Закон и право

Что определяют базисные условия поставок. Базисные условия поставки

При заключении внешнеторгового контракта купли-продажи стороны должны четко разделить между собой многочисленные обязанности, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю. Базисные условия поставки обычно определяют такие обязанности и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или порчи товара с продавца на покупателя. Базисными эти условия называются потому, что устанавливают основу (базис) цены в зависимости от того, включаются расходы по доставке в цену товара или нет.

В последней редакции "Инкотермс-90" термины распределены на четыре принципиально различные группы.

Первая группа состоит всего из одного термина, описывающего ситуацию, когда продавец передает товары покупателю непосредственно в своих помещениях (термины группы "Е" – отправка груза – Eterm-EX Works) – франко-предприятие.

Термины второй группы относятся к ситуации, когда продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика (должен доставить груз перевозчику), выбранного покупателем (термины группы "F" – основной вид транспортировки продавцом не оплачивается – FCA, FAS и FOB).

Термины третьей группы определяют случаи, когда продавец обязуется заключить договор перевозки, однако без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара или каких-либо дополнительных расходов после погрузки товара. Иными словами, продавец отвечает за перевозку груза, но не за его утрату, повреждения, не несет дополнительных расходов, возникших после отправки товара (термины группы "С" – основной вид транспортировки продавцом не оплачивается – CFR, GIF, CPT и CIP).

Четвертая группа объединяет термины, определяющие условия следования груза вплоть до его доставки в страну назначения. В этом случае продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения (группа "D" – прибытие груза – DAF, DES, DEQ, DDU и DDP).

Далее для каждого термина по десяти основным направлениям сгруппированы положения о соответствующих обязанностях продавца и покупателя. С одной стороны, коммерческие термины, применяемые в международной торговле, должны быть в максимальной степени универсальны. С другой стороны, необходимость их использования в различных сферах торговли и в разных регионах создает невозможность детального формулирования в них обязанностей сторон внешнеторгового договора купли-продажи товаров. Поэтому при подготовке проекта контракта предприниматели должны изучить практику, сложившуюся в тех или иных сферах торговли, образцы действующих контрактов. Желательно, чтобы продавец и покупатель в период заключения контракта информировали друг друга о такой практике и во избежание неясностей четко фиксировали свои позиции, облекая их в соответствующих условиях контракта в юридически грамотные формулировки.

Согласование базисных условий и единообразное их понимание являются для контрагентов важным фактором эффективности внешнеторговой сделки. Базисные условия могут применяться в контракте при транспортировке товара практически любым видом транспорта, в том числе при смешанных перевозках. "Инкотермс" применяется в тех случаях, когда стороны оговорили (сослались) на них. При несовпадении содержания условий контракта и положений "Инкотермс" приоритет имеют условия контракта.

Базисные условия внешнеторгового контракта купли-продажи определяют момент перехода права собственности на товар, от продавца к покупателю, следовательно, и риска его случайной гибели.

В коммерческих операциях франко-условия – условия поставки товаров (продукции), в соответствии с которыми покупатель освобождается (free – свободный) от расходов по доставке товара в связи с их включением в его цену.

Рассмотрим особенности четырех групп терминов "Инкотермс".

Первая группа "Е"

Условие: Франко-предприятие (франка-завод) EXW (ЕХ-Works – дословно "свободно с завода").

Включает в себя единственное условие – "с завода". При данном условии обязанности продавца сведены к минимуму и, естественно, цена товара является более низкой, чем при заключении контракта на других базисных условиях. Так, согласно рассматриваемому условию продавец обязан в предусмотренный контрактом срок передать товар в распоряжение покупателя на территории (в помещении) предприятия-изготовителя. Здесь же на покупателя переходит и риск случайной гибели товара. Продавец не отвечает за погрузку товара, за предоставление покупателю транспортного средства, если иное не оговорено в контракте. Транспортировка товара и заключение в связи с ней договоров обеспечиваются покупателем. Покупатель несет все расходы по страхованию товара, по его погрузке и перевозке, оплачивает таможенные пошлины.

Вторая группа "F "

Условия: Франко-перевозчик (FCA – free carrier).

Свободно вдоль борта (FAS – free alongside ship).

Свободно на борту (FOB – free on board).

По условиям второй группы терминов продавец должен передать товар перевозчику в соответствии с инструкциями покупателя, который в свою очередь заключает договор перевозки и выбирает перевозчика. Таким образом, нет необходимости специально формулировать в условиях то, каким способом товар будет передан продавцом перевозчику.

Под термином "перевозчик" понимается не только предприятие, непосредственно осуществляющее перевозку, но и предприятие, берущее на себя обязательства выступать в качестве перевозчика или посредника в осуществлении перевозки и доставить товар в пункт, указанный покупателем. Под термином "перевозчик" подразумевается юридическое или физическое лицо, ответственное по договору за перевозку.

Условие франко-перевозчик означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара после передачи его перевозчику. Обязанности продавца заключаются в том, чтобы доставить товары, причем прошедшие таможенную очистку для ввоза, в распоряжение (под охрану) перевозчика или лица, действующего от его имени. Условия франко-перевозчик распространяются на поставку товаров не только наземным, но и водным и воздушным транспортом. В отличие от FOB (фоб) при условии франко-перевозчик риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент передачи товара перевозчику, а не в момент пересечения товаром поручней судна.

Потребность во введении условий франко-перевозчик возникла в связи с развитием таких способов перевозки, как смешанные, паромные, контейнерные и др.

В практике международной купли-продажи может быть использован любой вид транспорта.

При осуществлении перевозки товара по железной дороге базисное условие поставки называется франко-вагон. Как правило, место передачи товара перевозчику определяет покупатель, что специально должно быть оговорено в тексте договора международной купли-продажи. Если такого условия нет в контракте, место передачи товара перевозчику выбирает продавец. При указанном базисном условии поставки риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент передачи товара перевозчику. Чтобы данный переход риска произошел, продавец должен определенным образом индивидуализировать передаваемый перевозчику товар. Например, выделить его из массы однородных вещей посредством его затоваривания, маркировки, размещения в отдельном помещении, составления отгрузочных документов, извещения покупателя об отправлении в его адрес товара и т.п.

Международная купля-продажа может осуществляться на условии фас (FAS – дословно "свободно вдоль борта судна"). Согласно этому условию продавец считается исполнившим свои обязательства, когда товар размещен вдоль борта судна на набережной (пристани) или на лихтере (если судно стоит на рейде). Право собственности на товар переходит с продавца на покупателя после того, как товар размещен на пристани вдоль борта судна. Риск случайной гибели или повреждения товара и все последующие расходы переходят на покупателя с момента перехода к нему права собственности на товар. Как и при условии франко-завод, покупатель осуществляет очистку товара от экспортных пошлин и таможенных формальностей – в отличие от условия фоб, где эта операция возлагается, на продавца.

При применении в контракте условия фоб (FOB – дословно "свободно на борту") – продавец обязан за свой счет поставить товар на борт судна, зафрахтованного покупателем, в согласованном порту погрузки в установленный срок, а также в отличие от условия фас (FAS) очистить товар от экспортных пошлин. Покупатель должен за свой счет зафрахтовать судно и своевременно известить продавца о сроке, условиях и месте погрузки, названии, времени прибытия судна. В этом случае право собственности и риск случайной гибели или повреждения товара и все дальнейшие расходы переходят с продавца на покупателя в момент переноса товара на борт через поручни данного судна.

Третья группа "С"

Условия: Стоимость и фрахт (CFR – cost and freight).

Стоимость, страхование и фрахт (GIF – cost, insurance, freight).

Фрахт, страхование оплачены до... (CIP – cost, insurance paid for ...).

Фрахт оплачен до... (СРТ – cost paid to ...).

Третья группа содержит правила, согласно которым продавец должен заключить договор перевозки на обычных условиях за свой счет. Поэтому при употреблении соответствующего термина данной группы должен быть обязательно указан пункт, до которого продавец оплачивает перевозку. По условиям данного термина "стоимость, страхование и фрахт" и "фрахт и страхование оплачены до" продавец также обязан оформить и оплатить страхование груза (товара).

Поскольку пункт распределения затрат находится в стране назначения, условия данной группы терминов часто ошибочно понимают как договор прибытия, согласно которому продавец несет все виды риска и любые затраты вплоть до фактического прибытия товара в согласованный пункт.

Однако необходимо подчеркнуть, что термины этой группы того же порядка, что и термины второй группы, т. е. они предусматривают исполнение продавцом договорных обязательств в стране отгрузки товара. Таким образом, контракты купли-продажи на условиях названной группы терминов, как и на условиях второй группы терминов, подпадают под категорию договоров отправления.

Существо условий третьей группы терминов заключается в том, что продавец освобождается от любого дальнейшего риска случайной гибели или повреждения товара и расходов после того, как он надлежащим образом выполнил свои обязательства: заключил договор перевозки, передал груз перевозчику и обеспечил страхование по условиям "стоимость, страхование и фрахт" и "фрахт и страхование оплачены до...".

Условие поставки, именуемое каф (CFR – дословно "стоимость и фрахт"*), сходно с условием фоб. Риск случайной гибели или повреждения товара, а также риск любого увеличения расходов переходит с продавца на покупателя в момент переноса товара через поручни судна в порту отгрузки. Отличие заключается в том, что при условии каф продавец берет на себя обязанность оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный пункт назначения.

* Фрахт (freight) – плата владельцу транспортных средств (в основном морских) за предоставленные им услуги по перевозке грузов, а также в зависимости от условий договора плата за погрузку, выгрузку и укладку грузов.

Условия поставки, называемые сиф (СIF – дословно "стоимость, страхование, фрахт"), налагают на продавца, помимо обязанностей по условию каф, также обязанность обеспечить страхование от риска случайной гибели или повреждения товара во время перевозки. Продавец обязан: зафрахтовать тоннаж и оплатить фрахт, доставить товар в порт и погрузить его на борт судна в согласованный срок, передать покупателю коносамент, а также заключить договор со страховщиком, выплатить страховую премию, выписать на покупателя и вручить ему страховой полис.

Условия поставки фас, фоб, каф и сиф используются только при транспортировке водным транспортом (морским и речным).

Четвертая группа "D"

Условия: Поставка франко-граница (DAF – delivered at frontier).

Поставка франко-судно (DES – delivered at ship).

Поставка франко-причал (DEQ – delivered at quay).

Поставка без уплаты таможенных пошлин (DDV – delivered duty unpaid).

Поставка с уплатой таможенных пошлин (DDP – delivered duty paid).

Четвертая группа терминов содержит правила, которые отличаются от терминов третьей группы тем, что здесь продавец отвечает за прибытие товара в согласованный пункт или порт назначения и несет при этом все виды риска и все расходы по доставке. Таким образом, термины четвертой группы характеризуют договоры прибытия, тогда как термины третьей группы – договоры отправления. Термины четвертой группы подразделяются на две категории:

1) по условиям "поставка франко-граница", "поставка франко-судно" и "поставка без уплаты таможенных пошлин" продавец не обязан доставлять товар с осуществлением таможенной очистки для импорта;

2) по условиям "поставка франко-причал" и "поставка с уплатой таможенных пошлин" продавец обязан доставить товар и произвести таможенную очистку товара.

Выбор того либо иного базисного условия поставки определяют стороны договора, которые должны иметь в виду, что данный выбор предопределяет содержание многих последующих условий контракта. При этом и продавец, и покупатель исходят из принципа наименьших материальных затрат на поставку. Например, расходы, которые несет продавец, по условию франко-склад покупателя включаются в стоимость товара, которая может оплачиваться в иностранной валюте. Если у покупателя нехватка валюты, для него более выгодны условия франко-завод. В этом случае покупатель может избежать дополнительных расходов в иностранной валюте, организуя, например, доставку товара на собственном транспорте или по договору с перевозчиком, не требующим платы в иностранной валюте. Практика договоров международной купли-продажи свидетельствует, что нередко расходы по перевозке товара достигают половины его стоимости.

Указывая в тексте договора базисное условие поставки, необходимо определять название пункта отправления или назначения товара. Например, если купля-продажа осуществляется на условии франко-вагон и погрузку товара в вагоны предполагается произвести на станции Свердловск-сортировочный, то необходимо в контракте сделать следующую запись: франко-вагон ст. Свердловск-сортировочный. Если применяется условие фоб, то аналогично в тексте контракта следует указать наименование порта, в котором стоит судно, зафрахтованное для перевозки груза (товара).

В случае, если стороны договора международной купли-продажи приняли условие франко-склад покупателя, то в контракте оказывается точный адрес этого склада. Например: франко-склад покупателя г. Екатеринбург, ул. Заводская, 17.

Используемые в практике международной торговли термины фоб, фас, каф, сиф и ряд других могут по-разному толковаться по законодательству зарубежных стран. Чтобы избежать различной трактовки терминов, что может привести к возникновению споров между партнерами, при заключении внешнеторгового контракта купли-продажи, например, при условии фоб, необходимо сделать дополнительную запись в соответствующем его пункте (статье): фоб-судно или фоб-порт отгрузки.

8.3. Предмет договора международной купли-продажи товаров (предмет контракта)

Для совершения сделки необходимо соглашение о предмете и объекте контракта (subject and object of a contract). Их четкое определение относится к существенным условиям контракта.

Предмет контракта определяет вид действия, что отражается в его названии. Предмет договора международной купли-продажи товаров (purchase and sale) – отгрузка отечественных товаров за границу (экспорт) либо поставка зарубежных товаров в Россию (импорт).

Объект контракта – товары, продукция, а также результат производственного и научно-технического сотрудничества, приобретающий при реализации форму товара.

Объектом контракта данного вида могут выступать вещи, принадлежащие продавцу (юридическому или физическому лицу) на праве собственности, либо не существующие на момент заключения сделки (предполагаемые изготовить в будущем вещи).

После включения в текст внешнеторгового контракта базисных условий поставки необходимо конкретно указать наименование и количество товара, который продается и покупается. Наименование поставляемого товара должно быть точным и полным. Например, при поставке оборудования указываются также его тип, марка и ряд иных сведений, характеризующих именно данное оборудование.

Довольно часто наименование товаров, их перечень, количество указываются в приложениях-спецификациях к контракту. Например, спецификация по поставке оборудования должна содержать следующие сведения по каждому наименованию товара, о чем указывается в разделе "предмет контракта": количество, ассортимент, цена, кто производит оплату, технические условия, дата поставки, способ транспортировки, порядок получения сертификата безопасности на данный товар (в случае его необходимости), а также вид упаковки и необходимость наличия при товаре ярлыков, инструкций по эксплуатации, технических паспортов, необходимого комплекта запасных частей и т.п. Спецификация подписывается сторонами и является неотъемлемой частью контракта. Могут быть предложены следующие варианты первого раздела контракта.

Вариант I

1. Предмет контракта

1.1. Продавец продал, а Покупатель купил на условиях франко-вагон ст. Свердловск-сортировочный ("Инкотермс-90") оборудование в полном соответствии с технической характеристикой и в комплектности согласно Приложению № 1 к настоящему Контракту.

