Другое

Основные отрасли социально трудовой сферы общая характеристика. Социально-трудовая сфера как основа социальной политики

В последнее время достаточно часто используется понятие «социально-трудовая сфера (СТС)», о котором упоминалось вы­ше. Оно отражает объект и предмет социальной политики, единство и взаимообусловленность трудовых и социальных от­ношений, а также характеризует степень социального развития. На практике трудовые отношения (между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем) редко существуют в чи­стом виде, без социальной составляющей, и наоборот, социаль­ные отношения часто возникают в результате трудовых процес­сов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Со­циально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровожде­ние. С определенной долей условности под экономикой труда (в широком смысле) можно понимать и экономику социально-трудовой сферы.

Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы про­цесса воспроизводства рабочей силы:

Социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.);

Рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных);

Сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизация уровня жизни населения и т.п.).

В следующий блок входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средст­вами и предметами труда:

Система социальной защиты населения;

Система социального партнерства;

Система социального страхования;

Система социального обеспечения (пенсионная система);

Охрана труда и т.д.

Социальная политика тесно связана с понятием «социаль­ная рыночная экономика». Рассмотрим, как соотносятся по­нятия «социальная рыночная экономика» и «рыночная эко­номика». Объяснения типа: «Суть социальной рыночной эко­номики в направленности на человека, его развитие, рост благосостояния» - тривиальны, поверхностны и неточны. В еще большей степени сомнителен тезис о том, что сама ры­ночная экономика автоматически, без вмешательства извне регулирует уровень жизни населения, соотношение социаль­ной справедливости и экономической эффективности (сво­боды и порядка).

Рыночная экономика, главная цель и задача которой рост эффективности производства и прибыли, является ядром со­циальной рыночной экономики. Конечно, достигая главной цели, рыночная экономика в какой-то мере решает некото­рые социальные вопросы - обеспечения занятости, выплаты заработной платы за результаты труда и т.д. Однако она осно­вана на конкуренции, и ей нет дела до социальной справедли­вости. Социальная справедливость, социальная защита обес­печиваются прежде всего посредством государственного вме­шательства в экономику (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.п.). Госу­дарство своей волей поворачивает рыночную экономику ли­цом к интересам народа и придает ей характер социальной рыночной экономики. В этих условиях оно нередко жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения. Этот тезис иллюстрируют, в частности, факты из практики стран с социальной рыночной экономикой (Япо­нии, Швеции): дополнение светофоров звуковой сигнализа­цией, специальные подъемники на общественном транспор­те для инвалидов и т.д.

Итак, одним из важнейших критериев социальной рыночной экономики является приоритет социальной защиты, социаль­ной справедливости над экономической эффективностью, ко­торый отдается ради социального спокойствия в обществе и обеспечивается прежде всего в процессе реализации государст­венной социальной политики.


В последнее время достаточно часто, особенно практики, используют понятие, о котором упоминалось выше - социально-трудовая сфера (СТС). Оно отражает объект и предмет социальной политики, характеризует степень социального развития, вполне обоснованно отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений. На практике трудовые отношения - отношения между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем редко существуют в чистом виде без социальной составляющей. И наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Социально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение. С определенной долей условности, под экономикой труда (в широком смысле) можно понимать экономику социально-трудовой сферы.
Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы (рис. 1): социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование,"здравоохранение, культура и т.д.); рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных); сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизации уровня жизни населения и т.п.).

В следующий блок составных элементов СТС входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средствами и предметами труда: система социальной защиты населения; система социального партнерства; система социального страхования; пенсионная система; охрана труда и т.д.
Анализ составных частей и элементов СТС позволяет сделать вывод, что большинство из них имеют острые теоретические и практические проблемы как в понимании, так и в процессе прикладного построения и функционирования, о чем пойдет речь в следующих главах учебника.
В ходе проводимых реформ по сравнению с другими областями экономики социально-трудовая сфера пострадала и подверглась отрицательным деформациям в большей мере. Об этом свидетельствует резкое падение уровня жизни населения, рост безработицы, утрата мотивационного потенциала практически всеми видами личных доходов, снижение производительности труда и т.д.

Еще по теме Социально-трудовая сфера как основа социальной политики:

  1. Глава1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СФЕРА - ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
  2. РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
  3. Глава 14 МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
  4. Стратегия социальной политики - социальный прогресс. Приоритеты социальной политики: сущность, основные направления Стратегия социальной политики для современной России
  5. Глава 1.6. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ В ЭТОЙ СФЕРЕ
  6. Глава 2.6. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
  7. Социальные перспективы, социальные цели, социальные возможности, социальные риски и государство как ресурс их обеспечения, мобилизации или предотвращения (минимизации)
  8. Управление социальной сферой как объектом социальной политики в регионе
  9. Глава 1.11. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК СИСТЕМНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
  10. Глава 4.4. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОГЛА СОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ ЕГО СУБЪЕКТОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
  11. Содержание социальной политики (типы и тенденции социального развития) Конкретно-исторический подход к социальному развитию. Типы состояний общества и типы социальной политики

Социальное развитие и социальная политика - предмет изучения многих наук. Состояние и развитие социальных процессов и особенности управления ими входит в сферу исследования экономики и социологии, философии и психологии, юриспруденции и политологии и др.

Существует большое количество определений понятий «социальная сфера», «социальное развитие» и «социальная политика». Эти понятия рассматривают в широком и узком смысле, с точки зрения индивидуального и общественного начала социальной политики, политико-правовой и философской трактовки этих понятий и многих других сторон.

В данном учебнике нам более близка точка зрения экономистов, в том числе специалистов в области государственного и муниципального управления, и экономикогеографов. Из того, что мы понимаем под социальным развитием и социальной политикой, складывается и система социальных показателей, статистика социальной сферы, в том числе рассматриваемой нами региональной.

Понятия «социальное развитие» и «благосостояние» часто связывают, так как социальное развитие зависит, в том числе, и от роста благосостояния населения. К тому же благосостояние более изучено в теоретическом и методологическом плане зарубежной экономической наукой. В российской экономической науке больше исследованы понятия «уровень жизни населения», «качество населения» и «качество жизни населения». При этом считается, что понятие «благосостояние населения» имеет более объемный и комплексный характер 1 . Основное понятие в теории благосостояния - блага , которые могут быть материальными (техника, продукты, продовольствие) и нематериальными (знания, образование, опыт, информация и т.п.).

Уровень жизни - комплекс условий функционирования человека в сфере потребления, проявляющийся в масштабах развития потребностей людей и характере их удовлетворения .

Многие исследователи полагают, что понятия «благосостояние населения» и «уровень жизни населения» тождественны .

Экономистами также разработаны понятия «условия жизни» и «образ жизни», которые связываются с понятием «уровень жизни населения» или определяют его. Самое неоднозначное понятие в экономической науке «качество жизни населения», которое чаще всего понимается как «качество населения» и определяется уровнем и образом жизни населения.

С социальным развитием тесно связана теория человеческого капитала, которая появилась и получила развитие в работах Г. С. Беккера, Т. Шульца, Дж. Минсера, М. Блауга, Э. Денисона, Дж. Кендрика, Б. Кикера и других в 1950-1980-е гг.

Термин человеческий капитал обозначает накопленные и воплощенные в человеке знания, здоровье, способности, навыки, умения, мотивации и т.п., способствующие росту производительности его труда и способные приносить доход.

История термина

В 1958 г. Дж. Минсер опубликовал статью «Инвестиции в человеческий капитал и личное распределение дохода» , одну из первых работ но теории человеческого капитала. В этой статье была создана модель персонального распределения доходов на основе профессиональных образовательных различий между индивидами. В 1961 г.

вышла статья Т. Шульца «Инвестиции в человеческий капитал» 1 , в которой он рассматривает образовательные вложения в человеческий капитал. В 1962 г. Г. С. Беккер, который считается родоначальником современной концепции человеческого капитала, опубликовал статью «Инвестиции в человеческий капитал: теоретический анализ», а в 1964 г. вышла его монография под названием «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ, с особым учетом образования» . У данной теории есть множество последователей как в зарубежной, так и в российской науке.

Также существует термин социальный капитал , применяемый социологами и понимаемый как мера гражданской активности, социальной мотивации людей и эффективности деятельности социальных институтов .

Исходя из экономической теории благосостояния под социальным развитием понимается изменение благосостояния, структуры потребностей и форм жизнедеятельности населения в меняющейся социальной и экономической среде .

Современная социально-трудовая сфера России в широком смысле представляет собой систему взаимосвязанных компонентов и частей, в которую входят :

  • отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, жилищно-коммунальные системы и т.д.);
  • уровень жизни и доходы населения;
  • социальная защита населения;
  • социальное обеспечение населения;
  • рынок труда, занятость, экономическая активность населения;
  • социальное партнерство;
  • оплата, нормирование и охрана труда;
  • социальное страхование;
  • пенсионная система и др.

В зависимости от того, насколько широко и в каких целях рассматривается социальная сфера, к числу ее направлений может относиться сфера демографии и семьи (меры поддержки семьи, детства, материнства и отцовства), экология и окружающая среда, миграция, санаторно-реабилитационная сфера, потребительские услуги, туризм и отдых и др.

Понятие «социальная сфера» тесно соприкасается с понятием «сфера социальных услуг». Согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой, в том числе срочной, помощи гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

При делении услуг на рыночные и нерыночные обычно руководствуются рекомендацией Статистической Комиссии ООН, согласно которой рыночными считаются все услуги, которые реализуются по экономически значимым ценам (покрывают не менее 50% издержек на оказание данной услуги) 1 .

К услугам в социальной сфере обычно относят жилищно-коммунальные услуги, услуги системы образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, в какой-то степени услуги связи, транспорта и туристические. Существует Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) , который постоянно дополняется, а также различные классификации услуг по признакам.

В Российской Федерации регулярно проводится мониторинг развития социально-трудовой сферы. Основные направления мониторинга:

  • доходы и уровень жизни населения;
  • рынок рабочей силы и занятость населения;
  • социально-трудовые процессы в организациях и отраслях;
  • социально-демографические процессы.

Мониторинг проводится по единой системе показателей и на основании методических рекомендаций, утвержденных министерствами и ведомствами, органами государственной власти статистической отчетности .

Уровень социального развития регионов РФ дифференцирован географическими, экономическими, природно-климатическими, экологическими условиями. Регионы различаются по целому комплексу показателей: демографии, занятости и миграции, уровней жизни и доходов, экологии, обеспечению объектами инфраструктуры, качеству образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта и т.д.

Рассмотрим значения некоторых показателей развития трудовых ресурсов, уровня жизни населения, образования, здравоохранения, культуры по федеральным округам РФ и субъектам РФ за 2013 г. (табл. 6.8-6.9).

Самая высокая доля населения в трудоспособном возрасте в 2013 г. отмечена в Ямало-Ненецком АО (68,6%), Ханты-Мансийском АО - Югре (65,6%) и Чукотском АО (65,8%). Относительно высока доля трудоспособного населения в Магаданской области (63,0%), Камчатском крае (63,6%), Мурманской области (62,5%), республиках Коми (61,3%) и Саха (Якутия) (61,4%). К регионам, наименее обеспеченным трудовыми ресурсами можно отнести Курганскую (55,3%), Новгородскую (56,2%), Псковскую (56,8%), Тверскую (56,9%) и Рязанскую (57,0%) области. Низкая доля населения в трудоспособном возрасте в Чеченской Республике (56,3%) сочетается с самым высоким в России удельным весом детей до 15 лет (34,8%), поэтому данный регион к трудодефицитным отнесен быть нс может. При этом практически во всех регионах России численность населения в трудоспособном возрасте на протяжении последних лет неуклонно сокращается, что служит очень неблагоприятным признаком для возрастной структуры страны.

Таблица 6.8

Некоторые показатели развития трудовых ресурсов по федеральным округам РФ за 2013 г., %

Показатель

население в трудоспособном возрасте

безработицы

уровень экономической активности населения

Российская Федерация, всего

Таблица 6.9

Некоторые показатели уровня жизни населения по федеральным округам РФ за 2013 г., руб.

Показатель

среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций

средний размер назначенных пенсий

потребител ьские расходы в среднем на душу населения

Российская Федерация, всего

Продолжаются социальное расслоение общества, коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) растет: 0,387 в 1995 г., 0,417 в 2011 г. и 0,419 в 2013 г.

Более всего дифференцирован по федеральным округам показатель номинальной начисленной заработной платы. В 19 регионах России его значение в 2013 г. не достигло 20 тыс. руб. в месяц. Минимальные значения показателя (до 18 тыс. руб.) были отмечены в республиках Калмыкия (17,5 тыс. руб.), Дагестан (16,8 тыс. руб.) и Карачаево-Черкессия (17,9 тыс. руб.).

Максимальные значения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций (свыше 50 тыс. руб.) характерны для автономных округов Сибири и Дальнего Востока и г. Москвы.

Почти во всех федеральных округах РФ в 2013 г. уровень заболеваемости превышал среднероссийские значения (табл. 6.10). Исключения составили ЦФО, СКФО и ЮФО. Самая неблагополучная ситуация была зафиксирована с большинстве регионов Европейского Севера России (Архангельская область и Ненецкий АО, Республики Карелия и Коми), в Ямало-Ненецком АО, а также на Дальнем Востоке РФ (Республика Саха (Якутия), Чукотский АО).

Таблица 6.10

Некоторые показатели развития сферы здравоохранения но федеральным округам РФ за 2013 г.

Показатель

заболеваемость, на 1000 чел.

численность среднего медицинского персонала, на 10 тыс. чел.

мощность амбулаторно- поликлинических организаций, на 10 000 жителей, посещений в смену

Российская Федерация, всего

Общая заболеваемость за 1990-2011 гг. увеличилась более чем на 22%. Только за 2000-2011 гг. число зарегистрированных больных ВИЧ выросло с 78,6 тыс. до 422,3 тыс. чел., на 100 гыс. чел. - с 53,4 до 295,4 чел.

Наименее обеспечены средним медицинским персоналом регионы СКФО и ЮФО, а также ЦФО. Самые низкие значения показателя в Ленинградской (73,0) и Московской областях (76,7), Республиках Ингушетия (77,1) и Чечня (73,2). Лучше всего ситуация в УФО и СФО.

Региональная сфера образования включает дошкольные образовательные учреждения, среднее, начальное, среднее и высшее профессиональное образование, а также дополнительное профессиональное образование. По охвату дошкольными образовательными учреждениями первые места занимают регионы СЗФО (Республика Коми, Новгородская, Мурманская и Вологодская области) и УФО (Челябинская область). Непростое положение с обеспечением дошкольными образовательными учреждениями сложилось в СКФО и ЮФО, преимущественно за счет национальных республик (габл. 6.11).

Таблица 6.11

Некоторые показатели развития сферы образования по федеральным округам РФ

Показатель

охват детей дошкольными образовательными учреждениями, в процентах от численности детей соответствующего возраста, 2013 г.

численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, магистратуры, специалитета, на начало учебного года, тыс. чел. 2013/2014 г.

число образовательных учреждений среднего профессионального образования, 2012/2013 г.

Российская Федерация, всего

Весьма показательна региональная ситуация в сфере среднего профессионального образования. Более 50% образовательных учреждений в этой сфере располагаются в ЦФО и ПФО (г. Москва, Московская область, Республики Татарстан и Башкортостан, Свердловская и Нижегородская области). Меньше всего образовательных учреждений среднего профессионального образования приходится на достаточно «молодые» федеральные округа - ДФО и СКФО (меньше 10%).

Развитие сферы культуры и спорта регионов России (табл. 6.12) зависит от многих факторов, включающих не только развитие социальной, инженерной и другой инфраструктуры, но и увеличения востребованности (посещаемости) культурных и спортивных объектов, грамотной разработки туристических маршрутов. В связи с этим интересен показатель посещаемости музеев, по которому (преимущественно за счет развития музейного комплекса г. Санкт-Петербурга и его окрестностей) с большим отрывом в 2013 г. лидирует СЗФО (4452 посещений на 1000 населения). Также, согласно статистике, посетителей привлекают музейные учреждения Ярославской области (1608 посещений на 1000 населения), г. Москвы (1440), Новгородской (1223), Псковской (1294) и Владимирской (1178) областей.

Социально-трудовая сфера

Социально-трудовая сфера

Социально-трудовая сфера - область действия:
- отношений, возникающих между участниками совместного трудового (производственного) процесса;
- отношений занятости; и
- отношений по поводу распределения и потребления произведенного национального дохода.

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Социально-трудовая сфера" в других словарях:

    СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СФЕРА - область действия, пределы распространения трудовых отношений как отношений, возникающих между участниками совместного трудового (производственного) процесса, отношений занятости и отношений по поводу распределения и потребления произведенного… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    По законодательству РФ правовой акт,регулирую щий правовые, социально экономические и профессиональные отношения между работодателем и работником на предприятии, в учреждении, организации.Условия КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, ухудшающие по сравнению с… … Финансовый словарь

    - (pension) Установленная сумма, регулярно выплачиваемая получателю по достижении им определенного возраста или вследствие прекращения работы по найму. Обычно выплачивается с момента наступления одного из этих двух событий и до смерти. Вдова имеет… … Финансовый словарь

    Государственная политика воздействия на поведение профсоюзов и администраций предприятий с целью побудить их принимать в области заработной платы и цен решения, более совместимые с задачами обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен.… … Финансовый словарь

    Государственная политика, направленная на повышение эффективности рынка труда и сокращение безработицы и предусматривающая: организацию профессионального обучения; предоставление информации о рабочих местах; противодействие дискриминации. По… … Финансовый словарь

    Экономический элемент социальной структуры, характеризующий устройство, формы организации и регулирования экономической жизни. См. также: Социально трудовая сфера Государственная экономическая политика Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Занятость - (Employment) Занятость населения, виды занятости Постоянная занятость, вторичная и теневая Содержание Содержание 1. Вторичная. 2. Постоянная и нерегулярная занятость. 3. Теневая занятость, частичная и условная. Занятость населения Понятие… … Энциклопедия инвестора

    - (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… … Философская энциклопедия

    - … Википедия

    Альберт Моисеевич Вильдерман Дата рождения: 1 мая 1923(1923 05 01) Место рождения: Четатя Албэ, Бессарабия, Румыния Дата смерти: 19 декабря 2012 … Википедия

Книги

  • Антикризисное управление обществом риска. Синергетическая концепция , Т. А. Колесникова. В книге исследуется современное российское общество как общество резкого социального неравенства, а также рассматриваются процессы гармонизации в сфере социально-трудовых отношений. При этом…
  • , Осипов Егор Михайлович. В монографии исследуются развитие российского малого бизнеса и институционализация социального партнерства в этой сфере. Раскрываются особенности изучения малого бизнеса как объекта…

Управление социально-трудовой сферой

ПЛАН

Тема №1. Основные понятия социально-трудовой сферы в РФ

Тема №4. Политика занятости в странах рыночной экономики и её

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ʼʼУПРАВЛЕНИЕ РЫНКОМ ТРУДА В РЕГИОНЕʼʼ

Тема №1. Основные понятия социально-трудовой сферы в РФ……………3

Тема №2. Рынок труда в системе рыночного хозяйства экономики……......14

Тема №3. Занятость и безработица как форма проявления рынка труда…31

значение для России………………………………………………98

Тема №5. Формирование российского рынка труда и крайне важно сть

его государственного регулирования…………………………..113

1. Управление социально-трудовой сферой.

2. Опыт регулирования социально-трудовой сферой.

3. Стратегические проблемы социально-трудовой сферы.

Социально-трудовая сфера (сфера социально-трудовых отношений) - та общественная форма, в которой формируется и меняется социальное положение трудящихся. К социально-трудовой сфере относятся:

а) государственные обязанности и меры по регулированию социально-трудовых отношений;

б) договорные и социально-партнерские отношения работников и работодателœей;

в) действия работников и работодателœей по отстаиванию своих интересов в сфере труда.

Управление (регулирование) социально-трудовой сферой - совокупность функций и форм, с помощью и в результате действия которых социально-трудовые отношения приобретают и устойчиво сохраняют общественно-организованный вид.

Управление социально-трудовой сферой (УСТС) делится на 2 части:

1) правовое управление, правовое обеспечение;

2) материально-финансовое обеспечение управления.

Правовое обеспечение управления - налаженное функционирование общественных форм и институтов на правовой основе. Правовое обеспечение управления есть предпосылка правопорядка в управляемой сфере. Оно включает в себя законодательную (и нормотворческую) деятельность и правоприменительную деятельность.

Материально-финансовое обеспечение управления – наличие необходимых

и достаточных материальных и финансовых ресурсов для своевременного и в полном

объеме исполнения принятых управленческих решений.

При выходе общества из тоталитарного состояния меняется характер управления им. Он меняется тем глубже (радикальнее), чем дальше и необратимее продвигается общество от тоталитаризма к демократии. Даже буржуазная демократия (в том числе и деформированная бюрократизмом, коррупцией и примесью диктаторства) способна дать благотворные перемены в управлении в сравнении с тоталитаризмом.

Магистральное направление ценных перемен в самом характере управления при выводе из тоталитаризма - упразднение командно-карательных форм и методов управления, становление реальной многосубъектности в управлении. Это касается всœех сфер общественной и хозяйственной жизни, включая социально-трудовую сферу.

В тоталитарном обществе (типичный пример - общество в СССР) круг реально самостоятельно действующих субъектов, принимающих принципиально важные управленческие решения. сводится к одному - к управляющему центру (в СССР это был ЦК КПСС). Другие субъекты бывают обозначены и даже иметь уставы и положения с описанием их функций. Но реально они не более чем декорация, не более чем исполнители детальных регламентирующих предписаний центра. Уход от тоталитаризма начинается с отмены командных и карательных функций центра. Постепенно начинается складывание субъектов, самостоятельно принимающих и исполняющих собственные решения или решения, принятые на базе закона, а не помимо закона. Это и есть продвижение к гражданскому (многосубъектному) обществу и к правовому, государству. Продвижение это - процесс сложный и длительный.

Россия стоит в начале этого пути. Вызревание полноценных субъектов гражданского общества задерживается в силу ряда причин. По тем же причинам и государство вес еще не стало правовым. В этой обстановке продолжает сохраняться ситуация, koi-да государство всœе еще сосредоточивает, у себя (и не всœегда по злому умыслу, а по крайне важно сти), чересчур широкий круг управленческих функций. В социально - рудовой сфере это особенно заметно, так как в этой сфере мало охотников активно включиться в процессы управления.

В Конституции РФ, действующей после 12 декабря 1993 ᴦ., зафиксирован ряд положений, имеющих основополагающее значение для формирования круга субъектов, управляющих социальной сферой, для разделœения и порядка взаимодействия их функций. Приведем их для справки.

Статья 1.1. "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".

Статья 5.3. "Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределœении народов в Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти всœе субъекты Российской Федерации между собой равноправны".

Статья 7. "1. Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена па создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

Статья 12. "В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти".

Статья 71. "В введении Российской Федерации находятся:

<...:> е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации…ʼʼ

Статья 72. "I. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

<...> е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта:

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства: социальная защита͵ включая социальное обеспечение <...>

к) ...трудовое законодательство..."

Статья 73. "Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российском Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всœей полнотой государственной власти".

Управление социально-трудовой сферой - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Управление социально-трудовой сферой" 2017, 2018.