Закон и право

Технологии новой эпохи 20 века. — технологии новой эпохи

Вопрос 01. Охарактеризуйте основные направления развития новых технологий. Приведите примеры воздействия достижений в одной из областей науки и техники на их развитие в других областях.

Ответ. Развиваются все сферы технической мысли, особенно бурно:

1) транспорт;

2) космонавтика;

3) инновационные материалы;

4) биохимия;

5) генетика;

6) медицина;

7) электроника;

8) робототехника;

9) компьютерные технологии.

Разные области знаний стали влиять друг на друга. Например, достижения в области компьютерных технологий позволили сделать качественный скачок почти во всех областях техники, включая автопилот в транспортной сфере, компьютерные модели в архитектуре и т.д.

Вопрос 02. Определите значение внедрения компьютерных технологий для современного общества.

Ответ. Сегодня компьютерные технологии прочно вошли во все сферы жизни. Они используются не только в науке (виртуальные модели для моделирования, высокоточное оборудование и т. д.), но и в повседневности, причём имеются в виду не только сами персональные компьютеры, но и многочисленные бытовые приборы от мобильного телефона (смартфона) в кармане до мультиварки на кухне.

Вопрос 03. Какие из направлений научно-технического прогресса конца XX - начала XXI в., с вашей точки зрения, окажутся наиболее перспективными в ближайшие десятилетия?

Ответ. Лучшие показатели сейчас у компьютерных технологий. До неузнаваемости изменит автотранспорт появление машины, которой полностью будет управлять компьютер (пользователю останется только задать пункт назначение). Активно развиваются очки, где стекло является также монитором с изменяемой степенью прозрачности (так называемые Google Glass), это также огромная перспектива на ближайшее будущее.

Вопрос 04. Используя материалы Интернета и текущей прессы, попробуйте сделать прогноз относительно темпов и направлений развития научных знаний в XXI в.

Ответ. Перспективным является создание новых материалов. Уже есть полимеры, легче и прочнее стали при некоторых видах нагрузки. Огромный потенциал у материалов, созданных с использованием нанотехнологий. В информационной сфере скорее всего, продолжиться развитие облачных сервисов, также как и технологий свободного обмена данными (торренты, магнет-ссылки и т. п.). Результаты исследований в данных областях знаний являются весьма прибыльными, потому вложения в такие исследования продолжатся и темпы развития знаний будут, судя по всему, только ускоряться.

Вопрос 05. Какие направления научных исследований порой оцениваются как опасные и этически сомнительные? Почему? Считаете ли вы необходимым и возможным их запрещение?

Ответ. Этически сомнительными являются многие исследования, например, клонирование, в частности клонирование человека. Опасным, особенно после соответствующих фантастических фильмов считается развитие искусственного интеллекта роботов. Существует страх, что в отдалённой перспективе они могут заменить нас в мыслительной деятельности, которая и обеспечивает господство человека над природой и собственными творениями. Однако несмотря на такую потенциальную опасность этих исследований, полагаю, что их запрет нецелесообразен, так как у любого явления есть и положительная, и отрицательная сторона, и запрет на исследования нас лишит много положительного. Потому лучше продолжать изыскания в этой области, но с использованием определённых критериев и контролем за соблюдением этих критериев.

РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА РУБЕЖЕ НОВОЙ ЭРЫ

План

— технологии новой эпохи;

— транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы;

- биохимия, генетика, медицина;

- электроника и робототехника.

— инновационная революция;

- автоматизация и роботизация производства;

— индустрия знаний;

  1. Работа с текстом
  2. Вопросы по теме
  3. Задание для самостоятельной работы
  4. Список литературы
  1. Ускорение научно-технического развития и его последствия

Вторая половина ХХ в. ознаменовалась дальнейшим ускорением темпов научно-технического прогресса. До­стижения НТП привели к новым переменам в организа­ции производства, социальной структуре общества, международных отношениях.

Технологии новой эпохи

Технология (от греч. τέχνη - искусство, мастерство, умение; др. греч. λόγος - мысль, причина; методика, способ производства) - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

Со временем технологии претерпели значительные изменения, и если когда-то технология подразумевала под собой простой навык, то в настоящее время технология - это сложный комплекс знаний ноу-хау, полученных порою с помощью дорогостоящих исследований.

Наиболее новые и прогрессивные технологии современности относят к высоким технологиям . Переход к использованию высоких технологий и соответствующей им техники является важнейшим звеном научно-технической революции (НТР) на современном этапе. К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности: микроэлектроника, вычислительная техника, робототехника, атомная энергетика, самолётостроение, космическая техника, микробиологическая промышленность.

Открытие ядерных и термоядерных реакций было крупнейшим достижением науки ХХ в. Оно использова­лось как в мирных, так и в военных целях. Первая в мире атомная электростанция (АЭС) была построена в 1954 г. в СССР в городе Обнинске, вторая – в 1956 г. в Велико­британии.

АЭС в начале ХХ в. обеспечивают не более 17 % ми­рового производства электроэнергии. Гидроэлектро­станции (ГЭС) дают лишь около 10 % производства. Гео­термальные (использующие внутреннее тепло Земли), приливные (энергия морских приливов), солнечные и ветряные электростанции пока еще остаются редко­стью. Большая часть производства электроэнергии обеспечивается за счет сжигания нефти, угля и газа. И в СССР и США ядерная энергия использовалась также для создания атомного, а затем и водородного (термоядер­ного) оружия, еще более разрушительного.

Классификация технологий:

  1. Машиностроительные технологии.

Машиностроительные технологии – это разработка процессов конструирования и производства различных машин и приборов. К ним относятся технические расчёты, выбор материалов и технологии производства, а также проектирование машиностроительных заводов и организация производства на них.

  1. Информационные технологии.

Информационная технология - это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Этот процесс состоит из четко регламентированной последовательности выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися на компьютерах. Основная цель информационной технологии - в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.

Компонентами технологий для производства продуктов являются аппаратное (технические средства), программное (инструментальные средства), математическое и информационное обеспечение этого процесса.

В основном под информационными технологиями подразумевают компьютерные технологии.

  1. Телекоммуникационные технологии.

К ним относится Ethernét (эзернет, от англ. ether - эфир) - пакетная технология передачи данных преимущественно локальных компьютерных сетей.

4. Инновационные технологии .

Инновационные технологии - это наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Различают виды инновационных технологий: внедрение ; тренинг (подготовка кадров и инкубация малых предприятий); консалтинг (деятельность по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов); трансферт (перенос, перемещение); инжиниринг (иначе инженерия - это совокупность работ прикладного характера, включающая предпроектные технико-экономические исследования и обоснования планируемых капиталовложений, необходимую лабораторную и экспериментальную доработку технологий и прототипов, их промышленную проработку, а также последующие услуги и консультации).

Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы

Продолжается развитие средств транспорта, уже сложилась общемировая система транспортных коммуникаций. К началу XXI века в мире насчитывается уже более 600 млн. автомобилей, а их ежегодный выпуск превысил 30 млн. штук. Все это привело к появлению ряда проблем, таких как загрязнение окружающей среды, повышенная смертность на дорогах, пробки, аварийные ситуации. Все это заставляет научный мир искать новые формы и виды автомобиля. Например, авиаконструктор из Пятигорска (Россия) Александр Бегак сконструировал бегалёт «Сталкер» : автомобиль с крыльями, убирающимися внутрь. «Сталкер» развивает скорость до 200 км/ч в воздухе, весит 140 кг и преодолевает без дозаправки расстояние в 1,5 тысячи км. Этому летательному аппарату не требуется аэродрома - площадь для взлета ему нужна минимальная.

Московские власти задумываются о создании струнного транспорта в столице, для соединения района Ховрино со станцией метро «Речной вокзал». Соответствующее предложение поступило в префектуру округа от конструктора Анатолия Юницкого. Автор данного проекта подчеркивает, что струнный транспорт является транспортом нового поколения. «Это транспорт „второго уровня“, поэтому изъятие земли под него на порядок меньше, чем у автомобильных и железных дорог. При этом струнный транспорт имеет на порядок меньшую капиталоемкость по сравнению с монорельсовой дорогой», - говорится в письме, направленном А. Юницким в адрес префектуры округа. Кроме того, струнный транспорт устойчив к неблагоприятным погодным условиям и не требует зимой очистки путей от снега и наледей. Автор проекта также утверждает, что пропускная способность данного вида транспорта - до 25 тысяч пассажиров в час.

Американцы в очередной раз попытались превратить фантастику в реальность. Некая фирма Terrafugia заявила о том, что в 2009 году особо зажиточные жители Америки смогут стать обладателями летающего автомобиля. Гибрид авто и самолёта под названием Transition оценен в 148 тысяч долларов. Машина оборудована складывающимися крыльями и лопастным пропеллером. Взлетать она сможет прямо с шоссе, правда, садиться нужно будет только на аэродроме. Не возникнет проблем и с топливом – в качестве горючего используется обычный бензин.

На протяжении ХХ в. постоянно увеличивалась грузоподъ­емность судов. В 1970-е гг. уже строились танкеры водоизме­щением более 500тыс. т. Быстроходность кораблей возросла вдвое. Была значительно усовершенствована система их по­грузки и разгрузки. Благодаря этому объем грузов, перевози­мых по морю, за последние 50 лет увеличился в десять раз. С овладением ядерной энергией появились атомные корабли и подводные лодки, способные годами бороздить морские про­сторы без захода в порты. Получили развитие, пока ограничен­ное, транспортные средства на воздушной подушке, способ­ные передвигаться не только по воде, но и по суше.

Значительно возросло значение транспортной авиации. В Англии в 1949 г. был создан первый прототип пассажирского реактивного самолета «Комета). Однако массовое применение на авиалиниях нашли советские реактивные самолеты Ту-104 (выпускались с 1955 г.) и американские «Боинг-707». В 1970 году в США был создан гигантский самолет «Боинг – 747», способный принимать на борт до 500 пассажиров. Уже в 1950-е гг. военная авиация освоила сверхзвуковые скорости. В 1970-е гг. появились и первые пассажирские самолеты, летавшие на сверхзвуковых скоростях: советский Ту-144 (1975) и англо-французский «Конкорд» (1976). Правда, впоследствии их производство было признано экономически невыгодным и прекратилось.

Послевоенное развитие ракетной техники было главным образом подчинено стремлениям СССР и США создать более эффективные средства доставки ядерного оружия, чем бомбар­дировщики. Лидером в этой сфере стал Советский Союз. В 1957 г. на орбиту при помощи мощной ракеты-носителя был выведен первый искусственный спутник Земли. (США осуще­ствили такой запуск в 1958 г.), а в 1961 г. – советский космиче­ский корабль с человеком на борту. В 1961 г. в США была при­нята программа «Аполлон» — пилотируемого полета на Луну, ус­пешно завершенная в 1969 г. Автоматические космические зонды достигли Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, вышли за пределы Солнечной системы.

Американо-советское соперничество в космосе привело к быстрому повышению надежности космических аппаратов, что позволило перейти к систематическому освоению около­земного космического пространства. Были разработаны косми­ческие аппараты многоразового пользования: американские «шаттлы» и советский «Буран».

Орбитальные станции и искусственные спутники Зе­мли стали выполнять не только военные функции, но использоваться для научных экспериментов, астроно­мических наблюдений, трансляции радио- и телепере­дач, поддержания связи (первый спутник связи был за­пущен в 1962 г. ), метеорологических наблюдений, геологоразведки и т.д.

В автомобилестроении, авиации и космонавтике применя­лись новые конструкционные материалы. С развитием химии, химической физики стало возможным получать вещества с за­ранее заданными свойствами, которые обладали большой прочностью и стойкостью. Их производство приняло особенно большие масштабы в конце ХХ в. Только за период с 1980 по 2000 г. удельный вес пластмасс среди используемых конструк­ционных материалов в развитых странах увеличился в среднем в 4-5 раз, достигнув 20 %. Металлургия освоила производство особо прочной легированной стали (с добавками вольфрама, молибдена), титановых сплавов, использующихся в авиации и космонавтике.

Биохимия, генетика, медицина

Для сельского хозяйства большое значение имели исследова­ния в таких науках, как химия,

биология и биохимия. В первых десятилетиях ХХ в. началось применение минеральных удоб­рений, увеличивавших плодородие почвы, а во второй полови­не века – ядохимикатов для борьбы с вредителями сельского хозяйства и сорняками. Дальнейшее совершенствование тех­нических средств (тракторы, комбайны и т.д.) и приемов обра­ботки почвы, выведение новых сортов культурных растений в сочетании с удобрениями, пестицидами позволило с 1930-х по1990-е гг. В 2-3 раза повысить урожайность многих культур.

