Открытие бизнеса

Анимализм в фотографии: есть ли у животных душа? Лучшие профильные издания. Сколько стоит профессиональная съемка животных

Фотограф-анималист - довольно редкая и сложная профессия. Недостаточно просто любить животных и уметь держать в руках камеру, необходимо, как минимум, разбираться в стандартах пород, уметь находить контакт с чужими животными и постоянно совершенствоваться в своем деле. Как и в других профессиях, здесь существует множество нюансов, которые Glorypets постарался выяснить в разговоре с энимал-фотографом Дарьей Июньской.


Дарья Июньская, фотограф-анималист, волонтер приюта для собак "Солнцево". Фото: Дарья Июньская /vk.com/dasha_iunskaya

Как начинать

В сфере бездомных животных конкуренция, как на рынке: если фотографии собаки сделаны мыльницей, размыты, собака повернута задом, ее плохо видно, такую собаку мало кто заметит. Естественно, мне хотелось, чтобы животные, над которыми я взяла поручительство, обрели дом. Если когда фотографии просто четкие, я не говорю даже о художественности - у собаки больше шансов. Я стала изучать форумы по анималистической фотографии (Крупнейший в России форум о фотографии животных), и, собственно, фотографировать. Конечно же, в приюте нет идеальных условий для красивых съемок, фонов и всего прочего, но это подвигло меня начать. Потом стала фотографировать собак друзей, знакомых, искать на форумах интересующие меня породы. Так увлечение стало профессией.

С единомышленниками на форуме мы часто собираемся на опен-эйры, приглашаем интересных нам «моделей» позировать бесплатно и 3-4 часа беспрерывно снимаем. Это, кстати, очень хорошая практика для начинающих.

Образование

Для того чтобы быть фотографом-анималистом, не обязательно иметь какое-то профильное образование, но владеть определенными навыками и знаниями необходимо. Во-первых, уметь держать в руках фотоаппарат, во-вторых, знать стандарты пород. У собаки одной породы длинная шея считается достоинством, у другой - недостатком, это важно понимать и учитывать во время съемки. Я год отучилась на кинолога, но это, скорее, для себя. Мне хотелось понять, почему собак ведут себя так или иначе, почему, например, собаки бывают трусливыми и как их можно вытащить из этого состояния. Ничего нового я для себя не открыла, оказалось, что все я это уже знала - знания выработались с практикой работы в приюте. Возможно, для энимал-фотографа и это будет не лишним. Хотя, часто я вижу, что теория расходится с практикой, и то, что написано в книге, на самом деле не работает.

Помимо владения фотоаппаратом, стоит уделить время навыкам работы в фоторедакторах. Каким бы шедевральным ни был кадр, так или иначе, потребуется затереть поводок, зеленая трава дает оттенок белой шерсти - это необходимо будет заретушировать. Осваивайте Lightroom, а также Photoshop.


Специфика

Стандартная съемка состоит из двух частей: динамики и экстерьера. Если собака энергичная, сначала мы снимаем динамику. Каждый хозяин хочет себе фотографии, на которых его питомец прыгает, бегает за мячиком. Но это в том случае, если собака не выставочная. Если выставочная, всегда в первую очередь идут стойки и движения. Потому что под конец съемки собака устает и отказывается стоять и двигаться. Поэтому, для таких животных сначала идет экстерьер, а потом динамика.

Для того, чтобы снимать собаку в динамике, нужно озаботиться выставлением экспозиции. Как правило, выдержка для такой съемки должна быть до 1/500, дальше фото уже будет смазанным. Совет начинающим: снимайте не автоматическом, а на полуавтоматическом режиме. Таким образом, можно поставить фиксированную выдержку, а диафрагма будет изменяться, в зависимости от условий. В любом случае, пользуйтесь.rav-съемкой, а не.jpeg, тогда можно будет кадр и вытянуть, и поменять баланс белого, и «подтянуть» цвета без ущерба качества фотографий.

Техника

Canon или Nikon - вечный спор фотографов. Меня многие спрашивают, чем снимать, и я часто отвечаю: дело не в технике, а в руках. Многие хорошие фотографы, для которых их работа уже перестала быть приоритетной, покупают банальные мыльницы, чтобы с собой таскать, и у них все равно получаются вполне достойные фотографии. Это потому, что они понимают техническую сторону кадра. Важно уметь «ловить» свет, выстраивать экспозицию. Будучи начинающим юзером, покупая «зеркалку», важно помнить, что кнопки «Шедевр» на ней нет. Поэтому, начинать можно с любого бюджетного фотоаппарата. Когда уже появятся заказы, и нужно будет снимать в дождь, снег, облачную погоду, появится смысл задумываться о более серьезной технике, которая справится с этими погодными условиями.

Если хотите снимать, начните с прочтения инструкции к фотоаппарату. Я серьезно. А дальше - практикуйтесь, сравнивайте свои работы с фотографиями других фотографов.

Самое главное - анализ своих работ. Не нужно бояться выкидывать плохие кадры. Если вы видите, что у вас высокая точка съемки, или плохой задний план - сделайте вывод: нужно в следующий раз переставить собаку и присесть, чтобы ее сфотографировать. И тогда вы уже не повторите свою ошибку.

