). Скорее всего слов “дож” переводится как предводитель или глава. Первый дож Венеции – — был избран в 697 году, а последний сложил свои полномочия в 1797 году, когда в Венецию вошли солдаты армии Наполеона.

К тому времени венецианские дожи (а также римские папы) являлись самыми древними чиновниками в мире. Самое интересное, что институт власти дожа в Венеции практически не претерпел изменений со времен своего основания, и его роль в государстве очень напоминает роль консулов в Риме.

Нельзя сказать, что жизнь Дожа Венеции была просто и безоблачна. Многие из них были убиты в следствии заговоров или восстаний, а двоих даже казнили за превышение их полномочий. Т.е. должность дожа была небезопасной. Правда все несчастья с дожами происходили до 1423 года; после чего все властители Венеции мирно умирали в своей постели.

Права и обязанности дожа

Все же в отличие от античного Рима осталась республикой . Поэтому как не старались дожи усилить свою власть особенных успехом на этом поприще они не достигли. Мало того, Дож Венеции по сути оставался пленником в своем доме. Этот человек, который по своему статусу был на одном уровне с королями Европы, по факту даже не имел право на свою собственную переписку. Видно венецианцы учли опыт республиканского Рима и за своими дожами старались следить тщательно.

Даже больше. Начиная с 1275 года дожу в Венеции даже запретили иметь собственность вне Венеции, а его детям было запрещено вступать в брак с иностранцами. Жена дожа не должна была заниматься коммерцией, а также ей запрещалось принимать подарки от иностранных купцов. Перед своим вступлением в должность дож приносил специальную присягу и эти ограничения вступали в силу.

В 15 веке совет Венецианской республики запретил дожу оставаться наедине с иностранными послами. Причем во время приемах он мог произносить лишь только определенный набор фраз. Даже личные увлечение ограничивались с момента вступления дожа в свою должность. Так например дожу Антонио Гримани, который был страстным охотником, было разрешено охотиться лишь четыре раза в год.

Повсюду дож был окружен шпионами венецианского совета . После смерти дожа совет избирал так называемый магистрат который должен был оценить деяния дожа. Этот же магистрат должен был придумать правила поведения для нового дожа, если видел, что действия предыдущего дожа были подозрительными.

На самом деле Венецией правил так называемый Совет Десяти . Конечно был еще и Большой Совет, этакий парламент Венецианской республики. В этот совет попадал автоматически каждый аристократ Венеции как только он достигал 21 года. Однако реальная власть была в руках Совета Десяти, куда избирались на год. Интересно, что плату члены Совета Десяти не получали.

И все же дож Венеции не был фигурой номинальной. Во многих вопросах его слово было решающим, однако за свою власть Дож Венеции платил своей свободой.

Венецианский Дож и Совет Десяти

Венеция на карте

В Венеции все дороги ведут к площади Сан-Марко, по крайней мере, я, гуляя по городу, практически неизменно оказываюсь здесь. Неудивительно, что это место так манит туристов: здесь расположены две главные достопримечательности города – Собор святого Марка и знаменитый Дворец дожей. Подплывая к Сан-Марко, мы видим наверно самый классический венецианский вид – парадный подъезд города.

Таким его видели жители и гости республики и много веков назад: колонна со львом св. Марка, колонна со св. Теодором, попирающим дракона, а справа – боковой фасад Дворца дожей. Палаццо Дукале (так его называют на венецианский манер) на протяжении долгих веков являлся тем центром, из которого маленькая Венеция вершила мировую историю, пока Наполеон не положил конец независимости Венецианской республики в 1797г. Дворец был не только домом дожа (верховного правителя республики), но и местом заседаний правительства, зданием суда и тюрьмы. Перед дворцом в бурные моменты истории собирался народ, с его балконов оглашались самые важные указы и вновь принятые законы. Сейчас Дворец дожей – главный музей Венеции, который я рекомендую посетить, даже если времени в городе у вас в обрез. Давайте же познакомимся с ним поближе.

История

Первое здание на этом месте построили ещё в IX веке, и в то время это была, скорее, небольшая крепость среди болот – далеко не центр тогдашнего венецианского поселения. Строительство здесь собора св. Марка несомненно повлияло на выбор места резиденции дожей – главный собор и дворец верховного правителя должны были находиться рядом, в географических условиях Венеции это было необходимо. В дальнейшем на протяжении всей истории республики дожи жили только здесь. Необходимость в дворце-крепости вскоре отпала: море служило естественной защитой.

Нынешнее здание возводили больше 100 лет, закончили только в 1424г. Впоследствии дворец много раз достраивался, реконструировался, не раз страдал от пожаров, но всё же дошёл до наших дней без кардинальных изменений.


Дворец был построен в модном в то время готическом стиле. Его архитектура весьма необычна: массивная верхняя часть на тоненьких ножках у меня, например, вызвала поначалу даже ощущение несоразмерности. Однако эта несоразмерность кажущаяся, ощущение «лёгкости» нижней части дворца создают многочисленные арочные пролёты. Замечу, что верхняя часть дворца не слишком богата готическими «кружевами». Дело в том, что отделка её фасада проводилась значительно позже самого строительства, в то время, когда на замену готике пришли более строгие архитектурные стили.


Кстати, обратите внимание на две красные колонны почти посередине здания. С ними связана некая зловещая традиция: то ли с этого места оглашались смертные приговоры, то ли дож именно отсюда наблюдал за смертной казнью преступников – версии разнятся.

Отмечу для ясности: несмотря внешнюю помпезность и важность титула дожа, реальная власть верховного правителя Венецианской республики была крайне ограничена (за исключением совсем уж давних времён). В поздние годы республики это была во многом декоративная должность – все решения принимал Большой Совет, а дож должен был блюсти церемониал и много жертвовать из личных закромов на благо Родины. Зато, будучи выбранным, правил дож уже до самой смерти.

Дворец дожей часто страдал от пожаров. Особенно сильно он выгорел в 1577 году. Тогда разгорелись серьёзные дебаты: восстанавливать дворец в прежнем виде или полностью его переделать. К счастью, возобладал первый подход, иначе нынешний вид дворца мы смогли бы изучать только по старым картинам.

После падения республики в 1797г во дворце размещались различные государственные учреждения, сначала наполеоновские, потом австрийские, а затем и объединённой Италии. В 20-х годах XX века дворец был открыт как музей. Я предлагаю немедленно отправиться туда.

Музей

В былые времена парадным входом во дворец служили знаменитые Бумажные ворота. В наши дни они работают только на выход из музейного комплекса.


Билетные кассы и вход в музей находятся со стороны фасада дворца, выходящего на залив. Очереди сюда обычно небольшие – особенно по сравнению с толпами перед собором св. Марка или Кампанилой. Тем не менее, рекомендую приходить пораньше: к середине дня дворец заполнится людьми и осматривать его станет не очень уютно, особенно в жару.

Покупка билетов

Музей открыт ежедневно с 9-00 до 17-15 (с ноября по февраль – до 16-15). Билет стоит 20 EUR, он единый для посещения Дворца дожей, музея Коррер, Библиотеки Марциана и Археологического музея. По отдельности билеты в эти места не продаются.
Сколько времени уйдёт на осмотр Дворца дожей? По моим ощущениям, даже если вы, не спеша, пойдёте по залам, нигде не останавливаясь дольше, чем на 1-2 минуты, обойти весь комплекс вам удастся часа за 3. Если идти только по самым интересным местам, но задерживаться у отдельных экспонатов чуть подольше – вырисовываются те же 3 часа. Примерно на это время и рассчитаны стандартные экскурсии по дворцу, на которые водят туристов, приезжающих в Венецию автобусом на 1 день. В принципе такой экскурсии вполне достаточно, если ваше время в городе сильно ограничено. Однако если вы путешествуете не туристическим автобусом, и имеете в городе хотя бы 3 дня, я бы рекомендовала осматривать дворец, не торопясь. Если же при этом и брать экскурсию, то иметь возможность после её окончания ещё побродить по залам самостоятельно. Тогда осмотр займёт у вас 4-6 часов, но и впечатление от увиденного окажется более цельным.

Внутренний двор

Пройдя билетные кассы, мы оказываемся во внутреннем дворе резиденции дожей. Перед нами сразу откроется такой вот вид.


В галерее справа размещается небольшая археологическая выставка, на её осмотр уйдёт немного времени. Пройдём к противоположной стороне двора. Обращаю ваше внимание на колодцы – сейчас они не используются, а когда-то вода из них считалась самой вкусной в Венеции, водоносы разносили её по всему городу.

Итак, мы подошли к входной лестнице дворца – Лестнице Гигантов. На ней проводились самые важные церемонии республики, включая венчание нового дожа – здесь ему на голову надевали ритуальную шапочку, символ власти. По бокам от лестницы две статуи: Марса и Нептуна, появившиеся в 1557г, а сзади – выход из музея через Бумажные ворота, туда нам ещё рано. Время подняться по лестнице и зайти внутрь дворца.


В принципе, исследовать залы Дворца дожей можно в любом порядке. Во время первого своего посещения дворца я, например, сразу направилась в парадные залы. Однако можно сначала пройтись по апартаментам дожей. Если вы начали обход с них, обратите внимание на Зал карт с географическими картами и глобусами, Зал философов и небольшую выставку картин известных мастеров – Беллини, Карпаччо и др. Если времени на осмотр дворца не так много, советую не задерживаться в этих залах – самое интересное впереди.

Парадные залы Дворца дожей

По Золотой лестнице. Первые залы

В парадные залы дворца посетители поднимаются по Золотой лестнице, так же, как поднимались по ней знатные гости, послы мировых держав и большие люди республики. Простым людям пройтись по этой лестнице было невозможно – в республике строжайше соблюдали раз и навсегда установленные традиции, существовала даже специальная «золотая» книга с перечнем знатных венецианских фамилий, достойных подниматься по Золотой лестнице. Перед тем, как идти наверх, давайте полюбуемся видом, открывающимся с высоты галереи.


Первые же залы – Зал четырёх дверей, Зал перед Коллегией – восхитили меня богатством убранства, а ведь это были всего лишь прихожие – места, где посетители ожидали приёма у дожа.

В зале Коллегии дож со своими советниками принимали зарубежных гостей, собственных дипломатов и прочих важных персон. Коллегия включала в себя дожа, его шестерых советников, главу совета десяти, верховного канцлера и ещё нескольких сановников. Политическое устройство республики было сложным – большие и малые Советы, Коллегия, Сенат и т.д. Больше всего венецианскую знать пугала перспектива захвата власти одним человеком – отсюда обилие властных органов, ограничивающих власть дожа и друг друга. Частично именно отсутствие сильной власти, её распыление, и привели к плачевному концу былой империи.

Все парадные залы украшены картинами лучших венецианских художников – Тициана, Тинторетто и др. Тематика одна – прославление Венецианской республики, описание её достижений и великих побед. В Зале Коллегий моё внимание привлекла картина Веронезе «Себастьяно Веньер после битвы при Лепанто». Веньер участвовал в битве и впоследствии был избран дожем, но правил всего несколько месяцев – не перенёс горя от пожара 1577г и сильного выгорания дворца.


В Зале Сената советую обратить внимание на картину Тинторетто «Мёртвый Христос в окружении двух дожей». Религиозная тематика соседствует с аллегорическими картинами, вроде «Венеции на троне». Из окна этого зала открывается типичный вид на венецианские крыши.


Зал Компаса

Зал Компаса (Буссола) был мне интересен, прежде всего, не компасом (хотя и он имеется в наличие), а одним из немногих сохранившихся ящиков для доносов.


С одной стороны это просто щель – этакий почтовый ящик, а с другой – сейф с двойной дверцей, который могли открывать только одновременно два человека – каждый свою дверцу. Подобные ящики в Венеции обычно были оформлены в виде львиной пасти и встречались по всему городу, а не только во дворце. Судя по всему, доносили венецианцы друг на друга весьма азартно, в архивах до сих пор хранится огромное количество подобных бумажек.


Из зала Компаса выходили две потайные двери, одна из них вела прямо в тюрьму на верхнем этаже. В зале обвиняемые часто ждали вынесения приговора. Также с замиранием сердца ждали разбирательства своего дела люди, вызванные из-за доноса.
Суд по всем этим делам проходил в Зале Совета Десяти . Совет был образован после заговора 1310 г (чтобы пресекать подобное в зародыше) и являлся, по сути, тайной полицией Венецианской республики. Помимо 10-ти ежегодно переизбираемых членов, в Совет входили дож и 6 его советников. Слава Совета 10-ти была зловещей. Сейчас уже сложно сказать, действительно ли там творился такой жестокий произвол, каким его представляла впоследствии наполеоновская пропаганда. Если и так, то она сработала: надолго в массовом сознании Венецианская республика стала ассоциироваться с тотальным страхом и доносительством, а также с безжалостными судьями, штампующими обвинительные приговоры в зале Совета Десяти и отправляющими заключённых под «свинцовую крышу» – так называли старую тюрьму, камеры которой располагались прямо над помещением Совета.


Оружейные залы

Если время позволяет, рекомендую осмотреть Оружейные залы . Здесь выставлены алебарды, мечи, пики, арбалеты, доспехи разных времён – словом, есть на что посмотреть. Формально оружие принадлежало Совету Десяти и, говорят, всегда хранилось в боевой готовности – мало ли что… Возникает ощущение, что венецианцы всё время жили, как на вулкане. А ведь за более чем тысячелетнюю историю республики здесь не случилось ни одного серьёзного бунта или народного восстания – удивительное достижение.


В Оружейной особое внимание следует обратить на конные доспехи короля Франции Генриха IV, подаренные им республике в 1603г. Да, были времена, когда расположения Венеции искали самые могущественные правители мира.

Пройдя Зал Совета Сорока и несколько смежных с ним комнат, мы окажемся в главном помещении Дворца дожей – Зале Большого Совета. Этот высший орган власти республики заседал здесь, и к концу XVIII столетия разросся аж до 1600 человек. Неудивительно, что этот правительственный зал был самым большим в Италии.


Его украшали лучшие художники Венеции, но, увы, пожар 1577 г полностью уничтожил старое помещение со всеми шедеврами. Из мастеров старой школы только Тинторетто и Веронезе успели поучаствовать в реставрационных работах. Самая известная картина в Зале Большого Совета – «Рай» – как раз авторства Тинторетто и его сына. Эта одна из крупнейших в мире картин занимала всю стену за троном дожа.


Стены зала Большого Совета украшены масштабными полотнами, прославляющими достославные события венецианской истории. Тут и 12 картин, описывающих противостояние императора Фридриха Барбароссы и Папы Александра III (их примирение состоялось именно в Венеции, которая впоследствии пользовалась расположением и того, и другого). Я долго изучала серию картин, прославляющих четвёртый крестовый поход, во время которого при деятельном участии венецианцев был взят и разграблен Константинополь. Эту страницу истории республики очень сложно назвать славной, хотя именно в результате того похода Венеция вышла на пик своего могущества. Спустя почти 600 лет она во многих чертах повторила судьбу Константинополя: французы вывезли из города огромное количество сокровищ и культурных ценностей.

Отдельное место в зале Большого Совета (как и в смежном Зале Голосований ) занимают батальные полотна: победы венецианцев над Генуей, Миланом и над турками при Лепанто нашли широкое отражение в творчестве художников.


В Зале Большого Совета завершалась одна из самых витиеватых церемоний Венецианской республики – выборы дожа. Более запутанной системы выборов наверно не знала история. Перескажу кратко и своими словами: сначала 100 человек выбирают 30 человек, потом эти 30 выбирают 50 человек, затем те 50 выбирают 300 человек ну и тд. В конце этой цепочки кто-то, наконец, выбирал и дожа. Кстати, портреты всех дожей республики также украшают Зал Большого Совета. Я специально отыскала одно место с чёрной драпировкой, вместо портрета: на этом месте находилось изображение дожа Марино Фальеро – единственного из правителей, казнённого за измену (о чём нам и сообщает надпись).


По мосту Вздохов в тюрьму и обратно. Последние залы дворца

Пройдя через мост, мы сможем осмотреть мрачные камеры Новой тюрьмы. Обойти их недолго – внутри нет ничего примечательного, но обстановка и в самом деле гнетущая, я живо представила, каково было заключённым.


Осмотрев камеры и тюремный дворик, ознакомимся с небольшой экспозицией, посвящённой творчеству заключённых не столь давних времён – начала XX века (удивительно, но тюрьма функционировала вплоть до конца Второй Мировой войны). Творчество узников представлено рисунками и надписями на стенах – воистину, здесь перебывало много талантливых людей.


В комнате перед мостом организована маленькая археологическая выставка – демонстрируются предметы, найденные в ходе раскопок фундамента Кампанилы Сан-Марко. Она, как известно, полностью обрушилась в 1902 г, и в процессе работ по её восстановлению было найдено немало предметов, относящихся к самым разным периодам венецианской истории, в частности – останки домашних животных.


Изучив всё интересное, возвращаемся по коридору моста Вздохов обратно во дворец. Осталось пройти ещё несколько небольших залов. В основном, это помещения разных бюрократических ведомств – нотариусов, цензоров и др.

Вскоре мы войдём в комнату с сувенирным магазином, рядом – кафе и туалеты. Покупать сувениры здесь не очень выгодно, но имеется большой выбор книг по истории Венеции и Дворца дожей на разных языках, включая русский. Спустившись отсюда по лестнице, мы снова окажемся во внутреннем дворе.

Здесь можно посидеть отдохнуть на лавочке и обдумать дальнейшие планы на день. Если во Дворце дожей мы уже осмотрели всё, что хотели, двигаемся на выход к Бумажным воротам.


Но задержитесь ещё немного около лестницы Гигантов: рядом с ней в закоулке одной из галерей стоит оригинальная скульптура св. Теодора, попирающего дракона, та самая – с колонны перед дворцом. На колонне её давно заменили копией, а здесь мы можем оценить её по-настоящему внушительные размеры и весьма своеобразный вид вблизи.


Считается, что эта композиция была «собрана» из обломков древнеримских статуй, чем и объясняется её аляповатый вид. Особенно хорош дракон, больше смахивающий на крокодила, которому всё в этой жизни надоело.
Насладившись шедевром, выходим через ворота на площадь Сан-Марко.

Как добраться до Дворца дожей

Большинство туристов добираются до Дворца дожей на вапоретто (№1, №2 и др.). Выходите на остановке San Zaccaria (1) и идите по набережной налево. Когда вы перейдёте Соломенный мост (2), Дворец дожей (3) будет справа от вас. Если вы гуляете по Венеции пешком, и хотите отыскать дворец, двигайтесь в направлении площади Сан-Марко (4), благо указателей в городе хватает. Оказавшись на площади, идите в сторону набережной мимо Собора св. Марка (5), и Дворец дожей (3) будет слева от вас.

Поблизости находится много чего интересного. Перекусив в одном из кафе на Сан-Марко или в ближайших окрестностях, можно отправиться в музей Коррер (6) – билет-то у вас уже есть. Чтобы попасть туда, идите от дворца дожей и собора св. Марка на противоположный конец площади, держась левой стороны. Музей расположен в здании Новых прокураций, и он органично дополняет экспозицию Дворца дожей: здесь меньше масштабных полотен на всю стену и залов с богатой историей, зато подробно представлен быт Венеции разных лет – археологические находки, документы, костюмы, монеты и т.д. Кроме того, вы сможете увидеть коллекцию картин XII-XVII веков, греческие и римские скульптуры V-IV веков до н.э., а также знаменитую библиотеку Марциана (7).


Тут главное – правильно рассчитать свои силы: не стоит пытаться объять необъятное. Если чувствуете усталость, отдохните в садике (8) за библиотекой и идите гулять в сторону Риальто, наслаждаясь неповторимыми венецианскими улочками. В любом случае, этот день станет одним из самых ярких ваших воспоминаний о Венеции.

Франческо Дзанотто писал об эпизоде, связанном со смертью сына Дожа Венеции в тюрьме: «Осуждение города и злоба против Алвиза, находящегося в тюрьме, привели его к тяжелой болезни. Находясь на грани смерти в тюрьме, прошение о лечении и временном освобождении принца, сына Дожа были бесполезными. Непоколебимо решение Дожа о соблюдении закона и наказании преступившего закон. Алвиз умер в тюрьме и был оплакан всеми жителями Венеции. Его смерть стала страшным примером для всех подданых Дожа , примером неотвратимого наказания…»
Незначительный эпизод в истории Венецианской Республики, случившийся в 1383 году , тем не менее показателен, и характеризует нравы того времени, когда никакие личные чувства и симпатии горожан не повлияли на решение Дожа Венеции. Дож Антонио Верньер — отец преступника, и его сын Алвиз умер в тюрьме.
Попробуем подробнее разобраться, что же произошло с сыном Дожа Венеции.

Дож Венеции Андреа Контарини (1368-82 годы)

16 января 1382 года умер старый Дож Венеции Андреа Контарини (1368-1382 был главой Венеции) — герой войны в Киодже, спаситель родины, только что добившийся мира с могущественной Генуей. Ему на смену выбрали богатейшего венецианца Микеле Морозини , отличившегося на дипломатической миссии в Турине. Своё баснословное богатство 74-летний прокуратор Сан Марко увеличил спекуляциями с недвижимостью во время войны с Генуей. В 1379 году помимо Микеле Морозини в Венеции всего четверо жителей так богаты !
Чтобы понять атмосферу в Венеции XIV века и последующие события, мы обратимся к эпизоду из жизни Микеле Морозини . Его женой была Кристина Бондумиер — совсем не та женщина, которую Микеле в молодости обесчестил и изнасиловал, забравшись в её Дворец ночью и пробравшись тайно в спальню.

«Золотая молодёжь» Венеции того времени так развлекалась. Нравы были такими свободными ещё и потому что большинство семей, не желая делить или уменьшать наследство, отдавали своих дочерей в монастырь, даже без склонности к религиозной жизни. В случае, если семья выделяла приданое одной из дочерей, её выдавали замуж по расчёту отца, политическому или материальному, и чаще всего муж был старым и, конечно, ни о какой симпатии или любви речи не было. В молодости Микеле Морозини провёл некоторое время в тюрьме, расплачиваясь за вольное поведение с замужними женщинами.

Мавзолей Дожа Морозини 1382 года в церкви Св.Иоанна и Павла в Венеции

Правление Микеле Морозини было совсем недолгим, одно из трёх самых «быстрых» правлений в Венеции за всю историю Дожей. Уже в октябре того же года 1382, через 4 месяца после избрания, он умер во время эпидемии чумы. Его гробница в церкви Святых Иоанна и Павла в Венеции совсем не соответствует незначительному правлению, она была вся покрыта золотом, со скульптурами, мозаикой и огромной фреской, в арке, обрамленной двумя колокольнями.
Следующий Дож Венеции был кандидатурой неожиданной для всех. Сначала было 4 кандидата, все знаменитые политики, титулованные патриции Венеции, но ни один не получил достаточно голосов для избрания, силы были равными. Тогда один из них, Леонардо Дандоло, разочарованный бесплодной второй попыткой стать Дожем, в отместку называет кандидатуру «новичка» в политике Венеции капитана Антонио Веньер , который уже семь лет служил на Крите. Средняя военная карьера, ни одной должности в правительстве Венеции, ни в Большом Совете, ни в Совете Дожей.

Неожиданно все проголосовали за неизвестного Веньер, который не имел опыта ни в дипломатии, ни в политике. После семи лет отсутствия в Венеции его привезли с Крита, объявив об избрании главой Венеции — Дожем. 13 января 1383 года новый Дож с почестями прибыл в Венецию.

Почти год длились праздники, все районы Венеции приняли нового Дожа с распростёртыми объятьями, популярность Дожа и его жены Аньезе Да Мосто у народа выражается в праздниках. Каждый район организует регаты, охоты, пиры, турниры, банкеты и танцы. На фоне эпидемии чумы 1382 года такие праздники нам кажутся «пиром во время чумы», но с другой стороны, спасения от неё не было и многие радовались жизни напоследок. Катастроф во время правления Верньера было немало — чума повторялась и в 1393, и в 1395 годах, сильное наводнение 1396 года разрушило часть города, но с неожиданным энтузиазмом и силой духа венецианцы восстанавливали город, вновь отстроили город Кьодджа, разрушенный военными действиями, и замостили камнем свою главную площадь Сан Марко.

Так выглядела «венецианка знатная и честная»

Силу духа и строгость и девиз «правосудие равно для всех» проявил по отношению к своему сыну Алвизу Верньер.

Молодой сын Дожа Алвиз был известен в Венеции своими многочисленными любовными историями, одна из которых закончилась рождением внебрачного ребенка Приамо. Последним его «завоеванием» на любовном фронте была жена венецианского патриция Джованни далле Бокколе. Ночью после ссоры с любовницей, Алвиз решил её наказать, и вместе с другом по имени Марко Лоредан, над входом во Дворец Бокколе вывесил рога, и написал оскорбительные слова в адрес жены хозяина, её сестры и тёщи — всех женщин этой семьи. Джованни далла Бокколе, обнаружив утром оскорбление, пошёл жаловаться Дожу. Суд вынес обычное наказание — два месяца тюрьмы каджому молодчику, 100 лир штрафа и затем 10 лет изгнания из города с лишением прав.

Рисунок 19 века — Дож Верньер не прощает сына

Дож не стал вмешиваться в судебное решение, и признал его справедливым. Его сын через несколько дней тюремного заключения в мрачных подвалах, прозванных Поцци (Колодцы), тяжело заболел. Напрасными были мольбы родственников Верньер и друзей семьи освободить на время лечения Алвиза, суд ждал только решения Дожа. Антонио Верньер оставил сына-преступника медленно умирать в тюрьме. Никому не позволялось избежать наказания, закон равен и для сына Дожа и для всей знати Венеции.

За таким суровым решением мы видим Антонио Вернье — настоящего военного, который исполняет приказы и законы ставит выше человеческих отношений и родственников. В этом деле чувство меры ему изменило, но город понял раз и навсегда, что если даже для сына не было сделано исключения, его не будет в будущем ни для кого другого.
Сожалел ли отец о таком решении? Мы об этом можем судить только по тому, что в 1400 году перед смертью всю собственность умершего сына Алвиза Вернье Антонио завещает незаконному внуку Приамо. 23 ноября 1400 года Дож умер, его похороны были необычайно торжественны, похоронен Антонио Верньер в церкви Святых Джованни и Паоло в Венеции.

Микеле Стено — Дож Венеции

Следующим Дожем Венеции стал Микель Стено (1331-1413), который, по иронии судьбы, в молодости также «отличился» на любовном фронте. Во время празника во Дворце Дожа Марино Фальер (Дож в 1354-55гг) Микель Стено так «ухаживал» за придворной дамой, что по приказу Дожа был выведен из зала. Так началась вендетта, и Микель пишет оскорбления жене и племяннице Дожа Фальер на стене его Дворца. Наказанием за это были месяц тюрьмы, штраф и розги, которые остудили горячую голову Микеля Стено. Он остепенился, стал со временем политиком, дипломатом и в возрасте 69 лет его выбрали Дожем Венеции.

Представтье, история повторилась, в 1402 году на троне — Дож Стено — и в Сан Марко, и на мосту Риальто написали оскорбления новому Дожу, как и он в своё время Дожу Фальер. Нравы молодёжи не менялись в Венеции. Микель Стено вошёл в историю города, как владелец самых дорогих коней Италии, как любитель шикарной одежды и как «звёздный дож»(из-за звезды на гербе его семьи). При нём потолок Зала Большого Совета во Дворце Дожей украсили золотые звёзды. Дож Марин Фальер — первый и единственный Дож Венеции, казнённый за предательство.

Читайте статьи про роскошь Венеции в Эпоху Возрождения о тканях, косметике, женской и мужской моде, драгоценностях.

Венеция — райский уголок любви. Место, где каждая любящая душа найдёт своё место, обретёт покой и радость, словно попал домой. Каждое здание здесь окутано сладостным чувством, каждый дом имеет свою легенду.

Однако помимо того, что всё в этом городе пропитано какой-то удивительной магией самого прекрасного в мире чувства, достопримечательности этого города имею величайшую ценность для культуры всего мира, поскольку являются одними из самых ярких примеров двух стилей в архитектуре — изящной и необычной готики, а также пышного, роскошного барокко.

Поэтому даже если путешественник ещё не нашёл своё единственное и волшебное чувство, то огромное удовольствие ему принесёт просто просмотр столь прекрасных зданий, как или Дворец дожей.

История Дворца дожей

Есть в прекрасной Венеции достопримечательность, которую стремятся увидеть все люди, которым посчастливилось побывать в этом удивительном городе. Да и не заметить её просто невозможно. Этой достопримечательностью является Дворец дожей — яркий пример готики как стиля в архитектуре.

Дворец является одним из главных зданий, которые можно увидеть в Венеции. В начале своей истории дворец служил главной резиденцией венецианских дожей. Дожами в Венеции называли людей, которые были выбраны на роль главы государства. Однако такой титул был упразднён Наполеоном.

История дворца было очень долгой, порой печальной и поучительной. А началась она в далёком 810 году, когда на месте дворца была построена первая резиденция. Это была крепость, которую со всех сторон омывала вода. Однако это здание было спалено, следующие здания, построенные здесь, постигла подобная участь.

Но с четырнадцатого по пятнадцатый век началось новое строительство Дворца дожей. Эта версия была самой близкой к тому, что могут увидеть туристы сейчас.

В шестнадцатом веке это здание очень пострадало от пожара, но властью было решено реставрировать его именно таким, каким оно было до нашествия огня. Благодаря этому решению сейчас люди могут наблюдать дворец, выполненный именно в готическом стиле.

Во все времена своей истории Дворец дожей в Венеции играл важную политическую роль, поскольку являлся зданием, где собирались все высшие политические органы.

Здесь же находились разные юридические конторы, многочисленные канцелярии.

Ежегодно в определённые дни дож выходил на прекрасный балкон, для того чтобы показаться своим поданным. В эти дни сюда съезжались люди с разных уголков. Все они подплывали к балкону, и когда выходил дож, получалось так, что все поданные находятся у ног своего великого правителя.

Дворец дожей в Венеции в наше время

В современное время Дворец дожей имеет ценность скорее культурную, нежели политическую, поскольку теперь в этом здании находится музей, где туристы с разных стран и смогут узнать всю историю дворца и всей Венеции.

Нужно сказать, что Дворец дожей построен в разных стилях. Каждая отдельная часть этого здания имеет свой необычный стиль, свои особенности, поражающие своей красотой и оригинальностью многих туристов.

Очень красивым является внутренний двор Дворца дожей. Попасть сюда туристы смогут благодаря нескольким воротам. Но есть среди них те, который обрели особенную популярность. Эти ворота называются Бумажными.

До сих пор людям не известна причина, по которой они были так названы. Поэтому вокруг этого вопроса ходят разные слухи и легенды. Одни люди склонны считать, что ворота названы так, потому что именно на них чаще всего прикреплялись самые важные указы.

Другие же убеждены, что Бумажные ворота получили такое название из-за того, что рядом с ними сидели писцы, которые помогали людям писать прошения и жалобы. Однако самые удивительные виды ожидают туристов уже внутри великолепного дворца.

Парадные залы, великолепные лестницы, роскошные картины и удивительная отделка стен. Все здесь выглядит не просто великолепно, а воистину роскошно.


Про читайте здесь.

Удивительно, но раньше по этим залам могли ходить только высокопоставленные чиновники или очень богатые люди. А теперь большинство залов Дворца дожей открыты для туристов.

Заказывать билеты в Дворец дожей лучше онлайн, поскольку большинство экскурсий ограничены. И билеты не всегда есть в кассах возле самого дворца.

Дворец дожей видео

Просмотров: 156

Светлейшая Республика Венеция (Республика Святого Марка; вен. Serenìsima Republica de Venesia, итал. Serenissima Repubblica di Venezia) - с конца VII века по 1797 год республика в Европе со столицей в городе Венеция. Располагалась в северо-восточной части территории современной Италии, имела колонии на территории государств, лежащих в Адриатике, бассейнах Эгейского, Мраморного и Чёрного морей.

В 466 году представители населения Венецианской лагуны собрались в Градо (близлежащий город) и договорились избрать совет двенадцати представителей от каждой из 12 групп островов, составлявших Венецию. С 1172 года основным правящим органом Венеции стал Большой совет.

Венецианский дож

697 г. — 1797 г.

вен. Doxe de Venexia, итал. Doge di Venezia

Венецианская республика в 1796 году

Дворец дожей

Головной убор дожа

Первая же значимая военная опасность (война с лангобардами) выявила необходимость централизованного управления островами лагуны. И тогда, в 697 году в Венеции был избран первый дож. Дож (итал. doge, от лат. dux - «вождь, предводитель) - титул главы государства в итальянских морских республиках - Венецианской, Генуэзской и Амальфийской.

Титул дожа существовал в Венецианской республике на протяжении более чем тысячи лет, с VIII по XVIII века. Первым дожем стал . Предположительно первые дожи выполняли функции наместников Византийской империи.

С 1268 года существовала должность вице-дожа.

При обретении Венецией самостоятельности были попытки установить наследственную передачу должности и таким образом трансформировать республику в монархию. В дальнейшем власть дожа все больше ограничивалась и становилась номинальной, пока в 1797 году Наполеон не отменил выборы дожа.

Дожи избирались из самых богатых и влиятельных семей Венеции, как правило, пожизненно, и до 1032 года имели практически неограниченную власть в государственных, военных и церковных делах. Доходы дожа на его посту были небольшими, а обязанности со временем становились всё более церемониальными.

После избрания дожа, он представлялся в Венеции в Дворце Дожей на площади Святого Марка. После XIII века власть дожей была ограничена, по сути, он находился под контролем других ведомств, которые в некоторой степени сбалансировали политическую власть. Дож был наделен экономической, гражданской и религиозной властью, что позволило воздвигнуть его фигуру похожей на папу или короля в некотором роде.

Всего в истории Венеции было 120 дожей.

Дожи избирались из самых богатых и влиятельных семей Венеции. После этого власть дожей была ограничена введением нескольких альтернативных институтов власти. После 1172 года глава государства избирается через сложную процедуру. Комитет сорока выбирал дожа из четырёх кандидатов, выбранных из состава Большого совета.

На выборах 1229 года Комитет сорока был увеличен до сорока одного, то есть нечётного количества членов. С 1268 года и до конца существования титула действовала процедура выбора, включающего в себя одиннадцать голосований. Из тридцати членов Большого Совета выбиралось девять. Девять членов совета выбирали сорок человек, а из этих сорока выбиралось двенадцать человек, которые в свою очередь выбирали двадцать пять человек. Эти двадцать пять отсеивались до девяти человек, девять выбирали сорок пять избирателей. После этого сорок пять человек ещё раз уменьшались до группы из одиннадцати. И, наконец, одиннадцать человек выбирали сорок одного избирателя, которые выбирали дожа.

Подобный метод голосования был призван учесть интересы всех сторон, и не допустить на высшую должность в государстве ставленника какой-либо партии или клана, человека опасного или неспособного удержать в руках бразды правления. Когда дож был выбран, он представал перед народом со словами «Это ваш дож, если это вас устраивает». После этого он принимал присягу, в которой торжественно клялся действовать согласно законам и на благо государства.

Власть дожа строго ограничивалась различного рода предписаниями. Будучи дожем, он не имел права появляться на публике в одиночку, не мог в одиночку встречаться с иностранными государями или посланниками, не мог один вскрывать официальную корреспонденцию. У дожа не могло быть собственности на территории других государств.

Обычно дожи управляли страной до самой смерти, хотя имелись случаи разжалования с поста. Доходы дожа на его посту были небольшими. После 1501 года была разработана процедура посмертного возмещения ущерба, нанесённого дожем в период правления, например в результате хищений.

Одна из церемониальных обязанностей дожа состояла в осуществлении церемонии обручения дожа с морем. Дож бросал кольцо в Адриатику с государственного корабля - галеры, которая носила название Бучинторо или Букентавр. Традиция появилась после 1000 года, в ознаменование завоевания Далмации 26-м дожем .

Одеяние дожа состояло из шапки-колпака особой формы, меча, пурпурной или золотой мантии, с воротником из меха горностая и красных башмаков, схожих с башмаками византийских императоров. Ежегодно в Пасху дож возглавлял процессию от Сан-Марко до женского монастыря Сан Заккариа, где настоятельница монастыря вручала ему новую шапку (corno ducale), сшитую монахинями. Шапка имела форму рога, была жёсткой, изготавливалась из парчи.

№№ Имя на русском языке Имя на итальянском языке Годы правления Причина утраты титула
1. Paolo Lucio Anafesto 697-717
2. Marcello Tegalliano 717-726
3. Orso Ipato 726-737
Magistri militum 737-742
4. Teodato Ipato 742-755
5. Galla Gaulo 755-756
6. Domenico Monegario 756-764
7. Maurizio Galbaio 764-787
8. Giovanni Galbaio 787-804
9. Obelerio Antenoreo 804-810
10. Angelo Participazio 811-827
11. Giustiniano Participazio 827-829
12. Giovanni I Participazio 829-836
13. Pietro Tradonico 836-864
14. Orso I Participazio 864-881
15. Giovanni II Participazio 881-887
16. Pietro I Candiano 887-887
17. Pietro Tribuno 888-912
18. Orso II Participazio 912-932
19. Pietro II Candiano 932-939
20. Pietro Badoer Participazio 939-942
21. Pietro III Candiano 942-959
22. Pietro IV Candiano 959-976
23. Pietro I Orseolo 976-978
24. Vitale Candiano 978-979
25. Tribuno Memmo 979-991
26. Pietro II Orseolo 991-1009
27. Ottone Orseolo 1009-1026
28. Pietro Barbolano 1026-1032
29. Domenico Flabanico 1032-1043
30. Domenico I Contarini 1043-1071
31. Domenico Selvo 1071-1084
32. Vitale Faliero de" Doni 1084-1095
33. Vitale I Michele 1096-1102
34. Ordelaffo Faliero 1102-1118
35. Domenico Michele 1118-1130
36. Pietro Polani 1130-1148
37. Domenico Morosini 1148-1156
38. Vitale II Michele 1156-1172
39. Sebastiano Ziani 1172-1178
40. Orio Mastropiero 1178-1192
41. Enrico Dandolo 1192-1205
42. Pietro Ziani 1205-1229
43. Jacopo Tiepolo 1229-1249
44. Marino Morosini 1249-1252
45. Reniero Zeno 1252-1268
46. Lorenzo Tiepolo 1268-1275
47. Jacopo Contarini 1275-1280
48. Giovanni Dandolo 1280-1289
49. Pietro Gradenigo 1289-1311
50. Marino Zorzi 1311-1312
51. Giovanni Soranzo 1312-1328
52. Francesco Dandolo 1328-1339
53. Bartolomeo Gradenigo 1339-1342
54. Andrea Dandolo 1343-1354
55. Marino Faliero 1354-1355
56. Giovanni Gradenigo 1355-1356
57. Giovanni Delfino 1356-1361
58. Lorenzo Celsi 1361-1365
59. Marco Cornaro 1365-1368
60. Andrea Contarini 1368-1382
61. Michele Morosini 1382-1382
62. Antonio Venier 1382-1400
63. Michele Steno 1400-1413
64. Tommaso Mocenigo 1413-1423
65. Francesco Foscari 1423-1457
66. Pasquale Malipiero 1457-1462
67. Cristoforo Moro 1462-1471
68. Nicolò Tron 1471-1473
69. Nicolò Marcello 1473-1474
70. Pietro Mocenigo 1474-1476
71. Andrea Vendramin 1476-1478
72. Giovanni Mocenigo 1478-1485
73. Marco Barbarigo 1485-1486
74. Agostin Barbarigo 1486-1501
75. Leonardo Loredan 1501-1521
76. Antonio Grimani 1521-1523
77.