Закон и право

Сообщение о журнале сатирикон кратко. «Новый Сатирикон

Сатирикон: «Сатирикон (роман)» роман древнеримского писателя Петрония Арбитра. «Сатирикон Феллини» фильм Федерико Феллини по мотивам романа Петрония Арбитра. «Сатирикон (журнал)» и «Новый Сатирикон» русские сатирические журналы… … Википедия

- «САТИРИКОН» еженедельный «тонкий» журнал сатиры и юмора. Издавался в Петербурге с 1908 по 1914 (№16 последний) М.Корнфельдом. Первые 8 номеров «С.» вышли Под редакцией А.А.Радакова, после чего бессменным редактором стал А.Г.Аверченко. «С.»… … Литературная энциклопедия

«Сатирикон» - «Сатирикон», еженедельный сатирический журнал. Издавался в 1908—14. Редакция — на Невском проспекте, 9. Издатель М. Г. Корнфельд; редакторы (в разное время) А. А. Радаков, А. Т. Аверченко, П. П. Потёмкин, М. Г. Корнфельд. «Сатирикон»… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

I еженедельный журнал сатиры и юмора, 1908 1914, Санкт Петербург. Редактор (с № 9) А. Т. Аверченко. Печатались С. Чёрный, П. П. Потёмкин, В. И. Горянский. В 1913 18 часть сотрудников издавала «Новый Сатирикон». II см. Российский театр… … Энциклопедический словарь

Еженедельный сатирический журнал. Издавался в 1908 14. Редакция на Невском проспекте, 9. Издатель М. Г. Корнфельд; редакторы (в разное время) А. А. Радаков, А. Т. Аверченко, П. П. Потёмкин, М. Г. Корнфельд. «С.» ставил перед собой задачу… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Еженедельный журнал сатиры и юмора, 1908 1914, Санкт Петербург. Редактор (с. 9) А. Т. Аверченко. Печатались С. Черный, П. П. Потемкин, В. И. Горянский. В 1913 18 часть сотрудников издавала Новый Сатирикон … Большой Энциклопедический словарь

«САТИРИКОН» - «САТИРИКОН», русский еженедельный сатирический журнал. Издавался в Петербурге в 1908 — 1914. Восходит к юмористическому еженедельнику «Стрекоза». Редактор А. А. Радаков, затем — А. Т. Аверченко. С 1913 под его редакцией изд. журнал… … Литературный энциклопедический словарь

- («Сатирикон»,) русский еженедельный сатирический журнал, выходивший в Петербурге в 1908 14. С 1913 часть авторов «С.» стала издавать журнал «Новый С.» (по 1918). Редактор «С.» (с № 9) и «Нового С.» А. Т. Аверченко. В числе основных… … Большая советская энциклопедия

Еженедельный сатирический журнал, издавался в Санкт Петербурге в 1908 14 гг. Редактор – карикатурист А. А. Радаков, затем – писатель сатирик А. Т. Аверченко (с 1913 редактор «Нового Сатирикона»). В «Сатириконе» сотрудничали Тэффи (Н. А.… … Литературная энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Стрекоза (значения). Стрекоза … Википедия

Книги

  • Новый Сатирикон, № 49, декабрь 1916 , . Петроград, 1916. Издание журнала "Новый Сатирикон" . Издательский переплет. Сохранность хорошая. Отходит обложка от данного журнала. На нескольких страницах вырезана часть текста. САТИРИКОН -…
  • Новый Сатирикон, № 50, декабрь 1916 , . Петроград, 1916. Рабочее издательство "Типо-литография Книгоиздательского товарищества "Просвещение" . "Издание журнала "Новый Сатирикон" . Издательский переплет. Сохранность хорошая.…

«Сатирикон» - русский литературно-художественный, сатирический, иллюстированный еженедельный журнал сатиры и юмора. Возник в недрах старого русского юмористического журнала «Стрекоза» (1875- 1918), утратившего популярность, и вскоре заменил его. Издавался в Петербурге с 1908 по 1913 год. Название - в честь древнеримского романа.

Писатели Саша Чёрный, Тэффи, А. С. Бухов, О. Дымов, Я. Гордин, В. Л. Азов, О. Л. д’Ор, А. Яблоновский, С. Городецкий, И. Вышлевский, Скиталец, В. В. Маяковский (принимал участие), В. В. Князев, В. П. Лачинов, Л. Василевский, И. Василевский, В. Я. Абрамович, Н. Я. Агнивцев, В. В. Адикаевский, И. Я. Гуревич, Д. Актиль, Дон-Иминадо, А. А. Кондратьев, П. П. Потёмкин, М. Я. Пустынин, А. Д. Скалдин, А. М. Флит Графики А. А. Радаков, Н. В. Ремизов-Васильев (Ре-Ми), А. А. Юнгер (Баян), А. В. Ремизова (Мисс), А. Радимов, И. Билибин, Л. Бакст, Б. Кустодиев, Д. И. Митрохин, В. В. Лебедев, В. П. Белкин, Б. Д. Григорьев, С. Ю. Судейкин, А. Е. Яковлев

Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» Данное произведение является одним из первых и по сей день главных памятников российского черного юмора. Впервые информация о предстоящем издании юмористической «Всеобщей истории» появилась в 46 -м номере «Сатирикона» за 1909 год: «Все годовые подписчики получат в виде бесплатного приложения роскошно иллюстрированное издание» . Произведение состоит из 4 разделов: Древняя история (автор - Тэффи, илл. - Ре-Ми) Средняя история (автор - Осип Дымов, илл. - А. Радаков) Новая история (автор - Аркадий Аверченко, илл. - А. Радаков, Ре-Ми) Русская история (автор О. Л. Д’Ора, илл. - Ре-Ми)

Авторская позиция создателя «Сатирикона»: К жуткому и пошлому миру он относится как спокойный наблюдатель, не чуждый юмора, а подчас и ядовитой иронии, но без чувства скорби или гнева Журнал поставил перед собой задачу морального исправления общества путём сатиры на нравы.

