Нк рф

Алексей Каптерев: «Харизма — это когда человек упорно следует к своей цели. — Это человек, который вас вдохновляет? Чек-лист подготовки презентации

Дизайн - это «новая письменность». Хотите, чтобы ваши идеи приобрели конкурентное преимущество - станьте немного дизайнером.

Лучший дизайнер вашей презентации - это вы сами.

2. Изложите факты в виде истории

Сторителлинг - это не выдумывание историй. Это выстраивание фактов в последовательность, придающую им смысл.

Я не просто предлагаю вам использовать истории в рамках своей презентации. Я призываю вас перенести структуру истории на всю презентацию в целом.


3. Определите, что чему противостоит

Ни одна история не может работать без темной стороны.

Если вы раньше - во время изложения всех своих мыслей - упустили темную сторону, вернитесь на один шаг назад.


В отсутствие конфликта аудитория заскучает.

4. Нарисуйте структуру

Попробуйте нарисовать свою структуру как процесс, и вы почувствуете разницу. Как говорится, если что-то нельзя нарисовать, значит, нельзя сделать.

Это означает, что, если вы не имеете хорошего визуального представления о проекте, вам придется трудно, когда дело дойдет до его реализации.


Посмотрим правде в глаза: презентации обычно являются дешевой «оптовой» альтернативой индивидуальному разговору с каждым из членов аудитории. Но от этого презентация не перестает быть разговором!


6. Не заставляйте слушателя выбирать, куда ему смотреть

У слушателей не должно быть выбора, на что смотреть. Вы должны направлять их внимание. В каждую секунду вашего выступления аудитория должна быть уверена в том, что смотрит туда, куда нужно.


7. Репетируйте речь, репетируйте импровизацию

Сначала просто произносите слова вслух - в этом весь фокус. Когда вам покажется, что слова звучат неестественно, пора начинать репетировать импровизацию. Расслабьтесь и позвольте «потоку» нести вас.


Алексей Каптерев — один из главных российских тренеров в области публичных выступлений и преподаватель курса “ ” рассказал в интервью сайт о составляющих эффективной деловой коммуникации, людях с яркой харизмой и секретных приемах спичрайтеров.

— Как вы вдруг стали заниматься презентациями?

В конце 2003 года я работал аналитиком в консалтинговой компании. Фирма специализировалась в области стратегического консалтинга. Нашими клиентами были российские министерства, сенаторы, законодатели и в прошлом государственные, а теперь приватизированные компании. Моя работа состояла в написании отчетов, которые должны были способствовать процессу принятия решений. У меня не было практически никаких контактов с клиентами, и я, честно говоря, не сильно из-за этого расстраивался. Меня вполне устраивало просто писать.

Но затем наступил тот самый день. Один из партнеров фирмы (которому я сегодня очень признателен) решил, что мне пора посмотреть на большой мир. Мне надо было «презентовать» перед клиентом фирмы отчет, который я недавно для него написал. Примечание.

Я попытался переделать свой отчет в PowerPoint-презентацию. В результате получился полный буллет-пойнтов кошмар, напоминающий телесуфлер. Такое сегодня уже редко встретишь.

Я помнил, что мой начальник советовал использовать больше картинок. В 2004 году «картинки» брались главным образом из библиотек клипарта, встроенных по умолчанию в Microsoft Office. При этом у меня полностью отсутствовали навыки дизайна, да и вкус был весьма далек от идеала. Так что - да, там было несколько картинок, но, по правде говоря, лучше бы их не было вовсе. Я говорил на протяжении 30 минут, и все шло хорошо (или, по крайней мере, я так думал).

К несчастью, оказалось, что клиент не вполне разделяет мою точку зрения. Он не понял, зачем был подготовлен этот отчет, что такое он выявил и зачем мы потратили на это столько времени и денег. Моим начальникам пришлось тут же сымпровизировать еще одну презентацию, которая, к счастью, возымела эффект. Клиент в итоге успокоился, но попросил никогда больше не поручать мне проводить презентации. Я был так расстроен, что пообещал себе в следующие же несколько месяцев научиться делать презентации.

— Есть продолжение этой истории?

— Да, как ни странно, есть – много лет спустя один из тех самых недовольных клиентов заказал мне еще раз презентацию. И на этот раз был абсолютно доволен.

Между этими двумя событиями, естественно, была долгая работа над собой: я много читал и я много копировал людей. Транскрибировал презентации Джобса, выступал с этими презентациями, старался быть убедительнее и профессиональнее, как опять же Стив Джобс.

— Это человек, который вас вдохновляет?

— Да, я очень уважаю Джобса.

«В нашем компьютере нет сидирома, но мы делаем вот такие конкретные шаги и так-то работаем над этим» — вот пример отличной бренд коммуникации от Джобса.

Хорошая бренд-коммуникация всегда построена на том, что ты находишь проблему, которая тебя волнует, и решаешь ее.

— Есть ли какие-то общие лайфхаки, помогающие развить ораторское искусство и умение выступать перед аудиторией? Что-то вроде приемов, использованных в фильме «Король говорит»?

— Нет, нет, «Король говорит» — это история психотерапии, у этого человека был серьезный дефект и этот фильм – рассказ о его борьбе с этим дефектом.

Публичные выступления – это история собственной проблемы и её преодоления, история личного опыта и какой-то благой вести, которую рассказчик несет своей аудитории – что он выстрадал, что он понял, в чем его вывод после преодоления.

— А если продукт идеальный, и нет проблем, с «что бы такого» рассказать?

— Тогда, конечно, презентации не нужно, продукт продаст сам себя! Но, как правило, продуктов без недостатков или без истории преодоления не бывает, или, скажем, если продукт почти идеальный, бывают истории неофобии – боязни нового продукта. Поэтому презентации, конечно, необходимы.

— Без чего не может обойтись хорошая презентация?

— Сначала выступающему нужно сесть и хорошенько продумать, какую задачу решает его выступление, какая в нём основная проблема. То есть, что ты хочешь донести до аудитории, и зачем это аудитории нужно. Дальше описываешь план решения проблемы, описываешь то, что ты презентуешь.

Нужно сразу определиться, в чём основное прозрение, big idea, основная новость выступления, которую вынесет человек после встречи со мной.

К примеру, недавно я смотрел недавнее выступление Моники Левински на конференции TED – она говорила о том, как трудно, когда на тебя выливается много грязи, и люди готовы тебя уничтожить, хотя, по большому счету, ты никого не убивал. Выступление о толерантности, скажем. И оно было подкреплено её личной историей, историей преодоления её минусов и плюсов – и таким образом, выступление получилось прекрасное и очень убедительное.

— А есть какие-то техники подготовки речи, которые пригодятся спичрайтеру?

— Безусловно! Необходимо прочесть вслух ваше выступление, это поможет прочувствовать, насколько оно сильное или убедительное. В том же выступлении Моники Левински (над котором, было понятно, поработал хороший спичрайтер) были очень сильные куски, которые совпадали с ее образом, и было видно, что это ей близко. А были философские куски, которые, скорее, присущи книжным размышлениям, и было понятно, что Моника Левински в нормальной жизни так не говорит. То есть, выступление стоит отрепетировать, чтобы такого диссонанса не возникало.

— А можно ли как-то развить в себе притягательность, личную харизму? Можно ли этому научиться?

Харизма, на мой взгляд, это внешнее проявление внутренних качеств. Опять же, пример Стива Джобса убеждает нас, что харизма зачастую приобретается когда человек упорно следует к своей цели и насколько он герой в этом.

Как ни странно, большой харизмой обладают люди, которые сидели в тюрьме.

Вот если человек готов за свои идеи сидеть в тюрьме, если они в тюрьме долго думали о них – вот тогда его ничто не может сломить, харизма такого человека видна, она читается во всем – потому что человек выносил свою мысль и свою идею.

  • Структура презентации: СТРУКТУРА — СЛАЙДЫ — ПОДАЧА
  • Проблема многих презентаций в том, что последовательность фактов и доводов просто плоха, лишена смысла, скучна, за ней сложно уследить. Она не дает ответа на вопрос «И что с того?». Мы не понимаем, куда она нас ведет и зачем. Выступающий забывает, о чем говорить дальше. Разве такое может произойти, если вы рассказываете историю?
  • Эффект превосходства изображений: в большинстве случаев люди лучше усваивают картинки, нежели слова.
  • Слайды — не отчеты, не таблицы, не для анализа. Зрители должны понять смысл всего за несколько секунд. Слайд должен захватывать внимание и быстро оказывать воздействие на аудиторию. Он должен информировать и убеждать
  • Компании, инвестирующие в дизайн — успешнее.
  • В Х веке умение писать — было преимуществом. Сейчас, дизайн — это новая письменность.
  • Делайте слайды сами. Вы все равно не сможете позволить себе таких дизайнеров, которые глубоко разберутся в вашей теме. А ведь только так можно сделать хорошие слайды.
  • 3 принципа презентации: фокус (тезис), контраст (антитезис) и единство (синтез)

Фокус

  • Каждый выступление имеет фокус. В истории — это герой. На слайде — самый яркий и большой элемент. В выступлении — фигура говорящего.
  • Фокус нужен, потому что аудитория не сможет запомнить все, что вы расскажете. А вы не сможете рассказать все, что вы знаете.
  • Общеизвестно, что человек не может держать в кратковременной памяти много элементов. По каким-то данным 7. По другим — 4.
  • Отсюда правила:
    • презентация состоит не более, чем из 4х частей.
    • И одно главное послание. Главное послание ставить в заголовок, самый крупный шрифт.
    • По буллет-пойнтам — не более 3-4.
    • Не более одной мысли на одном слайде
    • Итого: 1 центральное послание + 3-4 поддерживающие идеи
  • Создавайте истории с героями — это сложно, но эффективно
  • Презентация — это мини-фильм, мини-книга… со своим сюжетом, завязкой и развязкой

Контраст

  • Принцип контраста: идеи становятся понятными, только в контрасте с другими. Вся история показывает, что люди любят конфликты. Но типичная бизнес-презентация не богата конфликтами и контрастами. Все предсказуемо. И скучно.
  • Создавайте визуальный контраст. Обособляйте заголовки, выделяйте важные моменты, отделяйте текст от фона.
  • Самая важная часть вашей презентации — это проблема. Конфликт между проблемой и решением. Этот конфликт и сделает вашу историю интересной.
  • Популярная ошибка — излагаются только достижения, победы — нет никакого конфликта, трудностей. Это применимо к любому контенту.
  • 4 типа проблем: 1) моральная или психологическая 2) конфликт с другим человеком или компанией (сравнения) 3) конфликт с господствующей парадигмой (самая лучшая стратегия) 4) конфликт с силами природы, экономики…
  • Старайтесь поддерживать напряжение. Не обязательно все тянуть до самого конца, но хотя бы какой-то один важный момент оставить на концовку — надо.
  • Всегда представляйте свои факты в каком-то контексте (сравнение)

Единство

  • Принцип единства: при правильном построении конфликтующие части создают целое, которое больше, чем сумма его частей.

Чек-лист подготовки презентации

  • Неважно, насколько сложна презентация, вы должны выбрать одну идею, вокруг которой организовать все выступление
  • Определяем цель презентации. Правильная цель объединяет аудиторию и выступающего. Она отвечает на вопрос: «Что я хочу, чтобы они сделали?» или «Что я хочу, чтобы они запомнили?»
  • Вы хотите, чтобы аудитория поняла вашу презентацию и действовала в соответствии с ней? Не надо ее просто информировать — вовлеките ее! Добивайтесь взаимодействия!
  • Мотивируйте их, вдохновите их, покажите им видение, куда нужно стремиться
  • Каждая презентация должна быть посвящена видению (набор ценностей).
  • Не бойтесь споров. Если в вашей презентации нет ничего спорного, она будет скучной.
  • Не начинайте рисовать презентацию в PowerPoint. Лучше это сделать с помощью стикеров или бумаги. Иначе вы рискуете утонуть в мелких технических деталях.
  • После целей делаем мозговой штурм. Лепите все подряд, а потом складывайте в ментальную карту. Эта ментальная карта — просто для порядка. Это не есть структура будущей презентации.
  • Для создания клевых схем рекомендует бесплатный и крутой yEd
  • Сделайте свою презентацию похожей на разговор. Имитируйте вопросы, которые аудитория могла бы задать. И отвечайте на них.

Советы по работе со слайдами на сцене

  • Классическая ошибка — Зачитывать слайды вслух
  • О чем можно говорить во вступлении:
    • изложить основные правила игры (длительность, будет ли перерыв, когда вопросы…)
    • представиться, желательно доказать, что вы авторитетный специалист
    • лучше рассказать какую-то короткую личную историю
    • опишите ситуацию, задайте некую точку отсчета для повествования
  • «Монитор уверенности» — когда на ноутбуке выступающего показывается текущий слайд, а также следующий + время до конца выступления. Такое можно настроить и в PowerPoint тоже.
  • Пульт дистанционного управления — кликер. С радиоуправлением (не инфракрасный!) от Logitech, Kensington и др. Охват — 20-30 м. Работает с любым компьютером. Не требует установки.

Ораторство

  • Оратор 1.0 все запланировал, просчитал время выступления и рассказал. Оратор 2.0 подготовился, но, столкнувшись с неожиданным вопросом, реакцией — не растерялся, сымпровизировал и вышел победителем. Такие презентации намного сильнее просто хорошо подготовленных.
  • Оратор 1.0 — безупречный всезнайка. Оратор 2.0 не боится показать свое несовершенство, готов посмеяться над собой.
  • Если заметили, что допустили ошибку — признайте ее, поправьте себя. Можно рассмеяться над собой.
  • Алексей против запланированных шуток. Только импровизация!
  • Хотите стать страстным оратором? Смотрите видео-выступления других выдающихся ораторов. Копируйте их голос, позы и т.д.. Со временем у вас появится свой стиль.
  • Аутентичность — это верить в то, что говоришь.
  • Секрет хорошей презентации (с импровизациями и прочим) — много репетиций.

Советы по оформлению

  • Оформление шаблона слайдов:
    • четкость
    • никаких лишних украшений, элементов, теней и 3D-эффектов
    • текст заголовка — больше и другого цвета
  • Определяйте фокусную точку каждого слайда. И выделять ее шрифтом или цветом.
  • По спискам: не больше 4х пойнтов, каждый — не более 4х слов.
  • У подряд идущих слайдов не должны повторяться заголовки
  • Избегайте сносок и вообще мелкого шрифта на слайдах
  • Старайтесь использовать собственные фото. Люди это оценят. Качество не важно.
  • Если нужно проиллюстрировать абстрактную идею — избегайте фото. Вместо этого используйте абстрактные контуры и тени.
  • Иконки можно использовать в роли буллет-пойнтов. Например, часики, когда перечисляем временные затраты.
  • Вертикальное размещение текста в диаграммах – плохо.
  • Сложные диаграммы и таблицы можно анимацией отрисовывать пошагово, объясняя каждый этап.
  • В PowerPoint предпочитает эффект «Растворение», «Выцветание»
  • Для самого главного слайда (1 раз за презентацию) можно использовать эффект «Двери».
  • Не бойтесь пустого пространства.
  • Цвет фона — черный, если презентация в темном помещении. Белый — в остальных случаях.
  • Основные цвета для шрифтов: белый, черный
  • Тул для выбора цветов: https://kuler.adobe.com/
  • Картинка на слайде — либо большая, либо никакая. Маленькая — плохо.
  • Текст презентаций — язык девятиклассника.
  • Ставьте последнюю версию PowerPoint — она уже вполне хорошая.

Добывая для вас ценные советы и интересные истории, мы беззастенчиво пользуемся тем, что у Смартии много интересных друзей. Алексея Каптерева среди них выделяет извилистая профессиональная биография и то, что дорогу к настоящему призванию ему открыл постыдный провал. Да-да, Провал с большой П - так бывает не только в сборниках розовых мотивирующих цитат; сам Алексей в своей книге рассказывает об этом такими словами:

В конце 2003 г. я работал аналитиком в консалтинговой компании. Фирма специализировалась в области стратегического консалтинга. Нашими клиентами были российские министерства, сенаторы, законодатели и в прошлом государственные, а теперь приватизированные компании. Моя работа состояла в написании отчетов, которые должны были способствовать процессу принятия решений. У меня не было практически никаких контактов с клиентами, и я, честно говоря, не сильно из-за этого расстраивался. Меня вполне устраивало просто писать. Но затем наступил тот самый день. Один из партнеров фирмы (которому я сегодня очень признателен) решил, что мне пора посмотреть на большой мир. Мне надо было «презентовать» перед клиентом фирмы отчет, который я недавно для него написал.

[Примечание] Я попытался переделать свой отчет в PowerPoint-презентацию. В результате получился полный буллет-пойнтов кошмар, напоминающий телесуфлер. Такое сегодня уже редко встретишь. Я помнил, что мой начальник советовал использовать больше картинок. В 2004 г. «картинки» брались главным образом из библиотек клипарта, встроенных по умолчанию в Microsoft Office. При этом у меня полностью отсутствовали навыки дизайна и вкус был весьма далек от идеала. Так что - да, там было несколько картинок, но, по правде говоря, лучше бы их не было вовсе.

Я говорил 30 минут, и все шло хорошо (или, по крайней мере, я так думал). К несчастью, оказалось, что клиент не вполне разделяет мою точку зрения. Он не понял, зачем был подготовлен этот отчет, что такое он выявил и зачем мы потратили на это столько времени и денег. Моим начальникам пришлось тут же сымпровизировать еще одну презентацию, которая, к счастью, возымела эффект. Клиент в итоге успокоился, но попросил никогда больше не поручать мне проводить презентации. Я был так расстроен, что пообещал себе в следующие же несколько месяцев научиться делать презентации.

Вот так все и началось. Два года спустя клиент (хотя и не тот же самый) попросил, чтобы презентации всегда, когда только можно, проводил именно я. Четыре года спустя я прочел книгу Джима Коллинза «От хорошего к великому» и решил зарабатывать себе на жизнь тем, что у меня лучше всего получалось - презентациями. В следующем году я опубликовал презентацию под названием «Смерть через PowerPoint», которая, к моему полному удивлению, распространилась как вирус - на текущий момент ее посмотрели более 1,5 млн человек. Это стало лучшим подтверждением правильности выбранного мною пути. Сегодня я веду курс по презентациям в одной из лучших российских бизнес-школ, провожу корпоративные мастер-классы, работаю консультантом и сотрудничаю с компанией «Меркатор», ведущим российским производителем корпоративных фильмов, бизнес-презентаций и инфографики.

(вот, кстати, та самая «Смерть через Powerpoint», в русской версии)

О презентациях мы говорили мало - книгу коротко не перескажешь, лучше сами прочтите её (да, мы тоже покупали и читали); еще можно посмотреть каптеревские презентации про презентации. Гораздо интереснее было обсудить вопросы самообразования, управления своей жизнью и как вообще так вышло, что неприметный офисный сотрудник превратился в высокооплачиваемого консультанта, которого зовут выступать на международных конференциях, читать лекцию в Гарварде и помогать крупным брендам с их горемычной коммуникацией.

Excel → Word → Powerpoint

Я закончил «Плешку» и потом три года работал в Ситибанке, сначала в отделе внутреннего контроля, а потом и в отделе финансового контроля.

В начале девяностых Ситибанк был абсолютно уникальным местом, как бы отделенным от всего, что происходило в стране. Потому что был «Сити», был «Райффайзен», был «ДойчеБанк», а дальше уже были абсолютно ужасные «Российский Кредит», «Менатеп» и все остальные - с принципиально другим уровнем ведения дел.

И поначалу было очень сильное ощущение, что ты тут в Ситибанке что-то строишь, создаёшь какую-то культуру бизнеса. Своим, значит, крыженьем цифр во внутреннем контроле. Потом у меня был очень интересный проект по внедрению большой такой айтишно-банковско-бухгалтерской системы в финансовом контроле, он требовал каких-то сверхусилий, переработок, сидения до двух ночи... И это было любопытно. Но потом он закончился. Стало скучно, и я сбежал.

Сбежал в английскую компанию The Risk Advisory Group, которую основали люди из McKinsey. Занимались там нефинансовым риск-менеджментом, а я к тому времени так устал от финансов, что слово «нефинансовый» мне очень понравилось. Решил заниматься подчёркнуто нефинансовыми делами и следующие три года там провёл, писал разные отчеты.

А в 2002 году я в ЖЖ познакомился с Анатолием Левенчуком и в 2003 году ушёл к нему работать в «ТехИнвестЛаб» консультантом. Опять - на три года.

Пока я там работал, у меня уже не было графика, я не должен был ходить в офис и делал довольно много параллельных проектов - мы договорились, что я могу вести тренинги и делать что-то ещё. Именно в «ТехИнвестЛабе» произошла та самая история, когда я провалил презентацию, и оттуда я окончательно ушел в свободное плавание. C тех пор я зарабатываю, консультируя на тему презентаций и коммуникаций в целом.

Главная ошибка

Основное заблуждение о презентациях и о коммуникациях вообще - воспринимать их как процесс донесения информации.

Люди в основном задают вопрос: «Как сделать так, чтобы тебя поняли?». А это если и важно, то только во вторую очередь. Мне кажется, главный вопрос - «Как сделать, чтобы между вами случился диалог?». Ведь сейчас абсолютное большинство презентаций - это монолог. Абсолютное большинство презентаций - это когда человек пятнадцать минут говорит один, и часто даже не смотрит в аудиторию. Или смотрит, но не имеет с ними реального контакта.

То есть выступающие пытаются создать понимание в процессе монолога. Успешность этого очень сомнительна. И вместо «как сделать, чтобы меня поняли?», я так считаю, имеет смысл думать о том, «как пригласить вторую сторону задавать вопросы?». О том, чего они не понимают и что им на самом деле интересно. И вот тогда появится какая-то возможность для понимания.

«Настолько плохо, что это даже хорошо»

К сожалению, в области презентаций - очень мало людей, которые в последнее время меня чем-то вдохновляли. То, что было сказано о презентациях десять лет назад, - еще работает, по большому счету, всё понятно на этом уровне, и нет ничего принципиально нового.

Возможно, через десять лет или раньше случится какой-то следующий уровень. Это может быть связано с каким-нибудь технологическим прорывом или с чем-нибудь ещё. А пока... Нет человека, чьи бы презентации я бы прямо ждал-ждал.

Появляются время от времени какие-то яркие люди, которых я пересматриваю по несколько раз, но нельзя сказать, что есть какой-то кумир, как 5-7 лет назад, когда мне очень нравился Джобс. Есть люди получше, есть люди похуже, но гениев… Ну, Элон Маск, может быть. Маск - удивительно плохой выступающий, он so uncool it is actually cool. То есть он настолько плохо выступает, что это даже хорошо.

Я, можно сказать, активно ищу таких людей, потому без них скучно. Вообще, я сейчас нахожусь в таком промежутке, когда «время разбрасывать камни». Слушаю сейчас один аудио-курс по теории сложных систем и там как раз говорят, что есть два вида стратегий: explorative and exploitative, исследовательские и эксплуатационные.

Исследовательская стратегия - это когда ты ищешь что-то, а эксплуатационная - это когда ты уже нашёл нужное и начинаешь в нём копаться. Выбрал какую-то тему - например, презентации - и начинаешь всё читать про презентации, читаешь-читаешь-читаешь. Вот я все значимые книги о презентациях прочитал и сейчас опять живу в исследовательской фазе, никуда особенно не торопясь ищу очередной пик.

Если ничего радикально нового в презентациях я в последнее время не вижу, значит, нужно самому придумывать что-то новое - а для этого мне нужны какие-то идеи из смежных областей. Либо - всё, в презентациях на текущем этапе развития цивилизации достигнут тот прогресс, который требуется, и мне необходимо смещаться в какую-то параллельную или перпендикулярную область. И это тоже означает, что надо смотреть вокруг - что там интересного?

За один год я прохожу, кажется, около 20 разных обучающих курсов. Сейчас - кроме аудиокурса по теории сложных систем - ещё курс на Coursera по теории информации. Это не часть какой-то гигантской программы, просто интересно, как сейчас устроен в западных вузах базовый курс по теории информации.

Этот текст Алексея явно противоречит общепринятым стереотипам Прихода-к-Успеху: как же так - а терпеть? превозмогать? работать до восьмого пота? Поэтому мы попросили его еще раз высказаться о старании (и спутнице его, прокрастинации).

Есть принцип «сомневаешься - делай», который чудесен, но для меня не работает.

Мой принцип (если совсем коротко формулировать): «cомневаешься - не делай», и я действительно почти ничего специально не делаю. Мне кажется, что каждый человек должен определиться, какой из этих принципов ему ближе. Вот у меня мало собственной внутренней энергии. Если б было много энергии, тогда, конечно, стоило бы выбрать «сомневаешься - делай».

Понятно, что если у меня где-то болит, я иду к врачу. Но я стараюсь не реализовывать идей, я стараюсь отвечать на вызовы.

В результате - я просто перестал разбрасываться временем и энергией, по поводу и без повода. И перестал заниматься разной ерундой, которой я до этого занимался в большом количестве. Вот и всё. И это позволило мне сфокусироваться на чём-то, что мне по-настоящему интересно, чего я не могу не делать . Мне кажется, это и есть настоящая проактивность.

Многие люди путают проактивность и инициативность. Это абсолютно ортогональные вещи. Проактивность - это осознанность относительно своих целей и ценностей, а вовсе не способность генерировать какую-то бессмысленную суету. В этом смысле я проактивен, хотя и совершенно не инициативен.

Я практически не занимаюсь творчеством. Я стараюсь ничего не придумывать, использовать то, что есть. Я когда-то сказал, что творчество - это протест и мне по-прежнему так кажется. Моменты, когда я всё-таки вынужден заниматься творчеством, скорее всего, связаны с тем, что меня достало абсолютно все.

Мне кажется, что, по большей части, свобода заключается в принятии. В том, что ты просто сдаёшься на милость неким ограничениям и меняешь только очень немногие вещи, которые для тебя досягаемы и которые правильно поменять вот сейчас. Я против какого-то бунта по поводу всего, что есть вокруг, меня вполне устраивают большинство вещей вокруг. И хотя творчество - очень большая ценность, но принятие - тоже очень большая ценность.

Итак: мой «режим по умолчанию» - это принятие, то самое «сомневаешься - не делай». Первое, что я стараюсь делать - это принять. И если это не получается, тогда пытаюсь изменить. И изменение - это творчество, а творчество - это протест.

Избегать прокрастинации

«Прокрастинировать» означает «отлынивать», откладывать важные дела. Прокрастинация хитра: она скрывается и за играми, и за чтением соцсетей, и за уборкой квартиры, и за другими мелкими занятиями. Так она удерживает вас от серьезных достижений.

Научитесь не прокрастинировать и быстро выполнять необходимое! Это сохранит вам тысячи часов жизни.

Когда ты не занимаешься вещами, которые тебе не нравятся, прокрастинация не является большой проблемой.

Но стоит попасть в какую-то ситуацию, когда мне что-то сделать нужно - а я не хочу, но нужно - прокрастинация включается по полной программе. Я ей очень сильно подвержен, но, увы, это не то, что можно легко изменить. Пробовал много раз - и бесполезно, остается принимать её как данность.

Финансист из меня не получился именно потому, что не хватает усидчивости. Или учёный, предположим, из меня не получился (и вряд ли получится), потому что, насколько я представляю себе науку, это огромное количество выполнения всяких, в общем-то, формальных требований - кому-то наверное нужных, но мне не интересных. Куча какой-то бумажной работы. И вот заставить себя делать эту бумажную работу я не могу.

Для меня выход - просто получать локальное удовольствие от того, что я делаю, и наполнять то, что я делаю, каким-то большим собственным смыслом.

Хотя и смысл не гарантирует, что успеешь до дедлайна. Я не очень дисциплинированный человек, но когда я писал книгу, было очень тяжело выкатывать по 25-страничной главе на английском раз в десять дней. Большую часть этого времени я просто прокрастинировал, играл в игры, смотрел сериалы и начинал писать за три дня до дедлайна.

Я не люблю писать долгие тексты по расписанию, мне нужна обратная связь для того, чтобы подпитываться энергией. В блог написал - получил обратную связь, какое-то количество лайков, комментариев, расшариваний, чего-то ещё. И это меня как-то подпитало, и тогда я могу писать дальше. А с книжкой совсем по-другому: ты пишешь, ты отсылаешь главу - и дальше нет никакого фидбэка вообще. Для меня это очень тяжело. Самое главное, что я понял: писать книгу - дико напряжно. Это такое сверхусилие, которое ты делаешь над собой.

Второе открытие: это столь же дико полезно. Книга - очень длинный разговор. Если область достаточно узкая (а презентации - это, в общем, достаточно узкая область), то ты можешь ответить в книге на все вопросы, включая те, на которые тебе не хочется самому отвечать, а они висят в воздухе.

И третье, довольно грустное, открытие: алкоголь, конечно, сильно помогает. Он, как бы это сказать, позволяет войти в какой-то поток писанины.

В нормальном состоянии сознания ничего длинного и существенного написать нельзя.

В нормальном состоянии сознания - всё нормально, и никакого протеста у тебя нет, и никакого творчества не требуется, ты счастлив и доволен жизнью. Как только ты чуть-чуть меняешь точку зрения, ты понимаешь, что всё вокруг полная лажа, всё нужно переделывать, и в этот момент у тебя появляется какой-то задор, и в этот момент ты начинаешь что-то писать.

Уголок глобальных вопросов

Мы тут с высоты Смартии постоянно разглядываем, куда погружается образование. Как думаешь, главная проблема доминирующего привычного образования - это что?

Дай подумать. Мне кажется, что самое большое зло этого образования - оно приучает людей соблюдать какие-то формальные критерии, забывая о смысле того, что они делают. То есть, оно учит людей выполнять упражнения ради выполнения упражнений. Ты пишешь курсовую не для того, чтобы сказать какое-то новое слово в науке, а для того, чтобы написать курсовую.

Я понимаю, может быть, нельзя требовать от людей того возраста, когда пишут курсовую, чтобы они сказали новое слово в науке. Но пусть хоть для себя узнают что-то, им интересное. То есть, я уверен: можно по-другому им ставить задачи, не заставлять их делать вещи, которые делаются просто ради образовательного процесса, вещи бессмысленные за пределами высшего учебного заведения. Я за то, чтобы люди писали, не знаю, не курсовые, а какие-нибудь электронные книги, которые они потом публиковали бы на Амазоне и, может быть, у кого-то кто-то даже такую купит. А пока не хватает чего-то, что будет жить за стенами вуза.

Ты же продолжаешь преподавать? Сегодняшние студенты чем-то отличаются от студентов 10-15 летней давности (когда еще нам приходилось заниматься соблюдением формальных критериев)?

Да, я преподаю в МГУ, вот вчера сидел там на защите дипломов. В целом, кажется, что люди намного больше стали следовать за тем, что им нравится. Идея, что нужно идти за интересом - не знаю, чья это идея, но Стив Джобс её очень сильно популяризировал своей речью в Стэнфорде - она в тех студентах, которых я сейчас вижу, намного сильнее укоренена, чем была укоренена во мне, когда я учился в «Плешке». По крайней мере, в студентах МГУ. Не знаю уж, насколько репрезентативна выборка МГУ.

В мои времена было намного больше ориентации на «успех». Было намного популярнее представление о мире, как о пирамиде с одной вершиной. И сейчас, мне так кажется, многие люди понимают, что вершин очень много и, в общем, нет цели залезть на самую высокую. Главное - чтобы тебе нравился процесс восхождения, чтобы ты понимал, что ты делаешь и зачем. По-моему, этого стало существенно больше.

Вот сейчас эти люди получат дипломы и будут бродить в долинах между вершинами - выбрать же бывает непросто! Может, посоветуешь какие-то хорошие книги на тему «что делать с работой и с жизнью»? Например, твой Топ-3 - это...

Good to Great Джима Коллинза, Now, Discover Your Strengths Бакингема и Клифтона, ну и Re-Imagine! Тома Питерса.

Причем необязательно читать все три, в них очень много общего, и из одной книжки можно сделать все необходимые выводы. Есть какие-то существенные различия, но мне кажется, что они хорошо друг друга дополняют. Если предположим, лень думать, а читать не лень, то можно и три прочитать (смеётся).

Эти люди в свое время на меня очень сильно повлияли, поэтому я, как человек из бизнеса, их рекомендую.

Вот, кстати, про бизнес: твои показатели успеха, кажется, совсем не такие, как у большинства предпринимателей...

Постой, «предприниматель» и «бизнесмен» - это совсем разные вещи. Мне кажется, что бизнесмен – это человек, который строит бизнес, и у его бизнеса есть KPI, оборот, прибыль, EBITDA, что-нибудь еще. А предприниматель – это человек, который что-то предпринимает, это в каком-то смысле про активную самозанятость. Даже если он, - как в моём случае - не-предпринимает, ему не всё равно, у него есть ценности и он может отличить добро от зла, грубо говоря. Вот, мне кажется, моё определение предпринимателя.

Могу вспомнить про одну промышленную, индустриальную компанию. Индустриальные компании - они же в чём-то все одинаковые, у них много общего. Например, у них в ценностях очень часто присутствует слово «эффективность», в смысле efficiency, коэффициента полезного действия, и часто это единственная ценность, которая в индустриальных компаниях востребована. Может быть, что-то ещё бывает про ответственность... но эта ответственность, в основном, - по поводу эффективности.

В общем, это история про типичную такую американскую gigantic faceless corporation. Условный «Макдональдс», причем не реальный «Макдональдс», а именно как он представлен в общественном сознании - чистое кристаллизованное зло. И от них я получаю запрос «научить сотрудников рассказывать истории».

И, поскольку у них индустриальный очень взгляд на мир, индустриальное сознание, они думают, что существует какой-то алгоритм, по которому можно рассказывать истории. Какая-то схема: «делай раз-делай два-делай три» - и у тебя всё получится. Разумеется, ничего подобного нет (смеётся).

Сторителлинг - это творческая работа. Был бы алгоритм, я бы просто не стал этим заниматься, потому что тогда этим бы занимались все. Это им ужасно не понравилось. Почему-то у них было ощущение, что я знаю как «правильно», и они хотели прямо заполучить технологию.

В сторителлинге очень много построено на том, что ты создаёшь отношения с аудиторией, и выстраивание отношений невозможно технологизировать. Не бывает «эффективных отношений», это бред.

В итоге я подумал, что они - дураки, а они подумали, что я - какой-то странный.

И для меня это было еще одним важным сигналом: у меня есть целевой рынок. То, что я делаю, нужно далеко не всем, и далеко не все это могут понять. Мне не нужно браться за все заказы. Я и раньше это хорошо понимал, но тут как-то очень явно увидел, где же в точности проходит эта граница. А проходит она по тому, какие отношения люди пытаются друг с другом создать.

Может быть «ориентация на транзакцию», вроде «ты - мне, я - тебе, и разбежались». А может быть... была такая книжка «Клиенты на всю жизнь», от издательства «Манн, Иванов, Фербер», по-моему, это была первая книжка, которую они издали. Она про людей, которые стараются создавать отношения на всю жизнь. И сторителлинг, он, конечно, для таких людей.

- Можешь назвать ключевые проблемы бизнеса в России? Образование вот от жизни оторвалось, а с бизнесом что?

Первая ключевая проблема российского бизнеса сейчас - это мудаки. Мудак... к сожалению, не помню, кто дал это определение, но мудак - это человек, который считает, что обладает уникальной привилегией причинять людям боль, эмоциональную или физическую. Агрессивный человек, который считает, что у него почему-то есть право быть агрессивным и это его как-то оправдывает. Таковы начальники, которые третируют своих подчиненных, подчиненные, которые третируют клиентов и т.д. Это глобальная проблема - люди не считающие, что они должны быть (в широком смысле) nice: вежливыми, участливыми...

Общий тренд сейчас - мудаков потихоньку выживают, к ним становятся все менее и менее терпимы, что позволяет очень сильно всё упростить в коммуникации. А вторая проблема бизнеса - это идиоты. Люди, которые не думают.

Это, пожалуй, и вне бизнеса больной вопрос, я им часто задаюсь. Вот почему люди (в массе своей) не думают? Ведь ноль целых ноль десятых критического мышления на российский квадратный километр, как так можно?

Мне кажется, что для большинства людей это не нужно (смеётся особенно заразительно ). Это не помогает им лучше жить.

Понимаешь, критическое мышление просто делает тебя локально несчастным. Ты быстро приходишь к выводу, что мир очень скверно устроен и... Ну и зачем ты это понял? Если у тебя нет каких-то больших планов по изменению этого, то, в общем, критическое мышление не нужно. Если я правильно понимаю, ты говоришь, что люди не думают как бы тактически, локально, в моменте.

А мне кажется, что беда, в основном, со стратегическим мышлением. Они просто не планируют своё будущее никак вообще, оно уже спланировано за них той социальной матрицей, в которой они родились. И, в тот момент, когда ты принимаешь всё, что есть - за данность, думать не нужно. Думать - это очень дорого, это требует очень много энергии, времени, усилий каких-то, ты начинаешь ссориться с людьми. И, в общем, большого смысла в этом нет.

Поэтому ответ на твой вопрос - просто у людей есть убеждение, что «здесь ничего поменять невозможно». Я-то просто уверен, что это не так. Даже я с моими очень небольшими силами, суперсконцентрировав свои усилия в одной точке, могу что-то немного поменять. А большинство людей думают: максимум того, что они могут поменять - это пыль вытереть на столе, да и на это многих не хватает.

(1-я) Вадим Францев, с мастер-класса в технопарке МГТУ имени Баумана и Mail.Ru Group
(2) Сергей Сморовоз
(4) Тимур Аникин
...и трое замечательных людей, имена которых мы не сумели выяснить.

В конце 2003 г. я работал аналитиком в консалтинговой компании. Фирма специализировалась в области стратегического консалтинга. Нашими клиентами были российские министерства, сенаторы, законодатели и в прошлом государственные, а теперь приватизированные компании. Моя работа состояла в написании отчетов, которые должны были способствовать процессу принятия решений. У меня не было практически никаких контактов с клиентами, и я, честно говоря, не сильно из-за этого расстраивался. Меня вполне устраивало просто писать. Но затем наступил тот самый день. Один из партнеров фирмы (которому я сегодня очень признателен) решил, что мне пора посмотреть на большой мир. Мне надо было "презентовать" перед клиентом фирмы отчет, который я недавно для него написал.

Я попытался переделать свой отчет в PowerPoint-презентацию. В результате получился полный буллет-пойнтов кошмар, напоминающий телесуфлер. Такое сегодня уже редко встретишь. Я помнил, что мой начальник советовал использовать больше картинок. В 2004 г. "картинки" брались главным образом из библиотек клипарта, встроенных по умолчанию в Microsoft Office. При этом у меня полностью отсутствовали навыки дизайна и вкус был весьма далек от идеала. Так что — да, там было несколько картинок, но, по правде говоря, лучше бы их не было вовсе.

Я говорил на протяжении 30 минут, и все шло хорошо (или, по крайней мере, я так думал). К несчастью, оказалось, что клиент не вполне разделяет мою точку зрения. Он не понял, зачем был подготовлен этот отчет, что такое он выявил и зачем мы потратили на это столько времени и денег. Моим начальникам пришлось тут же сымпровизировать еще одну презентацию, которая, к счастью, возымела эффект. Клиент в итоге успокоился, но попросил никогда больше не поручать мне проводить презентации. Я был так расстроен, что пообещал себе в следующие же несколько месяцев научиться делать презентации. Вот так все и началось*. Два года спустя клиент (хотя и не тот же самый) попросил, чтобы презентации всегда, когда только можно, проводил именно я.

Четыре года спустя я прочел книгу Джима Коллинза "От хорошего к великому" и решил зарабатывать себе на жизнь тем, что у меня лучше всего получалось, — презентациями. В следующем году я опубликовал презентацию под названием "Смерть через PowerPoint", которая, к моему полному удивлению, распространилась как вирус — на текущий момент её посмотрели более 2 млн человек. Это стало лучшим подтверждением правильности выбранного мною пути. Сегодня я веду курс по презентациям в одной из лучших российских бизнес-школ, провожу корпоративные мастер-классы, работаю консультантом и сотрудничаю с компанией "Меркатор", ведущим российским производителем корпоративных фильмов, бизнес-презентаций и инфографики.