Открытие бизнеса

Джонатан айв - дизайнер с большой буквы. Кофе, техно и хороший вкус: рецепт успеха Джони Айва

В продажу постапила биографическая книга Линдера Кани «Джони Айв. Легендарный дизайнер Apple». Как можно догадаться из названия, посвящена она Джонатану Айву — одному из самых известных дизайнеров мира. С его работами знаком каждый, кто когда-либо пользовался продуктами Apple. Возможно, «яблочная компания» не стала бы одной из самых могущественных корпораций мира, не будь в ее штате этого человека, который получал дизайнерские награды задолго до того, как нарисовал iPhone.

Даже ранние работы главного технологического дизайнера современности не кажутся наивными и старомодными. представляем наиболее значимые из них.

Набросок концепта электрической ручки, толщину стержня которой можно регулировать.

В 80-е годы за этот дизайн стационарного телефона «Оратор» Джонатан выиграл награду от Британского правительства.

Еще один скетч — на этот раз электрической дрели — чем-то напоминающей бластер из научно-фантастического фильма.

Первый проект Айва в Apple: Lindy MessagePad, персональный цифровой ассистент. Он собрал несколько наград. Больше всего Айву нравилась откидная обложка устройства.

Айв экспериментировал с прозрачным пластиком. Этот прототип Lindy MessagePad так никогда и не был создан.

Это первое полупрозрачное устройство Apple, eMate. Айв думал, что благодаря такому дизайну компьютеры будут казаться более дружелюбными.

Это 20th Anniversary Mac, приуроченный к 20-летию компании. Его дизайном целиком и полностью занимался сам Джонатан. Позиционировался он как настольный домашний компьютер. Несмотря на интересный дизайн, собравший несколько наград, этот Mac не стал хитом продаж — он стоил $9000.

Это концепт Mac, который подразумевал создание специальных «дверей» в корпусе компьютера. Если эти двери закрыть, Mac станет больше на похож на предмет обстановки и лучше впишется в интерьер.

После того как Джобс вернулся в Apple, он разглядел в Айве гения и доверил ему создание дизайна для всех продуктов компании. Первым стал iMac.

После iMac Apple разработала iBook. Айв использовал полупрозрачный пластик в обоих продуктах.

Затем был создан Power Mac, который высоко оценили за его дизайн. Коммерческого успеха он не имел, на фото — ранний прототип.

Айв занимался дизайном не только «внешности» продуктов Apple, он внимательно относился к тому, что у них внутри. Простой пример — компьютер Power Mac G5. Поскольку крышка корпуса была прозрачной, команда Айва отдельно занималась созданием дизайна «внутренностей» Mac.

Этот iMac многими считается одним из самых красивых компьютеров в истории. Поскольку моноблок соединен с подставкой с помощью тонкой трубки, то пользователю кажется, что он буквально висит в воздухе.

Создать дизайн для iPhone было непросто. Множество концептов было отбраковано.

Айв тщательно продумывает даже упаковки продуктов. В качестве шутки он однажды создал коробку для iMac, расположение элементов в которой по форме напоминает мужской половой орган.

Так выглядит современный iPad. С каждым годом он становится тоньше и легче. Дизайн планшета поменялся в модели Air — боковые рамки у экрана стали значительно тоньше. А iPad Air 2, вышедший несколько недель назад, появился еще и в золотом цвете.

Последняя на сегодняшний день дизайнерская работа Джонатана Айва — Apple Watch. В продажу гаджет должен поступить в начале 2015 года. Как любые умные часы, они по сути представляют собой «пульт управления» телефоном. Можно просматривать уведомления, отвечать на смс, пользоваться навигатором, не вытаскивая при iPhone из кармана.

ДП

Основатель проекта Storehouse Марк Кавано был ведущим дизайнером в Apple на протяжении семи лет. Он работал над продуктами Aperture и iPhoto, а позднее занял должность евангелиста по UX, помогая сторонним разработчикам создавать iOS-приложения, которые хорошо смотрелись бы на платформах Apple. В разговоре с изданием Co.Design Марк развенчал некоторые мифы о дизайне продуктов компании из Купертино.

Apple — это синоним элитного дизайна, но о том, как выстроен процесс его создания внутри компании, почти ничего неизвестно. Большинство сотрудников самой Apple не имеют доступа в легендарные дизайн-студии компании. Именно поэтому рассказы инсайдеров, которые говорят о реальном положении дел, вызывают большой интерес публики.

Миф #1: В Apple работают лучшие дизайнеры

Многие люди уверены, что своим успехом продукты Apple обязаны дизайну, который создали лучшие в мире профессионалы. Это заблуждение, уверен Кавано. По его мнению, причины успеха лежат глубже.

Все дело в инженерной культуре и способе организации компании, при котором дизайну отводится заметная роль. Каждый человек в Apple задумывается о UX и дизайне — этим заняты не только сами дизайнеры. Это позволяет продуктам быть гораздо лучше, чем если бы над дизайном работал конкретный специалист или даже выделенная команда.

О том, что дизайн начинается с самого верха, и даже CEO должен о нем думать не меньше самих дизайнеров, написано очень много. Часто говорят и о том, что подобную схему внедрил в Apple Стив Джобс. Однако успех продуктов компании не в том, что о них много думает руководство. О них думают вообще все.

У дизайнера не вырастают крылья и не появляется суперсилы, когда он попадает в Купертино. Он просто оказывается в организации, которая делает все возможное, чтобы позволить ему работать над дизайном лучших в мире продуктов и не беспокоиться, скажем, о том, что его отличную идею «завернет» начальник отдела разработки, которому бы только исправлять баги в коде. В других компаниях на подобные вещи дизайнеры тратят много времени, но в Apple все понимают, что внешний вид продукта очень важен.

Кавано подчеркивает, что в Apple все сотрудники от инженеров до маркетологов в какой-то степени являются дизайнерами. Соответственным образом выстроен и процесс найма персонала. Google отбирает работников по их «гугловости», а Apple берет к себе тех, кто при принятии любого решения думает о нем с точки зрения дизайна.

Существуют компании, которые переманивают к себе дизайнеров Apple. Им удается создать сексуальные интерфейсы или придумать какие-то нестандартные ходы, но это не всегда приносит успех. Так происходит из-за того, что дизайнер работает только над интерфейсом, но, как сказал бы Джобс, для того, чтобы получился продукт с по-настоящему хорошим дизайном, должна присутствовать целостность. Дело не в интерфейсе. Важно создать правильную бизнес-модель, разработать правильную маркетинговую стратегию, написать отличные тексты и проработать каналы сбыта. Все вместе и называется дизайном, здесь важен каждый пункт.

Миф #2: в Apple работает огромное количество дизайнеров

В Facebook работают сотни дизайнеров. В Google их, наверное, тысяча или больше. Однако, по словам Кавано, в Apple дизайном ключевых продуктов, их начинкой и софтом занималась относительно небольшая группа, состоящая примерно из 100 человек. Каждый из них знал коллег по имени и в лицо.

Apple не нанимает дизайнеров узкой специализации. Каждый из этих специалистов должен уметь, например, и рисовать иконки, и разрабатывать интерфейсы.

А благодаря тому, что инженеры в компании также много думают о дизайне, появляется возможность сразу приступать к разработке интерфейса продукта без необходимости предварительного создания мокапов. По крайней мере так было, когда Кавано работал в Купертино.

Во времена Стива Джобса для Apple было важно иметь небольшую группу людей, работающих над продуктом, потому что множество идей исходило лично от него. Поэтому выделять небольшую группу сотрудников для работы над каждой из таких идей было логичным решением. Сейчас, когда решения принимает большее число людей в руководстве, есть смысл каким-либо образом увеличить команду дизайнеров.

К слову, Джони Айв, который теперь возглавляет направление юзабилити программного и аппаратного обеспечения, по некоторым данным, привлек к работе над редизайном iOS 7 даже маркетологов. Подобный подход, когда «в одном окопе» находятся и разработчики, и маркетологи и дизайнеры, уникален для индустрии.

Миф #3: Apple намеренно много работает над деталями

Превосходство продуктов Apple над конкурентами часто обусловлено деталями, часто во взаимодействии с пользователяем. Например, при вводе неправильного пароля окошко начинает «трястись» в ответ. Это сразу рождает связь между интерфейсом и пользователем, хотя логически объяснить, почему это происходит, довольно трудно. На уровне ощущений, однако, ясно, что вибрация окна с вводом пароля — правильный ход.

Множество компаний пытаются копировать эту идею, но Apple постоянно придумывает что-то новое. Конкурентам приходится снова внедрять новые решения в свои продукты, делать это на ходу и очень быстро. Однако, в условиях жестких дедлайнов настоящие инновации невозможны.

Кавано говорит, что дизайнеры и инженеры Apple могут придумать интересные интерфейсные решения — вроде «трясущихся» окон и подпрыгивающих иконок — а затем развивать их годами до того, как возникнет подходящий для реализации идеи момент.

Сотрудники постоянно экспериментируют с такими небольшими вещами. А поскольку члены команды знают о том, как идут дела у коллег, то когда нужно, допустим, решить, как дать пользователю обратную связь по поводу верности ввода пароля, но текущий диалог никому не нравится, как раз и наступает время обратить внимание на запасник уже сгенерированных идей и выбрать подходящую.

Однако, говорить о том, что у Apple есть какая-то гигантская база готовых к реализации идей, было бы неправильно. По словам Кавано, реальность куда проще.

Миф #4: Страсть Джобса многих пугала

В Apple ходила шутка о том, что дизайнерам всегда лучше ходить по лестницам, потому что если сотрудник столкнется с Джобсом в лифте, то он обязательно спросит над чем тот работает. А затем возможны два варианта: ему не понравится ответ и он уволит сотрудника, или наоборот, ему так понравится, что он станет лично контролировать процесс, так что работнику придется посвящать проекту дни, ночи, выходные и отпуск.

Кавано считает, что на самом деле это преувеличение.

Люди, которые добились успеха в Apple, уважали страсть Джобса и хотели у него учиться. Они действительно на первое место ставили пользователей продукта. Эти люди сами хотели работать дни и ночи напролет. [...] Стив частенько бывал не в духе, но он всегда хотел как лучше и ожидал от остальных сотрудников того же отношения. Он не мог понять людей, которые не переживают о том, над чем работают, не пытаются отдать всего себя на благо общего дела.

При этом самому Кавано не удалось заслужить особенной похвалы Джобса или услышать от него гениальный совет.

Мы с ним особенно не разговаривали. Разве что один раз в кафетерии стояли в очереди рядом, и он сказал, что лосось, которого я взял, выглядит аппетитно и он, пожалуй, закажет такого же. Джобс был очень доступным. Несмотря на всю свою требовательность в плане работы, в других вещах он был довольно демократичным.

Когда-то давным-давно компания Apple славилась своим умением разрабатывать простые и легкие для восприятия продукты. Она была поборником графического интерфейса, в пределах которого пользователи интуитивно могли понять, какие действия им доступны и каким образом их можно выбрать. Совершив ту или иную операцию, люди всегда получали вразумительный фидбек и имели возможность все отменить, если результат не оправдывал их ожиданий.

Но всему этому пришел конец. Несмотря на то что теперь продукты Apple выглядят еще привлекательнее, эта внешняя красота имела свою цену. Ушли в прошлое основополагающие принципы хорошего дизайна: понятность, обратная связь, восстановление и многое другое.

В своем стремлении к визуальному идеалу команда Apple создала настолько мелкие и тонкие шрифты (в сочетании с низкой контрастностью), что читать их стало невозможно даже людям с нормальным зрением. Они создали кучу невнятных жестов, запомнить которые не под силу даже самим разработчикам, и множество отличных функций, о существовании которых большинство из нас не догадывается.

Продукты, особенно те, что построены на базе iOS — операционной системы Apple для мобильных устройств, больше не следуют хорошо известным и устоявшимся принципам дизайна, разработанного несколько десятилетий назад. Эти принципы, основанные как на экспериментальной науке, так и на здравом смысле, открыли мощь компьютерных технологий нескольким поколениям и создали «яблочной» продукции отменную репутацию за счет её понятности и простоты использования.

К сожалению, сейчас Apple постепенно отказывается от этих идей. Их дизайнерские руководства по iOS и Mac OS X все еще включают в себя подобные концепции, однако внутри корпорации многие из них вообще не практикуются. Apple сбились со своего пути, и теперь, акцентируя внимание на стиле и внешнем виде, они действуют в ущерб ценностям, которые когда-то были их главным козырем в борьбе с конкуренцией.

Apple уничтожают дизайн. Более того, своими действиями они вновь заставляют людей поверить в то, что хороший дизайн опирается лишь на красивую обертку. Но ведь это не так! Дизайн — это образ мышления: сперва вы определяете фундаментальные потребности вашей аудитории, а затем удовлетворяете их за счет продуктов и услуг. Эта дисциплина требует от разработчиков понимания людей, технологий, общества и бизнеса.

Создание красивых объектов является лишь небольшой частью современного дизайна: сегодня специалисты из этой отрасли работают над такими проблемами, как проектирование городов, транспортных систем или медицинских сооружений. И все же Apple продолжают укреплять старую, исчерпавшую себя идею о том, что единственная задача дизайнера заключается в том, чтобы делать вещи красивыми, даже если это вредит функциональности, понятности и простоте использования интерфейса.

Apple, вы всегда были лидерами. Почему сейчас вы действуете столь эгоцентрично? Но что еще важнее, почему Google следует всем вашим худшим примерам?

Да, когда-то Apple действительно славился простотой взаимодействия, компьютерами и приложениями, которые были понятны, обладали внушительными характеристиками и могли быть использованы без каких-либо инструкций. Все операции легко обнаруживались, любые действия можно было отменять и корректировать, при этом система предоставляла вам подробный фидбек, чтобы вы всегда понимали, что сделали. Пользователи восторгались возможностями своих «яблочных» устройств, а дизайнерские руководства и принципы Apple были мощными, популярными и влиятельными.

Тем не менее, когда компания перешла на жестовые интерфейсы с появлением первого iPhone и планшетов, ее руководство намерено отказалось от многих ключевых принципов, которые соблюдались ранее. Больше никакой очевидности действий — нам остались лишь жалкие обрывки обратной связи. Почему? Apple совершили радикальный шаг в сторону визуальной простоты и элегантности, и тем самым нанесли серьезный удар по обучаемости, юзабилити и продуктивности своих решений.

Они начали внедрять системы доставки, при использовании и изучении которых клиенты испытывали сложности, но это сошло им с рук, поскольку люди не признают подобных проблем до тех пор, пока не становится слишком поздно, и деньги уже переведены. Но даже тогда за недостатки своих устройств: «Если б я не был таким глупым…».

Сегодняшние iPhone’ы и iPad’ы представляют собой целый трактат по визуальной простоте. Прекрасные шрифты. Чистый макет, свободный от посторонних слов, символов или меню. И неважно, что многие люди не могут прочитать текст. Зато он красивый.

В ходе одного из опросов женщина утверждала, что ей приходилось пользоваться вспомогательными инструментами Apple, чтобы сделать их крохотные шрифты достаточно большими и контрастными для удобного чтения. Однако, она также жаловалась, что во многих разделах приложения эта опция делала шрифты настолько огромными, что текст попросту не помещался на экране. Учитывая тот факт, что проблем со зрением у нее не было, она наверняка смогла бы с легкостью прочесть такой же текст до того, как Apple перешли на типы шрифтов с более тонкими штрихами и меньшим визуальным контрастом.

Какая философия дизайна вынуждает миллионы своих пользователей чувствовать себя ограниченными в процессе использования продукта? Apple могли разработать свой смартфон так, чтобы большинство людей использовали его и читали с него текст, не вешая на себя никаких ярлыков неполноценности.

Но еще хуже то, что вспомогательные инструменты уничтожают ту самую красоту, на которую так полагается «яблочная» компания, ведь иногда из-за них текст не помещается на экране. Если бы шрифт имел немного большую ширину, более высокую контрастность и чуть меньше сглаживался, Apple сохранили бы не только его красоту, но и разборчивость.

От отмены отказались. И знаете, что случилось? Поступило множество жалоб, поэтому они вернули данную функцию в несколько ином формате: все, что вам нужно было сделать, чтобы отменить действие, это сильно потрясти телефон или планшет. Тем не менее, отмена так и не была реализована универсально, и узнать о ней можно было, только встряхнув девайс. Более того, в случае несрабатывания функции пользователи не знали, в чем состоит проблема: в том, что гаджет трясли недостаточно сильно, или в том, что отмена не была предусмотрена для этой конкретной ситуации.

На сенсорных экранах, особенно на относительно небольших устройствах, многое может пойти не так, когда к активной ссылке или кнопке случайно прикасаются. Эти случайные касания направляют пользователя к новому назначению. Стандартный, простой способ устранения подобных промашек заключается в наличии кнопки «назад»: в смартфонах, работающих на базе ОС Android, эта функция встроена как универсальный контроллер, который всегда доступен, однако Apple ее не задействует. Почему? Неизвестно. Возможно, они пытаются избежать применения кнопок или меню? В результате, они получают чистый и элегантный внешний вид, но эта визуальная простота обманчива, ибо она повышает сложность интерфейса.

Apple размещают стрелку «назад» в некоторых местах, но в отличие от Android’а, где она доступна повсеместно, их кнопки «отменить» и «назад» внедряются на усмотрение разработчика. Далеко не все, включая и Apple, реализуют эти возможности.

Как человек может узнать, в какую сторону ему нужно свайпить, сколько пальцев использовать и с какой частотой или продолжительностью касаться экрана при отсутствии каких-либо указателей на дисплее? Люди должны запомнить эти жесты, услышав о них от друга, «прочитав инструкцию» (которой нет) или обнаружив их совершенно случайным образом.

«Яблочная» продукция красива и привлекательна! Именно поэтому, сталкиваясь со сложностями, ее пользователи склонны винить себя. Это хорошо для Apple, но абсолютно нечестно по отношению к клиентам.

Хороший дизайн должен быть визуально заметным и приятным для использования. Однако приятность требует, чтобы устройство было понятным и удобным. Оно должно соблюдать базовые психологические принципы, которые приводят к чувству понимания, контроля и удовольствия. К ним относится ясность, фидбек, надлежащее отображение, соответствующее использование ограничений, и конечно же, возможность отменить свои действия. Эти элементарные концепции дизайна объясняются будущим UX-специалистам в первую очередь, и если бы Apple принимали участие в подобном обучении, они бы не справились.

Более привлекательный, но более сложный для использования

Чем может обернутся избежание правильной методологии дизайна? Более высокими затратами на обслуживание и поддержку. И в конечном итоге, «отступничеством» несчастных клиентов, которые могут в открытую восхвалять простой интерфейс Apple, но в то же время будут копить деньги на телефон другого бренда, в надежде на то, что им хватит ума распорядиться всеми его возможностями.

В данном случае, истории о бабушках и дедушках, которые не могли освоить компьютер, но теперь с легкостью пользуются такими технологическими девайсами, как планшеты, будут неуместны. Просто подумайте, в какой степени они освоили новые технологии? Да, жестовые устройства, планшеты и телефоны отличаются более низким порогом входа для изначального использования, но овладеть их продвинутыми функциями (к примеру, отправкой трех фотографий в одном email’e, форматированием определенного текста или комбинированием результатов нескольких разных операций) гораздо сложнее. Выполнять эти и многие другие действия на традиционных компьютерах можно намного проще и эффективнее.

Новое поколение программного обеспечения сделало гигантский скачок в сторону привлекательности и вычислительной мощности, и в то же время стало более сложным для использования.

Эта проблема не ограничивается компанией Apple. Google Maps также развиваются по такому же принципу и становятся все более запутанными с каждой итерацией. Тоже самое касается и Android’а. Операционная система Windows 8 от Microsoft отличается довольно грамотным дизайном для устройств, работающих на основе жестов, что решает множество описанных выше проблем, но она не может интегрировать другой стиль работы, необходимый для настольных компьютеров, которые предназначены для продуктивной работы.

Так в чем же проблема? В том, что дизайн создается во многих версиях точно так же, как и каждая дисциплина имеет несколько разновидностей. При создании софта ведущий программист не обязательно разбирается в интерактивном программировании, а kernel-девелопер может ничего не знать о телекоммуникационном кодинге. С другой стороны, дизайнеры взаимодействий, знакомые с психологией, знают принципы концептуальных моделей, ясности и понятности, тогда как для экспертов в области информатики это «темный лес». Вместе с тем, специалисты в сфере дизайна склонны думать, что под интерактивным дизайном подразумеваются веб-сайты, и они часто не понимают тонкостей программирования и человеко-компьютерного взаимодействия.

Это важно, потому что в конечном счете люди начинают сомневаться в себе, поскольку они не могут пользоваться интерфейсом, который сделан так, чтобы казаться совершенно ясным, хотя таковым и не является. Это важно, ведь передовые технологические продукты регрессируют как с точки зрения юзабилити, так и в плане полезности.

Что пошло не так?

Один из партнеров Nielsen Norman Group, Брюс Тогназини (Bruce Tognazzini), работал со Стивом Джобсом (Steve Jobs) на заре Apple. Эксперт в области юзабилити (Donald Norman) присоединился к компании вскоре после того, как Джобс ушел, а затем покинул ее после возвращения Стива в 1996 году. Они не стали свидетелями перехода от простых для использования и понятных продуктов (когда Apple действительно могли похвастаться тем, что в инструкции не было необходимости) к нынешнем устройствам, которые не сопровождаются руководствами, но все же часто в них нуждаются.

По их словам, до возвращения Джобса Apple подходили к разработке продуктов с мыслью о трех факторах — пользовательском опыте, инженерии и маркетинге — каждый из которых был задействован в дизайнерском цикле с самого первого дня до момента отправки товара.

Сегодня компания Apple больше не пытается сделать свои продукты понятными и полезными. Вместо этого она разрабатывает их, соблюдая этику . К сожалению, как показывают исследования из научных журналов, посвященных взаимодействию человека и компьютера и человеческим факторам, визуально простой внешний вид не приводит к простоте использования.

Apple намерено скрывает сложность своей продукции, утаивая или даже удаляя важные элементы управления. Казалось бы, что может быть проще, чем однокнопочный контроллер? Да, это весьма простое решение, но с одной кнопкой ваши возможности использования системы крайне ограничены, если только в ней не предусмотрены определенные режимы. С их помощью вы можете задавать управлению различные значения в разное время, однако это сбивает пользователей с толку и приводит к ошибкам.

В качестве альтернативы, один контроллер может иметь несколько скрытых функций, благодаря чему кнопка (или сенсорный экран) способна выполнять разные операции при одинарном, двойном или тройном нажатии, при касании одним, двумя или тремя пальцами. Или, возможно, при использовании заданного количества пальцев, заданное количество раз, в заданном направлении: просто откройте панель «Системные настройки» в Macintosh’e и изучите варианты выбора (и различия) в значениях касаний и жестов на мышке Apple или трекпаде.

Простой внешний вид может сделать управление более сложным, более произвольным, требующим запоминания и уязвимым к различным ошибкам. На самом деле в первые дни компьютеров Lisa и Macintosh компания Apple руководствовалась лозунгом «Никаких режимов» (No Modes). Единственный способ отказаться от модов заключается в использовании специальных контроллеров, каждый из которых должен всегда выполнять одну и ту же задачу.

Принцип режимов и компромисс между видимостью простоты и реальной простотой в действии обучаются на элементарных курсах по интерактивному дизайну. Но почему Apple не хотят применять эти знания?

Все современные компьютерные компании выпускают руководства по пользовательскому интерфейсу для своих девелоперов. Apple были первыми, кто создал такую инструкцию, и она служила прекрасным описанием для принципов хорошего, понятного дизайна. Самое раннее издание Apple Human Interface Guidelines было написано в 1978 году Брюсом Тогназини. К моменту его выхода 1987 года, а оно создавалось в течение двух лет (1985-1986), все ключевые принципы современных интерфейсов были инкорпорированы. Когда Стив Джобс вернулся в компанию в 1996 году, они все еще соблюдались.

Тот полный набор концепций Apple был результатом проекта Тогназини, который изучал основные принципы интерфейса их Macintosh’а. До этого они были известны лишь узкому кругу людей, занимающихся разработкой UI. Благодаря написанию данного руководства, готовить новых сотрудников стало намного проще, а количество девелоперов для продуктов Macintosh начало существенно расти.

При создании принципов команда в значительной степени полагалась на исследование, проведенное только что сформированным сообществом человеко-компьютерного взаимодействия (ЧКВ). Основное внимание уделялось работе Дональда Нормана и его студентов в Калифорнийском университете в Сан-Диего, которая публиковалась в докладах ЧКВ конференций в начале 1980-х и в книге под названием «Ориентированный на пользователя системный дизайн» (User Centered System Design), отредактированной Норманом и Стефеном Дрейпером (Stephen Draper) в 1986 году.

Важно отметить, что эти фундаментальные основы отражают потребности, желания и способности людей, а не используемых ими машин. Они применимы к сегодняшним интерфейсам точно так же, как и к ранним версиям 1980-х годов, и останутся таковыми до тех пор, пока пользователи не эволюционируют.

В современном руководстве по интерфейсу iOS от Apple для разработчиков действительно изложено множество релевантных принципов, но акцент здесь все равно делается на простоте (в частности, на видимости простоты), а также на удовлетворенности пользователя и удовольствии в целом. Эти атрибуты играют важную роль, но далеко не решающую.

Если говорить конкретнее, гайдлайны не меньше 14 раз напоминают девелоперам о том, чтобы их визуальная коммуникация была достаточно утонченной. Понятно, что дизайн должен быть как можно более чистым и простым, но добиваться этого нужно не за счет удаления необходимых подсказок. Как дизайнер может понять, являются ли они нужными? Единственный известный способ заключается в проведении пользовательского тестирования. Но что руководство по интерфейсу может поведать вам о юзабилити-тестах?

Это действительно хорошая идея. Вы должны проводить тесты с участием людей, которые представляют вашу ожидаемую покупательскую аудиторию, а не с несколькими коллегами, как предполагает Apple.

Оригинальные принципы дизайна Apple подчеркивают важность создания понятных, легких для самостоятельного освоения и функциональных систем. Но где-то по дороге компания растеряла ключевые основы, которым всегда следовала. На приведенном ниже изображении показано, как менялись фундаментальные принципы гайдлайнов Apple со временем.

Эта таблица описывает эволюцию руководств по пользовательскому интерфейсу Apple с 1995 года до 2015. Поскольку жестовые устройства используют операционную систему iOS, принципы, касающиеся ее, расположены слева от гайдлайнов 2015 года для более традиционной OS X.

Как видите, воспринимаемая стабильность и безрежимность исчезли где-то после 2008 года. Снисходительность (forgiveness) и ментальные модели потерялись при переходе на iOS, вместе с оценкой явных и ожидаемых действий. See-and-Point («Смотри-и-Указывай») убрали из руководств по iOS в конце 2010 года, с появлением iOS 4. Еще в 1995 году эстетическая целостность (aesthetic integrity) была одним из наименее важных факторов, но в 2015 она имеет решающее значение. Наряду с этим, метафоры и пользовательское управление утратили несколько позиций и скатились вниз.

Недостающие принципы

Наиболее важными принципами, которые полностью или частично проигнорированы в iOS, являются ясность, фидбек, восстановление, согласованность и поощрение роста:

Ясность

Ясность, или возможность взглянуть на систему и мгновенно обнаружить все предложенные действия, всегда была ключевым элементом успеха дизайна Apple. На ранних этапах этот принцип был назван «see and point», так как все доступные операции были представлены в виде кнопок, иконок или пунктов меню, заметных для пользователя: вы видите действие, которое хотите совершить, наводите курсор на соответствующий объект и кликаете по нему один раз.

Проще говоря, ясность предполагает заполнение интерфейса более заметными и понятными элементами, благодаря чему людям не нужно их запоминать. Меню в традиционных ПК прекрасно следуют этой идее. Маркированные иконки также. Немаркированные иконки чаще всего терпят неудачу, но виновато в этом отсутствие каких-либо намеков на интерактивность. Обратите внимание, что ясность больше не упоминается в руководствах Apple.

Фидбек

Фидбек и его «друг» предуправление (feedforward) позволяют человеку узнать, что произошло после выполненного действия или понять, что произойдет, если действие будет выбрано.

Люди полагаются на постоянный поток обратной связи, чтобы оценивать эффективность своих действий. В реальном мире мы получаем фидбек автоматически, однако в виртуальном — он возникает, только если дизайнер подумал об этом. Без обратной связи пользователи могут быть не уверены в своем текущем состоянии внутри системы и не ощутят на себе никакой ответственности.

Восстановление

Ошибки случаются. Принцип восстановления гласит, что отменить операцию должно быть также легко, как и выполнить ее. Именуемый снисходительностью, он также исчез из нынешних руководств и размещенной выше таблицы. Восстановление было реализовано при помощи кнопки «отменить», которая была придумана в 1974 году в Xerox Corporation"s Palo Alto Research Center (PARC), вероятно, Уорреном Тейтельманом (Warren Teitelman). Как известно, компьютеры Lisa и Macintosh позаимствовали свои базовые структуры в ранних разработках PARC (Apple купили права у Xerox).

Команду отмены можно аннулировать с помощью кнопки «Повторить». Отмена и повтор помогают людям не только исправлять собственные просчеты, но и экспериментировать с новыми вещами более свободно.

Отмена позволяла пользователям восстанавливать контент, а кнопка «назад» представляла собой вспомогательную команду, за счет которой они могли вернуться к предыдущей локации навигационной системы. Оригинальные графические интерфейсы избавили людей от потребности в резервном копировании, исключив навигацию. Вместо этого до пользователей доносились все документы и инструменты. Браузеры и iOS являются пережитком ранних навигационных интерфейсов, где люди блуждали по лабиринту переходов, ведущих к модальным экранам.

Браузеры, поддерживающие навигационную систему Интернета, предоставляют кнопку «назад», чтобы пользователи могли возвращаться к пройденным этапам своего путешествия. В iOS такой обобщенный инструмент не предусмотрен, поэтому если вы, к примеру, случайно кликните по ссылке внутри приложения, она направит вас в Safari или на Youtube, или в любое другое место, не обеспечив вам никаких путей отхода. Кнопки «назад» и «вперед» должны быть стандартными в iOS, чтобы интерфейс прощал людям случайные переходы, а не наказывал их за это.

Согласованность

Большинство современных пользователей имеют несколько девайсов, но операции этих различных гаджетов часто пересекаются. Даже в пределах одного устройства Apple умудрились нарушить согласованность: поверните iPhone, и макет клавиатуры изменится, поверните iPad, и иконки на главном экране перестроятся непредсказуемым образом.

Согласованность все еще числится в руководствах, но этот принцип практически не соблюдается. Magic Mouse работает не так, как трекпад, а его управление в свою очередь отличается от жестов, применяемых в iPhone или планшете. Почему? Такие противоречия обычно прослеживаются, когда дизайнеры работают в изоляции, не обмениваясь идеями со своими коллегами.

Поощрение роста

Хороший дизайн побуждает людей учиться и расти, принимаясь за новые и более сложные задачи сразу же после освоения основ. Любители моментальных снимков развиваются, чтобы стать фотографами, авторы личных дневников превращаются в блогеров, а дети пробуют себя в программировании и в конечном счете пытаются построить карьеру в области компьютерных наук. В течение многих десятилетий поощрение роста было для Apple важнейшим принципом, который всегда принимался пользователями.

Журнал New Yorker составил подробный профиль одного из двух самых могущественных людей в самой дорогой компании мира. Старший вице-президент Apple по дизайну сэр Джонатан Айв – бывший регбист с застенчивыми манерами, обладатель ордена Британской империи, человек, под руководством которого был создан облик iMac, MacBook, iPod, iPhone и iPad, и креативная душа компании, как называют его коллеги. Slon предложил 10 интересных, но малоизвестных фактов из жизни главного дизайнера Apple.

1. Айв хотел уйти из Apple

Были моменты, когда Айв подумывал оставить Apple. В 1997 году (третий подряд год, когда стоимость акций Apple держалась на рекордно низком уровне) в прессе наперебой обсуждали, насколько плохо идут дела Apple, а влиятельный журнал Wired вышел с обложкой, на которой был логотип компании, обвитый терновым венком, и всего одно слово: «Молитесь». «Я помню, насколько это расстраивало», – рассказывает Айв, проработавший в Apple к тому моменту пять лет и только-только ставший старшим вице-президентом по промышленному дизайну. В июле 1997-го компанию вновь возглавил Стив Джобс, и дизайнер на первую встречу с новым боссом на всякий случай принес в кармане заявление об уходе. Джобс действительно сначала собирался взять нового главу промдизайна и уже присматривался к нескольким кандидатам (в частности, к Ричарду Сапперу из IBM), но в конце концов пришел к выводу, что имеющаяся команда дизайнеров стоила того, чтобы продолжить работу с ней. Так Айв остался в компании и впоследствии стал ближайшим соратником Джобса.

2. iMac мог не появиться на свет

До того как Стив Джобс вернулся в Apple, работа дизайн-студии над девайсом такого типа «не представляла интереса для компании». Интерес появился мгновенно после прихода Джобса; iMac был выпущен в 1998 году.

3. Дружная команда

Когда-то музыкант Боно в журнале Time дал такую характеристику дизайн-команды Apple: «Они любят своего босса, а он любит их. Похоже, конкурентам этого не понять: вы не можете заставить таких умных людей работать настолько тяжело ради одних только денег» (команда работает по 12 часов в сутки и не имеет права обсуждать работу с друзьями). Айв соглашается с этим и добавляет: за пятнадцать лет из студии ушли только два дизайнера, причем одному из них пришлось это сделать из-за проблем со здоровьем.


4. Айв не любит публичные выступления

Айв не любит публичные выступления, даже если речь идет о представлении нового продукта, к которому он приложил руку. «Я скромный», – говорит он сам про себя; с его точки зрения, его история не стоит того, чтобы ее рассказывать. Тем не менее именно благодаря ему техника Apple стала такой, какой мы ее знаем; как говорил Стив Джобс, после него самого больше всего операционной власти в компании именно у главы дизайн-студии.

5. Айв спроектировал расческу

Один из проектов Айва во время его работы в дизайнерской компании Tangerine в Лондоне (1989–1992) представлял собой расческу для выравнивания кончиков волос. Она была оснащена маленьким уровнем, вроде строительного.

6. Айв участвовал в создании светового меча для «Звездных войн»

Однажды Айву довелось сидеть на какой-то вечеринке в Нью-Йорке рядом с Дж.Дж. Абрамсом, режиссером последних «Звездных войн» («Эпизод VII: Пробуждение силы»), которые выйдут на экраны в декабре этого года. Айв выдвинул «очень интересное» предложение о дизайне световых мечей, и Абрамс признался, что в фильме будут «отражены» эти мысли.

7. Дружба с Джобсом

Стив Джобс и главный дизайнер Apple могли «часами и часами» обсуждать скругленные углы для продуктов Apple. Эту форму – две прямые линии, соединенные фрагментом круга, – предложил Джони Айв.


8. Финальный прототип Apple Watch появился через полтора месяца

Первая модель носимых часов Apple Watch появилась через полтора месяца после старта проекта. За все время разработки девайса его форма практически не изменилась (и напоминает первые наручные часы Cartier Santos образца 1904 года), а вот на механизме ремешка, который защелкивается на корпусе часов, Айв остановился только спустя год. В Apple Watch довольно долго собирались внедрить новую технологию – тачскрин, который понимает разное давление пальцем, – в конце концов идею одобрили, добавив колесико на правой стороне устройства. Если бы это колесико располагалось симметрично, это был бы совсем другой продукт, уверен Айв.

9. У Айва нет провальных продуктов

Продукты Apple, которые кто-то называл провальными, Айв таковыми не считает. «Можно сказать, что во всем, что мы делаем, мы частично не правы, потому что оно несовершенно, – говорит он. – Но все, что мы захотим, мы можем попробовать исправить. Разве это не фантастика?»

10. iPhone 6 Plus мог получить 5,7-дюймовый дисплей

Айв готовил прототип фаблета для Apple еще на основе существовавшего iPhone 4. Другими словами, компания задумывалась о создании «большого смартфона» задолго до выпуска iPhone 6 Plus в 2014 году. Однако, он получился «громоздким» и «непривлекательным», поэтому компания отложила эти планы. «Первая модель, которая пришлась по вкусу, была размером 5,7 дюйма», - говорит главный дизайнер Apple. - И потом мы то откладывали этот вариант, то снова возвращались к нему (…). Впоследствии и 5,6 дюйма также показались слишком большими». В итоге Apple выпустила iPhone 6 Plus с 5,5-дюймовым экраном.