Нк рф

В грузообороте мирового транспорта 1 место занимает. Виды транспорта и уровень их развития

Средства коммуникации

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Средства коммуникации
Рубрика (тематическая категория) Психология

Вербальные средства коммуникации

Информационно-коммуникативная функция делового общения

Общение как коммуникация. Все средства общения делятся на 2 большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. Многие зарубежные психологи (А.Пиз, А.Мейерабиан. Д.Бердвиссл) подчеркивают значимость невербальных средств общения, доля которых составляет 55%-65% информации. Также отмечается, что по словесному (вербальному) каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к партнеру по общению.

Заберите у меня всœе, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету всœе, что имел.

Д.Уэбстер

Общение является основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, релайтеры, психологи, социальные педагоги, лингвисты, учителя, врачи и т. п. Владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации крайне важно для каждого делового человека. От этого умения зависят не только эффективность взаимодействия с другими людьми, конструктивность принимаемых решений, но и карьера специалиста͵ его реноме и профессиональный имидж.

Человеческая речь как источник информации. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Именно с ее помощью люди передают и получают информацию, ʼʼупакованнуюʼʼ в тот или иной текст. Не случайно нашу эру называют эрой ʼʼчеловека говорящегоʼʼ. В реальной практике взаимодействия миллионы людей ежедневно занимаются созданием текстов и их передачей, а миллиарды - их восприятием.

Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тысяч слов, или более 3 тысяч слов в час. Речевое (словесное) сообщение, как правило, сопровождается несловесным, помогающим осмыслить речевой текст. Как уже отмечалось, несловесные средства коммуникации называются невербальными, или языком телодвижений. Все средства коммуникации можно свести в следующую таблицу 2.1.

Таблица 2.1.

Невербальные средства общения (средства выражения психических состояний человека): кинœесика, просордика и экстралингвистика, такесика, проксемика. К невербальным средствам общения относится способность личности выражать свое отношение к миру через мимику лица, жесты, позу и т.д. Среди невербальных средств общения наиболее значимыми являются кинœесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию. К кинœесеке относят движения, проявляющиеся в мимике, позе, взглядах, походке.

Психологические и паралингвистические особенности невербального общения. Речью владеют всœе, но как она влияет на другого человека, как мы воспринимаем речь, какую информацию мы можем получить о партнере, слушая его?

Несовершенное владение речью, ее незнание и неумение использовать паралингвистические особенности речи – одна из проблем делового общения.

Известные писатели и общественные деятели выделили ряд требований к хорошей речи.

Правильность речи, ᴛ.ᴇ. ее соответствие принятым литературно-языковым нормам. Так, Д.И.Писарев считал, что неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни.

Точность речи, или ее соответствие мыслям говорящего. Так, К.Федин писал: "Точность слова.является не только требованием здорового вкуса, но прежде всœего - требованием смысла".

Ясность речи - доступность пониманию слушающего. Так, Квинтилиан, римский учитель красноречия, утверждал, что: "Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять".

Логичность речи, ᴛ.ᴇ. ее соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. Так, Н.Г.Чернышевский писал: "Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют о запутанности мыслей". . . .

Простота речи, ᴛ.ᴇ. ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, "красивостей слога", Так, Л.Н.Толстой подчеркивал, что: ʼʼпод напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания".

Богатство речи, другими словами разнообразие используемых в ней языковых средств. Так, М.Горький писал: "Задачи, которые Вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их".

Сжатость речи, или отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений.

Чистота речи - устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой крайне важно сти. Так, В.Г.Белинский отмечал, что: "употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус".

Живость речи - это отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность, эмоциональность.

Благозвучие речи, ᴛ.ᴇ. ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. Так, А.П.Чехов писал: "Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю ихʼʼ.

В речевом общении апелляция к рассудку людей -выражение уважения к ним, призыв к честному сотрудничеству. Рассудительность. В отличие от демагогии, является веским доказательством умения говорящего, выражаясь словами Н.В.Гоголя, "мыслить своим умом". В наше время - время информативной перегруженности - это нечасто встречаемое явление. Люди чутко улавливают, когда говорят с "чужого голоса". Им больше импонирует демонстрация незаурядности ума выступающего, а также совершенная технология коммуникационного общения (как на вербальном, так и на невербальном уровне)..

В речевом общении эффективным является такое качество выступающего, как находчивость. Личное самообладание и умение достойно выходить из неожиданно сложившейся ситуации всœегда позитивно работают на того, кто обладает этими качествами.

В любом общении "в цене" люди, которые владеют мастерством экспромта. Сколько раз на чаше весов лежала судьба имиджа политика или делового человека, когда их речь прерывалась каверзным вопросом. Успех всœегда был на стороне того, кто мгновенно и ярко его парировал.

Следует отметить, что в процессе общения недопустимо чрезмерное увлечение иностранными словами,

По мнению К.С.Станиславского, речь - это та же музыка, то же пение: он настоятельно предостерегал: голос должен звучать по-скрипичному, а не стучать словом, как горох о доску. Отталкиваясь от этих рассуждений К.С.Станиславского, отметим, что люди, обладающие музыкальным слухом, особенно чувством ритма, придают своей речи внутреннюю мелодичность. Такие люди обладают оригинальным музыкальным ключом построения речи, что делает ее эмоционально выразительной, порой гипнотически воздействующей на слушателœей.

Отметим, что всœевозможные "риторические уловки" - это эмоциональные возбудители. С их помощью приводятся в действие наши анализаторы ощущений. Чем они восприимчивее к информации, тем громче в нас заговаривают эмоции.

Без них мы буквально глухи к обращенному к нам слову. Следует вызвать не просто эмоции, а определœенные эмоции. Для того, чтобы добиться подобного результата͵ следует принять во внимание многие факторы: психологию людей, их жизненные ситуации, эффект своего имиджа и др.

