Закон и право

Внутрипроизводственного планирования. Организация внутризаводского планирования (вп)

При формировании любого предприятия основой всегда служит производственный процесс, который является совокупностью действий, направленных на изготовление готового продукта. В свою очередь, независимо от характера конечного продукта производственный процесс включает в себя основные, вспомогательные, обслуживающие и управленческие процессы.

В ходе основных процессов создается собственно конечный продукт, а вспомогательные и обслуживающие процессы лишь обеспечивают условия для нормального течения основных. Управленческие же процессы служат организации хода самого производства.

В эту схему вполне вписывается и организационная структура издательства, которая должна соответствовать характеру издательского процесса, обеспечивать выпуск книг высокого качества и по приемлемой для рынка цене.

Деление издательства на взаимосвязанные части: редакционную, художественно-оформительскую, производственную, экономическую, маркетинга и распространения.

Организационные структуры различных издательств весьма разнородны, но все же можно выделить несколько типовых, к которым сводятся возможные варианты.

Функциональная структура подразумевает деление издательства на отдельные функциональные блоки, имеющие свои конкретные функции: редакционный, производственный, маркетинговый, финансово-экономический и др. Возглавляет такую структуру директор, а отдельные блоки возглавляют менеджеры (управляющие, начальники). Как правило, подобная структура наиболее приемлема для издательств малого и среднего масштаба, при небольшом объеме выпуска и при однородном характере выпускаемой литературы.

В случае товарной структуры в издательстве создаются соответствующие отделения (например, справочной литературы, учебников и т.д.), а полномочия по издательской и маркетинговой деятельности передаются управляющему, который и отвечает за выпуск данного вида изданий. Руководители вспомогательных служб (маркетинговой, производственной и др.) отчитываются по этим изданиям перед таким управляющим. Организационная структура при этом позволяет в крупном издательстве уделять конкретным видам изданий столько же внимания, как и в специализированных на этих изданиях фирмах. К преимуществам подобной организации следует отнести возможность повседневного контроля затрат и исполнения графика прохождения издания в производстве.

Рыночная организационная структура целесообразна в тех издательствах, где широк спектр выпускаемых изданий, ориентированных на различные группы потребителей. Некоторые крупные издательства имеют специальные отделения по выпуску, например, детской, справочной, учебной или какой-либо иной литературы. Такие отделения действуют в составе издательства фактически как независимые компании, имеющие свою внутреннюю структуру с отделами и службами, в том числе финансовыми.

Возможно и создание региональных организационных структур издательств. Они характерны главным образом для издательств общенационального масштаба, а также для транснациональных фирм и компаний, таких, как, например, германский издательско-полиграфический концерн «Бертельсман». Подобная организация позволяет учитывать те или иные региональные условия (язык, традиции, законы, обычаи, особенности покупательского спроса) для успешного ведения бизнеса. Однако в России такой вид организации практически не используется, поскольку нет еще издающих структур требуемого для этого уровня.

Но все же главным в организации работы любого издательства является учет специфики самого издательского процесса, его стадий, к числу которых следует отнести: планирование выпуска; работу с автором и рукописью; оформление издания и его подготовку к полиграфическому воспроизведению; размещение заказа на полиграфическом предприятии, контроль и приемку тиража; реализацию готового тиража.

Таким образом, можно выделить три основные составляющие издательства части: редакционную, производственную и службу реализации (по сути, в тех организационных структурах, о которых мы говорили выше, эти части присутствуют, просто в разной соподчиненности). Наряду с ними во многих издательствах существуют вспомогательные (обслуживающие) отделы: бухгалтерия, юридическая служба, наборные участки, компьютерные службы, отделы (редакции) художественного оформления и др. Примерная структура издательства приведена на рис. 5
.

Организационная структура издательств не стабильна, поскольку подвержена воздействию как внутренних, так и внешних факторов, таких, например, как изменение издательской политики или конъюнктуры книжного рынка.

В то же время очевидно, что структура издательства, особенно малого или среднего, формируется и под воздействием таких факторов, как объем выпуска, специализация издательства, квалификация сотрудников. При этом всегда следует учитывать, что условия рынка определяют некоторые допустимые рамки в соотношении объема выпуска и числа занятых в издательстве работников. В литературе обычно приводится цифра 3-10, то есть на каждого штатного сотрудника издательства должно приходиться от трех до десяти выпущенных книг. Теоретически в этом случае экономические показатели работы издательства должны быть относительно стабильными. Однако, поскольку книга является интеллектуальным товаром, а само книгоиздание - процессом творческим, опора на любые, самые выверенные количественные показатели без оценки их качественного наполнения может оказаться ошибочной.

Как отечественный, так и мировой опыт издательской деятельности свидетельствует о том, что имеется определенный минимально необходимый круг специалистов, без которых нельзя обойтись при подготовке изданий. Помимо редактора в их число входят специалисты по таким направлениям, как маркетинг, ресурсы (имеется в виду обеспечение производства бумагой и материалами), полиграфия, художественное оформление изданий, техническое редактирование и некоторые другие. Остановимся подробнее на их функциях.

