Нк рф

Конспект занятия по речевому развитию «Наши пернатые друзья. Почему птиц так называют: Кряква, Скворец, Грач и Галка



Почему птиц называют пернатыми? Цели: 1.Узнать, почему птиц называют пернатыми. Задачи: - образовательные: 1.Познакомиться со значением слова «пернатые». 2.Познакомиться с видами перьев, их строением и назначением. - воспитательные: 1.Воспитывать любознательность. 2.Воспитывать бережное отношение к животному миру. - развивающие: 1.Развивать умение работать с литературой и Интернетом. 2.Учить правилам общения.


ПернатыеПернатые Это прилагательные, имеющее значение птицы, образовано от существительного перьно – перо, восходящего к той же основе, что и перо и имеющее родственные слова в других индоевропейских языках. Этимологический словарь русского языка Крылова Птицу узнают по перьям, говорят немцы, и этим очень верно отличают птиц от всех других позвоночных. ПЕРОПЕРО ПЕРО, перья мн. перие ср., церк. птичья одежа, замест шерсти. Перо состоит из стебла и махавки, махалки или бородки; стебло: из комля, ствола или дудки с серодцевиной или душкой, и из репицы. Дудка оканчивается комлем, который сидит в теле. Дудка … Толковый словарь Даля




Перья - это сложнейшие, но при этом очень легкие роговые образования кожи. Они преобразовались в процессе эволюции из чешуи древних пресмыкающихся. Перья делают поверхность тела птицы гладкой, и, когда она находится в полете, воздух без большого сопротивления обтекает ее туловище. Благодаря перьям создаются подъемная сила и тяга. Кроме того, с их помощью птица регулирует направление полета (рулевые перья хвоста). Сохраняющие тепло, эластично пружинящие и при этом очень крепкие, они образуют равномерный слой, который защищает птиц от всевозможных вредных воздействий окружающей среды перегрева, холода, сырости и ветра, и препятствуют потере тепла.








Большинство птиц сбрасывают или теряют свои перья через определённые промежутки времени, обычно один раз в год (процесс называемый линька). Линька – это высокоорганизованный процесс, который происходит постепенно, что не позволяет появляться голым пятнам на теле птицы. Этот процесс настолько высокоорганизован, что маховые и рулевые перья теряются точно по парам, по одной с каждой стороны, так что это сохраняет баланс.




Выводы: Перо – крепкая, но лёгкая структура. Чтобы летать, птицам необходимы особенные типы перьев. Они должны быть достаточно сильными, чтобы удерживать вес птицы в полете. Центральная ветвь, идущая вниз пера, называется стержнем. Стержень соединен с меньшими ответвлениями, называемыми бородками. Далее бородки соединены друг с другом структурами, называемыми бородочками. Взаимосвязанная структура каждого пера придает ему силу. Когда птица летит, сотни контурных перьев позволяют ей отталкиваться от воздуха и продвигать себя вперёд.


«Перо – это чудо природной инженерии. Оно и чрезвычайно лёгкое, и в тоже время структурно прочное, намного гибче растянутой кожи летучей мыши, с помощью которой она удерживает себя во время полёта, или жёсткой конструкции крыльев самолёта, оно намного быстрее восстанавливается или заменяется при повреждении. Несмотря на то, что оно почти невесомое, оно достаточно крепкое. Прочный стержень очина пера обеспечивает жесткость, когда необходима опора, однако ближе к верхушке он становиться мягче, когда требуется гибкость при маневрировании в воздухе за считанные доли секунд. Потрогайте опахало - на ощупь оно гладкое и мягкое, но всё же прочное. Разделите бородки; соедините их снова вместе, проведя их через кончики пальцев, как это делает птица, когда чистит их своим клювом. Сложность такого дизайна можно оценить при рассмотрении пера под микроскопом.»












Мы взяли шерсть животного и перья домашних птиц и опустили их в воду. Наблюдая, мы увидели, что шерсть намокла и стала тонуть, а птичьи перья остались плавать сухими на поверхности воды. Вывод: птичьи перья не намокают, и это помогает птицам оставаться сухими во время плавания. А почему? Значит, птицы их чем-то смазывают. Предположим, жиром.






Полёт основной способ передвижения большинства видов птиц, помогающий им искать пищу, мигрировать и спасаться от хищников. Полёт является наиболее специфической формой передвижения птиц, определившей основные черты организации этого класса. Способность птиц к полёту вызвала ряд адаптаций для обеспечения полёта, взлёта и посадки, ориентирования в пространстве и навигации.


Опыт 1: «Что лучше летает?» Мы взяли два листа бумаги. Один из них скомкали в шарик. Подбросили его вверх и увидели, что он камнем упал вниз. Другой лист мы тоже подбросили, и он плавно стал опускаться вниз. Почему? Некомканый лист – широкий, он опирается на воздух за счёт того, что у него большая поверхность, и не падает вниз, а летит.










Мы запустили бумажных птичек и понаблюдали за их полётом. Птичка с расправленными крыльями находилась в воздухе дольше, её полёт был более плавным и красивым. А птичка со сложенными крыльями быстро, как камень, упала вниз. Опыт 4 «Какая птичка будет дольше находиться в полёте».


