Открытие бизнеса

Обновление ВМС Аргентины - bmpd. История стратегически важной подводной лодки вмс аргентины "сан хуан"


Самолет не вызвал особого интереса у традиционных зарубежных клиентов фирмы, тем более неожиданным оказался контракт на 14 экземпляров для авиации ВМС Аргентины, заключенный в сентябре 1979 года. Эта страна встала на путь конфронтации со своими латиноамериканскими соседями, США и Великобританией, но еще не дошла до того, чтобы обратиться за помощью к СССР. Израиль и ЮАР не могли в полной мере удовлетворить ее запросы; оставалась Франция, также не страдавшая особыми комплексами в вопросах торговли оружием.

Военно-морские силы Аргентины располагали единственным авианосцем. Этот корабль был построен в начале 1945 года в Англии и введен в строй Королевских ВМС под именем «Вэнэрэбл», что в переводе значит «почтенный». Ему недолго суждено было плавать под флагом владычицы морей. Избавляясь от излишков вооружения, Великобритания продала «почтенного» голландцам, а уже те - Аргентине, где он получил название ARA «Бентисинко ди Майо» («Двадцать пятое мая»).

В середине семидесятых пришла пора в очередной раз менять авиагруппу, так как единственными боеспособными самолетами на борту «25 мая» остались далеко не новые «Скайхоки». Администрация тогдашнего президента США Картера увязала возможность поставок американской техники с вопросом о правах человека, что было равносильно требованию смены правительства страны. Местная военная хунта отличалась крутым нравом, править по-другому не хотела, да и не умела, наверное. В конце концов, отказала в поставках «Харриеров» и Англия.

Положение усугублялось и чисто-техническими обстоятельствами: устаревшая катапульта авианосца не могла обслуживать самолеты весом свыше 12 тонн. В сложившихся условиях Командованию морской авиации Аргентины (Commando de Aviacion Naval Argentina) ничего не оставалось кроме как выложить 160 миллионов долларов США за 14 «Супер-Этандаров», 28 противокорабельных ракет AM 39 «Экзосет», несколько запасных двигателей «Агар» 8К50, необходимые запчасти и сопутствующее оборудование.

Самолеты для Аргентины практически ничем не отличались от поставляемых для ВМС Франции. Первоначально было условлено применение на них ракеты «Мартин Пескадор». Несмотря на первое слово в названии, американский ракетно-космический гигант Мартин Мариетта Корпорейшн, никакого отношения к этой системе не имел. А разработана она была в аргентинском национальном НИИ Техники ВВС (Institute de Investigaciones Cientificas y Tecnicas de las Fuerzas Armadas - сокращенно CITEFA).

Передающую часть радиокомандной системы управления ракетой скомпоновали в контейнер, который можно было подвесить под крыло, при этом одна ракета «цеплялась» под противоположную консоль. Трехметровый снаряд имел архаичное ручное наведение на цель, маленькую дальность пуска - до 9 км, и слабую боевую часть. Испытания и доводка «Пескадора» шли со скрипом, и дело окончилось выпуском предсерийной партии в 50 штук, которым так и не суждено было поступить на вооружение. В связи с этим отказались и от планируемой доработки «Супер-Этандаров».

В октябре 1980 года группа аргентинских летчиков, которым предстояло первыми осваивать новую технику, прибыла во Францию и приступила к изучению матчасти. Полеты начались лишь 26 марта следующего года под руководством инструкторов из французской флотилии 14F, когда в Ландивизио прибыли 5 машин первой экспортной серии.

«Супер-Этандары» уже красовались национальными опознавательными знаками и даже аккуратными, нанесенными прямо на заводе, эмблемами.