Редактор. Традиционное назначение редактора - редактирование текста, то есть «приведение содержания и формы любого документа, написанного или подготовленного кем-либо, в соответствие с общепринятыми или специально установленными требованиями и нормами». Редактор - ведущий специалист в издательстве, и от его работы во многом зависит качество выпускаемых издательством книг. Так было всегда. Однако характер работы и сам статус редактора за последние годы существенно изменились. Если говорить коротко, то на смену редактору-правщику текста пришел редактор-организатор издания. Что это означает? Прежде всего то, что помимо решения чисто редакторских задач, связанных с работой над авторским текстом, редактор в значительной мере определяет издательский репертуар, инициирует создание новых книг по тематике издательства, работает с автором, начиная с идеи книги, занимается наряду с другими специалистами вопросами ее будущей реализации, в конце концов, в определенной мере отвечает за финансовый успех конкретного издательского проекта. Зачастую редактор сегодня работает не над каким-то одним конкретным изданием или не только над ним, но возглавляет отдельные направления, книжные серии и проекты. Конечно, подобная работа требует высокого уровня профессионализма и значительного личного опыта, что приходит не сразу. Отметим поэтому, что в любом случае по самой сути своей работы редактор должен быть творческой личностью, специалистом в той области знаний, к которой относится редактируемая им литература, в полной мере владеть методикой редактирования, быть способным критически анализировать произведение, хорошо разбираться в основах издательского дела, полиграфии и маркетинга.

Следует все же оговориться, что подобный подход к существу редакторской работы характерен для относительно небольших и малых издательских структур. В крупных фирмах, где ежемесячно выпускаются сотни названий книг, где фактически работает конвейер, и где в силу самого масштаба производства превалирует узкая специализация, содержание работы редактора в большей мере соответствует традиционному его толкованию.

Специалист по маркетингу. С некоторых пор эта фигура в издательстве стала сопоставима с редактором, а порой ее значение оценивается и выше. Это говорит о том, что роль издательского персонала, занимающегося продвижением книги на рынке, чрезвычайно велика.

В нашем курсе целая глава отведена издательскому маркетингу (см. выше), здесь же отметим, что с уходом в прошлое монополизированного государственного рынка главным ориентиром для издателя стало желание потребителя, его интересы и возможности. Отсюда и необходимость выделения специальных людей, которые бы хорошо ориентировались в этих самых желаниях, интересах и возможностях, и которые бы за счет этого знания могли определять издательские приоритеты в режиме, так сказать, «реального времени». В более широком смысле деятельность специалиста по маркетингу связана с выстраиванием отношений издательства с внешним миром, поэтому она весьма многопланова.

Специалист по ресурсам. Одна из особенностей книгоиздательского дела - сочетание интеллектуального процесса создания книги с материальным производством. Мало создать книгу в том или ином виде (оригинал-макет, фотоформы, готовые печатные формы), нужно изготовить ее тираж средствами полиграфии, а для этого необходимо соответствующее материальное обеспечение, а значит, и соответствующие специалисты. В издательствах в зависимости от объемов производства могут функционировать специальные подразделения по ресурсам, а может быть только один специалист, но так или иначе бумагой и материалами для печати должны заниматься профессионалы. Им приходится решать множество вопросов, прямо влияющих на эффективность работы издательства.

Бумагу изготавливают бумажные комбинаты. Но если издательство не нуждается в регулярных поставках больших партий бумаги, то нет необходимости обращаться на комбинат. Прежде всего нужно определиться: самим закупать бумагу или поручить закупку типографии, в которой будет печататься тираж. Может, и вовсе не заниматься закупкой бумаги, а воспользоваться той, что уже есть на складах типографии. Но на складе, как правило, в наличии ограниченное число сортов бумаги определенного качества либо она уже закуплена у традиционных поставщиков под определенный заказ. Иногда бывает проще оформить этот заказ через типографию. Если вопрос о закупке бумаги все же возник - у кого ее лучше покупать? Непосредственно у комбината, у его агента, у торговой организации? Самостоятельная закупка бумаги и материалов означает необходимость аренды или приобретения складских площадей, автотранспорта, привлечения дополнительного персонала и т.д. И это только часть вопросов, в большей мере организационных. Добавьте к ним выбор необходимых для конкретного издания сортов бумаги и переплетных материалов, оценку их качества, контроль при печати тиража. А если издательство самостоятельно закупает, транспортирует, хранит и поставляет бумагу и материалы в типографию, число вопросов многократно умножается.

Так что вполне очевидно, что специалист по ресурсам - одна из ключевых фигур в издательстве, тем более, что практически каждое его решение влечет за собой ту или иную финансовую ответственность.

Специалист по производству. Это работник, который соединяет издательство с типографиями. В круг его обязанностей входят обеспечение требуемого уровня издательско-полиграфического оформления книг, контроль качества полиграфических работ, соответствия полиграфического исполнения договору между издательством и типографией и условиям спецификации на художественное и техническое оформление по каждому изданию. Он же отслеживает сроки выполнения заказа, рассчитывает потребность в бумаге и переплетных материалах, контролирует расходование их полиграфическим предприятием. Специалист по производству должен не только хорошо знать технологию полиграфического производства, но и обладать технико-экономическими знаниями в области издательского дела и полиграфии.

