Бухучет и налоги

«Самоотдача высшему». Деспот перед лицом решений

К можно относиться по-разному. Можно быть просто хорошим исполнителем, а можно вкладывать в работу часть души. Первое, что приходит в голову при рассуждении о самоотдаче – что это хорошо. Ведь у человека, который искренне отдается работе, высокая мотивация, а, значит, и продуктивность. Но не всегда самоотдача гарантирует успешную карьеру. Рассмотрим, почему.

Самоотдача приводит к отличным результатам только в сочетании с высокой компетентностью.

Если работает много, и делает это очень энергично, но не совсем компетентно – он похож на гребца, который машет веслами изо всех сил, но лодка вертится на месте или плывет, но слишком медленно и неизвестно куда. У самоотдачи, которая соседствует с недостатком компетентности, есть еще одна ловушка. Вы делаете для компании очень много, тратите силы, время, и, конечно, хотите, чтобы ваши усилия оценили. Но оценивает не объем усилий, а результаты. И если результаты оставляют желать лучшего, не стоит ждать от шефа одобрения и премий.

Личная вовлеченность в рабочие моменты – это палка о двух концах.

Любые неудачи в этом случае воспринимаются гораздо тяжелее – как личные утраты. К этому добавляется чувство вины: где-то не досмотрел, не додумал, не проконтролировал, и из-за этого пострадали коллеги, партнеры или руководитель. В случае ошибок куда более полезен рациональный подход, без самоедства. Когда вы трезво анализируете, почему совершили ошибку, как можно было избежать проблемы, и как поступить в следующий раз, чтобы ситуация не повторилась. Эмоции, исходящие от внутреннего «Я» в данном случае – не лучшие советчики.

Как правило, люди, работающие с полной самоотдачей, очень требовательны к окружающим.

Им кажется, что все должны работать внеурочно, подхватывать чужие обязанности в случае необходимости, продолжать трудиться при хронической невыплате зарплаты и т. д. С этой позиции сотрудники, рассуждающие рационально-отстраненно, воспринимаются как равнодушные к проблемам компании, нелояльные. Поэтому люди, всецело посвятившие себя работе, могут не совсем корректно выражать критику, делать острые замечания коллегам или даже руководителю. Это не всегда полезно для целей компании, и может привести к обострению отношений в коллективе, что, безусловно, отразится и на том, кто критикует.

Наличие внутренней мотивации, лояльность к работодателю, искреннее стремление к достижению общих целей имеет очень большую ценность, если эмоции подлежат контролю. Работайте с удовольствием и энтузиазмом, при этом берегите свой внутренний мир – смешивание рабочих и личных аспектов не всегда способствует карьере.

Если дисциплина всех частей нашего существа посредством их очищения и сосредоточения может быть описана как правая рука тела Йоги, самоотвержение - левая рука. Путем дисциплины или позитивной практики мы утверждаем в себе правду самого ценного, правду существа, правду знания, любви, трудов, и заменяем этим заблуждения, которые слишком быстро росли, заглушили и извратили нашу натуру. Путем самоотвержения мы ухватываемся за корни заблуждений, вырываем их и выбрасываем со своего пути так, что они более не будут вредить своим упорством, сопротивлением или возвращением счастливому и гармоничному росту нашего святого существования. Самоотвержение есть обязательный инструмент нашего самосовершенствования.

Из “Синтеза Йоги”.

Самоотдача - это развивающийся процесс

Самоотдача есть процесс, которым человек тренирует сознание в отдаче себя Всевышнему. Если полная самоотдача невозможна в начале, из этого следует, что необходимо персональное усилие.

Самоотдача должна стать не только переживанием в медитации, но фактом, управляющим всей жизнью, всеми мыслями, чувствами, действиями. До тех пор использование собственной воли и усилия необходимо, но усилия, в котором есть также дух самоотдачи, призыв к Силе поддержать волю и усилие, и есть необеспокоенность успехом или неудачей. Когда Сила принимает под покровительство садхаку, тогда усилие может прекратиться, но все же будет необходимость в постоянном согласовании существа и в бдительности, чтобы не допустить обманную Силу в какую-либо точку.

Длинная, трудная стадия постоянного усилия, проявления энергии и суровости, персональной воли - тапасья - должна быть обычно пресечена, прежде чем может быть достигнута решающая стадия, в которой состояние самоотдачи всего существа Верховному Существованию, Верховной Натуре может стать всеобщим, тотальным и абсолютным.

Первое движение в работе самосовершенствования - начать осознавать себя. Знать себя совершенно означает контролировать себя совершенно.

Персональное усилие всегда необходимо до момента отождествления. В этот момент всякое усилие спадает с вас, как изношенное платье. Вы другой человек. До тех пор вы должны хотеть, стремиться с настойчивостью, иметь волевое намерение и надо всем - всегда сохраняемое терпение и смелость.

Что означает жить исключительно для Всевышнего?

Жить для Всевышнего означает предлагать все, что человек делает, Ему, не желая никакого результата для себя лично из того, что делаешь.

Посвятить себя значит отдать себя действию, а в йогическом смысле - отдать себя Всевышней Работе с намерением выполнить ее.

Когда вы решили, что вся ваша жизнь будет отдана Всевышнему, вы все же должны каждый момент помнить это, и выполнять это во всех деталях вашего существования. Вы должны чувствовать на каждом шагу, что вы принадлежите Всевышнему, вы должны постоянно переживать это во всем, что вы думаете, делаете, что это всегда Всевышнее Сознание действует через вас. В вас более нет ничего такого, что вы могли бы назвать вашим собственным, вы воспринимаете все, как исходящее из Всевышнего и вы должны преподнести все это обратно своему источнику. Всегда спрашивайте себя: “Думаю ли я об этом, как о приношении Всевышнему, чувствую ли я это как приношение Всевышнему?”. Если вы делаете это в каждый момент своей жизни, отношение ко всему станет совершенно другим, чем было прежде. Если вы возьмете полчаса из вашей жизни и поставите вопрос: посвящение ли это Всевышнему - вы увидите, что и малые вещи станут большими, и у вас будет впечатление, что жизнь стала большой и освещенной.

Самоотдача в умственном существе

Конечно, в начале, когда Всевышнее для вас только слово или, по крайней мере, идея, а не переживание, все это остается чисто умственным. Но если человек искренен и повторяет усилие, однажды приходит переживание, и человек чувствует, что его подношение делается чему-то реальному, осязаемому, конкретному и благотворному. Чем человек искренне и прилежнее, тем быстрее он приходит к этому переживанию и оно остается дольше.

Сначала самоотдача может быть осуществлена через знание посредством ума, и это заключает в себе умственное бхакти, но как только самоотдача достигнет сердца, бхакти проявляется как чувство преданности, и с чувством бхакти приходит любовь.

И все же усилие, которое человек делает, не может не быть умственным. Что человек может сделать, чтобы оно было самопроизвольным?

Но почему вы утверждаете, что все усилия, которые человек делает, могут быть только умственными? Я знаю, что есть огромная разница между усилием для преобразования, исходящим из душевного центра существа, и видом умственных конструкций, имеющих предметом получение чего-то. Пока усилие умственное, в нем нет силы или очень мало, и оно чрезвычайно ограничено. И все время вы испытываете сопротивление. У вас впечатление, что вы собираете с огромным трудом волю, что-то искусственное рядом с вами все время пытается сбить и отвлечь вас, и в следующую минуту все исчезает. То, что человек делает исключительно головой, есть предмет бесчисленных колебаний. Невозможно, например, сконструировать теорию без того, чтобы тут же не последовали положения, которые идут поперек и представляют противоположные аргументы. И это есть великое искусство ума: он может доказать все и оспорить все, что бы это ни было. И вы не продвинетесь ни на шаг. Мне кажется, что очень трудно делать Йогу головой, пока вы не захвачены этим. Воля - не в голове. Воля - то, что я называю волей - есть нечто здесь, в сердце. Это сила к действию и осознанию.

