Недвижимость

Опросник для определения профессиональной пригодности медсестры пример. Диагностика профессиональной пригодности работников ООО «Сонорусс

Печатные процессы

Получение идентичных оттисков с печатной формы на воспринимающей поверхности называется печатным процессом. Типографская краска наносится на печатную форму и, в зависимости от способа печати, прямо или косвенно переходит на бумагу под воздействием печатного цилиндра, оказывающего давление. Чтобы максимально «сгладить» неровности на поверхности печатной формы, используется упругоэластичный декель, закрепленный на печатном цилиндре. Роль декеля при офсетной печати выполняет непосредственно сам офсетный цилиндр с резино-тканевой поверхностью.

Для получения полиграфической продукции оптимального качества большое значение имеет правильный подбор полиграфических материалов: при снижении характеристики поверхностной прочности бумаги необходимо уменьшение вязкости красителей. В редакциях СМИ при подготовке сверстанных изданий на выводное устройство необходимо правильно заложить параметры точки растаскивания, которая напрямую будет зависеть от впитывающей способности бумаги, чтобы растровые печатные элементы имели на оттиске заданную величину. Ошибка при определении степени белизны бумаги еще на допечатной стадии при производстве полноцветных изданий приведет к искаженной цветопередаче всего тиража и т.д.

Для каждого из способов печати применяются определенные краски и типы бумаг, все печатные СМИ стремятся к достижению оптимального результата при одновременном снижении себестоимости тиражной продукции, поэтому знание свойств полиграфических материалов, возможностей печатных машин и соответствующих этому характеристик допечатной подготовки необходимы руководству и техническим службам изданий всех типов для успешной работы в условиях рыночной экономики.

Появление древнейших рукописных книг относится к XVI веку до н.э., а отпечатанных полиграфическим способом - к IX веку н.э., но уже в то время возникают элементы послепечатной обработкой издания: папирус сворачивали в виде свитков, для их хранения выдалбливали деревянные чехлы, а к ним, в свою очередь, привязывали таблички с названием произведений - «титулюсы» (Древний Рим).

В I веке до н.э. книги из нового для того времени материала - пергамена - начинают переплетать: в качестве крышек используются деревянные доски, в которых проделываются отверстия для веревочек. Позднее доски заменяются на толстый пергамен, а на следующем этапе развития книги тонкие дощечки обтягиваются кожей.

На рубеже III-II веков до н.э. появляются операции фальцовки (нем. «сгибать») - складывания печатного листа пополам - и вкладки: сфальцованные листы вкладываются друг в друга, подобно бумажным листам современной ученической тетрадки, В старых рукописных книгах переписчики вкладывали сложенные пополам листы друг в друга. Тетради нумеровались и сшивались тонкими сухожилиями.



Во второй половине XV века итальянский издатель и типограф Альд Мануций Старший (ок. 1450-1515), основатель издательства Альдов, просуществовавшего почти век, вводит в качестве стандарта книжные форматы, с появлением которых операция фальцовки усложняется:

Лист складывается пополам, то есть на нем размещаются две страницы с одной стороны (формат «in folio»);

Лист складывается дважды, для одновременного расположения четырех страниц с одной стороны (формат «in quattro»);

Лист складывается трижды, для возможности размещения восьми страниц с одной стороны (формат «in octavo»).

Наряду с вкладкой листов друг в друга появляется операция подборки - последовательного скрепления сфальцованных листов. Естественно, что с появлением фальцовки пришлось освоить обрезку листов по внешнему краю сгиба.

На дальнейших этапах послепечатной обработки книг совершенствовались операции скрепления сфальцованных тетрадей методом шитья, прессования в деревянных тисках нескольких тетрадей, обработки корешка блока и украшения переплета.

До второй половины XV века книги продавались в виде комплекта несброшюрованных тетрадей. Переплетали книги сами читатели в соответствии со своими вкусами. Впервые в истории книгопечатания часть тиража была переплетена в типографии Эрхарда Ратдольта (1447-1528), работавшего в Вене. Далее труд печатника и переплетчика разделился, и даже стали появляться специальные цеха, осуществляющие переплетно-брошюровочные работы. Но только в XIX веке начинается механизация послепечатных процессов.

Современная технологическая цепочка послепечатных процессов при выпуске печатных изданий зависит от их типа.

Газета - разовое периодическое листовое издание определенного формата (А2, АЗ, А4) с разнообразными текстовыми и иллюстрационными материалами, с различным количеством несшитых страниц. Газета содержит официальную и оперативную информацию о политических, экономических, культурных и т.д. событиях в мире. Количество послепечатных операций при выпуске газеты минимально. Бумага для газет, как правило, содержит не менее 85% механической древесной массы, отчего становится ломкой и быстро желтеет.

В основном газеты печатаются на рулонных ротационных машинах. После окончания процесса печати газетная продукция фальцуется (складывается) и разрезается. В зависимости от объема газет могут проводиться операции подборки и вкладки отпечатанных листов.

Журнал - периодическое издание различного формата, включающее некоторое число произведений различных жанров, объединенных общей программой, содержащее публикации общественно-политического, научного, культурного и т.д. характера, рассчитанное на небольшой срок пользования, имеющее блок (листы, скрепленные в корешке) и бумажную обложку. Журнальная продукция печатается как на рулонных, так и на листовых машинах. В зависимости от типа издания журналы могут печататься на книжно-журнальной, офсетной, мелованной и т.п. бумаге.

Послепечатные процессы – важная составляющая при производстве полиграфической продукции. Как ясно из названия, к таким процессам относят всё, что происходит с продукцией после того, как она вышла из печатной машины. Основные послепечатные процессы – это резка на формат, фальцовка, биговка, листоподборка и различные типы скрепления изданий. Помимо этого, выделяют также так называемые отделочные операции: тиснение, вырубка, ламинирование, УФ-лакировка и другие.

Фальцовка и биговка
Под фальцовкой понимают сгибание листов печатной продукции. Фальцовка выполняется на специальных фальцевальных автоматах и применяется при изготовлении как листовой продукции (буклеты), так и многостраничной – для образования так называемых тетрадей.

Фальцевальный автомат

При изготовлении многостраничной продукции операция фальцовки часто выполняется одновременно с листоподборкой – для ускорения процесса производства брошюр.

В случае работы с плотными бумагами или картонами (обычно более 170 г/кв.м), перед выполнением фальцовки производят операцию биговки. Она заключается в создании микро-желобка в том месте, где пройдёт сгиб. Желобок-биг существенно увеличивает точность расположения сгиба; кроме того, без него на плотной бумаге при сгибе могут возникнуть изломы.

Биговка обычно выполняется на отдельном биговальном или фальцевальном оборудовании при установке на него специального ножа. Существуют машины, способные биговать и фальцевать изделие за один прогон.

Листоподборка

Листоподборкой (брошюровкой) в полиграфическом процессе называют подбор отпечатанных или сфальцованных листов/тетрадей в блоки для последующей их обработки (сшивки, склейки, и т.п.). Листоподборка выполняется на листоподборочных автоматах, которые по типу построения делятся на вертикальные (башенного типа) и горизонтальные (поточного типа).

Листоподборочный автомат вертикального типа

Машины вертикального типа представляют собой секции-«башни», установленные на станине. Секции можно подключать друг к другу, а также подключать к машине разные модули, позволяющие производить различные дополнительные операции: сшивку, обрез по переднему краю, приемку. Это облегчает и ускоряет процесс производства журналов, каталогов. Листоподборочные машины башенного типа удобны в небольших и средних предприятиях: занимают мало места и наиболее мобильны. Минус их в том, что они не предназначены для подбора сфальцованных тетрадей – это возможно только на машинах горизонтального (поточного) типа построения.

Листоподборочный автомат горизонтального типа

Машины горизонтального типа состоят из множества секций (4–12) плюс модули сшивки, обрезки и приемки. Это оборудование предназначено для больших производств. Они применяются для изготовления длинных тиражей, тиражей одного типа и коротких тиражей без смены типа и размера бумаги. Минус этих машин в большой занимаемой площади и шумности.

Скрепление

В полиграфии чаще всего применяется два типа скрепления: шитьё проволокой (или скрепками) и клеевое (так называемое бесшвейное).

При скреплении проволокой брошюра подбирается полистно (т.е. один разворот вкладывается в другой), затем весь блок фальцуется и скрепляется металлическими скрепками. Вся операция по скреплению обычно выполняется за один приём. Такой тип скрепления достаточно экономичен и применяется для брошюр с небольшим количеством полос (как правило, до 60–80, в зависимости от плотности бумаги). Для более толстых брошюр этот вид скрепления неприменим, так как полученная брошюра не будет закрываться.

При клеевом скреплении отпечатанные листы сперва фальцуются (для получения тетрадей), а уже затем подбираются и склеиваются. Скреплять таким образом в принципе можно брошюры любой полосности, но наилучшие результаты (с явно оформленным корешком) получаются при полосности не менее 60 полос. Клеевое скрепление, как правило, дороже проволокошвейного; кроме того, оно имеет свои ограничения – добиться прочного скрепления блока, напечатанного на плотной мелованной бумаге, как правило, не удаётся.

Важнейшее место в работе бизнес-психолога занимает психодиагностическая работа. Важно вовремя выявить затруднения, которые испытывает предприниматель как на этапе вхождения в бизнес, так и при появлении профессиональных личностных деструкций. Своевременная диагностика поможет более тщательно спланировать психологическую помощь предпринимателю.

Проблема профессиональной пригодности к предпринимательской деятельности

Какие качества необходимы для работы в бизнесе? Очевидно, что далеко не все люди способны заниматься бизнес- деятельностью.

Описание социально-психологических портретов предпринимателей предложили еще немецкие социологи М. Вебер (1864–1920) и В. Зомбарт (1863–1941). М. Вебер описал так называемый "предпринимательский дух", который он связывал с протестантской религией. Основным мотивом предпринимательства он считал экономический рационализм, а формой его рационализации – профессиональную деятельность. В протестантских этических принципах (минимизация догматики и ритуала, рационализация жизни) Вебер видел источник "предпринимательского духа". В. Зомбарт предложил развернутые социально-психологические портреты предпринимателей (Зомбарт, 1994).

Многие зарубежные специалисты в области предпринимательства признают существование особого комплекса личностных особенностей, свойственных успешным предпринимателям (С. Уэллс, М. Фрезе, Дж. Бойетт, Д. Бойетт).

E. Н. Емельянов и С. Е. Поварницына выделили следующие важные для бизнесмена качества (Емельянов, Поварницына, 1998):

  • 1) умение управлять людьми – ключевое качество, без которого невозможен бизнес как деятельность;
  • 2) активность, готовность действовать в условиях неопределенности – необходимо для начала бизнеса, достижения и закрепления успеха;
  • 3) системное маркетинговое мышление – от развития этих качеств, как считают авторы, зависит выживание бизнеса.

В исследованиях особенностей личности предпринимателей отечественных авторов были выделены значимые для предпринимательской деятельности блоки личностных особенностей: интеллектуальный, мотивационный, эмоционально-волевой, коммуникативный. Так, в исследовании Η. Н. Глушач были выявлены следующие психологические особенности предпринимателей: активностные особенности темперамента (эргичность, пластичность и скорость в интеллектуальной и коммуникативной сферах), стремление к независимости и сотрудничеству, готовность к риску, решительность, энергичность, оптимизм, вера в себя, потребность в доминирование, соревновательность, ориентация на собственное представление решения проблем, умение обучаться, обновляться и изменяться сообразно ситуации, уровень интеллекта. При этом была выявлена прямая связь между уровнем интеллекта, эргичностью в сфере интеллекта и эффективностью предпринимательской деятельности.

Однако многие исследования личности предпринимателя носят коллекционный характер, в лучших традициях "теории черт": выделяются различные перечни ключевых, по мнению авторов, личностных черт успешных предпринимателей. Обобщить многообразные перечни черт бывает довольно сложно. Вместе с тем большинство исследователей считают, что наличие черт успешного предпринимателя не гарантирует успеха в бизнесе. Список черт личности предпринимателя постоянно расширяется. При этом до конца не выявлена целостная структура личностных качеств, связанных с успешностью предпринимательской деятельности.

Личность предпринимателя в фокусе психологического исследования

В некоторых современных работах предпринимаются попытки выделения личностных качеств, связанных именно с успехом предпринимательской деятельности. Так, в работе Е. В. Беловой были рассмотрены личностные особенности успешных предпринимателей малого и среднего бизнеса. Автор показала, что для успешных предпринимателей характерен комплекс выраженных личностных особенностей, относящихся к эмоционально-волевой, когнитивной и коммуникативной сферам личности, а также широкий диапазон ролевых предпочтений.

Для успешных предпринимателей характерны: высокая интернальность и гибкость мышления, напряженность, высокий уровень лидерских способностей, независимость от группы, высокая направленность на развитие, деловитость и уверенность в общении, а также высокая склонность к риску, направленность на дело, высокая нервно-психическая устойчивость, развитые эмоционально-волевые качества, спокойствие, креативность, мечтательность, богатство воображения, общительность, выраженные организационные и коммуникативные склонности. Автором рассматривалась также мотивационная сфера предпринимателей. Она обнаружила, что у успешных предпринимателей наиболее часто встречаются мотивы свободы, саморазвития, борьбы и успеха, а также процессуальный мотив, в то время как мотивы статуса и власти (доминирования) встречаются редко.

По мнению автора, из полученных данных следует, что успешным предпринимателям свойственны сочетание мотива самореализации и мотива свободы, свободы и успеха, свободы и борьбы, а также свободы и процессуального мотива (рис. 4.1).

Таблица 4.1. Обобщенная описательная характеристика личностных особенностей успешных предпринимателей (Белова, 2012, с. 14–15)

№ п/п

Сфера личности

Характеристика сферы личности

Деятельностные проявления

Мотивационная

Стремление к риску и интернальность выше среднего; направленность на дело; доминирование мотива свободы в сочетании с самореализацией, успехом, борьбы и процессуальным мотивом

Разумный подход к оценке возможностей и рисков, заинтересованность в решении деловых проблем, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, принятие ответственности за собственные решения, чувство контроля за ситуацией, умение находить связи и закономерности в принимаемых решениях; стремление быть хозяином своей жизни, интерес к самой работе

Эмоционально

Высокая нервно-психическая устойчивость и хорошо развитые эмоционально-волевые качества: спокойствие, уверенность в себе и хладнокровие

Эффективность действий и выбора стратегий в условиях риска, конкуренции, отсутствия свободного времени и ситуации неопределенности; быстро ориентируются в трудных ситуациях

Когнитивная

Высокий уровень креативности, развитое воображение и гибкость мышления

Позволяет вести инновационную деятельность, принимать оригинальные управленческие решения и создавать инновации, легко и быстро переходить от одной деятельности к другой, оперативно реагировать на изменение ситуации

Коммуникативная

Развитые коммуникативные,

организаторские и лидерские склонности,

независимость от мнения группы, направленность на развитие,

уверенность,

деловитость

Непринужденно вести себя в новом коллективе, быть общительными, самостоятельными, проявляя инициативу; влиять на других людей, отстаивать свое мнение и добиваться принятия своих решений, вести за собой команду; уметь организовывать людей и настойчиво решать поставленные задачи, не боясь критики

Ролевые предпочтения

Широкий ролевой репертуар,

высокий уровень освоения ролей

Способствует успешной реализации лидерской, инновационной, практической направленностей в условиях риска

В результате факторного анализа Е. В. Беловой были выделены четыре основных фактора личностных особенностей предпринимателя:

  • 1. Лидерство (лидерский потенциал, направленность на взаимодействие, направленность на развитие, целеустремленность, отрицательное избегание неудач).
  • 2. Целеустремленность (уверенность, склонность к риску, мотивация достижения успеха, независимость).
  • 3. Практический интеллект (гибкость мышления, деловитость, направленность на дело).
  • 4. Инновационная готовность (интернальность, креативность, нервно-психическая устойчивость).

Эти факторы связаны с основными требованиями предпринимательской деятельности к личности: инновационной направленностью, практической направленностью, рисковым характером, лидерской направленностью.

В работе Э. З. Омарова исследовалась связь успешности предпринимательской деятельности с личностной зрелостью. Было выявлено, что личностная зрелость неоднозначно связана с успешностью предпринимательской деятельности: обнаружился ряд характеристик, не сопоставимых с личностной зрелостью, но детерминирующих успешность: доминирование, лидерство, готовность к риску, способность противостоять правилам и нормам.

В данной работе была отмечена совокупность качеств, характерных для успешных предпринимателей: активность, жизнестойкость, включенность, осмысленность жизни; целеустремленность, умение ставить цели и находить смыслы, "авторство" своей жизни, способность контролировать собственную жизнь и управлять ею, адаптиро- ванность и психическое здоровье, уверенность, независимость, самодостаточность, открытость новому, инициативность и активность, предприимчивость и практичность. Неуспешные предприниматели наряду с некоторыми присущими им чертами личностной зрелости (независимость, самодостаточность, самопринятие, открытость новому, стремление к саморазвитию и здоровым отношениям, ответственность, ценность настоящего, находчивость, "авторство" своей жизни, умение расставлять приоритеты) обнаружили зависимость от мнения окружающих, недостаток активности, включенности, готовности действовать вопреки трудностям.

Автором выявлены характеристики личностной зрелости, чрезмерное развитие которых вступает в противоречие с возможностью успешности в бизнесе: склонность к избыточному анализу, терпимость, социальная ответственность как безусловное принятие норм и правил. По мнению автора, успешность предпринимательства зависит не от всех черт зрелой личности, особо значимыми являются такие черты, как активность, "авторство" жизни, контроль своей жизни (внутренний локус контроля), инициативность, креативность, жизнестойкость, вовлеченность, самопринятие, умение ставить цели и находить смыслы.

Таким образом, возможно выделение определенных личностных профилей, характерных для успешных и неуспешных предпринимателей, однако поиски интегральных личностных характеристик человека бизнеса все еще продолжаются.

Диагностика профессиональной пригодности

Несмотря на все описанные трудности с определением необходимых для предпринимателя качеств, на практике перед психологом нередко встает задача определения пригодности к предпринимательской деятельности. Чаще всего такая задача возникает при профориентации молодых людей, стремящихся встать на путь предпринимательства.

Основываясь на приведенных исследованиях, мы выделили следующие блоки диагностики пригодности к предпринимательской деятельности.

  • 1. Лидерство, организационные и лидерские склонности (методика КОС).
  • 2. Толерантность к неопределенности и склонность к риску (опросник Г. Шуберта).
  • 3. Мотивация достижения успеха (опросник А. Мехрабиана).
  • 4. Внутренний локус контроля (методика УСК).
  • 5. Особенности мышления (оценка гибкости мышления).
  • 6. Креативность и инновационная готовность (тест Торренса).
  • 7. Устойчивость к стрессу и преобладающие копинг-стратегии (опросник SACS, С. Хобфолл и др.) .

Однако следует отметить, что данные психодиагностического обследования следует рассматривать как ориентир, но не как категоричный диагноз наличия или отсутствия склонности к предпринимательской деятельности.

  • Глушач Η. Н. Индивидуально-психологические особенности предпринимателей: автореф, дис.... канд. психол. наук. М., 1998.
  • Белова Е. В. Личностные особенности успешных предпринимателей малого и среднего бизнеса: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2012.
  • Омаров Э. З. Особенности личностной зрелости успешных и неуспешных предпринимателей: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тюмень, 2011.
  • Перечисленные здесь и далее методики можно найти в специализированных сборниках психологических методик, например: Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д. Я. Райгородский (редактор-составитель). Самара: Изд. дом "БАХРАХ", 1998.

К основным методам диагностики профпригодности специалистов можно отнести ряд методов. Рассмотрим их. Первый метод ограничивается определением профпригодности, при втором методе устанавливается соответствие деловых, личностных и профессиональных качеств работника требованиям предполагаемой должности, рабочего места.

Обоснованному профессиональному отбору должны предшествовать: 1) профессиографические исследования;

2) определение списка ПВК, необходимых для выполнения соответствующей профессиональной деятельности и подлежащих измерению и оценке (психограмма);

3) разработка методик и организационных процедур определения профпригодности претендентов при отборе в процессе найма;

4) организация специального кабинета и подготовка специалистов для проведения профотбора.

Профессиографические исследования состоят в изучении и анализе условий, содержания и опасностей определенного вида работ или определенной профессии. Профессиограмма как конечный результат профессиографического исследования содержит список ПВК и требований, которыми должен обладать работник для успешного выполнения данного вида работ и степени их выраженности.

В психологии труда личностные свойства группируются по разным основаниям, вычленяются и оцениваются по критерию важности для определенной профессиональной деятельности. Для каждого вида деятельности обосновывается список профессиональных качеств, которые относятся к категорий важных.

Проведенные исследования позволяют выделить и рекомендовать четыре группы профессиональных качеств, коррелирующих с успешностью деятельности. К группам профессиональных качеств относятся:

а) Профессиональные знания:

Общие профессиональные знания;

Знания, умения, навыки безопасного выполнения операций (работ, функций), входящих в должностные обязанности;

Знания и умения, позволяющие выявлять (диагностировать), предупреждать и ликвидировать опасные (экстремальные) ситуации.

б) Деловые качества:

Дисциплинированность, ответственность;

Честность, добросовестность;

Компетентность; инициативность;

Целеустремленность, настойчивость;

Самостоятельность, решительность.

в) Индивидуально-психологические и личностные качества:

Мотивационная направленность;

Уровень интеллектуального развития; эмоциональная и нервно-психическая устойчивость;

Внимание (объем, устойчивость, распределение, переключение);

Память (долговременная, оперативная);

Мышление (особенности мыслительной деятельности, способность к обучению);

Гибкость в общении, стиль межличностного поведения; склонность к злоупотреблению алкоголем (наркотиками).


г) Психофизиологические качества:

Выносливость, работоспособность;

Острота зрения; глазомер;

Цветовосприятие;

Острота слуха;

Дифференциация звука;

Дифференциация запаха;

Простая и сложная сенсомоторная реакция (скорость, точность).

Приведенный список ПВК является ориентировочным.

При проведении профессиографических исследований по конкретным видам деятельности и конкретным рабочим местам в список вносятся соответствующие коррективы или при необходимости специально формируется новый перечень качеств.

В приложении 7 представлены общие данные по приведенному списку ПВК и рекомендуемым методикам их оценки.

Экзамен - метод, основанный на проверке уровня профессиональных знаний, умений, навыков путем устного или письменного испытания по тест-заданиям, составленным по стандартной форме.

Экспертные оценки - метод, основанный на обобщении характеристик качеств испытуемого, полученных путем опроса определенного круга лиц, хорошо знающих оцениваемого: непосредственного руководителя, коллег, подчиненных и др. Он включает опрос, интервью, заполнение анкет, обработку и оценку результатов опроса.

Эффективность метода интервью оценки персонала, очень сильно зависит от содержания, техники проведения и уровня подготовки человека, который интервью проводит. На практике обычно применяется так называемое полуструктурированное интервью: основные темы и часть вопросов интервью определяются заранее, при подготовке плана интервью в соответствии с целями, ради которых интервью проводится.

С точки зрения целей, можно выделить два вида интервью:

1) интервью для оценки кандидатов при приеме на работу (включает в себя обычно следующие основные диагностические темы: происхождение, образование, профессиональная карьера, самооценка, цели и планы на будущее, особые интересы и т.п.);

Кроме решения задач диагностики в рамках интервью кандидату приходится сообщать интересующую его информацию о предприятии и о вакансии, т. е. даются ответы на естественные вопросы кандидата. Эта информация, естественно, согласовывается с руководством, а специфика интереса к ней кандидата является дополнительной диагностической информацией. Структура интервью задаёт и определённый порядок перехода от темы к теме. Можно выделить основные фазы интервью.

Интервью дает не только словесный диагностический материал, но и возможность наблюдать поведение в ситуации интервью, т. е. интерес представляет не только то, что говорит кандидат, но и как он говорит и как ведет себя.

2) интервью для оценки персонала в рамках программ развития персонала. При оценке действующего менеджерского персонала тематика интервью меняется. Анализ жизненного пути основательно делается один раз, данные сохраняются, и в последующих периодических интервью жизнеописание только пополняется данными о новых событиях.

Ситуативные методы диагностики основаны на наблюдении за поведением испытуемых в инсценированных (симулированных) ситуациях. Каждый из этих методов включает в себя две части; провоцируемую ситуацию и технику наблюдения. По содержанию ситуацийможно выделить следующие наиболее часто используемые разновидности ситуативных методов: «почтовая корзина», доклады и презентации, ролевые игры, групповые дискуссии, анализ случаев («кейс-метод»), игры на планирование, сценарный метод (Приложение 8).

Методы выбираются по результатам предварительного анализа деятельности, чтобы в провоцируемых с их помощью ситуациях существовала возможность и необходимость проявления требуемых профессионально важных качеств менеджера. Создаваемыми ситуациями управляет специально подготовленный модератор, наблюдение ведут обученные.

Психологическое тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы, имеющие определенную шкалу значений. Он включает набор стандартизированных тестов, адаптированных опросников, процедуру тестирования и оценку результатов.

Использование тестов удобно в силу высокого уровня их методической разработанности. Для каждого в зависимости от исследования, от задачи стоящей перед психологом, достаточно использовать 3-4 методики. Важно, что бы набор использованных тестов позволил описать целостный портрет и охватывал разные аспекты личности.

Набор используемых методик может включать тесты характеризующие: мотивы труда (деятельности), оценки интеллектуального развития, эмоциональной сферы, индивидуально-психологических и темпераментных качеств, качеств руководителя и психофизиологических качеств (Приложение 9).

Эффективность психодиагностической модели подтверждена на практике. Прослеженные в течении 5-20 лет судьбы людей, которым были даны рекомендации по выбору профессиональной деятельности, позволили убедиться в высокой прогностической надёжности тестов, особенно тогда когда исследования проводились специально обученным психологом .

Оценка профессиональных знании (умений, навыков) осуществляется в виде экзамена, по специальным тест-вопросам и тест-заданиям. Она может проводиться в устной, письменной форме, а так же и в автоматизированном варианте в зависимости от того, какими тестовыми материалами располагает предприятие.

Деловые качества кандидатов оцениваются экспертным путем с помощью специальных анкет. В качестве экспертов выступают лица, хорошо знающие кандидата по совместной работе, желательно по три эксперта на каждом из трех уровней: вышестоящие руководители, коллеги, подчиненные.

Индивидуально-психологические, психофизиологические, личностные качества кандидатов оцениваются методом психологического тестирования с использованием при необходимости инструментальных измерений.

Психологическое тестирование может проводиться как в бланковом, так и в автоматизированном варианте. Батарея тестов для психологического обследования определяется исходя из требований к уровню развития профессионально важных психологических качеств, предъявляемых конкретным рабочим местом, на которое принимается кандидат.

По результатам психологического тестирования делается заключение, которое кратко представляется в листе согласований. Заключение психолог должен делать развернутым, отразив в нем основные индивидуально-психологические особенности тестируемого, его сильные и слабые стороны, возможные трудности адаптационного периода и т.д.