На их бортах были нанесены пятизначные номера. Их первая цифра «3» означала, что самолеты принадлежат 3-й морской эскадре (Зо Esquadra Aeronaval). Буква «А» символизировала ее назначение - Ataque (штурмовая). Далее шла двойка - номер эскадрильи (2о Esquadrilla Aeronaval de Caza у Ataque - 2-я истребительно-штурмовая эскадрилья авиации флота). Завершал комбинацию тактический номер самолета (с 01-го по 14-й), продублированный на носу. Четырехзначный регистрационный номер наносился мелким шрифтом на хвостовой части. Нумерация была ясной и четкой, и тем не менее, при этом не обошлось без казуса.

Аргентина пыталась скрыть количество купленных штурмовиков, и объявила об оснащении своих учебных эскадрилий легкими самолетами Аэрмаччи МВ.339АА, номера которых начинались с 0761. Этим, видимо, пытались создать впечатление того, что число вновь купленных боевых машин сократилось до десяти (первый «Этандар» был 0751, а последний свободный номер получался 0760).

Но шила в мешке не утаишь. Простодушные работники малярного цеха завода Дассо в Мериньяке продолжили прямую нумерацию своих изделий, и таким образом в регистре аргентинской авиации появилось четыре двойных номера (0761-0764), закрепленных и за MB.339 и за «Супер-Этандарами».

После окончания первого этапа обучения самолеты и летчики отбыли в порт Сент-Назер, откуда они морем отправились на родину. Поначалу их разместили на военно-морской базе Команданте Эспора в Пуэрто-Бельграно, где личный состав эскадрильи продолжил боевую подготовку.

Весной 1982 года пилоты на пяти поставленных «Супер-Этандарах» налетали по 100 часов. Это было неплохо, но они ни разу еще не включали боевой режим бортовой РЛС и лишь в общих чертах знали, что нужно делать с ракетой в боевом вылете. Их теоретическую подготовку провели инструкторы из Израиля. Практических пусков не было, отсутствовал и тренажер.

Тем временем обстановка в регионе, где только недавно завершилась аргентино-чилийская война, снова резко обострилась, и опять в центре событий оказалась Аргентина. Ее руководству позарез был нужен эффектный военный успех, страну сотрясали демонстрации толп недовольных жизнью голодных и озлобленных граждан. И хунта не нашла ничего лучше, чем возобновить старый спор с Англией по поводу небольших островов где-то у черта на куличках на самом юге Атлантики. Аргентинцы их называли Мальвинскими, а англичане - Фолклендскими.

Трудно сказать, на что надеялись аргентинские правители, но ход был сделан. Над заветными островами был водружен сине-белый флаг республики Аргентина, народ ликовал и восхвалял смелых генералов, а на далеких берегах Туманного Альбиона, постепенно оправляясь от шока, собирали эскадру для акта возмездия и восстановления статус-кво.

Как только в конце апреля 1982 года вспыхнул конфликт в Южной Атлантике, Франция наложила эмбарго на любую военную помощь Аргентине. К тому времени было получено лишь пять ракет «Экзосет», а один «Этандар» оказался «на приколе» из-за отсутствия запчастей. В общем, дела обстояли не лучшим образом. Тем не менее машины перебросили на аэродром Рио Гранде на Огненной Земле, поближе к зоне боевых действий. Это было на удивление трезвое решение - «Этандары» сразу «потерялись». Кроме того, летчики еще не начали летать с палубы авианосца, да и выводить в море флот было бы самоубийством. С англичанами шутки плохи, подтверждение чему не заставило себя ждать слишком долго.

1 мая конфликт вступил в новую фазу. Британская подводная лодка потопила аргентинский крейсер ARA «Генерал Бельграно». Погода была отвратительная, снег сменялся дождем и туманом, но уже на следующий день пара «Этандаров» отправилась на поиск кораблей неприятеля. Правда, в этот день успех не сопутствовал аргентинцам: комэск Коломбо не смог сконтактироваться с танкером КС-130Н - пришлось вернуться на базу.

4 мая в 9:45 по местному времени его заместитель капитан третьего ранга Аугусто Бедакаррац и лейтенант флота Армандо Майора стартовали с базы Рио Гранде на «Этандарах» с бортовыми номерами «02» и «03». На высоте 40-50 метров, соблюдая радиомолчание, они дважды дозаправились и вышли в район сосредоточения британского флота, обнаруженного в 10:30 патрульным самолетом «Нептун». «Подскочив» до 150 метров, летчики включили РЛС.

