Нк рф

Су 39 чертежи. Военное обозрение и политика

Проверенная временем и практикой российская военная техника подтверждает свою надежность и право считаться лучшей в мире. Итоги военного присутствия российских ВКС в Сирии наглядно продемонстрировали весь ряд авиационной и ракетной техники. Начиная от еще советских самолетов Су-24, Су-25, Ту-22, Ту-95МС, Ту-160 и заканчивая современными авиационными комплексами Су-34, МиГ-35, МиГ-30.

Немаловажно отметить, что работая над созданием самолетов истребительной и штурмовой авиации, в советские времена создавались машины, способные выполнять посадку и на палубу авианесущего корабля. Внешне такие самолетов ничем не отличались от своих «сухопутных» аналогов, но имели конструктивную особенность. Они имели посадочный крюк, который позволяет им выполнять зацеп за посадочные тросы корабля.

Ни для кого не секрет, что все новые машины берут свое начало от первых удачных образцов. Конструкторам, приложив немало усилий, удается добиться полной модернизации устаревшего парка боевых машин.

Так еще в советское время возникла необходимость в модернизации самолета Су-25. И ОКБ Сухого не стало создавать заново велосипед и использовало базовую модель для модернизации. В новом облике штурмовик получил название Су-39. По своему назначению новинка пратически ни чем не отличается от прообраза. Приходилось читать в статьях, что Су-39 будет способен поражать морские и прибрежные цели, и в этом его отличие от Су-25. Позволю себе не согласиться с такой интерпретацией. И поясню почему. Дело в том, что данный самолет имеется на вооружении ВВС И ПВО Военно-морского флота России в качестве палубного штурмовика, А это уже позволяет говорить о том, что спектр решаемых задач у самолета гораздо шире.

Выше написанное даёт повод полагать, что новый Су-39 получит и корабельную прописку.

Так что же нового получил модернизированный самолет-штурмовик?

Конструктивно Су-39 лишён возможности разместить вторую кабину для обучения летчика как на Су-25УТ. Это пространство теперь занимает дополнительный топливный бак и новое радионавигационное оборудование. Артиллерийские установки перенесены с левой части фюзеляжа на 27см вправо. Коснулись изменения и передней стойки шасси, которую сместили влево. Еще один дополнительный бак с топливом разместили в хвостовой части. Значительным плюсом Су-39 является герметичная кабина летчика, которая позволяет выполнять полеты на больших высотах, выше 7000 метров. На Су-25 гермокабина отсутствовала, что ограничивало высоту полета. Вместе с этим была усилена защита кабины, двигателей. Топливные баки обработаны полиуретаном и протектированием, что увеличивает живучесть самолета.

Коснулись изменения и двигателя штурмовика. На Су-39 установлены два ТРД Р-195 (тяга каждого из них составляет 4300 кгс), которые обладают пониженной ИК (инфракрасной) заметностью. В перспективе предусматривается возможность замены их на более мощные и экономичные. С оборудованием самолета дополнительными топливными баками увеличилась до 4890 литров и заправка. Это, естественно, влияет на дальность и продолжительность полета.

Обновив конструкцию Су-39, необходимо было оборудовать его и новыми радиотехническими средствами. Самолет получил радиолокационную станцию «Копье - 25», размещенную в подвесном контейнере. Это дает возможность штурмовику обнаруживать воздушные цели и вести с ними бой, используя ракеты класса «воздух-воздух» Р-73, Р-72 и Р-77, на дальностях 20 – 40, 60 – 80, 80 – 120 км. При этом активном противодействии ПВО противника. В зависимости от подвешенной ракеты.

Су-25 способен вести воздушный бой только по командам с земли или при выходе на визуальный контакт с целью.

Для поражения морских целей на крыльевые держатели Су-39 могут подвешиваться противокорабельные ракеты Х-31А с дальностью пуска до 110 км. Но это не единственные возможности, которые получил новый штурмовик. Благодаря противорадиолокационным ракетам Х-25ПМУ и Х-31П, самолет может производить пуски ракет по РЛС противника. В этом случае ракета наводится на источник радиоизлучения. Такое стало возможно благодаря бортовой станции «Пастель», которая определяет параметры работы РЛС неприятеля.

При выполнении бомбометания и пуска ракет с лазерным наведением в сложных погодных условиях и в ночное время, на штурмовике Су-39 используется телевизионный прицел «Меркурий».

Благодаря новому оборудованию, летчик штурмовика может самостоятельно обнаруживать воздушную, наземную или морскую цель. Определять её параметры и выбирать средства поражения, которые располагаются на 5-ти подвесках на каждом крыле. Одновременно или в комбинированном варианте, в зависимости от решаемых задач, самолет может нести:

16 противотанковых ракет «Вихрь», которые способны поражать танки с толщиной брони до 100 мм. и вертолеты.

4 ракеты класса «воздух – воздух» или «воздух – поверхность»;

8 пусковых установок со 160 неуправляемыми ракетами;

Авиационные бомбы разного калибра;

Подвесные пушки.

При этом общая масса боеприпасов не превышает 6000 килограмм.

Для увеличения точности наведения оружия по различным целям, применяются авиационный прицельный комплекс (АПК) «Шквал», дающий возможность прицельного пуска ракеты с расстояния 10 км.

Несомненный плюсом Су-39 является его способность выполнять посадку на неподготовленные грунтовые полосы. Для посадки ему достаточно 1200 метров полосы, и он прост в обслуживании. Эти качества несомненно весьма положительно могут использоваться в условиях боевых действий и усилят возможности российской армии.

При всех внесенных изменениях немаловажным остается тот факт, что для переучивания летчика на Су-39 не надо затрачивать большие средства. Умеющему пилотировать Су-25 будет достаточно пройти небольшой тренировочный курс по освоению нового штурмовика, поскольку обе машины в управлении идентичны.

В целом, как видно, модернизация одного самолета привела к созданию нового авиационного комплекса, значительно увеличила его функциональные возможности и боевые качества.

Позволю себе согласиться с теми, кто считает, что в своем классе российский штурмовки Су-39 превзошел своего предшественника Су-25 и основного конкурента, американский А-10 «Тандерболт».

ТТХ самолета :

1. длина самолёта - 15,33 метров
2. размах крыла - 14,36 метров
3. площадь крыла - 30,1 квадратных метров
4. угол стреловидности крыла по передней кромке - 20 градусов
5. масса пустого самолёта - 10 740 килограммов
6. масса снаряжённого самолёта 13 150 килограммов
7. нормальная взлётная масса - 16 990 килограммов
8. максимальная взлётная масса: 20 500 килограммов
9 масса топлива во внутренних баках - 3 840 кг
10. силовая установка два двигателя Р-195
11 тяга - 2 × 4 300 кгс (42,2 кН)
12. максимальная скорость - 950 километров в час
13 посадочная скорость - 240 километров в час
14. боевая нагрузка нормальная - 2000 килограммо15. максимальная боевая нагрузка - 6000 килограммов.

