Другое

Составные части герба - The parts of an achievement of arms. Оружие

Основой герба является щит. С описания этого главного элемента мы и начнём изложение правил геральдики. В геральдике встречаются щиты самых разных форм - от простых до весьма замысловатых. Самой распространённой формой рыцарского щита в эпоху зарождения геральдики была треугольная, которая и стала основной. Но в разные исторические периоды появлялись и другие конфигурации. Сегодня форма щита может служить отправной точкой для экспертизы герба.

Поскольку герб в основе своей есть атрибут рыцарства, геральдический щит - прежде всего щит конного рыцаря, и его форма изменялась вместе с развитием военного искусства. Вот как говорит об этом П. фон Винклер в своей книге "Оружие" (С.-Петербург, 1894 г.)

"В истории развития оружейного дела Европы нет ни одного периода, который бы имел большее значение, чем период Х и XI столетия. Причина и повод к этому был дан северным народом, который уже в VIII столетии наводил ужас на всю древнюю Европу своими отважными набегами. Это были норманны. Утвердившись на севере Франкского государства (912), они принимают деятельнейшее участие в развитии рыцарства, благодаря своим способностям, деятельности и предприимчивости они вскоре сделались первыми людьми в военном деле, в них повсюду видели пример и образец всего того, что к асается войны, ее средств и способа ведения. Еще в IX столетии норманны были в Андалузии, высаживались на африканский берег, проходили через Италию, вынесли из этих походов необыкновенную военную опытность и под огнем и мечом не упустили из виду ничего, что было для них нового и полезного у других народов. Таким образом, они сделали значительные преобразования в военном деле, преобразования, которые стали основным положением для всех средних веков и которые своей организацией с наступательной тактикой соответствовали феодальному строю, элементы для этих преобразований они большей частью заимствовали у восточных народов. На обоях Байо, изображающих картины завоевания Англии, с первого взгляда заметно в вооружении влияние востока, хотя дальнейшее развитие, нельзя не признать, совершается согласно своеобразным национальным верованиям. Там мы впервые находим рядом с древним пилумом острый шлем с характерным наносником, плотно облегающий панцирь, но, в то же время, замечаем, что нормандец, равно как и саксонец, удерживает употребление своего большого национального щита с длинным мечом".

Древний гобелен из Байо, изображающий завоевание Англии норманнами - свиток длиной 73 метра, выполненный способом аппликации - стал для историков ценным источником информации о норманнах. На гобелене можно видеть, что англосаксы, как и их противники, вооружены большими вытянутыми щитами, специально разработанными для защиты как можно большей площади тела.В этот период и в следующие столетия воины сражались преимущественно пешими, а вытянутые по росту щиты "bodylength" обеспечивали хорошую защиту от лучников.Однако конница приобретает все большее значение. Норманны, выходцы из Скандинавии, были моряками, но быстро овладели искусством конного боя. Их предки, викинги, захватили полуостров на севере Франции, и сейчас называемый Нормандией, и поселились там. Норманны создали сильное государство и стремились к расширению своих владений. Под руководством герцога Вильгельма Завоевателя они вторглись в Англию. 14 октября 1066 года в битве при Гастингсе состоялось сражение между девятитысячной армией Вильгельма и десятью тысячами английской пехоты, возглавляемой королем Гарольдом. Англосаксы успешно оборонялись, но тысячный отряд норманнских всадников, предприняв ложную атаку, выманил их с позиций, после чего они были полностью разгромлены, а сам король Гарольд погиб в бою.

В конце IX века воинственные норманны с энтузиазмом восприняли идею завоевания Святой земли. Началась эпоха крестовых походов, оказавшая огромное влияние на военную тактику и вооружение. Возросла роль конницы в европейских войнах. Форма щита претерпела существенные изменения, так как рыцарю теперь требовалась защита не от фронтальных, а от боковых ударов, так как с появлением нового стрелкового оружия, такого как самострел, способного пробивать своими "болтами" стальные доспехи, важность щита как средства защиты от стрелков снизилась. Здесь надо отметить, что конные рыцари держали щит наклонно, отчего многие художники изображают геральдический щит "couche", то есть наклоненным под углом между 25 и 45 градусами. Итак, высота щита уменьшалась, и щит в конце концов приобрел форму, известную как "heater". Классический "heater" имеет точные размеры и изображается по определенной схеме.

Первоначально форма геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в гера льдике произошел отход от классических (правдоподобных) форм. Широкие возможности для фантазии художников открыло появление "bouche" - круглого выреза с правой стороны щита, служившего опорой для копья.

Можно выделить по крайней мере девять основных форм геральдических щитов: "варяжский", "испанский", "итальянский", "французский", "английский", "византийский", "немецкий", ромбический, квадратный. Однако эти "национальные" названия являются чисто условными, а в описании герба форма щита вообще не упоминается. Самым удобным с точки зрения свободного места является так называемый французский щит, предоставляющий, по сравнению со щитами более сложных форм, максимальную площадь для заполнения. Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной. Он представляет собой прямоугольник с основанием, равным 8/9 высоты, с выступающим в средней нижней части остриём и закруглёнными нижними углами.

Шлем помещается над щитом. Форма геральдического шлема менялась со временем, в зависимости от моды и усовершенствования доспехов. Постепенно были выработаны правила, по которым шлем изображался в соответствии с титулом, достоинством или званием владельца герба. Вот как эта система выглядит в английской геральдике. Золотой шлем с решётчатым забралом, повёрнутый прямо - для гербов суверенов и принцев королевской крови. Серебряный шлем с золотым решётчатым забралом, повёрнутый геральдически вправо - для пэров. Серебряный шлем с поднятым забралом, повёрнутый прямо - для баронетов и рыцарей. Серебряный турнирный шлем, повёрнутый геральдически вправо - для эсквайров и джентльменов. Многочастный герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн сложился в процессе слияния нескольких знатных родов, имеющих свои собственные гербы. Составной частью этих гербов были и нашлемникы, в определённых случаях также передающиеся по наследству, вот почему на гербе пять шлемов с разными навершиями. Легко определить, какой части щита соответствует каждое из них (добавим, что в данном случае центральный шлем, в отличие от остальных четырёх, увенчан княжеской короной, соответствующей титулу обладателя герба).

Навершие

Навершие, нашлемник или шлемовый нашлемник - укреплённое на верхушке шлема украшение, первоначально из рогов животных и перьев птиц. Этот элемент получил развитие во время рыцарских турниров. Он служил дополнительным опознавательным знаком, по которому можно было узнавать рыцаря в общей свалке турнирного побоища, так как издали эту фигуру было видно лучше, чем герб, изображённый на щите. Нашлемники делались из лёгкого дерева, кожи и папье-маше, но со временем их стали изготовлять и из более ценных материалов. Непременной частью герба нашлемники стали не сразу. В Англии герольды в XVI веке узаконили этот элемент, чтобы иметь возможность взимать за него дополнительную плату. В настоящее время нашлемники автоматически включаются в новые гербы. Шлем и нашлемник должны быть повёрнуты в одну сторону. Нашлемник укрепляется на шлеме обычно вместе с бурлетом или шлемовой короной. Сам нашлемник представляет собой повторение главной фигуры герба, но часто может быть отдельным, самостоятельным знаком. Некоторые самые ранние гербы не имеют нашлемников, так как они были утверждены до того, как нашлемники вошли в моду.

Нашлемники должны по возможности соответствовать по раскраске гербовому щиту, хотя это не всегда соблюдается.

По условной классификации нашлемники бывают вспомогательными и самостоятельными .

Вспомогательные нашлемники полностью повторяют изображение на гербовом щите. Для этого как правило используются так называемые щитовые доски и крылья , предоставляющие площадь, часто равную площади самого щита. Самостоятельные нашлемники не повторяют изображение на щите, но в большинстве случаев соответствуют ему по тинктурам.

Главные типы нашлемников следующие: 1. Рога 2. Крылья 3. Перья и флаги 4. Естественные фигуры (человека или животных) 5. Искусственные фигуры 6. Щитовые доски 7. Головные уборы

Рога бывают двух видов - воловьи, в виде полумесяца, и бычьи, S-образные. Они всегда изображаются парами, выступающими по обе стороны шлема. До XIV века шлемы украшались серповидными заостренными рогами, а позднее приобрели более изогнутую форму с отпиленными концами. Отсюда появился второй тип геральдических рогов - S-образных, открытых, то есть имеющих на концах небольшие раструбы, что делает их похожими на слоновьи хоботы. Они также напоминают охотничьи рожки, из-за чего у некоторых геральдистов происходило смешение этих двух терминов. Впрочем, охотничьи рожки иногда изображались на подобие рогов, парно, выходящими по сторонам шлема, мундштуком вверх. Уже на самых ранних гербах рога украшаются всаженными в них веточками, перьями и бубенчиками, в отверстия открытых рогов втыкались ветки, перья и т.п.

Рога раскрашиваются в соответствии с раскраской щита. Иногда между рогов помещается второстепенная фигура, имеющаяся в гербе: какое-либо животное, человеческая фигура, какой-либо предмет.

Часто встречаются рога других типов: рога козла, оленя и единорога, причем последний, всегда одиночный, зазубрен и отогнут назад. Эти рога относятся к самостоятельным нашлемниками и не несут на себе изображения гербовых фигур.

Крылья как правило изображаются парами, причем их положение - прямое или профильное - зависит от положения шлема. Если шлем обращен прямо, крылья изображаются распростертыми, на шлеме, обращенным в профиль, крылья изображаются параллельно друг другу, с обращенными назад острыми концами.

На древних гербах, имеющих горшковидные шлемы, крылья изображались стилизованно, похожими скорее на доски, раскрашенные под перья или усаженные отдельными перьями. С развитием геральдики и отходом от примитивных готических форм крылья приобрели более естественный вид.

Крылья раскрашиваются в соответствии с раскраской щита и, как и щитовые доски, иногда полностью повторяют изображенные на нем первостепенные и второстепенные фигуры. Иногда между крыльями размещается второстепенная гербовая фигура (например, звезда или роза), изображенная в самом гербе.

Перья бывают трех типов - петушиные, павлиньи, страусовые. Они изображаются по отдельности, по три, по пять и т.д., обычно в виде веера.

Петушиные, изображаемые в виде пучка узких длинных перьев неравной длины, являются самыми древними. Они укрепляются на верхушках головных уборов, надетых на шлем, или вставляются в особые колчаны.

Павлиньи перья изображаются как по отдельности, так и в виде целого павлиньего хвоста, веерообразно распущенного. Перья имеют натуральную раскраску - зеленую с жёлто-красно-синими "глазами".

Страусовые перья, появившиеся в геральдике позднее двух предыдущих, изображаются по отдельности, но чаще всего по три, загнутыми сверху. Страусовые перья имеют тинктуры щита. Если перо одно, оно раскрашивается в несколько цветов, или окрашивается металлической тинктурой щита, если пера три, то их окраска чередуется: металл-финифть-металл, или финифть-металл-финифть.

Перья часто вставляются в колчаны, имеющие цилиндрическую, удлиненную или заостренную книзу, раскрашенные гербовыми фигурами в соответствии с раскраской щита.

Перья нельзя показывать выходящими прямо из шлема, поэтому они всегда выходят или из колчана, или из короны.

Естественные фигуры (человека и животных)

Самое разнообразное и живописное семейство образуют нашлемники, несущие изображения человека и животных. Существуют следующие типы таких нашлемников:

1. Отдельные части тела человека или животного. Это прежде всего головы, а также полные руки, кисти рук и ноги.

2. Туловища или бюсты человека и животных. Это прежде всего верхняя часть тела с головой, шеей и грудью, но без рук или передних лап (причем шея и грудь изображаются необычно удлиненными, шея отогнута назад в виде буквы S).

3. Возрастающие фигуры. В отличие от вышеописанного, этот способ предполагает изображение фигуры человека или животного по пояс или ниже, с руками или передними лапами, как бы вырастающей из шлема.

4. Полные фигуры человека или животного. При этом фигуры изображаются так, как они представлены в щите, хотя животные, например лев, иногда показываются сидящими на шлеме.

Искусственные фигуры

Геральдика располагает большим количеством так называемых негеральдических фигур, любая из которых может быть перенесена в нашлемник или отдельно, или в совокупности с другими фигурами, образуя сложную конструкцию. Особенно интересны такие нашлемники, в которых с помощью нескольких фигур зашифрован какой-либо сюжет, повторяющий или дополняющий изображение на гербовом щите.

Щитовые доски

Щитовые доски имеют круглую, шестиугольную или веерообразную форму. Они достаточно велики для того, чтобы полностью воспроизвести изображение на гербовом щите. Края и углы этих досок часто украшаются кисточками, бубенчиками, перьями. Сами доски иногда устанавливаются на подушку, украшенную по углам кистями, которая покоится на шлеме.

Головные уборы

Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе указывает на титул обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, и любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией. Можно выделить следующие типы геральдических корон: императорские, королевские и княжеские короны, которые изображаются в гербах монархов и в государственных гербах (а также в гербах административных областей), символизируя суверенитет; короны маркизов, графов, виконтов, баронов; дворянские диадемы; тиары, митры и шляпы духовенства; стенные короны, составленные из крепостных башен и стен, помещаемые в городских гербах.

Намёт (lambrequin, mantling), напоминающий целый или изорванный плащ, изображается в виде прикреплённой к шлему материи. О происхождении геральдического намёта рассказано в разделе "История геральдики". Внешняя и внутренняя поверхности намёта должны быть окрашены переменно финифтью и металлом, причем в современной геральдике принято окрашивать поверхность намёта главным цветом щита, а изнанку (подбой) - главным металлом щита. Последнее правило считается искусственно привнесенным в геральдику в период, когда "живая геральдика" уступила место "канцелярской" ("бумажной"). Таким образом, принципы классической геральдики не будут нарушены, если:
а) поверхность намёта будет металлической, а подбой - финифтяным;
б) расцветка намёта не будет соответствовать расцветке гербового щита.

Намёт может быть раскрашен с использованием мехов. Иногда намёт покрывается щитовыми фигурами, вышитыми на его поверхности, а иногда поверхность намёта усеивается мелкими негеральдическими фигурами, например, липовыми листьями, звездами, сердцами и т.д.

Если в гербе используются два, три и более шлемов, у каждого из них должен быть персональный намёт. Намёт может быть раскрашен не в два, а в четыре цвета (особенно, когда щит составлен из двух гербов). В этом случае правая сторона намёта окрашивается в цвета более почетной части герба - правой, а левая - в цвета левой части герба.

Можно выделить три типа шлемового намёта, каждый из которых соответствует определенному периоду развития геральдики.

Мантия (mantling, lambrequin) - традиционная часть парадного облачения монарха. В геральдике этот атрибут суверенитета присутствует в гербах монархов и суверенов, а также представителей высшей аристократии. На геральдическую мантию можно смотреть как на предмет одежды, но, вероятно, и как на напоминание о шатре, в котором рыцарь отдыхал и переодевался во время турнира, и о палатках, в которых крестоносцы укрывали от непогоды оружие и доспехи во время военных походов. Мантия как правило изображается пурпурной, подбитой горностаем и стянутой по углам золотыми шнурами с кистями. На некоторых больших государственных гербах (например, на большом гербе Российской империи) поверх мантии изображается сень - круглый шатёр из той же материи.

Щитодержатели

Щитодержателями называются фигуры, расположенные по сторонам щита и поддерживающие его. Как правило это те же геральдические животные - львы, орлы, грифоны, единороги, или человеческие фигуры - дикари с дубинами, ангелы или воины. Впрочем, щитодержатели могут быть взяты не из классической геральдики, а выступать самостоятельными символами чего-либо. Например, во множестве государственных гербов относительно молодых стран Африки, Азии и Америки щитодержателями являются наиболее характерные представители местной фауны - кенгуру, страус (Австралия), антилопы, тигры, зебры.

Выбор щитодержателей для герба не ограничивается каким-либо специальным правилом геральдики, хотя в российской геральдике, насквозь канцелярской, принято, что щитодержателей могут иметь только представители высшей аристократии.

В западной геральдике в отношении щитодержателей действует тот же принцип, что и в отношении девизов - они могут меняться по желанию владельца герба.


Герб австрийских земель Австрийской империи (рис. Х.Штрёля)

Основание

Основанием называется платформа, на которой стоят щитодержатели и на которой располагается весь герб в целом. Это может быть холм или лужайка, как на гербе Великобритании, льдина, как на гербе Исландии, резная плита, как на гербах Греции и Швеции, горы, как на гербе Малави, или остров в море, как на гербе Мальты. Основанием может быть и причудливо изогнутая ветка, похожая на деталь чугунной решётки, как на гербе князей Барклай-де-Толли- Веймарн. Основание не является обязательным элементом герба, им часто служит девизная лента. Щитодержатели всегда должны стоять на основании, какой бы формы оно ни было. Исключением являются только щитодержатели, парящие в воздухе, то есть летящие ангелы.