Очень важна в деловом общении и является беспроигрышной "энергетика речи": ее экспрессия и тональная вариативность. Слушателям импонирует, когда выступающий не суетится, а эмоционально чеканит фразы, не скрывая при этом своих убеждений и всœем своим видом подчеркивая уверенность в правильности применяемых apгyментов. Подобное единство манеры поведения и произнесения речи, оказывает максимальное впечатление на слушателœей и располагает их к нему. На этой психологической базе чаще всœего и складывается доверие к выступающему.

В речевом общении максимального успеха добивается тот, кто владеет тонким инструментарием возбуждения эмоций и чувств, а также умелого их использования для достижения своих целœей.

"Освободите" голос В. Высоцкого от характерных ему интонаций, и это уже будет не его голос. Своей хрипотцой и необычайным накалом эмоций он превращал простые по смыслу слова в душевные надрывы, заставляя людей на многое в жизни посмотреть другими глазами и взывая к размышлению, как и во имя чего жить.

Речь базируется на ассоциации (одном из механизмов психики)– способности нашего интеллекта восстанавливать прошлую информацию по отношению к той, которая принимается человеком.

Достигается это благодаря тому, что говорящий создает общее информационное поле общения, помогает слушателям стать деятельными его соучастниками. В итоге они не только получают удовольствие от общения с ним, но и испытывают взлет собственной мысли. Происходит мощная стимуляция душевных и интеллектуальных резервов человеческого организма. Можно привести много примеров такого риторического мастерства.

Важно помнить и знать еще об одном моменте. Проксемические особенности речи дают нам возможность делать выводы о личностных особенностях человека, его характере и темпераменте. Достаточно много подобных примеров мы видим в литературных произведениях, наблюдаем в реальных жизненных ситуациях и в деловом общении.

Социальная принадлежность сказывается не только на словарном запасе, но и на выговоре. Нельзя забывать и об акценте, выдающего иностранца. Следовательно, невербальные особенности речи позволяют судить о партнере и характеризуют нас самих.

Кинœесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении (мимика, поза, жесты, взгляд, походка). Жесты: коммуникативные, модальные, описательные.

Мимика – движение мышц лица, выражающее состояние эмоций человека (гнев, презрение, страдание, страх, удивление, радость). Взгляд (визуальный контакт) играет огромное значение при общении, свидетельствует о расположении к общению. ʼʼС помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться исходя из настроения. В случае если человек возбужден или заинтересован чем-либо, находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в 4 раза по сравнению с нормой. И, напротив - сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

Наибольшую информацию о вступлении в общение и об отношении человека к окружающему, несет не столько лицо, сколько тело человека. Движения тела (жесты, позы, стили экспрессивного поведения) содержат больше информации о индивидуально-психологическом состоянии человека. Поза - ϶ᴛᴏ положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Выяснено, что человек может принимать 1000 поз. В соответствии с моральными, этическими принципами, установленными в обществе, некоторые позы запрещаются, а другие закрепляются. Поза указывает на то, какой статус занимает человек в какой-либо ситуации по отношению к другим людям и как тело размещено. Это свидетельствует либо о расположении, либо о закрытости к общению.

Закрытые позы – человек пытается закрыться каким-либо образом, занять как можно меньше пространства. Часто закрытые позы воспринимаются как позы недоверия, противодействия, несогласия, критики. Часто встречается ʼʼнаполеоновскаяʼʼ поза – стоя, когда руки скрещены на груди; сидя – обе руки упираются в подбородок.

Открытые позы воспринимаются как доверие, доброжелательность, психический комфорт к собеседнику. Наиболее часто встречаются позы стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя – руки раскинуты, ноги вытянуты.

Установлено, что если человек заинтересован в общении, то он будет ориентироваться на своего собеседника, перемещая свое тело в его сторону, и, напротив - если не заинтересован, то будет откидываться назад и ориентировать свое тело в сторону. Человек стоящий прямо в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра, хочет заявить о себе. Человек, которому нет крайне важно сти подчеркивать свой статус, будет спокоен, расслаблен, находясь в состоянии непринужденной позы.

Жесты – разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен окружающим собеседникам. Количество жестов, жестикуляция говорит о возрастающей эмоциональной активности, взволнованности человека. Увеличение количества жестов говорит о затруднении в общении между партнерами. В повсœедневной жизни человек применяет такие жесты: коммуникативные – жесты приветствия, прощания. Привлечения внимания, запретов, жесты удовлетворительные, запретительные, вопросительные; модальные – выражающие оценку и отношение; жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.д.; описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

Походка - ϶ᴛᴏ стиль передвижения человека, по которому можно судить об эмоциональном состоянии. Так ʼʼтяжелаяʼʼ походка проявляется во время гнева, ʼʼлегкаяʼʼ – при радости, ʼʼвялаяʼʼ и ʼʼугнетеннаяʼʼ при страданиях, а самая ʼʼширокаяʼʼ (самая большая длина шага) – при гордости.

Просодика и экстралингвистика – характеристики голоса, ритмико-интонационных сторон речи (высота͵ громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Следующие виды невербальных средств связаны с голосом, который помогает выявить психическую индивидуальность человека. Различают просадические и экстралингвистические характеристики голоса. Просодика – общее название ритмико-индивидуальных сторон речи (высота голоса, громкость тона, тембр голоса, сила ударения). Экстралингвистическая система включает в себя проявление психофизиологических факторов: плач, кашель, смех, вздох, а также использование в речи пауз. Просодические и экстралингвистические системы способствуют регулированию потока речи, при этом экономятся языковые средства, которые взаимодополняют друг друга, защищают и предвосхищают речь. Выражают ее эмоциональное состояние. Такие эмоции как радость, энтузиазм, недоверие передаются высоким голосом, гнев и страх тоже высоким тоном голоса, но в широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость сообщаются мягким приглушенным голосом и понижением интонации в конце фразы.