Самоотдача любыми способами хороша, но, очевидно, отдача Неперсональному недостаточна, поскольку самоотдача Ему может быть ограничена в результатах одним внутренним переживанием без какого-либо преобразования внешней натуры. Самоотдача Неперсональному, не имеющему формы Всевышнему оставила бы часть существа подчиненным гунам и Эго, потому что статические части стали бы свободны в бесформенности, но активная натура была бы все еще в игре гун. Многие думают, что они свободны от Эго, потому что они приобрели чувство не имеющего формы существования. Они не видят, что эгоистические элементы остались в их действиях так же, как и прежде.

В переживаниях возвышенного ума может быть преданность и самоотдача, но это не так же обязательно, как в душе. В возвышенном уме человек может слишком осознавать отождествление с Брахманом, чтобы иметь преданность и самоотдачу.

Самоотдача виталического существа

Самоотдача виталического всегда трудна из-за нежелания сил всеобщего виталического неведения. Но это не означает фундаментальной невозможности.

Если имеются любые отождествления с виталическими требованиями или протестами, то это неизбежно уменьшает самоотдачу на это время... Вы должны отказывать виталической смеси желаний всякий раз, когда она поднимается. Если вы непоколебимы, стойки в отказе, она будет все больше и больше терять силу и постепенно исчезнет.

Пока Эго или виталические требования и желания сохраняются, полная самоотдача невозможна, самоотдача будет лишь частичная. Мы этого никогда не скрывали. Процесс может быть трудным, но это должно делаться упорно и терпеливо до тех пор, пока работа не будет выполнена.

Если вы полны самоотдачи только в высшем сознании, без мира и чистоты в низшей природе, этого конечно, не достаточно, и вы должны стремиться к миру и чистоте во всем.

Согласие нижнего виталического не должно быть только умственным заявлением или пассивной эмоциональной верностью, оно должно перевести себя в постоянное отношение, в упорное и стойкое действие.

Душевная самоотдача

Невозможно стать, как дитя, отдающим себя полностью до тех пор, пока душа не станет сильнее виталического и не будет его контролировать. Это душа, вышедшая вперед, приносит силу самоотдаче.

В чистой душе или душевной самоотдаче нет таких реакций, как виталические требования, нет уныния или отчаяния, нет вопрошаний: “что я приобрету в поисках Всевышнего?”, нет злости, возмущения, но абсолютное доверие и настойчивость в том, чтобы остаться верным Всевышнему в любых условиях. Вот что я желаю вам приобрести. Это единственная основа, в которой человек свободен от затруднений и противодействий, и устойчиво идет вперед.

Всеохватывающая полная самоотдача

Согласие всех существ необходимо для святого изменения, и именно поэтому эта завершенность и полнота самоотдачи составляет всецельную самоотдачу.

Совершенно верно, что до тех пор, пока нет ограничений самоотдачи во внешнем и во внутреннем, всегда будут завуалированные темные периоды и трудности. Но если есть ничем не ограниченная самоотдача во внутреннем, самоотдача во внешнем естественно последует. Если этого не происходит, это означает, что внутреннее не отдает себя неограниченно. Есть оговорки, кроющиеся в каких-то частях виталического, настаивающего на своих собственных требованиях, импульсах и движениях, эгоистических идеалах и формациях. Или есть оговорки во внутреннем физическом, настаивающем на своих собственных привычках разного вида. И все это требует сознательно, полусознательно или подсознательно поддержки своих претензий, уважения, требует принять их как важный элемент в работе, даже как “созидание” или “йогу”.

Как узнать, что самоотдача полная?

Вы можете проделать маленькое испытание. Вы сказали себе: “Я совершил мою самоотдачу Всевышнему. Я хочу, чтобы Оно все решало в моей жизни”. Всевышнее всегда повсюду, чтобы решать, что будет происходить. И вот, если что-то случится, что как раз противоположно вашему чувству, вы говорите себе: “Всевышнее решило, что я должен отказаться от этого”. Тогда немедленно, вы совершенно легко увидите, какова ваша реакция. Если это вызывает некоторое ущемление внутри вас, вы можете знать: самоотдача не совершенна - потеря вызывает ущемление.

Когда душевное существо, сердце и думающий ум имеют самоотдачу и полное предание себя на Его Волю, остальное - дело времени и процесса развития, и нет основания для беспокойства. Главное и действенное - самоотдача - осуществляется.

Первое, что человек узнает на пути, что радость отдачи намного сильнее радости получения. Затем человек постепенно понимает, что самозабвение есть источник неизменного Мира. Позднее в этой самоотдаче находят Всевышнее и это есть источник все возрастающего блаженства. Шри Ауробиндо однажды мне сказал, что если бы люди знали это и были бы в этом убеждены, каждый бы захотел делать Йогу.

Для тех, кто хочет быть в постоянном развитии, есть три главных способа движения вперед: расширение поля своего сознания, все большее и всегда более полное понимание того, что знаешь, поиск Всевышнего и все большая и большая самоотдача Его Воле.

Или в других словах:

1. Учиться понимать и делать все больше.

2. Очищать себя ото всего, что препятствует полному преданию себя Всевышнему.

3. Делать сознание более и более восприимчивым к святому воздействию. Можно сказать: возрастать больше и больше, идти глубже и глубже, отдавать себя Ему все полнее и полнее.

4. Перестройка повседневного поведения.
Материальное состояние должно быть вам безразлично

Придавать значение материальному комфорту и направлять свои желания на потребности - это препятствие для спиритуальной жизни. Другими словами - это самообман, это только дает вашему телу иллюзию еще большего удобства. Этим вещам не следует придавать никакого значения в жизни.

Жить в постоянном развитии

Всегда говорите себе: нет ни минуты в жизни, нет обстоятельства в моем существовании, которое не может дать случая для развития. Каково то продвижение, которое я собираюсь сделать сегодня? Я предлагаю всю мою маленькую персональность Всевышнему. Я хочу быть хорошим инструментом для Него, чтобы Он выразил себя, чтобы я был однажды готов для преобразования. Что следует мне сделать сегодня? Если вы хотите учиться, вы можете учиться каждую минуту. Даже по дороге наблюдайте, используйте каждую минуту для развития. Если так наблюдать и развиваться, вы можете в любую минуту понять что-то, узнать, пережить красоту. Даже слово идиота может натолкнуть вас на истину. Если вы смотрите на жизнь таким образом, жизнь становится чем-то чудесным. Это единственный путь сделать ее интересной: жизнь на земле создана быть полем для развития, и если мы развиваемся максимально, мы извлекаем максимум пользы из нашей жизни на земле.

Все что угодно может быть возможностью для прогресса в сознании и самообладании, и это стремление к прогрессу немедленно превращает явление - не имеет значения, что это - в нечто интересное.

Во всех обстоятельствах - иметь волю превзойти свои границы.

