. Музыка и танец раскрепощают героев. Ася становится «мила и проста», исчезает её угловатость, и сквозь «девически строгий облик» проступает что-то мягкое, женское». Даже Н.Н. веселится как ребёнок)
VI. Роль 10 главы.
1)Что почувствовал герой, возвращаясь домой?
(Тайное беспокойство, тревогу - с одной стороны, с другой - упоение радостью сближения, в нём загорелась жажда счастья.)

2) Снова пейзажно-психологическая зарисовка помогает понять героя, его состояние. Как? Почему тревога?
Прочитаем, 10 гл., стр. 348.

(Предчувствием, что не сложатся их взаимоотношения. Недаром Ася сравнивает себя с Татьяной Лариной, которая в любви не была счастлива. Но то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси, но которую ещё герой не смел назвать по имени.)
Домашнее задание.
1) Читать 11-16 главы
1) Доказать по 11-12 главам, сто Ася и Н.Н. - разные, не созданные друг для друга (задание сложное, дается по желанию);
2) Заполнить вторую часть таблицы по 16 главе (сцена разрыва);
3) Продумать ответы на вопросы:
- Почему Асе "лететь некуда"? Почему она не танцует?
- Виноват ли герой в своей судьбе?