Закон и право

Система текущего финансового планирования. Текущее финансовое планирование

Основные термины и понятия: текущий финансовый план, календарь платежей, баланс доходов и расходов, доход от реализации продукции, доход от участия в капитале, другие доходы и расходы, предел безубыточности, операционные расходы, прибыль (убыток) от операционной и обычной деятельности, чистая доход от операционной деятельности, чистая прибыль.

3.1. Текущий финансовый план, как программа управления финансами предприятий.

3.3. Методические основы выполнения и формирования финансового плана.

3.3.1. Анализ финансового плана на предприятии

3.3.2. Формирование проекта финансового плана на будущий год

3.3.3. Основные направления совершенствования методических основ финансового планирования на предприятии

Изучив материал вы будете знать:

Особенности текущего финансового планирования на предприятии;

Виды текущих планов и их назначение;

Методические подходы к формированию финансового плана.

И будете уметь:

Выбрать форму текущего финансового плана с учетом специфики деятельности предприятия;

Формировать финансовый план;

Оценить эффективность финансового планирования на предприятии;

Определили резервы увеличения финансовых возможностей предприятия.

Текущий финансовый план, как программа управления финансами предприятий

В обеспечении успешной деятельности предприятия значительную роль играет текущий финансовый план (бюджет). Отсутствие как финансового

плана так и правильной организации финансового планирования может стать одной из основных причин убытков предприятия. По сравнению с перспективным финансовым планированием, текущее планирование опирается на более точные методы расчетов. Годовые финансовые планы более дифференцированными и подробными. Они должны быть соотнесены с конкретными действиями и мерами. В текущем финансовом плане определяются конкретные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, последовательность и сроки осуществления операций на плановый год.

Обеспечить эффективное управление финансами можно за обоснованного планирования всех денежных потоков, связанных с кругооборотом производственных средств, формированием и использованием денежных доходов и собственного капитала предприятия.

В разработанных финансовых планах предприятий воплощаются управленческие решения которым предшествует:

Анализ тенденций развития предприятия;

Прогноз различных вариантов развития предприятия;

Оценка последствий принимаемых решений.

При разработке финансового плана учитывают результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия за последние 3-5 лет, прогноз объемов операционной и инвестиционной деятельности, действующее законодательство по вопросам ценообразования, налогообложения, национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета. Сбалансирования плана по ресурсам осуществляется на экономически обоснованной основе, с учетом финансового состояния предприятия на начало планового периода и возможностей обеспечения финансовой стабильности в течение планового периода.

Экономически обоснованный финансовый план представляет собой программу управления капиталом предприятия. Он включает следующие составляющие (рис. 3.1).

В экономическом обосновании показателей финансового плана большое значение имеет как компетентность финансовых менеджеров, так и степень обоснованности планов по производству и реализации продукции (товаров, работ, услуг), величина прогнозируемых производственных средств, так как эти показатели являются исходной базой для разработки финансового плана, определение величины финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям использования, необходимых для обеспечения его выполнения плана.

Задачей предприятия является обеспечение выполнения прогнозируемых финансовых показателей, эффективное использование собственного и привлеченного капитала, обеспечение постоянного контроля за платежеспособностью,

кредитоспособностью и ликвидностью долговых обязательств, финансовой стабильностью и конкурентоспособностью предприятия.

Рис. 3.1. Составляющие финансового плана

Использование инструментария финансового менеджмента при разработке финансового плана позволяет учесть внешние и внутренние факторы влияния на качественные показатели, определить их оптимальную величину и критическую черту финансовых рисков.

По назначению в практике рыночного хозяйствования различают следующие виды текущих планов :

- Функциональные планы, с помощью которых внедряют управленческие решения в различных функциональных сферах;

- Одновременно планы, которые разрабатывают с целью внедрения любого проекта (программы), содержащие задачи по реализации, осуществления действий разового характера;

- Стабильные планы, которые стандартизируют решение о повторяющихся;

- Стандартизированные планы в соответствии с инструкцией их формирования. Это планы действий, включающих серию шагов, которые необходимо соблюдать в процессе выполнения отдельных задач;

Финансовое планирование направлено на эффективное использование финансовых ресурсов и на выявление внутренних резервов повышения. С этой целью предприятие:

Рационально использовать производственные мощности;

Внедрять новые технологии производства и повышать качество выпускаемой продукции;

Соблюдать нормы затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов, прогнозируемой производительности труда и оптимизации финансовых инвестиций;

Обеспечивать доходность операционной, инвестиционной, финансовой деятельности.

Итак, экономически обоснованный финансовый план является программой управления формированием, размещением и использованием совокупного и собственного капитала предприятия.

Основой разработки текущего (краткосрочного) финансового плана является стратегический план и производственная программа. Путем разработки финансового плана - документа, представляющего способ реализации финансовых целей предприятия, обеспечивают увязку его доходов и расходов. В процессе финансового планирования при реализации управленческой функции, предприятие: а) идентифицирует финансовые цели и ориентиры предприятия; б) устанавливает степень соответствия этих целей текущем финансовом состояния предприятия; в) определяет последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей. Последние будут различными для долгосрочного и краткосрочного плана, как и их цель. Если целью краткосрочного финансового плана является обеспечение постоянной платежеспособности, то основным целевым назначением долгосрочного плана является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости, темпов расширения предприятия.

Надлежащую управленческую роль текущий финансовый план будет играть только при условии его тесной взаимосвязи с общей стратегией предприятия, его бизнес-планами, производственными, маркетинговыми, научно-техническими и другими планами. Отсутствие такой взаимосвязи проявится в том, что:

1) финансовые прогнозы без практической ценности, пока не будут разработаны адекватные производственные и маркетинговые решения.

2) планы не будут реальными, при недостижимых маркетинговых целях.

3) финансовые планы могут быть неутвержденными, если достижении финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочном периоде.

4) финансовое планирование не станет эффективным до тех пор, пока работники предприятия (от рядового работника до руководителя) не будут активно участвовать в управлении финансами.

