Открытие бизнеса

Проект на тему рабство в древнем риме. О ком идёт речь


Решите задачу. Почему правители Карфагена не посылали Ганнибалу в Италию достаточных подкреплений? Как Ганнибал обходился без этих подкреплений? Почему правители Карфагена не посылали Ганнибалу в Италию достаточных подкреплений? Как Ганнибал обходился без этих подкреплений?


Где применялся труд рабов? Марк Порций Катон. Марк Порций Катон. Рабы мыли сосуды для вина, прибирали усадьбы, переносили хлеб, выносили навоз наружу. Устраивали навозные кучи, очищали зерно, чинили старые и плели новые веревки, рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. Рабы мыли сосуды для вина, прибирали усадьбы, переносили хлеб, выносили навоз наружу. Устраивали навозные кучи, очищали зерно, чинили старые и плели новые веревки, рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественные дороги, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественные дороги, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту.


Рабы в богатом доме. Используя материал учебника, расскажите какую работу выполняли рабы в имении богатых римлян? Используя материал учебника, расскажите какую работу выполняли рабы в имении богатых римлян? 1. уборка помещения 1. уборка помещения 2. одевали и ухаживали за своими господами 2. одевали и ухаживали за своими господами 3. Развлекали своих хозяев 3. Развлекали своих хозяев 4. Рабы-лекари 4. Рабы-лекари 5. Рабы-библиотекари 5. Рабы-библиотекари 6. Рабы-секретари 6. Рабы-секретари






Решите задачу. Сохранились сведения, что у некоторых римских богачей было в то время до 20 тысяч рабов. Так, у рабовладельца Красса и Данетрия рабов было столько, что из них можно было набрать целое войско. Помпей в самом деле составил эскадрон и 300 своих пастухов, другой рабовладелец имел 8000 тысяч рабов. Сохранились сведения, что у некоторых римских богачей было в то время до 20 тысяч рабов. Так, у рабовладельца Красса и Данетрия рабов было столько, что из них можно было набрать целое войско. Помпей в самом деле составил эскадрон и 300 своих пастухов, другой рабовладелец имел 8000 тысяч рабов. Какие выводы можно сделать из этих данных? Какие выводы можно сделать из этих данных?






Рабство - пережиток прошлого или актуальная проблема? 2 декабря ежегодно отмечается Международный день борьбы за отмену рабства. В этот день в 1949 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации третьими лицами. И все же рабство остается одной из глобальных проблем современности.












В городских ремесленных мастерских также трудились рабы. Обычно и здесь им поручали самую тяжелую и грязную работу. В гончарных мастерских они таскали и месили глину, а лепкой и разрисовкой сосудов занимались свободные ремесленники. В поместьях рабовладельцев рабы давили виноград, выжимали масло из оливок. В сельском хозяйстве рабов было меньше, чем в ремесле.


В Афинах и других греческих государствах имелось множество домашних рабов. Они были поварами, конюхами, учителями. Они одевали и кормили рабовладельцев, учили их детей. Раб не считался человеком. Ему давали кличку, как животному. Хозяин всегда мог избить раба за какую-нибудь вину или просто из прихоти, вымещая на нем свое дурное настроение.


Жестокое обращение, непосильный труд толкали рабов на борьбу со своими господами. Иногда, будучи не в силах вынести неволи, в страхе перед наказаниями раб пытался бежать. Рабы бежали как в одиночку, так и целыми группами в несколько десятков или даже сотен человек.




Является или не является человек рабом определяется на основе трех главных критериев: 1. деятельность человека контролируется с помощью насилия или угрозы применения насилия; 2. человек находится в данном месте и занимается данным видом деятельности против своей воли и не может изменить ситуацию по собственному желанию; 3. за работу он получает ничтожную оплату, либо вообще ее не получает.






Слайд 2

План комбинированного урока

Проверка домашнего задания. Изучение новой темы. ПЛАН Источники рабства в Древнем Риме. Использование труда рабов в Древнем Риме. Закрепление изученного материала.

Слайд 3

Объясните понятия

Плебеи Патриции Консул Республика Народный трибун Вето Форум

Слайд 4

О чем говорят даты

509 год до н. э. 594 год до н. э. 443 год до н. э. 326 год до н. э. 146 год до н. э.

Слайд 5

О ком идёт речь:

  • Слайд 6

    А.Царь горной страны Эпир считавшийся лучшим полководцем своего времени.Весной 280 г.до н.э. он высадился в Италии с 20 тыс воинов и 20 слонами. Невиданные животные навели страх на римских солдат и первые две битвы царь выиграл, но понёс при этом такие большие потери, что родилось выражение,означающее победу,добытую слишком дорогой ценой.

    Слайд 7

    Б.Выдающийся древнегреческий ученый, живший в Сиракузах, изобретённые машины которого поднимали и опрокидывали римские суда, зажигали их с помощью огромных линз. Он погиб в 212 г. до н. э.

    Слайд 8

    В.Выдающийся 24- летний римский полководец, изгнавший карфагенян из Испании (за что получил триумф и консульскую власть), одержавший решающую победу над армией Ганнибала близ города Зама.

    Слайд 9

    1.С какими целями вёл войны Рим во II в.до н.э.? Сколько было войн Рима с Карфагеном? Кому из противников этой войны вы сочувствуете? Почему? 2.Какие области римляне называли провинциями? Назовите первую римскую провинцию.

    Слайд 10

    Используя карту расскажите об одном из римских завоеваний

  • Слайд 11

    Триумф римского императора

  • Слайд 12

    Рынки рабов

    В крупных городах В центре Рима На острове Делос

    Слайд 13

    Источники рабства в Древнем Риме

    Пленники Рабы за долги Дети рабынь Продавали пираты Продавали работорговцы

    Слайд 14

    Труд рабов в Древнем Риме

    Труд рабов в Риме: рабы мостят улицу; четверо рабов несут на носилках господина; за ними виден пожилой раб, сопровождающий мальчика в школу.

    Слайд 15

    Труд рабов в имении рабовладельца

  • Слайд 16

    В Римском амфитеатре

  • Слайд 17

    Проверь себя

    1.Большое количество рабов в Древнем Риме появилось в результате:А. самопродажиБ.завоеванийВ.долгового рабства 2.Состязания гладиаторов происходили: А.в циркеБ.в амфитеатреВ.в имении рабовладельца 3.Общим в положении рабов было:А.бережное отношение к нимБ.полное бесправиеВ.заботливое отношение к ним 4.Общим во взглядах Римских ученых к рабам было: А. уважение к нимБ. презрениеВ. стремление защищать их права 5.Гладиатор – это …

    Рабство в Древнем Риме
    Мухаметдинова Римма Равиловнаучитель историиМуслюмовская гимназия
    План урока
    Источники рабстваРабы в именииРабы в богатом домеГладиаторские игры – любимое зрелище римлян
    Вспомните, какие источники рабства вы знаете?
    Подумайте какой источник рабства был главным в Древнем Риме? Почему?
    Рабство за долги
    Дети рабынь
    Попавшие в плен к пиратам
    военнопленные
    По приговору суда
    Раб –это человек, лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.Рабовладелец – это хозяин рабов.
    Имение – земельное владение богатого человека.
    Хозяева называли рабов «говорящими орудиями» Подумайте, о чём говорит это название? Чем занимались рабы в имении?Выращивали оливки, Плели корзины, верёвки. виноград
    Содержание рабов обходилось очень дёшево: - раз в год рабам выдавали рубаху- раз в два года плащ и деревянные сандалии.
    Безнадёжно больных рабов отвозили на остров на реке Тибр, оставляя их там умирать.
    САМЫХ НЕПОСЛУШНЫХ ОТПРАВЛЯЛИ В КАМЕНОЛОМНИ И РУДНИКИ.
    За малейшие провинности рабов наказывали: пороли, держали в оковах.
    Не иметь ни одного раба считалось признаком крайней нищеты. В домах богатых людей рабов было очень много. Подумайте чем могли заниматься рабы в доме? Убирали помещениеГотовили пищуПрислуживали за столом Пели, танцевали, развлекалиРаб-врачРаб-библиотекарьРаб-секретарь
    Любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.
    Гладиаторы- сильные и ловкие рабы, специально обученные для битвы в амфитеатрах.
    КОЛИЗЕЙ – САМЫЙ БОЛЬШОЙ АМФИТЕАТР ДРЕВНЕГО РИМА.
    Амфитеатр- специальное сооружение для зрелищ, гладиаторских игр, в котором места располагались вокруг арены.
    СУДЬБУ ПОБЕЖДЁННОГО РЕШАЛИ ЗРИТЕЛИ.ЕСЛИ ЗРИТЕЛИ ПОДНИМАЛИ КВЕРХУ БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ, РАНЕНОМУ СОХРАНЯЛАСЬ ЖИЗНЬ.ЕСЛИ ОПУСКАЛИ ПАЛЕЦ ВНИЗ - ДОБИВАЛИ ПОБЕЖДЁННОГО.
    Гладиаторы бились до полной победы. Раненый и обессиленный боец бросал оружие и поднимал левую руку, моля о пощаде.
    ФРАГМЕНТ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА «СПАРТАК»РЕЖИССЕР С. КУБРИК. 1960 Г.
    Фрагмент из художественного фильма «Спартак»Режиссер С. Кубрик. 1960 г. Для просмотра кликните на картинке
    К ЧЕМУ ТАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОГЛО ПРИВЕСТИ?
    Подумайте и объясните римскую пословицу: «Сколько рабов, столько врагов».
    СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я - УЗНАЛ(А)…- ВЫЯСНИЛ(А)…- ПОНЯЛ(А)…
    Домашнее задание:Прочитать § 49.Индивидуальные карточки
    HTTP://LA-GATTA-CIARA.DREAMWIDTH.ORG/9038.HTMLHTTP://900IGR.NET/KARTINKI/ISTORIJA/RABSTVO-V-RIME/021-V-RIMSKOM-AMFITEATRE.HTMLHTTP://BELORYS-KH.LIVEJOURNAL.COM/1583183.HTMLHTTP://KOMI.MOVE.SU/ARTICLES/198/HTTP://MUSEUM-RU.LIVEJOURNAL.COM/6609.HTMLHTTP://900IGR.NET/KARTINKI/ISTORIJA/VOSSTANIE-SPARTAKA/009-PRICHINY-VOSSTANIJA.HTMLHTTP://WWW.E-READING.ORG.UA/CHAPTER.PHP/144987/18/MIRONOV_-_DREVNIII_RIM.HTMLHTTP://VISARUN.NET/EVROPA/11-KOLIZEJ-RIM-ITALIYA.HTMLHTTP://WWW.GOLOS.COM.UA/ARTICLE.ASPX?ID=246192HTTP://RU.WIKIPEDIA.ORG/WIKI/%CA%EE%EB%E8%E7%E5%E9HTTP://DIC.ACADEMIC.RU/DIC.NSF/MICHELSON_NEW/9802/%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE
    Ресурсы интернета




























    Включить эффекты

    1 из 28

    Отключить эффекты

    Смотреть похожие

    Код для вставки

    ВКонтакте

    Одноклассники

    Телеграм

    Рецензии

    Добавить свою рецензию


    Слайд 1

    Выполнила учитель истории Гимадиева Гульчачак Исмагиловна МОУ «Сатламышевская сош»

    Слайд 2

    Слайд 3

    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

    Чтоб Италию на карте Отыскать в короткий срок, Запомни, нужно полуостров Найти, похожий на...

    Слайд 4

    На полуостров... Довольно труднопроходимы Крутые горы...

    Слайд 5

    Там, где Тибр полноводный Течет в зеленые долины, Селились в древности глубокой Трудолюбивые...

    Слайд 6

    До сей поры в музее Римском Ей даже памятник хранится. И как же тут не удивиться, Что малышей спасла...

    Слайд 7

    Ромул дал названье месту, Это потому, что им Был основан город...

    Слайд 8

    Он молод и талантлив был И смельчаком для всех прослыл. И с Римом храбро воевал – Тот карфагенский…

    Слайд 9

    Установил господство Рим, Много стран он покорил: Стал хозяином всевластным В … в одночасье.

    Слайд 10

    РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ

    Слайд 11

    Сегодня на уроке я хочу узнать… выяснить… понять…

    Слайд 12

    Слайд 13

    Раб –это человек, Рабовладелец – это хозяин рабов.

    Слайд 14

    «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет»

    Слайд 15

    Захват пленниковв войнах Рабство жителей провинций за неуплату налогов Дети рабовстановились рабами Захват пиратами людейи продажа их в рабство Как люди попадали в рабство? Основные источники рабства

    Слайд 16

    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

  • Слайд 17

    ТРУД РАБОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

    Слайд 18

    Марк Порций Катон (234-149 гг. до н. э.) - видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате «Земледелие» он дал описание виллы, типичной для центральной Италии.

    Слайд 19

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Слайд 20

    ТРУД РАБОВ В ДОМЕ РАБОВЛАДЕЛЬЦА

    Слайд 21

    Прочитайте пункт3 § 49 «Рабы в богатом доме», просмотреть иллюстрации к параграфу. Найдите ответы на вопросы: 1) Где еще применяли труд рабов? 2) Чем жизнь «домашних» рабов отличалась от жизни рабов, работающих в каменоломнях, имениях рабовладельцев?

    Слайд 22

    ГЛАДИАТОРЫ Гладиатор Современная реконструкция

    Слайд 23

    Представление в цирке Рисунок-реконструкция Гладиаторы должны были участвовать впредставленияхдля свободных римлян, которыеустраивались в больших цирках.

    Слайд 24

    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

    Колизей. Современный вид

    Слайд 25

    Фрагмент из художественного фильма «Спартак» Режиссер С. Кубрик. 1960 г. Для просмотра кликните на картинке

    Слайд 26

    Слайд 27

    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

    Сегодня на уроке я - узнал(а)… - выяснил(а)… - понял(а)…

    Слайд 28

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Открытый урок по истории.

    5 класс.

    Тема урока : Рабство в Древнем Риме.

    Цель урока:

    Задачи урока:

    Образовательная:

    Развивающая:

    Воспитательная:

    Ход урока.

    Организационный момент.

    II. Повторение изученного.

    Чтоб Италию на карте

    Отыскать в короткий срок,

    Запомни, нужно полуостров

    Найти, похожий на... (сапог).

    Конечно, путь туда не близкий,

    На полуостров... (Аппенинский).

    Довольно труднопроходимы

    Крутые горы... (Аппенины).

    Там, где Тибр полноводный

    Течет в зеленые долины,

    Селились в древности глубокой

    Трудолюбивые... (латины).

    До сей поры в музее Римском

    Ей даже памятник хранится.

    И как же тут не удивиться,

    Что малышей спасла... (волчица).

    Ромул дал названье месту,

    Это потому, что им

    Был основан город... (Рим).

    Он молод и талантлив был

    (Ганнибал)

    Установил господство Рим,

    Много стран он покорил:

    Сегодня на уроке я хочу узнать …

    выяснить…

    понять…

    IV. Изучение новой темы.

    Источники рабства.

    Гладиаторы.

    Раб – это человеклишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

    Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.

    каковы источники рабства

    .

    Раб.

    1-ая Рабыня:

    2-ая Рабыня.

    Раб.

    1-ая Рабыня.

    пленники дети рабов

    Марк Порций Катон. Земледелие

    Вопросы к документам.

    Физкультминутка:

    Любим мы историю, друзья!

    Изучаем страны, учим строки,

    Но нам без отдыха нельзя!

    Так отдохнём мы на уроке:

    Раз, два, три, четыре, пять…

    Мы не будем уставать!

    Раз, два, три, четыре, пять…

    Нам приятно отдыхать!

    Руки – вверх, потом – налево…

    Отдохнул? Работай смело!

    Беседа по вопросам:

    Где еще применяли труд рабов?

    Гладиаторы.

    гладиаторами амфитеатры –

    С

    - Как выглядят гладиаторы?

    ПОСЛЕ ПРОСМОТРА!!!

    Итак, скажите, пожалуйста,

    Как выглядели гладиаторы?

    (рис учебника).

    Закрепление изученного.

    Сегодня на уроке я

    - узнал(а)…

    - выяснил(а)…

    - понял(а)…

    Выставление оценок.

    Открытый урок по истории.

    5 класс.

    Учитель истории Гимадиева Гульчачак Исмагиловна

    Тема урока : Рабство в Древнем Риме.

    Цель урока: Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.

    Задачи урока:

    Образовательная: Формирование представления о важнейших особенностях рабовладения в Риме.

    Развивающая: Развитие умений работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и участникам.

    Воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопереживания, развитию интереса к истории.

    Ход урока.

    Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

    Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

    Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами!

    II. Повторение изученного.

    На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. А сейчас давайте перелиста​ем страницы истории этого замечательного государства и вспомним, что мы о нем знаем. Внимательно послушайте стихотворения и закончите их необходимыми словами.

    Внимательно прочитай стихи и закончи предложения:

    Чтоб Италию на карте

    Отыскать в короткий срок,

    Запомни, нужно полуостров

    Найти, похожий на... (сапог).

    Конечно, путь туда не близкий,

    На полуостров... (Аппенинский).

    Довольно труднопроходимы

    Крутые горы... (Аппенины).

    Там, где Тибр полноводный

    Течет в зеленые долины,

    Селились в древности глубокой

    Трудолюбивые... (латины).

    До сей поры в музее Римском

    Ей даже памятник хранится.

    И как же тут не удивиться,

    Что малышей спасла... (волчица).

    Ромул дал названье месту,

    Это потому, что им

    Был основан город... (Рим).

    Он молод и талантлив был

    И смельчаком для всех прослыл.�И с Римом храбро воевал –�Тот карфагенский… (Ганнибал)

    Установил господство Рим,

    Много стран он покорил:

    Стал хозяином всевластным�В … в одночасье.

    III. Переход к изучению новой темы.

    Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. И в какой бы уголок мы ни заглянули, везде нам встретятся множество рабов.

    Итак, тема урока “Рабство в древнем Риме”.

    Подумайте и скажите, какова цель нашего урока.

    Сегодня на уроке я хочу узнать …

    выяснить…

    понять…

    Да, действительно, сегодня мы с вами должны познакомиться с жизнью рабов в Древнем Риме.

    IV. Изучение новой темы.

    Источники рабства.

    Труд рабов в сельском хозяйстве.

    Труд рабов в доме рабовладельца.

    Гладиаторы.

    Работа с понятийным аппаратом.

    На рубеже 2-1 веков до н.э. рабы создали богатство римского общества. Кто же такие рабы? «Подбери слово»- цепочка синонимов, определений и т.д. к словам раб и рабовладелец. Может быть, вы знаете?

    Раб – это человеклишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

    Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.

    1. Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет». А откуда же в Риме было столько рабов? Ответ на этот вопрос мы сейчас попытаемся найти. Сейчас вы услышите разговор межу рабами, вам нужно подумать и ответить на вопрос: каковы источники рабства в Древнем Риме? Задание понятно?

    Инсценировка (две рабыни и раб) о возникновении и источниках рабства.

    В римскую гавань по волнам Среди​земного моря направляется корабль, кото​рый доставит нас на место. На нем плывут люди, между которыми завязалась беседа. Давайте прислушаемся к их разговору.

    Раб. Сколько еще плыть? Кто зна​ет, что нас ждет в новой жизни?

    1-ая Рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они муча​ют своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: «Раб - не чело​век» или «Раб должен работать или спать». Рабы для них - говорящее орудие труда.

    2-ая Рабыня. Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где все​гда светит солнце и зреет виноград, о сво​боде. Ни мне, ни моим детям не сужде​но познать такое счастье.

    Раб. А я вот знаю, что такое сво​бода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили, а я попал в плен.

    1-ая Рабыня. На месте моего города римля​не оставили лишь черное безжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней про​должался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли.

    Скажите, пожалуйста, каковы были источники рабства в Риме?

    Источники рабства в Древнем Риме

    пленники дети рабов

    пиратство продажа детей в рабство

    2. Труд рабов в сельском хозяйстве.

    Труд рабов применялся в различных областях жизни римского общества: в сельском хозяйстве, в имении римских землевладельцев, на рудниках и каменоломнях, в домах богатых и знатных римлян, часть рабов становилась гладиаторами.

    Работа с историческим документом.�Сейчас я предлагаю вам познакомиться с тем, как использовался труд рабов в сельском хозяйстве. Ребята, возьмите печатные листочки. Каждый про себя внимательно прочитайте текст и вопросы к нему. Найдите ответы в тексте документа. Можно работать с карандашом. Времени на работу даётся 5 минут. Если возникают вопросы, то поднимайте руки.

    Марк Порций Катон. Земледелие

    Марк Порций Катон (234-149 гг. до н. э.) - видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате «Земледелие» он дал описание виллы, типичной для центральной Италии.

    Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадь​бу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, выре​зать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту...

    Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой - по 4 модия (8,75 л) пше​ницы, в летом - по 4,5.

    Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274 л) на день.

    Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. По​том заготовь зрелых - таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут: съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547 л), модия соли хватит каждому на год.

    Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сна​чала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год...

    Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.- С. 194-196.

    Вопросы к документам.

    Где применялся труд рабов? (докажите свое мнение строчками из документа)

    Физкультминутка:

    Любим мы историю, друзья!

    Изучаем страны, учим строки,

    Но нам без отдыха нельзя!

    Так отдохнём мы на уроке:

    Раз, два, три, четыре, пять…

    Мы не будем уставать!

    Руки – вверх, потом – направо…

    Раз, два, три, четыре, пять…

    Нам приятно отдыхать!

    Руки – вверх, потом – налево…

    Отдохнул? Работай смело!

    Труд рабов в доме рабовладельца.

    А сейчас мы с вами узнаем, как жилось рабам в богатом доме. Для этого вам нужно открыть учебники на с. 227 и прочитать 3 пункт § 49 «Рабы в богатом доме», просмотреть иллюстрации к параграфу.

    Беседа по вопросам:

    Где еще применяли труд рабов?

    Чем жизнь «домашних» рабов отличалась от жизни рабов, работающих в каменоломнях, имениях рабовладельцев? Что общего? (Любой раб бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться как пожелает, ничего не имели ). Каким было отношение рабов к труду и почему?

    Гладиаторы.

    В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами . Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах, провинциях строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боев. На аренах амфитеатров умирали тысячи рабов.

    С амый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н.э.. Он назывался Колизеем и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, дамы. Верхние ряды заняты простым гражданами.

    Сейчас я предлагаю Вам просмотреть отрывок из фильма «Спартак», в котором представлен поединок двух гладиаторов.

    Во время просмотра вам нужно найти ответы на вопросы:

    - Как выглядят гладиаторы?

    - Каким оружием они сражались?

    - Какова была реакция публики?

    ПОСЛЕ ПРОСМОТРА!!!

    Итак, скажите, пожалуйста, каково ваше впечатление от увиденного?

    Как выглядели гладиаторы?

    Какое оружие было у гладиаторов?

    Гладиаторы сражались парами или же целыми отрядами. Один из них называется «рыбак», у него прочная сеть и острый трезубец. Рыбак сражается полуголым, без шлема и щита. Гладиатор, называемый «рыбой», имеет панцирь и шлем, в руках у него щит и острый меч. Во время боя «рыбак» стремится набросить сеть на «рыбу» и пронзить его трезубцем. Но если гладиатор «рыба» сумеет разрезать мечом сеть, «рыбак» окажется совершенно беззащитным (рис учебника).

    За поединком «рыбака» и «рыбы» с замиранием сердца следят тысячи римлян.

    как решается судьба поверженного, но еще живого гладиатора: зрители опустили большой палец правой руки вниз и тем самым приговорили его к смерти. Если публика считает, что раненый храбро сражался, она разрешит сохранить ему жизнь. Гладиатора лечили, а затем вновь заставляли сражаться на арене.

    Таким образом, мы можем говорить о том, что гладиаторы вынуждены были сражаться друг с другом на потеху римской публике, сами того не желая.

    Закрепление изученного.

    Итак, ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов, как в Риме. Первая особенность была результатом победоносных войн Рима, вторая – связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной. Принудительный труд подрывал хозяйство Рима и представлял угрозу для самого государства, об этом речь впереди.

    1. В каких отраслях хозяйства рабский труд был наиболее распространен?

    2. Прав ли был сенатор, говоря о римском обществе как о самом справедливом и совершенном, в котором рабов не следует брать в расчет?

    Сегодня на уроке я

    - узнал(а)…

    - выяснил(а)…

    - понял(а)…

    Выставление оценок.

    - А теперь, покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете этот урок?

    Я очень рада плодотворной работе с вами. Большое вам спасибо. И на прощание, давайте подарим друг другу улыбки.

    Скачать конспект