По обе стороны крыла создаётся два автономных потока воздуха, каждый из которых движется со своей скоростью, при этом скорость потока воздуха, который огибает верхнюю часть крыла (и проходит больший путь) больше. Большая скорость обеспечивается меньшим давлением потока воздуха в верхней части крылышка. Разность давлений и создает подъёмную силу. Разность скоростей обеспечивает одновременное достижение двумя потоками кончика крыла, что необходимо для полёта. Форма крыла является важным фактором, определяющим тип и характеристики полёта, к которому способна птица. Разные формы крыльев отвечают разным компромиссным решениям для создания нужных характеристик, таких как скорость полёта, затраты энергии и манёвренность. Итак, крылья являются главными частями тела, приспособленными для полёта.




Форма крыла является важным фактором, определяющим тип и характеристики полёта, к которому способна птица. Разные формы крыльев отвечают разным компромиссным решениям для создания нужных характеристик, таких как скорость полёта, затраты энергии и манёвренность.


Эллиптические крылья Короткие и округленные, с небольшим удлинением, которое позволяет птицам маневрировать в ограниченном пространстве, например в условиях густой растительности. Такие крылья характерны для лесных хищных птиц (например, ястреба) и многих воробьинообразных.


Крылья для скоростного полёта. Крылья для скоростного полёта короткие и заострённые, имеют высокую нагрузку на крыло и обеспечивают высокую частоту взмахов для наибольшей возможной скорости за счёт значительных затрат энергии. Такой тип крыльев характерен для небольших птиц и характеризуются очень большой относительной длиной кисти крыла.


Крылья с относительно большим удлинением. Крылья с относительно большим удлинением являются очень длинными и стройными, и обычно они характеризуются низкой нагрузкой на крыло и используются для медленного полёта, почти парения. Такие крылья характерны для буревестников, крачек, козодоеобразных и птиц, которые способны переходить на динамическое парение над волнами для сохранения энергии, что распространенно среди морских птиц. Особым случаем этого типа являются крылья гигантских буревестников и альбатросов, наиболее приспособленных к продолжительному парению.


Крылья для парящего полёта Крылья для парящего полёта относительно широкие и характерны для больших сухопутных птиц, таких как орлы, грифы, пеликаны и аисты. Глубокие бороздки на концах крыльев между маховыми перьями уменьшают силу сопротивления воздуха, а относительно короткий размер позволяет подниматься с поверхности земли без потребности в значительном разгоне.


Хвост Рулевые перья хвоста способны раздвигаться, существенным образом увеличивая площадь. Также хвост может двигаться в двух направлениях с помощью шести пар мышц. Хотя у большинства птиц перья хвоста приблизительно одинаковой длины и образовывают плоский раскрытый хвост, форма хвоста может быть различной.


Строение тела. Птицы имеют особое строение тела и уникальную кильевую кость. У всех видов птиц внешняя поверхность груди заметно выдаётся вперёд, тем самым образуя киль. Скелет птицы особенно жёсткий, что обеспечивает ему то, что все кости плотно сращены друг с другом., то есть позвоночник у птицы очень плотно зафиксирован!








Дыхание. У птиц есть уникальный орган дыхания – воздушный мешок. Когда птичка делает вдох, то воздух проходит через небольшие трубочки-бронхиолы лёгких в эти самые воздушные мешки. Таким образом, у птиц наблюдается двойное дыхание, которое значительно увеличивает уровень снабжения тела кислородом, что жизненно необходимо при полёте. Воздушные мешки


Сердце птицы довольно большое, и его соотношение с массой тела в разы больше, чем аналогичное у млекопитающих. Такое крупное сердце необходимо для ускоренной циркуляции крови, без чего не был бы возможен полет, поскольку у птицы просто не хватило бы сил и энергии. Удивительно, но сердечко птицы способно совершать 1000 ударов в минуту, при том, что давление поднимается до 180 мм рт.ст.




Одна из разновидностей семейства беличьих - белка-летяга, имеет особые складки на коже между её передних и задних лап, и благодаря этому они спокойно могут планировать в воздухе на расстояние более чем 400 метров. Управляет полетом она за счёт своего хвоста. А рыбы, например, могут пролететь в воздухе более 100 метров, правда только особые рыбы - летучие. Они могут выпрыгнуть из воды, благодаря особенностям своего хвоста, а их грудные плавники выполняют роль крыльев, раскрываясь в воздухе. Даже лесные лягушки имеют возможность планировать на небольшие расстояния, благодаря перепонкам между пальцев лап.


Летучая мышь единственное млекопитающее, которое летает, как птица, с помощью крыльев. Они у нее не сплошные, а состоят словно из секторов и напоминают кисть с пальцами. Это позволяет ей летать с низкой скоростью и дает широкие возможности для маневрирования. Крылья мыши образованы тонкой перепонкой из кожи без меха, соединяющей передние конечности с боковыми частями туловища. Летучая мышь ночное животное.


Самые – самые Самые крупные нетопыри это летучие мыши или летучие лисицы. Их так называют из-за вытянутой морды, похожей на мышиную или лисью. Представители этого вида обитают на острове Ява, размах их крыльев 1,7 м, а длина сложенного крыла 42 см. Самая мелкая летучая мышь обитает в Таиланде, она весит 2 г, а ее длина 3,3 см. 1 группа – хищные птицы. Хищные птицы имеют особое строение клюва, который заканчивается мощным крючком, и пальцы ног, которые заканчиваются мощными когтями. Все это помогает им схватывать и удерживать добычу. Питаются они грызунами, другими птицами, зайцами.



ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ
Цель: Воспитание заботливого отношения к птицам, желание помогать им в трудных
зимних условиях.
Оборудование: презентация, компьютер.
Ход урока
1. Вводная беседа.
­ Здравствуйте, ребята! Начнём наше мероприятие с игры “Угадай­ка”.
Птичка – невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
(Воробей)
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)
Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, Черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
(Грач)
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки.
Отгадайте что за птица?
Называется...
(Синица)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!
(Снегирь)

­ Кто такие птицы? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.)
2. Польза птиц
­ Птиц называют “пернатыми друзьями”. Как вы думаете почему?
 Птицы спасают посевы от грызунов. Ушастая сова способна съесть за день до 10
полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл
уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 – 3 кг
зерна, а суслик – до 16 кг.
 Уничтожают вредителей растений. За сутки скворец может съесть столько
гусениц, сколько весит сам и от этого совсем не растолстеет, так как много тратит
энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами. Кукушка за лето
поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом,
способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений. Семья ласточек за
лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
 Снижают засорённость полей. Многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки,
щеглы и другие склёвывают семена и плоды сорняков.
 Многие птицы – санитары. Коршуны, грифы, орлы и другие птицы повсюду
высматривают трупы павших зверей и птиц и уничтожают их, питаются на свалках и
помойках, таким образом, способствуют оздоровлению местности.
 Способствуют распространению семян. Осенью и зимой главная пища
свиристелей ­ ягоды рябины, плоды шиповника, барбариса. Прожорливость
свиристелей так велика, что не вся пища, съеденная ими, усваивается организмом:
часть ягод и плодов в не переваренном виде выделяется из кишечника птиц и, попав
в почву, дает полноценные всходы. Так свиристели способствуют распространению
растений.
 Благодаря птицам человек изобрёл самолет. Внимательно изучив крылья разных
птиц, птичий полёт, строение тела учёные изобрёли самолёт.
3. Классификация птиц
­ В природе существует большое многообразие птиц. В лесу, в поле, на реке, в населенных
пунктах ­ везде живут разные виды птиц. Предлагаю вам карточки с названиями птиц.
Разделите птиц на группы. (Групповая работа)
­ Какие группы получились?
­ Каких птиц называют перелётными?
(Перелётные птицы – это птицы, совершающие регулярные сезонные перемещения между
местами гнездовий и местами зимовок.)
­ Каких птиц называют осёдлыми?

(Оседлыми называют птиц, которые придерживаются определённой территории и за
пределы её не перемещаются.)
­ Каких птиц называют кочующими?
(Кочующие птицы ­ это птицы, которые перемещаются с одного места на другое на
относительно недалекие расстояния и ненадолго в поисках пищи.)
­ Почему некоторые птицы с наступлением холодов улетают в тёплые края? (Многие
перелетные птицы питаются насекомыми. С наступлением холодов все насекомые
прячутся, поэтому в поисках пищи птицы улетают в теплые края.)
­ Почему оседлые птицы не улетают в теплые края?
(Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они
питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми,
отыскивают корм около жилья человека.)
4. Запасы на зиму
­ В конце лета некоторые зимующие птицы делают запасы на зиму. Это синицы, поползни и
др. Послушайте произведение Николая Сладкова “Синичий запас”.
Синичий запас
Собирать в запас ­ значит себя спасать. Каждый спасает себя на свой лад. Суслик зерно с
полей ворует и прячет в свою нору. Даже особые кладовые роет для ворованного зерна.
Водяная крыса забивает норки картошкой. До пуда, бывает, натаскает. Сыч на зиму
замораживает в дупле, как в холодильнике, мышей и птичек. У одного такого запасливого
сыча нашли однажды целых два килограмма лесных мышей! А один горностай сложил в
норе пять водяных крыс, семь полёвок, синичку, гадюку, ящерицу, тритона, лягушку и
плавунца!
Всё это ­ на чёрный день.
Запасают, как могут, где могут. Все по­разному, но все для себя: в своей кладовой, в своём
дупле, в своей норе.
И только одни весёлые синички­хохлатки собирают запасы совсем не так. Хоть они и
весёлые, но и у них бывают чёрные дни. И потому запасают они неустанно. Жучок, паучок,
муха ­ годится. Семечко, зёрнышко, ягодка подойдёт. Нет у них собственных кладовых: ни
норок, ни дупел. Была бы удобная трещинка в коре, особенно под сучком, куда не
пробьётся ни дождь, ни ветер.
В лесу деревьев ­ не сосчитать. И на каждом найдётся укромная трещинка. С дерева на
дерево, с сучка на сучок, от трещинки к трещинке. Куда жука, куда зёрнышко; осенью еды
много. А зимой и сушёному комару будешь рад.