Для обеспечения эффективного управления финансами в процессе планирования необходимо:

Оценить инвестиционные и финансовые возможности предприятия;

Спрогнозировать последствия текущих решений во избежание непредвиденных проблем и понимание связи между текущими и будущими решениями;

Обосновать выбранный вариант финансового плана и возможных финансовых решений;

Оценить достигнутые предприятием результаты, сопоставив их с целями, установленными в финансовом плане.

Эффективность финансового планирования достигается при соблюдении следующих трех условий: 1. прогнозирования, 2. выбор оптимального варианта финансового плана и 3. мониторинг за его выполнением (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Три условия эффективности финансового планирования

Реализация этих условий обеспечивает необходимую непрерывность в финансовом планировании. Процесс финансового планирования требует соблюдения целого ряда определенных принципов. Однако обязательным является соблюдение основных принципов.

К ним в текущем финансовом планировании относят: соответствие срока, обеспечения постоянной потребности в оборотном капитале и обеспечения оптимального остатка денежных средств (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Принципы финансового планирования

На основе реализации указанных принципов принимаются решения по обеспечению эффективного движения финансовых ресурсов. Достичь этого можно при осуществлении финансового планирования во взаимосвязи: "минуле- телеришне-будущее" (рис. 3.4).

Важным для процесса финансового планирования является использование результатов ситуационного анализа. Последний сводится к определению "что будет, если произойдут определенные события?" На основе анализа разрабатывают предложения, альтернативные варианты планов, которые учитывают следующее:

В количестве предприятию необходимо производить и продавать продукцию?

Выпуск какой продукции продолжать и какой приостановить?

Самостоятельно производить или покупать комплектующие изделия?

Целесообразно менять технологию и организацию производства?

Закрыть или перепрофилировать структурные подразделения предприятия?

Что произойдет на предприятии, если уменьшить объем продаж?

Как повлияют на финансовые результаты снижения цен при реализации продукции?

К какому результату приведет изменение одной из переменных или постоянных величин?

Рис. 3.4. Финансового планирования во взаимосвязи периодов "прошлое - настоящее - будущее"

Глубокий всесторонний анализ материалов финансовой и статистической отчетности, использования соответствующих информационных материалов регионального и общегосударственного уровня на первых трех этапах дает возможность обеспечить достоверную аналитическую базу для разработки перспективного, текущего и оперативного финансовых планов.

Важным для финансового планирования является определение источников финансирования , особенно потребности предприятия в дополнительном капитале. Последний может быть сформирован за счет как долгосрочных, так и краткосрочных источников финансирования. При планировании источников финансирования возможны два варианта: долгосрочные финансовые ресурсы не покрывают потребности в капитале или они превышают потребность (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Принципы финансового планирования

По первому варианту, когда долгосрочные финансовые ресурсы не покрывают всей потребности предприятия в капитале, решением проблемы может быть краткосрочное финансирование, а в противном случае - предприятие направить средства на инвестиции.

Сумма долгосрочных источников финансирования, привлеченных предприятием в случае дополнительной потребности в капитале, определяет, в каком качестве он выступает в краткосрочном периоде - заемщика или кредитора.

Выбор оптимального финансового плана достигается при разработке таких его вариантов: пессимистического, наиболее вероятного и оптимистичного.

Разработка вариантов финансовых планов позволяет установить:

Величину денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, и их оптимальный остаток;

Обоснованный размер финансовых ресурсов и возможности привлечения их предприятием;

Рациональное соотношение источников финансового обеспечения;

Достаточность финансовых ресурсов для реализации поставленных задач;

Величину средств, которые должны быть перечислены в форме налогов в бюджет и социального обязательного взноса в пенсионный фонд и платежей банкам и кредиторам;

Оптимальный вариант распределения прибыли предприятия;

Методы обеспечения сбалансированности доходов и расходов.

При разработке финансового плана необходимо учитывать:

а) ограничения, с которыми столкнется предприятие в процессе деятельности (требования по охране окружающей среды; рынка по объему реализации продукции, ассортимента и ее качества, технические, технологические и кадровые возможности данного предприятия);

б) дисциплинарную роль финансового плана в деятельности финансового менеджера;

в) определенную условность финансовых планов из-за неопределенности изменений экономической ситуации в глобальном и локальном масштабах.

Форма финансового плана для частных предприятий, в отличие от государственных, не регламентируется. Поэтому государственные предприятия разрабатывают различные по форме и содержанию, финансовые планы. Однако, важное значение для финансового планирования имеет контроль за выполнением плана.

Особому контролю должны подвергаться такие экономические показатели предприятия:

Прибыльность деятельности предприятия;

Направление средств на его развитие;

Рост собственного капитала пидприемста;

Объем налогов и обязательных платежей, подлежащих уплате;

Погашение задолженности прошлых периодов перед бюджетом.

Наряду с текущими финансовыми планами в управлении финансами предприятия используют оперативные финансовые планы (бюджеты).

В финансовом плане должно достигаться балансовая увязка доходов и расходов текущего года, следует из прогнозируемой операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, и получение чистой прибыли в размере не менее величины, предусмотренной на выплату дивидендов акционерам и экономическое и социальное развитие предприятия.

Форма и степень детализации текущего финансового плана могут быть различными в зависимости от видов и объемов деятельности, уровня надежности составленных расчетов, обеспечение необходимого уровня прозрачности деятельности предприятий.

По времени действия текущие финансовые планы делятся на годовые, квартальные и месячные. Последние используются для контроля и оперативного реагирования на процесс выполнения годового финансового плана.

Для различных по размеру предприятий разрабатывают большую или меньшую количество финансовых планов.

Для среднего по размеру предприятия обязательным является составление таких основных оперативных финансовых планов (бюджетов): прогноза баланса, бюджета доходов и расходов (или прогноз отчета о прибылях и убытках), бюджета движения денежных средств.

Поскольку невозможно точно предсказать будущее, процесс планирования должен быть непрерывным. На каждом этапе финансового планирования необходимо отражать информацию, поступающую. Постоянная смена внешних условий требует непрерывного просмотра финансовых планов.

Так, при организации гибкого оперативного финансового планирования с плановым периодом в один год, в декабре утверждают планы на год - с января по декабрь, а через месяц - в год с февраля по январь следующего календарного года, а в феврале в год - с марта по февраль следующего календарного года и т. д. Подобная организация финансового планирования стала применяться американскими компаниями начиная с 50-60-х pp. XX в. Использование современных информационных технологий обеспечило в конце 70-х и в начале 80-х pp. быстрое распространение непрерывного планирования в развитых странах в разных сферах и на разных уровнях управления.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Теоретические основы анализа финансового состояния организации. Анализ коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости организации. Оценка экономического потенциала и деловой активности организации. Расчет показателей рентабельности предприятия.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2010

    Планирование доходов и расходов организации. Специфика расчета себестоимости реализуемой продукции. Оценка потребности в оборотных средствах и источниках их финансирования. Расчет ключевых показателей операционного анализа. Составление финансового плана.

    контрольная работа , добавлен 13.05.2014

    Сущность, значение и методические основы проведения анализа финансового состояния предприятия. Анализ имущества предприятия и источников его формирования по данным баланса, ликвидности и платёжеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности.

    дипломная работа , добавлен 05.04.2013

    Смета реализации продукции как первоначальный этап финансового планирования. Смета себестоимости реализованной продукции. Структура кассового плана. Разделы бизнес-плана: резюме; основная часть; стратегия финансирования. План денежных поступлений, выплат.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2011

    Задачи, методы и приемы финансового анализа организации. Анализ статей бухгалтерского баланса. Оценка имущественного состояния предприятия, финансовой устойчивости, рентабельности, ликвидности и платежеспособности. Резервы улучшения финансового состояния.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2009

    Теоретические и методологические основы анализа финансового положения предприятия. Факторный анализ ликвидности, управление финансовой устойчивостью и динамика рентабельности организации. Рекомендации по укреплению финансового положения ЗАО "Агат".

    дипломная работа , добавлен 26.12.2010

    Понятие финансового планирования. Цель финансового плана. Состав показателей планового баланса доходов и расходов предприятия. Бюджет фирмы и его разновидности. Задачи и этапы составления финансового плана предприятия. Расчет финансовых коэффициентов.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Характеристика основных видов планирования на предприятии (краткосрочное и долгосрочное). Структура рынка российской фармацевтической дистрибуции и перспективы роста для ЗАО "Фармакон". Разработка финансового плана, баланс денежных расходов и поступлений.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2010

Текущее планирование финансовой деятельности организации

основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов (бюджетов), которые дают возможность организации определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала на конец планируемого периода.

Текущий финансовый план составляется на год с разбивкой по кварталам, так как такой период соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду. Рассматривается текущее планирование как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. В то же время процесс текущего финансового планирования осуществляется на предприятии в тесной связи с процессом планирования его операционной деятельности.

В последнее время организациями все чаше применяется система бюджетного планирования деятельности структурных подразделений

и организации в целом, которая внедряется в целях строгой эконо мии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расхо дов, большей гибкости в управлении и контроля за себестоимостью продукции, а также для повышения точности плановых показателей исполнения требований законов и контрактов. Тем самым бюджети рование является важным фактором повышения эффективности про изводственно-хозяйственной деятельности предприятия (рис. 12.1) Основные преимущества внедрения принципов бюджетною планирования (бюджетирования):

более рациональное использование средств организации блаї о даря своевременному планированию совершаемых хозяйствен ных операций, финансовых и материальных потоков и систе матический контроль над ними;

Рис. 12.1. Схема бюджетирования деятельности организации (предприятия)

годовое планирование бюджетов структурных подразделений даст более точные показатели размеров и структуры затрат, чем перспективное финансовое планирование, и, соответственно, более точное плановое значение размера прибыли; в рамках утверждения месячных бюджетов структурным под разделениям будет предоставлена ббльшая самостоятельность в расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда, что повысит материальную заинтересованность работников в ус пешном выполнении плановых заданий; бюджетное планирование позволит осуществить режим строгой экономии финансовых ресурсов организации, выявить и мини мизировать различные риски и др.

Вообще бюджетирование - это процесс планирования будущей деятельности организации, результаты которого оформляются системой бюджетов. Другими словами, бюджетирование - это технология финансового планирования, учета, анализа и контроля деятельности предприятия в целом и его отдельных структурных подразделений, имеющая целью разработку и принятие оптимальных управленческих решений.

Отечественные специалисты выделяют следующие функции бюджетирования: а) планирование финансово-хозяйственной деятельности; б) координация и согласование деятельности различных подразделений предприятия; в) стимулирование руководителей всех уровней в достижении соответствующих целей; г) контроль текущей деятельности; д) основа для оценки выполнения плана различными подразделениями (центрами ответственности); е) средство обучения менеджеров.

При рассмотрении бюджетирования как процесса выделяют три его основных элемента: организационное обеспечение, процесс, технологию22. Организационное обеспечение касается вопросов внутрифирменной организации подразделений и служб предприятия, которые несут ответственность за поддержание процесса бюджетирования, а также предусматривает выбор лица, отвечающего за правильное и своевременное выполнение всего процесса.

Процесс бюджетирования разбивается на отдельные процедуры: планирование, исполнение бюджетов, сбор и анализ фактических данных и т. д. Технология бюджетирования включает формирование и консолидацию бюджетов предприятия. Для этого разрабатывается финансовая структура предприятия, представляющая собой совокупность подразделений (центров ответственности). Для каждого из них отдельно формируются соответствующие бюджеты.

Бюджет предприятия - это его финансовый план, который выражает в цифрах запланированное на будущее его финансовое состояние, количественно определяет результаты маркетинговых исследований и производственных планов, необходимых для достижения намеченных целей. В бюджетах определяются конкретные числовые показатели финансово-хозяйственной деятельности организации (предприятия), последовательность и сроки совершения операций на предстоящий год с разбивкой по кварталам (месяцам, декадам, неделям).

По широте номенклатуры затрат разделяют бюджеты функции налъный и комплексный. Функциональный бюджет разрабатывда ся, как правило, по одной, реже по двум статьям затрат, например бюджет оплаты труда, бюджет амортизации. Комплексный же бнн) жет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат, например бюджет административно-управленческих расходов.

По методам разработки pa3jiu4afom стабильный и гибкий бюдле ты. При этом стабильный бюджет не изменяется в зависимости ui изменения объемов деятельности организации, например бюджсі расходов по обеспечению охраны фирмы. Гибкий бюджет преду сматривает установление планируемых текущих или капитальны* затрат не в твердо фиксируемых суммах, а в виде норматива расхо дов, которые взаимоувязаны с объемными показателями деятели ности хозяйствующего субъекта, такими, как объем выпуска или реализации продукции, объем строительно-монтажных работ.

В целях организации бюджетного планирования, деятельности структурных подразделений в организации рекомендуется создавал, сквозную систему бюджетов, состоящую из функциональных бюджс тов - операционных, инвестиционных, финансовых (рис. 12.2).

Система бюджетов предприятия (основной бюджет)

Операционные бюджеты: Бюджеты

Бюджет продаж инвестиций:

Бюджет производства Бюджет

Бюджет производственных запасов реальных

Бюджет прямых затрат на оплату труда; инвестиций

Бюджет прямых материальных затрат Бюджет

Бюджет производственных финансовых

накладных расходов инвестиций

Бюджет коммерческих расходов Бюджет управленческих расходов

Финансовые бюджеты

Бюджет движения денежных средств Бюджет доходов и расходов Балансовый отчет (плановый) Рис. 12.2. Система бюджетов предприятия (структура основного

Как видно из рис. 12.2, операционный бюджет включает в себя 1)

бюджет продаж; 2)

бюджет производства; 3)

бюджет производственных запасов; 4)

бюджет прямых затрат на оплату труда; 5)

бюджет прямых материальных затрат; 6)

бюджет производственных накладных расходов; 7)

бюджет коммерческих расходов; 8)

бюджет управленческих расходов.

Бюджеты инвестиций включают в себя: а) бюджет реальных инвестиций; б) бюджет финансовых инвестиций.

Финансовый бюджет состоит из: а) бюджета движения денежных средств; б) бюджета доходов и расходов; в) балансового отчета.

В свою очередь, основной (сводный) бюджет - это консолидированный финансовый план, который разрабатывается на основе бюджетов различных видов или структурных подразделений предприятия. Основной бюджет выступает в роли связующего звена различных планов организации и выражается в формировании финансовых бюджетов, которые сводят воедино все ее другие планы (бюджеты) в стоимостной оценке.

Разработка технологии бюджетного планирования в организации выполняется в следующей последовательности: 1)

анализируются организационная структура управления предприятием и функции его подразделений; 2)

определяются центры ответственности (центры затрат и центры финансового учета на предприятии); 3)

анализируется (разрабатывается) учетная политика предприятия; 4)

разрабатывается система операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов и определяются их статьи.

При определении статей бюджетов следует учитывать два основных момента:

значимость статей доходов и расходов центров ответственности;

возможность контролировать выполнение плановых показателей этих статей.

Финансовый директор одного из предприятий так сформулировал задачи построения системы бюджетирования: «С помощью системы я должен ежедневно видеть те статьи доходов и расходов, где есть отклонения фактического исполнения бюджета от плановых показателей, а также определять причины отклонений».

Однако, как правило, нет необходимости ежедневно контролировать все статьи бюджета. Но есть и такие статьи, для которых требуется ежедневный контроль. Например, финансовым службам предприятия необходимо ежедневно отслеживать поступление денежных средств на его счета и их расходование. Поэтому для таких планов период планирования равен одному дню и немногим более (месяц, квартал). Реализуется же такая возможность в рамках оперативного финансового планирования.

Составление бюджета доходов и расходов (или прогнозного отчета о прибылях и убытках). По сути, бюджет доходов и расходов является итоговой формой операционного бюджета. В нем рас считываются плановые значения таких показателей, как объем продаж, себестоимость реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, прочих расходов. Большая часть ис ходных данных берется из операционных бюджетов.

Основополагающим при определении ожидаемых денежны* поступлений, а следовательно доходов, является бюджет продаж Он формируется на базе заключенных или готовящихся к заключе нию договоров по поставкам продукции, анализа производствен ной деятельности предприятия в предыдущие годы и стратегии его развития. При разработке бюджетов продаж следует учитывать и осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия.

После составления бюджета продаж составляется бюджет про изводства - это план производства, который конкретизирует бюд жет продаж. В качестве исходных данных для составления произ водственного бюджета используются показатели бюджета продал на изделия каждого вида, заказы на поставку, размеры запасои, имеющиеся производственные мощности. При составлении про изводственного бюджета прежде всего необходимо рассчитать доступные производственные мощности, далее рассчитывается требуемая производственная мощность, необходимая для произ водства запланированного объема продукции. Далее требуемые мощности сопоставляются с доступными, выявляется возможный дисбаланс и принимаются меры по обеспечению необходимого соответствия: изменение загрузки оборудования или наращивание доступных мощностей.

Себестоимость готовой продукции, включающая в себя прямые и косвенные (накладные) расходы, будет зависеть от выбранного метода калькулирования (см. главу 4, § 4.5).

Прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда увеличиваются, как правило, с ростом выпуска продукции При этом наиболее точным, но и более трудоемким методом пла нирования является нормативный. Аналитический метод проще, но дает весьма приблизительную оценку (см. главу 7, § 7.3).

Бюджет накладных расходов (общепроизводственных) вклю чает в себя расходы двух групп:

расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (амор тизация производственного оборудования и транспортных средств, текущий уход и ремонт производственного оборудова ния, энергетические затраты на оборудование, заработная плата производственных рабочих, обслуживающих оборудование, расходы на внутризаводские перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции и т.

общецеховые расходы на управление (затраты на подготовку и организацию производства, содержание аппарата управления цеха, содержание прочего цехового персонала, амортизация производственных зданий и сооружений и т. п.).

Надо сказать, что общепроизводственные расходы имеют черты как условно-постоянных, так и условно-переменных расходов. Однако при переходе к прогрессивным системам учета, например к учету по бизнес-процессам, ббльшая часть общепроизводственных (косвенных) расходов может перейти в разряд прямых расходов, так как появляется возможность непосредственно учитывать данные издержки по видам продукции, на изготовление которой они были осуществлены.

Учитывая, что общепроизводственные расходы организации (счет 25 «Общепроизводственные расходы») в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, не квалифицируются как чисто управленческие расходы, следовательно, они не могут быть отнесены непосредственно в дебет счета 90 «Продажи». Таким образом, указанные расходы в конце месяца списываются полностью с кредита счета 25 в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (в том случае, если вспомогательные и обслуживающие производства продают изготавливаемую ими продукцию). При списании в конце месяца эти расходы распределяются между объектами калькулирования. Базовый показатель для такого распределения устанавливается организацией самостоятельно и закрепляется в ее учетной политике (см. § 4.5).

Выбранный способ распределения общепроизводственных расходов должен соответствовать принятым производственным и технологическим процессам, быть максимально приближенным к фактическим расходам на данный вид продукции.

Бюджет коммерческих расходов. К коммерческим расходам относятся расходы:

на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;

по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;

комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;

на представительские расходы;

другие аналогичные по назначению расходы.

Согласно п. 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации» коммерческие расходы можно списывать на себестоимость двумя способами:

распределять между реализованной и нереализованной продук цией;

полностью включать в себестоимость продукции, реализован ной в отчетном периоде, что отражается записью по дебету счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж», в корреспон денции со счетом 44 «Расходы на продажу».

Бюджет управленческих расходов. К управленческим относятся расходы на общее обслуживание и управление предприятием в це лом. Их составляют следующие виды затрат:

заработная плата аппарата управления с отчислениями в соци альные фонды;

командировочные расходы по установленным законодатель ством РФ нормам;

представительские расходы;

расходы на пожарную и сторожевую охрану, на службу безопас ности;

почтово-телеграфные, канцелярские расходы;

информационные, аудиторские, консультационные услуги;

услуги связи и т. п.

В течение месяца данные расходы отражаются на счете 26 «Об щехозяйственные расходы». Торговые организации счет 26 не ис пользуют. Согласно п. 9 П БУ 10/99 «Расходы организаций» органи зация может списывать управленческие расходы двумя способами, применяемыми при списании коммерческих расходов:

в качестве условно-постоянных в дебет счета 90 «Продажи»;

в дебет счета 20 «Основное производство», а также в дебет дру гих счетов учета производственных затрат - 23, 29 (при уело вии, если вспомогательные и обслуживающие производств.! продают изготавливаемую ими продукцию).

Порядок списания расходов по управлению предприятием ус танавливается им самостоятельно и закрепляется в его учетной

политике. Он зависит от того, каким способом формируется себестоимость продукции, работ, услуг: по полной или усеченной себестоимости.

Как уже отмечено, если учет готовой продукции производится по полной производственной себестоимости, то управленческие расходы после их распределения между отдельными видами продукции, работ, услуг списываются в дебет указанных счетов учета производственных затрат. В этом случае по строке 040 «Управленческие расходы» Отчета о прибылях и убытках (ф. № 2 бухгалтерской отчетности) показатель отсутствует. При этом распределение общехозяйственных расходов между объектами калькулирования происходит пропорционально выбранной базе.

Если учет готовой продукции, работ, услуг производится по усеченной себестоимости (система «директ-костинг»), управленческие расходы в конце месяца списываются в качестве условно-постоянных в дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж», минуя счета учета затрат. В этом случае по строке «Управленческие расходы» отражается соответствующая сумма затрат.

Таким образом, если организация ведет учет по полной производственной себестоимости, то все затраты, составляющие полную производственную себестоимость проданной продукции, отражаются по строке 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» формы № 2 бухгалтерской отчетности. При этом показатель по строке 040 «Управленческие расходы» отсутствует.

Если учет ведется организацией по сокращенной себестоимости, то в отчете о прибылях и убытках по строке 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» отражается сумма затрат на производство без включения общехозяйственных расходов. В этом случае по строке 040 «Управленческие расходы» формы № 2 бухгалтерской отчетности отражается соответствующий показатель.

В составе прочих (операционных и внереализационных) расходов наиболее точно можно рассчитать суммы налоговых платежей, относимых на финансовый результат деятельности, а также сумму процентов по заемным средствам, подлежащих уплате. Другие статьи прочих доходов/расходов рассчитываются приблизительно или принимаются на уровне фактически сложившихся в предыдущем периоде.

При определении налогооблагаемой прибыли следует учесть, что выручка, которую предполагается получить, может быть не равна выручке для целей налогообложения, поскольку существуют два метода определения выручки - метод начислений и кассовый метод.

Бюджет движения денежных средств. Главная задача бюджета движения денежных средств - проверить реальность источников поступления средств (притоков) и обоснованность расходов (от токов), синхронность их возникновения; определить возможную величину потребности в заемных средствах.

В соответствии с международными стандартами финансоноИ отчетности (МСФО) и сложившейся практикой для подготовки отчета о движении денежных средств используются два основных метода - прямой и косвенный. Различия полученных результат он расчета денежных потоков прямым и косвенным методом отно сятся только к операционной деятельности. Подведение балансі движения денежных средств по инвестиционной и финансовой деятельности при прямом и косвенном методе осуществляется одинаково.

Движение денежных средств планируется по периодам года с учетом переходящих остатков дебиторской задолженности, поступления платежей и осуществления расчетов с покупателя ми и поставщиками, а также условиями расчетов с персоналом предприятия по единому социальному налогу и по другим н&югам и обязательным платежам.

Прогноз баланса предприятия. Прогноз баланса - это третий основной бюджет предприятия. Он представляет собой прогної состояния активов и пассивов предприятия в соответствии со сложившейся структурой активов и обязательств и ее изменением в процессе реализации бюджета доходов и расходов, бюджета дви жения денежных средств и инвестиционного бюджета.

Прогноз баланса строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений каждой статьи баланса. Для определения изменения в статьях баланса используется инфор мация, содержащаяся в бюджете доходов и расходов и бюджете движения денежных средств. Обычно разработка прогнозного ба ланса начинается с планирования активов, поскольку, когда на предприятии планируется рост продаж, его активы увеличиваются по причине необходимости дополнительных денежных средств ДІЯ вложения их в недвижимость, в прирост запасов, в оборудование для наращивания производства и сбыта.

С ростом продаж происходит также увеличение его обяза тельств по оплате поставок материалов, энергии, комплекту ющих, т. е. растет кредиторская задолженность. Активная сбы товая политика обычно приводит к увеличению дебиторской задолженности, так как большее количество товаров продается в рассрочку, покупателям предоставляются более длительные отсрочки платежей. Рост выручки приводит, как правило, и к увеличению прибыли.

Для увязки бюджета доходов с соответствующим прогнозом баланса анализируется изменение суммы оборотных активов в зависимости от изменения объема продаж. Для этого оцениваются следующие статьи баланса: запасы сырья и материалов, объем незавершенного производства и готовой продукции, дебиторская задолженность (счета к получению), авансы поставщикам, денежные средства, расходы будущих периодов.

Будущую балансовую стоимость внеоборотных активов можно подсчитать путем прибавления к уже имеющейся балансовой стоимости запланированных расходов на основные средства и нематериальные активы и вычитания из этой суммы износа за период и балансовой стоимости реализуемых излишних основных средств. Данные о приобретении основных средств в планируемом периоде приведены в инвестиционном бюджете.

Планирование пассива баланса начинается с расчета кредиторской задолженности, которая складывается вследствие возникновения задолженности предприятия перед поставщиками, персоналом и бюджетом. Начисленные налоги можно подсчитать путем прибавления к текущему остатку налогов за период и вычитания выплат по налогам.

Собственный капитал на конец планового периода равен собственному капиталу на начало периода плюс прибыль после уплаты налогов за период минус сумма выплаченных дивидендов. Нераспределенная прибыль показана в бюджете доходов и расходов.

Плановый баланс активов и пассивов - документ, который составляется поэтапно. Как правило, на первом этапе активы не равны пассивам, точнее, активы превышают пассивы. Поэтому должна быть решена задача либо увеличения источников финансирования до плановой суммы активов, либо снижения активов до плановой суммы пассивов.

Конкретные методы выбираются в зависимости от возможностей изменения условий расчетов с поставщиками или покупателями, увеличения собственного капитала, уменьшения запасов или других элементов активов и др.

При решении задачи балансирования активов и пассивов и составлении окончательного варианта планового баланса необходимо обеспечить плановый уровень платежеспособности предприятия, соответствующий структуре активов и пассивов. Таким образом, мы здесь описали простую модель планирования основанную на процентной зависимости элементов отчетов от обь ема продаж. Однако при этом разделили элементы баланса и отчета о прибыли и убытках на две группы - те, которые меняются в пря мой зависимости от продаж, и те, которые не зависят от них. 12.5.

7.3. Текущее финансовое планирование

Текущее планирование рассматривается как часть перспективного и представляет собой конкретизацию его целей. Осуществляется в разрезе трех вышеназванных документов. Текущей финансовый план составляется на год с поквартальной и с помесячной разбивкой. Это объясняется тем, что за год выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка, а разбивка позволяет отслеживать синхронность потоков средств.

Годовой план движения денежных средств разбивается по кварталам и отражает все поступления и направления расходования средств.

Первый раздел "Поступления" рассматривает основные источники притока денежных средств, в разрезе видов деятельности.

1). От текущей деятельности: выручка от реализации продукции, услуг и прочие поступления;

2). От инвестиционной деятельности: выручка от прочей реализации, доходы от внереализационных операций, по ценным бумагам и от участия в деятельности других организаций, накопления по строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом, средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве;

3). От финансовой деятельности: увеличение уставного капитала эмиссия новых акций, увеличение задолженности, получение займов, выпуск облигаций.

Во втором разделе "Расходы" отражены оттоки средств по тем же основным направлениям.

Затраты на производство продукции, платежи в бюджет, выплаты из фонда потребления, прирост собственных оборотных средств.

Инвестиции в основные средства и нематериальные активы, затраты на НИОКР, платежи по лизингу, долгосрочные финансовые вложения, расходы от прочей реализации, по внереализационным операциям, содержание объектов социальной сферы, прочие;

Погашение долгосрочных ссуд и процентов по ним, краткосрочные финансовые вложения, выплата дивидендов, отчисления в резервный фонд, пр.

Затем выявляется сальдо доходов над расходами и сальдо по каждому разделу деятельности. Благодаря такой форме плана планирование охватывает весь оборот денежных средств предприятия, что дает возможность проводить анализ и оценку поступлений и расходов средств, принимать решения о финансировании дефицита. План считается составленным, если в нем предусмотрены источники покрытия дефицита. Разработка плана движения денежных средств происходит поэтапно:

1. рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений, т.к. она является частью себестоимости и предшествует плановым расчетам прибыли. Расчет основывается на среднегодовой стоимости основных фондов и норм амортизации.

2. на основе нормативов составляется смета затрат, включающая расходы на сырье, материалы, прямые издержки на оплату труда, накладные расходы /на хозяйственное обслуживание производства и управления/

В современных условиях все большее распространение получает процесс планирования затрат по центрам ответственности, предполагающего разделение предприятия на структуры, руководитель которого несет ответственность за издержки данного подразделения. Планирование заключается в разработке матрицы затрат, которая показывает три размерности информации:

Размерность центра ответственности, где возникла статья затрат;

Размерность производственной программы, для какой цели она возникла;

Размерность элемента затрат (какой вид ресурсов использовался).

При суммировании затрат в ячейках по строкам получаются плановые данные по центрам ответственности, что важно для управления. При суммировании по столбцам получаются плановые данные по товарным затратам, что необходимо для определения цены и рентабельности программы. Матрица дает возможность определить показатель стоимости продаж продукции для разработки годовых планов и способствует сокращению затрат с учетом ответственности за это конкретных подразделений.

3. определяется выручка от реализации продукций с учетом факторов влияния в плановом периоде.

Следующим документом годового финансового плана является плановый отчет о прибылях и убытках, в котором уточняется спрогнозированный размер получаемой прибыли. Заключительным документом является баланс, отражающий все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий.

По мере реализации заложенных в финансовом плане мероприятий регистрируются фактические данные, проводится финансовый контроль.

Зарубежным методом разработки финансовых планов является метод разработки финансового плана на нулевой основе, который базируется на том, что каждый из видов деятельности в начале текущего года должен доказать право на существование путем обоснования будущей экономической эффективности получаемых средств. Менеджеры готовят план затрат для их сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем и прибыли от дополнительного прироста производства, за которую они отвечают. Высшее руководство, таким образом, имеет информацию для определения приоритетов и направлений расходования ресурсов с целью их наибольшей эффективности.

Предыдущая

Текущее планирование финансовой деятельности организации основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов (бюджетов), которые дают возможность организации определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала на конец планируемого периода.

Текущий финансовый план составляется на год с разбивкой по кварталам. Рассматривается текущее планирование как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. В тоже время процесс текущего планирования осуществляется в тесной связи с процессом планирования его операционной деятельности.

В последнее время организациями все чаще применяется система бюджетирования деятельности структурных подразделений и организации в целом.

По оценкам специалистов, из-за того, что компании не формируют годовые бюджеты, они теряют за год до 20% своих доходов. Чтобы избежать этих потерь, необходимо постоянно сравнивать бюджет с фактическими данными, анализировать отклонения, усиливать благоприятные и уменьшать неблагоприятные тенденции, совершенствовать процедуры бюджетирования.

Общее назначение бюджетирования:

§ Задать систему координат для развития бизнеса.

§ Выявить сравнительную привлекательность различных направлений бизнеса, скорректировать баланс направлений и проектов.

§ Повысить финансовую обоснованность управленческих решений.

§ Способствовать росту эффективности использования ресурсов и ответственности руководителей.

Рис. 1. Схема бюджетирования деятельности организации.

Бюджетирование – это, с одной стороны, процесс, процесс составления финансовых планов, а с другой – управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.

Основным объектом бюджетирования является бизнес как вид или сфера хозяйственной деятельности. В качестве объекта финансового планирования могут выступать производство и сбыт продуктов одного или нескольких видов, обособленные территориально, технологически или по сегментам рынка. В одной компании одновременно может существовать несколько видов бизнеса, переплетающихся и взаимосвязанных друг с другом технологически, организационно, финансово. Бюджетирование позволяет управлять финансами как отдельного бизнеса, так и организации в целом, определяя набор видов бизнеса, сроки и направления реструктуризации и т. п.


Бюджетирование – это технологияфинансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели.

Бюджетирование выполняет следующие основные функции:

1. Функция планирования. Оценка финансового состояния предприятия основывается на данных бухгалтерской отчетности. Однако, если выявлены какие-либо проблемы, изменить что-то к лучшему бывает уже поздно. Другими словами, инструменты финансового менеджмента применимы, когда есть сведения об ожидаемом будущем, а не о прошлом финансовом состоянии предприятия.

2. Функция учета. Бюджетирование – основа для управленческого учета, т.е. разработка системы координат для бизнеса.

3. Функция контроля. Контроль за повышением финансовой устойчивости и улучшением финансового состояния компании в целом и отдельных ее структурных подразделений.

На современном предприятии задача бюджетирования состоит в повышении эффективности работы предприятия посредством:

Целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;

Выявления рисков и снижения их уровня;

Повышение гибкости, приспособляемости к изменениям.

Как и любое явление бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны.

К достоинствам бюджетирования можно отнести:

1) оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;

2) позволяет координировать работу предприятия в целом;

3) анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;

4) позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;

5) способствует процессам коммуникаций;

6) служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

Помимо достоинств бюджетирования можно выделить и ряд недостатков:

1) различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того, не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);

2) сложность и дороговизна системы бюджетирования;

3) если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;

4) бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к конфликтам, а, следовательно, снижает эффективность работы;

5) противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, – стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.

Бюджетирование в условиях нестабильности является важным методом управления предприятием. Его применение эффективно в области:

§ финансового менеджмента (этот метод – единственное средство, при помощи которого можно заранее сформировать достаточно ясное представление о структуре бизнеса предприятия, регулировать объем расходов в пределах, соответствующих общему притоку денежных средств, определить, когда и на какую сумму должно быть обеспечено финансирование);

§ управления коммерческой деятельностью (этот метод вынуждает руководителей систематически заниматься маркетингом, т.е. изучать свою продукцию и рынки сбыта для разработки более точных прогнозов, что способствует лучшему знанию ситуации; определять наиболее целесообразные и эффективные коммерческие мероприятия в пределах, обеспеченных имеющимися ресурсными возможностями для них;

§ организации общего управления (этот метод определяет значение и место каждой функции, например коммерческой, производственной, финансовой и других, осуществляемой на предприятии, и позволяет обеспечить должную координацию деятельности всех служб управления предприятием);

§ управления затратами (этот метод способствует более экономичному расходованию средств производства, материальных и финансовых ресурсов и обеспечивает контроль расходов в зависимости от той цели, для которой они производятся, в соответствии с полученными от руководства разрешениями);

§ общей стратегии развития предприятия (этот метод – средство количественной оценки происходящего, анализа достигнутых результатов по сравнению с прогнозными показателями).

При рассмотрении бюджетирования как процесса выделяют три его основные элемента:

1. Организационное обеспечение касается вопросов внутрифирменной организации подразделений и служб, которые несут ответственность за поддержание процесса бюджетирования, а также предусматривает определения круга лиц, отвечающих за правильное и своевременное выполнение всего процесса.

2. Процесс бюджетирования разбивается на отдельные процедуры: планирование, исполнение бюджетов, сбор и анализ фактических данных и т.д.

3. Технология бюджетирования включает формирование и консолидацию бюджетов организации. Для этого разрабатывается финансовая структура, представляющая собой совокупность подразделений (центров ответственности). Для каждого из них отдельно формируются соответствующие бюджеты.

Процесс бюджетирования на предприятии объединяет работу по составлению операционных, финансовых и вспомогательных бюджетов, управлению и контролю за выполнением бюджетных показателей.

Бюджет– это финансовый план, т. е. выраженное в цифрах запланированное на будущее финансовое состояние предприятия, финансовое, количественно определенное выражение результатов маркетинговых исследований и производственных планов, необходимых, для достижения поставленных целей.

Соответственно бюджетирование – это процесс разработки, исполнения, контроля и анализа финансового плана, охватывающего все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставить все понесенные затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период в целом и по отдельным подпериодам.

К двум основным типам бюджета эксперты относят бюджеты, построенные по принципам «снизу вверх» и «сверху вниз».

Бюджет, составленный «снизу вверх», предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее к руководству компании. При таком подходе много сил и времени, как правило, уходит на согласование бюджетов отдельных структурных единиц. Кроме того, довольно часто представленные «снизу» показатели сильно изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию подчиненных. В дальнейшем такая ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего уровня, что выражается в небрежно подготовленных данных или сознательном завышении цифр в первоначальных версиях бюджета.

Бюджет, составляемый по принципу «сверху вниз», требует от руководства компании четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реалистичный прогноз хотя бы на рассматриваемый период. Такой подход обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели по продажам, расходам и т.п. для оценки эффективности работы центров ответственности.

Применяемые в финансовом планировании виды бюджетов также можно разделить на четыре основные группы:

1. Основные (финансовые) бюджеты (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, расчетный баланс). Основные бюджетысобственно и предназначены для управления финансами организации, оценки финансового состояния бизнеса.

2. Операционные бюджеты (бюджет продаж, бюджет прямых материаль­ных затрат, бюджет управленческих расходов и др.). Операционные бюджетынужны прежде всего для увязки натуральных показателей планирования со сто­имостными, для более точного составления основных бюджетов, оп­ределения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые стоит учитывать при составлении основных бюджетов. Если набор основных бюджетов является обязательным, то состав операционных и вспомо­гательных бюджетов может определяться прежде всего исходя из характера стоящих перед организацией целей и задач,специфики бизнеса, а также уровня квалификации сотрудников.

3. Вспомогательные бюджеты (план капитальных затрат, кредитный план и др.).

4. Дополнительные бюджеты (бюджеты распределения прибыли, бюджеты отдельных проектов).

Формируемые бюджеты должны отвечать следующим требованиям:

Бюджеты должны быть достижимыми, но требовать полной отдачи всех имеющихся резервов;

Бюджет должен быть обобщающим планом и составляться в натуральных и денежных единицах;

Лицо, разрабатывающее бюджет, должно нести ответственность за его исполнение.

Бюджет должен проходить согласование со всеми функциональными службами организации, которые участвуют в его формировании. Затем бюджет предоставляется руководству на рассмотрение. Бюджет становится действующим лишь после его утверждения руководством. Он должен быть обязательно принят перед началом периода, для того чтобы требуемые мероприятия могли быть своевременно выполнены. Бюджет имеет силу для целого временного периода. Меняющиеся данные, параметры или цели не ведут к изменению бюджета. Сведения об отклонениях, полученные в результате сравнения плановых и фактических показателей, учитываются на будущее к началу срока действия следующего бюджета.

Для внедрения в практику предприятий системы бюджетирования необходим ряд обязательных условий, без которых эта система попросту не сможет работать.

1. Организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бюджетов, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методическая и методологическая база составления, контроля и анализа исполнения сводного бюджета составляет аналитический блок бюджетного процесса.

2. Для того чтобы разрабатывать бюджеты, контро­лировать и анализировать их исполнение нужна соответствую­щая информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Следовательно, на предприятии должна существовать система управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета. Система управленческого учета на предприятии составляет основу учетного блока бюджетного процесса.

3. Бюджетный процесс не происходит в «безвоздушном пространстве», он всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, существующие на предприятии. Система управления бюджетированием – это регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой стадии бюджетного процесса. Организационная структура и система управления составляют организационный блок бюджетного процесса.

4. На средних и крупных предприятиях процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета предпо­лагает регистрацию и обработку больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. В бюджетном процессе уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы существенно повышается, а количество ошибок сокращается при использовании программно-технических средств. Программно-технические средства, используемые в бюджетном процессе, составляют программно-технический блок системы бюджетирования.


Все четыре компонента бюджетного процесса тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру системы бюджетирования (рис. 1).

Рис. 1. Инфраструктура бюджетного процесса

Таким образом, можно выделить следующие этапы при постановке бюджетирования в организации:

1. Определение финансовой структуры организации. На данном этапе составляется перечень видов деятельности, исследуется организационная структура управления предприятием, выделяются центры финансовой ответственности (ЦФО) центры финансового учета (ЦФУ).

Центр финансового учета (ЦФУ) – структурное подразделение или объединение подразделений, осуществляющих определенный набор хозяйственных операций, поддающихся учету.

Центр финансовой ответственности (ЦФО) – структурное подразделение или объединение подразделений, осуществляющих операции, конечная цель которых – максимизация прибыли, способных оказывать непосредственное воздействие на прибыль.

Проблема внедрения ЦФУ и ЦФО является очень важной, т.к. от этого будет зависеть эффективность бюджетирования.

2. Определение технологии бюджетирования. В ходе реализации этого этапа определяются виды и формы бюджетов, разрабатывается последовательность составления различных бюджетов для ЦФО (основные бюджеты), для ЦФУ (операционные бюджеты) и организации в целом, уточняются особенности консолидации бюджетов.

3. Определение форматов бюджетов (перечень статей).