По скорости речи также можно определить чувства человека: быстрая речь передает взволнованность или беспокойство, а медленная – указывает на угнетенное состояние, горе, усталость или высокомерие.

Любому специалисту, будущему профессионалу крайне важно научиться лучше разбираться в индивидуально-психологическом состоянии собеседника. При этом крайне важно не только слушать, но и слышать интонацию речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые позволяют выражать чувства, мысли, волевые усилия не только наряду со словом, но и вопреки ему.

Среди средств общения выделяется особая группа – такесическая, проявляющаяся в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. На использование этих средств большую роль оказывает статус партнера, возраст, пол, степень их знакомства. Рукопожатия можно разделить на 3 группы: 1) доминирующее рукопожатие – рука сверху, ладонь развернута вниз; 2) покорное рукопожатие – рука снизу, ладонь развернута вверх; 3) равноправное рукопожатие.

Похлопывание по плечу возможно при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.

Такесика - динамические прикосновения в форме рукопожатий, похлопывания, поцелуя. Такесические средства общения выполняют функцию статусно-ролевых отношений общающихся. Неадекватное использование этих средств может привести к конфликтной ситуации.

Проксемические средства – пространственно организованное общение. Американский антрополог Э.Холл ввел понятие ʼʼпроксемикаʼʼ (близость). Э.Холл описал четыре дистанции, характерные для североамериканской культуры. Интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей. Персональное (от 45 см до 1 м 20 см) – общение со знакомыми людьми. Социальное (от 120 см до 360 см) – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении. Публичное (более 360 см) – при выступлении перед различными аудиториями.

Ориентация и угол общения – проксемические компоненты невербальной системы. Поворот тела и носок ноги в направление партнера или от него сигнализирует о направлении мыслей.

Позиции общающихся сторон за столом определяются характером общения (соперничество, дружеская беседа, кооперативное поведение, независимая позиция).

Невербальное поведение личности многофункционально, так как: создает образ партнера по общению; выражает взаимоотношения партнеров по общению; является индикатором актуальных психических состояний личности; уточняет, изменяет понимание вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного; поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися; выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

Установлено, что средства общения делятся на вербальные (35%) и невербальные (65%). К невербальным средствам общения относится способность личности выражать свое отношение к миру через мимику лица, жесты, позу и т.д. Среди невербальных средств общения наиболее значимыми являются кинœесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию. К кинœесеке относят движения, проявляющиеся в мимике, позе, взглядах, походке.

Вербальные средства общения предполагают передачу информации и являются необходимым условием при деловом общении людей. Деловое общение возможно лишь в том случае, в случае если один из собеседников умеет грамотно говорить – излагать свои мысли, а другой умеет слушать. Между собеседниками должна быть культура речевого общения, которая является одним из средств взаимопонимания, уважения между людьми. Под культурой речевого общения крайне важно понимать свободное владение языком, использование в речи слов приветствия, вежливого обращения к собеседнику. На уровне делового общения в разговоре должны употребляться простые, ясные, точные слова, грамотно сформулированные мысли. При разговоре в первую очередь человек должен ориентироваться на собеседника. Высказывания без ориентации на собеседника носят форму монолога, когда один говорит, а другие слушают. Чаще всœего это случается, когда руководитель знакомит подчинœенных с содержанием инструкций, распоряжений, или учитель объясняет новую тему, а ученики слушают.

Наиболее эффективное взаимоотношение собеседников проявляется в форме диалога, в базе которого лежит умение задавать вопросы. Такая форма общения возникает в ходе принятия решения.

В процессе своей деятельности человек постоянно вступает во взаимоотношения с другими людьми не только по поводу общения, но и проявляет свое отношение к членам группы в виде поступков. Определœенного стиля поведения. Подобная ситуация происходит во время взаимодействия коллег по работе, руководителя и подчинœенного.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, умение вступать в контакты – не менее значимый элемент профессиональной деятельности, чем специальные знания и умения работы. Во многих случаях такое умение составляет решающую предпосылку успешной профессиональной деятельности.

Любой акт делового общения, детерминированный рассмот­ренными выше факторами, должна быть представлен как ролевое поведение. Не имея возможности подробно остановиться на тео­ретических аспектах проблемы, выделим только наиболее важ­ные моменты.

ʼʼРольʼʼ - это способ поведения, задаваемый об­ществом. Она складывается из двух переменных: базовых психологических установок нашего ʼʼЯʼʼ и ожиданий других людей. В течение одного дня деловой человек может ʼʼигратьʼʼ несколько ролей: руководителя, коллеги, подчинœенного, партнера по переговорам и т.д. "Во всœех случаях предпосылкой успеха является не только всœесторонний и глубокий анализ деловой ситуации, но и готовность к успеху, обус­ловленная состоянием и ориентацией нашего ʼʼЯʼʼ. Единственное ограничение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ налагается на нас, - это наша неспособ­ность признать неограниченность наших возможностей. При этом не нужно никаких усилий, чтобы смириться с поражением, лени­вым созерцанием собственных неудач. Большинство проживает всю жизнь, гак и не использовав возможность полного контроля над собственными чувствами, не отдавая себе отчета в том, что это единственное, что подвластно нашей воле.