Девиз - краткое изречение, как правило, написанное на ленте внизу щита. Иногда девизы размещаются в гербе без ленты, если щит круглый, девиз обычно пишется вокруг щита. Очевидно, основой для девиза первоначально мог служить рыцарский боевой клич (как например "Crom boo", девиз герцогов Фицджеральдов, означающий "Кром (старый родовой замок) навсегда!", но девизом может быть короткое высказывание, напоминающее о каком-то важном историческом событии. или выражающее кредо владельца герба. Текст девиза может быть зашифрован и понятен только посвящённым. В западной геральдике было принято писать девизы на латыни, хотя это правило не обязательно. Смысл некоторых старинных девизов вообще невозможно понять - либо история не сохранила данных о событиях, о которых говорил девиз, либо в силу различных обстоятельств фраза искажалась, в неё вкрадывались ошибки. Девиз не является обязательной и постоянной частью герба, поэтому владелец может изменять его по своему желанию. При составлении новых гербов девиз всегда включается в их конструкцию. В государственных монархических гербах девиз иногда помещается на сени - шатре, располагающемся над мантией. Цвета ленты и букв должны соответствовать основным цветам и металлам герба. Вот примеры геральдических девизов. "С нами Бог" - государственный девиз Российской империи. "Gott mit uns" (нем.) - германский императорский государственный девиз аналогичного содержания. "Dieu et mon droit" (франц.) - "Бог и моё право" - девиз Великобритании.. "Dieu protege la France" (франц.) - старый французский девиз "Бог хранит Францию" .
На современном французском гербе начертаны слова:
"Liberte, Egalite, Fraternite" (франц.) - "Свобода, равенство, братство" . "Je maintiendrai" (франц.) - "Я сохраню" - Нидерландов.. "Nihil sine Deo" (лат.) - "Ничто без Бога" - Румынии.. "L"union fait la force" (франц.) - "Объединение даёт силу " - Бельгии. "Providentiаe memor" (лат.) - "Помню о предопределении" - Саксонии.

Из дворянских девизов можно привести следующие примеры. "Treu auf Tod und Leben" - девиз немецких графов Тотлебенов, в котором обыгрывается их фамилия -
"Верен в смерти и в жизни" . "Labore et Zelo" - латинский девиз графов Аракчеевых - "Трудом и усердием" . "Semper immota fides" - девиз графов Воронцовых - "Верность всегда непоколебимая " . "Deus conservat omnia" - девиз графов Шереметевых - "Бог сохраняет всё" . "Честь и верность" - девиз светлейших князей Варшавских, графов Паскевичей-Эриванских.

Девизная лента как правило расположена внизу герба, под основанием или на его фоне (кроме шотландской геральдики, в которой девиз помещается над нашлемником).

Хотя в некоторых больших гербах флаги встречаются, они не являются геральдическим элементом. Тем не менее, о них стоит упомянуть из-за тесной связи с геральдикой.

Флаги и знамёна издавна использовались как опознавательные знаки, хорошо различимые на расстоянии. Они были незаменимы на поле боя, но также и во время рыцарских турниров. С развитием военной технологии турнирные доспехи приобрели такую массивность и прочность, что рыцари могли отказаться от щита, как от основного элемента защиты. В связи с этим потребовалось перенести изображение герба со щита на вымпел, который заменял щит с гербом в качестве опознавательного знака.

Имеется три главных вида гербовых флагов: собственно флаг (banner), штандарт (standard) и флажок, или вымпел (pennon).

Знамя (banner)

Средневековый флаг, несущий изображение герба владельца, был вертикально вытянутым прямоугольником с отношением ширины к высоте как 2 к 3. Противоположный древку край флага мог быть снабжён многочисленными "язычками", или одним большим "языком" в верхнем правом углу (тогда он назывался "schwenkle").

Никто ниже ранга рыцаря-баннерета не имел право на флаг (Knight Banneret - несуществующий ныне старинный титул, дававший привилегию во время сражения вести своих людей под собственным флагом, в отличие от бакалавров (Bachelor), рыцарей низшего ранга, не имевших достаточного количества вассалов, чтобы собрать их под своё знамя). Ранг баннерета был ниже ранга рыцарей Ордена Подвязки, когда присваивался королём во время войны, а в обычное время следовал после титула баронета). На рисунке королевское знамя Шотландии.

Штандарт (standard)

Томаса Ховарда Генри Стаффорда (1475 г.)

Сира Роберта Веллеса (1470 г.) Сира Мейстера Гилфорда

Графа Эдмунда Рооса (1460 г.) Лорда Роберта Уиллогби (1440 г.)

Штандарт представляет собой длинное полотнище, сужающееся к концу и закруглённое. Причём закруглённый конец раздваивался, если штандарт не принадлежал принцу королевской крови. Штандарт, величина которого варьировалась от 11 ярдов (10 метров) у императора до 4 ярдов (1,5 метра) у барона, обычно разделялся на три части: в первой помещался рыцарский или национальный герб, во второй - гербовый значок, а в третьей части - изображение его навершия (были и другие варианты). Эти части разделялись полосами, на которых был начертан рыцарский боевой клич или девиз. Цвет штандарта соответствовал фамильным цветам рыцаря или цветам его гербового одеяния.

Во время сражения штандарт служил ориентиром для войск. Он показывал не физическое присутствие главнокомандующего, а местонахождение его штаба. На рисунке приведены штандарты сэра Генри Стаффорда (1475 г.) и Томаса Ховарда, участника войны Алой и Белой Розы (с 1455 по 1485 год). Крест Св. Георга на подъёме (область у древка) показывает национальную (английскую) принадлежность.

Флажок (pennon)

Это флаг, или вымпел, среднего размера (около трёх футов или одного метра), имевший треугольную форму и прикреплявшийся к древку копья. Как и знамя, он указывал на физическое присутствие человека, изображение герба которого нёс. Треугольный флажок меньшего размера назывался "pavon pennon". Здесь показан флажок с раздвоенным концом - вымпел Суверенного Военного Мальтийского Ордена.

Рисунки гербов и нашлемников, размещенные на странице, выполнены И.Лоуда (Jiri Louda).

В начале VIII в. в Греции существовало два основных типа щита: овальный, с выемками с обеих сторон - этот тип обычно называют дипилонским, по названию кладбища в Афинах, где нашли много изображений такого щита, - и круглый, с расположенной в центре ручкой. Дипилонский щит почти наверняка напрямую восходит к микенским щитам в форме восьмерки, изображения которых перестали появляться примерно после 1400 г. до н.э. Глиняная модель, которая показана на иллюстрации (слева), изображает как раз такой щит и была обнаружена на Дипилонском кладбище. Существует мнение, что эта позднейшая форма вообще не изображает реальный щит, а отражает образ щита «героической эпохи», который сложился в искусстве. На это есть два серьезных возражения: во-первых, древние художники всегда изображали исторических персонажей в костюме современной им самим эпохи; во-вторых, тот художник, который делал эту глиняную модель, точно знал, что именно он изображает, - очевидно, что это был плетеный щит с распорками по внутренней стороне. Невозможно поверить в то, что столь точное изображение могло продержаться более 600 лет, не превратившись во что-нибудь символическое - например, в нарисованный изнутри маленький крестик. Очевидно, что эта вещь скопирована с настоящего щита. Тот факт, что формой он значительно отличается от щита микенской эпохи, только свидетельствует о его аутентичности и говорит о наличии определенного развития. У более ранних щитов была, должно быть, усиленная кромка, которая позволяла им сохранять форму восьмерки, однако в щитах дипилонского типа форму диктовали распорки. Такие щиты стремились к ней вполне естественным образом, поскольку распорки необходимо было закреплять очень прочно, и концы их немного выпирали снаружи, образуя четыре видимые точки на внешней поверхности щита. Постоянное одинаковое давление на центральную точку распорок могло привести к тому, что щит слегка изгибался, образуя две полукруглые выемки по обеим сторонам. Все это может свидетельствовать о том, что в Афинах, которые сумели пережить войны периода темных веков и сохранить неразрывную связь с микенской эпохой, щиты в виде восьмерки могли пережить и микенскую эпоху, и темные века, последовавшие за ней.

1 - настенная роспись из Микен, изображающая щит в форме восьмерки.

2 - глиняное изображение аипилонского щита VIII в. Вид спереди, сзади и в разрезе. Британский музей. Очевидно, что копия сделана с подлинного щита.

Круглый щит с расположенной в центре ручкой, как и многие другие виды оружия позднемикенской эпохи, возможно, ведет свое происхождение из центральной Европы. Это подтверждается и находками на территории Италии. Впервые такие щиты появились в Греции в конце микенской эпохи, но главенствующим типом он стал после 1050 г. до н.э., когда на Пелопоннесе возникли поселения дорийцев. В Дельфах обнаружили два щита того же типа, но более позднего происхождения, датированных первой половиной VII в. Оба они выполнены из кованой бронзы, но представляют собой два отчетливо различающихся типа. У первого из них есть отчетливо видимая выпуклость в центре щита, в соответствующее которой углубление на внутренней стороне была «утоплена» ручка; у второго типа такой выпуклости нет совсем, а ручка, вероятно, крепилась сзади. Две дельфийские находки отражают дальнейшее развитие щита с центральной ручкой, но они уже устарели к моменту своего появления на свет, потому что с VIII века возник новый тип, который очень быстро вытеснил все предыдущие. Это был гоплитский, или аргивский, щит. Возможно, что он появился в процессе эволюции круглого щита с центральной ручкой, но археологические находки свидетельствуют о том, что, по крайней мере, в самом начале он сильно от него отличался. На самом деле их единственной общей чертой является круглая форма. Аргивский щит значительно более выпуклый, и у него усиленная кромка. Однако значительно важнее тот факт, что у нового щита была полностью изменена конструкция крепления. В центре щита находилась скоба, через которую просовывалась рука - так, чтобы щит оказался на предплечье. Собственно ручка представляла собой ремень, закрепленный рядом с краем. Воин держался за него для того, чтобы не дать щиту сползти с предплечья. Самые ранние отчетливые изображения аргивского щита можно встретить на керамике середины VII в., например, на вазе из Чиги. Там можно разглядеть все составные элементы щита нового типа, которые никак не прослеживаются у более ранних. Этот щит прикрывал гоплита от подбородка до колен и, как ничто другое, позволял держать четкий строй фаланги. Из-за того, что крепление щита находилось в середине, почти что половина его выступала за левый бок воина и при условии, что сосед слева находился вплотную, защищала его правый бок. Таким образом, он оказывался прикрытым в том месте, где щиты находили друг на друга. Одна из существенных проблем фаланги заключалась в том, что из-за этого ее могло клонить на правую сторону. В конце VI в., возможно, в результате персидского нашествия и из-за возрастания роли легких пехотинцев, вооруженных метательным оружием, к низу щита стали прикреплять своего рода кожаную привесь, которая должна была защищать ноги воина от дротиков и стрел.

1 - щит архаического типа с центральной ручкой, который был найден в Дельфах. Масштаб 1:15.

2 - гоплиты с аргивскими щитами, изображенные на греческих вазах. Британский музей.

3 - скоба для руки с аргивского щита VI в. из музея Бари. Масштаб 1:6.

4 - скоба необычного типа из этрусской «Могилы воина» в Вульчи (ок. 525 г. до н.э.). Два «крыла» сначала неверно определили как нащечники. Музей Вилла Джулиа. Рим. Масштаб 1:6.

5-8 - фрагменты аргивских щитов VI в. Масштаб 1:3.

5 - часть украшенной витым орнаментом кромки щита из Бари.

6 - кольцо, через которое был пропущен ремень щита.

7, 8 - скобы для руки. На рисунках напротив четко видно, как именно они крепились к деревянной основе щита, а также ее толщину в этом месте - примерно около 1 см.

6, 7 и 8 - из Олимпии. Музей Олимпии.

9 - реконструкция аргивского щита VI в., выполненная по материалам находок в Олимпии.

Существовал обычай, что после битвы одержавший победу военачальник посвящал в какой-либо храм щит с соответствующей надписью. Множество таких щитов обнаружено в Олимпии. Размер их варьируется от 80 см до 1 м в диаметре. У некоторых из бронзы сделана вся внешняя сторона, тогда как другие имеют лишь бронзовую кромку. Все неметаллические части щитов не сохранились, но уцелело множество деталей с внутренней стороны - таких, как скобы для руки, например. Они были прибиты к деревянной основе щита гвоздями, которые затем загнули на передней стороне так, чтобы они не могли ослабнуть. Это не только убедительно говорит нам о толщине щита, но и рассказывает многое о том, как их изготовляли. Сначала из каких-нибудь твердых пород, например, дуба, делали деревянную основу щита. Затем к его внутренней стороне прикрепляли все необходимые детали, а гвозди, которые выходили на внешнюю сторону щита, отгибали и вбивали в дерево. Потом щит покрывали бронзой или бычьей кожей. Скоба бывала двух форм - широкая полоса с завернутым наверх краем (2) либо более узкая полоса, на которую делалась накладка из сыромятной кожи или войлока, расширявшая ее (3). Первый тип, как правило, более древний, а второй - более новый.

Этрусский щит с фрагментами деревянной основы и кожаной подкладки из Ватиканского музея. Этот щит, вероятно, относится к IV в. до н.э.

1 - внутренняя сторона щита со скобой для руки, которая была, вероятно, обмотана кожей, креплениями для ремня-рукояти

и остатками деревянной основы. Масштаб 1:10.

2 - вид на шит сбоку и в разрезе.

3 - изображение щита в три четверти сверху, на котором видны скоба для руки и крепления для рукояти.

4 - реконструкция рукояти и края щита, показывающая деревянные плашки, которые использовались для того, чтобы заполнить кромку.

У нескольких щитов, найденных в Олимпии, все детали с внутренней стороны прикреплены непосредственно к внешней, выполненной из бронзы. Должно быть, их изготовили специально для посвящения в храм, потому что в битве они были бы бесполезны. Полагали, что эти щиты предназначались для того, чтобы удары отскакивали от них, но это противоречило бы основному смыслу фаланги, в котором каждый гоплит прикрывал незащищенный бок своего соседа, а не перенаправлял в него, например, летящие дротики.

В музее Ватикана есть замечательный образец аргивского щита. Скорее всего его обнаружили в этрусской гробнице, причем в очень хорошем состоянии, что дало возможность исследователям произвести абсолютно точную реконструкцию. У щита полностью уцелела бронзовая верхняя часть, сравнительно большое количество деревянной сердцевины и даже тонкая кожа, которой он был выстлан изнутри. На примере этого щита хорошо можно разглядеть те трудности, с которыми сталкивались древние мастера при установке бронзовой лицевой части на аргивском щите. Хотя ей, вероятно, придавали нужную форму перед тем, как закрепить на деревянной основе, край все равно требовалось затем загибать. Все трудности оружейников отчетливо видны на месте сгиба, где кромка набита изнутри деревянными плашками. В своем первоначальном виде щит должен был весить около 7 кг.

1 – бронзовое украшение щита из Олимпии. Ок. 525 г. до н.э. Таких украшений нашли довольно много; наиболее часто встречаются изображения горгон. На боевых щитах их обычно рисовали красками. Музей Олимпии.

2 – аргивский щит. Ок. 525 г. до н.э., укрепленный дополнительной пластиной, которая должна была обеспечить руке лучшую защиту. Изображение с рельефа в сокровищнице сифносцев в Дельфах. Музей в Дельфах.

Деревянная основа аргивского щита была в центре всего в 0,5 см толщиной, поэтому внутрь часто закладывали дополнительную усиливающую пластину. Такие пластины можно видеть на рельефе из сокровищницы сифносцев в Дельфах или на вазе из Чиги.

У аргивского щита есть одна особенность, которая выяснилась после того, как была выполнена и опробована его модель, сделанная по ватиканскому образцу. Заключается эта особенность в том, что сильный изгиб деревянной части щита удобно подходит к левому плечу и позволяет переместить на него значительную часть веса. Это значит, что гоплит мог пройти значительное расстояние со щитом на изготовку, не перенапрягая при этом левую руку.

Как показывают рисунки на вазах, самой примечательной частью этих щитов были украшавшие их гербы и символы. Их разнообразие поистине бесконечно - геометрические рисунки, животные - настоящие и выдуманные, рыбы, крабы, птицы, конечности, вазы, якоря… Может быть, они служили отличительными знаками гоплитов, потому что при опущенном на лицо шлеме узнать их было невозможно. Позднее, примерно с конца V в., все эти мотивы сменились на буквы или символы, обозначавшие город гоплита. Лямбда, например, символизировала Спарту, т.е. Лакедемон, а дубинка - Фивы.

В Олимпии было обнаружено несколько экземпляров бронзовых украшений щита. Изображают они в основном мифических тварей - горгон, грифонов и т.п. - и были изготовлены скорее всего специально для посвящения в храм. В первом же настоящем сражении такие украшения были бы просто сметены, ибо там, как писал спартанский поэт Тиртей, «сходятся рати, щит закругленный на щит». Должно быть, на боевых щитах украшения рисовали красками.

Доспехи

В 1953 году в Аргосе, на Пелопоннесе, обнаружили захоронение, относившееся к VIII в. до н.э. Там нашли шлем и самый древний из известных на данный момент греческих панцирей. За этой находкой лежит пропасть в 7 веков, которая отделяет ее от относящегося к концу XV в. экземпляру, найденному в Дендре. О доспехах того периода нам ничего не известно.

1, 2 - передняя и задняя половины расширяющегося книзу колоколовидного панциря из Аргоса. Музей Аргоса.

3 - способ соединения правой стороны панциря. Выступы в виде трубочек на конце передней части вставлялись в пазы на задней части, и в них продевался закрепляющий штифт.

4 - соединение сторон под левой подмышкой.

5 - способ соединения на плечах.

6 - поздний колоколовидный панцирь из Олимпии. Ок. 525 г. до н.э. Музей Олимпии.

7 - пластина, предназначенная для защиты живота. Крит.

8-11- на этих рисунках показано, как соединялся классический анатомический панцирь.

8 - система петель и соединяющий их штифт на левой стороне панциря. Музей в Карлсруэ, Германия.

9 - фрагмент панциря с соединительными кольцами и отпечатком пряжки. Британский музей.

10 - пряжка такого же типа.

11 - вид изнутри на систему крепления из петли и штифта.

12 - способ стягивания сторон.

Аргосский панцирь, как и его предшественники, состоит из двух половин: передней и задней. Обе половины схематически воспроизводят мускулатуру торса с выступающим кантом вокруг отверстий для рук, вдоль талии и бедер. Вокруг шеи, отверстий для рук и у бедер бронза закатана вперед по краю для того, чтобы усилить его. Наличие отступов в канте отчетливо показывает, что передний край панциря заходил на задний по бокам. На правой стороне передней пластины имеются два выступа в виде трубочек. Они заходили в соответствующие им пазы на задней стороне и соединялись при помощи двух штифтов (3), удерживая панцирь вместе до того момента, как его надевали. Обе половины соединялись двумя застежками в нижней части левой стороны - одна на передней половине панциря, а другая на задней. Под левой подмышкой и на бедре закатанный край был отогнут так, чтобы образовать паз, благодаря которому передняя часть удерживалась на месте (4). На плечах дело обстояло наоборот - там задняя пластина находила на переднюю; на месте они крепились двумя железными штырями, которые выходили из передней пластины и соответствовали отверстиям, сделанным в задней (5).

Полукруглая пластина, которая называется mitra, «митра» (термин, может быть, и неправильный, но его употребляют для удобства) могла подвешиваться на пояс и прикрывала живот. Большинство таких пластин было найдено на Крите, хотя есть и греческие экземпляры. Во Фракии их обнаружили вместе с более поздними разновидностями расширяющихся книзу панцирей, что означает, что они использовались вместе.

Во второй половине VI в. популярность расширяющихся книзу «колоколовидных» панцирей резко падает и их заменяют панцири из льна, которые стали общепринятыми для гоплитов. Однако первыми все же продолжали пользоваться, и они постепенно превратились в изящные «мускульные», или «анатомические», панцири, повторяющие анатомию человеческого торса. Хотя они и не были так популярны, как колоколовидные, возможно, из-за высокой стоимости, но продержались до самого конца римской эпохи тысячу лет спустя - они были частью формы старших офицеров. Новый панцирь делался двух типов - короткий, до талии, или длинный, прикрывающий область живота.

1 – вид спереди на анатомический панцирь IV в. из Конверсано, близ Бари, в южной Италии. Слева он соединялся длинным рядом петель. Такой панцирь стал частью снаряжения старших военачальников. Музей Бари.

2 – вид сзади на тот же конверсанский панцирь. Справа он скреплялся традиционным способом - петлями и кольцами с ремешком и пряжкой. На плечах петель не было, и они держались только на ремешках с кольцами.

3 – короткий анатомический панцирь, половины которого соединялись кольцами. Таким типом чаще всего пользовались всадники. Большая часть археологических находок анатомических панцирей была сделана в Италии. Эта, например, из Руво, южная Италия. Британский музей.

4 – реконструкция длинного панциря с рельефным изображением мускулов из Британского музея. Он выполнен из бронзы и украшен серебряными вставками в виде сосков. На плечах и боках панцирь соединяется при помощи петель и колец.

5 – изображение гоплита в анатомическом панцире на греческой вазе. Ок. 460 г. до н.э. На воине фракийский шлем, а к щиту прикреплен кожаный фартук, защищающий ноги от дротиков и стрел. Музей Палермо.

6 – длинный анатомический панцирь, сделанный специально для всадника. У бедер он очень широк, и это позволяет без особых проблем сесть на лошадь. Сейчас известны только три экземпляра таких панцирей. Все они происходят из Италии. Вероятно, IV в. до н.э. Музей Бари.

Панцири с рельефным изображением мускулов, или анатомические, обычно скреплялись по бокам, а иногда и на плечах при помощи петель, одна половина которых была на задней стороне, а другая - на передней. Обычно таких петель было шесть - по две на каждой стороне и по одной на плечах. Для того чтобы надеть панцирь, с одной половины (чаще с правой) и из плеч вытаскивали штифты, проходившие через обе части петли. Тогда он просто открывался, как это было и в более раннем варианте. Затем половины панциря соединяли и вставляли все вынутые штифты на место. На обеих сторонах от петли было по кольцу, которые предназначались для того, чтобы стягивать переднюю и заднюю части. На фрагменте панциря из Британского музея можно отчетливо разглядеть рядом с кольцом отпечаток пряжки, которая при помощи ремня, пропущенного через кольца, соединяла обе половины. На некоторых панцирях система петель вообще отсутствует, и соединяются они только при помощи колец и ремешков с пряжками.

На отдельных панцирях IV в. до н.э. ряд петель слева был очень длинный и проходил от подмышки до бедра; вставить штифт в такие петли, когда панцирь уже надет, невозможно. Следовательно, левую сторону на них скрепляли заранее. Хотя процесс развития анатомических панцирей можно проследить по изображениям на греческих вазах, большинство археологических находок было сделано на территории Италии.

В IV в. до н.э. длинный анатомический панцирь был приспособлен для нужд конницы. Его низ выгнули наружу впереди и сзади - так, чтобы в нем можно было сесть на лошадь. Подобный тип панциря можно увидеть на конной статуе Нония Бальбы Младшего из Геркуланума, которая находится сейчас в музее Неаполя. Все известные экземпляры этих панцирей происходят из южной Италии, и, возможно, следует предположить, что только здесь ими и пользовались. Однако у нас слишком мало материала для таких выводов, так что делать их пока не стоит. Льняными панцирями пользовались, вероятно, начиная с микенской эпохи, но только в конце VI в. они стали стандартной частью снаряжения гоплита. Льняной панцирь делался из нескольких слоев ткани, склеенных так, чтобы получилось что-то вроде толстой рубашки, примерно в 0,5 см толщиной. Панцирь доходил до бедер. Ниже пояса имелись разрезы, чтобы дать воину возможность наклоняться. Изнутри прикреплялся второй слой, тоже разрезанный на полоски (pteryges, птериги), закрывавший разрезы в верхнем слое. По фигуре панцирь не подгонялся - его просто обматывали вокруг туловища и скрепляли на левой стороне. П-образный фрагмент, который был прикреплен к спине, притягивали вперед для защиты плеч. На вазах можно увидеть множество сцен, показывающих, как эти прочные жесткие «лямки» сами возвращались назад, в исходное положение, если их отстегивали спереди.

1-4 - изображение льняных панцирей в греческом и этрусском искусстве.

1 - греческое, ок. 500 г.; происходит из Вульчи. Берлин.

2 - этрусское, ок. 425 г.; происходит из Тоди. Британский музей.

3 - греческое, ок. 450 г. до н.э. Музей Ватикана.

4 - этрусское, ок. 325 г. Саркофаг амазонок из Тарквинии. Археологический музей Флоренции.

5 - деталь изображения Марса из Тоди, которое находится сейчас в Ватикане (Грегорианский музей). На нем можно отчетливо разглядеть нашитые чешуйки брони. Ок. 350 г. до н.э.

6 - гоплит конца VI в. до н.э., надевающий свой льняной панцирь.

Несколько лет назад я изготовил копию одного из таких панцирей. Его оказалось трудно надевать из-за жесткости, но, чуть попривыкнув к доспеху, можно было ощутить, что в нем легко и удобно двигаться. Зачастую такие доспехи делали из нескольких деталей, а птериги иногда могли отстегиваться. Хотя лен обеспечивал вполне надежную защиту, такие доспехи иногда усиливали чешуйками или пластинками. На некоторых поздних этрусских доспехах можно увидеть чешуйки вполне в ассирийском стиле. К числу существенных преимуществ льняного панциря можно отнести дешевизну, относительную гибкость и легкость. Та копия, что была мною изготовлена, не имела металлических чешуек и весила 3,6 кг, в то время как колоколовидный панцирь вместе с поддрспешником весил примерно 6 кг. Пользовались таким типом доспехов до III в. до н.э., когда в употребление вошла кольчуга.

Незадолго до Рождества 1977 года стало известно, что в Вергине, Македония, обнаружили царскую могилу, предположительно принадлежавшую Филиппу II.

В могиле, как сказали вначале, находился железный панцирь. Впервые услышав это сообщение, я представил себе анатомический панцирь, сделанный из железа. Однако на международном Конгрессе по античной археологии, который проходил в сентябре 1978 года в Лондоне, М. Андроникос, который вел раскопки могилы, впервые представил панцирь на обозрение общественности. К моему большому изумлению, он оказался переложенным на железные пластины льняным панцирем. Он был изготовлен из четырех пластин - передней, задней и двух боковых - и двух изогнутых плечевых фрагментов, которые закреплялись на спине. Панцирь был украшен инкрустацией в виде золотых полосок. Возможно, у него были птериги, изготовленные из кожи или иных гибких материалов. К сожалению, до настоящего момента не существует должного описания панциря, что вынуждает нас обходиться лишь его изображениями.

Поножи и наручи

Длинные поножи, или наголенники, вошли во всеобщее употребление в VII в. Вначале они защищали только нижнюю часть ноги, от колена до лодыжки, но затем стали прикрывать и само колено. В VII и VI вв. поножи часто были богато украшены, а более поздние варианты, как и анатомические панцири, воспроизводили форму мышц ноги. В Италии и в Греции уцелело множество экземпляров таких анатомических поножей. Мускулатура на более поздних поножах обычно выглядит менее стилизованной, чем на показанных здесь образцах VI в. В Греции поножи обычно надевались слегка разогнутыми, а затем зажимались по ноге, но в Италии их иногда привязывали к ней - на нескольких италийских образцах даже сохранились кольца, через которые проходил ремешок.

1 - рисунок на вазе (500 г. до н.э.), который изображает собирающихся в бой гоплитов. Вена.

2 - выкройка льняного панциря в виде «жесткой рубашки». Его изготовляли из склеенных между собой слоев льняной ткани.

3,4 - вид на переднюю и заднюю части железного панциря, найденного в так называемой «Могиле Филиппа II» в Вергине, Македония. Ученые пока не пришли к единому мнению по поводу возраста этой могилы. Сам панцирь представляет собой точную копию льняного, только выполненную из железа с золотыми инкрустациями. Она воспроизводит образец до мельчайших подробностей. Возможно, этот панцирь надевали на кожаный хитон с птеригами на плечах и на бедрах.

Обнаружено также достаточно большое количество специальных поножей, защищавших лодыжки и даже пятки. Это как раз те самые «поножи пышные», которые так любил описывать Гомер. Они обычно привязывались к ногам. Известно несколько экземпляров защитных доспехов для ног, которые подходили к сандалиям; они могли делаться цельными или же закрепляться за пальцы при помощи петель - для того, чтобы обеспечить большую подвижность. Хотя на скульптурных изображениях мы можем увидеть набедренники, известна только одна греческая находка этого рода - из Олимпии. На самом деле это скорее продолжение поножей и прикрывают они лишь нижнюю часть бедра. В искусстве их изображали доходящими до середины бедра.

Защитные доспехи для плеч и предплечий были обнаружены во время раскопок в Олимпии. Некоторые из них весьма пышно украшены. Защитные доспехи для плеч значительно превосходят по количеству находок наручи для нижней части руки. Вероятно, последними довольно редко пользовались, и их уж точно редко изображали.

Все защитные доспехи для конечностей подбивали кожей или тканью. У тех из них, что сделаны до середины VI в., подкладка закатана за край и там прошита. Преемственность в способе закрепления подкладки позволяет предположить наличие преемственности в изготовлении доспехов между микенским периодом и архаикой, а следовательно, можно предположить, что бронзовыми доспехами пользовались в темные века. Все виды защиты для рук и ног, за исключением поножей, вышли из употребления в конце VI в., да и поножи в эпоху классической Греции уже не пользовались такой популярностью, как раньше.

Шлем

Ученые много спорят о том, как следует называть различные типы шлемов. Спор этот не может ничего добавить к нашим знаниям греческой военной системы или к истории ее развития, поэтому здесь мы этот вопрос обсуждать не будем. Такие термины, как «иллирийский» или «аттический», будут использованы для того, чтобы обозначить определенный тип шлема, а не для того, чтобы указать на происхождение типа.

Существуют греческие шлемы нескольких форм, но создается впечатление, что все они восходят к двум прототипам - коническому (Kegelhelm) и архаичному коринфскому.

Кегельшлем (1) (термин пришел из немецкого языка и буквально обозначает его шишковидную, или кеглевидную, форму) является наиболее ранним шлемом железного века, обнаруженным до настоящего момента на территории Греции. Все такие шлемы состоят из пяти частей (не считая держателя для гребня). Тот экземпляр, что представлен на рисунке, был обнаружен вместе с доспехами в могиле геометрического периода в Аргосе. Конический шлем исчез в начале VII в., породив два новых типа - островной и иллирийский. Островной шлем (3) был популярен на Крите, где находят его многочисленные изображения. Показанный здесь фрагментарный экземпляр этого шлема - единственный, который удалось обнаружить до настоящего момента, - также происходит с Крита. Его изготовляли из двух частей (вместе с держателем для гребня), а затем соединяли заклепками. Каждая половинка образовывала одну сторону шлема.

1-4 - эволюция поножей.

1 - тип, относящийся к концу VII в., когда поножи заканчивались непосредственно под коленом.

2 - тщательно проработанный образец VI в., который прикрывает колено. Найден в Олимпии. Музей Олимпии.

3 - более простой тип, также VI в. Происхождение неизвестно. Лондонский Тауэр.

Можно выделить два предмета древнегреческого вооружения, на которых имелась ясная символика, - щит и шлем. Гоплитский щит диаметром около 1 м имел доста-точно много места, чтобы по казать врагу, кто перед ним, тогда как шлем представлял и своим, и чужим ранг сражающегося. Причем по античной традиции эллины не были изобретателями ни эмблем на щитах, ни султанов на шлемах, - они их заимствовали от карийцев (Herod. 1. 171; Schol. ad Thuc. 1.8. 1; Strabo. XIV. 2. 27; ер.: Plin. HN. VII. 200; Роlуаеn. VII. 3). В данной работе речь пойдет об эмблемах на щитах тяжеловооруженной пехоты гоплитов - основе греческой армии. Легкая пехота, как правило, не имела щита, на пельте же, появившейся в греческой паноплии с конца VI в. до н.э., не было развитой системы эмблематики. Греческая конница получила щиты в период эллинизма, во второй трети III в. до н.э., И изображения на ее щитах, вероятно, соответствовали тенденциям данной эпохи.


В связи с исследованием древнегреческой и римской символики вопрос об эмблемах на щитах изучался еще в первой половине XIX в. В 1841 г. появилась монография боннского профессора Х.С.Т. Бернда, посвященная геральдике. В первом томе рассматривалась древность, в частности большое внимание уделялось сведениям письменных источников об эмблемах на щитах, которые автор сопоставлял с изо-бражениями на вазах и монетами.

В 1852 г. немецкий исследователь В.Г. Фухс вы-делил в своей диссертации некоторые значения эмблем: апотропеи, обозначения страны, подчеркивание функции щита. Статья Й. Брандиса. исследующая данную тему, посвящена в основном гербам на монетах, а также штемпелям магистратов на керамической посуде. В своей диссертации М. Грегер также уделил внимание эм-блемам на щитах, основываясь на материале вазописи. Фундаментальное исследова-ние по теме появилось в 1902 г., и принадлежит оно Дж. Чейзу. Автор на основании большого числа изученных изображений на вазах выделил 12 категорий эмблем: 1) чисто декоративные; 2) внушающие страх врагу; 3) относящиеся к культу бога; 4) обо-значающие страну или гражданство (личные и общие у всего войска); 5) относящиеся к семье или предку; 6) информирующие о деяниях или судьбе носителя; 7) обозна-чающие звание или 8) персональные качества; 9) представляющие произведения искусства; 10) символизирующие имя воина; 11) скомбинированные из различных эле-ментов; 12) выбранные по личному желанию щитоносца. Как видим, Дж. Чейз выделил лишь сюжетные категории, но не показал, почему и как шло их развитие. В определенной мере этот пробел для классической эпохи восполнила научно-популярная статья англо-польского антиковеда Н. Секунды, посвященная в частности семейным и государственным эмблемам. Однако полной линии развития эмблематики мы и тут не найдем - данную проблему и призвана осветить настоящая статья.

И встав нога к ноге, опираясь щитом на щит, приблизив гребень к гребню, шлем к шлему и сблизивши грудь с грудью, пусть сражается с враждебным мужем, взявшись за рукоять меча или за большое копье.
Тиртей, древнегреческий поэт

Рождение знаменитой греческой фаланги гоплитов относится к архаической эпохе – около VII в. до н.э., хотя уже в гомеровской «Илиаде» есть упоминание о плотном строе воинов, который грозно надвигается на врага. Главная задача стоящих в строю гоплитов – сохранить целостность фаланги. На место павшего воина тут же вставал шедший за ним. Вооружение классического гоплита вплоть до македонского владычества составляли щит - гоплон, копье - дорю и меч - ксифос или махайра.

Греческие гоплиты. Чернофигурная роспись на вазе, VII в. до н.э.

Изобретение круглого щита-гоплона , по названию которого воин-гоплит и получил свое название, оказало решающее влияние на формирование фаланги. Он изготавливался из деревянных пластин и имел бронзовое окаймление, а к V веку до н.э.стал весь покрываться слоем бронзы. Главная его особенность была в конструкции крепления. В середине щита находилась бронзовая скоба (греч. - порпакс), в которую боец просовывал руку таким образом, чтобы щит оказывался на предплечье, а ладонью хватался за ремень или веревку у края щита (греч. - антилабе). Такая конструкция позволяла гоплиту более свободно действовать щитом в бою, который становился почти продолжением руки. Щит весил около 10 кг, а в диаметре был до метра.

Но у гоплона были и недостатки, главным из которых было то, что он закрывал лишь левую часть тела гоплита. Поэтому сомкнутый строй, при котором воины прикрывают щитами не только себя, но и ближайших соседей в строю, оказался единственно возможным выходом из положения. Отсюда – и тот позор, который покрывал воина, обронившего или потерявшего свой щит во время битвы: ведь он подвергал опасности не только себя, но и всю шеренгу, в которой стоял. По этой же причине греки отказались от метательного оружия, дабы лишний раз не размыкать строй.


Гоплон с внутренней стороны. По центру виден порпакс, по краям - антилабе

На щиты наносилась эмблема или рисунок. Делалось это не из эстетических соображений (на войне вряд ли вообще есть место красоте), а для того, чтобы воины могли распознать своих в сражении и отличить их от противников. Например, на спартанских щитах изображалась греческая буква «лямбда», которая была первой буквой в слове «Лакедемон» (официальное название Спарты), а на щитах Афин присутствовало изображение совы.

Гоплон с изображением трискелиона - треножника, солярного символа

Копье – символ наступательной мощи греческой фаланги. Оно имело 2–3 метра в длину и предназначалось для нанесения первоначального удара по противнику в область шеи или живота. Древко копья стругалось и обжигалось, на него крепился наконечник из железа листовидной формы. В начале своей истории гоплиты имели и метательные копья, но в процессе эволюции фаланги их использование сошло на нет.


Фалангит с копьем-дорю

Меч использовался в ближнем бою, когда копье становилось неэффективным. Чаще всего он был в длину до от 60 до 80 сантиметров и имел листовидную форму - т.н. ксифос. Но длина клинка могла варьироваться: например, спартанские клинки были короче, что давало спартанцам повод для гордости - ведь чтобы сражаться таким мечом, нужно было столкнуться с врагом в буквальном смысле лицом к лицу. Существовали и изогнутые мечи, т.н. махайры или кописы, напоминавшие испанские фалькаты. Они были удобны для нанесения режущих ударов, т.к. имели одностороннюю заточку лезвия.


Ксифос - наиболее распространенный вид меча в греческой фаланге

Данный набор вооружения оставался практически неизменным, а гоплиты были основой армий греческих городов-государств до IV в. до н.э., когда они постепенно начинают вытесняться пельтастами, а с III в. до н.э. – сариссофорами.

В эпоху, когда слагались сказания, вошедшие в "Илиаду" и "Одиссею", а греческие племена истощали и ослабляли друг друга в длительных войнах, появляются и ещё более примитивные формы культуры и так называемый "геометрический стиль" .
Сосуды, покрытые схематическим узором, явно выполненным с помощью циркуля и линейки, имели и свои достоинства - они конструктивны, их скупой, суховатый орнамент нанесен в строгом соотверствии с членениями вазы.
Постепенно в геометрический узор начинают вводиться изобразительные мотивы - фигуры людей, животных, особенно часты изображения погребальных процессий (большинство сосудов предназначалось для заупокойного культа).

Живописи, как таковой, еще не существовало и её функцию несли росписи на глинянных сосудах, употреблявшихся в быту.

Об архаической вазописи нужно сказать особо. Этот вид искусства был широко распространен и его произведения сохранились в большом количестве до наших дней. На них изображались сложные сюжетные композиции - смесь мифологического, бытового и батального жанров.

Стиль вазовых росписей менялся на протяжении двух столетий. Для раннего периода архаического периода характерен ориентализирующий стиль (от слова orient- восток), развивавшийся под влиянием восточных культур Сирии и Египта. Оттуда заимствовались фантастические крылатые львы, грифоны и прочие чудовища, а также орнаментальные мотивы спиралей и волют. Этим спиральным узором заполнялись промежутки между фигурами, незарисованного пространства почти не оставалось - ваза напоминает ковёр. Общими признаками можно считать тяготение к нарядной полихромности, пышности и недостаток того благородного чувства меры, которое было внесено в вазопись мастерами чернофигурного стиля.

Чернофигурный стиль зародился в Аттике. Эта техника кажется простой, хотя секрет её утрачен, - это чернолаковые силуэты на красновато- желтом фоне обожженной глины.
В VI в. до н.э. чернофигурная вазопись стала господствующей и выдвинула знаменитых мастеров, подписывавших свои имена на сосудах.
Удивительна по красоте и изяществу амфора, выполненная в VI веке до н.э. и подписанная Эксекием . Роспись выполнена на сюжет из "Илиады". Амазонка Пенфесилея , воевавшая на стороне троянцев, была убита Ахиллесом . Художник выбирает для своей композиции самый напряженный и драматический момент: огромный мощный воин в тяжелом вооружении, эдакая машина для убийства, пронзает своим копьем грудь поверженной амазонки. А она бела, нежна, но, склоняясь под натиском и теряя силы, смело смотрит в лицо смерти. Их глаза встречаются... И, возможно, в этот самый последний миг Ахиллес полюбил Пенфесилею, но поздно - он уже убил её.

Амфора , написанная Эксекием в VI веке до н.э. также на сюжет "Илиады" , отличается четкостью, ясностью и гармоничностью конструкции. Рисунок также сочетает живую непринужденность и тектоничность. Два воина, Ахилл и Аякс, увлеченные игрой в кости , - очень жизненная группа.


Склоненные спины игроков вторят округлости стенок сосуда. Щиты, расположенные по бокам, ещё раз подчеркивают эту округлость. Кубический столик помещен в середине, как бы утверждая устойчивость амфоты, отмечая центр тяжести."Три..., четыре..."- шепчут играющие. Эти слова, написанные крошечными буквами, витают возле их голов.
Это просто бытовая сцена - герои не сражаются и не совершают ритуал, - отдыхает, играя в настольную игру. Заинтересовавшись сюжетами повседневной жизни, искусство неизбежно должно было искать и более реалистический и художественный язык.
Такой язык был обретен в краснофигурной технике, которая в конце VI века до н.э. начинает применяться наряду с чернофигурной.
Расписные вазы не были в Греции предметами роскоши, они, как посуда, имелись в каждом доме. Но существовали выдающиеся мастера, на которых равнялись другие.
В краснофигурном стиле конца VI века до н.э. работал прославленный Евфроний . Он принадлежал к так называемой "группе пионеров", мастера которой много сделали для развития краснофигурной техники, возникшей в мастерской Андокида около 530 г. до н. э.
Одно из замечательных произведений вазописца - пелика с ласточкой. Всего три фигуры: юноша, мужчина и мальчик - три цветущих возраста. Они увидели летящую ласточку. Певым заметил её юноша, самый зоркий; указывая, он восклицает: "Смотрите - ка, ласточка!" Мужчина оборачивается, смотрит вверх и подтверждает: "Правда, клянусь Гераклом!" А мальчик - подросток, самый эмоциональный, протягивает к ней руку и кричит: "Значит, наступила весна!" Прелесная, поэтическая миниатюра, почти как японские стихотворения, выраженная и пластически, и словесно. Всё тут на своем месте, нет ничего лишнего. Движения и жесты фигур так гибки и мягки, как не было свойственно чернофигурным росписям.
Евфроний изобразил и эту бытовую сценку. Расположившись на ложе с пестрыми тюфяками и подушками, пируют четыре обнаженные гетеры. Секлина играет на двойной флейте. Ей протягивает кубок с вином Агапа. Палайсто, лицо которой изображено в фас, пьет из кубка. Смикра играет в коттаб. Она выплескивает из кубка последнюю каплю вина, посвящая ее возлюбленному. "Тебе бросаю эту (каплю), Леагр" - сообщает надпись. Надписи называют и имена гетер, и имя мастера: "Евфроний расписал".
Композиция проста и ясна, фигуры плоскостны. Евфроний не изображает фигуры в ракурсах. Он основывается на декоративных принципах архаического искусства, которые требуют соответствия силуэтного изображения форме вазы. Сила дарования Евфрония проявляется в его рисунке с уверенными и чистыми линиями, свободно очерчивающими контуры монументальных фигур.

Круглодонный динос , отличается строгостью наружного декора. Чеканность форм вазы подчеркивается идущей на плечиках полосой палочного орнамента и сплошным блестящим чернолаковым покрытием. На внутренней стороне поверхности горла диноса изображены пять весельных кораблей, бороздящих волнующееся море. Мастер обстоятельно выписывает силуэты кораблей с носами в виде голов дельфинов и лебедиными головками на кормах, паруса, снасти, весла, закрытые помещения в носовой части корабля. Изображая экипаж, художник уделил особое внимание лишь кормчему, головы же гребцов трактуются просто как черные кружки, которые легко принять за орнамент.

Мастера краснофигурного стиля постоянно обращались к мотивам, увиденным в реальной жизни Афин V в. до н.э. На одной стороне тулова пелики вазописец изобразил тощего двугорбого верблюда. На другой стороне вазы представлена сцена музыкального состязания - агона . Кифаред в длинном прямом плаще играет на кифаре и поет, вдохновенно подняв голову. На стуле, повернув лицо в фас, сидит судья. Внимают музыканту юноши и мужчины, изображенные в ракурсе со спины, с отставленной назад ногой. Хотя рисунок на вазе выполнен несколько небрежно, но изображение привлекает живостью наблюдений и мягким юмором.
Стамнос украшен росписью со сценой прощания воина со своей семьей . Облаченный в доспехи юноша правой рукой подносит к губам чашу-фиалу, которую жена только что наполнила вином из кувшина. Здесь же находятся седовласый отец и мать воина. Сцена исполнена величия и спокойствия.
Композиция симметрична, очертания фигур гармонируют с контурами вазы. За внешним спокойствием героев чувствуется взволнованность, особенно выразительны образы молодых супругов; их взгляды, устремленные друг к другу, говорят о грусти перед неизбежной разлукой. Над их головами написаны два слова: "прекрасный" и "прекрасная", в которых заключено представление о физической и душевной красоте.
Стамнос расписан мастером Клеофона, названным так по надписи на одной из ваз его работы: "Прекрасен Клеофон". Его личность типична для мастеров-вазописцев 40-30х гг. V в. до н.э., времен расцвета Афинского государства, когда строился храм Парфенон на Акрополе, работал великий скульптор Фидий. Влияние искусства Фидия испытали многие художники в разных областях творчества. Обобщенные, гармонично прекрасные образы - типы в сцене "Прощания", отразившие идеал эпохи, создавались мастером Клеофона под влиянием монументального искусства.
Афинские мастера делали и белые вазы с цветными рисунками.


В классическую эпоху, когда в Греции появилась и живопись, вазописцы стали часто переносить на сосуды композиции известных художников, меньше заботясь об их соответствии формам, поверхность вазы рассматривалась как поле для живописи. Поэтому в декоративном отношении такие росписи что - то утрачивали, выигрывая в сложности и богатстве многофигурных сцен.

Нельзя не отметить и выдающийся по красоте и мастерству исполнения прославленный кратер Дервени (эпохи раннего эллинизма, ок. 330 г. до Р.Х.), названный так по месту, где был найден в 1962 году. Это истинный шедевр античной пластики: огромный бронзовый сосуд с позолотой и накладками из серебра опоясан тончайшим рельефом, на котором особенно хороши фигуры Диониса и Ариадны. Струящаяся туника Ариадны, развевающиеся волосы, изгиб её стройного тела образуют удивительный ритм, создают ощущение полёта...

В эллинистической живописи стал появляться пейзаж. Правда, она, так же как и классическая, не сохранилась. Но о ней можно составить представление по римским копиям и подражаниям, в частности, по росписям в Помпеях и других городах, погибших при извержении Везувия в 79 г. н.э.

Тем не менее в 1977 году греческим археологом Манолисом Андроникосом были обнаружена группа царских могил в местечке Вергина (Македония, Северная Греция) , относящихся к IV в. до н.э.
В одной из них, принадлежащей женщине, современнице Филиппа (отца Александра Великого) найдена удивительная стенная роспись. На главной из фресок изображается похищение Персефоны Аидом (Плутоном) , который правой рукой держит скипетр и вожжи, а левой схватил Персефону, что в паническом страхе поднимает руки к небу, обращаясь с мольбой к Зевсу. Одной ногой он ступил на колесницу, левая еще касается земли, где можно заметить цветы, которые собирала Персефона... Перед колесницей бежит Гермес с факелом и в македонском головном уборе, а сзади изображена коленопреклонённая подруга богини, в ужасе наблюдающая за происходящим.
Роспись восхищает своей яркой эмоциональностью, динамикой композиции и невероятным мастерством исполнения.
Профессор Андроникос считает, что сцена похищения исполнена великим художником IV века до н.э. Никомахосом.


Самое большое из захоронений принадлежит Филиппу, на фасаде которого изображена сцена охоты. Три всадника и семь пеших мужчин охотятся на оленей, вепрей и льва. Единственный среди них бородатый мужчина пронзает копьём льва, нанеся смертельный удар. Это, разумеется, сам Филипп. В центре композиции художник изображает сына царя- Александра, всадника в багряном хитоне и с венцом на голове.
Яркая композиция,прекрасное владение перспективой, ощущение равновесия объемов, гибкая пластика линий и чувственность света предполагают авторство выдающегося художника IV в. до н.э. Вероятно это Филоксен из Эритрии.

около 400-350 гг до н.э.
Надгробие из Вергины (слева), где изображены 4 персонажа. Правую часть занимает старый отец в прощальной позе с поднятой рукой, обращенной к сыну, который сидит с опущенной головой на погребальном троне Аида. Напротив- его жена и ребёнок. Т.е. с погибшим на войне, изображены и живые члены семьи.
Над росписью сохранилась эпитафия KLEONIMOS AKYLOY ADIMOS KLEONI
MOY PEYKOLAOS ADIMOY PRINO ADYMOY
где перечислены имена- все эллинские (письмо относится к дорийскому диалекту древнегреческого языка).
Справа и внизу можно увидеть еще одну фреску, состоящую из двух частей и найденную также в Северной Греции- между городами Верия и Эдесса (гробница LISONOSA KALLIKLEOYSA). Здесь изображено македонское оружие: в центре щит, обвитый оливковыми ветками, в середине которого изображена звезда (или солнце)- официальный символ македонских царей династии Гераклидов. А также клинки в ножнах, причем левый имеет рукоятку с головой орла Зевса. Поножи и богато украшенные македонские шлемы с пластинами для защиты щек.
На второй части росписи изображен тоже щит, но с необычным геометрическим орнаментом и воинское снаряжение, судя по всему трофейное..
Под обеими частями можно видеть необычные прямоугольные колонны, увитые гирляндами с разноцветными лентами.


Около 200 гг до н.э.