Вариант II

1. Предмет контракта

1.1. Продавец продал, а Покупатель купил на условиях франко-склад покупателя (г. Екатеринбург, ул. Заводская, 17) ("Инкотермс-90") товары в соответствии со спецификацией, приложенной к настоящему Контракту и являющейся неотъемлемой его частью.

Вариант III

1. Предмет контракта

1.1. Покупатель заказывает, а Продавец производит и поставляет Покупателю на условиях сиф-Екатеринбург ("Инкотермс-90") оборудование, перечень которого приведен в Приложении № 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего Контракта.

Продавец обязан передать покупателю товар, свободный от любых прав третьих лиц, за исключением случаев, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц. Неисполнение продавцом этой обязанности дает покупателю право требовать уменьшения цены товара либо расторжения договора купли-продажи, если не будет доказано, что покупатель знал или должен был знать о правах третьих лиц. По российскому законодательству данное правило установлено п. 1 ст. 460 ГК РФ.

В соответствии со ст. 41–44 Венской конвенции 1980 г. покупатель может снизить цену на товар, обремененный правами и притязаниями третьих лиц, или же отказаться от его принятия и потребовать возмещения всех убытков, за исключением упущенной выгоды.

Товар должен находиться в собственности продавца, либо продавец должен иметь соответствующие полномочия на его отчуждение.

Перейти на список всех условий Инкотермс

В сфере международной торговли действуют Правила Инкотермс в редакции 2010 года – правила исполнения обязательств сторонами договора. До 1 января 2011 года при составлении соглашения о купле-продаже участники процесса ВЭД руководствовались Правилами Инкотермс 2000 года. В новой редакции появились два новых понятия: DAT и DAP, которые заменили практиковавшиеся до 2011 года термины DAF, DES, DEQ и DDU. Следовательно, в Инкотермс 2010 стало меньше правил: 11 вместо 13. Это – EXW , FCA, CPT , CIP , DAT , DAP, DDP, применяющиеся независимо от вида транспорта для перевозки, и FAS, FOB, CFR и CIF применительно к морским перевозкам и транспортировке грузов на внутреннем водном транспорте.

В данной статье мы рассмотрим термин FCA – Франко перевозчик.

Что означает FCA: расшифровка

Термин FCA используется при перевозке и расшифровывается как Free Carrier. Данное словосочетание дословно можно перевезти как «бесплатный» или «свободный» «перевозчик». При составлении договора применяется словосочетание «Франко перевозчик» (… название места). Если выразить простыми словами, термин означает, что обязательства продавца по отношению к товару сохраняются только до передачи им товара перевозчику, выбранному покупателем. Свобода в выборе покупателем логистической компании ничем не ограничена.

Франко – это место, где ответственность за сохранность и транспортировку товара полностью перекладывается на плечи покупателя.

Под словом «Перевозчик» можно понимать лицо, которое согласно договору поставки продукции обеспечит транспортировку груза на определенном контрактом виде транспортного средства или его комбинации.

В условиях и порядке поставки товара указывается, что «поставка товара по контракту осуществляется на условиях FCA – Free carrier/Франко перевозчик – «Инкотермс 2010». Также указывается пункт передачи товара, например, ООО «ЧИСТО» при экспорте моющих средств для кофемашин в Китай могло бы обозначить: «FCA д. 31, ул. Бестужева, г. Владивосток, Приморский край, Российская Федерация, Инкотермс 2010».


Дополнительная терминология для FCA

Обозначенное в контракте место поставки разграничивает обязательства продавца и покупателя по погрузке и разгрузке товара. Так, при поставке на территории, принадлежащей поставщику, ответственность за погрузочно-разгрузочные работы ложится на продавца, если в ином месте, то на покупателя. Разграничение обязанностей происходит с использованием дополнительных терминов. Так, когда нужно перевезти груз, объем которого полностью занимает все пространство вагона, машины, баржи, иного транспортного средства, то в договоре указывается:

  • FOT (free on truck) (при перевозке авто).
  • FIW (free in wagon) (ж/д перевозка).
  • FIB (free into barge) (перевозка на барже).

Когда требуется консолидация груза, то можно согласовать с продавцом организацию доставки товара до терминала, склада, порта, который указывается продавцом. И тогда применяется следующая терминология:

  • FT (free terminal) (терминал).
  • FOR (free on rail) (станция отправления).
  • FFB (free ferry berth) (паромный причал).

Базис и условия поставки FCA

Базисные условия FCA по Инкотермс 2010 создают существенные условия покупателю для возможности выбора транспортного средства для доставки груза, построения логистической цепочки.

Перевозчиком может стать транспортная компания или любое доверенное лицо покупателя, с кем заключен контракт на оказание логистических услуг.

Покупатель может выбрать мультимодальную доставку, автомобильную, ж/д, на воздушном судне, поездом и т.д.

Если отгрузка происходит непосредственно на складе продавца, то последний несет все расходы по погрузке. Когда в качестве франко-места определены терминал или иное место, не принадлежащее на праве собственности или аренды поставщику, то расходы на погрузку должен оплатить покупатель.

В обязанность продавца вменена очистка груза от экспортных пошлин: условия FCA предполагают сдачу товара с приложением подтверждающего документа. После передачи груза ответственность за товар несет покупатель.

Таможенные расходы (на импорт) в стране получения также осуществляет покупатель.


Распределение рисков и обязанностей

Обязанности продавца и покупателя по правилам FCA четко разграничены.

Обязанности и риски продавца (поставщика)

В обязанность продавца вменено предоставление покупателю товара, счета-фактуры, иной документации, наличие которых обговорено в контракте.

Получить лицензию для экспорта продукции, иное свидетельство, выполнить таможенные формальности при вывозе, все это – задачи продавца.

Отсутствуют обязательства по страхованию и фрахту груза. Продавцу необходимо только предоставить товар компании-перевозчику в указанном в договоре месте, в установленные сроки и время. Поставку можно считать выполненной, если соблюден ряд условий:

  • Товар загружен в транспорт компании-перевозчика в помещении, принадлежащем продавцу.
  • Товар в транспортном средстве продавца готов к отгрузке в транспорт перевозчика, если франко-место расположено за территорией, собственником которой является продавец.

Продавец несет расходы, связанные с товаром до его поставки покупателю, а также оплачивает экспортные пошлины, налоги, иные сборы.

О поставке товара продавец должен известить покупателя должным образом.

Доказательствами поставки являются транспортные документы, в том числе в электронном виде, если стороны договора пришли к соглашению об использовании средств электронной связи.

Расходы на упаковку ложатся на продавца. Она должна быть надлежаще маркирована.

Продавец может оказать содействие покупателю в получении иных документов, которые нужны для импорта товара. Но только за счет последнего.


Обязанности и риски покупателя

Основная обязанность покупателя – в оплате полной стоимости товара согласно договору купли-продажи.

Кроме этого, будут следующие денежные расходы:

  • На покупку импортной лицензии, свидетельства, возмещение затрат на таможенные формальности при импорте.
  • Транспортировку груза от франко-места до места назначения.
  • Расходы, связанные с товаром, после его поставки на франко-место.
  • На транзитную перевозку через третьи государства.
  • На предпогрузочный осмотр груза.
  • Возмещение расходов продавца, если он помогал оформить договор перевозки.

Покупатель обязан принять поставку товара, если она выполнена согласно договору.

Покупатель извещает должным образом продавца о наименовании перевозчика, способе транспортировки, дате и сроках поставки товара для передачи перевозчику.

Кроме этого, покупателю за 10 дней до поставки товара нужно будет предоставить перевозчику следующие данные:

  • Наименование товара, его объем;
  • Полное и краткое наименование компании-грузоотправителя;
  • Дата и время загрузки, точный адрес места загрузки, например, склад продавца;
  • Полное наименование компании-грузополучателя и краткое;
  • Точный адрес грузополучателя. При отсутствии номера квартиры об этом должна быть соответствующая пометка;
  • Коды грузополучателя;
  • Коды железнодорожных станций при доставке ж/д путем;
  • Иные сведения, которые позволят перевозчику уложиться по срокам доставки.

Переход права собственности и рисков

Моментом перехода права собственности и исполнения обязательств продавцом считается завершение загрузки товара в транспортное средство перевозчика, если франко-место – склад поставщика, например. В ином случае права собственности на товар переходят покупателю при доставке до места загрузки на транспорт перевозчика, которое не принадлежит продавцу.

До этого момента все риски за товар несет продавец, после – покупатель.

В случае, когда покупатель не смог вовремя вывезти товар, то и переход рисков осуществляется с даты, когда он должен был организовать перевозку груза.

Кто оформляет CMR?

При перевозке товара по Европе нужно оформлять международную накладную CMR. В ней содержится информация о продавце, покупателе груза, виде товара, его весе и объеме.

Накладная заполняется отправителем груза, то есть продавцом. Инструкции и указания должна предоставить компания-перевозчик. За достоверность заполнения CRM продавец и перевозчик несут солидарную ответственность.

Что такое франко-перевозчик?

Термин «франко-перевозчик» в толковании Инкотермс 2010 означает доставку продавцом товара, прошедшего таможенную очистку, до франко-места и его передачу перевозчику, нанятому покупателем. В контракте данное понятие употребляется с указанием точного адреса загрузки товара.

Допустим, завод-производитель ООО «Элитный паркет» заключил контракт с покупателем из США. В условиях поставки место «франко-перевозчика» указывается так: «Пунктом передачи является склад ООО «Элитный паркет» по адресу: д. 10, стр. 3, ул. Сыромятническая Ниж., Москва, Российская Федерация», если это – территория продавца. Но можно указать и терминал в Домодедово, если покупатель определил по условиям fca эту территорию для передачи груза перевозчику. Тогда нужно оформить следующим образом: «Пунктом передачи является грузовой терминал аэропорта Домодедово по адресу: с. 7/1, Домодедово аэропорт, Московская обл., Российская Федерация».


Договор поставки на условиях FCA

Предлагаем вашему вниманию готовый вариант международного договора поставки по условиям FCA. Образец составлен с учетом основных положений терминологии Инкотермс 2010 и в полной мере содержит обязательства и покупателя, и продавца. Если вам нужны консультации по представленному документу, мы готовы вам помочь. Образец контракта можно скачать без регистрации и бесплатно.

Цена на условиях FCA

При подписании двустороннего договора на поставку товара в цену на условиях FCA продавец включает следующие расходы:

  • Стоимость товара по факту;
  • Расходы на экспортные пошлины на таможне;
  • Расходы на доставку груза до места передачи перевозчику.

Когда заключается контракт международной купли-продажи товара, обе стороны внешнеэкономической деятельности должны как можно четче и детальнее прописать условия поставки. Указание свойств товара, обозначение типа транспортного средства, объема груза и другие данные позволят избежать задержек на таможне и дополнительных расходов на экспортные и импортные пошлины и сборы.

Транспортно-экспедиторские предприятиям, как правило, предоставляется скидка за фрахт судов и других транспортных средств. Это уменьшает фрахтовые расходы их клиентов, то есть компенсирует стоимость услуг ТЭП.

Стороны заключают контракт, чаще всего недостаточно осведомлены о различиях в торговых порядках стран, где находятся коммерческие предприятия партнеров. Это может привести к спорам, судебных разбирательств, которые влекут за собой потери времени и финансовый ущерб. Чтобы избавиться от этих проблем, четко определить обязанности сторон и уменьшить риск юридических осложнений, в договорах (контрактах) купли-продажи, Международной торговой палатой (на английском - International Chamber of Commerce (ICC), в 1936 были разработаны торговые термины, представляют собой универсальный набор базовых условий, знание и применение которых облегчало осуществление торговых операций. Они основывались на международной торговой практике и обычаях. Сборник назывался "Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс" (International Commercial Terms). Изменения в Инкотермс вносились в 1953, 1967, 1980, 1990, 2000 годах. С 1 января 2011 вступила в действие новая редакция правил Инкотермс, которая получила название "Инкотермс 2010" .

Базисные условия поставки упрощают процесс разработки и заключения контракта, помогают партнерам найти способ распределения ответственности.

В контракте купли-продажи базисными условиями поставки являются условия, определяющие:

1) права и обязанности сторон по поставкам проданных товаров:

Кто и за чей счет обеспечивает транспортировку товаров по территории стран экспортера, импортера, транзитных стран, а также при перевозке морским, речным, воздушным транспортом;

Состояние груза по транспортного средства, определяет обязательства продавца установленной в контракте цену доставить груз в определенное место или погрузить товар на транспортное средство или подготовить его к загрузке, или передать транспортной организации;

Обязательства продавца по упаковке и маркировке товаров, а также обязательства сторон по страхованию грузов;

Обязательства сторон по оформлению коммерческой документации в соответствии с действующим в международной торговой практике требованиями;

Где и когда переходят от продавца к покупателю права собственности на товар;

2) момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара и расходы, которые могут возникнуть в связи с этим.

Обязательства продавца и покупателя, приведенные в Инкотермс-2010 по каждой из базисных условий, перечисленные в таблице 10.1.

Таким образом, базисные условия поставки определяют, кто несет расходы по транспортировке товара от продавца к покупателю. Издержки, которые несет экспортер, включаются в цену товара (иногда они достигают 40-50% цены). Базисные условия устанавливают базис цены товара и оказывают влияние на уровень цены.

Таблица 10.1. Обязательства контрагентов

А. Обязательства продавца

В. Обязательства покупателя

А1. Предоставление товара в соответствии с условиями контракта

В1. Уплата цены

А2. Оформление лицензий, разрешений и выполнения других формальностей

В2. Оформление лицензий, разрешений и выполнения других формальностей

А3. Оформление контракта перевозки и страхования

В3. Оформление контракта перевозки и страхования

А4. Поставка (товара)

В4. Принятие поставки (товара)

А5. Переход рисков

В5. Переход рисков

А6. Распределение расходов

В6. Распределение расходов

А7. Сообщение покупателю

В7. Сообщение продавцу

А8. Доказательство поставки, транспортные документы или эквивалентные электронные сообщения

В8. Доказательство поставки, транспортные документы или эквивалентные электронные сообщения

А9. Проверка, упаковка, маркировка

В9. Проверка товаров

А10. Другие обязательства

В10. Другие обязательства

ИНКОТЕРМС содержит 11 коммерческих терминов, сгруппированных по четырем категориям. По каждой условием определяются обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливается момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя.

Термин "Франко", который используется при обозначении базисных условий означает, что покупатель свободен от риска и всех расходов по снабжению товара до пункта, обозначенного после слова "франко" (табл. 10.2).

Таблица 10.2.

Одиннадцать терминов Инкотермс-2010 разделены на две группы:

1. Базисные условия поставки для любого вида или видов транспорта: EXW, FCA, CIP, CPT, DAT, DAP, DDP.

2. Базисные условия поставки для морского и внутреннего водного транспорта: FAS, FOB, CFR, CIF.

И. Группа "Е" требует от продавца лишь предоставить товар в распоряжение покупателя на своей собственной территории и поэтому он не несет никаких рисков и потерь по доставке груза

1. EXW - "франко-завод (франко-склад) продавца". Это условие поставок предполагает, что продавец выполнил свои обязательства по доставке товара в момент его передачи покупателю или уполномоченному им лицу со своего предприятия или склада. Продавец (если иное не оговорено сторонами в контракте) не несет ответственности за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем и за его таможенную очистку (оплата необходимых таможенных сборов). Покупатель за свой счет обеспечивает отгрузки и транспортировки в пункт назначения и берет на себя все связанные с этим расходы и риски. Таким образом, это условие поставок содержит минимальные обязательства для продавца; соответственно и цена товара, продан по условиям EXW, будет наименьшей по сравнению с другими базисными условиями поставки. Однако это условие не должна применяться, когда покупатель по причинам, от него не зависящим, не может выполнить или обеспечить выполнение таможенных формальностей, связанных с экспортом товара. В этих случаях поставки необходимо осуществлять на условиях "франко-перевозчик" (FCA).

II. Группа "F" терминов требует от продавца доставки товара для перевозки в соответствии с инструкциями покупателя. Договоры на этих условиях относятся к договорам отправления.

2. FCA - "франко-перевозчик". Это условие означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке товара в момент передачи очищенного для экспорта товара перевозчику, который указал покупатель, в названном месте или пункте. Если этот пункт в контракте точно не указан, продавец может по своему усмотрению выбрать пункт передачи товара перевозчику в пределах оговоренного в контракте района. В ряде случаев (при транспортировке по железной дороге или воздушным транспортом) договор с перевозчиком заключается продавцом, но делает он это за счет покупателя и на его риск.

Это условие поставки может применяться по любым способом поставок, включая смешанные перевозки.

Под перевозчиком понимают лицо, которое в соответствии с договором перевозки, обязуется сделать или обеспечить транспортировку товара по железной дороге, автотранспортом, воздушным транспортом, морем или по внутренним водным путям, или смешанные перевозки. Если в соответствии с инструкциями покупателя продавец должен передать товар лицу, не являющемуся перевозчиком, то считается, что продавец выполнил свои обязательства на момент, когда товар перешел на ответственное хранение до этого лица.

3. FAS - "свободно вдоль борта судна". В этих условиях поставки продавец выполняет свои обязательства по поставке в момент, когда товары размещены "вдоль судна" на причале или на баржах-лихтерах в указанном порту отгрузки. С этого момента все расходы и риски повреждения товара берет на себя покупатель. Покупатель также должен обеспечить таможенную очистку товара в стране экспортера. Соответственно эта условие поставок не должна применяться, когда покупатель по объективным причинам не может обеспечить выполнение формальностей, связанных с экспортом товара.

4. FOB - "франко-борт" или "свободно на борту судна". Условие поставки FOB означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке товара в момент, когда последний пересек борт судна в согласованном сторонами порту отгрузки. Таким образом, риск потери или повреждения товара переходит от продавца к покупателю именно в этот момент.

При отгрузке на условиях FOB продавец должен обеспечить очистку товара для экспорта. В случаях, когда пересечение товаром борта судна не имеет большого значения (например, в случае перевозок на судах-рокеры или при контейнерных перевозках), применяется условие поставки FCA.

III. Группа "С" терминов требует от продавца заключить договор перевозки на обычных условиях за свой собственный счет. Договоры на этих условиях относятся к отгрузочных контрактов.

5. CFR - "стоимость и фрахт". В этом случае продавец оплачивает все расходы, связанные с транспортировкой груза в указанный пункт назначения.

В то же время риск потери или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент пересечения груза борту судна. Покупатель берет на себя также другие дополнительные расходы, которые могут возникнуть уже после погрузки товара на судно. Продавец, однако, должен обеспечить свободный вывоз груза из своей страны (оплатить все таможенные пошлины).

6. CIF - "стоимость, страхование и фрахт". По всем признакам CIF аналогичное CFR. Отличие заключается лишь в том, что продавец должен застраховать груз от риска повреждения или потери в процессе транспортировки. Продавец заключает договор со страхователем и платит ему страховую премию.

Однако при заключении договора по условиям CIF покупатель должен исходить из того, что продавец обеспечит минимально возможное страхование товара. Продавец также должен обеспечить таможенную очистку товара для экспорта.

7. СРТ - "перевозка оплачена до". На условиях СРТ продавец оплачивает стоимость перевозки груза в указанный пункт назначения. Риск потери или повреждения товара так же, как и все дополнительные расходы, возникающие после передачи товара перевозчику, переходят к покупателю в момент принятия груза перевозчиком.

При этом под перевозчиком понимают лицо, которое согласно договору перевозки обязуется осуществить или обеспечить транспортировку товара по железной дороге, автотранспортом, морем, воздушным транспортом или внутренним водным путям или путем смешанной перевозки. Если для транспортировки груза использовались несколько перевозчиков, риски переходят с продавца на покупателя при передаче товара первому перевозчику. Продавец, однако, должен обеспечить очистку товара для экспорта.

8. СИР - "перевозка и страхование оплачены до». СИР имеет много общего с CIF. Используется любой вид транспорта. Применяется, как правило, при смешанных перевозках. Продавец должен заключить договора перевозки и страхования, обеспечить таможенную очистку груза. Однако так же, как и при транспортировке по условиям CIF, продавец должен обеспечить минимально возможное страхование груза.

IV. Группа "D" терминов, согласно которой продавец отвечает за прибытие товара в согласованное место или пункт назначения на границе или в пределах страны импорта, и нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара в страну назначения. Договоры на этих условиях относятся к поставляющих контрактов.

9. DAT - "поставка на терминале" (название места назначения) означает, что продавец выполнил свои обязательства, когда товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, доставлен им в согласованный терминал указанного места назначения. Под термином "терминал" понимается любое место, в т.ч. авиа / авто / железнодорожный карго терминал, причал, состав и др. Условие DAT возлагает на продавца обязанность нести все расходы и риски по транспортировке товара и его разгрузки на терминале, включая (где это потребуется) любые экспортные сборы из страны назначения. Под словом "сборы" в данном случае понимают ответственность и риски по проведению таможенной очистки, а также за уплату таможенных формальностей, таможенных пошлин, налогов и других сборов.

10. DAP - "поставки в пункте" (название места назначения) означает, что продавец выполнил свое обязательство по поставке, когда он предоставил покупателю товар, предназначенный для разгрузки с транспортного средства, прибывшего в согласованное место назначения. DAP возлагает на продавца обязанность по экспортному таможенной очистке товара.

11. DDP - "поставка с оплатой пошлины" (название места назначения) означает, что продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара, включая (где это потребуется) любые импортные сборы в стране назначения. DDP не может применяться, если продавец прямо или косвенно не может обеспечить получение импортной лицензии. Если стороны согласились об исключении из обязательств продавца некоторых из расходов, подлежащих оплате при импорте (таких, как НДС), это должно быть четко определено в контракте купли-продажи. Тогда как термин EXW возлагает на продавца минимальные обязанности, термин DDP предполагает максимальные обязанности продавца.

Следует иметь в виду, что, приступая к изучению данного вопроса, читатель должен быть знаком с содержанием контракта (договора) купли-продажи и четко представлять себе, что этот договор регулирует отношения только между продавцом и покупателем (в том числе и по вопросам транспортировки грузов), не затрагивая их взаимоотношений с перевозчиком. Круг отношений с перевозчиками устанавливается отдельными документами – договорами перевозки, содержание которых будет рассмотрено ниже.

Торгово-экономическое сотрудничество разных стран опосредствуется через заключение соответствующих внешнеэкономических сделок (соглашений, договоров, контрактов). Важное значение при заключении и исполнении этих сделок, а особенно договоров международной купли-продажи товара, играют международные обычаи. В частности, в договорах купли-продажи товара большое значение имеет способ транспортировки товара и определяющие его правила.

При заключении внешнеторговой сделки партнеры должны четко распределить между собой многочисленные обязанности, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю (транспортировка, подготовка товара к отгрузке, погрузочно-разгрузочные работы, страхование, оформление таможенных документов и т.д.). Каждая из этих обязанностей предполагает различные расходы, которые могут составлять от 30 до 50% цены товара. Расходы по доставке товара, которые несет продавец, включают в цену товара. При транспортировке товара существует также риск, связанный с его потерей или порчей.

Для определения прав и обязанностей продавца и покупателя по доставке товара и установления момента перехода риска случайной гибели или порчи товара с продавца на покупателя были разработаны базисные условия поставки. Выбор базисного условия сторонами контракта зависит, в первую очередь, от способа перевозки товара и условий поставки. Базисными эти условия называют потому, что они устанавливают базис (основу) цены товара и оказывают влияние на ее уровень.

Для унификации базисных условий поставки Международная торговая палата (МТП) в 1936 году издала “Международные правила по толкованию торговых терминов” (“Инкотермс”). В дальнейшем они выпускались в новых редакциях 1953, 1967, 1976, 1980 и 1990 годов. Это было обусловлено появлением новых видов транспортировки, например контейнерных перевозок с применением трейлеров и паромных судов с использованием горизонтального способа погрузки (выгрузки).

В настоящее время действует “Инкотермс 1990”, где все термины разделены на 4 группы. Группа первая – продавец представляет товары покупателю непосредственно в своих помещениях (термины группы “Е”); вторая группа – продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика, который обеспечивается покупателем (термины группы “F”); третья группа “С” – продавец обязуется заключить договор перевозки, однако без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара; четвертая группа “Д” – продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения. Базисные условия могут применяться и при прямых, и при смешанных перевозках.

“Инкотермс” применяют только в тех случаях, когда в контракте сделана ссылка на них. Поскольку Международные правила носят факультативный характер, их применение в полном объеме или в какой-то их части определяется договаривающимися сторонами. При несовпадении условий контракта с положениями “Инкотермс” приоритет имеют условия контракта. Любое положение, содержащееся в правилах “Инкотермс”, не может иметь применения, если стороны в контракте предусмотрели иные условия по вопросам, регулируемым правилами, поэтому во избежание недоразумений целесообразно включить в контракт фразу о том, что при толковании настоящего контракта имеют силу условия “Инкотермс” – 1990.

В “Инкотермс” не содержатся положения о моменте перехода права собственности на товар. Это положение необходимо специально предусматривать в контракте.

Российские внешнеторговые организации при заключении контракта с фирмами зарубежных стран активно используют “Инкотермс”. Кроме того, с некоторыми государствами у нас заключены двусторонние Общие условия поставки товаров, в которых также содержатся указания относительно базисных условий поставки. Так же, как и “Инкотермс”, они являются рекомендательными, и стороны не обязаны точно следовать их рекомендации.

В современной практике международной торговли “Инкотермс” получил определенное признание и довольно широкое применение, поскольку предлагаемое в нем толкование отдельных терминов соответствует наиболее распространенным торговым обычаям и правилам торговли, сложившимся на мировом рынке. Базисные условия поставки обозначаются начальными буквами, определяющими положение груза по отношению к транспортному средству. “Инкотермс – 1990” определяет и дает толкование 13 разновидностям базисных условий поставки:

Группа “Е”

Вывоз груза с завода

EXW франко-завод

Группа “F”

Основная перевозка оплачивается покупателем

FCA франко-перевозчик

FAS франко-пристань вдоль борта судна

FOB франко-борт судна

Группа “С”

Основная перевозка оплачивается продавцом

CFR стоимость и фрахт

CIF стоимость, страхование, фрахт

СРТ фрахт/провозная плата оплачены до..

CIР фрахт/провозная плата и страховка оплачены до…

Группа “Д”

Прибытие груза

DAF поставка на границе

DES с судна

DEQ с пристани

DDU поставка до… без оплаты пошлины

DDP поставка до… с оплатой пошлины

Применяемый при обозначении базисных условий термин “франко” происходит от слова “свободно” и означает, что покупатель свободен от риска и всех расходов по доставке товара до пункта, обозначенного за словом “франко” (свободно).

Разница между терминами “фрахт” и “провозная плата” заключается в том, что первый относится к морскому и воздушному транспорту, а второй – к наземному.

EXW (ex works) – франко-завод. При этом условии продавец обязан предоставить товар в распоряжение покупателя на своем предприятии в срок и в месте, обозначенном в контракте, для погрузки на транспортное средство, предоставленное покупателем. Продавец не обязан предоставлять покупателю свои погрузочные средства. Ecли это происходит, то покупатель несет расходы по данной операции.

Риск случайной утраты, повреждения или гибели товара переходит на покупателя с момента, когда товар предоставлен в его распоряжение на складе продавца при условии, что товар должным образом индивидуализирован, то есть отделен от остальной продукции продавца и обозначен как товар, являющийся предметом данного контракта. Поставка товара на этом условии может осуществляться с использованием различных видов транспорта, а также их комбинаций.

FCA (free carrier) – франко-перевозчик . Данное базисное условие подразумевает передачу экспортного товара, включая экспортную лицензию и таможенную декларацию, указанному покупателем перевозчику в оговоренном месте. Термин “перевозчик” означает любое лицо, которое (или от имени которого) заключает договор перевозки. Перевозчиком может выступать и транспортно-экспедиторская фирма, принимающая на себя ответственность за транспортировку груза.

По данному базисному условию способ перевозки и фирму-перевозчика выбирает покупатель. Он обязан за свой счет заключить договор перевозки из обусловленного пункта, сообщив продавцу наименование перевозчика и срок передачи ему товара. Продавец в подтверждение сдачи товара перевозчику должен предоставить покупателю: коносамент или транспортную накладную, расписку перевозчика или же расписку транспортно-экспедиторской фирмы. Если для заключения договора перевозки требуется помощь продавца, то продавец может оказать покупателю эту услугу за его счет.

Риск случайной гибели или порчи товара переходит на покупателя в момент передачи товара в распоряжение перевозчика в поименованном пункте.

Расходы по формированию грузовых партий оплачивает покупатель: если эти расходы производит экспедиторская фирма-перевозчик, они включаются в провозную плату; если их производит продавец до сдачи груза перевозчику, он включает их в цену товара либо покупатель возмещает их отдельно.

Условие “Франко-перевозчик” может применяться при любых видах транспортировки.

FAS (free alongside ship) – свободно вдоль борта судна. Данное базисное условие применяется только при морских и речных перевозках. При этом продавец обязан поставить за свой счет товар в обусловленный контрактом порт отгрузки и расположить его вдоль борта судна, указанного покупателем, или на подсобные суда и баржи и доставить к судну перевозчика, а также известить покупателя о том, что товар поставлен вдоль борта судна. Покупатель, в свою очередь, должен зафрахтовать судно, известить продавца о месте подачи груза, сообщить название судна, срок доставки товара и его погрузки на борт судна, уладить экспортные и таможенные формальности. Риск случайной гибели переходит на покупателя с момента фактической поставки товара вдоль борта судна в обусловленном порту погрузки и в срок, указанный в договоре.

FOB (free on board) – свободно на борту. Данное базисное условие предполагает, что продавец обязан поставить товар на борт судна, зафрахтованного покупателем в согласованном порту погрузки, в срок, указанный в договоре, и вручить покупателю коносамент, а также осуществить экспортные формальности. Покупатель фрахтует судно за свой счет, извещает продавца о сроке и месте погрузки, названии и месте прибытия судна. Риск случайной гибели или порчи товара переходит с продавца на покупателя в момент фактического перехода товара через поручни судна в согласованном сторонами порту отгрузки.

Страхование груза осуществляет каждая из сторон по своему усмотрению и в пределах своей ответственности, то есть продавец страхует его до момента перехода через борт судна в порту отгрузки, а покупатель должен позаботиться о страховании груза с момента перехода товара через борт судна в порту погрузки и до принятия его на своих складах в пункте назначения.

CFR (cost and freight) – стоимость и фрахт. Согласно этому базисному условию продавец обязан зафрахтовать судно, оплатить стоимость фрахта до согласованного порта назначения, погрузить товар на борт судна в порту отгрузки в установленный контрактом срок. Это означает, что в уплачиваемую покупателем цену входит стоимость товара и фрахта.

Продавец представляет покупателю также чистый коносамент, под которым понимается коносамент, не имеющий дополнительных оговорок, прямо указывающих на дефектное состояние товаров или упаковки. Расходы по выгрузке товара в порту несет покупатель (кроме случаев перевозки на судах регулярных судовых линий, когда расходы по выгрузке входят во фрахт и, следовательно, оплачиваются продавцом). Риск случайной гибели товара переходит на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. Условие cfR обязывает продавца уладить все экспортные формальности. Применяется только для речного и морского транспорта.

CIF (cost, insurance and freight) – стоимость, страхование, фрахт. Это условие также используется при поставке товаров морским и речным транспортом. Продавец при этом обязан зафрахтовать судно, оплатить фрахт, доставить товар в порт отправления, погрузить его на борт судна в согласованный срок и вручить покупателю чистый бортовой коносамент. Продавец также должен застраховать товар от транспортных рисков и вручить покупателю страховой полис, выписанный на его имя. Таким образом, при поставке товара на условиях СИФ в цену товара, оплачиваемую покупателем, входит его стоимость, фрахт и страхование.

Риск случайной гибели переходит на покупателя в момент фактического перехода товара через поручни судна в порту отправления. Покупатель должен иметь в виду, что данное условие обязывает продавца застраховать товар лишь на минимальных условиях. Страховую премию оплачивает продавец, но товар перевозится на страх и риск покупателя. Поэтому для полного покрытия рисков покупатель может дополнительно застраховать товар от всех рисков от склада до склада; расходы по этому страхованию он будет нести сам.

Если четко установлены все риски и уточнены соответствующие гарантии, то для фирмы-экспортера наилучшим является контракт на условиях СИФ. С одной стороны, товар застрахован от начала до конца, с другой – продавец получает максимальную цену (включая фрахт и стоимость страхования), а покупатель избавляется от всех сложностей и должен только оплатить товар. Единственным сложным моментом при поставке товара на условиях СИФ является то, что продавец перед отгрузкой должен убедиться в наличии у покупателя импортной лицензии. Ее получение и связанные с ней формальности оплачивает покупатель.

СРТ (carriage paid to…) – фрахт/провозная плата оплачены до… Это базисное условие может быть использовано для всех видов транспортировки, включая смешанную, контейнерную и др. Продавец обязан заключить за свой счет договор перевозки товара до согласованного пункта в месте назначения и оплатить перевозчику провозную плату. Он должен передать товар первому перевозчику на его грузовом складе и получить грузовую расписку, которая содержит условия договора перевозки, но не является товаросопроводительным документом. Продавец предоставляет покупателю транспортный документ (коносамент, транспортную накладную или расписку перевозчика), выданный перевозчиком.

Покупатель указывает выбранный им пункт назначения и несет все расходы с момента прибытия товара в этот пункт. Риск случайной гибели или порчи товара переходит на покупателя с момента передачи товара в распоряжение первого перевозчика в срок, предусмотренный договором. Если в транспортировке товара к согласованному пункту поочередно участвуют несколько перевозчиков, риски переходят на покупателя с передачей товара первому перевозчику. Базисное условие СРТ обязывает продавца уладить все экспортные формальности.

CIP (freight/carriage and insurance paid to…) – фрахт/провозная плата и страховка оплачены до… В соответствии с данным базисным условием продавец обязан заключить договор перевозки и оплатить перевозку до пункта назначения, застраховать товар, оплатить страховую премию и передать товар первому перевозчику.

Покупатель называет пункт назначения и несет все риски в процессе транспортировки. Риск переходит на покупателя с момента передачи товара первому перевозчику. По этому базисному условию страхования премия превышает цену, предусмотренную контрактом, на 10%. Продавец должен сообщить покупателю о величине страховой премии для того, чтобы тот мог дополнительно застраховать товар, если он сочтет это необходимым, прежде чем товар будет передан продавцом первому перевозчику. Условие CIP обязывает продавца уладить все экспортные формальности.

DAF (delivered at fronteir) – c поставкой на границе. Это условие означает, что обязанности продавца считаются выполненными в момент прибытия товара на границу, однако до поступления на таможенную границу страны, обозначенной в договоре. Продавец обязан предоставить товар в распоряжение покупателя в указанном месте и передать ему обычный транспортный документ, складской варрант и т.д.

Покупатель обязан принять товар в поименованном месте поставки на границе и нести ответственность за все его последующие перемещения, выполнить за свой счет все таможенные и иные формальности, нести расходы по выгрузке товара по его прибытии в поименованное место поставки на границе. Риск случайной гибели переходит на покупателя с момента надлежащей передачи товара в его распоряжение в названном месте поставки на границе. Если необходимо покрыть риски страховым полисом, “Инкотермс” рекомендует продавцу и покупателю договориться, кто из них обеспечивает страхование товара на всем пути.

DES (delivered ex ship) – с судна (франко-порт назначения). Данное базисное условие используется только при морских и речных перевозках. Как и при условии CIF, продавец обязан за свой счет доставить товар в согласованный порт назначения и предоставить его в распоряжение покупателя на борту судна в пункте разгрузки, указанном в контракте. Он извещает покупателя о предполагаемой дате прибытия судна и предоставляет ему документы (коносамент и др.), дающие покупателю право на получение груза от перевозчика. Покупатель несет все риски и расходы, падающие на товар с момента, когда он был в действительности предоставлен в его распоряжение на борту судна.

DEQ (delivered ex guay) – с франко-пристани, с франко-причала (пошлина оплачена). Это условие используется только при морской и речной перевозке. Продавец несет все расходы по доставке товара в срок, обусловленный в контракте, на пристань (причал) в согласованном порту назначения, включая оплату фрахта и расходы по выгрузке товара и расположению его на пристани. Он предоставляет покупателю документы, необходимые для того, чтобы покупатель мог принять товар и взять его с пристани. Покупатель несет все расходы и риски с момента, когда товар действительно предоставлен в его распоряжение на набережной в согласованном порту назначения после прохождения таможенной очистки.

DDU (delivered duty unpaid) – поставка до… без оплаты пошлины. Продавец выполнил свои обязательства по поставке, если товар предоставлен в распоряжение покупателя в согласованном пункте в стране-импортере. Продавец берет на себя все расходы и риски по перевозке товара к пункту назначения (кроме импортных пошлин, налогов и других расходов, а также расходов и рисков при оформлении документов на экспортируемый товар). Если стороны согласны, что продавец берет на себя улаживание импортных формальностей и обусловленные этим расходы и риски, то это должно быть ясно отражено в контракте.

DDP (delivered duty paid) – поставка до… с оплатой пошлины . Продавец выполнил свои обязательства по поставке, если товар предоставлен в распоряжение покупателя в согласованном пункте страны-импортера. Оно предполагает максимальные обязанности продавца и применяется при всех видах транспортировки.

Продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя в поименованном месте назначения в стране импортера в срок, обусловленный договором, и передает покупателю документ, являющийся основанием для приема товара. При этом продавец за свой счет и риск заключает договор перевозки товара и несет все транспортные риски до пункта назначения.

Покупатель принимает товар, как только продавец надлежащим образом передает товар в его распоряжение в указанном месте назначения. Выгрузка товара, если иное не предусмотрено в контракте, также оплачивается продавцом. Риск случайной гибели переходит на покупателя с момента передачи товара в его распоряжение в поименованном месте назначения в стране импортера. Заключая контракт на этом условии, следует точно указать пункт назначения, в котором происходит переход рисков, в противном случае возможны расхождения в трактовке этого момента сторонами контракта, поскольку он (“критический момент”) может приходиться на портовый склад или на склад покупателя.

ВАРИАНТ №3

1. Базисные условия поставки («Инкотермс»)………………………………….2

2. Порядок проведения и бухгалтерский учет операций покупки и продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке………………………...9

3. Задачи………………………………………………………………………….12

4. Список литературы……………………………………………………………14

1. Базисные условия поставки («Инкотермс»)

Целью Инкотермс является обеспечение комплекта международных правил по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Таким образом, можно избежать или, по крайней мере, в значительной степени сократить неопределенность различной интерпретации таких терминов в различных странах.
Зачастую стороны, заключающие контракт, незнакомы с различной практикой ведения торговли в соответствующих странах. Это может послужить причиной недоразумений, разногласий и судебных разбирательств с вытекающей пустой тратой времени и денег. Для разрешения всех этих проблем Международная торговая палата опубликовала впервые в 1936 году свод международных правил для точного определения торговых терминов. Эти правила известны как "Инкотермс 1936". Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и в 2000 году для приведения этих правил в соответствие с современной практикой международной торговли. С учетом изменений, время от времени вносимых в Инкотермс, важно обеспечить, чтобы в каждом случае, когда стороны намереваются включить Инкотермс в свой договор купли - продажи, всегда была сделана четкая ссылка на действующий в настоящее время вариант Инкотермс. Этому можно с легкостью не придать значения, когда, например, делается ссылка на более ранний вариант в стандартных формах договора или в бланках заказа, используемых торговцами. Отсутствие ссылки на текущий вариант может затем привести к разногласиям относительно того, были ли намерены стороны включить данный вариант или более ранний вариант в качестве составляющей их договора. Торговцы, которые желают использовать Инкотермс 2000 должны четко указать, что они в договоре купли - продажи руководствуются "Инкотермс 2000".

Условия поставки:

1) «Инкотермс» содержит 15 базисных условий поставок, которые предусматривают разные сочетания расходов и рисков продавца и покупателя и классифицированы в зависимости от способности транспортировки.

2) Условия поставок описывают переход рисков, распределение между сторонами рисков по сделке, момент и порядок исполнения продавцом своих обязательств по поставке.

3) Унифицированные условия поставок имеют общий характер, поэтому в соответствующих статьях контракта стороны должны уточнить обязанности продавца и покупателя по поставке товара.

4) Условия предусматривают функцию распределения расходов по доставке товаров между продавцом и покупателем. Эти расходы могут составлять до 50% цены товара. В состав расходов по доставке включаются:

Подготовка к отгрузке;

Подгрузка в транспортное средство;

Перевозка;

Перегрузка;

Страхование груза;

Хранение товаров в пути;

Таможенные пошлины и др.

5) Условия возмещения коммерческих расходов дифференцированы на четыре группы (E , F , C , D ), каждая из которых представлена соответствующими подгруппами. В свою очередь, каждая подгруппа включает в себя несколько названий коммерческих условий поставок.

Группа Е Отправление
EXW Франко завод (... название места)
Группа F Основная перевозка не оплачена
FCA Франко перевозчик (... название места назначения)
FAS Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки)
FOB Франко борт (... название порта отгрузки)
Группа С Основная перевозка оплачена
CFR Стоимость и фрахт (... название порта назначения)
CIF Стоимость, страхование и фрахт (... название порта назначения)
CPT Фрахт/перевозка оплачены до (... название места назначения)
CIP Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (... название места назначения)
Группа D Прибытие
DAF Поставка до границы (... название места доставки)
DES Поставка с судна (... название порта назначения)
DEQ Поставка с пристани (... название порта назначения)
DDU Поставка без оплаты пошлины (... название места назначения)
DDP Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения)

EXW - EX Works (... named place), Франко завод (...название места). Термин «Франко завод» означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (например: на заводе, фабрике, складе и т.п.). Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенную очистку товара для экспорта. Данный термин возлагает, таким образом, минимальные обязанности на продавца, и покупатель должен нести все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения. Однако, если стороны желают, чтобы продавец взял на себя обязанности по погрузке товара на месте отправки и нес все риски и расходы за такую отгрузку, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи. Этот термин не может применяться, когда покупатель не в состоянии выполнить прямо или косвенно экспортные формальности. В этом случае должен использоваться термин FCA, при условии, что продавец согласится нести расходы и риски за отгрузку товара.

FAS - Free Alongside Ship (... named port of shipment), Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки). Термин «Франко вдоль борта судна» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель. По условиям термина FAS на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Этим данное издание отличается от предыдущих изданий «Инкотермс», в котрых обязанность по таможенной очистке для экспорта возлагалась на покупателя. Однако если стороны желают, чтобы покупатель взял на себя обязанности по таможенной очистке товара для экспорта, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

FCA - Free Carrier (...named place), Франко перевозчик (...название места). Термин «Франко перевозчик» означает, что продавец доставит прошедший таможенную очистку товар указанному покупателем перевозчику до названного места. Следует отметить, что выбор места поставки повлияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара на данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца, то продавец несет ответственность за отгрузку. Если же поставка осуществляется в другое место, продавец за отгрузку товара ответственности не несет. Данный термин может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешенные перевозки. Под словом «Перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. Если покупатель доверяет другому лицу, не являющемуся перевозчиком, принять товар, то продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента передачи его данному лицу.

FOB - Free On Board (... named port of shipment), Франко борт (... название порта отгрузки). Термин «Франко борт» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель. По условиям термина FOB на покупателя возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин FCA.

CFR - Cost and Freight (... named port of destination), Стоимость и фрахт (... название порта назначения). Термин «Стоимость и фрахт» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в названный порт назначения, ОДНАКО, риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя. По условиям термина CFR на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин CPT.

CIF - Cost, Insurance and Freight (... named port of destination)., Стоимость, страхование и фрахт (...название порта назначения). Термин «Стоимость, страхование и фрахт» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, НО риск потери или повреждения товара, как и любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя. Однако, по условиям термина CIF на продавца возлагается также обязанность приобретения морского страхования в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки. Следовательно, продавец обязан заключить договор страхования и оплатить страховые взносы. Покупатель должен принимать во внимание, что согласно условиям термина CIF, от продавца требуется обеспечение страхования лишь с минимальным покрытием. В случае, если покупатель желает иметь страхование с большим покрытием, он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования. По условиям термина CIF на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин CIP.