Следовательно, крайне важно постоянно развивать позитивное мышление. Позитивное восприятие действительности означает, что мы должны направить свои усилия на решение стоящих перед нами проблем, вместо того чтобы сетовать по поводу их существо­вания. Победитель ʼʼвгрызаетсяʼʼ в проблему, тогда как неудачник всячески старается ее обойти, но постоянно на нее наталкивается. Есть только два типа проблем: 1) проблемы, которые мы в состо­янии решить, и 2) проблемы, с которыми мы ничего поделать не можем. Какой смысл, к примеру, переживать по поводу своего роста? Позитивное мышление предполагает отказ от бесплодных сетований по поводу надуманных и еще не существующих труд­ностей. Тем более непродуктивно завидовать другим - лучше ра­доваться их продвижению и просить у них советов, как нам до­биться успехов в своей деятельности.

Потеря информации. При передаче информации нужно идею, мысль словесно оформить во внутренней речи, затем перевести из внутренней речи во внешнюю – и высказать. На каждом этапе происходит потеря информации, а обмен информацией, предполагающей обратную связь. В общении мы не просто передаем информацию, а информируем, обмениваемся знаниями о трудностях решения проблемы, жалуемся и т.д.

Убедительность речи обусловлена: 1) психологическими факторами; 2) культурой речи. Культура речевого общения включает в себя свободное владение языком. Составными частями естественного языка являются: литературный язык, просторечье, профессиональная лексика, ненормативная лексика.

При деловом общении принято употреблять простые, ясные и точные слова, грамотно формулировать свою мысль.

Типичные ошибки, связанные с ориентацией на себя: нет организации мысли, высказывания носят спонтанный характер; нет четкости выражаемых мыслей; чересчур длинный монолог; не обращается внимание на слушателя.

Вопросы в деловой коммуникации. Значение вопросов при деловом взаимодействии в следующем: 1) вопрос - удобная форма побуждения ʼʼВы могли бы...?ʼʼ; 2) с помощью вопросов привлекается внимание партнеров; 3)вопросы несут определœенную информацию (базис вопроса ʼʼГде вы храните деньги?ʼʼ -предполагается, что спрашивающий знает, что у партнера есть деньги, а следовательно, и есть место, где они хранятся); 4)с их помощью можно наводить партнера на нужный ответ (содержащийся, в самом вопросœе, к примеру, вопрос, требующий согласия); 5)сразу после восприятия партнером вопроса его невербалика показывает отношение партнера к теме вопроса, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ может распространиться и на задавшего его; . 6)вопросы помогают разговорить партнера, ʼʼраскрытьʼʼ его; 7)правильно сформулированный вопрос позволяет дипломатично исправить ошибку в аргументации или поведении; 8)вопросы создают основу для доверительных отношений.

Виды вопросов. В деловом взаимодействии бывают использованы виды вопросов: информационные - для сбора необходимых сведений; контрольные - для проверки, следит ли партнер за вашей мыслью; для ориентации - придерживается ли партнер ранее высказанного им мнения; подтверждающие - чтобы выйти на взаимопонимание, добиться одобрения; ознакомительные - для ознакомления с целями, мнением партнера; однополюсные - повторение вопроса партнера в знак того, что вы поняли, о чем идет речь и чтобы он это понял, и для выигрыша времени; встречные - при правильной постановке ведут к сужению разговора и подводят партнера ближе к согласию; альтернативные- предоставляют возможность выбора (не более чем из трех вариантов); направляющие - в случае если партнер отклоняется от темы беседы, с помощью вопросов его ʼʼвозвращаютʼʼ в нужное русло; провокационные - с целью установить, чего в действительности хочет партнер и верно ли он понимает ситуацию; вступительные - позволяющие заинтересовать партнера в разговоре, могут содержать указание на возможное решение проблем партнера; заключающие - для подведения итогов делового взаимодействия.

С помощью правильных вопросов можно успешно переедать свои мысли, построить цепочку умозаключений, приводящую к нужным выводам.

Профессионалы-менеджеры знают, как с помощью вопросов быстро и точно получить информацию. Не умеющий задавать вопросы партнер заставляет своих собеседников угадывать намерения и ожидания. Вопросы позволяют направлять беседу, переговоры в нужное русло.

Встречается и следующая классификация вопросов: информационный, закрытый, зеркальный, эстафетный. Закрытые и открытые вопросы. Вопросы бывают также закрытые и открытые.

Закрытые вопросы - это ведущие (наводящие) вопросы, на которые можно ответить очень коротко. Чаще всœего на такие вопросы отвечают ʼʼдаʼʼ или ʼʼнетʼʼ. Ответы бывают ʼʼправильные и неправильныеʼʼ. Это определяет тот, кто спрашивает. Вопросы, требующие однозначного ответа͵ называют также прямыми.

Типичные ошибки слушания: перебивание собеседника, поспешные выводы, поспешные возражения, непрошеные советы.

Этапы делового общения: установка контакта͵ ориентация в ситуации, обсуждение вопроса, принятие решения, выход из контакта (приветливость).

Первая стадия общения принято называть ʼʼКонтактʼʼ. Она очень важна, так как именно в данный момент устанавливается доверительный контакт, который помогает быстрее прийти к единому пониманию ситуации, а затем и к решению задачи.

Стадия контакта может длиться от нескольких секунд до нескольких часов. К примеру, когда собеседники здороваются и сразу переходят к делу, то стадия контакта очень короткая. Но иногда люди сначала долго говорят на отвлеченные темы и только после этого переходят к делу - тогда стадия контакта должна быть дольше, чем всœе остальное общение.

Важность контакта заключается еще и в том, что он длится на протяжении всœего времени общения, и общение прекращается выходом из контакта. В нашей культуре традиционно на установление контакта тратится меньше времени, чем нужно: прежде всœего дело, а люди не так важны. По этой причине крайне важно особо обратить внимание группы на эту стадию.

Вторая стадия общения принято называть ʼʼОриентацияʼʼ. На этой стадии крайне важно сориентироваться в собеседнике, в его проблеме и сориентировать собеседника в своем понимании его проблемы.

