Закон и право

Сколько самолетов в морской авиации. Ударные и учебно-боевые самолеты

Военно-морской флот исторически отличается более высоким политическим значением по сравнению с другими видами Вооруженных сил, приближаясь по этому показателю к порождению новейшего времени – стратегическим ядерным силам . За процессами перевооружения флота и его реорганизации в этой связи пристально следят во всех крупных державах - и Россия здесь не исключение. Развитие морской авиации, важнейшей составляющей флотов во всем мире, может сказать о военных планах государства гораздо больше, чем многие иные процессы.

Испытания Ка-52 на БПК СФ «Вице-адмирал Кулаков»

Российская морская авиация в постсоветское время пережила один из самых сложных периодов своего существования, когда от грозной силы в несколько сотен самолетов и вертолетов различных классов остались считанные десятки машин в составе разрозненных частей с неясным будущим. Возрождение морской авиации сегодня начинается в значительной мере с нуля, и до приведения ее в нормальное состояние предстоит пройти еще долгий путь.

В 2011 году российская морская авиация практически полностью лишилась ударной составляющей - ее , истребители , фронтовые бомбардировщики Су-24, а также часть транспортных самолетов были переданы ВВС. Исключением стали лишь бомбардировщики Су-24 из состава авиации Черноморского флота, оставшиеся в подчинении ВМФ в связи с тем, что соглашения между Россией и Украиной допускали базирование в Крыму лишь авиации ВМФ, но не ВВС России.

Помимо эскадрильи черноморских Су-24 в составе авиации флота остались противолодочные самолеты Ил-38 и Ту-142, гидросамолеты Бе-12, штурмовики Су-25, палубные вертолеты Ка-27 и некоторое количество транспортных самолетов и вертолетов.

Российский авианосец: пора переходить к делу

Изъятие ударных сил из состава морской авиации было вызвано стремлением упростить управление и содержание соответствующих частей и соединений, а также их очень плохим состоянием ввиду хронического недофинансирования - так, из нескольких десятков ракетоносцев Ту-22М3 выполнять боевые задачи могли не более десяти машин.

В плачевном состоянии находилась и палубная авиация: единственный российский с авиагруппой в составе полутора десятков Су-33 советской постройки, нескольких учебных самолетов Су-25УТГ и вертолетов выходил в море достаточно редко, а перспективы обновления парка палубной авиации были более чем туманными. В подобном состоянии речь могла идти скорее о ликвидации морской авиации как рода сил ВМФ, чем о каких-либо перспективах.

Палубная авиация: новая надежда

Перспективы серьезных изменений забрезжили после того, как в 2011 году был заключен контракт на постройку для ВМФ России универсальных десантных кораблей типа . Получение даже двух таких кораблей предполагает серьезную модернизацию имеющегося вертолетного парка флота и постройку новых машин.

Главной новинкой стали палубные ударные вертолеты Ка-52К, предназначенные для поддержки морской пехоты и частей спецназа при действиях на берегу. Кроме того, они смогут поражать и надводные цели. В настоящее время проходят испытания этого типа вертолета. 8 февраля 2014 года был подписан контракт на поставку для ВМФ России 16 Ка-52К.

Российский истребитель 5 поколения

Вслед за обновлением парка вертолетов (выраженном в том числе и в поступлении на флот модернизированных противолодочных Ка-27М с цифровой аппаратурой) наступила очередь модернизации авиакрыла единственного российского авианосца. Помимо капитального ремонта остающихся в строю Су-33, которые смогут после этого эксплуатироваться до середины-конца 2020-х годов, «Адмирал Кузнецов» должен получить новые палубные истребители МиГ-29К. В результате, его авиакрыло будет включать 12-16 истребителей Су-33 и 24 МиГ-29К, что значительно повысит возможности авианосца, приблизив состав его авиагруппы к изначально запланированному еще в 1980-х годах.

В качестве более далекой перспективы рассматривается перспективный палубный истребитель пятого поколения, создаваемый в рамках программы ПАК КА – перспективного авиационного комплекса корабельной авиации. Предполагается, что эта машина будет представлять собой флотскую версию «сухопутного» истребителя пятого поколения Т-50, впервые поднявшегося в воздух в 2010 году, и в настоящее время проходящего испытания.

Появление нового палубника возможно в первой половине 2020-х годов, и он должен будет заменить Су-33 на капитально отремонтированном «Адмирале Кузнецове», а также составить основу авиакрыла нового российского авианосца, проект которого в настоящее время разрабатывается.

После Крыма: возвращение ударной мощи

В 2014 году планы развития вооруженных сил в целом и ВМФ в частности пришлось серьезно корректировать с учетом изменения обстановки: воссоединение с Крымом сильно изменило обстановку не только на юго-западных рубежах России, но и в мире. Изменения затронули и морскую авиацию. В частности, в ее состав вернутся ударные силы. Эти планы обсуждались еще до крымских событий, но они стали катализатором процесса.

В ближайшие несколько лет флот получит многоцелевые истребители Су-30СМ, которые могут обеспечить эффективную поддержку боевым кораблям как на морских театрах (в Черном, Японском, Балтийском морях), так и увеличить радиус авиационной поддержки на океанских ТВД, действуя с баз на Кольском полуострове, Сахалине и Камчатке.

Многофункциональный истребитель Су-30СМ

Ожидается, что до конца 2015 года будет подписан контракт на поставку 50 истребителей этого типа для ВМФ России, в дальнейшем возможно увеличение этого числа. Су-30СМ поставляются также для ВВС (60 самолетов по двум действующим контрактам).

Обновление затронет также и противолодочную авиацию, круг задач которой значительно расширится. В большинстве развитых стран по мере развития бортового радиоэлектронного оборудования противолодочные самолеты в ходе модернизаций начали превращаться в многоцелевые морские патрульные машины. Яркий пример представляют собой модернизированные P-3 Orion ВМС США, ровесники и одноклассники российских Ил-38.

В ходе эволюции за последние 30 лет «Орионы» научились атаковать надводные корабли с помощью противокорабельных ракет, работать в качестве самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления, патрулировать исключительную экономическую зону и территориальные воды, ведя поиск контрабандистов и браконьеров.

Подобная модернизация уже идет и на российских противолодочных машинах – первый Ил-38Н передан флоту 15 июля 2014 года. Но для всего спектра задач, которые ставит перед Россией ее самая протяженная в мире морская граница в сочетании с устойчивым таянием полярных льдов, 28 Ил-38, которые планируется модернизировать, явно недостаточно – например, США располагают 130 машинами этого класса. При этом данное число многие американские специалисты также полагают недостаточным.

Проект гидросамолета A-42PE

Соревноваться с США, догоняя их по численности морской авиации, Россия не может, но возможности для существенного усиления морской авиации закупками новых машин есть.

Прежде всего, речь идет о гидросамолете А-42, который создан на основе разработанного в 80-х годах прошлого века А-40 «Альбатрос». Эти машины, способные садиться на воду, помимо всех прочих задач морских патрульных самолетов, могут использоваться в спасательных операциях.

О планах по закупке А-42 военное ведомство уже объявляло. В частности, в 2008 году сообщалось о намерении закупить к 2010 году четырех таких самолетов в поисково-спасательном варианте, а затем перейти и к закупкам многоцелевых машин, способных нести вооружение. Однако пока эти планы не реализованы.

По мнению экс-командующего ВВС и ПВО военно-морского флота генерал-лейтенанта Валерия Уварова, ВМФ России хватило бы 15-20 новых гидросамолетов, чтобы покрыть потребности в поисково-спасательных машинах и значительно усилить парк противолодочной авиации. Говорить о полной замене старых машин на А-42 вряд ли можно – с учетом состояния Таганрогского завода, где производятся эти машины, а также меньший по размерам Бе-200, закупаемый МЧС, выполнение заказа хотя бы на 40 таких машин может занять около 20 лет.

Еще один вариант, который позволил бы полностью заменить парк старых самолетов в приемлемые сроки, – это закупка самолетов Ту-214П. Эта машина, созданная на основе лайнера Ту-204/214, по идеологии примерно соответствует новейшему американскому патрульному самолету P-8 Poseidon, созданному на основе лайнера B-737.

Десантный корабль «Мистраль»

Развертывание серийного производства подобных машин по заказу ВМФ – более реальная задача, чем запуск в крупную серию А-42, и, помимо прочего, это позволит поддержать производство самолетов Ту-204, на которые сегодня практически отсутствуют коммерческие заказы. Производство 50-60 таких машин за десять лет в сочетании с малой серией А-42, ориентированных прежде всего на спасательные задачи, могло бы в целом снять остроту проблемы и заложить основу для дальнейшего развития авиации ВМФ.

Наконец, поддержать авиационную группировку в ближней зоне можно заказом самолетов Ил-114 в патрульной модификации. Такие машины могут вполне эффективно обеспечить патрулирование на закрытых морских театрах, высвободив модернизированные Ил-38Н и, в случае их заказа, Ту-214П, для океанских ТВД.