Еще в первые десятилетия ХХ в. немецкий ученый Август Вейсман американский Томас Морган заложили основы гене­тики – науки о передаче наследственных факторов в расти­тельном и животном мире. Дальнейшие исследования в этой области привели к развитию биотехнологий. Генетические ис­следования в СССР, связанные с именем Н.И. Вавилова , были свернуты после того, как генетика Была объявлена лженаукой. В результате лидерство в этих исследованиях перешло к США. В 1953 г. ученые Кембриджского университета Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик открыли молекулу ДНК , которая заключает в се­бе программу развития организма. Дальнейшие исследования структуры ДНК положили начало созданию искусственных ор­ганизмов. В 1980 г. американский ученый Ананда Чакрабарти впервые получил патент на созданный им методом генной ин­женерии микроорганизм, ускорявший переработку сырой неф­ти. В 1988 г. Гарвардский университет с помощью генетических манипуляций вырастил живую мышь. Началось выведение новых пород животных и растений. Они гораздо лучше, чем ба­зовые виды, приспособлены к неблагоприятным климатиче­ским условиям, обладают иммунитетом ко многим заболева­ниям и т.д. Многие ученые высказывают опасения по поводу употребления в пищу генетически модифицированных продук­тов. Они считают, что долгосрочные последствия этого могут быть опасными для человека.

На пороге XXI в. было открыто клонирование – искусствен­ное выращивание из клетки организмадонора его полного био­логического подобия – клона. В обществе ведутся жаркие дис­куссии, допустимо ли столь глубокое вмешательство в природные процессы и механизмы наследственности, ведь ре­зультаты его не всегда можно предвидеть. Тем не менее, генети­ческие эксперименты продолжаются, хотя во многих странах клонирование человека запрещено .

Углубление знаний о природе живой материи сделало воз­можным трансплантацию, то есть пересадку органов, лечение наследственных заболеваний. Новые возможности перед ме­дициной раскрыли достижения ядерной физики, электроники. Для диагностики заболеваний уже в 1930-е гг. стали использо­ваться рентгеновские аппараты, электрокардиографы, элек­троэнцефалографы и т.д. В последней трети века были созданы аппараты искусственной почки, вживляющийся кардиостиму­лятор и т.д. Новые технологии, в частности использование ла­зерного скальпеля, расширили возможности хирургии.

Электроника и робототехника

Огромное влияние на развитие мировой цивилизации оказали достижения в области электроники. Наибольшее прикладное значение имело изобретение электронно-вычислитель­ных машин , то есть компьютеров .

Первые ЭВМ появились после Второй мировой войны. В них использовались такие же диоды и триоды, как в лам­повых радиоприемниках. Одна из таких машин – ЭНИАК, построенная в США в 1946 г., весила 30т и занимала пло­щадь 150 кв. м. В ней было использовано 18 тыс. электрон­ных ламп. Но, несмотря на огромные размеры, она могла проводить лишь простые вычисления, доступные ныне каждому владельцу карманного калькулятора.

Второе поколение ЭВМ было создано после изобре­тения транзисторов (полупроводников), которые в конце 1940-х гг. заменили электронные лампы. Транзисторы нашли широкое применение в бытовой электронике (радиоприемники, телевизоры, магнитофоны).

Развитие третьего поколения ЭВМ началось в 1960-е гг. с возникновением, так называемых интегральных схем, плат, на которых размещалось несколько десятков ком­понентов, обрабатывавших информацию. С совершен­ствованием технологии в 1970-е гг. на одной плате мож­но было поместить уже десятки тысяч компонентов. ЭВМ на интегральных схемах включали в себя миллионы по­лупроводников, их быстродействие достигло 100 млн. операций в секунду.

В основе ЭВМ четвертого поколения лежал микропро­цессор на кремниевом кристалле – чип, размером менее 1 кв. см, заменяющий тысячи полупроводников. Он был изобретен в 1971 г. Один такой кристалл мог хранить до 5 млн. бит информации, что позволило перейти к созда­нию компьютеров для индивидуальных пользователей.

Современные ЭВМ способны воспринимать и вос­производить не только числовую информацию, но и снимки, графики, речь, вести диалог с человеком на ба­зе установленного программного обеспечения. Они мо­гут моделировать природные и общественно-политиче­ские явления.

Компьютеры получили повсеместное использование в про­мышленных, коммерческих и научных центрах, государствен­ных учреждениях. Появление компьютерных банков данных обеспечило новые возможности связи – создания локальных, а затем и глобальных компьютерных сетей. Самой известной из них является Интернет . Сети позволяют моментально полу­чать и передавать любую информацию, вести двусторонние и многосторонние диалоги с другими пользователями компью­теров в режиме реального времени.

Предполагается, что следующее поколение компьютеров будет создаваться на основе молекулы полимерного или био­логически активного вещества (биочипа), что сделает возмож­ным создание искусственного интеллекта , способного к самопрограммированию.

Развитие компьютерных технологий позволило начать в 1960-х гг. создание промышленных роботов. Их число к началу XXI в. в мире достигло 720 тыс. Большинство роботов исполь­зуется на заводах Японии, США и Германии. Распространение робототехники – это огромный шаг вперед на пути совершен­ствования производственного процесса.

Вопрос о том, какие из изобретений и открытий ХХ в. наи­более важны, лишен смысла, поскольку большинство их взаимосвязаны между собой. Так, по подсчетам американских ин­женеров, микрочипы используются не только в компьютерах и роботах, а в 24 тыс. видах выпускаемой в США продукции, включая бытовую технику (холодильник, телевизор, СВЧ-печь, стиральная машина и другие). Ставшие предметами повседнев­ного употребления, они являются воплощением множества на­правлений научно-технического прогресса.

Итак, научно-технический прогресс не только изменил условия быта и отдыха людей. Он повлиял на облик современного об­щества и породил новые проблемы.

  1. Основные черты информационного общества

Термин «информационное общество» принадлежит канадскому филологу Маршаллу Маклюэну . Согласно его взглядам, в 1950-е годы началась революция в формах передачи информации: печатное слово (книга, газета, письмо и т.д.) стало вытесняться электронными сред­ствами ее распространения (в первую очередь телеви­дением).

Термин «информационное общество» при жизни Ма­клюэна не получил широкого признания. Тем не менее в1970-е гг. глубокие сдвиги в развитии технологии, орга­низации производства, социальной структуре наиболее развитых стран мира стали совершенно очевидными. Ведущие американские экономисты, политологи и соци­ологи сочли, что США, Канада, страны Западной Европы и Япония уже переросли индустриальную стадию разви­тия. Так, например, Джон Гэлбрейт писал о «новом инду­стриальном» обществе , Збигнев Бжезинский называл его «технотронным », Дэниел Белл - «постиндустриаль­ным» . При этом все соглашались, что происходящие пе­ремены знаменуют вступление человечества в новую эпоху. Они сопоставимы с переходом от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству или с промышлен­ным переворотом. В начале XXI в. в документах ООН и Евросоюза стал использоваться термин «информацион­ное общество», характеризующий качественно новый этап развития ведущих стран мира.

Информационная революция

Под информационной революцией подразумеваются коренные перемены в общественной жизни, вызванные формированием индустрии производства знаний и возрастанием роли интеллек­туального труда.

Вторая половина ХХ в. ознаменовалась быстрым развитием телекоммуникаций – радио, телевидение и телефонная связь стали общедоступными. Например, с 1950 по 1999 г. число телефонных аппаратов в мире увеличилось с 50 млн. до 1 млрд. Поистине революционным стало создание локальных компьютерных сетей, а затем с 1989 г. Интернета – глобальной Всемирной паутины. Распространение его шло фантастиче­скими темпами. В 1991 г. количество компьютеров с доступом в Интернет в мире составляло около 5 млн., в 1996 г.60 млн., В 2007 г. – более 500 млн. Объем информации, передаваемой через Интернет, удваивается каждые сто дней. С всемирной сетью можно связаться из любой точки земного шара, используя имеющий выход на спутниковую связь портативный компьютер или мобильный телефон.

Многие пользователи рассматривают Интернет как основное средство досуга, обеспечивающее доступ к новым компьютерным играм, фильмам, музыкальным записям, позволяющее побеседовать в чате с приятелями и т.д. Возник такой термин, как «интернет-зависимость», означающий, что некоторые люди придают большее значение виртуальной, чем жизненной, реальности. Для других пользователей Всемирная паутина – это лишь источник получения справок, изучения возможностей трудоустройства, заказа товаров. Интернет-торговля, позволяющая покупателю, не выходя из дома, получать любой товар, в странах Запада стала очень выгодным бизнесом. Все эти функции Интернет действительно выполняет. Но этим его роль не ограничивается.

Интернет уникален, прежде всего, потому, что это – глобальная Сеть, не контролируемая ни одним правительством мира и не принадлежащая никому. Он обеспечивает интерактивность – возможность диалога пользователей друг с другом и с различными организациями. Это имеет как политические, так и экономические последствия.

Интернет обеспечивает возможности получения информации по любому вопросу. Он позволяет любому гражданину или группе людей самим стать источником информации, суждений и оценок, налаживать контакты с единомышленниками в любой части Мира, согласовывать с ними свои действия. В принципе это значительно расширяет степень свободы человека, позволяет исходящим «снизу» идеям приобретать общенациональное или даже глобальное влияние – и все это с минимальной затратой средств.

Велико экономическое значение глобальной Сети. Она позволяет корпорациям и банкам буквально за минуты осуществлять коммерческие операции в любом районе мира, согласовывать ценовую и инвестиционную политику, осуществлять управление зарубежными филиалами. Интернет стал одним из средств формированияглобализирующейся экономики , для ко­торой теряют значение государственные границы и нацио­нальные различия.

Автоматизация и роботизация производства

Благодаря успехам электроники стала возможной автоматиза­ция , а затем и роботизация промышленного производства. Уже в 1970-е гг. стали повсеместно внедряться станки с числовым про­граммным управлением (ЧПУ). В 1980-e гг. им на смену пришли станки, управляемые компьютерами. С созданием локальных (охватывающих предприятие, производственный комплекс) компьютерных сетей возникли системы автоматического проек­тирования, технологической подготовки и управления производ­ством (SAD/SAМ). К началу XXI в. они применялись на 65 % заводов машиностроительного комплекса США (в других странах Запада они получили меньшее распространение).

Использование промышленных роботов позволило создать полностью автоматизированные «безлюдные» производственные комплексы. Преимущества роботиза­ции не только в том, что роботы не предъявляют требо­ваний к предпринимателям, но и в том, что они могут использоваться 24 ч в сутки, не допускают ошибок, рабо­тают быстрее, выполняют операции более точно, чем че­ловек, могут использоваться во вредных для здоровья людей условиях. Появляется возможность создания про­изводств, не зависящих от мест сосредоточения рабочей силы, легко перепрограммирующихся на выпуск новой продукции. Человек вообще может быть исключен из производственного процесса, за ним сохраняются лишь контрольные функции. Их осуществление благодаря ком­пьютерным сетям порой даже не требует непосредствен­ного присутствия людей на предприятии.

Роботизация в современных условиях пока не стала повсе­местной, но в сочетании с внедрением компьютеров она зна­менует коренной перелом в отношении человека к окружаю­щей действительности. Все предыдущие технические усовер­шенствования увеличивали лишь физическую силу человека.

Конвейерное производство делало работников придатком машины, выполнявшим простейшие функции. Компьютеры же представляют собой инструмент, умножающий не мускуль­ные, а интеллектуальные возможности людей. Это создает предпосылки еще большего ускорения темпов технического прогресса.

Индустрия знаний

Общество, где главную ценность составляет информация и знания, обладает огромным потенциалом развития. В сфере индустрии знаний не может быть кризисов перепроизводства, она открывает возможности постоянного технологического совершенствования.

В последней трети ХХ в. наряду с международными рынка­ми капиталов, товаров, сырья, энергоносителей, рабочей си­лы, услуг сложился рынок знаний – запатентованной научно-­технической информации (ноу-хау ). В середине 1970-х гг. стоимость продаж на этом рынке сравнялась со стоимостью продаж сырья и энергоносителей. Производство знаний стало не только средством повышения конкурентоспособности компании или фирмы, но и достаточно выгодной сферой вложения капиталов.

Итак, стимулом создания новых технологий всегда была не только конкуренция на национальных и международных рынках, но и соперничество между ведущими державами мира.

Военно-технические программы обеспечили науку дополнительным финансированием за счет государственного бюджета. Так, в годы «холодной войны» на научные исследования и конструкторские разработки США, Великобритания, Франция направлялась свыше 10% их военного бюджета. За счет этих средств только в США было покрыто 55% расходов по разработке аэрокосмической техники, 28,2%-электротехнической.

Военно-технические разработки являлись источником новых технологий для гражданских отраслей, занимавшихся выпуском средств связи, бытовой техники, кораблей, приборов и аппаратов для исследования космоса. Они получили название технологий «двойного назначения» .

Прекращение «холодной войны» не означало сокращение затрат на военные нужды в развитых странах. Государства, всту­пившие в информационную эру, имеют большие преимущества по сравнению с остальными странами. Они повышают свою военную мощь путем качественного совершенствования вооружения и военной техники, а не за счет количественного нара­щивания вооруженных сил.

В 1990-е гг. в США была разработана концепция «ин­формационной войны» . Она предполагает обладание исчерпывающими знаниями о противнике и его дезин­формацию о своих намерениях и силах. С применением высоких технологий созданы самонаводящиеся на цель крылатые ракеты и «умные» бомбы, сбрасывающиеся с самолетов «Стеле», невидимых для радаров. Действует спутниковая система наведения и ориентирования на поле боя. Корпорациями США созданы тысячи боевых роботов, которые используются для разведки, размини­рования и точечных ударов по противнику.