На экранах светились две цели - эсминец УРО HMS «Шеффилд» и ракетный фрегат HMS «Плимут». Разность курсовых углов составляла 40 градусов, и «Этандары» разделились. На бортовых часах 11:04, а на «Шеффилде» еще не видят противника. Корабль ведет радиопереговоры с Лондоном, и его радары выключены, чтобы устранить помехи спутниковой системе связи «Скайнет». На дистанции 46 км РЛС «Этандара» захватила цель, а когда до нее оставалось 37 километров, капитан третьего ранга Бедакаррац нажал на кнопку «пуск».

А уже на следующий день телеэкраны всего мира облетели сенсационные кадры - «Экзосет» кометой несется над самой водой и поражает новейший британский эсминец проекта «42». На корабле загорелись алюминиевые надстройки, команда не смогла справиться с пожаром и была вынуждена оставить корабль. «Плимут» оказался осмотрительнее. На нем вовремя заметили опасность и дезориентировали «свою» ракету, выбросив облако дипольных отражателей. Резкий разворот и снижение до высоты 30 метров позволили аргентинским пилотам быстро уйти из зоны огня английских ЗРК.

По иронии судьбы на «Шеффилде» находился командный пункт противовоздушной обороны всего оперативного соединения, его гибель оказалась звонкой пощечиной британскому Адмиралтейству. Кроме того, на дно Атлантики отправилась, как минимум, одна ядерная боеголовка. Было предпринято ряд ответных мер.

Наиболее эффектной оказалась попытка уничтожить «Супер-Этандары» с помощью коммандос из спецподразделения SAS. Этой акции придавалось огромное пропагандистское значение, вероятно поэтому она так широко обсуждалась. Правда, о результатах британские газеты писали как-то странно: «сасовцы» нашли секретную аргентинскую авиабазу, чуть ли не подземный аэродром, проникли на ее территорию и "...подорвали один, а может быть, и больше «Супер-Этандар»". Аргентинская сторона лишь ограничилась нотой чилийскому правительству, на чью территорию якобы были высажены диверсанты.

В те дни каждый аргентинский летчик наверное мечтал лишь об одном - потопить вражеский авианосец. Это стало бы блестящей победой и настоящей катастрофой для британской эскадры, но прорваться в центр ордера, конечно, было невероятно трудно. Задача еще более усложнилась, когда дряхлые, готовые буквально рассыпаться в воздухе «Непту-ны» перестали летать на задания. Их последний боевой вылет состоялся 15 мая. Функции воздушной разведки и целеуказания окончательно взяли на себя не оснащенные спецаппаратурой транспортные самолеты С-130 «Геркулес» и пассажирские лайнеры аргентинских авиалиний. В связи с этим увеличилось время пребывания ракетоносцев в зоне поиска, а следовательно и риск быть обнаруженными патрулирующими «Харриерами».

Тем не менее, «Этандары» продолжали поиск врага. Вылеты 17 и 23 мая закончились безрезультатно. Летчики, опасаясь охранявших периметр «Харриеров», шли на бреющем, и не включали РЛС, надеясь обнаружить корабли визуально. Наконец, двадцать пятого капитану третьего ранга Роберто Куриловичу (Roberto Curilovic) и лейтенанту Хулио Барраца повезло.

Они стартовали на «Супер-Этандарах» с бортовыми номерами «З-А-203» и «-204». Скрытно дозаправившись от танкера КС-130, пилоты вышли в район в ста милях северо-восточнее Пуэр-то Аргентине, где береговая РЛС AN/TSF-43F обнаружила корабли англичан. В пятом часу пополудни на расстоянии 80 км от расчетной точки засекли большую группу судов. Крупную цель окружали эсминцы и фрегаты. Вот он, авианосец!

Цель идентифицирована как HMS «Гермес». На часах 16:32, дистанция 48 километров - атака! Ракеты устремились к своим жертвам, которые уже заметили опасность. Эфир содрогнулся бурей радиопомех, над морем взвился фейерверк стартующих ложных целей, дипольных отражателей и тепловых ловушек, но зенитные комплексы не успели отразить удар. Вынырнув из сверкающего облака станиолевых полосок, ракеты «растерялись», их головки потеряли цель, и они легли в галс. И тут совсем рядом, в каких-то 5-6 км оказалась новая жертва - контейнеровоз типа «ро-ро» «Атлантик Конвейер».

Удар, взрыв, - и огромное судно пошло ко дну, унося с собой 6 средних и 3 тяжелых транспортных вертолета, а также несколько сот тонн продовольствия, снаряжения и боеприпасов, предназначенных для экспедиционных сил. На борту «Атлантика» погибло 12 человек. Аргентинцы заявили, что транспорт и был главной целью заранее спланированной акции, и что именно его искали два «Геркулеса», один из которых и навел «Этандары».

Последний, двенадцатый боевой вылет 2-й эскадрильи состоялся 30 мая. В этот день был задуман комбинированный удар по авианосцу HMS «Инвинсибл». Планировалась атака с разных направлений - аргентинцы поняли, что система управления британских зенитных ракетных комплексов не справляется в этом случае с обильным потоком информации от радаров и блокирует передачу команд огневым средствам.

Стартовала пара «Супер-Этандаров» с бортовыми номерами «05» и «02». У них была одна (последняя!) ракета на двоих. «Двойка» должна была подстраховать машину ведущего, если на ней откажет локатор. Вторая, отвлекающая, группа состояла из восьми «Скайхоков», каждый из которых нес по три пятисотфунтовые бомбы. Самолеты нашли противника и, несмотря на то что тоже были обнаружены, пошли в атаку. Их летчики уже видели главную цель - авианосец «Инвинсибл».

«Скайхоки» разделились. Первая четверка ринулась в атаку, вызывая на себя огонь всех кораблей охранения. Тем временем остальные скрытно выходили на исходные рубежи для нанесения решающего удара.

Пилот «ноль-пятого» «Этандара» Алехандро Франциско четко выполнил заход. Оставляя за собой жирный дымный след, ракета вырвалась из-под крыла и понеслась вперед, а пара ракетоносцев, отстрелявшись, вышла из боя. На земле они доложили об уничтожении цели.

Казалось, дело уже сделано, однако полет смертоносной ракеты прервали снаряды 114-мм артустановки эсминца HMS «Эксетер», расстрелявшей ее с дистанции 12800 м. Но неприятности для экипажа «Инвинсибла» не окончились. «Этандары» отвлекли на себя основное внимание, и британские зенитчики едва не прозевали атаку второй четверки «Скайхоков». Несколько бомб попало в авианосец, корабль сильно накренился и загорелся. А на следующий день аргентинские газеты с небывалой помпой возвестили о его гибели. Фактически же «Инвинсибл» выжил, хотя и получил тяжелейшие повреждения и надолго вышел из стоя.

Оставшуюся без боеприпасов 2-ю эскадрилью скрытно перебросили на тихий аэродром подальше от войны. Бросать на штурмовку войск такую технику было бы уже слишком.

Когда бои закончились, все пять «Супер-Этандаров» были выставлены на всеобщее обозрение. На борту «ноль-второго» были нанесены изображения «Шеффилда» и «Инвинсибла», на «тройке» - «Шеффилда» и «Атлантик Конвейера»; контур потопленного контейнеровоза украшал нос борта «04», а «ноль-пятый» красовался силуэтом «Инвинсибла». Их летчики стали настоящими национальными героями, а вот отважным генералам, бездумно бросившим страну в эту авантюру, повезло гораздо меньше. Многие из них были отстранены от власти, а некоторые отправились в тюрьму. Никто не забыт и ничто не забыто.

18 ноября 1982 года из Сент-Назера были отгружены пять «Супер-Этандаров» для Аргентины, а через несколько дней к берегам Латинской Америки отправились и остальные заказанные самолеты и ракеты «Экзосет». Сей вполне законный шаг вызвал решительный протест Великобритании, но деньги были уже давно уплачены и честь фирмы оказалась куда важнее «атлантической солидарности». Кроме того, фолклендская война сделала связке «Супер-Этандар»- «Экзосет» отличную рекламу, и превратила ее в выгодный товар.

Мир наконец-то позволил летчикам 2-й эскадрильи Аргентинских ВМС закончить освоение самолета в полном объеме. 18 апреля 1983 года новый командир подразделения капитан третьего ранга Бедакаррац впервые произвел посадку на авианосец «Бен-тисинко ди Майо». Правда, из соображений экономии и по политическим причинам дальние океанские походы не планировались, да и срок службы корабля подходил к концу. Старели и самолеты. 29 мая 1996 года первым «вышел в отставку» самый заслуженный из аргентинских «Супер-Этандаров» - борт «03». В этот день в одиннадцать часов утра капитан-лейтенант Сергио Маркез в последний раз поднял его в небо с базы Пунта Индио. Но вернемся в начало восьмидесятых.

Пять лет назад было принято решение об акционирование треста "Арктикморнефтегазразведка" - одного из ведущих предприятий в области геологоразведки на арктическом шельфе, располагавшем для этого собственным флотом. В 2011 г. эти намерения были реализованы и 100% акций нового ОАО были переданы в уставный капитал ОАО "Зарубежнефть". В свою очередь собственником акций этого общество является Российская Федерация в лице Росимущества.

ТБС "Нефтегаз-61". 2012 г. Фото: Eugene Iron / fleetfoto.ru

Начиная с 2012 г. новый "собственник" предпринял попытки к избавлению от большей части флота, представленного танкерами, бункеровщиками, пассажирскими судами и семью транспортно-буксирными судами проекта В-92/II. Эти суда, носившие имена Алдома, Пасвик, Тумча, Нефтегаз-51, Нефтегаз-55, Нефтегаз-57, Нефтегаз-61, построены в 1986-90гг. в Польше. Суда выставлялись на продажу четыре раза на протяжении двух лет, но желающих не нашлось. За этот период была единственная заявка на "Алдому" от Азово-Черноморского филиала ФГБУ "Морспасслужба", отклоненная по итогам её рассмотрения. За это время цена судов снизилась практически на 25%. В феврале 2015г. на продажу выставили только четыре судна - Тумча, Нефтегаз-51,57,61. Прием заявок был завершен в мае, но итоги тендера не опубликованы до сих пор.

На прошлой неделе в российских СМИ появились сообщения о продаже четырех ТБС ВМФ Аргентины. Два из них находятся в Мурманске, два - в Архангельске.

Новые суда аргентинских ВМС "Bahia Agradable" и "Puerto Argentino" в порту Архангельск. Фото: Виталий В / fleetphoto.ru.

В Южной Америке об этом было известно месяцем раньше.

Приводятся данные, что соглашение о покупке четырех судов было заключено еще в начале года, его стоимость - 8,16 млн.долл. (хотя официально на торги эти четыре судна были выставлены всего за 167 млн.руб). К настоящему времени затраты Аргентины достигли 11 млн., учитывая подготовку к перегону.

Судно "ARA Bahía Agradable" ВМС Аргентины. Фото: planobrazil.com.

В Южную Америку проданы именно те четыре ТБС, выставленные на продажу в феврале этого года. Приводятся новые наименования в составе ВМС Аргентины: Нефтегаз-61 получит наименование ARA Puerto Argentino (A-21), Нефтегаз-51 - ARA Estrecho de San Carlos (A-22), Тумча - ARA Bahía Agradable (A-23), Нефтегаз-57 - ARA Islas Malvinas (A-24).

Вторая пара буксиров аргентинских ВМФ в Мурманске - слева A.R.A EST.SAN CARLOS, справа A.R.A.ISLAS.MALVINAS. Фото: Nord Norge, группа "Вспомогательный Флот ВМФ СССР" / ok.ru.

Еще одно ТБС - бывший "Пасвик" - с июня этого года базируется в порту Корсаков, оператором выступает ООО "Мидглен Лоджистикс Сахалин".

ТБС "Отто Шмидт" во время ремонта на Приморском СРЗ в Находке. Июнь 2015г. Фото: Roderik / fleetphoto.ru.

В настоящее время четыре судна проекта В-92 эксплуатируются Госморспаслужбой РФ, еще два буксира находятся в составе ВМФ России. Один из них - "Виктор Чероков" (бывший МБ-305) проходит модернизацию на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" в опытовое гидрографическое судно.

Может быть и остальные распроданные на родине пригодились?

Со стороны bmpd заметим , что все четыре приобретенных ВМС Аргентины буксира получили новые названия в честь аргентинских наименований различных объектов Фолклендских (Мальвинских) островов, подчеркивая аргентинские притязания на этот архипелаг:

Islas Malvinas - собственно Мальвинские острова;

Puerto Argentino - аргентинское название административного центра островов Порт-Стенли

Estrecho de San Carlos - аргентинское название Фолклендского пролива между островами Западный Фолкленд и Восточный Фолкленд

Bahía Agradable - аргентинское название бухты Коув близ Порт-Стенли, где во время Фолклендского конфликта в результате удара аргентинской авиации 8 июня 1982 года были тяжело повреждены британские большие десантные корабли Sir Galahad (впоследствии затоплен) и Sir Tristam, со значительными потерями в личном составе британских экспедиционных сил.

Вернемся в прошлое и рассмотрим историю создания ПЛ проекта TR-1700.

История подводного флота ВМС Аргентины

ВМС Аргентины, как и ВМС других стран Южного Конуса (Southern Cone), в течение длительного времени старались в техническом отношении приблизиться к уровню европейских стран. В начале ХХ века ВМС Аргентины, как и ВМС Чили и Бразилии, приобрели линейные корабли класса "Дредноут". Эти линкоры остались без ремонтной базы, и, быстро устарев, были заменены крейсерами и авианосными кораблями, приобретенными у США и Великобритании.

К началу 80-х гг. ВМС Аргентины представляли собой небольшой, но сбалансированный боевой флот. В состав ВМС входил крейсер “General Belgrano” (бывший корабль ВМС США “Phoenix”), авианосец "Veinticinco de Mayo" (бывший авианосец британских ВМС "Venerable"), и несколько эсминцев. Подводный флот Аргентины значительно отставал от надводных сил и включал две ПЛ относительно современной постройки класса 209 и одну устаревшую бывшую ПЛ ВМС США.

С началом боевых действий в ходе Фолклендского кризиса ВМС Аргентины смогли захватить острова Фолклендского архипелага, но не смогли защитить их от ВМС Великобритании. После потопления английской ударной АПЛ "Conqueror" крейсера "General Belgrano" ВМС Аргентины были отозваны в свои базы. С этого момента в ходе неудачной для Аргентины войны основная нагрузка легла на ВВС Аргентины. Хотя в ходе конфликта ПЛ "San Luis" не удалось потопить ни одного корабля противника, она произвела несколько безрезультатных торпедных атак дефектными торпедами, отвлекавшими внимание королевских ВМС.

Рождение подлодки "San Juan"

Стало ясно, что для поддержания претензий на Фолклендские (Мальвинские) о-ва Аргентине нужен современный подводный флот. В начале Аргентина планировала приобрести современные ПЛ у Германии, признанного лидера в постройке современных ДЭПЛ в конце 1970-х гг. Но эти планы смогли реализоваться только в 1982 г. Аргентина заказала постройку шести ДЭПЛ класса TR-1700, две из которых должны были строиться на немецких верфях, а четыре - на верфях Аргентины, по немецким лицензиям, при технической помощи Германии.

ПЛ "San Juan" и односерийная с ней ПЛ "Santa Cruz" вошли в строй в 1985 и 1984 гг. соответственно. По водоизмещению 2200 т они примерно соответствовали ПЛ ВМС Израиля класса Dolphin-2, и их скорость хода могла достигать 25 узлов в подводном положении. С экипажем из 44 чел. ПЛ этого класса имела возможность автономного плавания в течение примерно 30 дней. Корабль имел шесть торпедных аппаратов и мог нести 22 торпеды.

ПЛ в надводном положении и при плавании под шнорхелем приводилась в движение четырьмя дизелями немецкой постройки марки MTU и электродвигателем компании Siemens, вращавшим гребной винт. ЭУ была одновальной.

В состав навигационного оборудования ПЛ входила радарная система CSF "Calypso" компании Thompson и гидролокатор марки CSU 3/4 компании Atlas Elektronik.


Рис.1. Схема оборудования и систем ДЭПЛ "San Juan"

Snorkel - шноркель; Crew accommodation - помещения экипажа; Batteries - аккумуляторные батареи; Control compartment - центр управления; Main engine - главный двигатель; Diesel generators - дизель-генераторы; Exhaust system - системы выхлопа.

Как упоминалось, Аргентина рассчитывала построить еще 4 ПЛ проекта TR-1700, но отсутствие средств привело к тому, что постройка трех ПЛ была остановлена на ранней стадии, а еще одной ПЛ, "Santa Fe" - на относительно продвинутой стадии постройки. Конструкции корпусов трех ПЛ были разобраны на запчасти, чтобы поддерживать корабли "San Juan" и "Santa Cruz" в рабочем состоянии.

Попытка модернизации ПЛ "San Juan" в период с 2007 по 2013 гг., чтобы продлить ее ресурс и модернизировать боевые системы, пришлась на мировой финансовый кризис. В 2012 г. в Аргентине разразился долговой кризис, что могло повлиять на качество ремонтных работ.

Гибель подлодки

Дизель-электрическая ПЛ S-42 ВМС Аргентины "San Juan" потерпела аварию во время очередного похода.

По сообщениям ВМС Аргентины, как указывает агентство Associated Press, последний контакт с ДЭПЛ имел место 15 ноября 2017 г. в заливе Сан Хорхе (San Jorge) у южного побережья Аргентины.



По сообщениям ВМС вода попала через шноркель ПЛ, вызвав короткое замыкание в аккумуляторной батарее. Экипаж отключил поврежденную батарею и, согласно приказу, используя неповрежденные аккумуляторы в подводном состоянии, развернул лодку для возвращения на базу в г. Мар-дель-Плата. После чего контакт с кораблем был потерян.

Гипотезы о причинах катастрофы


Рис.3. Маршрут ПЛ с указанием места зафиксированного подводного взрыва и описание возможных причин аварии.

"Водородная" теория: излишняя зарядка аккумуляторных батарей могла привести к выделению водорода и токсичного сульфида водорода. При содержании 4% водорода в атмосфере помещения он становится взрывоопасен. Электрическая искра или искра от аккумуляторной батареи могли вызвать взрыв.

Средства и методы обнаружения ПЛ при проведении поисковых операций

Россия принимала активное участие в поиске пропавшей ДЭПЛ ВМС Аргентины. Страна присоединилась к операции в конце ноября. Самолет российской авиации марки АН-124 доставил на базу ВМС Аргентины телеуправляемый подводный аппарат (ТПА) для поиска затонувшей ПЛ. Этот мобильный комплекс "Пантера плюс" предназначен для определения местонахождения и обследования аварийных и затонувших объектов на глубине до километра.

Исследовательское судно "Янтарь", принимавшее участие в поисковых операциях также оборудовано глубоководными аппаратами, позволяющими проводить поиски на глубине до шести километров. К сожалению, поиски не увенчались успехом.