Оценивая перспективы изменений морской авиации в целом, можно сказать, что ключевой задачей этого рода сил ВМФ остается обеспечение возможностей флота по защите собственных морских рубежей . Тем не менее, определенное внимание возможностям проекции силы также уделяется - модернизация авиакрыла «Адмирала Кузнецова», планируемый капитальный ремонт самого авианосца, строительство двух десантных кораблей типа «Мистраль» позволит ВМФ сформировать ядро сил, способных вести локальные операции на большом удалении от баз с полноценной авиационной поддержкой. Дальнейшее увеличение таких возможностей зависит в первую очередь от перспектив экономического развития страны.

17 июля 1916 года российские морские летчики в своем первом воздушном бою героически победили немецкие самолеты. Значимость этой даты еще и в том, что это были именно морские летчики, местом дислокации самолетов которых было авианосное судно «Орлица» Балтийского флота. В честь этой исторической даты с 1917 года по Указу Главнокомандующего ВМФ 17 июля отмечается День морской авиации ВМФ России. В довоенные годы морская авиация не только стояла на страже рубежей страны, но и принимала участие в обеспечении и спасении полярных экспедиций, а во время Великой Отечественной войны морская авиация стала главной угрозой для захватчиков. Если во времена становления морской авиации основной техникой были купленные заграницей гидросамолеты, то сейчас это современные палубные истребители и вертолеты высочайшего уровня сложности, управляют которыми только профессионалы.

И в небе вам счастье, и море - не горе,
Ведь ваша стихия и небо, и море.
И день авиации - праздник для вас,
И день ВМФ - отмечай еще раз!
И нынче, конечно, для вас праздник снова -
День авиации флота морского!

Желаю в День морской авиации
Успехов и, конечно же, удачи,
Отличных планов, их реализации,
Пускай легко решатся все задачи!

Желаю сил, здоровья вам стального,
Пускай мечты сбываются всегда,
Желаю вам дохода пребольшого
И только плодотворного труда!

Поздравляем с профессиональным праздником всех, чья служба связана с морской авиацией ВМФ России. Чистого вам неба и отличной погоды, пусть все ваши задания проходят удачно, и вы всегда возвращаетесь к тем, кого любите и кто любит вас. С праздником и успехов на службе.

Я сегодня шлю почтение,
Восторг и овации.
Тем, кто жизнь свою отдал
Морской авиации.

Вам желаю бед не знать,
Жить с собой в гармонии.
Путь, что выбран по судьбе
Будет вам симфонией.

И море и суша всегда им покорны,
И их не пугают ни бури, ни волны,
Морской авиации честь отдаем,
Великому подвигу славу поем!

Как часто на гибель они отправлялись!
С задачей любою, шутя, управлялись,
Они зачищали родную страну,
Родным берегам, подарив тишину.

Мы летчикам дарим земные поклоны,
Ведь жизней они сберегли миллионы.
На суше и в море отвага и честь,
На флоте российском у летчиков есть!

День авиации морской мы отмечаем,
В России это важный день всегда,
И всем сотрудникам мы пожелаем
Любви и счастья, мира и добра!

Пусть небо будет ясным, чистым,
А море, океаны не бушуют никогда,
И жизнь пусть будет лишь лучистой,
Согретой солнцем ясным на века.

Морские защитники, честь вам и слава!
Вами гордится наша держава,
От южных морей до полярных широт
Морской авиатор службу несёт.

Много в истории славных страниц,
По охране великих российских границ.
Морские орлы, мы вас всех поздравляем,
Мирного чистого неба желаем!

Вам море и небо стихия родная,
Страну защищая от края до края,
Вы силою духа и верой крепки,
Пусть дни на службе будут легки.

Желаю здоровья, успеха и счастья,
Пусть не коснутся беда и ненастья.
Вам мирного неба, спокойного моря,
Судьба оградит Вас от тягот и горя!

Авиация морская, ВМФ России,
От души приветствую всех вас!
Не тревожат пусть вас беды никакие,
А повсюду окружает пусть успех.

Смелость, сила и отвага...
Это всё присуще вам!
Будет всё пускай, как надо.
И любой военный удается план.

С днем морской авиации
Поздравить хочу от души.
Вы смелые, славные парни,
Вы все, как один, хороши.

Желаю вам мира и радости,
Пусть небо вам дарит мечту,
Здоровья, успехов и доблести,
В счастливую верить звезду.

Пусть дарит вам вдохновение
Красивый, высокий полет,
Пускай повышение по службе
Вас всех, наши воины, ждет.

Желаем вам проверенного курса,
Чтобы к мечте приплыть иль улететь.
Пускай враги пока еще смеются,
Но вас им точно не преодолеть.

Пусть праздник даст в работе передышку,
И отвлечет от сложных важных дел,
Вам ощутить желаем счастья вспышку,
Чтоб дом ваш процветал и богател.

Поздравлений: 25 в стихах, 5 в прозе.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 11/2006

Морская авиация отечественного ВМФ: 1938-1945 гг.

Полковник В.Л. ГЕРАСИМОВ ,

кандидат исторических наук

ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ выделение морской авиации из Военно-воздушных сил (ВВС) РККА произошло на рубеже 1937-1938 годов с образованием Наркомата Военно-Морского Флота СССР и включением авиации флота в состав ВМФ. Полностью устранить негативные последствия многолетнего пребывания морской авиации в составе ВВС РККА (1920-1935, 1937) к началу войны не удалось, но положительные сдвиги были очевидны.

Первую проверку в составе Военно-Морского Флота морская авиация прошла в ходе Советско-финляндской войны (1939-1940), в которой приняли участие авиаторы Балтийского и Северного флотов. К началу войны только в составе военно-воздушных сил Балтфлота насчитывалось 469 боевых летательных аппаратов: 246 истребителей, 111 бомбардировщиков, 102 разведчика и 10 самолетов-корректировщиков. Это значительно превышало количество всех самолетов ВВС Финляндии. По возможностям театра применение финской сухопутной авиации было весьма ограничено, поэтому большую часть ВВС противника составляла гидроавиация, входившая в состав военно-морских воздушных сил Финляндии.

В итоге авиация ВМФ СССР в ходе «зимней» войны приобрела необходимый боевой опыт. «За период боевых действий балтийские авиаторы сделали 16 663 боевых вылета, из них 881 ночной, сбросили на объекты противника 2600 бомб. В воздушных боях и на аэродромах уничтожили 65 самолетов, потопили и повредили 35 транспортов и боевых кораблей противника». Большое значение для дальнейшего строительства и развития морской авиации имело совещание высшего руководящего состава ВМФ СССР, состоявшееся в конце 1940 года. На нем достаточно много внимания было уделено авиации флота. С докладами и ссобщениями по проблематике «Опыт использования авиации в современной войне» выступили заместитель начальника по научной и учебной работе Военно-морской академии (ВМА) им. К.Е. Ворошилова капитан 1 ранга В.А. Петровский, начальник ВВС ВМФ генерал-лейтенант авиации С.Ф. Жаворонков, начальник командно-авиационного факультета полковник А.М. Шугинин, начальник оперативного отдела управления ВВС ВМФ полковник Н.Г. Колесников, преподаватели ВМА, должностные лица авиации ВМФ, а также исполняющий обязанности заместителя начальника Главного Морского штаба контр-адмирал В.А. Алафузов.

Состояние ВВС флотов к началу Великой Отечественной войны можно рассмотреть на примере военно-воздушных сил Балтийского флота. По сравнению с ВВС европейских флотов больше всего боевых самолетов насчитывалось именно в ВВС Балтийского флота - 659 (табл.).

Но не только большим количеством самолетов характеризовались ВВС БФ к началу войны. В первую очередь необходимо рассмотреть организационные формирования морской авиации Балтики на тот момент времени. ВВС Балтийского флота состояли из управления, строевых соединений и частей морской авиации, структур тыла. Соединениями являлись авиационные бригады, а частями - отдельный авиационный полк; авиационные полки и отдельная Краснознаменная авиационная эскадрилья в составе авиационных бригад; отдельные авиационные эскадрильи. В составе авиационного тыла имелись авиационные базы, также являвшиеся воинскими частями.

В состав управления ВВС КБФ входили штаб, тыл, инженерно-авиационная служба и политический отдел. Основным рабочим органом управления являлся штаб, организационно состоящий из оперативного, организационно-мобилизационного, разведывательного отделов и ряда служб. Ядром ВВС Балтики являлись три авиационных соединения - авиационные бригады: 8, 61 и 10-я. 8-я бомбардировочная авиационная бригада включала в свой состав 1-й минно-торпедный и 57-й бомбардировочный авиационные полки. 61-я истребительная авиационная бригада состояла из двух истребительных авиационных полков - 5-го и 13-го и 13-й отдельной Краснознаменной авиационной эскадрильи. 10-я смешанная авиационная бригада имела в составе 13-й и 71-й истребительные авиационные полки и 73-й бомбардировочный авиационный полк.

8-я бомбардировочная авиационная бригада базировалась на аэродромах Ленинградской области - Беззаботное, Котлы, Копорье, Клопицы. Базирование 61-й истребительной авиационной бригады осуществлялось на аэродромы в районе Ленинграда - Низино, Липово, Куммолово и Купля. 10-я смешанная авиационная бригада базировалась на аэродромы Таллин, Ханко, Пернов и Кер-стово. 15-й отдельный морской разведывательный полк свои подразделения базировал на аэродромы: Выборг, Ораниенбаум, Вейно и Горы Валдай. 71-я отдельная бомбардировочная авиационная эскадрилья размещалась на аэродроме Копорье. 15, 41, 43, 44, 58 и 81-я морские отдельные разведывательные авиационные эскадрильи базировались на аэродромы Прибалтики.