Универсальный комплект объективов: 50мм - для помещений и студии, а для улицы - телевик (Canon - 70-200мм, Nikon - 80-200мм), желательно светосильный, диафрагмой 2,8, который очень выручает на закате и в пасмурную погоду. Более бюджетный вариант есть у Canon с диафрагмой 4, но он эффективен только в солнечную погоду, с выставками в павильонах или пасмурью этот объектив уже не справится.

Помимотушки фотоаппарата и объективов, вам понадобится также комплект света, вспышка, фоны и прочий реквизит.


Фото: Дарья Июньская /vk.com/dasha_iunskaya

Психология

Энимал-фотографа можно определить безошибочно: если человек сидит с фотоаппаратом на корточках и издает странные звуки - «кис-кис», «мяу-мяу», крякает, чмокает, свистит и так далее, значит, это фотограф-анималист. Таким образом, мы заставляем собаку смотреть в кадр. Тут важно найти нужный звук или фразу: у некоторых собак очень крепкая психика, на них мяуканье не действует, поэтому в ход идут «Кто там?», «Где мама? Где папа?».

Есть животные позеры, с ними легче. Обычно, это собаки и кошки фотографов. Они приучены и со временем начинают понимать, что от них хочет фотограф, поэтому как по команде начинают позировать. Для животных неопытных в 99% случаев работают звуки, фразы, или бросание мячика для привлечения внимания.

Выставки

Работать на выставках непросто. Как правило, владельцы собак хотят получить несколько фото «в ринге» (что очень ценно для хозяина) и после ринга - с наградами. Занять правильное место перед рингом, чтобы поймать удачный ракурс, нелегко. Потому что там обычно толпится много посетителей, других фотографов и зевак, которые снимают собачек на мобильные телефоны. Если ты немного смещен, ракурс может быть неудачный - получается грудь шире, или лапы короче, что, конечно же, не очень хорошо. После ринга, когда собака ставится в стойку где-нибудь на травке, вокруг выкладываются ее кубки и награды, можно уже спокойно поработать. Естественно, съемка проводится с уровня собаки, а не сверху, иначе получится, например, не хаски, а какая-то такса с черно-белой мордочкой. Анималист - это, по сути, еще и эксперт породы. Поэтому, прежде чем снимать породу, нужно о ней, как минимум, почитать. Заводчики очень ценят фотографов, которые на выставке, в условиях нервотрепки, могут правильно сфотографировать их собак.

Выставки - это коварное дело. Помимо владельцев собак, плетут интриги еще и фотографы - борются за клиентов. Может показаться, что конкуренция в этом деле небольшая, но нужно понимать, что тут и спрос, увы, намного меньше.


Фото: Дарья Июньская /vk.com/dasha_iunskaya

Доход

Энимал-фотографию очень сложно сделать основным доходом. Во-первых, стоимость съемки по Москве небольшая - от полутора до трех тысяч рублей, а техника дорогая. Пройдет немало времени, прежде чем фотограф выйдет на окупаемость. Кроме того, это работа сезонная. Как правило, горячая пора - лето, золотая осень (несколько недель) и зима, когда лежит пушистый снег. Все остальное время либо грязь, либо дождь, все сидят со своими питомцами по домам и даже не задумываются о съемках.

Во-вторых, та же конкуренция. Есть люди, которые демпингуют. Фотографы, которые не занимаются саморазвитием и не вкладывают в себя, а вешают объявления и снимают за 500 рублей. Некоторые клиенты предпочитают брать фотографа за 500 рублей, а не за 3000 - пусть не так красиво, зато дешевле.

У меня есть принцип: я никогда не беру деньги наперед. Потому что, если за результат в творческой фотосессии я могу отвечать, то за результат в ринге - нет: неудачно встала я, или собака, и кадры вышли не такими, как хотелось бы. Поэтому, я высылаю заказчику снимки и предлагаю выбрать, если он выбрал - обрабатываю и получаю фиксированную сумму за каждое фото. Если они не понравились, навязывать их, просто чтобы заработать, я не буду - моя репутация мне дороже.

Как готовить собаку к съемке

Когда вы заказываете съемку для своей собаки, учтите некоторые моменты, которые значительно облегчат работу фотографу и смогут обеспечить хороший результат. Если собака элементарно причесана - это уже 50% успеха. Сводить животное к грумеру будет вообще отличной идеей.

Если хозяин хочет получить кадр со стойкой, но не в состоянии сам поставить собаку в стойку, он должен обязательно привести хендлера. Да, это дополнительные расходы, но это лучше, чем два часа пытаться сделать это самостоятельно. Хороший экстерьер на фото гарантирует только тандем фотографа и хендлера. Каких бы элитных кровей ни была собака, на фото ее можно легко изуродовать, скрыть все достоинства и проявить недостатки, если ее неправильно поставят.

Если собака не спускается с поводка, стоит взять с собой менее заметный поводок, чтобы его проще было затереть в процессе обработки фото. Не пестрый и не толстый, а какую-нибудь неприметную рулетку или ринговку.

И постарайтесь не забыть дома лакомства, любимые игрушки, чтобы легче было привлекать собаку.


Фото: Дарья Июньская /vk.com/dasha_iunskaya

Иконы

С помощью Дарьи мы составили небольшой список фотографов, на работы которых стоит ориентироваться.

23.11.2016

Основной объект съемки в фотоанималистике - животные. Фотоанималистика (от латинского слова «animal» - животное) - это фотографирование животных в естественной среде обитания.

Снимать животных в дикой природе - сложный и очень специфичный жанр фотоискусства. Главное отличие этого жанра - долгий и крайне непредсказуемый период подготовки к съемке, который вполне может растянуться на несколько месяцев. Кроме того, фотографу нужно найти фотографируемый объект и не упустить ни единой возможности сделать уникальный кадр.

Работа с животными не только интересна, но еще и ни с чем не сравнима. Невозможно получить две одинаковые фотографии.

Сложности и нюансы фотосъемки животных

Фотосъемка животных в естественных условиях (на англ. «wildlife» - дикая жизнь) сложна, в первую очередь, финансовыми затратами на организацию поездок, фототехнику и дополнительное оборудование, перепиской с властями и руководителями национальных парков, покупкой лицензии, привлечением множества людей для помощи.

Фотограф: Игорь Андронов

Более того, фотограф-анималист должен понимать животных, быть зоопсихологом и биологом, иначе все усилия, затраченные на подготовку экспедиции, пропадут понапрасну.
Зачастую единственное, чем занимается фотограф во время работы - ждет. Терпеливо и долго ждет удачного момента и ракурса. Невозможно снять животное «с наскока» и получить отличные кадры. Случается, что фотограф располагает всего несколькими съемочными днями, в то время как на подготовку поездки ушло полгода и более.

Основные принципы фотоанималистики

Животные не делятся на красивых и уродливых, важно найти в каждом животном что-то особенное, «человеческое», уникальное и передать это через фотоснимок. Нежность или забота, гнев или страх, равнодушие или растерянность - все это эмоции животного мира, которые фотограф должен суметь уловить и передать зрителю.

В жанре фотоанималистики нет определенных правил. Основное правило, которого придерживаются все фотографы - эксперимент. Только экспериментируя можно добиться хорошего результата, получить удивительные фотографии.

Фотограф: Алексий Хрущев

Одной из особенностей съемки животного мира является их непредсказуемость. Невозможно объяснить животному, что хочет фотограф, невозможно заставить их позировать, остаться на одном месте или изобразить какую-либо эмоцию. Животные очень подвижны, поэтому важно быть всегда наготове, не пропустить момент наиболее удачный для нажатия кнопки, спускающей затвор.

Ну и, конечно, необходимо запастить терпением и соблюдать правила безопасности, общаясь с представителями фауны.

Интересные публикации на сайте

Его работы впечатляют. Заставляют удивляться, переживать, грустить. Каждая из его фотографий так эмоционально заряжена, что не оставляет равнодушным никого: ни взрослых, ни детей. Иногда кажется, что это просто компьютерная графика - настолько нереально представлена фотография. Он объездил полсвета. Его трудно застать в Москве. Много времени он проводит в экспедициях. Кения, Конго, Уганда, ЮАР, Замбия, Зимбабве, Эквадор, Галапагосские острова, Ява, Суматра, Новая Гвинея –места, которые он посетил за последние два года. В некоторых странах он побывал не один раз. Он не любит давать интервью, но охотно делится секретами своей работы в разговоре с коллегами. Мы будем говорить сегодня с Андреем Гудковым - одним из самых лучших фотографов-анималистов.

Почему анималистика? Почему не модный сегодня гламур или fashion?

Я никогда не отдавал дань моде. Я снимаю анималистику прежде всего потому, что мне это нравится, и потому, что у меня это получается. Я не представляю себя снимающим где-то в студии, или на шоу, или на свадебной церемонии. Мне ближе природа. Вообще, многие из нас воспитывались на телевизионных программах Ю. А. Сенкевича, Н. Н. Дроздова, фильмах Дэвида Этенборо и тех редких фильмах ВВС о природе, которые показывало тогда еще советское телевидение. Потом я впервые взял в руки журнал National Geographic. Снимки завораживали, притягивали, но … простому советскому человеку попасть в экзотические страны было практически невозможно. А о покупке профессиональной фототехники можно было и не думать. Но мечты о дальних странах крепко засели в голове. И как только появилась возможность свободно путешествовать и приобрести профессиональную аппаратуру - появилась возможность реализовать свои мечты.

Кроме того, меня всегда немного коробило, когда говорили, что самые лучшие фотографы-анималисты - это представители западных стран, в основном американцы, англичане, французы. Я всегда задавал себе вопрос: «А почему не мы? Мы что, хуже снимаем? Или голова не правильно работает?». А что касается творческих подходов, здесь я смело могу сказать, что мы можем дать фору представителям западной школы. В этом плане я - патриот. Конечно, были объективные причины, которые до недавнего времени определяли такое положение вещей. Это, прежде всего, доступность к профессиональной технике, возможность свободно передвигаться по миру и достаточные средства для организации экспедиций. Но сегодня эта ситуация меняется в лучшую сторону.

В России на сегодняшний день нет собственной школы анималистики. У кого учились вы?

Как-то мне попалась переводная статья «Как работают фотографы в National Geographic». Статья настолько подробно описывает будни фотографов, что ее можно использовать как практическое пособие. Кроме того, я стараюсь постоянно учиться и совершенствовать свою работу. Этот процесс постоянный. Совершенствуется техника и технологии. Естественно, надо не отстать от жизни. Я анализирую съемку, придумываю сюжеты, иногда стараюсь взглянуть по-новому на уже отработанную тематику.

Мои учителя - это фотоальбомы известных всему миру фотографов-анималистов. Таких немного. Но я бы выделил для себя двух самых известных: Стива Блума и Франца Лантинга. Кроме того, в прошлом году мне удалось познакомиться со Стивом Блумом в апреле на фотофоруме в Москве. Мы разговаривали с ним около часа. Я очень много полезного вынес из этой беседы.

Он видел ваши работы?

Да. Я показывал ему свое портфолио.

Какую оценку он им дал?

Больше всего ему понравилась съемка орангутангов на Суматре. Он снимал таких же, только на Борнео. Вообще, приматы - это один из самых любимых объектов его съемок. Много положительных эмоций в процессе работы. Но в основном мы говорили о технических аспектах фотографии, последующей обработке снимков для подготовки выставок. В разговоре выяснилось, что проблемы, с которыми сталкиваются фотографы при организации съемок, одни и те же.

Что касается российской школы фотоанималистики, то вы правы - у нас ее нет. Есть несколько классных фотографов, которые снимают в жанре natural. Но таких немного.

Сегодня активно ведется полемика на тему, как сделать жанр «анималистики» массовым. Если хотите знать мое мнение, то я вам скажу - никак. Это очень сложный, специфический жанр фотографии, требующий от фотографа особой подготовки, особого склада характера, если хотите. Во всем мире фотографов-анималистов можно пересчитать по пальцам. И все они эксклюзивщики. Просто невозможно эксклюзивное сделать массовым. Возможно, моя позиция непопулярна. Но время покажет правоту моих соображений.

А какой техникой вы пользуетесь? Предпочитаете «цифру» или снимаете на слайд?

Я использую камеру и оптику фирмы Canon. Она хорошо зарекомендовала себя в сложных условиях съемки. Очень надежное и оперативное оборудование. Что касается выбора между «цифрой» и аналоговыми камерами, то уже два года я снимаю только «цифрой». А с появлением камеры Canon EOS 1 Ds Mark II позиция слайда сильно пошатнулась. Кроме того, «цифру» потом легче обрабатывать.

Только представьте, вы снимаете льва объективом 100-400 с расстояния 15 метров. Во время обработки изображения в зрачках животного видно твое собственное отражение!!! Это фантастика! А диапазон чувствительности … Можно работать без вспышки под густым пологом джунглей. Особенно, когда светом вспышки можно испугать животное. Думаю, что через несколько лет про пленку никто не вспомнит. Ведь сейчас уже никто не смотрит черно-белый телевизор.

Вы говорите, что сложно организовать поездку. Почему? Ведь сейчас можно без проблем попасть в любую точку света, если иметь средства?

То, что хорошо туристу, - «смерть» для фотографа. Вам нужно не просто посмотреть достопримечательности в составе группы, а вам нужно профессионально снять животных. Это всегда нелимитированное время, тишина, отсутствие толпы. А это всегда индивидуальный процесс. И потом, то, что позволяет себе профессиональный фотограф, не может позволить себе простой турист. Но любое отклонение от стандартов и правил стоит больших денег и долгой процедуры согласования.

Кроме того, животные могут быть редки и добраться до них не просто. Во многих случаях, чтобы профессионально снять животное, нужно получить разрешение у местных властей, что бывает не совсем легко. Иногда процесс оформления документов занимает несколько месяцев, а сама съемка длится 3-4 дня.

Очень многие национальные парки находятся под жестким контролем европейских природоохранных организаций, в том числе доступ профессиональных фотографов в эти парки лимитируется высокой стоимостью лицензии на съемку. Запад жестко следит за сферой своих интересов, поскольку в конечном счете - это бизнес. Им выгоднее продавать свою продукцию, сделанную на Западе, чем делиться сферой влияния и деньгами.

Кроме того, есть места на Земле, где деньги не имеют ценности. Такие места настолько глухи и непроходимы, что туристы туда не едут. Да и местных проводников туда не заманишь. Это обстоятельство и позволяет сохранить многих животных. Там любой недочет в организации может стоить провала экспедиции или, что еще хуже, - жизни. Но именно такие места - идеальное поле для деятельности фотографа-анималиста.

А кто вам организует поездки и помогает на месте?

Всегда по-разному. Все зависит от задачи и сложности ее решения. Иногда приходится общаться напрямую с руководством национальных парков, помогают наши посольства и российские культурные центры, туристические компании. Сейчас уже представители западных национальных парков и их администраций приглашают на съемку. Говорят, у русских другой, особенный фотовзгляд на природу и животных. Большую помощь в организации съемок в Индонезийском регионе оказывает Олег Алиев и Елена фон Штенберг - известные российские кинодокументалисты, которые досконально знают этот регион и посвятили его изучению более 10 лет. Без их участия съемки некоторых очень редких животных были бы невозможны.

В чем секрет хорошего кадра животного?

Смотря, что вы подразумеваете под понятием «хороший кадр». Во-первых, в моем понимании это уход от простого констатирования объекта - «это лев», «это слон», «это лошадь». Мы люди, смотря на животное, всегда стараемся увидеть в нем себя. Мы приписываем животным человеческие манеру поведения и эмоции. Мы стараемся «подогнать» их под человеческий шаблон восприятия. Мы ищем в них себе подобных. Мы говорим: «Посмотрите, какой бедненький котенок (или щенок). Наверное ему больно. Наверное, он грустит по маме». Это особенности человеческой психологии. Поэтому животное надо стараться снять так, чтобы снимок нес эмоциональную окраску. Тогда он будет удачным. При этом глаза животного - основная составляющая такого снимка.

Во-вторых, это ракурс. Очень важно то, как снято то или иное животное. Мы привыкли смотреть на большинство животных сверху вниз или по прямой. На птиц - снизу вверх. Это тоже стереотипы восприятия объектов. Но стоит сменить ракурс, как привычное животное предстает совершенно в другом виде, для нас непривычном и интересном. Для этого фотографы лезут в болота, на деревья, часами лежат, распластавшись на земле, по несколько часов болтаются в море на лодках. Все это ради необычного ракурса и порой одного единственного кадра.

В-третьих, это действие, action, которое в обычных условиях не увидишь или оно настолько коротко, что заметить его практически невозможно. Современная фототехника дает нам такую возможность. Важно «попасть в кадр». Это полет колибри, например, или бросок змеи к жертве, атаки хищников или драки между животными и т.д.

Кроме того, у каждого фотографа есть свои профессиональные секреты. Уровень обладания такими приемами и определяет индивидуальный стиль. Чем больше таких приемов в активе фотографа, тем интереснее съемки. Будьте готовы к постоянным творческим экспериментам.

И последнее. Каждый снимок должен нести частицу внутреннего мира фотографа, его переживания, его видение окружающего мира, пропущенное через собственные эмоции. Любой кадр должен быть «выстрадан», если хотите. И конечно же, нельзя сбрасывать со счетов финальную обработку снимка.

Как вы относитесь к съемке в зоопарках?

Никак. Такая съемка, конечно же, имеет право на существование, но я избегаю снимать животных в зоопарках. Это все равно что называть себя пилотом, но при этом «летать» только на тренажерах.

Почему?

Ну, во-первых, это не чистый wildlife. Это суррогат. Посмотрите на животное в зоопарке. Даже в самом хорошем. Животное в зоопарке теряет природную грациозность. Сравните взгляд этого животного. В зоопарках это всегда потухшие глаза. Нет той живости, «дикости» свободы, которая присутствует у животных в природе. Животные в зоопарках лишены эмоций. Отсутствие антуража и природной картинки. Отсутствие «воздуха в кадре» (это профессиональный термин). Или как можно снять большую миграцию в зоопарке? Или охоту львов, или бои слонов в период брачных игр? А, простите, в чем собственно работа фотографа? Встать перед клеткой или стеклом и снять животное? Одного и того же тигра с одним и тем же фоном в зоопарке снимет 20 фотографов. И в чем же эксклюзив?

Например, чтобы снять тарсиуса (долгопята) в дикой природе я специально ездил на Сулавеси (Индонезия). Этой поездки предшествовала гигантская работа по организации такой съемки в течение 2-х лет. Было задействовано очень много людей. Ведь это животное ночное и очень маленького размера. Найти его трудно, но еще труднее снять. Этот подвид есть только там. И фотографий этого животного в природе очень мало. Мало кто его снимал. Вы спросите, зачем я потратил деньги на такую экспедицию ради одного кадра? Однозначного ответа не будет. Дань уважения к чистоте жанра, наверное. Но зато я всегда могу сказать, что я снял дикого долгопята в естественной для него среде обитания. До меня его профессионально снял только Франц Лантинг. Кроме этого, любое западное издание при выборе картинки акцент сделает на те, которые снимали в естественной среде обитания. Мои оппоненты, конечно, возразят мне и скажут: «А как же быть фотографам, у которых нет средств на дальние поездки? Что, не заниматься этим жанром?». Я отвечу: «Почему же?». Пусть все, кто хочет, снимают в зоопарках. «Оттачивает» глаз и набивает руку. Это, конечно же, будет более доступно и малозатратно. Но это уже не будет эксклюзивной съемкой и не будет рассматриваться как заявка на серьезную публикацию. Поэтому во всем мире очень мало серьезных профессиональных фотоанималистов. Таков жанр.

А вы не практикуете поездки в российские заповедники?

Я часто бываю в Дальневосточном государственном морском заповеднике. Этот заповедник просто кладезь возможностей для фотографов, снимающих в жанре natural. Эти места мне хорошо известны. Что касается других российских заповедников, то, к сожалению, сама организация съемки в них более трудна, чем в западных национальных парках. В России это пока не индустрия. Плохо налажена инфраструктура, хотя потенциал огромный. Например, чтобы добраться до острова Врангеля и снять белых медведей, только на перелет вертолетом с материка нужно потратить 10 тыс. долларов. Других вариантов нет. Пока наши фотографы самостоятельно не в состоянии потратить такие деньги только на перелет. А есть и другие затраты: питание, авиабилет, суточные и т.д. Расходы на месте. И когда я общался с директором заповедника «Остров Врангеля», он мне сказал, что на остров приезжают все: французы, англичане, американцы, японцы, итальянцы. Все, кроме русских. Бедные мы. Выходит, выгоднее нам приехать в Канаду, в национальный парк Черчилль, и снять белых медведей там.

Да и в России фотография wildlife еще пока не индустрия. Нет серьезных заказчиков на такую профессиональную съемку среди отечественных потребителей, которые бы оплачивали экспедиции.

Как изменить ситуацию?

Думаю, надо активнее популяризировать этот жанр в России. Воспитывать культуру восприятия фотографий животных у населения. Слава богу, уже появились в России фотографы, которые могут предложить классную продукцию и способны конкурировать с западными представителями этого жанра. Мы покупаем дорогую технику на уровне лучших мировых образцов. Да и мозгами мы не обделены. Но рынок в России молод. Он на стадии формирования. Нужна хорошая реклама. Нужно отечественным издателям чаще издавать альбомы и книги российских авторов. Нужно приучать отечественного зрителя к фотографиям российских мастеров. Нужно чаще устраивать выставки и делать их передвижными по России. И, конечно же, надо начать практику серьезных конкурсов фотографий живой природы. В этом году такой конкурс - «Золотая черепаха» - проводился в России впервые. Спасибо организаторам. Уже есть попытка переломить ситуацию в лучшую сторону. За 4 месяца было прислано более 5000 работ. Значит, интерес к этому жанру есть. Его надо только качественно улучшить. Надеюсь, что конкурс будет продолжаться и в дальнейшем станет мощным инструментом качественного отбора работ фотографов.

Интервью взял Алексей ЛОГИНОВ

ИСТОРИЯ СНИМКА «ПЛЫВУЩИЙ ТЮЛЕНЬ»

Это обыкновенный дальневосточный тюлень. На Дальнем Востоке его называют ларгой.

Сегодня более или менее массовые скопления этого зверя наблюдаются только в водах Дальневосточного государственного морского заповедника. Там же находятся и «родильные дома», где ларги производят на свет своих детенышей.

Ларга - животное очень осторожное. Имея прекрасный слух и обоняние, ларга чувствует приближение человека уже на расстоянии несколько сотен метров и стремительно уходит со своих лежбищ под воду. Многие мои попытки снять ее с суши не увенчались успехом. Даже наличие мощной оптики не гарантировало хороший результат. Несколько раз я пытался установить «засидки» на лежбище или в непосредственной близости от нее, но результат был отрицательный. Ларга, видя посторонний объект на суше, просто не выходила из воды и, что нередко, просто меняла лежбище. Однако я заметил, что непосредственно в воде эти животные становятся более спокойными, и даже подплывают на короткое время очень близко к лодке. Выныривают из воды, покрутят головой или плывут какое-то время за лодкой в непосредственной близости и снова уходят под воду.

Это и был тот самый шанс снять этого зверя вблизи. Единственной сложностью было то, что очень трудно предугадать, в каком именно месте ларга выплывет. Для съемки был выбран солнечный день, точнее, вторая половина, когда солнце максимально подчеркивает фактуру и цвет воды. Море было спокойное, без сильной волны. Съемка велась с небольшой надувной лодки с низкими бортами и тихим мотором. Использовал камеру Canon EOS 1V. Снимал на слайд. Объектив Canon 100-400 L. Мы стояли в центре лежбища несколько часов, пока ларга привыкла к нам и позволяла себе подплывать к лодке на достаточно близкое расстояние. Было несколько вариантов съемки, пока нашел «правильную» точку. Этот тюлень плыл прямо на меня несколько секунд. Съемка велась серийно. В общей сложности было сделано 18 кадров. Один был взят для публикации.

фотограф‑анималист

Дата публикации: 15.02.2010

Фото Карла Экли

Человек стремился запечатлеть животных и окружающий мир, начиная с эпохи палеолита, в которую появились первые анималистические (от английского слова animal - «животное») изображения. Естественно, фотография предоставила большие возможности для развития этого жанра. С появлением отпечатков на бумаге появилась возможность тиражировать фотографии. В книгах и журналах становилось все больше снимков животных, сделанных фотографами-натуралистами. Уже первые фото животных, как документальные свидетельства, оказали неоценимую поддержку науке.

Значение фотографирования животных

Съемка животных способствовало открытиям не только в области зоологии. В 1878 году фотограф Эдуард Майбридж, сделав снимки скачущей лошади, пришел к поразившему всех выводу: оказалось, что в галопе бывают мгновения, когда копыта коня не касаются земли, а человеческий глаз такие короткие мгновения уловить не может.

Если в начале своего развития жанр анималистики, точнее съемка животных в природе, имел в первую очередь документальную ценность, то сейчас, в эпоху экологических катастроф, он является одним из средств привлечения внимания к проблемам окружающей среды, что роднит его с репортажной фотографией. Многие известные фотографы-анималисты сотрудничают с фондами по защите окружающей среды, при поддержке которых организовываются выставки, на которых демонстрируются результаты съемки диких и домашних животных. Примером такого сотрудничества послужила выставка Стива Блума «Дикий мир», проходившая летом 2006 года в Англии и Дании, а летом 2007-го - в Москве. Дикий мир глазами Стива Блума максимально реален и одновременно фантастичен. Блум фотографирует исчезающие виды животных, пытаясь донести до зрителя проблемы дикой природы: «Визуальный образ трогает больше, чем печатное слово, и моя задача - посредством этого образа донести до зрителя чувства объектов моих съемок».

Лучшие профильные издания

В мировой журналистике есть ряд фотоизданий, которые публикуют наиболее интересные снимки фотографов-анималистов.

Главным журналом, где мастера анималистической фотографии демонстрируют свои работы, был и остается National Geographic, учрежденный Национальным географическим обществом. National Geographic»был первым журналом, который опубликовал ночные снимки животных. Здесь же впервые появились подводные фотографии - в 1926 году штатный фотограф Общества Чарльз Мартин вместе с ученым У. Х. Лонгли сделали первые цветные подводные снимки.Оттуда вышли многие известные фотографы, специализирующиеся на съемках дикой природы. Одними из величайших фотографов-анималистов в начале прошлого века были Карл Экли и Джордж Ширас.Оба работали для National Geographic, однако в разных темах: Экли любил снимать африканских животных, а Ширас - обитателей северных лесов.

Стоит отметить журнал Geo, где также можно найти фотографии из мира дикой природы. Издание публикует множество работ профессиональных фотографов-анималистов. Также журнал Geo проводит различные конкурсы для фотографов-путешественников.

Если говорить о конкурсах фотографии живой природы мирового масштаба, то прежде всего стоит упомянуть Всемирный конкурс фотографов-анималистов.

Это соревнование ежегодно организует BBC и Лондонский музей естественной истории. Представить свои работы на суд жюри могут люди совершенно разных возрастов, даже совсем юные фотографы. Соревнования на звание «Фотографа года» в области wildlife-фотографии проводятся с 1964 года.

Ваша профессиональная съемка животных будет более качественной, если вы ознакомитесь с материалами о съемке дикой природы , искусстве резкого кадра , правиле третей и другими нашими статьями.

Pedro Jarque (Жарк Педро) – фотограф-анималист, который фотографирует не только обитателей дикой природы – его интерес сосредоточен на изображении животного как субъекта, независимо от контекста. Его фотографии – это художественный вызов, а не документальная или репортажная фотография. О своей профессии Педро Жарк, цитируя А. Штиглица, говорит так: «Фотография – это реальность настолько тонкая, что становится более реальной, чем сама реальность».


Above Art:
Расскажите нам немного о себе, своих хобби и других увлечениях.

Pedro Jarque:
Фотография стала моей страстью еще когда я был очень молод, в доисторическую эпоху аналоговых устройств, мне пришлось изучить секреты развития фотокомнат.
Тем не менее, жизнь повернулась в другом направлении, и я окончил факультет философию науки в университете Сорбонны в Париже. Хотя, я никогда не прекращал делать студийные портреты, часто адаптированные к небольшим пространствам парижских домов, где я жил, мне нравятся все виды фотографии, но у меня всегда было пристрастие к портрету, и моим большим проектом в течение долгого времени было создание студийных портретов с животными.




Above Art:
Что больше всего повлияло на ваше искусство?

Pedro Jarque:
Когда я был ребенком в Лиме (Перу), возле моего дома был большой пруд, полный лягушек и головастиков. У меня была возможность засвидетельствовать весь процесс метаморфоза лягушек, и я был очарован. Но однажды я пришел в пруд, и там больше не было ни лягушек, ни головастиков. Кто-то налил туда керосин, чтобы убить их. Больше они там так и не появились снова. Это сильно повлияло на меня, и я осознал хрупкость животной жизни. Хрупкость, которая сегодня более очевидна, чем когда-либо.
Я думаю, что этот опыт заставил меня осознать драму, которая начала разворачиваться, и я хотел сделать что-то, чтобы помочь другим осознать это. «Человек превратил землю в ад для животных», – сказал немецкий философ Артур Шопенгауэр в XIX веке. И хотя мир сконструирован так, что живые существа едят друг друга, чтобы выжить, наша нравственная совесть держит нас ответственными за то, как мы позиционируем себя в отношении этой неизбежной летальности и того, как мы должны действовать. Я не верю, что сегодня животные должны терпеть любые страдания или пытки.




Above Art:
Опишите свое общее виденье фотографии.

Pedro Jarque:
Я – фотограф-анималист в широком смысле, я снимаю не только обитателей дикой природы. Мой интерес сосредоточен на изображении животного как субъекта, независимо от контекста. С другой стороны, мои фотографии – это художественный вызов, а не документальная или репортажная съемка. Можно сказать, что это творческая фотография и, как таковая, пользуется свободой выражать идею, которая сочетает эстетический аспект с намерением. Поскольку это художественный вызов, есть изменение изображения, которое в моем случае состоит из затемнения фона и иногда работы со светом и тенью. В конечном итоге речь идет об интерпретации реальной и оригинальной сцены, но, не искажая ее. Нет никакой постановки, поскольку центральный элемент, т.е. животное не изменяется, оно только подсвечивается. В определенном смысле, помимо показа тела, я стараюсь искать душу животного. Ключом к успеху является небольшая удача и много терпения.




Above Art:
Почему вы отдали предпочтение пейзажной и анималистической фотографии?

Pedro Jarque:
Нечеловекообразные животные – исключительные модели. Их бесконечные возможности позволяют мне создавать портреты непредсказуемыми способами. Их выражения часто побуждают нас задуматься о нашем собственном состоянии. Они похожи на зеркала. С этими портретами я стараюсь примириться с ними.
Так или иначе, через эти портреты животных мне удается синтезировать две мои страсти, философию и фотографию.




Above Art:
Что для вас важнее, настроение, история за вашими изображениями или техническое совершенство?

Pedro Jarque:
Я считаю, что технический аспект помогает мне более эффективно продемонстрировать концептуальный аспект, который в этом случае был бы неосязаемой природой животной души. В большинстве случаев редактирование фотографии позволяет более точно воспроизвести исходную сцену, потому что камера не может ее правильно зафиксировать или показать сцену с субъективным видением автора, то есть ее интерпретацию. С редактированием это можно сделать точнее, но меня особенно интересуют эти два аспекта. В моих портретах это означает возможность показать животное с моей точки зрения.




Above Art:
Каково вообще ваше отношение к предмету съемки, помимо наблюдения? Насколько тщательно вы готовитесь к съемке?

Pedro Jarque:
Большинство моих фотографий сделаны в зоопарках, заповедниках или вольерах, где у меня есть доступ к широкому кругу животных. Я думаю, что классическая концепция зоопарка теперь анахронична и устарела. Первоначально их функция была развлечением в коммерческих целях, но сегодня зоопарки – последняя надежда на выживание многих видов. Вот почему я предпочитаю называть их «центрами сохранения», потому что их роль радикально изменилась. Часто считается, что животные должны быть освобождены. К сожалению, для многих из них их естественная среда обитания больше не существует, или их освобождение будет дня них приговором. Зоопарки как таковые исчезнут и будут заменены этими центрами сохранения, с совершенно другой философией. Важно, чтобы был проведен строгий контроль за тем, как сохранить эти виды и обосновать содержание в неволе тех, которые этого требуют. Центры, которые не отвечают этим критериям, должны быть закрыты.
Сначала я хотел работать с животными прямо в фотостудии, но это очевидно, что было бы очень сложно, а порой даже невозможно, привезти в студию больших или опасных животных.
Поэтому я решил сделать портреты с возможной (и безопасной) позиции и воссоздать студию на этапе издания. Я начал экспериментировать, и я понял, что в итоге результат был лучше, потому что животное вел себя естественно, когда его не заставляли находиться в студии. Студийная работа часто пугает животное, а результат – портрет преследуемого существа. Таким образом, изначально ограничение стало преимуществом. Животное часто не осознает, что его фотографируют, а даже если и замет это, то каждый находиться в своей безопасной зоне. Я часто пытаюсь получить зрительный контакт, потому что так рождается увлекательное взаимодействие. Затем я пришел к выводу, что не стоит заставлять животное позировать в фотографической студии, чтобы получить темный фон. Если это можно сделать в пост-обработке, нет необходимости беспокоить его.


Above Art:
Какое оборудование вы используете (камера, линзы, сумка)?

Pedro Jarque:
Мое обычное оборудование простое: камера Canon 5D MIII и телеобъектив Canon 70-300 мм с монофобом.


Above Art:
Чтобы вы посоветовали начинающим фотографам в жанре пейзажной и анималистической фотографии? Как вы начинали свой путь фотографа?

Pedro Jarque:
Я думаю, что важную роль в моем становлении как фотографа сыграло то, что я начинал с аналоговой фотографии. Ограниченное количество снимков на пленке заставило меня хорошо подумать перед тем, как делать кадр. Точно так же неспособность увидеть результат сразу, заставило меня хорошо изучить саму камеру и как она срабатывала. С другой стороны, лаборатория в фотокомнате научила меня развивать и добиваться желаемого результата. В целом, нехватка материалов была дисциплиной, которая учила быть дотошным до и после фотосессии.
Также очень полезно иметь знания рисования, так как вы можете работать с томами, светом и тенями для достижения желаемого результата без необходимости прибегать к методу проб и ошибок. В этом смысле я лично любил внимательно смотреть (и до сих пор) на картины великих мастеров светотени, чтобы учиться у них. Особенно, Рембрандт и Караваджо. Меня вдохновляют картины великих мастеров света и тени XVI века и так называемого “тенеброссо” у испанских мастеров, таких как Хосе де Рибера, который преувеличивает этот контраст между светом и тенями, создавая атмосферу, которая иногда вызывает беспокойство.


Above Art:
Существуют ли какие-либо конкретные проекты, которые вы хотели бы осуществить в будущем, или какие-либо конкретные цели, которые вы хотите достичь?

Pedro Jarque:
Посетить Антарктиду!

Above Art:
Опишите свою любимую фотографию, сделанную вами, и почему она для вас особенная?

Pedro Jarque:
Это фотография под названием «Mass Hysteria». Она имеет для меня особое значение, поскольку за нее я получил один из моих первых призов в Sony WPA 2016, а позже она была опубликована журналом National Geographic во Франции в октябре 2016 года, когда этот известный журнал назвал меня фотографом месяца.


Еще одна фотография «Ebony & Ivory» также имела особое значение, поскольку она выиграла премию «Выбор читателей» в фотоконкурсе от 1X в 2016 году, а также первое место в престижном конкурсе фотографии природы «Oasis» в Италии.


Above Art:
Чтобы вы еще добавили ко всему вышесказанному?

Pedro Jarque:
Я считаю, что моральный долг пейзажного фотографа сегодня состоит в том, чтобы пробудить коллективное сознание в отношении хрупкости мира и показать, что мы не являемся владельцами земли и что мы не единственные живые существа с совестью.