Другое

Зависть бесспорно есть яд для сердца. Тест "тире между подлежащим и сказуемым"

Что же такое зависть и как она влияет на духовную жизнь?

Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием и успехами других. В христианской философии говорят про звисть так: «Зависть есть печаль души, преходящее от благополучия ближнего» . Зависть – это первопричина и первоначальное семя всякого греха. Зависть является корнем злости, гнева и вожделения.

Вспомните, как тяжело иногда, когда кто-то более привлекателен, чем мы.

Из-за зависти возникает желание, чтобы нам тоже завидовали. Допустим, когда мы покупаем что-то новое, непременно начинаем всем об этом рассказывать. Это хвастовство, то есть проявление зависти, которую вы хотите разжечь к себе.

Мы хотим похвастаться, и когда видим, что кто-то лучше нас, у нас появляется эта печаль души.

Зависть порождает хвастовство. Как думаете, для чего мы имеем альбомы? Чтобы похвастаться своей радостью, чтобы все увидели, как нам было хорошо когда-то.

Поэтому в народе говорят:

«Никогда не хвастайся» ,

«Если счастье в доме – радуйтесь потише, горе ходит рядом, может и услышать» .

Что за горе имеется ввиду? Это горе в виде завистников. Именно зависть является тем, что первым разожгло огонь материальных мук и страданий.

Природа души – испытывать радость, наслаждаться. Но человек постоянно испытывает зависть, даже не осознавая этого.

Говорится, что зависть – двигатель материального прогресса .

Вот почему мы постоянно неудовлетворенны собой, мы совершенствуем свое тело, смотрим журналы, фильмы, хотим быть на кого-то похожими – это все зависть. Господь говорит, что все в этом мире нужно рассматривать через призму трех гунн материальной природы: в гунне невежества, страсти и благости, но вся она определена в одну природу – материальную, это все материальная зависть. И пока человек не избавился от зависти, ни о каком духовном прогрессе не может быть и речи.

Только низкий человек страдает от того, что у других лучше, чем у него. Порядочная, то есть возвышенная личность счастлива, что у кого-то все хорошо. Живое существо благодаря общению с такими возвышенными людьми может поднять свой уровень, потому что только общаясь с людьми лучше нас, помогая им и прославляя их, мы можем поднять собственный уровень.

Мы думаем, что падшие люди, те которые выпивают, курят, но нет. Есть очень много простых людей, которые грешат – но они независтливы, в них нет зависти. В христианстве, исламе, буддизме и в Ведах сказано одно и то же, завистливый человек – самый падший.

Положение зависти очень удивительное.

Коран так говорит о зависти:

«Строго старайтесь преодолеть чувство зависти, ибо зависть пожирает добрые дела столь же быстро, сколько огонь пожирает сухое дерево. Зависть побуждает человека идти на любые средства для получения предметов зависти, пренебрегая при этом понятием чести, добра и порядочности. Ибо сура 113 гласит: О Аллах, защити от зла завистника, когда в нем зависть зреет» .

Зависть – это когда тот, кто завидует, не успокаивается до тех пор, пока тот, кому он завидует, не лишится предмета зависти. Зависть - это грех вредоносный, и в первую очередь для самого завистника.

Зависть и вера не могут вместе существовать в сердце, потому, что одно непременно вытесняет другое.

Зависть быстрее всех других пороков уничтожает хорошие дела и поступки ее носителя.

Тот, кто завидует, сам себя уничтожает.

Вышеперечисленные примеры зависти находятся в гуннах страсти и невежества. Но еще существует благая зависть. Вы конечно же слышали выражение:

«Завидую белой завистью…»

Белая зависть – это когда видишь что-то хорошее в другом человеке, и не желаешь, чтобы он этого лишился, а сам стремишься обрести такие же качества – умение или мастерство.

