Судебные споры

Виды транспорта и транспортная сеть. Единая транспортная система России: развитие, модернизация, структура, особенности

Для нормального функционирования любое государство, независимо от его государственного устройства или территориальной протяженности, нуждается в четко организованной транспортной системе. Безусловно, Российская Федерация не является исключением из этого правила.

Говоря о транспортной системе России, в первую очередь необходимо раскрыть понятие «транспорта» как такового. Термин «транспорт» в переводе с латинского «iransportorc», что означает «перемещение чего-либо».

Так под транспортом понимают отрасль материального производства, обеспечивающей жизненно необходимую потребность общества в перемещении людей и грузов, так же существует и такое определение:

Транспорт - это совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое.

Путями сообщения именуют дороги, мосты, другое оборудование.

Технические устройства и сооружения - это гаражи, ремонтные мастерские, станции технического обслуживания, погрузочно-разгрузочные пункты, грузовые и пассажирские станции, средства связи, сигнализация и т.п.

Транспорту присущи определенные особенности, так на транспорте производственный процесс и продукция этого процесса совпадают во времени и пространстве, иными словами, он не перерабатывает сырье и не создает какие-либо продукты. Осуществленное транспортом перемещение груза или людей одновременно выступает и производственным процессом и произведённой им продукцией.

Рассмотрев базовые понятия, которые необходимы при исследовании вопросов, касающихся транспортной системы РФ, перейдем к ее непосредственному изучению.

Единая транспортная система Российской Федерации включает в себя различные виды транспорта: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный, городской пассажирский, ведомственный (промышленный), которые обеспечивают перевозку грузов и людей.

Структура единой транспортной системы РФ состоит из следующих элементов:

1. Железнодорожный транспорт;

2. Трубопроводный транспорт;

3. Водный транспорт;

3.1. Морской транспорт;

3.2. Внутренний водный транспорт;

4. Автомобильный транспорт;

5. Воздушный транспорт;

6. Электронный транспорт.

Рассмотрим каждый из перечисленных элементов в отдельности.

Железнодорожный транспорт - это вид транспорта, который осуществляет перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям помощью механической тяги (тепловозов, электровозов, паровозов), он является основным в современной России.

Значительную долю среди грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, преобладают такие грузы, как лес и лесоматериалы, сельскохозяйственные грузы и в значительной степени зерно, уголь, чуть менее реже нефть и нефтепродукты, сырье, руды черных металлов, металлы и минерально-строительные материалы. Самая меньшая доля грузов - продукция обрабатывающей промышленности.

Говоря о направлениях грузоперевозок, стоит заметить, что преобладающую роль играют грузопотоки топлива и сырья из Сибири в западном направлении (в европейскую часть на Украину, в Белоруссию, Прибалтику, а также страны Восточной и Западной Европы). Так же велик поток грузопоток сырья из Европейского Севера в среднюю и южную полосу России.

В пассажирском сообщении особенно загружены Транссибирская магистраль в ее европейской части, дорога Москва - Санкт-Петербург, а также остальные радиальные магистрали, расходящиеся из Москвы. Пригородное пассажирское сообщение наиболее развито в окрестностях Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России.

В настоящее время Россия является лидером по общему грузообороту железнодорожного транспорта, но, не смотря на данный факт, железнодорожная сеть, и транспортные средства в значительной мере изношены и требуют незамедлительного обновления.

Трубопроводный транспорт - один из видов транспорта жидких, газообразных и сухих (в измельченном состоянии) грузов по трубам под действием разности давлений, создаваемой компрессорными станциями.

Данный вид транспорта довольно молод и начал свое развитие в конце в конце 50-х гг. нынешнего столетия, но уже к середине 80-х гг. он составил здоровую конкуренцию железнодорожному транспорту.

Важнейшими грузами на отечественном трубопроводном транспорте являются сырая нефть, природный и попутный газ.

Группа водного транспорта включает в себя морские и внутренний водный транспорт.

Морской транспорт предназначен для выполнения перевозок грузов и пассажиров между портами страны. На его долю приходится более 50 % всех международных перевозок, данная ситуация обусловлена тем, что берега Российской Федерации омываются водами двух океанов и 14 морей. Внутренний водный транспорт, который так же называют речным - это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по внутренним естественным (реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища и шлюзованные участки рек) водным путям . Сложность для работы данного вида транспорта составляет зимний ледостав, а так же сезонное обмеление рек. Речной транспорт России специализируется главным образом на перевозках минерально-строительных материалов (3/4 всех грузов) лесных, нефтяных и сезонных грузов - зерна, овощей и бахчевых. Более 2/З всего грузооборота отечественного водного транспорта приходится на Волго-Камский бассейн, а наиболее грузонапряженный участок этого бассейна отрезок Волги от Камского устья до Самары.

Основным в городском и внутрирайонном сообщениях и в районах страны со слабо развитыми другими видами транспорта является автомобильный транспорт. Существенным недостатком выступает его сравнительно высокая себестоимость.

Однако автотранспорт обладает наибольшей мобильностью, по сравнению с другими, ранее рассмотренными видами транспорта. Он позволяет осуществлять доставку груза и пассажиров «от двери до двери». Так же не маловажным фактором выступает высокий уровень комфорта в пассажирских перевозках. Именно поэтому автотранспорт в России занимает первое место по объёмам перевозимых грузов и одно из последних мест по объему грузооборота в силу чрезвычайно коротких средних расстояний перевозки (немногим более 20 км). Основные перевозки грузов и пассажиров автотранспортом осуществляются в городах и их ближайшем окружении. Весьма велики объемы работы автотранспорта в карьерах, где большегрузные самосвалы используются для перевозки минерально-строительных материалов и пустой вскрышной породы. Говоря о автомобильном транспорте нельзя не упомянуть такие его виды, как городской пассажирский, промышленный и ведомственный транспорт.