ВВС России Годы производства с 1995 года Единиц произведено 4 Базовая модель Су-25Т Изображения на Викискладе Су-39 Су-39

Су-39 (Су-25ТМ , заводское - Т8ТМ ) - модификация штурмовика Су-25 . Самолёт разработан в конце 80-х годов ОКБ Сухого , предназначен для применения в любое время суток.

История

В январе 1986 года по решению военно-промышленной комиссии при Совете министров СССР начались работы над всепогодной, способной действовать в любое время суток, модификацией Су-25Т, получившей обозначение Су-25ТМ (заводское - Т8ТМ). На новую машину предусматривалась установка нового БРЭО и расширенная номенклатура вооружений. От разрабатываемой машины требовалось надёжное преодоление ПВО противника и эффективное применение оружия в зоне нахождения цели. А также возможность полёта на малой высоте с огибанием рельефа местности.

В начале 90-х годов два планера Су-25Т: Т8М-1 и Т8М-4 были переоборудованы соответственно в Т8ТМ-1 и Т8ТМ-2. Первый полет на опытном самолете Т8ТМ-1 совершил 4 февраля 1991 года летчик-испытатель ОКБ Сухого Анатолий Александрович Иванов .

Производство Су-25ТМ планировалось организовать на авиазаводе в Тбилиси где к тому времени выпускались модернизированные штурмовики Су-25Т. Однако этим планам не суждено было претворится в жизнь. Распад СССР и последующая независимость Грузии поставила крест на выпуске как Су-25Т, так и его модернизированного варианта Су-25ТМ. Распался СССР. А вместе с ним вся существовавшая на тот момент кооперация по производству этих самолетов. Попытка России создать межгосударственную организацию (НПК "Штурмовики Сухого) куда некоторое время входил авиазавод в Тбилиси не увенчались успехом.

Поэтому Россия приняла решение о переносе производства Су-25ТМ на Улан-Удэнский авиационный завод который на то время осуществлял производство учебно-боевого Су-25УБ и палубного учебно-тренировочного Су-25УТГ.

Тактико-технические характеристики

Источник данных: И.Бедретдинов «Су-25»

Технические характеристики
  • Экипаж : 1 пилот
  • Длина : 15,33 м (с ПВД)
  • Размах крыла : 14,36 м
  • Высота : 5,2 м
  • Площадь крыла: 30,1 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 6
  • Угол стреловидности по передней кромке: 20°
  • База шасси: 3,58 м
  • Колея шасси: 2,5 м
  • Масса пустого: 10 740 кг
  • Масса снаряжённого: 13 150 кг
  • Нормальная взлётная масса: 16 990 кг
  • Максимальная взлётная масса : 20 500 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 3 840 кг
  • Силовая установка: 2 × ТРД Р-195
  • Тяга : 2 × 4 300 кгс (42,2 кН)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой)
  • Посадочная скорость: 240 км/ч
  • Скорость сваливания: 175 км/ч
  • Практическая дальность: (с норм. боевой нагрузкой)
    • на высоте:
      • без ПТБ: 900 км
      • с 4× ПТБ-800: 1 250 км
    • у земли:
      • без ПТБ: 400 км
      • с 4× ПТБ-800: 750 км
  • Перегоночная дальность: 2 500 км (с двумя ПТБ по 1150 л и двумя по 800 л)
  • Практический потолок : 10 000 м
  • Высоты боевого применения: 30-7000 м
  • 714 кг/м² (при макс. взлётной массе)
  • Тяговооружённость : 0,42 (при макс. взлётной массе)
  • Длина разбега:
    • на бетонной ВПП: 550 м
    • на грунтовой ВПП: 600 м
  • Длина пробега: (без тормозного парашюта)
    • на бетонной ВПП: 400 м
    • на грунтовой ВПП: 600 м
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка :
    • с нормальной боевой нагрузкой: + 6,5 /-2 g
    • с максимальной боевой нагрузкой: + 5,2 g

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: двухствольная 30 мм пушка ГШ-30-2 с боезапасом 200 сн.
  • Точки подвески: 11
    • нормальная: 2 000 кг
    • максимальная: 6 000 кг
  • Управляемые ракеты:
    • ракеты «воздух-воздух»:
      • 2 × Р-73 или Р-27Р/Т или Р-77
    • ракеты «воздух-поверхность»:
      • 16 × сверхзвуковых противотанковых ракет «Вихрь» или
      • 4 × Х-25Л/МЛ/МТП/МА/МПУ и
      • 2 × Х-29Л/Т или Х-58 или Х-31А/АД/П или Х-35 (с РЛС «Копье») или
  • Неуправляемые ракеты :
    • 160 (8 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8 или
    • 40 (8 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13 или
    • 8 × 240 мм С-24 или 266 мм С-25
  • Бомбы : свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
    • 8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500 и т. д.) или
    • 8 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т. д.) или
    • 8 или 32 × 100 кг или
    • 6 × КАБ-500Кр или
    • 8 × контейнеров КМГУ-2
  • Пушечные контейнеры:
    • 4 × СППУ-22-1 с двухствольной 23 мм пушкой ГШ-23 с 260 сн. или
    • 4 × СППУ-687 с 30 мм пушкой ГШ-301 с 150 сн.
  • РЛС : «Копье-25» (подвесная)
    • Антенна:
      • Тип: щелевая
      • Диаметр: 500 мм
    • Угол сканирования:
      • по высоте: +25°/-55°
      • по азимуту: ±40°
    • Зоны обзора: ±10°/±20°/±40°
    • Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР =5 м²:
      • в свободном пространстве:
        • навстречу: 57 км
        • вдогон: 30 км
      • на фоне земли:
        • навстречу: 57 км
        • вдогон: 20 км
    • Количество одновременно сопровождаемых целей: 8
    • Количество одновременно атакуемых целей: 2
    • Дальность обнаружения наземной цели:
      • типа эсминец: >200 км
      • типа ж/д мост: 100 км
      • типа группа движущихся танков: 20 км
    • Максимальное разрешение в режиме картографирования: 10×5 м (по дальности × азимуту)
  • ОЭС: «Шквал»
    • Угол обзора:
      • дневного прибора управления:
        • широкий: 2,7×3,6°
        • узкий: 0,73×0,97°
      • ночного прибора управления:
        • широкий: 18,2×13,7°
        • узкий: 7,3×5,5°
    • Угол наведения:
      • по высоте: +15°/-80°
      • по азимуту: ±35°

Напишите отзыв о статье "Су-39"