Важнейшим ресурсом информационного общества стано­вится интеллект человека – его творческий потенциал, в раз­витии которого заинтересованы и государство, и корпорации. Отсюда особое внимание к образованию, здравоохранению, социальной защите и соблюдению прав человека. С 1960-х по 1990-е гг. численность обучающихся в колледжах и универси­тетах в США и Японии возросла в 3,5 раза, в Германии ­в 6 раз, в Великобритании – в 7 раз. Средний срок пребывания в образовательных учреждениях достиг 14 лет. Тем не менее, в большинстве развитых стран он считается недостаточным. Об­суждается вопрос совершенствования системы образования.

3. Работа с текстом

Из книги Питера Друкера «Новые реальности в прави­тельстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении» (1990):

Социальный центр тяжести передвинулся на работникаинтеллектуального труда. Все развитые страны превращаются в постделовые, интеллектуальные общества. Возможность получить хорошую работу и сделать карьеру в развитых странах сегодня все больше зависит от наличия университетскогодиплома <…>

Переход к знаниям и образованию в качестве пропуска к хо­рошей работе и возможности сделать карьеру, прежде всего, означает переход от общества, в котором главной дорогой к ус­пеху был бизнес, к обществу, в котором бизнес является лишь одной из возможностей, причем не самой лучшей. По сути, этоозначает переход к постделовому обществу. Дальше всего этот сдвиг зашел в Соединенных Штатах Америки и в Японии, но та же тенденция наблюдается и в 3ападной Европе.

Вопросы для обсуждения:

Какие требования предъявляет научно-тех­нический прогресс к развитию сферы образования?

Какие но­вые возможности открывает информационное общество перед личностью?

4. Вопросы по теме

1) Охарактеризуйте основные направления развития научно-технического прогресса во второй половине ХХ в.

2) Как вы думаете, почему открытие ядерной энергии было использовано людьми в первую очередь в военных целях? С какими событиями середины ХХ в. это было связано?

3) Какое значение для современного общества имело создание компьютеров?

4) Какие направления научных исследований порой оцениваются как опасные для человека? Почему? Считаете ли вы необходимым и возможным их запрещения?

5) Что такое информационное общество? Почему его на­зывают также постиндустриальным?

6) Каким образом компьютеризация, роботизация могут изменить место человека в системе: человек – об­щество – природа?

7) Что такое рынок знаний (информации)? Почему производство знаний стало выгодной сферой вложения капитала?

8) Почему в обществе, достигшем информационной стадии развития, постоянно ускоряются темпы научно-технического прогресса?

9) Как возникновение интернета повлияло на развитии мировой цивилизации, человека?

5. Задание для самостоятельной работы

Используя материалы Интернета и текущей прессы, попробуйте сделать прогноз относительно темпов и направлений развития научных знаний в XXI в. Выделите направления развития по вашей специальности. Какие дополнительные знания (по вашему мнению) могут вам пригодится в будущем, исходя из выполненной вами работы.

Свой ответ оформите в виде таблицы по приведенному образцу:

6. Список литературы

Основная

  1. Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI в./ Н.В. Загладин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010. – С. 189-202.

Дополнительная

  1. Википедия.
  1. Дудышев В.Д. Революционные открытия, изобретения и технологии для решения глобальной энергетической проблемы.

Интернет ресурс:

http://www.ntpo.com/techno/techno2_2/9.shtml

  1. Костина А. В. Тенденции развития культуры информационного общества: анализ современных информационных и постиндустриальных концепций // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2009. - № 4 - Культурология

Интернет ресурс:

http://zpujournal.ru/ezpu/2009/4/Kostina_Information_Society/

  1. Шендрик А. И. Информационное общество и его культура: противоречия становления и развития // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2010. - № 4 - Культурология.
  2. Интернет ресурс:

План

1. Ускорение научно-технического развития и его последствия

Технологии новой эпохи;

Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы;

Биохимия, генетика, медицина;

Электроника и робототехника.

2. Основные черты информационного общества

Инновационная революция;

Автоматизация и роботизация производства;

Индустрия знаний;

3. Работа с текстом

4. Вопросы по теме

5. Задание для самостоятельной работы

6. Список литературы

Вторая половина ХХ в. ознаменовалась дальнейшим ускорением темпов научно-технического прогресса. До­стижения НТП привели к новым переменам в организа­ции производства, социальной структуре общества, международных отношениях.

Технология (от греч. τέχνη - искусство, мастерство, умение; др. греч. λόγος - мысль, причина; методика, способ производства) - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

Со временем технологии претерпели значительные изменения, и если когда-то технология подразумевала под собой простой навык, то в настоящее время технология - это сложный комплекс знаний ноу-хау, полученных порою с помощью дорогостоящих исследований.

Наиболее новые и прогрессивные технологии современности относят к высоким технологиям . Переход к использованию высоких технологий и соответствующей им техники является важнейшим звеном научно-технической революции (НТР) на современном этапе. К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности: микроэлектроника, вычислительная техника, робототехника, атомная энергетика, самолётостроение, космическая техника, микробиологическая промышленность.

Открытие ядерных и термоядерных реакций было крупнейшим достижением науки ХХ в. Оно использова­лось как в мирных, так и в военных целях. Первая в мире атомная электростанция (АЭС) была построена в 1954 г. в СССР в городе Обнинске, вторая – в 1956 г. в Велико­британии.

АЭС в начале ХХ в. обеспечивают не более 17 % ми­рового производства электроэнергии. Гидроэлектро­станции (ГЭС) дают лишь около 10 % производства. Гео­термальные (использующие внутреннее тепло Земли), приливные (энергия морских приливов), солнечные и ветряные электростанции пока еще остаются редко­стью. Большая часть производства электроэнергии обеспечивается за счет сжигания нефти, угля и газа. И в СССР и США ядерная энергия использовалась также для создания атомного, а затем и водородного (термоядер­ного) оружия, еще более разрушительного.



Классификация технологий:

1. Машиностроительные технологии.

Машиностроительные технологии – это разработка процессов конструирования и производства различных машин и приборов. К ним относятся технические расчёты, выбор материалов и технологии производства, а также проектирование машиностроительных заводов и организация производства на них.

2. Информационные технологии.

Информационная технология - это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Этот процесс состоит из четко регламентированной последовательности выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися на компьютерах. Основная цель информационной технологии - в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.

Компонентами технологий для производства продуктов являются аппаратное (технические средства), программное (инструментальные средства), математическое и информационное обеспечение этого процесса.

В основном под информационными технологиями подразумевают компьютерные технологии.

3. Телекоммуникационные технологии.

К ним относится Ethernét (эзернет, от англ. ether - эфир) - пакетная технология передачи данных преимущественно локальных компьютерных сетей.

4. Инновационные технологии .

Инновационные технологии - это наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Различают виды инновационных технологий: внедрение ; тренинг (подготовка кадров и инкубация малых предприятий); консалтинг (деятельность по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов); трансферт (перенос, перемещение); инжиниринг (иначе инженерия - это совокупность работ прикладного характера, включающая предпроектные технико-экономические исследования и обоснования планируемых капиталовложений, необходимую лабораторную и экспериментальную доработку технологий и прототипов, их промышленную проработку, а также последующие услуги и консультации).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Технологии новой эпохи Лекция № 1 Основные тенденции развития общества в конце XX – начале XXI вв.

2 слайд

Описание слайда:

План 1. Развитие средств транспорта, значение транспортной авиации, достижения ракетной техники 1.1.Значение развития средств транспорта 1.2. Развитие железнодорожного транспорта 1.3. Развитие водного и автомобильного транспорта 1.4. Развитие транспортной авиации 1.5. Достижения ракетной техники 2. Развитие космонавтики, создание орбитальных комплексов 2.1. Технологии новой эпохи 2.2. Этапы развития технического прогресса

3 слайд

Описание слайда:

Вопросы к семинарскому занятию 3. Новые конструкционные материалы в химической промышленности и металлургии 4. Развитие биотехнологий 4.1. Достижения генной инженерии 4.2. Генная инженерия человека 4.3. Проблемы клонирования 5. Развитие компьютерных технологий. Глобальные компьютерные системы связи

4 слайд

Описание слайда:

Цель: определить основные направления развития общества в конце XX-начале XXI вв. выявить суть ускорения научно-технического развития и содержание технологий новой эпохи развивать общие компетенции – ОК 1, ОК 2, ОК 5

5 слайд

Описание слайда:

Литература Киселев Б. А. Стеклопластики. - М., 1961. Конструкционные материалы. - Т. 1- 3. - М., 1965. Тугоплавкие материалы в машиностроении. - Справочник. /Под ред. А. Т. Туманова и К. И. Портного. - М., 1967. Конструкционные свойства пластмасс. /Пер. с англ. - М., 1967. Резина - конструкционный материал современного машиностроения. - Сб. ст. - М., 1967. Материалы в машиностроении. Выбор и применение. – Справочник. /Под ред. И. В. Кудрявцева. - Т. 1-5. - М., 1969. Химушин Ф. Ф. Жаропрочные стали и сплавы - 2 изд. - М., 1969. Современные композиционные материалы. /Пер. с англ. - М., 1970. Алюминиевые сплавы. - Сб. ст. - Т. 1-6. - М., 1969. Интернет-ресурс: http://enc-dic.com/sociology/Globalnye-Seti-1460.html http://www.blog.ngorbachov.com/2010/06/gennaja_injeneria/ http://ru.wikipedia.org/wiki/Генная инженерия http://www.biotechnolog.ru/ge/ge1_3.htm

6 слайд

Описание слайда:

Основные понятия Технология Геополитика Экспансия Орбитальный комплекс Коммуникация Информационное общество Информационная инфраструктура Информационная революция Информационная культура Компьютерные технологии Конвергенция технологий Меритократия Модернизация

7 слайд

Описание слайда:

Технология В начале XIX в. Иоганн Бекман (1739-1811) ввел в научное употребление термин «технология», которым он назвал научную дисциплину, читавшуюся им в германском университете в Геттинге с 1772 г. Технология - в широком смысле - объём знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов Технология - в узком смысле - способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления Технология включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами В разговорной речи термин технология часто заменяют англоязычным словосочетанием Know How - Знайте Как (Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Технология)

8 слайд

Описание слайда:

Технология Если обратиться к самому определению термина технология, к его изначальному значению (техномастерство, искусство; логос - наука), то мы придём к выводу, что цель технологии заключается в том, чтобы разложить на составляющие элементы процесс достижения какого-либо результата Технология применима повсюду, где имеется достижение, стремление к результату, но осознанное использование технологического подхода было подлинной революцией. До появления технологии господствовало искусство - человек делал что-то, но это что-то получалось только у него, это как дар - дано или не дано. С помощью же технологии все то, что доступно только избранным, одаренным (искусство), становится доступно всем.

9 слайд

Описание слайда:

Момент перехода от искусства к технологии фактически создал современную человеческую цивилизацию, сделал возможным её дальнейшее развитие и совершенствование.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Великие географические открытия и колониальные завоевания вызвали полную трансформацию облика всего мира: он стал «завершенным» - человек освоил практически все земное пространство. Особую роль в этом процессе сыграло развитие средств коммуникации и транспорта. Появление новшеств в этой сфере было способно увеличить расстояния и пространства, на которые государство могло осуществлять свое военное и политической влияние. С этой точки зрения наиболее революционными нововведениями в истории человечества можно считать: - выведение породистых лошадей, - создание парусных кораблей, - железной дороги, - парохода и двигателя внутреннего сгорания.

12 слайд

Описание слайда:

Значение развития средств транспорта Развитие мореплавания и расширение морских коммуникаций выдвинули на первые роли в мировой политике морские державы, предоставив им преимущества над сухопутными странами

13 слайд

Описание слайда:

Значение развития средств транспорта Промышленная революция, рост сухопутных коммуникаций, бурное развитие железнодорожного транспорта XIX в. способствовали возникновению таких «сухопутных» империй, как Германия, США, Россия

14 слайд

Описание слайда:

Значение развития средств транспорта Появление и дальнейшее развитие авиации во многом устранило разграничение на морские и сухопутные державы

15 слайд

Описание слайда:

Развитие железнодорожного транспорта Железнодорожный транспорт был одновременно и продуктом, и мотором промышленной революции. Возникнув в начале XIX века (первый паровоз был построен в 1804 г.), к середине того же века он стал самым важным транспортом промышленных стран того времени

16 слайд

Описание слайда:

Развитие железнодорожного транспорта К концу XIX века суммарная длина железных дорог перевалила за миллион километров Железные дороги связали внутренние промышленные районы с морскими портами. Вдоль железных дорог вырастали новые промышленные города

17 слайд

Описание слайда:

Развитие железнодорожного транспорта Однако после Второй мировой войны железные дороги начали терять своё значение. На грузовых перевозках она не выдерживала конкуренции автомобильного транспорта, на пассажирских - самолётов (на больших расстояниях) и личного автомобиля (на коротких расстояниях) Однако коллапса железных дорог, как предсказывали многие в пятидесятых-шестидесятых годах, не произошло. Железные дороги имеют много преимуществ - высокую грузоподъёмность, надёжность, сравнительно высокую скорость. Сейчас по железным дорогам перевозят самые разные грузы, но в основном - массовые, такие как сырьё, сельхозпродукция.

18 слайд

Описание слайда:

Развитие железнодорожного транспорта Более того, начиная с последнего десятилетия XX века, железные дороги переживают своеобразный ренессанс. Сначала в Японии, а теперь и в Европе была создана система скоростных железных дорог, допускающих движение со скоростями до трёхсот км/час. Такие железные дороги стали серьёзным конкурентом авиалиний на небольших расстояниях. По-прежнему высока роль пригородных железных дорог и метрополитенов Электрифицированные железные дороги (а к настоящему времени большинство железных дорог с интенсивным движением электрифицировано) намного экологичнее автомобильного транспорта Наиболее электрифицированы железные дороги в Швейцарии (до 95 %), в России же этот показатель доходит до 47 %.

19 слайд

Описание слайда:

Развитие водного и автомобильного транспорта Большую роль для развития коммуникаций играет водный транспорт - самый древний вид транспорта До появления трансконтинентальных железных дорог (вторая половина XIX в.) он оставался важнейшим видом транспорта

20 слайд

Описание слайда:

Развитие водного и автомобильного транспорта Водный транспорт до сих пор сохраняет важную роль. Благодаря своим преимуществам (водный транспорт - самый дешёвый после трубопроводного), водный транспорт сейчас охватывает 60-67 % всего мирового грузооборота По внутренним водным путям перевозят в основном массовые грузы - строительные материалы, уголь, руду, нефть, сжиженный газ - перевозка которых не требует высокой скорости

21 слайд

Описание слайда:

Развитие водного и автомобильного транспорта Роль водного транспорта в пассажирских перевозках значительно снизилась, что связано с его низкими скоростями Исключения - скоростные суда на подводных крыльях (иногда берущих на себя функцию междугородних автобусов-экспрессов) и суда на воздушной подушке Также велика роль паромов и круизных лайнеров

22 слайд

Описание слайда:

Развитие водного и автомобильного транспорта Автомобильный транспорт сейчас - самый распространённый вид транспорта Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX в. Преимущества автомобильного транспорта - маневренность, гибкость, скорость

23 слайд

Описание слайда:

Развитие водного и автомобильного транспорта Грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, но даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов, для которых критична скорость доставки, например, скоропортящихся продуктов

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

Развитие транспортной авиации В 1709 г. был запущен первый воздушный шар Воздушные шары были неуправляемы К концу XIX в. доминировать в воздухе стали огромные воздушные корабли - дирижабли. Их золотой век пришёлся на первую половину XX в., когда пассажирские дирижабли совершали регулярные перелёты между Европой и Америкой Эпоха дирижаблей кончилась в 1937 г. Сегодня дирижабли пытаются «реанимировать»

26 слайд

Описание слайда:

Развитие транспортной авиации В конце XX века возобновился интерес к дирижаблям: теперь вместо взрывоопасного водорода применяется инертный гелий, дирижабли хоть и много медленнее самолётов, но зато намного экономичнее

27 слайд

Описание слайда:

Развитие транспортной авиации Воздушный транспорт - самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта Основная сфера применения воздушного транспорта - пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров

28 слайд

Описание слайда:

Развитие транспортной авиации Транспортная авиация осуществляет грузовые перевозки, но их доля очень низка В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту

29 слайд

Описание слайда:

Развитие транспортной авиации Во многих труднодоступных районах - в горах, районах Крайнего Севера - воздушному транспорту нет альтернатив. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе

30 слайд

Описание слайда:

Развитие транспортной авиации Дальнейшее развитие получила и военно-транспортная авиация - один из родов военной авиации Она предназначена для десантирования воздушного десанта воздушным и посадочным способами, обеспечения манёвра войск по воздуху, перевозки личного состава, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств

31 слайд

Описание слайда:

Достижения ракетной техники Ракета имеет более чем тысячелетнюю историю Индусы первые ввели ее в военно-боевой обиход Английский капитан Конгрев, испытавший на своих войсках деморализующее действие восточных ракет, превратил ракету в боевой снаряд и способствовал введению ее в армиях многих европейских государств. Способствовала ракетная артиллерия и завоеванию царской русской армией Туркестана. Успехи химии и развитие нарезноствольной артиллерии скоро вытеснили ракету из военной техники, и о ней на некоторое время забыли. Лишь Германия и Швейцария не прекращали работ с ракетой и нашли для нее мирные применения: в области спасания на водах и в сельском хозяйстве (своеобразная защита от градобития).

32 слайд

Описание слайда:

Достижения ракетной техники Возрождению ракетной техники способствовали теоретические работы нашего ученого Константина Эдуардовича Циолковского, проф. Годдарда, проф. Оберта и др., а также ряд практических испытаний (Оберт, Вальер, Опель, Годдард и т.д.).

33 слайд

Описание слайда:

Достижения ракетной техники Ракетная техника за последние годы далеко шагнула вперед. В ряде стран созданы общества, научно-исследовательские учреждения, ракетные лаборатории и ракетодромы - полигоны, надежным образом защищенные и приспособленные для испытаний ракет Развитию ракетной техники способствовало соперничество СССР и США, целью которого было создание средства доставки ядерного оружия (ранее в качестве такого средства выступали бомбардировщики).

34 слайд

Описание слайда:

Достижения ракетной техники Тактическое и оперативно-тактическое ракетное оружие - сфера, где наша страна всегда находилась на передовых позициях Среди них следует, прежде всего, назвать «Точку» (9К79, на Западе - SS-21 Scarab) - тактический комплекс, принятый на вооружение в СССР в 1975 г. Его развитием стали «Точка-Р» с пассивной головкой самонаведения (ГСН) для поражения РЛС (1983 г.) и усовершенствованный комплекс 9К79-1 «Точка-У» (1989 г.) Все семейство комплексов отличала хорошая мобильность и довольно высокая точность стрельбы (средняя ошибка по дальности отстрелянных ракет не превышала 50 м). Следующим этапом стал ракетный комплекс «Ока» (9К714, на Западе - SS-23 Spider), принятый на вооружение в 1980 г.

35 слайд

Описание слайда:

Достижения ракетной техники Тактический ракетный комплекс 9К79-1 «Точка-У» Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К714 «Ока»

36 слайд

Описание слайда:

Практика войн последних десятилетий показывает, что как бы ни было эффективно средство поражения, оно не может внести существенный вклад в победу, если не интегрировано с системами разведки и управления. «Искандер-Э» создан с учетом этой закономерности. Информация об объекте поражения передается со спутника, самолета-разведчика или беспилотного летательного аппарата на пункт подготовки информации. На нём рассчитывается полётное задание для ракеты, которое затем по радиоканалам транслируется на командно-штабные машины командиров дивизиона и батареи, а оттуда - на пусковые установки. Ракетный комплекс «Искандер-Э»

37 слайд

Описание слайда:

38 слайд

Описание слайда:

Развитие космонавтики, создание орбитальных комплексов Гигантский прорыв в истории человечества – начало освоения космоса. 4 октября 1957 г. в Советском Союзе был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли Отныне советская ракета могла доставить груз, в том числе и ядерное устройство, в любую точку планеты. В 1958 г. американцы запустили свой спутник и начали массовое производство ракет.

39 слайд

Описание слайда:

Развитие космонавтики, создание орбитальных комплексов Успехи в освоении космоса привели к соперничеству СССР и США. В июле 1969 г. американский космонавт Нил Армстронг первым ступил на Луну, США добились больших успехов в исследовании Марса СССР исследовал Луну и Венеру с помощью автоматических станций. В космос запускались спутники- разведчики, испытывались новые виды боевых межконтинентальных баллистических ракет. Эти ракеты способны поражать цели на земле, двигаясь к ним через космическое околоземное пространство, их запускали с земли и даже с подводных лодок.

40 слайд

Описание слайда:

Развитие космонавтики, создание орбитальных комплексов Впоследствии на Марс и Венеру опускались автоматические зонды Исследование поверхности Венеры

41 слайд

Описание слайда:

Развитие космонавтики, создание орбитальных комплексов Космическое соперничество дало импульс развитию электроники и других передовых технологий, подготовило предпосылки для научно-технической революции 1960-1980-х гг.

42 слайд

Описание слайда:

Развитие космонавтики, создание орбитальных комплексов Все ближайшие космические тела - Луна, Марс, Венера были впервые в истории Человечества достигнуты советскими космическими аппаратами 24 июня 1999 г. станция Cassini совершила пролет Венеры

43 слайд

Описание слайда:

Развитие космонавтики, создание орбитальных комплексов Создание орбитальных станций и возможность продолжительных работ космонавтов в космосе стали толчком для организации более сложной космической системы - орбитальных комплексов. Они стали выполнять не только военные, но и народнохозяйственные функции.

44 слайд

Описание слайда:

Развитие космонавтики, создание орбитальных комплексов Появление орбитальных комплексов уже разрешило многие нужды производства, научных исследований и экспериментов, связанных с изучением Земли, ее природных ресурсов и охраны окружающей среды Орбитальные станции и искусственные спутники Земли используются для астрономических наблюдений, трансляции телепередач, поддержания связи, для геологоразведки. Раскрытие в космосе параболической антенны диаметром 6,4 м в эксперименте «Рефлектор» 28 июля 1999 г.

45 слайд

Описание слайда:

Развитие космонавтики, создание орбитальных комплексов Космическая станция представляет собой обитаемый долговременный летательный аппарат, предназначенный для исследований на околоземной орбите или в открытом космосе. Космическая станция может служить как космический корабль, долговременное место пребывания космонавтов, лаборатория, телекоммуникационный центр, мастерская, космический порт, база для заправки топливом и строительная площадка Следующие признаки отличают космическую станцию от других объектов космической техники: 1) способность поддерживать жизнеобеспечение присутствующих на ней людей в течение долгого периода времени 2) длительное существование (до ее оставления или демонтажа) на орбите вокруг Земли или какого-либо тела Солнечной системы.

Десятилетия, прошедшие после второй мировой войны, ознаменовались дальнейшим ускорением темпов научно-технического развития. Между двумя мировыми войнами период времени, требующийся для удвоения объема научных знаний, составлял около 24 лет, в 1945--1964 гг. -- 14 лет, к концу века для разных сфер знания он составил не более 5--7 лет.

Технологии новой эпохи

Крупнейшее из открытий XX века, овладение ядерной энергией, в большой мере использовалось в военных целях. Открытие в начале 1950-х гг. термоядерных реакций (слияния легких ядер в более тяжелые при сверхвысоких температурах) и в СССР и США было обращено на создание водородных бомб. Они были в сотни раз разрушительнее, чем урановые и плутониевые. Лишь в 1956 г. в Великобритании был построен ядерный реактор, который был признан годным для коммерческой эксплуатации. Ядерная энергетика к концу века обеспечивает не более 8% мирового производства энергии. Большая часть производится за счет сжигания нефти (40%), угля (25%), газа (18%). ГЭС и иные источники энергии обеспечивают лишь 7% ее производства. Геотермальные (использующие внутреннее тепло Земли), приливные (энергия морских приливов), солнечные, ветряные электростанции пока еще остаются редкостью.

Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы. Продолжалось развитие средств транспорта. В 1990-е гг. в мире насчитывалось свыше 500 млн. автомобилей (около трети из них -- в США), их ежегодный выпуск достиг 30 млн. штук.

На протяжении XX века постоянно увеличивалась грузоподъемность судов. В 1970-е гг. появились танкеры водоизмещением более 500 тыс. тонн. Быстроходность кораблей возросла вдвое за последние 50 лет. С овладением ядерной энергией появились корабли и подводные лодки с атомными силовыми установками, способные годами бороздить морские просторы без захода в порты. Получили развитие, пока ограниченное, транспортные средства на воздушной подушке, способные передвигаться не только по воде, но и по суше.

Значительно возросло значение транспортной авиации. В Англии в 1949 г. был создан первый прототип пассажирского реактивного самолета "Комета". Однако основное применение на авиалиниях нашли советские реактивные самолеты "ТУ-104" (выпускались с 1955 г.) и американские "Боинг-707" (с 1958 г.). В 1970 г. в США был создан гигантский самолет "Боинг-747", способный поднимать на борт до 500 пассажиров. В 1950-е гг. военная авиация освоила сверхзвуковые скорости, а в 1970-е гг. появились первые пассажирские самолеты, летающие на сверхзвуковых скоростях: советский "ТУ-144" (1975 г.) и англо-французский "Конкорд" (1976 г.).

Послевоенное развитие ракетной техники было, главным образом, подчинено стремлениям СССР и США создать более эффективные средства доставки ядерного оружия, чем бомбардировщики. Первым свои достижения в этой сфере продемонстрировал Советский Союз, запустивший в 1957 г. первый искусственный спутник Земли (США осуществили такой запуск в 1958 г.), а в 1961 г. выведший на орбиту вокруг Земли космический корабль с человеком на борту. В 1961 г. в США была принята программа "Аполлон" -- пилотируемого полета на Луну, успешно завершенная в 1969 г. Автоматические космические зонды достигли Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, вышли за пределы Солнечной системы.