Это допустимо, ибо завидующий желает обучаться у успешного. Такой человек может подняться. Все остальные виды зависти – низкие. В страсти человек желает обрести не качества, а плоды объекта зависти, а в гунне невежества человек чинит козни людям, которым завидует – и любому, кто его превосходит, у кого он смог бы научиться чему-нибудь, он начинает делать козни, распространять сплетни, слухи, преуменьшая его успехи, и преувеличивая недостатки.

Зависть и любовь к Богу не могу жить в сердце одновременно. Одно непременно вытесняет другое.

Зависть

Зависть - это сравнение себя с другими, признавая, что они являются в жизни победителями, а мы – проигравшими. От этого мы поражены в самое сердце. По сути, в этот момент у нас «отказывает» здравый смысл, мы не собираемся жить своей жизнью, и не проявляем уважения к своей природе.

Зависть – это душевная болезнь. Когда бы мы ни взялись проводить параллель своей жизни с жизнью другого человека, то будем побеждены, распластаны и никогда не сможем стоять в полный рост, потому что в зависти это просто невозможно. У нас есть только наша энергия, мы можем ее развить, а можем и не развивать. Причем тут другой? Другой, он и есть другой, с самого рождения. У него другой потенциал, другие возможности, деньги, комплекция и т.д. Но на этом сравнении строятся целые индустрии, а у человека возникают все виды невроза. Нас эксплуатируют, показывая нам, что такие, как есть, мы несовершенны. У нас несовершенная фигура, одежда, здоровье, у нас кариес, перхоть, целлюлит и т.д. Мы не в чем не совершенны. Но мы и не должны быть совершенными. Мы должны быть собой.

А наш общий, психологический «бзик», в полном смысле этого слова, заключается в том, что мы хотим быть не тем, кто мы есть. И мы сходим с ума, растрачивая свою собственную энергию на сравнение, растравливая и поражая самого себя стрелами недовольства, самодиверсий, ненависти к себе за то, что мы не такие, как другие. Но, по сути, мы даже и не видим другого человека. Мы выбираем лишь его фрагменты: ноги, волосы, лицо, деньги, одежду, машину. Завидуя, мы мысленно натягиваем, цепляем на себя какие-то детали, отсекая их от жизни другого человека в целом.

Разумность заключается в том, что даже если мы хотим сравнить себя с другим, то нужно знать о человеке все, начиная с его рождения, и до момента, когда мы начинаем себя с ним сравнивать. То есть, всю его жизнь, все, что он получил, какой ценой, все, что с ним происходит - взять целое полотно его жизни. И даже в этом случае мы ничего не будем знать - ни человека, ни его жизнь, ни то, что случилось или случится с ним. Сегодня он может быть на гребне волны, а завтра уже нет. Жизнь непредсказуема.

Но мы выбираем детали, самые лучшие детали жизни другого человека, и сравниваем с собой, тем самым, нанося удары по самому себе, разрушая веру в себя и подтачивая свои же силы, а потом жалуемся на судьбу. И это при полном здравии ума. Если нас учат логике, то даже простая логика подразумевает, что «мы» – это «мы», а «другой» – это «другой». Это ясно даже чисто логически.

Но мы этого не слышим. Вся образовательная система построена на соревновательности. Знамя соревновательности подхвачено с самого рождения, когда одних детей начинают сравнивать с другими - кто-то лучше учится, кто-то лучше кушает, у кого-то лучше зубы, оценки, все, что угодно, но лучше. Так работает наш ум - он все разделяет на «лучшее» и «худшее». Как он это определяет? Он просто берет какую-то часть, фрагмент из целого, и делает выводы. Наш ум – великий делитель, он делит все.

Поэтому, что бы мы ни услышали и ни увидели в самих себе, мы должны знать, что это всего лишь часть, фрагмент целого. Но этот фрагмент мы принимаем за целое. И самопознание необходимо для того, чтобы постепенно узнавать фрагмент как фрагмент, понимать истинную причину, мотивацию того, что с нами происходит, и создавать в себе единство, чтобы видеть себя, жизнь и других людей во всей целостности.

Зачем завидовать, когда можно самому стать успешным и добиться желаемого в жизни самому?!
БУДЬ САМИМ СОБОЙ!!!

Хасад (черная зависть) – это негативное чувство, возникающее у человека тогда, когда он видит успехи и блага других людей и испытывает страдания от того, что кто-то пользуется благами. При черной зависти человек жаждет, чтобы у людей не было этих благ, которыми не обладает он, чтобы они не пользовались успехом. Однозначно, верующий не может вынашивать и развивать его в себе, так как оно характерно для лицемеров. Черная зависть (хасад) и вера не могут спокойно сосуществовать в сердце человека. Одно непременно вытесняет второе.

Гыбта (белая зависть) – это чувство, которое возникает у человека, когда он наблюдает успехи и достижения других людей, но это чувство не вызывает в нем неприязни к этим людям. Он не стремится к тому, чтобы они перестали быть успешными. Наоборот, он рад за них и желает им всяческих благ, а также сам дозволенными путями желает достигнуть таких же успехов. Это относится к допустимому, положительному.

Хочется поподробнее поговорить о черной зависти. Так как сегодняшняя жизнь буквально обрамлена негативным влиянием этого качества. Сегодня многие болеют этим недугом, независимо от своего материального или иного положения. На первый взгляд, это может показаться парадоксальным: разве облеченный властью и всеми благами испытывает подобное? Как ни странно, да. Ведь дело все же не во взаимоотношениях богатый-бедный или везучий-неудачливый, а в причине возникновения этого чувства, т.е. в сравнении себя с другими, вне зависимости от занимаемого положения. Помимо всего прочего, черная зависть опасна еще тем, что временами она не ограничивается просто желанием, а заставляет переходить к действиям, когда завистник начинает строить козни, распускать слухи и клевету, а порой применяет физическую силу.

Зависть – самое действенное орудие в руках Иблиса, которое он применил еще на заре истории человечества, когда поддавшийся дьявольским наущениям Каин убил своего брата Авеля. Священный Коран говорит о Каине: «Душа подтолкнула его на убийство своего брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших убыток» (сура «Трапеза», аят 30).

По Корану известно, что Иблис отказался выполнить условие Всевышнего: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины» (сура «Сад», аят 76). Конечно, не только зависть послужила этому причиной. Но факт, что некое чувство зависти поразило Иблиса – «Почему не я, а он?»

Также в истории Йусуфа мы видим, что зависть, возникшая на почве «первенства» одного из братьев перед отцом, привела к намерению убийства единокровного брата.

Поэтому можно смело сказать, что зависть является одной из основных причин бед человека в обоих мирах. Ведь не зря Имам Садык (да будет мир с ним) говорил: «Неверие имеет три корня: алчность, высокомерие и зависть» (Книга «Аль-Кафи»). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, говорил: «Зависть пожирает завистника так же, как огонь пожирает сухие ветки» (Книга «Аль-мухаджатуль-байда»)

Какие точные слова, передающие всю сущность зависти! Ведь действительно, кто больше всех страдает от зависти? Конечно же, сам завистник. Он сам отнимает свой покой, сам очерняет свою жизнь, сам лишает себя счастья. Зависть разъедает его душу, уничтожая его так же, как жаркий огонь уничтожает высохшие сучья. Завистник своими поступками может свести на нет все свои благие деяния, который он совершал в течение жизни. Действительно, если вы хоть раз испытывали зависть, то наверняка знаете, как были несчастны в это время. Таким образом, в этом состоянии мы умудряемся растрачивать свои собственные силы на постоянное отслеживание чужих способностей и удач. Барух Спиноза точно заметил: «Тот, кто беден и втайне мечтает стать богатым, постоянно говорит о том, что деньги есть зло, и причисляет их к порокам. Однако вследствие этого человек не вызывает ничего другого, кроме жалости, поскольку как раз то, что он злится, и указывает на его озабоченность – и даже не столько собственной бедностью, сколько богатством других». Всем знакомы такие выражения: «Раз богатый – значит вор», «Раз политик – значит негодяй» . Мы часто слышим их, но это признаки зависти, это гнев души. Вы, наверное, замечали, что завистливые люди действительно часто злятся. Но, как правило, этим людям даже не приходит в голову, что надо злиться на самих себя из-за отсутствия определенных способностей, которые принесли бы удачу. Не стоит забывать, если культивировать в себе зависть в течение долгого времени, то это может превратить вас в брюзгу и глубоко несчастного человека.

Передается со слов Абу-Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк Мухаммад, сказал: «Не питайте друг к другу ненависти и зависти, не испытывайте алчности и не нарушайте правил торговли между собой. Живите как братья и будьте рабами Аллаха» .

Ибн Вафа да будет доволен им Аллах, сказал: «Ни в коем случае не завидуйте тому, кого удостоил своей щедростью Всевышний Аллах – наделил благом и поднял его уровень выше вашего. Ибо из-за зависти вы можете навлечь на себя недовольство Аллаха. Тогда ваше положение может измениться, и вас ожидает печальная учесть, подобная участи Иблиса (шайтана), который из-за зависти к Адаму, будет доволен им Аллах, стал проклятым» .

Один из мудрецов сказал: «Завистник противоречит Воле своего Господа в пяти пунктах :

  1. Он недоволен благом Всевышнего, когда видит его у других.
  2. Он недоволен распределением благ Всевышним Аллахом. Завистник как бы заявляет Творцу: «Почему Ты именно так распределил блага?»
  3. Когда Щедрый Аллах в изобилии дарует свои блага другим, завистник, не желая этого, проявляет наивысшую жадность.
  4. Он хочет унизить любимых рабов Аллаха, одаренных Им своей милостью и щедростью.
  5. Когда он завидует, он помогает своему врагу и «врагу Аллаха» - шайтану».

Каждому известно, что в суре (Аль-Фаляк) Всевышний Аллах говорит в последним аяте:

«(Ищу защиты у Господа рассвета) от зла зависти завистника» .

В тафсире этой суры сказано, что если бы было что либо, хуже зависти, то в этой суре говорилось бы именно об этом.

Имам Али (да будет мир с ним) говорил, что нет душевной болезни хуже зависти: «Зависть – самая худшая болезнь» (Гурар Аль-Хикам). Эта болезнь способна лишить человека друзей, свидетельством чему являются слова Имама Али: «Завистник не способен дружить (любить)» .

Охваченный завистью человек, возможно, сам того не сознавая, начинает испытывать недовольство по отношению к справедливости и мудрости Аллаха. И тогда его сердце перестает наслаждаться искренней верой во всеобъемлющую милость Творца.

В следующем хадисе от Имама Али (да будет мир с ним) сказано: «Зависть стоит у истоков всех мерзких нравственных качеств» (Гурар аль-хикам). Сплетни, доносы, клевета, подозрение, ложь, вероломство в большинстве случаев исходят от завистников, которые этим путем потакают охватившей их зависти.

Исламские ученые считают, что на возникновение зависти влияют следующие причины:

  • Вражда и ненависть.
  • Высокомерие и надменность.
  • Страх не достигнуть желаемого.
  • Любовь к власти и славе.
  • Малодушие и чувство собственной униженности.
  • Алчность и скупость.

Порой в появлении зависти не последнюю роль играют убеждения человека. Можно сказать, что завистливый человек не обладает твердой верой в могущество Аллаха, в Его справедливость, мудрость и благосклонность. Завистливый человек словно возражает Аллаху: «Почему Ты дал милости этому человеку? Почему Ты не дал эти милости мне?»

В хадисе от Пророка Закарии (да будет мир с ним) сказано: «Аллах говорит: «Завистник – враг Моих благ. Он зол на Мое предопределение. Он недоволен тем, как Я распределили блага среди Своих рабов» (Книга Аль-мухаджатуль-байда).

Некоторых людей зависть охватывает настолько сильно, что они уже лишаются способности избавиться от нее до конца своих дней. Имам Али (да будет мир с ним) сказал о подобных людях: «Зависть – болезнь, делающая завистника немощным и бессильным. Она не пройдет, пока не будет уничтожен завистник или пока тот, кому он завидует, не покинет этот мир» (Мустадрак Аль-васаиль).

Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием и успехом других. В христианской философии говорят про зависть так: «Зависть есть печаль души, преходящее от благополучия ближнего» . Вспомните, как тяжело иногда, когда кто-то более привлекателен, чем вы. Женщина страдает, если мужчина увлекся другой, а не ею, особенно, когда она хотела и планировала эти отношения. Это проявление зависти.

Но как бы ни тяжело было это осознавать, только низкий человек страдает от того, что у других лучше, чем у него. Порядочная, то есть возвышенная, личность счастлива, что у кого-то все хорошо. Живое существо благодаря общению с такими возвышенными людьми может поднять свой уровень, потому что, только общаясь с людьми лучше нас, помогая им, мы можем поднять собственный уровень.

И сегодня как никогда актуальны слова имама Аль-Газали из его книги «Ихья Улюмид-дин», да будет доволен им Аллах:

«Знай, что одной из серьезнейших болезней сердца является зависть. Болезни сердца лечатся только знанием и соблюдением Шариата. Лекарством от зависти является знание того, что зависть лишь приносит ущерб, как в этом мире, так и в будущем. Человеку, которому завидуют, от нее нет никакого вреда в обоих мирах, а наоборот, быть может, есть некая польза. Если человек поразмышляет о вреде зависти, то поймет, насколько большой урон она наносит завистнику. Потому что через нее он становится врагом самому себе и другом своего врага».

Поэтому мы должны работать над своим сердцем. Если мы страдаем от высокомерия, любви к показухе, зависти, нам нужно бороться с этим. И нам нужно проверять себя на эти болезни. Ведь для того, чтобы зерно росло в почве, время от времени нужно разрыхлять ее и ухаживать за ней. А вера, как зерно в наших сердцах. Не стоит забывать, зависть (черная) и любовь к Богу не могут жить в сердце одновременно. Одно непременно вытесняет другое. Так давайте же любовью к Богу вытеснять из своих сердец все пороки и недостатки!

Подготовил Абдрахман Хабибуллин

Что же такое зависть и как она влияет на духовную жизнь?


Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием и успехом других. В христианской философии говорят про звисть так: «Зависть есть печаль души, преходящее от благополучия ближнего» . Зависть – это первопричина и первоначальное семя всякого греха. Зависть является корнем злости, гнева и вожделения.


Вспомните, как тяжело иногда, когда кто-то более привлекателен, чем мы. Женщина страдает, если мужчина привлекся другой, а не ею, особенно, когда она хотела и планировала эти отношения. Это проявление зависти. Или, допустим, однажды вечером вы сидели и кушали гречневую кашу. Вы были довольны и спокойны, и вдруг кто-то пришел, сел рядом с вами и стал кушать манго и бананы. Какие чувства у вас возникнут? Мгновение назад вы были довольны гречневой кашей, и вдруг все поменялось! А все из-за того, что рядом кто-то ест лучшую еду, и поэтому каша уже не лезет. Это тоже проявление зависти.

Из-за зависти возникает желание, чтобы нам тоже завидовали. Допустим, когда мы покупаем что-то новое, непременно начинаем всем об этом рассказывать. Это хвастовство, то есть проявление зависти, которую вы хотите разжечь к себе. Мы хотим похвастаться, и когда видим, что кто-то лучше нас, у нас появляется эта печаль души. Зависть порождает хвастовство. Как думаете, для чего мы имеем альбомы? Чтобы похвастаться своей радостью, чтобы все увидели, как нам было хорошо когда-то. Поэтому в народе говорят: «Никогда не хвастайся», «Если счастье в доме – радуйтесь потише, горе ходит рядом, может и услышать» . Что за горе имеется ввиду? Это горе в виде завистников. Именно зависть является тем, что первым разожгло огонь материальных мук и страданий.

Природа души – испытывать радость, наслаждаться. Но человек постоянно испытывает зависть, даже не осознавая этого. Говориться, что зависть – двигатель материального прогресса . Вот почему мы постоянно неудовлетворенны собой, мы совершенствуем свое тело, смотрим журналы, фильмы, хотим быть на кого-то похожими – это все зависть. Господь говорит, что все в этом мире нужно рассматривать через призму трех гун материальной природы: в гуне невежества, страсти и благости, но вся она определена в одну природу – материальную, это все материальная зависть. И пока человек не избавился от зависти, ни о каком духовном прогрессе не может быть и речи.

Только низкий человек страдает от того, что у других лучше, чем у него. Порядочная, то есть возвышенная личность счастлива, что у кого-то все хорошо. Живое существо благодаря общению с такими возвышенными людьми может поднять свой уровень, потому что только общаясь с людьми лучше нас, помогая им и прославляя их, мы можем поднять собственный уровень. Знакомы такие выражения: «Раз красивая – значит дура», «Раз богатый – значит вор», «Раз политик – значит негодяй» ? Мы часто слышим такие слова, но это признаки зависти, это печаль души. Чем больше зависти – тем больше падший и низкий человек. Мы думаем, что падшие люди, те которые выпивают, курят, но нет. Есть очень много простых людей, которые грешат – но они независтливы, в них нет зависти. В христианстве, исламе, буддизме и в Ведах сказано одно и то же, завистливый человек – самый падший. Положение зависти очень удивительное.

Коран так говорит о зависти: «Строго старайтесь преодолеть чувство зависти, ибо зависть пожирает добрые дела столь же быстро, сколько огонь пожирает сухое дерево. Зависть побуждает человека идти на любые средства для получения предметов зависти, пренебрегая при этом понятием чести, добра и порядочности. Ибо сура 113 гласит: О Аллах, защити от зла завистника, когда в нем зависть зреет» .

Зависть – это когда тот, кто завидует, не успокаивается до тех пор, пока тот, кому он завидует, не лишится предмета зависти. Зависть это грех вредоносный, и в первую очередь для самого завистника. Зависть и вера не могут вместе существовать в сердце, потому, что одно непременно вытесняет другое. Зависть быстрее всех других пороков уничтожает хорошие дела и поступки ее носителя. Тот, кто завидует, сам себя уничтожает.

Вышеперечисленные примеры зависти находятся в гуннах страсти и невежества. Но еще существует благая зависть. Вы конечно же слышали выражение: «Завидую белой завистью…»

Белая зависть – это когда видишь что-то хорошее в другом человеке, и не желаешь, чтобы он этого лишился, а сам стремишься обрести такие же качества – умение или мастерство. Это допустимо, ибо завидующий желает обучаться у успешного. Такой человек может подняться. Все остальные виды зависти – низкие. В страсти человек желает обрести не качества, а плоды - объект зависти, а в гуне невежества человек чинит козни людям, которым завидует – и любому, кто его превосходит, у кого он смог бы научиться чему-нибудь, он начинает делать козни, распространять сплетни, слухи, преуменьшая его успехи, и преувеличивая недостатки.

Зависть и любовь к Богу не могу жить в сердце одновременно. Одно непременно вытесняет другое. Так давайте же любовью к Богу вытеснять из своих сердец все пороки и недостатки!