Открытие бизнеса

Наименее надежные агрегаты самолета су 24м.

Самый массовый боевой самолёт ВВС России считают аналогом американского F-111 , но кроме ударных задач с применением обычного или ядерного вооружения был прекрасно приспособлен для прорыва системы ПВО противника, для чего самолёт нёс противорадиолокационные ракеты различных типов.

С крылом изменяемой стреловидности и сверхзвуковой скоростью он до сих пор остаётся в строю на защите воздушных рубежей Родины.

История создания

В 1960-х годах у вероятного противника появились на вооружении зенитные ракеты с активными ГСН, поражающие самолёты на любой высоте. Возникла необходимость создания самолёта способного на сверхзвуковых скоростях и предельно малых высотах уничтожать цели вне пределов видимости РЛС.

В ОКБ Сухого работы над новым проектом начались в 1963 году, но с изменением задач по взлётно-посадочным характеристикам взяли в разработку новую модель Т6 . Новый самолёт построили с крылом треугольной формы и тонким профилем, а для уменьшения длины разбега установили специальные двигатели, расположенные в фюзеляже.

Но и от этой схемы пришлось отказаться, второй прототип Т6-2И получил крыло изменяемой стреловидности и не нуждался в дополнительных двигателях, при этом сохранил требования к взлётно-посадочным характеристикам. Теперь он классифицировался как фронтовой бомбардировщик и в городе Новосибирске на авиационном заводе построили опытный образец. Лётчик-испытатель В.С. Ильюшин впервые опробовал машину в воздухе в 1970 году 17 января.

Самолёт поучил обозначение и поступил для лётных испытаний, которые продолжались с 1970 по 1976 год. В ходе программы заменили двигатели, установили более мощные АЛ-21Ф-3А. В последний день уходящего 1971 года лётчик-испытатель В. Волынов поднял в воздух головной серийный образец этого самолёта. Таким образом, на смену Як-28 пришёл современный штурмовик – машина нового поколения с надёжным, но более сложным техническим и радионавигационным оборудованием и мощным вооружением.

Конструкция самолёта

Аэродинамическая компоновка традиционна – это планер с крылом верхнего расположения и хвостовым вертикальным и горизонтальным оперением. Крыло изменяемой стреловидности отличается высокой механизацией, на каждой консоли установлены выдвижные двухщелевые трёхсекционные закрылки с дефлекторами, предкрылки из четырёх секций и двухсекционные интерцепторы.

Силовая установка машины включает два турбореактивных двигателя АЛ-21Ф-3 с мощностью на форсажном режиме по 11200 кгс каждый. Отличительной чертой стал внешний вид воздухозаборников и коробчаты-кругловатые пропорции самолёта, за что он и получил прозвища «Сундук» или «Чемодан».

На самолёте установлено трёхопорное шасси, основные стойки оборудованы тормозами, передняя стойка бестормозная с управлением для руления по аэродрому.

Кабина экипажа с расположеним пилота и штурмана бок о бок, что позволяет им обмениваться жестами, но ухудшает обзор. Приборная доска выполнена в сине-зелёном цвете, подсветка приборов и оборудования кабины в ночных полётах сделана заливающим красным светом. Особенностью стало наличие электрических рычагов управления двигателями механически не связанных с силовыми установками.

Катапультные кресла пилотов К-36ДМ разрешают покидать машину на скорости не менее 70 км/ч, но случай происшедший на стоянке внёс коррективы в перспективы катапультирования.

Когда запустили двигатели, ручка управления, задев за фиксатор катапульты, рывком заняла нейтральное положение и штурман катапультировался. Все системы отработали в установленном порядке и пилот благополучно приземлился. После этого эпизода стали фиксировать управление фалом, а штурман стал единственным человеком испытавшим катапультирование с земли на нулевой скорости с самолёта .

Тактико-технические характеристики Су-24 (максимальная скорость)

  • Количество членов экипажа – 2
  • Длина – 25, 59 м
  • Высота – 6,19 м
  • Стреловидность в зависимости от режима полёта – 160, 350, 450, 690
  • Поперечное V крыла – 4,50
  • Вес пустого самолёта – 22300 кг
  • Максимальный взлётный вес – 39700 кг
  • Максимальный посадочный вес – 28000 кг
  • Запас топлива в баках – 11 860 л
  • Двигатели – 2 Х АЛ-21Ф-3
  • Максимальная скорость у земли – 1320 км/ч
  • Максимальная скорость на высоте – 1600 км/ч
  • Взлётная дистанция – 1150 м
  • Расстояние от точки касания ВПП до полной остановки самолёта – 950 м
  • Потолок – 11500 м
  • Радиус боевых действий – 560 км
  • Дальность для перегонки – 2850 км с ПТБ
  • Наибольшая перегрузка при эксплуатации – 6,5 G

Особо надо сказать о вооружении , если изначально предполагалось, что самолёт нёс лишь ядерные УР Х-23 или Х-23М и противолокационную УР Х-78, то в дальнейшем расширили номенклатуру вооружения и включили ракеты Х-25 МР/МЛ и УР «Воздух – РЛС» Х-58 с аппаратурой наведения на цели «Фантасмагория», а также УР «воздух – поверхность» Х-29 и Х-59.

Кроме этого для самообороны у штурмовика устанавливалась шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23М скорострельностью до 10 тыс. выстрелов в минуту и запасом в 500 снарядов.

Недостатки и отличия Су-24 от Су-25

Основным и самым главным недостатком является высокий уровень аварийности сопутствующий этому самолёту. Машина весьма сложная в пилотировании, только во время лётных испытаний потеряно 14 самолётов, эксплуатация в строевых частях приносила по 5-6 катастроф и аварий ежегодно.

Отличается от предшественника тем, что имеет большую степень защиты, недаром его прозвали «летающим танком». Кабина нового штурмовика представляет бронекапсулу, защищённую на всех направлениях, все менее важные агрегаты являются своеобразной защитой более значимых. Большое количество титановых сплавов уменьшило массу машины и повысило его маневренность.

У меньшая прицельная дальность и не такой большой арсенал вооружения, он имеет длину разбега и пробега в два раза большую, чем . У «Грача» создана феноменальная живучесть конструкции, машины приходили и садились на аэродром вылета буквально изрешечённые снарядами и пулями насквозь.

  • Интересно, что среди во время афганской войны потерь не было, потому что они действовали с аэродромов расположенных в азиатской части СССР и избежали боевых потерь.
  • Иран присвоил иракские во время войны в Персидском заливе, которые были перегнаны туда с территории Ирака.
  • Сирийский в сентябре 2014 года залетевший на 800 м в израильское воздушное пространство, был сбит ракетой Пэтриот.
  • 12 апреля 2014 года , принадлежавший ВКС России и не имеющий на борту вооружения прошёл 12 раз над эсминцем ВМС США «Дональд Кук», имитируя атаку с воздуха. Этот корабль предназначен для борьбы с кораблями, самолётами, ракетами и подводными лодками противника и обязан осуществлять оборону и охрану своих судов при переходе морем.

Су-24 взлёт, вид из кабины

В данном случае эсминец не мог противодействовать атаке, так как у него всё ПВО вышло из строя – это было следствие включения на самолёте новейшего средства радиоэлектронной борьбы «Хибины». Проделав несколько заходов, скрылся за горизонтом и только тогда заработала система ПВО эсминца. Видя своё бессилие перед обычным бомбардировщиком, 27 моряков написали рапорт об уходе. Это было хорошим уроком для зарвавшихся американцев.

После того как распался СССР, служившие на Украине лётчики мечтали возвратиться в Россию. Когда девять поднялись в воздух, шесть экипажей решили вернуться на Родину и они перелетели на аэродром Шаталово, куда позже было возвращено знамя этого полка бомбардировщиков.

Первоклассный фронтовой бомбардировщик быстро занял подобающее ему место в ВВС СССР. Сейчас на вооружении России состоят более 300 самолётов, в 2009 году ВВС получили последний модернизированный , в настоящее время продолжается модернизация машин до уровня СВП-24.

с крылом изменяемой стреловидности, по классификации НАТО«Fencer» («Фехтовальщик»). Создан для прорыва ПВО противника на предельно низкой высоте с использованием рельефа местности, стал ответом на появление в ВВС США многоцелевого тактического истребителя F-111.

Су-24 российский фронтовой бомбардировщик разведчик фото

F-111 первый публичный показ опытного образца двухместного многоцелевого бомбардировщика декабрь 1964 г, его характеристики были взяты за основу

Согласно постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 21 августа 1965 г, начало отсчета создания самолета-штурмовика Т-58М на базе Су-15, впоследствии разработке присвоили шифр Т-6. Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов управляемым оружием, боеприпасами объемного взрыва, а также и ядерными боеприпасами (ядерный фехтовальщик).

Серийный бомбардировщик Су-24 в стандартной серой окраске советских ВВС с «противоатомным» белым покрытием передних кромок и нижних поверхностей

Результаты проработок, проведенных в ОКБ-51, показывают, что самолет с крылом изменяемой стреловидности по сравнению с самолетом того же назначения, с той же силовой установкой, но с крылом постоянной стреловидности х=60° будет иметь следующие преимущества.

  • - длина разбега уменьшается на 45%;
  • - длина пробега уменьшается на 40%;
  • - дальность полета на высоте 10-12 км на Ж 1,0 - увеличивается на 38%.
  • - скорость отрыва уменьшается на 26%;
  • - посадочная скорость уменьшается на 26%;
  • - прирост перегрузок у земли на скорости "ООО км/ч при вертикальном порыве 10 м/сек - уменьшается на 30%;

фронтовой бомбардировщик-разведчик Су-24 с изменяемой стреловидностью крыла

Таким образом результаты доказывают, что создание многоцелевого самолета с крылом изменяемой в полете стреловидности обеспечит получение оптимальных технических характеристик на всех режимах полета».

Демонстрация смешанного варианта вооружения Су-24М, состоящего из обычных и корректируемых авиабомб, ракет Х-31П и блоков НАР Б-13Л

Вид сверху бомбардировщика Су-24М, перед лобовым стеклом штанга дозаправки в воздухе, 250-кг на подкрыльевом пилоне бомба 0ФАБ-250ШЛ

Чем же он так хорош - рекордная боевая нагрузка, высокая дальность с возможностью дозаправки в воздухе, позволяют уничтожать цели в любой точке старушки Европы. За свое прямоугольное сечение фюзеляжа первых серий Су-24 получил фронтовое прозвище «сундук» .

Бомбардировщик Су-24 с двумя подвесными топливными баками

Первый серийный Су-24 был облетан в декабре 71 года. Запуск Су-24 в крупносерийное производ­ство состоялся в 1972 г, еще до завершения офи­циальных испытаний. Машины строили в кооперации два завода - Новосибирский и Комсомольск-на-Амуре. С 1973 года сушки поступают в строевые части. Летчики (ЦБП, г. Липецк) Центра боевого применения и переучивания летного состава получили их первыми.

Су-24 ведет огонь по наземной цели неуправляемыми ракетами С-8. Блоки НАР можно было вешать только на крыльевые узлы подвески по соображениям предупреждения помпажа двигателей самолета при пуске ракет

В условиях насыщенности современной ПВО разнообразными радиотехническими средствами, необходима возможность радиоэлектронного противодействия технике противника. Для эффективных действий ударной авиации, и вопроса ее выживания. Способность ведения радиоэлектронной борьбы в самом широком смысле, подавляя вражеские РЛС, средства связи и системы управления зенитными средствами и истребителями, становилась ключевым условием выполнения боевой задачи.

Су-24 антенны и блоки РПО «Орион-А» (сверху) и РПС «Рельеф» в носовой части Внизу слева видна рупорная антенна линии радиокомандного наведения ракет «Дельта-НМГ6»

Су-24 имеет в составе оборудования помеховую аппаратуру, позволявшую осуществлять индивидуальную защиту самолетов. Помимо бортовых систем РЭБ ударных самолетов, для более надежной защиты используются специализированные самолеты-постановщики помех. Самолеты-постановщики, располагающие набором средств РЭБ, являлись много более эффективными при обеспечении прикрытия ударных групп: разнообразная аппаратура позволяла перекрыть рабочие диапазоны радиотехнических средств ПВО, а мощность помеховых станций позволяла надежно «глушить» их работу. Что и было продемонстрировано на новейшем .

Носовая часть самолета Су-24. Под фюзеляжем видны обтекатели пушечной установки (слева) и киноконтрольного прибора АКС-5-75 (справа)

Cy-24M выруливает на старт, крыло установлено в положение минимальной стреловидности

Не знаю с какой аппаратурой на борту, хулиганил наш летчик деморализовав американских моряков, но перечислим системы РЭБ использовавшиеся на самолете от более старых к новым; комплекс помеховой аппарату­ры для индивидуальной и групповой защиты, включая станции «Герань», «Ландыш», «Мимоза» и «Фасоль». Скорее всего самолет был оснащён новейшим комплексом РЭБ «Хибины». Основная задача комплекса - защита самолётов фронтовой авиации от современных управляемых ракет. Защита заключается не в банальном уклонении от выпущенных ракет: «Хибины» позволяют сделать так, чтобы противник вообще не мог их выпустить (!). Но и это скорее всего не так, наверняка было что то другое, а что это ВОПРОС . Более подробно про инцидент смотрим тут =>> . Для понятия мощности установок, приведем для примера такой показатель как система жидкостного охлаждения «Ландыша» (использовался с 80-ых годов), теплоно­ситель - 160 литров этилового спирта (!), сравни с 10 литрами у своей легковушки. Но мощностные возможности эсминца и нашей сушки просто несопастовимы, наверняка было что то другое.

Залповый сброс 250-кг авиабомб ФАБ- 250М-54 с МБД бомбардировщика Су-24

Разведчик Су-24МР крыло установлено в положение 45, скорость 800 км-ч, высота 200 м

российский фронтовой бомбардировщик разведчик фото Су-24М, с полностью открытым фонарем кабины

Розжиг форсажей двигателей разведчика Су-24МР 47-го гвардейского Борисовского Краснознаменного ордена Суворова III степени разведывательного авиаполка

Активно был задействован в боевых действиях вАфганистане - 1984 год Панджшерская операция, и при выводе ограниченного контингента советских войск из Афгана. Что характерно Су-24 российский фронтовой бомбардировщик разведчик фото , аэродромы базирования территориально находились в СССР. Всепогодность и огневая мощь, отличная живучесть, только Су 24 из фронтовой авиации, способен применять полуторатонные фугасы особой мощности. Су-24 успели доказать свои неоспоримые преимущества: бомбардировщик по боевой нагрузке более чем вдвое превосходил все остальные самолеты фронтовой авиации, «без напряга» поднимая до 7000 кг бомб, имел завидную дальность полета до 2000 км и обладал совершенной прицельно-навигационной системой (ПНС), незаменимой при работе по дальним целям.

