Недвижимость

Фотографии аки фентон. Первый военный фотограф последней джентльменской войны

Летом 1957 года в Советском Союзе произошло поистине грандиозное, знаковое культурное событие в жизни страны. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, открывшийся 28 июля 1957 года в Москве, произвел настоящий фурор в сознании советских людей и имел этапное значение для советской массовой культуры последующих лет. Этот фестиваль стал самым массовым и запоминающимся событием эпохи “хрущевской оттепели”. В закрытую для иностранцев страну приехали 34 тысячи делегатов из 131 страны мира. Никогда раньше в Советском Союзе не проводилось культурно-массовое международное мероприятие такого масштаба. Смело можно сказать, что после этого фестиваля страна стала другой: более интегрированной и открытой миру.

К этому событию страна готовилась основательно: в честь фестиваля в Москве были построены новые гостиничные комплексы и парки, возведен спортивный комплекс в Лужниках, где и состоялась грандиозная церемония открытия фестиваля. Проспект Мира был назван так в связи с фестивалем. Именно в дни молодежного фестиваля на улицах столицы впервые появились автомобили «Волга» ГАЗ-21, фестивальная серия микроавтобусов РАФ-10 — так называемые «рафики», и незабываемые « » — новые комфортабельные городские автобусы.

Символом этого знаменательного молодежного фестиваля стал — знаменитый рисунок Пабло Пикассо. В связи с этим в Москве были выпущены тысячи птиц – голуби буквально заполонили улицы столицы. Эмблемой же фестиваля стал цветок с пятью лепестками, символизирующими пять континентов, а сердцевиной фестивального цветка был глобус с лозунгом «За мир и дружбу».

Очень много нового вошло в советскую жизнь после незабываемого молодежного форума 1957 года: в СССР появился , молодежь стала одеваться иначе — распространилась мода на джинсы и кеды, появились « », вошла в моду игра в бадминтон и многое другое. В рамках этого фестиваля зародился : один из фестивальных конкурсов, который в дальнейшем стал популярнейшей в СССР телевизионной игрой. А песня «Подмосковные вечера», исполненная на церемонии закрытия фестиваля, стала визитной карточкой Советского Союза на долгие годы.

В день открытия фестиваля, казалось, весь город вышел посмотреть на это красочное зрелище — к стадиону Лужники участники фестиваля ехали в открытых, празднично раскрашенных машинах и вдоль дорог их приветствовало невероятное количество людей. Сама церемония открытия в Лужниках была просто фееричной: на стадионе прошел грандиозный парад с флагами стран-участниц, а красивой кульминацией церемонии стал выпуск в небо огромного количества белых голубей.

Дух неформального общения и открытости царил в эти дни в Москве. Приехавшие в столицу иностранцы могли свободно посещать Кремль, парк Горького и другие достопримечательности города. Молодые люди свободно общались, дискутировали, вместе пели и слушали музыку, говорили обо всем, что их волновало. За дни фестиваля было проведено около тысячи мероприятий — концерты, спортивные состязания, встречи, дискуссии и выступления проходили очень интересно и оживленно. В те дни в Советский Союз приехали яркие и талантливые люди со всего мира, писатели и журналисты, спортсмены, музыканты и актеры. В числе молодых участников фестиваля был один из выдающихся писателей современности – Габриэль Гарсиа Маркес, который впоследствии написал очерк о своем пребывании в СССР.

Праздничное фестивальное лето 1957 года дало толчок к новому прорыву в музыке, живописи и литературе, изменило образ жизни миллионов советских людей. Фестиваль приоткрыл «железный занавес», который разделял мир, люди стали ближе и понятнее друг другу. Это было настоящее единение людей разных стран, разных цветов кожи, говорящих на разных языках. Идеи мира, дружбы и солидарности стали близки молодым людям всех континентов — и это самый важный итог этого знаменательного фестиваля.

Главная > Документ

В.Солонин «На VI всемирный фестиваль молодежи и студентов». 1956 г.

Очерк 10

«…Мы мечтою о мире живём…»