Художественный редактор. Занимается художественным оформлением и художественным редактированием изданий, его главная задача - создать художественный образ книги, превратить доработанный редакторами авторский оригинал в издательский.

В настоящее время издательства, как правило, работают с внештатными художниками, а всю работу, связанную с художественным оформлением и художественным редактированием изданий ведет главный художник (в крупных издательствах) или художественный редактор. Они занимаются оформлением каждого издания, заказывают внештатным художникам оформление и иллюстрирование книг, принимают готовые работы - эскизы и оригиналы иллюстраций, титульных листов, обложек, переплетов, форзацев и иных элементов оформления книги, оценивают качество их исполнения, отслеживают сроки выполнения заказа. Зачастую именно штатные издательские художники занимаются разработкой издательского стиля, издательской марки, оформлением основных издательских книжных серий, нестандартных издательских проектов.

Художественный редактор, естественно, должен иметь специальное художественное образование. Но не только. Важно, чтобы он хорошо знал технологию полиграфического производства книги, основательно изучил свойства бумаги и материалов, используемых в издательском деле, экономические аспекты своего ремесла.

За последнее время технология художественного оформления изданий в значительной мере изменилась за счет использования компьютерной техники в книжном дизайне. Компьютерные программы верстки позволяют выполнять значительную часть работ по подготовке оригинал-макета в автоматическом режиме. Имеются готовые шаблоны оформления, а если они не устраивают издателей, можно создавать новые. Интерактивный режим работы программного обеспечения дает возможность вносить коррективы непосредственно в процессе работы над версткой. Сканирование позволяет активно работать с иллюстративным материалом, к тому же постоянно увеличиваются возможности компьютерной графики.

Таким образом, компьютерная техника вроде бы позволяет верстальщику конкурировать с художником, а издателю обходиться без последнего. Но это ошибочное мнение. И если при работе над простыми изданиями оно может быть и оправдано, то уже при работе даже над средней сложности издательским проектом нельзя обойтись без участия профессионального художника.

Технический редактор. Разрабатывает техническое оформление каждого издания, подготавливает его к полиграфическому исполнению путем разметки каждого его элемента, контролирует выполнение типографией всех художественно-оформительских указаний издательства, всех технических правил набора и верстки.

Технический редактор указывает в ходе разметки оригинала гарнитуру, начертание и кегль шрифтов, приемы набора и верстки, производит расчет таблиц и выводов, определяет размеры иллюстраций на полосе и способы их воспроизведения, просматривает и визирует готовые к сдаче в типографию оригиналы иллюстраций, титульных листов, обложек, форзацев и других элементов книги.

Кроме того, технический редактор отслеживает соблюдение нормативных требований к наборному оформлению. В частности, требования ОСТа 29.124-94 «Издания книжные. Общие технические условия» и ОСТа 29.76-87 «Оригинал-макет для полиграфического репродуцирования. Общие технические требования», а также нормативных материалов, касающихся подготовки изданий для детей или учебной литературы.

Работа технического редактора тесно связана с работой редактора и художественного редактора, он также контролирует работу верстальщика оригинал-макета в части соблюдения им принятого оформления книги и правил верстки книги, поэтому он должен разбираться в вопросах искусствоведения и графики, быть образованным в области технического и художественного оформления, знать технологию и экономику полиграфических процессов, хорошо ориентироваться в применяемых в книжном деле бумаге и материалах.

Выше мы говорили о тех специалистах, которые составляют основу издательского коллектива, вернее, выполняемые ими функции составляют содержание издательского процесса. Понятно, что далеко не во всех издательствах эти специалисты являются штатными сотрудниками, да в этом и не всегда есть необходимость. Но то, что каждая подготавливаемая издателем рукопись должна побывать в их руках, пройти все необходимые этапы, прежде чем она станет книгой и попадет к своему читателю, в этом сомнений нет.

Наряду с теми специалистами, о которых мы уже говорили, работу издательства обеспечивают многие другие сотрудники, без которых издательство не могло бы осуществлять свою деятельность.

По сравнению с теми издательскими структурами, которые традиционно существовали в период плановой экономики, эти службы, конечно же, претерпели изменения, однако суть их осталась прежней - обеспечение нормального функционирования издательства как предприятия. Прежде всего, мы имеем в виду такие службы, как бухгалтерия, экономическое и юридическое подразделения. Но если бухгалтерия (или бухгалтер в небольшом издательстве) и экономическая служба являются достаточно традиционными структурными подразделениями в издательстве, ведут учет денежных средств и материальных ценностей, расчеты по договорам с авторами, рецензентами, художниками, сотрудничающими с издательством организациями, а также с сотрудниками издательства, отслеживают движение издательских портфелей, себестоимость издательской продукции, процессы ценообразования и т.д., то с юридическими службами дело обстоит иначе.

