Открытие бизнеса

Когда фирмой ibm был создан. IBM: сто лет великой истории

Данная статья посвященна в основном начинающим гитаристам, но возможно, будет полезна и людям, осваивающим другой инструмент.

Мы решили коротко рассказать почему же в процессе игры одни сочетания нот звучат красиво, а другие, мягко говоря, вызывают боли в ушах, а так же откуда берутся злополучные диезы и бемоли в тональностях. На наш взгляд, это минимум который должен знать каждый уважающий себя музыкант.

Возможно, вы встречали данную картинку:

На ней изображен квинтовый круг. Не пугайтесь этого страшного словосочетания, ведь на самом деле ничего сложного в этом нет. Он всего лишь навсего показывает знаки при ключе в минорных и мажорных тональностях. В данном случае нет смысла объяснять, что такое мажорная и минорная тональность, а вот что такое знаки при ключе и откуда они берутся с удовольствием попробуем объяснить.

Обратимся к следующей картинке, на которой изображены кливаши пианино:

На каждой клавише подписанны ноты:

С=до, D=ре, E=ми, F=фа, G=соль, A=ля, B=си

Вы спросите почему не подписали черные клавиши? Все очень просто, они имеют те же названия что и ноты окружающие их. Простой пример: черная клавиша между нотой C и D . Мы можем назвать её либо C# (диез) , либо Db (бемоль) , что эквивалентно. Т.е. если называем её в честь ноты стоящей перед ней, добавляем диез, если после нее-бемоль. Идем далее. Две соседнии ноты отделяет полутон, и не стоит забывать про черные клавиши, это тоже ноты (на гитаре полутону соответствует 1 лад, а тону соответственно - 2 лада).

Настало время перейти непосредственно к тональностям.

У каждой мажорной тональности есть своя параллельная минорная тональность, и наоборот, а называются они так потому, что имеют одинаковый набор знаков альтерации (диезов или бемолей) в гаммах. Если говорить по простому, то гамма - звукоряд, те ноты которые в данных тональностях «приемлемы» (конечно это не всегда так, но в более тяжелые случаи мы углубляться не будем). Откуда они получаются? Все очень и очень просто. На картинке с пианино можно увидеть формулы для минора и мажора. Что они значат? Принято считать что нот семь, вот и у нас в гамме будет 7 нот. Как известно на примере все лучше понимается

Допустим мы хотим построить мажорную гамму от ноты C и узнать какие в данной тональности аккорды, и найти параллельную ей минорную тональность. Легко!

Берем формулу мажорной тональности М=т+т+пт+т+т+т+пт:

  1. С+т=D
  2. D+т=E
  3. E+пт=F
  4. F+т=G
  5. A+т=B
  6. B+пт=C

В итоге получили гамму до-мажора: C D E F G A B . Как оказалось в ней у нас знаков нету. Точно так же мы сделаем для минорной тональности только уже по формуле для минора m=т+пт+т+т+пт+т+т (проделайте для закрепления сами с любой тональностью), и, если составить минорные гаммы для разных нот, то получится что минорная гамма от ноты ля, так же не имеет знаков. Как вы уже наверное догадались, ля-минор и будет являться параллельной тональностью для до-мажора. Так же на данном примере можно заметить интересное свойство: что бы узнать параллельную минорную тональность для мажора, надо вычесть от тоники (главной ноты, в честь которой называется тональность, в нашем случае C) 1.5 тона, и наоборот, прибавить к тонике минорной тональности 1.5 тона.

Для закрепления рассмотрим быстрый пример

Построим мажорную гамму от ноты соль(G):

  1. G+т=A
  2. A+т=B
  3. B+пт=C
  4. С+т=D
  5. D+т=E
  6. E+т= !внимание! F# (надеемся вы поняли почему)

Получили гамму: G A B C D E F# . Отняли от ноты G 1.5 тона и получили параллельную минорную тональность em . Посмотрите теперь на квинтовый круг. Все сошлось?) Видите как все просто, и никакой магии.

По анологии делается и для всех других тональностей.

В завершении осталось рассказать как же понять аккорды от каких нот в гамме будут являться мажорными а какие минорными.

Каждая нота в гамме имеет свою ступень. С 1 по 7 . Так вот, если расписать их по ступеням (для примера вазьмем С-мажор, а-минор) получим:

ступени: 1 2 3 4 5 6 7 или для минора 1 2 3 4 5 6 7

ноты: C D E F A B C A B C D E F G

Нота на первой ступени всегда главная и называется тоникой. Далее по старшинству идут ноты на 4 и 5 ступенях - субдоминанта и доминанта соответственно. Аккорды, построенные от данных ступеней всегда будут такими же как и аккорд построенный от тоники, т.е. C-мажор, F-мажор, G-мажор, или: a-минор, d-минор, e-минор. Аккорды построенные от других ступеней будут всегда противоположными.

Ну и на последок, для тех кто не сдался и осилил все до конца, пример для тональности G-мажор.

ступени: 1 2 3 4 5 6 7

ноты: G A B C D E F#

  1. ступень - G-мажор
  2. ступень - a-минор
  3. ступень - b-минор
  4. ступень - C-мажор
  5. ступень - D-мажор
  6. ступень - e-минор
  7. ступень - F#-мажор

Вот и все! Успехов в обучении!

минорных тональностей. Альтерация в мажоре и миноре.

Альтерация означает изменение.

Знаки альтерации - это знаки, изменяющие ноту.

Диез – знак повышения ноты на полтона.

Бемоль – знак понижения ноты на полтона.

Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля.

Знаки бывают случайные, которые ставятся возле ноты и действуют один такт, и

ключевые знаки, которые выставляются при ключе и сохраняются на протяжении

всей мелодии.

Порядок появления диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Бемоли появляются в обратном порядке.

Квинтовым кругом называется система, в которой все тональности одного лада

расположены по чистым квинтам.

Мажорные тональности располагаются от ноты До: вверх по ч5 - диезные тональности,

вниз по ч5 – бемольные тональности.

До мажор – Соль мажор – Ре мажор – Ля мажор – Ми мажор – Си мажор

До мажор – Фа мажор – Си Ь мажор – Ми Ь мажор – Ля Ь мажор – Ре Ь мажор

Чтобы определить ключевые знаки в минорной тональности, нужно перейти в

параллельную мажорную тональность и воспользоваться квинтовым кругом или

выстроить по такому же принципу квинтовый круг минорных тональностей от ноты ля.

Альтерация ступеней в мажоре: II # Ь, IY #, YI Ь

в миноре: II Ь, IY Ь #, YII #

БИЛЕТ № 7.

1. Главные трезвучия лада, их обращение и соединение.

Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада.

На I ступени - тоническое трезвучие (Т 5/3)

На IY ступени – субдоминантовое трезвучие (S 5/3)

На Y ступени – доминантовое трезвучие (D 5/3)

Главные трезвучия в мажоре – мажорные, в натуральном миноре – минорные. Кроме того в гармоническом мажоре появляется минорная субдоминанта, а в гармоническом миноре - мажорная доминанта.

Главные трезвучия имеют обращения.

мажор минор разрешение

Т5/3 I б3 + м3 м3 +б3

Т6 III м3 + ч4 б3 + ч4

Т6|4 Y ч4 + б3 ч4 + м3

D5/3 Y Т, Т6/4

Соединением аккордов называется связь между аккордами посредством плавного голосоведения. Каждый голос в аккордах должен двигаться плавно, без скачков.

Соединение главных трезвучий в До мажоре:

Т5|3 S6|4 Т5|3 D6 Т5|3 Т6 S5|3 Т6 D6|4 Т6 Т6|4 S6 Т6|4 D5|3 Т6|4

Чередования различных аккордов в ладу образуют последовательности аккордов.

Дмитрий Низяев

Давайте попробуем сделать какие-нибудь наблюдения, имея под руками такую наглядную систему как кварто-квинтовый круг. Сами по себе проявляющиеся закономерности, может статься, и не будут для Вас новы, но даже Ваши старые знания смогут систематизироваться и стать для Вас проще в применении. А может, Вы обнаружите и что-то неожиданное для себя.

Например, у многих учащихся вызывает ощутимые трудности запоминание того, какие ключевые знаки имеют разные тональности. Большинству людей приходится запоминать это простым зазубриванием. Другие при упоминании имени тональности вспоминают ноты тех пьес, которые им доводилось играть. Вот Вам еще один способ: запомнить положение тональности на круге, как на циферблате часов. Само положение укажет Вам количество знаков.

А кстати, Вы обратили внимание, что при построении круга (на прошлом занятии) новые ключевые знаки появлялись тоже по квинтам? В соль-мажоре - знак "фа", а в следующем ре-мажоре добавляется "до". Между "фа" и "до" - квинта. Но это просто интересное наблюдение, не более.

А вот другое полезное открытие от разглядывания круга: новый, последний знак в правой половине круга всегда оказывается на VII ступени тональности ("фа" в соль-мажоре, "соль" - в ля-мажоре и т.д.) Значит, Вам достаточно запомнить порядок следования знаков, всего-то семь штук, и Вы в две секунды сможете вычислить их количество в любой тональности. Скажем, ми-мажор. Знаки появляются в порядке "фа-до-соль-ре-ля-ми-си". Какой из них будет VII-й ступенью в ми-мажоре? "Ре", четвертый по порядку. Ответ: в ми-мажоре четыре диеза. Чем не способ?

Посмотрите теперь в левую, бемольную половину круга. Там закономерность обнаруживается обратная (снова симметричность вездесущая!). А именно: если в диезах последний знак был предпоследней ступенью тональности, то в бемолях, наоборот, предпоследний знак - последняя ступень, то есть, попросту, тоника. Например, в тональности ми-бемоль-мажор три знака: "си", "ми" и "ля". Предпоследний из них - тоника. Следовательно, и здесь Вам просто нужно запомнить порядок следования знаков - и их количество будет вычисляться моментально и легко.

Еще одна симметрия. Сравните-ка порядок появления для диезов и для бемолей:

Каково? Похоже на стихи-перевертыши, не правда ли? "А роза упала на лапу Азора". Читается в любом направлении одинаково.

Еще понаблюдаем. Например, как в круге соотносятся положения одноименных тональностей. До-мажор стоит на самом верху, а до-минор - на "девяти часах" - и следовательно, имеет три бемоля в ключе. Увидели? (было бы здорово, если бы Вы приучились все эти наблюдения делать в уме, не справляясь по картинке (см.рис.). Но это можно и со временем). Теперь возьмите (или вообразите) бумажный кружок, чтобы его можно было вложить в круг и поворачивать. Нарисуйте на нем двухвостую стрелочку, охватывающую четверть окружности. Вложите в круг - и она, в каком бы положении ни оказалась, всегда покажет на одноименные тональности. Не правда ли, похоже на хитрую игрушку? И вывод для облегчения Вашей жизни готов: одноименные тональности всегда имеют разницу в три ключевых знака, причем мажор располагается в диезной стороне относительно минора. Хм, картинка смахивает на обложку к фантастическому роману о путешествиях во времени…

Еще один фокус. Малополезный, но красивый. Если "поводить пальчиком" по схеме, двигаясь по хроматической гамме, то получается довольно занимательная траектория, правда? (см. рис.)

Еще наблюдение, лежащее на поверхности: знаменитая кварто-квинтовая секвенция, по имени "золотая" - это просто равномерное пошаговое движение по этому кругу. Помните, когда мы знакомились с ней, я говорил, что эта секвенция может продолжаться бесконечно - теперь-то понятно, почему. Ведь она движется не по прямой, а по кругу! И после двенадцати звеньев будет вынуждена замкнуться на свое собственное начало.

А теперь попробуйте придумать множество разных секвенций - или хотя бы проследить по этому кругу те, что мы разбирали в том занятии - и Вы обнаружите, что наиболее красивые и естественные сочетания аккордов в них соответствуют движению по соседним ячейкам круга, как по лестнице. А наиболее резкие и неожиданные сочетания - это скачки по этому же кругу между далеко отстоящими ячейками. О как!

Между тем, движение по- и против часовой стрелки звучит неодинаково. Посмотрите, как соотносятся межу собой трезвучия двух любых соседних позиций круга. Например, соль-мажор и до-мажор. "Соль" является доминантой для "до", а вот "до" для "соль" - субдоминанта, верно? А психологически движение от доминанты к тонике звучит более естественно, чем наоборот, потому что в первом случае означает разрешение напряженности, а во втором - ее нагнетание. Наиграйте теперь ту же "золотую" кварто-квинтовую последовательность трезвучий, идущую по кругу в ту и в другую сторону (примеры 2 ). Согласитесь, что первый пример звучит не столь натянуто и искусственно, как второй - потому что в каждом его звене реализуется движение от доминанты к тонике или против часовой стрелки по нашему кругу. Таким образом Вы можете взять на вооружение, что вот такое "вращение" аккордов в Вашей музыке против часовой стрелки будет психологически вести Вашего слушателя к разрешению, к успокоению, "домой". А обратное движение уместно применять, наоборот, при нагнетании напряженности, подготовке кульминации.

Давайте теперь, как мы собирались в предыдущем занятии, проследим на круге, как расположены тональности первой степени родства (или просто - родственные). Вырезаем бумажный кружок с одной стрелкой от центра. Ставим его в наш круг, указываем на до-мажор. В прошлый раз мы уже отыскали для него все родственные тональности, теперь давайте вертеть стрелку:

Ре-минор : шаг влево от центра
Ми-минор : шаг вправо от центра
Фа-мажор : шаг влево от центра
Соль-мажор : шаг вправо от центра
Ля-минор : возврат в центр

Когда я первый раз это проделал, я был в шоке! Мало того, что стрелка ни разу не ушла от "дома" дальше, чем на один шаг, так она еще танцует вокруг него кадриль! И опять приходит в центр в конце концов. Апофеоз симметрии, да?

Картина ничуть не хуже и для исходной минорной тональности. Берем ля-минор и "танцуем" от него родственные тональности:

До-мажор : стрелка неподвижна
Ре-минор : шаг влево от центра
Ми-минор : шаг вправо от центра
Фа-мажор : шаг влево от центра
Соль-мажор : шаг вправо от центра

Практически то же самое, верно? Это и не удивительно: ведь для обеих исходных тональностей "родня" такая же, поскольку количество знаков и, следовательно, диатонический звукоряд у них общий.

Единственное нарушение этой стройной картины связано с шестой родственной тональностью, которая - помните? - была включена в список позднее и с известной долей условности, а именно, с использованием ступеней гармонического лада. Разжуем это. Как известно, гармонический лад (и мажор, и минор) отличается присутствием увеличенной секунды между VI и VII ступенями. В до-мажоре это ноты "ля" и "си". Как Вы можете расширить этот интервал? Только одним путем: понижением "ля". Поскольку "си" повышать некуда. Теперь попробуйте построить все трезвучия, в которых полученный "ля-бемоль" может участвовать. Это будут трезвучия "ре-фа-ля" (и с понижением "ля" оно становится уменьшенным); "фа-ля-до"(здесь мажор сменяется минором); и "ля-до-ми"(мажорное трезвучие превратится в увеличенное). Как Вы сами понимаете, ни увеличенное, ни уменьшенное трезвучия не могут служить тониками для искомых тональностей. Вот и выходит, что если мы примем в законный состав до-мажора ноту "ля-бемоль", то получаем в распоряжение только одну новую родственную тональность - фа-минор. На круге это будет "120 градусов против часовой стрелки". Следите за мыслью? Это и будет шестая и последняя родственная тональность для мажора.

Вкратце повторим этот путь для ля-минора. В гармоническом ладу нужна увеличенная секунда между ступенями VI и VII, т.е. между "фа" и "соль". "Фа" понижать некуда, так что получаем "соль-диез". Трезвучия с участием "соль-диеза" будут такие: "до-ми-соль" (мажорное станет увеличенным); "ми-соль-си" (минор станет мажором); и "соль-си-ре" (мажорное станет уменьшенным). Снова только одна новая тональность - ми-мажор. Отыщем ее на круге - 120 градусов по часовой стрелке от ля-минора. То есть, картина абсолютно та же, с точностью до наоборот! Зеркальная ситуация. Оказывается, даже принудительное внесение дополнительной родственной тональности симметрии не нарушает. О как!

Кварто-квинтовый круг тональностей или просто квинтовый круг – это схема для удобного и быстрого запоминания всех тональностей и ключевых знаков в них.

В вершине квинтового круга находится тональность До мажор; по часовой стрелке – диезные тональности, тоники которых расположены по чистым квинтам вверх от тоники исходного До мажора; против часовой стрелки – круг бемольных тональностей, расположенных также по чистым квинтам, но только вниз.

При этом, при движении по квинтовому круг по часовой стрелке с каждой новой тональностью постепенно возрастает количество диезов (от одного до семи), при движении против часовой стрелки, соответственно, от одной тональности к другой возрастает количество бемолей (также от одного до семи).

Сколько всего в музыке тональностей?

В музыке применяется, главным образом, 30 тональностей, из которых одна половина – мажорные, а другая – минорные. образуют пары по принципу совпадения в них ключевых знаков альтерации – диезов и бемолей. Тональности с одинаковыми знаками называются параллельными. Всего, таким образом, есть 15 пар .

Из 30 тональностей две не имеют знаков – это До мажор и ля минор. 14 тональностей имеют диезы (от одного до семи по порядку диезов ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ), из этих 14 семь тональностей будут мажорные, а семь, соответственно, минорные. Ещё 14 тональностей имеют бемоли (аналогично от одного до семи, но только по порядку бемолей СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА), из них также семь мажорных и семь минорных.

Таблицу всех используемых музыкантами в практике тональностей вместе с их знаками можно скачать , распечатать и пользоваться ей как шпаргалкой.

Объяснение: как образуется квинтовый круг?

Квинта в этой схеме – самый главный . Почему именно чистая квинта? Потому что квинта – это физически (акустически) наиболее естественный способ перехода от одного звука к другому, и этот был рождён самой природой.

Итак, диезные тональности располагаются по чистым квинтам вверх. Первая квинта строится от ноты «до», то есть от тоники До мажора, чистой тональности без знаков. Квинта от «до» — это «до-соль». Значит, нота «соль» становится тоникой следующей тональности по квинтовому кругу, это будет тональность Соль мажор и в ней будет один знак – фа-диез.

Следующую квинту строим уже от звука «соль» — «соль-ре», полученный звук «ре» — тоника очередной тональности квинтового круга – тоника гаммы Ре мажор, в которой два знака – два диеза (фа и до). С каждой построенной квинтой мы будем получать новые диезные тональности, и количество диезов будет все более возрастать, пока не достигнет семи (пока все ступени не окажутся повышенными).

Таким образом, если строить квинты, начиная от «до», то у нас получается следующий ряд тональностей: Соль мажор (1 диез), Ре мажор (2 диеза), Ля мажор (3 диеза), Ми мажор (4 диеза), Си мажор (5 диезов), Фа-диез мажор (6 диезов), До-диез мажор (7 диезов). Ряд записанных тоник оказался настолько широк своим размахом, что приходится начинать записывать его в басовом ключе, а заканчивать в скрипичном.

Порядок, в котором прибавляются диезы: ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ, ЛЯ, МИ, СИ. Диезы также отстоят друг от друга на интервал чистой квинты. Это связано вот с чем. Каждый новый диез появляется на седьмой ступени гаммы, об этом мы говорили ещё в статье . Соответственно, если тоники новых тональностей всё время отодвигаются на чистую квинту, то и их седьмые ступени также отодвигаются друг от друга ровно на чистую квинту.

Бемольные мажорные тональности располагаются по чистым квинтам вниз от «до». Точно также с каждой новой тональностью происходит увеличение количества бемолей в гамме. Ряд бемольных тональностей следующий: Фа мажор (один бемоль), Си-бемоль мажор (2 бемоля), Ми-бемоль мажор (3 бемоля), Ля-бемоль мажор (4 бемоля), Ре-бемоль мажор (5 бемолей), Соль-бемоль мажор (6 бемолей) и До-бемоль мажор (7 бемолей).

Порядок появления бемолей: СИ, МИ, ЛЯ, РЕ, СОЛЬ, ДО, ФА. Бемоли так же, как и диезы, добавляются по квинтам, только вниз. Более того, порядок бемолей совпадает с порядком тональностей бемольной ветви кварто-квинтового круга, начиная с Си-бемоль мажора.

Ну а теперь, наконец, представим собственно весь круг тональностей, в который для полноты отображения мы добавим ещё и параллельные миноры для всех мажоров.

Кстати, квинтовый круг нельзя строго назвать кругом, он представляет собой скорее некое подобие спирали, так как на определённом этапе некоторые тональности пересекаются из-за совпадения по высоте звучания. Кроме того, квинтовый круг не является замкнутым, его можно продолжить новыми более сложными тональностями с двойными – дубль-диезами и дубль-бемолями (такие тональности используются в музыке крайне редко). О совпадающих по звучанию тональностях мы ещё поговорим отдельно, но чуть позже.

Откуда взялось название «кварто-квинтовый круг»?

До сих пор мы рассматривали движение в круге только по квинтам и ни разу не упоминали кварты. Так при чём же тут они? Почему полное название схемы звучит именно как «кварто-квинтовый круг»?

Дело в том, что кварта является квинты. И тот же ряд тональностей круга можно получить если двигаться не по квинтам, а по квартам.

Например, диезные тональности можно расположить не по чистым квинтам вверх, а по чистым квартам вниз. Получится тот же самый ряд:

Бемольные тональности можно расположить не по чистым квинтам вниз, а по чистым квартам вверх. И снова результат будет один и тот же:

Энгармонически равные тональности

Энгармонизм в музыке – это совпадение элементов по звучанию, но разность их по названию, написанию или обозначению. Энгармонически равными могут быть простые ноты: например, до-диез и ре-бемоль. Энгармонизм характерен и для интервалов или аккордов. А в данном случае мы будем иметь дело с энгармонически равными тональностями , соответственно, звукоряды гамм этих тональностей также будут совпадать по звучанию.

Как мы уже отметили, такие совпадающие по звучанию тональности появляются на пересечении диезной и бемольной ветвей квинтового круга. Это тональности с большим числом знаков – с пятью, шестью или семью диезами или бемолями.

К энгармонически равным относят следующие тональности:

  • Си мажор (5 диезов) и До-бемоль мажор (7 бемолей)
  • Параллельные названным соль-диез минор (5 диезов) и ля-бемоль минор (7 бемолей);
  • Фа-диез мажор (6 диезов) и Соль-бемоль мажор (6 бемолей);
  • Параллельные им ре-диез минор и ми-бемоль минор с таким же количеством знаков;
  • До-диез мажор (7 диезов) и Ре-бемоль мажор (5 бемолей);
  • Параллельные этим строям ля-диез минор (тоже 7 диезов) и си-бемоль минор (5 бемолей).

Как пользоваться квинтовым кругом тональностей?

Во-первых, квинтовым кругом можно пользоваться как удобной шпаргалкой для выучивания всех тональностей и их знаков.

Во-вторых, по квинтовому кругу можно легко определить разницу в знаках между двумя тональностями. Для этого достаточно просто посчитать сектора от исходной тональности до той, с которой мы сравниваем.

Например, между Соль мажором и Ми-мажором разница в три сектора, и, значит, в три знака. Между До мажором и Ля-бемоль мажором разница в 4 бемоля.

Разницу в знаках нагляднее всего показывает квинтовый круг, поделённый на сектора. Для того чтобы изображение круга было компактным, тональности в нём можно записывать с помощью :

Наконец, в-третьих, по квинтовому кругу мгновенно можно установить «ближайших родственников» той или иной тональности, то есть определить тональности первой степени родства. Они находятся в том же секторе, что и исходная тональность (параллельная) и в соседних с каждой стороны.

Например, для Соль мажора такими родственными тональностями будут считаться ми минор (в том же секторе), а также До мажор и ля минор (соседний сектор слева), Ре мажор и си минор (соседний сектор справа).

К более подробному изучению родственных тональностей мы ещё вернёмся в будущем, тогда и узнаем все способы и секреты их розыска.

Немного об истории квинтового круга

Никто точно не знает, когда и кем был изобретён кварто-квинтовый круг. Но ранние описания похожей системы содержатся ещё в рукописи далёкого 1679 года – в труде «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого. Его книга предназначалась для обучения церковных певчих. Круг мажорных строёв он именует «колесом весёлой мусикии», а круг минорных – колесом «мусикии печальной». Мусикия – это слово переводится как «музыка» со славянского.

Сейчас, конечно, этот труд представляет интерес, главным образом, как исторический и культурный памятник, сам по себе теоретический трактат уже не отвечает требованиям современности. Однако можно сказать, что с тех пор, квинтовый круг закрепился в практике обучения и вошёл почти во все известные отечественные учебники по теории музыки.

Дорогие друзья! Если вопросы по теме квинтового круга ещё себя не исчерпали, то обязательно напишите их в комментариях к данной статье. На прощание предлагаем вам послушать немного хорошей музыки. Пусть сегодня это будет знаменитый романс Михаила Ивановича Глинки «Жаворонок» (стихи поэта Николая Кукольника). Певица — Виктория Иванова.