Су-24М с боевой нагрузкой из шести осколочно- фугасных бомб 0ФАБ-250ШЛ

Двадцать четвертые сушки отметились в двух Чеченских компаниях, в Ливии, Таджикистане, Сирии и в «принуждении Грузии к миру».

С использованием многозамковых балочных держателей самолет мог нести до 34 бомб 100-кг калибра или 18 бомб калибра 250 кг

Продолжительное время Су-24 строились исключи­тельно для отечественных ВВС и не предлагались на экспорт. Причинами тому были высокая потребность в бомбардировщиках собственной авиации в сочета­нии с секретностью изделия, оснащенного самым современным оборудованием и вооружением, доверять которые не слишком последовательным зарубежным партнерам представлялось неразумным. Само на­личие Су-24 на вооружении советских ВВС вплоть до начала 80-х годов являлось гостайной, из-за чего даже изображение самолета не появлялось в наших СМИ. Первые снимки мелькнули на страницах печати в 1981 году. Наиболее перспективными являлись заказчики из числа арабских государств-«нефтяников». Союзники по Варшавскому договору переживали те же эконо­мические затруднения, крайне прижимисто выделяя деньги на военные статьи бюджета и воздерживаясь от заказа новой и тем более столь дорогостоящей военной техники. Иное дело восточные страны, где избыток средств удачно сочетался с потребностью в самом современном оружии. Разрабатываемая на базе Су-24М машина полу­чила обозначение Су-24МК (от «коммерческий», т.е. предлагаемый на продажу).

Алжирский Су-24МК на аэродроме

в ходе испытаний изменилась эмблема ОКБ на борту самолета, вместо привычного «крылатого лучника» трансформировавшись в угловатою схему

Су-24 российский фронтовой бомбардировщик разведчик фото . Более чем обоснованный интерес к модернизации Су-24 проявляло и военное руководство. Становилось все более очевидным, что надежды на скорое получение откла­дываются и недавние планы «иметь к началу 2000-х годов два полка на новых бомбардировщиках», озву­ченные Главкомом ВВС, имеют мало шансов на реа­лизацию.

К 2020 ГОДУ ВСЕ 24 СУШКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СПИСАНЫ

Фронтовой бомбардировщик су 24 именно на смену ему идет СУ 34 На смену бомбардировщикам Су-24 в ВВС РФ приходят самолеты Су-34, тем не менее, списывать двадцать четвертые со счетов еще рано. Карьера замечательного самолета далека от завершения

Су 34 под фюзеляжем дополнительный топливный бак на три тонны

Озабоченные положением дел с оснащени­ем ВВС новой техникой, военные пришли к мнению о целесообразности доработки имеющихся Су-24. Свою роль сыграл опыт Чеченской кампании, в ходе которой выявилась слабая эффективность бомбар­дировщиков при нанесении ударов в сложных метео­условиях, обычных для тамошней обстановки, когда отсутствие визуальной видимости целей сводило результативность бомбометания до крайне низкой.

Су-24М с системой управления вооружением СУВ-24 разработки компании «Гефест и Т»

  1. Су-24. Первый серийный вариант фронтового бомбардировщика .
  2. Су-24М . Внешне от Су-24 отличается удлиненной носовой частью фюзеляжа с новым обтекателем РЛС, в вершине которого смонтирована длинная штанга ПВД. У Су-24М обновлен состав бортового оборудования, расширена номенклатура авиационных средств поражения. Самолет оснащен системой дозаправки в воздухе, штанга топливоприемника смонтирована перед козырьком фонаря кабины. Первый полет выполнил 24 июня 1977 года.
  3. Су-24МК. Экспортный («К» - коммерческий) вариант бомбардировщика Су-24М. Су-24МК экспортировались в Сирию, Ливию, Иран и Алжир. В 1991 году все самолеты ВВС Ирака без потерь перелетели в Иран, Иран Ираку вернул не все бомбардировщики. Кроме того, несколько Су-24М были закуплены Ираном в России. Из состава вооружения исключили специальное бомбардировочное и всю арматуру управления ядерным оружием, а управляемым воору­жением самолет комплектовался в зависимости от договоренно­стей с конкретным инозаказчиком. В остальном самолет практически сохранял характеристики и боевые возможности отечественного об­разца.
  4. Су-24МР . Самолет для ведения комплексной тактической разведки; первая в СССР машина, способная вести видовую, радиотехническую и радиационную разведку. Принят на вооружение ВВС СССР в 1982 году.
  5. Су-24МП . Постановщик помех, построено порядка двадцати самолетов, часть из которых после распада СССР осталась на Украине.
  6. Су-24М2 . Вариант Су-24М2 разработан в ОКБ им. П.О. Сухого, на самолете обновлен состав БРЭО и приборного оборудования кабины, повышена боевая эффективность самолета. В 2005 году МО РФ заключило контракт на модернизацию 32 машин Су-24М в Су-24М2. Контракт выполнен, самолеты Су-24М2 состоят на вооружении ВВС РФ. Первой машиной, доработанной по образцу Су-24М2, стал самолет № 1041643. Видимыми отли­чительными приметами модернизированной маши­ны, помимо заметного БИ СОИ в кабине перед летчи­ком и ЖК-экрана у штурмана, стала антенна А-737 на гроте за кабиной. За ним последовали еще пять ма­шин, в начале 2004 года переданных Липецкому 4-му ЦБП. В конце 2005 года был заключен контракт на до­работку 30 самолетов по образцу Су-24М2. Поставка модернизированных Су-24М2 строевым частям ВВС началась осенью 2007 года, когда первые шесть са­молетов получил 302-й бомбардировочный полк в дальневосточной Переяславке.
  7. Су-24 СВП-24 . Вариант Су-24 СВП-24 создан ЗАО «ГЕФЕСТ и Т», а не головным разработчиком, что для современной России уникально. На самолете полностью заменено вычислительное оборудование, выполнен ряд других доработок БРЭО. Значительно повышены точность самолетовождения и бомбометания, в частности точность нанесения ударов обычными бомбами сопоставима с точностью бомбометания боеприпасами с коррекцией по GPS. Доработку в Су-24 СВП-24 возможно проводить непосредственно в строевых частях. После успешного применения Су-24 СВП-24 в «пятидневной войне» 2008 года с Грузией ВВС РФ заказана модернизация в Су-24 СВП-24 ограниченного количества бомбардировщиков; самолеты состоят на вооружении строевых частей ВВС. Однако последующий ход дел привел к тому, что их числа не хватило даже на комплектование одной эскадрильи. В вариант Су-24 СВП (не в полном объеме) модернизированы Су-24МК ВВС Алжира.

