Закон и право

Почему референтную группу. Референтная группа и ее влияние на индивида

Психологическая зависимость от другого человека в психиатрии имеет четкое определение - аддикция. С одной стороны, привязанность к близкому является социальным фактором, без которого невозможно жить в условиях общества. С другой, это состояние может становиться навязчивым и принимать патологический вид. Серьезность ситуации заключается в том, что слишком выраженная аддикция способна привести к расстройству личности и повлечь развитие серьезных психиатрических заболеваний. В качестве объекта привязанности может быть лицо противоположного пола или близкий и родной человек, например, мать, ребенок. Навязчивое состояние характеризуется тотальным контролем, потерей самообладания и патологической тягой к постоянному нахождению рядом.

Психологическая зависимость: что это и почему возникает?

Любовь, забота, радость и многие другие положительные чувства доставляет общение с близкими людьми. Зависимость способна перечеркнуть все прекрасное, превратив адекватные взаимоотношения в навязчивое состояние. Патологическая привязанность и необъяснимая тяга к объекту представляет собой физический и психологический дисбаланс. Учеными доказано, что он характеризуется привычкой, которая со временем способна превратиться в рефлекторное восприятие со стороны центральной нервной системы. Дальнейшее развитие отклонения регулируется на интуитивном уровне, зависимый теряет контроль над своими поступками и действиями. Справиться с подобным состоянием можно, только выявив механизм возникновения и истинную причину.

Виды психологической зависимости

В психологии выделяют три основных вида зависимости:

  • от родителей;
  • от друзей и круга общения;
  • от любимого человека.

С момента рождения и до полного завершения формирования личности, индивид находится в плотном контакте со своими родителями. Каждый ребенок нуждается в поддержке, которая связана с экономическими и психологическими факторами. Первые несколько лет жизни зависимость регулируется на инстинктивном уровне. В дальнейшем возникает более тонкая психологическая связь. По мере взросления ребенок испытывает необходимость в личном пространстве, отдаляясь от родителей.

В норме, после окончательного формирования характера человека, как независимого индивида, он начинает жить собственными интересами. Мать и отец отпускают его в социальное пространство. Если своевременно не остановить психологическую зависимость между родителями и сыном или дочерью, это может повлечь за собой серьезные последствия. В данной ситуации не все обусловлено поведением детей. Гиперопека и гиперзабота со стороны родителей побуждают к развитию неспособности молодого человека адаптироваться к реальной жизни.

Психологическая зависимость от друзей возникает в результате того, что индивид не может самостоятельно существовать в социальной среде. Причиной могут стать неуверенность в себе, заниженная самооценка, нежелание принимать самостоятельные решения. В данном случае привязанность акцентирована на зависимость от мнения окружающих. Индивид ищет поддержки со стороны, которую находит в лице своих друзей. Как правило, такие люди стремятся к более сильным личностям, способным вести вперед и принимать на себя весь уровень ответственности. Психологическая зависимость в такой ситуации может повлечь за собой развитие отношений, основанное на манипуляциях.

Зависимость от объекта любви является одной из самых серьезных. Справиться с ней самостоятельно сложно даже очень сильным личностям. Классическая картина, знакомая многим, часто развивается в семейных парах, где жена устраивает тотальный контроль над мужчиной и пытается проводит рядом с ним все свободное время. Ее личные интересы и потребности в самореализации угнетены, все происходящее вращается исключительно вокруг мужа. Порой партнеры стремятся к подобной привязанности даже вне брака, в самом начале развития отношений.

Наличие психологической зависимости от любимого человека зачастую принимается за истинную любовь. Стоит учитывать, что искренние чувства приносят радость и удовлетворение от жизни. Любой эмоциональный дискомфорт и напряжение говорят о наличии патологической привязанности, от которой нужно своевременно избавиться.

Как определить патологическую зависимость?

Выявить патологическую зависимость поможет наблюдение за ощущениями и общим состоянием организма. Необходимо своевременно определить наличие такого состояния, ведь оно не способно принести положительных эмоций и личного счастья. Зависимый человек характеризуется, как психически больной и эмоционально не уравновешенный. Весь круг его увлечений замыкается вокруг объекта желаний, он перестает интересоваться социальной жизнью и продуктивно действовать в условиях своих интересов. Основные признаки отклонения:

  1. 1. При наличии психологической зависимости общее поведение человека и его мировоззрение кардинально меняются. Ему характерны резкие перепады настроения, от эйфории до признаков депрессии. Каждый контакт с объектом привязанности, даже совсем непродолжительный и непродуктивный, приводит больного к сильному эмоциональному всплеску. Отсутствие общения способно привести к унынию.
  2. 2. Все мысли больного сводятся к поиску встречи. Свои интересы уходит на задний план. Человек начинает мыслить, как объект аддикции, даже в ущерб себе.
  3. 3. Со временем происходит потеря границ собственной личности. Накопленные страдания, боль и переживания способны привести к развитию хронического стресса. Положительные эмоции от встречи постепенно отступают, нарастает желание тотального контроля. Появляется непреодолимая тяга находиться постоянно рядом, данное поведение приводит к неминуемому отторжению с противоположной стороны, в результате чего возникает разочарование и усугубление состояния. Такую ситуацию можно охарактеризовать, как "порочный круг", где каждый новый виток усугубляет психическое и физическое здоровье зависимого.
  4. 4. Постепенно нарастает напряженность, тревожность и возможно появление панических атак. В соответствии со степенью выраженности состояния будет отличаться и серьезность психического расстройства.
  5. 5. Происходят и физиологические нарушения. Больной начинает испытывать постоянную головную боль, головокружение, проблемы со сном, перебои в работе сердца, неврологические симптомы и обострение хронических заболеваний.
  6. 6. Несостоятельность собственной личности приводит к невозможности принимать обычные повседневные решения. Поход в магазин способен привести к состоянию ступора. Человек не в состоянии сделать выбор, не узнав мнение своего оппонента. Особенно это характерно при развитии патологии в отношении родителей или друзей. Ему крайне важно получить одобрение от объекта аддикции.

Как избавиться от патологического состояния?

В ряде случаев справиться самостоятельно с психологической зависимостью не представляется возможным. Это обусловлено серьезностью ситуации, когда человек не способен адекватно оценить происходящее и дать реальную оценку своим действиям. Практикующие психологи призывают пациентов при подозрении на подобные расстройства провести самоанализ и работу над собственным сознанием.

Самостоятельно справиться с проблемой может только тот человек, который понимает и принимает ее наличие. На первых этапах самолечения необходимо понять свое положение по отношению к окружающему миру. Собственное мировоззрение и круг интересов должны сводиться исключительно к личным потребностям. Неспособность перевести акценты с объекта желания на себя говорит о невозможности справиться с данным отклонением. Для каждой личности на первом месте стоит самореализация.

Методика персонального выздоровления

Данная методика разработана психологами Уанхолд и Берри. Она состоит из 12 пунктов, каждый из которых помогает приблизиться к выздоровлению без помощи психоаналитика:

  1. 1. Необходимо принятие проблемы. Даже при условии работы с психотерапевтом, миновать эту ступень не представляется возможным. Как и при лечении любого другого вида зависимости, от человека требуется осознание навязчивого состояния и откровенное желание побороть его.
  2. 2. Затем осуществляется поиск причины. Любой вид зависимости предполагает определенные факторы, провоцирующие возникновение расстройства. В некоторых случаях вполне реально самостоятельно найти и устранить их. Привязанность к родителям обычно подпитывается с их же стороны. Здесь необходимо отказаться от гиперопеки и начать жить в условиях полной независимости. В случае привычки к друзьям надо разобраться в собственной личности, добиться адекватной самооценки и независимого функционирования в социальной среде. Что касается любовной привязанности, то здесь все немного сложнее. От человека требуется четкое понимание того, что именно привлекает его в конкретном представителе противоположного пола и действительно ли партнер отвечает всем требованиям, которые к нему предъявляются.
  3. 3. Необходимо провести полный анализ возникновения симптомов и постараться разомкнуть этот порочный круг.
  4. 4. Нужно научиться адекватно воспринимать реальность, в сложившейся ситуации нет ничьей вины, на этом этапе большую роль играет работа над собственной личностью и ее постоянное развитие.
  5. 5. Следующий шаг требует переоценки мировоззрения. Необходимо прекратить идеализировать оппонента и перестать самостоятельно стремиться к совершенству во всем. Чтобы полностью избавиться от зависимости, требуется побороть в себе чувство перфекционизма, которое может быть навязано стремлением к идеалу. Очень важно отказаться от стереотипного мышления и разобраться в собственных потребностях.
  6. 6. Далее требуется отказ от манипуляций эмоциями окружающих с целью получения требуемого результата.
  7. 7. Очень важно научиться конкретно выражаться, строить четкие планы на будущее и ориентировать ситуацию исключительно на себя.
  8. 8. Нужно перестать стесняться своих истинных эмоций и чувств. Окружающие, при условии что они действительно родные и близкие, всегда поймут и окажут должную поддержку. Если оппонент не выражает никакого содействия и показывает свое полное безразличие, это говорит лишь о его отстраненности. Зависимому стоит срочно исключить таких людей из своего окружения.
  9. 9. Требуется пересмотреть собственные жизненные установки и направить их в нужное русло. Важна адекватная оценка собственного мнения, эмоционального фона, истинных желаний и чувств.
  10. 10. У каждого человека есть личное пространство, вторжение в которое способно привести к негодованию. На этом этапе надо провести такую границу для себя и оценить ее наличие у окружающих. Это позволит избежать конфликтных ситуаций и определенного недопонимания в разговорах с близкими.
  11. 11. Расширение круга общения. Он должен выходить за рамки привычного, тем более из условий зацикленности на конкретном объекте. Новые знакомства и увлекательное общение способны не только отвлечь от ситуации, но и ускорить процесс личностного роста.
  12. 12. На заключительном этапе важно ощущать гармоничный баланс между своим внутренним миром и окружающей внешней средой.

Неспособность полноценно пройти все стадии и избавиться от психологической зависимости от какого-либо человека говорит о выраженной форме патологии. В данном случае необходимо обратиться к специалисту. Он поможет выявить истинную причину и освободиться от патологической тяги.

Эффективные способы для самостоятельной тренировки

Существуют и другие эффективные способы, применение которых оправданно и без участия специалиста. Многие психоаналитики рекомендуют начинать именно с них. В процессе терапии к некоторым из этих приемов также приходится обращаться. Для избавления от зависимости применяются следующие способы:

  1. 1. Необходимо уничтожить все, что способно напоминать о прошлых отношениях, в том числе фотографии, символические статуэтки, контакты, подарки и личные вещи объекта аддикции.
  2. 2. Нужно прекратить коммуникацию с общими знакомыми. На подсознательном уровне беседа с человеком, который имеет возможность такого же общения с объектом аддикции, становится навязчивой. Остается невидимая связь с прошлым. Каждая встреча способна спровоцировать новый виток отношений и привезти к други мыслям и развитию привязанности вновь, даже после комплексной психотерапии.
  3. 3. Хорошим способом является поиск недостатков в объекте обожания. Для этого необходимо на листе бумаги написать все отрицательные стороны оппонента, постепенно переводя их из личных характеристик к общему негативному влиянию на собственную жизнь. Этот список можно вести на протяжении длительного времени, пока аргументы полностью не иссякнут. Поначалу покажется, что даже эти недостатки не имеют особого значения, но по мере избавления от зависимости доводы будут носить более серьезный характер. Перечитав их, пациент лишний раз способен осознать серьезность ситуации и решиться на кардинальные действия.
  4. 4. В силу того, что мысли о партнере занимают практически весь разум, необходимо найти новое увлечение. Для многих людей хорошей отдушиной становится работа. Особенно, если этому способствует радушный и доброжелательный коллектив. Не стоит пренебрегать корпоративными вечеринками и предложением съездить в командировку. Помимо эмоционального всплеска, это может еще и предоставить возможность продвижения по карьерной лестнице.
  5. 5. В новой жизни ничего не должно напоминать о прошлых неудачных отношениях. Часто психологи рекомендуют пересмотреть свой внешний вид и посетить модного стилиста. Обновленная внешность и смена имиджа подталкивают к желанию испытывать чуждые до этого эмоции. Возникает потребность находиться в центре внимания среди лиц противоположного пола. С целью коррекции фигуры или для повышения уровня здоровья организма можно записаться в спортивные секции, желательно командного типа. Подобные увлечения не только помогут сменить образ, но и приведут к новым знакомствам.
  6. 6. Необходимо поставить перед собой интересную цель или приняться за ее исполнение. Хорошей мотивацией для концентрации на собственной жизни станет выполнение определенной задачи, что повысит самооценку и принесет массу положительных эмоций. Лучше строить краткосрочные планы, осуществление которых укладывается в один год. Например, это увлекательный отпуск, связанный с путешествием, или покупка машины и т. д.

Аутогенная тренировка

Специфика данной методики заключается в самовнушении. После развития хронического стресса и депрессивных навязчивых состояний зависимый человек очень тяжело воспринимает реальность, не всегда способен признать наличие проблемы. С этой целью внедряются аутогенные тренировки, в процессе которых психотерапевт навязывает больному методом внушения новое стереотипное мышление.

Ключевыми фразами содержат исключительно положительные эмоции. Человек начинает концентрироваться на своем внутреннем сознании, осознавать себя как полноценную и независимую личность. В итоге больной адекватно воспринимает себя по отношению к социуму. Он вновь открывается для всестороннего и многогранного общения, готов принимать любовь близких, становится самодостаточным. Установки для внушения подбираются в каждой конкретной ситуации индивидуально. Пациенту необходимо на протяжении дня минимум 7-10 раз повторять каждую из них. В процессе лечения фразы могут меняться, неизменным остается лишь их позитивный настрой.

Неправильная тактика

Психологическая зависимость способна привести к серьезным физиологическим и психиатрическим проблемам. Так как подобное состояние зачастую воспринимается как истинная любовь, зависимая личность начинает загонять себя в рамки и принимать происходящее за должное. Рассуждение о том, что это единственная любовь и она является несчастной, неправильно. Каждый человек должен помнить, что это такое чувство должно приносить положительные и светлые эмоции. Даже неразделенная симпатия не должна угнетать личность, так как уважение со стороны оппонента является обязательным условием адекватных взаимоотношений.

Нельзя искать решение в бесконтрольном приеме седативных препаратов, алкоголя и наркотических средств. Помимо эмоционального напряжения человек рискует получить еще и сильнейшую зависимость. Алкоголизм и наркомания только усугубят ситуацию. Нельзя отказываться от основного рода деятельности. Учеба, работа, личностное развитие и хобби должны присутствовать в жизни каждого человека. Они необходимы для самореализации.

В современной западной психологической литературе термин «психологическая зависимость» используется в единственном смысле: зависимость от наркотиков (опьяняющих веществ). Тем не менее, у такого явления есть корни в нормальной психической деятельности человека, и в этом случае опьяняющее средство может выступать как заместитель недостающего источника определённых эмоций. В более широком смысле под этим определением понимают и другие виды нехимических зависимостей.

В профессиональной среде существует мнение, что психологическая зависимость не является излечимой в полной мере, но возможно замещение одной зависимости на другую, как правило в сторону уменьшения причиняемого вреда для здоровья индивидуума или для здоровья социума. Например более социально опасную - наркотическую на менее социально опасную - адреналиновую (занятия спортом, секс, творчество). В этом случае, для индивидуума смена направления зависимости не является формой исцеления, так как аномально высокая потребность одного, в ущерб другим потребностям, при подавленной воле к отказу, остается.

Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории «отклоняющееся поведение» личности выделяется подгруппа так называемого зависимого поведения или зависимости. Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликт с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую судьбу.

С давних времен различные формы зависимого поведения называли вредными или пагубными привычками, имея в виду пьянство, азартные игры и другие пристрастия. В современной медицинской литературе используется такой термин, как патологические привычки. Понятие зависимость также заимствовано из медицины, является относительно новым и популярным в наше время.

В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации». Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. Все люди испытываю «нормальную» зависимость от таких жизненно важных объектов, как воздух, вода, еда. Большинство людей питают здоровую привязанность к родителям, друзьям супругам… В некоторых случаях нарушение нормальных отношений зависимости, например, аутические, шизоидные, антисоциальные расстройства личности возникают вследствие катастрофической недостаточной привязанности к другим людям. Сложность к чрезмерной зависимости, напротив, порождает проблемные сембиотические отношения, или зависимое поведение. Таким образом, зависимое поведение оказывается тесно связанным как злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушением ее потребностей. В специальной литературе употребляется еще одно название рассматриваемой реальности - аддиктивное поведение (в переводе с англ. addiction - слепость, пагубная привычка). Если обратиться к историческим корням данного понятия, то лат. addictus - тот, кто связан долгами (приговорен к рабству за долги). Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некоей непреодолимой власти. Некоторое преимущество термина «аддиктивное поведение» заключается в его интернациональной транскрипции, а также в возможности идентифицировать личность с подобными привычками как «аддикта» или «аддиктивную личность».

Зависимое (аддиктивное) поведение как вид девлактного поведения личности, в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически (при определенных условиях) это могут быть любые объекты или формы активности - химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс.

В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости, как:

1. психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики);

2. алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе);

4. игры (в том числе компьютерные);

6. религия и религиозные культы;

7. интернет.

В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения:

1. фармакологическая зависимость (курение, таксикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);

2. нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

3. гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

4. сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуастеризм, некрофелия, садомазохизм);

5. религиозное диструктивное поведение (вовлеченность в секту).

6. информационные аддикции (Интернет зависимость).

Зависимое (аддиктивное) поведение - это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.

Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной - от практически нормального поведения, до тяжелых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной сонатической и психической патологией.

Различные формы аддиктивного поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования. Например, курильщик с многолетним стажем, отказавшись от сигарет, может испытывать, постоянное желание есть. Человек, зависящий от героина, часто пытается поддержать ремиссию с помощью употребления более легких наркотиков или алкоголя.

Следовательно, несмотря на кажущиеся внешние различия, рассматриваемые формы поведения имеют принципиально схожие психологические механизмы. В связи с этим выделяют общие признаки зависимого поведения.

Прежде всего, зависимое поведение проявляется в ее устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком, как импульсивно-категорическое, непреодолимое, ненасыщаемое. Внешне это может выглядеть, как борьба с самим собой, а чаще - как утрата самоконтроля.

Аддиктивное поведение появляется не вдруг, оно представляет собой процесс формирования и развития аддикции (зависимости). Аддикция имеет начало (нередко безобидное), индивидуальное течение (с усилением зависимости) и сход. Мотивация поведения различна на различных стадиях развития.

Длительность и характер протекания стадий зависит от особенностей объекта (например, компьютерных игр) и индивидуальных особенностей аддикта (например, возраст, социальных связей, интеллекта, способности к сублимации).

Еще одной характерной особенностью зависимого поведения является его цикличность. Перечислим фазы одного цикла:

Наличие внутренней способности к аддиктивному поведению;

Усиление и напряжения;

Ожидание и активный поиск объекта аддикции;

Получение объекта и получение специфических переживаний;

Расслабление;

Фаза ремиссии (относительного покоя).

Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию или смерти (как, например, в случаях алкоголизма или наркомании), но закономерно вызывает личностное изменение и социальную дезадактацию (например игровая зависимость).

Первостепенное значение имеет формирование аддиктивной установки - коллективных, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение в жизни.

Аддиктивная установка:

Выражается в появление сверх ценного эмоционального отношения к объекту аддикции (например, в беспокойстве о том, чтобы всегда был постоянный запас сигарет). Мысли и разговоры об объекте начинают преобладать. Усиливается механизм рационализации - интеллектуального оправдания аддикции («все курят», «без алкоголя нельзя снять стресс»). При этом формируется так называемое логическое мышление (в виде фантазий о собственном могуществе и всемогуществе пристрастия) и «мышления по желанию», вследствие чего снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению («все нормально»; «я могу себя контролировать»).

Параллельно развивается недоверие ко всем «другим», в том числе специалистам, пытающегося оказать аддикту медико-социальную помощь («они не могут меня понять, потому, что сами не знают, что это такое»).

Аддиктивная установка неизбежно приводит к тому, что объект зависимости становится целью существования, а употребление - образом жизни. Все остальное - прежние моральные ценности, интересы, отношения - перестает быть значимыми. Желание «слиться» с объектом настолько доминирует, что человек способен преодолеть любые преграды на пути к нему, проявляя незаурядную изобретательность и упорство. Не удивительно, что ложь становится неизменным спутником зависимого поведения. Критичность к себе и к своему поведению существенно снижается, усиливается защитно-агрессивное поведение, нарастают признаки социальной дезадактации.

Одним из самых негативным проявлением аддиктивной установки является анозогнозия - отрицание болезни или ее тяжести. Нежелание аддикта признавать свою зависимость осложняет его взаимоотношения с окружающими, и существенно затрудняют оказание помощи, а в ряде случаев делает зависимость непреодолимой.

Таким образом, зависимое поведение - это аутодеструктивное поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества (или от специфической активности) в целях изменения психического состояния. Субъективно оно переживается, как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это проведение носит выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность.

ЭТАЛОННАЯ ГРУППА

ЭТАЛОННАЯ ГРУППА

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .


Смотреть что такое "ЭТАЛОННАЯ ГРУППА" в других словарях:

    - (reference group) Группа, служащая моделью поведения потребителей или формирования их потребительских привычек. Может состоять из друзей, соседей, коллег или иных групп, с которыми потребители находятся в менее тесном контакте, но которыми… … Словарь бизнес-терминов

    РЕФЕРЕНТНАЯ (ЭТАЛОННАЯ) ГРУППА - (от лат. referenc сообщающий) микрогруппа, реальная или условная, цели деятельности, ценностные ориентации, законы и нормы поведения к рой воспринимаются человеком как эталон для подражания. В процессе воспитания важно добиваться, чтобы в… … Педагогический словарь

    Сетевая модель OSI (базовая эталонная модель взаимодействия открытых систем, англ. Open Systems Interconnection Basic Reference Model) абстрактная сетевая модель для коммуникаций и разработки сетевых протоколов. Представляет уровневый подход к… … Википедия

    Группа социальная - относительно устойчивая общность людейсвязанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Одним из осн. признаков, которые отличают группу от случайного объединения людей, является способность участников включаться в… … Педагогический терминологический словарь

    ГРУППА - социальная, относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Одним из осн. признаков, к рые отличают Г. от случайного объединения людей, является способность участников включаться …

    ГРУППА социальная - относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Одним из осн. признаков, к рые отличают Г. от случайного объединения людей, является способность участников включаться в… … Российская педагогическая энциклопедия

    - (от лат. refero отношу, связываю, сопоставляю), эталонная группа, представленная в сознании индивида группа людей, нормы и ценности которой выступают для него эталоном. Понятие «Р. г.» возникло для описания и объяснения того факта, что в… … Философская энциклопедия

    Микросоциолингвистика - Область социолингвистики, занимающаяся изучением функционирования языка в малых социумах в неформальном внутригрупповом общении. М. ставит в центр внимания исследователей человека и его непосредственное окружение, используя некоторые ключевые… … Словарь социолингвистических терминов

    микросоциолингвистика - Область социолингвистики, изучающая функционирование языка в малых социумах в неформальном внутригрупповом общении, в центре внимания которой стоит человек и его непосредственное окружение. В М. используются отдельные ключевые понятия социальной… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Микросоциолингвистика - Область социолингвистики, изучающая функционирование языка в малых социумах в неформальном внутригрупповом общении, в центре внимания которой стоит человек и его непосредственное окружение. В М. используются отдельные ключевые понятия… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

«Уральский государственный педагогический университет»

Факультет психологии

Кафедра психологии развития

Референтная группа и ее влияние на индивида

Исполнитель:

Пузан Я.Г.

Екатеринбург 2008

ВВЕДЕНИЕ

С самого рождения человек является частью многочисленных групп, которые оказывают влияние на формирование его личности. В процессе общения в группе индивид усваивает социальные нормы. Включение в группу качественно изменяет личность, а наибольшие изменения происходят под влиянием так называемых референтных (эталонных) групп.

Впервые, понятие референтной группы было введено Гербертом Хайменом в 40-х годах XX века и в дальнейшем развивалось в работах целого ряда американских социологов .

Различаются референтные группы, в которые индивид непосредственно входит, и те, на которые индивид ориентируется в своём поведении.

Референтная группа даёт нам образец для подражания и сравнения. Теория референтной группы показывает, что установление социальных связей или разрыв их естественно несут с собой особые когнитивные установки. Присоединяясь к определённой группе, индивид «знает», что мир такой-то и такой-то. Переходя из одной группы в другую, он должен «знать», что ранее заблуждался. Каждая группа смотрит на мир «с собственной колокольни».

Некоторые эксперименты, проведённые социальными психологами, с целью выяснения влияния групповых мнений на восприятие физических объектов, дают нам возможность осознания этой потребности. Ключевой термин, который используют социологи для обозначения обсуждаемых явлений – «интериоризация». Тот же самый процесс, менее интенсивный по качеству, происходит каждый раз, когда взрослого человека принимают в новый социальный контекст, или в новую социальную группу.

Таким образом, общество находится не только «вне», но и «внутри» нас – как часть нашего внутреннего бытия. Общество не просто контролирует наши движения, оно придаёт форму нашей самоидентичности, нашим мыслям и нашим чувствам.

Актуальность темы. Большинство психологов, занимающихся данной проблемой, согласны с тем, что понятие референтной группы и, особенно, ее функции связаны с нормами и ценностями человека.

Раскрытие структуры референтности является важной проблемой исследования референтности. Но еще более важной проблемой является также неизученные до сих пор причины возникновения и разрыва референтных связей.

Почему именно этот, а не какой-либо другой субъект в результате социального восприятия становится значимым для индивида и складываются референтные отношения?

Почему с течением времени референтные для индивида субъекты теряют свою значимость, и складываются новые (иногда имеющие очень разные, почти противоположные нормы и ценности) референтные отношения?

Ценностные ориентации индивида формируются под влиянием его референтных отношений, но каким же образом образуются референтные отношения?


1. История возникновения и развития понятия референтности

Впервые термин «референтная группа» встречается у Г. Хаймена в 1942 г. Он использовал это понятие для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивает себя при определении своего статуса .

Позже Т. Ньюком определял референтную группу как группу, к которой индивид причисляет себя психологически и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении [Там же].

М. Шериф окончательно утвердил понятие «референтная группа» в американской психологии. М. Шериф акцентировал внимание на то, что референтная группа и группа членства часто не совпадают, и референтная группа именно та, к которой индивид может относить себя психологически, причем, сознательно или бессознательно [Там же].

В 1952 г. Г. Келли, обобщив все исследования в области референтных групп, пришел к выводу, что понятием «референтная группа», как правило, обозначаются два вида различных отношений между индивидом и группой, связанных, с одной стороны, с мотивационными, а, с другой стороны – с перцептивными процессами. Из этого он делает вывод, что термин «референтная группа» используется для описания двух типов совершенно разных групп, и это двойное использование термина говорит о том, что референтная группа может выполнять различные функции в формировании социальных установок индивида.

Он выделяет две функции референтной группы: нормативную и сравнительную, считая, что «первая функция заключается в том, чтобы устанавливать и навязывать стандарты для индивида...; вторая функция референтной группы заключается в том, что она является эталоном, стандартом и отправной точкой для сравнения, при помощи которой индивид может оценивать себя или других» .

Большинство психологов, занимающихся данной проблемой, согласны с выделением этих двух функций.

При оценке теорий референтных групп следует отметить, что в них исследуется очень важный социально-психологический феномен. Уделяется достаточное внимание связи самооценки индивида с его принадлежностью к группе, а также влиянию внешних групп, их ценностей и норм на социальные установки и поведение индивида.

Упоминание теорий референтных групп встречается в трудах А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, Г.М. Андреевой, Р.С. Немова и др. Но первая попытка дать определение понятию «референтность» и упорядочить сведения о референтных группах, полученных путем анализа работ зарубежных авторов, принадлежит Е.В. Щедриной. Она систематизирует результаты зарубежных исследований по проблеме референтных групп и делает попытку восполнить имеющиеся пробелы, также вводит понятие референтности, уточняет взаимосвязь между феноменом референтности как качеством межличностных отношений и референтной группой.

Необходимым условием, по мнению Е.В. Щедриной, является изучение феномена референтности. При этом, особенностью введенного понятия референтности является «своеобразный перенос представлений об отношениях между индивидом и его референтной группой на систему межличностных отношений индивида в группе» .

Само качество референтности обнаруживается в условиях постоянно возникающей в групповой деятельности ситуации соотношения субъекта со значимыми для него объектами. Причем, объектами могут выступать цели и задачи совместной деятельности, эмоциональные и конфликтные ситуации, участники совместной деятельности, объективные трудности, возникающие при ее осуществлении, личные качества субъекта и т. д.

Таким образом, соотношение субъекта и объектов ориентации осуществляется опосредованно, через обращение к ценностным ориентациям другого или других членов коллектива, путем обращения к значимому другому.

Обозначенное Е. В. Щедриной понимание референтности, заключается в том, что «направленность индивида на некоторый значимый для него объект может быть реализована посредством установления взаимодействия с другим индивидом» .

Такое понимание референтности подразумевает трактовку объекта ориентации, как обладающего личностной значимостью, а трактовку другого значимого субъекта, как носителя личностно значимой для первого субъекта информации.

Таким образом, референтность, по мнению Е.В. Щедриной, выражает зависимость субъекта от другого индивида и выступает как «избирательное отношение к нему в условиях задач ориентации в личностно значимом объекте» [Там же. С. 119].

Одновременно с понятием референтности Е.В. Щедрина рассматривает факторы, лежащие в основе некоторой системы межличностных отношений и проявляющиеся при изучении связи индивида с референтной для него группой: ценностно-нормативный фактор, фактор сравнения, фактор стремления к повышению социального статуса и оценочный фактор.

Если говорить об эмпирическом исследовании референтности Е.В. Щедриной, можно отметить, что, хотя интерес предыдущих исследователей в основном состоял в выявлении референтных для данного индивида групп, членом которых он не является, или в оценке тенденций индивида принимать свою группу членства в качестве референтной, то в своем исследовании Е.В. Щедрина делает попытку качественно охарактеризовать явление референтности путем выявления своеобразной референтной группы – круга лиц, референтных для данного индивида и входящих вместе с тем в его реальную группу.

Результаты исследований Е.В. Щедриной являются основными в области референтности и референтных групп в отечественной психологии.

2. Нормативная и сравнительная функция референтных отношений

Референтные отношения выполняют различные функции. На данный момент большинство зарубежных психологов соглашаются с выделением либо двух функций референтных отношений (референтных групп) – сравнительная и нормативная (по Г. Келли). Именно эти функции представляют особый интерес при изучении взаимосвязи ценностных ориентаций личности и ее референтных отношений.

Нормативная функция референтной группы заключается в том, что данная группа обеспечивает стандарты поведения и групповые нормы для индивида. Это означает, что нормы и ценности индивида формируются под влиянием его референтной группы. Как правило индивид присваивает нормы и ценности, существующие в референтной группе.

Сравнительная функция референтной группы состоит в том, что группа может служить точкой отсчета для оценивания индивидом себя и других людей. Нормы и ценности, существующие в референтной группе индивида чаще всего являются для него абсолютными, и в соответствии с ними он оценивает поведение, способности, личностные качества людей (в том числе и свои).

Эталонные (референтные) группы

Ключевые понятия темы

Референтная группа.

Группа социального взаимодействия. Реальная референтная группа.

Воображаемая референтная группа

как результат социального конструирования.

Связь индивида с референтными группами.

Позитивная эталонная группа.

Негативная эталонная группа.

Относительный характер референтных групп.

Информационная референтная группа. Эксперты.

Группа самоидентификации.

Ценностная референтная группа.

Понятие референтной группы было введено в научный оборот Гербертом Хаймоном (Hymon) в его работе "Архивы психологии" в 1942 г. Под референтной он понимал группу, которую индивид использует для сравнительной оценки своего собственного положения или поведения. Хаймон проводил различие между группой, к которой принадлежит индивид, и референтной, или эталонной, группой, которая служит критерием для сравнения (Marshall 1996: 441).

Наиболее развернутый анализ референтных групп в контексте традиции функционализма дали Роберт Мертон и Алис Китт в работе, опубликованной в 1950 г.

Индивид может принадлежать к референтной группе или быть очень далеко от нее. Группа взаимодействия (термин Р.Мертона), или членская группа, - это непосредственное социальное окружение индивида. Это группа, к которой он принадлежит. Если мы дорожим членством в данной группе, если мы стремимся закрепиться в ней и рассматриваем нормы и ценности ее субкультуры как наиболее авторитетные, стремимся быть похожими на большинство ее членов, то эта группа может считаться в качестве референтной. В этом случае группа взаимодействия и референтная группа просто совпадают, но их качественные характеристики совершенно различны. Если же мы считаем себя выше членов своей группы или рассматриваем себя как чужаков в ней, то как бы тесно мы не были связаны с ней, эта группа не является эталонной. В этом случае группа не предлагает привлекательных норм и ценностей.

Эталонная группа может быть реальной социальной группой или воображаемой , являющейся результатом социального конструирования , выступать в качестве статистической общности, члены которой могут и не подозревать, что для кого-то они одна сплоченная группа. Так, на протяжении десятилетий для многих советских людей существовала такая мифическая референтная группа, как "Запад", "Америка".

Чем более закостенелым, замкнутым является данное общество, тем больше вероятность, что референтной группой индивида является его группа социального взаимодействия. Так, в докапиталистических обществах господствовала сословная социальная структура, при которой большинство людей рождались в определенном сословии (группа с социальным статусом, закрепленным законами) и оставались в нем всю жизнь, передавая свой сословный статус по наследству. В таком обществе крестьянину сравнивать себя с придворной аристократией, подражать ей было верхом нелепости. Капиталистическое или государственно-социалистическое (например, советское) общества открыты для социальной мобильности. Это значит, что родившийся в крестьянской семье имеет шансы прорваться на самый верх политической, административной или экономической иерархии. В таком обществе вполне разумен индивид, находящийся на дне, но подражающий тем, кто находится на самом верху. В таком обществе сближение с референтной группой потенциально реально. "Американская мечта" как важнейший миф Америки гласит, что каждый американец может стать президентом или миллионером. Примеров, говорящих о реальности этой мечты, в американской мифологии полно. В советской мифологии также масса примеров героев, поднявшихся из "простых рабочих и крестьян" до высших постов в государстве. В постсоветском обществе основная масса богатейших людей страны еще вчера находились на том же этаже, что и большинство из нас.

Связь индивида с референтными группами часто является неустойчивой, подвижной, расплывчатой. Это значит, что на разных этапах биографии у него могут быть разные референтные группы. Кроме того, при выборе разных элементов стиля жизни, при совершении разных покупок индивид может ориентироваться на разные референтные группы.

Например, если я спортсмен, то для меня при выборе спортивной одежды может выступать в качестве референтной группы какая-то команда или ее звезды, но если я не фанат, а просто нормальный спортсмен, то мнение спортивной звезды по вопросам, выходящим за пределы спорта, уже не являются авторитетными. И выбирая зубную пасту, я буду слушать дантиста, но не любимого чемпиона.

Эталонные (референтные) группы могут быть позитивными и негативными. Позитивная эталонная группа - это та реальная или воображаемая группа, которая служит образцом для подражания, привлекательным эталоном. Чем ближе индивид к ней с точки зрения стиля жизни, тем большее удовлетворение он чувствует. Негативная эталонная группа - это реальная или мнимая (сконструированная) группа, выступающая в качестве отталкивающего примера, это группа, контакта, ассоциации с которой стремятся избежать.

Набор референтных групп имеет относительный характер . Это значит, что в обществе, состоящем из множества социальных групп и субкультур, нет единого набора позитивных и негативных референтных групп, действительного для всех. Та группа, которая является образцом для подражания для одних людей, другими рассматривается как антиэталон ("Не дай Бог быть на них похожими"). В этом случае говорят: "Ты вырядился (-лась), как:". В нашем обществе в качестве такого "комплимента" может быть сравнение с дояркой, колхозницей, деревенским жителем, новым русским, монахиней, "крутым" бандитом и т.д.

Референтные группы делятся на несколько видов: информационные (источники надежной информации), самоидентификации, ценностные.

Информационная референтная группа - это та группа людей, чьей информации мы доверяем. При этом неважно, впадаем мы при этом в заблуждение или близки к истине. Главная отличительная черта такой группы состоит в том, что мы доверяем исходящей от нее информации. Эта группа проявляется в двух основных формах:

а) Носители опыта. В качестве такой группы могут выступать люди, попробовавшие "на своей шкуре" данный товар или услугу. Мы обращаемся к их дилетантскому опыту, чтобы подтвердить или опровергнуть сомнения относительно планируемой к покупке марки товара.

б) Эксперты , то есть специалисты в данной области. Это группа, которая рассматривается окружающими как наиболее сведущая в конкретной области, чье суждение точнее всего отражает реальные качествам явления, товара, услуги и т.д.

Когда возникает потребность в эксперте? К нему обращаются, когда в рамках повседневности возникает проблемная ситуация, когда течение повседневной жизни нарушается (Ионин 1996: 97). Человек всю жизнь ел, не думая о зубах. И вдруг они так напомнили о себе, что он не может думать ни о чем, кроме зубов. Машина ездила ряд лет, а потом встала... Течение нормальной жизни нарушено, а наших знаний не хватает, чтобы выйти из проблемной ситуации.

К экспертам мы обращаемся и для поддержания нормального течения повседневной жизни. Энциклопедисты вымерли чуть позже мамонтов, поэтому даже самые выдающиеся из наших современников - дилетанты в большинстве областей, с которыми им приходится сталкиваться. Что же говорить о массе простых людей. Естественно, что в выборе товаров и услуг нам не остается ничего иного, как полагаться на мнение экспертов. Я ничего не понимаю в медицине, поэтому выбираю зубные пасты, щетки, лекарства, полагаясь в основном на мнение врачей. Я дилетант в радиотехнике, поэтому при выборе радиотоваров полагаюсь на суждения людей, которые являются или кажутся мне экспертами.

Оценка эксперта способна резко изменить стоимость товара. Так, большинство картин покупается дилетантами, ибо искусствоведение - это особая наука, требующая длительной профессиональной подготовки, которая в конечном счете не ведет к богатству. Те же, кто имеет достаточно денег, чтобы покупать ценные картины, не могут, как правило, совмещать свою доходную деятельность с серьезным изучением искусства. Поэтому одна и та же картина, выставленная на Арбате или на престижной выставке, имеет совершенно разную цену: в первом случае это товар без сертификата качества, во втором допуск на престижную выставку является для дилетантов знаком качества. Такая же ситуация с книгами, изданными в столичном или провинциальном издательстве. Столица для дилетантов выступает как позитивная референтная группа, а провинция - как негативная. Лишь эксперт не нуждается в чужом заключении для выбора товара. Однако эксперт - это всегда узкий специалист, и за пределами своей узкой сферы компетенции он дилетант.

Референтная группа самоидентификации - это группа, к которой индивид принадлежит и находится под прессом ее норм и ценностей. Он, возможно, и хотел бы избежать этого принуждения, но, как гласит поговорка, "с волками жить - по-волчьи выть". Группа прямо или косвенно вынуждает его придерживаться такого стиля поведения, в том числе и потребления, который рассматривается как "подобающий" для члена данной группы, и избегать такого стиля, который считается в ней "неприличным", "странным".

Ценностная референтная группа - это реальная или мнимая группа людей, которые рассматриваются данным индивидом как яркие носители, выразители тех ценностей, которые разделяет и он. Поскольку же эта группа не просто втайне сочувствует этим ценностям, а активно их исповедует через свой стиль жизни и гораздо дальше него продвинулась по пути реализации этих ценностей, то индивид подражает этой группе, стремится следовать принятому в ней стилю поведения. Он не является членом данной группы, находится порою очень далеко от нее как в физическом, так и в социальном пространстве. Чаще всего в роли такой эталонной группы выступают "звезды" спорта, кино, поп-музыки и герои, выдающиеся деятели той сферы, к которой тяготеет данный индивид.

(4) Утилитарная референтная группа - это группа, которая располагает арсеналом позитивных и негативных санкций, то есть способна как наградить, так и наказать индивида. В таком качестве могут выступать самые разные реальные социальные и мнимые группы.

Например, служащий учреждения одевается так, как нравится начальнику, дабы не раздражать его и не создавать препятствий для собственной карьеры. Перед работой, наступая на горло собственной песне, он не пьет водку и не ест чеснок, даже если очень хочется, поскольку знает, что во власти начальника уволить его за такие особенности стиля потребления. Юноша подбирает такой стиль поведения, который вызывает симпатию если не у всех, то у избранной части девушек или даже одной, но самой лучшей. Девушки в данном случае выступают как утилитарная референтная группа, располагающая таким арсеналом позитивных и негативных санкций, как явные и скрытые проявления симпатии, любви, антипатии, презрения.

Особенно сильно влияние референтной группы сказывается на поведении значительной части девушек и женщин. Именно среди них особенно заметна готовность идти на самые большие жертвы, неудобства ради того, чтобы вызвать восторг или просто внимание той части мужчин, которые являются референтной группой, или зависть, одобрение у других женщин, выступающих в качестве второй референтной группы.

Так, давно медиками доказано, что высокие каблуки оказывают вредное воздействие на здоровье женщин. Однако вновь и вновь мода на них возвращается, и миллионы одевают эту красивую, но неудобную обувь. Для чего? Как объяснил король лондонской обувной моды Маноло Бланик, "высокие каблуки возвышают женщину, делают ее сильной для того, чтобы сводить с ума мужчин и завоевывать мир" (Маслов 6.11.97). Таким образом, ключ к пониманию женского потребительского поведения нередко лежит во вкусах мужчин.

Данный механизм группового влияния обычно проявляется при наличии ряда условий. (1) Чаще всего этот тип референтной группы оказывает влияние при совершении действий, видимых окружающим или ведущих к результатам, которые не могут быть не замечены окружающими (например, покупка верхней одежды). (2) Индивид чувствует, что окружающие имеют в своем распоряжении позитивные или негативные санкции по отношению к нему (одобрение - насмешка и т.п.). (3) Индивид мотивирован бороться за получение вознаграждения группы и уход от наказания с ее стороны (например, стремится сделать карьеру или завоевать симпатию противоположного пола) (Loudon and Bitta: 277).

При совершении различных покупок индивид испытывает разное по силе давление референтных групп. Так, покупая пищу, одежду и другие товары первой необходимости в условиях острой нужды, люди не оглядываются на свою референтную группу: голод и холод диктуют эти покупки. Однако при наличии выбора конкретного вида товара первой необходимости индивид уже находится под влиянием своей референтной группы.

Многие продукты несут отпечаток престижности: разного рода деликатесы, дорогие спиртные напитки. В каждой группе свои нормы сервировки стола: хочешь считаться своим - сервируй стол не ниже принятых в этой группе стандартов (влияние группы самоидентификации). Если для хозяев ценностные референтные группы на Западе, то на столе превалируют импортные продукты специфически западного типа ("Кока-кола", маринованная кукуруза, специфические приправы и т.п.). Если же хозяева ориентируются на нравы русской старины, то тут упор будет на отечественные, простые продукты, национальную кухню. Аналогичным образом и марка одежды связана с избранной референтной группой. В то же время предметы первой необходимости, которые не подлежат показу посторонним, выбираются при минимальном воздействии референтных групп.

При покупке предметов, считающихся в данной стране роскошью, влияние рефрентной группы сильно по всем направлениям.

Предметы

необходимости

Предметы

Публичное потребление

Предметы первой необходимости публичного потребления

Влияние РФ

1) На тип продукта - слабое (потребляют почти все).

2) На торговую марку - сильное (марка - символ престижа).

Примеры: ручные часы, костюм.

Предметы роскоши публичного потребления.

Влияние РФ

1) На тип продукта - сильное (сам продукт является символом).

2) На торговую марку - сильное.

Примеры: автомобили высокого класса, заграничные курорты, драгоценные украшения.

Приватное потребление

Предметы первой необходимости приватного пользования.

Влияние РФ

1) На тип продукта - слабое.

Примеры: матрас, постельное белье, нательное белье и т.п.

Предметы роскоши приватного потребления.

Влияние РФ

1) На тип продукта - сильное.

2) На торговую марку - слабое.

Примеры: компьютерные игры, кухонный комбайн, электрический нож.

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

Loudon D., Bitta A.J. Della. Consumer Behavior. Concepts and Applications. Third edition. N.Y., 1988.

Peter J.P., Olson J.C. Consumer Behavior and Marketing Strategy. Third edition. Boston, Homewood, 1993.