«Мы будем хлёстко и безжалостно бичевать все беззакония, ложь и пошлость, которые царят в нашей политической и общественной жизни. Смех, ужасный, ядовитый смех, подобный жалам скорпионов, будет нашим оружием. » Объекты сатиры: Государственная Дума Отдельные её депутаты и партии Правительство и власти на местах, включая генерал-губернаторов Реакционные журналисты

Причины кризиса «Сатирикона» Журнал не только был далёк от рабочего движения, но и в лучшие времена не шёл дальше узкополитического радикализма. «Многопартийность» , «многобожие» , неопределённый скепсис породил вспышки отчаяния, ноты пессимизма и разочарования. Цензура. Политическая цензура превращалась в сатиру на нравы. Редакция журнала то и дело сообщала, что самые лучшие произведения не допущены к печати или безжалостно изуродованы. В 1907 г. были введены новые правила о повременной печати. Богемная атмосфера творчества, погоня за дешевым успехом. На страницы журнала прокрадывается пошлость, которой он старательно избегал. Изменение направления сатиры (мысль Аверченко о «лечебных» свойствах жизнерадостного юмора): спасти интеллигента, утопающего в пессимизме, и помочь «выздоравливающей» части России как следует повеселиться. Денежные разногласия и ссора между главными пайщиками журнала: издателем М. Г. Корнфельдом, с одной стороны, и Аверченко, Радаковым т ремизовым, - с другой.

«Новый Сатирикон» В 1913- 1918 годах выходил журнал «Новый Сатирикон» , издававшийся частью авторов старой редакции. После революции журнал был закрыт, большинство авторов оказались в эмиграции. Журнал сочетал как политическую сатиру (направленную, например, против внешней политики Германии до и во время Первой мировой войны, против черносотенцев, а после октября 1917 года - против большевиков), так и безобидную юмористику.

Сотрудники журнала На обложке журнала значилось, что журнал выходит под редакцией А. Аверченко, при ближайшем участии А. Радакова, Ре-Ми, А. Яковлева и А. Юнгера, а также "всего состава прежних сотрудников". Действительно, вместе с Аверченко, Радаковым и Ремизовым из редакции ушло большинство ведущих сотрудников: Потемкин, Тэффи, Азов, О. Л. д"Ор, Г. Ландау, А. Бенуа, М. Добужинский, К. Антипов, А. Яковлев, В. Воинов и др. Впоследствии к ним присоединился Бухов. На страницах журнала появились новые имена (О. Мандельштам, В. Липецкий, А. Бухов, А. Грин, С. Маршак, В. Маяковский и др.), но его облик остался прежним. Фигура последнего, печатавшего в журнале свои «Сатирические гимны» , надолго заслонила всех остальных авторов журнала.

Направление журнала. Основные отделы. «Новый Сатирикон" был продолжением старого. "Итак, - сообщила редакция 6 июня 1913 г. , - «Новый Сатирикон» - это старый «Сатирикон» , а старый «Сатирикон» - это фактически новый «Сатирикон» , начавший свою жизнь всего две-три недели тому назад и пока заявивший себя только почтительным подражанием прежнему «Сатирикону» ". Переезжая на "новую квартиру", сатириконцы забрали с собой лучшие силы и сохранили те отделы журнала, которыми они особенно дорожили: "Волчьи ягоды" (сатира на злобу дня), "Перья из хвоста" (еженедельная полемика с публицистами иного направления) и «Почтовый ящик» . Состав сотрудников почти не изменился.

Объекты сатиры. Её темы. - 1913 -1914 гг. – тема войны. Объектами сатиры в это время были: купцы, взвинтившие цены на товары; синдикат спекулянтов; постоянной мишенью стали перербургский Мясник и и Интендант-взяточник; - литературные и театральные деятели; - буржуазия; - в журнале – футуристы, в живописи – кубисты.

Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881 - 1925) русский писатель, журналист и издатель, критик, редактор «Сатирикона и «Нового Сатирикона» В 1905 -1907 гг. пишет очерки, фельетоны и юморески в быстро запрещённых цензурой сатирических журналах «Штык» и «Меч» . Дал «Сатирикону» направление: оринетация на читателя среднего класса, пробуждённого революцией и живо интересующегося политикой и литературой. Привлек к сотрудничеству, помимо уже завзятых юмористов, Л. Андреева, С. Маршака, А. Куприна, А. Н. Толстого, С. Городецкого и мн. др. поэтов, прозаиков. В «Новом Сатириконе» выработал свой комплексный тип рассказа: утрировка, расписывание анекдотической ситуации, доводящее её до полнейшего абсурда, который и служит неким катарсисом, отчасти риторическим. Политической позицией журнала была подчёркнутая и несколько издевательская нелояльность. Во время эмиграции (поездка в Стамбул) выработались новые типы рассказов: антисоветский политический анекдот и стилизованные под очерки зарисовки и впечатления была революционной столицы и гражданской войны. Там же (в Стамбуле) создал эстрадный театр «Гнездо перелётных птиц» . Совершил несколько гастрольных поездок по Европе. В 1922 г. Поселился в Праге, где написал и опубликовал несколько книг рассказов и пьесу «Игра со смертью» , имеющую характер комендийного шоу.

Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая, 1872 -1952) русская писательница, мемуарист Была известна сатирическими стихами и фельетонами, входила в состав постоянных сотрудников журнала «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» . Сатира Тэффи часто носила оригинальный характер. Её называли первой русской юмористкой начала 20 века, «королевой русского юмора» , однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью. Постепено сатира уходит из её творчества, наблюдения над жизнью приобретают философский характер. Оказали влияние: Кумиры - А. С. Пушкин и Л. Н. Толстой. Дружила с художником Александром Бенуа. Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, современники – Ф. Сологуб и А. Аверченко. В годы Первой русской революции (1905 -1907) Тэффи сочиняет острозлободневные стихи для сатиристических журналов (пародии, фельетоны, эпиграммы). Определяется основной жанр всего её творчества – юмористический рассказ.

Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг, 1880 -1932 гг.) Он оказал большое влияние на молодого В. Маяковского и футуристов, на Н. Заболоцкого (его раннее творчество), Э. Багрицкого. В сатирическом журнале «Зритель» впервые появляются его стихи, подписанные «Саша Чёрный» . 1908 -1922 гг. – годы сотрудничества в «Сатириконе» , годы самые плодотворные, годы его славы. В 1910 г. Выходит книга «Сатиры» , в 1911 г. – «Сатиры и лирика» . Они стали вехами времени и сделали Сашу Чёрного знаменитым. Главный герой его сатир – интеллигент – обыватель. Его сатиры часто безысходны и трагичны. Юмористическая их окраска не столько весела, сколь парадоксальна, построена на столкновении выского и низкого, потребности в чистом чувстве и грязного быта, красоты и безобразия. У него лирика «усталого сердца» . Лирика хрупкой надежды, взыскующая чести и справедливости. Его юмор – юмор уличной картинки. В стихах Саши Чёрного почти всегда присутствует двойственность: «я» - «не я» , автор и персонаж. Самое сильное его чувство – чувство причастности, вины за происходящее. И страдание оттого, что он не может ничего изменить. Отсюда – отчаяние и трагизм интонаций. Безнадёжность выводов. Природа у него – разная. Она принимает все оттенки его настроений. И мрачныъх, и грустных, и мучительных, и неприязненно-отчуждённых. О Саше Чёрном много писала критика. К нему присматривались знаменитые современники – М. Горький, В. Маяковский, А. Куприн… В 1914 году Саша Чёрный ушёл добровольцем на первую мировую войну. Скорее от отчаяния, чем под влиянием патриотического угара. Стихи о войне 1914 -1917 гг. показывают казарменную тупость, жестокость, кровавую правду. 1919 -1920 годы – эмиграция. В 1923 году издаёт на свои деньги последнюю книгу стихотворений для взрослых «Жажда» .

        ГОУВПО
«Челябинский государственный университет»
          Кафедра журналистики
Факультет журналистики
      Эволюция журнала «Сатирикон».

Выполнила: Мухаметнурова О. У.
(ФЖВ -201)
Проверил:ст. преп. Ратников К. В.

Челябинск

      2012
План:
Введение______________________ ______________________________ 1
§1.1. История журнала «Сатирикон» ____________________________3
§2.1. Эволюция стиля сатиры в журнале «Сатирикон» _______________ 5
Заключение____________________ ______________________________ __7
Список использованной литературы____________________ ___________8

Введение

Революционные события, происходившие в мире и, в частности, России в начале XX века привели к тому, что русская общественность стала более раскрепощённой. Она стала ярче выражать свои демократические чаяния не сразу и не прямо, а посредством фельетонов, эпиграмм и с помощью других иронических средств. Это не могла не заметить и пресса, в которой стали развиваться юмористические и сатирические издания. Один из них - юмористический журнал «Стрекоза» (1875-1918), который, однако вскоре утратил популярность 1 . Но он дал основу ещё одному не менее яркому петербургскому сатирическому журналу «Сатирикон» (1908 – 1913). Названый в честь одноимённого античного романа римского писателя Петрония Арбитра, он продолжал лучшие традиции хлёсткой сатиры. Цель работы – проследить историю развития и эволюцию журнала «Сатирикон». Отсюда выходят две задачи: 1. Проследить историю журнала «Сатирикон». 2. Выделить основные вези развития и эволюции журнала «Сатирикон».
История развития этого печатного издания полна взлётов и падений. Так журнал смог встать на ноги после Первой русской революции (1905-1907) и к 1912 году расцвести полным цветом (чему не мало способствовала политика П.А. Столыпина и другие демократические реформы). Потом же он впал в полосу кризиса 1913 года и вышел из него обновлённым, пережив жёсткие нападки цензуры. Уже «Новый Сатирикон» дожил до начала 1918 года. Лишь после Октябрьской революции журнал был закрыт, а большинство авторов оказались в эмиграции.
Главной причиной высокой популярности журнала стало то, что он сочетал в себе как политическую сатиру (направленную, например, против внешней политики Германии до и во время Первой мировой войны, против черносотенцев, а после октября 1917 года - против большевиков), так и безобидную юмористику. Немаловажным было то, что в нём принимали активное участие и деятели русской культуры Серебряного века, которые обобщенно и зовутся «сатириконовцами». Главным редактором журнала стал Аркадий Тимофеевич Аверченко, который привлёк целую плеяду талантливых поэтов и прозаиков: Саша Чёрный, Осип Дымов, Тэффи, Аркадий Бухов, Леонид Андреев, С. Маршак, А. Куприн, А.Н. Толстой, С. Городецкий. А в 1915-1917 гг. с «Новым Сатириконом» сотрудничал В.В. Маяковский. В числе основных сотрудников были и не менее талантливые графики А.А. Радаков, Н.В. Ремизов-Васильев (Реми), А.А. Юнгер (Баян), А.В. Ремизова (Мисс). Их смелые карикатуры и шаржи также украшали каждый номер смелого журнала и также были объектом цензуры.
Журнал «Сатирикон» оставил яркий след в истории периодической печати, обличая в форме едкой сатиры политическую и общественную жизнь России в начале XX в.