До недавнего времени юридические службы (или юрисконсульт) имелись лишь в крупных издательствах и решали зачастую лишь технические вопросы, связанные с договорными обязательствами издательства. Сегодня ситуация существенным образом изменилась. Связано это с возросшими юридическими требованиями к обеспечению издательской деятельности. Прежде всего, конечно, в части авторского права. Множество новых проблем появилось у издателей в сфере арендных, налоговых, финансовых отношений. Более тщательного юридического подхода требуют взаимосвязи с партнерами по издательскому бизнесу. Отсюда необходимость наличия в структуре издательства юридической службы. В крупных издательствах это, как правило, отдельное подразделение. В малых и средних - такого подразделения может и не быть, чаще юридическое обеспечение их деятельности осуществляется внешними юридическими агентствами или юристами, с которыми заключаются соответствующие договоры.

Помимо бухгалтерии и юридической службы в издательствах, в зависимости от необходимости, создаются и другие обслуживающие подразделения, такие, например, как самостоятельный отдел рекламы, хозяйственный отдел, служба безопасности или охраны, информационный отдел, технические службы, обслуживающие компьютерную технику и т.д.

Говоря выше о нормативно-правовой базе издательской деятельности, мы упоминали целый ряд документов, в той или иной мере регламентирующих издательскую деятельность. Общие обязанности издательства как раз и вытекают из необходимости выполнения их отдельных положений и, конечно, практической целесообразности.

Напомним, что к основным законодательным актам, напрямую касающимся издательской деятельности, относятся, прежде всего, Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» и Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов».

До недавнего времени, как мы уже отмечали, действовало «Временное положение об издательской деятельности в РСФСР», в котором помимо порядка организации издательской деятельности были прописаны также и основные права, обязанности и ответственность издательства. Это Положение теперь не действует, однако содержавшиеся в нем условия (кроме лицензирования издательской деятельности) и сегодня вполне адекватно отражают действительное положение вещей, поэтому мы будем его использовать.

Прежде всего, издательство обязано выпускать любое издание на основе договора с автором или его правопреемником в соответствии с действующим законодательством, то есть в соответствии с Законом об авторском праве и смежных правах.

Кроме того, есть обязательства, которые связаны с выполнением государственных стандартов в части оформления каждого издания в соответствии с ГОСТом, например, размещение в каждом издании выходных сведении в соответствии с ГОСТом 7.4-95 «Издания. Выходные сведения».

Важной обязанностью издательства является предоставление обязательных экземпляров изданий в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов». Важной потому, что, как мы уже говорили, на основе обязательного экземпляра документов ведется государственная статистика печати, поэтому неисполнение закона приводит к искажению реальной картины положения дел в книгоиздании. Помимо этого, здесь важна и другая составляющая - обязательные экземпляры направляются в ведущие библиотеки страны, а значит, становятся доступными читателю, в чем напрямую заинтересованы издатели. В конце концов, даже простое объявление того или иного издания в списках вышедших книг, которые публикует, например, газета «Книжное обозрение», уже является некоторого рода рекламой и, безусловно, выгодно издателю. Понятна в этой связи и необходимость выполнения ГОСТа по выходным сведениям наряду с законом об обязательном экземпляре: чем правильнее издание будет описано, тем более конкретного читателя оно обретет, а значит, будет полнее востребовано и скорее разойдется.

Соблюдение ограничений на публикацию информации, которые установлены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом о государственной тайне, прежде всего, находятся в сфере интересов издательства, поскольку неисполнение этой обязанности влечет за собой судебную ответственность и, как следствие, финансовые затраты.

Ну и, наконец, непреложной обязанностью издательства является выполнение договорных обязательств. Это касается его отношений со всеми участниками издательского бизнеса: типографией, книготорговым предприятием, различного рода посредниками и финансовыми структурами и, естественно, с авторами. Как правило, документы, которые выходят из издательства во исполнение соответствующих договоров и соглашений, подписываются руководителями издательства.

Что касается издательских прав, то в рамках действующего в Российской Федерации законодательства издательства руководствуются в своей деятельности уставом, в котором оговариваются в том числе и их права. К ним, в частности, относятся:

В Российской Федерации нет специального юридического документа, посвященного издательскому праву, но отдельные положения такого права присутствуют в действующем законодательстве. Так, статья 11 (пункт 2) «Закона об авторском праве и смежных правах» гласит:

«Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания».

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 14 «Исключительные права на использование служебного произведения принадлежит лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное», а также «Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания» (п. 3 ст. 14).

И, наконец, существуют законодательные нормы, которые говорят скорее не о правах издательств, а о некоторых гарантиях защиты их интересов. Например, в соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» издательствам гарантируется:

  • бесплатное опубликование библиографической информации в изданиях государственной библиографии и централизованной каталогизации, в изданиях сигнальной и реферативной информации, в рекламных изданиях;
  • постоянное хранение производимых ими документов всех видов в национальных фондохранилищах документов Российской Федерации;
  • включение библиографической информации в отечественные и международные автоматизированные банки данных;
  • бесплатное предоставление по их запросам фактографических и статистических данных, касающихся их продукции.

Стоит добавить, что обязанности и права издательства определяются, помимо сложившейся практики и документов, о которых мы уже говорили, также нормами, действующими в экономике, налоговой, банковской, таможенной, валютной и иных сферах, определяющих жизнедеятельность хозяйствующего субъекта.

Особо следует остановиться на обязательном экземпляре изданий. Мы уже неоднократно упоминали Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» как важный из числа законодательных актов, касающихся издательской деятельности. Остановимся на его содержании несколько подробнее.

Федеральный закон определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного библиотечно-информационного фонда Российской Федерации и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра и его общественное использование.

Закон предусматривает следующие виды обязательных экземпляров:

  • обязательный бесплатный федеральный экземпляр - экземпляры различных видов документов, изготовленных на территории Российской Федерации, за ее пределами по заказу организаций и отдельных лиц, находящихся в ведении Российской Федерации, а также документов, импортируемых для общественного распространения на территории Российской Федерации, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие организации Российской Федерации;
  • обязательный бесплатный экземпляр субъекта Российской Федерации - экземпляры различных видов изготовленных на территории субъектов Российской Федерации документов, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие организации субъектов Российской Федерации;
  • обязательный бесплатный экземпляр муниципального образования - экземпляры различных видов изготовленных на территории города, района документов, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие организации муниципального образования;
  • обязательный платный экземпляр - экземпляры различных видов документов, подлежащие передаче за плату их производителями в соответствующие организации.

Закон определяет порядок предоставления документов, адрес и количество экземпляров. Важно отметить, что цели формирования системы обязательного экземпляра включают в себя такие важные направления, как осуществление национального библиографического учета, организация его постоянного хранения в национальных фондохранилищах документов Российской Федерации, использование его в информационно-библиографическом и библиотечном обслуживании потребителей, государственная регистрация (библиографическая и статистическая) отечественных документов, подготовка государственной библиографической и статистической информации, информирование общества о выходе в свет документов всех видов и т.д.

В состав обязательного бесплатного и платного экземпляра документов входят:

  • издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания) - издания, прошедшие редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие выходные сведения;
  • издания для слепых и слабовидящих - издания, изготовляемые рельефно-точечным шрифтом по системе «Брайля», «говорящие книги», крупношрифтовые издания для слабовидящих, электронные издания для слепых (адаптированные издания для чтения людьми с нарушенным зрением при помощи брайлевского дисплея и синтезатора речи);
  • официальные документы - документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный или информационный характер;
  • электронные издания - программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также электронные документы, прошедшие редакционно-издательскую обработку, имеющие выходные сведения, тиражируемые и распространяемые на машиночитаемых носителях.

Закон определяет, что производители документов через полиграфические организации доставляют в федеральный орган исполнительной власти по вопросам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций по одному обязательному бесплатному федеральному экземпляру всех видов печатных изданий в день выхода в свет первой партии тиража.

Количество поставляемых в Российскую книжную палату обязательных бесплатных экземпляров для последующего распределения между крупнейшими библиотечно-информационными организациями устанавливается законом следующим:

  • 16 обязательных бесплатных экземпляров книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий на русском языке;
  • 7 обязательных бесплатных экземпляров изоизданий, нотных изданий, географических карт и атласов на русском языке;
  • 9 обязательных бесплатных экземпляров центральных газет и газет субъектов Российской Федерации на русском языке;
  • 3 обязательных бесплатных экземпляра многотиражных газет муниципальных образований и рекламных изданий на русском языке;
  • 4 обязательных бесплатных экземпляра книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий, изоизданий, географических карт и атласов на языках народов Российской Федерации (за исключением русского) и на иностранных языках;
  • 3 обязательных бесплатных экземпляра газет на языках народов Российской Федерации (за исключением русского) и на иностранных языках;
  • 4 обязательных бесплатных экземпляра текстовых листовых изданий;
  • 9 обязательных бесплатных экземпляров авторефератов диссертаций и диссертаций в виде научных докладов;
  • 10 обязательных бесплатных экземпляров стандартов.

Не подлежат рассылке в качестве обязательного бесплатного федерального экземпляра документы строгой отчетности и приравненные к ним документы, техническая документация на военную продукцию (формуляры, инструкции по эксплуатации), бланочная продукция, указания по заполнению бланков отчетности, альбомы форм учетной и отчетной документации.

В соответствующие республиканские (национальные) книжные палаты или секторы государственной библиографии национальных библиотек направляются три обязательных бесплатных экземпляра всех видов изданий, выходящих в данной республике.

В краевые, областные, городские, районные универсальные научные библиотеки поставляются два обязательных бесплатных экземпляра всех видов изданий, выпущенных в том или ином городе или районе.

