Малое предпринимательство — вид предпринимательской деятельности, который не относится к объединениям. Речь идет о небольших предприятиях и малых фирмах.
Общие сведения
Субъекты малого бизнеса — это коммерческие организации и потребительские кооперативы. Также к ним относятся физические лица, которые были зарегистрированы в едином государственном реестре в виде индивидуальных предпринимателей и которые осуществляли предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Закон № 44 регулирует отношения, которые были направлены на обеспечение муниципальных и государственных нужд. В законодательстве Российской Федерации нет конкретной информации о закупках.
Порядок и правила закупок у СМП по 44 ФЗ
В Российской Федерации существуют стандартные требования, прописанные в законе № 44, по которым осуществляется основная часть закупок. Минимальный объем закупаемого товара у субъектов малого предпринимательства не должен быть ниже 15%. Чтобы закупать у подобного рода организаций, создаются конкурсы разного уровня:
- Двухэтапные;
- С ограниченным участием;
- Открытые.
Дополнительно закупки у подобных организаций могут быть проведены путем:
- электронных аукционов;
- запросов предложений;
- котировок.
Обязательное требование при участии в конкурсах, создаваемых государством, являться СОНКО и СМП. Так как такие организации выполняют ограниченное количество работ, начальная максимальная стоимость контракта на торгах не должна быть более 20 миллионов рублей.
В заявках участники закупок в обязательном порядке должны отметить, что они являются СМП или СОНКО (субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации). В ином случае они могут быть не допущены для участия в закупках.
В контракте также указывается, что если поставщики не начинают выполнять условия контракта субподрядчиков, то они несут гражданско-правовую ответственность.
Допустимый объем
Совокупный объем закупок утверждается на текущий финансовый год. При расчете учитывается и оплата контрактов, заключение которых состоялось до наступления текущего года, но которые будут действовать в течение него. Ранее в законодательстве в виде допустимого объема покупок у малого предпринимательства использовался предусмотренный заранее план-график.
Однако после были внесены изменения в закон №44 ФЗ, в результате которых минимальный объем закупаемого товара у субъектов малого предпринимательства не должен быть ниже 15%.
Способы осуществления закупок по 44 ФЗ
Согласно положениям ФЗ 44, существуют два способа осуществления закупок:
- Неконкурентные закупки
Это закупки у единственного поставщика. Товар приобретается по причинам, которые перечислены в Федеральном законе. Обычно встречаются закупки, которые производятся по следующим причинам:
- Закупки у субъектов естественных монополий. Осуществляются на любую сумму. Информация о покупке публикуется на официальном сайте федеральной службы. Без публикации действие становится противозаконным.
- В соответствии с пунктом 4 статьи 93. Объем закупок не должен превышать 100 тысяч рублей. Общая сумма за год — не более 500 тысяч рублей. Данные о закупках из этой категории не размещаются на официальном сайте, но вносятся в реестр контрактов.
- Конкурентные закупки
Конкурентные закупки делятся на две группы:
- Открытые.
- Закрытые.
Открытые закупки популярны среди участников и заказчиков. Данные о манипуляциях размещаются на официальном интернет-ресурсе. Порядок проведения действий регламентируется статьями Федерального закона №44.
Закрытые закупки могут осуществляться на основании требований, предусмотренных статьей 84 — аукционы и конкурсы. Чтобы стать участником закрытого аукциона или конкурса, потребуется приглашение от заказчика. Для того чтобы узнать информацию о подобном мероприятии заранее, потребуется детально проанализировать план-график или отправить запрос потенциальному организатору о дате проведения конкурса.
Что можно закупать?
Согласно Федеральному закону № 44, у СМП можно покупать следующие виды товаров:
- Зерна;
- Овощи и культуры;
- Рыбу;
- Сырье для минеральных и химических производств;
- Продукты пищевые;
- Мука кормовая грубого и тонкого помола;
- Жиры и масла;
- Напитки;
- Одежда;
- Кожа и изделия;
- Лесоматериалы;
- Газы промышленные;
- Химические компоненты;
- Устройства автоматической обработки данных;
- Оборудование;
- Техника и бытовая электроника и так далее.
Прежде чем приобретать товары, услуги или работы, они должны быть утверждены в приказе, который действует с 1 января 2018 года.
Преимущества для СМП по 44 ФЗ
Как гласит статья 30 закона № 44 ФЗ, государственные заказчики должны размещать порядка 15 процентов объема годовых закупок у СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций. В состав подобного объема не входят государственные закупки в виде:
- выдачи кредитов;
- обеспечения безопасности государства;
- произведенные у одного поставщика;
- произведенные на закрытых конкурсах/аукционах.
Чтобы доказать, что участник принадлежит к СМП, требуется составить декларацию. Основные преимущества:
- При проведении конкурса/аукциона в закупках могут принимать участие только лица, которые относятся к СОНКО и СМП;
- Начальная стоимость процедуры не должна превышать 20 миллионов рублей;
- При проведении государственной покупки устанавливается специальное условие к участнику стандартной процедуры привлечения в виде партнера или субподрядчика лицо, которое также принадлежит СОНКО или СМП.
Предусмотрена ли ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП?
За несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП предусматривается административная ответственность. Согласно статье 7.30., осуществление работ, товаров, услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд субъектов малого предпринимательства должно быть строго по законодательным требованиям. В случае их несоблюдения предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тысяч рублей.
В статье перечислены основные моменты, которые требуется знать поставщику при участии в аукционах, которые размещаются для субъектов малого предпринимательства.
Под номером 44 ФЗ определяет обязательство государственных и муниципальных учреждений получать определенную часть товаров, работ и услуг от субъектов малого предпринимательства. Доля участия данной категории должна составлять не менее 15% от общего годового объема закупок. При этом законодательством определяется приоритет отечественных производителей и поставщиков.
Субъекты малого предпринимательства по — это юридические лица, статус которых определяется малым объемом качественных показателей — до 100 работников и до 800 млн рублей выручки в год. Подразумевается, что указанные организации являются коммерческими и ведут свою деятельность с целью получения прибыли.
Вопросы приобретения товаров, работ или услуг у СМП регулируются . Она регламентирует не только порядок приобретения товаров и услуг, но и определяет стороны, которые могут быть задействованы в данном вопросе.
Положения статьи 30 распространяются на социально ориентированные некоммерческие организации. Предписывается, что СОНКО по ФЗ 44 должны быть учреждены государством, субъектами РФ или муниципальными образованиями.
Правила закупок у СМП
Законодательство определяет, что субъекты малого предпринимательства могут принимать участие в любых типах закупок , которые проводятся государственными или муниципальными учреждениями для обеспечения своих нужд. Главные условия для участия — соответствие требованиям заказчика и возможность выполнить предписания контракта.
По ФЗ 44 СОНКО может проводить закупку только среди СМП. В этой ситуации исключается конкуренция со средним и крупным бизнесом. Любые заявки от подобных организаций отклоняются заказчиком.
Объем
Доля закупок у субъектов малого предпринимательства по 44 ФЗ должна составлять не менее 15% от общего объема годового обеспечения. По итогам прошедшего календарного года, заказчик до 1 апреля составляет и размещает в единой информационной системе отчет. В нем указываются следующие аспекты:
- контракты с субъектами малого предпринимательства;
- закупки у социально ориентированных некоммерческих организаций;
- информация о несостоявшемся определении поставщиков.
Процент по СМП по 44 ФЗ должен быть наглядно отражен в отчетности. Все закупки у субъектов малого предпринимательства должны быть отмечены в отчете, как и их общий объем.
В отношении объема денежного оборота предписывается, что цена отдельного контракта с субъектом малого предпринимательства не может превышать 20 млн рублей .
Способы
Процент закупок у субъектов малого предпринимательства по 44 ФЗ определяется не только количеством задействованных СМП и объемом затраченных средств. Важным аспектом является соблюдение процедуры и расчет закупок у субъектов малого предпринимательства. ФЗ 44 выделяет следующие способы для заключения контрактов на поставки через СМП:
- открытый для всех поставщиков конкурс;
- ограниченные условия проведения конкурса;
- смешанный конкурс в два этапа;
- электронные торги;
- запрос котировок;
- запрос имеющихся предложений.