Строевые части морской авиации в достаточной степени были укомплектованы летным и инженерно-техническим составом. Так, например, в 8-й бомбардировочной авиационной бригаде на начало войны было 115 летчиков, из которых 19 летали ночью. Большие трудности были в управлении соединениями и частями ВВС КБФ. Электролинейную связь управление ВВС флота имело только с 10-й смешанной авиационной бригадой, базировавшейся на территории Эстонии. С остальными организационными структурами авиации Балтики проволочной связи не было. Управление из Таллина двумя другими авиационными бригадами и 15-м отдельным полком, которые располагались в районе Ленинграда и Ленинградской области, приходилось осуществлять по радио или через специальные самолеты связи.

К началу Великой Отечественной войны в составе тыла военно-воздушных сил Балтфлота было пять авиационных баз, два авиационных склада и четыре склада боеприпасов. Материально-техническое обеспечение летных частей осуществлялось через авиационные базы. К положительным сторонам состояния ВВС Балтийского флота к началу Великой Отечественной войны необходимо отнести следующие: наличие своей авиации, которой еще три с половиной года тому назад в составе КБФ не было; наличие в составе ВВС КБФ всех существующих на тот момент родов морской авиации; боевой опыт у большей части летного состава; высокий процент исправности парка боевой авиационной техники (87,5 %); укомплектованность частей морской авиации инженерно-техническим составом на 100 %; опыт взаимодействия с ВВС Ленинградского военного округа; достаточно развитая аэродромная сеть; осуществление доподготовки летного и технического состава в организационных структурах ВВС флота.

Наряду с положительными моментами в состоянии балтийской авиации к началу войны имел место и целый ряд недостатков: большое количество в составе ВВС Балтики истребителей (50,2%) и недостаточный процент бомбардировочной и минно-морпедной авиации (27,3 %); большое количество устаревшей авиационной техники; удаленность места расположения управления ВВС флота от главных ударных сил; трудности в осуществлении управления; недостаточное количество тыловых структур; малое количество летного состава, подготовленного к действиям в ночных условиях; незавершенность строительства аэродромной сети на территории Эстонской республики; слабое оборудование ТВД в радионавигационном отношении.

Несмотря на все трудности и недостатки, морская авиация Балтики к лету 1941 года представляла собой боеспособное авиационное объединение в составе Краснознаменного Балтийского флота. В дальнейшем, уже в годы войны, шло активное устранение этих характерных для всей отечественной морской авиации того времени недостатков.

В предвоенные годы продолжалось дальнейшее развитие авиации Военно-Морского Флота. При этом имели место и просчеты в строительстве морской авиации. В статье адмирала флота В.И. Куроедова «Опыт войн и перспективы развития и применения ВМФ в будущих войнах и конфликтах» отмечалось: «Таким образом, уставными документами, действовавшими в то время, на первое место выдвигались задачи, которые флот решал самостоятельно. В соответствии с этими установками велась подготовка сил, разрабатывались планы их применения. Самостоятельные действия сил флота были поставлены на первое место и в разработанной Генеральным штабом Красной Армии директиве наркома обороны СССР от 14 октября 1940 года, на основе которой готовились оперативные планы флотов на 1941 год. Эти принципы были закреплены Наставлением по ведению морских операций (НМО-40), но в целом, как показал опыт войны, оказались недостаточно обоснованными... Нельзя не отметить, что многие задачи имели стратегические масштабы и являлись невыполнимыми. Варианты неблагоприятного развития событий на приморских направлениях вообще не рассматривались, поэтому перед флотом оборонительные задачи не ставились».

Недостаточное обоснование ряда предвоенных документов в полной мере относилось и к морской авиации, в часности к применению в войне на море авианесущих кораблей. Командование Военно-Морским Флотом проявило в этом вопросе редкую недальновидность. «Признавая право авианесущих кораблей на существование, оно не смогло правильно оценить их быстро возрастающее влияние на ход и исход военных действий на море. Хуже всего то, что это отражалось не только на практике военно-морского строительства, но и на теории. В вопросах, касающихся боевого применения морской авиации, наши теоретики долгие годы топтались на месте». В 1937 году флот получил Временный Боевой устав Морских сил РККА (БУ МС 37), где предназначение и роль морской авиации в действиях на море оценивались в основном верно, но, как и прежде, ни слова внимания не было уделено корабельной, не говоря уже о палубной, авиации.

Упомянутый устав, фактически признав морскую авиацию в качестве одного из родов сил флота, отвел ей все же вспомогательную роль. «Морская авиация способна к нанесению мощных бомбовых и минно-торпедных ударов по кораблям флота, по морским сообщениям (коммуникациям) противника и его морским и воздушным базам, выполняемых как самостоятельно, так и во взаимодействии с кораблями, средствами береговой обороны и с приданной сухопутной авиацией... Морская авиация является главным разведывательным средством на море, способна к несению охранной, дозорной службы, к корректировке огня кораблей, к наведению подводных и надводных кораблей на противника и к применению мин и химических средств борьбы». Война опровергла положения многих руководящих документов, а морская авиация в итоге превратилась в главную ударную силу флота.

К началу Великой Отечественной войны была создана четкая структура авиации флота, включавшая в свой состав управление ВВС ВМФ, части центрального подчинения и военно-воздушные силы флотов и флотилий; определены основные рода авиации ВМФ - бомбардировочная и минно-торпедная авиация, истребительная авиация, разведывательная авиация. Бомбардировочная и минно-торпедная авиация была представлена самолетами СБ, ДБ-3ф (Ил-4), ДБ-3, АР-2, на вооружении истребительной авиации состояли МиГ-1, МиГ-3, И-153, И-15, И-16, разведавиации - Че-2, КОР-1, Р-5, МБР-2.

К 22 июня 1941 года ВВС флотов организационно включали бригады, отдельные авиаполки и авиационные эскадрильи. В авиации флотов насчитывалось 2580 самолетов, при этом 1183 крылатые машины входили в состав дальневосточной морской авиации. Кроме того, морские самолеты имелись в составе отдельных военных флотилий - Амурской, Каспийской и Пинской. Всего в составе трех самостоятельных флотилий насчитывалось 23 самолета-разведчика. Истребители составляли 51,32 %, разведчики - 25,34 %, а бомбардировщики и торпедоносцы - 23,34 % от численности самолетного парка действующих флотов соответственно.

Морская авиация вступила в войну, находясь на стадии совершенствования организационно-штатной структуры и технического перевооружения. Штурмовики, пикирующие бомбардировщики, противолодочные самолеты в ее составе полностью отсутствовали, недостаточным было и количество торпедоносцев.

В начальный период войны минно-торпедная и бомбардировочная авиация Балтийского флота использовалась армейским командованием, которое понесло большие потери своей авиации, в основном на сухопутном театре. Очень тяжелым для ВВС Балтики выдался день 30 июня 1941 года. Только 1-й минно-торпедный авиационный полк потерял в бою под Двинском 13 боевых машин и 10 летных экипажей. В тот день экипаж бомбардировщика младшего лейтенанта П.С. Игашева впервые в истории авиации совершил двойной таран: сначала таранил в воздухе «мессершмитт», а затем направил подбитую крылатую машину в колонну немецких танков. Только спустя 54 года подвиг экипажа был оценен по достоинству. Указом Президента России от 6 июля 1995 года № 679 звание Героя России было присвоено младшему лейтенанту П.С. Игашеву, лейтенанту Д.Г. Парфенову, младшему лейтенанту А. М. Хохлачеву, краснофлотцу В.Л. Новикову.

Количество самолетовылетов по задачам, решаемым авиацией ВМФ, в 1941 году распределилось следующим образом: действия против сухопутных войск и наземных объектов - 45 %, прикрытие военно-морских баз (ВМБ), кораблей и судов в море - 38 %, ведение воздушной разведки - 13 %, удары по кораблям и судам в море и базах - 4 % самолетовылетов.

Решение несвойственных задач и наличие устаревшего парка авиационной техники, уступавшей по своим тактико-техническим характеристикам самолетам противника, были основными причинами значительных потерь авиации ВМФ в начале войны, несмотря на достаточно хорошую подготовку ее летного состава. Однако именно опыт первых, самых тяжелых месяцев войны показал, что необходима корректировка некоторых теоретических положений по использованию оперативно-тактических возможностей морской авиации в войне и ликвидация ряда организационных недостатков в общей структуре авиации флота.

Говоря о начале Великой Отечественной войны, необходимо вспомнить об одном историческом факте, имевшем огромное, в том числе и международное, значение. В конце июля 1941 года у адмирала Н.Г. Кузнецова и генерал-лейтенанта авиации С.Ф. Жаворонкова возникла идея бомбардировки Берлина силами морской авиации. В результате детальной проработки вопроса выбор пал на 1-й минно-торпедный авиационный полк ВВС Балтийского флота. В это время полк принял опытный летчик и командир полковник Е.Н. Преображенский. Именно он и возглавил особую группу, собранную из всех пяти авиационных эскадрилий полка, которая в начале августа 1941 года перебазировалась на один из самых больших островов Моонзундского архипелага - остров Саарему (Эзель). Именно с аэродрома Кагул острова Эзель тактический радиус самолетов ДБ-3ф обеспечивал возможность нанесения ударов с воздуха по Берлину.

После первого пробного разведывательного полета по маршруту группы из пяти ДБ-3ф под командованием капитана А.Я. Ефремова было принято окончательное решение на бомбардировку столицы Третьего рейха. Вечером 7 августа одна за другой взлетели тринадцать максимально груженных крылатых машин. Флагманом шел Ш. Преображенский, вторую группу вел В.А. Гречишников, третью возглавлял А.Я. Ефремов. В том историческом вылете над Берлином участвовало пять самолетов полка, остальные экипажи отбомбились по запасным целям. О неожиданности действий морских авиаторов говорит тот факт, что наутро немецкие радиостанции сообщили в эфир о попытке 150 самолетов Великобритании прорваться к Берлину. Англичане ответили так: «Германское сообщение о бомбежке Берлина загадочно, так как в ночь с 7 на 8 августа английская авиация со своих аэродромов не поднималась ввиду неблагоприятных метеоусловий».

После первого налета на Берлин появился приказ наркома обороны СССР И.В. Сталина от 8 августа 1941 года № 0265: «В ночь с 7 на 8 августа группа самолетов Балтийского флота произвела разведывательный полет в Германию и бомбила город Берлин. 5 самолетов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города. В результате бомбежки возникли пожары и наблюдались взрывы».

Затем последовал второй вылет, третий… 13 августа 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР звания Героя Советского Союза были удостоены полковник Е.И. Преображенский, капитаны В.А. Гречишников, А.Я. Ефремов, М.Н. Плоткин и П.И. Хохлов. Их имена стали известны всей стране. Особой популярностью пользовался командир полка. Это о нем позже на страницах ежедневной газеты ВВС Балтфлота «Летчик Балтики» было написано: «С тех пор столица Германии уже не решалась зажигать по вечерам свет на своих улицах. Бомбы Преображенского были первыми предвестниками неумолимого поражения. Он первым потушил огни Берлина». Всего балтийскими летчиками на столицу Германии было совершено восемь налетов, последний из которых состоялся 4 сентября 1941 года. Авиационная группа выполнила 86 самолетовылетов, при этом 33 самолета (что составило 38 %) дошли до цели и бомбили Берлин. Остальные по разным причинам нанесли бомбовые удары по Штеттину, Кольбергу, Мемелю, Виндаме, Данцигу, Либаве. В результате налетов в Берлине было зарегистрировано 32 очага пожара. За период бомбовых ударов по Берлину наши потери составили 18 самолетов и 7 экипажей.

Официальным признанием заслуг морской авиации в тяжелый 1941 год стало присвоение четырем полкам гвардейского звания. Советская морская гвардия родилась 18 января 1942 года. Именно в тот день в газете «Красный флот» - органе Народного комиссариата ВМФ - был опубликован приказ наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова № 10, в котором говорилось: «За проявленную отвагу в воздушных боях с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава указанные полки преобразовать в гвардейские полки, а именно: 1-й минно-торпедный авиационный полк - в 1-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк, командир полка Герой Советского Союза полковник Преображенский Е.Н.; 72-й смешанный авиационный полк - во 2-й гвардейский смешанный авиационный полк, командир полка капитан Туманов И.К.; 5-й истребительный авиационный полк - в 3-й гвардейский истребительный авиационный полк, командир полка Герой Советского Союза майор Кондратьев П.В.; 13-й истребительный авиационный полк - в 4-й гвардейский истребительный авиационный полк, командир полка майор Михайлов Б. И.».

Качественные и количественные изменения парка летательных аппаратов авиации ВМФ в годы войны произошли благодаря поступлению на флоты новой авиационной техники. В 1942 году 80 % предприятий авиапромышленности, перебазировавшихся с началом войны в восточные районы страны, сумели наладить технологический цикл производства самолетов и ускоренными темпами начали осуществлять их поставку в действующие части. Всего к окончанию Великой Отечественной войны авиация ВМФ получила 14 новых типов боевых самолетов, которые по ряду ТТХ превосходили зарубежные летательные аппараты того времени. «К тому же на флоты, начиная с 1942 года, из США и Великобритании по ленд-лизу стали поступать самолеты-истребители «Харрикейн», «Киттихаук», «Аэрокобра» и «Спитфайер», бомбардировщики «Бостон-А-20 ж» и самолеты-амфибии «Каталина».

Основной недостаток в организации морской авиации в начале войны состоял в том, что структура летных частей - полков - оказалась нежизнеспособной в военное время. В силу своей громоздкости (авиационный полк состоял из пяти эскадрилий и насчитывал 60-80 самолетов) они были недостаточно маневренными и трудноуправляемыми. Уже к концу 1941 года авиаполки включали в свой состав по три авиационные эскадрильи, по 10-13 самолетов каждая. Были сокращены и соответственно реорганизованы отдельные эскадрильи. Кроме этого, в дальнейшем организация ВВС флотов совершенствовалась в направлении отделения тыловых органов (авиабаз, ремонтных мастерских и т. д.) от боевых частей и соединений с подчинением их заместителю командующего ВВС флота по тылу. В результате такой организационной перестройки повысилась маневренность летных частей и качество управления всеми организационно-штатными структурами ВВС флотов. Для охраны конвоев в зоне ответственности Северного флота и общего усиления ВВС СФ Ставка Верховного Главнокомандования из своего резерва направила в оперативное подчинение командующего североморской авиацией Особую морскую авиационную группу (ОМАГ). «На Северный флот в конце июня - начале июля 1942 года прибыло пять авиационных полков этой группы (35-й авиационный полк дальних бомбардировщиков на самолетах ДБ-3ф; 28-й и 29-й авиационные полки пикирующих бомбардировщиков - самолеты Пе-2; 20-й и 255-й истребительные авиаполки, имевшие на вооружении самолеты Як-1 и ЛаГГ-3). Все они ранее участвовали в боях на других флотах». ОМАГ просуществовала до ноября 1942 года. Там же, на севере, произошли и структурные изменения в организации истребительной авиации, которая практически разделилась на пунктовую, предназначенную для противовоздушной обороны (ПВО) ВМБ и коммуникаций, и на авиацию сопровождения ударной авиации.

В ходе ожесточенных боев зародилась и получила развитие тактика штурмовых действий авиации. В начале войны в качестве штурмовиков использовались торпедоносцы, бомбардировщики и истребители. Первые подразделения штурмовой авиации начали создаваться в авиации ВМФ на Балтийском и Черноморском флотах в августе 1941 года. Весной 1943 года штурмовики появились и на Северном флоте. В итоге на всех флотах были сформированы штурмовые авиационные организационные структуры.

В первом периоде Великой Отечественной войны авиация ВМФ способствовала длительной и упорной обороне Таллина, Ленинграда, Кронштадта, Севастополя и Одессы, Заполярья и Кавказа, Ханко и Моонзундского архипелага, Керченского полуострова и Крыма.

Второй период Великой Отечественной войны (19 ноября 1942 года - конец 1943 года) характеризуется в первую очередь тем, что морская авиация по урону, нанесенному противнику силами советского ВМФ, вышла на первое место и в дальнейшем до конца войны удерживала лидирующее положение среди родов Военно-Морского Флота. С начала 1943 года результативность боевого применения авиации ВМФ на коммуникациях противника непрерывно возрастала. В 1943 году был сделан значительный шаг в строительстве морской авиации - состоялся перевод ВВС флотов с бригадной на дивизионную организацию. Создание авиационных дивизий вместо авиабригад в большей степени соответствовало велению времени и повышало управляемость ВВС флота по схеме: дивизия - полк - эскадрилья.

В 1943 году морская авиация приняла участие в трех крупных операциях. ВВС Балтийского флота совместно с 13-й и 14-й воздушными армиями с 12 по 30 января 1943 года участвовали в прорыве блокады Ленинграда. В двух наступательных операциях - Северо-Кавказской (с 1 января по 4 февраля 1943 года) и Новороссийско-Таманской (10 сентября - 9 октября 1943 года) - весомый вклад в успех внесли авиаторы-черноморцы. Среди первых в ВМФ удостоенных почетных наименований соединений и частей была и 11-я штурмовая авиадивизия Черноморского флота, ставшая Новороссийской.

На протяжении третьего периода Великой Отечественной войны (1 января 1944 года - 9 мая 1945 года) морская авиация в составе ВМФ приняла участие в девяти стратегических наступательных операциях. К концу войны в авиации ВМФ самолетов, находившихся на вооружении с 1941 года, было всего лишь 3,3 %, а новых отечественных - 78,7 %, в то время как на начало войны около 87 % самолетов представляли собой устаревшие машины.

В третьем периоде Великой Отечественной войны основными целями морской авиации стали корабли и суда противника в море и портах. При этом количество самолетовылетов для осуществления ударов по ним составили 35 % от общего числа самолетовылетов против 4 % в 1941 году. Против транспортов и кораблей противника самолетовылетов в 1944 году было сделано в 3,3 раза больше, чем за 1941-1943 годы., а по сухопутным войскам противника - в 4 раза меньше.

Произошли изменения и в количественном соотношении между родами авиации ВМФ. К началу 1945 года ВВС ВМФ в своем составе насчитывали 35 % ударной авиации (10 % торпедоносцев, 8 % бомбардировщиков, 17 % штурмовиков), 50 % истребителей и 15 % разведчиков. И если по сравнению с началом войны истребительная авиация свою составляющую на флотах почти сохранила, то парк разведавиации уменьшился на 10 %, а ударной авиация, наоборот, увеличился более чем на 11 %. В зависимости от места действия имелись некоторые специфические особенности в распределении родов морской авиации по флотам. Так, на Севере преобладали торпедоносцы и разведсамолеты и отсутствовали бомбардировщики, эффективность применения которых в условиях Заполярья была невысокой. На Балтийском флоте было больше штурмовиков, а в черноморской авиации - бомбардировщиков.

Именно на завершающем этапе Великой Отечественной войны сложный и разнообразный характер задач, стоявших перед авиацией флота, привел к дальнейшему развитию тактики боевого применения, усилению специализации и наиболее целесообразному и эффективному ее использованию по предназначению. Разведывательная авиация применялась для ведения воздушной разведки кораблей и конвоев непосредственно в море, а также военно-морских баз, портов, аэродромов, для поиска и уничтожения подводных лодок. Минно-торпедная и бомбардировочная авиация использовалась для нанесения ударов по кораблям и конвоям в море, по промышленным центрам, базам, портам и наземным объектам. Штурмовая авиация действовала по кораблям, транспортам и конвоям, жизненно важным объектам и зенитным средствам в базах и портах, по наземным целям и аэродромам. Истребительная авиация обеспечивала действия ударной и разведывательной авиации, прикрывала свои надводные силы в море, морские базы, порты и войска фронта. Основные усилия морской авиации в 1944-1945 годах были сосредоточены на действиях по морским сообщениям и на обеспечении фланга в наступательных операциях войск приморских фронтов.

По результатам боевых действий в годы Великой Отечественной войны морская авиация стала главной ударной силой флота. Морские летчики совершили более 350 тыс. самолетовылетов, потопили 792 и повредили около 700 кораблей и транспортов противника, в воздушных боях и на аэродромах уничтожили более 5500 вражеских самолетов.

В феврале 1945 года на Ялтинской конференции руководителей СССР, США и Великобритании был решен вопрос о вступлении Советского Союза в войну с Японией через два-три месяца после завершения разгрома фашистской Германии. 8 августа 1945 года СССР объявил войну Японии, а 9 августа советские войска начали военные действия на Дальнем Востоке. В войне против милитаристической Японии участвовала и авиация Тихоокеанского флота. В Советско-японской войне (1945.) приняли участие два крупных авиационных оперативных объединения авиации ВМФ - военно-воздушные силы Тихоокеанского флота и военно-воздушные силы Северной Тихоокеанской флотилии (СТОФ). ВВС флотилии в специальном отношении замыкались на командующего ВВС ТОФ, а в оперативном плане подчинялись командующему Северной Тихоокеанской флотилией.

К началу ведения боевых действий авиация флота насчитывала 1495 летательных аппарата. ВВС ТОФ и ВВС СТОФ в общей сложности состояли из 29 авиационных полков, часть которых организационно входила в авиадивизии, остальные являлись отдельными воинскими частями. Кроме этого было 9 отдельных авиационных эскадрилий. Уже в ходе войны продолжалось пополнение самолетного парка тихоокеанской авиации авиаполками с других флотов. Так с Севера прибыли 36-й минно-торпедный и 27-й истребительный авиационные полки, а с Черноморского флота - 43-й истребительный полк.

Авиация противника на приморском направлении имела 469 самолетов. Преимущество флотской авиации, кроме численного и качественного превосходства, заключалось еще и в высоком уровне морального состояния личного состава, обусловленного победой в Великой Отечественной войне. Высокой была и общая укомплектованность частей тихоокеанской авиации, которая к началу войны с Японией составляла 96 %. Боевые действия морской авиации являлись составной частью операций, проводимых Тихоокеанским флотом, флотилией и войсками 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов, действовавших на приморском направлении, в Северной Корее и на острове Сахалин.

Боевая деятельность морской авиации в августе 1945 года осуществлялась по следующим основным направлениям: ведение воздушной разведки; массированные воздушные удары по портам противника; боевая деятельность на морских сообщениях; обеспечение десантных операций, проводимых флотом; противовоздушная оборона ВМБ и конвоев на переходе морем.

Особенностью воздушной разведки являлось то, что за период войны разведывательная авиация флота не встретила со стороны противника сильного противодействия. Эта особенность конечно же способствовала успешному выполнению самолетами-разведчиками боевых заданий. Бомбардировочной и штурмовой авиацией флота наиболее продолжительные по времени массированные удары наносились по крупным торговым портам и ВМБ: Расин, Сейсин, Юкки. В результате ударов морских авиаторов с воздуха в портах Юкки и Расин были потоплены и повреждены восемь транспортов, танкер и пассажирский пароход.

Активные действия авиации Тихоокеанского флота по обеспечению десантных операций способствовали быстрому овладению портами Юкки, Расин, Сейсин, Оденцин и Гензан. Воздушные бомбовые удары по железнодорожным узлам, мостам и перегонам широко применялись в период проведения Сейсинской десантной операции. При ударах с воздуха по железнодорожным перегонам на участке Тумынь-Сейсин особо отличилась 12-я штурмовая авиадивизия. При авиационном обеспечении десантов на западном побережье Сахалина эффективно действовали части ВВС СТОФ. ПВО военно-морских баз осуществлялась в тесном взаимодействии авиации флота с частями противовоздушной обороны. Положительным являлось то, что ПВО ТОФ возглавлял генерал-майор авиации В.В. Суворов, подчинявшийся командующему ВВС флота.

Всего за время войны с Японией «военно-воздушные силы Тихоокеанского флота совершили 4724 самолетовылета, потопили свыше тридцати транспортов, два эсминца, четыре танкера. Всего - 55 кораблей и около 70 мелких судов. Авиаторы уничтожили с воздуха десятки железнодорожных эшелонов, складов с оружием, огневых точек, причалов и других объектов».

За отвагу и героизм 15 авиаторов-тихоокеанцев были удостоены звания Героя Советского Союза, а восемь авиационных полков приказами народного комиссара Военно-Морского Флота от 23, 26 и 28 августа 1945 года были преобразованы в гвардейские. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования три авиадивизии и четыре авиаполка ВВС флота были награждены орденом Красного Знамени. На следующий день был подписан приказ Верховного Главнокомандующего № 0501, согласно которому почетные наименования «Сахалинский», «Юкинский», «Порт-Артурский» были присвоены пяти авиационным полкам, а Расинской, Сейсинской и Рананской стали соответственно 12-я штурмовая, 10-я пикировочная и 2-я минно-торпедная авиационные дивизии.

«Боевые действия на Дальнем Востоке по своей продолжительности были кратковременными, но по размаху и силе нанесенного удара по противнику сыграли решающее значение в деле окончательного разгрома империалистической Японии. Личный состав ВВС флота в этой войне проявил настойчивость и героизм, решая поставленные задачи в тесном взаимодействии с кораблями и частями Тихоокеанского флота». Успешные действия авиации Тихоокеанского флота в войне с Японией были логическим подтверждением значительной роли морской авиации по обеспечению всех операций флота и оказанию помощи сухопутным войскам в 1941-1945 годах.

Эффективное воплощение в повседневной деятельности авиации ВМФ СССР опыта строительства накануне войны, боевого опыта Великой Отечественной и Советско-японской войн позволило за сравнительно небольшой исторический период - с середины 50-х годов до середины 70-х годов - пройти путь от концепции построения до практического создания отечественной морской авиации, отвечающей всем требованиям одного из основных родов сил океанского Военно-Морского Флота.

Авиация Российского флота / Под ред В.Г. Дейнеки. СПб.: Судостроение, 1996. С. 53.

Тиркельтауб С.В., Степаков В.Н. Против Финляндии. Советская морская авиация на Балтике в войне 1939-1940 годов. СПб.: БСК, 2000. С. 17.

Советско-финляндская война 1939-1940 гг. на море. В 2-х частях. Часть 1. В 3-х кн. М-Л.: Военмориздат, 1945. Ч. 1. Кн. 1. С. 26.

Авиация Российского флота. С. 54.

Русский архив: Великая Отечественная: Накануне войны: Материалы совещаний высшего руководящего состава ВМФ СССР в конце 1940 года. М.: ТЕРРА, 1997. С. 88-151.

На Черноморском флоте в то время было 625 машин, а в ВВС Северного флота - 116 самолетов. См.: Жуматий В.И. Сборник дидактических материалов по курсу истории военно-морского искусства. М.: Гуманитарная академия Вооруженных Сил, 1992. С. 49.

К началу войны управление ВВС Краснознаменного Балтийского флота располагалось в Таллине.

Боевая деятельность авиации ВМФ в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941-1945 гг. Часть II. Военно-воздушные силы Краснознаменного Балтийского флота в Великой Отечественной войне. М.: Военное издательство, 1963. С. 8.

Там же. С. 19.

Куроедов В.И. Опыт войн и перспективы развития и применения ВМФ в будущих войнах и конфликтах// Военная Мысль. 2005. № 5. С. 33

Родионов Б.И., Монаков М.С. Авианосцы: История и перспективы. М.: Воениздат, 2004. С. 41.

Там же. С. 41-42.

Временный Боевой устав Морских сил РККА (БУ МС 37). М.-Л. Государственное Военное издательство Наркомата обороны Союза ССР, 1937. С. 15-16.

Жуматий В.И. Сборник дидактических материалов по курсу истории военно-морского искусства. C. 49.

Замчалов А.Н. История военно-морского искусства: Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Л.: Военно-морская академия, 1987. С. 306.

Герои Российской Федерации, удостоенные звания за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. // Кавалер. 2002. № 6. С. 114.

Кузнецов Г.А. Морская авиация в войне на море // Морской сборник. 1988. № 8. С. 23.

Алексин В.И. Мы бомбили столицу «третьего рейха» в 41-м // Независимое военное обозрение. 1998. 28 августа - 3 сентября.

Герасимов В.Л. Советские морские летчики первыми потушили огни Берлина // Военно-исторический журнал. 2001. № 8. С. 26.

Боевая деятельность авиации ВМФ в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941-1945 гг.: Ч. 2. Военно-воздушные силы Краснознаменного Балтийского флота в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1963. С. 120.

Дейнека В.Г. Наша морская авиация / Морской сборник. 1996. № 7. С. 10.

Бойко В.С. Крылья Северного флота. Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1976. С. 127.

Павлович Н.Б. Развитие тактики Военно-Морского Флота. М.: Воениздат, 1990. С. 212.

Басов А.В. Флот в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Опыт оперативно-стратегического применения. М.: Наука, 1980. С. 186.

Капитанец И.М. Сильный флот - сильная Россия. М.: Вече, 2006. С. 258.

Чевычелов М.Е.Тихоокеанские соколы. Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1984. С. 107.

Боевая деятельность авиации ВМФ в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941-1945 гг.: Ч. 4. Военно-воздушные силы Тихоокеанского флота в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1963. С. 126.

Матросский воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ и носится с фланелевкой. Форменный матросский воротник также носит сленговое наименование Гюйс (гюйс - носовой флаг корабля) Изготавливается из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета, с тремя белыми полосками по краям. Подкладка синего цвета На концах воротника по одной петле, посредине выреза горловины на рубахе две пуговицы для пристегивания воротника

Зимняя куртка для сухопутных войск, ВМФ и ВВС надежно защищает от ветра и снега. Утеплитель отлично сохраняет тепло, мало весит, не деформируется, не впитывает влагу. Сочетание мембранной ткани и утеплителя обеспечивает защиту от сильных морозов. ХАРАКТЕРИСТИКИ Защита от холода Уставной крой Для военных операций Только ручная стирка МАТЕРИАЛЫ Рип-стоп Мембрана Утеплитель "Файберсофт"

Фуражка Военно-космических сил Российской Федерации офицерская с верхом синего цвета, голубым околышем и голубым кантом. Фуражка укомплектована кокардой, эмблемой на тулью и металлизированным филигранным шнуром. Высота тульи -7 см. Фуражка производится в течении 3-5 рабочих дней.

Куртка предназначена в качестве зимней повседневной униформы, оснащена семью карманами различного назначения и широким меховым воротом для защиты лица от ветра. Куртка не является защитным обмундированием ВВС. Вес -1900гр. Куртка в продаже без шевронов и без липучек (контактной ленты). Цвет: синий. Материал: смесовая ткань.

Костюм предназначен для пилотов и техников гражданской и малой авиации, не является защитным обмундированием ВВС. Костюм комплектуется курткой мод. 1162 и брюками мод. 1163. Костюмы в продаже без шевронов. Цвет: синий. Материал: твил.

Зимняя куртка для сухопутных войск, ВМФ и ВВС надежно защищает от ветра и снега. Утеплитель отлично сохраняет тепло, мало весит, не деформируется, не впитывает влагу. Сочетание мембранной ткани и утеплителя обеспечивает защиту от сильных морозов. ХАРАКТЕРИСТИКИ Защита от холода Уставной крой Для военных операций Только ручная стирка МАТЕРИАЛЫ Рип-стоп Мембрана Утеплитель "Файберсофт"

Комбинезон мужской предназначен для пилотов и техников гражданской и малой авиации. Комбинезон хорошо сидит на фигуре. Срок носки изделия увеличен благодаря качественным отечественным материалам, конструктивным решениям и многолетнему опыту специалистов. Изделие разработано в соответствии с ГОСТ 12.4.100-80 . Комбинезон с центральной застежкой на двухзамковую молнию; внутренним ветрозащитным клапаном; плечевыми накладками; в области подмышечных впадин размещены вентиляционные отверстия, внутри вентиляционные отверстия закрываются сеткой в цвет ткани. Ширина комбинезона по линии талии регулируется с помощью эластичной тесьмы (резинки) на контактной ленте (липучке). В боковых швах разрезы на «молнии»; внизу брюк комбинезона выполнены «молнии» для ношения поверх обуви. Карманы различного назначения: накладные карманы с наклонным входом на «молнии» на полочках, на левом рукаве - накладной карман на «молнии» с клапаном, застегивающимся на контактную ленту (липучку); на него настрачивается карман для авторучек с тремя отделениями, нижние накладные карманы на «молнии», на правой задней половинке комбинезона расположен карман для инструментов, застегивающийся на кнопку; который настрачивается на деталь усиления. Для фиксации инструментов предусмотрен шнур, который закрепляется на кармане через люверс и держатель с полукольцом. На правой полочке – ответная часть контактной ленты (мягкая) для размещения летного шеврона, на левой полочке – ответная часть контактной ленты (мягкая) для размещения стандартного именного шеврона, шлевка под бейдж. Спинка с вертикальными складками для свободы движения. Рукава втачные одношовные, по низу регулируются с помощью хлястика на контактной ленте (липучке). Над карманом на левом рукаве настрачивается ответная часть контактной ленты (мягкая) для размещения шеврона.

Костюм МПА-35 предназначен для комфортной работы сотрудников Министерства обороны в жаркую погоду. Состоит из брюк и куртки с длинными рукавами. На рукавах присутствуют усилительные накладки в области локтя. Низ куртки регулируется по объему. ХАРАКТЕРИСТИКИ Для жаркой погоды Уставной крой Для работы в штабе МАТЕРИАЛЫ Габардин (100% п/э)

Фуражка Военно-морского флота Российской Федерации офицерская парадная с белым верхом, черным околышем и белым кантом. Фуражка укомплектована кокардой и металлизированным филигранным шнуром. Высота тульи - от 8 до 10 см. Фуражка производится в течении 3-5 рабочих дней.

Ранее производилась только в СССР Двойная вязка обеспечивает толщину изделия Материал: 100% Хлопок

Штабной костюм состоит из брюк и рубашки с короткими рукавами, выполнен из облегченной ткани, которая не мнется, не выгорает и не теряет свою форму даже после многочисленных стирок.

Повседневный костюм военнослужащих МО РФ. Куртка мужская: на поясе застегивается на «молнию», с длинными рукавами, без подкладки. Воротник отложной со стойкой и фиксацией углов пуговицами. Карманы застегиваются на контактную ленту. Ниже располагаются прорезные карманы «рамка», застегивающиеся на молнию. Внутренний карман для документов застегивается на пуговицу. Брюки с притачным поясом, застегивающимся на пуговицу. Цвет: Синий, зеленый, черный. Размер: 88-132 Размер: 84-100 Рост: 158-200 Ткань: Рип–стоп Фурнитура: Усиленная Цвет: синий, зеленый, черный. Материал: рип–стоп.

Штабной костюм состоит из брюк и кителя с длинными рукавами из полушерстяной ткани.

По аналогии с сухопутными войсками РФ авиация ВМФ резко увеличивает возможности флота. Создано подразделение МА ВМФ для решения нескольких задач:

  • поиск, поражение морских, воздушных и сухопутных целей;
  • воздушная разведка и наведение кораблей;
  • изготовление/уничтожение минных полей;
  • радиоэлектронная борьба;
  • поиск/спасение пострадавших;
  • перевозка и десантирование спецподразделений.

Основная часть авиации базируется на берегу, меньшая ее часть – корабельная авиация находится на единственном в РФ авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». В состав входят только вертолеты и самолеты, ранее использовавшиеся гидропланы теперь применяются силами МЧС для перевозок и тушения пожаров.