варианты раскрасок и принадлежность к авиаполкам ВВС

варианты камуфляжа и модификации российского фронтового бомбардировщика разведчика Су-24

Кабина и носовая часть фюзеляжа бомбардировщика Су-24М на борту фюзеляжа изображена эмблема бомбардировочной эскадрильи

шаги направленные на модернизацию самолета

  • НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ МОДИФИКАЦИИ
    В полной мере реализовать заложенный в Су-24 потенциал так и не удалось, в большей степени по причине известных событий 1990-х годов. В конце 1980-х в ОКБ велись работы по Су-24БМ («Большая Модернизация») увеличенных размеров с новыми двигателями и бортовым оборудованием, внутренним отсеком вооружения. От Су-24БМ отказались в пользу создания фронтового бомбардировщика нового поколения Т-60, который так и не был построен.

Модель одного из вариантов Су-24БМ. В хвостовой части самолета видна дистанционно управляемая пушечная установка

  • В 1990-е годы велись работы по Су-24ММ («Малая Модернизация»), но работы также были свернуты. На Су-24ММ планировалась установка двухконтурных двигателей АЛ-31Ф от Су-27 и из-за большего, чем у АЛ-21Ф расхода топлива, предлагалось оборудовать за кабиной третий воздухозаборник двигателей. Проект не вышел из «бумажной» стадии.

Советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Су-24 - один из наиболее массовых боевых самолетов современных российских ВВС.

Фронтовой бомбардировщик Су-24 был создан в 1960-е годы в ОКБ Павла Сухого. Серийный выпуск борбардировщика начался на Новосибирском авиапроизводственном объединении, где в декабре 1971 года взлетел головной серийный Су-24. В 1972 году он был принят на вооружение ВВС СССР, а в конце 1974 года первые Су-24 начали поступать в строевые части. В 1983 году был принят на вооружение Су-24М. С 1985 года на вооружение стала поступать модификация Су-24МК, имеющая новое бортовое электронное оборудование и систему дозаправки в воздухе. В конце 1980-х годов была создана новая модификация самолета в варианте тактического разведчика. Самолет получил обозначение Су-24МР. Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 самолетов этого типа в различных модификациях, из них более 770 в модификации Су-24М и ее производных вариантах.

По состоянию на 2009 год, в составе ВВС РФ насчитывалось около 300 Су-24 различных модификаций, из них 56 - в авиации ВМФ.

Тактико-технические характеристики бомбардировщика Су-24:

Размах крыла - 17,64 / 10,37 м;

Длина самолета - 24,53 м;

Высота самолета - 6,19 м;

Площадь крыла - 55,17 / 51,02 кв.м;

Масса, кг:

пустого самолета - 22 320,

нормальная взлетная - 36000,

максимальная взлетная - 39700;

Тип двигателя - 2 ТРДФ НПО "Сатурн" АЛ-21-Ф-3А;

Тяга: нефорсированная - 2х76,49 кН (х7800 кгс); форсированная - 2х110,32 кН (2х11250 кгс);

Максимальная скорость, км/ч: на высоте 11000 м - 2320, на уровне моря - 1400; Практическая дальность - 4270 км;

Боевой радиус действия - 560-1300 км; длина разбега - 850-900 м; длина пробега - 800-850 м; практический потолок - 17500 м; максимальная эксплуатационная перегрузка - 6.

Су-24 - это двухместный высокоплан нормальной аэродинамической схемы с высокомеханизированным крылом изменяемой в полете стреловидности и двумя двигателями с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками.

Конструкция бомбардировщика СУ-24 цельнометаллическая, используются в основном алюминиевые, а также титановый и магниевый сплавы. Кабина герметическая вентиляционного типа - с системой кондиционирования воздуха и кислородным оборудованием, оснащена двойным управлением, что повышает безопасность полета. Летчик и штурман расположены рядом, один возле другого. Для аварийного покидания машины служат катапультные кресла К-36Д/ДМ.

Су-24 оборудован современным электронным оборудованием, включающим в себя мощную бортовую цифровую вычислительную машину (БЦВМ). На Су-24 впервые установлена прицельно-навигационная система "Пума", в состав которой входит 13 подсистем: импульсно-доплеровский радиолокатор переднего обзора (РПО) "Орион-А", радиолокатор предупреждения о столкновении (РПС), радиолокационная командная линия (РКЛ) "Дельта ВМТ-6" для применения управляемых ракет, пеленгатор "Филин-Н" и другие.

На Су-24М стоит усовершенствованный вариант прицельно-навигационной системы ПНС-24 - ПНС-24М "Тигр", в состав которой входят также 13 подсистем, в том ччисле: импульсно-доплеровская РЛС "Орион-А", РЛС следования рельефу местности "Рельеф", оптико-электронная (лазерно-телевизионная) прицельная система "Кайра-24" для наведения УР, контейнерная станция обнаружения источников радиолокационного излучения "Фантасмогория" и др. Имеющаяся система управления вооружением СУО-1-6М сопряжена с бортовым цифровым вычислителем Ц8У-10-058К. Самолеты также оснащены бортовым комплексом обороны (БКО) "Карпаты", включающим в себя станцию предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15, теплопеленгатор ЛО-82, станцию постановки активных помех СПС-161, устройство отстрела диполей и термоловушек АПП-50, блок управления.

Cамолет несет бомбовое, управляемое и неуправляемое ракетное и пушечное вооружение. Ракетно-бомбовое вооружение размещается на восьми точках внешней подвески, четырех подкрыльевых (в том числе двух поворотных и двух неподвижных под центропланом) и четырех подфюзеляжных. На всех узлах Су-24 возможна подвеска свободно попадающих бомб калибром от 100 до 1500 кг, разовых бомбовых кассет или контейнеров малогабаритных грузов КМГУ-2. Неуправляемое ракетное оружие включает блоки НАР калибром от 57 до 370 мм.

Су-24М может нести корректируемые бомбы: до четырех КАБ-500Кр с ТВ-наведением или КАБ-500Л с лазерным наведением, до двух КАБ-1500Л с лазерным наведением.

В состав управляемого ракетного вооружения Су-24 входят управляемые ракеты (УР) Х-23 с пропорциональным радиокомандным наведением и противорадиолокационные УР Х-28 и Х-58.

Су-24М может нести более широкий спектр УР класса "воздух-поверхность" с неядерной БЧ, включая различные варианты ракет с активным и пассивным радиокомандным, лазерным и телевизионным наведением Х-25, Х-29, Х-58 и Х-59. В обтекателе снизу средней части фюзеляжа по правому борту установлена встроенная шестиствольная пушка ГШ-6-23М. На внешних узлах возможна подвеска до трех подвижных пушечных установок СППУ-6 с ГШ-б-23М.

В качестве оружия самообороны самолет может применять УР класса "воздух-воздух" с тепловой головкой самонаведения (ТГС) Р-60 (Р-60М).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Су-24 (изделие Т-6, по кодификации НАТО: Fencer - рус. Фехтовальщик ) - советский/российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.


По состоянию на 2011 год средний возраст Су-24, состоящих на вооружении ВВС России, составлял 25-27 лет. Первоначально планировалось заменить 60-70 % самолётного парка Су-24 новейшим Су-34, а остальные - модернизировать до варианта Су-24М2. Однако после ряда катастроф было принято решение списать все Су-24 к 2020 году. Также в феврале 2012 года обьявлено о снятии бомбардировщиков Су-24 с вооружения ВС Республики Беларусь. До 2015 года будет утилизировано 103 Су-24 ВВС РФ.

История создания и производства

Первоначально, после принятия на вооружение истребителя Су-7Б, предполагалось создание модификации всепогодного самолета для уничтожения малоразмерных целей, но разработка на базе Су-7, с выполнением требований ТТТ было невозможно, поэтому ОКБ Сухого начало разработку самолета под шифром С-6, самолета с треугольным крылом и двигателями Р21Ф-300 и тандемным расположением экипажа.

В 1963 году был построен натурный образец, через год проект был изменен на шифр Т-58М- модификацию Су-15, изменилась концепция самолета, теперь по требованию ТТТ, предполагалось создание низковысотного бомбардировщика с укороченным взлетом/посадкой (требовался сверхзвуковой низковысотный полет с преодолением ПВО).

С 1965 года, расположение экипажа изменилось, вместо тандема летчики располагались рядом, из-за больших объемов РЛС Орион, двигатели-Р-27Ф-300, для обеспечения короткого взлета/посадки установлены дополнительные 4 РД36-35.

24 августа 1965 года самолет получил шифр Т-6, 2 июля 1967 года Ильюшин совершил первый полет штурмовика.

В октябре 1967 года, были установлены более мощные АЛ-21Ф, это позволило избавиться от 4 РД36-35.

С середины 1967 года началось проектирование самолета с крылом изменяемой стреловидности. Двигатели, кабина, обтекатель РЛС и крыло изменяемой стреловидности были скопированы с подбитых экземпляров F-111, которые в то время воевали во Вьетнаме.

17 января 1970 года Су-24 совершил первый полёт. ГСИ были проведены с января 1970-го по июль 1974-го. Су-24 принят на вооружение 4 февраля 1975.

Государственные испытания самолета Т-6 закончились только в 1976 году. Четвертого февраля 1975г. вышло специальное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о принятии нового штурмовика на вооружение ВВС и Авиации Военно-Морского Флота под названием Су-24 (изделие "41", кодовое обозначение НАТО - Fencer-A). К его постройке подключился Дальневосточный машиностроительный завод им. Ю.A. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре, выпускавший по кооперации с НАЗом основные агрегаты самолета, но окончательная сборка производилась только в Новосибирске.

Первые серийные самолеты комплектовались двигателями АЛ-21Ф (изд. 85) с тягой на форсаже 87,3 кН. Одной из особенностей этого двигателя было использование титана в компрессоре со сверхзвуковой входной ступенью. Характерным недостатком этого компрессора, газодинамические характеристики которого получились очень хорошими, были так называемые "титановые" пожары. Самолет при этом сгорал со скоростью спички, и выяснить причину их возникновения долго не удавалось. По и эта загадка была разгадана.

При сдаче одного из первых серийных самолетов титановый пожар возник из-за того, что лопатки компрессора вытянулись под действием нагрузок и чиркнули по корпусу. В месте касания температура мгновенно подскочила и в условиях избытка кислорода (на то он и компрессор) металл вспыхнул. При горении титана температура достигает 3000╟ С, и это привело к быстрому разрушению самолета. Экипаж покинул машину, но штурман при этом погиб.

Для решения проблемы предлагалось использовать двухвальные турбореактивные двигатели Р-29Б-З00 самолета МиГ-23, предлагавшиеся и для экспортного варианта самолета Су-17М2 (Су-22). Это могло ускорить и процесс создания специальной модификации самолета Су-24 для поставок за рубеж. Поставки АЛ-21Ф были тогда строго запрещены, видимо, из-за его "трофейной" родословной - как мы помним, большое влияние на появление на свет этого ТРДФ оказал полученный из Вьетнама J79. В 1974 году прошел испытание самолет Т6-1-8Д, оснащенный его вариантом Р-29Т-ЗОО ("Т" -комплектация для самолета Т-6). Но худшие характеристики расхода топлива заставляли сосредоточится на доводке экономичного АЛ-21Ф.

Когда была установлена причина титановых пожаров, ставших серьезной проблемой и при испытаниях самолета С-32М (Су-17М), (КБ "Сатурн" перепроектировало компрессор. Масса и размеры двигателя несколько возросли, но его надежность и тяга также значительно увеличились. После испытаний на Т6-3 самолеты Су-24 стали оснащать доработанными двигателями АЛ-21Ф-3 (изделие 89), а затем АЛ-21Ф-ЗА (унифицированные с самолетом Су-17М) и АЛ-21Ф-ЗАТ (вариант для самолета Т-6 с незначительными компоновочными отличиями).

Необходимо отметить, что установленная на Су-24 система аварийного покидания с креслами К-36Д, разработанная под руководством Генерального конструктора Г.И.Северина, проявила очень высокую надежность и не раз спасала жизнь испытателям в самых критических ситуациях. Су-24 стал первым самолетом Военно-воздушных сил, на котором применялась система катапультирования, обеспечивавшая спасение экипажа практически на всех режимах полета, включая этапы нахождения на земле. По нормативным документам система аварийного покидания самолета с креслами К-36Д гарантирует безопасное катапультирование на всех высотах полета и скоростях более 70 км/ч. Высокую надежность системы подтвердил любопытный случай, происшедший 11 ноября 1975 года в 63-ем бап, осваивавшем эксплуатацию нового самолета. Произошло следующее: экипаж Су-24 находился в кабине самолета и готовился к выполнению полета. Была дана команда на запуск двигателей. По мере раскрутки ротора двигателя давление в гидросистеме самолета стало увеличиваться, и ручки управления самолётом, находившиеся до этого на заднем упоре, пошли вперед в нейтральное положение. При этом правая РУС зацепила держки системы катапультирования и выдернула чеку, что привело к срабатыванию стреляющего механизма правого кресла. Ничего не подозревавший штурман В.М.Османов оказался в воздухе. По штатной программе раскрылся парашют, и Османов благополучно приземлился неподалеку от самолета. Система спасения безукоризненно сработала на нулевой скорости и высоте (режим "0 - 0"), чего еще не случалось в практике отечественной авиации.

Причиной происшедшего инцидента был ряд особенностей конструкции системы управления самолета Су-24. Ввиду того, что центр тяжести горизонтального оперения находится впереди оси вращения, при отсутствии давления в гидросистеме консоли стабилизатора под собственным весом отклоняются вниз (на кабрирование), что приводит к перемещению ручек управления самолетом назад, как говорят летчики, "на себя". Для повышения боевой живучести управление на Су-24 дублировано. Это позволяет штурману в случае потери летчиком работоспособности (например, при ранении) производить ограниченное маневрирование самолета. А так как ручка управления у штурмана короче, чем у пилота (ручка обычной длины устанавливалась только при снятом тубусе индикатора радиолокатора "Орион" и ЭОВ "Чайка" для учебно-тренировочных полетов), стало возможным ее зацепление за держки катапультного кресла, что и произошло в описанном выше случае.


После непреднамеренного катапультирования Османова рекомендовано было на стоянке применять специальный фиксатор (капроновый фал с двумя пенопластовыми цилиндрами красного цвета на концах), удерживающий горизонтальное оперение в нейтральном положении при сбросе давления в гидросистеме. За такое своеобразное испытание самолета экипаж был награжден Генеральным конструктором П.О.Сухим золотыми именными часами, а главным конструктором катапультного кресла Г.И.Севериным - именными защитными шлемами ЗШ-5. Достаточно большое число летных происшествий в ходе испытаний Су-24, особенно на ранних этапах, объясняется тем, что в конструкцию самолета одновременно было воплощено много новых решений, не применявшихся ранее в отечественной в авиации. Впервые был создан сложный авиационный боевой комплекс, интегрировавший в себе последние достижения самолето- и двигателестроения, аэродинамики, авиационного оборудования и вооружения.

На первых порах сказывалась недоведенность отдельных элементов конструкции и особенно силовой установки, отсутствие информации о возможном поведении машины на некоторых режимах полета. Каждая авария или катастрофа давала очень важную информацию, которую порой нельзя было получить в расчетах или предусмотреть при проектировании конструкции. Ценой такой информации подчас была жизнь испытателей. По результатам каждого происшествия в ОКБ и на серийном заводе сразу же принимались меры по устранению выявленных дефектов и доработке конструкции. Все это позволило со временем довести его конструкцию до заданного уровня надежности и свести к минимуму вероятность отказов материальной части в процессе эксплуатации по техническим причинам.

На базе самолета созданы модификации разведчика и постановщика помех. Су-24М/МР/МП/М2 оборудованы системой дозаправки в воздухе.

Испытания Су-24 проведены в более чем 2000 полётов. ГСИ Су-24М проведены с декабря 1976-го по май 1981 года. Постановлением правительства от 22 июня 1983 года самолет Су-24М был принят на вооружение

Выпускался на Новосибирском авиазаводе и КнААПО. Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 этих машин.

Модернизированный Су-24М2 совершил первый полёт в 2001 году. Предварительный этап испытаний начат в 2004 году. В 2006 году модернизированный самолёт находился на завершающей стадии испытаний. В 2007 году первые 2 Су-24М2 были переданы в Липецкий центр боевого применения. Поставка всех заказанных Су-24М2 первой партии для ВВС России была завершена в декабре 2009 года.


Конструкция

Самолёт представляет собой двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырёх положений: 16° - на взлёте и при посадке, 35° - в крейсерском дозвуковом полёте, 45° - при боевом маневрировании и 69° - при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. На самолёте трёхстоечное убираемое шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная. Лётчик и штурман располагаются рядом, «плечом к плечу», управление двойное. Катапультные кресла типа К-36ДМ.

На самолёте установлены два ТРДФ АЛ-21Ф-3 с тягой на форсаже 2×11500 кгс. Топливная система имеет ёмкость 11 700 литров, плюс возможна подвеска двух дополнительных баков по 3000 л каждый, что увеличивает перегоночную дальность до 2850 км. В носовой части машины имеется убираемая штанга топливоприёмника воздушной заправки по системе «шланг-конус».

Бортовая цифровая прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума» массой 837 кг с РЛС переднего обзора «Орион-А» и РЛС предупреждения о столкновении при низковысотном полёте «Рельеф» обеспечивает автоматический вывод самолёта в заданный район, полёт по запрограммированному маршруту, автоматическое возвращение на свой аэродром и заход на посадку до высоты 40-50 метров. Также имеется режим автоматического низковысотного полёта с огибанием рельефа местности.

Максимальная взлётная масса машины - 39,7 т, максимальная скорость полёта на высоте составляет 1700 км/ч, потолок - 11 500 м.
Су-24 и двигатель АЛ-21(сделан на базе General Electric J79 и АЛ-7), почти полностью скопированы со сбитых во Вьетнаме F-111.

Модификации

  • Су-24 - базовая модификация
  • Су-24М - модернизированный бомбардировщик, первый полёт совершил в 1976 году. Установлена новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр». Способен в автоматическом и полуавтоматическом режиме совершать полет с огибанием рельефа местности на высоте от 50 м.Выпущено 770 шт
  • Су-24МП - постановщик помех, первый полёт совершил в декабре 1979 года. Выпущено 10 самолетов
  • Су-24МР - самолёт-разведчик, первый полёт совершил в сентябре 1980 года. Выпущено 130 самолетов
  • Су-24МК - экспортный вариант Су-24М, первый полёт совершил в 1987 году.
  • Су-24М2 - современная модернизация. Установлена новая навигационная система, которая за счёт интеграции данных, поступающих от различных источников, позволяет осуществлять длительный полёт на высотах 30-50 м (кратковременно - 10-30 м). Расширена номенклатура высокоточного оружия, в состав которого теперь входят ракеты Х-31П и Х-59М.

Вооружение и оборудование

Специальное бортовое оборудование самолета Су-24 состоит из:

  • прицельно-навигационной системы;
  • радионавигационного оборудования;
  • радиосвязного оборудования;
  • аппаратуры опознавания государственной принадлежности;
  • аппаратуры предупреждения об облучении и радиоэлектронного противодействия;
  • аппаратуры контроля и регистрации параметров;
  • разведывательного оборудования.

Прицельно-навигационная система ПНС-24 "Пума" предназначена для решения следующих задач:

  • круглосуточного всепогодного обнаружения и прицельного поражения тактических наземных целей всеми видами вооружения самолета;
  • автономного и автоматического решения задач самолетовождения с программированием заданного маршрута;
  • обеспечения безопасного маловысотного полета с предупреждением столкновений и облетом наземных препятствий в вертикальной плоскости;
  • обеспечения прицельного поражения маломаневренных воздушных целей (транспортные, связные самолеты и т.п.) при обнаружении их визуально или с помощью теплопеленгатора.
В соответствии с решаемыми задачами прицельно-навигационная система включает в себя датчики информации, устройства ее обработки и выработки команд для управления самолетом, аппаратуру управления и индикации. В состав ПНС-24 "Пума" входят: радиолокатор переднего обзора (РПО) "Орион-А", радиолокатор предупреждения о столкновении с наземными естественными препятствиями (РПС) "Рельеф", пассивный радиолокационный пеленгатор (ПРП) "Филин", электронно-оптический визир "Чайка-1", теплопеленгатор ТП-23Е, система наведения ракеты Х-23 "Аркан" с радиокомандной линией "Дельта" и телевизионным пеленгатором "Таран", доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-7, радиовысотомеры малых (РВ-ЗМП) и больших (РВ-18А1 "Крона") высот, малогабаритная инерциальная система МИС-П, система воздушных сигналов СВС-ПН-5-3, система автоматического управления самолетом САУ-6, система индикации с прицельно-пилотажным визиром ППВ, бортовая цифровая вычислительная система на базе БЦВМ "Орбита-10" (ЦВУ-10-058), коммуникационная аппаратура и ряд других более мелких систем.


Радионавигационное оборудование самолета обеспечивает решение задач ближней и дальней навигации и посадки в сложных метеоусловиях. В состав радионавигационного оборудования входят:
  • бортовая радиотехническая система ближней навигации РСБН-бс "Ромб-1К";
  • автоматический радиокомпас АРК-10 (на самолетах поздних серий - АРК-15М) для вождения самолета по приводным широковещательным станциям и радиомаякам;
  • самолетный ответчик СО-63Б, обеспечивающий решение задач управления воздушным движением в зоне аэродрома;
  • антенно-фидерная система (АФС) "Пион-ГТ-б", обеспечивающая работу РСБН-бс и СО-63Б;
  • маркерное радиоприемное устройство МРП-56П.
Радиосвязное оборудование обеспечивает радиотелефонную связь с наземными объектами на больших и малых расстояниях, командную радиотелефонную связь между самолетами в воздухе, внутреннюю связь между членами экипажа или экипажем и техническим персоналом при наземной подготовке. В состав радиосвязного оборудования самолета Су-24 входят:
  • командная УКВ/ДЦВ радиостанция Р-832М "Эвкалипт";
  • приемопередающая коротковолновая радиостанция Р-847 "Призма" (или Р-846; на самолетах с N 15-28 - Р-864), обеспечивающая радиотелефонную связь с наземными пунктами и другими самолетами;
  • самолетное переговорное устройство СПУ-9 для внутренней связи между членами экипажа и выхода на внешнюю связь через радиостанцию;
  • магнитофон МС-61 для документирования информации внешней и внутренней связи.
Аппаратура опознавания государственной принадлежности СРЗО-2М ("Кремний-2М") предназначена для проверки принадлежности обнаруженной цели к своим вооруженным силам и выдачи ответного сигнала опознавания на запрос запросчиков всех видов.

Аппаратуры предупреждения об облучении и постановки помех предназначена для обнаружения факта облучения самолета радиолокационными станциями зенитных комплексов и истребителей противника, создания активных и пассивных помех средствам наведения зенитных управляемых ракет и ракет класса "воздух-воздух". На самолете имеется станция предупреждения об облучении "Сирена-ЗМ" и станция ответных помех "Сирень", предназначенная для индивидуальной защиты самолета от поражениями управляемыми ракетами путем постановки активных помех радиолокационным станциям импульсного и непрерывного излучения. Кроме того, самолеты поздних серий оборудуются автоматическими устройствами выброса противорадиолокационных и инфракрасных патронов - дипольных отражателей и ложных тепловых целей, отстрел которых снижает вероятность успешного наведения управляемых ракет с тепловыми и радиолокационными головками самонаведения; вместо станции "Сирена" на некоторых их них устанавливалась аппаратура предупреждения об облучении "Береза" с расширенными возможностями.

Аппаратура контроля на самолете представлена системой объективного контроля и регистрации параметров полета типа "Тестер-УЗ" (до самолета N 8-11 устанавливалась аппаратура САРПП), которая предназначена для записи в полете состояния, режимов и параметров основных систем самолета и его оборудования, текущего времени и служебных данных и обеспечивает сохранение записанной информации в случае летного происшествия.

Разведывательное оборудование фронтового бомбардировщика Су-24 включает аэрофотоаппарат, установленный в средней части фюзеляжа и предназначенный для решения задач дневной воздушной фоторазведки.

Вооружение фронтового бомбардировщика Су-24 включает:

  • стрелково-пушечное вооружение;
  • неуправляемые авиационные бомбардировочные средства поражения;
  • неуправляемые авиационные ракеты;
  • управляемые авиационные ракеты классов "воздух-поверхность" и "воздух-РЛС";
  • управляемые ракеты класса "воздух-воздух".
Все виды вооружения, кроме встроенной пушечной установки, устанавливаются под самолетом на балочных держателях и авиационных пусковых устройствах на 8 точках подвески: четырех подфюзеляжных, двух под центропланом, и двух - под поворотными консолями крыла. Максимальная масса боевой нагрузки самолета Су-24 составляет 7000 кг. Для решения задач подготовки и выбора видов оружия, управления пуском (сбросом) авиационных средств поражения и взрывателями при различных вариантах загрузки самолета предназначена установленная на борту система управления оружием (СУО).

Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной установкой с шестиствольной пушкой ГШ-б-23 или ГШ-6-23М (АО-19, изделие 9А-620 или 9А-768) калибра 23 мм, имеющей боекомплект 500 снарядов. Пушка размещена на нижней поверхности фюзеляжа на стыке с правым воздухозаборником. Благодаря наличию вращающегося блока стволов получена высокая скорострельность пушечной установки, достигающая 6-9 тысяч выстрелов в минуту. Начальная скорость снаряда составляет 715 м/с, отдача -4500 кгс (44 кН), масса пушки - 73 кг. Эта же пушка используется в съемных подвижных пушечных усгановках СППУ-6. На самолет может быть подвешено три такие установки. Боекомплект СППУ-б составляет 400 снарядов, она имеет две степени свободы: оружие может отклоняться на углы до 30" вниз и до 45" в обе стороны.

Бомбардировочное вооружение самолета состоит из неуправляемых авиационных бомб калибра 1500, 500, 250 и 100 кг, разовых бомбовых кассет (РБК-500 и РБК-250), зажигательных баков (ЗБ-500), размещаемых на внешних подвесках на балочных держателях 4-й и 3-й групп. На самолет можно подвесить 3 фугасные авиабомбы ФАБ-1500 на балочных держателях БД4-У, 8 бомб ФАБ-500М-62 на балочных держателях БДЗ-У, 16 бомб ФАБ-250М-62 или 28 ФАБ-250М-54 (вариант с максимальной бомбовой нагрузкой) на многозамковых держателях МБДЗ-У6, 38 осколочно-фугасных авиабомб ОФАБ-100-120 на держателях МБДЗ-Уб. Неуправляемое ракетное вооружение состоит из ракет калибра 57, 80, 240 и 266/340(420) мм с боевыми частями осколочного, осколочно-фугасного, кумулятивного и проникающего действия, а также специального назначения.



Неуправляемые авиационные ракеты калибра 57 мм применяются из блоков УБ-32А-73, имеющих 32 пусковых ствола, и представлены НАР типа С-5М, С-5МО, С-5К, С-5КО(КП) с боевыми частями фугасного, осколочно-фугасного, кумулятивного и кумулятивно-осколочного типа соответственно, специализированных ракет осветительного (С-5-О) и противорадиолокационного (С-5П) назначения. Неуправляемые ракеты калибра 80 мм применяются из 20-ствольных блоков Б-8М и могут комплектоваться кумулятивно-осколочной (НАР С-8, С-8В, С-8А, С-8М) или фугасно-проникающей (С-8Б) боевыми частями, стреловидными поражающими элементами (НАР С-8ВС, С-8АС). Тяжелые неуправляемые ракеты типа С-24 (С-24 Б) калибра 240 мм имеют осколочно-фугасную боевую часть и применяются с авиационных пусковых устройств АПУ-68УМ2. Неуправляемые ракеты С-25 калибра 266 мм имеют надкалиберную боевую часть осколочного (С-25-О) или осколочно-фугасного (С-25-ОФ) действия диаметром 420 и 340 мм соответственно и запускаются из одноразовых устройств O-25. Одновременно на самолет может быть подвешено до 6 блоков УБ-32 и Б-8М, 4 ракеты С-24 или 6 устройств O-25 с НАР С-25.

Управляемое ударное ракетное вооружение включает тактические управляемые ракеты (УР) класса "воздух-поверхность" типа Х-23 и противорадиолокационные управляемые ракеты Х-28 и Х-58. УР Х-23 (изделие "68") имеет радиокомандную систему наведения с передачей команд управления по радиолинии "Дельта", аппаратура которой установлена на борту самолета-носителя и ракеты. Масса ракеты составляет 288 кг, максимальная дальность пуска - 10 км. Ракета комплектуется кумулятивно-осколочно-фугасной боевой частью массой 111 кг. На самолете Су-24 обеспечена возможность подвески 4 ракет Х-23 на пусковых устройствах АПУ-68УМ2. Управляемая ракета класса "воздух-РЛС" Х-28 (изделие "Д-8") имеет пассивную радиолокационную головку самонаведения, массу 715 кг и дальность пуска до 65 км, комплектуется фугасной боевой частью массой 140 кг. УР Х-58 (изделие "Д-7") имеет аналогичное назначение и систему наведения. Ракета весит 640 кг, имеет фугасную боевую часть массой 150 кг и дальность пуска до 70 км. На самолет можно подвесить две ракеты Х-28 (на пусковых устройствах ПУ-28) или две Х-58 (на авиационных катапультных устройствах типа АКУ-58-1).

Управляемое ракетное вооружение класса "воздух-воздух" состоит из двух ракет Р-55 (изделие "67") с тепловыми головками самонаведения, подвешиваемых на пусковых устройствах под поворотными пилонами подвижных частей крыла.


Боевое применение

В Афганской войне (1979-1989) советские Су-24 применялись ограниченно. К боевой работе они привлекались только во время Панджшерской операции 1984 года и вывода советских войск в 1988-1989 годах. Су-24 никогда не базировались на территории Афганистана, действуя с советских авиабаз в Средней Азии. Боевых потерь не было.

Иракские Су-24 во время войны в Персидском заливе боевых вылетов не совершали и были перегнаны в Иран (присвоивший эти самолёты после завершения войны).

Самолёты, доставшиеся Азербайджану, ограниченно применялись в ходе Карабахской войны.

Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, одна машина была сбита.


Наиболее интенсивное боевое применение было у российских самолётов в ходе обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было по разным причинам потеряно три машины.

Также российские Су-24 применялись во время войны в Южной Осетии в 2008 году. В официальных российских сводках потерь Су-24 не упоминались, однако часть экспертов указывала на потерю двух самолётов этого типа. В 2012 году подполковник Владимир Богодухов, получивший за боевые вылеты в Южной Осетии звание Героя России, сообщил в интервью газете «Аргументы и факты», что в ходе войны зенитной ракетой был сбит один Су-24, экипаж самолёта катапультировался и приземлился в расположении российских войск.

Один ливийский Су-24 был сбит огнём повстанцев во время гражданской войны в Ливии 2011 года

ЛТХ:
Модификация Су-24
Размах крыла, м
максимальный (69 град) 17,64
минимальный (16 град) 10,37
Длина самолета, м 22,67
Высота самолета, м 5,92
Площадь крыла, м2
при угле 69 град. 51,02
при угле 16 град. 55,16
Масса, кг
пустого самолета 21200
нормальная взлетная 32300
максимальная взлетная 39700
Топливо
внутренние топливо, кг 9800
внутренние топливо, л 13000
ПТБ 4 х 1250 или 2 х 3000
Тип двигателя 2 ТРДФ НПО Сатурн АЛ-21-ФЗ
Тяга, кгс
нефорсированная 2 х 7800
форсированная 2 х 11200
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 1700 (М=1.6)
на уровне моря 1400 (М=1.15)
Перегоночная дальность, км 3055
Боевой радиус действия, км 600
Практический потолок, м 11000
Макс. эксплуатационная перегрузка 6.5
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23М (500 патронов)
Боевая нагрузка - 7000 кг на 8 узлах подвески
Бомбы от 100 до 1500 кг, разовые бомбовые кассеты или контейнеры малогабаритных грузов КМГУ-2.
Блоки НАР калибром от 57 до 370 мм.
УР класса ╚воздух-воздух╩ Р-55
УР воздух-поверхность Х-23 и противорадиолокационные УР Х-28 и Х-58.
до трех подвижных установок СППУ-6 с ГШ-6- 23М.

В Амурской области произошла в четверг после подлома стойки шасси самолета в результате жесткой посадки, сообщил РИА Новости официальный представитель Минобороны РФ по ВВС полковник Владимир Дрик.

По состоянию на июнь 2009 года, в составе ВВС РФ насчитывалось около 300 Су‑24 различных модификаций , из них 60 - в авиации ВМФ.

Размах крыла - 17,64 / 10,37 м; длина самолета - 24,53 м; высота самолета - 6,19 м; площадь крыла - 55,17 / 51,02 кв.м; масса, кг: пустого самолета - 22 320, нормальная взлетная - 36000, максимальная взлетная - 39700; тип двигателя - 2 ТРДФ НПО "Сатурн" АЛ‑21‑Ф‑3А; тяга: нефорсированная - 2х76,49 кН (х7800 кгс); форсированная - 2х110,32 кН (2х11250 кгс); максимальная скорость, км/ч: на высоте 11000 м - 2320, на уровне моря - 1400; практическая дальность - 4270 км; боевой радиус действия - 560‑1300 км; длина разбега - 850‑900 м; длина пробега - 800‑850 м; практический потолок - 17500 м; максимальная эксплуатационная перегрузка - 6.

Су‑24 - это двухместный высокоплан нормальной аэродинамической схемы с высокомеханизированным крылом изменяемой в полете стреловидности и двумя двигателями с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками.
Конструкция бомбардировщика СУ‑24 цельнометаллическая, используются в основном алюминиевые, а также титановый и магниевый сплавы. Кабина герметическая вентиляционного типа - с системой кондиционирования воздуха и кислородным оборудованием, оснащена двойным управлением, что повышает безопасность полета. Летчик и штурман расположены рядом, один возле другого. Для аварийного покидания машины служат катапультные кресла К‑36Д/ДМ.

Самолет несет бомбовое, управляемое и неуправляемое ракетное и пушечное вооружение. Ракетно‑бомбовое вооружение размещается на восьми точках внешней подвески, четырех подкрыльевых (в том числе двух поворотных и двух неподвижных под центропланом) и четырех подфюзеляжных. На всех узлах Су‑24 возможна подвеска свободно попадающих бомб калибром от 100 до 1500 кг, разовых бомбовых кассет или контейнеров малогабаритных грузов КМГУ‑2. Неуправляемое ракетное оружие включает блоки НАР калибром от 57 до 370 мм.

Су‑24М может нести корректируемые бомбы: до четырех КАБ‑500Кр с ТВ‑наведением или КАБ‑500Л с лазерным наведением, до двух КАБ‑1500Л с лазерным наведением.

В состав управляемого ракетного вооружения Су‑24 входят управляемые ракеты (УР) Х‑23 с пропорциональным радиокомандным наведением и противорадиолокационные УР Х‑28 и Х‑58.

Су‑24М может нести более широкий спектр УР класса "воздух‑поверхность" с неядерной БЧ, включая различные варианты ракет с активным и пассивным радиокомандным, лазерным и телевизионным наведением Х‑25, Х‑29, Х‑58 и Х‑59. В обтекателе снизу средней части фюзеляжа по правому борту установлена встроенная шестиствольная пушка ГШ‑6‑23М (23 мм). На внешних узлах возможна подвеска до трех подвижных пушечных установок СППУ‑6 с ГШ‑б‑ 23М.

В качестве оружия самообороны самолет может применять УР класса "воздух‑воздух" с тепловой головкой самонаведения (ТГС) Р‑60 (Р‑60М).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников