Открытие бизнеса

Земельный кодекс снт. В России принят новый закон для дачников и садоводов: что в нем важного? Дачников в России больше не будет

Новый закон о садоводческих товариществах 2017 года (ФЗ от 29.07.2017 N 217-ФЗ) внес изменения в различные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Изменения масштабны, они затрагивают законодательство, начиная от принципов организации любителей загородного времяпрепровождения и заканчивая тем, что с 1 января 2020 года будет запрещено набирать воду из колодца без лицензии на пользование недрами (ст. 51 Закона).

Закон о садоводческих и огороднических товариществах 2017 года вступает в силу с 1 января 2019 года. В целом список наиболее значимых поправок в законодательство выглядит так:

исключаются понятие «некоммерческие объединения граждан» и такие организационные формы, как садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства и потребительские кооперативы (оставлены только садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества);

исключается регулирование садоводческо-огороднических правоотношений сразу двумя Федеральными законами: «О садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан» и «О сельскохозяйственной кооперации»;

предусматривается два вида земельных участков: садовые и огородные, а дачные приравниваются к садовым;

вместо понятия «жилое строение» вводится понятие «садовый дом»;

изменен порядок расчета, уплаты членских и других взносов;

в Земельном кодексе РФ изменяется порядок предоставления земельных участков вне конкурса;

предусмотрена возможность передачи общего имущества товариществ в общую долевую собственность собственников земельных участков;

из органов управления устранено собрание уполномоченных, поскольку такой орган управления не предусмотрен ГК РФ;

установлена обязанность правления товарищества заключать договоры с тепло- и энергоснабжающими организациями, а также осуществляющими охрану территории садоводства и иными организациями для достижения целей товарищества, а также трудовые договоры, и обеспечивать исполнение обязательств по таким договорам.

Закон о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве 2017. Какими будут организации садоводов и огородников?

Смена организационно-правовых форм для садоводов, огородников и дачников означает полное исключение последних из сферы законодательного регулирования и установление возможности для садоводов и огородников создавать только товарищества. Дачные объединения будут автоматически причислены к садоводческим. Таким образом реализуются Постановления КС РФ от 14 апреля 2008 г. № 7-П и от 30 июня 2011г. 13-П, согласно которым допускается строительство как на садовых, так и на дачных участках жилых домов с правом постоянного проживания и учета (ст. 123.3 ГК РФ). До внесения изменений в уставы садоводческих и огороднических организаций к ним с 1 января 2019 года будут применяться положения ст.ст. 1-28 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ. Такие организации приравниваются к товариществам собственников недвижимости (п. 3 ст. 4 Закона).

Закон о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве 2017. Купля-продажа земельного участка – как заключить договор и оформить сделку?

Понятие «садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества» вводится в ст. 50 ГК РФ «Коммерческие и некоммерческие организации». В пределах одного садоводства или огородничества создается только одно товарищество с целью управления имуществом общего пользования. Если до вступления Закона в силу товарищество сменит вид деятельности с прицелом на сбыт выращенной продукции, оно должно быть преобразовано в потребительский кооператив по Закону «О сельскохозяйственной кооперации». Также в случае нахождения садоводческих и огороднических товариществ в пределах населенного пункта и при наличии на всех участках жилых домов, они могут быть преобразованы товарищества собственников жилья (ст. 27 ФЗ-217). Ведение садоводства или огородничества может осуществляться и без создания товарищества, но в этом случае граждане самостоятельно взаимодействуют с органами власти и местного самоуправления и иными организациями (ст. 6 ФЗ-217).

Закон о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве 2017. Что будет с землей и домами?

В связи с организационными изменениями садоводческих и огороднических объединений было предусмотрено два вида земельных участков: садовый и огородный. На садовом земельном участке допускается выращивать сельскохозяйственные культуры и строить садовые и жилые дома, хозяйственные постройки и гаражи. На огородном участке можно только выращивать и строить хозпостройки. Садовый дом предназначен для сезонного проживания, может иметь удобства связанные с таким пребыванием, но не является объектом капитального строительства в отличие от жилого дома. Согласно ст. 23 закона о дачных садоводческих товариществах 2017 года, садовый дом может быть признан жилым домом, но для этого Правительство РФ еще должно утвердить соответствующую процедуру.

Как бесплатно получить дачный участок?

К хозяйственным постройкам относятся:

другие сооружения и постройки для удовлетворения бытовых и иных нужд.

Планировать и застраивать садовый участок необходимо в соответствии со СНиП 30-02-97, а к огороду такие требования не предъявляются. Все здания на садовых участках, зарегистрированные как «нежилые» до вступления изменений в силу, но не являющиеся хозпостройками и гаражами, признаются садовыми домами. Признание садовых домов жилыми не повлечет включение их площади в расчет учетной нормы для признания нуждающимися в жилье(ст. 54 ФЗ-217).

Закон о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве 2017. За что надо будет платить?

И члены товариществ, и лица, имеющие право на вступление в них, обязаны платить взносы. Сумма взносов рассчитывается согласно уставу товарищества, приходно-расходной смете и финансово-экономическому обоснованию. Размер взноса может отличаться для разных членов товарищества в зависимости от того, в какой мере они используют общее имущество, а также от размеров принадлежащих им участков. Не являющиеся членами товариществ вносят плату за следующее:

приобретение, создание, содержание имущества общего пользования;

текущий и капитальный ремонт общих объектов капитального строительства;

услуги и работы товарищества по управлению общим имуществом.

Для членов товарищества установлена обязанность платить целевые и членские взносы, которые также могут быть израсходованы на строго определенные в ст. 14 ФЗ-217 закона о садоводческих товариществах цели. Для их сбора товарищество обязано открыть расчетный счет. В случае неуплаты в течение двух месяцев гражданам грозит исключение из товарищества, взыскание суммы неуплаченных взносов, а также штрафов и пеней через суд.

Закон о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве 2017; последние новости

В «Российской газете» от 27.07. 2017 г. извещалось о принятии Госдумой нового Закона о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве. Он должен вступить в силу с 1.01. 2019 г. Однако, при предварительном ознакомлении с новым документом возникло несколько существенных вопросов.

Новый закон о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве 2017. Вопрос 1. Предполагается внедрить территориальный принцип формирования товариществ. Это автоматически приведёт к их укрупнению. На одной территории под единым руководством могут быть размещены (+) (-) 1000 хозяйств. Такое количество приведёт к снижению качества их управления, вызванного объективными причинами. Возникнет проблема в получении кворума на Общих собраниях. Следовательно все его решения будут не легитимны.

Новый закон о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве 2017. Вопрос 2. Правление станет избираться на 5 лет, численность не менее 3 человек и не более 5 процентов от числа членов товарищества. На первый взгляд вроде бы меньше волокиты с его частым переизбранием. Однако, тоже здесь есть нюансы. Законодатель будто бы был озабочен сложностью обеспечения кворума заседания Правления. Но эти сложности усугубляются, если вычесть 5 процентов правленцев от 1000 членов товарищества. Не трудно подсчитать, что оно составит 50 человек. А вот это уже, как говорил великий юморист Аркадий Райкин, «рекбус, кроксворд». Кворум от такого количества собрать также не реально.

Новый закон о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве 2017. Вопрос 3. По двум видам взносов: членским и целевым тоже не всё ясно. Почему деньги на другие цели (какие?) нельзя сразу включить в одну сумму и не путаться. Имеется вопрос и по «индивидуалам». Если они будут платить ежегодные взносы наравне с членами товарищества и иметь возможность участвовать в общих собраниях, то теряется смысл выхода их из состава товарищества. Эта «хитрая уловка полишинеля»

Новый закон о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве 2017. Вопрос 4. То же самое относится и к делению общего имущества, расположенного на территории товарищества по пропорциональным долям владельцев земельных участков. Это надуманное положение никакого практического значения не имеет.

О преимуществах товарищества всем известно: совместное содержание общего имущества и управление хозяйством избранными лицами (нельзя сказать, доверенными) и т. п. Однако, недостатков однозначно прибавиться. Останутся злоупотребления, мягко выражаясь, «не целевое» использование общественных денежных средств со стороны отдельных членов правления и наёмных должностных лиц, особенно в крупных СНТ. Продолжатся нарушения и фальсификация работ и затрат, начиная с составления «Плана финансово - хозяйственной деятельности» на очередной год. Соответственно «Смета доходов и расходов» будет дублировать уже в денежной форме все эти «изъяны».

А дальше уже пойдут приписки и подтасовки при реальном выполнении работ «Плана» и «Сметы». Здесь есть резон мне возразить, мол надо выбирать достойных людей в органы управления и контроля. Однако, практика «многолика» и «многорука»...Она отражается в народной мудрости: «Чужая душа - потёмки», «в воде быть, да не намочиться…» В целом, публикация «выжимок» из принятого Закона, не произвели особого чувства удовлетворения, в смысле новизны и полезности его принципов и положений. Из своего 20-летнего опыта участия в садовом товариществе в разных качествах: члена товарищества, председателя ревизионной комиссии, индивидуального пользователя мне понятны его преимущества и недостатки. Но в новом Законе они, к сожалению, не устранены.

С января 2019 года в силу вступает новый закон, регулирующий деятельность садоводческих и огороднических объединений. Одновременно указанный закон вносит существенные изменения в тридцать девять законов, которые действуют на территории нашей страны.

Задача нового закона заключается в устранении проблем, связанных с ведением садоводства объединениями граждан. Ведь по грубым расчетам на территории нашей страны садоводством занимаются более шестидесяти миллионов граждан. Нововведения должны устранить не только административные проблемы, но и создать комфортные условия для каждого садовода.

Что такое СНТ

Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» определяет СНТ как объединение граждан с целью получения дачных, садоводческих или огороднических земельных участков и совместного ведения деятельности на такой территории. Но в статье первой определяется СНТ в качестве организации, созданной для содействия гражданам в осуществлении хозяйственной деятельности в рамках ведения садоводства и огородничества.

СНТ — это юридическое лицо, которое действует исключительно от своего имени и наделено собственными правами и обязанностями. Это значит, что члены и само юридическое лицо отдельно отвечают по своим обязательствам.

Садоводческое или иное товарищество существует за счет взносов, которые уплачивают его члены в определенный период. На эти деньги создается общее имущество участников товарищества, осуществляется содержание такого имущества.

Территория, принадлежащая садоводческому некоммерческому товариществу, представляет собой участки, находящиеся в собственности членов СНТ, а также территорию общего пользования. При этом юридическое лицо имеет определенные обязанности в отношении содержания участков для общего пользования:

  • обязанность по уплате налогов за общую территорию лежит исключительно на СНТ, так как на членах товарищества возлагается такая обязанность только за свои участки;
  • садоводство обязано проводить работы по содержанию территории общего пользования;
  • занимается уборкой территории, сбором и вывозом мусора.

Управление садоводством осуществляется членами правления, председателем, а также общим собранием членов садоводческого или иного товарищества.


Закон о садоводческих некоммерческих товариществах (СНТ)

До января 2019 года деятельность садоводческих, огороднических и дачных товариществ регламентирует Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». С момента его принятие в 1998 году он претерпел немало изменений, в том числе с учетом решений судебных инстанций.

Федеральный закон устанавливает:

  • способ объединения граждан в целях совместного осуществления садоводческой, дачной или огороднической деятельности;
  • способы предоставления земли;
  • форму управления юридическим лицом, а также права садоводов;
  • формы совместной работы с муниципальной властью;
  • порядок застройки территории.

Вносимые изменения в иные законодательные нормативные акты в ряде случаев оказывали влияние на объем прав членов товариществ. Примером служит введение в действие закона «о дачной амнистии», который существенно упростил процедуру регистрации права на строения, расположенные на участках для садоводства.

Вместе с тем еще несколько лет назад возникла необходимость в изменении законодательства, регулирующего деятельность садоводческих объединений граждан. В связи с принятием в 2017 году новой нормативной базы в сфере садоводства, Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» с первого января 2019 перестанет существовать.


Основные направления закона о СНТ

Пока еще действующая редакция закона о СНТ предусматривает несколько разновидностей объединения садоводов:

  • некоммерческие товарищества;
  • потребительские кооперативы;
  • некоммерческие партнерства.

Различием между указанными формами является порядок осуществления прав и обязанностей как членами объединения, так и юридическим лицом.

Федеральный закон № 66-ФЗ является специальной нормой, регулирующий порядок предоставления земли для садоводства или огородничества.

Закон дополняет установленную процедуру следующими положениями:

  • устанавливает предельную площадь участков для выделения гражданам;
  • меняет порядок получения во владения земель со специальным статусом;
  • вводит порядок распределения участков в СНТ.

Кроме того, положения нормативного акта подробным образом регламентируют права садоводства и его членов, а также способы защиты этих прав.

В соответствии со статьей 20 указанного закона определены органы управления СНТ:

  • общее собрание членов в качестве главного органа;
  • уполномоченные объединения, в которые входят выбранные представители из числа садоводов;
  • правление СНТ в качестве исполнения решений общего собрания;
  • непосредственное исполнение полномочий СНТ осуществляет председатель.

Также в Федеральном законе № 66-ФЗ перечислены способы поддержки СНТ муниципальными органами власти и организациями.

Такая форма организации садоводческой деятельности в нашей стране породила множество проблем, решение которых было предложено путем создания нового закона.

Среди проблем выделают:

  • большое количество организационных форм объединений;
  • неконтролируемые объемы взносов, которые превратились в реальные поборы с членов садоводства;
  • трудности с регистрацией и постройкой жилых домов на территории садоводства;
  • членам садоводства приходится самостоятельно проводить некоторые дорогостоящие коммуникации к участку;
  • муниципальные органы власти не оказывают поддержку СНТ.

Что изменится в садоводческих товариществах в 2018 году

Новые изменения в организацию садоводческой деятельности вносятся Федеральным законом № 217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вступление изменений в силу установлено с первого января 2019 года, но уже с начала 2018 года многим садоводствам придется перестроить свою деятельность.

В первую очередь исключается форма объедения садоводов в кооперативы, так как они морально устарели и не применяются по факту в нашей стране. Также исключаются дачные объединения граждан. Переход к новым формам должен завершиться к концу 2023 года.

Теперь для создания СНТ нужно набрать более трех голосов учредителей на общем собрании. Дополнительно составляется список всех новообразованных членов садоводства с указанием кадастровых номеров принадлежащих им земельных участков. При этом минимальное число членов объединения граждан должно составлять семь человек.

Меняется форма управления товариществом, которое будет осуществляться следующими органами:

  • общим собранием;
  • председателем;
  • ревизионной комиссией.

Наравне с понятием жилого помещения водится категория дачного дома, который предназначен для временного нахождения и проживания граждан, а термин «жилое строение» исключается.

Вводится новая система взносов по принципу направленности:

  • вступительные;
  • членские;
  • целевые.

Закон подробно регламентирует цели, на которые могут быть потрачены средства каждой категории.

Для удобства подключения к коммунальным сетям вводится понятие общего имущества. Это изменение схоже с общим имуществом многоквартирного жилого дома. Теперь все коммуникации и инженерные сети могут принадлежать всем садоводам на общем праве, а их обслуживание будет осуществлять СНТ.

Дополнительно устанавливается территориальный принцип организации товарищества. Запрещено создание двух и более объединений на одной территории. Это означает невозможность создания внутри огороднического товарищества объединения садоводов.

Изменились и правила межевания территории СНТ:

  • в общую площадь могут включаться земли муниципалитета и общего пользования;
  • запрещено ограничивать свободный доступ к общей территории, расположенной за границами СНТ.

В остальной части закон дублирует прошлые положения или подстраивает требования иных законов под специфику дачных объединений.


Плюсы и минусы закона о СНТ

Среди достоинств нового закона можно выделить комплексный подход к изменению садоводческой деятельности на территории нашей страны.

  • Созданы предпосылки для тесного взаимодействия с органами муниципальной власти. Одним из плюсов такого взаимодействия стала упрощенная система медицинского обслуживания членов садоводства, а также обеспечение коммунальными услугами. Кроме того, теперь ремонт дорог, расположенных в пределах СНТ и прилегающей к нему территории, осуществляется с помощью средств муниципалитета.
  • Исключение некоторых форм объединения садоводов предполагает создание прозрачной системы налогообложения и защиты прав всех участников объединения.
  • Введение категории общего имущества садоводов должно упростить процедуру подключения к коммунальным службам.

Но у закона есть и свои недостатки, которые пока выделяются только в теории.

  • Внедрение понятия садового дома в качестве капитального жилого помещения влечет возможность прописки по адресу строения. Следствием этого может стать невозможность социального найма квартир и исключение из очереди на получение жилья.
  • Садоводы, которым принадлежат земельные участки на основании членской книжки без регистрации в Росреестре, могут встретить трудности с узаконением своей земли. Так как требования закона о регистрации позволяют исключать из кадастрового учета те участки, собственность на которые не зарегистрирована. Такая земля станет собственностью муниципальных образований и ее владельцам придется доказывать свое право через суд.
  • Не установлены конкретные регламенты для исполнения ряда функций СНТ. Сложности могут возникнуть, например, с принятием решения о покупке долей в общем имуществе садоводства, для которого необходимо обеспечить обязательную явку и желание всех членов садоводства.
  • Переходный период для внедрения изменений установлен до конца 2023 года. Вместе с тем с января 2019 года садоводства должны применять новые требования к осуществлению деятельности, многие из которых еще не регламентированы подзаконными актами.


Власти решили навести тотальный порядок в устройстве дачного хозяйства. Для этого в новом законе содержатся реформы, призванные облегчить жизнь хозяевам загородных участков. Представляем список нововведений, с которыми придется столкнуться 60 млн. дачников, если проект будет принят.

Согласно закону, могут использоваться только 2 организационно-правовые формы для кооперации владельцев огородов, садов и дач: садоводческое и огородническое некоммерческое товарищество. Первый тип предполагает объединение хозяев садов и дач, то есть тех, кто временно или постоянно проживает на участках. А второй рассчитан на людей, занимающихся только выращиванием культур.

Текст законопроекта поясняет , что садовый дом предназначен для кратковременного проживания и не требует разрешения на строительство. Однако постройка дачного дома, создающегося для постоянного или долговременного проживания, должна быть согласована и разрешена соответствующими инстанциями. К тому же, уточняется, что на огородных участках запрещено возводить объекты капитального строительства (дома, бани). На них могут размещаться только хозяйственные постройки (кладовые, подсобные помещения).

Новые правила дают субъектам право устанавливать различные ограничения на строительство домов в пределах дачных и садовых участков. После вступления закона в силу регионы смогут закрепить максимальную этажность, высоту и площадь зданий и сооружений. Правила правилами, но не забывайте купить отпугиватель крыс и мышей для комфорта в Вашем участке.

Вместо пяти различных взносов в товариществах останется только три их вида:

  • Вступительные взносы - единоразовые денежные выплаты, взимаемые при вступлении в товарищество;
  • Членские взносы - средства, которые вносятся членами товарищества периодически;
  • Целевые взносы - выплаты для создания общего имущества товарищества.
  • При этом цели, основания и принципы расчета для тех или иных взносов предварительно утверждаются общим собранием товарищества. Размеры платежей для всех членов признаются одинаковыми, кроме случаев, когда они привязываются к объемам эксплуатации общего блага или размерам участка.

    Возникает понятие общего имущества , которое не может быть разделено. Право собственности на него принадлежит товариществу как юридическому лицу, либо, при соответствующем решении общего собрания, оно передается в общую долевую собственность членов объединения.

    Текст законопроекта предполагает отказ от действующей системы договоров, заключаемых между товариществами и хозяевами участков, которые не являются их членами, но находятся на соответствующей территории. После вступления закона в силу таким гражданам придется наравне с остальными оплачивать покупку и обслуживание общего имущества товарищества.

    Нововведения не требуют перерегистрации старых объединений: нужно лишь привести в соответствие положениям закона учредительные документы, в том числе и устав. Сделать это нужно до 1 января 2027 года. Данное положение освобождает от лишних формальностей и облегчает переход в новую систему.

    Новый порядок выдачи земли

    На сегодняшний день актуальна конкурсная процедура выделения земли садоводам . Законопроект отменяет установленный порядок, взамен которого предлагается бесконкурсная выдача государственной и муниципальной земли без проведения торгов, что позволяет взять в оборот простаивающие площади.

    Документ вводит пояснения, позволяющие упростить регистрацию в дачных и садоводческих домах. Так, подобные постройки признаются пригодными для постоянного проживания, если они соответствуют нормам и правилам, установленным для жилых помещений. Сейчас прописаться в садоводческом товариществе довольно трудно из-за многочисленных условий и ограничений.

    Если закон будет принят, то с 1 марта 2018 года система садоводства и огородничества начнет преображаться.

    Во-первых, самовольных построек станет меньше: документ систематизирует понятия дачных, садовых и огородных участков, садовых и дачных домов, а также разъясняет, какие постройки разрешены, а какие запрещены. Это подкрепляется и ограничениями субъектов на параметры сооружений. Согласование строительства с БТИ позволит увеличить безопасность, так как зачастую дачники своими руками мастерят дома, не соблюдая правила безопасности. Поэтому избушку на курьих ножках построить больше не удастся.

    Также меры направлены на создание прозрачности управления товариществами. Путаница среди множественных видов взносов допускает риск утаивания денежных средств. Чтобы избежать этого, новый закон предусматривает сокращение количества взносов, а также экономическое объяснение и закрепление целей трат на общем собрании. Остается нерешенной главная проблема товариществ - регулирование оплаты услуг ЖКХ. Одни пользуются услугами лишь в дачный сезон, другие живут и потребляют энергию круглый год, а платят все одинаково. Общая ответственность тоже имеет свои проблемы. Например, из-за неплательщиков штраф налагается на товарищество как на юридическое лицо, и поэтому распределяют его среди всех участников вне зависимости от их добросовестности. Закон положил начало разрешению этого вопроса: его текст подразумевает, что взносы могут быть как равными, так и пропорционально зависящими от параметров владений огородников и дачников.

    Садоводам позволено больше, чем огородникам

    Законопроект «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» на днях утвержден Госдумой. Какие новшества он несет дачникам и чем они могут для дачников со временем обернуться?

    Первое новое – это то, что теперь у нас будут только два типа загородных товариществ - садоводческие и огороднические.

    Дачные товарищества исчезают из законодательства, поэтому всем загородным товариществам – и дачным, и огородным, и садоводческим, и любым другим - нужно будет в ближайшее время пройти перерегистрацию. Документы менять не потребуется, но нужно будет решить, кто они отныне – садоводы или огородники? - и подать соответствующие заявления в Росреестр.

    Разница между садоводами и огородниками по новому закону в том, что садоводы могут строить у себя на участке жилые дома и в них регистрироваться. А огородники могут строить только садовые дома – для сезонного проживания.

    Решение, кем быть – садоводами и огородниками – принимается общим собранием товарищества.

    Если большинство его членов захочет стать огородниками, сносить уже построенные некоторыми членами не сезонные, а полноценные жилые дома в этом случается не потребуется. Но на момент вступления закона в силу на них должно быть зарегистрировано право собственности. Если не зарегистрировано, тогда надо будет такие дома ломать, разбирать, перестраивать в «садовые домики».

    Еще одна новость касается взносов. Взносы в новых СНТ и ОНТ теперь могут быть только двух типов: членские и целевые. Вступительных не будет. Но если в этой связи кто-то пожелает получить обратно свой вступительный взнос, заплаченный несколько лет назад, по новому закону его не вернут, поэтому даже не пытайтесь.

    Взносы надо будет платить по безналу – перечислять на расчетный счет товарищества. Наличные запрещаются – чтоб председатели их не воровали и чтоб всегда можно было проверить приход и расход.

    Минимальное количество членов товарищества по новому закону - не меньше семи.

    Избирать председателя теперь можно на 5 лет, а не на 2 как раньше, и неограниченное число раз. Чтобы его свергнуть, нужно провести внеочередное общее собрание по требованию не менее, чем одной пятой от общего количества членов товарищества.

    В состав ревизионной комиссии не могут входить члены правления товарищества и их родственники.

    Документы товарищества должны храниться 49 лет.

    Члены СНТ имеют право знакомиться с бухгалтерской отчетностью.

    Если им нужны копии каких-то документов, они могут их получить за плату, установленную общим собранием. Но эта плата не должна превышать затраты на изготовление этих копий.

    Если органы власти захотят копии каких-то документов товарищества, им нужно выдавать эти копии бесплатно. Почему – непонятно, но так написано в законе.

    Кто два месяца не платит взносов, того можно исключить из членов товарищества. Однако он все равно будет пользоваться всем общим имуществом – электричеством, дорогой, помойкой – и платить за это столько же, сколько члены. Единственное, чего он лишиться: права голосовать на общем собрании.

    Никаких новых рычагов воздействия на несознательных членов товарищества новый закон не предусматривает.

    Долги с них по-прежнему взыскиваются через суд, что на практике оборачивается многолетними тяжбами, в результате которых товарищество расходует на судебные издержки больше денег, чем задолжал должник.

    Если несознательные товарищи нарушают общественный порядок, вызывается полиция. Хотя большого смысла в этом тоже нет: полиция приехала и уехала, а несознательные члены остались. Да и не поедет она в товарищество в час ночи из-за того, что на одном участке там идет гулянка, а все остальные не могут спать.

    Один из настораживающих моментов нового закона касается земель и имущества общего пользования.

    Земли общего пользования – это земельные участки, по которым проложены дороги и стоят столбы электропередачи. Они нужны, чтоб установить там трансформатор, помойку, домик правления, сделать детскую площадку, организовать какие-то публичные пространства между заборами, где члены товарищества смогут гулять и общаться. Новый закон определяет максимальную площадь этих земель для тех товариществ, которые будут созданы после его принятия – от 20 до 25% той площади, что занята всеми личными земельными участками, вместе взятыми.

    Сейчас налоги на земли и имущество общего пользования оплачиваются бухгалтером СНТ из ежегодных членских взносов. Новый закон изменяет такой порядок, разрешая переводить коллективную собственность в долевую.

    Каждый член товарищества получает свою долю от коллективной собственности, причем эта доля должна быть пропорциональна его земельному участку. Если у него, например, три участка по восемь соток, а у соседа – один, его доля будет в три раза больше, чем у соседа. Соответственно, и налог на эту долевую собственность у него окажется в три раза выше.

    Владельцам больших участков это вряд ли понравится, но «малоземельных», наверно, обрадует. Хотя в совокупности их налоги тоже увеличатся. Пускай не за три доли коллективного имущества им придется платить, а за одну, но все равно – придется. Раньше-то за эту самую долю они вообще не платили никакого налога, только взносы сдавали председателю. Но взносы и сейчас придется сдавать. По взносам правила не меняются.

    Решения о разделе коллективной собственности на доли могут приниматься на общих собраниях СНТ либо очно-заочным способом, что, конечно, удобнее. На общих собраниях товарищи обычно орут, как безумные, и пытаются друг друга убить на месте. Если их изолировать и предложить голосовать заочно, процесс принятия решения будет более быстрым и эффективным.

    Коллективную собственность по новому закону можно и не делить на доли, а отдать целиком какому-то юридическому лицу. Например, передать трансформатор и сети энергетической компании, а дороги – муниципальным властям.

    Это оптимально, потому что тогда с членов товарищества снимается забота по обслуживанию и ремонту своей коллективной собственности. Но нужно найти того, кто захочет взять ее на баланс. Никто почему-то не хочет.

    Тем не менее, надо искать, время для этого еще есть. Планируется, что новый закон о садоводах и огородниках полностью начнет исполняться только с 2019 года. До этого дачники будут жить в режиме переходного времени, привыкая и адаптируясь к новым правилам.

    Утвержден
    Общим собранием членов

    садоводческого некоммерческого

    товарищества

    Протокол № 1 от __.___.20__ г.

    Председатель правления СНТ «___________»

    ________________________________________

    (подпись)

    Устав

    садоводческого некоммерческого товарищества

    «_________________________»


    1. Общие положения
    1.1.Садоводческое некоммерческое товарищество «Березка» (далее Товарищество) создано в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66 – ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» на общем собрании учредителей садоводческого некоммерческого товарищества «__________» _____ число месяц год.
    1.2. Товарищество образовано на земельном массиве № ____ у д._______ __________ района Московской области площадью _____ га в соответствии с Постановлением Главы __________ района Московской области от ______________ г. № ___________.
    1.3. Учредителями товарищества являются граждане льготных категорий, жители города Москвы. Земельный массив состоит из индивидуальных садовых земельных участков и земель общего пользования.
    1.4. Организационно-правовая форма Товарищества – садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ).
    1.5. Полное наименование Товарищества – Садоводческое некоммерческое товарищество «___________». Сокращенное наименование – СНТ «________». Местонахождение по адресу: индекс, Московская обл., _______ район, деревня ______, дом ___.
    2. Предмет и цели деятельности Товарищества

    2.1. Садоводческое некоммерческое товарищество «__________» - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.

    2.2. Для ведения садоводства граждане используют свой садовый земельный участок - участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

    2.3. Для решения общих социально–хозяйственных задач используется имущество общего пользования – имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории Товарищества потребностей его членов в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).

    3. Правовое положение и правомочия Товарищества

    3.1. Товарищество считается созданным с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, приходно–расходную смету, печать с полным наименованием товарищества на русском языке.

    3.2. Товарищество вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации, иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

    3.3. Товарищество в соответствии с гражданским законодательством вправе:

    Осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных Федеральным законом от 15.04.1998г. № 66–ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и Уставом Товарищества;

    Отвечать по своим обязательствам своим имуществом;

    От своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права;

    Привлекать заемные средства;

    Заключать договоры;

    Выступать истцом и ответчиком в суде;

    Обращаться в суд, арбитражный суд о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов Товарищества;

    Осуществлять иные не противоречащие законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации правомочия.

    3.4. Товарищество как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

    3.5. Товарищество не отвечает по обязательствам своих членов и члены Товарищества не отвечают по его обязательствам.

    4. Средства и имущество Товарищества

    4.1. Средства Товарищества образуются из вступительных, членских и целевых взносов и прочих поступлений в соответствии с решением общих собраний и действующим законодательством. Денежные средства хранятся в установленном порядке на расчетном счете товарищества в учреждении банка.

    4.2. Вступительные взносы – это денежные средства, внесенные членами Товарищества на организационные цели, на оформление документации. Вступительные взносы используются для выноса в натуру проекта организации и застройки территории Товарищества, установления границ земельных участков на местности, для приобретения членских книжек, для подготовки и издания Устава, для подготовки и оформления другой документации.

    По решению общего собрания членов Товарищества (собрания уполномоченных) часть вступительных взносов может быть направлена в Специальный фонд.

    Размер вступительных взносов устанавливается общим собранием Товарищества (собранием уполномоченных). Внесение вступительного взноса является обязательным условием для принятия граждан в члены Товарищества.

    4.3. Членские взносы – это денежные средства, периодически вносимые членами Товарищества на оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с Товариществом, и другие текущие расходы Товарищества. Размер членских взносов устанавливается общим собранием членов Товарищества (собранием уполномоченных). Ежегодное внесение членских взносов является обязательным условием сохранения прав на участие в деятельности Товарищества, на пользование услугами и льготами.

    4.4. Целевые взносы – это денежные средства, внесенные членами Товарищества на приобретение (создание) объектов общего пользования. Размеры целевых фондов и соответствующих взносов определяются решением общего собрания членов Товарищества (собранием уполномоченных). Уплата целевых взносов дает право на пользование соответствующими объектами общего пользования.

    4.5. Для создания и приобретения обособленного имущества, являющегося собственностью Товарищества, как юридического лица, Товариществом создается Специальный фонд. Специальный фонд создается по решению общего собрания членов Товарищества (собрания уполномоченных) за счет вступительных взносов, части членских взносов, а также за счет добровольных безвозмездных пожертвований организаций и граждан. Средства специального фонда расходуются на выполнение задач, соответствующих уставным целям Товарищества.

    4.6. Средства садоводческого некоммерческого товарищества могут также пополняться за счет поступлений от организаций и предприятий, оказывающих финансовую и иную помощь, а также за счет благотворительных взносов и пожертвований.

    4.7. Порядок учёта, хранения и расходования средств устанавливается решением общего собрания членов Товарищества (собрания уполномоченных).

    5. Членство в Товариществе и прекращение членства в товариществе

    5.1. Членами Товарищества могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах Товарищества, а также в соответствии с гражданским законодательством наследники членов товарищества, в т.ч. малолетние и несовершеннолетние, а также лица, к которым перешли права на земельные участки в результате дарения или иных сделок с земельным участком.

    5.2. Учредители Товарищества считаются принятыми в члены Товарищества с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в Товарищество лица принимаются в его члены общим собранием членов Товарищества (собранием уполномоченных). Заявление о желании вступить в Товарищество граждане подают в правление Товарищества, которое готовит материалы для рассмотрения их заявлений общим собранием членов Товарищества (собранием уполномоченных). До рассмотрения заявлений общим собранием членов Товарищества (собранием уполномоченных), граждане обязаны внести в кассу Товарищества вступительный взнос в размере, установленном общим собранием членов Товарищества (собранием уполномоченных), членские взносы, а также все целевые взносы со дня регистрации Товарищества до момента рассмотрения заявлений. Полученные целевые взносы направляются на возврат целевых взносов выбывшему члену Товарищества или в соответствующий целевой фонд.

    5.3. Каждому члену Товарищества в течение трех месяцев со дня приема в его члены правление Товарищества обязано выдать членскую книжку.

    5.4. Прекращение членства в Товариществе возможно в случаях:

    Смерти члена Товарищества. Прекращение членства наступает со дня смерти;

    Перехода прав на садовый земельный участок от члена Товарищества другому лицу. Прекращение членства наступает со дня совершения сделки по переходу права;

    Добровольного выхода члена Товарищества из Товарищества с одновременным заключением с Товариществом по желанию гражданина договора о порядке пользования и эксплуатации инженерных сетей, дорог и другого имущества общего пользования. Прекращение членства наступает со дня подачи членом Товарищества в правление заявления о выходе его из Товарищества;

    Отказа от садового земельного участка. Прекращение членства наступает со дня подачи членом Товарищества в правление заявления об отказе от участка;

    Исключения из членов Товарищества общим собранием членов Товарищества (собранием уполномоченных). Прекращение членства наступает со дня принятия решения об исключении гражданина из членов Товарищества общим собранием членов Товарищества (собранием уполномоченных).

    При прекращении членства в Товариществе граждане имеют право на возврат им сумм соответствующих целевых взносов, внесенных выбывшим членом Товарищества в кассу Товарищества. Возврат вышеуказанных сумм производится по решению правления Товарищества на основании заявления выбывшего члена Товарищества.

    6. Права и обязанности граждан, ведущих садоводство в индивидуальном порядке на территории Товарищества

    6.1. Граждане вправе вести садоводство в индивидуальном порядке.

    6.2. Граждане, ведущие садоводство в индивидуальном порядке на территории Товарищества вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования Товарищества за плату на условиях договоров, заключенных с Товариществом в письменной форме, определяемыми общим собранием членов Товарищества (собранием уполномоченных).

    В случае неуплаты установленных договорами взносов за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования Товарищества на основании решения правления Товарищества либо общего собрания его членов граждане, ведущие садоводство в индивидуальном порядке, лишаются права пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования Товарищества.

    Неплатежи за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования Товарищества взыскиваются в судебном порядке.

    Граждане, ведущие садоводство в индивидуальном порядке на территории Товарищества, могут обжаловать в суд решения правления Товарищества либо общего собрания его членов об отказе в заключении договоров о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования Товарищества.

    Размер платы за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования Товарищества для граждан, ведущих садоводство в индивидуальном порядке, при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) указанного имущества не может превышать размер платы за пользование указанным имуществом для членов Товарищества.

    7. Права и обязанности членов Товарищества

    7.1. Член Товарищества имеет право:

    1) избирать и быть избранным в органы управления и ревизионную комиссию;

    2) получать информацию о деятельности органов управления и ревизионной комиссии;

    3) самостоятельно хозяйствовать на садовом земельном участке в соответствии всего разрешенным использованием;

    4) осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-техническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство жилого строения, хозяйственных строений и сооружений, посадку деревьев и кустарников;

    5) распоряжаться своим земельным участком и иным имуществом в случаях, если они на основании закона не изъяты из оборота или не ограничены в обороте;

    6) при отчуждении садового земельного участка одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в составе Товарищества в размере целевых взносов, здания, строения, плодовые культуры;

    7) при ликвидации Товарищества получать причитающуюся долю имущества общего пользования;

    8) обращаться в суд о признании недействительными нарушающих его права и законные интересы решений общего собрания членов Товарищества (собрания уполномоченных), а также решений правления и иных органов Товарищества;

    9) добровольно выходить из Товарищества с одновременным заключением с Товариществом договора о порядке пользования и эксплуатации инженерных сетей, дорог и другого имущества общего пользования Товарищества;

    10) осуществлять иные, не запрещенные законодательством, действия.

    7.2. Член Товарищества обязан:

    1) нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства;

    2) использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, не наносить ущерб земле, как природному и хозяйственному объекту;

    3) не нарушать права членов Товарищества;

    4) соблюдать агротехнические требования;

    5) своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные Уставом Товарищества, налоги и платежи;

    6) в течение трех лет освоить земельный участок;

    7) осуществлять строительство дома, хозяйственных построек и надворных туалетов в соответствии с проектом планировки и застройки территории Товарищества. Соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы);

    8) участвовать в мероприятиях, проводимых Товариществом;

    9) участвовать в общих собраниях, проводимых Товариществом;

    10) выполнять решения общего собрания Товарищества или собрания уполномоченных и решения правления Товарищества;

    11) соблюдать иные установленные Законом и Уставом Товарищества требования.

    8. Органы управления Товариществом

    8.1. Органами управления Товарищества являются общее собрание его членов (собрание уполномоченных), правление Товарищества, председатель его правления.

    Общее собрание членов Товарищества (собрание уполномоченных) является высшим органом управления Товариществом.

    8.2. Товарищество вправе проводить общее собрание его членов в форме собрания уполномоченных.

    Уполномоченные Товарищества избираются из числа членов Товарищества и не могут передавать осуществление своих полномочий другим лицам, в том числе и членам Товарищества.

    Уполномоченные избираются по два человека от каждой улицы сроком на два года на общем собрании членов Товарищества, в том числе по представлению трех представителей от членов Товарищества, проживающих на данной улице, открытым голосованием. Решение принимается большинством голосов.

    Досрочное переизбрание уполномоченных проводится:

    В связи с невозможностью уполномоченным исполнять свои обязанности по состоянию здоровья либо по другим причинам;

    В связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением уполномоченным своих обязанностей;

    В связи с систематическими нарушениями уполномоченным Устава Товарищества или законодательства.

    Досрочное переизбрание уполномоченных проводится на основании заявления уполномоченного, по представлению правления либо одной трети членов Товарищества, проживающих на улице, от которой был избран уполномоченный. Досрочное переизбрание уполномоченных проводится на общем собрании членов Товарищества (собрании уполномоченных), в том числе внеочередном или перевыборном, открытым голосованием.

    9. Компетенция общего собрания членов Товарищества (собрания Уполномоченных)

    9.1. К исключительной компетенции общего собрания членов Товарищества (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы:

    1) внесение изменений в Устав Товарищества и дополнений к Уставу или утверждение Устава в новой редакции;

    2) прием в члены Товарищества и исключение из его членов;

    3) определение количественного состава правления Товарищества, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий;

    4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий;

    5) избрание членов ревизионной комиссии Товарищества и досрочное прекращение их полномочий;

    6) утверждение внутренних регламентов Товарищества, в том числе ведения общего собрания его членов (собрания уполномоченных), деятельности его правления; работы ревизионной комиссии; внутреннего распорядка работы Товарищества;

    7) принятие решений о реорганизации или о ликвидации Товарищества, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

    8) принятие решений об установлении размера вступительных взносов;

    9) принятие решений об установлении размера членских взносов и об установлении сроков их внесения;

    10) принятие решений о формировании и использовании имущества Товарищества, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов;

    11) принятие решений о создании Специального фонда;

    12) установление размеров пеней за несвоевременную уплату взносов;

    13) утверждение приходно-расходной сметы Товарищества и принятие решений о ее исполнении;

    14) рассмотрение жалоб на решения и действия членов правления, председателя правления, членов ревизионной комиссии;

    15) утверждение отчетов правления и ревизионной комиссии;

    16) принятие решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность Товарищества.

    Общее собрание членов Товарищества (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности Товарищества и принимать по ним решения.

    9.2. Общее собрание членов Товарищества (собрание уполномоченных) созывается правлением Товарищества по мере необходимости, но не реже чем один раз в год.

    Внеочередное общее собрание членов Товарищества (собрание уполномоченных) проводится по решению его правления, требованию ревизионной комиссии, а также по предложению органа местного самоуправления либо по предложению более половины уполномоченных или не менее одной пятой общего числа членов Товарищества. Требование ревизионной комиссии, предложение органа местного самоуправления либо предложение более половины уполномоченных или не менее одной пятой общего числа членов Товарищества направляется председателю правления Товарищества письмом с уведомлением о вручении, в письме указываются вопросы, предлагаемые для рассмотрения внеочередным общим собранием членов Товарищества (собрания уполномоченных). В случае отказа председателя правления Товарищества в приеме письма, в случае непроведения председателем правления заседания правления Товарищества в течение семи дней со дня получения предложения или требования о проведении внеочередного собрания Товарищества (собрания уполномоченных) от вышеназванных заявителей, а также при отсутствии председателя правления из-за нахождения его в отпуске, по болезни, в случае смерти и т.п., письма направляются членам правления Товарищества или вручаются им под роспись.

    Правление Товарищества обязано в течение семи дней со дня получения предложения органа местного самоуправления либо более половины уполномоченных или не менее одной пятой общего числа членов Товарищества либо требования ревизионной комиссии Товарищества о проведении внеочередного общего собрания членов Товарищества (собрания уполномоченных) рассмотреть указанное предложение или требование и принять решение о проведении внеочередного общего собрания членов Товарищества (собрания уполномоченных) или об отказе в его проведении.

    В случае принятия правлением Товарищества решения о проведении внеочередного общего собрания Товарищества (собрания уполномоченных) указанное общее собрание Товарищества (собрание уполномоченных) должно быть проведено не позднее чем через тридцать дней со дня поступления предложения или требования о его проведении. В случае, если правление Товарищества приняло решение об отказе в проведении внеочередного общего собрания Товарищества (собрания уполномоченных), оно информирует в письменной форме о причинах отказа ревизионную комиссию, уполномоченных или членов Товарищества либо орган местного самоуправления, предлагающих или требующих проведения внеочередного общего собрания членов Товарищества (собрания уполномоченных).

    Отказ правления Товарищества в удовлетворении предложения или требования о проведении внеочередного общего собрания Товарищества (собрания уполномоченных) ревизионная комиссия, уполномоченные или члены Товарищества, а также орган местного самоуправления могут обжаловать в суд, а также могут самостоятельно организовать и провести внеочередное общее собрание членов Товарищества (собрание уполномоченных) при отказе правления в проведении его или непроведении его правлением в течение тридцати дней со дня поступления предложения или требования о проведении внеочередного общего собрания членов Товарищества (собрания уполномоченных).

    Очередное перевыборное общее собрание членов Товарищества (собрание уполномоченных) организуется и проводится правлением Товарищества через два года в течение трех месяцев от даты проведения предыдущего перевыборного собрания.

    При непроведении правлением Товарищества очередного перевыборного общего собрания членов Товарищества (собрания уполномоченных) в установленный Уставом срок более половины уполномоченных или не менее одной пятой общего числа членов Товарищества могут самостоятельно организовать и провести очередное общее перевыборное собрание членов Товарищества (собрание уполномоченных).

    Уведомление членов Товарищества (уполномоченных) о проведении общего собрания его членов (собрания уполномоченных), по решению правления Товарищества, или, при отказе правления Товарищества о проведении общего собрания или непроведении его правлением Товарищества в вышерассмотренных случаях, по решению ревизионной комиссии или органа местного самоуправления либо по решению более половины уполномоченных или не менее одной пятой общего числа членов Товарищества, может осуществляться в письменной форме (почтовые открытки, письма), посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории Товарищества, а также посредством телефонограмм, передаваемых членам Товарищества (уполномоченным) лицами, список которых утверждает инициатор собрания. В уведомлении о проведении общего собрания членов Товарищества (собрания уполномоченных), должно быть указано содержание выносимых на обсуждение вопросов, дата, время и место проведения общего собрания, а также указан инициатор проведения собрания. Уведомление о проведении общего собрания членов Товарищества (собрания уполномоченных), направляется не позднее чем за две недели до даты его проведения. Председателю правления Товарищества уведомление направляется письмом с уведомлением о вручении.

    Общее собрание членов Товарищества (собрания уполномоченных), правомочно, если на указанном собрании присутствует более пятидесяти процентов членов Товарищества (уполномоченных). Член Товарищества вправе участвовать в голосовании лично или через своего представителя, полномочия которого должны быть оформлены доверенностью, заверенной нотариусом, официальными лицами на работе или по месту жительства, чья подпись заверяется печатью, председателем правления Товарищества либо тремя членами Товарищества, присутствующими на собрании. Листы регистрации членов Товарищества (уполномоченных), присутствующих на собрании, и доверенности на участие члена Товарищества в голосовании через своего представителя хранятся в архиве Товарищества в течение пяти лет.

    Председатель общего собрания членов Товарищества (собрания уполномоченных), в том числе внеочередного или перевыборного, избирается простым большинством голосов присутствующих на общем собрании членов Товарищества (уполномоченных) открытым голосованием.

    Решения о внесении изменений в устав Товарищества и дополнений к уставу или об утверждении устава в новой редакции, исключении из членов Товарищества, о его ликвидации и (или) реорганизации, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов принимаются общим собранием членов Товарищества (собранием уполномоченных), в том числе внеочередным или перевыборным, большинством в две трети голосов.

    Другие решения общего собрания членов Товарищества (собрания уполномоченных), принимаются простым большинством голосов.

    Решения общего собрания членов Товарищества (собрания уполномоченных), доводятся до сведения его членов в течение семи дней после даты принятия указанных решений в письменной форме (почтовые открытки, письма), посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории Товарищества, а также посредством телефонограмм, передаваемых лицами, список которых утверждает инициатор собрания.

    Член Товарищества вправе обжаловать в суд решение общего собрания его членов (собрания уполномоченных), или решение органа управления Товариществом, которые нарушают права и законные интересы члена Товарищества.

    10. Правление Товарищества

    10.1. Правление Товарищества является коллегиальным исполнительным органом и подотчетно общему собранию членов Товарищества (собранию уполномоченных).

    В своей деятельности правление Товарищества руководствуется Федеральным законом от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и Уставом Товарищества. Правление Товарищества избирается прямым тайным голосованием из числа его членов на срок два года общим собранием членов Товарищества. Численный состав членов правления устанавливается общим собранием членов Товарищества (собрания уполномоченных).

    10.2. Досрочное переизбрание члена правления Товарищества, в том числе и председателя его правления проводится:

    1) в связи с прекращении членом правления членства в Товариществе по обстоятельствам, указанным в пункте 4 статьи 5 Устава;

    2) в связи с невозможностью членом правления исполнять свои обязанности по состоянию здоровья либо по другим причинам;

    3) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением членом правления своих обязанностей;

    4) в связи с систематическими нарушениями членом правления Устава Товарищества или законодательства.

    Досрочное переизбрание члена правления Товарищества проводится на основании заявления члена правления Товарищества, по представлению правления Товарищества либо по требованию не менее чем одной трети членов Товарищества.

    Члены правления Товарищества не могут передавать осуществление своих полномочий другим лицам, в том числе членам Товарищества.

    10.3. Заседания правления Товарищества созываются председателем правления в сроки, установленные правлением, а также по мере необходимости.

    Заседания правления правомочны, если на них присутствует не менее чем две трети его членов.

    Решения правления Товарищества обязательны для исполнения всеми членами Товарищества и его работниками, заключившими трудовые договоры с Товариществом.

    10.4. К компетенции правления Товарищества относятся:

    1) практическое выполнение решений общего собрания Товарищества (собрания уполномоченных);

    2) принятие решения о проведении внеочередного общего собрания членов Товарищества (собрания уполномоченных) или об отказе в его проведении;

    3) оперативное руководство текущей деятельностью Товарищества;

    4) составление приходно-расходных смет и отчетов Товарищества, представление их на утверждение общего собрания его членов (собрания уполномоченных);

    5) распоряжение материальными и нематериальными активами Товарищества в пределах, необходимых для обеспечения его текущей деятельности;

    6) организационно-техническое обеспечение деятельности общего собрания членов Товарищества (собрания уполномоченных);

    7) организация учета и отчетности Товарищества, подготовка годового отчета и представление его на утверждение общего собрания членов Товарищества (собрания уполномоченных);

    8) организация охраны имущества Товарищества и имущества его членов;

    9) организация страхования имущества Товарищества;

    10) организация строительства, ремонта и содержания зданий, строений, сооружений, инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования;

    11) обеспечение делопроизводства Товарищества и содержание его архива;

    12) прием на работу в Товарищество лиц по трудовым договорам, их увольнение, поощрение и наложение взысканий, ведение учета работников;

    13) контроль за своевременным внесением вступительных, членских и целевых взносов;

    14) совершение от имени Товарищества сделок;

    15) соблюдение Товариществом законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации, нормативных актов органов местного самоуправления и Устава Товарищества;

    16) рассмотрение заявлений членов Товарищества, граждан, ведущих садоводство в индивидуальном порядке, имеющих участки на территории Товарищества, наследников членов Товарищества, граждан, вступающих в Товарищество и прочие заявления (акты) от граждан и организаций.

    Правление Товарищества в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом Товарищества имеет право принимать решения, необходимые для достижения целей деятельности Товарищества и обеспечения его нормальной работы, за исключением решений, которые касаются вопросов, отнесенных Федеральным законом от 15.04.1998г. № 66 – ФЗ и Уставом Товарищества к компетенции общего собрания его членов (собрания уполномоченных).

    11.Полномочия председателя правления Товарищества

    11.1. Правление Товарищества возглавляет председатель правления, избранный из числа членов правления на срок два года.

    Полномочия председателя правления определяются Федеральным законом от 15.04.1998г. № 66-ФЗ и Уставом Товарищества.

    Председатель правления при несогласии с решением правления вправе обжаловать данное решение общему собранию членов Товарищества (собранию уполномоченных).

    11.2. Председатель правления Товарищества действует без доверенности от имени Товарищества, в том числе:

    1) председательствует на заседаниях правления;
    2) имеет право первой подписи под финансовыми документами, которые в соответствии с уставом Товарищества не подлежат обязательному одобрению правлением или общим собранием Товарищества (собранием уполномоченных);
    3) подписывает другие документы от имени Товарищества и протоколы заседания правления;
    4) на основании решения правления заключает сделки и открывает в банках счета Товарищества;
    5) выдает доверенности, в том числе с правом передоверия;
    6) обеспечивает разработку и вынесение на утверждение общего собрания членов Товарищества внутренних регламентов Товарищества, положения об оплате труда работников, заключивших трудовые договоры с Товариществом;
    7) осуществляет представительство от имени Товарищества в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в организациях;
    8) рассматривает заявления членов Товарищества.
    Председатель правления Товарищества в соответствии с уставом Товарищества исполняет другие необходимые для обеспечения нормальной деятельности Товарищества обязанности, за исключением обязанностей, закрепленных Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66 – ФЗ и Уставом Товарищества за другими органами управления Товариществом.

    12. Ответственность председателя правления Товарищества и членов его правления

    12.1. Председатель и члены правления Товарищества при осуществлении своих прав и исполнении установленных обязанностей должны действовать в интересах Товарищества, осуществлять свои права и исполнять установленные обязанности добросовестно и разумно.

    12.2. Председатель и члены правления Товарищества несут ответственность перед Товариществом за убытки, причиненные Товариществу их действиями (бездействием). При этом не несут ответственности члены правления, голосовавшие против решения, которое повлекло за собой причинение Товариществу убытков, или не принимавшие участие в голосовании. Председатель и члены правления Товарищества при выявлении финансовых злоупотреблений или нарушений, причинении убытков Товариществу могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством.

    13. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Товарищества

    13.1. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Товарищества, в том числе за деятельностью его председателя правления, членов правления и правления, осуществляет ревизионная комиссия, избранная из числа членов Товарищества общим собранием его членов (собранием уполномоченных), открытым голосованием большинством голосов сроком на два года. Численный состав ревизионной комиссии устанавливается общим собранием Товарищества (собранием уполномоченных). В состав ревизионной комиссии не могут быть избраны председатель и члены правления Товарищества, а также их супруги, родители, дети, внуки, братья и сестры (их супруги).

    Председатель ревизионной комиссии избирается членами ревизионной комиссии.

    Ревизионная комиссия подотчетна общему собранию членов Товарищества (собранию уполномоченных).

    13.2. Досрочное переизбрание членов ревизионной комиссии проводится:

    В связи с прекращением ими членства в Товариществе по обстоятельствам, указанным в пункте 4 статьи 5 Устава;

    В связи с невозможностью членом ревизионной комиссии исполнять свои обязанности по состоянию здоровья либо по другим причинам;

    В связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением членом ревизионной комиссии своих обязанностей;

    В связи с систематическими нарушениями членом ревизионной комиссии Устава Товарищества или законодательства.

    Досрочное переизбрание члена ревизионной комиссии проводится на основании личного заявления члена ревизионной комиссии, по представлению других членов ревизионной комиссии либо по требованию не менее одной четверти общего числа членов Товарищества.

    13.3. Члены ревизионной комиссии Товарищества несут ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных Уставом Товарищества.

    13.4. Ревизионная комиссия Товарищества обязана:

    1) проверять выполнение правлением Товарищества и председателем его правления решений общих собраний членов Товарищества (собраний уполномоченных), законность гражданско–правовых сделок, совершенных органами управления Товарищества, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Товарищества, состояние его имущества;

    2) осуществлять ревизии финансово-хозяйственной деятельности Товарищества не реже чем один раз в год, а также по инициативе членов ревизионной комиссии, решению общего собрания членов Товарищества (собрания уполномоченных), либо по требованию одной пятой общего числа членов Товарищества или одной трети общего числа членов его правления;

    3) отчитываться о результатах ревизии перед общим собранием членов Товарищества (собрания уполномоченных) с представлением рекомендаций об устранении выявленных нарушений;

    4) докладывать общему собранию членов Товарищества (собранию уполномоченных) обо всех выявленных нарушениях в деятельности органов управления Товариществом;

    5) осуществлять контроль за своевременным рассмотрением правлением Товарищества и председателем его правления заявлений граждан и актов организаций и органов местного самоуправления;

    13.5. По результатам ревизии при создании угрозы интересам Товарищества и его членам либо при выявлении злоупотреблений членов правления Товарищества и председателя правления ревизионная комиссия вправе созывать внеочередное общее собрание членов Товарищества.

    14. Ведение делопроизводства в Товариществе

    14.1. Протокол общего собрания членов Товарищества (собрания уполномоченных), подписывают председатель собрания и секретарь собрания, данный протокол заверяется печатью. Протоколы хранятся в делах Товарищества постоянно. Протокол должен содержать следующие необходимые элементы:

    Наименование Товарищества;

    Название документа;

    Номер протокола;

    Дату общего собрания (собрания уполномоченных);

    Место проведения собрания;

    Перечень присутствующих и приглашенных лиц;

    Вопросы повестки дня (в том числе должно быть указано на проверку полномочий присутствующих на собрании лиц, определено итоговое количество мандатов, допущенных к голосованию, определено наличие кворума);

    Изложение хода обсуждения каждого вопроса с указанием лиц, выступающих по вопросу, и тезисным изложением их выступлений;

    Решение, принятое по каждому вопросу, с указанием результатов голосования;

    Подписи председателя собрания и секретаря собрания.

    Внесение исправлений и дополнений в подписанный протокол недопустимо. В исключительных случаях внесенные изменения и дополнения должны быть заверены подписями председателя собрания и секретаря собрания и печатью Товарищества с указанием даты внесения исправлений.

    14.2. Протоколы заседаний правления и ревизионной комиссии Товарищества подписывает председатель правления или заместитель председателя правления либо соответственно председатель ревизионной комиссии; данные протоколы заверяются печатью Товарищества и хранятся в его делах постоянно.

    14.3. Копии протоколов общих собраний членов, заседаний правления и ревизионной комиссии Товарищества, заверенные выписки из данных протоколов представляются для ознакомления членам Товарищества по их требованию, а также органу местного самоуправления, на территории которого находится Товарищество, органам государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, судебным и правоохранительным органам, организациям в соответствии с их запросами в письменной форме.

    Оформление и хранение других документов, связанных с созданием Товарищества, с его регистрацией как юридического лица, с финансово-хозяйственной деятельностью осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

    15. Реорганизация и ликвидация Товарищества

    15.1. Реорганизация Товарищества (слияние, разделение, выделение, изменение организационно-правовой формы) осуществляется в соответствии с решением общего собрания членов Товарищества (собрания уполномоченных) на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66–ФЗ и другими федеральными законами.

    15.2. Товарищество может быть ликвидировано на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 66–ФЗ от 15 апреля 1998 года и другими федеральными законами, по решению общего собрания членов Товарищества (собрания уполномоченных). Требование о ликвидации Товарищества может быть предъявлено в суд органом государственной власти или органом местного самоуправления, которым законом предоставлено право на предъявление такого требования.