§1.1. История журнала «Сатирикон»

Богатая на события история журнала « Сатирикон» началась ещё в недрах другого сатирического издания под названием «Стрекоза». Именно там осенью 1907 г. начал работать будущий главный редактор «Сатирикона» Аркадий Тимофеевич Аверченко. В 1907 г. в «Стрекозе» также сотрудничали молодые художники Ре-Ми (Н.В. Ремизов-Васильев), А. Радаков, А. Юнгер, А. Яковлев, Мисс (А.В. Ремизова) и поэт Красный (К.М. Антипов). Все они были недовольны бесцветной пустенькой «Стрекозой» и настойчиво предлагали издателю реформировать её. Как ни странно, появление Аверченко послужило как будто последним толчком для того, чтобы осторожный редактор Корнфельд согласился.
На одном из очередных заседаний редакции было решено превратить «Стрекозу» из юмористического журнала в сатирический, отражающий злободневные события общественной и политической жизни в стране. Тут же придумали журналу другое имя. Его предложил Радаков. Он вспомнил знаменитый древнеримский роман Гая Петрония Арбитра «Сатирикон» - повествующий о кошмарной эпохе Нерона, где жизненные подробности причудливо перемешаны с гротескными образами омерзительного мира.
Так определилось творческое лицо нового органа. И с третьего апреля 1908 г. вместо надоевшей всем «Стрекозы» стал выходить сатирический журнал «Сатирикон», поставивший перед собой задачу морального исправления общества путем сатиры на нравы. А «Стрекоза» вскоре совсем прекратила существование. «Сатирикон» же выбрал тактику общественно- политической сатиры, главным объектом которого стала политическая жизнь. «Сатириконовцы» иронизировали над Государственными думами, политическими интригами и партиями. Сатириконцы изобретательно высмеивали всех, кто был оплотом правительственной и общественной реакции. Очень часто и охотно они критиковали кадетскую партию, прежде всего за ее поведение в I Государственной Думе. Символом беспомощности кадетов был «выборгский крендель». При этом имелось в виду известное выборгское воззвание кадетов, в котором они призывали народ «не платить налогов и проводить тактику пассивного сопротивления».
К концу 1911 г. наметилось явное падение политической остроты «Сатирикона». Из фрондерского сатирического органа он постепенно превращается в юмористический, все меньше отличаясь от осмеянных им же «Будильника», «Шута», «Осколков». Однако многих такой принцип «улыбательной сатиры» не устраивал. Так в 1911 г. из «Сатирикона» уходит Саша Чёрный, не желая мириться с тем, что журнал приобретает «танцклассное направление». Такой спад радикализма отчасти связан и с ожиданиями, которые дала политика П.А. Столыпина и события Тредьюнионского переворота, когда Николай II пошёл на значительные уступки.
В 1913 г. в редакции журнала произошёл раскол, в результате которого образовался «Новый Сатирикон». Непосредственной причиной раскола были денежные недоразумения и ссора между главными пайщиками журнала: издателем М.Г. Корнфельдом, с одной стороны, и Аверченко, Радаковым и Ремизовым, - с другой. По заключенному между издателем и сотрудниками договору, Аверченко, Радаков и Ремизов имели право контролировать хозяйственную часть журнала, а Корнфельд обязался не повышать подписной и розничной платы за журнал.
Новый Сатирикон» продолжал успешно существовать (вышло 18 номеров) до лета 1918 года, когда был запрещён большевиками за контрреволюционную направленность.