В соответствии с законом, а также с «Правилами доставки обязательного платного экземпляра изданий в Центральный коллектор научных библиотек» издатели обязаны доставлять через полиграфические предприятия и участки множительной техники в Центральный коллектор научных библиотек в течение 10 дней со дня выхода в свет первой партии тиража обязательный платный экземпляр изданий в следующем количестве:

  • при тираже издания от 500 до 1000 экземпляров - до 100 экземпляров каждого издания, кроме нот и изданий на иностранных языках;
  • при тираже издания от свыше 1000 экземпляров - до 200 экземпляров каждого издания на русском языке, до 25 экземпляров каждого нотного издания;
  • при тираже издания свыше 5000 экземпляров - до 500 экземпляров каждого издания на русском языке;
  • при тираже издания свыше 10000 экземпляров - до 10 процентов тиража каждого издания на русском языке.

На основании заказа Центрального коллектора научных библиотек издательства определяют количество экземпляров, подлежащих доставке.

Важно, что издатели относят затраты на доставку обязательного платного экземпляра изданий на себестоимость издательской продукции.

Один экземпляр каждого издания, поступающего в Российскую книжную палату из первой партии тиража в виде обязательного бесплатного экземпляра, после библиографической обработки передается на вечное хранение в Национальное фондохранилище отечественных изданий, представляющее собой полную коллекцию произведений печати, которые были выпущены в стране с 1917 г. В настоящее время коллекция насчитывает около 75 млн единиц хранения.

Выходные сведения - это размещенные на приметных местах издания ( титульный лист, обложка,

Международный стандартный номер книги (International Standart Book Number - ISBN) - универсальный идентификационный код, проставляемый на книгах и брошюрах, как правило, на обороте титульного листа. Состоит из аббревиатуры ISBN и 10 цифр, объединенных в 4 блока: идентификатор страны или языковой группы (для России это цифра 5); идентификатор издателя (в России устанавливается Российской книжной палатой); порядковый идентификатор книги (номер книги в выпуске издательства, может содержать от 1 до 6 цифр, присваивается самим издательством); контрольная цифра (служит для проверки правильности написания цифровой части ISBN). Используется более чем в 200 странах мира.

Знак охраны авторского права (копирайт) - знак, которым в соответствии со статьей III Всемирной конвенции об авторском праве обладатель исключительных авторских прав оповещает о своих правах. Знак состоит из трех элементов: латинской буквы С в окружности: выделение">К дополнительным сведениям, входящим в состав выходных сведений, относятся:

  • реферат (в отличие от аннотации, дающей представление о тематическом содержании книги, реферат кратко излагает содержание, т.е. говорит о том, что именно излагается в книге);
  • макет аннотированной каталожной карточки (печатаемый в издании по установленной стандартной форме образец такой карточки с библиографической записью издания на его языке);
  • библиографическая полоска (строка с основными библиографическими сведениями о номере, томе, выпуске периодического (кроме газет) или продолжающегося непериодического издания).

Как мы уже говорили, дополнительные сведения приводятся издательством по своему усмотрению.

ГОСТ устанавливает также следующие общие требования к выходным сведениям:

  • располагать элементы выходных сведений на тех местах в книге, которые установлены стандартом;
  • приводить дублируемые в разных местах книги элементы в единой форме без расхождений;
  • не допускать расхождений в содержании и форме выходных сведений, общих для томов, выпусков, частей книги в каждом из них;
  • указывать выходные сведения на языке издания, а на книгах, выпускаемых не на русском языке, еще и в переводе и транслитерации на русский язык.

Важно, чтобы издатели понимали необходимость соблюдения ГОСТа 7.4-95 «Издания. Выходные сведения», поскольку пренебрежение его требованиями не только усложняет ведение государственной статистики печати, но, главное, существенно затрудняет само обращение книги на книжном рынке, а значит, противоречит интересам издателя.

Конкретная ситуация

Выше мы приводили (см. рис. 5 ) типовую структуру издательства. Здесь же, учитывая, что в современной практике издательские структуры зачастую включают в себя и полиграфические, и книготорговые, и иные подразделения, в качестве примера подробнее рассмотрим организационную структуру Издательского дома «Новое слово», начавшего свою деятельность в г. Липецке в начале 90-х годов прошлого столетия.

Издательский дом «Новое слово» включает несколько независимых подразделений (см. схему
):

  • центральный офис;
  • издательство;
  • полиграфическое предприятие;
  • оптовый склад;
  • сеть розничных магазинов.

В структуру издательства входят:

  • дирекция;
  • редакционный отдел;
  • финансово-экономический департамент (контроль финансово-экономической деятельности, аудит, анализ себестоимости издательской продукции, ценообразование и пр.);
  • бухгалтерия (учет денежных средств и материальных ценностей; расчеты по договорам с авторами, художниками, рецензентами, сторонними организациями; контроль состояния издательских портфелей; выплата заработной платы штатным сотрудникам; оплата налогов; ведение бухгалтерской отчетности и пр.);
  • юридический департамент (обеспечение юридической чистоты деятельности издательского дома и юридическая защита его интересов);
  • департамент развития и рекламы (развитие и продвижение продукции, связь с общественностью и СМИ, маркетинг, взаимодействие с городскими и региональными администрациями);
  • служба персонала (подбор персонала для всех подразделений издательского дома и принадлежащих ему розничных магазинов, работа с кадрами: подбор, обучение, аттестация, ротация, повышение квалификации, увольнение);
  • служба безопасности (охрана, предотвращение хищений, информационная безопасность);
  • административно-хозяйственная служба (материально-техническое обеспечение);
  • отдел автоматизированной системы управления (поддержка и развитие единой системы управления издательского дома).

В свою очередь, редакционный отдел взаимодействует с другими подразделениями издательства: департаментом развития и рекламы - в части анализа рынка издательской продукции и покупательского спроса, рекламы издательства и его продукции; финансово-экономическим департаментом - по вопросам экономической целесообразности выпуска конкретных изданий, расчета затрат и прибыли; юридическим департаментом - по соблюдению законодательства в области авторского права, проверке юридической чистоты заключаемых договоров и т.д.

  1. Организационную структуру издательства определяет издательский процесс, включающий редакционную стадию, стадию подготовки оригинал-макета и производственную стадию.
  2. Организационная структура издательства не стабильна, подвержена воздействию внутренних и внешних факторов, таких, например, как изменение издательской политики или конъюнктуры книжного рынка.
  3. Права и обязанности издательства определяются действующим законодательством, подзаконными и нормативно-правовыми актами и уставом издательства.
  4. Политику государства в части комплектования полного библиотечно-информационного фонда страны и развития государственной библиографии определяет Федеральный Закон «Об обязательном экземпляре документов».
  5. Выходные сведения, размещаемые на приметных местах изданий (титульный лист, обложка, переплет, концевая полоса), содержат основные сведения об издании и облегчают обращение книги в торговле, библиотеке, а также читательский поиск.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое «структура издательства»?
  2. Чем отличается функциональная структура издательства от товарной?
  3. Назовите составляющие организационной структуры издательства.
  4. Кого можно отнести к основным специалистам издательства?
  5. Какова роль вспомогательных служб издательства?
  6. Назовите основные права и обязанности издательства.
  7. Какие существуют виды обязательных экземпляров изданий?
  8. Какое количество поставляемых обязательных экземпляров изданий на русском языке установлено законом?
  9. Что такое «выходные сведения»?

Организационный план

Этот план определяет основные направления кадровой политики. Одним из них является формирование организационной структуры издательства. Форма организации частного издательства выбирается его учредителями, поскольку они, как правило, входят в состав руководства (директор, главный редактор). Структура издательства зависит от многих факторов: от его типа, объема выпускаемой продукции и характера изданий, от организации редакционно-издательского процесса, созданной системы маркетинга и т.д.

Организационная структура издательства

Существуют два типа издательств: универсальные и типизированные (специализированные). Универсальное издательство выпускает несколько видов продукции (книги, журналы, альбомы по искусству) и литературу различной тематики. Специализированное издательство выпускает один вид продукции (например, книги) и вид литературы (художественная).

Издательства первого типа (как правило, большие по размеру) имеют разветвленную организационную структуру, сложные и многообразные связи с книготорговыми организациями, рекламными службами и средствами массовой информации. Таковы, например, издательства <ЭКСМО>, <ТЕРРА>, <АСТ>, <ИНФРА-М>.

Издательства второго типа (чаще всего среднего и небольшого размера) ориентированы на профессионального читателя, на определенные возрастные группы или неоднородные целевые группы, которые определяются по потребностям, религиозным, национальным или культурным интересам. Организационная структура таких издательств строится по принципу производимого продукта, т.е. зависит от специфики книжного продукта. Примером таких издательств являются <Финансы и статистика>, <Юристъ>, <ЮНИТИ>.

У малых предприятий, только начинающих свою коммерческую деятельность, организационная структура достаточно примитивна, но и в ней должны быть заложены основы для дальнейшего роста и дифференциации.

Конкуренция государственных и коммерческих издательств при выпуске одних и тех же видов литературы показывает, что более приспособлены к рыночным условиям небольшие структуры. Они более подвижны, гибки, быстрее реагируют на изменение конъюнктуры книжного рынка, легче переносят сезонные изменения в объеме реализации продукции, от которых зависит благополучие издательства. Непременным требованием рыночной структуры издательства является универсализм, который включает гибкость структуры, т.е. возможность ее быстрой и безболезненной перестройки, и многопрофильность подготовки сотрудников (наличие у одного специалиста знаний всех или нескольких сторон издательского процесса).

Что касается организационной структуры, то обычно издательство состоит из следующих основных отделов:

· редакции;

· производственный отдел;

· отдел художественного оформления.

Таким образом, вся деятельность издательства, связанная с созданием произведений, редакционной обработкой и художественно-технической подготовкой к изданию, сосредоточена в этих трех отделах. Наряду с основными отделами в издательствах действует ряд обслуживающих отделов: бухгалтерия; отдел материального снабжения; отдел маркетинга и рекламы; отдел реализации; отдел транспортных перевозок; административно-хозяйственный отдел).