Вторая стадия очень важна, но люди традиционно ее пропускают. Чаще всœего срабатывает стереотип: всœе думают точно аналогично тому, как и л, и если я как-то понимаю ситуацию, то и другие понимают ее так же. В результате люди сразу предлагают собеседнику свое решение, а тот не понимает, почему именно так, а не иначе. И тогда приходится возвращаться на вторую стадию общения и давать ему объяснения. Чаще именно в связи с этим процесс общения затягивается, а иногда становится невозможным договориться с собеседником, поскольку он начинает воспринимать эту ситуацию, как давление.

Третья стадия – ʼʼПоиск совместного решенияʼʼ. Здесь основной акцент делается на совместности решения, то есть оба собеседника как партнеры должны прийти к единому решению. Иногда эту стадию называют стадией аргументации, так как здесь выслушиваются аргументы партнера и высказываются свои.

Четвертая стадия – ʼʼПринятие решенияʼʼ - нужна для того, чтобы подчеркнуть значимость принятого решения. Бывает, что люди поговорили, и у каждого осталось впечатление, что всœе вроде бы решено, но непонятно, что за решение и кто ответственный. По этой причине на данной стадии самое главное - четко проговорить принятое решение и убедится в одинаковом его понимании.

Также на этой стадии важен выход из контакта͵ или ритуал прощания. Очень часто после принятия решения один из собеседников может буркнуть ʼʼспасибоʼʼ и убежать. И у второго может сложиться мнение, что им попользовались, что он выполнил свою функцию и теперь не нужен. По этой причине важно выполнить обычный ритуал: поблагодарить собеседника, сказать что-то приятное для него, показать ему, что он важен для нас сам по себе, а не только в силу занимаемой им должности.

Средства коммуникации - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Средства коммуникации" 2017, 2018.

Существует несколько типов : межличностная, публичная, ; особым типом социальной коммуникации является невербальная коммуникация ритуальных действий.

Человеческая коммуникация может осуществляться между единицами различной величины и сложности.

Индивид должен овладеть искусством межличностной коммуникации, научиться коммуникации с самим собой — интраличностной коммуникации и саморефлексии. Он должен быть способен не только думать и чувствовать, но также думать и чувствовать о собственных мыслях и чувствах.

Группы можно определить как ряд индивидов, между которыми существует взаимная коммуникация. Если структура групповой коммуникации формализована и четко иерархически выстроена, то такую группу называют формальной организацией.

На уровне общества коммуникация осуществляется в рамках принятых законов общения, более или менее формализованных правил, конвенций, нравов и привычек, а также в рамках национального языка и традиций.

Государства вступают в коммуникацию со своими гражданами обычно формализованным образом: с помощью объявлений, актов парламента, указов правительства и т.д. В пределах своих территориальных границ государства обладают также монополией на грубую форму коммуникации — организованное физическое насилие.

Таким образом, коммуникация может рассматриваться как фактор, определяющий уровень и тип организации социальных групп.

Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо наличие общего языка, на котором могли бы общаться субъекты коммуникации, наличие каналов, по которым коммуникация может реализоваться, правил ее осуществления.

Коммуникация как процесс представляет собой разновидность социального действия, направленного на общение людей друг с другом и обмен информацией. Коммуникативное действие отличается от других типов социальных действий тем, что оно ориентировано на действующие в обществе нормы коммуникации. В социологии существуют два подхода к коммуникативному действию:

  • рационально-технологический, рассматривающий коммуникацию как простую совокупность средств и методов передачи информации, которыми располагает общество;
  • феноменолого-понимающий, представленный концепциями А. Шюца и Ю. Хабермаса и фокусирующий внимание на взаимном понимании субъектов коммуникации как цели и основе всего процесса.
  • новационные — сообщающие новые сведения;
  • ориентационные — помогающие ориентироваться в жизни, ценностях и информации;
  • стимуляционные — актуализирующие мотивации.

В 1920-х гг. изучение социальной коммуникации выделилось в отдельную дисциплину.

Символический интеракционизм проявил наибольший интерес к проблемам социальной коммуникации. В частности, Дж. Мид пытался объяснить механизм интеракции, выявляя специфику человеческой коммуникации в сравнении с коммуникацией в животном мире.

Анализируя язык жестов, он выяснил, что жест одного из участников коммуникации понятен другому участнику, если он понимает его как начало конкретного действия. Например, когда собака оскаливает зубы, другая собака понимает это как сигнал к нападению и в свою очередь оскаливается или убегает. Таким образом, начальный жест — это знак, символизирующий целиком все действие, которое может за ним последовать.

Условием такого опережающего понимания является способность второго партнера к такой же реакции. Именно благодаря ей у него возможны конкретные ожидания в отношении поведения другого. Действие ориентируется на эти поведенческие ожидания, а способность обоих партнеров к сходным реакциям определяет возможность взаимопонимания и взаимодействия.

Эти поведенческие ожидания Мид называет ролевыми ожиданиями. Прикидка на себя роли другого позволяет предвидеть его поведение в той или иной ситуации. Такое предвидение как внутренний акт сознания предполагает, что сознание само расщепляется на Я и Другого. Это означает способность поставить себя на место другого и, наоборот, взглянуть глазами другого на самого себя. «Вступая в коммуникацию с другими людьми, я от каждого из них получаю какое-то представление о себе самом, каким видит меня каждый из них. Из таких представлений у меня складывается единый образ себя самого».

Таким образом, основа социальной коммуникации — в способности, ставя себя на место другого, предвидеть его ролевое поведение и соответствующим образом ориентировать свое. Коммуникативные навыки развиваются из врожденных биопсихических задатков в игре. Ребенок, играя с воображаемыми партнерами, одновременно разыгрывает несколько ролей, попеременно ставя себя на место то одного из них, то другого, то самого себя. Следующей стадией является групповая игра с реальными партнерами, в которой оттачиваются навыки предвидения поведения других.

Ч. Кули рассматривает социальную коммуникацию как инструмент социализации индивида. Согласно Кули, социализация и становление активной личности происходят в первичных группах, в которых индивиды связаны непосредственными отношениями. Человек приобретает свое Я в коммуникации с другими людьми. В процессе коммуникации осуществляются обмен представлениями друг о друге, познание себя и своих возможностей. Социальное в человеке — это его непреодолимое стремление к общению с другими и продукт этого общения. В коммуникации пересекается индивидуальное и социальное, она представляет собой средоточие интеракции. Это объясняется тем, что в ходе коммуникации вырабатываются и шлифуются представления людей друг о друге и об обществе, в котором они живут. Такие представления составляют «социальное сознание» индивида, связывающее его с обществом.

Можно сказать, что в символическом интеракционизме коммуникация выступает как бы матрицей социальной жизни. Другие подходы к феномену социальной коммуникации более конкретны и направлены на изучение ее исторической динамики.

В 1960 г. канадский ученый М. Мак-Лухан выдвинул тезис, согласно которому современное общество находится на пути от «культуры печатного слова» к «визуальной культуре». Это означает, что среди молодежи предпочтительными каналами коммуникации все более становятся телевидение, звукозапись, а в дальнейшем — компьютер и Интернет. В конце XX в. центр исследовательского интереса к коммуникации сместился в сторону индустрии массовой коммуникации, ее воздействия на аудиторию, влияния информационных технологий, динамики вербальной, невербальной и экстрасенсорной коммуникации, особенностей индивидуального восприятия различных видов коммуникации и т.д.


Коммуникационные средства ОС, с помощью которых происходит обмен сообщениями в сети, обеспечивают адресацию и буферизацию сообщений, выбор маршрута передачи сообщения по сети, надежность передачи и т.п., т.е. являются средством транспортировки сообщений.  


К IBM PC с помощью соответствующих контроллеров могут подключаться принтер, графопостроитель, коммуникационные средства.  

Это мощные портативные компьютеры, имеющие цветной или монохромный монитор, жесткий диск и флоппи-дисковое устройство, коммуникационные средства и различные встроенные прикладные программы для обработки текста, научной или экономической информации.  

Разработчик должен тщательно изучить требования области применения системы с точки зрения обеспечения необходимого уровня секретности при вводе данных и выбрать соответствующие заголовки. Коммуникационные средства программного обеспечения должны содержать специальные стандартные программы, которые обеспечивали бы обработку каждого из полей заголовков. В них может входить программа, позволяющая отыскивать в таблице фамилии лиц, имеющих право вводить сообщения определенного типа. Необходимо также контролировать правильность паролей.  

Таким образом, пока отсутствует не только единая классификация, но и терминология. Единственное, что можно сказать наверняка, - коммуникационные средства относятся к инструментарию стратегического маркетинга, который основан на изучении внутренних и внешних возможностей фирмы и требует от фирмы ориентации на потенциал успеха. Под ним же в свою очередь понимаются те системные параметры, используя которые фирма может добиться высоких результатов.  


Компания, выходящая на внешний рынок, должна основательно изучить каждый конкретный рынок, чутко реагировать на изменения в экономике, политике, законодательстве и культуре, адаптировать свою продукцию и коммуникационные средства. В противном случае она рискует совершить множество грубых ошибок.  


Компания, выходящая на внешний рынок, должна основательно изучить каждый конкретный рынок, чутко реагировать на изменения в экономике, политике, законодательстве и культуре, адаптировать свою продукцию и коммуникационные средства. В протизном случае она рискует совершить множество грубых ошибок.  

Компания, выходящая на внешний рынок, должна основательно изучить каждый конкретный рынок. Она должна чутко реагировать на изменения в экономике, политике, законодательстве и культуре, адаптировать свою продукцию и коммуникационные средства. В противном случае она рискует совершить множество грубых ошибок.  

Производственная бригада представляет собой первичный тру довой коллектив, занимающий определенное место в произведет венной структуре предприятия. Она находится в промежуточном положении между индивидуальным рабочим местом и участком, что придает ей некоторые специфические черты. Если в рамках рабочего места мы имеем дело преимущественно с одним работ никои и его рабочей зоной, то в бригаде осуществляется переход к коллективной форме организации труда, и основными производственными компонентами в ней становятся коллектив работников, закрепленные за ним территория и оборудование, транспортные и коммуникационные средства, административно-управленческий центр.  

В чем новизна и сложность именно такого объекта. Дело в том, что стандартные коммуникативные объекты от слова до картины покоятся на несколько иной схеме организации. Если мы возьмем естественный язык, то для него характерно существование кода (грамматики) до самого сообщения. Мы не придумываем слова, мы не придумываем грамматические правила, а пользуемся уже известным для создания нового - содержания сообщения. Так устроены наиболее эффективные коммуникационные средства, к числу которых принадлежит и естественный язык. Языки искусства строятся как бы по другому типу: для них характерно одновременное введение грамматики с сообщением. Кинофильм как сообщение, созданное конкретным режиссером, несет в себе и содержание и код, задающий нам процесс декодирования того, что происходит на экране. Здесь процесс коммуникации сопряжен с одновременной подачей кода, годного для прочтения данного типа сообщения. Этот код потом также может стать общим (и существовать до) в случае ряда произведений данного режиссера или в случае произведений ряда художников, принадлежащих одной школе, например, произведения импрессионистов.  

Современные международные экономические отношения характеризуются углублением процесса разделения труда и экономической интеграции социалистических стран. Высшие партийные и правительственные органы ЧССР уделяют этому процессу большое внимание. В первую очередь необходимо усилить влияние научно-технического прогресса на повышение эффективности экономики. Эти вопросы детально рассматривались на заседании Центрального Комитета Коммунистической партии Чехословакии в мае 1974 г. В частности, в отчете Президиума ЦК КПЧ по вопросам научно-технического развития чехословацкого национального хозяйства от 14 мая 1974 г. отмечалась возрастающая роль вычислительной техники. Товарищ Йозеф Кемпны, член Политбюро и секретарь ЦК КПЧ, сказал: Возрастающую задачу в развитии общественной производительности труда имеет кибернетизация производственных и управляющих процессов. Новые вычислительные и коммуникационные средства и средства регулирования создают основу для принципиальной перестройки управления, значительно повышают возможность роста качества и производительности труда. Общим усилием научных работников, конструкторов и рабочих стран - участниц СЭВ была создана Единая система электронных вычислительных машин (ЕС ЭВМ) третьего поколения. В развитие этой системы свой вклад вносит и Чехословакия, которая разработала и производит одну из ЭВМ Единой системы, а также многие внешние устройства. Вычислительная техника является одной из наиболее быстро развивающихся областей машиностроения.  

Страницы:      1

Транспорт - одна из важнейших отраслей . Он обеспечивает производственные связи и сельского хозяйства, осуществляет перевозки грузов и пассажиров, является основой географического разделения труда. Обмен и структура транспортных перевозок, как правило, отражают уровень и структуру экономики, а география транспортной сети и грузопотоков — размещение производительных сил.

Виды мирового транспорта

Транспорт подразделяют на сухопутный (железнодорожный и автомобильный), водный (морской и речной), воздушный, трубопроводный и электронный (линии электропередачи).

Автомобильный транспорт часто называют транспортом XX в., т.к., зародившись в начале нашего века, он стал ведущим среди видов сухопутного транспорта. Протяженность его сети растет и достигла в настоящее время 24 млн. км, причем около 1/2 приходится на США, Индию, Россию, Японию, Китай. По уровню автомобилизации в мире лидируют США и ряд стран Западной Европы. Автомобильный транспорт лидирует по объему пассажирских перевозок — 80 % мирового объема.

Железнодорожный транспорт, несмотря на снижение его доли в перевозках, по-прежнему остается важным видом сухопутного транспорта, особенно по объему перевозимых грузов (10 % мирового объема). Мировая железнодорожная сеть в целом сложилась еще в начале XX в., ее протяженность сейчас составляет 12,5 млн. км. Но размещение ее неравномерно. Хотя железные дороги имеются в 140 странах мира, более 1/2 их общей длины приходится на "первую десятку стран": США, Россию, Канаду, Индию, Китай, Австралию, Аргентину, Францию, ФРГ и Бразилию. Особенно по густоте сети выделяются страны Европы. Но наряду с этим имеются огромные пространства, где железнодорожная сеть очень редка или отсутствует.

Трубопроводный транспорт - активно развивается благодаря быстрому росту добычи нефти и природного газа и тому территориальному разрыву, который существует между главными районами их добычи и потребления. Трубопроводный транспорт составляет 11 % от объема мирового грузооборота.

Прежде всего характеризуется выдающейся ролью морского транспорта. На него приходится 62 % мирового грузооборота, он также обслуживает около 4/5 всей . Именно благодаря развитию морского транспорта океан уже не разделяет, а соединяет страны и континенты. Общая протяженность морских трасс составляет миллионы километров. Морские суда транспортируют главным образом массовые грузы: нефть, нефтепродукты, уголь, руду, зерно и другие, причем обычно на расстояние 8 — 10 тыс. км. "Контейнерная революция" на морском транспорте привела к быстрому росту перевозок и так называемых генеральных грузов — готовых изделий и полуфабрикатов. Морские перевозки обеспечиваются морским торговым флотом, общий тоннаж которого превышает 420 млн. т. Первенство в мировом судоходстве принадлежит Атлантическому океану, второе место по размерам морских перевозок занимает Тихий океан, третье — Индийский.

Очень большое влияние на географию морского транспорта оказывают международные морские каналы (особенно Суэцкий и Панамский) и морские проливы (Ла-Манш, Гибралтарский и др.).

Внутренний водный транспорт — старейший вид транспорта. Сейчас он занимает по длине сети последнее место в мировой транспортной системе.

Развитие и размещение внутреннего водного транспорта в первую очередь связано с природными предпосылками — наличием рек и озер, пригодных для судоходства, Амазонка, Миссисипи, Обь, Енисей, Янцзы, Конго имеют большую пропускную способность, чем самые мощные железнодорожные магистрали. Но использование этих предпосылок зависит от общего уровня экономического развития. Поэтому по грузообороту внутренних водных путей в мире выделяются США, Россия, Канада, ФРГ, Нидерланды, Бельгия, а также Китай.

Большое значение в некоторых странах имеют также судоходство по искусственным путям и озерное судоходство.

Воздушный транспорт. Этот вид наиболее скоростного, но достаточно дорогостоящего транспорта играет важную роль в международных пассажирских перевозках. Его преимущества кроме скорости — качество поставок, географическая мобильность, позволяющая легко расширять и менять трассы. Сеть регулярных авиалиний теперь опоясывает весь земной шар, протягиваясь на миллионы километров. Ее опорные точки — 5 тысяч аэропортов. Главные воздушные державы мира — США, Россия, Япония, Великобритания, Франция, Канада, ФРГ.

Мировая транспортная система

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Она сформировалась в XX в. и испытывает на себе сильное воздействие НТР, что выражается в "разделении труда" между отдельными видами транспорта, увеличении пропускной способности транспортных путей, появлении принципиально новых транспортных средств, например, сверхскоростных поездов на воздушной подушке. Огромное влияние на развитие всех видов транспорта оказала "контейнерная революция", в результате которой транспортировка грузов осуществляется в специальных металлических емкостях — контейнерах. Появились также новые транспортные средства — контейнеровозы и специальные перегрузочные станции — терминалы. Это позволило повысить производительность труда на транспорте в 7 — 10 раз.

Мировая транспортная система неоднородна, и в ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран. На первую из них приходится 78 % общей длины мировой транспортной сети и 74 % мирового грузооборота. Густота транспортной сети, в наибольшей мере характеризующая обеспеченность ею, в большинстве развитых стран составляет 50 — 60 км на 100 км территории, а в развивающихся — 5 — 10 км.

Наряду с этим в мировой транспортной системе выделяют также несколько региональных транспортных систем: Северной Америки (на нее приходится около 30 % общей длины всех мировых путей сообщения), стран СНГ, Европы, Азии (подразделяется на несколько подсистем), Латинской Америки, Австралии, Северной Африки.

С момента зарождения транспорт оказывал сильное влияние на окружающую среду. С ростом протяженности транспортной сети, интенсивности перевозок все более усиливаются негативные воздействия, при этом различные виды транспорта имеют как бы свою "специализацию". Так, главным загрязнителем атмосферы является автомобильный транспорт, воздушный транспорт и железнодорожный транспорт, эти виды транспорта создают также "шумовое загрязнение" и требуют больших площадей для сооружения магистралей, заправочных станций, стоянок, вокзалов и т.д. (за исключением воздушного). Водный транспорт главным образом служит источником загрязнения нефтью океанов и внутренних вод.

Транспорт является одной из ведущих отраслей хозяйственного комплекса страны. Он осуществляет транспортировку уже созданного материального богатства или же людей.

Транспортная система - совокупность всех видов транспорта с узловыми точками, где происходит перевалка грузов с одних видов транспорта на другие. Роль различных видов транспорта определяется долей перевозимых грузов или пассажиров, поэтому используются понятия грузооборота и пассажирооборота. Грузооборот - работа грузового транспорта, измеряемая в тонно-километрах (количество перевезенных грузов на определенные расстояния). Для транспортных узлов, чаще всего водных видов транспорта, под грузооборотом понимают количество переваленных (отправленных и принятых) грузов в тоннах в течение года. Пассажирооборот - показатель работы пассажирского транспорта, представляет собой произведение количества перевезенных пассажиров и расстояния перевозки. Измеряется в пассажиро-километрах.

Транспортная система России включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный, воздушный. Особыми видами транспорта могут быть названы электронный (ЛЭП).

Железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки грузов на средние и дальние расстояния, а также пассажиров в пригородах и на средние расстояния. По грузообороту среди универсальных видов транспорта он стоит на первом месте, в целом уступая только трубопроводному.

В настоящее время длина железных дорог в России приближается к 90 тыс. км. Почти 45 % всей протяженности электрифицировано. Если по протяженности железных дорог наша страна уступает США и Канаде, то длина электрифицированных дорог наибольшая в мире.

Размещение железнодорожной сети по территории России неравномерно. Наиболее густая сеть характерна для европейских районов, за исключением Северного. На востоке плотность железных дорог оказывается ниже примерно в 10 раз.

Железнодорожный транспорт является основным по перевозке таких грузов, как каменный уголь, кокс, руда, минеральные удобрения, цемент, черные металлы, лесные грузы, зерно.

Автомобильный транспорт

По абсолютному количеству перевезенных грузов автомобильный транспорт занимает первое место, хотя является достаточно дорогим. Он более маневренный, чем железнодорожный, поэтому позволяет довозить грузы до каждого потребителя. В связи с этим он используется чаще «сегл для перевозок Hd малые и средние расстояния. В последнее время увеличивается значение дальних перевозок. Общая протяженность автодорог около 500 тыс. км, но качественных (европейского класса) не более 10 тыс. км.

Особое значение автомобильный транспорт имеет для перевозки пассажиров на небольшие расстояния - внутригородское и пригородное сообщение.

Водные виды транспорта

По грузообороту морской транспорт уступает позиции только трубопроводному и железнодорожному, так как расстояния, на которые перевозится груз, достаточно велики (среднее расстояние перевозки 1 т груза 4,5 тыс. км). Этот вид транспорта самый дешевый. Перевозятся в основном массовые и объемные грузы (нефть, руда, уголь). С распадом СССР российское морское побережье резко сократилось, что привело к утрате многих современных портовых комплексов (Таллин, Одесса - Ильичевск, Клайпеда, Вентспилс).

Почти половину всех морских грузов сейчас переваливают на Дальнем Востоке (Владивосток, Находка, Ванино, Петропавловск-Камчатский). На втором месте азо-во-черноморский бассейн с крупнейшим нефтеналивным портом страны - Новороссийском, а также Туапсе и Таганрогом. Примерно равные доли переваленных грузов имеют порты Северного Ледовитого океана (Мурманск, Архангельск, Игарка, Дудинка, Тикси и др.) и Балтийского моря (Санкт-Петербург - крупнейший российский универсальный порт, Выборг, Калининград). На Каспийском море действуют порты Астрахани и Махачкалы.

Речной транспорт. Крупнейшая водная система страны - бассейны Волги, Дона и рек, выходящих в Балтийское и Белое моря. Внутренний водный транспорт обеспечивал завоз необходимых грузов в районы, не имеющие других видов транспорта, или же перевозку массовых дешевых грузов (строительные материалы, зерно). Но в период экономических реформ оказался нерентабельным.

Авиационный транспорт ориентирован в основном на перевозку пассажиров на дальние расстояния или на транспортировку грузов скоропортящихся, требующих быстрой доставки или же имеющих высокую стоимость. Крупнейшими авиатранспортными узлами являются Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Самара, Екатеринбург, Минеральные Воды, Сочи, Нижневартовск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток.