Закон и право

Описание дорожной строительной машины каток. Классификация и виды дорожных катков

Дорожные катки – отдельный вид спецтехники, которая активно используется во время строительства или ремонта дорог. Предназначаются для уплотнения определенные слоев дорожного покрытия. Используются дорожные катки и для уплотнения основания под тротуарной плиткой или бетонной стяжкой. Современные дорожные катки имеют самую разнообразную форму и принцип действия. Все их можно классифицировать по определенным критериям.

Классификация по типу перемещения

По принципу перемещения можно разделить на два вида:

  1. Прицепные – перемещаются при помощи другого самоходного механизма. Чаще всего, прицепной каток являет металлическую раму с одними или двумя вальцами. В большинстве случаем перемещаются с помощью тракторов.
  2. Самоходные – являются полноценными машинами. Данные катки передвигаются за счет собственного двигателя, обладают повышенной маневренностью по сравнению с прицепными.

В связи с тем, что самоходные дорожные катки являются более удобными в эксплуатации, прицепные катки уже практически не выпускаются и встретить их можно все реже и реже.

По размеру и весу катки можно разделить на следующие типы:

  1. Легкие – вес которых не превышает 6 тонн. Такие катки способны распределить нагрузку не более 40 кН/м. Они оснащаются двигателями мощностью до 20 кВт. Используются подобные катки для тротуаров и площадок, которые не будут подвержены большим нагрузкам. Кроме этого, можно использовать для предварительного уплотнения любых дорожных объектов.
  2. Средние – которые оснащаются двигателями мощностью от 20 до 30 кВт. Вес находится в диапазоне от 6 до 10 тонн. Распределяемая нагрузка – от 40 до 60 кН/м. Используются для уплотнения большинства типов дорог.
  3. Тяжелые – сверхмощные, вес которых превышает 10 тонн. Оснащаются двигателями, которые имеют мощность более 30 кВт. Тяжелые катки способны распределить нагрузку более 60 кН/м. С помощью них уплотняют слои из щебня или гравия, так же уплотняют и асфальтное или асфальтобетонное покрытие.

Классификация по типу рабочего органа

Рабочим органом всех дорожных катков являются вальцы.

Все эти вальцы можно разделить на следующие типы:

  1. Гладкие – металлические цилиндры, которые имеют гладкую поверхность. Используются катки с гладкими вальцами для уплотнения асфальтного и асфальтобетонного слоя.
  2. Кулачковые – вальцы цилиндрической формы, которые в отличие от гладких, имеют определенные выступы. Эти выступы называются кулачками. С этого и пошло название самих вальцов. Катки с кулачковыми вальцами очень часто называют грунтовыми. Используются для уплотнения грунта.
  3. Решетчатые – специфические вальцы, которые поверх гладкой поверхности имеют своеобразную металлическую решетку. Катки с такими вальцами тоже предназначаются для укатывания разнообразных типов грунтов.
  4. Пневматические – вальцы, которые состоят из нескольких пневматических колес. Такие вальцы используются для уплотнения асфальтного и асфальтобетонного покрытия дороги.
  5. Сегментные – обычные гладкие вальцы, у которых на ободе имеются специальные сегменты.
  6. Компакторные – вальцы, которые по внешнему виду очень похожи на кулачковые. Компакторные вальцы имеют меньшую ширину. Количество кулачков на компакторных вальцах намного меньше чем на кулачковых.
  7. Специальные – вальцы, которые являются комбинированным видом нескольких вальцов. Такие вальцы делаются исключительно на заказ для выполнения определенных работ по новой или экспериментальной технологии.

По количеству вальцов катки можно разделить на:

  1. Одновальцовые –оснащаются только вальцом только с одной стороны. Другая сторона катка поддерживается при помощи колес.
  2. Двухвальцовые – имеют сразу два вальца, спереди и сзади. Оба вальца могут быть ведущими, а может ведущим быть только один валец.
  3. Трехвальцовые – имеют сразу три вальца.