Примечания

Ссылки

  • , выпуск "Летающий танк", посвященный Су-39

Отрывок, характеризующий Су-39

– Какова молодежь то, а, Феоктист? – сказал он, – смеется над нашим братом стариками.
– Что ж, ваше сиятельство, им бы только покушать хорошо, а как всё собрать да сервировать, это не их дело.
– Так, так, – закричал граф, и весело схватив сына за обе руки, закричал: – Так вот же что, попался ты мне! Возьми ты сейчас сани парные и ступай ты к Безухову, и скажи, что граф, мол, Илья Андреич прислали просить у вас земляники и ананасов свежих. Больше ни у кого не достанешь. Самого то нет, так ты зайди, княжнам скажи, и оттуда, вот что, поезжай ты на Разгуляй – Ипатка кучер знает – найди ты там Ильюшку цыгана, вот что у графа Орлова тогда плясал, помнишь, в белом казакине, и притащи ты его сюда, ко мне.
– И с цыганками его сюда привести? – спросил Николай смеясь. – Ну, ну!…
В это время неслышными шагами, с деловым, озабоченным и вместе христиански кротким видом, никогда не покидавшим ее, вошла в комнату Анна Михайловна. Несмотря на то, что каждый день Анна Михайловна заставала графа в халате, всякий раз он конфузился при ней и просил извинения за свой костюм.
– Ничего, граф, голубчик, – сказала она, кротко закрывая глаза. – А к Безухому я съезжу, – сказала она. – Пьер приехал, и теперь мы всё достанем, граф, из его оранжерей. Мне и нужно было видеть его. Он мне прислал письмо от Бориса. Слава Богу, Боря теперь при штабе.
Граф обрадовался, что Анна Михайловна брала одну часть его поручений, и велел ей заложить маленькую карету.
– Вы Безухову скажите, чтоб он приезжал. Я его запишу. Что он с женой? – спросил он.
Анна Михайловна завела глаза, и на лице ее выразилась глубокая скорбь…
– Ах, мой друг, он очень несчастлив, – сказала она. – Ежели правда, что мы слышали, это ужасно. И думали ли мы, когда так радовались его счастию! И такая высокая, небесная душа, этот молодой Безухов! Да, я от души жалею его и постараюсь дать ему утешение, которое от меня будет зависеть.
– Да что ж такое? – спросили оба Ростова, старший и младший.
Анна Михайловна глубоко вздохнула: – Долохов, Марьи Ивановны сын, – сказала она таинственным шопотом, – говорят, совсем компрометировал ее. Он его вывел, пригласил к себе в дом в Петербурге, и вот… Она сюда приехала, и этот сорви голова за ней, – сказала Анна Михайловна, желая выразить свое сочувствие Пьеру, но в невольных интонациях и полуулыбкою выказывая сочувствие сорви голове, как она назвала Долохова. – Говорят, сам Пьер совсем убит своим горем.
– Ну, всё таки скажите ему, чтоб он приезжал в клуб, – всё рассеется. Пир горой будет.
На другой день, 3 го марта, во 2 м часу по полудни, 250 человек членов Английского клуба и 50 человек гостей ожидали к обеду дорогого гостя и героя Австрийского похода, князя Багратиона. В первое время по получении известия об Аустерлицком сражении Москва пришла в недоумение. В то время русские так привыкли к победам, что, получив известие о поражении, одни просто не верили, другие искали объяснений такому странному событию в каких нибудь необыкновенных причинах. В Английском клубе, где собиралось всё, что было знатного, имеющего верные сведения и вес, в декабре месяце, когда стали приходить известия, ничего не говорили про войну и про последнее сражение, как будто все сговорились молчать о нем. Люди, дававшие направление разговорам, как то: граф Ростопчин, князь Юрий Владимирович Долгорукий, Валуев, гр. Марков, кн. Вяземский, не показывались в клубе, а собирались по домам, в своих интимных кружках, и москвичи, говорившие с чужих голосов (к которым принадлежал и Илья Андреич Ростов), оставались на короткое время без определенного суждения о деле войны и без руководителей. Москвичи чувствовали, что что то нехорошо и что обсуждать эти дурные вести трудно, и потому лучше молчать. Но через несколько времени, как присяжные выходят из совещательной комнаты, появились и тузы, дававшие мнение в клубе, и всё заговорило ясно и определенно. Были найдены причины тому неимоверному, неслыханному и невозможному событию, что русские были побиты, и все стало ясно, и во всех углах Москвы заговорили одно и то же. Причины эти были: измена австрийцев, дурное продовольствие войска, измена поляка Пшебышевского и француза Ланжерона, неспособность Кутузова, и (потихоньку говорили) молодость и неопытность государя, вверившегося дурным и ничтожным людям. Но войска, русские войска, говорили все, были необыкновенны и делали чудеса храбрости. Солдаты, офицеры, генералы – были герои. Но героем из героев был князь Багратион, прославившийся своим Шенграбенским делом и отступлением от Аустерлица, где он один провел свою колонну нерасстроенною и целый день отбивал вдвое сильнейшего неприятеля. Тому, что Багратион выбран был героем в Москве, содействовало и то, что он не имел связей в Москве, и был чужой. В лице его отдавалась должная честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату, еще связанному воспоминаниями Итальянского похода с именем Суворова. Кроме того в воздаянии ему таких почестей лучше всего показывалось нерасположение и неодобрение Кутузову.
– Ежели бы не было Багратиона, il faudrait l"inventer, [надо бы изобрести его.] – сказал шутник Шиншин, пародируя слова Вольтера. Про Кутузова никто не говорил, и некоторые шопотом бранили его, называя придворною вертушкой и старым сатиром. По всей Москве повторялись слова князя Долгорукова: «лепя, лепя и облепишься», утешавшегося в нашем поражении воспоминанием прежних побед, и повторялись слова Ростопчина про то, что французских солдат надо возбуждать к сражениям высокопарными фразами, что с Немцами надо логически рассуждать, убеждая их, что опаснее бежать, чем итти вперед; но что русских солдат надо только удерживать и просить: потише! Со всex сторон слышны были новые и новые рассказы об отдельных примерах мужества, оказанных нашими солдатами и офицерами при Аустерлице. Тот спас знамя, тот убил 5 ть французов, тот один заряжал 5 ть пушек. Говорили и про Берга, кто его не знал, что он, раненый в правую руку, взял шпагу в левую и пошел вперед. Про Болконского ничего не говорили, и только близко знавшие его жалели, что он рано умер, оставив беременную жену и чудака отца.

3 го марта во всех комнатах Английского клуба стоял стон разговаривающих голосов и, как пчелы на весеннем пролете, сновали взад и вперед, сидели, стояли, сходились и расходились, в мундирах, фраках и еще кое кто в пудре и кафтанах, члены и гости клуба. Пудренные, в чулках и башмаках ливрейные лакеи стояли у каждой двери и напряженно старались уловить каждое движение гостей и членов клуба, чтобы предложить свои услуги. Большинство присутствовавших были старые, почтенные люди с широкими, самоуверенными лицами, толстыми пальцами, твердыми движениями и голосами. Этого рода гости и члены сидели по известным, привычным местам и сходились в известных, привычных кружках. Малая часть присутствовавших состояла из случайных гостей – преимущественно молодежи, в числе которой были Денисов, Ростов и Долохов, который был опять семеновским офицером. На лицах молодежи, особенно военной, было выражение того чувства презрительной почтительности к старикам, которое как будто говорит старому поколению: уважать и почитать вас мы готовы, но помните, что всё таки за нами будущность.
Несвицкий был тут же, как старый член клуба. Пьер, по приказанию жены отпустивший волоса, снявший очки и одетый по модному, но с грустным и унылым видом, ходил по залам. Его, как и везде, окружала атмосфера людей, преклонявшихся перед его богатством, и он с привычкой царствования и рассеянной презрительностью обращался с ними.
По годам он бы должен был быть с молодыми, по богатству и связям он был членом кружков старых, почтенных гостей, и потому он переходил от одного кружка к другому.
Старики из самых значительных составляли центр кружков, к которым почтительно приближались даже незнакомые, чтобы послушать известных людей. Большие кружки составлялись около графа Ростопчина, Валуева и Нарышкина. Ростопчин рассказывал про то, как русские были смяты бежавшими австрийцами и должны были штыком прокладывать себе дорогу сквозь беглецов.
Валуев конфиденциально рассказывал, что Уваров был прислан из Петербурга, для того чтобы узнать мнение москвичей об Аустерлице.
В третьем кружке Нарышкин говорил о заседании австрийского военного совета, в котором Суворов закричал петухом в ответ на глупость австрийских генералов. Шиншин, стоявший тут же, хотел пошутить, сказав, что Кутузов, видно, и этому нетрудному искусству – кричать по петушиному – не мог выучиться у Суворова; но старички строго посмотрели на шутника, давая ему тем чувствовать, что здесь и в нынешний день так неприлично было говорить про Кутузова.
Граф Илья Андреич Ростов, озабоченно, торопливо похаживал в своих мягких сапогах из столовой в гостиную, поспешно и совершенно одинаково здороваясь с важными и неважными лицами, которых он всех знал, и изредка отыскивая глазами своего стройного молодца сына, радостно останавливал на нем свой взгляд и подмигивал ему. Молодой Ростов стоял у окна с Долоховым, с которым он недавно познакомился, и знакомством которого он дорожил. Старый граф подошел к ним и пожал руку Долохову.
– Ко мне милости прошу, вот ты с моим молодцом знаком… вместе там, вместе геройствовали… A! Василий Игнатьич… здорово старый, – обратился он к проходившему старичку, но не успел еще договорить приветствия, как всё зашевелилось, и прибежавший лакей, с испуганным лицом, доложил: пожаловали!

Глубокой модернизацией самолета Су-25 стал «противотанковый» штурмовик Су-39 , предназначенный для применения в любое время суток и оснащенный новым высокоточным оружием - ракетным комплексом «Вихрь» с лазерно-лучевой системой наведения. Работы по созданию самолета начались в 1976 г. Штурмовик, способный бороться с малоразмерными, сильнозащищенными целями (в том числе танками стран НАТО нового поколения) первоначально предполагалось выполнить в двухместном варианте и оснастить ПТРК «Радуга», однако в дальнейшем выбор был остановлен на перспективном ПТРК «Вихрь», способным применяться одноместным самолетом. В качестве другого основного вооружения модернизированного штурмовика рассматривалась 45-мм перспективная пушка, подвижная в вертикальной плоскости, однако из-за сложностей с отработкой этой системы было решено оснастить самолет неподвижной двухствольной пушкой ГШ-30 (30 мм).

Работы по установке нового комплекса вооружения на самолете Су-25 начались в 1980 году, рабочее проектирование модернизированного штурмовика Т8-М завершилось в 1982 году, постройка первого опытного образца (в него дорабатывался учебно-боевой самолет Т8-УБ) началась в 1983 году, а первый полет штурмовика состоялся 17 августа 1984 г., машину пилотировал летчик-испытатель А.Н.Исаков. Всего из самолетов Т8-УБ, построенных в Улан-Удэ, в Тбилиси в вариант Т8-М было доработано два опытных штурмовика, а также планер для статиспытаний (проводились в СибНИА). Затем Тбилисский авиазавод выпустил партию из восьми опытных самолетов. Государственные испытания Су-25Т завершены в сентябре 1993 г., а в 1994 году самолету было присвоено обозначение Су-39.

По сравнению с исходным Су-25 новый штурмовик имел значительно более мощное вооружение, новое БРЭО и усовершенствованный комплекс боевой живучести. Первый серийный самолет Су-39 / Су-25Т совершил первый полет 26 июля 1990 г, В Тбилиси была собрана установочная партия из 12 штурмовиков Су-25Т. В дальнейшем, после распада СССР, серийное производство штурмовиков было освоено в Улан-Удэ. Развитием штурмовика Су-39 / Су-25Т стал усовершенствованный самолет Су-25ТМ , первый полет которого состоялся в 1996 году. Серийное производство этого самолета освоено на заводе в Улан-Удэ.

КОНСТРУКЦИЯ самолета Су-39 / Су-25ТМ , в целом, подобна конструкции Су-25УБ. На месте кабины второго летчика расположен дополнительный мягкий топливный бак, а над ним - отсек для размещения дополнительного БРЭО. Пушечная установка перенесена под топливный бак №3 и смещена от оси симметрии самолета вправо на 273 мм, а освободившееся пространство под кабиной занято БРЭО. Передняя опора шасси смещена влево от оси симметрии на 222 мм. В хвостовой части фюзеляжа установлен дополнительный мягкий топливный бак. Кабина летчика герметизирована, что позволило поднять максимальную высоту боевого применения с 7000 до 10 000 м. Повышена защищенность самолета. Общая масса средств боевой живучести Су-39 составляет 1115 кг.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Два ТРД Р-195 (2 х 43 00 гас), имеющие уменьшенную ИК-заметность. В перспективе предполагается установка более мощных и экономичных ТРДД. Емкость топливной системы увеличена до 4890 л.

ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет Су-39 / Су-25ТМ оснащен системой управления вооружением СУВ-25Т «Восход», предназначенной для распознавания и автоматического сопровождения малоразмерных подвижных целей (танков, автомобилей, катеров и т.п.), целеуказания и автоматического наведения УР, а также для обеспечения стрельбы НАР и пушки. В состав комплекса входит круглосуточный автоматический прицельный комплекс «Шквал» (размещен в носовой части самолета и включает телевизионную аппаратуру, сопряженную с блоком автоматического слежения за целью, а также лазерный дальномер-целеуказатель), система отображения информации (СОИ), центральная цифровая вычислительная машина, информационный комплекс вертикали и курса, доплеровский измеритель скорости и сноса, радиовысотомер, радиосистемы ближней и дальней навигации.

Процесс навигации и атаки цели штурмовиком Су-39 / Су-25ТМ в максимальной степени автоматизирован. Самолет автоматически выходит в район цели, на удалении 10-12 км от нее вводится в действие телевизионная система, заранее ориентируемая в нужном направлении, затем летчик осуществляет контроль за выбором и автоматическим захватом цели, после чего система переходит на автосопровождение. После нажатия летчиком боевой кнопки компьютер выбирает необходимые боеприпасы и производит их пуск или сброс (пуск). После первого захода на цель штурмовик способен в автоматическом режиме осуществить повторный заход или, по желанию летчика, вернуться па аэродром базирования (летчик может взять управление самолетом непосредственно перед посадкой). Точность навигации в автоматическом режиме составляет 0,2% от длины пути, точность автоматического сопровождения малоразмерной подвижной цели на дальности 8 км - 0,6 м.

Су-39 / Су-25ТМ имеет усовершенствованный оптико-телевизионный прицельный комплекс «Шквал-М», осуществляющий поиск и корреляционное опознавание цели в режиме сканирования. Имеется режим автоматического полета к цели с точным выходом по времени: между от-дельными самолетами выдерживается строго определенный временной интервал, что позволяет проводить четко скоординированную групповую атаку с различных направлений, Другим новым элементом, введенным в комплекс БРЭО штурмовика, являемся подвесная РЛС трехсантиметрового диапазона «Копье-25», являющаяся вариантом многоцелевой станции «Копье», установленной на истребителе МиГ-21-93. РЛС позволяет применять самолет по широкому кругу воздушных, наземных и морских целей. Информация от подвесной РЛС выводится па индикатор телевизионного типа, расположенный к правом верхнем ушу приборной доски, а от телевизионной системы или подвесного тепловизора на ИЛС. Станция имеет зону обзора ±40°, дальность обнаружения целей класса «истребитель» (ЭПР 5 м2) - 57 км. РЛС способна одновременно обнаруживать 10-12 целей и обеспечивать применение УР класса «воздух-воздух» по двум из них. Масса станции (без контейнера) 115 кг.

Еще одним вариантом подвески является контейнер с тепловизионным оборудованием. Усовершенствованный навигационный комплекс самолета Су-39 / Су-25ТМ дополнен блоком спутниковой навигации Л-735. Обеспечен выход на цель в автоматическом режиме с точностью до 15 м вне зависимости от дальности полета. Бортовой информационный комплекс обеспечивает возможность длительного полета па сверхмалых (до 15 м) высотах. Усовершенствованный комплекс РЭБ, примененный на Су-39 / Су-25ТМ, включает встроенное и подвесное оборудование в контейнерном исполнении, В его состав входят:
- станция радиотехнической разведки, служащая для пеленгации всех типов РЛС противника, работающих в диапазоне 1,2-1,8 Ггц, а также определение наиболее опасной цели, ее координат и дальности до нее;
- малогабаритная станция активных радиотехнических помех, создающая уводящие, шумовые, мерцающие и перенацеливающие на подстилающую поверхность помехи;
- станция оптико-электронных помех «Сухогруз»;
- устройство выброса ложных целей с комплектом 192 помеховых патрона;
- авиационные ложные цели для вскрытия и дезориентации комплексов ПВО противника, БРЛС самолетов и ракет с ГСН всех типов.

ВООРУЖЕНИЕ штурмовика Су-39 / Су-25ТМ размещается на 10 подкрыльевых узлах внешней подвески и включает 16 сверхзвуковых противотанковых ракет «Вихрь» («Вихрь-М»), имеющих возможность поражать и воздушные цели, летящие со скоростью до 800 м/с. Самолеты могут нести УР класса «воздух-поверхность» Х-29Т с телевизионным самонаведением или Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л с лазерным наведением, а также КАВ-500КР или КАБ-500Л калибром 500 кг В комплекс вооружения входят также противорадиолокационные УР Х-58 или Х-31П. Самолет Су-25Т может оснащаться ракетами класса «воздух-воздух Р-60М и Р-73 с ТГС. Су-39 / Су-25ТМ, кроме того, может нести ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности с радиолокационным наведением РВВ-АЕ, а также противокорабельные ракеты Х-35.

Пушечное вооружение состоит из встроенной неподвижной установки НППУ-8 с пушкой ГШ-30 (30 мм, боекомплект 200 патронов), размещенной под фюзеляжем, а также двух-четырех подвесных пушечных установок СППУ-687 с пушкой ГШ-301 (30 мм, боекомплект 150 патронов на каждую установку). Самолет может брать па борт до восьми блоков НАР С-8 (160 ракет) или С-13 (40 ракет), до восьми НАР С-24 или С-25. Неуправляемое бомбовое вооружение - до 32 боеприпасов калибром 100 кг или до восьми - 250 или 500 кг. Для поражения площадных целей возможна подвеска восьми КМГУ

Тактико-технические характеристики Су-39 / Су-25ТМ
Размах крыла 14,36 м;
длина самолета (со штангой ПВД) 15,53 м;
высота самолета 5,20 м;
площадь крыла 30,10 м2.
МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг;
максимальная взлетная 20.500 (Су-25Т - 19.500),
нормальная взлетная 16 500,
максимальная боевая нагрузка 5000 (Су-25Т - 4400),
топлива во внутренних баках 3840.
Максимальная скорость 950 км/ч;
радиус действия с боевой нагрузкой 2000 кг:
у земли 400 км,
на большой высоте 700 км;
перегоночная дальность (с двумя ПТБ по 1150 л и двумя - по 800 л) 2250 км;
рабочий потолок 10 000 м;
посадочная скорость 230 км/ч;
длина разбега 650 м;
длина пробега 750 м.

В последнее время многие государства задаются вопросом: как уменьшить военные расходы без снижения уровня своей обороноспособности ниже черты разумной достаточности. ОКБ им. П.О. Сухого предлагает свой вариант ответа: "хочешь разоружения - перевооружайся". Смысл этой формулы заключается в замене устаревшей военной техники относительно небольшим количеством многоцелевых самолетов нового поколения. Перевооружение авиационных частей непосредственной поддержки сухопутных войск на самолеты Су-39 позволит сократить их численность в три раза. При этом число летательных аппаратов и военнослужащих, а значит и расходы на содержание армии, уменьшаются без ущерба для национальной безопасности.