    §2.1. Эволюция стиля сатиры в журнале «Сатирикон»
С первых дней создания молодая авторская и редакционная коллегия определилась и с авторской позицией создателя: к жуткому и пошлому миру он относится как спокойный наблюдатель, не чуждый юмора, а подчас и ядовитой иронии, но без чувства скорби или гнева. «Ядовитый смех» «Сатирикона» не посягал на основы существующего строя. Журнал даже не уберегся от болезней беззубой, развлекательной прессы. Но в начале своей жизни «Сатирикон» довольно часто обращался к политической сатире 2 . Больше всего издевок «Сатирикона» доставалось на долю правых депутатов Думы. Аверченко уморительно рассказывал о том, как "из-за дурного поведения" их не позвали на обед к премьер-министру Столыпину. О черносотенце П. Крупенском журнал с усмешкой заметил: «Да, он в сущности, светлая голова! Это ничего, что он весь в уши пошёл», - намекая на связь Крупенского с департаментом полиции. В № 9 за 1909 г. были напечатаны «Думские речи»:
«Октябрист: Мы, господа, стоим на страже...
Крестьянский депутат (в ужасе): Еще стражники? Эх, Россея!!» 3
Однако после того, как стихли бури Первой русской революции смех поэтов и прозаиков «Сатирикона» становится более добродушным. В этом плане характерен № 3 сатирического издания за 1913 год, посвящённый памяти «незабвенного Козьмы Пруткова». Отмечая 50-летний юбилей своего предшественника, сатириконцы изощряются в остроумных пародиях, но их общественное звучание невелико. Взвинченная парадоксальность и сентиментальная интимность все больше начинают подменять социально-значимую сатиру. На страницах журнала мелькают обнажённые женские тела, рассказы о «художнике-безбожнике» и модистке, которую он обольстил, пасхальные, масляничные, рождественские безделушки 4 .
Центральное место в журнале заняли шаржи на модных литераторов и артистов. В этом журнале появилась специальная рубрика «Русская грядка на Парнасе», а поэтическими лидерами в журнале стали авторы стилизованных пародий П. Потемкин и С. Горный 5 .
К 1912 г. внутри редакции начались разногласия, приведшие вскоре к расколу. Это было видно по самим редакциям журнала. Так в новогоднем номере журнала, рисуя торжественный парад сотрудников, А. Радаков в сторонке изобразил Сашу Черного, «бросающегося иногда даже на своих». В 1911 г. Саша Чёрный порвал с журналом, публично заявив, что не разделяет его направления. Между тем либеральные критики восторженно приветствовали поворот «Сатирикона» к юмору. По их мнению, главная заслуга журнала заключалась в том, что он смог развлечь русское общество, приунывшее после 1905 г., бездумным легкомысленным смехом.
По мнению Аверченко, «Сатирикон» должен был угодить той части русского общества, которая почувствовала необходимость стряхнуть с души давящий кошмар столыпинщины, свободно вздохнуть, весело засмеяться. Журнал предлагал смех как спасительное средство от тоски и уныния 6 . Новую функцию сатиры тех лет он видит в том, чтобы спасти интеллигента, утопающего в пессимизме, и помочь «выздоравливающей» части России как следует повеселиться.
Но, к сожалению, такая стратегия была выигрышной, так как тяжбы войны и разруха в стране давали мало поводом для веселья. А кардинальная перестановка политических сил после Октября 1918 года, когда во главе власти стали большевики, довершила логический конец этого яркого журнала.
          Заключение
Пятилетняя история зарождения, развития, кризиса и закрытия сатирического журнала «Сатирикон» являла яркую страницу в истории не только русской публицистики, но и поэзии Серебряного века. Аркадий Тимофеевич Аверченко сумел собрать под своим началом самых лучших поэтов и прозаиков Серебряного века. В числе основных сотрудников - графики А. А. Радаков, Н. В. Ремизов-Васильев (Реми), А. А. Юнгер (Баян), А. В. Ремизова (Мисс), писатели Саша Чёрный, Тэффи, А. С. Бухов и др.
Устав от безликого юмора «Стрекозы», «Будильника» и «Осколков» молодые сотрудники «Сатирикона» начали лихо критиковать политику и общественный строй и нравы в России. Лишь недолгая передышка перед Первой мировой войной дала и либеральные реформы П.А. Столыпина дали им повод для перехода к улыбательной и безобидной сатире. Это не могло не дать поводов для недовольства у радикалов (и в первую очередь, большевиков). Они называли такую сатиру «беззубой». К этому тематическому замешательству добавился и разлад в редакционном коллективе (особенно между А.Т. Аверченко и М.Г. Корнфельдом). А приход к власти радикалов большевиков в Октябре 1917 года завершил исход этого сатирического издания.
Таким образом, цель работы выполнена: прослежена история создания и развития журнала «Сатирикон» и выделены основные вехи его развития.
Однако и в XXI в. традиции «Сатирикона» живы: в 2006 году начал жизнь электронный журнал «Сатирикон – бис!» 7 . Художник Алексей Караковский намерено выбрал стиль оформления в отечественных и зарубежных ретро-открыток. Название журнала символично: «бис», с одной стороны, означает преемственность от «Нового Сатирикона» Аркадия Аверченко, а с другой стороны, – аплодисменты.
    Список использованной литературы:
1. Евстигнеева Л.А. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. М., 1968
2. Поэты «Сатирикона». [Предисл. Г. Е. Рыклина. Вступ. ст. Евстигнеевой Л.А.], М. Л.,1966
3. Казак В. Лексикон русской литературы XX века. М., 1996
4. URL: http://www.satirikon.biz/

Сто шесть лет назад, первого апреля 1908 года, в Петербурге вышел первый номер журнала «Сатирикон», открыв новую эпоху в истории русской юмористики.

Этот журнал, а за ним и «Новый Сатирикон» стали уникальным явлением в истории русской культуры начала ХХ в. Созданные небольшой группой людей, эти издания на долгие годы определили главное направление отечественной юмористики, не имея себе равных среди юмористических и сатирических изданий начала ХХ в.
«Сатирикон» сменил старый, окончательно утративший популярность юмористический журнал «Стрекоза» (1875-1908).

О том, как начинался журнал, писала в своих воспоминаниях Н.А.Тэффи:

«И вот как-то горничная докладывает:
- Пришел Стрекоза.
Стрекоза оказался брюнетом небольшого роста. Сказал, что ему в наследство досталась «Стрекоза», которую он хочет усовершенствовать, сделать литературным журналом, интересным и популярным, и просит меня сотрудничать. Я наши юмористические журналы не любила и отвечала ни то, ни се:
- Мерси. С удовольствием, хотя, в общем, вряд ли смогу и, должно быть, сотрудничать не буду.
Так на этом и порешили. Недели через две опять горничная докладывает:
- Стрекоза пришел.
На этот раз Стрекозой оказался высокий блондин. Но я знала свою рассеянность и плохую память на лица, ничуть не удивилась и очень светским тоном сказала:
- Очень приятно, мы уж с вами говорили насчет вашего журнала.
- Когда? – удивился он.
- Да недели две тому назад. Ведь вы же у меня были.
- Нет, это был Корнфельд.
- Неужели? А я думала, что это тот же самый.
- Вы, значит, находите, что мы очень похожи?
- В том-то и дело, что нет, но раз мне сказали, что вы тоже Стрекоза, то я и решила, что я просто не разглядела. Значит, вы не Корнфельд?
- Нет, я Аверченко. Я буду редактором и журнал будет называться «Сатирикон».
Затем последовало изложение всех тех необычайных перспектив, о которых мне уже говорил Корнфельд»
.

От сотрудничества Тэффи все-таки не отказалась – уже в первом номере «Сатирикона» появился ее рассказ «Из дневника заточенного генерала». Сам М.Г.Корнфельд вспоминал в 1965 г. о знакомстве с Аверченко: «Аверченко принес мне несколько уморительных и превосходных по форме рассказов, которые я с радостью принял. В то время я заканчивал реорганизацию «Стрекозы» и формирование нового состава редакции. Аверченко стал ее постоянным сотрудником одновременно с Тэффи, Сашей Черным, Осипом Дымовым, О. Л. д"Ором и другими...».

