Открытие бизнеса

Электронная подпись имеет юридическую силу. Юридическая сила эцп

Электронные документы постепенно становятся элементом хозяйственной деятельности российских компаний. Они удобны, позволяют не захламлять офис кучей бумаги, а обмениваться такими документами компании могут за считанные секунды. Но что нужно для того, чтобы электронный документ имел юридическую силу? И как доказать юридическую силу электронного документа в суде?

Юридическая сила электронного документа

Действующее российское законодательство признаёт возможность оформления сделки с помощью электронного документа при условии, что такие документы подписаны электронной подписью. Соответствующие нормы закреплены в ст. 434 Гражданского кодекса РФ и в ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ).

В электронной форме могут оформляться не только контракты, но и первичные и сводные учетные документы - при условии, что они удостоверены электронной подписью (ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Статья 169 Налогового кодекса РФ прямо допускает составление и выставление счетов-фактур в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у них совместимых технических средств для приема и при условии, что электронный счет-фактура подписан квалифицированной электронной подписью руководителя компании либо уполномоченного им лица1.

Таким образом, ключевым элементом любого электронного документа, свидетельствующим о его юридической силе и подтверждающим факт направления надлежащей стороной, является электронная подпись. Её наличие является не последним фактом и в ходе судебного разбирательства, а потому о правовом регулировании электронной подписи необходимо сказать подробнее.

Электронная подпись

В п. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Закона № 63-ФЗ) установлено, что по общему правилу информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Аналогичная норма установлена в п. 3 ст. 11 Закона № 149-ФЗ. Это требование сформулировано в виде императивной нормы, однако суды вправе признать надлежащим заверением информации и простую подпись, что они зачастую и делают на практике.

Здесь мы подходим к вопросу о видах электронных подписей, легализованных в современном российском законодательстве. Статья 5 Закона № 63-ФЗ называет следующие виды электронной подписи:

1. Простая электронная подпись.

При её применении факт формирования электронной подписи определенным лицом подтверждается путем использования кодов, паролей или иных средств.

2. Усиленная электронная подпись.

Она должна:

1) формироваться в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

2) позволять определить лицо, подписавшее электронный документ;

3) позволять обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;

4) создаваться с использованием средств электронной подписи.

3. Усиленная квалифицированная электронная подпись.

Усиленные электронные подписи подразделяются на квалифицированные и неквалифицированные. Ключ проверки усиленной квалифицированной электронной подписи обязательно должен быть указан в квалифицированном сертификате.

Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Если в соответствии с законодательством или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, то электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью. Такое правило установлено частями 2 и 3 ст. 6 Закона № 63-ФЗ. Иными словами, простая и неквалифицированная электронные подписи соответствуют автографу, а усиленная подпись соответствует удостоверению документа подписью и печатью. Таким образом, усиленная неквалифицированная подпись может быть признана как аналогом подписи, так и аналогом подписи с печатью.

Электронный документ в суде

Документы, отправляемые посредством электронной почты, в соответствии с приведенной выше классификацией можно назвать подписанными простой электронной подписью. Однако суд может признать обмен такими документами надлежащим заключением договора, если обстоятельства дела свидетельствуют о реальности совершения сделки: например, осуществляется поставка товара, что подтверждается счетами-фактурами, товарными накладными и платежными поручениями. В частности, такая правовая позиция подтверждена определением ВАС РФ от 17.10.08 № 13675/08.

Электронный документ предоставляется в суд в распечатанном виде с проставлением удостоверения руководителя или уполномоченного сотрудника организации, предоставляющей в суд данный документ. Данное удостоверение должно свидетельствовать о том, что распечатанная бумажная копия соответствует электронному оригиналу. Если документ подписан простой электронной подписью, то из представленной распечатки должны быть ясны по крайней мере дата и время формирования такого электронного документа и сторона, направившая этот документ. Если электронный документ подписан усиленной подписью, то в распечатке должна присутствовать специальная отметка о проставлении электронной подписи.

Суд может признать договор, заключенный с помощью электронной почты, если каждая из сторон представила тождественные распечатки такого договора. При этом сами по себе такие даже идентичные бумажные копии, не подтвержденные другими доказательствами, не могут служить фактом подтверждения заключения договора. Но что делать, если доказательства не собраны, а представленные сторонами копии договоров содержат разные условия? Именно для профилактики таких ситуаций в ходе судебного разбирательства и необходимо ещё при заключении договора удостоверять его усиленной квалифицированной электронной подписью.

Такая подпись позволят удостоверить два принципиальных момента: во-первых, то, что договор подписан надлежащей стороной (поскольку сертификат является именным и выпускается с указанием должности подписанта), а во-вторых то, что подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью документ после подписания оставался неизменным.

В ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», который до сих пор является действующим, установлены следующие признаки, при одновременном соблюдении которых электронная цифровая подпись считается равнозначной собственноручной:

1. Сертификат ключа подписи действителен на момент проверки или на момент подписания электронного документа.

2. Подтверждена подлинность электронной подписи в электронном документе.

В этой статье речь пойдет об применении электронного документооборота на базе ЭЦП в коммерческой деятельности во взаимоотношениях коммерческих организаций при условии, что эти организации заблаговременно не имеют предпосылок к тому, чтоб доверять друг другу "на слово", и любой результат их взаимодействия документируется с целью иметь в будущем доказательную базу для того, чтоб иметь возможность отстоять как свои права, так и обязанности противоположной стороны.

Такие взаимоотношения организаций предоставляют широкий простор для использования ЭЦП в роли аналога собственноручной подписи. Станет лишним обращать внимание на то, что все эти электронные бумаги требуют юридической значимости для того, чтоб каждая из сторон была уверена в исполнении инойстороной своих обязательств. Хотя, что же есть юридическая значимость электронного документа? Если выражаться обобщенно, то юридически значимый электронный документ - электронный документ, обладающий этими свойствами, что права и обязательства любой из сторон, вытекающие из этого электронного документа, защищены действующим законодательством, в нашем случае, законодательством РФ.

В мировой практике принято обеспечивать юридическую значимость электронного документа при помощиЭЦП.Нормативная база для реализации юридически значимого электронного документооборота на базе ЭЦП при оформлении правовых отношений в РФ


На сегодня действующее российское законодательство предполагает 2 метода реализации юридически значимого документооборота на базе ЭЦП.

I метод регулируется только ГК РФ, статья 160 которого предполагает что "применение при совершении сделок электронно-цифровой подписи или другого аналога собственноручной подписи допускается в ситуациях и в порядке, предусмотренных соглашением сторон".

Так, 2 стороны имеют возможность подписать обыкновенныйконтракт на бумаге о том, что в последующих своих отношениях они будут применять ЭЦП, скрепить его собственными подписями и с этого момента пользоваться . Естественно, судебная практика продемонстрировала, что требуется прописать в договоре массу тонкостей, таких как инженерные особенности использования этой подписи, действиялюбой из сторон в случае непризнания одной из сторон подписи действительной и т.п., хотяв целом подобный механизм вел работу и работает с успехом уже весьма продолжительноевремени. К слову заявить, договоры организаций с банками об осуществлении электронного документооборота с использованием ЭЦП продолжительное временибазировались именно на этой правовой базе, впрочем для стандартизации, унификации и контроля этого устройства Центральным Банком РФ был выпущен ряд инструкций.
Хотя, у этого метода есть несколько значительных недостатков. 1й из них состоит в том, что, если организация замыслила взаимодействовать средством электронного документооборота со всеми или как минимум с половиной своих контрагентов, то с ними со всеми будет нужнозаключить договоры об применении ЭЦП, что представляется хватает проблематичным. 2й недостаток состоит в том, что согласно с заключенными договорами станет применяться ЭЦПконкретной спецификации, которую ни сама организация, ни ее контрагенты, вероятно, никогда не смогут применить в отношениях с иными собственными партнерами.
Как известно, I метод, основанный только на ГК РФ, хватает прост в использовании, хотяне чересчур удобен. Представляется маловероятным, что на базе такого устройства в РФстанет развиваться электронный на базе ЭЦП.

II метод всерьез более перспективен.

В действительности, он прогрессирует из обычногоконтракта об применении ЭЦП, какой был упомянут выше. Лишь, во II-м случае положения подобного "контракта" распространяются не только лишь на стороны-участницы контракта,однако на всю национальную информационную сеть, предполагающую не только лишьжизнь и активность тыс. и млн. пользователей, но еще и изменение их состава. Безусловно, для этого требуется весьма сильная законодательная база.
Функционирование II-го устройства основывается на целом ряде нормативно-правовых актов. Любой из них регулирует 1 или несколько аспектов отношений сторон сделки приприменении ими электронного документооборота с применением ЭЦП:

  • статья 160 ГК РФ которая позволяет подписывать договоры не только лишьсобственноручной подписью, но еще и любой иной, предусмотренной законодательством или соглашением сторон (в частности электронной);
  • принцип "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" конкретизирует ряд основных терминов, таких как "информация", "электронное сообщение", "электронный документ" и пр.
  • принцип "Об ЭЦП" определяет, при каких условиях ЭЦП на электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи, и описывает механизм реализации функционирования ЭЦП в информационной сети общего пользования.

Чтоб определить, защищены ли на сегодня электронные бумаги, подписанные ЭЦП законодательно, а следственно, являются ли они юридически значимыми, требуется разобрать 2 аспекта этого вопроса: юридическую значимость ЭЦП и юридическую значимость электронного документа.
Как видно, ЭЦП выдается удостоверяющим центром (УЦ). Принцип "Об ЭЦП" предполагает регистрацию всех УЦ в едином государственном реестре, и функционирование "уполномоченного федерального органа (УФО)" в роли держателя реестра всех УЦ. ЛишьУЦ, зарегистрированный в УФО, может выдать сертификат такой ЭЦП, которая -эквивалент собственноручной подписи.

На сегодня есть реестр, держателем которого является УФО1 (в министерстве не стали придумывать ему новое наименование, по этой причине он так и называется - Уполномоченный Федеральный Орган). К тому же, есть корневой УЦ, сделанный на основе Общероссийского Государственного Информационного Центра (ОГИЦ)

2. Управление реестром и корневым УЦ производится Агентством по информационным технологиям при Министерстве Коммуникации и Массовых Коммуникаций РФ. Т.е. в действительности вся нужная техническая база для реализации положений, описанных в законе "Об ЭЦП" на сегодня готова. Помимо того, эта техническая база закреплена нормативными актами, к примеру, в Приказе №33 уточняется, что единый реестр сертификатов создается именно согласно с законом "Об ЭЦП".
Сейчас любая организация, осуществляющая функции УЦ, может получить сертификат в корневом УЦ ОГИЦ (при соблюдении конкретных научных требований) и зарегистрировать его в реестре УФО. При наличии подобного сертификата, заверенного корневым УЦ, организация сумеет делать и выдавать собственные сертификаты, что станетсоответствовать положениям закона "Об ЭЦП" в отношении реализации ЭЦП на информационной сети общего пользования. Т.е. в действительности ЭЦП, поставленная под документом с использованием сертификата, выданного УЦ, зарегистрированным в ОГИЦ, обязана станет расцениваться как аналог собственноручной подписи держателя сертификата.
Хотя, ЭЦП сама по себе, конечно, не представляет специальной ценности. Функции ЭЦП могут быть реализованы лишь при применении ее в роли реквизита электронного документа. Следственно, нужно разобраться в том, что данное электронный документ. И какими нормативными актами обеспечивается (или не обеспечивается) его юридическая значимость.
Принцип "Об ЭЦП" указывает на то, что ЭЦП - эквивалент собственноручной подписи, если поставлена на электронном документе, что представляется хватает логичным. Тот жепринцип определяет электронный документ как "документ, в коем информация представлена в электронно-цифровой форме".

Подобная формулировка представляетсяхватает свободной для того, чтоб возможно было делать и применять электронные бумагикаждого формата. Хотя, главным нормативным актом, регулирующим применениеэлектронных документов, является принцип №149 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Этот принцип прежде всего вводит понятие электронного сообщения в практику русского законодательства: электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети".

Так, принцип №149 разделяет понятия электронного документа и электронного сообщения. Различия таких 2-х понятий рассматриваются встатья11. закона. В т.ч., п.3. указывает, что электронным документом может считаться лишьданное электронное сообщение, подписанное ЭЦП, электронная форма которого не исключена законодательно. Иными словами, если в нормативном акте четко указано, чтокакой-нибудь конкретный документ требуется оформлять на бумажном носителе, то этот документ, оформленный в электронном виде и подписанный ЭЦП, станет являться толькокопией бумажного документа и никакой юридической силы иметь не станет.
В прочем, п.4 той же статьи отдельно содержит разъяснения в доли "заключения гражданско-правовых договоров или оформления других правоотношений". Согласно с этим пунктом, электронные сообщения, подписанные ЭЦП, созданные и применяемые в целях установления указанных выше отношений, признаются электронными документами. Иначе говоря, в случае заключения договоров, оформления накладных и актов в электронном виде таковые будут признаваться электронными документами на основании указанной выше статьи закона №149.

Т.о., сейчас в РФ есть нужная нормативная база для функционирования юридически значимого электронного документооборота на основании ЭЦП, применимого при оформлении правовых отношений.

Практическое использование юридически значимого документооборота на основании ЭЦП

Переход с общепринятого (бумажного) документооборота к электронному в условиях взаимодействия 2-х или некоторого количества организаций имеет экономический смысл при условии перевода в электронный вид значительно большей части всей документации (65-75процентов, есть и иные оценки). Иными словами, заключать договоры в электронном виде,однако продолжать рисовать первичные прочие и бухгалтерские бумаги в бумажном виде представляется малополезным, т.к. незначительное сокращение объемов бумажного документооборота тогда не обеспечит значительных достоинств в сравнении с затратами навведение новых процессов.
Практика документооборота в коммерческих организациях в РФ такова, что большая часть документов оформляется не только лишь для целей удостоверения правоотношений, но еще и для целей налогообложения. Попробуем рассмотреть этот вопрос с позиции 2-х видов учета, практикуемых любой коммерческой организацией в РФ: бухгалтерского и налогового. Невзирая на то, что акты о выполненных работах, накладные и приравненные к ним по значимости для бухгалтерского учета бумаги названы законом "О бухучете" первичными бухгалтерскими документами, они тоже применяются и для ведения налогового учета. Безусловно, не говоря о том, что документ учитывается дважды. Скорее, документ первично учитывается в бухгалтерском учете, а после регистры бухгалтерского учета применяются для ведения учета налогового. Так или иначе, для целей доказательства правильности исчисления налоговой базы ФНС постоянно требует первичные бумаги. С бухгалтерским учетом проблем нет: он отражает факты хозяйственной деятельности, а хозяйственная деятельность ведется на основании правовых отношений м/у экономическими субъектами. Следовательно, любой электронный документ, разрешенный гражданским законодательством, определяющий какой-либо характер правоотношений м/уорганизациями, должен признаваться в бухгалтерском учете. Несколько другая ситуация с налоговым учетом. Налоговый учет ведется только в целях правильного исчисления иуплаты налогов, и контроля за этим процессом. Порядок ведения налогового учета регулируется не гражданским, а налоговым законодательством.
Проведя краткий обзор налогового законодательства возможно установить, что в общем случае НК РФ прямо предписывает вести налоговый учет на основании первичных бухгалтерских документов, не предъявляя никаких особенных требований к этим документам. То же доказано письмом МИНФИНА № 03-02-07/1-383 от 30.09.2008. Исключение составляет документация, относящаяся к учету НДС. Статья 169 НК РФ предполагает составление счета-фактуры. Принимая во внимание то, что в гражданском законодательстве этот документ не упоминается, он является специфическим налоговым документом, а его оформление регулируется налоговым законодательством. Налоговое законодательство не регламентирует форму счета-фактуры. Так, встает вопрос: примет ли ФНС РФ электронную счет-фактуру для целей налогового учета и, как следствие, для целей исчисления НДС? Сама ФНС ответ на этот вопрос пока не дает. Если ФНС отвечает на этот вопрос отрицательно, это означает, что все счета-фактуры нужно продолжать оформлять в бумажном виде.
Насколько существенна доля счетов-фактур в общем объеме документов? Если рассматривать простой набор документов по одной сделке, то получится подобный набор:
1. Контракт.
2. Акт о выполненных работах или накладная на поставку материальных ценностей.
3. Счет-фактура.
Т.о., в общем случае в организациях, отчитывающихся по НДС (большинство всех организаций в РФ) объем счетов-фактур составляет хотя бы 1/3 всех обязательных документов.
Так или иначе, нужно заметить, что в упомянутом выше письме ФНС обещает очень скоро разобраться с этим вопросом и дать четкий ответ: возможно или нельзя принимать к учету электронную счет-фактуру. Также, принимая во внимание курс правительства на введениеэлектронного документооборота внутри всех госструктур и ведомств, и обещания начала предоставления государственных услуг в электронном виде с 2010 г., имеет смысл рассчитывать на то, что вопрос будет решен в пользу электронной счета-фактуры.
Пример со счет-фактурой - отнюдь неединственный. Есть еще масса особенных документов, форма которых регулируется отдельными разделами законодательства РФ. Более того, не нужно забывать и о международных сделках, при которых нужно учитывать некоторые положения закона "Об ЭЦП" и закона №149, и национальные законодательства иных государств в области электронного документооборота.

Выводы

Обобщая изложенный выше материал, можно заключить о том, что на сегодня в РФ естьнужная нормативная база для функционирования юридически значимого электронного документооборота на основании ЭЦП, применимого при оформлении правовых отношений, хотя для целей практического использования электронного документооборота (и следовательно, извлечения достоинств из этого) нужно иметь ввиду отсутствие законодательно закрепленной электронной формы для некоторых особенных документов. По-моему, невзирая на упомянутые выше ограничения, в ряде отраслей экономики РФ текущая ситуация создает довольно благоприятные условия для введения систем электронного документооборота на основе ЭЦП с целью оформления правовых отношений среди экономических субъектов.

Вышла новая информация!

12 мая опубликован Приказ ФНС России от 5 марта 2012 года, утвердивший форматы электронных счетов-фактур, книг покупок и продаж и журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур. Приказ вступает в силу спустя 10 дней после публикации.
Согласно законодательству, обмениваться электронными счетами-фактурами можно в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФНС, в установленных форматах, через специализированных операторов электронного документооборота, чья деятельность также регламентируется приказом налогового ведомства. На сегодняшний момент все эти приказы опубликованы и либо уже вступили в силу, либо вступят ранее, чем через две недели. Выставить юридически значимый электронный счет-фактуру можно будет уже 23 мая.

Оставьте свой комментарий!

Юридическая сила документа – свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком его оформления.

Глава 2, п. 18. Для придания документу юридической силы необходимо наличие следующих обязательных реквизитов:

наименование организации и (или) структурного подразделения - автора;

регистрационный индекс;

Для отдельных видов документов дополнительными реквизитами, придающими им юридическую силу, являются гриф утверждения, печать, отметка о заверении копии.

Для электронных документов функцию печати выполняет ЭЦП юридического лица или руководителя организации, его заместителей, иного уполномоченного лица (часть третья п. 18 введена постановлением Минюста от 30.12.2015 N 225)

Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 357-з Об электронном документе

Статья 11. Юридическая сила электронного документа

Электронный документ на машинном носителе приравнивается к документу на бумажном носителе и имеет одинаковую с ним юридическую силу. Если законодательством Республики Беларусь требуется, чтобы документ был оформлен письменно либо представлен в письменном виде или письменной форме, то электронный документ считается соответствующим этим требованиям. Оригиналы электронных документов и их копии на бумажных носителях, соответствующие требованиям статьи 10 настоящего Закона, имеют одинаковую юридическую силу. В случаях, если законодательством Республики Беларусь требуются нотариальное удостоверение и (или) государственная регистрация документа, удостоверению и (или) регистрации подлежат либо электронный документ, либо его копия на бумажном носителе в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Порядок документирования и обращения информации, указанной в части первой статьи 18 настоящего Закона, в виде электронных документов регламентируется техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации и правилами делопроизводства, установленными законодательством Республики Беларусь.

Статья 10. Копии электронного документа и их удостоверение Копии электронного документа создаются путем удостоверения в установленном законодательством порядке формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе. Копии электронного документа на бумажном носителе должны содержать указание на то, что они являются копиями соответствующего электронного документа. Удостоверение формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе может осуществляться: нотариусом или иным лицом, имеющими право совершать нотариальные действия; индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, имеющим в соответствии с законодательством Республики Беларусь право на осуществление такой деятельности. Воспроизведение электронного документа на ином, кроме бумажного, отделимом от машинного носителя материальном объекте либо его копия на бумажном носителе, надлежащим образом не удостоверенная, не имеют юридической силы копии электронного документа.Статья 18. Электронные документы, содержащие информацию, распространение которой запрещено или ограничено Содержанием электронных документов может быть информация, являющаяся государственной, служебной или коммерческой тайной, а также иная информация, распространение которой запрещено или ограничено. Правила использования и меры защиты такой информации устанавливаются законодательством Республики Беларусь. Государственные органы и юридические лица, их должностные лица, а также физические лица, в функции которых входит работа с электронными документами, содержащими информацию, указанную в части первой настоящей статьи, обязаны обеспечивать необходимые меры ее защиты в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

8. Бланки документов: виды, требования к оформлению, особенности разработки и использования.



Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях (в ред. постановлений Минюста от 24.10.2011 N 235, от 27.01.2012 N 18, от 15.01.2013 N 9, от 10.12.2014 N 240, от 30.12.2015 N 225)



Согласно п. 21 Бланк документа - стандартный лист бумаги с воспроизведенными на нем реквизитами, содержащими постоянную информацию, и местом, отведенным для переменной. Постоянной информацией являются реквизиты организации (ее название, адрес, телефоны, банковский счет и пр.), а переменная информация - это основной текст документа, его основное содержание.

Если документ (например, письмо) получается очень объемным, то на бланках изготавливается только первая страница документа, а для изготовления последующих страниц используются стандартные чистые листы бумаги.

Бланки разрабатываются в соответствии с Государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденным постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 21.12.2004 № 69 (далее - СТБ 6.38-2004).

Они бывают двух видов:

· бланк для письма;

· общий бланк других видов организационно-распорядительных документов.

При изготовлении конкретного документа наименование его вида (кроме письма) наносится на общий бланк с помощью технических средств. На основании общего бланка могут изготавливаться бланки для конкретных видов документов (приказов, распоряжений, указаний, протоколов и др.). При этом в Инструкции подчеркивается, что изготовление бланков для конкретных видов документов целесообразно, если их объем превышает 200 документов в год.

Согласно п. 24 Инструкции при разработке бланков документов используются стандартные листы бумаги форматов А4 (210×297 мм) и А5 (148×210 мм). Выбор формата бланка при изготовлении документа зависит от характера и объема текста. Так, бланк формата А5 используется для документов, имеющих небольшой текст, не более 5–7 строк.

Пункт 25 Инструкции уточняет постоянную информацию на бланке письма, это реквизиты:

· код организации: код по ОКРБ 004-2001 «Органы государственной власти и управления (для органов государственной власти и управления)» или код по ОКРБ 018-2003 «Юридические лица и индивидуальные предприниматели»;

· наименование организации;

· почтовый адрес отправителя;

· коммуникационные (адреса, телефоны) и коммерческие (банковские) данные.

На бланк для письма наносятся

Что касается реквизитов, которые наносятся на общий бланк, то их перечень будет следующим:

· Государственный герб Республики Беларусь (для государственных организаций);

· эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);

· код организации: код ОКРБ 004-2001 «Органы государственной власти и управления (для органов государственной власти и управления)» или код по ОКРБ 018-2003 «Юридические лица и индивидуальные предприниматели»;

· наименование вышестоящей организации;

· наименование организации;

· наименование структурного подразделения;

· место составления или издания.

На общий бланк наносятся ограничительные отметки и линии для реквизитов: дата, регистрационный индекс.

Для оформления реквизита «Название вида документа» на общем бланке отводится свободное место между реквизитами «Наименование организации» («Наименование структурного подразделения») и ограничительными линиями для реквизитов «Дата» и «Регистрационный индекс».

Пунктом 27 Инструкции установлено, что бланки документов разрабатываются на основе продольного или углового расположения реквизитов. При угловом варианте реквизиты бланка располагаются в верхнем левом углу. Максимальная длина строки реквизитов бланка не должна превышать 73 мм. При продольном варианте реквизиты бланка располагаются посередине листа вдоль верхнего поля без ограничения размеров по горизонтали, но с соблюдением установленных размеров полей.

Реквизиты бланка располагаются центрованным или флаговым способом. При центрованном способе начало и конец каждой строки реквизита центруются, то есть равноудалены от границ зоны расположения реквизитов. При флаговом способе каждая строка реквизита начинается от левой границы зоны расположения реквизитов.

Следует иметь в виду, что при необходимости на бланк могут наноситься ограничительные отметки для полей и отдельных реквизитов в виде уголков и линий. Допускается наносить на бланк отметки для фальцовки и пробивки отверстий дыроколом.

При создании бланка на нескольких языках реквизиты бланка должны быть продублированы на этих языках.

Во всех организациях независимо от формы собственности бланк для письма изготавливается с продольным расположением реквизитов на двух языках.

Установлено, что бланк документа, отправляемого по электронной почте, в том числе по системе межведомственного электронного документооборота государственных органов, оформляется по форме согласно приложению 21 к Инструкции.

Согласно п. 31 Инструкции особенности изготовления и использования бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь регулируются отдельными актами законодательства Республики Беларусь. Но поскольку наш «ликбез» предназначен в большей степени для организаций частной формы собственности, мы лишь подчеркнем, что Государственный герб страны используется на бланках государственных органов и организаций, и более подробно останавливаться на этой теме не будем.

Если документ изготавливается не на бланке, а на чистом листе бумаги, в левой верхней части первого листа документа проставляется угловой штамп. Допускается изготавливать угловой штамп трех видов:

· для письма;

· общий угловой штамп;

· угловой штамп конкретного вида документа.

Состав реквизитов углового штампа, порядок их размещения и оформления должны соответствовать составу, порядку размещения и оформления реквизитов бланка.

Пунктом 34 Инструкции установлено, что размер углового штампа не должен превышать 73 мм по горизонтали и 75 мм (для штампов с изображением Государственного герба Республики Беларусь или эмблемы) или 55 мм (для штампов без изображения Государственного герба Республики Беларусь или эмблемы) по вертикали.


9. Особенности и порядок подготовки проектов НПА.

Закон Республики Беларусь 10 января 2000 г. № 361-З О нормативных правовых актах Республики Беларусь

Особенности порядка подготовки проектов различных видов нормативных правовых актов, технико-юридические требования к их оформлению, а также иные вопросы, не урегулированные настоящим Законом, определяются Правилами подготовки проектов нормативных правовых актов, разрабатываемыми Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь совместно с Министерством юстиции Республики Беларусь и утверждаемыми Президентом Республики Беларусь.

Статья 47. Порядок подготовки проекта нормативного правового акта

Подготовка проекта нормативного правового акта может включать:

рассмотрение нормотворческого предложения и принятие решения по подготовке проекта;

организационно-техническое и финансовое обеспечение его подготовки;

сбор необходимых материалов и информации;

разработку концепции проекта;

составление текста проекта;

согласование проекта;

проведение юридической и иных необходимых экспертиз.

Нормотворческий орган может осуществлять подготовку проекта нормативного правового акта самостоятельно либо поручить иному субъекту нормотворческой инициативы по вопросам, относящимся к его компетенции, заказать ее Национальному центру законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, а также в установленном порядке привлечь к подготовке проекта соответствующих специалистов из иных организаций, в первую очередь государственных, поручить специально создаваемым для этого временным комиссиям или рабочим группам.

Подготовка проекта нормативного правового акта осуществляется с обязательным участием юридической службы соответствующего государственного органа (организации).

Имеет ли электронная подпись юридическую силу ?

Данный вопрос интересует многих пользователей, получающих или желающих получить ЭЦП .

Сейчас постараемся подробно рассмотреть данную проблему и узнать, что же придает юридическую силу документу, подписанному электронной криптографической подписью .

Цифровая подпись стала инструментом, без которого в настоящее время невозможно совершить определенные действия, имеющие юридическую значимость, например:

  • Осуществлять документооборот с государственными структурами и контрагентами-организациями.
  • Дистанционно подписывать договоры и крупные контракты.
  • Подтверждать свое авторство.
  • Подавать налоговые декларации, бухгалтерские отчеты.
  • Получать информацию с сайта государственных услуг и др.

Так как юридическая сила – это особое свойство, которое придается чему-либо в силу закона , то в связи со своей особой значимостью электронная подпись имеет юридическую силу. Кроме того, правовую силу цифровому документу придают: его обязательные реквизиты, подтверждение полномочий издавшего его органа, подлинность, аутентичность.

Официальные цифровые документы, отправляемые дистанционно:

  • Подтверждают личность человека.
  • Являются неизменными.
  • Имеют специальную защиту от подделки информации.
  • Подписываются электронной подписью, которая выдается специализированными органами и организациями.

Выбрать подпись

По данным признакам можно утверждать, что документ, подписанный ЭЦП, имеет юридическую силу в полной мере.

В соответствии с ФЗ №63 документы, которые подписаны электронной подписью, имеют такое же юридически важное значение, как и бумаги , подписанные от руки человеком. То есть, ЭЦП является аналогом собственноручной подписи лица, подписывающего дистанционно документ , поэтому юридическая сила ЭЦП неоспорима.

Электронный документ, подтвержденный ЭЦП , будет иметь силу совершенно в любых правоотношениях, будь то коммерческая, банковская, бухгалтерская, финансовая, налоговая и иная сфера. Электронная подпись и юридическая сила – связь, которая неразрывна, ведь она установлена действующим законодательством Российской Федерации.

Имеет ли силу электронная подпись? Безусловно, если она получена по всем правилам, установленным законодательством, и имеет все необходимые признаки для признания ее юридически значимой.


Электронный
цифровой ключ, используемый для электронног о документооборота и полученный в соответствии с требованиями закона , делает документ в электронной форме равнозначным бумаге, подписанной собственноручной подписью человека.

В этом и состоит главное юридическое значение электронной подписи.

Итак, юридическое значение электронной подписи и признание документа равнозначным бумажному варианту с собственноручной подписью устанавливается (как было указано выше) в силу закона или по соглашению сторон. Поэтому следует рассмотреть, что должно быть прописано в таком законе или соглашении.

Итак, они должны содержать:

  1. Порядок, по которому происходит проверка электронной криптографической подписи.
  2. Правила, по которым определяется лицо-подписант электронного цифрового документа.
  3. Обязанности лица, которое создает ЭЦП, соблюдать условия конфиденциальности.

Юридическое значение электронной подписи – характеристика, которую имеет всякая e-подпись . Это не прямое указание закона , но такие выводы можно сделать при анализе законодательства в целом. Например, положения закона «О бухучете» не говорят, какой вид ЭЦП надо применять для бухгалтерских документов , чтобы они были юридически значимыми. В то же время, нет никаких ограничений по этому поводу. Поэтому, можно считать, что любая подпись будет признаваться равнозначной собственноручной криптографической подписи человека в данной сфере.

Налоговый кодекс, с одной стороны, признает только документ , подписанный усиленной квалифицированной ЦП, с другой стороны, при подаче декларации физлицами происходит признание значимыми документов, которые подписаны неквалифицированной ЭЦП .

Вообще, если говорить о нормативном регулировании отношений, которые сложились при ведении электронного документооборота , можно заметить большую проблему. И она практически не разрешима. В России нет никакого закона , который бы содержал в себе всю необходимую информацию об электронном документе, его значимости. Это связано с тем, что в настоящее время накопилось целое множество документов, не имеющих бумажной формы. Бумажный документооборот является более-менее отрегулированным в силу того, что за долгое время практики сложилось большое количество законодательных актов, регулирующих в отдельности каждый вид документа . Вместе с тем, нет практики, законов, подзаконных актов, которые бы конкретизировали правила и порядок функционирования электронного цифрового документооборота , разъясняли бы значимость того или иного документа , подписанного электронной криптографической подписью .

Юридическая сила электронного документа обеспечивается на базе использования электронно-цифровой подписи ЭЦП - механизма, который позволяет доказать, что автор присланного электронного документа на самом деле является именно тем, за кого себя выдает, и что документ не был изменен в процессе доставки. ЭЦП используется в качестве аналога собственноручной подписи или обычной печати в случае юридического лица. ЭЦП добавляется к блоку данных и позволяет получателю блока проверить источник и целостность данных и защититься таким образом от подделки. Большинство предприятий признают достоинства электронного (безбумажного) документооборота, который имеет следующие преимущества:

простота внесения изменений в документ;

возможность помещать в документ не только текст, но и мультимедийные данные;

возможность использовать заранее заготовленные формы;

более высокая скорость передачи информации по большому количеству адресов;

экономия бумаги;

более высокая компактность архивов;

более простой контроль информационных потоков;

большая скорость поиска и извлечения информации;

возможность защиты документов от несанкционированного доступа и разграничение прав доступа сотрудников к информации.

Рисунок 45 – Модуль ЭЦП

Функционирование СЭД с ЭЦП обеспечивают четыре компонента: программно-аппаратный комплекс СЭД, имеющий в составе модуль “ЭЦП и шифрование”, программно-аппаратные комплексы службы штампов времени и удостоверяющего центра, а также несколько криптопровайдеров.

По общему мнению, собственноручная подпись на бумажном документе решает следующие задачи:

Убедить читателя в том, что человек, подписавший документ, сделал это сознательно (подпись достоверна);

Доказать, что именно этот человек, и никто другой, сознательно подписал документ (подпись неподдельна);

Будучи частью документа, защитить ее от мошеннического переноса в другой документ (подпись невозможно использовать повторно);

Защитить и сам документ (подписанный документ невозможно изменить);

Обеспечить материальность подписи и документа, гарантирующую, что человек, подписавший документ, не сможет утверждать впоследствии, что документ подписан не им (от подписи нельзя отказаться).

Однако, как показывает практика, собственноручная подпись на бумажном документе по самой своей природе оставляет лазейки для мошенников. Недаром для затруднения их действий на бланки документов наносят специальные защитные знаки, применяют нумерацию и скрепление листов, а кроме того, наряду с самой подписью используют собственноручное написание фамилии, имени, отчества на документе и т. п. Одним словом, при всех ее достоинствах собственноручная подпись обладает и целым рядом недостатков.


Как результат проникновения компьютерных технологий во все сферы человеческой деятельности возникла потребность реализовать аналог собственноручной подписи человека в электронном виде. Эта задача была успешно решена. В основе решения лежат разработанные в середине 1970-х гг. криптографические алгоритмы с открытым ключом, которые базируются на сложном математическом аппарате.

При этом ЭЦП устранила большинство проблем, свойственных подписи на бумажном документе, и обеспечила электронному документу следующие важнейшие характеристики:

-целостность - документ не может быть изменен после подписания;

Наиболее широкое применение сегодня ЭЦП находит в документационном обеспечении управления (ДОУ), в платежных системах, электронной торговле и бухгалтерии. Из перечисленных направлений наиболее востребованной и сложной является задача автоматизации ДОУ организаций - главная цель создания систем электронного документооборота (СЭД). Именно на нем мы и сосредоточим свое внимание в статье. Однако прежде необходимо уточнить, что понимается под использованием ЭЦП, имея в виду две основные его схемы:

Подписание электронного сообщения при его передаче и проверка подписи отправителя после получения, то есть защищенная передача документа . Часто подобную схему воспринимают как юридически значимый документооборот, что является глубоким заблуждением. Защита электронного сообщения посредством ЭЦП - вещь, безусловно, полезная и нужная, но для обеспечения полноценного документооборота совершенно недостаточная;

Использование ЭЦП во всем жизненном цикле электронного документа - при его создании, согласовании, утверждении, ознакомлении с ним и т. д. Только в том случае, когда автоматизируется полный жизненный цикл документа и ЭЦП является его неотъемлемой частью, можно говорить об использовании полноценной, т. е. юридически значимой системы электронного документооборота.

Начиная работать с ЭЦП, пользователь делает запрос средствами СЭД на получение ключевой пары (а);

затем запрашивает сертификат для только что сгенерированного открытого ключа (б);

при необходимости подписать документ (только что созданный или полученный из СЭД) его данные передаются

в криптопровайдер для генерации ЭЦП, после чего на ЭЦП ставится штамп времени (в);

после получения документа из СЭД получатель передает его для проверки в криптопровайдер,

где проверяется не только сама ЭЦП, но также сертификат и штамп времени (г)

Рисунок 46 – ЭЦП в СЭД