Скука и развлечения

Когда человек не развивается, он впадает в скуку и монотонность. Когда вы скучаете, вы теряете время, которое предназначалось для развития. Если были такие обстоятельства, которые казались вам тупыми, скучными, глупыми, и вы, находясь в них, скучали, это означает, что вы сами также скучны, как те обстоятельства, и это явное доказательство, что вы просто не находитесь в развивающемся состоянии. Нет ничего более противоположного самому основанию существования, чем эта приходящая волна скуки. Если вы сделаете маленькое усилие в себе в это время, если вы скажите себе: ну что же это я, что мне сейчас следует узнать? какова та слабость, которую я должен преодолеть? та инерция, которую я должен победить? - в следующую минуту вы более не скучаете. Вы немедленно получите интерес и вы сделаете прогресс! Поэтому человеку не нужны так называемые развлечения или то, что называется “рассеяться”.

Почему интересно все возбуждающее? Это следствие большой пропорции Тамаса в натуре. Человек чем более инертен, тем более он имеет потребность в неистовых событиях, возбуждающих обстоятельствах. Если он инертен, не имеет достаточно сознания в своем теле, ему всегда нужны новые волнения, драмы, зрелища, которые потрясают его слегка, заставляют выйти из себя, чтобы получить впечатление чего-то... И нет ничего, что делает человека более слабым и злым, чем Тамас.

Пустые книги, пустые разговоры и состояния сознания

Всякий раз, когда вы читаете книгу, в которой сознание очень низко, это усиливает ваше подсознание и несознание, это препятствует вашему сознанию подняться вверх. Это происходит обязательно, но есть люди, которые даже не замечают, что их сознание опустилось очень низко.

Если вы идете вниз, вы утомляете себя все более и более, и становитесь темным и глупым. Наряду с этим, каждый раз, когда вы идете вниз, вы увеличиваете груз подсознания - огромный груз, который нужно расчистить, если человек хочет взобраться к вершине, и который мешает, как путы на ногах. Не опусканием ниже себя отодвигают усталость. Необходимо взбираться вверх по лестнице и там будет настоящий отдых, поскольку там человек получит внутренний мир, свет, универсальную энергию.

Если вы ведете разговор типа сплетен, вы не даете вашему сознанию полностью подняться, работа в подсознании не делается или даже не начинается. Те, кто хотят подняться, имеют уже достаточно трудностей и без поисков внешнего одобрения в разговорах. Усилие поддерживать сознание на высоком уровне утомительно вначале, как и упражнения для мускулатуры, но вы не должны позволять вашему уму опускаться. Сплетничание ведет вас к деградации, и если вы хотите делать Йогу, вы должны воздержаться от этого.

Есть состояние, в котором простой разговор, который принуждает вас оставаться на уровне обычной жизни, вызывает у вас головную боль, выворачивает желудок и, если он продолжается, может вызвать у вас лихорадку.

Есть состояние сознания, в единении со Всевышним, в котором вы можете наслаждаться всем, что вы читаете, что наблюдаете, даже наиболее посредственные книги или самые неинтересные вещи. Можно читать так, что все равно будешь оставаться в контакте со Всевышним. Вы можете слушать плохую музыку, даже музыку, от которой вам хочется убежать, и все же вы можете, не из-за ее внешнего выражения, а из-за того, что за этим, наслаждаться ею. Вы не теряете возможности делать различие между хорошей и плохой музыкой, но вы проходите или через то, или в то, что она выражает, поскольку нет ничего в мире, что не имеет первичной правды и поддержки во Всевышнем. Этого состояния сознания очень трудно достигнуть, это дисциплина, которая требует годы, и осуществить это - в пределах досягаемости не многих.

Есть однако промежуточное состояние, через которое необходимо пройти, в котором вы обрезаете связи между собой и всем, что вы не хотите слышать или видеть.

Вы должны быть бдительны.

Лень

Если у вас тамасическая натура, вы должны напрягать ваше сознание, вашу волю, вашу энергию, встряхнуть себя немного, сказать:

вперед, больше. Если лень удерживает вас от совершения чего-то, вы должны сделать немедленно что-то более трудное.

Серьезность и бодрость

Нет необходимости все время иметь серьезное лицо и молчать, занимаясь Йогой, но необходимо принимать Йогу серьезно. В ней тишина и внутренняя сосредоточенность занимают большое место. Нельзя все время выбрасывать себя наружу, если идти внутрь и встретить там Всевышнее - ваша цель. Но это не означает, что нужно быть серьезным и мрачным все время.

Я пытаюсь быть молчащим внутри, но настроение веселости упорствует. Однако, не есть ли это знак бодрости?

Не всегда, кроме того, веселость есть виталическое движение. Я не говорю, что ей не следует там быть, но есть более глубокая бодрость, внутренняя сукшахасья - улыбка счастья, которая есть спиритуальное условие бодрости.

Бодрость есть соль садханы. Это в тысячу раз лучше, чем мрачность.

Страдания и печали

Это Всевышнее дает страдания или печали?

Все в Боге, и все есть Бог. Если изменить состояние своего сознания и идентифицироваться со Всевышним, это изменит саму натуру вещей, явлений, событий. Что казалось болью, печалью или несчастьем, человек начинает воспринимать совершенно противоположно, как благоприятную возможность для Всевышнего подойти ближе к вам, и из этого события человек может извлечь еще большую радость, чем из переживания какого-то удовлетворения. Только вы должны понимать это именно так. Нет ничего, о чем могло бы быть сказано: это несчастье. Нет ничего, что может быть названо страданием. Все это есть та необходимость, которая изменит состояние вашего сознания. И это все.

Каждый раз, когда вы получаете удар в жизни, говорите себе немедленно: я должен развиваться, это то, что я должен изменить, узнать. Тогда этот удар становится благословенным.

Что-то чрезвычайно болезненное, мучительное произошло с вами. Не впадайте в скотское состояние, не ищите забвения, не идите вниз в несознание. В происшедшем идите до конца и найдите свет, который за этим, правду, силу и радость. Для этого вы должны быть сильным и отказаться соскальзывать вниз.

В миг испытания - вера в святую защиту и призыв к этой защите. В любое время - вера, что Воля Всевышнего и есть наилучшее. Это то, что должно быть принято вами, как наилучшее. Это то, что обращает вас ко Всевышнему. И плохо для вас только то, что отвращает вас от Всевышнего.

В этих условиях единственная вещь, путем которой можно войти в садхану, это - помнить Всевышнее всегда, принимать свои трудности, как тяжелое испытание, через которое необходимо пройти, молиться постоянно и искать Всевышней Помощи и Защиты, просить открытия своего сердца и сознания к поддерживающему Всевышнему Присутствию.

Существует концепция, что вы принимаете все, что происходит, поскольку это есть выражение Всевышней воли. Эта концепция направлена на то, чтобы помочь приобрести людям ровность души. Если вы хотите быть в мире, счастливыми, всегда удовлетворенными, в совершенной ровности души, вы должны быть убеждены, что все таково, каким должно быть, и вы должны делать только одно: оставаться совершенно спокойным, потому что лучше быть спокойным, чем беспокойным. Но если вы примете эту концепцию без допущения противоположности и не сделаете синтеза, вам, естественно, ничего не останется в жизни, кроме как сесть и ничего не делать.

Грехи и пороки

Пороки - это просто выливание энергии в нерегулируемые каналы. Все виды энергии - умственной, виталической, физической - выходят в то, что люди называют пороками, так же, как и в то, что люди называют грехами.

Когда человек говорит: я плохой, я греховный - он всегда ослабляет себя. Нужно говорить спокойно: да, я имею дефекты, во мне есть недостатки, как и во всех человеческих существах, но они уйдут, если я искренне стремлюсь ко Всевышнему.

