Закон и право

Виды бюджетных ограничений. Факторы, определяющие бюджетное ограничение потребителя

14. Бюджетное ограничение и потребительский набор

По существу, теория поведения потребителя - это теория потребительского выбора. В изложенной выше модели поведения потребителя были сформулированы важнейшие принципы этого выбора. Остановимся на понятии бюджетного ограничения и потребительского набора.

Бюджетное ограничение - это ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ.

Потребительский набор представляет собой комбинацию доступных потребителю товаров и услуг при его бюджетном ограничении (табл. 1).

Например, мы имеем 120 руб. в неделю на свои личные расходы. Предположим, что на эти деньги мы обычно покупаем товар 1 и товар 2. При этом товар I стоит 10 руб., а товар 2 - 20 руб. Каждый раз, тратя свои деньги, мы должны решить, что купить, т.е. сделать потребительский выбор. Даже в условиях такого ограниченного ассортимента благ у нас есть несколько вариантов того, как потратить свои 120 руб. Назовем четыре варианта.

Таблица 1

Выбирая комбинацию А, мы покупаем только товар 1 (12 шт.), а выбирая комбинацию D, покупаем только товар 2 (6 шт.). Потребительские наборы В и С включают не только товар 1, но и товар 2 (соответственно товар 1 (8 шт.) и товар 2 (2 шт.), товар 1 (4 шт.) и товар 2 (4 шт.)). Каждый раз наш выбор ограничен ценами на блага и нашим доходом (общие расходы). В целом бюджетное ограничение означает равенство всех расходов на приобретаемые блага доходу потребителя.

Бюджетное ограничение можно представить на графике в виде прямой бюджетного ограничения. На графике потребительские наборы представлены на линии, имеющей наклон слева сверху и вниз направо (отрицательный наклон). По горизонтальной оси отмечены товар 2, а по вертикальной оси - товар 1 (рис. 6).

Рис, 6. Линия бюджетного ограничения

Линия бюджетного ограничения показывает все максимально возможные комбинации благ, доступные потребителю.

Линию бюджетного ограничения можно сравнить с кривой производственных возможностей.

По аналогии ее можно было бы назвать «кривой потребительских возможностей».

Потребитель здесь также выбирает из максимально возможных наборов благ. Увеличивая покупки какого-то блага, он должен отказаться от какого-то количества другого блага, т.к. его ресурсы (доход) ограничены. Отказ от покупки определенного количества другого блага представляет собой альтернативные издержки потребителя. Например, если мы предпочтем потребительский набор В набору А, то наши альтернативные издержки покупки одного товара 2 будут равны двум товарам 1.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Татарников, Н.А. Богатырева, О.Ю. Бутова. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. ISBN 5-472-00856-5)

Правительство, как и каждый из нас, должно платить по счетам. Следовательно, у него есть бюджетное ограничение. Чтобы оплатить свои расходы, мы должны заработать или одолжить деньги. Государство использует те же способы: увеличивает доходы бюджета, вводя новые налоги, или одалживает деньги, выпуская государственные облигации.

Правда, в отличие от нас, государство имеет и третью возможность: напечатать деньги и заплатить ими за товары и услуги.

Методы финансирования государственных расходов подчиняются условию бюджетного ограничения государства, которое формулируется так: дефицит государ- ственного бюджета DEF (разность между расходами бюджета G и налоговыми доходами 7) должен равняться сумме изменений монетарной базы АМВ и объема государственных облигаций на руках у населения АВ. Математически это условие можно записать так:

DEF = G - Т = АМВ + АВ. (27.1)

Чтобы увидеть, что означает бюджетное ограничение государства на практике, рассмотрим случай, когда правительство приобрело суперкомпьютер за 100 млн. долл. Если ему удастся убедить общественность, что этот компьютер стоит таких денег, оно сможет поднять налоги на 100 млн. долл., чтобы оплатить покупку, и дефицит бюджета будет равен нулю. В таком случае бюджетное ограничение говорит, что не надо печатать деньги или выпускать облигации, так как бюджет сбалансирован. Если налогоплательщики скажут, что компьютер слишком дорогой, и откажутся платить больше налогов, бюджетное ограничение говорит, что правительство должно продать населению облигации на сумму 100 млн. долл. или напечатать 100 млн. долл. денег, чтобы заплатить за покупку. В любом из этих случаев бюджетное ограничение выполняется; 100 млн. долл. бюджетного дефицита компенсируются изменением либо объема государственных облигаций на руках у населения (АВ =100 млн. долл.), либо монетарной базы (АМВ = 100 млн. долл.).

Из бюджетного ограничения правительства следует два важных вывода. Если дефицит государственного бюджета финансируется путем увеличения объема государственных облигаций наруках у населения, это не влияет на монетарную базу и, следовательно, денежную массу. Но если дефицит бюджета не финансируется за счет продажи государственных облигаций населению, монетарная база и денежная масса возрастают.

Есть несколько ответов на вопрос, почему дефицит бюджета ведет к росту монетарной базы, когда объем государственных облигаций на руках населения не увеличивается. Самый простой случай - государственное казначейство имеет законное право печатать наличные деньги для финансирования дефицита бюджета. Тогда государство просто оплачивает те расходы, которые превышают его доходы, новыми деньгами. Рост количества наличных денег напрямую увеличивает монетарную базу, вместе с которой растет и денежная масса путем многократного создания депозитов, описанного в главах 15 и 16.

Однако в США, как и во многих других странах, правительство не имеет права печатать деньги для оплаты своих расходов. Оно должно финансировать свой дефицит путем продажи облигаций населению, чтобы привлечь необходимые средства. Единственная альтернатива продаже облигаций населению - покупка государственных облигаций центральным банком.

Чтобы не все государственные облигации оказались в руках населения, центральный банк должен покупать их на открытом рынке, что, как мы видели в главах 15 и 16, увеличивает монетарную базу и денежную массу. Этот метод финансирования государственных расходов называется монетизацией долга, так как долговые бумаги правительства, выпущенные для финансирования бюджетного дефицита, заменяются деньгами повышенной мощности. Этот метод финансирования или более прямой метод, когда правительство просто выпускает наличные деньги, называют также (хотя и не совсем точно) печатанием денег, поскольку при этом создаются деньги повышенной мощности (монетарная база). Слово печатание вводит в заблуждение, поскольку главное в этом методе финансирования

дефицита бюджета - не печатание денег, а выпуск денежных обязательств перед населением после того, как деньги напечатаны.

Как мы видим, дефицит бюджета ведет к росту денежной массы, если он финансируется путем создания денег повышенной мощности. Однако из этой главы мы уже знаем, что инфляция может возникнуть только в том случае, если денежная масса растет постоянно. Может ли к этому привести дефицит бюджета? Да, если дефицит существует продолжительное время. Сначала, если дефицит бюджета финансируется печатанием денег, денежная масса вырастет, кривая совокупного спроса сдвинется вправо, а уровень цен повысится (см. рис. 27.2). Если дефицит бюджета сохраняется, его снова нужно финансировать. Рост денежной массы продолжится, кривая совокупного спроса сдвинется дальше вправо, и уровень цен повысится еще больше. Процесс будет продолжаться до тех пор, пока будет существовать дефицит бюджета, а правительство будет финансировать его за счет увеличения монетарной базы. Длительное финансирование дефицита бюджета путем создания денег приведет к устойчивой инфляции.

Для этого процесса важно, что дефицит бюджета существует длительное время. Кратковременный дефицит не может вызвать инфляцию, так как в этом случае мы будем иметь ситуацию, изображенную на рис. 27.3, т.е. одноразовый рост государственных расходов. В период, когда дефицит существует, произойдет рост денежной массы для его финансирования, кривая совокупного спроса сдвинется вправо, а уровень цен вырастет. Если в следующий период дефицит отсутствует, больше нет необходимости печатать деньги. Кривая совокупного спроса не смещается вправо, уровень цен перестает расти. Следовательно, одноразовый рост предложения денег для финансирования временного дефицита бюджета вызывает только одноразовый рост цен и не приводит к инфляции.

Таким образом, дефицит бюджета может быть источником устойчивой инфляции только в случае, если он существует продолжительное время и правительство финансирует его путем увеличения монетарной базы, а не продажи облигаций населению.

Почему же правительства, зная об угрозе инфляции, часто финансируют устойчивый дефицит бюджета печатанием денег? Не ответив на этот вопрос, мы не сможем понять, как дефицит бюджета вызывает инфляцию.

Бюджетное ограничение представляет собой совокупность всех товарных наборов, доступных потребителю при данных доходе и ценах (рис.2.13).

Мы предполагаем, что потребитель свой доход М полностью тратит на покупку блага Х по цене Рх и блага Y по цене Рy.

Бюджетное ограничение :

М= РхХ+ РyY. (2.1)

Таким образом, бюджетная линия , представляет собой прямую линию, т.е. мы рассматриваем ограничения, соответствующие постоянным относительным ценам двух товаров.

Решив равнение (2.1) относительно Х и Y, получим:

Y =М/ Рy - (Рy/Рх) Х(2.2),

где Рy / Px - наклон бюджетной линии, его величина показывает норму замещения товаров при условии, что сумма затраченных денег остается неизменной.

Х=М/ Рх - (Рх/Рy)Y (2.3)

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и сложившихся ценах на товары.

Наклон бюджетной линии отражает пропорцию, в которой потребитель сможет заменить один товар другим. Наклон бюджетной линии равен относительной стоимости двух товаров, т.е. цены одного из них по отношению к цене другого. Это означает, например, что если единица Q 1 стоит 10 р., а единица Q 2 - 20 р., то при перемещении влево по бюджетной линии потребитель должен отказаться от приобретения двух единиц продукта Q 1 по 10 р. каждая, чтобы получить в свое распоряжение 20р., необходимых для покупки одной единицы продукта Q 2 .

Пример. Предположим, что доход М = 12. Цена товара Рх= 4, цена товара Р Y = 3 (рис. 2). Подставим эти значения в бюджетное ограничение (1). Если Y = 0, т.е. весь доход тратим на товар X, то X =M/Р X =12/4=3. Если X = 0, то Y =M/P Y =12/3=4.

Свойства бюджетной линии:

1. Изменение дохода .

При росте дохода (M) линия бюджетного ограничения пройдет правее. Если, например, доход вырос в 2 раза, то линия бюджетного ограничения будет лежать в 2 раза правее. Сокращение денежного дохода перемещает линию бюджетного ограничения влево параллельно самой себе. Направление сдвига бюджетной линии при изменении дохода зависит от характера потребляемого блага. Если благо нормальное, т.е. растет с ростом дохода, то бюджетная линия с ростом дохода, смещается вверх. Если благо – инфериорное (низкокачественное), то его потребление с ростом дохода сокращается и бюджетная линия смещается вниз (рис.2.14).

Изменение цены .

Изменение цены одного товара при неизменной цене другого, приводит к движению бюджетной линии против (или по) часовой стрелки, если цена товара X падает (растет), т.е. потребитель сможет данного блага купить больше (меньше) (рис. 2.15).



Если пропорционально снижаются (растут) цены на оба продукта, то это приводит к смещению линии бюджетного ограничения вправо (влево).

В реальной жизни возникают ситуации, которые могут быть представлены ломаными бюджетными линиями. Это происходит из-за изменения в какой-то момент времени альтернативной стоимости одного из двух товаров, выраженной в единицах другого товара.

Государство, осуществляя экономическую политику повышения уровня жизни населения, может воздействия на доход потребителя (т.е. фактически на его бюджетное ограничение).

Например, если потребление одного товара нормируется, то часть бюджетного множества, выходящая за рамки того количества, которое было нормировано, отсекается. Потребитель может приобрести благо Х только в объеме Х 1 . Тогда бюджетная линия приобретает вид, изображенный на рис. 2.16 а.

Правительство может для поддержания наиболее бедных слоев населения осуществить программу повышения их благосостояния путем введения продовольственных талонов, которые позволяют по льготным ценам приобретать продовольствие. Фактически программа продовольственных талонов представляет собой долевую субсидию.

Например, в США в 1979г. действовала программа, по которой семья, по уровню своего дохода претендующая на поддержку со стороны правительства могла приобрести на 25 долларов талонов, которые позволяли ей фактически купить товаров на 153 доллара. Это составляет субсидию на покупку продовольствия примерно на 84%. Таким образом, наклон бюджетной линии при субсидии будет более пологим, чем при ее отсутствии, Поэтому бюджетная линия будет иметь излом в точке окончания действия субсидии (рис.2.16 б).

В России существуют льготные категории граждан, которые могут получать некоторые виды лекарств за 50% их стоимости или совсем бесплатно. (В качестве самостоятельного упражнения проиллюстрируйте, какую форму в этом случае будут иметь бюджетные множества).

Может возникнуть ситуация, когда до определенного уровня потребитель имеет возможность потреблять товар X по цене Р X1 до определенного уровня (X 1 на рис. 2.17.). Наклон бюджетной линии на этом участке составляет -Р X /P Y .

Дальнейшее увеличение потребления (сверх Х 1) возможно лишь при уплате налога t за каждую дополнительную единицу блага Х. В этом случае бюджетное ограничение потребителя будет иметь вид ломаной линии (рис. 2). Наклон бюджетной линии справа от Х 1 составит теперь – (Р X + t)/P Y . (рис.2.17)

Решение.

Машенька любит театр, а сериалы ей безразличны, т.к. кривая безразличия расположена параллельно оси сериалов.

Она любит и орехи, и малину одинаково, ей все равно, чем лакомиться, малина и орехи для неё абсолютные заменители.

Выбор потребителя осуществляется в условиях ограниченности. И если кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителя, то бюджетная линия определяет его возможности, ограниченные размерами бюджета. Она представляет собой прямую линию с отрицательным наклоном, графически отображающую множество наборов из двух продуктов (групп продуктов), требующих одинаковых затрат на их приобретение.

Рассмотрим построение бюджетной линии на числовом примере.

Пусть потребитель располагает бюджетом в размере 24 денежные единицы (д.е.). Он тратит свои деньги на две группы товаров – еду и одежду. Цена единицы еды – 3 д.е., цена единицы одежды – 4 д.е. Введем условные обозначения.

Пусть У – количество еды, Х – количество одежды, Р у – цена еды, Р х – цена одежды, I – размер бюджета.

Потребитель стремится максимизировать общую полезность, поэтому все деньги должны быть потрачены (в самом деле, если деньги останутся, то потратив остаток, можно будет увеличить общую полезность). Имеющийся бюджет будет распределяться между расходами на еду и одежду. Расходы на еду можно записать как У∙Р у , а расходы на одежду как Х∙Р х .

Тогда можно записать равенство: У∙Р у + Х∙Р х = I

Это и есть уравнение бюджетного ограничения.

Бюджетная линия отображает все наборы благ, которые при данных ценах может купить потребитель, потратив весь свой доход.

Обратите внимание на то, что в этой модели I ,Р у,Р х – внешние данные, т.е. повлиять на их величину потребитель не может, значит он будет приспосабливаться к условиям, меняя объемы покупок.

Для нашего примера данное уравнение примет вид:

У ∙3 + Х ∙4 = 24.

Чтобы изобразить эту прямую, найдем крайние точки – точки пересечения бюджетной линии с осями. Предположим, что потребитель покупает только еду (Х = 0).

Тогда уравнение примет вид: У∙3 + 0∙4 = 24. Отсюда У = 24/3 = 8. То есть если потребитель потратит все деньги на еду, то он сможет купить 8 единиц данного блага.

Максимальное количество блага – реальный доход потребителя, выраженный через это благо.

Теперь предположим, что потребитель покупает только одежду (У = 0).

Тогда уравнение примет вид: 0∙3 + Х∙4 = 24. Отсюда Х = 24/4 = 6. То есть если потребитель потратит все деньги на одежду, то он сможет купить 6 единиц одежды.

Значит, поделив доход на цену, можно рассчитать максимально возможное для потребления количество каждого блага и найти координаты двух важных точек:



Х У

Отметим эти точки. Так как бюджетное ограничение задано линейным уравнением, то мы можем соединить две эти точки по прямой.

Можно задать бюджетное ограничение функцией. В данном случае это будет линейная зависимость количества одного блага от количества другого.

Вместо У∙Р у + Х∙Р х = I получим У= .

У = или У = 8 - ∙Х, это привычная линейная функция, наклон которой равен Р х / Р у.

Бюджетная линия делит пространство благ на две части – треугольник под линией и область над линией.

Любая точка, лежащая под бюджетной линией, изображает набор благ, доступный для потребителя, т.е. на покупку такого набора у потребителя достаточно денег, более того, выделенная сумма I будет потрачена не полностью.

Например, точка А. Для набора благ А будет выполняться неравенство У А ∙Р у + Х А ∙Р х < I;

где Х А и У А - количества товаров Х и У в наборе А.

Любая точка, лежащая над бюджетной линией, характеризует набор благ недоступный для потребителя, на покупку такого набора у потребителя недостаточно денег, выделенной суммы I не хватает. Например, точка В.

Для набора благ В будет выполняться неравенство У В ∙Р у + Х В ∙Р х > I.

Точки, лежащие на границе – это наборы благ доступные потребителю, выделенная сумма I будет потрачена полностью. Например, точка Б.

Для набора благ Б будет выполняться равенство У Б ∙Р у + Х Б ∙Р х = I.

Задача 10.

Миша получил в подарок от бабушки и дедушки 500 рублей. Он планирует потратить свой доход на мороженое и походы в кино. Изобразите бюджетное ограничение Миши, если его любимое мороженое стоит 20 рублей, а детский билет в кино – 100 рублей. Запишите уравнение бюджетного ограничения.

Теория потребительского поведения логично и закономерно рассматривает прежде всего категорию ресурсных ограничений и возможностей денежного дохода, определяющего платежеспособность покупателя. В данном случае речь идет о категории личного бюджета, основой которого выступают денежные доходы и расходы каждого потребителя.

В любой данный момент времени личные доходы потребителя представляют собой определенную фиксированную Денежную сумму. Это может быть ежемесячный, недельный или годовой размер заработной платы инженера; стипендия студента; выплаты престарелым гражданам в виде пенсий; предпринимательский доход бизнесмена и т.д. Каждый вид дохода представляет собой фиксированную для данного периода времени сумму денег, определяющих меру платежеспособности его получателя. Количественно доходы могут существенно различаться, однако его величина выступает своеобразным бюджетным ограничением покупательной способности каждого конкретного покупателя. В данном случае на индивидуальном уровне каждый потребитель решает для себя уже известную дилемму совмещения ограниченности «ресурса» денежного дохода и безграничности своих потребностей в разнообразных товарах и услугах.

Бюджетные ограничения

Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров. Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потребление, называют «бюджетными ограничениями». Количество товаров, или потребительских благ, которое может быть куплено на фиксированную сумму из личного бюджета, ограничено по сравнению с потребностью и доходами. Товары, покупаемые на денежные доходы, являются ресурсом потребления, ограниченным по сравнению с безграничной потребностью в нем. Ограниченность товарных ресурсов потребления не позволяет сделать их бесплатными даже для малодоходных групп населения. По этой причине каждый товар имеет свою, выраженную в деньгах цену. Потребительские цены, учитывая денежные доходы, ограничивают набор товаров и уровень жизни, увязывают их с личным бюджетом покупателя.

Функция бюджетного ограничения, представленная в виде графика (рис. 6.1), имеет вид уже известной по предыдущим темам кривой, которая подобна линии производственных возможностей. Разница лишь в том, что на графике бюджетных ограничений линия ресурсных возможностей очерчивает предел покупательной способности данного дохода. Соответственно ее называют «линией, или кривой, бюджетных ограничений».

Рис. 6.1. Линия бюджетных ограничений

Линия бюджетных ограничений на нашем графике - это сочетание покупок гипотетических товарных наборов X (одежды, шт.) и наборов Y (продуктов, шт.), осуществляемых в пределах имеющегося денежного дохода, равного 10 денежным единицам (см. рис. 6.1). Любая точка на кривой бюджетных ограничений - это выбор из вариантов товарных наборов, между которыми потребитель распределил свой денежный доход, личный бюджет. Всякое изменение величины денежных доходов покупателей вызывает соответствующее изменение их бюджетных ограничений, а следовательно, платежеспособности и спроса на товары. Так, если при прочих равных условиях возрастают денежные доходы, то возрастает платежеспособность (покупательная способность) потребителей. Рост платежеспособности происходит и в том случае, если денежные доходы не изменились, но снизились потребительские цены. На графике бюджетных ограничений эта ситуация может быть показана смещением вправо и вверх всей бюджетной линии. И наоборот, при прямом снижении денежных доходов и неизменных ценах имеет место сокращение платежеспособности и спроса покупателей. Снижение покупательной способности произойдет и в том случае, если повысились цены на товары, тарифы на услуги и т.д. при неизменном денежном доходе потребителей. Такая ситуация может быть показана на графике смещением влево и вниз всей кривой бюджетных ограничений.

Номинальный и реальный уровень дохода

Рост или снижение бюджетных ограничений потребителя Представляют собой изменения, которые обычно называют «номинальным» и «реальным» уровнем дохода, определяющего благосостояние людей. Так, номинальный доход - это сумма денег, имеющихся у потребителя безотносительно к текущим ценам товаров и услуг. Очевидно, что если цены обгоняют рост номинальных денежных доходов, то уровень благосостояния будет снижаться, поскольку возрастают бюджетные ограничения покупателей.

Реальный доход - это сумма денег, измеренная с учетом текущих цен и количества товаров, которые можно на них приобрести. Реальный доход и благосостояние будут возрастать в основном в двух случаях: либо при растущих номинальных доходах и неизменных ценах товаров; либо при неизменном номинальном доходе и снижающихся ценах. Покупатели их ощущают в виде реальных возможностей личного бюджета. Чаще всего это происходит в виде частичного изменения цен на отдельные товары или товарные группы. Так, рост даже отдельных цен усиливает бюджетные ограничения, снижает возможности покупок и уровень благосостояния. И наоборот, любое даже частичное снижение цен отдельных товаров снимает ограничения личного бюджета потребителя, увеличивает возможности благосостояния. Такие ситуации могут быть показаны на графике смещением линии бюджетных ограничений вдоль той оси, где представлены товары с изменяющимися ценами (рис. 6.2, а, б).

А - снижение цен на одежду б - повышение цен на продукты Рис. 6.2. Бюджетная линия: изменение цен и доходов

Снижение цен, например, на товарную группу X (одежда), при неизменных ценах продовольствия, вызывает смещение вправо линии бюджетных ограничений вдоль горизонтальной оси графика, где показаны покупки одежды. В случае роста цен этой группы товаров линия бюджетных ограничений сместится влево по оси X.

То же самое произойдет с линией бюджетных ограничений в случае соответственно снижения или роста цен на продовольствие и неизменных ценах на одежду. В частности, снижение цен сместит линию ограничений вправо вверх вдоль оси Y (продукты); рост этих цен вызовет смещение бюджетной линии вниз вдоль оси Y, означая снижение возможностей закупок продуктов