Закон и право

Связи с общественностью и культура государственных организаций. Теоретические основы выбора медианосителей в зависимости от специфики аудитории и специфики рекламируемого объекта В зависимости от специфики

При исследовании успешности личности и эффективности ее деятельности важнейшее место занимает проблема социально-психологической установки. При условии изучения этого психологического образования можно решить вопрос о том, чем же конкретно регулируется поведение и, главное, деятельность человека. Предрасположенность личности действовать определенным образом определяет все сферы ее жизнедеятельности, вплоть до самых сложных социальных объектов и ситуаций, и, несомненно, влияет на формирование стиля профессиональной деятельности и ее результативность. Социально-психологические установки следует рассматривать как состояния психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы.

В настоящем исследовании рассматриваются определенные социально-психологические установки сотрудников банка и их взаимосвязь с поведением человека в конкретной ситуации, а именно в контексте определенной профессиональной деятельности. Профессия банковского служащего в последнее десятилетие стала особенно популярной. Вместе с тем специфика работы в разных подразделениях одного и того же предприятия, в частности, банка зачастую различна.

В статье описываетсяспецифика деятельности таких подразделений, как отдел сопровождения кредитных продуктов, на профессиональном сленге называющийся call–центр, и управление первоначального сбора задолженностей, так называемый collection. Основная задача консультантов по телефону – обеспечение клиентов необходимой, полной и всесторонней информацией с целью «превращения» интересующегося в постоянного клиента банка. Основной целью работы отдела по сбору задолженностей является побуждение клиента к исполнению обязательств по договору займа и погашение дебиторской задолженности. Работа оператора-консультанта и специалиста по сбору задолженностей, имеет следующие общие особенности: четкие, конкретные обязанности, строжайшая дисциплина, отсутствие творческой инициативы, работа под постоянным контролем, однообразие и монотонность, неуклонное следование схеме работы, постоянные перегрузки. Различия заключаются в характере общения: в отделе сбора задолженностей инициатива общения принадлежит работникам, в отделе консультирования – клиентам. При необходимости соблюдения этикета всеми работниками в первом случае отмечается безусловное давление на клиента, во втором проявление выдержки и терпения. В первом случае ситуации практически всегда одинаковы, второй характеризуется наличием нестандартных ситуаций. В первом случае проявления агрессии чаще проявляются у работников, во втором – у клиентов.

В качестве гипотезы взято предположение о том, что социально-психологические установки и определяемые ими экстерогенные проявления поведения у операторов-консультантов и специалистов по сбору задолженностей будут различны.

В статье представлен сравнительный анализ социально-психологических установок сотрудников разных отделов: ориентации на процесс или результат, деньги или труд, свободу или власть, готовности решать конфликты тем или иным способом и проявлений перцептивно-интерактивной компетентности (умения слушать, взаимопознания, взаимопонимания, взаимовлияния, социальной автономности, социальной адаптивности, социальной активности). Полученные результаты подтверждены при помощи методов математической статистики.

В ходе исследования выявлено, что операторы-консультанты менее ориентированы на результат, более альтруистичны, менее свободолюбивы и не стремятся оказывать влияние на других, тогда как специалисты отдела по сбору задолженностей более ориентированы на результат, более эгоистичны, обнаруживают стремление к свободе и к влиянию на других. Операторы-консультанты чаще, чем специалисты отдела по сбору задолженностей используют стратегию «приспособление» по отношению к клиенту, и это является показателем профессионализма, поскольку цель их деятельности привлечение постоянных клиентов и реализация банковского продукта. Для специалистов отдела по сбору задолженностей характерно «соревнование», поскольку показателем успешности их деятельности является количество возвращенных кредитов. Операторы-консультанты обладают более развитыми навыками слушания, чем специалисты отдела по сбору задолженностей. При равной общей коммуникативной интерактивности операторы-консультанты обладают большими навыками взаимопознания, отличаются более высокой автономностью, адаптивностью и активностью.

Проведенное исследование может быть интересно руководителям подобных подразделений, специалистам отделов по обучению и развитию и психологам, работающим с персоналом банковских предприятий, а также может служить основой для составления дифференцированных программ по развитию профессиональной компетентности работников.

В зависимости от специфики госоргана и тех сфер, на которые распространяется его ведение, такие подразделения могут быть нескольких типов. Условно охарактеризуем три наиболее типичных модели.

Первая модель заключается в информировании общественности о деятельности госоргана. Этой задачей занимаются пресс-службы, отделы по связям со СМИ, политическими партиями и общественными организациями. Распространяемая этими подразделениями информация носит односторонний характер, так как она дозируется с целью создания положительного образа при помощи пропагандистских методов. Ее еще называют «асимметричной», поскольку здесь не возникает должной обратно-поступательной реакции общества. Односторонность информационного потока не позволяет в полной мере выполнять эту функцию и не оправдывает демократических ожиданий общества.

Вторая модель включает в себя использование не просто известных пропагандистских методов и приемов для распространения положительной информации о своей деятельности, но и специальных технологий, способных убеждать, причем, прежде всего ту часть общества, на которую ориентируются в данный момент и по данной проблеме. Эту модель называют «двусторонне асимметричной», так как во внимание принимается реакция стороны, на которую оказывается воздействие, но лишь постольку, поскольку это может быть выгодным или невыгодным для госоргана.

Третья модель предполагает не только регулярное информирование со стороны госоргана для улучшения взаимопонимания между ним и общественностью, но также служит для своевременного предотвращения конфликтных ситуаций и координации своей деятельности в соответствии с общественными интересами. Ее называют «двусторонне симметричной», так как в ней используются способы, позволяющие с большей степенью точности отвечать интересам демократического общества. Эта модель может считаться более этичной, ибо, когда власть не опасается обвинений в некомпетентности или неэффективности, когда власть устойчива, открыта для общественного диалога, тогда она, если не целиком оправдывает санкционированное выборами доверие народа, то вполне может пользоваться им, опираться и рассчитывать на него.

Основные направления деятельности служб «ПР» в государственных органах состоят в следующем:

информирование общественности о деятельности госоргана, о существе принимаемых решений;

мониторинг общественного мнения;

взаимодействие с территориями;

анализ и прогнозирование общественно-политического процесса;

гражданское просвещение и развитие у людей чувства сопричастности, гражданской позиции;

формирование положительного образа госоргана и вида госслужбы, забота о паблисити руководителей и других должностных лиц.

Для государственных органов исключительно важно в процессе государственного управления воздействовать не только на общественное поведение и деятельность людей асоциальных групп, но и на формирование культуры властно-управленческих отношений.

Современная социальная среда характеризуется ростом культурного разнообразия ее участников. Успешное ведение «ПР» в мультикультурной среде государственного управления предполагает знание и использование культур разных народов, региональной специфики деловых (управленческих) коммуникаций (что особенно важно для многонациональных, многоконфессиональных стран и полисубъектных федеративных государств, каким является Россия). Мультинациональные и межрегиональные коммуникации становятся все более значимой сферой в государственном управлении, что обусловлено рядом факторов: глобализацией (обретением общемировых масштабов); интернационализацией (межнациональным общением); регионализацией (ростом взаимосвязей различных регионов). Культурные проблемы нередко становятся более серьезным препятствием для управленческого успеха социальных коммуникаций, чем технические или финансовые.

Можно выделить следующие уровни культуры деловых отношений в государственном управлении:

национальный (в границах одной страны);

региональный (в пределах региона страны или мира);

международный (в межгосударственных отношениях).

В государственном управлении культура интерпретируется в основном либо как совокупность идеальных представлений и ориентации на решение государственных дел, либо как форма воплощенных в управленческой деятельности ценностей и установок. Она есть сложное многоуровневое, внутренне противоречивое социальное явление, отражающее способность человека руководствоваться в рамках ведущих политических ценностей различными стандартами и традициями властно-управленческой деятельности. Поэтому культура государственного управления - это не просто социальный компонент системы управления, а комплексное понятие универсального характера, выражающее конкретные формы взаимодействия людей по поводу властно-управленческих отношений, проявляющихся в разнообразных ситуациях. Содержание культуры государственного управления более полно раскрывается через ее социальную направленность, а также личную культуру и стиль руководства, что сказывается на морально-психологическом климате, условиях управленческого труда, взаимоотношениях между людьми.

Стратегическое планирование и контроллинг Бородушко Ирина Васильевна

2.3. Специфика планирования в зависимости от экономического потенциала предприятия

Общие принципы и типовая методология планирования должны быть адаптированы к таким особенностям предприятий, как их размеры, масштабы производства, номенклатура и интенсивность обновления продукции (услуг), уровень ее наукоемкости, внедрение инновационных технологий.

Малые, средние и крупные предприятия, а также различные формы интеграции предприятий требуют механизма прогнозирования и планирования, соответствующего особенностям и принципам управления каждым из этих видов предприятий. Рассмотрим специфические условия планирования на малых, средних и крупных предприятиях.

В условиях малого бизнеса практически отсутствует разделение труда в сфере управления, все функции управления, в том числе планирование, осуществляет предприниматель. Из-за ограниченности финансовых ресурсов и относительно небольшого производства нет возможности иметь в штате высокопрофессиональных специалистов в области планирования и иных функций управления. Малое предприятие имеет свои преимущества и недостатки. С точки зрения планирования малые предприятия обладают следующими преимуществами:

Относительная простота организационно-управленческих связей, что предопределяет достаточно простую структуру плана;

Немногочисленность управленческого персонала, что облегчает взаимосогласование разделов плана;

Мобильность и гибкость перехода к новациям, легкость смены видов деятельности;

Узкая специализация по видам бизнеса, вследствие чего в плане также не требуется дифференциация по видам деятельности;

Относительная легкость переориентации вида деятельности в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка;

Высокая возможность приспособления бизнеса к местным условиям.

К числу свойств малого бизнеса, затрудняющих процесс планирования, относят:

Ограниченность финансовых, материальных, трудовых ресурсов;

Низкую кредитоспособность;

Высокую степень зависимости от рыночной конъюнктуры;

Необходимость адаптации к целям крупного бизнеса;

Большую трудовую нагрузку на персонал;

Условия труда и социальное обеспечение хуже, чем на крупных предприятиях;

Относительно невысокую оплату труда.

Особенностью малых предприятий является достаточно быстрая смена видов деятельности, частые случаи возникновения новых и ликвидации ранее действовавших предприятий. В связи с этим планы малых предприятий оказываются менее стабильными, чем планы средних и крупных предприятий. Возникновение новых малых предприятий может быть обусловлено обстоятельствами, которые не имеют столь же решающего значения для средних и крупных предприятий. Причины возникновения малых предприятий достаточно разнообразны:

Наличие оригинальной идеи (или патента), позволяющей создать новый продукт или услугу, привлекательные для потребителя;

Наличие достаточной суммы начальных инвестиций, позволяющих открыть новое дело;

Благоприятные перспективы сбыта продукции (услуг);

Наличие ресурса потенциальных наемных работников, необходимого для конкретного малого бизнеса, профессионального состава.

Малое предприятие отличается простейшей структурой управления, при которой каждый работник, включая собственника предприятия, обычно выполняет несколько функций. Главный собственник выполняет функции разработки стратегического, текущего и оперативного планов, а также организации деятельности предприятия, контроля, мотивации труда. При формировании плана малого предприятия обычно стоит стратегическая задача увеличения товарооборота и своей доли на рынке сбыта, так как каждое малое предприятие стремится к увеличению своего капитала и к переходу в группу предприятий среднего бизнеса.

Помимо собственника ведущую роль в малом предприятии играет главный бухгалтер, который кроме прямых обязанностей по учету хозяйственной деятельности и ведению баланса проводит анализ финансово-экономической деятельности, контролирует движение финансовых потоков и эффективность использования ресурсов.

На малом предприятии, как и на любом предприятии, должна быть обеспечена взаимосвязь текущего и стратегического планов. Основными показателями, включаемыми в бизнес-план малого предприятия, являются следующие характеристики производственной программы, дифференцированной по видам деятельности:

В научно-техническом бизнесе – объем заказов на НИОКР (научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки);

В консалтинговых фирмах – объем заказов на консалтинговые услуги;

В оптовой торговле – план закупок;

В бытовых услугах – объем заказанных услуг;

В турбизнесе – объем продаж путевок.

На основе этих базовых показателей производственных программ разрабатываются частные плановые показатели: потребность в оборотных средствах и основных фондах, необходимых для реализации производственной программы; определяются потребность в кадрах и плановый фонд оплаты труда при действующей на предприятии системе мотивации и оплаты труда.

При планировании на малых предприятиях необходимо ориентироваться в первую очередь на финансовые возможности и кредитные ограничения. В этих условиях нужно тщательно контролировать расходование средств, так как экономия всех видов ресурсов и эффективное использование имеющегося потенциала предприятия являются источниками экономического роста организации и базой для перехода в средний по размерам бизнес.

Принципиально иные цели и условия планирования существуют на средних, и особенно на крупных предприятиях. К средним предприятиям принято относить организации с численностью персонала до 500 чел. Уровень аналитической работы, качество планирования и эффективность контроллинга финансово-экономической, маркетинговой, производственной, кадровой деятельности объективно повышаются по сравнению с малым бизнесом.

На средних предприятиях план маркетинга становится базовым для планирования остальных видов деятельности, при этом необходимо предварительно определить емкость целевого рынка, возможные каналы сбыта. Производится расчет ожидаемых объемов продаж по каждому виду продукции с учетом конъюнктуры рынка. На базе полученной информации разрабатываются остальные разделы плана. В соответствии с ростом объемов производства повышается степень неопределенности в достижении конечных результатов из-за более высокой конкуренции, растет уровень хозяйственного риска, который должен учитываться в процессе планирования. Повышается актуальность разработки стратегии предприятия, которая формируется в процессе стратегического планирования.

Особенностью организации управления в среднем бизнесе является то, что генеральный директор делегирует выполнение определенных функций управления и направлений деятельности соответствующим менеджерам: по маркетингу, по финансовому и экономическому управлению, по производству, по управлению кадрами и т. п. Создаются соответствующие специализированные функциональные группы управления. Для выполнения этих работ привлекаются профессионалы, владеющие современными технологиями управления, принятия решений и ведения бизнеса.

В стратегическом плане среднего предприятия актуальными являются проблемы роста активов и уставного капитала как основы повышения залоговых гарантий и соответственно расширения возможностей привлечения инвестиций для развития фирмы. Для этих компаний характерно стремление к увеличению доли рынка, развитию сети дилеров. В целом следует отметить, что в среднем бизнесе становятся актуальными практически все процедуры и механизмы профессионального внутрифирменного планирования.

В наиболее совершенной форме современные технологии управления, в том числе планирование и прогнозирование, представлены в крупном бизнесе. Характерными особенностями крупного бизнеса являются: концентрация капитала, интеграция структурных элементов, возрастание роли внутрифирменного планирования как важнейшего элемента управления компанией. Крупным компаниям свойственны как значимые преимущества, так и определенные недостатки.

К преимуществам крупных компаний, которые должны учитываться в процессе планирования, относятся:

Большие производственные мощности;

Высокий научно-технический уровень;

Взаимосвязь научно-исследовательских и производственных процессов;

Широкая номенклатура товаров (работ, услуг);

Систематическое обновление ассортимента товаров (работ, услуг);

Освоение принципиально новых видов товаров (работ, услуг);

Большая возможность выпуска конкурентоспособных товаров (работ, услуг);

Относительно низкие удельные затраты;

Финансовая устойчивость;

Высокий уровень социальной защиты персонала. Вместе с тем у крупного бизнеса есть и свои слабые стороны:

Сложность внутренних и внешних коммуникационных связей;

Организационная инерционность структур;

Большая численность управленческого персонала;

Относительная сложность, длительность, недостаточная оперативность в принятии управленческих решений;

Высокие предпринимательские риски, обусловленные широким ассортиментом продукции, динамикой ее обновления.

Основными стимулами для формирования крупных предприятий выступают: большая емкость целевого рынка, высокая наукоемкость продукции, наличие реальных перспектив для извлечения сверхприбылей, наличие перспектив длительного, стабильного выпуска продукции, обладающей длительным жизненным циклом.

К категории крупных предприятий относят не только отдельные компании, но и различного типа интегрированные структуры: концерны, финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги, транснациональные корпорации (ТНК). К формам интеграции относятся также картель, консорциум, пул, синдикат, трест, комбинат.

Интеграция предприятий в этих структурах может быть вертикальной и горизонтальной. При вертикальной интеграции объединяются предприятия, осуществляющие последовательные операции единого цикла производства продукции – от этапа формирования источников сырья до стадии получения готовой продукции (заготовка, обработка, сборка). В условиях горизонтальной интеграции объединяются технологически однородные предприятия, например группа заготовительных предприятий, либо обрабатывающих, либо сборочных.

Особой формой интеграции является широко представленная в мировой практике диверсифицированная интеграция, при которой объединяются разнородные по отраслевой принадлежности предприятия.

Процесс прогнозирования и планирования в интегрированных компаниях имеет ряд специфических особенностей, обусловленных их организационной структурой, профилем деятельности и спецификой функций управления. В частности, большая численность работников в интегрированных компаниях предопределяет необходимость такого раздела плана, как социальная защита работающих и создание благоприятного социально-психологического микроклимата в трудовых коллективах.

Другой существенной особенностью планирования деятельности интегрированных компаний является необходимость контроллинга на всех стадиях разработки и реализации планов. Это обусловлено риском больших материальных потерь из-за недостаточного уровня аналитической работы. При принятии плановых решений необходимы данные мониторинга наметившихся тенденций воздействия внешних и внутренних факторов.

Все отмеченные особенности планирования деятельности крупных компаний предопределяют необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов – менеджеров и контроллеров, а также необходимость создания соответствующих структурных подразделений в системе управления компаниями.

Из книги Медиапланирование на 100 автора Назайкин Александр

Из книги Стратегическое планирование и контроллинг автора Бородушко Ирина Васильевна

Специфика планирования на телевидении Из всех средств массовой информации телевидение обладает наибольшим охватом аудитории. При этом, однако, с помощью данного средства нельзя охватить всех целевых потребителей. Часть из них, даже имея телевизор, может предпочитать

Из книги Планирование на предприятии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Специфика планирования на радио С точки зрения медиапланирования радио во многом похоже на своего «могучего брата» – телевидение: значительный охват, сложность в достижении целевых групп, большая ротация аудитории, контролируемость времени контакта с потенциальными

Из книги Эффективный рекламный текст в СМИ автора Назайкин Александр Николаевич

Из книги Как сэкономить на маркетинге и не потерять его автора Монин Антон Алексеевич

Из книги Стратегии развития научно-производственных предприятий аэрокосмического комплекса. Инновационный путь автора Баранов Вячеслав Викторович

Глава 1 ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ НА МАКРО-, МЕЗО– И

Из книги Исполнение: Система достижения целей автора Боссиди Ларри

1.4. Правовые основы регулирования взаимосвязи социально-экономического и бюджетного планирования Государственное социально-экономическое планирование предполагает в качестве обязательного условия учет взаимосвязи макроэкономических и финансовых показателей.

Из книги автора

1.7. Сущность прогнозирования и планирования деятельности предприятия в условиях рыночной экономики В течение ХХ в. сформировались базовые принципы управления организациями, был разработан ряд концепций, определены методики. Ведущая роль в этом процессе принадлежит

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Помимо указанных субъектов института дисциплинарной ответственности, необходимо обратить внимание на наличие иных субъектов, которые также участвуют в дисциплинарном производстве. К ним можно отнести аттестационные комиссии, которые обладают правомочиями выносить рекомендации, в том числе о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности, а также комиссии, проводящие служебную проверку.

Дисциплинарная ответственность

Внимание

Можно выделить несколько видов юридически значимых обстоятельств, которые подлежат доказыванию при применении специальной дисциплинарной ответственности. Первым видом специальных юридически значимых обстоятельств, подлежащих доказыванию при применении специальной дисциплинарной ответственности, является отнесение работника к специальным субъектам, которые привлекаются к дисциплинарной ответственности по особым правилам. Например, прокуроры, судьи привлекаются к дисциплинарной ответственности по особым правилам.


При этом общие нормы о дисциплинарной ответственности применимы к ним в части, не противоречащей специальному законодательству о привлечении к ответственности данного вида.

Повышение уникальности

ДУ ВС РФ различает девять категорий начальников, различающихся по этому признаку, от командиров отделений до заместителей министра обороны; — специфическим для рассматриваемого вида юридической ответственности военнослужащих является и то, что ДУ ВС РФ, кроме общих дисциплинарных взысканий, применяемых ко всем военнослужащим (выговор, строгий выговор), предусматривает также и специальные виды взысканий, применимых только к отдельным категориям военнослужащих в зависимости от их воинских званий (солдаты (матросы), сержанты (старшины), прапорщики (мичманы), офицеры) и формы прохождения военной службы последними (по призыву или по контракту); — исключительно административный порядок применения дисциплинарной ответственности военнослужащих.

Понятие и виды дисциплинарной ответственности

В зависимости от субъектного состава различают два вида дисциплинарной ответственности: общую (несут работники, на которых распространяется действующий ТК) и специальную (несут работники, на которых распространяются специальные уставы, положения и нормы). При этом важно иметь ввиду следующее: общая дисциплинарная ответственность применяется ко всем работникам независимо от выполняемой им работы. К отдельным категориям работников может применяться дисциплинарная ответственность на основе уставов, положений о дисциплине или дисциплинарной ответственности.
Уставом и положением предъявляется основное требование, которое заключается в следующем: они должны быть зафиксированы в федеральных законах РФ. Те уставы и положения, которые утверждены органами исполнительной власти (правительством РФ) применяются в той части, которая не противоречит действующему трудовому кодексу.

1 понятие, субъект и объект дисциплинарной ответственности

В то же время при применении специальной дисциплинарной ответственности могут быть доказаны обстоятельства, которые входят в различные виды. Например, судьи относятся к специальным субъектам дисциплинарной ответственности и обжалуют специальную дисциплинарную ответственность в особом порядке. Хотя доказанность обстоятельства одного вида позволяет сделать вывод о применении специальной дисциплинарной ответственности.
Таким образом, общая дисциплинарная ответственность отличается от специальной по доказанности одного или нескольких видов рассмотренных обстоятельств. Доказанность каждого из них может стать основанием для признания дисциплинарной ответственности специальной. Однако по общему правилу общая дисциплинарная ответственность применяется наряду со специальной.

В-46. понятие, основание и специфика дисциплинарной ответственности.

Можно выделить несколько видов юридически значимых обстоятельств, которые подлежат доказыванию при применении специальной дисциплинарной ответственности. 1. Отнесение работника к специальным субъектам, которые привлекаются к дисциплинарной ответственности по особым правилам. Например, прокуроры, судьи привлекаются к дисциплинарной ответственности по особым правилам.
2. выполнение работником особых трудовых обязанностей, непосредственно связанных с жизнью и здоровьем людей. К числу таких обязанностей следует отнести выполнение работ, непосредственно связанных с движением железнодорожного транспорта. 3. наличие особого круга лиц или органов, наделенных правом привлечения к дисциплинарной ответственности. Например, Президент Республики Беларусь может привлекать к дисциплинарной ответственности руководителей республиканских органов исполнительной власти. 4.

В зависимости от специфики субъекта дисциплинарной ответственности выделяют

Инфо

Исходя из этого, можно сделать вывод, что основными субъектами института дисциплинарной ответственности являются работодатель и работник. Безусловно, нормативно-правовые акты, содержащие в себе материальные и процессуальные основы привлечения различного круга лиц к дисциплинарной ответственности по-разному «называют» работодателя и работника (данные дефиниции характерны для норм трудового права). В рамках норм административно-правового регулирования перечень руководителей, наделенных правом принимать на работу или службу работника (служащего) специально оговорен в правовых актах.


Например, в Федеральном законе № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе России» служебный контракт о приеме на службу заключается между представителем нанимателя и гражданским служащим.
Исходя из данного определения, для всестороннего изучения дисциплинарной ответственности необходимо рассмотреть четыре основных момента:
  • основания (ответственность за что?);
  • субъекты ответственности (в отношении кого?);
  • дисциплинарные взыскания (путем применения чего?);
  • порядок наложения дисциплинарных взысканий (в каком порядке?).

Основания дисциплинарной ответственности Основаниями дисциплинарной ответственности являются: 1) дисциплинарный (должностной) проступок – противоправное, виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины, не влекущее уголовной ответственности. Под нарушением трудовой или служебной дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка (присягой, указаниями вышестоящих начальников и т.

Круг трудовых обязанностей работника должен быть определен в соответствии с трудовым законодательством, возложение на работника обязанностей, которые выходят за рамки его трудовой функции без согласия работника, и дополнительной оплаты позволяет ему отказаться от их выполнения. Работник должен быть ознакомлен с возложенными на него трудовыми обязанностями. Отсутствие у работодателя письменных доказательств, подтверждающих ознакомление работника с трудовыми обязанностями, лишает его представителей права при возникновении спора ссылаться на свидетельские показания для подтверждения данного ознакомления.

Одним из доказательств, подтверждающих круг возложенных на работника обязанностей, является заключенный с ним трудовой договор. Конкретные поручения работнику в рамках его трудовой функции также необходимо делать в письменной форме.
Следовательно, правовое понятие «дисциплинарная ответственность работника» состоит из трех юридически значимых обстоятельства: 1) совершения работником дисциплинарного проступка; 2) наличия у полномочного представителя работодателя права применить предусмотренные законодательством меры дисциплинарного взыскания; 3) наличия обязанности работника претерпеть установленные законодательством за совершение дисциплинарного проступка неблагоприятные последствия. При этом содержание дисциплинарной ответственности составляют предусмотренные в законодательстве меры дисциплинарных взысканий, которые и выступают в качестве применяемых к работнику санкций за совершение дисциплинарного проступка. Существуют два вида дисциплинарной ответственности работников.
Во-первых, общая дисциплинарная ответственность работников. Общая дисциплинарная ответственность применима ко всем без исключения работникам.

Важно

В отношении отдельных категорий государственных служащих (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, работники железнодорожного, морского, речного транспорта и т. д.) в определенных законом случаях за совершение административного правонарушения ст. 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает возможность их привлечения не к административной, а к дисциплинарной ответственности; 3) нарушение норм морали, нравственности. Статья 26 Закона РФ «О статусе военнослужащих» предусматривает дисциплинарную ответственность «за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести…». Пункт «м» ст. 19 Закона РФ «О милиции» в качестве одного из оснований увольнения сотрудника милиции со службы предусматривает «совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции».

Российской Федерации и осуществляющее полномочия нанимателя от имени Российской Федерации в отношении сотрудников органов внутренних дел. Уполномоченным руководителем является заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) подразделения, наделенные в установленном порядке руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел полномочиями нанимателя от имени Российской Федерации.

В зависимости от специфики объема и содержания все понятия делятся на определенные виды. Дадим характеристику видов понятийпо объему.

Единичным называется понятие, в котором мыслится один предмет. На­пример, «Орга­низация Объединенных Наций».

Общим называется понятие, в котором мыслится множество предметов. Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими . Реги­стрирующими называются общие понятия, в которых множество мыслимых в них предметов поддается учету, регистрации. Например, «народный депу­тат России», «ветеран Великой Отечественной войны, проживающий в горо­де Москве» и другие.

Нерегистрирующим называется общее понятие, относящееся к неопре­деленному числу предметов. Например, «человек», «прокурор», «преступле­ние» и другие. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представля­ют собой классы реально не существующих предметов и существование ко­торых в принципе невозможно. Например, «преступник, не совершавший преступления», «гражданский военный юрист», «равносторонний прямо­угольный треугольник», «домовой» и другие. От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существует в настоя­щее время, но существовали в прошлом или существование которых воз­можно в будущем. Например, «Демокрит», «термоядерная электростанция».

Рассмотрим виды понятийпо содержанию.

Конкретные - это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее. Например, «держа­ва», «реформа», «международный договор», «норма права», «юрист» и другие.

Абстрактные - это понятия, в которых мыслится не предмет, а какой-либо из признаков (свойство, отношение) предмета, взятый отдельно от самого предмета. Абстрактные поня­тия, выраженные на русском языке, не имеют множественного числа.

Положительные - это понятия, содержание которых составляют свойст­ва, присущие предмету.

Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывает­ся на отсутствие у предмета определенных свойств. Например, «не живущий по средствам», «не говорящий по-английски», «несправедливость» и другие. В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отри­цательными приставками «не» и «без» («бес») или «а».

Если частица «не» или «без» («бес») слилась со словом и слово без нее не употребляется, то понятия, выраженные такими словами, являются положи­тельными.

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое. Например, «лес», «созвездие», «кол­лектив» и другие. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия. Собирательные понятия бывают общими («роща», «хор») и единичными («созвездие Большая Медведица», «военный блок НАТО»).

Несобирательные - это такие понятия, содержание которых можно от­нести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием. Например, «дерево», «звезда», «человек» и другие.