Городской пассажирский транспорт включает в себя метрополитен, трамвайный и троллейбусный парк, а так же автобусы. Объем перевозок городским транспортом составляет 28% общего пассажирооборота, выполняемого всеми видами транспорта в стране.

Протяженность линий городского пассажирского транспорта составляет: метро-400 км.

трамвай - 4000 км.

троллейбус - 7000 км.

автобус-130000 км.

Следующим звеном единой транспортной системы РФ выступает Воздушный транспорт, главной задачей которого выступает перевозка пассажиров, почты н грузов на большие расстояния. Доля пассажирских перевозок, приходящихся на воздушный транспорт, составляет свыше 80 %.

Основными центрами авиасообщения, где пересекаются многие аэротрассы, являются крупнейшие города страны: Москва о Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, а также все крупные города на авиатрассе Москва Владивосток. В районах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют вертолеты. Они доставляют грузы и пассажиров на нефтепромыслы и другие производственные объекты, геологические партии к месту их работы, оказывают срочную медицинскую помощь и т.д.

Сегодня достаточно сильное развитие получил электронный транспорт. Данный транспорт не осуществляет перевозку грузов или пассажиров. Его задачей является транспортировка электроэнергии на большие расстояния. Для этого используются высоковольтные ЛЭП (линии электропередач), которые можно увидеть практически в любом уголке нашей страны.

Целесообразность использования такой системы проста и логично объяснима. Главное преимущество данного транспорта - экономичность. Гораздо дешевле построить несколько ЛЭП, чем строить электростанцию.


Определяются понятия транспортного комплекса и транспортной системы. Сформулировано понятие Единой транспортной системы, в условиях которой взаимодействуют различные виды транспорта. Названы условия взаимодействия видов транспорта и приведена примерная схема их взаимодействия. Названы основные свойства Единой транспортной системы. Приведены основные экономические показатели, характеризующие развитие транспорта и размещение транспортных коммуникаций.

1.1. Понятие Единой транспортной системы

Прежде, чем разобраться в понятии Единой транспортной системы, определимся с понятиями транспортного комплекса и транспортной системы вообще.

Транспортный комплекс – это совокупность нескольких отраслей хозяйства, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров. В него входят все виды транспорта, а также отрасли, обслуживающие транспорт: транспортное машиностроение, транспортное строительство, материально-техническое обеспечение перевозок, учреждения по подготовке транспортных кадров и по проведению проектных и научно-исследовательских работ на транспорте.

Все виды транспорта , входящие в транспортный комплекс можно сгруппировать следующим образом:

Наземный транспорт (железнодорожный и автомобильный);

Водный транспорт (внутренний водный и морской);

Воздушный транспорт (авиационный и космический);

Трубопроводный транспорт (нефтепроводы и газопроводы, продуктопроводы, пульпопроводы: угле- и рудопроводы).

Рассмотрим, что включает в себя «транспортная система вообще».

Транспортная система
включает: транспортную сеть всех видов транспорта, подвижные транспортные средства, трудовые ресурсы транспорта и систему управления всеми видами транспорта. По определению П.В. Куренкова, транспортная система – это организованная совокупность железнодорожного, автомобильного, морского, речного и воздушного транспорта (Куренков П.В., Котляренко А.Ф. Внешнеторговые перевозки в смешанном сообщении. Экономика. Логистика. Управление. - Самара: СамГАПС, 2002, с.67).

Таким образом, в любой транспортной системе основой, главным элементом являются виды транспорта. В Единой транспортной системе, кроме того, важнейшим условием является взаимодействие всех видов транспорта, то есть их кооперирование.

Каждый вид транспорта на территории страны имеет свою транспортную сеть. Если все эти сети будут пересекаться друг с другом в определенных местах и работа этих сетей будет согласована по объему, месту и времени, то в этом случае возникает Единая транспортная система (ЕТС) страны, внутри которой происходит взаимодействие отдельных видов транспорта.

В ЕТС работа нескольких видов транспорта организуется таким образом, чтобы все виды транспорта действовали как единый механизм, обеспечивающий услугу для заказчика с максимально высокой скоростью и без потерь. Именно для этого и обеспечивают взаимодействие отдельных видов транспорта.
Важным условием взаимодействия видов транспорта Персианов В.А. считает не только их взаимодействие, но и специализацию. По его мнению, развитие транспортной системы характеризуется не только ее ростом (растет протяженность линий, численность подвижного состава, обслуживающего персонала), но и специализацией, а также кооперированием, (то есть взаимодействием) частей системы – отдельных видов транспорта.

Например, важнейшим качественным признаком перевозки является ее завершенность. Нельзя считать перевозку качественной, если груз не доставлен «от двери до двери», а пассажир «от дома до дома». Завершить перевозку, например, железнодорожного транспорта может автомобильный транспорт, но для этого им нужно скооперироваться, то есть договориться о времени и месте перевозки. Таким образом, произойдет взаимодействие железнодорожного и автотранспорта. Кооперирование , то есть взаимодействие, различных видов транспорта является важнейшим показателем качественного развития транспортной системы в целом, а значит и показателем преобразованности обычной транспортной системы в Единую транспортную систему.

Обратной стороной кооперирования различных видов транспорта является их специализация (на определенном виде грузов, определенных направлениях перевозки и т.д.).

Транспортная система, по образному выражению Персианова В.А., в своем развитии как бы «идет на двух ногах» - специализации и кооперировании, поочередно шагая то одной, то другой ногой. Делая один шаг, транспортная система обретает еще большую производительность (за счет специализации), делая другой шаг – большую пластичность, устойчивость в изменяющихся условиях работы и, следовательно, большую экономичность (за счет кооперации, т.е. взаимодействия различных видов транспорта).