28 июля 1957 года в Москве открылся VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Пятнадцать дней и ночей – с 28 июля по 11 августа 1957 г. – над Москвою цвела разноцветная фестивальная ромашка с пятью лепестками-континентами. На это время советская столица превратилась в центр «юности земного шара». Казалось, что все государства прислали в столицу СССР своих представителей. Действительно, по количеству участников VI фестиваль не имел себе равных. На главный форум молодёжи планеты собрались 34 тысячи человек из 131 страны мира! Событие это смело можно назвать эпохальным для молодёжного и фестивального движения. Но главное было не только в этом. Впервые за десять лет своего существования грандиозный молодёжный форум проходил в СССР. Фестиваль становился делом огромного политического значения: «Советской молодёжи выпала большая честь принять у себя дома молодых участников фестиваля со всего мира. Эта честь ко многому обязывает молодых хозяев нашей страны. Надо принять гостей так, чтобы они, возвратясь из СССР, остались бы навечно нашими лучшими друзьями и рассказывали бы у себя правду о нашей великой и прекрасной стране, о нашем замечательном и мирном народе» 1 . Поэтому неудивительно, что подготовка к фестивалю вызвала отклик в юных сердцах сотен тысяч молодых людей по всему Советскому Союзу. Целый год по всей стране шла подготовка к фестивалю. Проходила она и в Тамбовской области. Однако на Тамбовщине работа осложнялась крайне низким уровнем культурно-массовой работы среди молодёжи. Вот что говорили об этом сами тамбовские комсомольцы: «… хотя в нашей области есть три вуза и около двадцати техникумов, в которых учатся несколько тысяч юношей и девушек, у нас не практикуются никакие студенческие сборы. Почему бы например, не провести студенческий фестиваль, спартакиаду или конференцию, почему бы не организовать студенческие смотры самодеятельности, соревнования между комсомольскими организациями вузов и техникумов, выставки студенческих научных работ?» 1 Ещё хуже обстояло дело на селе: «В отделе культуры, да и в клубах с утра до позднего вечера пекутся только о кино. В Ивановском сельском клубе, например, за декабрь прошлого года было продемонстрировано 67 сеансов – по 2-3 сеанса ежедневно. Спрашивается: когда же там вести другую работу?», «…в сёлах Периксе, Грязнуше, в большинстве мелких и отдалённых посёлков колхозники месяцами не слушают лекции и доклады. Там нет радио, газеты туда доходят на четвёртый-пятый день. Организаторов культурно-массовой работы среди молодёжи здесь не увидишь» 2 . Такая же ситуация складывалась и в совхозе «Зелёный гай» Мичуринского района. Газета «Комсомольское знамя» сообщала: «Наша молодёжь досуг проводит хуже, чем могла его проводить. Красный уголок у нас есть, но нет в нём ничего, что могло бы заинтересовать молодёжь. Всё развлечение заключается в просмотре кинофильмов, а иногда и в танцах» 3 . Конечно, не везде в области наблюдалась такая картина. Всё-таки делу активизации участия молодёжи в фестивальном движении уделялось огромное внимание. Для того, чтобы попасть на московский фестиваль, необходимо было, прежде всего, проявить себя на городском, районном, областном и т.д. уровнях: «Это будут лучшие из лучших молодых людей, которые завоюют право быть на фестивале, прежде всего, трудовыми подвигами, успешной учёбой. Поэтому необходимо нашей молодёжи сейчас развернуть социалистическое соревнование на предприятиях, в колхозах, МТС, совхозах, во всех производственных и учрежденческих коллективах за выполнение и перевыполнение производственных планов шестой пятилетки» 1 . В свою очередь, учреждения культуры (прежде всего клубы и избы-читальни) должны были «всемерно активизировать пропаганду на право участия на фестивале, должны развернуть художественную самодеятельность: разучивать наши советские песни, совершенствовать танцы и все другие виды самодеятельности с тем, чтобы показать зарубежным гостям наши культурные и художественные ценности, накопленные за 40 лет советской власти» 2 . Не меньшую роль играла и финансовая заинтересованность молодёжи. И дело заключалось не только в меркантильном интересе: многие испытали страдания, которые принесла советскому народу Великая Отечественная война, и узнали, что такое тяжкий физический труд. Таким образом, победителям областного конкурса на лучшую молодёжную песню, посвящённую фестивалю, полагались довольно существенные премии – «первая – 400 рублей, вторая – 300 рублей» 3 . В дальнейшем на победителей этого конкурса, как и других (на лучшее стихотворение, короткий рассказ, художественный очерк, рисунок, фотографию) распространялись и путёвки на московский фестиваль 4 . Подготовка к всемирному форуму молодёжи началась задолго до его проведения. Во время подготовки VI Всемирного фестиваля тамбовская комсомольская организация вписала в летопись своей истории немало славных дел. Прежде всего, фестивальное движение затронуло комсомольские организации крупнейших учебных заведений области. Одним из первых в работу включился коллектив тамбовского Дома учителя 5 . В январе 1957 г. по инициативе бюро ВЛКСМ и студентов Т. Солововой, И. Загороднева, Л. Исьемина, Л. Пономарёвой, М. Фёдорова, Т. Ивановой вечер, посвящённый фестивалю состоялся и в Тамбовском педагогическом институте 1 . Активно готовились к фестивалю и учащиеся других учебных заведений: Тамбовского суворовского училища 2 , Мичуринского педагогического института 3 . Тамбовское студенчество и молодёжь с воодушевлением осваивали все направления подготовки к мировому форуму, в том числе их непосредственно интересовали вопросы организации фестиваля. Для организации мероприятий и приобретения ценных призов для победителей использовались средства, заработанные молодыми активистами. Одним из путей получения средств являлась денежно-вещевая лотерея «Всесоюзный фестиваль молодёжи», которую проводил Комитет молодёжных организаций СССР. Только в одном городе Моршанске билетов лотереи было продано около 34,5 тысяч на общую сумму свыше 103 тысяч рублей. Особую роль в их приобретении и распространении сыграли молодёжь и особенно комсомольцы районного центра: «Много билетов распространили комсомольцы-активисты среди рабочих и служащих махорочной фабрики, станции Моршанск, автотранспортной конторы, межрайонной мастерской капитального ремонта, студентов учебных заведений» 4 . Буквально за несколько дней были проданы билеты лотереи и в совхозе «Сампурский». Всего комсомольцами совхоза было распространено билетов на 1 800 рублей 5 . Ещё одной формой подготовки к фестивалю стало шефство советской молодёжи над иностранными делегациями, прибывающими на VI Всемирный фестиваль в Москву. Подготовительный комитет фестиваля поручил Тамбовской области шефство над делегацией из Швейцарии. Юноши и девушки Тамбовщины должны были подготовить не менее одной тысячи сувениров, которые должны были отобразить «особенности нашей области – родины И.В. Мичурина, особенности каждого города, района» 1 . Так, комсомольцы Моршанской суконной фабрики Нелли Трубицына и Валентина Збруева специально для швейцарских гостей изготовили из разноцветных кусков бобрика эмблемы фестиваля 2 . Тамбовские студенты подготовили для иностранных гостей очень много альбомов, фотографии и рисунки которых рассказывали о жизни молодёжи нашей области, городах и сёлах Тамбовщины. Например, второкурсники исторического факультета Тамбовского пединститута изготовили альбом, посвящённый своей научной работе – участии в археологической экспедиции, организованной Тамбовским краеведческим и Московским историческим музеями 3 . Тамбовская молодёжь также подготовила большое количество национальных костюмов народов СССР и стран «народной демократии» 4 . Только одна пионерская дружина Инжавинской средней школы, под руководством старшей пионервожатой Ларгиной, изготовила для фестиваля 126 национальных костюмов 5 . Огромное количество дел было сделано тамбовскими комсомольцами для украшения своих родных мест. В начале мая 1957 года в память о фестивале комсомольцы села Старо-Сеславино Первомайского района высадили в родном селе 5500 молодых лип, вязов, клёнов 6 . Вспомним, что свой вклад в подготовку к фестивалю внёс и знаменитый Пабло Пикассо, придумавший рисунок для фестивального платка – фигуру Голубя мира. Одним из основных событий Московского фестиваля должен был стать выпуск тысяч голубей в небо над Лужниками. Тамбовские комсомольцы внесли свою лепту и в это событие! Специально для Московского фестиваля к выращиванию белых голубей приступили молодёжь Мичуринска 1 , Сосновского 2 и Красивского районов 3 . Комсомольцы области отмечали наступление фестиваля и