Сотни деревьев, тысячи кладовых. Но разве все их запомнишь? А их и не надо запоминать:
кладовые­то эти для всех! Не всё ли равно, чей запас ты найдёшь: свой или чужой? Ты чей­
то склевал, и твой кто­то забрал. Ты для всех, и все для тебя.
Чёрный день всем страшен: всем надо иметь запас. А собирать его можно по­разному.
Можно как крыса ­ только себе. Или как синичка­хохлатка ­ для всех.
5. Охрана птиц зимой. Эскиз кормушки
­ Зимой наступают тяжелые времена для птиц. Но, не смотря на то, что некоторые птицы
делают на зиму запасы, тысячами они гибнут в суровые месяцы зимы. Ученые подсчитали,
что из 10 синиц весну встречают 1­2. Почему это происходит?
(Потому что птицам не хватает корма. Насекомые в зимней спячке. Плоды, ягоды, семена
трав под снегом.)
­ А как мы можем помочь птицам пережить долгие зимние месяцы?
(Смастерить кормушки, повесить их на деревья и каждый день кормить птиц).
­ Подкормить птиц в зимний период – значит спасти сотни тысяч наших пернатых друзей от
голодной смерти, дать им возможность дождаться весны. Конечно же, это возможно, если
мы с вами смастерим кормушки.
­ Из чего можно сделать кормушку? (Из коробки из­под сока, из пластиковой бутылки, из
фанеры, дерева и др. материалов.)
­ Придумайте и начертите эскиз кормушки. (Групповая работа)
Обсуждение результатов работы
­ Рассмотрим эскизы кормушек. Какие кормушки наиболее удачные? Какие самые
надёжные?
(Закрытые кормушки самые надежные. Обязательное условие ­ защита корма в них от
ветра, снега, дождя. Кормушка должна быть доступной для птиц и недоступной для
хищников.)
­ Кормушки для птиц могут быть различных конструкций. Рассмотрите, какие кормушки из
разных материалов сделали люди.
6. Подкормка птиц
­ Как вы думаете, когда лучше вывешивать кормушки?
(Кормушки лучше вывешивать осенью – в ноябре. В это время птицам еще нетрудно
находить корм и в других местах, но, подкармливаясь на кормушках, они постепенно
привыкают к ним, запоминают их расположение.)
­ Чем можно подкармливать птиц?

(Лучшим кормом для птиц будут различные семена: арбуза, дыни, тыквы, кабачков,
подсолнечника, овса и проса. Но можно засыпать в кормушки и различные крупы и хлебные
крошки. Крупные семена желательно раздавливать. А крошки хлеба и остатки каш надо
смочить растительным маслом, чтобы они не смерзались. Такие птицы как синицы, с
удовольствием будут клевать на кормушках крошки сыра, творога, расклевывать кусочки
мяса и несоленого сала, так как соль для птиц – яд. Любят птицы размоченные сухофрукты
и грибы.)
­ Какие правила надо соблюдать при подкормке птиц?

Зимняя подкормка птиц обязательно должна быть систематической, без перерывов,
иначе она принесет вред. Привыкнув находить корм на определенном месте каждый
день, птицы, вдруг не найдя его, не полетят сразу в другое место, а будут ждать,
терять время и силы, и в морозные дни могут погибнуть.
 Продукты для подкормки должны быть свежими. Прокисшие или заплесневелые
продукты вызывают у птиц острые кишечные расстройства и даже могут привести к
гибели. А ржаной хлеб разбухает в зобиках птиц и может вызвать их гибель.


Раз в неделю кормушки надо очищать от снега и мусора.
Заканчивать подкормку нужно тогда, когда дневная температура станет выше нуля
и основные корма станут доступными.
7. Кроссворд “Знаете ли вы птиц”
1. Это единственная птица, способная передвигаться по стволу вниз головой.
(Поползень)
2. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
3. С наступлением холодов эта птица появляется в населённых пунктах. Питается
кусочками мяса, сала, крупой, крошками хлеба. (Синица)
4. Эта птица делает запасы на зиму? (Сыч)
5. В холодную пору эти птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
(Воробьи)
6. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
7. Эта птица обитатель таёжных лесов. У этой птицы снежное имя. (Снегирь)
8. Эта птица способствуют распространению растений. (Свиристель)
9. Эту птицу называют воровкой. Любит ухватить, что плохо лежит. (Сорока)
10. Какая птица ночуют, зарывшись в снегу? (Глухарь)
11. Эта птица является символом мира и дружбы. (Голубь)
12. Эту осёдлую птицу можно научить говорить отдельные слова, фразы. (Ворона)

13. Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка)
14. Эта птица не только врач, еще и плотник. За свою жизнь выдалбливает десятки
дупел, которые служат домиками для птиц. (Дятел)
8. Игра «Прилетели птицы»
Я буду называть только птиц, но если вдруг, ошибусь и вы услышите что­то другое, то
нужно хлопать в ладоши. Начинаем.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают)
Что неправильно, почему?
Ученики. Мухи – это насекомые.
.Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Дети хлопают
Прилетели птицы: голуби, куницы… (дети хлопают)
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки…
Дети хлопают
Молодцы, ни разу не ошиблись!
9.Задание «Дополни пословицу…»
1. Слово не воробей... (вылетит – не поймаешь).
2. Лучше синица в руках, чем... (журавль в небе).
3. Лес без птиц и птицы без... (леса не живут).
4. Всякая птица своим пером... (гордится).
5. Всякая птица по­своему... (поет).
6. У каждой пташки – свои... (замашки).
7. Вороне соколом... (не быть).
8. Сорока весть на хвосте... (принесла).
9. Болтлива как... (сорока).
10. Итоговая рефлексия

­ Что нового узнали?
­ Где вам могут пригодиться полученные знания?
­ Где можно получить информацию о жизни птиц?
­ Как каждый из нас может помочь зимующим птицам?
­ Кому было работать интересно?
­ Если около вашего дома будет висеть своя кормушка, птицы быстро привыкнут к такой
столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать
рисунки и записывать интересные факты наблюдения. Птицы обязательно отблагодарят вас
и красивой весенней песней, и богатым урожаем вашего огорода, спасённым от вредителей.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1 КЛАСС
ТЕМА:

«ПТИЦЫ – ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с многообразием птиц, научить выделять их существенные отличительные признаки, воспитывать доброе отношение к птицам, развивать творческие способности, речи и мышления.
1.Слово дежурным.