Причем, чем глубже развивается специализация, тем настоятельнее ощущается потребность кооперирования, ибо специализация, повышая, прежде всего производительность технических средств транспорта, сужает диапазон деятельности тех или иных обособившихся видов транспорта, как бы ограничивает их самостоятельность.

Специализируясь, любой элемент транспортной системы, повышает ее производительность и теряет свою независимость, так как его функции оказываются зависящими и неразрывно связанными с деятельностью всех остальных элементов системы. А значит, фаза специализации в развитии транспортной системы характерна для стадии увеличения ее производительности, а с помощью кооперирования достигается повышение качества перевозок (В.А. Персианов и др. Экономический рост и развитие транспортных систем // Экономические и социальные проблемы транспортного комплекса в современных условиях. Самара, 2002, с.7).

Процессы кооперирования в мировой экономике нашли отражение в тесном взаимодействии разных видов транспорта, одна из форм которого – интермодальные перевозки , в которых участвуют два и более вида транспорта. Эти перевозки отличаются большой слаженностью, зачастую даже синхронностью работы участников транспортного процесса, высокими качественными стандартами в функционировании всех звеньев пути, по которому продвигается товар. (Подробно об интермодальных перевозках см.: Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах /Под ред. Л.Б.Миротина. – М.: Юрист, 2002. – 414 с.; Усков Н. С. Организация управления территориальными производственно-транспортными комплексами. М.: ГУУ, 1999.-320 с.)

Перевозка грузов между странами в интермодальных перевозках превращается в единый технологический процесс. Он осуществляется на условиях единого транспортного документа, с постоянным отслеживанием продвижения груза на всем пути от отправителя до получателя. Таким образом, интермодальные перевозки представляют собой почти идеальную модель Единой транспортной системы.

Взаимодействие отдельных видов транспорта в ЕТС может осуществляться примерно по следующей схеме.

Железные дороги
чаще всего взаимодействуют с автомобильным и водным транспортом.

Например, только за 9 месяцев 2002г. через основные порты России с использованием Транссибирской магистрали перевезено 530,7 тыс. контейнеров ДФЭ, в том числе через порты: Санкт-Петербург – 326,3 тыс., Новороссийск – 25,2 тыс., Восточный – 93,9 тыс. (из них 33,9 тыс. транзитные).

Речные суда совместного «река-море» плавания напрямую связывают морской и речной транспорт без каких-либо перевалок груза.

Автомобильный транспорт
может связать практически любой вид транспорта с любым другим.

Трубопроводный транспорт взаимодействует с железнодорожным и с водным транспортом с помощью нефтеналивных устройств, которые называются терминалами.

Воздушный транспорт
взаимодействует с железнодорожным и автомобильным транспортом с помощью аэропортов, к которым подведены линии железных и автодорог и т.д.

Главными условиями взаимодействия отдельных видов транспорта в Единой транспортной системе являются:

Наличие транспортных узлов;
согласованность перевозок по месту, времени, количеству грузов и пассажиров.

Отсюда видно, что важнейшим понятием в Единой транспортной системе является понятие транспортного узла.

Транспортный узел , по определению Э.Б. Алаева, - это пункт, где сходится не меньше двух линий различных, но взаимодействующих средств транспорта (Э.Б. Алаев. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М., 1983, с.115). Это означает (как мы уже отмечали в разделе 1) что транспортным узлом может быть только тот пункт, где пересекаются два или несколько видов транспортных линий и где осуществляется перевалка грузов с одного вида транспорта на другой.

В состав крупных транспортных узлов могут входить одновременно и железнодорожная станция, и речная пристань, морской порт, автостанция, аэропорт, подъездные пути промышленных предприятий.

Транспортные узлы делятся на несколько категорий :

Международные, в работе которых присутствуют перевозки между различными странами;

Общероссийские, в работе которых преобладают межрайонные связи;

Межрайонные, в работе которых преобладают связи между смежными экономическими районами;

Районные, в работе которых преобладают связи внутри экономического района;

Местные, обслуживающие связи предприятий с местной сырьевой базой или осуществляющие сбор грузов и их подготовку к выводу на магистральный транспорт.

Однако чаще всего крупные транспортные узлы осуществляют не отдельные виды экономических связей, а сразу все перечисленные выше взаимосвязи и соответствующие им перевозки.

Из всего сказанного можно сделать вывод о понятии Единой транспортной системы.

Единая транспортная система – это совокупность эффективно взаимодействующих видов транспорта.

Главной задачей ЕТС в настоящее время является наилучшее удовлетворение потребителей транспортных услуг.

Единая транспортная система (ЕТС) имеет четыре основных свойства :

1) целостность,

2) иерархичность,

3) синтез видов транспорта,

4) взаимозаменяемость.

Целостность проявляется в невозможности существования каждой отрасли без остальных отраслей транспорта, так как отдельный вид транспорта чаще всего не может самостоятельно обеспечить полный цикл перемещения по схеме «от двери до двери». Такое перемещение возможно лишь с участием 2-х или даже нескольких видов транспорта (исключение составляет лишь автомобильный транспорт).

Иерархичность
– означает, что каждый вид транспорта имеет в ЕТС свой ранг, свое место, свою как бы «ступеньку». В рыночной экономике это называют «рыночной нишей» каждого вида транспорта.

Например, морской транспорт более всего подходит для перевозки грузов и пассажиров между материками. Железнодорожный транспорт может осуществлять дальние перевозки внутри материков, иногда даже от одного океана до другого. Воздушный транспорт предназначен для срочных грузов, а речной – для грузов, не требующих срочной доставки.

Синтез (или слияние отдельных видов транспорта)
проявляется, например, в существовании морских железнодорожных паромных переправ, судов совместного «река-море» плавания и т.д.

В них отдельные виды транспорта как бы сливаются, синтезируются в едином транспортном средстве: железнодорожный и морской - в железнодорожных паромах, речной и морской - в судах «река – море» плавания.

Взаимозаменяемость
различных видов транспорта означает, что очень часто один и тот же груз можно доставить грузополучателю разными видами транспорта.

От того, какой именно транспорт выберет грузоотправитель, зависит благополучие и финансовая стабильность вида транспорта. В рыночной экономике это называют конкурентной борьбой, которая ведется отдельными отраслями транспорта за расширение своей «рыночной ниши», а значит и за увеличение количества отправленных грузов и пассажиров.

Необходимо отметить, что основой Единой транспортной системы нашей страны являются железные дороги. Это предопределено физико-географическими условиями России. По мнению ученых именно железные дороги РФ и в будущем будут осуществлять основную массу работы по перевозке крупнотоннажных грузов на большие расстояния.

Однако эффективность их работы будет в значительной степени определяться тем, какую зону обслуживания они смогут охватить. Чем больше эта зона, тем больше грузообразующий потенциал, тем меньше удельных затрат на перевозку.

Увеличить зону обслуживания железных дорог могут только другие виды транспорта: автомобильный, водный, трубопроводный и авиационный и уже от успешности их взаимодействия и четкости работы в узлах перегрузок и пересечения границ будет зависеть объем предложений со стороны грузоотправителей и грузополучателей.

Для нашей страны крайне важна и актуальна транспортная проблема, так как экономика государства зависит от ресурсов. Разрабатывать же их можно только в тех районах, где имеется качественная транспортная система. России характерны проблемы в этой области, но в последние годы положение постепенно начинает выравниваться.

Почему это так важно

Проблемы в этой области приводят к невозможности быстрой и своевременной разработке ресурсов, а также тормозят, а порой так и вовсе приводят к коллапсу целых промышленных областей. Это тем важнее, что основные месторождения в центральных областях уже давно близки к истощению, а потому в хозяйственный процесс будут постепенно вовлекаться самые отдаленные районы Дальнего Востока, а также Крайнего Севера. Конечно, исключительно сложные условия этих регионов (особенно в Якутии) до предела удорожают и усложняют процесс развития. В этих условиях транспортная система России становится практически золотой. Так, в последние годы в десятки раз выросли затраты на содержание дорожной сети в отдаленных регионах, а также на геодезическую разведку, по причине отсутствия мало-мальски нормальных подъездных путей.

Все события последних лет наглядно доказывают, что транспортная система России может развиваться только при условии достаточного научно-технического потенциала страны.

Ключевые особенности ТС

Ей, как и любой важной экономической отрасли страны, характерны некоторые специфические признаки:

  • Во-первых, транспорт сам по себе никакой новой продукции не производит, являясь важнейшим «придатком» производственных отраслей экономики. А потому конечный результат определяется, в основном, усилиями и отношением работников этих областей.
  • Накопить запасы транспортной продукции (пассажиров и грузы) невозможно. А потому основные проблемы транспортной системы России (как и во всем мире) заключаются в создании условий для максимальной пропускной способности. Следует помнить, что динамическое изменение этого фактора зачастую невозможно, а потому малейшая ошибка может привести к логистическому коллапсу.
  • Затраты на топливо, амортизацию и зарплату сотрудникам составляют практически половину всей себестоимости транспортной продукции. А потому огромное значение приобретает экономия ресурсов и их рациональное использование.
  • Требования к работе в этой сфере крайне велики, так как от ее качества зависит бесперебойность сообщения. А потому основные задачи транспортной системы России - повышение скорости и качества обслуживания клиентов.

Основные принципы стратегического развития транспортных узлов

Эксперты полагают, что объектом развития должны стать не только пути, расположенные по направлению Запад–Восток, но и Север–Юг. Это не только позволит с большей эффективностью развивать добычу полезных ископаемых, но и привлекать в эти края большое количество новых поселенцев. Не секрет, что в последние годы наблюдается повышенный отток русскоязычного населения в западные регионы. Основная причина как раз заключается в том, что нет нормальных дорог. Соответственно, нет качественно развитой инфраструктуры, которая привлекает молодое поколение. Таким образом, развитие дорог во многом предопределяет еще и решение демографической проблемы, что также весьма актуально именно для нашего государства.

Отметим, что есть и еще один нюанс. Дело в том, что наша страна имеет федеративное устройство, что обеспечивает некоторую степень самостоятельности регионов. Во многом это хорошо, но практика показывает, что главы этих субъектов не слишком-то заинтересованы в развитии транспортной системы между соседними регионами. Результатом такой политики является парадоксальная ситуация, когда республики и области, расположенные по соседству, фактически являются полностью изолированными друг от друга образованиями. Итак, с какими же проблемами сталкивается транспортная система России?

Сложность понятия, условия развития

Сложность такого рода системы характеризуется ее многоцелевым назначением, которое предусматривает использование сети дорог для перевозки сотен наименований грузов. Густая дорожная сеть не должна губительно влиять на окружающую среду, иметь «отростки» для своевременного перенаправления транспортных потоков, иметь простую и надежную инженерную структуру для упрощения ремонта дорожного полотна.

Этими принципами должно руководствоваться развитие транспортной системы России. Подобное образование должно отвечать следующим принципам:

  • Быть «связующим звеном» между различными отраслями народного хозяйства. Следует отметить, что понятие это – сравнительно новое, возникшее в последние годы: раньше транспортной системе не придавали столь большого значения в деле связывания страны государства со всеми его отраслями в единую, монолитную систему.
  • Она должна иметь возможность балансирования как внешнего, так и внутреннего. Что предполагает внешняя сбалансированность? Есть сразу несколько принципов: возможность плавного увеличения или уменьшения пассажиропотока в зависимости от демографической ситуации в конкретном регионе. Аналогично – ситуация с грузоперевозками.

Что касается внутренней сбалансированности, что она не менее сложна: необходимо должным образом сопоставлять потребности в транспорте с реальными возможностями всей транспортной системы. Рыночная экономика предполагает, что каждый его вид должен приносить в государственную казну определенное количество отчислений. Дело в том, что лишь при сопоставимости затрат на транспортную систему с ее отдачей, возможно должным образом ее развивать даже в наиболее отдаленных регионах страны.

Важность для жизни общества

Многие ученые отмечают, что транспорт влияет практически на все стороны жизни общества, причем даже на те, которые прямо к этой отрасли не относятся. Давайте приведем лишь один, но весьма показательный пример. Он позволит понять, насколько важно динамическое развитие транспортной системы России.

Предположим, что нам нужно предпринять решение: модернизировать старую магистраль или строить вместо нее новую. Зачастую к такой задаче относятся как к обычной ведомственной процедуре, что чревато определенной вероятностью халатного отношения. Меж тем от правильности выбора зависит очень многое.

Так, стандартная практика, когда модернизация транспортной системы России идет по экстенсивному пути, посредством «облагораживания» старых дорог, ни к чему хорошему в городских условиях не приводит. Реконструкция влечет за собой колоссальные расходы, в состав которых входят не только затраты на строительные материалы, но и на обеспечение безопасности дорожного движения, а также демонтаж линий электросетей и прочее.

Вообще, это характерно для нашего государства: особенности транспортной системы России в том, что взамен, казалось бы, очевидной экономии мы получаем массу непредвиденных и больших убытков. Увы, но даже спустя десятки лет, когда эта истина вновь и вновь подтверждалась, проблеме этой до сих пор не уделяется достаточного внимания.

Экологические проблемы

Следует помнить, что модернизация транспортной системы России практически всегда входит в конфликт с окружающей средой. По-видимому, всенепременно настанет такой момент, когда выбор конкретного транспорта будет зависеть именно от степени вреда, который тот нанесет природе вокруг транспортных артерий. Уже сейчас многие западные страны встают перед необходимостью своеобразной «экологической революции». Для нашего государства это пока что не слишком характерно, но… Мы уже говорили, что единая транспортная система России обязательно должна иметь развитую дорожную сеть в регионах Крайнего Севера. А в тех краях пренебрежение экологией наверняка закончится крайне печально.

На сегодняшний день ни один из видов транспорта столь строгим нормативам не может удовлетворять просто физически. В принципе, для нашей страны во многих отношениях наиболее оправдано железнодорожное сообщение. При высоких затратах на первичном этапе, железные дороги не только оправдывают все вложенные в них деньги, но и позволяют получать громадные прибыли.

Важнейшие свойства транспортной системы

Сегодня состояние транспортной системы России должно отвечать множеству требований. Она должна полностью удовлетворять все потребности населения в объемах перевозок, они должны быть максимально регулярными, динамичными, с предельным запасом прочности. По законам же рыночной экономики система должна обеспечивать максимальную отдачу при небольших на нее затратах (не принимая во внимание первичные траты). Но есть три особых свойства, на рассмотрении которых следует останавливаться с особенным вниманием.

Свойство целостности

Дело в том, что единая транспортная система России всегда будет состоять из различных видов транспорта. Несмотря на свои отличия, они должны представлять максимально единое, монолитное образование, которое будет справляться с любым объемом грузопассажирского потока.

Свойство иерархичности

Это свойство было сформулировано еще в дореволюционное время. Тогда первоначальное значение имел уже упоминавшийся выше железнодорожный транспорт. Конечно, в настоящее время превалирующую роль играет автомобиль.

Уже в 2003 году посредством него перевозилось более 13 миллиардов тонн грузов, а в настоящее время этот объем примерно в 2,5 раза больше! По издержкам и количеству обслуживающего персонала он также занимает первое место. Возросла также роль авиации. Напротив, резко сократились объемы груза, перевозимого посредством речного транспорта: в 2005 году – 119 миллионов тонн, а ныне это значение не достигает даже величины 90 миллионов тонн. Причем происходит это не из-за падения спроса на услуги флота, а из-за физического износа подвижного состава. Менять же суда на новые корабли никто не торопится. К слову говоря, во многом проблемы развития транспортной системы России во многом обусловлены именно устареванием используемой техники и инфраструктуры. На их обновление требуются грандиозные средства, с выделением которых возникают немалые сложности.

Таким образом, иерархичность – несомненно существующий показатель, но константой он не является, значительно изменяясь с течением времени. По отдельным показателям первоочередная роль какой-то разновидности все равно будет сохраняться, но общая динамика должна предусматривать гармоничное развитие всех видов транспорта.

Взаимопроникновение и синтез

Свойство это стало ярко проявляться именно в несколько последних десятилетий. Так, к примеру, раньше морские контейнеры перевозили только лишь на судах, производя выгрузку и последующее комплектование новой партии груза в порту. Сегодня те же самые контейнеры перевозят не только судами, но и по железной дороге, а также посредством автомобильного большегрузного транспорта. Проще говоря, сегодня зачастую все сложнее становится определить, к какому конкретно типу относится тот или иной способ перевозки.

Также сегодня возникло понятие «передачи с колес», о котором мы вскользь уже упоминали выше. Все вышесказанное говорит о необходимости кардинальных изменений в структуре понятия, так как современные транспортные системы России до сих пор функционируют по канонам и «калькам» многолетней давности.

Направления и важность реорганизации

Важно понимать, что системы общего пользования, несмотря на свою внешнюю самостоятельность, ни в коем случае не должны быть полностью изолированы от прочих видов транспорта. Проще говоря, сегодня возникла настоятельная необходимость стирания и отмены условных границ с включением в общую транспортную систему даже городского маршрутного транспорта. Особенно очевидной становится необходимость такого подхода при планировании транспортных развязок в промышленных регионах.

Зависимость транспорта от географических условий местности

Конечно же, развитие новых дорог и магистралей в существенной степени зависит от географических характеристик той или иной местности. Несмотря на сложности, транспортная система обязательно должна связывать потребителя и производства, обеспечивая непрерывную и постоянную доставку ресурсов к производственным мощностям. Конечно, характеристики местности порой серьезно ограничивают темпы развития той или иной транспортной сети: так, в печально известной дорожникам Западной Сибири во время строительства магистралей были утоплены в болотах тысячи тракторов. В таких условиях строительство является настоящим подвигом, да и управление транспортной системой России из-за этих факторов серьезно осложняется. Кроме того, отсутствие теплых портов в регионе является большой проблемой, серьезно ограничивающей возможности судоходства в сфере перевозки больших объемов груза.

Отношения транспорта и народного хозяйства

В народном хозяйстве любой страны, а уж тем более – России, с ее огромными просторами, транспортные системы играют особую, чрезвычайно важную роль. В настоящее время именно они могут покрывать все возрастающие потребности людей, так как именно с их помощью происходит перемещение товарно-материальных ценностей в нашем обществе. Нелишним будет напомнить, что без перевозок попросту невозможно развитие промышленной и хозяйственной деятельности ни в одном из регионов нашей страны, не говоря уже о местностях, находящихся в условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Соотношение и важность различных видов транспорта

В различных республиках и областях свои особенности имеет и транспортная система России. РФ – огромное государство, а потому удивляться тут особенно нечему. Так, вблизи крупных городов (особенно неподалеку от морского побережья), система особенно сложна, включая в себя порты, аэродромы, железнодорожные пути и автомобильные дороги. В то же самое время, где-нибудь в отдаленных районах Кольского полуострова существуют лишь несколько более-менее развитых автомобильных дорог, на которых держится все снабжение района.

Следует помнить, что в нашей стране существует сразу несколько логистических структур, каждая из которых чем-то важна. Вот примерная структура транспортной системы России:

  • Железные дороги.
  • Автомобильный транспорт.
  • Авиация.
  • Системы трубопроводов.
  • Флоты: речного и морского сообщения. Так как некоторые суда имеют возможность эксплуатации в условиях моря и рек, этот вид транспорта можно называть просто «корабельным».

В зависимости от географического положения, экономического состояния и прочих факторов, характеристика транспортной системы России различна и может варьироваться в достаточно широких пределах. Как и в былые времена, железнодорожное сообщение имеет превалирующее значение при перевозках на большие расстояния особенно больших грузов в кратчайшие сроки, а также для транспортировки большого количества пассажиров. Последнее особенно важно на пригородных направлениях.

Значение железнодорожной и автомобильной транспортных систем

Можно только вспомнить, как пару лет назад были практически ликвидированы пригородные перевозки пассажиров посредством электричек, и к каким негативным последствиям это привело. Многие населенные пункты, построенные вдоль железных дорог, фактически лишились всякого сообщения с внешним миром, еще более усилился отток оттуда оставшегося населения. К настоящему времени многие маршруты были восстановлены, но общее положение дел от этого улучшилось слабо.

В отличие от США, у нас автомобильный транспорт в этом случае попросту не может составить конкуренции железным дорогам и/или заменить их полностью, так как у нас попросту отсутствует вменяемая инфраструктура, а главное – нет разветвленной сети автомагистралей соответствующего качества. Из-за этого перевозки на дальние расстояния осуществляются практически исключительно поездами, так как иные способы обходятся слишком дорого.

Таким образом, эта разновидность у нас используется практически исключительно в целях частой перевозки пассажиров, а также для доставки сравнительно небольших объемов груза.

Корабельные перевозки

Какое же место транспорта России в мировой транспортной системе? Достаточно большое, причем немаловажную роль играет морской транспорт. Российские фрахтовые суда ежегодно перевозят огромные объемы грузов. Конечно же, значение для внутренних перевозок (каботажное плавание) еще выше. Если же говорить о регионах Крайнего Севера, то некоторые поселки и даже небольшие городки в тех местах полностью зависят именно от флота, потому как только с помощью судов может быть завезено достаточное количество продовольствия, медикаментов и топлива.

Внутренний же речной транспорт используется для транспортировки некоторых количеств груза на незначительные расстояния, а также для пригородных туристических маршрутов и провоза пассажиров. В принципе, за последние годы эта разновидность флота стремительно отмирает, не выдерживая конкуренции с пригородными поездами и автобусами, а потому корабли используются лишь для незначительных объемов грузоперевозки.

Специализированные виды транспорта

К таковым, например, относятся все виды трубопроводов. Несмотря на все прогнозы фантастов, они и по сей день используются лишь для передачи жидких или газообразных веществ, а потому занимают очень важную, но крайне специализированную нишу.

Как ни странно, но авиация также относится к весьма узкоспециализированной группе транспорта. Аэродромы, на которые могут садиться действительно большие самолеты, перевозящие огромные количества грузов, есть в единичных городах, а малая, винтовая авиация, используется в очень ограниченных количествах и особой роли в масштабах страны не играет.

В зависимости от масштаба выполняемых задач можно различать транспортные системы: единая транспортная система страны; транспортная система региона, города; транспортная система отрасли хозяйства или промышленного предприятия.

Для выполнения функций перемещения в составе транспортных систем имеются следующие элементы: транспортные сети (коммуникации); подвижной состав для транспортирования; транспортные узлы (вокзалы, погрузочно-разгрузочные системы и склады) для обслуживания пассажиров, передачи и хранения грузов; средства обслуживания клиентов; системы управления транспортом; предприятия и средства для технической эксплуатации средств транспорта и другие элементы инфраструктуры. Часть элементов системы выполняет основные функции – перемещение пассажиров и грузов. Это транспортные сети, транспортные узлы и подвижной состав. Другие элементы обеспечивают функционирование первых, – это подсистемы управления транспортом, обслуживания клиентов, технической эксплуатации средств транспорта.

В состав единой транспортной системы страны обычно включают следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, внутренний водный (речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный.

Городской транспорт может быть представлен разными видами преимущественно пассажирского транспорта: метрополитен, трамвай, троллейбус, автобус, такси и другие, функционирующие обособленно в разных городах. Промышленный (производственный) транспорт может быть представлен всеми видами транспорта, обслуживающими внутренние нужды собственно промышленных, сельскохозяйственных, строительных, торговых и других предприятий и организаций.

Понятия «промышленный» и «городской» транспорт – собирательные, они применяются к конкретному предприятию, городу, действуют независимо от аналогичного транспорта других предприятий и городов, они также не существуют как единое взаимосвязанное хозяйство в масштабе страны.

Транспорт, который в соответствии с действующим законодательством должен осуществлять перевозки грузов и пассажиров, независимо от того, кем они предъявлены к перевозке, называют транспорт общего пользования. Транспорт общего пользования составляет основу единой транспортной системы страны. Именно он представляет самостоятельную «транспортную промышленность», которая обеспечивает основные нужды страны в перевозках, вытекающие из необходимости кооперации производства и взаимодействия всех отраслей народного хозяйства, а также основные перевозки в сфере торговли и обслуживания населения. Транспорт необщего пользования – ведомственный транспорт, выполняет перевозки только для своего ведомства и не обязан выполнять заказы всех других заказчиков. Ведомственный транспорт промышленных предприятий называют промышленным. К этой же группе транспорта можно отнести и транспорт индивидуального пользования или личный.



Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятия различаются по условиям, целям и характеру функционирования. Они классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю над ним, правовому положению и другим признакам.

Значительными преимуществами по сравнению с крупными фирмами обладают малые предприятия. Им свойственны: высокая динамичность, маневренность, конкурсный характер производства и его демократизация. Малые предприятия: создают новые рабочие места, возрождают народные промыслы, содействуют экономическому и социальному развитию малых городов.

В практике сложились типы объединений предприятий, которые различаются в зависимости от целей объединения, хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, промышленные холдинги, ФПГ.

Как предмет исследования предприятие включает все сферы деятельности, присущие обществу: материальную; социальную; политическую; духовную.

Материальная сфера охватывает весь процесс производства продукции.

Социальная сфера – это процесс оплаты труда работников предприятия и вся гамма отношений между различными категориями работающих.



Политическая сфера предприятия представляет собой совокупность форм и методов управления предприятием, включая систему властных и выборных структур, с известным регламентом их функционирования.

Духовная сфера – это система получения и распространения эстетических и профессиональных знаний, навыков и представлений, а также идей и духовно-культурных ценностей.

Внешняя сторона деятельности предприятия обусловлена отношениями с поставщиками, потребителями продукции предприятия, партнерами и соперниками (конкурентами), кредиторами, государственными органами. Предприятие не существует вне окружающей экономической среды.

Важнейшей характеристикой предприятия, предопределяющей форму его экономической деятельности, является степень экономической свободы (самостоятельность).

Полная экономическая свобода (самостоятельность) на базе частной собственности проявляется в следую-щем:1) полная самостоятельность предприятия: в распоряжении выпускаемой продукцией, полученной прибылью, установлении цен на продукцию, заработной платы, выборе партнеров и т. д.; 2) полная экономическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности, вплоть до банкротства; 3) наличие наряду с общей целью – максимизацией прибыли – локальных целей производства: обеспечение выживаемости, завоевание рынка и т. п., т. е. свобода целеполагания.

Относительная экономическая свобода на базе государственной и муниципальной собственности проявляется в следующем: 1) ограниченная самостоятельность предприятия, регламентируемая курирующим ведомством и правительством; 2) ограниченная ответственность предприятия, выражающаяся в государственной поддержке в форме дотаций, субсидий, льгот в налогообложении и т. п.; 3) подчинение цели производства экономическим целям (интересам) государства.

Экстенсивные показатели

Они характеризуют использование станков, оборудования, механизмов (1) по составу, (2) количеству и (3) времени.

1. По составу все оборудование делится на наличное, установленное, работающее по плану и фактически работающее. Отношение каждой последующей группы к предыдущей или наличному характеризует степень вовлечения оборудования в производственный процесс. Исчисляются такие показатели, как

(1) коэффициент использования парка оборудования (число единиц фактически работающего оборудования разделить на наличное число единиц оборудования);

(2) коэффициент использования установленного оборудования (число единиц фактически работающего оборудования разделить на число единиц, установленных в цехах).

Пример. Из общего количества оборудования в 3960 сд. установлено 3600 ед., из которых должно по плану работать 3550, а фактически работало 3500 сд. В этом случае коэффициент установленного оборудования составит , коэффициент использования парка оборудования

2. Для анализа использования оборудования по времени применяются:

(1) календарный (номинальный), режимный и действительный (рабочий) фонды времени использования оборудования;

(2) коэффициент экстенсивного использования оборудования;

(3) коэффициент сменности.

Календарный фонд времени равен числу календарных дней в плановом периоде, умноженному на 24 часа (365 · 24 = 8760 ч).

Режимный фонд времени определяется режимом производства. Он равен произведению рабочих дней в плановом периоде на число часов в рабочей смене.

Действительный (рабочий) фонд времени работы оборудования равен режимному за вычетом времени на планово-предупредительный ремонт.

Коэффициент экстенсивного использования оборудования К э определяется по каждой группе однородных машин или по отдельно взятым машинам и оборудованию по следующей формуле:

где Т ф - фактическое время работы оборудования, ч;

Т н - календарный, режимный, плановый фонд времени работы оборудования, ч.

Пример. Фактически отработанное время оборудования в цехе составляет 3650 ч, а режимный фонд времени работы тою же оборудования установлен в 3870 ч. В том случае

Коэффициент сменности К см характеризует время целосменного использования установленного оборудования, работающего на многосменном режиме, и рассчитывается по отдельным группам оборудования, по отдельным подразделениям и по предприятию в целом. Он показывает, сколько смен в среднем в течение суток работаю установленное оборудование. Коэффициент сменности рассчитывается отношением времени работы оборудования за весь рабочий день (сутки, станко-часы) ко времени его работы в смене с наибольшим количеством отработанных станко-часов.

где Т 1 , Т 2 , Т 3 - время работы оборудования в 1, 2 и 3-й сменах, ст.-ч;

Т н - время работы оборудования с наибольшим количеством отработанных станко-часов, ст.-ч.

Пример. Если Т 1 = 1000, Т 2 = 600 и Т 3 = 500 ст.-ч, то

где n 1 , n 2 , n 3 - число единиц оборудования, работавших в 1, 2 и 3-ю смены;

n y - общее число установленного оборудования.

За счет более полного использования оборудования в сменах выпуск продукции может быть намного увеличен при тех же наличных фондах. Коэффициент сменности работы оборудования можно увеличить:

(1) повышением уровня специализации рабочих мест, что обеспечивает рост серийности производства и загрузки оборудования;

(2) повышением ритмичности работы предприятия;

(3) снижением простоев, связанных с недостатками в организации производства;

(4) лучшей организацией ремонта;

(5) механизацией и автоматизацией труда основных и вспомогательных рабочих.

Транспортная система - все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности. Транспортная система страны включает все виды современного транспорта - железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный и трубопроводный. Характеристика транспортной системы:

По элементам: 1. пути сообщения (водные пути, воздушные коридоры, ж\д полотно, дороги); 2. различные сооружения и устройства (аэропорты, порты, погрузо-разгрузочные сооружения); 1+2=инфрструктура 3. подвижные перевозочные средства (вагоны, прицепы, суда, самолеты).

По обслуживаемым объектам: 1. грузовые и пассажирские; 2. общего (магистральный) и не общего пользования (промышлен., внутрипроизводственный., военный).

По видам транспорта: морской, речной, воздушный, ж\д, автомобильный.

Доля транспорта в ВВП - 12,5%, в численности рабо­тающих - 7%. Ежегодно всеми видами транспорта у нас в стране перевозится 45 млрд. человек, а ежегодный объем отправления грузов превышает 10 млрд. т.

Общая характеристика транспортной системы России. Доля грузового транспорта в ВВП России – 8%. Ведущее место в транспортной системе России принадлежит желез­нодорожному транспорту. Его роль определяется, прежде всего, техни­ко-экономическими преимуществами - универсальностью, высокой провозной способностью, маневренностью, относительно небольшой зависимостью от географических и климатических условий. Железные дороги страны обеспечивают свыше трети грузооборота, выполняемого всеми видами транспорта. По протяженности ж\д Россия на 2-м месте. На ж\д приходится 80% (45% грузооборота) внешнеторговых перевозок. Густота перевозок в России выше, чем в США. 260-350 км/сутки – скорость. Перевозятся все грузы + возможна перевозка больших объемов. ж\д перевозит 28% нефти и 16% металлов.

Автомобильный транспорт используется для перевозок грузов пре­имущественно на короткие расстояния. Выполняя более 35% объема грузовых перевозок транспортом общего пользования, автомобильный транспорт обеспечивает 0,7% грузооборота при среднем расстоянии перевозки 1 т груза - 25,9 км. Автомобильный транспорт – 10% (5% - грузооборота) внешнеторговых перевозок. Осуществляются также перевозки и на дальние расстояния. Это, прежде всего, транспортировка скоропортя­щихся и высокоценных грузов, продукции, требующей коротких сро­ков доставки, а также перевозки грузов в районах, где пути сообщения других видов транспорта отсутствуют или работают сезонно. + высокая маневренность, надежность, высокая скорость, доставка от двери до двери

Высокая энергоемкость и трудоемкость, высокие тарифы, ограниченная грузоподъемность. Проблемы в России: дороги, автопарки, стандарт евро 0,1,2, а в Европу пускают только евро 3 не меньше.


Морской транспорт - важная составная часть транспортной систе­мы страны. Основная сфера его деятельнос­ти - обеспечение внешнеэкономических связей нашей страны прежде всего со странами, не имеющими с Россией общей сухопутной границы и в сообщениях с которыми возможно использование морских путей сообщения. Важную роль играет морской транспорт и в транспортном обслужи­вании районов Дальнего Востока и Крайнего Севера, обеспечивая жиз­недеятельность регионов. 6% - объема перевозок. 50% внешнеторгового оборота, из них 5% - российские компании. 12% в России нормальных портов. 10 морских пароходств. Перевозка всех грузов (приоритет – нефть, руды, уголь, дерево). Самый дешевый вид транспорта.

Хотя участие внутреннего водного транспорта в обеспечении по­требностей страны в перевозках невелико (на него приходится 4% общего объема грузовых перевозок и 2,1% грузооборота транспортной системы России), на отдельных направлениях сети и в ряде регионов на его долю приходится до 30-70% перевозок.

В обеспечении грузовых перевозок значение воздушного транспор­та ограничивается перевозкой высокоценных и срочных грузов, а также почтовых отправлений. Наряду с транспортной работой граж­данская авиация выполняет также авиационно-химические работы в сельскохозяйственном производстве, обеспечивает противопожарные меры в лесном хозяйстве