Профессиональное поле – сфера трудовой деятельности рабочих или специалистов.
Профессиональное обучение - основа профессиональной подготовки студентов. Оно должно вырабатывать у них прочные знания, умения и навыки, которые обеспечивают качественное и количественное выполнение работ, а также умение использовать новую технику, современную технологию и передовые методы труда.
Профессия – относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки.
Специальность – конкретизация вида трудовой деятельности в рамках
данной профессии.
Деление на С. отражает качественное разнообразие конкретных трудовых процессов и глубину разделения труда с учётом применяемых способов и особенностей оборудования, объектов, орудий труда, конечной продукции и т. п. Так, базовая профессия «слесарь» подразделяется на такие виды: слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь по контрольно-измерит. приборам и автоматике и т. д.; базовая профессия «врач» включает такие С., как врач-терапевт, врач-стоматолог, врач-хирург и т. д. Динамика С. более оперативно, чем профессия, отражает тенденции, связанные с науч.-техн. прогрессом. С. - наиб, подвижный элемент в системе проф. разделения труда. В то же время расширение проф. профиля работников часто идёт путём интеграции двух или неск. связанных между собой С.
Квалификация – уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определённой степени сложности в конкретном виде деятельности. Это подготовленность индивидуума к профессиональной деятельности.
Теоретич. знания, соответствующие определённому уровню К., включают как общеобразовательные, так и специальные, объём которых зависит от формы и продолжительности соответствующих занятий. Подготовка рабочих кадров осуществляется в уч. заведениях системы проф.-тех. образования и непосредственно на производстве; дипломированных специалистов - в высш. и ср. спец. уч. заведениях; науч. кадров - в аспирантуре и докторантуре.
Практич. навыки осваиваются в ходе выполнения соответствующих работ путём их многократного повторения, в результате чего вырабатывается прочный динамич. стереотип. Первоначальные навыки формируются в ходе обучения, выработка устойчивых проф. навыков зависит от опыта работ в том или ином виде проф. деятельности и обычно характеризуется стажем работы по профессии.
Квалификационная структура – иерархия ступеней квалификации.
В Государственном стандарте профессионального образования квалификация характеризуется пятью ступенями:
1ст.- предполагает основное общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой в различных формах;
2ст. - основное общее образование и профессиональное образование, получаемое в учреждениях начального профессионального образования на одно-, двухгодичных отделениях; 3ст. – характеризуется сочетанием среднего (полного) общего образования и профессионального образования, получаемого на двух-, трехгодичных отделениях учебных заведений начального профессионального образования;
4ст. – предполагает среднее (полное) общее образование и профессиональное образование, получаемое главным образом в «продвинутых» образовательных учреждениях: проф.лицеях, учреждениях среднего проф.образования (базовый и повышенный уровень), колледжах;
5ст. – соответствует различным уровням высшего и послевузовского проф.образования.
Показателем К. рабочего является квалификац. разряд (класс, категория), которрый присваивается ему по конкретной профессии в соответствии с требованиями тарифно-квалификац. характеристик этой профессии. Квалификационный разряд присваивается служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации, которые указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям.
Квалификационный разряд имеет немаловажное значение. Оплата труда работникам на предприятии, в организации производится с учетом квалификационного разряда, т.е. с учетом уровня профессиональной подготовки и от затраченных сил. Так, если у какого-либо работника повышается уровень профессиональной подготовки, пропорционально повышается и его заработная плата, и наоборот. При подборе и расстановке кадров на производстве также учитывается квалификационный разряд.
Профессия, присваиваемая по завершении обучения, указывается в документе об образовании, который в соответствии с Законом о занятости даёт право на работу согласно профилю и уровню полученного образования. Офиц. наименование П. или должность работника указывается в трудовой книжке.
Ключевой составляющей стандарта профессионального образования является квалификация, которая характеризуется ступенью и уровнем.
Уровень квалификации – степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации. Существенными характеристиками уровня квалификации являются:
– объем и диапазон знаний и умений;
– качество знаний и умений;
– способность рационально организовывать и планировать работу;
– способность быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда.
Требования к различным уровням квалификации применительно к конкретным профессиям и специальностями регламентируются соответствующими документами системы тарификации и аттестации.
Профессии рабочих, которым ранее были установлены тарифные разряды, тарифицируются в соответствии с выпусками Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих с учетом внесенных в них дополнений и изменений
В России и др. странах СНГ состав официально признанных П. рабочих зафиксирован в Едином тарифно-квалификац. справочнике работ и профессий рабочих, который включает краткое описание работ и знаний, необходимых для каждой П.
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) - это нормативный документ, предназначенный для тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим, а также для составления программ по подготовке и повышению квалификации рабочих в системе профессионально-технического образования и непосредственно на производстве.
Тарификация работ должна производиться в соответствии с их сложностью без учета условий труда. В необходимых случаях УТ (тяжесть, вредность и др.) подлежат учету путем установления доплат к тарифным ставкам (окладам) на основе их оценки на рабочих местах в соответствии с перечнями работ по степени тяжести и вредности УТ, утверждаемыми соответствующими органами.
Перечень профессий включает номенклатуру профессий и специальностей, подготовка по которым регулируется на государственном уровне в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и определяет наиболее общие параметры обучения.
Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования. ОСТ 9 по 01.04-94
Перечень профессий и специальностей НПО является составной частью государственного стандарта начального профессионального образования, в него включены профессии, подготовка по которым определяется требованиями, устанавливаемыми на федеральном уровне.
В этом документе профессии ранжированы по ступеням квалификации, что регламентирует объем и соотношение общего и профессионального образования, требуемого для их освоения.
Ступень квалификации – этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования.
Профессиональная характеристика, являясь описательной моделью профессии, определяет конечные цели профессиональной подготовки, обуславливающие ее место в народном хозяйстве, содержание трудовой деятельности, требования к общей и профессиональной подготовке, контингенту обучающихся.
Профессиональная характеристика разрабатывается на профессии и специальности федерального Перечня и отражает:
– название профессии;
– интегрируемые специальности;
– номер профессии по Перечню;
– назначение и сферу применения профессии;
– основные виды деятельности в рамках профессий и группируемых
специальностей;
– теоретические основы профессиональной деятельности (требования к
знаниям);
– требования к личности рабочего (служащего), уровню его общего образования;
– специфические требования.
Профессиограмма – описание, характеристика профессии, основной источник (наряду с практическим знакомством) получения сведений о разных аспектах профессиональной деятельности.
Например: Дизайнер
Должен знать: скульптуру, рисунок, живопись, основы композиции, технологию производства изделий, основы социологии, психологии.
Профессионально важные качества:
· художественное воображение;
· пространственно-образное мышление;
· коммуникабельность;
· глазомер.
Квалификационные требования: художественно-промышленные училища, архитектурные институты и институты искусств.
Учебные заведения: Красноярский государственный художественный институт, Красноярская государственная архитектурно-строительная академия
Медицинские противопоказания:
· нарушение координации движений рук;
· дальтонизм;
· дефекты зрения.
Профессия есть исторически сложившийся вид трудовой деятельности, требующий определенных ЗУН, приобретаемых в результате специального (профессионального) образования, профессиональной подготовки и опыта работы. Различают 3 типа профессии: универсальных, частично специализированных, узко специализированных. Современные профессии квалифицируются по объекту или предмету труда, по средствам труда, по условиям труда, по отраслям. В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий: человек-жив, природа (агроном, ветеринар), человек-техника (слесарь-сборщик, техник-механик), человек-человек (продавец, парикмахер, врач, учитель), человек-знаковая система (программист, языковед, математик), человек-худ.образ (актер, художник, музыкант). По условиям труда Е. А. Климов делит профессии на 4 группы: 1-Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ. 2-Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор Госавтоинспекции. 3-Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т. п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный. 4-Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м)воспитатель детского сада, учитель, следователь.
Специальность - вид деятельности в рамках профессии комплекс приобретенных ЗУН, создающих возможность определенной деятельности в какой - либо отрасли производства, услуг, культуры, образования. Квалификация - степень и вид профессиональной подготовленности специалиста, наличие у него ЗУН, необходимых для выполнения им работы определенного уровня сложности и качества. Профессиональная квалификация - ступени и уровни профессиональной подготовленности специалиста к выполнению того или иного вида труда определенного качества и сложности(разряд). Ступень квалификации - это этап подготовки кадров в системе непрерывного профессионального образования, характеризуемый определенным объемом и соотношением общего и профессионального образования, требуемого для освоения профессии (специальности). В лицеях СПО базовое, повышенное СПО, 5 ступень - среднее и общее образование -ВПО, бокалавриат, магистратура, послевузовское). Специализация- часть специальности в рамках которой она создается. Специализация предполагает получение более углубленных и расширенных ЗУН в различных областях деятельности по данной специальности.
Профессиограмма - это описательная модель самой проф.деят-ти специалиста. Она вкл.-описание хар-ки профессии, условий труда, необходимых ЗУН, профессионально важных качеств, прав и обязанностей. Профес.хар-ка профессии - это описательная модель профессии, к-ая определяет цели профес.обучения выпускника, общие треб-ия к рез-там подготовки выпускников по спец-ти без относительно категорий и разрядов. Проф.хар-ка отражает пар-ры обучения профессии и находит свое отражение в стандартах по профессии. Проф.хар-ка включает: название профессии, шифр по классификатору, назначение профессии; квалиф-цию, содержат-ные пар-ры проф.деят-ти, перечень уч.элементов фед.компонента содержания.
Профессиональное образование - социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности.
Содержание профессионального образования - совокупность достижений в различных сферах жизнедеятельности общества, которые должны быть усвоены и к которым относят профессионально и педагогически адаптированные основы наук (опыт познавательной деятельности человека); совокупность ЗУН (опыт практической деятельности в определенных областях деятельности); профессионально и педагогически адаптированный социальный опыт, тождественный структуре человеческой культуры; опыт творческой деятельности, опыт в области эмоционально-ценностных отношений (мораль, эстетика, право). Опыт познавательной деятельности фиксируется в виде ее результатов, которыми выступают знания. Опыт практической деятельности фиксируется в виде знаний, умений и навыков в области профессиональной деятельности, в виде способов профессиональной деятельности. Содержание обучения - составной компонент процесса профессионального обучения, отвечает на вопрос «Что подлежит усвоению».
В содержание обучения входят следующие компоненты: научные знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности; опыт осуществления способов деятельности, включающих в себя наряду со знаниями интеллектуальные и практические умения и навыки; опыт творческой, поисковой деятельности. Содержание обучения определяется следующими нормативными документами: Государственным образовательным стандартом, базисным учебным планом учебного заведения, учебными программами, учебниками и учебными пособиями.
Вариантов содержания обучения может быть много, а содержание образования всегда «стандартно». Принципы построения содержания СПО: соответствие содержания СПО целям и ценностям СПО; соответствие содержания новейшим достижениям техники и технологиям; структурное единство содержания СПО на уровне циклов дисциплин; единство содержания с процессом теоретического и производственного обучения (содержание должно быть единым не только с целями образования, но и способами учебных и профессиональных действий, выступающих одним из компонентов содержания); единство содержания с процессом усвоения. Требования к содержанию: научность содержания - формирование точной картины мира, раскрытие реальных связей и отношений, правильное объяснение явлений и процессов, ознакомление с основными идеями научных теорий, лежащих в основе описания трудовых процессов. Т.о. наука - источник содержания образования; соответствие перспективам НТП - это выражается в опережающем характере подготовки, в реализации уровня выше уровня квалификации. Вывод: Т.о. требования к содержанию определяют три фактора: научно-технический, технико-технологический, производственно-экономический. На этой основе строится модель квалифицированного рабочего.
Стр-ра содержания СПО подразделяется на обязательное (общеобразовательное и профессиональное) и факультативное. Проф.подготовка делится на 3 цикла дисциплин: Общетехнические (предметы, обеспечивающие изучение научных основ техники и технологии межотраслевого хар-ра), общепрофессиональные (ориентированы на опред. вид деят-ти межотраслевого хар-ра), профессиональные (прдметы, обеспнчивающие подготовку непосредственно по профессии-спецдисциплины). Проф.цикл делится на 2 части: базовые дисциплины (разрабатываются на основе федер.компонента стандарта) и специальные курсы (реал-ет регион.компонент и яв-ся продолжением базового курса).
Лекция №1
Тема: Общее представление о профессии. Классификация профессий
1. Понятие профессия, специальность.
2. Классификация профессий
3. Психолого-педагогическая деятельность: сущность, содержание и особенности
Понятие профессия, специальность, квалификация
В обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, дело, занятие. В науке деятельность рассматривается в связи с бытием человека и изучается многими областями знания: философией, психологий, историей, культурологией, педагогикой ит.д. В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека- быть активным. Если обратиться к философскому словарю, то там данное понятие трактуется следующим образом: «деятельность- специфически человеческая форма активного взаимодействия с окружающим миром».
Как отмечал философ Б.Ф.Ломов, «деятельность является многомерной», поэтому существуют многочисленные классификации деятельности, в основу которых положены ее различные признаки, отражающие разнообразные стороны этого феномена. Выделяют деятельность духовную и практическую, репродуктивную(исполнительскую) и творческую, индивидуальную и коллективную и т.д.
Выделяют также разнообразные виды профессиональной деятельности (научная, педагогическая и т.д.)
Профессиональная деятельность - род труда, следствие его дифференциации. Профессиональная деятельность имеет общественный характер. В ней различают как минимум две стороны: общество работодатель) и человек (как работник). Общество выступает в отношениях как:
*заказчик выполнения общественно значимых видов деятельности;
*организатор условий такой деятельности;
*источник ее материального финансирования;
*регулятор правовых отношений между участниками профессиональной деятельности;
*эксперт качества деятельности, осуществляемой работником;
*источник формирования социального отношения к профессии значимость, престиж и т.п.).
Все эти функции могут выполняться государственными институтами (например, в случае работы педагога-психолога в государственной общеобразовательной школе) или частично переданы частным лицам (функции организации условий, финансирование и др.). Однако, даже при передаче функций организации частным лицам, органы государственного управлении осуществляют общий надзор за профессиональной деятельностью (например, частные школы проходят государственную аттестацию и аккредитацию, трудовые отношения регламентируются КЗОТом РФ, а учебные программы в них строго соответствуют государственному образовательному стандарту (ГОСТ).
С точки зрения общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта.
С точки зрения конкретного человека профессия -это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации. По мнению А.. Марковой, профессия – это приложения физических и духовных cил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития. Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессионально важные качества личности. Уровень развития этих составляющих во многом определяют темпы становления человека как профессионала и степень успешности его профессиональной деятельности.
Признаки профессии:
1. род деятельности и система выполненных человеком трудовых функций,
2. социально признанный и юридически фиксированный трудовой пост,
3. наличие определенной системы профессиональной подготовки,
4. наличие определенной квалификации и опыт специалиста,
5. общность людей, занятых определенным родом деятельности.
Специальность - определенный вид занятий в рамках данной профессии.
Для нее характерно:
1. знания, умения, навыки. Поэтому для нее учатся, получают знания
2. необходим для общества
3. взамен труда получает человек определенные средства
Например, профессия- токарь. Специальность в рамках данной профессии- токарь-карусельщик, токарь-полуавтоматчик.
Профессия- учитель. Специальность- учитель иностранного языка, учитель- математик.
Существует несколько оснований дифференциации педагогических специальностей, объединенных в профессиональную группу «образование».
1. в зависимости от возрастного периода развития личности, с которой работает педагог, обуславливается специфика его взаимодействия с ней (воспитатель дошкольного учреждения; учитель: начальной школы, основной школы, старших классов, преподаватель вуза и т.д.)
2. на основе предметных областей знаний, которые выступают в качестве средства взаимодействия (учитель истории, музыки и т.д.)
3. на основе особенностей психофизиологического и социального развития личности, с которой взаимодействует педагог (педагог- дефектолог: логопед-педагог, оказывающий помощь детям с нарушениями речи; сурдопедагог - педагог, занимающийся образованием детей с нарушениями слуха; тифлопедагог - учитель, обучающий слабовидящих детей, и т.д.);
4. группы специалистов, работающих в разных типах образовательных учреждений (педагог системы общего образования, или профессионального образования, или дополнительного образования и т.д.).
К числу специалистов-педагогов, профессионально занимающихся педагогической деятельностью, сегодня также можно отнести: педагога-психолога, социального педагога, гувернера, воспитателя детского дома, организатора досуга детей, воспитателя группы продленного дня, вожатого и т. д. постоянное расширение спектра педагогических специальностей связано, с одной стороны, с дифференциацией науки и производства, а с другой с повышением роли воспитания и образования во всех областях жизнедеятельности современного человека (например, появление специальностей «учитель безопасности жизнедеятельности», «учитель мировой и художественной культуры», «учитель информатики», «учитель технологии и предпринимательства» и т.д.).
Характерной особенностью современного этапа развития педагогического образования является не только дифференциация специальностей, но и их интеграция: стремление преодолеть узкую специализацию учителя и предоставить ему возможность приобрести одновременно несколько специальностей, например: учителя физики и иностранного языка, учителя химии, биологии и педагога-психолога; учителя русского языка, литературы и мировой художественной культуры; учителя истории и граждановедения; учителя экономики и права и т.д. Это не только вызвано потребностями общества (изменениями в содержании образования и появлением новых предметов), но и обеспечивает полную занятость (нагрузку) учителя, предоставляет ему возможность реализовать свой творческий потенциал или самоопределиться в одной из специальностей.
На основе полученной специальности работнику присваивается та или на квалификация. Например, квалификация бакалавра (при 4- летнем обучении), магистра или дипломированного специалиста.
Пытаясь дать вразумительный ответ на вопрос о том, чем отличается специальность от профессии, даже взрослые люди нередко заходят в тупик, находя в памяти только какие-нибудь общие понятия с нечеткой формулировкой.
Детям и подросткам эти термины, конечно, также знакомы, ведь они являются частью лексикона практически каждого человека. Однако чтобы правильно и уместно использовать эти слова в речи, следует понимать их суть, а также то, чем отличается профессия от специальности.
Что представляет собой профессия
Говоря о профессии, люди обычно подразумевают какой-либо род занятий или вид трудовой деятельности, осуществление которой невозможно без приобретения знаний, квалификаций или практической подготовки.
При этом овладеть профессией можно обучаясь в соответствующем заведении или в результате обширного практического опыта. Исходя из определенных сходств в результатах и получаемых знаниях или наличия общей сферы применения, профессии объединены в несколько категорий:
- Технические.
- Экономические.
- Педагогические.
- Медицинские.
- Строительные.
Чтобы понять, чем отличается профессия от специальности и должности, нужно дать определения этим терминам.
Специальность: определение, понятие, особенности
В отличие от профессии, специальность может быть присвоена только тому человеку, который прошел необходимое обучение, освоил законодательно утвержденную программу (навыки, умения, знания) и получил документ, подтверждающий этот факт (диплом, свидетельство). При этом полученные знания могут относиться к нескольким видам профессий. Специальность – это более узкое понятие.
Возвращаясь к указанной выше классификации, можно более иллюстративно объяснить, чем отличается специальность от профессии. Примеры специальностей, входящих в технические профессии: инженер, конструктор, архитектор, веб-программист, автомеханик и другие. Общим для них становится углубленное изучение физики, математики, информатики и прочих точных наук. Наряду с этим автомеханик и архитектор получают совершенно разные знания в рамках своих специальностей.
Должностью называют место в конкретной компании, ее структурную единицу. Должность указана в штатном расписании и предназначена для замещения физическим лицом с подходящей квалификацией.
Следовать за мечтой
Выбирая профессию и специальность, люди руководствуются самыми разными мотивами. Зачастую ответственность возлагают на юных выпускников, которые должны определить сферу своей будущей трудовой деятельности. Здесь важно не растеряться перед обилием (или, наоборот, скудностью) вариантов и выбрать именно то занятие, которое будет приносить радость и удовлетворение наряду с достойной оплатой. Конечно, есть соблазн предоставить решение родителям или еще кому-нибудь, однако вряд ли они смогут сопоставить предпочтения другого человека с его потребностями, способностями и потенциалом. Часто в таких случаях выбор делается из экономических соображений.
Получить адекватную помощь в профориентировании можно, обратившись к соответствующему психологу. Такие специалисты применяют различные игровые методики, тесты и консультации. Затем, анализируя полученные данные, они выдают свои рекомендации.
Безусловно, стоимость образования и возможности семьи абитуриента – также важный фактор, но он не должен быть определяющим. Существуют различные программы, помогающие получать скидки на обучение. Также есть возможность найти более простое и недорогое учебное заведение в других городах. Еще одним вариантом для получения желаемой профессии становится зачисление в бесплатные колледжи и техникумы.
Так чем отличается специальность от профессии?
Итак, можно сделать вывод, что разница между этими понятиями в их объеме. Профессия – более широкий, общий термин, который может охватывать определенное количество специальностей. Например, доктор – это и педиатр, и эндокринолог, и терапевт, и многие другие.
Главное, чем отличается специальность от профессии, – это то, что для овладения первой обязательно требуется обучение, а полученный документ действителен на ограниченной территории. Вторая же может быть приобретена в результате практических тренировок и упражнений (строители, продавцы, водители).
Особенность некоторых профессий в том, что для их приобретения невозможно обойтись без уникальных личных качеств и талантов: это, например, певцы, актеры, музыканты, художники. Лучшими профессионалами и специалистами неизменно становятся только те люди, которые следуют за своим призванием, искренне любят и вникают в то, чем занимаются. Любимое дело – путь к финансовому и личному успеху!
Люди часто путаются в терминах, отчего и возникает путаница во многих жизненных ситуациях. Разница между профессией и специальностью на первый взгляд кажется незначительной, однако в разговоре это может продемонстрировать неграмотность говорящего, что будет особенно нехорошо в беседе с работодателем. Разбираться в этих понятиях важно даже для собственного самоопределения в жизни, чтобы наконец понять на какую специальность нужно учиться для того чтобы овладеть той или иной профессией.
Что такое профессия?
Это достаточно узкое понятие, которое касается одного вида деятельности . Оно подразумевает владение набором навыков, которые позволят выполнять ту или иную работу. Овладеть профессией можно разными путями. Например, если отец кузнец и ребенок с детства наблюдал за ним, он даже интуитивно сможет ковать металл. С другой стороны можно стать профессионалом в каком-то деле опытным путем, изучая его с помощью проб и ошибок. Также профессию можно получить в учебном заведении или просто от учителя.
Профессия всегда связана с конкретной деятельностью . Например, этим понятием нельзя обозначить слово юрист, так как это слишком «широкое» слово. С другой стороны прокурор или адвокат по делам недвижимости будут названием именно профессий. Они подразумевают узкий набор навыков, которые позволяют делать четко разграниченную работу. В ситуациях, когда юрист занимается одновременно недвижимостью и делами о наследстве можно смело сказать, что он овладел двумя профессиями.
Кроме сказанного, можно утверждать, что профессия не нуждается в доказательствах. Этот термин подразумевает факт – человек умеет делать конкретную вещь и это реальность. Хорошо или плохо он это делает, вопрос скорее квалификации, а не самого понятия профессии.
Что такое специальность?
Специальность в свою очередь понятие более широкое, так как подразумевает обучение человека навыкам в определенном направлении . Грубо говоря, специальность это то, чему учат в университетах. Обширный круг знаний, который направлен на полноценное развитие личности в определенном направлении. Например, на историческом факультете, историки учат не только саму историю, но и право, и философию, и язык, и иностранные языки.
Наличие той или иной специальности у человека должно быть подтверждено дипломами государственного образца. Эти документы могут котироваться или не котироваться на определенных степенях трудоустройства, в зависимости от престижности выбранного места. При этом после получения специальности человек может работать где угодно, даже не в рамках изучаемого.
Например, абитуриент выбирает направление неврология и поступает в ВУЗ. Там его обучают множеству курсов, касающихся не только человеческих нервов, но и всему, что может помочь гармоничному развитию личности учащегося и его будущей деятельности. Далее этот человек может и не стать невропатологом, но набор полученных навыков позволит ему работать, например, в лечебном санатории. Так специальность может включать в себя множество профессий.
Что общего в профессии и специальности?
Обобщить эти два понятия может их направленность. Оба они определяют границы образованности человека, его кругозор и количество навыков. Называя свою профессию или специальность, и не вдаваясь в подробности человек, может четко объяснить свою деятельность. Если сказать, «я юрист» или «я юрист по операциям с недвижимостью», для человека несведущего в этом фраза будет звучать одинаково.
При этом также общими являются такие параметры:
- И специальности и профессии нужно обучаться, не бывает так, что профессия «врожденная», бывают только люди, склонные к той или иной специальности.
- И то, и другое подразумевает набор освоенных навыков, которые нужно применять в будущем.
- Часто овладевая специальностью, человек выбирает себе и профессию, после или во время общего образования начинает углубляться в одно из направлений, профессия как бы вытекает из специальности, сужая, но конкретизируя род его деятельности
Что бы ни было общего в понятиях специальности и профессии, все равно это два абсолютно разных слова с разными значениями, поэтому их важно отличать, чтобы не допустить речевую ошибку в деловой беседе. На бытовом уровне это может быть и не замеченным, однако на профессиональном это очень вероятно.
Чем отличается профессия от специальности?
Разница между этими понятиями довольно существенна. Основная ее суть заключается в обширности понятий. Специальность подразумевает под собой обучение нескольким профессиям, при этом не говоря о том, что человек занимается именно этим. Если же он говорит, что его профессия на протяжении десяти лет именно криминальный журналист, то сомнений в этом быть не может, на деле он не может неожиданно оказаться продавщицей мороженого (исключая намеренную ложь, которая к описанию терминов не имеет никакого отношения). При этом даже если человек дипломированный специалист, он может работать кем угодно.
Вот ряд второстепенных отличий специальности от профессии:
- Профессию можно получить разными путями, специальности же нужно обучаться в сертифицированном учебном заведении.
- Когда обучают специальности, могут давать знания по многим смежным направлениям, включая даже общеобразовательную информацию. Профессиональный же набор навыков не подразумевает под собой ничего лишнего и второстепенного.
- Получение специальности призвано расширить кругозор человека, дать ему навыки, которые пригодятся в определенном направлении. Профессия наоборот сужает интересы человека, ограничивая их более подробным изучением определенных данных и наук.
Отличие между этими понятиями стоит определить на интуитивном уровне, размышляя о своем собственном опыте. Разобравшись, какая специальность была вами получена, и какая в итоге ваша профессия, понять, где что будет очень просто. Молодым же людям, которые не могут выбрать профессию рекомендуется сначала определиться с направлением деятельности – специальностью, а далее уже выбирать свою профессию.
Трудовые отношения
Должностная инструкция главного инженера, должностные обязанности главного инженера, образец должностной инструкции главного инженера Должностная инструкция главного инженера рэс
Открытие бизнеса
Где можно и где нельзя работать после туберкулеза Где можно работать после
Форекс