Классификация по способу уплотнения

В зависимости от типа уплотнения, можно разделить на два типа:

  1. Статические –осуществляют уплотнение за счет собственного веса. Чем больше вес, тем лучше они могут уплотнить определенный слой дорожного полотна.
  2. Вибрационные – самые современные дорожные катки, которые уплотняют не только за счет своего веса, но и за счет небольших вертикальных вибрационных движений вальцов. Они способны уплотнять любой материал более качественно с меньшим количеством проходок. Используются при строительстве дорог самого высокого класса. Не обойтись без вибрационных катков и во время строительства аэродромов, портов и других объектов с повышенной нагрузкой.

Какой каток выбрать?

Как видите, разнообразие дорожных катков настолько велико, что не каждый дорожник сможет правильно подобрать каток для определенных целей. Наша компания имеет в наличии все основные типы дорожных катков, которые сдаются в аренду. Если Вы сомневаетесь в выборе – звоните нам. Наши высококвалифицированные специалисты подберут , который сможет выполнить все поставленные задачи.

Не всегда необходимо брать в аренду самый большой и мощный каток. В большинстве случаев, для того, чтобы построить небольшую дорогу или заасфальтировать придомовую территорию, достаточно будет легкого или среднего катка. Звоните нам и мы не только подберем оптимальный дорожный каток для Ваших целей, но и обеспечим арендуемую технику высококвалифицированными машинистами. Кроме этого, у нас в наличии всегда имеется и другая строительная и дорожная спецтехника, которая в комплексе способна выполнить все возложенные работы в кратчайшие сроки.

Дорожный каток, или, как еще его называют, дорожный уплотнитель, - это ручной, прицепной или же самоходный механизм, который активно используется для обустройства дорожного полотна. Основным отличием модели асфальтового катка от любого другого транспортного средства будет наличие одного или же двух огромных валов, обладающих гладким или же профильным покрытием.

Основная информация

Основным предназначением данной спецтехники считается стабилизация, уплотнение или же выравнивание наземного покрытия. Оно может быть различных типов: песчаным, щебеночным, асфальтобетонным. Процессы стабилизации, уплотнения или же выравнивания происходят за счет того, что машина способна оказывать статическую или динамическую линейную нагрузку на поверхность, по которой осуществляет свое движение.

Кроме того, свое применение асфальтовые катки нашли и при создании асфальтобетонных или же песчано-гравийных покрытий. Также они активно применяеются при реконструкции или же ремонте дорожного полотна. Еще одно использование этой техники - это асфальтирование объектов, имеющих открытую планировку или же малую площадь. Применять такую машину можно при работе с любыми горячими или холодными асфальтными смесями.

Разновидность асфальтных катков

Подразделение машин на классы осуществляется по следующим признакам:

  1. Назначение.
  2. Масса.
  3. Тип рабочего органа.
  4. Принцип действия.
  5. Количество валов.
  6. Способ перемещения.

Если говорить о назначении асфальтных катков, то они могут быть двух типов:

  • Грунтовые машины применяются для стабилизации, уплотнения дорожного покрытия грунтовых, скальных, глинистых или песчаных типов.
  • Асфальтовая спецтехника применяется при работе с горячими или холодными смесями асфальтобетонными смесями, которые используются при стабилизации или выравнивании асфальтового основания.

Разновидности машин по их массе также имеют 2 типа:

  • Первая группа - катки весом до 4 тонн. Предназначение данных машин - это работы по укладке асфальта на небольших площадях, таких как автостоянки, паркинги, а также пешеходные или велосипедные зоны и т. д.
  • Вторая группа - асфальтовые катки весом более чем 4 тонны. Предназначение такой техники - это участие в капитальном строительстве, ремонте больших участков автомобильных дорог.

Рабочий орган

Разделение на классы по рабочему органу, которым располагает техника, осуществляется на 5 видов:

  1. Гладковальцовый каток. К этой группе относятся катки, стальной вал которых обладает гладкой поверхностью. Предназначение такой техники - это уплотнение и выравнивание асфальтобетонного дорожного основания.
  2. Кулачковый каток. К данной категории относят асфальтовые катки, которые обладают профильной поверхность вала, а также усеченно-пирамидальной формой. Принадлежность данной техники - это грунтовый класс катков. Свое применение эта машина нашла при уплотнении рыхлых и мерзлых грунтов.
  3. Пневмоколесный каток. Особенность данного типа машины в том, что основной вал заменен на несколько рядов прорезиненных колес. Использование данной машины осуществляется для того, чтобы окончательно уплотнить дорожное основание, герметизировать асфальт, укрепить грунт.

Принцип действия

Если говорить про асфальтовые катки, то их можно классифицировать на две категории по тому, как именно они осуществляют свою работу:

  • К первой категории принадлежат статические катки. К такому типу техники относят те машины, которые оказывают давление на дорожное покрытие за счет собственной массы, а также за счет дополнительных балластных элементов, нагружаемых на каток, если есть необходимость. Свое применение данные катки нашли при необходимости уплотнять асфальтобетонные и грунтовые основания, в тех местах, где запрещено использовать вибрационные катки. К таким местам относят мосты, путепроводы и т. д.
  • Вторая категория - это вибрационные катки. В данную группу относят ту технику, которая оказывает давление на поверхность за счет не только собственной массы, а еще и за счет динамической линейной нагрузки, которая возникает из-за того, что происходит вибрация основного стального вала. Применяется данная спецтехника также для уплотнения, стабилизации или выравнивания асфальтобетонного или грунтового основания. Однако преимуществом вибрационных катков является то, что их применение снижает количество проходов, которое требуется для завершения операции, в 1,5-2 раза.

Технические параметры катков

Изготовление модели асфальтового катка должно осуществляться с соблюдением определенных требований. Наиболее важными требованиями для таких специальных машин являются следующие характеристики:

  1. Ширина, а также диаметр вала в миллиметрах.
  2. Угол поворота основного вала, а также статическая линейная нагрузка также очень важны. Нагрузка измеряется в кг/см 2 , а угол поворота - в градусах.
  3. Для вибрационных катков важной характеристикой будет частота вибрации, измеряемая в герцах, а также амплитуда, измеряемая в миллиметрах.
  4. Общими важными параметрами для этих машин являются центробежная сила, измеряемая в ньютонах, и, конечно же, производительность (м 2 /ч).

Отличной техникой считается асфальтовый каток Hamm, который полностью соответствует всем техническим требованиям и отлично справляется со всеми поставленными перед ним задачами.

Передвижение катков

Также важно отметить, что классификация дорожной спецтехники осуществляется еще и по способу ее передвижения.


Последним и наиболее распространенным видом является самоходный каток, который обладает собственным двигателем, трансмиссией, а также одним или двумя валами.

Дорожный каток является разновидностью техники для проведения дорожных работ. Процесс строительства дорог предполагает искусственное уплотнение насыпного грунта и укатывание для получения ровного дорожного основания. Эти работы выполняют с помощью дорожного катка.

Классификация дорожных катков

В зависимости от способа перемещения различают три типа катков. Наиболее популярными в дорожном хозяйстве являются разные модели самоходных катков. Для укатки грунтовых и гравийно-щебеночных дорог, в основном, используют прицепные , уплотняющие материал тяжестью своей массы. Третий тип катков - полуприцепные, в которых сцепное устройство обеспечивает передачу на тягач часть массы машины.

Отличающиеся по принципу действия, катки бывают двух типов. В процессе работы статического катка действующая сила тяжести уплотняет материал, в результате чего образуется гладкое покрытие дороги. При эксплуатации катков вибрационного типа дорожное основание укатывается при непрерывной работе одного/нескольких рабочих органов. Вибрационные вальцы, совершающие колебательные движения, на сегодняшний день имеет основная масса дорожных катков. Благодаря наличию вибровозбудителя производительность этой дорожной техники увеличивается на 50-80%. Такие показатели достигаются за счет уменьшения количества проходов катка и увеличения толщины уплотняемого слоя. В зависимости от массы модели дорожного катка меняется степень . Увеличить массу машины можно за счет дополнительного балласта, например железобетонных кубов или емкостей с песком.

Виды дорожных катков, особенности конструкции

Вид рабочего органа служит основанием для классификации дорожных катков на следующие группы. Наиболее популярным видом дорожной техники являются катки с гладкими вальцами. Решетчатые катки используют для уплотнения комковых грунтов, в составе которых встречаются твердые элементы. Уплотнение происходит максимально эффективно за счет их непрерывного дробления металлической решеткой, расположенной на вальце и сделанной из литых элементов.

Кулачковые дорожные катки, предназначены для уплотнения рыхлого связного грунта, толщиной не более 22-30 см. Установленные на обечайках вальцов кулачки (шипы), позволяют ему легко входить в грунт на начальном этапе уплотнения. При дальнейших проходах катка, погружение в грунт становится все более затруднительным за счет его уплотнения. Пневмоколесные дорожные катки обеспечивают длительную нагрузку на уплотняемый слой и подходят, в первую очередь, для укатки свеженасыпного грунта. Используются после проходов кулачковых и решетчатых катков и позволяют укатывать каменные и вяжущие материалы. Катки комбинированного типа оснащены рабочими органами разной комплектации, и подбираются в зависимости от вида уплотняемого материала.

Дорожные катки - количество осей в конструкции

По количеству осей различают одно-, двух- и трехосные катки.

Взаимное расположение и число вальцов позволяют выделить группы одно-,двух- и трехвальцовых дорожных катков. К примеру, двухвальцовые катки, имеющие две оси, оснащены вальцами равной ширины, которые при проходе машины уплотняют материал за счет своего расположения «один за другим». Трехвальцовые катки также делятся на несколько групп,в зависимости от количества расположенных вальцов и осей. Катки трехвальцовые, работающие на двухосях, имеют, соответственно, три вальца - один широкий ведомый спереди, и два узких ведущих сзади, благодаря которым машина отличается высокой устойчивостью. Вальцы имеют большой диаметр и дают возможность легко уплотнять материал на стыке дороги и бордюра или стены.

Особая конструкция позволяет на 1-1,2 м перекрывать след переднего рабочего органа ведущими вальцами. Катки трехвальцовые, работающие на трех осях эксплуатируются в процессе финишной отделки дорожного основания и отличаются одинаковой шириной вальцов. Неровность уплотняемого материала не влияет на качество уплотнения, поскольку подвеска вальцов расположена таким образом, что обеспечивает рациональное перераспределение массы машины и позволяет укатывать все выступы за счет высокого давления.

Итак, выбор той или иной модели дорожного катка зависит от типа и основных характеристик уплотняемого покрытия (грунт/асфальтобетон), климатических условий и объема работ. Катки отечественного производства имеют более низкую стоимость по сравнению со своими импортными аналогами, а для их работы подходит любое топливо и масло.

При создании дорожного покрытия очень важно, чтобы дорожно-строительный материал достиг определенной прочности и упругости. Для этого его нужно хорошо уплотнить.В дорожном строительстве выделяют три способа уплотнения:

  • укатку;
  • уплотнение;
  • вибро-уплотнение.

Основной машиной, осуществляющей уплотнений дорожного покрытия, являются дорожные катки. Множество фирм выпускают катки различного вида, мощности и веса. Среди характеристик, влияющих на качество уплотнения, стоит отметить следующие:

    массу катка;

    площадь контакта вала с уплотняемым слоем;

    скорость укатки;

    число проходов.

Если рассматривать дорожные катки с различных сторон, то и классификацию можно дать разную, в зависимости от рассматриваемых особенностей.

Классификация первая - по виду рабочего органа. Здесь выделяют катки:

  • с гладкими вальцами;
  • решетчатые;
  • кулачковые;
  • пневмоколесные;
  • комбинированные.

Если гладкие вальцы известны всем, то назначение остальных стоит рассмотреть отдельно. Решетчатый каток имеет обечайку в виде решетки из литых металлических элементов. Он создан для уплотнения грунта, как связного, так и несвязного. Наличие решетки помогает разбивать комки и другие плотные образования. Кулачковые катки имеют на обечайках закрепленные кулачки. Основное их применение - рыхлые связные грунты толщиной не более 22-30 см. Особенность прохода кулачковым катком заключается в том, что первоначально кулачки уходят в грунт целиком и даже валец может в него погрузиться. Но при дальнейшем уплотнении этого не происходит. Пневмоколесные катки предназначены для длительного приложения нагрузки к уплотняемой поверхности. В комбинированном катке устанавливаются различные вальцы, что усиливает качество его работы. Чаще всего комбинируют пневмоколесный вариант с виброколесным. Такая машина становится более универсальный и хорошо уплотняет фактически любой грунт.

Классификация вторая - по принципу действия.
Здесь существует два вида катков: статические и вибрационные . Статический каток движется по уплотняемому материалу, оказывая на проходимые поверхности стандартное давление. А вибрационный каток воздействует на уплотняемый слой как за счет силы тяжести, так и воздействуя на него в силу периодических колебаний. Использование вибрационного катка уменьшает количество проходов катка по следу в 1,5-3 раза в зависимости от грунта.

Классификация третья - по способу передвижения. Здесь выделяют:

    прицепные (масса полностью передается на уплотняемый материал);

    полуприцепные (часть массы передается на тягач);

    самоходные.

Классификация четвертая - по числу осей. Катки бывают одноосные , двухосные , трехосные .
Классификация пятая - по количеству вальцов. Здесь выделяют одновальцовые , двухвальцовые , трехвальцовые .

Последние две классификации порождают всевозможные виды катков в зависимости от модельного ряда производителя.

Таким образом, рассматривая катки с точки зрения классификации, надо прежде всего отметить, что дорожный каток выбирается в зависимости от выполняемых функций и особенностей уплотняемых поверхности. Выбирая каток - действуйте с умом.


Дата публикации: 12.10.2007 23:50 Все статьи раздела «Другие виды техники »

Самые читаемые статьи раздела «Другие виды техники»:

12.10.2007 23:50
Дорожные катки - классификация и основные характеристики
При создании дорожного покрытия очень важно, чтобы дорожно-строительный материал достиг определенной прочности и упругости. Для этого его нужно хорошо уплотнить.
Раздел: «Другие виды техники »
12.10.2007 23:50
Машины для холодного фрезерования (фрезы дорожные)
Широкое распространение за рубежом получила технология ремонта покрытий методом холодного фрезерования, позволяющая достичь качественно нового уровня результатов работы....
Раздел: «Другие виды техники »
12.10.2007 23:50
Трубоукладчики ЧТЗ ТР12 и ТР20
Трубоукладчики ТР12 и ТР20 выпускаются в комплектации с пусковым двигателем или с электростартерной системой пуска (ЭССП). По отдельному заказу могут поставляться комплектации для работы в условиях ни...
Раздел: «

Строительный каток - это узкоспециализированное средство передвижения, которое в основном используется для устройства дорожных покрытий. У этой машины нет ни колес, ни гусениц, и она передвигается на паре стальных барабанов.

Барабаны всем весом давят на землю, оставляя за собой гладкую ровную поверхность. При укладке дорожного покрытия строительные катки последовательно выполняют три работы. Вначале они трамбуют слой щебенки, то есть раскрошенного камня. Потом уплотняют слой мелкого гравия. И наконец верхний слой, который состоит из смеси асфальта, камней и песка.

Каток новой конструкции, названный вибрационным катком, показан на верхнем рисунке. В старой конструкции катки утюжили дорожные слои одним лишь весом. В новой ловко использованы дополнительные тяжелые гири, укрепленные на осях внутри стальных барабанов. Барабаны вращаются медленно, а оси с гирями под действием гидравлического насоса, установленного на двигателе катка, крутятся быстро - они делают до 4000 оборотов в минуту. Гири закреплены так, что "смотрят" в одну сторону от оси (рисунок ниже). И поэтому при их вращении весь каток начинает вибрировать. Такая вибрация позволяет плотнее утрамбовывать слои камня, гравия и асфальта, чем это делали старые дорожные катки.

Полезная Вибрация катка

Когда дополнительные гири, вращаясь, идут вверх, сила давления катка на грунт уменьшается на величину их веса. Когда гири идут вниз, давление на грунт увеличивается на ту же величину. Быстрое изменение силы давления на грунт приводит к тому, что каток начинает вибрировать.

Вибрационный каток делает прочной поверхность новой дороги.

Совместная вибрация

Дополнительный груз внутри каждого барабана вращается с постоянной скоростью около 4000 оборотов в минуту и заставляет барабаны чуть-чуть подпрыгивать. В это же время каток медленно движется по дороге, уминая ее поверхность с силой 7500 фунтов. Передний барабан делает первую трамбовку. Задний барабан идет по следу переднего и утрамбовывает дальше.

Типы строительных катков

Дорожный каток - это не вибрационный каток. Он пользуется лишь своим огромным весом, чтобы ровнять поверхности.

Колесный каток - особый тип катка, использующего поставленные в ряд колеса с твердыми, беспротекторными ободами.