По мнению аналитиков, главной задачей авиации обороняющейся стороны в начальный период современной войны между двумя государствами будет уничтожение ударных бронетанковых соединений агрессора, или, по крайней мере, снижение темпов их продвижения вглубь национальной территории с тем, чтобы дать своим сухопутным войскам время на перегруппировку и организацию ответных действий. Штурмовики Су-39 способны решить такую задачу в радиусе до 900 км.

Идея использования авиации против танков - не нова. В начале семидесятых годов США и СССР создали бронированные реактивные штурмовики А-10 и Су-25, успешно участвовавшие в боевых действиях. Поначалу второе пришествие относительно тихоходных "летающих танков", случившееся в эпоху сверхзвуковых скоростей, встретило непонимание и скептицизм со стороны военных. Генерал Шварцкопф, командовавший многонациональными силами во время войны с Ираком, признался, что только "Буря в пустыне" изменила его отношение к бронированным самолетам огневой поддержки: "Я понял, что штурмовики А-10 - незаменимы; без них мне было бы труднее одержать победу".

Но время не стоит на месте, и на сегодняшний день эффективность А-10 и Су-25 уже считается недостаточной. Они, в частности, не обеспечивают надежного поражения мобильных точечных целей в условиях низкой облачности и ночью. На замену устаревших самолетов в России и был разработан штурмовик Су-39.

Су-39 (главный конструктор Владимир Бабак) является последней модификацией дозвукового одноместного штурмовика Су-25, показавшего чрезвычайно высокую эффективность во время войны в Афганистане. На базе этого штурмовика первоначально по заданию МО РФ «ОКБ Сухого» создало Су-25Т. Новый самолет предназначен для решения трех основных задач:

  • уничтожение танков, БМП, БТР и САУ на марше, поле боя и местах их сосредоточения перед вводом в бой в сложных метеоусловиях днем и ночью;
  • уничтожение морских целей типа быстроходных катеров, десантных барж, фрегатов и эсминцев;
  • уничтожение авиации сухопутных войск, ударных и тяжелых военно-транспортных самолетов на земле и в воздухе.

Главными «инструментами» Су-25 стали круглосуточный автоматический прицельный комплекс «Шквал» Красногорского завода им. Зверева и 16 штук ПТУР «Вихрь-1». Так как Су-25Т отличает чрезвычайная устойчивость в полете, то на расстоянии в 10 км главное прицельное устройство «Шквала» дает точность наведения в 60 см, что в 10 раз выше, чем это достигается на других боевых самолетах. Так как вероятность поражения ПТУР «Вихрь-1» 90%, то один боезапас этих противотанковых ракет способен уничтожить 14 танков противника. (Для сравнения Су-25 несет 160 неуправляемых ракет С-8, которые способны уничтожить 1 танк).

Бортовая станция радиотехнической разведки "Пастель" предоставляет летчику Су-39 полную информацию о работающих наземных и воздушных РЛС, что позволяет ему не только своевременно подготовится к отражению атак истребителей, но и применить по наиболее опасным наземным РЛС противорадиолокационные ракеты Х-31П и Х-58УЭ. Если рабочая частота РЛС не попадает в диапазон головок самонаведения Х-31П и Х-58УЭ, ее выводят из строя с помощью лазерных ракет типа Х-25МЛ или "Вихрь". Основное назначения "Вихря" - поражение, прямым попаданием, современных танков и БМП с толщиной брони до 1 м. Вероятность уничтожения движущегося танка типа "Леопард-2" одной ракетой "Вихрь", выпущенной с Су-39 по целеуказанию от оптико-электронного комплекса "Шквал", составляет 0.8-0.85. В арсенале самолета есть и более тяжелые управлямые ракеты Х-29Л, Х-29Т и Х-25МЛ.

Однако именно наличие "Вихрей" делает Су-39 действительно универсальным самолетом. Сверхзвуковая скорость, высокая точность попадания и относительно большая дальность стрельбы позволяют успешно применять эти ракеты по наземным, морским и воздушным целям. Так, например, вертолет типа "Апач" обнаруживается "Шквалом" на дальности 6 км и уничтожается "Вихрем" с вероятностью 0.9. Во время испытаний прямым попаданием ракеты был сбит самолет-мишень Ту-16. Боекомплект из 16 "Вихрей" позволяет штурмовику уничтожить в одном боевом вылете порядка 12 танков и вертолетов в любом сочетании.

Считается, что при атаке механизированных соединений противника самолетам штурмовой авиации целесообразно действовать совместно с противотанковыми вертолетами, эффективными над полем боя и малопригодными для действий в глубине вражеской обороны (по причине высокой уязвимости от огня ПЗРК, зенитной артиллерии и стрелкового оружия). Радиоэлектронные средства противодействия, комплекс боевой живучести и высокая скорость позволяют Су-39 выполнять боевые задачи над территорией противника с большой вероятностью возвращения на свой аэродром.

Особо следует отметить, что с помощью "Вихрей" Су-39 может расстреливать танки противника оставаясь вне зоны действия его зенитных средств. Относительно небольшие величины минимальной дистанции до цели и разрешенной высоты пуска ракеты позволяют работать "Вихрем" в условиях ограниченной видимости (например, при метеоминимуме 2 км на 200 м). В условиях Европы, которая нередко прикрыта облачностью с нижней кромкой 200 м, только Су-39, вооруженный ракетами "Вихрь", может успешно бороться с подвижными бронированными целями.

В развитие Су-25Т ударный самолет Су-39 получил дополнительно радиолокационный прицельный комплекс «Копье-25», размещенный в подвесном контейнере. Этот.комплекс позволяет поражать высокоточным оружием круглосуточно при любых погодных условиях и при активном противодействии средств ПВО противника цели на море, на суше и в воздухе на расстоянии до 1000 км от аэродрома базирования.Су-39 при действии «по земле» способен наносить удары по подвижным малоразмерным и площадным целям с дальности до 15 км при активном противодействии подвижных ЗРК, ЗСК и переносных зенитно-ракетных комплексов противника в условиях ограниченного пространства над целью и в труднодоступных горных районах, когда применение других ударных комплексов практически невозможно. При действии по морским надводным целям Су-39 обнаруживает и уничтожает самостоятельно ракетами Х-31А и Х-35Э боевые корабли - от скоростного катера до эсминца (воздушный борт может нести до 4 противокарабельных ракет). Самолет способен бороться с помощью ракет «воздух-РЛС» с радиоизлучающими целями и уничтожать современные комплексы ПВО вне зависимости от методов их работы. Оснащение Су-39 ракетами «воздух-воздух» позволяет ему противостоять атакам истребителей противника, а также уничтожать цели типа штурмовик, истребитель, бомбардировщик, транспортный самолет, вертолет в режиме «висения», дистанционно-пилотируемые летательные аппараты, противокарабельные и крылатые ракеты.

Процесс нанесения ракетно-бомбовых ударов самолетом Су-39 максимально автоматизирован. Полет по маршруту и выход на цель осуществляется автоматикой по данным, вводимым в бортовой вычислительный комплекс непосредственно перед вылетом. Текущие координаты самолета определяются с помощью спутниковых систем GLONASS и NAVSTAR с точностью до 15 м, либо в инерциальном режиме с коррекцией по оптическому локатору и радиолокатору.

В момент выхода в район цели бортовой оптико-электронный прицельный комплекс "Шквал" начинает работу в режиме сканирования местности. В зависимости от высоты полета, он просматривает полосу шириной от 500 м до 2 км. Обнаружив цель на телевизионном экране, летчик производит привязку к цели, накладывает прицельную рамку и включает режим сопровождения цели телеавтоматом. Ведомый системой автоматического управления, самолет автоматически доворачивает на цель.

При выполнении бомбовой атаки летчик удерживает боевую кнопку в нажатом состоянии до тех пор, пока не произойдет автоматическое отделение боеприпаса при прохождении расчетной точки сброса. В случае использования управляемых ракет летчик производит пуск нажатием на боевую кнопку и наблюдает результаты стрельбы на телевизионном экране. Повторный заход и выход из атаки осуществляются нажатием на соответствующие кнопки.

При выполнении полета ночью задачи бомбометания и пуска лазерных ракет решаются низкоуровневой телевизионной системой "Меркурий", которая размещается в подвесном контейнере. В отличии от своих западных коллег, которые, в основном, используют тепловизоры в качестве пилотажных систем, специалисты ОКБ им. П.О. Сухого возлагают надежды на тепловизоры прежде всего как прицельные комплексы. Несмотря на заметный прогресс в развитии таких систем за последние годы, их разработчикам предстоит еще немало потрудиться над своими изделиями прежде чем те удовлетворят жестким требованиям самолетостроителей.

Благодаря высокой степени автоматизации полета, психологическая и физическая нагрузка на человека существенно снижается, что позволяет летчикам увереннее справляться с поставленной боевой задачей. Благоприятное влияние на морально-психологическое состояние пилота оказывает усиленная защита кабины, сварная титановая конструкция которой выдерживает попадания пуль, осколков и снарядов калибра до 30 мм.

Су-39 способен производить взлет-посадку с боевой нагрузкой на ограниченно подготовленной ВПП с грунтовым покрытием, в том числе с расположенных в горах на высоте до 3000 м над уровнем моря с длиной полосы 1200 м. Средства боевой живучести самолета общим весом 1115 кг обеспечивают практически 100-процентную защиту летчика и всех жизненно важных агрегатов от их поражения стрелково-пушечным вооружением калибра до 30 мм, а также возврат его на аэродром посадки при поражении ПЗРК типа «Стингер». Это достигается, в частности, разнесенной и защищенной фюзеляжем двухдвигательной силовой установки и возможностью полета на 1 двигателе. Пилота защищают титановая кабина, выдерживающая прямое попадание снаряда калибра до 30 мм, лобовое бронестекло и броненадголовник.

Силовая установка Су-39 состоит из двух турбореактивных двигателей Р-195 с ПГЛ-40СМ и ГСР-СТ-12/40Д тягой по 4500 кг. Следует отметить их пониженную инфракрасную заметность. Су-39 несет боевую нагрузку в 4000 кг. Вооружение представлено встроенной пушечной установкой ГШ-30 калибра 30 мм и большой номенклатурой ракет и бомб, которые размещаются на 11 точках подвески. Это управляемое оружие «воздух-поверхность» 6 типов, ракеты «воздух-РЛС» и «воздух-воздух» по 3 типа, ракеты «воздух-корабль» 2 типов, неуправляемые ракеты 3 типов, в том числе в блоках, авиабомбы весом от 100 до 500 кг, зажигательные баки. По критерию стоимость - эффективность Су-39 превосходит американский F-16C, французский «Мираж-2000-5», и шведский «JAS-39» в 1,4-2,2 раза. Самолет может эксплуатироваться на дизельном топливе без ограничения ресурса и не требует высококвалифицированного технического обслуживания, доступен в освоении летчикам любой квалификации.

Отработка "Шквала" и "Вихрей" была успешно завершена в 1993 году, в процессе государственных испытаний восьми самолетов Су-25Т. Всего было выполнено более 3000 полетов и около 40 пусков ракет "Вихрь". В течении 1996 года специалисты ОКБ им. П.О. Сухого проводили "привязку" РЛПК "Копье", ракет "воздух-воздух" и "воздух-корабль" к новой бортовой системе управления оружием и завершали доработку второго опытного самолета - он несет "живую" РЛС. В августе 1996 года к программе испытаний присоединится третий экземпляр Су-39, достраивающийся на авиазаводе в Улан-Уде. В будущем планируется построить еще несколько предсерийных Су-39.


ЛТХ:
Модификация Су-39
Размах крыла, м 14.36
Длина самолета,м 15.06
Высота самолета,м 5.20
Площадь крыла, м2 30.10
Масса, кг
пустого самолета 10600
нормальная взлетная 16950
максимальная взлетная 21500
Топливо, л 4890
Тип двигателя 2 ТРД Р-195(Ш)
Тяга не форсированная, кгс 2 х 4500
Максимальная скорость у земли, км/ч 950
Перегоночная дальность, км 2500
Боевой радиус действия, км
у земли 650
на высоте 1050
Практический потолок, м 12000
Макс. эксплуатационная перегрузка 6.5
Экипаж, чел 1
Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-30
Боевая нагрузка: нормально - 2360 кг, максимально - 4400 кг на 11 узлах подвески
ПТУРК Вихрь с 16 ПТУР (2х8 блоков)
4 УРВП Х-25МЛ или С-25СЛ или 4 ПКР Х-31А, Х-35,
2 ПРЛУР Х-31П или Х-58УЭ или До 4 УРВВ Р-60 или Р-73Э
НУР калибра 57-370-мм, бомбы (обычные, наводимые, кассетные) или зажигательные баки
Доп. информация:

Чертеж "Сухой Су-39 "
Фотографии:


Су-25ТМ

Су-39

Су-39

Су-39

Су-39

Су-39

Су-39

Су-39 © Максим Брянский

Транспортировка Су-39 © Flavien Breitenmoser

Хвостовая часть Су-39

ИК-генератор комплекса "Сухогруз"
Кабина пилота Су-39

Поэтому новый самолёт имел более горбатый внешний вид. Что бы штурмовик отвечал современным требованиям нужно было поставить много аппаратуры, а свободного места практически не было. Вот и получилось то что получилось.

По фотографиям можно кликать, некоторые при этом увеличиваются до небывалых размеров.

Основные отличия нового самолёта от прототипа







На штурмовик поставили локатор. А так как свободного места не было, его приткнули внизу фюзеляжа. Обтекатель его антенны покрашен приятным белым цветом. Авиационную пушку перенесли с левого борта на правый и сократили боезапас до двухсот снарядов.





В хвосте появилось специальное устройство создающее помехи ракетам с тепловой головкой наведения. Основу его составляет цезиевая лампа мощностью шесть киловатт и система линз. Тепловая головка наведения ракеты настроена на постоянный тепловой сигнал. А тут она получает множество переменных тепловых сигналов и с вероятностью восемьдесят процентов сходит с ума. Старые тепловые ловушки всё таки оставили. Их в кассетах находится сто девяносто две штуки.
Так же на фотографиях видны станции для постановки активных помех локаторам противника. Они находятся в контейнерах и подвешены под крыло на крайних пилонах.

Двигатели получили специальные конусы для уменьшения температуры реактивной струи.

На штурмовик поставили новый прицел. Размер его окна значительно увеличился.

Вооружение штурмовика СУ-39

Как я уже писал - крайние узлы подвески прочно заняли станции для постановки радио помех и для оружия осталось только восемь пилонов. Правда и этого бывает много, так как нормальная боевая нагрузка штурмовика СУ-39 составляет всего две тонны а вес ракеты воздух земля колеблется в районе шестьсот килограмм.

Авиационная ракета Х-31

Ракета достаточно древняя, но несколько раз проходила модернизацию, поэтому имеет современную электронику а после числа тридцать один могут стоять различные буквы. Предназначена для уничтожения локаторов противника. Главным качеством ракеты является высокая скорость. То есть носитель ракеты тупо летит на локатор противника, и в последний момент запускает ракету с большой скоростью полёта. Расчёт на то что противник не успеет осознать происходящее и отключить свой локатор. Дело в том что головка наведения ракеты ориентируется на излучение локатора противника и самая лучшая защита от ракеты Х-31 это просто отключить его. Правда ракета запоминает координаты излучения и продолжает лететь по координатам, но точность попадания естественно снижается. Если первые варианты боевой головки ракеты имели контактный взрыватель и были рассчитаны на поражения кабины управления зенитного комплекса, то последние варианты имеют радио взрыватель который даёт воздушный взрыв. В этом случае расчёт ведётся на поражение антенн и ракет на пусковых установках. На Х-31 применён прямоточный реактивный двигатель. Он то и разгоняет ракету до скорости тысяча метров в секунду. На триста метров больше чем скорость пули у автомата Калашникова.







Вот так она выглядит. На нижней фотографии макет, но он точно показывает как ракета выглядит в полёте. Все эти остренькие штучки по бокам ракеты просто кожухи закрывающие воздухозаборники прямоточных двигателей. При старте они разлетаются в разные стороны. Для работы прямоточного реактивного двигателя нужна определённая начальная скорость. Эту скорость ракете придаёт пороховой ускоритель, расположенный прямо в сопле реактивного двигателя.
Путём замены пассивной головки наведения на активную была создана противокорабельная ракета Х-31. Внешне они различаются только индексом на корпусе.

Дальность стрельбы до 110 километров
Длина ракеты - 4700 миллиметров
Максимальный диаметр корпуса ракеты - 360 миллиметров
Размах крыльев - 780 миллиметров
Размах рулей - 780 миллиметров
Стартовый вес - 600 килограммов
Вес боевой части - 90 килограммов

Авиационная ракета Х-29

То же очень древняя ракета прошедшая несколько раз модернизацию. Существует два варианта.






Первый вариант с телевизионной головкой наведения.
Дальность пуска до 30 километров
Вес ракеты - 690 килограмм
Вес боевой части - 320 килограмм
Длина ракеты - 3900 миллиметров
Диаметр корпуса - 380 миллиметров
Размах оперения 1100 миллиметра



Вариант номер два с лазерной головкой наведения. Самый большой минус в том что кто то должен подсвечивать цель лазером. Это может быть как и сам штурмовик несущий ракеты так и вертолёт целеуказания и даже наземный наводчик.

Весовые характеристики и размеры такие же как и варианта с телевизионной головкой наведения. Только дальность пуска всего десять километров.

Авиационная ракета Х-58

Авиационная ракета Х-58 предназначена для борьбы с локаторами противника. Головка наведения пассивная. Она продолжает работать при наличии помех и при изменении длины волны атакуемого локатора. После выключения локатора летит по определённым координатам. Двигатель твёрдого топлива. Топливная шашка сложной формы, обеспечивает максимальную тягу при старте и разгоне ракеты. В дальнейшем тяга понижается до маршевого режима, который только поддерживает скорость. Маршевый режим действует пятнадцать секунд.




Ракета весит 650 килограмм. Боевая часть 150 килограмм. Дальность максимальная при пуске с высоты двести метров составляет сорок восемь километров. При пуске с высоты двадцать километров дальность яко бы достигает двухсот километров. Двигатель работает пятнадцать секунд, а дальность двести километров. Правда бомба сброшенная с МИГ-25 на высоте двадцать километров и на скорости в три М пролетела сорок километров.

Авиационный противотанковый комплекс ВИХРЬ



Противотанковые ракеты вихрь подвешиваются в блоке по восемь штук. На верхней фотографии по моему выставочная бутафория. И вообще это пусковые трубы.



Ракета Р-73 под крылом штурмовика. Рядом подвешен контейнер станции для постановки помех.
Во многих статьях пишут что штурмовик может вести манёвренный воздушный бой. На самом деле это не так. При модификации у самолёта увеличился вес, а двигатели остались прежние. В результате даже посадочная скорость увеличилась на тридцать километров. Какой уж тут маневренный бой. Да и как вести воздушный бой не имея обзора задней полусферы. В общем выдаём желаемое за действительное.

Технические характеристики штурмовика СУ-39

1. длина самолёта - 15,33 метров
2. размах крыла - 14,36 метров
3. площадь крыла - 30,1 квадратных метров
4. угол стреловидности крыла по передней кромке - 20 градусов
5. масса пустого самолёта - 10 740 килограммов
6. масса снаряжённого самолёта 13 150 килограммов
7. нормальная взлётная масса - 16 990 килограммов
8. максимальная взлётная масса: 20 500 килограммов
9 масса топлива во внутренних баках - 3 840 кг
10. силовая установка два двигателя Р-195
11 тяга - 2 × 4 300 кгс (42,2 кН)
12. максимальная скорость - 950 километров в час
13 посадочная скорость - 240 километров в час
14. боевая нагрузка нормальная - 2000 килограммо15. максимальная боевая нагрузка - 6000 килограммов.