Взаимоотношения с людьми

Сегодня я вышел из себя из-за непослушания и дерзости рабочего в плотницкой мастерской. Возможно, я был не прав, выйдя из себя, но как мог тот рабочий быть грубым и наглым?

Да, это была ошибка. Не было ошибкой настаивать на выполнении им своих обязанностей, это следовало сделать, и твердо. Но выходя из себя вы лишь увеличиваете разногласие и создаете ситуацию “грек идет на грека”.

Ссоры и столкновения - доказательства отсутствия йогический позиции, и те, кто серьезно желают делать Йогу, должны научиться отвыкнуть от этого. Достаточно легко не ссориться, когда нет повода для раздора, споров или ссоры. Когда есть причина, а другая сторона неразумна и не в состоянии ее отвергнуть, вы получаете возможность подняться над своей виталической натурой, не поддавшись ссоре.

В этом есть сила недвижимости. Если кто-то оскорбил вас, и вы начинаете вибрировать в тон этому гневу и плохому желанию, вы чувствуете себя совершенно слабым и раздираемым - делаете глупости. Но если вы сможете сохранить внутри себя, особенно внутри головы, полную неподвижность, которая отказывается воспринимать эти вибрации, вы сразу же почувствуете большую силу и ничто не сможет взволновать вас. Если вы можете оставаться очень тихим, спокойным, даже физически не двигаясь и не двигаясь внутри себя, если вы не даете внутреннего ответа на все те вибрации, которые идут на вас, тогда это дает силу не только вам, но оказывает воздействие на ту персону, от которой они исходят, также. Есть огромная сила в недвижимости - умственной, эмоциональной, физической. Если вы можете оставаться как стена, полностью не приводимым в движение всем тем, что другая персона швыряет в вас, все это упадет обратно на нее же, не будучи в состоянии войти в вас.

В обращении с людьми вы должны адресовать себя к их душе, а не к телу, и более того - вас просят адресовать себя ко Всевышнему, даже не к душе, к одному Всевышнему в каждом существе, и осознавать это. Пока вы не направляете себя ко Всевышнему Присутствию в человеке, с кем бы вы не говорили, это означает, что вы не осознаете это Присутствие в себе.

Какова должна быть реакция на ошибку старших или начальства? Сказать, что это не мое дело или указать на ошибку?

Ни то, ни другое. Сначала и всегда человеку следует спросить себя: что является инструментом моего мнения? На чем оно основано? Имею ли я совершенное знание? Что это во мне, что судит? Владею ли я святым сознанием? Полностью ли я незаинтересован в деле? Свободен ли я от всех желаний и Эго?.. Следовательно, мне не следует судить, мне следует хранить безмолвие.

Будучи далеко от Правды-Сознания, должен ли человек всегда оставаться безмолвным, даже хотя, как индивидуум, он обязан принимать решения и давать мнения?

Индивидуум должен, для того чтобы жить, принимать решения. Но это не означает, что ему следует иметь, еще менее, что следует распределять мнения. Это Неведение имеет мнения, Знание - знает.

Суждения о других

Наше мелочное Эго в каждом любит обнаружить и говорить о “настоящих и ненастоящих” дефектах. Не имеет значения, настоящие они или нет. Эго не имеет право судить их, потому что у него нет правильного видения или правильного понимания. Только тихий, незаинтересованный, бесстрастный, все-сострадающий и все-любящий Дух может судить и видеть правильно силу и слабость каждого существа.

Это не вопрос обычной жизни. В обычной жизни люди всегда судят неправильно, потому что они судят умственными и обычно условными стандартами, а человеческий ум не дает истины, а лишь заблуждения и ошибки.

Это полнейшая дерзость судить о состояниях, в которых другая личность находится. Что вы знаете об этом? Если вы сами не сознаете Всевышнее, по какому праву вы можете сказать, что другой сознает это или не сознает. На каком основании вы стоите? На способностях вашего маленького внешнего ума? Но он не знает ничего. Он совершенно неспособен к восприятию чего-либо. Пока ваше видение не есть постоянное видение Всевышнего во всем, вы не имеете не только права, но и способности судить о состоянии, в котором находятся другие. Человек, который имеет видение, сознание, который способен видеть правду во всем, не имеет нужды судить что-либо вообще. В момент, когда вы начинаете судить явления, людей, обстоятельства, вы находитесь в полнейшем человеческом неведении. Осуждение есть одна из первых вещей, которая должна быть полностью стерта из вашего сознания, прежде чем вы сможете сделать один шаг на пути сверх-разумного.

Привычка самой невежественной критики других, смешанная со всеми видами воображений, заключений, преувеличений, ложных интерпретаций, даже грубых вторжений есть одна из всеобщих слабостей. Это болезнь виталического, поддержанного физическим умом, который делает себя инструментом удовольствия, получаемого в этих бесплодных и вредных занятиях виталического. Совершенно необходим отказ от этой болезненной чесотки виталического и полный контроль над речью, чтобы внутреннее изменение могло иметь какое-либо подлинное воздействие для преобразования внешней жизни.

Нужно быть более точным в выполнении правила не болтать о других и не обсуждать их своим обычным умом. Это необходимо для того, чтобы развить более глубокий взгляд на все явления. Сознание, которое понимает в молчании движения Натуры в себе и в других, но остается неподвижно, необеспокоенно, - не испытывает поверхностного интереса и не бросается на внешнее движение.

Помощь другому человеку

Ваше влияние на него для обращения к Йоге могло быть хорошим, но оно не в состоянии изменить его виталическую натуру. Никакие человеческие влияния, которые могут быть только умственными или моральными, не сделают этого, вы увидите, что он все такой же, как был прежде. Это может быть сделано только от обращения его собственной души ко Всевышнему.

Хотеть, не дрогнувши, благоденствия другому и головой, и сердцем есть наилучшая помощь, которую можно оказать.

Нужно ли разъяснять наш идеал тем, кто не понимает его?

То, чему мы хотим учить, не есть только умственный идеал. Это новая идея жизни и новая реализация сознания. Для всех эта реализация сознания нова, и чтобы учить других, единственно правильный путь - жить самому согласно этому новому сознанию и быть преобразованным им. Этот идеал равно для души и для поведения. Для его достижения нужно непоколебимое терпение, что устоит против каждого испытания, и отсутствие предпочтений и желаний.

От редакции: Подготовительные материалы к новому политическому семинару в редакции «Гефтера».

О действиях людей, в том числе и о действиях тех, кто облечен властью, можно рассказывать по-разному. Виды повествований, нарративы бывают разные. Наука - лишь один из них; но никакая наука не отменяет того способа повествовать о событиях, при котором личная вина и ответственность властвующего сплетены между собой. Властвующий решает и, следовательно, он виноват , каковы бы ни были причины решения и вероятность, с которой оно могло быть принято при данных обстоятельствах. Конечно, он виноват лишь для тех, кто может его обвинить! Вина и ответственность властвующего включены в ходячие рассказы о власти. Власть властвующего становится темой, о ней говорят. Если говорят , что агент-1 принял решение, что именно его веления послушались другие, то и виноват в последствиях именно агент-1, потому что именно он добивается своего через власть, навязывая свое решение тем, кто ему противится.

Почему же властвующему нужна именно власть для достижения своих целей? Возможно, их можно добиться как-то иначе: подкупом, лестью, силой убеждения, способностью вызвать любовь и преданность к себе, не замутненную велениями и насилием над волей? Конечно, можно сказать, что все это виды власти, однако это значило бы сильно упростить все понимание. Власть означает, что своего надо добиться, подчиняя чужую противящуюся волю. Способность использовать для этого и деньги, и способность убеждать, и, в случае необходимости, также и угрозы, отличает эффективного властителя от того, кто ставит только на превосходство в силе и праве, будь то свое личное превосходство или мощь стоящих за ним институтов. Но чистый феномен власти не понять, если не увидеть, что остается, когда из всех составляющих эффективного действия вычитается все прочее, что не связано с тем специфическим насилием над волей, тем вынуждением добровольного, которое мы опознали как изначальное явление власти наблюдателю. Существует - помимо расчетов и фреймов, помимо всех ухищрений и способов коммуникации, - тот элемент, который мы можем назвать аффектом власти . Аффект власти - это нерассуждающее стремление опереться на чужую волю, покорив ее, определяющее личное решение, выбор средств и выбор целей. Именно это стремление тысячелетиями отмечали у властителей художники и философы. Власть желанна ради самой власти, потому что властное действие доставляет особого рода удовольствие, превосходящее все прочие и торжествующее даже над страхом смерти. Именно стремление «властвовать всласть» делает любого начальника морально ответственным и социально виновным. Воля подвластных покорена, и свидетельством ее покорения является вменение вины покорившему. Правда, фактически дело может до этого и не дойти. Это лишь возможность, заключенная в самом устройстве власти, являющей себя как личная, несмотря на все безличные механизмы. Но эта возможность сохраняется, так сказать, по обе стороны власти. Поскольку на стороне покоренного сохраняется воля, сохраняется и возможность действия, а возможность действия есть все же некоторого рода власть и, значит, вина. Личное отношение властвующего и подвластного - это взаимное признание возможности вины, и асимметрия этого отношения особенно хорошо видна тогда, когда максимальная возможность действия сопрягается с минимальной готовностью признавать свою вину, причем вина приписывается именно тому, кто в наименьшей мере мог действовать своевольно. Умение найти баланс между необходимой степенью личной ответственности подчиненного в комбинации с его же готовностью отказаться от вменения вины властвующему является условием длительного сохранения власти. Но если власть не является личным отношением? Если это власть над множеством людей, что тогда? Асимметрия в пользу властвующего сохраняется лишь до тех пор, пока множество, которое определяет себя как народ, не предъявит ему счет за все . Так происходит падение единоличных правителей, которым вменяется вина тем большая, чем больше была их власть. Тем более примечательно, что обвинения часто фокусируются не на ошибках правления, а на властолюбии свергнутого деспота: аффект власти морально предосудителен, она признается лишь средством.

Рассмотрим в этой связи один поучительный эпизод в истории идей. Макс Вебер в знаменитой речи «Политика как призвание и профессия», произнесенной в 1919 году, упоминает о том, что настоящий политик «стремится к своему делу». Там нет сноски, но это цитата. Слушатели Вебера, можно предполагать, знали чуть ли не наизусть важное философское сочинение, книгу Ницше «Так говорил Заратустра». Поэтому Вебер цитирует ее, не упоминая источник. «Я давно уже не стремлюсь к счастью, я стремлюсь к своему делу, я жажду свершить свой труд» - вот ответ ницшевского Заратустры эвдемонистической этике, называющей счастье высшим благом. Ни религиозное спасение, ни то «сухое удовлетворение» от сознания выполненного долга, о котором писал Кант, тоже не годятся для политика! Политик, продолжает Вебер, - это воин, который знает, что может погибнуть, но его твердость и решимость не связаны с надеждами на «блаженство Валгаллы». Эта решительность, безнадежное бесстрашие ради высшего, того великого дела, которое составляет его призвание, - признак политики большого стиля. Такая политика предполагает отношение к человеку как средству, а не как цели. Власть означает решительный выбор высшей цели, которой подчинены все действия властвующего и подвластных. Лишь исторически, стечением обстоятельств, можно объяснить, почему вообще возможно такое понимание политического блага и почему этот выбор, столь очевидный в одну эпоху, не принимается или, во всяком случае, не кажется очевидным в другую. Лишь перераспределение энергии действия дает нам представление об устройстве такой власти: если все помыслы, все поступки человека сосредоточены на обретении власти ради того, что кажется ему самым важным делом, это дает ему превосходство над другими, менее цельными, менее энергичными людьми, в меньшей степени готовыми отдать все в борьбе за власть и потому скорее оказывающимися в числе проигравших. То специфическое бесчувствие властителя, о котором мы столь часто узнаем в повествованиях о тиранах, может быть связано именно с этой самоотдачей высшему, как бы оно ни называлось. Асимметричное отношение самоотдачи властвующего высшему при небрежении низшими продолжается дальше, вниз, парадоксальным образом связывая подвластных с властвующим отношением эмоциональной зависимости, той любовью к деспоту, которую невозможно объяснить в терминах обмена и которая не нуждается в ответной любви и не вызывает ее. Она возникает не сама по себе, а только потому, что полная самоотдача снизу вверх оказывается (в силу обстоятельств, которые каждый раз могут иметь исторически уникальный характер) одним из немногих социально приемлемых аффектов в иерархических конструкциях, наряду с ужасом, преклонением и тому подобным. Именно самоотдача парализует вменение вины со стороны подвластных властвующему. Властвующий же говорит о самоотдаче высшему и ответственности перед ним, он может называть это призванием или миссией. Но высшее, если это не человек, не задает вопроса об ответственности. Инстанция вменения в человеческих отношениях всегда человеческая.

Платон говорил о том, что самоотдача, самозабвение, самопреодоление, то есть отказ от поверхностной и повседневной склонности к временным удовольствиям, требует особой способности концентрировать усилие, ярости, которая отличает настоящего воина. Эта ярость направлена сначала на самого себя, на обуздание вожделений и перенаправление их энергии в направлении, указанном разумом. Аскеза воина, который считает себя орудием высшего и потому бесстрашен, многократно описана, но победа над собой как условие победы над другими - это не только исток особой энергии властителя, но и фигура речи, способ рассказывать о власти, устроенной, быть может, совсем по-другому. Если властитель не совершает решительный выбор и не служит делу, не побеждает свои слабости и не выстраивает всю свою жизнь в подчинении высшему единству, откуда берутся его решения, обязательные для подвластных, что руководит его выбором, совершает ли он вообще какой-то выбор?