Единой организационной структуры, пригодной для всех издательств, не существует, поэтому выбор ее для конкретной фирмы является сложным процессом. Структура формируется руководством издательства и управленческим персоналом в соответствии с общим предназначением, целями, задачами фирмы. Одновременно устанавливается соотношение иерархий и подсистем управления, чтобы издательство функционировало и развивалось как единое целое.

Организация - сложный процесс, требующий от менеджеров учета всех факторов производства и управления. Особенно это касается работы с персоналом, поскольку от правильной расстановки кадров и умелого руководства ими во многом зависит успех бизнеса.

Внутрипроизводственное (внутрифирменное) планирование — это разработка планов текущей работы и развития предприятия, предусматривающих обеспечение запланированного уровня эффективности производства на основе привлечения и рационального использования средств производства и рабочей силы.

Внутрипроизводственные планы бывают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, т.е.

на перспективу. Они взаимосвязаны между собой, не противоречат друг другу и разрабатываются в разрезе стратегического, тактического и оперативного планирования.

Долгосрочное планирование охватывает период времени от 10 до 25 лет.

Среднесрочное планирование основывается на долгосрочных планах, которые разрабатывают на период, не превышающий трех лет.

Краткосрочное планирование предусматривает обеспечение и использование всей совокупности потребляемых ресурсов, обеспечивающих цели, определенные в планах более длительных периодов. Краткосрочные планы разрабатываются на 1—2 года и детализируются по кварталам и месяцам.

Основные задачи внутрипроизводственного планирования включают: .

оценку изменений внешней и внутренней среды; .

определение приоритетных задач и потребностей по всем видам потребляемых ресурсов; .

расчет и сопоставление текущих и единовременных затрат с результатами; .

мероприятия по совершенствованию управления предприятием и т.п.

В условиях рыночных отношений внутрипроизводственное планирование, особенно на долгосрочный период, требует использования более действенных методов определения уровня технико-экономических показателей и установления реальных возможностей их достижения. Такой подход позволяет оценить внешние и внутренние условия, которые используются при разработке плана мероприятий для преодоления неопределенности в процессе реализации перспективных задач.

Характер и содержание плановой работы предприятия предусматривают обязательное соблюдение основных принципов внутрипроизводственного планирования, которые способствуют созданию условий для эффективной хозяйственной деятельности.

В настоящее время широко используются следующие принципы: единства, непрерывности, гибкости, экономической обоснованности.

Принцип непрерывности заключается в постоянной разработке планов в пределах установленного цикла и постоянного использования информации последовательно проходящих планов.

Гибкость планирования тесно связана с принципом непрерывности и позволяет вносить коррективы в следующие один за другим внутрипроизводственные планы, которые учитывают изменения внутренних и внешних условий и позволяют пересмотреть направленность планирования. Реализация данного принципа базируется: .

на переходных планах, дифференцирующих временной период планирования по интервалам, т.е. долгосрочный план является основой среднесрочного планирования (на трехлетний период) и последний план распределяется по годам; .

резервном плане, который разрабатывается как дополнительный вариант, отражающий вероятностную оценку возможных изменений во внешней среде.

Принцип экономической обоснованности предусматривает обеспечение эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Вопрос 4. Формы планирования и виды планов

Вопрос 3. Принципы планирования

К числу основных принципов относят:

Ø Принцип системности предполагает, что планирование в организации должно носить системный характер.

Ø Принцип участия предполагает, что каждый работник организации должен быть в той или иной мере участником плановой деятельности.

Ø Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования в организации должен осуществляться постоянно, а разработанные планы непрерывно приходить на смену друг другу, перекрывать друг друга.

Ø Принцип гибкости связан с принципом непрерывности. Состоит в придании планам способности менять свои параметры, поэтому в планах обычно предусматриваются резервы.

Ø Принцип эффективности заключается в том, что затраты на планирование не должны превышать эффект от его применения.

1. С точки зрения обязательности плановых заданий - директивное и индикативное планирование.

2. В зависимости от срока , на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

Успешность, эффективность системы планирования определяется в значительной мере уровнем её организации, которая направлена на планомерное сочетание основных элементов системы планирования:

Плановый персонал, сформированный в организационную структуру,

Механизм планирования.

Процесс обоснования, принятия и реализации плановых решений (процесс планирования);

Средства, обеспечивающие процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное и лингвистическое обеспечение).

1. Плановый персонал . Сюда входят все специалисты, которые в той или иной степени выполняют функции планирования.

2. Механизм планирования . В общем виде в механизм планирования входят: аппарат выработки целей и задач функционирования предприятия; функции планирования (уменьшение сложности; прогнозирование, обеспечение безопасности; оптимизация, функция координации и интеграции, функция упорядочения; функция контроля и т д.); методы планирования.

Метод планирования зависит от конкретной формы планирования и включает два аспекта : направления планирования; средства обоснования плановых параметров.

В практике планирования можно выделить три направления планирования: прогрессивное (способ «снизу-вверх), ретроградное (способ «сверху-вниз») и круговое (встречное планирование).