Несоблюдение соответствующей процедуры по информированию и проведению выбранного способа трактуется нарушением законодательства.
Перечень
Законодательство не определяет перечень закупок у СМП по 44 ФЗ. Государственное или муниципальное учреждение вправе приобретать любые товары, работы или услуги у субъектов малого предпринимательства.
Допускается также возможность не проводить определенные закупки у СМП. То есть, учреждение само определяет приоритеты в поставках. Главное условие — это соблюдение процедуры и общего объема.
Преимущества для СМП по 44 ФЗ
Преимущества для СМП по ФЗ 44 заключаются в следующих льготах:
- сумма обеспечения составляет до 2% от начальной максимальной стоимости контракта;
- на оплату закупки заказчику дается 15 дней с момента подписания документа о приемке;
- если победителем конкурса, электронного аукциона или запроса предложений стал субъект малого предпринимательства, заказчик вправе не требовать контракта. (Узнайте какой ).
Административная ответственность
Административная ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП определяется :
- нарушение сроков размещения информации в единой информационной системе закупок при проведении конкурса или аукциона менее, чем на два дня , полагается штраф в 5 и 15 тыс. рублей для физических и юридических лиц соответственно;
- при нарушении указанного срока более чем на два дня штраф составляет 30 и 100 тыс. рублей ;
- нарушение срока размещения информации при проведении запроса котировок или предложений у субъектов малого предпринимательства не более суток — 3 и 10 тыс. для физических и юридических лиц;
- аналогичное нарушение с задержкой более суток — 15 и 50 тыс. ;
- нарушение требований и порядка размещения информации по закупкам у субъектов малого предпринимательства влечет за собой штраф в 15 и 50 тыс .
Взыскания полагаются и при других административных нарушениях — неправомерный отказ, несоблюдение предписаний к ведению протокола и отчетности. Отдельно следует указать на штраф за невыполнение установленного объема закупок у субъектов малого предпринимательства — он составляет 50 тыс. рублей .
Малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) услуг по предоставлению кредитов;
3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктами 25 - 25.3 части 1 статьи 93 пункта 1 части 1 настоящей статьи;
(см. текст в предыдущей редакции)
4) работ в области использования атомной энергии;
5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
1.2. Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1 , и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.
2. Действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок, окончательных предложений не подано ни одной заявки, ни одного окончательного предложения или все заявки, окончательные предложения были отклонены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Закупки, которые осуществлены на основании пунктов 25 - 25.3 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном
Государство оказывает особые льготы для предприятий малого и среднего бизнеса. С целью развития и поддержания этой сферы предусмотрены налоговые, финансовые и административные льготы.
Субъекты малого предпринимательства — это коммерческие организации (юридические организации и индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность с целью получения прибыли. При этом, некоммерческие организации, унитарные муниципальные или государственные учреждения не могут быть отнесены к этой категории субъектов, даже если они будут соответствовать требованиям к СМП по годовой выручке и количеству сотрудников.
Какие организации относятся к СМП
Для хозяйственных обществ и партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из требований п. 1 ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ. Если организация соответствует одному из перечисленных условий, то тогда рассматриваются показатели по выручке и среднесписочному количеству работников.
Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ регламентирует основные требования, при соответствии которым организация может быть отнесена к СМП. В 2017 году были внесены некоторые изменения в данные требования, тем самым позволив бОльшему количеству организаций соответствовать статусу субъекта малого или среднего предпринимательства.
Градация предприятий и лимиты установленные в каждой из групп:
Микропредприятие: сумма годовой выручки без НДС не должна превышать 120 млн. руб., а численность сотрудников должна составлять не более 15 человек.
Малое предприятие: сумма годовой выручки — не более 800 млн. руб., численность работников — не более 100 человек.
Среднее предприятие: выручка без НДС за год — до 2 млрд. руб., а среднесписочная численность сотрудников не превышает 250 человек.
К ИП применяются те же правила разделения на категории. Если у индивидуальных предпринимателей отсутствуют работники, то критерием будет служить только размер полученной выручки за год. При использовании патентной системы налогообложения ИП относят к микропредприятию.