Говоря о власти как служении высшему, мы снова обращаем ее в средство, но странно было бы не заметить, что необязательно ей быть средством. Действие и способность действовать могут быть сами по себе высшей целью. Основание действия лежит в самом действии, и сопротивление людей и предметов нужно лишь для того, чтобы опереться на него, почувствовать самое мощь, то есть власть. В самоотдаче высшему и в бесцельном упоении мощью как таковой почти стирается личный момент власти, отчего и личная преданность верховному властителю оказывается куда как меньше той эмоциональной зависимости, которую мы выше назвали любовью к деспоту. Здесь нет парадокса, потому что зависимость вытекает как раз из отсутствия того, что предполагает преданность. Большая дистанция и малая дистанция, отсутствие самой личности внутри отношения и теплота интимной связи внутри малого круга самых близких взаимно исключают друг друга. Власть над множествами людей не остается той же самой в семье, в интимных отношениях, среди друзей. Властелин одинок . Но личная прихоть, личный произвол, личная готовность дать волю вожделениям не только образуют вокруг него области личной вражды и личного же притяжения, но и создают реплики прихотливого самовластья везде, куда распространяется действие верховной власти как символического образца. Устройство власти повторяется на разных уровнях, и вот уже повсеместно мы видим власть развращенную и развращающую, власть как средство удовлетворения вожделений, столь непохожую, казалось бы, на политику большого стиля. Ее специфика - в нечистоте, в отсутствии той определенности, которая позволяет отделять власть от всех иных способов воздействия на людей. Испорченная, коррумпированная власть эффективна в смысле достижения цели, но ранг самой цели низок: стремиться к ней можно лишь по принуждению или бездумно, не доводя дело до решения важнейших вопросов, не желая решительной, последней ясности и даже не ведая о том, что она бывает. Проблема испорченной личной власти в том, что борьба за результат проваливается именно там, где эффект оказывается наибольшим: подкупить, обмануть или запугать врага - прекрасный способ добиться своего, который, однако, не дает опереться в действиях на упругость чужой воли . Мы уже знаем: чем результативнее личная власть, тем она ближе к опасному рубежу - исчезновению собственно власти, бессилию на месте силы. Личная власть располагается между двумя крайностями. Одна из них - самоотдача властвующего высшему, но также и чистое, холодное упоение могуществом как таковым, средством, заменившим цели. Здесь личное - это усилие самозабвения или то особое отношение к собственной возможности действовать, которое Ницше называл удовольствием. Вторая крайность - это низведение власти до уровня одного из средств удовлетворения вожделений. Здесь личное влияние на других, то есть способность убедить, стратегическая игра (способность перехитрить другого, комбинировать прямое применение силы, угрозы, подкуп, распоряжение информацией), то есть умение добиться своего наиболее эффективным способом, связаны между собой настолько плотно, что именно эта универсальная способность именуется властью, и требуется либо время, либо особое теоретическое усилие, чтобы явной стала ее принципиальная порча.


Примечания

1. См.: Магун А.В. Единство и одиночество: Курс политической философии Нового времени. М.: Новое литературное обозрение, 2011.

Меня давно занимает такой вопрос: когда и как так получилось, что в российской бизнес-среде надулся тот смешной мыльно-пузырчатый миф, будто бы обиженные умом и образованием бальзаковские барышни (as option - прыщавые выпускницы библиотечных факультетов "институтов культуры"), традиционно работавшие по кадрам тупо штамповавшие пару десятков стандартных бланков "отпуск/принят/уволен", вдруг стали HR-менеджерами???


То есть, проснувшись однажды по утру, они каг-бэ стали считаться носителями некоего "тайного знания душ человеческих" с правом формировать кадровую политику фирм, и, толкуя "магические знаки" самопальных "анкет", решать кого принимать на работу, а кого нет. Делать это каг-бэ в соответствии с "мЭтодиками", которых, ясен пень, просто не существует в природе, не говоря уж о том, чтобы их кто-нибудь этому обучал. Что примечательно, сами они быстро раздулись в пафосе свалившегося на них нового "статуса" и искренне в последнее поверили (что было бы еще пол-беды).

Но, вот незадача, теперь им еще как-то нужно "соответствовать" означенной легенде - и вот они начинают креативить прямо на ходу (а вот тут уже беда... не до смеха). Я давно открыл для себя чтение специализированных форумов для HR-ов, где они по-черному палят всему честному народу свой врожденный кретинизм, в качестве живительного источника развлечения на досуге (рекомендую). Но удивлять они меня не то что не перестают, а прямо-таки прогрессируют с каждым годом, пополняя мою импровизированную коллекцию перлов.

Очередным экспонатом порадовал меня комрад, который отправился в путешествие по большому кругу резюмесендинга/HR-пиздежинга. Казалось бы, простая анкета, которую просят заполнить и отослать на мыло перед первым собеседованием. Ан нет, чувствуется "креатифф" воспаленного мозга члена "тайной ложи ордена причастившихся сакрального учения". Ну а как иначе, если там содержатся следующие удивительные пункты:

РАЗДЕЛ 1. ПЕРСОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1. ФИО ________________________________________ __________
2. Число, месяц, год рождения________________________________ __________________
3. Место рождения________________________________ ____________________________ (страна, область, город)
4. Паспорт: № ___________ серия ________________ кем выдан ______________________ когда

>>>>>>>>>> пока все вроде бы стандартно, хотя не один ли им хер на место рождения? И зачем так сразу хамить требованием полных паспортных реквизитов? удостоверение личности можно проверить и при встрече... слегка настораживает. Но потом начинаются и вовсе "интересности":

5. Ближайшие родственники:
Отец ________________________________________ _______________________________
Мать____________________________________ ____________________________________
(Ф.И.О., год рождения, род занятий)
Братья, сестры ________________________________________ ______________________
(Ф.И.О., год рождения, род занятий)
Жена/муж_______ ________________________________________ _____________________
(Ф.И.О., год рождения, род занятий)

>>>>>>>>>> Не хватает только перечисление всех родственников до 5-го колена, и кто чем занимался до 1917-го года... Нормальное такое "сканирование" всей семьи? Чего-то не хватает... ах да, тут дальше есть:

Число детей ___________ Ф.И.О., год и дата рождения детей

>>>>>>>>>> ну будем считать, например, что последнее им "важно" знать, чтобы подготовить подарки ко дню рождения детишек... ага...

6. Семейное положение (отметить):холост(не замужем)______ состою в браке______ разведен(а)______

>>>>>>>>>> не знал, что у данного пункта в анкетах может быть аж три варианта ответа - век живи, век учись... Из последнего варианта ответа, насколько я понял замысел эйЧаРа, они собираются сделать ДАЛЕКОИДУЩИЕ выводы о профессиональных качествах соискателя. А что-ж тогда так не густо? А где пункты "убежденный холостяк", "разведен несколько раз - указать количество" или "в браке + имею семью на стороне", или "в рот я чих-пых этот штамп в паспорте - предпочитаю гражданский брак"... где этот "кладезь информации" о ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ соискателя? Зачем они себя лишают его???? Далее стандартные сведения об адресе места проживания, чем там можно удивить? Ан нет, эти очень даже могут:

7. Адрес по прописке: почтовый индекс __________________ улица ________________________________________ ___ город ______________________________ дом __________ корпус _________ квартира _______ближайшая станция метро

8. Адрес фактического проживания: почтовый индекс __________________ улица ________________________________________ ___ город ______________________________ дом __________ корпус _________ квартира _______ телефон ______________________ ближайшая станция метро

9. Жилищные условия (отметить):
Имею отд. жил. площадь: квартиру________ комнату в комм. квартире________ дом________
проживаю с родителями: в вартире________ комнате в комм. квартире________ доме________
снимаю: квартиру________ комнату________ дом________

>>>>>>>>>> ох ничего себе! =) А где вопросы по санузел (раздельный/совмещенный/во дворе ли) и лоджию (застекленную ли)? А полы в толчке с обогревом ли? А вид из окон, не на помойку ли?

10. Как Вы считаете, есть ли у Вас ограничения по здоровью, семейному положению, личным склонностям, препятствующие полноценной и плодотворной работе (да/нет)____________

>>>>>>>>>> интересно, неужели "умный" специалист по кадрам, рассчитывает получить на этот вопрос честный ответ, что мол "Да, есть причины, которые пи***ец как будут мешать моей полноценной и плодотворной работе... примите меня...")))))

15. Употребляете ли Вы спиртные напитки, алкоголь (нет, редко, часто, имею пристрастие - нужное подчеркнуть)

>>>>>>>>>> любого соискателя, наверное так и подмывает подчеркнуть "имею пристрастие" и приписать рядом трясущимся почерком "алкоголизм в терминальной стадии, трубы горят, нальешь? - "

16. Употребляете ли Вы наркотики? (да/нет) _____________

>>>>>>>>>> ой, а почему тут нет "нужное подчеркнуть"? Это же, понимаешь ли, надо вписать "да-нет" собственноручно! Не каждый наркоман в ломке осилит такой тест...

17. Привлекались ли Вы к уголовной или административной ответственности? (да/нет) ________
Если да, то укажите по какой статье УК РФ и КоАП РФ
________________________________________ _____________________

18. Состояли под судом или судебным разбирательством? (да/нет) __________________.
Если да, то по каким делам.
_______________________________________

>>>>>>>>>> да-да, вы давайте пожалуйста укажите полный перечень статей уголовного и административного кодекса, по которым привлекались. По административке укажите все штрафы за нарушение ПДД за всю жизнь. И не забудьте указать тяжбу с соседом в связи с заливом квартиры... ;-)

19. Являетесь ли Вы учредителем (акционером) другого предприятия? (да/нет)_______________. Если да, укажите какого.

>>>>>>>>>> ну пи****ец, просто нет слов.... а как там насчет "ключа от квартиры, где деньги лежат"?

РАЗДЕЛ 2. ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИЯ, НАВЫКИ.

>>>>>>>>>> тут кроме стандартных вопросов, обращают на себя внимание такие перлы:

4. Трудовая деятельность, начиная с последнего места работы или Вашего занятия <....> Если Вы не работали в последнее время, укажите источник средств существования:

5.Укажите реальные доходы с последнего места работы (или размер пособия по безработице):
________________________________________ ____________________________

6. Есть ли у Вас дополнительные источники доходов (да/нет) ____________ Если есть, укажите какие:

>>>>>>>>>> блять, может быть тогда сразу попросили бы принести копию налоговой декларации? Ну и банковскую карточку с паролем, чтобы посмотреть движение средств по счету, хуле уж скромничать?

10. Имеете ли Вы заграничный паспорт (да/нет) ______________________

>>>>>>>>>> да блять, и второе гражданство - "Мексика", так что бойтесь меня - кину на бабки и есть куда свалить - в этом суть вопроса? Интересно, последние приведенные три пункта к какому слову из названия раздела относится: "образование", "профессия", или "навыки"?

11. Оцените уровень своей подготовки на данную должность: не знаю_______ способный работник_______ опытный работник_______ мастер, специалист_______ квалифицированный специалист_______ профессионал_______

>>>>>>>>>> в первый раз такое вижу... тут задачка не для средних умов... интересно, громко они хихикали, пока высасывали из пальца формулировочки вариантов ответа? Я, вникая в вопрос, "хохотнулся" пару раз точно... :-)))

15. Имеете ли Вы личный автомобиль? (да/нет) __________________. Если да, укажите марку и номер ________________

>>>>>>>>>> а что-ж так скромно? А что доверку на управление и комплект ключи/кнопка было не попросить (на хранение)?
Ну а дальше эйчарная ересь и мозговые выкидыши, ставшие уже привычными, но от этого не переставшие быть тупорылоым бредом умственно обделенных горе-"специалистов":

1. Что на Ваш взгляд позволяет Вам быть успешным в профессиональной деятельности
2. Почему Вы считаете себя достойным занять эту должность?
3. Каковы Ваши сильные стороны?
4. Каковы Ваши слабые стороны?
5. Почему Вы ушли (или хотите уйти) с предыдущего места работы?
7. Что Вас более всего может побудить к высокой самоотдаче на работе?
13. Каких знаний и (или) профессиональных навыков Вам не хватает?
15. Ваши профессиональные цели на ближайшие годы?
16. Чем Вы любите заниматься в свободное время?


>>>>>>>>>> ну это все так, по мелочи. Хотя КАК МОЖНО ПЛАТИТЬ З/П "человеку", способному на полном серьезе впихнуть это в "анкету" - это выше моего понимания... тоже наверное ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ (директоров погоревших мелких фирм)... Предворяя вопросы, сразу скажу: должность, на которую претендовал мой знакомый, вовсе не "агент 007", а вполне рядового менеджера среднего звена, даже не проедполагающая материальной ответственности.

PS Есть такая статья Трудового кодекса:

Статья 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
- документы воинского учета
- для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний
- при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ... <перечисленных выше>

>>>>>> Обращаю внимание: из этого следует, что кроме удостоверения илчности гражданина и сведений о его профессиональном образовании, НИКАКОЙ другой личной информации "потребовать" не имеют права даже от работника, принятого уже. Причем, не имеют права требовать даже информации о месте жительства, не говоря уже про все остальное. Так, по закону не имеют права отказать в приеме на работу лицу, НИГДЕ не зарегистрированному(не прописанному). Но, суки, приучили-таки, всех думать, будто бы это обязательно.
Даже больше нужно сказать: слово "требовать" в отношении информации о лице - вообще не применимо, в силу следующих норм:

Ст. 86 ТК РФ Общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты 4) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни.

Ст. 24 Конституции РФ.
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Но, КОНЕЧНО, хотеть, чтобы "специалист по кадрам" знал ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ нормы трудового права - это из области фантастики. Никто такого от этих смешных зверьков даже близко не ожидает и не помышляет требовать. (Директора, наверное, в последнюю очередь). Но есть же такой элементарный аспект, как ЭТИКА. Чем думают руководители фирм, когда прямо или косвенно одобряют ту практику, что специалист, отвечающий за кадровую политику и прием сотрудника, С ХОДУ, еще до мимолетного личного знакомства откровенно ХАМИТ потенциальному сотруднику фирмы такими формулировками вопросов или вариантами ответов на вопросы вполне невинные? И это людям, от которых в будущем должен будет зависеть успех или провал работы конторы? Ни один уважающий себя сотрудник, способный выбирать среди работодателей на рынке труда, НИКОГДА не опустится до того, чтобы отправлять неизвестно кому ТАКОЙ ОБЪЕМ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО КОНФЕДИЦИАЛЬНОЙ ЛИЧНОЙ информации. А кто это способен сделать? - правильно: забитый, не уважающий себя батрачок, с заниженной (скорее всего не без причин) самооценкой, трясущийся за каждую вакансию. Достойный круг "кандидатов" для формирования состава "специалистов" фирмы? Вот-вот... а кто постарался? - как раз те, кого с дуру поставили отвечать за качество персонала, и кому еще и платят зарплату за такую "работу".

Но даже хрен с ней, с кадровой политикой и потенциальными проблемами работодателя. Если подойти к вопросу с другой стороны: а каким еще способом злоумышленник может получить ТАКОЙ немеренный объем личной конфиденциальной информации о потенциальной жертве? - вот вам отличный способ: бесплатно разместить на сайте вакансий "вкусное" объявление с завышенной ЗП и откликнувшимся посылать такие вот анкетки. И "целевую аудиторию" можно подобрать "под себя" и выявить в результате можно ПАТЕНТОВАННЫХ ЛОХОВ - весьма удобно, не правда ли?

PPS Конечно, мой комрад (по моему совету в том числое) вместо этой анкеты направил "работодателю" длинное письмо, содержащее из нематерных слов только "в" и "на". Что и всем советую в подобной ситуации

А руководителям организаций, очень рекомендую сунуть-таки нос в кухню ваших кадровых служб и самолично убедиться на какой идиотизм (вплоть до откровенного саботажа) они тратят деньги, содержа этих бесплатных клоунов.... Их предел - рутинное безмозглое распечатывание и заполнение пары десятков стандартных бланков, да трындежь "фконтактике" в остальные 95% свободного рабочего времени. Не лишайте их этого смысла существования и не позорьте себя лишний раз, доверяя им что-либо кроме.

Во-первых, мотивация - это система мотивов человека. Мотив - это то, что побуждает поведение. Например, когда вы проводили собеседование при приеме на работу, то вы могли выявить у одного претендента на работу в вашем салоне красоты такие мотивы: профессиональный рост, возможность участвовать в профессиональных конкурсах, работа в творческом коллективе, избегание рутины и однообразия. У другого претендента, возможно, вы обнаружили иные мотивы: стабильная зарплата, работа в неконфликтном коллективе, важность хороших отношений с директором. То есть мотивы строго индивидуальны. То, что мотивирует одного сотрудника, может никак не затрагивать другого. Во-вторых, мотивация - это система действий для активизации мотивов другого человека. Например, это ваши управленческие действия с целью побуждения персонала к сервисному поведению и активным продажам средств домашнего ухода. Напомню, что сами по себе «золотые руки» персонала, сервисное поведение, навыки продаж, документы, описывающие требования к персоналу, бесполезны. Ваши сотрудники должны не только «мочь» предоставлять клиентам отличный сервис, но и «хотеть» это делать. Ваша задача - умножить «МОГУ» персонала на «ХОЧУ». «Хочу» - это и есть мотивация.

Ли Якокка, американский менеджер: «Когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть - в мотивации людей».

Какое же место занимают деньги в системе мотивации? С одной стороны, деньги - это материальный мотиватор.

Е.М., владелец и директор салона красоты: «В нашем салоне специалисты трудятся на следующих условиях. Если специалист выполняет план продаж, то есть продает средства домашнего ухода на установленную сумму, то он получает 35% от стоимости оказанных клиентам услуг за вычетом стоимости расходных материалов, плюс 10% от продаж. Если специалист не выполняет план продаж, то он получает 30% от стоимости оказанных клиентам услуг за вычетом стоимости расходных материалов».

С другой стороны, деньги могут выступать как нематериальный мотиватор. Например, вы провели оценку качества сервиса в своем салоне красоты, используя метод «Неизвестный клиент». Вы выявили сотрудников, которые соблюдали «Стандарт обслуживания клиентов и активных продаж» и применяли знания и навыки, полученные на бизнес-тренинге по внедрению данного стандарта. Вы заплатили «сервисным» передовикам премию. Это нематериальная мотивация к сервисному поведению и продажам. Деньги в виде премии в этом случае явились позитивной оценкой соблюдения стандарта. Вы показали, что вы как руководитель цените достижение сотрудниками высокого сервисного результата на основе стандарта.

Практика показывает, что возможности денег как мотиваторов, то есть побудителей активности персонала, преувеличены. На практике не получается так, что чем больше руководитель салона красоты платит сотрудникам, тем лучше они работают и тем более они лояльны. Этот принцип применим лишь до определенной степени. Деньги, которые получают ваши сотрудники в виде зарплаты, важны. Но они не мотивируют, а контролируют, обязывают, заставляют. Адекватная зарплата, хорошие бытовые условия, подходящий режим работы, удобное месторасположение салона не мотивируют, а лишь снижают неудовлетворенность вашего персонала. То есть из-за этих факторов ваш персонал просто приходит на работу в ваш салон красоты и не ищет другую работу.

«Горящие глаза», активность, энергию, работу с полной самоотдачей можно вызвать, если вы выявите и задействуете реальные интересы и желания ваших сотрудников. Именно поэтому и важно на этапе подбора персонала выявлять мотивы будущего сотрудника. Затем на этапе адаптации регулярно общаться с сотрудником, находящимся на испытательном сроке, чтобы уточнить его мотивы. После этого, приняв человека в штат, в ходе индивидуальных бесед постоянно замечать, насколько работа в вашем салоне красоты соответствует мотивам сотрудника. Напомню, что мотивы личности могут изменяться с течением жизни и с получением профессионального опыта.

Р.О., владелец и директор салона красоты: «У меня работает хороший парикмахер-стилист, ей около 40 лет. Последнее время она приуныла, устала. Начала задумываться о смене работы, потому что с возрастом всё тяжелее оказывать услуги клиентам. Когда я сообщила о скором открытии второго салона, то она воспрянула духом. Мы с ней договорились, что она сможет преподавать начинающим парикмахерам в двух салонах. Она снова пошла учиться, чтобы освоить методики преподавания парикмахерского дела».

Если вы, как руководитель салона красоты, задумываетесь о выстраивании системы мотивации, то важно понимать, к чему конкретно вы хотите мотивировать ваш персонал.

МОТИВИРУЕМ персонал к работе именно в вашем салоне красоты. Для этого целесообразно строить систему удержания персонала, то есть предоставлять сотрудникам социальный пакет, которыйв «красивом» бизнесе обычно включает следующее.

1. Страхование сотрудников от несчастного случая. Таким образом, вы реально проявляете внимание к здоровью своих сотрудников. Вы показываете, что вы не эксплуататор и вам важна не только ваша личная прибыль. Ваш сотрудник получает полис страховой компании и понимает, что вы как работодатель о нем позаботились. При наступлении страхового случая сотрудник получит денежную компенсацию, и ваша забота о нем приобретет конкретное материальное выражение.

2. Оплата (кредитование) обучения , посещения профессиональных выставок в сфере красоты и здоровья. Оплачивая или кредитуя обучение, с одной стороны, вы как руководитель салона красоты делаете услугу себе. Потому что знания и навыки, полученные в результате обучения, сотрудник будет применять на благо ваших клиентов. С другой стороны, вы удовлетворяете потребности персонала в новизне, профессиональном росте и достижениях.

Н.И., администратор Центра красоты и здоровья: «Директор нашего Центра два раза в год направляет нас с коллегой на профессиональные бизнес-тренинги по работе с клиентами, которые проходят на известной международной выставке. Мы за это не платим. Мы по полгода ждем этого события. Нам очень нужна атмосфера праздника и общения с такими же администраторами, как и мы сами. После дня, который мы проводим на этом тренинге, мы едем домой окрыленные, с новыми идеями по поводу лучшего обслуживания клиентов в нашем салоне. Хорошее настроение сохраняется примерно месяц. Клиенты спрашивают: «А что у вас случилось, прочему вы такие улыбчивые стали?»

3. Льготное (беспроцентное) кредитование сотрудников. Невозможно и не нужно давать такую возможность всем сотрудникам. Но ключевым сотрудникам, составляющим сервисное ядро вашего салона красоты, такую возможность предоставить важно.

А.К., владелец и директор СПА-салона: «Если я могу помочь сотруднику в решении его жизненных проблем, то обязательно делаю это. Мне не нужен работник, загруженный бытовыми проблемами. Например, я практикую беспроцентное кредитование. Это инструмент создания лояльности. Любой сотрудник может обратиться ко мне с просьбой о таком кредите. Не каждый его получит, но возможность есть у всех. Если сотрудник лояльный, соблюдает все правила, постоянно учится, то я помогаю. Здесь дело не в благодарности. Просто сотруднику без бытовых проблем легче работается».

4. Материальная помощь . Если в жизни вашего сотрудника или его семьи случаются трудные времена, то оказание материальной и иной помощи - дело вашей чести, и с человеческой, и с управленческой точки зрения.