трудовыми подвигами. «У нас, советских людей, так уж заведено: свои праздники мы встречаем трудовыми подарками» – восклицала газета «Комсомольское знамя» 4 . Например, помощник мастера ткацкого цеха Моршанской суконной фабрики Николай Насонов выступил с предложением: вырабатывать суровье, не требующее дополнительной чистки. И все 30 ткацких бригад фабрики стали работать по методу комсомольца, что привело к увеличению производительности труда на 3 процента 5 . Механик литейного цеха Тамбовского котельно-механического завода Дмитрий Павлов внёс четыре рационализаторских предложения, давшие экономию 9000 рублей в год 6 . Комсомольцы Тамбовского птицекомбината для участников областного фестиваля изготовили 10 тонн мороженого 7 . Молодые работники треста зелёного хозяйства к фестивалю высадили на улицах города свыше миллиона цветов 8 . Комсомольцы деревообделочного цеха завода «Ревтруд» Николай Левчук и Василий Копылов по собственному почину изготовили эмблему районного фестиваля, несколько флагштоков и макетов голубей, а Алла Чичканова и Тоня Шульчева смастерили для фестиваля цветы из бумаги 9 . Комбайнёр Кулеватовской МТС комбайнёр Григорий Митин убрал 205 гектаров озимых хлебов и в честь Всемирного фестиваля обязался убрать не менее 600 гектаров зерновых 10 . Большим трудовым подъёмом встретили мировой молодёжный форум и комсомольцы Арженской фабрики. Аппаратчик Валерий Бражников выполнил сменное задание на 108 процентов, а прядильщицы Римма Хрущёва и Лилия Мурзина перевыполнили норму на 14-15 процентов. При этом, как отмечала газета «Комсомольское знамя», такое положение дел, такой энтузиазм был характерен и для большинства других предприятий города и области. Например, в медно-аппаратном цехе завода «Комсомолец» бригада Дьякова выполняла специально к фестивалю по две с половиной нормы в смену, а «ещё большая выработка у бригад Филиппова, Блохина и Стрельцова» 1 . Готовились к фестивалю и молодые рабочие Рассказовской прядильно-трикотажной фабрики. Так, вязальщица Анна Терентьева ежедневно выполняла производственные задания на 200 процентов, а ткацкая бригада Зои Родионовой выполнила производственный план 1956 года на 134 процента 2 . Надо отметить, что подготовка к фестивалю внесла свежую струю и в развитие школьной самодеятельности и творчества, помогла выявить новые таланты. Школьники Тамбовщины подготовили тысячи подарков для делегатов фестиваля. Неслучайно газета «Комсомольское знамя» писала: «Советские школьники с нетерпением ждут фестиваль. И пусть не каждому посчастливится в нём участвовать, но каждый хочет сделать что-то такое, чтобы Московский фестиваль был весёлым, самым красивым, самым ярким, чтобы посланцы народа увезли с него в сердцах горячую любовь к нашей стране, к нашему народу. Пусть каждый учащийся, каждый комсомолец и пионер подготовит подарок участникам фестиваля!» 3 . Мичуринские школьники послали на фестиваль «яблоки дружбы». Все пионеры и школьники области поддержали такую инициативу мичуринских ребят и каждая школа Тамбовщины, в которой был сад, отправила в Москву яблоки. Так, только ученики одной Старо-Юрьевской средней школы послали на фестиваль около двух центнеров яблок 1 . Всего же пионеры и школьники Тамбовской области отправили в подарок гостям фестиваля 30 тонн яблок 2 . Учащиеся школы №7 города Тамбова решили послать в Москву подарочные пакеты для яблок, а в мичуринской школе №2 также решили изготовить красивые пакеты и ящики для яблок 3 . Ученики Старинской семилетней школы Никифоровского района отправили в подарок участникам Московского фестиваля искусно сплетённые корзины с вплетёнными фотографиями Ивана Владимировича Мичурина 4 . Школьники Сосновского района в подарок зарубежным гостям приготовили портреты В.И. Ленина, рамки, шкатулки 5 . Учащиеся 52-й школы города Тамбова выпилили шкатулку. Ученики Рассказовской школы для глухонемых также послали резные вазы, рамки, шкатулки. Девятиклассник одной из тамбовских школ Петров написал тушью на шёлковом полотне портрет Ленина 6 . Пионеры 5 и 6-го классов тамбовской школы №5 Валя Данилина, Светлана Горгадзе, Валя Масленникова и другие изготовили в подарок участникам шестого Всемирного фестиваля 60 записных книжек 7 . Юннаты школы №8 Тамбова вырастили около 30 тысяч цветов, часть из которых была направлена на украшение улиц города, а часть – в Москву, в подарок зарубежным гостям 8 . Аналогичный подарок сделали и ученики мичуринской школы №10, которые отправили в столицу собственноручно выращенные 10 тысяч цветов 9 . Но не только такими подарками отличились тамбовские школьники. В школе №21 города Тамбова в честь международного фестиваля учениками был проведён вечер на английском языке 10 . Школьники области установили переписку со сверстниками в социалистических странах, в учебных заведениях создавались интернациональные уголки 1 . Хочется отметить, что подрастающее поколение отличилось, не только придумывая подарки для международного фестиваля молодёжи, но и для областного. Так, своеобразный подарок его участникам сделали школьники Тамбова, которые провели работу по озеленению улиц родного города. Например, ученики школы №16 озеленили улицу Чичканова 2 . Как мы видим, работа кипела вовсю. Пионерские, комсомольские организации, да и все молодёжные объединения области также проводили свои фестивали, где отбирали самых достойных участников – певцов, спортсменов, танцоров, литераторов для участия в первом областном фестивале молодёжи. Генеральной репетицией первого областного фестиваля являлись фестивали низового уровня. Фестивали в нашей области проходили самые разнообразные. Отличались они и по программе мероприятий, и по количеству участников, и по времени проведения и, конечно же, по масштабу. Одной из самых необычных, но достаточно распространенных форм фестиваля, были школьные. Например, такой фестиваль прошёл в тамбовской школе №7 3 . Прошли фестивали и во всех районах Тамбовской области. Самым первым районным фестивалем, проведённым на Тамбовщине, стал районный фестиваль в Шехмани, состоявшийся в январе 1957 года 4 . В мае – июне 1957 года районные фестивале прошли и в других районах. Особенным размахом и продолжительностью отличались фестивали в Моршанске и Мичуринске. Прошёл такой фестиваль и в областном центре. На его подготовку были брошены лучшие силы молодёжных, творческих, спортивных и общественных организаций. Для тогдашнего Тамбова подобное мероприятие было событием из ряда вон выходящим, и готовились к нему заранее все районы области. Газета «Тамбовская правда» в номере от 15 июня 1957 года писала: «Необычно оживлён и празднично шумлив сегодня Тамбов. Тысячи юношей и девушек съехались сюда – из Рассказова и Мичуринска, из Инжавина и Сампура, из других городов и сёл области, с предприятий, из колхозов и совхозов. На свой первый областной фестиваль молодёжь приехала с радостным желанием – рапортовать об успехах, и прежде всего – о трудовых успехах» 1 . Вторила ей и газета «Комсомольское знамя»: «Токарёвцы, мичуринцы, моршанцы, юрловцы – представители двенадцати районов и городов области привезли изумительные образцы творческой выдумки» 2 . На «праздник юности» в Тамбов прислал своих лучших представителей Каменский район. Было их сорок человек «сорок лучших молодых производственников». Среди них были строитель, секретарь комсомольской организации колхоза «Путь коммунизму» Борис Федосов и круглая отличница, ученица Моздокской семилетней школы Зинаида Штырлина, доярки Мария Ермолаева из колхоза «Новая жизнь», и Валентина Фролова из колхоза имени Калинина и телятница колхоза «Красная заря» Нина Соболь, Виктор Михеев, пастух колхоза имени Ленина, и Людмила Кулакова, звеньевая кукурузоводческого звена из колхоза имени Сталина. Все они отличились высокими трудовыми показателями и тем заслужили право участия в фестивале 3 . Заслужили это право и сотни молодых людей из других районов области. Среди них комсомольцы-животноводы колхозов имени Коминтерна и «Заря Ильича» Мичуринского района, лучшая доярка Платоновского района Валентина Пеньшина из колхоза имени Дмитрова, бригада ткачей Николая Насонова с Моршанской суконной фабрики, сампурские свинарки Клавдия Чичканова и Галина Михальчук, каменщик из Уваровского района Анатолий Ильин и тамбовский машинист Николай Шупилов и многие другие передовики производства 1 . И вот наступил самый важный момент, ради которого и шла такая активная подготовка. В дни фестиваля Тамбов превратился в шумный и яркий муравейник, в бушующее море знамён и плакатов, транспарантов и макетов. Вспоминая о произошедшем в недалёком прошлом событии газета «Комсомольское знамя» писала: «Наш старый русский Тамбов. Не узнать тебя было в эти дни. Умытый тёплым дождём, украшенный изумительной радугой народного творчества, ты весь искрился задором и молодостью, счастьем и любовью» 2 . По городу с самого утра двигались разноцветные колонны, символизировавшие историю и различные ипостаси молодёжного движения и в нашей стране, и в мире в целом. «На Коммунальной улице строится колонна «Ленинский комсомол». Сколько здесь интересных выдумок, как величественно выглядели сегодня пять орденов прославленного в боях и труде Союза ленинской молодёжи. Вся колонна – живая летопись подвигов. Здесь и мужественный Павел Корчагин и отважная Зоя Космодемьянская, и весёлые покорители целинных земель, – вся наша трудовая Тамбовщина» 3 . Дополнительные впечатления добавляли и броневик, на котором, вытянув вперёд руку, стоял Ленин, и молодые комсомольцы, одетые в выгоревшие гимнастёрки и увешанные патронными лентами, тачанка Анки - пулемётчицы, Василий Иванович Чапаев и настоящие участники кровавых событий Гражданской войны, «ветераны революции – участники боевых событий на Тамбовщине» 4 . Дополнительный колорит добавляли и другие колонны – участники фестиваля: «Счастье в труде» – «главная колонна фестиваля», «Дружба народов» – «самая весёлая, самая задорная», «более строго, более взволнованно» была оформлена колонна «Миру – мир!». Сквозь зелень улиц, сквозь толпы зрителей текла эта яркая река! И повсюду «сотни лозунгов, плакатов, стаи бумажных белых и голубых голубей» 1 . Праздник открылся красочным шествием, которое стартовало с площади имени В.И. Ленина, прошло по центральным улицам Тамбова и завершилось на стадионе «Динамо», где и состоялось открытие I областного фестиваля молодёжи. Празднично наряженный стадион уже ждал участников, повсюду виднелись лозунги: «Долой войну!», «Наш труд сильней атомных бомб!», «Вон американцев с Ближнего Востока!», «Нам нужен мир!». Небо хмурилось, но «нет ни одного хмурого лица». На открытие фестиваля собрались представители всех районов Тамбовщины, школьники, воины Советской Армии, несколько тысяч юношей и девушек. Город бурлил: все, кого не вместил стадион, растеклись по окрестным улицам. На стадионе участники выстроились стройными рядами. Звучали оркестры, многотысячный хор. «И вдруг, словно дыханием ветра, спортсмены, колонны участников отодвигаются к зелёной стене против трибун. Откуда-то сверху, словно из-за тучи, на зелёное поле спускается чудо-машина наших дней – вертолёт» 2 . Из кабины вертолёта два пионера вынесли флаг фестиваля. Право поднять флаг фестиваля было предоставлено лучшим труженикам области. После прикрепления флага к флагштоку по всему стадиону раздались звуки гимна СССР. «Вверх взвивается яркое пламя фестивального факела. Весь стадион, все прилегающие к нему улицы рукоплещут. Первый фестиваль молодёжи Тамбовщины открыт» 3 . Начинался торжественный марш колонн, выступления гимнастов, школьников, художественных коллективов. Со стадиона праздник плавно перетёк на улицы и открытые площадки города. Программа фестиваля была обширной и многообразной, в ней поистине нашлось место для каждого деятельного и любознательного молодого человека: на площадях города, на открытых площадках, на улицах, в клубах и на стадионах проходили спортивные состязания, соревнования авиамоделистов, конкурсы самодеятельности, концерты, в которых принимали участие лучшие представители районов, передовики и ударники. Программа фестиваля была расписана буквально по часам: отчётные концерты участников художественной самодеятельности проходили на сценах городского клуба «Знамя труда», клуба завода «Ревтруд» и Дома учителя, где были представлены творческие коллективы Дегтянского, Жердевского, Платоновского, Тамбовского, Рудовского, Покрово-Марфинского, Пичаевского, Ламского, Сампурского, Моршанского, Мичуринского и Гавриловского районов, а также Тамбовского пединститута, междугородной телефонной станции и анилинокрасочного завода 1 . Концерты проходили во всех парках, клубах, на открытых эстрадах, на полянах и аллеях. Свыше 25 мест областного центра стали местами проведения концертов, засверкали праздничными огнями иллюминаций. Желающим было на что посмотреть! И хотя отдельные отчётные концерты коллективов художественной самодеятельности проходили и во второй день фестиваля, основными событиями 16 июня стали спортивные мероприятия. Соревнования по основным видам спорта – волейболу, баскетболу, лёгкой атлетике проходили по «олимпийской системе» – проигравшие выбывали из борьбы. На стадионе «Спартак» проходили выступления гимнастов и массовый фестивальный танец молодёжи Промышленного района Тамбова, на стадионе «Динамо» состязания легкоатлетов, волейболистов, баскетболистов и футболистов. На одноимённой водной станции проводились соревнования пловцов. За Цной, в районе Каменного моста – велокросс на приз областной газеты «Комсомольское знамя». На тамбовском ипподроме проводились скачки. О том, насколько активно готовились молодые спортсмены к фестивалю, говорит огромное количество областных рекордов, установленных во время спортивных соревнований фестиваля. Так, студент педагогического института Виталий Житенёв установил сразу два рекорда – в беге на 1500 и 800 метров 1 . Дважды рекордсменом фестиваля стал и суворовец В. Ивашкин, который, взяв планку в 1 метр 82 сантиметра, побил рекорд по прыжкам в высоту, установленный ещё в 1939 году и прыгнул тройным прыжком на 14 метров 26 сантиметров 2 . Победителями и лауреатами фестиваля также стали успешно выступившие в соревнованиях по лёгкой атлетике комсомольцы Н. Чудопал, О. Пудовкин, А. Перепелкин, в. Жучков и многие другие, среди районных спортсменов чемпионами I областного фестиваля стали Акельев из Пичаево, Кирьяков из Мичуринского района, Кондрашкова из Ржаксы. В состязаниях пловцов отличилась М. Зайцева из Кирсанова. В областном первенстве по волейболу среди мужчин победителем, после долгой и упорной борьбы, стала команда Ржаксинского района, а среди женщин – Сосновского. В баскетболе и у мужчин, и у женщин, первенствовала команда Центрального района города Тамбова, команда которого также одержала победу и в соревнованиях легкоатлетов. Победителями среди пловцов стали спортсмены Кирсановского района 3 . В одном из самых массовых по количеству участников соревновании – областном велокроссе на приз газеты «Комсомольское знамя», участие в котором приняли 120 мужчин и 70 женщин из всех уголков Тамбовской области – одержали победу Евдокимова из Уваровского района и рассказовец Кулагин. Отдельно зачёт в кроссе вёлся и по группе городов и районов, где чемпионами были признаны команды Центрального района города Тамбова и команда Тамбовского района 4 . Кульминацией закрытия фестиваля стал настоящий костюмированный карнавал: «надеваются костюмы, маски. Город преобразился. Весёлой шумной толпой идут по городу самые причудливые фигуры в масках животных и зверей, птиц. Кого здесь только нет! Рядом с изящным меланхоликом Евгением Онегиным в цилиндре браво шагают мушкетёры с лихо закрученными усами», а «вдоль аллей выстроились забавные яркие фигуры: вот трёхметровый клоун, играющий на гармонике, важный лев с трубкой в зубах, сидящий за рулём автомобиля, смешной пёсик, усердно дующий в трубу, и много других» 1 . Многие участники карнавала были одеты в костюмы народов СССР и народов мира. Пожалуй, никогда ещё Тамбов не видел такого разнообразия и разноцветья одежд. Длиннополые бархатные кафтаны и сарафаны русских, просторные рубахи и орлиные перья в волосах индейцев, сари индианок, костюмы венгров, испанцев, мексиканцев, китайцев и многих других народов. Вечером, на противоположном берегу Цны был зажжён «большой прощальный» пионерский костёр дружбы. Ровно в 22.30 в Городском саду секретарь областного комитета ВЛКСМ и председатель областного фестивального оргкомитета Ю.Ф. Сепелёв объявил итоги фестиваля и вручил кубки, вымпелы, дипломы районам, городам - победителям. Первое место на областном фестивале занял Центральный район города Тамбова, второе – Мичуринск, третье – Моршанск. Среди районных комсомольских организаций первое место оказалось у Тамбовского сельскохозяйственного района, второе и третье места присуждены Лысогорскому и Мичуринскому районам 2 . Фестиваль подходил к концу. Тысячи людей пели «Гимн демократической молодёжи»: «Дети разных народов, мы мечтою о мире живём…». Флаг первого областного фестиваля молодёжи медленно опустился. Высоко в небо взвились тысячи разноцветных ракет, которые рассыпались в тёмной синеве золотым дождём. Фестиваль закрыт. В эту ночь Тамбов не спал… Но неутомимые тамбовские комсомольцы не остановились на достигнутом. Активное участие так пришлось им по душе, что они решили поучаствовать и во многих других фестивальных мероприятиях. Ещё в начале июня 1957 года в Воронеже состоялся межобластной фестиваль молодёжи десяти центральных областей РСФСР. Честь Тамбовской области отстаивали 170 лучших юношей и девушек области. Несмотря на некоторые недостатки, тамбовская молодёжь очень хорошо выступила на нём. За исполнение русских народных песен третье место в фестивальном конкурсе занял хор Моршанской суконной фабрики. Достаточно высоко были оценены выступления силовых акробатов Макарова и Гололобова из Тамбова, ансамбль скрипачей Тамбовского музыкального училища. Все они получили дипломы второй степени. С большим успехом выступили на конкурсе солисты Е. Чекомасова и Л. Кулакова из Моршанска, Л. Кузнецова из Мичуринска, коллектив струнного оркестра клуба «Авангард» 1 . Самые достойные и активные участники местных фестивалей, из всех уголков огромной страны, съезжались в Москву, на фестиваль Всемирный. Были там и делегаты от нашей области. Всего от Тамбовской области в Московском фестивале принимали участие 700 делегатов. Обладателями права войти в состав тамбовской делегации становились, прежде всего, победители специального соревнования, устроенного бюро обкома ВЛКСМ. Бюро обкома ВЛКСМ особо определило, что «высокой чести поехать на праздник в Москву будут удостоены: 60 лучших молодых доярок из тех, которые к 1 июля надоят от каждой коровы свыше 2 тысяч килограммов молока в колхозе и свыше 2,5 тысячи килограммов в совхозе; 3 лучшие комсомольско-молодёжные тракторные бригады; 3 кукурузоводческих и 3 свекловодческих звена; по две молодые свинарки и по одной птичницы от каждого района, добившиеся на 1 июля лучших результатов в работе» 1 . Местным комсомольским организациям предлагалось подумать и о том, кого из молодых учителей, агрономов, врачей, инженеров, работников культурно-просветительских учреждений, комсомольских активистов, студентов и учащихся они будут представлять к награждению путёвкой 2 . Путёвкой на Всемирный фестиваль молодёжи награждались даже члены домкомов и владельцы домов, если их дом был признан лучшим по украшению 3 . Среди них были слесари Иван Поднебеско и Борис Медведев с завода «Ревтруд» 4 , заведующий складом Тамбовской мебельной фабрики №2 Анатолий Воробьёв 5 , шофёр колхоза имени Докучаева Умётского района Николай Щербинин 6 , 21 учащийся школ и училищ трудовых резервов городов Тамбова, Рассказова и Котовска 7 и многие другие. Что же это были за люди? Газета «Комсомольское знамя» писала: «Рано лишилась отца Маша Брыксина. Колхоз в год окончания войны ещё не стал на ноги. Вместе со взрослыми ей приходилось поднимать общественное хозяйство. Любое дело Маше стало по плечу и под силу. А осенью прошлого года Маша Брыксина вместе со своей подругой Ниной Антиповой пришла в правление и попросилась на молочно-товарную ферму дояркой. Быстро освоилась с новым делом молодая работница фермы. И уже весной переходящий красный вымпел нередко вручали Маше Брыксиной. Вскоре все убедились, что не зря она в начале года брала на себя высокое обязательство: надоить по 4 тысячи литров молока в год. За прошедшие шесть с половиной месяцев она уже надоила 2125 литров от каждой из 10 закреплённых за ней коров.Тепло провожают юноши и девушки колхоза имени Ворошилова (Никифоровского района – В.С.) в Москву на VI Всемирный фестиваль своего лучшего представителя, передовую доярку Марию Брыксину» 8 . Итак, со дня проведения VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов прошло более полвека. О глобальных изменениях в нашей стране, обществе вряд ли уместно говорить в данном очерке. Хочется лишь отметить, что одолев все преграды, Голубь мира – крылатый символ фестиваля, молодости и дружбы – всё-таки долетел и до наших дней, напоминая каждому, что темы сохранения мира на планете, равенства среди народов и развития молодёжного и студенческого творчества всё-таки по-прежнему актуальны. 1 Активнее готовиться к Всемирному фестивалю молодёжи (Письмо из Москвы) // Комсомольское знамя. 1957. 30 янв. 1 Шифрин Г. Коль дружить, так дружить… // Комсомольское знамя. 1956. 21 окт. 2 Клепинин И., Ломакин Е. Когда коммерция одерживает верх // Комсомольское знамя. 1957. 8 февр. 3 Иванов В. Почему скучно? // Комсомольское знамя. 1956. 16 дек. 1 Активнее готовиться к Всемирному фестивалю молодёжи (Письмо из Москвы) // Комсомольское знамя. 1957. 30 янв. 2 Там же. 3 Лейся песня фестивальная // Комсомольское знамя. 1956. 9 дек. 4 Комсомольское знамя. 1957. 20 февр. 5 Навстречу фестивалю // Комсомольское знамя. 1956. 14 дек. 1 Фарышева Л. Фестивальный вечер // Комсомольское знамя. 1957. 13 янв. 2 Марченко А. Навстречу празднику // Комсомольское знамя. 1957. 20 янв. 3 Сироткина Л. Отдыхать красиво и спользой // Комсомольское знамя. 1957. 13 февр. 4 Продано свыше 34 тысяч лотерейных билетов // Коммунист (Моршанск). 1957. 14 апр. 5 Шлыков П. Билеты проданы // Комсомольское знамя. 1957. 6 марта. 1 Комсомольское знамя. 1957. 15 марта. 2 Подарки текстильщиков зарубежным гостям // Комсомольское знамя. 1957. 17 апр. 3 Журавлёва Р. С любовью и мастерством // Комсомольское знамя. 1957. 12 июня. 4 Там же. 5 Пашкевич Н. До фестиваля 44 дня! // Комсомольское знамя. 1957. 26 апр. 6 Трудовые подарки // Комсомольское знамя. 1957. 14 июня. 1 Рымашевский В. Больше голубей для фестиваля // Комсомольское знамя. 1957. 1 марта. 2 Поротников В. Коротко // Комсомольское знамя. 1957. 5 мая. 3 Ракшин П. Накануне праздника юности // Комсомольское знамя. 1957. 17 марта. 4 Ускова З. Подарки фестивалю // Комсомольское знамя. 1957. 20 янв. 5 Трудовые подарки // Комсомольское знамя. 1957 14 июня. 6 9000 рублей экономии // Комсомольское знамя. 1957. 21 июня. 7 Теплякова А. Ешьте на здоровье! // Комсомольское знамя. 1957. 14 июня. 8 Кожина Т. Миллионы цветов // Комсомольское знамя. 1957. 14 июня. 9 Тимофеев Н. Так было раньше // Комсомольское знамя. 1957. 10 июля. 10 Заусалин В. В честь фестиваля // Комсомольское знамя. 1957. 31 июля. 1 В честь фестиваля // Комсомольское знамя. 1957. 2 авг. 2 Ускова З. Подарки фестивалю // Комсомольское знамя. 1957. 20 янв. 3 Ко всем школьникам Тамбовщины // Комсомольское знамя. 1957. 1 марта. 1 Краснокутская С. Яблоки – фестивалю // Комсомольское знамя. 1957. 3 апр. 2 Яблоки дружбы // Комсомольское знамя. 1957. 14 июня. 3 Там же. 4 Клепинин И. Просто, изящно, красиво // Комсомольское знамя. 1957. 14 апр. 5 Поротников В. Коротко // Комсомольское знамя. 1957. 5 мая. 6 Журавлёва Р. С любовью и мастерством // Комсомольское знамя. 1957. 12 июня. 7 Кавелин В. Наши подарки шестому Всемирному // Комсомольское знамя. 1957. 10 июля. 8 Комсомольское знамя. 1957. 15 мая. 9 Таиров А. Цветы для Москвы // Комсмольское знамя. 1957. 24 мая. 10 Комсомольское знамя. 1957. 17 апр. 1 Очерки истории Тамбовской организации КПСС. С. 275. 2 Наш подарок фестивалю // Комсомольское знамя. 1957. 28 апр. 3 В школе фестиваль // Комсомольское знамя. 1957. 8 марта. 4 Лучников И. Районный фестиваль // Комсомольское знамя. 1957. 20 янв. 1 Тамбовская правда. 1957. 15 июня. 2 Факел горит, фестиваль открыт // Комсомольское знамя. 1957. 16 июня. 3 Чуканов В. Они приедут на праздник // Комсомольское знамя. 1957. 9 июня. 1 С приездом, друзья! Добро пожаловать! // Комсомольское знамя. 1957. 14 июня. 2 Тамбов праздничный // Комсомольское знамя. 1957. 19 июня. 3 Факел горит, фестиваль открыт // Комсомольское знамя. 1957. 16 июня. 4 Тамбов праздничный // Комсомольское знамя. 1957. 19 июня. 1 Факел горит, фестиваль открыт // знамя. 1957. 16 июня. 2 Там же. 3 Там же. 1 Пусть звучат песни! // Комсомольское знамя. 1957. 19 июня. 1 Два рекорда Виталия Житенёва // Комсомольское знамя. 1957. 19 июня. 2 17-летний юноша бьёт рекорд 18-летней давности // Комсомольское знамя. 1957. 19 июня. 3 Чемпионы областного фестиваля // Комсомольское знамя. 1957. 19 июня. 4 Областной велосипедный кросс на призы газеты «Комсомольское знамя» // Комсомольское знамя. 1957. 19 июня. 1 Веселись от всей души // Комсомольское знамя. 1957. 19 июня. 2 Там же. 1 Блохин А. На конкурсе в Воронеже // Комсомольское знамя. 1957. 23 июня. 1 Кто от нашей области поедет на VI Всемирный и первый Всесоюзный фестиваль молодёжи и студентов // Комсомольское знамя. 1957. 13 марта. 2 Там же. 3 Комсомольское знамя. 1957. 31 мая. 4 Принцев Л. Парни с одного завода // Комсомольское знамя. 1957. 19 июля. 5 Милосердов С. Комсомольский вожак // Комсомольское знамя. 1957. 24 июля. 6 Клепинин И. Шофёр Щербинин // Комсомольское знамя. 1957. 24 июля. 7 Анисимов А. Вместе с другими // Комсомольское знамя. 1957. 26 июля. 8 Клепинин И. Доярка Мария Брыксина // Комсомольское знамя. 1957. 26 июля.

Роджер Фентон был одним из первопроходцев британской фотографии и первым официальным военным фотографом.


Фентон родился 20 марта 1819 года в Хейвуде (графство Ланкашир). Его дед был богатым производителем хлопка и банкиром, отец - банкиром и членом парламента. Роджер был четвертым из семерых детей отца от первого брака. Со второй женой у его отца родилось еще десять детей. В 1838 году Фентон поступил в Университетский колледж Лондона, изучал английский язык, математику, литературу и логику и в 1840-м получил степень бакалавра искусств. В 1841 году Фентон поступил на отделение права в том же колледже, но, видимо, не отличался особым прилежанием, потому что окончил курс только в 1847 году. Возможно, виной не слишком блестящих успехов в юриспруденции стали его увлечение живописью и желание стать художником.

В 1843 году в Йоркшире Фентон женился на Грейс Элизабет Мейнард предположительно после их совместного путешествия в Париж (заграничный паспорт был выдан ему в 1842 году), где он мог некоторое время изучать живопись в студии Поля Делароша. Известно, что когда он зарегистрировался как копиист в Лувре в 1844 году, то в графе «Учитель» записал Мишеля Мартина Дроллинга из Школы изящных искусств, однако имя самого Фентона не найдено в записях той школы. К 1847 году Фентон вернулся в Лондон, где он продолжил заниматься живописью под руководством Чарльза Луси - художника, работавшего в историческом жанре, с которым они стали друзьями. Начиная с 1850 года Фентон состоял в Школе рисунка и моделирования Северного Лондона. В 1849, 1850 и 1851 годах он выставлял свои работы на ежегодной выставке в Королевской академии искусств.

В 1851 году Фентон посетил Всемирную промышленную выставку в Гайд-парке и был впечатлен стендом фотографии. Он снова поехал в Париж, чтобы учиться калотипии, скорее всего, у Густава Ле Грея. В 1852 году Фентон уже выставлял свои снимки в Англии. Он совершил фотографическое путешествие в Киев, Москву и Санкт-Петербург, снимал виды и архитектуру Великобритании. Фентон также опубликовал призыв к созданию фотографического общества.

В 1855 году по заданию издателя Томаса Эгнью Фентон поехал на Крымскую войну, чтобы снимать жизнь британских войск. Его сопровождали ассистент Маркус Спарлинг, слуга и большой фургон с фотоэкипировкой - первая в мире передвижная фотолаборатория. Триста пятьдесят негативов большого формата были сделаны Фентоном несмотря на болезнь (в пути он сломал несколько ребер и заразился холерой). Вскоре в Лондоне состоялась выставка, на которой были представлены триста двенадцать отпечатков. Продажи, однако, получились хуже ожидаемых, возможно, потому, что война к тому времени закончилась.

Сьюзан Зонтаг в книге «Regarding the Pain of Others» («О чужой боли») пишет, что Фентон был первым официальным военным фотографом. Он поехал на Крымскую войну по особому настоянию принца Альберта и королевы Виктории, чтобы сделать кадры, которые бы успокоили возмущенную общественность, недовольную войной. Антивоенные репортажи широко публиковались во влиятельной Times, а снимки Фентона, напечатанные в менее критически настроенном издании Illustrated London News, должны были смягчить общественное напряжение. Фентон избегал снимать мертвых, раненных или изуродованных солдат, отдавая предпочтение статичным картинам быта. Эти фотографии были также изданы отдельной книгой и выставлялись в галереях.

Из-за того, что оборудование было громоздким и тяжелым, у Фентона был ограниченный выбор сюжетов. А из-за того, что светочувствительность материалов была невысока, он мог снимать только неподвижные объекты. Он фотографировал позировавших ему военных и пейзажи - в том числе местность, где во время Крымской войны легкая бригада, ставшая знаменитой благодаря картине Теннисона «Атака легкой бригады» («Charge of the Light Brigade»), пошла в атаку на русские войска, чтобы отбить орудия. Это место называется Долина теней смерти (хотя это не та самая долина, где состоялась атака). Фентон сделал два снимка долины: один с несколькими пушечными ядрами, лежащими на дороге, а другой с пустой дорогой. Эксперты до сих пор спорят, какой из снимков был сделан первым: были ли ядра специально положены на дорогу или солдаты просто забрали их, чтобы использовать снова?

В 1858 году в Великобритании Фентон сделал серию студийных этюдов на темы романтизированных образов мусульманской жизни, таких как «Сидящая одалиска», используя друзей и моделей, не всегда убедительных в таких ролях.

Несколько снимков Фентона, включая два варианта «Долины теней смерти», были опубликованы в 2001 году в книге Ульриха Келлера «Самая полная визуальная история крымской войны» («The Ultimate Spectacle: A Visual History of the Crimean War»). В знак признания его фотографии были включены в современную коллекцию «100 фотографий, которые изменили мир».

Крымская война 1853–1856 годов, во время которой схлестнулись Российская империя с одной стороны и коалиция в составе Британии, Франции, Османской империи (Турции) и Королевства Сардинии с другой, - первая в истории, судить о которой можно почти «вживую». Ведь в память о ней остались снимки первого в мировой истории военного фотокорреспондента - британца Роджера Фентона (Roger Fenton).

Выходца из семьи банкира и члена парламента, Фентона ждала карьера как минимум финансиста или юриста. Однако, выучившись праву, он почти сразу забросил его ради живописи. Правда, и рамки мольберта показались ему тесными, когда в 1851 году на Всемирной промышленной выставке в Гайд?парке британец впервые в жизни увидел настоящую фотографию. Художник был настолько впечатлен, что поехал учиться фотоделу в Париж к известному мастеру Густаву ле Грею (Gustave Le Gray).
Через год Фентон уже вовсю выставлял свои «моментальные картины» у себя на родине, но ему хотелось большего. Первым делом он отправился с фотоаппаратом в Россию. Его снимки Москвы, Санкт?Петербурга и Киева запечатлели картины быта империи за девять лет до отмены крепостного права.

Россия, в принципе, и сделала Фентона знаменитым, но не в качестве объекта интереса заезжего гостя, а как арена для съемок «оккупанта». Ведь британец запечатлел Крымскую войну и тем прославил себя.

После своего первого вояжа по городам Российский империи Фентон стал личным фотографом английской королевы Виктории. И в этом качестве в 1855 году его откомандировали в Крым - горячую точку той поры, где с 1853?го шла война.

Кавалерийский лагерь под Балаклавой (Cavalry camp near Balaklava.
Encampment of Horse Artillery)

Она потребовала от всех сторон больших жертв, привела к временному ослаблению России. Но в истории та война оставила совсем другой, прогрессивный, след: Фентон снял там первый военный фоторепортаж, знаменитый русский хирург Николай Пирогов изобрел гипсовую повязку, а британские солдаты с подачи своих турецких союзников придумали сигареты.

По мнению известной американской писательницы и искусствоведа Сьюзен Зонтаг, Фентон стал первым в истории военным репортером. Правда, многие эксперты считают, что этот статус он получил не совсем заслуженно.
Дело в том, что Крымская война негативно воспринималась британской общественностью. Этому в немалой степени поспособствовал корреспондент The Times Уильям Рассел, который довольно правдиво описывал ужасы войны, производя на публику удручающее впечатление. Это, разумеется, совсем не нравилось британскому правительству.

Поэтому Фентону дали задание представить английскому обществу положительный образ войны и рассказать об успехах союзных сил. Фентон с этим справился почти на отлично: он не снимал разрушений, не фотографировал убитых или раненых. Объектив его аппарата представил эту войну как очень чистенькое и аккуратное действо.
На его фото изображены лагерные стоянки, окопы и батареи, группки солдат и офицеров, но никаких битв. Поэтому в определенном смысле работы Фентона можно назвать не только первыми военно?репортерскими, но и первыми военно?пропагандистскими.

Частично в этом виновата и техника. У британца была одна из первых в мире передвижных фотолабораторий, оборудование было громоздким и тяжелым, потому у Фентона была очень ограниченная маневренность. Кроме того, низкая светочувствительность материалов позволяла снимать только неподвижные объекты. А если британец снимал людей, им приходилось довольно долго позировать.

Тем не менее несколько фото, ярко отражающих содержание крымской бойни, в его серию из 350 снимков все же затесалось. Самой знаменитой в этом смысле стала работа Долина теней и смерти, на которой изображена пустынная военная дорога с рассыпаными пушечными ядрами. Этот снимок сделан по окончании одного из сражений у Балаклавы и в 2003 году вошел в список 100 фотографий, которые изменили мир по версии американского журнала Life.

То, на что Фентон лишь намекнул, позже ярко осветил в Крыму его последователь Джеймс Робертсон, который запечатлел и падение Севастополя, и городские разрушения, причиненные огнем артиллерии.
Крымская война вообще была очень прогрессивной.
К примеру, армии многих государств на ней стали отказываться от гладкоствольного оружия в пользу более эффективного нарезного. По той же причине и парусный деревянный флот сменился паровым броненосным. В военных целях начал использоваться телеграф.

В России в тот период изобрели и впервые применили морские заградительные мины. Правда, было это не в Крыму, а на другой арене военных действий - на Балтике. Там морские крепости Кронштадт и Свеаборг прикрыли минами конструкции Бориса Якоби, академика Петербургской академии наук. 14 кг черного пороха, которым была начинена каждая из 1,5 тыс. плавучих бомб у балтийского побережья, взрывались от электрического разряда, подававшегося по проводам от гальванических батарей, установленных на суше.

«Наша первая забота вечером 6 августа заключалась в том, чтобы принять меры предосторожности против взрывных машин, которые были недавно введены неприятелем», - докладывал лордам адмиралтейства об атаке на Свеаборг адмирал Джеймс Дондас. Его мощная эскадра, состоящая из десятков новейших британских и французских кораблей, так и не рискнула подойти к берегу именно из?за минных заграждений.

Общий вид Балаклавы; справа — здание больницы (General view of Balaklava, the hospital on the right)

Помехи союзникам создавал не только изобретательный противник, но и сама природа. Так, шторм в Балаклаве 14 ноября 1854 года нанес англо?французскому флоту значительный ущерб. Эта катастрофа привела к тому, что через три месяца французы создали первую метеорологическую прогнозную карту - прототип тех, что сейчас показывают в новостях погоды. А через два года во Франции работали уже 13 метеостанций.
На той войне получила толчок и мировая медицина. Гипсовую повязку - главный лечебный аксессуар, и поныне спасающий конечности при переломах, - изобрел великий русский ученый Николай Пирогов , который был главным хирургом осажденного Севастополя. Своим гипсом он спас многих пострадавших при обороне города солдат и офицеров от ампутации.

Кроме того, знаменитый врач руководил обучением и работой общины сестер милосердия - первых медсестер в истории Российской империи.
В этом от русских не отставали и британцы, которые также направили на Крымскую войну своих сестер милосердия под начальством Флоренс Найтингейл. Позже у себя на родине Найтингейл стала национальной героиней.

Место высадки и разгрузки боеприпасов; Балаклава; Генуэзская крепость; железнодорожные склады на набережной (Landing place, Ordnance Wharf, Balaklava, Genoese Castle
Railway stores on the quayside at Balaklava)

Прославила эта кровавая война еще одного ее непосредственного участника - графа Льва Толстого, командира батареей при обороне Севастополя и битве на Малаховом кургане. С Севастопольских рассказов, в которых он описал ужасы той войны, и началось его литературное признание.

Интересуетесь историей Крыма?