2. Сообщение темы.

О чём мы сегодня будем говорить на уроке, догадайтесь сами. Для этого найдите в этом ряду лишнее животное и объясните почему. (на экране)
Птицы распространены по всему миру. В пределах России их насчитывается более 750 видов, а в пределах Чувашии 250 видов. Птицы чувствительны, многоцветны, восприимчивы, элегантны и обладают интереснейшими повадками.

А вы хотите побольше узнать о птицах?

Тогда объявляю тему нашего урока: «Птицы – пернатые друзья».

3. Объяснение нового.

А почему птиц называют пернатыми?

Почти у всех птиц есть 4 основных вида перьев. (на экране)

Рулевые – с помощью них птица определяет направление полёта.

Маховые (Для чего они нужны?) –помогают летать.

Контурные – защищают пуховые перья и придаёт телу обтекаемую форму.

А пуховые для чего нужны?– для сохранения тепла.

Ещё какие внешние общие признаки птиц вы знаете? (Крылья, пара ног)

Посмотрите на ряд этих слов. Какое из этих слов лишнее и почему?

Ласточка

На какие 2 группы можно разбить этих птиц?

Птицы
Летающие Не летающие

Знаете ли вы таких птиц? Чтобы узнать это мы с вами поиграем в игру "Летает- не летает". Если птица летает - машете руками, а если не летает - приседаете.

Почему пингвин не летает?

Императорский пингвин- самый крупный из пингвинов. Яйца высиживает самец.

Страус- питается листьями, плодами, насекомыми. Мелкими зверями. Длительное время может обходится без воды. Живёт безлесых местах. Утром яйца высиживает самка, а ночью – самец.

А по другому признаку на какие две группы можно разделить?
Птицы

Дикие Домашние

Чем дикие птицы отличаются от домашних?

Можно ли сгруппировать птиц по тому, чем они питаются?

хищные насекомоядные зерноядные

Каких хищных птиц вы знаете?

Филин

Упоминается в различных сказаниях как «король ночи». В настоящее время филина редко можно увидеть даже в Присурском заповеднике, который находится в Чувашии. За сутки птица съедает до 240 г корма. Были случаи. Когда из желудка филина извлекали до 30 черепов мышей. Нападает и на уток, глухарей. Не боится и колючих иголок ежа.

Канюк

Очень полезная птица. За лето одна пара канюков съедает 500-1000 мышевидных грызунов. Эта птица тоже находится под охраной.
- Приходилось ли вам видеть, как птицы улетают в тёплые края?

Какую форму приобретают стаи птиц при полёте.

(на картине)

(утки-дугой, гуси – шеренгой, журавли- клином)

Как называют птиц, которые улетают в тёплые края? (перелётные)

Есть птицы, которые у нас живут круглый год.Их называют осёдлыми.

Давайте на них мы сейчас посмотрим. (видео – голуби, воробьи, сороки, вороны)

Иволга- очень красиво поёт, в случае беспокойства издаёт звуки, похожие на кошку. Это перелётная птица.

Кукушка – обжора, ест гусениц, которых не едят другие птицы. 100 гусениц в час – норма кукушкиной еды. Птенцы рождаются голыми и слепыми, но достаточно сильными. Осенью улетают в тёплые края.

Снегирь – его назвали так. Потому что он прилетает к нам с первым снегом.

Давайте сделаем вывод, на какие три группы можно распределить всех птиц. Птицы

зимующие перелётные оседлые
- Птиц можно увидеть везде. А где именно? Давайте сделаем вывод, всех птиц по тому, где они живут, на какие три группы можно их распределить?
Птицы
Лесные Водоплавающие Луговые

Поползень кряква жаворонок

Пеночка лебедь -кликун перепел

Кукушка чомга

Малиновка бекас

Сойка журавль

Мы много сегодня говорили о птицах, а что вы как запомнили проверим. Для этого мы поиграем в игру "Эрудит". Для этого мы разделимся на три команды и с помощью этого кубика определим, кто начнёт игру.(жеребьёвка)

Теперь послушайте условия игры. Игра состоит из трёх уровней. Первый уровень имеет самые маленькие баллы, а третий уровень -самые большие. Побеждает та команда, которая наберёт большее количество баллов.

И последнее задание соотнесите слова первого столбика со словами второго.
водоплавающие курица

домашние жаворонок

луговые воробей

лесные журавль

оседлые кукушка

И закончить урок я хочу стихотворением Шефнера "Берегите птиц"

Ирина Назина
Конспект занятия по речевому развитию «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию : «Наши пернатые друзья »

1. Активизировать словарь детей глаголами, прилагательными. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о птицах. Упражнять детей в согласовании слов в предложении. Развивать умение внятно и четко произносить слова в скороговорке.

2. Закрепить накопленные представления детей о птицах, соединяя конкретные экологические знания в определенные связи и зависимости.

3. Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям ; формировать желание заботиться о птицах, воспитывать любознательность, сочувствие.

ОБОРУДОВАНИЕ : картинки с изображениями перелетных (журавль, цапля, скворец, ласточка, грач, лебедь, трясогузка) и зимующих (воробей, ворона, сорока, синица, дятел, сова, снегирь) птиц; изображение солнца и снежинки; эмблемы птиц (по количеству детей, 3 обруча, аудио запись; карандаши, листы с изображениями птиц и их корма (по количеству детей) ; мяч.

Ход ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. Тему нашего занятия вы узнаете , еслиотгадаете загадку :

Мы бываем разные –

Зеленые и красные,

Желтые, любые, даже голубые.

Если крыльями взмахнем,

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать, крякать,

Петь или кричать.

Нас зимою покормите,

Дети, кто мы, назовите! (Птицы)

В. Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых . Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен. Сегодня, ребята, мы поговорим о птицах и выясним, как много вы о них знаете. А я вам буду еще много интересного рассказывать о них.

Для начала проведем разминку. Проверим, какие вы внимательные. Задание : я буду называть птиц, но если я ошибаюсь и называю не птицу, вы хлопаете в ладоши.

Д/И «Не ошибись»

Вот сидят все птицы в ряд, с нами поиграть хотят.

Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, стайкой макароны (хлопают) .

Прилетели птицы : голуби, синицы, вертолёты (хлопают, галки.

Прилетели птицы : голуби, синицы, цапли, соловьи, окуни (хлопают) и воробьи.

Прилетели птицы : голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы.

Прилетели птицы : голуби, синицы, галки и стрижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы – все вы молодцы!

В. Молодцы, все были внимательными. Сравним птиц с людьми.

Д/И «У кого что»

У человека дети, а у птицы – … птенцы. У человека нос, а у птицы – … клюв. У человека волосы, а у птиц – … перья. У человека руки, а у птиц - … крылья. У человека дом, а у птицы - … гнездо, дупло.

В. Вспомним, на какие группы можно разделить птиц? (домашние и дикие, городские и лесные, водоплавающие, насекомоядные и хищные, зимующие и перелетные).

На столах лежат картинки с изображениями птиц. Я вас разделю на 2 команды. Первая должна будет отобрать перелетных птиц и выставить на доску рядом с обозначением солнца. Вторая - зимующих птиц и выставить к снежинке.

Задание «Перелетные - зимующие»

Дети выполняют задание подгруппами. Далее каждая подгруппа называет «своих» птиц и объясняет свой выбор. (Перелётные птицы улетают в тёплые края, потому что им не хватает корма. Они питаются разными насекомыми, а в холодное время насекомых нет. Вот они и стремятся туда, где тепло и много насекомых. Весной возвращаются.

Зимующие остаются с нами зимовать, так как питаются ягодами, семенами, но мы должны о них заботится, подкармливать)

В. Молодцы, как много названий птиц вы знаете. Птицы все разные, не похожи друг на друга.

Встаньте в круг, мы с вами поиграем. Я буду бросать мяч, а вы должны придумать 2-3 слова про каждую птицу.

Д/И «Подбери определение»

Расскажи, синица какая? (Юркая, ловкая, голосистая, неугомонная, желтогрудая)

Воробей какой? (Шустрый, шумный, драчливый, быстрый)

Ворона какая? (Большая, серая, крикливая, горластая, хитрая, ловкая)

Снегирь какой? (Важный, толстый, красивый, красногрудый)

Дятел какой? (Умный, сильный, добрый, полезный, трудолюбивый)

Сорока какая? (Белобокая, длиннохвостая, любопытная, суетливая, болтливая, всеядная)

Журавль какой? (Длинноногий, длинношеий, красивый, танцующий)

Цапля какая? (Белая, большая, длиннокрылая, длинноногая, длинноклювая, хитрая, перелетная)

Сова какая? (Мудрая, большеголовая, большеглазая, хищная, короткохвостая, загадочная)

В. Молодцы, как много слов придумали красивых. Садитесь на стулья. Ребята, кто хочет рассказать о любой птице. Как она выглядит, чем питается, какие у нее повадки. Остальные будут внимательно слушать и если вспомните какие-нибудь интересные сведения, то потом дополните рассказ.

Составление описательных рассказов о птицах (о 2-х перелетных и 2-х зимующих)

В. Русский народ очень любит такую птицу, как сорока. Сороку-белобоку часто упоминают в народных сказках, потешках, песнях, поговорках, стихах. А мы с вами произнесем скороговорку : Ловить сороку одна морока, а сорок сорок – сорок морок. Проговариваем медленно, чуть быстрее. Кто хочет попробовать произнести еще быстрее?

В. Кто из вас догадается, какое число спрятано в слове «сорока» ? (40) . Если к слову «сорок» добавить слово «ножка» , какое получится новое слово? (Сороконожка) .

Физкультминутка «Две сороконожки»

1) Две сороконожки бежали по дорожке.

2) Бежали, бежали и друг друга повстречали.

3) Так друг друга обнимали,

4) Так друг друга обнимали. ,

5) Что едва мы их разняли.

1. Показать 2 руки, согнутые в локтях (ладошки к себе) и скрестить их.

2. Правая кисть "бежит" по левой руке до плеча, одновременно левая кисть "бежит" по правой руке.

3,4."Добегают" до плеча, после этого руками нужно сделать «замок» на затылке.

5. Резко развести руки в стороны .

В. Поиграем в подвижную игру? Возьмите каждый себе по 1-ой птичке. Внимательно посмотрите и определите перелетная она или зимующая. Когда будет звучать веселая музыка, значит тепло, «птички» все летают. Как только услышите звук сильного ветра, это значит наступают холода, перелетные птицы (что делают) собираются в стаи и улетают в теплые края (в дальний угол группы, а зимующие должны будут спрятаться в гнезда-обручи.

П/И «Птицы»

В. Давайте вспомним, что птицы умеют делать. Встаньте в круг. Будете передавать мяч друг другу. Отвечает только тот, у кого мяч.

Д/И «Подбери действие»

Птицы умеют : ходить, прыгать, летать, взлетать, перелетать, вылетать, залетать, клевать, пить, ловить, наблюдать, драться, насиживать (яйца, петь, сидеть, кормить (птенцов, махать (крыльями, долбить, следить (за птенцами, охотиться, нырять, купаться, выклёвывать, срывать, строить (гнёзда, рыться, нахохливаться, кружить, парить (в воздухе, танцевать (журавлиные танцы, собираться (в стаи, воровать (срока, трещать, трясти хвостиком (трясогузка, каркать и т. д.

В. Так много птицы дел переделали, что наверно проголодались. Их нужно покормить. Садитесь за столы. Вам нужно вспомнить, чем питаются птицы. (Детям раздаются индивидуальные карточки с изображением птиц и разных способов питания.) Рассмотрите внимательно, что изображено на картинке. Ваша задача, провести линию карандашом от птицы к корму, которым она питается. Дети самостоятельно выполняют задание.

Д/И «Кому что по вкусу?»

На карточках изображены птицы (цапля, воробей, чайка, дятел, снегирь, сова) и «корм» (мышь, жук, рыба, рябина, лягушка, колос) .

В. Все справились с заданием? Теперь поменяйтесь с соседом и проверьте, нет ли ошибок. Молодцы!Упражнение на использование вопросительной и повествовательной интонаций

Теперь все птицы сыты. Один ребенок, обращаясь к другому, произносит эту фразу с вопросительной интонацией, а тот отвечает ему теми же словами утвердительно. Предложить интонационно выделять каждое слово по очереди. Например, сначала ребенок задает вопрос выделяя слово «все» , другой ребенок задает вопрос, выделяя интонационно слово «птицы» и т. д.

В. Ребята, кто мне напомнит, кого мы сегодня кормили? (Работа по тем же карточкам)

Д/И «Склоняем слова»

Мы кормили кого? (Снегиря, цаплю, сову, дятла, воробья, чайку)

Мы дали корм кому? (Снегирю, воробью, цапле, сове, дятлу, чайке)

Мы заботились о ком? (О снегире, о воробье, о цапле, о сове, о чайке, о дятле)

Мы любуемся кем? (Снегирем, воробьем, дятлом, цаплей, совой, чайкой)

В. Птицы очень обрадовались, что вы их накормили, а когда птицы радуются, что они делают? (Поют песни) . Давайте и мы устроим «птичий» концерт. А наши гости должны будут отгадать, какие птицы участвовали в концерте. Каждой группе детей из 3-х (4-х) человек дается название птицы, напоминание, как они поют. Дети исполняют песню на мотив «В траве сидел кузнечик» . Каждая птица по строчке.

«Птичий концерт»

Воробьи : чирик-чирик- чирик-чик;Синицы : синь- синь- синь- синь- синь- синь- синь;Вороны : кар- кар- кар- кар- кар- кар- кар;Кукушка : ку-ку-ку-ку-ку-ку;Сороки : чек- чек- чек- чек- чек- чек- чек- чек;Журавли : курлы-курлы- курлы.

В. Славный получился концерт! Гости отгадывают названия птиц, участвовавших в нем.

Воробьи чирикают, синицы тенькают, вороны каркают, кукушки кукуют, сорокитрещат, журавли курлычут.

В. Ребята, вы так много сегодня рассказали нам о пернатых наших друзьях . Скажите, почему мы птиц называем своими друзьями ? (Птицы-наши помощники . Они приносят большую пользу. Охраняют наши леса , поля, сады и огороды от вредных насекомых и мелких грызунов. Если бы не птицы на земле не осталось бы деревьев и кустарников. Они нас радуют своим красивым пением. Птицы помогают людям предсказывать погоду.)

Как друзья должны поступать ? (Помогать друг другу, заботиться) . Какие добрые дела мы можем сделать для птиц? (Подкармливать зимой, развешивать кормушки , не разорять гнезда, не бросать камнями в птиц, не убивать насекомых, не стрелять из рогаток).

Совсем скоро наступит зима. Как вы думаете, для птиц страшнее голод или холод? (Голод) Да, под толстым слоем снега нелегко отыскать корм. Вот и рассчитывают птицы на доброту и сострадание человека.

Вам понравилось занятие ? Что понравилось особенно?

Спасибо, ребята, вам за то, что вы сегодня старательно выполняли все задания, подбирали нужные слова и показали отличные знания о наших пернатых друзьях .

Классный час

«Почему птиц называют друзьями человека?»

Цель:

познакомить учащихся с понятием «друг», способствовать формированию бережного отношения к птицам, научить заботиться о пернатых друзьях

Оборудование :

карточки со словами темы, альбомы, цветные карандаши

Оформление:

фотографии птиц на доске, выставка книг о птицах, звукозапись «Голоса птиц»

Ход занятия:

На доске карточки со словами: птиц, друзьями, Почему, называют, человека?

Ребята, составьте из слов предложение и назовите тему нашего занятия.

Ответы детей.

Сегодня мы найдем ответ на вопрос «Почему птиц называют друзьями человека?»

Что означает слово друг?

Ответы детей.

Да, это тот, с кем близкие хорошие отношения, взаимная симпатия, основанная на взаимопонимании. Друг- сторонник, защитник кого-нибудь и чего-нибудь.

Кого мы можем назвать своими друзьями?

Ответы детей.

Сегодня вы узнаете, почему птиц тоже называют друзьями человека.

Рассмотрите фотографии птиц.

Какими вам они представляются?

Какие чувства в душе вызывают?

Ответы детей.

Послушайте такое стихотворение.

«Скворечня»

Пускай всегда такой обычай

В моей останется стране –

Встречать любовно стаи птичьи,

Всем сердцем радуясь весне.

И я, ребята, в этом грешен,

У всех соседей на виду

Уже строительство скворечен

В моём развернуто саду.

Пусть прилетят, чтоб торопливо

С утра до ночи хлопотать,

И двум скворцам приют счастливый

Хочу до осени создать.

Быть может им в чужбине снился

Мой дом среди ветвей густых?

Пусть русское гостеприимство

В краю знакомом встретит их.

(Ответы детей: птиц)

(Ответы детей: живут рядом с нами, приносят пользу)

Какие чувства испытывает по отношению к птицам?

(Ответы детей: любовь, заботу, бережное отношение, проводит озеленение для птиц, ведь у него сад.)

Как вы понимаете слова «бережное отношение»?

(Ответы детей: заботливый, внимательный, осторожный)

Как вы может помочь птицам?

(Ответы детей: подкармливать, делать скворечники)

Почему мы заботимся о птицах? (

Ответы детей: им нужна наша помощь, они меньше и слабее нас.)

Какую пользу приносят птицы?

(Ответы детей: уничтожают вредителей.)

Подумайте, чем еще радуют нас птицы?

( Ответы детей: они радуют нас своей красотой и прекрасными песнями.)

Какие чувства испытали вы?

(Ответы детей: радости, чувство прекрасного рядом.)

Всегда ли люди хорошо относятся к птицам? (Ответы детей: нет; не всегда хорошо; иногда люди обижают птиц)

Послушайте стихотворение и скажите, какой вред может причинить человек птицам.

Не разоряйте птичьего гнезда,-

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится.

Храните дерево от топора;

Оно, высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,

Оно чарует все живое.

Не разрушайте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без долга.

(К. Кулнев)

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Ответы детей: волнение, тревогу)

За кого вы переживали?

Какой вред может причинить человек птицам? (разорить гнездо, взять птенцов…)

Предположите, почему так может вести себя человек?

Что вы хотите сказать таким людям?

(Ответы детей: бережно)

(Ответы детей: птицы охраняют лес от вредителей, они радуют нас своим пением)

Давайте нарисуем природоохранные знаки на тему:

"Не разоряй птичьи гнезда!"

"Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу весной или в начале лета". Она легко может поймать не летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.

«Не рубите деревья и не вытаптывайте траву». Там могут быть гнёзда птиц.

Дети рисуют.

Ребята, а теперь продемонстрируйте свои рисунки и расскажите, что вы изобразили.

Дети показывают рисунки и комментируют

Где можно разместить эти природоохранные знаки?

(Ответы детей: в рощах, в парках)

О чем задумается человек, увидев их?

(Ответы детей: о том, что нельзя вредить птицам, их нужно охранять)

Как надо относиться к птицам?

(Ответы детей: птиц нужно беречь, зимой – для них нужно делать кормушки, весной для них строят скворечники).

Ребята, давайте, сделаем вывод нашего классного часа.

Вывод.

Птицы нам дороги не только приносимой ими пользой, но и как украшение нашей обширной, чудесной Родины. Чтобы создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас принять активное участие в озеленении нашего посёлка. Мы должны сделать всё, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу. Охрана природы – дело народа.

Милая Родина! Ты год от года

Должна становиться краше.

Охрана природы – дело народа,

Моё, твоё, наше!

Я верю, что с этого дня у птиц стало больше друзей!

Литература:

1. Справочник классного руководителя: 1-4 классы. / Под ред. И.С Артюховой. – М.: ВАКО, 2007.

2. О.С.Богданова, О.Д.Калинина. "Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками", М., 1985.

3. Азбука нравственного воспитания. Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1975.

4. И.А. Агапова, М.А.Давыдова. Праздники ХХ века в школе: сценарии праздничных мероприятий для учащихся 1-4 классов. Волгоград: Учитель, 2008.

5. «Наш дом-природа» Рыжова Н.А., Москва -2005.