Формирование морской авиации

Входящие в состав Воздушно-космических сил ВВС России отмечают День Авиации 12 августа. Подразделения морской авиации ВМФ РФ празднуют свой «День Рождения» почти на месяц раньше – 17 июля. Этот род войск очень специфичен, защищает рубежи сразу двух стихий – воды и неба. Историю развития морской авиации можно представить такими датами:

  • 1910 г. – летом закуплен самолет Антуанет-4 для Морского ведомства, первый полет на нем произвел лейтенант Дорожинский с аэродрома Куликово в Севастополе;
  • 1912 г. – вице-адмирал Григорович подписал в мае приказ о создании авиаотрядов на флоте, в августе спущен на воду на Васильевском острове в СПб первый гидроплан;
  • 1914 г. – Первая мировая война помешала развертыванию авиаотрядов на Тихоокеанском флоте, а существующие подразделения приказом передали службе связи;
  • 1916 г. – 17 июля четыре самолета России отразили нападение такого же количества немецких самолетов на Балтике, что принято считать Днем МА ВМФ России;
  • 1916 г. – сформирована структура подразделений – отряд из 4 – 8 самолетов, дивизион из 2 – 4 отрядов, бригада из 2 – 4 дивизионов, дивизия – минимум из 2 бригад, взаимоотношения начальников/командиров авиационных и корабельных регламентированы Положением о дивизионе КА (корабельной авиации);
  • 1916 г. – создание Ванской флотилии (оз. Ван, Турция) из двух гидросамолетов М-5 под началом мичмана Иванова для поддержки Бакинского отряда, Чудского гидроавиаотряда (оз. Чудское);
  • 1917 г. – формирование бригады особого назначения с полномочиями дивизии для поддержки флотилии Северного Ледовитого океана;
  • 1917 г. – для руководства авиацией флотов создано управление УМАиВ во главе с А. А. Тучковым;
  • 1917 г. – В. И. Ленин назначает комиссаром МА А. П. Онуфриева, затем авиация присоединяется к воздушным силам УВОФЛОТ, выходит из подчинения;
  • 1918 г. – Балтийская дивизия эвакуируется на Волгу, командование изменяет ее статус на бригаду особого назначения (три дивизиона из восьми отрядов);
  • 1918 г. Черноморская дивизия прекращает существование после потери личного состава и техники;
  • 1920 г. – подчинение морской авиации Воздушному флоту РККА, помощником по гидроавиации становится М. Ф. Погодин, затем А. П. Онуфриев.

В дальнейшем с 1920 года в течение 18 лет российский Морской авиационный флот подчинялся ВВС РККА. В 30-е годы из летчиков МА сформирована Полярная авиация. Затем Народный Комиссариат ВМФ вновь выделяет Морскую авиацию в декабре 1937 года, дальнейшее развитие этого рода войск продолжается:

  • 1937 г. – С. Ф. Жаворонков становится начальником авиации ВМФ (Маршал авиации СССР с 1944 года);
  • 1941 г. – формирование трех отрядов из гражданской авиации в конце июня для транспортных перевозок внутри флотов, придание подразделениям штурмовиков и боевых самолетов Погранвойск, относящихся к НКВД;
  • 1941 г. – создание ударной особой группы из самолетов ДБ-3Т количеством 15 штук по указу Наркома ВМФ СССР Н. Г. Кузнецова;
  • 1941 г. – осенью расформированы части и соединения, утратившие боевую технику, экипажи отправлены в тыл.

В 1942 году 1, 5 и 13 полк Балтики, 72 полк Северного флота удостоены звания Гвардейских. Чуть позже к ним добавились 2,5, 6 и 8 полки ЧФ. После придания морской авиации в следующие два года бомбардировщиков и штурмовиков Пе-2 и Ил-2 добавлены соответствующие подразделения МА ВМФ.

В 1943 году вместо плавающих лодок в разведывательных подразделениях начинают использоваться иностранные бомбардировщики и истребители Бостон, Аэрокобра Р-39 , Киттихаук, Томахок и Р-40.

В последние годы войны на Северном флоте добавлена 14 дивизия САД, Тихоокеанском 15 и 15 САД, Черноморском 13 ПАД. После Победы штурмовые подразделения авиации ВМФ ликвидированы, зато созданы три дивизии 17, 18 САД на Тихоокеанском флоте, 19 МТАД ГК ВМФ. С учетом эффективности боевых действий во время ВОВ дальше развитие морской авиации происходило следующим образом:

  • 1946 г. – упразднение ГК ВМФ, подчинение министру ВС, переименование в ВВС ВМФ в Авиацию ВМС, переход на штат мирного времени;
  • 1946 г. – расформирование всех летных частей из-за списания летающих лодок МБР-2;
  • 1947 год – деление ТФ на 5 и 7 Тихоокеанские флоты, БФ на 4 и 8 Балтийские флоты.

До 1950 года сокращено 3 дивизии, флотилии утратили базы, оборонительные районы и саму авиацию. Со следующего года летчики истребителей начали переподготовку на самолетах реактивного типа МиГ-15 и МиГ-17. Реформа 1951 года перевооружила части торпедоносцами взамен минно-торпедных самолетов. В 1953 году Тихоокеанский флот вновь стал единым, а в 1956 году это произошло и Балтийским флотом.

В 1953 году Авиация флотов вновь была переименована в ВВС ТОФ, СФ, БФ и ЧФ, соответственно. В это же время на вооружение поступили вертолеты:

  • Ка-15 базировались на кораблях;
  • Ми-4 формировались в отдельные эскадрильи на суше.

Позже в 1958 году их переформировали в полки ОАПВ. Часть истребительной авиации переподчинялась войскам ПВО, для командиров которых летчики в тельняшках становились головной болью. Совершенно новое подразделение – Морская ракетоносная авиация МРА – возникло в 1961 году. По мере возникновения новых боевых машин ими комплектовались подразделения морской авиации флотов:

  • 1962 г. – разведчик сверхзвуковой Ту-22Р;
  • 1963 г. – модификация разведывательного самолета Ту-95РЦ;
  • 1965 г. – амфибийный самолет Бе-12;
  • 1967 г. – противолодочный самолет Ил-38;
  • 1969 г. – Ту-142 (комплекс дальнего действия);
  • 1972 г. – вертолет Ка-27 для дальнего патрулирования с берега и борта судна.

В 70-е годы произошло освоение морской авиацией дальних аэродромов за пределами СССР:

  • Тихий океан – Вьетнам;
  • Атлантический океан – Ангола, Гвинея и Куба;
  • Индийский океан – Йемен, Сомали, Эфиопия;
  • Средиземное море – Сирия и Египет.

С 1974 года ракетоносец с изменяемой геометрией крыла Ту-22М2 поступил в МРА Балтики и Черноморского флота.

Через шесть лет он стал штатной единицей вооружения ТОФ. Авианесущие крейсеры ТАВКР, пригодные для самолетов вертикального взлета Як-38, были спущены на воду в середине 70 годов. Для СФ был построен крейсер ТАВКР Киев, для Тихоокеанского флота Новороссийск и Минск.

В 1975 году созданы штурмовые береговые подразделения с самолетами Су-17М. В 1979 году под нужды экранопланов типа Орленок МДЭ была создана 11 авиагруппа ВМФ, подчинявшаяся напрямую Москве.

В 1980 году АВМФ в очередной раз переименованы в ВВС ВМФ. Единственный на сегодняшний день авианесущий тяжелый крейсер Адмирал Кузнецов введен в строй в 1991 году.

Изменение структуры МА ВМФ

На начало года, следующего за созданием авиаотрядов во флотах Российской Империи, то есть январь 1913 г. Черноморский флот был вооружен 5 гидропланами, а Балтийский – 2 аэропланами колесными и одним гидропланом. В Генштаб ВМФ введено подразделение из 3 офицеров – отделение авиации.

На начало I Мировой войны 10 летчиков-офицеров готовилось на флотах, а 20 уже имели дипломы, на Балтике и Черном море было 10 и 8 гидросамолетов, соответственно. К 1915 году Черноморский и Балтийский флот имел 30 и 47 гидропланов, соответственно, насчитывал в штате 859 нижних чинов и 78 офицеров.

К 1917 году количество аэропланов достигло 264 единицы:

  • 29 самолетов – Бакинская и Петроградская авиашколы;
  • 88 самолетов и 20 гидросамолетов Григоровича М-11, М-12 – Балтика;
  • 152 самолета, 4 управляемых малых аэростата, 61 гидроплан М-11 и М-12 – Черноморский флот.

На Балтийском флоте числилось 1339 рядовых, унтеров и кондукторов, 96 офицеров. На Черноморском – 1039 и 115 человек, соответственно. М. И. Федорович в звании капитана 1 ранга стал начальником дивизии Черного моря, а Б. П. Дудоров в таком же чине Балтийского моря. Перед Октябрьской революцией в состав МА России входили дивизион и 2 бригады Черноморского флота, отряд и 2 бригады Балтики, общим количеством 169 самолетов.

После революции на Черном море было 9 истребителей Ньюпор-17 и 104 гидросамолета М-5, М-9, М-11 и М-15 на 74 летчика, на Балтийском море 24 истребителя Ньюпор-21, 74 лодки летающих М-15, М-16 и М-95 на 87 летчиков. Школы высшего пилотажа и боя воздушного работали в Красносельске (25 летчиков), Ораниенбауме (50 летчиков), Баку (180 курсантов) с 75 учебными самолетами.

Осенью 1918 года Морская авиация СССР состояла из авиаотрядов Онежского, Каспийского, Волжского и Беломорского. Истребителей осталось 9 штук (Лебедь и Ньюпор), гидросамолетов М-9 всего 18 штук, 14 машин сохранилось на Балтике.

Затем за два года этот род войск получил развитие, на 1920 год имел 4 истребительных и 10 гидроавиаотрядов с парком техники в 75 самолетов.

Начиная с 1921 года, подчиненная ВВС РККА СССР морская авиация существовала в виде подразделений:

  • ВФ Балтики – отдельный истребительный отряд, 2 разведотряда, дивизион осназа;
  • ВФ Азовского и Черного моря – истребительный отряд, 2 разведотряда, гидроавиадивизион.

Летом 1937 года открываются авиаучилища в Николаеве и Ейске, авиационно-техническое училище в Перми. Появляются бомбардировщики МА, использующие торпеды и мины. К 1940 году Авиацию ВМФ составляли 38 разведывательных самолетов и бомбардировщиков (Пе-2 и Че-2, соответственно), 51 истребитель (Як-1 и МиГ-3), 2824 боевых самолета.

Во время Финской войны морская авиация действовала исключительно над территорией суши, срывая автомобильные и ж/д перевозки. Из-за значительного удаления пунктов дислоцирования от границ с Германией, в первые дни войны этот род войск, в отличие от ВВС СССР, потерь не понес ни в технике, ни в живой силе. Зато позже морскую авиацию привлекли для прикрытия сухопутных войск, а к подобным задачам экипажи оказались не готовы, потери были очень значительные.

Сразу после формирования особой ударной группы самолеты ДБ-3Т сбросили бомбы на Берлин, и вернулись на базу без потерь. Спецоперацией командовал полковник Е. Н. Преображенский. В течение последующих 7 вылетов переделанных под бомбардировщики торпедоносцев подразделение потеряло 7 экипажей и 18 самолетов. После чего, подобных диверсий в тылу врага больше не предпринималось.

В конце 1943 года МА ВМФ имела 12 соединений:

  • ТОФ – 12 ШАД, 10 БАД, 7 ИАД, 2 МТАД;
  • БФ – 9 ШАД, 8 МТАД, 3 ИАД;
  • ЧФ – 11 ШАД, 4 ИАД, 1 МТАД.

Таким образом, в начале ВОВ (1941 – 1942 г.г.) структура морской авиации СССР имела вид:

  • авиация флотилий – Пинской, Онежской, Ладожской, Кавказской, Волжской, Азовской и Амурской;
  • ВВС флота – Тихоокеанского, Северного, Черноморского, Балтийского;
  • ВВС флотилии СТО;
  • 2 АГГУСМП;
  • 3 АГВМФ;
  • части подчинения центральному управлению – Астраханский ЛИС, 64 ОАП, 13 АП, 3 ЗАП, 2 ЗАП, 1 ЗАП, АБ школ, ВМАУ Леваневского и имени Сталина, КУНС.

Управление этими подразделениями располагалось в столице СССР. В Японию боевые вылеты совершали подразделения авиации Амурской флотилии, СТОФ и ТОФ. В 1946 году Авиация ВМС насчитывала 145 самолетов в училищах, 330 гидропланов, 482 штурмовика, 727 торпедоносца и бомбардировщика, 1159 истребителя и 1059 импортных самолетов.

С 1961 г. по 1985 г. структура МА выглядела следующим образом:

  • ракетоносная дивизия – на каждом флоте, в ТФО сразу две;
  • разведполк – по одному в каждом флоте;
  • эскадрилья или полк вертолетов – 1 – 2 на каждый флот СССР;
  • транспортный полк – по одному в каждый флот;
  • противолодочный полк – один в каждом флоте.

Эскадрильи спецназначения создавались на флоте для решения различных задач в необходимом количестве

Во времена СССР в состав морской авиации входили подразделения:

  • специальные – летательные аппараты санитарные, буксировочные, корректировочные, связи, минные тральщики, воздушные топливозаправщики;
  • транспортные – перевозка наземного транспорта и живой силы;
  • поисково-спасательные – вертолеты Ка-27;
  • противолодочные – созданы для борьбы с подлодками;
  • истребительные – сопровождение бомбардировщиков, уничтожение воздушных целей противника;
  • штурмовые – прицельное поражение сухопутных и морских целей;
  • ракетоносные – вооружались снарядами «воздух/поверхность».

С 1950 г. по 1954 г. в состав также входили авиационные учебно-тренировочные эскадрильи в каждой дивизии минно-торпедных и истребительных подразделений. Например, на Тихоокеанском флоте существовало 10 тренировочных эскадрилий. Расформированы они были после выполнения переобучения летного состава на машины Ил-28 и МиГ-15.

Вооружение и техника

Для авиации ВМФ России используется закупка авиатехники за рубежом, чего во времена СССР не было в принципе. В основном это чешские учебно-боевые самолеты L-39. В состав подразделений входят боевые летательные аппараты:

  1. Радиоэлектронная разведка:
  2. Противолодочная авиация:
  3. Транспортная и дальняя авиация:
  4. Истребительная авиация:
  5. Вертолеты:

Морская авиация наземного и корабельного базирования привлекалась к военным операциям в Сирии в период 2016 – 2017 г.г. При этом ТАВКР Адмирал Кузнецов потерял два самолета, экипажи остались живы.

Боевой состав

До 2008 года структура военно-морской авиации выглядела следующим образом:

  • ТОФ – транспортная эскадрилья №71, база Кневичи, состав Ту-134, Ан-26, Ан-24 и Ан-12; истребительный полк №865, база Елизово, состав МиГ-31; смешанный полк №568, база Каменный ручей, состав Ту-142М3, Ту-142МР и Ту-22М3; смешанный полк №317, база Елизово, состав Ан-26, Ми-8 и -38; противолодочный полк №289, база Николаевка, состав Ка-29, Ка-27, Ил-18 и Ил-38;
  • ЧФ – штурмовой полк №43, база Гвардейское, состав Су-24МР и Су-24; смешанный полк №917, база Кача, состав Бе-12, Ан-26 и Ан-2; противолодочный вертолетный полк №25, база Кача, состав Ми-8, Ми-14 и Ка-27;
  • СФ – противолодочная эскадрилья №73, база Кипелово, состав Ту-142; ракетоносный гвардейский полк №924, база Оленегорск, состав Ту-22М3; противолодочный вертолетный Краснознаменный полк №830, база Североморск-1, состав Ка-29 и Ка-27; смешанный полк №403, баз Североморск-1, состав Ту-134, Ил-38, Ан-26 и Ан-12; истребительный полк №279, база Североморск-3, состав МиГ-29КУБ, МиГ-29К, Су-25УТГ и Су-33;
  • БФ – транспортная эскадрилья №398 база Храброво, состав Ан-26 и Ан-24; противолодочная вертолетная эскадрилья №396, база Донское, состав Ка-29 и Ка-27; вертолетная эскадрилья №125, база Чкаловск, состав Ми-24 и Ми-8; истребительный полк №689, база Чкаловск, состав Су-27; штурмовой гвардейский полк №4, база Черняховск, состав Су-24.

Поскольку Единственный в России ТАВКР приписан к СФ, палубная авиация ВМФ России имеется только в Северном флоте. Под категорию авианосец это судно не попадает, в сравнении с ударными группировками США сложилась следующая ситуация:

  • один российский несущий крейсер против 10 полноценных американских авианосцев;
  • из проектных 50 боевых единиц на борту Адмирала Кузнецова находится 4 МиГ-29КУБ, 10 МиГ-29К, 2 Су-25УТГ и 14 Су-33, то есть 30 штук;
  • из-за нехватки кораблей окружения ТАВКР не сможет использовать свое главное преимущество – П-700 Гранит и П-1000 Вулкан.

Однако на 2017 – 2020 годы запланировано дооснастить подразделения морской авиации 100 единицами новых летательных аппаратов.

Морская авиация ВМФ РФ

После многочисленных преобразований, смены названий и изменения решаемых задач морская боевая авиация ВМФ РФ свосстановила боеспособность и получила развитие. В настоящее время командующий морской авиацией ВМФ России И. С. Кожин, вступивший в ту должность в 2010 году, в августе. Боевые машины имеют собственные опознавательные знаки, а личный состав – стандартную для ВС РФ форму одежды и смешанные звания.

Форма одежды

Поскольку авиация российского ВМФ не относится к специальным подразделениям, для личного состава принята форма одежды нескольких типов:

  • повседневная – камуфляж последней реформы (куртка и брюки);
  • летно-техническая – тропическая или синяя, комбинезон, костюм, куртка;
  • парадная – черный погон с голубым кантом и просветом такого же цвета.

На головных уборах используются кокарды ВМФ с якорями, для пилоток предусмотрена эмблема дополнительная, крепящаяся слева.

Опознавательные знаки

В настоящее время авиация ВМФ РФ носит трехцветные звезды – красная обведена жирным синим и тонкой красной линией – и госномером типа FR-00000. Надпись может иметь вид МА ВМФ России» либо «ВМФ России». В планах командования восстановление звезд образца СССР без окантовки синим цветом.

Воинские звания

Поскольку авиация ВМФ России одновременно относится к двум родам войск, военнослужащие имеют звания:

  • генерал-полковник, генерал-лейтенант и генерал-майор;
  • полковник и подполковник;
  • майор;
  • капитан, старший лейтенант и лейтенант;
  • старший прапорщик и прапорщик;
  • старшина;
  • старший сержант, сержант и младший сержант;
  • старший матрос и матрос.

Таким образом, в настоящее время морская авиация является родом ВМС РФ, недоукомплектована техникой и личным составом, потому решает ограниченный круг задач, уступает аналогичным подразделениям вероятного противника.