Все СМП заносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства, ведением которого занимается Федеральная налоговая служба, на основании:
сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
сведений, предоставленных в ФНС о численности работников, выручке от предпринимательской деятельности и применении специальных налоговых режимов, в отчетности установленной законодательством РФ;
сведений, представленных лицами, определенными п. 2 ст. 6 ФЗ № 408-ФЗ;
сведения которые предоставляют юридические и физические лица, занесенные в реестр СМП.
Более подробную информацию можно получить на сайте ФНС, в том числе посмотреть .
Касательно государственных и коммерческих закупок, у субъектов малого предпринимательства также есть ряд преимуществ перед остальными участниками.
Закупка у субъектов малого предпринимательства, СОНКО 44-ФЗ
Государственные закупки по 44-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства регулируются ст. 30 44-ФЗ .
Для заказчиков, работающих согласно закону "О контрактной системе", выдвигается ряд требований, относительно осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять их в объеме не менее 15% от своих годовых закупок. Такие торги могут осуществляться в следующих видах:
открытый конкурс;
конкурс с ограниченным участием;
двухэтапный конкурс;
электронный аукцион;
запрос котировок;
запрос предложений.
При этом, начальная максимальная цена контракта не должна превышать цифру в 20 миллионов рублей.
Также, положительным моментом в закупках, проводимых только среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций является то, что размер обеспечения заявки на участие устанавливается в размере не более 2% от НМЦК. Для сравнения, в других закупках заказчик вправе установить обеспечение заявки в размере до 5% от цены контракта.
Привлечение к исполнению контракта СМП или СОНКО
При проведении закупки заказчик вправе установить в извещении требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субподрядчика или соисполнителей из реестра субъектов малого предпринимательства.
В таком случае указывается какой процент работ (от стоимости контракта) был осуществлен с привлечением субподрядчика из числа СМП, СОНКО и эта часть засчитывается заказчику в объем закупок за отчетный период, совершенных у субъектов малого предпринимательства и СОНКО.
В контракте такого тендера обязательно прописывается пункт о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение условия привлечения к работе субподрядчика из числа СМП, СОНКО.
Правительством РФ могут быть установлены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению СМСП (субъектов малого и среднего предпринимательства).
Преимущества:
- подрядчик должен рассчитаться с субподрядчиками и соисполнителями, привлеченными из числа СМП и СОНКО, в течение 15 рабочих дней с даты подписания им документа о приемке услуг, работ или товара от субподрядчика. Ранее этот срок составлял 30 календарных дней.
- изменения коснулись п.1 Постановления Правительства от 23 декабря 2016 г. № 1466 , теперь заказчик устанавливает фиксированный процент от цены контракта для указания объема привлечения СМП или СОНКО.
Расчет объема закупок у СМП, СОНКО по 44-ФЗ
деньги на обеспечение заявки должны вноситься на специальный счет в банке;
договор с победителем закупки заключается в электронной форме на площадке (бумажный вариант не применяется).
Сроки публикации извещений о проведении закупки:
Конкурсы и аукционы:
при НМЦК до 30 млн. руб, то не менее 7 дней;
при НМЦК более 30 млн руб - за 15 дней.
Запрос предложений — за 5 рабочих дней (НМЦК не должна превышать 15 млн. руб.).
Запрос котировок — за 4 раб. дня (НМЦК не должна превышать 7 млн. руб.).
Срок оплаты по договорам, заключенным с субъектами МСП с 01.01.2020 сокращен с 30 дней до 15 дней. По аналогии с закупками у СМП в рамках 44-ФЗ.
План-график закупок у субъектов МСП
Заказчики, которые входят в категорию согласно ПП №1352, должны рассчитать общий объем торгов среди СМСП, затем они должны утвердить перечень товаров и разместить его в ЕИС. Если это действие не будет реализовано, то закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ не смогут быть осуществлены.
В плане-графике закупок заказчик должен в отдельных разделах отразить и утвердить товары, работы или услуги, которые он будет приобретать путем проведения торгов только среди СМСП. Участники таких тендеров в заявке должны декларировать свою принадлежность к СМП, на данный момент форма унифицирована и одинакова для всех.
Начальная максимальная цена закупки, проводимой только среди участников малого и среднего предпринимательства не должна превышать 400 млн. руб.
Также, определенная группа заказчиков, утвержденная распоряжением Правительства N 475-р, должна осуществлять закупки инновационной и высокотехнологичной техники у субъектов малого предпринимательства.
Согласно ст. 5.1 223-ФЗ в отношении отдельных категорий заказчиков проводится контроль и мониторинг соответствия планов закупки и годовых отчетов требованиям законодательства РФ о закупках у субъектов МСП. Оценка соответствия осуществляется в рамках проверки проекта плана закупки товаров, работ или услуг, проекта плана закупок инновационной и высокотехнологичной продукции и проектов внесения изменений в такие планы, до утверждения этих планов.
Мониторинг проводится уже по утвержденным заказчиком планам закупок и внесенных в них изменениям.
По результатам проверки и мониторинга выдается заключение о соответствии или несоответствии проверяемых документов требованиям законодательства РФ. При выявлении нарушений, заказчику необходимо их устранить или разместить в ЕИС протокол разногласий к этому уведомлению. В противном случае, реализация плана закупок этой организации может быть приостановлена антимонопольным органом.
Отчет по закупкам у субъектов МСП
По итогам месяца каждый заказчик должен составлять отчет, в котором будет содержаться информация о его закупках у субъектов МСП, и не позже 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещать его в ЕИС. (п. 4, ч. 19, ст. 223-ФЗ)
До 1 февраля следующего за отчетным года, заказчик должен опубликовать в ЕИС ежегодный отчет по установленной форме, с информацией о годовом объеме закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Важно: в том случае, если заказчик не осуществил положенный объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в течении календарного года, либо разместил отчет с неверными данными или не разместил его вовсе в единой информационной системе, — то на такую организацию накладываются соответствующие санкции, а именно — она лишается привилегий закупок по 223-ФЗ и с 1 февраля и до конца года, следующего за отчетным, обязана будет проводить торги только в рамках 44-ФЗ.
Что касается сдачи отчетности компаниями, работающими по 223-ФЗ, но не обязанными проводить закупки у СМП, то эти компании также подают ежемесячные отчеты о количестве договоров подписанных с СМП, в которых указывают количество таких контрактов, в случае их отсутствия просто прописывают значение 0. При этом, организации, не попадающие под Постановление Правительства №1352 не имеют право указывать в документации ограничение на участие в торгах только субъектов малого и среднего предпринимательства, т.к. это уже будет считаться ограничением конкуренции.
Годовой отчет о закупках у СМСП предприятия с выручкой менее 2 млрд. руб. публиковать не должны, даже если такие тендеры проводились.
Поставщикам, относящимся к субъектам МСП
Сейчас отменили преимущества для участников закупок, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Но при этом действуют ограничения, которые не допускают в участию в закупке, проводимой для СМСП.
ООО МКК "РусТендер"
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
В 2018 году заказчики по-прежнему должны отводить определенный процент закупок субъектам малого предпринимательства по 44-ФЗ. Под эту категорию подпадают организации с небольшим числом работников и прибылью ниже установленного предела. О том, кто является субъектами малого предпринимательства по 44-ФЗ, сказано в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Что такое субъект малого предпринимательства по 44-ФЗ
Рассмотрим, кто является субъектом малого предпринимательства по 44-ФЗ. Критерии отнесения к СМП в 2018 году не изменились. Микропредприятием считается организация с числом работников до 15 человек и годовым доходом не более 120 млн руб.
К малым относятся фирмы, в которых официально трудятся до 100 человек, а годовой доход составляет до 800 млн руб. Средними считаются предприятия с числом сотрудников от 101 до 250 человек и оборотом не более 2 млрд руб. Во всех трех случаях доля участия государства не должна быть выше 25%, иностранных юрлиц - не более 49%, доля юрлиц, не являющихся субъектами малого и среднего бизнеса, - не более 49%.
Заявка на участие в закупке у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ
По 44-ФЗ субъекты малого предпринимательства получают при закупках некоторые преференции. Однако пользоваться ими и участвовать в процедурах для СМП они могут только при одном условии: к заявке необходимо приложить декларацию . Укажите в ней:
- наименование компании;
- категорию, к которой она относится - малый или средний бизнес;
- юридический адрес;
- ОГРН.
Затем внесите показатели в таблицу. В частности, укажите суммарную долю участия государства в уставном капитале общества, число работников, доход за минувший год.
Документация о закупке у СМП по 44-ФЗ и контракт
Мы рассмотрели, кто относится к СМП в 2018 году. Несмотря на то, что требование об обязательной доле закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ появилось довольно давно, заказчики продолжают путаться в понятиях. Например, требовать, чтобы участник принадлежал либо в малому бизнесу, либо к социально ориентированным НКО, а компании, которые подпадают под обе категории и сообщают об этом в декларации, не допускать к торгам. Это нарушение, подтвержденное административной практикой, например, решением Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по делу № 2-57-1428/77-18 от 06.02.2018.
Преимущества при закупках у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ
Субъекты малого предпринимательства по 44-ФЗ получают при закупках некоторые преференции. К примеру, в случае назначения санкции за нарушение условий контракта штраф может достигать в общем случае 10% от цены контракта, если она менее 3 млн. руб., и 5%, если стоимость находится в пределах 3-50 млн. Для малых предприятий при цене контракта до 3 млн сумма штрафа составит 3% от стоимости контракта, если она в пределах 3-10 млн. – 2%, 10-20 млн. - 1%.
Также для СМП установлены более низкие тарифы за работу на торговых площадках. Напомним, с 2018 года она стала платной. Деньги за участие в процедурах берут только с победителей. Если для рядовых участников это 1% от цены контракта, но не больше 5 тыс. руб., то для СМП верхняя планка находится на 2 тыс. руб.
Как отличить, установить и совместить преимущества для СМП, УИС, ОИ и импорта
Из статьи вы узнаете:
✔
Какие устанавливают преимущества для участников СМП или СОНО;
✔
Три главных ошибки смешанной закупки на живом примере;
✔
В каких случаях устанавливают преимущества для товара УИС и ОИ;
✔
Когда преимущества нельзя совмещать в одной закупке:
Из статьи
Объем обязательных закупок у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ
Мы дали определение субъектам малого предпринимательства по 44-ФЗ и рассмотрели критерии их отнесения к этой категории. Далее перейдем к проценту закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ. Это 15% от совокупного годового объема. Чтобы выполнить эту норму заказчики используют два пути:
- проводят закупки только среди субъектов малого бизнеса;
- устанавливать в закупочной документации требование о привлечении субподрядчиков из числа СМП.
Можно проводить любые процедуры:
- конкурсы - бумажные электронные, открытые и закрытые, с ограниченным участием, двухэтапные;
- электронные аукционы;
- запросы котировок и предложений в любой форме.
НМЦК на торгах только среди СМП и СОНКО не должна превышать 20 млн. руб. Если 15% закупок среди СМП и СОНКО не наберется, контрактного управляющего оштрафуют на 50 000 руб.
Рассмотрим расчет объема обязательных закупок у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ. Под годовым объемом понимают утвержденное на финансовый год количество денег для удовлетворения нужд госзаказчиков. Ранее Минфин уточнил, что в нем учитываются контракты, заключенные в прошлых годах, но оплата по которым проходит в этом, а также заключенные и оплачиваемые в текущем году.
При расчете среднего годового объема закупок в расчет не берутся следующие:
- для обеспечения обороноспособности РФ;
- по предоставлению займов;
- у единственного поставщика;
- в сфере использования атомной энергии;
- закрытые процедуры.
По итогам года заказчик должен опубликовать в ЕИС отчет о закупках у малых предприятий и социально ориентированных некоммерческих организаций .
Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»
Трудовые отношения
Должностная инструкция главного инженера, должностные обязанности главного инженера, образец должностной инструкции главного инженера Должностная инструкция главного инженера рэс
Открытие бизнеса
Где можно и где нельзя работать после туберкулеза Где можно работать после
Форекс