Другое

Фокусируется внимание совершенно на недетских. Большой Контраст – это всегда напряжённое внимание? Что такое фокусированное внимание

  • Определите и оцените наличие изменений и нарушений

  • Проверенные инструменты для улучшения или восстановления фокусировки внимания и других когнитивных функций

  • Что такое фокусированное внимание?

    Фокусированное (сфокусированное) внимание можно определить как способность нашего мозга концентрировать фокус внимания на целевом стимуле вне зависимости от времени, в течение которого мы сосредотачиваемся на нём . С помощью фокусированного внимания мы можем быстро заметить релевантные стимулы, как внешние (например, шум), так и внутренние (скажем, ощущение жажды). Эта когнитивная способность очень важна, поскольку она позволяет нам быть эффективными в повседневной жизни.

    Наша способность сосредотачивать внимание на стимуле или действии может меняться в зависимости от различных факторов :

    • Личные факторы : уровень активации, мотивация, эмоции или сенсорная модальность, один из аспектов стимула. Мы с большей вероятностью корректно отреагируем на стимул если мы проснулись, пребываем в хорошем настроении и мотивированы, чем когда мы грустим, хотим спать или какой-то стимул или вид деятельности нам неинтересен.
    • Факторы окружающей среды : гораздо проще сосредоточиться на целевом стимуле или виде деятельности, когда нет отвлекающих факторов. Трудность возрастает по мере увеличения этих факторов и зависит от их интенсивности и частоты.
    • Факторы стимула : такие, как сложность стимула, его новизна, продолжительность или заметность. Один простой, предсказуемый и яркий стимул обнаружить значительно легче.

    Типы внимания

    Поскольку внимание представляет собой сложный процесс, с течением времени было предложено несколько моделей для объяснения различных субкомпонентов внимания. Наиболее широко известная модель - это Иерархическая модель Сольберг и Матеер , согласно которой внимание делится на:

    • Пробуждение : имеет отношение к нашему уровню активации или готовности, т.е. энергичны ли мы или хотим спать.
    • Фокусированное внимание : способность концентрировать наше внимание на каком-либо стимуле.
    • Поддерживаемое (постоянное, неослабное) внимание : способность удерживать внимание на стимуле или действии в течение длительного периода времени.
    • Селективное (выборочное, избирательное) внимание : способность сосредотачиваться на конкретном стимуле или виде деятельности в присутствии других отвлекающих стимулов.
    • Альтернирующее (переключаемое) внимание : способность менять фокус внимания между двумя или больше стимулами.
    • : способность нашего мозга одновременно реагировать на различные стимулы или действия.

    Практика и когнитивные тренировки могут помочь улучшить наше фокусированное внимание , и, как следствие, нашу способность концентрироваться на стимуле или действии.

    Примеры фокусированного внимания

    • Во время каждой поездки на машине необходимо внимательно следить за дорогой, другими автомобилями, дорожными знаками, индикаторами скорости и уровня топлива нашего автомобиля. Отвлекаться может быть смертельно опасно, поэтому важно обладать хорошим фокусированным вниманием для снижения риска опасных ситуаций на дороге.
    • Любой учащийся должен быть в состоянии корректно воспринимать стимулы во время занятий, будь то речь преподавателя или содержание учебников. Невнимательность может привести к пропуску важной информации, потере времени и снижению успеваемости.
    • Практически при любой работе необходим высокий уровень фокусированного внимания. Обслуживаете ли вы клиентов в супермаркете, читаете или пишете документы в офисе, - для всего этого нужно внимание.
    • Мы используем фокусированное внимание ежедневно, например, когда что-то роняем на пол, готовим еду или убираем крошки со стола.

    Патологии и расстройства, связанные с проблемами фокусировки внимания

    Это нормально, что иногда мы не замечаем некоторые вещи, которые происходят вокруг нас. Однако при нарушении фокусированного внимания становится невозможным выполнение большей части повседневных дел, которые так или иначе требуют нашего внимания. Дефицит фокусированного внимания делает любой вид деятельности неэффективным .

    Фокусированное внимание может быть нарушено при многих расстройствах, как ввиду проблем, связанных непосредственно с этой способностью, так и в связи с нарушениями других субпроцессов внимания, от которых она зависит (например, пробуждение или активация). При низком уровне фокусированного внимания мы не можем сконцентрироваться на релевантном стимуле. Расстройством, при котором значительно нарушено фокусированное внимание, является геминеглект , т.е. неспособность реагировать на стимулы правой или левой половины окружающего нас пространства. Также для (СДВГ и СДВ соответственно) характерна невнимательность, которая не позволяет замечать релевантные стимулы, хотя в данном случае больше проблема с памятью. Кроме того, фокусированное внимание нарушено и при других расстройствах: шизофрении , Болезни Альцгеймера или деменциях в целом. Довольно часто дефицит фокусированного внимания наблюдается у людей с повреждением мозга, которое произошло в результате инсульта или черепно-мозговой травмы (ЧМТ). И, наоборот, люди с проблемами тревожности могут обладать чрезмерно высоким уровнем бдительности и внимательности.

    Как измерить и оценить фокусированное внимание?

    Фокусированное внимание помогает нам выполнять многие виды повседневной деятельности. Наша способность корректно направлять свой фокус внимания будет зависеть от этой способности. Таким образом, оценка навыка фокусировки внимания может быть очень полезной для различных сфер нашей жизни: в школе (чтобы определить, понимает ли ребёнок тему урока или ему нужно подавать информацию проще и точнее), в медицинских учреждениях (чтобы понимать, может ли пациент следовать полученным предписаниям или действовать в своей привычной среде адекватным образом) или в профессиональной сфере (чтобы удостовериться, способен ли человек управлять транспортным средством, работать контролёром качества или офисным клерком, и т.д).

    С помощью мы можем эффективным и надёжным способом оценить различные когнитивные способности, в том числе фокусированное внимание . Тест, предлагаемый CogniFit ("КогниФит") для оценки фокусированного внимания, основан на классических тестах: Тесте на Длительное Поддержание Функции (СРТ), Тесте Переменных Внимания (TOVA) и Задаче Визуальной Организации Хупера (VOT). Этот тест позволяет оценить и другие поведенческие расстройства, такие как беспокойство или импульсивность, тревожность и невнимательность. Помимо фокусированного внимания тест также измеряет ингибицию и когнитивную гибкость.

    • : на экране появится голубой квадрат. Нужно нажимать на кнопку, расположенную в центре квадрата так быстро, как только это возможно. Чем больше раз вы нажмёте на кнопку за установленное время, тем лучше будет результат.
    • : в углах экрана будут появляться световые сигналы. Нужно нажимать на жёлтые сигналы так быстро, как только это возможно. И наоборот, если сигналы загорятся красным, нажимать на них не нужно.

    Как улучшить или реабилитировать фокусированное внимание?

    Все когнитивные способности, в том числе фокусированное внимание, можно улучшать и тренировать для повышения их производительности. CogniFit ("КогниФит") даёт возможность делать это профессионально.

    является основой для реабилитации фокусированного внимания и других когнитивных способностей . CogniFit ("КогниФит") предлагает серию клинических упражнений для восстановления фокусированного внимания и других когнитивных функций. Мозг и его нейронные связи усиливаются за счёт использования функций, которые от них зависят. Таким образом, если вы часто тренируете фокусированное внимание, нейронные связи структур мозга, отвечающие за этот процесс, будут укрепляться. Таким образом, когда мозг обрабатывает получаемую от органов чувств информацию, нейронные соединения становятся более эффективными и быстрыми, и способность к фокусированному вниманию повышается.

    CogniFit ("КогниФит") состоит из команды профессионалов, специализирующихся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза. Это сделало возможным создание персональной программы для когнитивной стимуляции, которая адаптируется к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с точной оценки фокусированного внимания и других основных когнитивных функций. На основании результатов оценки, программа когнитивной стимуляции CogniFit ("КогниФит") автоматически предлагает вам персональный режим когнитивных тренировок с целью укрепления навыка фокусировки внимания и других когнитивных функций, которые, по данным оценки, в этом нуждаются.

    Правильные и регулярные тренировки имеют важное значение для улучшения способности фокусировать внимание. CogniFit ("КогниФит") предлагает инструменты для оценки и реабилитации этой когнитивной способности. Для корректной тренировки требуется уделять 15 минут день два или три раза в неделю .

    Программа когнитивной стимуляции CogniFit ("КогниФит") доступна онлайн . Она содержит множество интерактивных упражнений в форме увлекательных игр для мозга, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit ("КогниФит") покажет подробную диаграмму прогресса вашего когнитивного состояния.

    Сегодня хочется поднять один очень актуальный вопрос: все-таки… как научиться смещать фокус мыслей? Сравните, сколько времени, скажем, за день вы радуетесь и наслаждаетесь чем-то и сколько времени озабочены и критикуете. Ну что? Сравнение — это явно в пользу негатива, причем с большим перевесом. Да это и понятно – проблемы, заботы…

    Вот встали вы утром, выглянули в окно – там пасмурно, снег выпал, а на улице +2 С, тает. «Опять слякоть питерская! Ни пройти, ни проехать, обувь испорчена, хоть болотники покупай…» — ворчите вы. А снег то еще белый, свежий, и дети в счастье катают снеговиков. Разве не заметили?

    Как научиться смещать фокус мыслей и видеть позитив во всем?

    Об этом подробнее:

    Куда направлены ваши мысли?

    А все дело в том, куда направлены ваш фокус мыслей, то вы и видите. Мир в действительности – большая иллюзия. То, что предстало перед нашим взглядом, далеко не все, что есть на самом деле. Да и то, что мы смогли заметить, можно расценивать по-своему. Вот и получается, что мы видим один и тот же мир по-разному.

    Приведу один смешной пример моей «слепоты». Как-то давно, я отправилась на ювелирную выставку – я тогда очень хотела купить кулон-жемчужину. Понятно, что все мое внимание было направлено на жемчуг. В одной витрине я заметила изумительное кольцо с необычным дизайном и потрясающей жемчужиной! Я просто запала на него, мерила и любовалась минут 15. В итоге решила, что возьму, сколько бы ни стоило – цены на изделия из жемчуга меня устраивали.

    Узнав стоимость, чуть в обморок не упала. «Почему ТАК дорого?!» — изумилась я. «Так ведь бриллианты же!» — удивился в свою очередь продавец. «Где бриллианты?!!!» — совсем оторопела я. И увидела вдоль изогнутого элемента по бокам два ряда довольно крупных блестящих камушков. Но я их в упор не видела, целых 15 минут вертя так и эдак кольцо, и не сводя глаз с восхитившей меня жемчужины. Вот вам и фокус внимания – что хочу видеть, то и вижу.

    Научиться выбирать новые мысли, строить события и ситуации, стать настоящим Творцом жизни - Вы сможете в проекте: «Фокус мыслей»

    Что это за фильтр?

    Осознанно захотев видеть что-то иное, вы смещаете свой фокус мыслей с привычного на то, что вам надо. Обычно мы не видим «дальше своего носа» — имеющегося у нас опыта. Такое чувство, что на каждом человеке надеты специальные темные очки с перфорацией определенного дизайна – индивидуального набора дырочек. Эти дырочки – фильтр, через который свет нашей души высвечивает нам окружающую действительность. И этот фильтр – не что иное, как наши убеждения.

    Если мы считаем, что мир опасен и жесток, то будем обращать внимание только на эти его проявления. И не заметим, насколько мир красив, дружелюбен, изобилен – эти «дырочки» у нас закрыты. Это как в детстве, в темной комнате один ребенок видит тени как страшного монстра, а другой, находящийся тут же, смешного клоуна.

    Выбор за вами

    Ну что скажете, разве мир не является иллюзией? А если это так, значит, вы можете выбирать, какой мир вы хотите себе создать. И сделать это очень легко с помощью смещения вашего привычного фокуса внимания на желаемый.

    Впрочем, согласна, не всегда получается легко. У меня есть две темы – здоровье и деньги – где мне нелегко отвлечься от обычных мыслей-опасений-страхов. Страх — довольно сильная штука, его одним смещением не победишь.

    Лично мне не хватало какого-то маленького пазлика для завершения желаемой картины. Мой страх остаться без денег – очень силен. Я, как положено, частенько обращаю внимание на наличие денег в моем мире, и в моем кошельке. Как положено, радуюсь и благодарю. Но чувствую, что где-то в глубине души мне страшно: а вдруг мне не хватит, вдруг больше денег не будет… Этот страх на уровне выживания, поэтому подсознание не отпускает его ни днем, ни ночью.

    Благодарность – цени, что имеешь

    Что ж, раз не отпускает, то что оно мне показывает? А демонстрирует мне мой страх проблемы с тем, что я не умею ценить то, что у меня есть. Что благодарю я не из переполняющей меня радости (я слабо чувствую благодарность в обстановки нехватки чего-то), а из страха, что ничего не изменится.

    А почему мне не ценно то, что я имею? Потому что это уже получено. Мы приучены стремиться и добиваться. Достали, получили – молодец – помчались дальше. И эта гонка бесконечна. И остановиться нельзя: «нечего почивать на лаврах» — говорят. Вот мы и бежим к следующим целям. И то, чего уже достигли, мало. Это для нас ничего уже не значит сейчас, проехали уже.

    Обесценивание результатов

    На этой неделе мы с сыном были на турнире по минифутболу. Он вратарь в своей команде. В первый день они играли супер: раскатали соперников со счетом 9:2. Ребят хвалили. А на следующий день сыграли в ничью 1:1. Причем нам забили на последней минуте. Мой сын, как вратарь, получил от тренера по полной. И то, что он отразил в этом, да и в предыдущих матчах множество мячей, обесценилось в мгновенье ока – этот последний мяч ему не могли простить. А если бы забили не один, а как вчера, 9 или 10, этот один и не заметили бы. Но тренер сказал: «Неудачники!»

    Я это к тому, что то, что нам казалось замечательным вчера, сегодня обесценивается нами же. Так откуда возьмется благодарность? А если мы ничего не ценим, то зачем достигать и стремиться? Что нам дает ненасытное достигаторство? Счастье? Удовлетворенность? Лишь на мгновение – галочку поставить: выполнено.

    Вселенная так умно устроена, что помогает нам опомниться и почувствовать себя счастливыми не время от времени, а гораздо чаще. Она предлагает нам намного больше и намного проще, чем мы вообще способны себе представить в свете своих убеждений.

    Осознанный выбор

    Вернусь к своим «баранам». Если присмотреться к сегодняшней моей финансовой ситуации, конечно, можно стенать, что денег мало и очень на многое не хватает. Но! Вот тут-то и появился мой ключевой «пазлик».

    Я осознанно выбираю быть счастливой прямо сейчас. Не тогда, когда будут оплачены все мои счета и отданы все долги, а сейчас. Мое счастье не зависит ни от чего – это мое чувство, и я, как творец своей сегодняшней реальности, выбираю чувствовать себя счастливой сейчас! Попробуйте, поиграйте своими чувствами, и вы поймете, что ваши чувства – это ваш выбор, и он не зависит от внешних обстоятельств, если, конечно, вы сами не отдадите бразды правления собою кому-то другому.

    Вот у вас нет денег сейчас: попробуйте поплакать, теперь посмеяться, ну и успокоиться, наконец. Ну что, количество денег у вас не изменилось, а вот состояния были разные. Выбирайте, каким вы хотите быть. Ведь деньги сами по себе не сделают вас счастливым, а вот в спокойном и веселом состоянии легко найти выход из любой ситуации – голова лучше работает, не забитая страхами и переживаниями, да и Вселенная помогает.

    У человека нет таких приборов, чтобы он мог непосредственно определить фокус своего внимания, но, несмотря на это, внимание существует как инструмент, и умение им управлять является основным фактором, определяющим восприятие, поведение и судьбу человека. Но как же его распознать, если его нельзя ни увидеть, ни услышать, ни почувствовать? Для того чтобы научиться им управлять, его надо научиться осознавать так же, как осознаются глаза, руки, ноги и т.д.

    Если вы захотите изменить свою походку, необходимо осознать, что у вас есть ноги (не обязательно давать им оценку или какое-либо описание, а просто почувствовать их), а для того чтобы что-то сделать руками, необходимо сначала осознать, что у вас есть руки. Для того чтобы похудеть или стать сильнее, необходимо осознать своё тело и т. д. Точно так же следует осознать, что фокус внимания - это инструмент, подобный рукам, ногам или зрению, но только невидимый вам.

    Чтобы было легче понять, как работает фокус внимания и как им можно управлять, пронаблюдайте за тем, как вы можете изменять фокус своего зрения:

    Возможно, вы не раз замечали, что фокусируясь на каком-то определённом предмете или событии, вы можете перестать замечать то, что происходит вокруг вас, а если какая-либо мысль сильно отвлекает ваше внимание, то вы можете полностью перестать обращать внимание на происходящее вокруг. Это происходит потому, что при слишком сосредоточенной фокусировке на чём-либо одном остальные события или предметы начинают становиться невидимыми для вас, так как выпадают из фокуса вашего внимания.

    Всё дело в том, что глаз только преобразует окружающую энергию в электрический сигнал, который затем поступает в мозг. Восприятие происходит в вашем уме. Фокус вашего зрения, то, что вы видите, как вы видите, как воспринимаете происходящее и что при этом замечаете, а что нет, определяет фокус внимания вашего ума.

    Но фокус внимания может также управлять не только вашим зрением. Подобную аналогию фокусировки внимания можно пронаблюдать и со слухом. Когда вы находитесь в толпе людей и, возможно, фокусируетесь на каком-то диалоге, происходящем недалеко от вас, то вы тут же начинаете создавать в своём воображении определённую картинку, выхватывая из диалога слова и придавая им свою значимость. И представляя себе события, вы начинаете верить в то, что происходит в вашем уме, вовлекаясь в происходящее в нём, переставая замечать и слышать всё остальное, происходящее вокруг вас. Такая избирательность обусловлена фокусом вашего внимания.

    Если фокус внимания перенести на саму толпу, то вы услышите то, что сможете назвать просто шумом, который издаёт толпа. И вы сможете заметить, как изменилось ваше отношение к происходящему. Теперь вы можете воспринимать не отдельное событие, выхваченное из толпы, а всю толпу как единый организм, чувствовать её состояние и настроение. Перенеся же внимание на своё тело, вы сможете почувствовать, что в нём происходит. Это позволит вам наблюдать своё поведение в толпе, понять механизмы взаимодействия с ней, что даст вам возможность в какой-то степени влиять на определённые события, которые происходят в вашей кажущейся жизни.

    А если вы перенесёте фокус внимания на то, что заставляет вас воспринимать всё именно таким образом, наблюдая за тем, что создаёт тот или иной отклик мыслей в вашем сознании и как развиваются эти мысли, то это, возможно, даст вам осознать совсем иной смысл вашего участия в каком-либо мероприятии или даже существования.

    Замечая во всём работу механизма фокусировки внимания, практикуя постоянно его изучение, вы научитесь понимать, как работает этот механизм и как, направляя, расширяя или сужая его, можно, управлять при его помощи своим восприятием, состоянием, эмоциями – своей жизнью.

    Внутреннее внимание. Что мешает правильно фокусировать своё внимание

    Тот, кто не учится управлять своими мыслями и эмоциями, рано или поздно сталкивается с такой проблемой, как возникновение негативных состояний без видимых на то причин.

    Даже у тех, кто считает, что умеет не вовлекаться в происходящее, могут спонтанно возникать негативные ощущения или состояния неприятия, причину которых порой бывает невозможно установить. В таком случае способность управлять мыслями будет кажущейся, являться только очередной ловушкой обусловленного ума. Управление своими мыслями и эмоциями следует понимать не только как умение не вовлекаться в видимые события, а как невовлеченность во всё, что происходит в уме как сознательно, так и бессознательно.

    Фокус внимания у большинства людей сосредоточен том, чтобы удерживать в их воображении кажущийся им мир и представление о себе самих. Внимание человека подобно лучику фонарика, который, скользя по поверхности бессознательного, выхватывает фрагменты, представляя их как кажущееся ему объекты или события. Ум же как мозаику складывает из них иллюзорное представление о кажущемся "Я" и окружающем его мире.

    Что мешает правильно фокусировать своё внимание

    Для того чтобы познать себя, необходимо исследовать не только те объекты или события, которые вам кажутся реальными, а перенести свой фокус внимания на исследование того, что всё это создаёт, откуда всё возникает. Чтобы постичь свою природу, необходимо направить фокус своего внимания вовнутрь на исследование своих мыслей. Но из-за путаницы в уме порой трудно понять, как это осуществить. Ведь услышав такую команду, ум начинает представлять то «внутреннее место», на котором нужно сфокусироваться. Но любое представление ума - лишь концепция. Фокусируясь на концепции, внимание остаётся в кажущемся внешнем мире. Такой неправильный фокус внимания приводит к непониманию того, что нужно исследовать, не позволяет долго получить желаемых результатов в практике познания себя. Когда ум застревает в какой-либо концепции, что мешает вам правильно фокусировать своё внимание, следует воспользоваться другой концепцией, чтобы разрушить концепцию, на которой "застрял" ум. После этого от всех концепций также следует избавиться, чтобы вновь не "застрять" в них.

    Как правильно фокусировать своё внимание

    Чтобы вам было проще понять, на чём следует фокусироваться, воспользуемся метафорой: ваше сознательное и бессознательное подобно айсбергу, где сознательное – лишь видимая часть его. Фокус вашего внимания всегда находится лишь на отражении света от надводной поверхности айсберга. Направить внимание вовнутрь означает начать исследование не только скрытой под водой поверхности, а всего айсберга в целом.

    Внутреннее внимание - это исследование себя не как некоего объекта или концепции, а фокусирование внимания на постижении самой природы своего ума. Правильный фокус внимания позволяет различить и отбросить всё ложное, поверхностное, которое блестит в лучах солнца, кажется миром, отвлекая ваше внимание, не давая увидеть то, чем вы являетесь на самом деле.

    При наблюдении своих мыслей направляйте своё внимание на наблюдение самих мыслей, развивая при этом в себе способность к различению истинного от иллюзорного. Научившись различать, вы легко отбросите всё кажущееся, иллюзорное как бесполезную бижутерию, блестящую в лучах солнечного света, и сможете постичь истинную природу своего ума.

    Концентрация внимания. Практика управления фокусом внимания

    Практика управления фокусом внимания связана с умением правильно концентрироваться. Всё, что вы воспринимаете, о чём вы думаете, является результатом вашей концентрации, то есть сужения фокуса своего внимания на чём-то конкретном. В вашем сознании отражается только то, что притягивает внимание, а всё остальное, что не попадает в фокус вашего внимания, остаётся незамеченным.

    То, что вы воспринимаете сейчас как кажущийся вам окружающий мир, является результатом опыта прошлого. Когда вы представляете или желаете чего-либо, вы транслируете свою мысль в будущее. Но поскольку вы можете транслировать только то, что можете представить, а представление ограничено опытом прошлого, то вы транслируете свой прошлый опыт в будущее, изменяя его своими желаниями, возникающими в уме как воображение о будущем, основанное на опыте прошлого. Транслируя опыт прошлого в будущее, ум создаёт иллюзию движения во времени и, отождествившись с вами, создаёт в вас убеждение, что вы движетесь вместе с ним из прошлого в будущее. Это похоже на то, как солнечный зайчик бежит по стене, а невежественной стене кажется, будто движется она. Вы всегда здесь и сейчас, а движется только ум. Осознание этого даст вам освобождение от зависимости от своего ума. Но осуществить сразу это будет трудно из-за привычки ума фокусировать ваше внимание определённым образом.

    Когда человек появляется на свет, его внимание не сфокусировано на чём-то определённом, он открыт всему миру, всё, что он видит вокруг, для него новое. Он познаёт, и в его памяти создаются стереотипы представлений об этом мире и о себе. Далее эти стереотипы становятся убеждениями о том, каким, по его мнению, должен быть этот мир. Благодаря такому созданному ограниченному представлению о мире внимание человека фокусируется только на определённых практичных для него вещах и важных только для него событиях. При этом упускается из его внимания всё то, что он, исходя из своего опыта, не считает важным.

    Когда человек становится взрослым, мир вокруг перестаёт представлять из себя что-то новое. В большинстве случаев в схеме жизни взрослого, построенной на созданных в его уме убеждениях и стереотипах, нет ничего относительно нового, реакции уже готовы и он «знает», на чём концентрировать своё внимание. Когда фокус внимания настраивается таким образом, чтобы всё соответствовало созданным в уме шаблонам стереотипов, человек перестаёт замечать всё непривычное, всё новое начинает пугать его, и он может даже создавать конфликт, отстаивая «правильность» концепций своего восприятия.

    Поэтому даже читая книги или занимаясь с учителем, человек может воспринять лишь то, что попадает в фокус его внимания и укладывается в его привычные представления. И если человек даже получает новое знание, которое он, исходя из своего ограниченного опыта, объяснить не может, то, пытаясь осмыслить полученное, он по привычке старается загнать его в рамки своих убеждений. Новые знания вступают в конфликт с концепциями ума, это вызывает сопротивление, создаёт конфликт, что заставляет человека отстаивать своё мнение, отторгая новые знания. Именно своё мнение, которым так дорожит человек, и является основным препятствием в постижении своей истинной природы.

    То знание, которое человек стремится постичь, изучая свою истинную природу, находится за пределами концепций обусловленного ума. Сфокусировать же своё внимание на постижении неизвестного невозможно потому, что концентрация внимания – это результат заранее известного. Для того чтобы себя исследовать, нужно действовать наоборот, - выяснять, кем вы не являетесь. Следует изменить направление движения своих мыслей, направив своё внимание не на что-то конкретное, а на то неизвестное для вас, откуда возникают мысли, выйти за рамки ожидаемого, за пределы тех обусловленных границ, которые создал ваш ум, не давая оценок, что хорошо, а что плохо, чего может быть, а чего - нет. Небходимо уметь распознавать любую концепцию о предполагаемом как ложную и ничего не ожидать. В противном случае вы узнаете лишь то, что существует в Вас как убеждение, и любая практика даст вам только достижение ожидаемой концепции, созданной в вашем же уме. Надо временно отказаться от поиска и переделывания себя, остановиться и задать себе вопрос: «Кто я?» и, ни к чему не готовясь, ничего не ожидая, освободить сознание от концепций, шаблонов, стереотипов и стать открытым как в детстве.

    Тот, кто не учится управлять своими мыслями и эмоциями, рано или поздно сталкивается с такой проблемой, как возникновение негативных состояний без видимых на то причин.

    Даже у тех, кто считает, что умеет не вовлекаться в происходящее, могут спонтанно возникать негативные ощущения или состояния неприятия, причину которых порой бывает невозможно установить. В таком случае способность управлять мыслями будет кажущейся, являться только очередной ловушкой обусловленного ума. Управление своими мыслями и эмоциями следует понимать не только как умение не вовлекаться в видимые события, а как невовлеченность во всё, что происходит в уме как сознательно, так и бессознательно.

    Фокус внимания у большинства людей сосредоточен на том, чтобы удерживать в своём воображении кажущийся мир и представление о себе самих. Внимание человека подобно лучику фонарика, который, скользя по поверхности бессознательного, выхватывает фрагменты, представляя их как кажущееся ему объекты или события. Ум же как мозаику складывает из них иллюзорное представление о кажущемся "Я" и окружающем его мире.

    Что мешает правильно фокусировать своё внимание

    Для того чтобы познать себя, необходимо исследовать не только те объекты или события, которые вам кажутся реальными, а перенести свой фокус внимания на исследование того, что всё это создаёт, откуда всё возникает. Чтобы постичь свою природу, необходимо направить фокус своего внимания вовнутрь на исследование своих мыслей. Но из-за путаницы в уме порой трудно понять, как это осуществить. Ведь услышав такую команду, ум начинает представлять то «внутреннее место», на котором нужно сфокусироваться. Но любое представление ума - лишь концепция. Фокусируясь на концепции, внимание остаётся в кажущемся внешнем мире. Такой неправильный фокус внимания приводит к непониманию того, что нужно исследовать, не позволяет долго получить желаемых результатов в практике познания себя. Когда ум застревает в какой-либо концепции, что мешает вам правильно фокусировать своё внимание, следует воспользоваться другой концепцией, чтобы разрушить концепцию, на которой "застрял" ум. После этого от всех концепций также следует избавиться, чтобы вновь не "застрять" в них.

    Как правильно фокусировать своё внимание

    Чтобы вам было проще понять, на чём следует фокусироваться, воспользуемся метафорой: ваше сознательное и бессознательное подобно айсбергу, где сознательное – лишь видимая часть его. Фокус вашего внимания всегда находится лишь на отражении света от надводной поверхности айсберга. Направить внимание вовнутрь означает начать исследование не только скрытой под водой поверхности, а всего айсберга в целом.

    Внутреннее внимание - это исследование себя не как некоего объекта или концепции, а фокусирование внимания на постижении самой природы своего ума. Правильный фокус внимания позволяет различить и отбросить всё ложное, поверхностное, которое блестит в лучах солнца, кажется миром, отвлекая ваше внимание, не давая увидеть то, чем вы являетесь на самом деле.

    При наблюдении своих мыслей направляйте своё внимание на наблюдение самих мыслей, развивая при этом в себе способность к различению истинного от иллюзорного. Научившись различать, вы легко отбросите всё кажущееся, иллюзорное как бесполезную бижутерию, блестящую в лучах солнечного света, и сможете постичь истинную природу своего ума .

    Станислав Милевич

    Что такое фокус зрения приблизительно знают все. То слово, которое вы сейчас читаете, находится в фокусе вашего зрения. И сейчас фокус вашего внимания совпадает с фокусом вашего зрения.

    Но вы можете, не меняя направления взгляда, сосредоточиться на каком-то предмете, который находится на периферии (например, вы можете смотреть на монету в центре фотографии и не меняя взгляда пытаться разглядеть темное пятно в правом углу). В том случае фокус вашего зрения это одно, а фокус внимания – совсем другое. Так же вы можете сконцентрироваться на звуке – и тогда фокус вашего внимания будет в А канале. И, естественно, он будет отличаться от фокуса вашего зрения.

    Внимание и транс

    Внимание – это фокус восприятия нашего мозга. Мы не можем воспринимать всё – есть предел количества информации, которая может попасть внутрь. При чём можно говорить о двух областях – сознательного внимания (первое внимание) и бессознательного (второе внимание).

    Устройство внимания больше всего напоминает свет от фонарика – в центре яркое пятно, в котором всё видно хорошо и размытый слабый свет по бокам – в нём видно хуже, но зато площадь больше.

    Фонарик можно отрегулировать так, что изменится площадь фокуса, например весь свет соберётся в центре или наоборот освещаемая площадь станет намного больше (хотя может и не столь яркой).

    Ещё одна вещь с фонариком: вы можете настроить его так, чтобы яркость центрального пятна стала больше. Или, наоборот, яркость периферийной области возросла.

      Правда обычно для этих шуток нужны игры с напряжением батареек.

    В этом случае увеличивается или уменьшается разница «яркостей» между центральной областью и периферией.

    Еще одна характеристика – куда светить. Внутрь комнаты или наружу. Это соответствует обращению внимания внутрь или наружу. В нормальном состоянии оно скачет туда – обратно. Если оно будет сконцентрировано только снаружи или только внутри – тоже будет транс . Если снаружи это будет так называемый (Аптайм) UpTime, если внутри – (Даунтайм) DownTime.

    Итого внимание может перемещаться в пространстве координат: маленький – широкий фокус, маленький – большой контраст, наружу – внутрь. При этом только центральная область – это область "нормального" состояния – всё остальное это различные виды транса .

    Получается, что "нормальное" состояние – это когда задействованы разные способы восприятия, есть определённый баланс. Транс наступает, когда какой-то способ восприятия начинает превалировать.

    Есть ещё пространство каналов. При узком фокусе – концентрация только на одном канале. А при широком – возможен одновременный доступ сразу ко всем каналам (синестезия).

    Аптайм - даунтайм

    Обычно состояние даунтайм (downtime) всем нам хорошо знакомо: это состояние погружённости в себя. Только внутренние образы, звуки и ощущения. Наиболее заметный пример этого состояние - сон.

    UpTime знаком несколько меньше. Вернее знаком, но многие не считают его трансовым состоянием, хотя все физиологические признаки у него присутствуют. Это состояние, когда ваше внимание полностью снаружи. Никакого внутреннего диалога, оценки. Обычно нет ощущений. Всё целиком снаружи. Характерный ситуация - прислушиваетесь, когда кто-то тихо говорит. Или пытаетесь что-то разглядеть в сумраке. И если в состоянии аптайм хорошо слышны внешние звуки: тикание часов, шум на улице, гудение вентилятора, то в даунтайм всего этого нет. Зато может быть внутренний диалог или какие-то внутренние шумы.

    Размер фокуса

    Теперь можно поиграться с размером фокуса внимания. Посмотрите на внутреннюю сторону своей ладони: внимательно рассмотрите и крупные линии, и если присмотритесь всегда можно увидеть совсем крошечные. А теперь переверните ладонь и посмотрите на её тыльную сторону. Но сейчас надо видеть ладонь целиком, её всю.

    Помните, как работает микроскоп – можно видеть кучу деталей, но на очень небольшой площади. Если вы хотите увидеть большую территорию – надо уменьшить увеличение. Но деталей будет видно меньше. Наше восприятие работает точно так же (правда без увеличения): хочешь разглядеть детали, сужаешь область фокуса.

    Можно видеть лес – можно видеть деревья. Но по одному.

    При расширении фокуса первое внимание может распространиться, например, на всю видимую область. При сужении оно может быть очень маленькую площадь – вы пытаетесь разглядеть что находится на кончике иглы. Если говорить об аудиальном канале – то можно воспринимать разговор людей в комнате как общий шум, а можно прислушиваться к словам одного-единственного человека.

    Контраст

    Если размер фокуса объяснить просто, то разницу в интенсивности несколько сложнее. Между фигурой и фоном всегда будет некое различие в интенсивности восприятия (контраст). Оно может быть достаточно небольшим, а может быть просто колоссальным. Когда мы концентрируемся на чём-то, мы увеличиваем эту разницу. Например, яркость. Или, громкость. Ясно, что внутреннюю.

      Эта характеристика в электронике называется соотношение сигнал/шум. Чем это соотношение выше – тем прибор более высокого класса. Что сильно сказывается на цене музыкальных центров.

    Соотношение интенсивностей:

    Получить это различие можно двумя способами: увеличивая интенсивность сигнала или уменьшая интенсивность шума. Или и то, и другое одновременно. Наиболее это показательно, когда мы прислушиваемся к голосу собеседника в шумном месте – например, в метро. Мы можем его слушать и разговаривать – но попробуйте его записать на диктофон. С расстояния, на котором вы его слышите – ничего не разберёшь. Мы внутренне делаем его голос громче, предварительно "собрав" гештальт. При этом многие могут практически не слышать шума метро. В этом случае ещё и уменьшается громкость фона. Ну, понятно, что чем соотношение сигнал/шум лучше, тем и слышно тоже вроде как лучше.

    Если вы концентрируетесь, то стараетесь создать максимальный контраст. Так приблизительно устроены навязчивости : у них очень высокое соотношение между областью навязчивости и фоном. Часто фона просто нет – человек внутри себя видит (или слышит) объект навязчивости – а он висит в пространстве безо всякого фона. Нет никакой беготни восприятия – оно сконцентрировано только на нём. Выделять как фигуру больше нечего – просто потому что ничего другого в области внимания нет. И весь кэш забит информацией об объекте.

    Фразы, которые сообщают о Большом Контрасте.

    Этот мужчина меня заинтересовал.

    Этот дом привлекает внимание.

    Это мне интересно.

    Я напряг внимание.

    Маленький Контраст характерен при рассеянном внимании. Например, когда муж с тоской бредёт по отделу женской одежду вслед за женой – его взгляд расфокусирован, он им "пробегает", но ничего особо не выделяет. Или при медитации, класса "успокоить ум". Вы расслабляетесь и ничего не привлекает ваше внимание.

    Мне скучно.

    Здесь нет ничего интересного.

    Ничто не привлекает внимание.

    Он рассеянно смотрел по сторонам.

    - Большой Контраст – это всегда напряжённое внимание?

    Нет конечно. Это не столько напряжённое, а скорее собранное внимание (в отличие от рассеянного при Маленьком Контрасте). Хотя, конечно, оно может быть и напряжённым, если для того, чтобы его вызвать и удержать вы прикладываете усилие. Но это касается и рассеянного внимания – оно может быть рассеянным и напряжённым одновременно. Вопрос в опыте и привычке.

    Большой Контраст больше связан не столько с напряжением, сколько с неподвижностью внимания. При Маленьком Контрасте внимание скачет (если только не широкий фокус – тогда просто скакать некуда), при Большом – неподвижно. Это касается крайних точек. Переход от Большого к Маленькому контрасту будет характеризоваться увеличением количества отвлечений.

    - Получается, что высокий контраст это хорошо?

    Пропускная способность сознания ограничена. Если вы очень увлечены чем-то, на остальное вы не обращаете внимания. Можно пропустить много полезного или просто попасть в проблемную ситуацию. При рассеянном внимании вся информация обладает одним уровнем важности – никаким. И пока там не появится что-то стоящее (об этом может сообщить бессознательное) внутрь попадает намного больше.

    - А что происходит, если фигура сравняется по интенсивности с фоном?

    Либо что-то другое станет фигурой. Как в картинке с лицами и вазой. Либо ваза становится фигурой, либо лица. Ещё один вариант – человек переходить в другой канал восприятия. Но это в том случае если общая интенсивность довольно низкая. Потому что можно усиливать фон – и тогда в какой-то момент вы скорее всего расширите фокус внимания, либо уменьшать интенсивность (критической субмодальности) фигуры – когда ее интенсивность уменьшится до уровня фона – вы скакнёте в другой канал. Либо выделите что-то другое как фигуру.

    Интенсивность и размер фокуса

    Когда у нас рассеянное внимание – оно перебегает с объекта на объект, и различие в интенсивности между фигурой и фоном довольно небольшое. И общая интенсивность тоже низкая. Но если вы чего-то ищите, и не знаете где это лежит – ваше внимание тоже бегает с объекта на объект, но общая интенсивность (критической субмодальности) намного выше. Вспомните, когда вы прислушиваетесь вечером где-нибудь в лесу. Довольно тихо снаружи, но идёт общее усиление фона. Помните фразу: «Так тихо, аж в ушах звенит». Внутренняя громкость большая. При этом фокус внимания довольно широк. Точно так же в шуме метро можно настроиться как на голос одного человека, так и вообще на разговоры всех людей в вагоне. Это – игра с размером фокуса.

    Упражнения

    Шкалирование аптайм – даунтайм

    Этот вариант шкалирования принципиально ничем не отличается от шкалирования Адреналинового Барометра или Шкалировния Эмоции.

    По шагам

    1. Шкала.

    Сначала нам нужна шкала. С одной стороны максимум состояния аптайм (+10), с другой стороны даунтайм (-10), посередине – (0) Нормальное Состояние.

    Шкалу эту нужно представить на полу. Так, чтобы по ней можно было походить туда-сюда. Удобнее всего получается 3-5 метров.

    Здесь плюс и минус не означает хорошо или плохо – просто так удобнее обозначать разницу в состояниях, иначе придётся всё время определять: 6 баллов аптайм. Это просто не очень удобно. Если вам нравится – можно сделать аптайм минусом, а даунтайм – плюсом.

    Теперь нам нужны состояния в крайних точках. Вы встаёте в крайнюю точку и максимально погружаетесь в состояние: вспоминаете или вызываете прямо здесь. Но должен быть действительно максимум состояния.

    аптайм – это состояние транса, при котором ваше внимание находится максимально снаружи. Нет никакого внутреннего диалога или галлюцинаций – всё снаружи. Примеры состояния: настороженное внимание, когда вы пытаетесь услышать что-то важное, просмотр очень интересного фильма, компьютерная игра.

    даунтайм – вы максимально внутри. Вы сосредоточены на внутреннем процессе: вспоминаете, придумываете, рассчитываете. Практически ничего не попадает снаружи – ваше внимание полностью внутри. Примеры состояния: сон, расчёты в уме, придумывание, вспоминание ситуации, концентрация на внутренних ощущениях.

    Нормальное Состояние – ваше внимание скачет изнутри наружу и обратно. Ну, прямо как сейчас.

    3. Плавный переход.

    Теперь нам нужно, как говорят физики, откалибровать шкалу. Нужно сделать так, чтобы было не два пиковых состояния, а плавный переход между ними. Плавный!

    Для этого пройдитесь несколько раз по шкале туда-обратно. Состояние должно расти пропорционально цифиркам на шкале. И плавно. Чтобы, если рисовать график, получилась прямая. Короче, походите туда-обратно. Раза два-три обычно бывает вполне достаточно.

    4. Шкала работает.

    А теперь самое интересное – вы по шкале ходите, усилий не прилагаете, а состояние меняется. Само! Проверьте. Походите и убедитесь. Никакого мошенничество, просто свойство человеческой психики.

    5. Шкала двигается сама.

    Но на этом облегчение жизни не заканчивается. Есть ещё резервы. По шкале можно не ходить – можно представить, что она двигается сама. Мысленно, конечно. Вы стоите, а она двигается. И состояние соответственно меняется. Получилось? Теперь можно шкалу установить так, чтобы было поудобней. Можно поднять с пола и пропустить через грудь. Или пусть она перед вами ходит. В конце концов можно её и круговой сделать, со стрелкой. Или ещё какой – на что фантазии хватит. Лишь бы работала.

    Проверьте, что работает. Если переборщили – размотайте и придумайте другой дизайн.

    6. Тренировка.

    Естественно, нужно потренироваться в использовании такой замечательной штуки. Опробуйте переход в ряд состояний, например: +2, +4, -3, -5, +3, 0, +10, -1, -10 и т.д. Переходов десять – пятнадцать. Старайтесь с каждым разом переходить как можно быстрее. И если в начале стоит делать небольшие шаги, балла по два-три, к концу тренировки стоит делать разброс баллов в пятнадцать- двадцать.

    Ну, вам понравилось? Отлично!

    В принципе, это упражнение можно делать полностью внутри – мысленно определяется нулевое и максимальные значение, потом внутренне человек меняет состояние, сопоставляя его со значениями шкалы. Хотя, по опыту, выравнивать состояние ходя по полу проще, чем мысленно внутри.

    Так же можно немного по другому сделать только четвёртый и пятый шаг. После того, как человек сделал плавное распределение состояния, можно не предлагать ему явную визуальную метафору, а предложить найти метафору самому.

    А теперь представь, что у тебя внутри есть регулятор, который ты можешь выставлять на нужное значения уровня адреналина. Проверь, как он работает…

    Этот способ бывает более удобен тем, у кого возникают трудности с визуализацией . Если метафорически тоже не получается, можно предложить отметить изменение внутренних ощущений и связать эти ощущения с числовыми значениями.

    По шагам кратко

    1. Шкала.

    Представьте на полу шкалу от -10 до +10 длиной 3-5 метров.

    2. Состояние в крайних точках.

    Теперь нам нужны состояния в крайних точках. Вы встаёте в крайнюю точку и максимально погружаетесь в состояние: вспоминаете или вызываете прямо здесь.

    10 аптайм – это состояние транса, при котором ваше внимание находится максимально снаружи. Примеры состояния: настороженное внимание, когда вы пытаетесь услышать что-то важное, просмотр очень интересного фильма, компьютерная игра.

    10 даунтайм – вы полностью внутри. Примеры состояния: сон, расчёты в уме, придумывание, вспоминание ситуации, концентрация на внутренних ощущениях.

    0 Нормальное Состояние – ваше внимание скачет изнутри наружу и обратно.

    3. Плавный переход.

    Пройдитесь по шкале два-четыре раза, достигая плавного перехода состояния от -10 до +10.

    4. Шкала работает.

    Проверьте: если вы двигаетесь по шкале, состояние тоже меняется.

    5. Шкала двигается сама.

    Теперь можно не ходить по шкале, а представлять, что она двигается сама – и меняется ваше состояние.

    6. Диктант.

    Пройдите через ряд состояний, например: +2, +4, -3, -5, +3, 0, +10, -1, -10 и т.д.

    Шкалирование Широкий – Узкий фокус внимания

    Аналогично предыдущему, только заменяется то, с чем вы работаете. Поэтому я пропишу только второй шаг – вызов состояния.

      Соответственно – широкий фокус можно обозначить плюсом, узкий – минусом.

    (+10) Широкий фокус : лучше, когда есть перспектива. Вы немного расфокусируете зрение и пытаетесь держать в фокусе внимания всё, что вы видите перед собой. Или для аудиального канала: когда есть группа разговаривающих людей, и вы просто слышите создаваемый ею шум. В кинестетике – вы воспринимаете тело целиком, как единое целое.

    (-10) Узкий фокус: вы выбираете какой-то маленький объект и полностью концентрируетесь на нём. Чем меньше (по "площади" восприятия, тем лучше). Это может быть угол окна в доме напротив или пятнышко на потолке; голос одного человека в группе или только один инструмент в симфонической музыке; ощущение кончика указательного пальца правой руки или середины ладони левой руки.

    (0) Нормальное состояние: средний размер фокуса. Большая часть воспринимается вторым вниманием, но определённая, заметная часть – первым, сознательным вниманием.

    Это немного связано с парой: восприятием целого – восприятием части. Но несколько шире. Здесь важно именно размер соотношений – в случае Большого Фокуса первое внимание занимает практически всю "территорию": если вы слушаете музыку, кроме нёё воспринимается и шум на улице и мяукание кота. Кроме дома напротив вы держите в фокусе и дома за ним, и деревья, и людей на улице – вы видите город. В случае Маленького Фокуса вы выбираете что-то очень маленькое по отношению ко всему остальному, что вы воспринимаете в данном канале: кончик пальца, пятнышко на потолке, шорох в углу комнаты.

    Шкалирование Контраста

    (-10) Небольшой Контраст: рассеянное внимание. То, что вы наблюдаете неважно и не привлекает внимания. Оно рассеянно перебегает с книги на стол, со стола на стул, со стула на диван, с дивана на потолок. Вы воспринимаете, объект выделен, но соотношение между интенсивностью фона и интенсивностью объекта очень небольшое.

      Напоминает некоторые варианты медитаций, при которых нужно "успокоить ум".

    (+10) Большой Контраст: очень концентрированное внимание, практически навязчивость. Вы полностью настраиваетесь на какой-то объект (независимо от размера), он захватывает полностью ваше внимание, фон практически исчезает. Внимание не скачет, а полностью сконцентрировано на объекте. Например, когда вы смотрите очень интересный фильм или напряжённо смотрите на секундомер, ожидая времени для старта. Когда вы напряжённо прислушиваетесь к чему-то голосу.

      Ближе к медитациям, в которых идёт концентрация на определённом объекте.

    (0) Нормальное состояние: внимание не слишком концентрировано, но при этом и не рассеянно. Есть что-то важное и интересное, но внимание отвлекается и на другие объекты.

    Тренировка

    Плавные переходы

    Тренируйте плавные переходы, для каждой из осей, например от Широкого Фокуса к Узкому: воспринимаете город за окном – дом напротив – балкон – окно – форточка – ручка форточки… Потом в обратную сторону.

    По 5-7 раз полный цикл для каждой оси.

    Быстрый переход

    Максимально быстро переходите из одного крайнего положения в другое, например для Контраста: рассеянно слышу звуки вокруг – напряжённо прислушиваюсь к голосу за окном.

    По 5-7 раз полный цикл для каждой оси.

    Пространство Фокуса Восприятия

    Потренируем переходы с управлением фокусом внимания. Тут ещё и каналы добавляются…

    Упражнение состоит в том, что вы меняете по очереди одну "координату" фокуса внимания, стараясь каждый раз выставить её по этой координате на максимум (+10 или –10).

    Если идти только по крайним точкам, то мы получим кучу вариантов внимания: от полного "минуса" (Внешнее – Узкий Фокус – Маленький Контраст) до полного плюса (Внутреннее – Широкий Фокус – Большой Контраст). При желании можете посчитать количество вариантов (должно получиться восемь). Плюс три канала…

      Для кинестетики внутри и снаружи – не совсем корректно. Но пусть внутри – это воспоминания об ощущениях и внутренние переживания. Тогда внешнее – это будет ощущения кожи.

    Я не буду очень подробно прописывать – занятие крайне утомительное, покажу общий принцип. Составляете таблицу координат фокуса внимания:

    Внутри/Снаружи Ширина Контраст Канал Точка внимания

    сконцентрируйтесь на пятне на потолке

    с интересом рассматривайте всю комнату, как единое целое

    закройте глаза, представьте себе комнату целиком ярко и максимально резко

    сделайте образ комнаты серым, размытым, удалите его

    обратите рассеянное внимание на элементы мебели в образе комнаты, оно может рассеянно перебегать с одного на другое

    переместите рассеянное внимание на звуки вокруг, рассеянно перебирая их

    рассеянно слушайте всё звуки вокруг

    напряжёно вслушивайтесь во все звуки вокруг

    переместите напряжённое внимание на ощущение всего тела целиком

    сконцентрируйте напряжённое внимание на кончике указательного пальца

    рассеянно перемещайте внимание по маленьким участкам собственного тела

    рассеянно воспринимайте всё тело, как единое целое

    Удержание внимания

    Выбрали точку в осях координат и удерживайте этот тип восприятия заданное время. Начинать лучше с 3-5 минут. Стараться довести до 20-30 минут (обычно, если можешь удержать полчаса, то можешь удержать нужный способ восприятия сколько нужно).

    Точка не обязательно крайняя – это скорее всего глубокий транс, выберите что-то попроще: +3, 4, 2.

    Не менее 30 минут в день.