А.Аверченко

К началу 1908 г. в «Стрекозе» уже сотрудничали многие из будущих «сатириконцев» Ре-ми (Н.Ремизов), Радаков, Юнгер, Яковлев, Красный (К.Антипов), Мисс. Однако популярность журнала оставалась по-прежнему невысокой - само название «Стрекоза» за почти 30 лет существования журнала определяло круг его потребителей: «офицерские библиотеки, рестораны, парикмахерские и пивные», как писал А.Аверченко. «О журнале сложилось у среднего интеллигентного читателя такое убеждение, что «Стрекозу» читать можно лишь между супом и котлетами в ожидании медлительного официанта, вступившего с поваром в перебранку, или повертеть ее в руках, пока парикмахер намыливает вашему более счастливому соседу щеку» . Таким образом, необходимость смены названия стала очевидной.

По воспоминаниям Аверченко после «бурных прений» было утверждено новое название журнала, предложенное А.Радаковым – «Сатирикон». Вскоре стало очевидным, что это решение было правильным – о журнале заговорили и уже через год «название журнала прочно вошло в жизнь и выражения: «темы для «Сатирикона»», «сюжет, достойный «Сатирикона», «вот материал для сатириконцев» - запестрели на газетных столбцах, в серьезных политических статьях». Е.Брызгалова считает, что название «Сатирикон» «относило читателя к античному роману Гая Петрония Арбитра из эпохи правления Нерона, характеризовавшейся продажностью и развращенностью, и намекало на плачевность положения в современной России».

Необходимость такого журнала была очевидной. В 1905 г. после «Манифеста 17 октября» в России начинают выходить сотни юмористических и сатирических журналов – «Адская почта», «Булат», «Бурелом», «Вагон», «Жупел», «Коса», «Маски», «Паяц», «Пули», «Стрелы», «Фискал» и т.д. Значительная часть из них была закрыта на пятом-шестом номере, или даже на первом. Однако в процессе восстановления общественной стабильности волна «свободного смеха» стала спадать и к 1907 г. основные направления сатиры и юмористики в обществе стали вновь определять «Стрекоза», «Будильник», «Шут» и «Осколки». «Грубый лейкинский юмор мало кого веселил, - вспоминала Тэффи, - В газетах на последней странице уныло хихикал очередной анекдот и острые намеки на «отцов города, питающихся от общественного пирога»… Юмористические журналы продергивали тещу, эту неистощимую тему, свободную от цензурного карандаша» . Поэтому то, что «пяти-шести людям, единственным оружием которых были карандаш, перо и улыбка» удалось в тех крайне жестких условиях сделать в считанные месяцы «Сатирикон» ведущим юмористическим журналом является беспрецедентным явлением не только в истории русской юмористики, но и русской периодической печати и в целом.

Постоянными участниками журнала были заявлены художники Б.Анисфельд, Л.Бакст, И.Билибин, М.Добужинский, Б.Кустодиев, Е.Лансере, Дм.Митрохин, А.П.Остроумова-Лебедева, А.Радаков, Ре-ми, А.Юнгер, А.Яковлев и др. Писатели А.Аверченко, Вл.Азов, И.М.Василевский, Л.М. Василевский, К.Антипов, С.Городецкий, А.Измайлов, М.Кузьмин, А.Кугель, С.Маршак, О.Л.Д.Ор, А.Радаков, Саша Черный, А.Рославлев, Скиталец, А.Толстой, Тэффи, Н.Шебуев, Н.И.Фалеев, А.Яблоновский и др. Кроме них в журнале сотрудничали Д. Моор, А.С.Грин, В.Маяковский, В.А. Ашкинази, А.С. Бродский, А.Бухов. Издателем журнала был М.Г.Корнфельд, редактором до №9 1908 г. – А.Радаков, а после этого – А.Т.Аверченко.

Тематика журнала была очень широкой – литература, культура, общественная жизнь. Выходили специальные номера, посвященные Н.В.Гоголю и Л.Н.Толстому. Полное единодушие редакции наблюдалось в отношении к «современным течениям» в литературе и искусстве – бездарность и претенциозность апостолов новых и нетрадиционных направлений высмеивались талантливо, но порой с оттенком жалости (по выражению Аверченко) к «обиженным судьбою и Богом людям». Знаменитой стала карикатура, на которой стойкому подпольщику, перенесшему страшные мучения («иголки под ногти вбивали»), но не выдавшему тайны, в качестве последнего средства читают «стихи одного футуриста» и этого истязания он уже выдержать не в состоянии. С началом Первой Мировой войны сатириконцы решают приостановить выход журнала, считая, что веселиться не время, но это решение не было воплощено в жизнь. Журнал был превращен в средство борьбы с врагом. Теперь каждый номер «Нового Сатирикона» в значительной степени посвящен военным событиям.

В 1913 г. между группой сотрудников редакции «Сатирикона» и издателем М.Г.Корнфельдом возник конфликт, приведший к расколу журнала. Конфликт выплеснулся и на страницы уже двух журналов. В 1913 г. в «Новом Сатириконе» неоднократно появляются материалы, посвященные расколу редакции и рассмотрению данного дела судом чести. Редакция «Нового Сатирикона» была вынуждена предупреждать подписчиков о недобросовестности бывшего издателя, а также о деградации детского журнала «Галчонок», который создавался в значительной степени силами тех, кто покинул редакцию «Сатирикона» и после раскола редакции остался в руках М.Г.Корнфельда. Так же в первом номере «Нового Сатирикона» за 1913 г. появилось две карикатуры, в той или иной форме отражавшие конфликт.

В середине 1914 г. «Сатирикон», лишившийся всех самых лучших сотрудников и катастрофически терявший подписчиков, вынужден был закрыться (вместо него до конца года подписчикам высылался журнал «Лукоморье»). По тем же причинам перестал выходить и детский журнал «Галчонок».

Товарищество «Новый Сатирикон», основанное на месте почившего старого журнала, стало издательским центром, выпускавшим множество книг отечественных и зарубежных юмористов. Многие книги Аверченко, Тэффи, Бухова выдержали до 12 – 14 переизданий. Выходили альманахи «Сатирикона» и «Нового Сатирикона». «Осиновый кол на могилу зеленого змия», «Театральная энциклопедия», «Самоновейший письмовник», «С кем мы воюем». Широко известны стали два издания: «Всемирная и русская история, обработанная «Сатириконом» и «Путешествие сатириконцев в Западную Европу», неоднократно переиздававшиеся.

Февральскую революцию 1917 г. Аверченко и «сатириконцы» приняли восторженно. Что важно, свободный от цензуры журнал сумел сохранить художественный и сатирический уровень. Видя нерешительность и слабость временного правительства, «сатириконцы» неоднократно обращаются к нему со страниц журнала, призывая к действиям и ответственности. В конце лета, когда положение стало угрожающим, «Новый Сатирикон» начал выходить с подзаголовком «Отечество в опасности».
В октябре 1917 г. редакция «Нового Сатирикона» раскололась. Часть постоянных сотрудников, принявших октябрьский переворот, перешла на сторону новой власти и стала активно сотрудничать с ней (В.Князев, О л Д Ор и др.). оставшиеся в журнале заняли жесткую антибольшевистскую позицию. Журнал начинает выходить все реже. В 1917 г. вышло только 48 номеров (вместо обычных 52). Что же касается 1918 г., то, невзирая на объявления о подписке, в которых говорилось о 52-х номерах журнала, редакции к августу 1918 г. удалось выпустить только 18 номеров (в январе – два, в феврале – один, в марте – три, в апреле – два, в мае – три, в июне – три, в июле – три и в августе (а реально в июле) – один). Тогда же, в августе 1918 г. журнал был закрыт. О причинах закрытия журнала писал сам Аверченко: «Нарисовали мы в «Сатириконе» карикатуру на Троцкого, который рабоче-крестьянам речь держит – так за это двинули сапогом по «Сатирикону» так, что я со своими сотрудниками два года из Петербурга бежал».

Тогда же, в августе 1918 г. после закрытия журнала, произошел окончательный раскол редакции. Новую власть приняли А.Радаков, В.Дени, Б.Антоновский, Н.Радлов и др. Некоторые из них пытались еще какое-то время использовать накопленный за время сотрудничества с журналом «капитал». Так, О.Л.Д Ор выпустил в 1919 г. на собственные средства «Русскую историю при варягах и ворягах», дописав в соответствии с новыми реалиями свой кусок «Русской истории», выпущенный в составе «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом». Однако большинство других бывших «сатириконцев» больше никогда не обращались к этому периоду своего творчества.

Другая часть сотрудников редакции, категорически не согласных с новыми советскими порядками, отправилась в эмиграцию (А.Аверченко, Н.Тэффи, Саша Черный, С.Горный, А.Бухов, Ре-ми, А.Яковлев и др.). В Киеве бывшие «сатириконцы» предприняли попытку издания еженедельной газеты «Чертова перечница», начатой в Петрограде сразу после закрытия «Нового Сатирикона». В редакции газеты собралась значительная часть бывших сатириконцев: А.Аверченко, Арк.Бухов, Вл.Воинов, Евг.Венский, А.С.Грин, А.И.Куприн, Вилли, В.Финк, Лоло (Мунштейн Л.Г.), Дон-Аминадо и многие другие. Редактором газеты стал Василевский (Не-Буква). Дон-Аминадо вспоминал, что «Чертова перечница» была «листком официально-юмористическим, неофициально - центром коллективного помешательства. Все неожиданно, хлестко, нахально, бесцеремонно. Имен нет, одни псевдонимы, и то, выдуманные в один миг, тут же на месте».

Обращает на себя внимание и тот факт, что «Новый Сатирикон» оказался одним из самых долговечных сатирических антибольшевистских изданий. Так, журнал «Трепач» был закрыт еще осенью 1917 г., «Барабан» - на третьем номере в феврале 1918 г., еженедельник «Бич» - на пятом (июнь 1918 г.), «Пулемет» - на 18-м (март 1918. Нумерация номеров была сплошная начиная с 1905 г. В 1905-1906 гг. вышло 5 номеров, остальные – в 1917-1918 гг.). Дольше «Нового Сатирикона» продержались по понятным причинам только издания, выходившие на Украине, в частности журнал «Жало» (Эхо общественно-политической юмористики), издававшийся в Харькове и закрытый только в 1919 г. на девятом номере). Поэтому можно осторожно предположить, что причиной закрытия журнала были иные материалы, опубликованные в последних летних номерах или общая жесткая антибольшевистская позиция журнала.

В 1917 г. товарищество «Новый Сатирикон» начинает издавать журнал «Барабан». Первый его номер вышел в марте 1917 г. Редактором «Барабана» стал М.С.Линский (Шлезингер), художник, работавший во многих изданиях Одессы, автор скетчей, пародий, киносценариев, журналист, художественный критик, театральный антрепренер. С 1915 г. Линский сотрудничал в журнале «Новый Сатирикон». В феврале 1918 г. журнал «Барабан» был закрыт (вышло только три номера). «Нарисовал я в своем журнале «Барабан» карикатуру на Брест-Литовский мир, - вспоминал А.Аверченко, - хлоп! Так двинули ногой по «Барабану», что одна только зияющая дыра осталась» . М.С.Линский эмигрировал через Константинополь в Париж и был расстрелян фашистами во время оккупации Парижа.

В том же 1917 г. товариществом «Новый Сатирикон» было предпринято издание еще одного журнала. Им стал «Эшафот» - «орган памфлетов. Он будет выходить в дни именин глупости и бесчестия», как было заявлено на обложках. Его редактором стал П.М.Пильский (1876(?)-1941), писатель, критик и фельетонист, работавший в десятках центральных и периферийных периодических изданий. В 1918 г. Пильский бежал от большевиков в Прибалтику, где работал в газетах «Сегодня» и «Ежедневной газете», выступал с лекциями на разного рода темы в городах Латвии и Эстонии, занимался общественно-политической деятельностью. О возникновении «органа памфлетов» П.Пильский позднее вспоминал: «Аверченко обязаны многие и многим. Не без его помощи возник мой первый в России журнал памфлетов – «Эшафот», потому что и он был выпущен в издании все того же «Сатирикона», с благословения и согласия Аверченко».

В 1931 г. в Париже бывший издатель «Сатирикона» М.Г.Корнфельд принял решение о возобновлении журнала. Корнфельд вспоминал: «если ознакомиться со списками писателей и художников этого журнала, оказавшихся в Париже <…> неудивительно, что этот синхронизм повлек за собой издание журнала, нисколько не отличавшегося от своего прототипа». (Сатирикон. 1931.№1.С.1.) Дон-Аминадо занял в журнале место Аверченко. У журнала был несомненный читательский успех.

Первый номер парижского «Сатирикона» вышел 4 апреля 1931 г. Данная дата была выбрана, скорее всего, целенаправленно, поскольку первый номер петербургского «Сатирикона» был выпущен почти за двадцать лет до этого. Оформление парижского «Сатирикона» и его внутренняя структура также были выдержаны в стилистике прежнего издания. Точно так же выходили тематические номера. Однако главного совпадения – по духу – не получилось, невзирая на блестящий состав сотрудников, заявленный в объявлении о подписке. С небольшими поправками журнал очень напоминал «Сатирикон» второй половины 1913 г. после ухода Аверченко и почти всей редакции. Однако дело, очевидно, было не только в этом – общая полунищая обстановка эмигрантской жизни, царившие в ней тяжелые настроения, не заживающая боль от вынужденной разлуки с родиной – все это сделало парижский «Сатирикон» не столько юмористическим, сколько сатирическим изданием. Примечательным явлением стала публикация в парижском «Сатириконе» романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок», печатавшегося по старой орфографии. Парижский «Сатирикон» просуществовал менее года и закрылся по финансовым обстоятельствам. Было выпущено всего 28 номеров.

Несколько лет назад группой энтузиастов была предпринята попытка воссоздания журнала «Новый Сатирикон», но был сделан только контрольный экземпляр, который так и не был утвержден к выходу. К сожалению, причина оказалась проста – уровень произведений, предложенных авторами, был настолько низок, что собирать их под этим историческим названием было просто недопустимо. Тем более, что предполагалось в каждом номере перепечатывать старые материалы «Сатирикона», что сделало бы контраст еще более разительным. Может быть, эту задачу удастся решить в будущем, потому что такое издание необходимо. Ведь сатира и юмор (а не юродство и кривлянье, которыми сегодня обычно подменяются эти понятия) являются одним из лучших средств осмысления действительности и понимания того, «что хорошо, что плохо, а что посредственно».

>>Журнал «Сатирикон»

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон»

Как много забытых страниц в истории отечественной литературы! И как хочется задержать движение времени! Такая возможность есть у читателей «Всеобщей истории, обработанной "Сатириконом"».

Это удивительное издание. История человечества - от древнейших времен до начала XIX века - рассказана не учеными мужами, черпающими знания из старинных, книг, изучающими письмена и манускрипты, а веселыми и остроумными людьми - писателями-сатириками.

Обращение к давно ушедшим событиям и людям для авторов было лишь поводом, чтобы с юмором взглянуть на современную жизнь. Само решение не было оригинальным. В 1868 г. А. К. Толстой создал сатирическое произведение «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», где поведал читателю, что «Земля наша богата, / Порядка в ней лишь нет». Правда, автору не удалось увидеть стихотворение напечатанным, видимо, такие исторические параллели пришлись не по вкусу издателям.

Создателям «Всеобщей истории...» повезло больше. Их детище увидело свет в 1910 г. Книга была выпущена как бесплатное приложение к журналу «Сатирикон».

Несмотря на свой юный, трехлетний возраст, «Сатирикон» был известен и имел своего читателя. И это было непросто, так как в России в первое десятилетие XX века появилось много юмористических журналов. «В то смутное, неустойчивое, гиблое время "Сатирикон" был чудесной отдушиной, откуда лил свежий воздух», - вспоминал А. Куприн .

Журнал объединил молодых талантливых писателей: Арк. Аверченко, Сашу Черного, Тэффи , О. Дымова, А. Бухова и др. В нем печатались А. Куприн, Л. Андреев, А. Н. Толстой... В 1913 г., после раскола редакции, «Сатирикон» перестал существовать. Было еще одно его рождение - о Париже. К участию в изданий были привлечены И. Бунин , Саша Черный. Б. Зайцев, А. Куприн, художники А. Бенуа, М. Добужинский, К. Коровин. В третьем «Сатириконе» был перепечатан роман Л. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок», и это было отмечено читателями. Вскоре из-за недостатка средств и острых сатирических материалов журнал перестал выходить в свет. Так закрылась еще одна страница отечественной литературной летописи.

В 1911 г. выходит «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"». Казалось бы, что можно найти смешного в государственных переворотах, в многочисленных войнах, эпидемиях и тому подобных событиях былых времен, сведения о которых дошли до нас?

Познакомьтесь с отрывком из «Всеобщей истории, обработанной „Сатириконом"», подготовленной Тэффи (1372 -1952), урожденной Лохвицкой Надеждой Александровной, - прозаиком, поэтом, драматургом.

Перу Тэффи принадлежит раздел «Древняя история», открывающий книгу. Она с азартом включается в общую «клоунаду», создавая остроумную историю Древнего мира . Тэффи иронически обыгрывает логические построения псевдонаучных трудов («Воспитание детей было очень суровое. Чаще всего их сразу убивали. Это делало их мужественными и стойкими»); гиперболизирует штампы («Дренняя история есть такая история, которая произошла чрезвычайно давно»)...

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с. + 399 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки