Судебные споры

Управление инновационными процессами образовательном учреждении. Инновационный менеджмент в образовании

Модульная контрольная работа по психологии



Вопрос 1. Основы управления инновационными процессами в школе

Вопрос 2. Опишите идеальную, на ваш взгляд, систему воспитания в современной украинской школе

Список использованных источников


Вопрос 1. Основы управления инновационными процессами в школе


Слово инновация (от лат. in - в и novus - новое) в переводе означает «обновление, новинка, изменение». Инновация - это содержание и организация нового, тогда как нововведение - это только организация нового. Под новшеством понимают явление, несущее в себе сущность способа, методики, технологии организации и содержания нового, тогда как инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового.

Любая школа проходит три этапа обновления: становления (при создании новой школы и нового коллектива); функционирования (учебно-воспитательный процесс организован на основе традиционных стабильных программ, педагогических технологий, учебников); развития (прежнее содержание образования, педагогические технологии обучения и воспитания приходят в противоречие с новыми целями, условиями школы, потребностями личности ученика и общества).

В современный период развития отечественной школы инновационные изыскания идут по следующим направлениям:

  1. формирование нового содержания образования;
  2. разработка и реализация новых педагогических технологий, методик, систем развития детей и подростков;
  3. создание новых видов учебных заведений (гимназия, лицей, колледж и др.).

Объектом практически любого инновационного процесса становятся учащиеся. Задача исследователей и руководителей школ - свести отклонения от прогнозируемого результата до минимума. Поэтому каждый инновационный процесс в школе подлежит управлению.

Инновации, новшества и нововведения в цикле своего развития имеют определённые жизненные стадии: зарождение идеи, целеполагание, разработка идеи нового, реализация нового, распространение и через какой-то период рутинизация (отмирание). Жизненные стадии инноваций тесно связаны со стадиями развития коллектива, осваивающего новое.

В условиях инновационного режима идёт активный процесс личностного самоопределения, как учащихся, так и педагогов. Это отражается на характере взаимоотношения людей. Коллектив, вступающий в инновационный процесс, проходит, как правило, несколько стадий своего развития: робость - кликушество - стабилизация - сотрудничество - зрелый коллектив. Последние две стадии - стадии высокого осознания коллективом инновационного процесса. Они характеризуются прохождением каждой личностью всех этапов рефлексии. Развитие коллектива от стадии робости к стадии зрелого коллектива зависит от скорости смены инновационных циклов.

После того как определена программа инновационной деятельности школы и спрогнозированы ключевые результаты, руководители школы совместно с инициативной группой приступают к разработке комплексно-целевой программы, которая состоит из этапов организации и реализации инновации.

Цели и задачи программной деятельности коллектива строятся на основе тщательного анализа текущей обстановки в школе, с одной стороны, и из прогнозов ее развития - с другой.

Намеченные цели и задачи в комплексно-целевой программе должны быть согласованы во всех звеньях, одобрены большинством коллектива, реалистичны, адаптированы к новым условиям, должны повышать уровень мотивации и стимулирования, обеспечивать контроль.

При управлении инновационными процессами в школе с учетом прогноза конечных результатов основная часть этих действий обсуждается коллегиально. Самые крупные мероприяия программной инновационной деятельности разрабатываются групповым методом.

В конкретной программе следует определить:

·исходную позицию деятельности каждого члена коллектива (или звена школы);

·окончательный результат деятельности;

·время, необходимое для достижения намеченных результатов;

·обеспечить улучшение существующих условий.

Цели и задачи программной деятельности всегда отражают желание каждого звена школы достичь определенных результатов. Поставленные на основе анализа достигнутого, они отражают конкретизацию и индивидуализацию результата, определенный объект деятельности, временные и ресурсные рамки, ограничения, уровень достижения цели (низкий, допустимый, оптимальный).

Чтобы управлять нововведениями, необходимо сформировать банк инноваций. Для этого, на каждое новшество класса или школы, инноватором заводится специальная карта. Лучше всего это делать в начале учебного года.

При управлении инновационными процессами главное место занимает контроль за результатами. Его назначение и задачи:

  1. констатация, экспертная аналитическая оценка достигнутых результатов и соответствующие выводы для проведения работы по регулированию процесса образовательной деятельности;
  2. оценка всех участников инновационного процесса, их конкретных результатов и соответствующие выводы для коррекции поведения и деятельности коллектива;
  3. оценка результатов управления инновациями в соответствии с комплексно-целевой программой и соответствующие выводы по регулированию управляющих воздействий;
  4. формирование каналов прямой и обратной связи для информирования и стимулирования участников инновационного процесса.

Руководитель любой школы, а тем более той, что переходит в режим развития, т.е. образовательного учреждения, в котором организован инновационный процесс, обязан все преобразования осуществлять на безупречной правовой основе. Правовая норма - важный и необходимый инструмент управленческой деятельности.

Конечно, любая норма - правовая, административно-ведомственная, нравственная - ограничивает свободу. Но свобода действий современного руководителя предполагает, прежде всего, его высокую правовую культуру. Без нормативной регламентации невозможна нормальная деятельность школы. Опора на право и нравственность в школе, реализующей новшества, - одно из важнейших условий обеспечения безопасности детей и педагогов.

В инновационной деятельности школы используются документы различного уровня - от актов международного права, федеральных законов до постановлений местных органов власти, решений муниципальных и региональных органов управления образованием, органов управления и должностных лиц самой школы.

Выбор идей реализуется путём их обсуждения, продумывания группой компетентных лиц- экспертов (это наиболее зрелые и прогрессивные работники школы, приглашённые специалисты). Он включает сравнительную оценку идей по ряду параметров и является творческим актом. Оценка идей может осуществляться как с помощью мысленного экспериментирования, так и на основе разработки проектов деятельности предполагаемых участников преобразования.

Необходимо продумывать весь организационный механизм выбора идей, включающий сбор предложений учителей, детей и родителей с помощью собеседования и анкетирования, выявление предпочтений всех групп людей, участвующих в инновационном процессе, обсуждение отобранных инноваций на заседаниях методобъединений, творческих микрогрупп, кафедр, а в случае необходимости - на заседании педсовета. Идти в достижении цели руководитель должен не только и не столько от себя, сколько от других - исполнителей, реализаторов будущих нововведений. Очень важно, чтобы именно они сами участвовали в поиске, оценивали и выбирали новые идеи для освоения. Иначе их работа не будет иметь нужной мотивировки и не будет никакого обновления в способах управления инновациями в школе.


Вопрос 2. Опишите идеальную, на ваш взгляд, систему воспитания в современной украинской школе

школа инновационный коллектив воспитательный

Зарождение, становление и развитие воспитательной системы школы являются этапами длительного и сложного процесса, проходящего под влиянием множества объективных и субъективных факторов и вносящего существенные изменения в жизнедеятельность учебного заведения и окружающего социума. Успешность его протекания во многом зависит от умения определить, что, как и когда надо изменить в развивающемся организме школы.

Педагогический коллектив школы видит своего выпускника физически и психически здоровой личностью, ответственным за поведение в обществе и природе, гражданином культурным, готовым к самореализации в жизни или личность гармонично развитого человека.

Одной из наиболее эффективных форм воспитательной работы является личностно-ориентированное и коллективно-творческое воспитание.

Целью воспитательной системы является максимальное развитие личности ученика, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Основные задачи воспитательной работы:

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей (потребность быть здоровым).

Создание для каждого условий защищенности (потребность к защищенности, безопасности).

Организация разнообразной, творческой личностной и общественно-значимой деятельности детей (потребность в творческой деятельности).

Создание условий для самоутверждения каждого ребенка (потребность в уважении, в признании).

Создание условий и оказание помощи в поисках и обретения нравственных ценностей и смысла жизни (потребность в смысле жизни).

Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, приемам саморегуляции, самоуправления и самовоспитания (потребность в самореализации).

Воспитание чувств. Привитие оптимистического мировосприятия, научение радостному, высоконравственному проживанию жизни, каждой ее минутой. Сделать школу «школой радости» (по Сухомлинскому) (потребность в удовольствии, в наслаждении, в радости).

На мой взгляд, в идеальной школе не нужно пичкать ребенка чрезмерным количеством знаний. Научить его точным наукам, гуманитарным и общественным предметам в объеме школьной программы родители могут и сами. Там, где не справятся, пригласят репетиторов.

Школа должна учить ребенка правильному отношению к жизни. В нужный момент перевоспитать, помочь преодолеть распущенность. Человеку нужна дисциплина - рамки, в которых он будет себя держать. Внутренний стержень, который поможет ему не растекаться под действием лени и тяги к удовольствиям и не терять себя в порывах страсти, которая просыпается в юности.

К сожалению, под дисциплиной часто понимают простое подчинение учителям и правилам устава, что нужно только самим педагогам ради их личного удобства. Против такой дисциплины естественным образом восстает свободный дух ребенка, и тогда его либо подавляют, либо объявляют "непослушным хулиганом", толкая тем самым к анти-социальному поведению.

Также школа должна учить ребенка правильному взаимоотношению с людьми, потому что это самое главное умение, определяющее жизнь человека. Пусть он видит в людях не угрозу и конкуренцию, но понимание и поддержку, и может сам понять и поддержать другого. Школа не должна убивать в нем искреннюю детскую веру в то, что мир прекрасен и добр, и полон возможности радоваться и доставлять радость другим. Человек должен знать, что и в нем, и в других есть и добро, и зло, и уметь принимать мир таким, каков он есть. Но вера в то, что он и мир вокруг него могут быть лучше, должна сохраниться в ребенке и стать побуждением к действию.

Научиться этому, на мой взгляд, можно только среди людей, среди таких как он сам, потому что именно в отношении с другими проявляется личность человека со всеми ее положительными и отрицательными качествами. Для этого необходима школа. Необходим детский коллектив, организованный учителями так, чтобы объединить неповторимые индивидуальности каждого в единую общность. Известно, что дети быстро перенимают манеры поведения сверстников и их ценности и гораздо хуже реагируют на прямые указания взрослых. Поэтому именно атмосфера в детском коллективе должна быть основной заботой педагогов. И если школа воспитывает детей через положительный пример, подаваемый старшеклассниками и педагогами, то такой школе можно доверять.

Однако какое либо воздействие на ребенка должно идти не только со стороны школы, но и со стороны родных и близких ему людей. Родители должны принимать участие в школьных мероприятиях, организовывать домашнюю работу детей разумно, с творческим подходом, помогать педагогам в проведении внеклассных мероприятий (походов, посещений музеев, театров и др.).

Я считаю, что для более эффективного обучения следует чередовать умственный труд с занятиях в различных кружках и секциях, давать полноценное время хорошего обеда, а не привычные 15 минут. Также следовало бы разбивать классы на более мелкие группы, по 10-12 человек, для лучшего усвоения знаний.

К сожалению такую картину в современных школах увидеть практически невозможно. Классы переполнены, не хватает новых молодых учителей, в ребенке не воспитывают личность, а подавляют. Многие учителя совершенно не обращают внимания на состояние учеников и считают свой предмет, будь то математика, рисование или физкультура, самым важным и самым нужным ребенку.

Многим учителям просто противопоказано контактировать с детьми, так как они не умеют сдерживать свои эмоции, передают свое плохое настроение при помощи крика и ругани.

Само собой, что не все учителя такие всегда. Многих доводят сами же дети своим поведением, непослушанием и неуважением.

Ситуация в современных школах, на мой взгляд, достаточно противоречивая и сложная. Сложно определить очаг, из которого идут основные проблемы, так как у каждого свое мнение о ней, сой взгляд на ситуацию.

Я бы очень хотела, чтоб моя идеальная школа стала реальностью, но к сожалению наше общество не готово еще к этому. Все привыкли к авторитарной власти в образовании и в ближайшее время все так и останется на своих местах.


Список использованных источников


1. Алексеева, Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 28

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

К вопросу об управлении инновациями в образовательном процессе - страница №1/1

Косолапова Ольга Ивановна

директор

УНПО Профессиональное училище№21

Новгородский район

К вопросу об управлении инновациями в образовательном процессе

Что такое инновация?

Инновация – это содержание и организация нового.

«Инновация – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.»

Новшество - это явление несущее в себе сущность способа, методики, технологии и организации и содержания нового.

Нововведение – это только организация нового.

Инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового.

Применительно к образованию инновация означает введение нового в цель, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и учащегося в экономику образования, в организацию образовательного процесса и управление.

Инновационная деятельность в образовании

Главной характеристикой глобальных процессов, идущих в современном образовании, является его модернизация, основанная цель которой – достижение высшего качества массового образования.

Российское образование развивается в русле общемировых тенденций. Документы последних лет: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (2002 г.), Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (2005),- определяющие государственную политику на ближайшую перспективу, направлены на модернизацию обучения и воспитания, целью которой является устойчивое развитие системы образования.

Происходящие изменения в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом.

Основным механизмом таких перемен является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольных учреждений.

В настоящее время можно выделить ряд общественных тенденций, способных привести к рождению инновации


  • требование гуманизации образовательного процесса

  • высокий уровень требований к качеству образования и развития детей

  • ориентация на культурно- нравственные ценности

  • конкурентные отношения между образовательными учреждениями

Управление инновациями в образовательном учреждении

Любое образовательное учреждение проходит три этапа обновления:

  • становление (при создании нового ОУ, и нового коллектива, или при обновлении большей части коллектива)

  • функционирование (учебно-воспитательный процесс организован на основе традиционных стабильных программ, педагогических технологий)

  • развитие (прежнее содержание образования, педагогические технологии обучения и воспитания приходят в противоречие с новыми целями, условиям ОУ, потребностями личности воспитанников и общества).
Развивающиеся ОУ, работающие в поисковом режиме, значительно отличаются от тех ОУ, целью которых является стабильное традиционное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования. Эти признаки отличия накладывают

определенный отпечаток на целостную систему управления. Педагогические технологии, дающие положительные результаты при обычном режиме работы не позволяют достичь новых желаемых результатов при работе в инновационном режиме.

Основным субъектом инновационной деятельности, осуществляемой ОУ, является педагог.

Объектом управления в ОУ является учебно-воспительный процесс. В развивающемся ОУ предметом управления становятся его цели, содержание, методы и формы.

Объектом практически любого инновационного процесса становятся дети. Задача исследователей и руководителей ОУ – свести отклонения от прогнозируемого результата до минимума. Поэтому каждый инновационный процесс в ОУ подлежит управлению.

Инновации, новшества и нововведения в цикле своего развития имеют определенные жизненные стадии:


  • зарождение идеи;

  • целеполагание;

  • разработка идеи нового;

  • реализация нового;

  • распространение;

  • рутинизация (отмирание).
Жизненные стадии инноваций тесно связаны со стадиями развития коллектива, осваивающего новое.

Поташник выделяет пять путей появления инноваций в образовательном учреждении:


  1. Разработка собственного опыта.

  2. Использование чужого опыта.

  3. Апробация научных разработок.

  4. Эксперимент.

  5. Путь проб и ошибок.
В условиях инновационного режима идет активный процесс личностного самоопределения всех участников учебно-воспитательного процесса как педагога так и воспитанника. Это отражается на характере взаимоотношений людей. Коллектив, вступающий в инновационный процесс, проходит, как правило несколько стадий своего развития: робость- кликушество- стабилизация «сотрудничество»- зрелый коллектив. Последние две стадии – стадии высокого осознания коллективом инновационного процесса. Они характеризуются прохождением каждой личностью всех этапов рефлексии.

Развитие коллектива от стадии робости к стадии зрелого коллектива зависит от скорости смены инновационных циклов.

Первая задача руководителя при управлении инновационным процессом – определение отношения к инновации, сбор альтернативных мнений о ней. Процесс рождения и освоения новшеств всегда характеризуется наличием непростой системы отношений к нему.

По выборочным статистическим данным, на стадиях зарождения идеи нового и целеполагания члены коллектива ОУ по степени мотивации к инновации разделяются, примерно, следующим образом (в процентах): 1 группа- лидеры -1-3, 2 группа- позитивисты-50, 3 группа – нейтралы- 30, 4 группа –негативисты-10-20.

Люди, слабо мотивированные на освоение и внедрение новшества, могут оказывать ему сопротивление в разной форме. Практика показывает, что позитивные результаты меняют отношение людей к новшеству. Кроме того, установка на нововведение зависит от индивидуальных особенностей личности, типа нервной системы, степени рефлексии, тревожности, креативности, компетентности, самооценки и др.

Задача управляющего процессом – перевести людей из 3 и 4 групп в зону повышенной мотивации. Поэтому гласность и инструктаж при нововведении занимают ведущее место, чтобы каждый человек понимал свою миссию. А если человек осознает свою миссию, начинаются самоопределение, самовыражение, самореализация, изменяется его стереотип, происходит саморазвитие.

Управленческое консультирование выступает как главенствующее. Оно несет в себе целеполагание, анализ, планомерные шаги, педагогические технологии, организацию нового, экспертный контроль, т.е. все элементы управления. При этом следует добиваться, чтобы самоконтроль и самокоррекция занимали больше места, чем регулирование со стороны. Управляя инновационным процессом, можно управлять развитием коллектива.

Любой инновационный процесс носит вероятностный характер, и не все его последствия могут быть спрогнозированы. уйти от многих ошибок и упущений еще на уровне проекта или модели поможет составление аналитического обоснования и программы инновационного апробирования. Эту программу составляет экспериментатор. Ее необходимо подвергнуть экспертному анализу. В рецензии на нововведение должны как минимум, оснащены следующие позиции: целостность содержания программы; структурные взаимосвязи ее частей и блоков, их последовательность, логичность, конструктивность; ошибки, недостатки, недочеты; обоснованные предложения и дополнения к программе, экспертное заключение (рекомендуется к реализации или необходима доработка по отмеченным замечаниям).

После того как определена программа инновационной деятельности ОУ и спрогнозированы ключевые результаты, руководители ОУ совместно с инициативной группой приступают к разработке комплексно-целевой программы, которая состоит из этапов организации и реализации инновации.

Комплексно-целевая программа «Управление инновационными процессами в ОУ (этап организации Нововведения)»

Цель: выявить и создать условия для формирования и развития инновационных процессов в ОУ, разработать модель и технологию системы работы ОУ в условиях нововведения.

система целесообразных форм и мер организации:

1.Организация работы с кадрами

1.1.Совещания при руководителе. Цель: разработка стратегии и тактики внедрения инноваций

1.2.Педсовет. Цель: принятие решения об организации эксперимента, мотивация членов коллектива на создание условий для развития нововведений.

1.3. Производственное совещание

1.4. Заседания творческих групп

1.5. Работа по самообразованию

2. Работа с родителями. Цель: ознакомить с целями и содержание эксперимента, привлечь к совместной работе по его организации и проведению.

3. Совет ОУ. Цель: принять постановление о начале экспериментов.

4. Связь с базовыми учреждениями и организациями

5. Контроль, анализ и регулирование. Цель: сбор информации и первичный анализ хода реализации программы эксперимента.

6. Информационное обеспечение. Цель: сбор информации для управления процессом внедрения нововведений.

Комплексно-целевая программа «Управление инновационными процессами в ОУ (этап внедрения нововведения)»

Цель: формирование и развитие целостной системы управления ОУ в режиме внедрения нововведения.

1.Организация работы с кадрами.

1.1.Совещания при руководителе. Цель: стратегия и тактика обеспечения внедрения инноватики.

1.2.Заседание творческих групп. Цель: координация и коррекция деятельности специалистов по реализации новых программ и комплекса; диагностика ЗУН по нововведениям

1.3.Педсовет. Цель: разработка тактики и стратегии внедрения нововведения в практику работы в ОУ. Обобщение и регулирование результатов работы по нововведениям

1.4.Производственные совещания. Цель: стимулирование пед.коллектива к нововведениям, защита прав педагога на внедрение инноваций

1.5.Другие формы повышения квалификации. Цель: создать условия для овладения каждым участником нововведений содержанием и технологией эксперимента

2.Организация работы с родителями, общественностью и советом ОУ. Цель: работа с родителями по результатам эксперимента. Создание условий для внедрения новых педагогических технологий при участии родителей

3.Организация работы с базовыми предприятиями, спонсорами. Цель: развитие учебно-материальной базы для реализации нововведений

4.Контроль, регулирование. Цель: сбор информации, анализ и регулирование процессов нововведения.

5.Информационное обеспечение. Цель: сбор необходимой информации для управления процессом нововведений.

Цели и задачи программной деятельности коллектива строятся на основе тщательного анализа текущей обстановки в ОУ, с одной стороны, и из прогнозов его развития – с другой.

Отобранные цели и задачи в комплексно-целевой программе должны быть согласованы во всех звеньях, одобрены большинством коллектива, реалистичны, адаптированы к новым условиям, повышать уровень мотивации и стимулирования, обеспечивать контроль.

При управлении инновационными процессами в ОУ с учетом прогноза конечных результатов основная часть этих действий обсуждается коллегиально.

Формирование инновационного банка

Чтобы управлять нововведениями, необходимо сформировать банк инноваций. Для этого на каждое новшество инноватором заводится специальная карточка. Лучше всего это делать в начале учебного года.

Пункты карточки:

1. Проблема

Необходимо продумать, какие противоречия в практике воспитания и обучения заставляют отказаться от традиционного пути и начать поиск нового, или из каких потребностей вытекает необходимость данной инновации.

2. Цель инновации, нововведения

Чтобы справиться с формулировкой цели, надо обратить внимание на вторую часть проблемы и ответить на вопрос: что желательно создать в итоге работы?(разработать и освоить)

3. Сущность инновации, нововведения

Сущность нововведения - это развернутая цель, комплекс взаимосвязанных задач, которые надо решить.(Разработать и внедрить)

4. Прогнозируемый результат нововведения

Прогнозируемый результат должен нести в себе показатели достижимости, прогнозируются: возможные положительные результаты; возможные потери, негативные последствия; компенсационные меры по их устранению

5. Классификация инновации, нововведения по области применения знаний

Требуется подчеркнуть какими областями знаний соответствуют вопросы, затрагиваемые нововведением.

6. Инноватор

Вносятся сведения о том, кто вводит данную инновацию. Необходимо подчеркнуть, кем он является по отношению к данной инновации(разработчик, пользователь, распространитель)

7. Нововведение прошло стадии (1. формирование идеи; 2.целеполагания; 3.разработки; 4. освоения на стадии опытного внедрения или эксперимента; 5. распространения; 6. рутинизации (реализации в сложившихся структурных единицах)

8.Нововведение прошло экспериментальную проверку

Указать кратность проверок после прохождения полного цикла учебного года.

9. Инновационный эксперимент

Констатирующий - отслеживание процесса, констатация результатов.

Уточняющий – корректировка гипотезы в соответствии с результатами.

Формирующий – оформление и описание педагогической технологии и ожидаемых результатов.

Активный эксперимент носит лабораторный, производственный характер.

Пассивный эксперимент- педагогическое наблюдение.

10. Препятствия на пути разработки и внедрения.

Это те проблемы, которые мешают внедрению инновации.

11. Экспериментальный контроль осуществляется…

Экспериментаторами могут быть специалисты- педагоги –коллеги, опытные руководители других ОУ, методисты, ученые и др.

12. Оценка инновации.

13. Какие еще проблемы предстоит решить.

14. Особые замечания о значении инновации.

Заполняется по результатам экспертизы программы инновации и нововведения.

После создания банка инноваций, требуется тщательный анализ результатов. Только в этом случае руководителям можно будет осуществить программу по регулированию и коррекции инновации

Экспертиза инновационной деятельности

Экспертиза инноваций в образовании – это механизм управления развитием образования, педагогической практики и педагогической инициативы.

«…экспертиза в образовании понимается как механизм проявления и поддержки ненормы», «в особых случаях педагогического прецедента», это «проявление различий инициативного и типового образовательных пространств»…

Экспертиза в образовании – это совокупность процедур, необходимых для исследования и оценки всех составляющих образования, для получения профессионального заключения о возможности и прогнозе эффективной организации образовательного процесса.

Целями экспертизы инновационных разработок в сфере образования являются:


  • оценка степени соответствия рассматриваемых материалов некоторым нормативным моделям (либо существующим традициям) по совокупности общих, специальных или частных критериев;

  • выяснение авторского замысла и проектной идеи: ее мирровозренческого контекста, целевых ориентаций и его ценностно- смысловых оснований;

  • оценка проектировщиков по степени проработки инновационного проекта, их профессионализму (потенциалу участников) и степени реализации проекта.
Ф.В.Сухушин указывает на то, что экспертиза необходима там, где возникает феномен нового, где практика стремиться быть инновацией. Эффективность инновационных процессов зависит от своевременно проведенной экспертизы, где результат «измеряется» позитивными изменениями, наблюдающими в ходе образовательных процессов: в их содержании, организации, качестве и, наконец, развитии детей.

Эксперты инновационной деятельности в образовании оценивают состояние, выявляют общественную значимость инновации, ее потенциал, особенность включения инновации в в практику.

Предметом экспертизы инновационной деятельности могут стать такие направления:


  • управление образованием (организационно-управленческая деятельность);

  • материально- техническая база образования;

  • кадры;

  • учебно- методическое обеспечение;

  • образовательные технологии;

  • среда учебного заведения.

Контроль, анализ и регулирование инновационных процессов

При управлении инновационными процессами главное место занимает контроль за результатами. Его назначение и задачи: констатация, экспертная аналитическая оценка достигнутых результатов и соответствующие выводы для проведения работы по регулированию процесса образовательной деятельности; оценка всех участников образовательного процесса, их конкретных результатов и соответствующие выводы для коррекции поведения и деятельности коллектива; оценка результатов управления инновациями в соответствии с комплексно-целевой программой и соответствующие выводы по регулированию управляющих воздействий; формирование каналов прямой и обратной связи для информирования и стимулирования участников инновационного процесса.

Педагогический коллектив и каждый инноватор в отдельности, ориентированные на конечный результат инноваций и нововведений, способны при анализе полученных данных оперативно определить причину отклонений от запрограммированного результата.

Контроль за результатами инноваций осуществляется порубежно. Как правило, это выборочный контроль по результатам полугодия или целостный по итогам учебного года. Очень важно правильно оценить достигнутый результат и сделать соответствующие выводы. Для контроля результатов инновации предлагается карта, в которой выделены два блока показателей:

1. Отражающие результаты учебно- воспитательного процесса.

2. Отражающие процесс управления.

Экспертная оценка осуществляется по бальной системе: 0- критический уровень, 1- низкий уровень, 2- допустимый уровень, 3- оптимальный уровень. Вычисляется средняя вариативная оценка по всем показателям, затем суммируются все оценки и делятся на число показателей по каждому блоку. Показатель 75% и выше – оптимальное значение, 50% и выше – допустимое значение; 40% и выше – критический уровень. Для анализа результатов инновационной деятельности по показателям строятся диаграммы. По диаграмме выявляются тенденции и принимаются управленческие решения по коррекции.

По итогам экспертного контроля и анализа проводится заседание педагогического или методического совета ОУ. На нем должна быть принята программа по регулированию и коррекции инноваций.

Условия развития инновационного потенциала педагогического коллектива


  1. Психолого - педагогические условия.

    • отсутствие строгого регламентирования деятельности, излишних указаний педагогам, жестко заданных норм;

    • предоставление им свободы выбора содержания и форм профессиональной деятельности в соответствии с их личными потребностями и возможностями;

    • ориентация педагогов на кооперацию, а не на конкуренцию; формирование у них отношений, предполагающих доступность собственного опыта для других и открытость их опыта для себя;

    • создание для педагогов ситуаций профессионального успеха.

  2. Организационно- педагогические:

  • наличие достойной, интересной, общественно значимой цели, которая становится ядром творческой деятельности коллектива;

  • диагностика инновационной деятельности педагогов как по процессу, так и по результату, акцент на положительных промежуточных результатах;

  • создание группы единомышленников: учащихся, педагогов, администрации, родителей, связанных общностью целей, интересов, установок.

  • привлечение к организации образовательного процесса потенциала научных кадров высших заведений;

  • эффективная организация и непрерывное совершенствование системы научно-методической работы;

  • организация управленческой деятельности, мотивирующей и оптимизирующей творчество педагогов: вовлечение их в совместную деятельность по планированию образовательного процесса, гарантии свободы творческой деятельности, обобщение и распространение передового педагогического опыта, материальное стимулирование, наличие демократических начал в управлении и социальная защищенность членов педагогического коллектива.
Реализация в образовательном процессе психолого-педагогических и организационно- педагогических условий обеспечит развитие инновационного потенциала ее педагогического коллектива.

Современные подходы к управлению инновационным процессом

Инновационный процесс в образовании - процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В.И. Загвязинский) Он отражает формирование и развитие содержания и организации нового (Т.И. Шамова).

Определим базовые понятия, имеющие место в публикациях, посвященных управлению образованием.

«Новшество - это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значения, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем ее во времени, которое прошло с ее открытия или первого использования»(Э.М. Роджерс) .

Инновация - специальное новое, особое изменение, от которого мы ждем эффективности при реализации систематических целей» (Дж.Майлс).

«Инновация» (лат. novus - новый). «Нововведение (инновация) - целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу - организацию, поселение, общество, группу - новые, относительно стабильные элементы» (С.Д.Поляков).

«Инновационный процесс - комплексная деятельность по созданию, рождению, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств» (О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, Л. В. Лоренсов).

«Педагогические нововведения , как и в целом нововведения, должны быть увязаны с социально-экономическими особенностями развития страны, общественными отношениями и культурой народа» (М. М. Поташник).

Педагогическое новшество – новое в практике обучения, воспитания, управления педагогическими процессами.

Новация - первая полная реализация новшества в образовательном учреждении.

Нововведение - новшество, вводимое в данной школе, училище, данной местности, ориентированное на уже состоявшуюся новацию как на образец.

Инновационная деятельность- комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам этот процесс.

Инновационный процесс в образовании - это процесс управления изменениями в образовании.

Ученые считают (Т.И. Шамова, М.М. Поташник, Н.П. Капустин и др.), что управление инновационным процессом в контексте целостного развития школы должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:

Работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно - педагогической деятельности;

Работу с учащимися, предполагающую изучение и учет интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;

Работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;

Совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов;

Осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов;

Осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;

Осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.

Развитие школы на основе инноваций представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует соответствующей стратегии управления.

Выбор инновационной стратегии – целенаправленная деятельность по определению важнейших направлений, выбору приоритетов, перспектив развития организации и выработке требуемого для их достижения комплекса мероприятий. Она детерминирована политикой государства в области образования, социальным заказом, региональными и местными особенностями и может меняться в зависимости от состояния образовательной системы и социума (С.А. Репин).

В стратегии преобразований образовательного пространства излагаются общие установки, в которых находят отражение концептуальные подходы к управлению развитием образовательной системы. Поташник М.М., Лазарев В.С. выделяют следующие основные группы стратегий развития школы:

1. Стратегию локальных изменений, предполагающую улучшение, обновление отдельных участков жизнедеятельности школы, достижение частных результатов

(например, освоение новых методик преподавания по отдельным предметам).

2. Стратегию модульных изменений, которая ориентируется на осуществление нескольких комплексных изменений. Данная стратегия образует модуль, в котором может возникать необходимость координации действий многих исполнителей. Данная стратегия охватывает многие участки жизнедеятельности школы, следовательно, вовлекает в инновационный процесс значительную часть педагогического коллектива, усложняет процесс ресурсообеспеченности (кадровой, материальной, информационной), чем предыдущая.

3. Стратегию системных изменений, которая предусматривает полную реконструкцию образовательного учреждения, затрагивает все компоненты деятельности (цели, содержания, организацию, технологии и т.д.), все структуры, связи, звенья, участки. Она осуществляется либо при изменении статуса школы, либо как путь радикального обновления школы, находящейся в состоянии глубокого кризиса, стагнации. Эта стратегия позволяет осуществить глубокие изменения, целостную систему преобразований, упорядочить инновационный процесс в масштабе всей школы, вовлечь в системные изменения весь педагогический коллектив.

Различают два типа инновационных процессов в системе образования:

Первый тип - инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания участниками инновации системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса.

Второй тип - инновации в системе образования, которые являются продуктом научно обоснованной, целенаправленной деятельности, имеющей междисциплинарный характер. Как правило, разработчиками и организаторами таких инноваций являются различные специалисты в области образования - ученые, эксперты, руководители учебных заведений и др.

Особенностью инновационного процесса выступает его циклический характер, выражающийся в определенной структуре этапов, которые проходит нововведение.

Полный жизненный цикл нововведений включает следующие стадии:

    возникновение,

    зрелость,

    освоение,

    распространение,

    насыщение,

    рутинизацию,

  1. завершение.

Иногда структуру инновационного процесса изображают в свернутом виде, например, включающем четыре этапа, каждый из которых состоит из подэтапов (В.С.Лазарев и др.)

1. Создание новшеств:

Анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях;

Проектирование новшеств;

Экспериментальное апробирование новшеств;

Экспертиза новшеств.

2. Распространение новшеств:

Подготовка к распространению;

Информирование о новшествах;

Поддержка освоения новшеств;

Анализ распространения и освоения новшеств.

3. Освоение новшеств:

Анализ образовательной деятельности и выявление потребности изменениях;

Поиск новшеств;

Оценка и выбор новшеств;

Проектирование желаемого будущего образовательной системы;

Внедрение новшеств;

Анализ и оценка результатов изменений;

Институализация нововведений.

4. Образовательная деятельность.

Эффективное управление инновационным процессом реализуется через инновационный механизм. Инновационный механизм – это совокупность организационных, управленческих, финансово- экономических, правовых, информационных, технических и морально-психологических факторов (их взаимосвязь и взаимодействие), способствующих успешному осуществлению инновационной деятельности и повышению эффективности ее результатов.

Элементы (составляющие) инновационного механизма: инновационное законодательство; организационные формы инновационных отношений; методы управления, финансирования и оценки эффективности результатов инноваций; морально-психологические методы воздействия на инновационную активность; меры информационно-технологического оснащения инновационного процесса и др.

В рамках управления инновационными процессами необходима следующая совокупность управленческих действий:

Разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающая описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;

Определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие школы на основе интеграции инновационных потенциалов школы, семьи и социальной среды;

Разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса;

Подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, учащихся и их родителей к участию в инновационном процессе;

Обновление структуры внутришкольного управления;

Создание инновационного совета школы, инновационных экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей;

Обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса;

Внедрение личностно-адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций;

Реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;

Осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;

Внедрение методики экспертизы инноваций;

Разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;

Внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в школе.(10,с184)

Важнейшим аспектом управления, определяющим эффективность инновационной деятельности в школе, является организация работы субъектов инновационного процесса. Субъекты инновационного процесса- лица, органы, организации, вовлеченные в процесс обновления школы. Каждый субъект системы управления осуществляет весь функциональный цикл самоуправления: самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование (проектирование и конструирование своей деятельности), самоорганизацию, самоконтроль, самоанализ.

Т.И. Шамова указывает, что педагогический коллектив, вступающий в инновационный процесс, как правило, проходит следующие стадии: робость – кликушество – стабилизация – сотрудничество – зрелость.

Стадия «инновационной робости» характеризуется настороженным отношением к новому, неуверенностью в целесообразности и успешности его внедрения в практику своей работы. Члены коллектива сдержаны в оценках инновации, не обладают для данной инновационной деятельности компетентностью.

Стадия «инновационного кликушества» связана с первыми успехами в освоении нового. Для неё характерны стремление быстрей заявить о своих достижениях, неглубокий анализ, поверхностные оценки, преобладание формальной новизны, чрезмерное увлечение внешними проявлениями инновационной деятельности. Качество инновационных проектов при их тиражировании, многократном воспроизведении на этой стадии снижается.

На стадии «инновационной стабилизации» новое глубоко осмысливается. Многократное воспроизведение приводит не к снижению, а к повышению качества.

Стадия «инновационного сотрудничества» в педагогическом коллективе – это стадия, на которой в школе складывается особая инновационная среда, включающая единое информационно-педагогическое пространство, благоприятный социально-психологический климат, систему управленческой поддержки и стимулирования инновационной деятельности педагогов и т.д. На этой стадии в целенаправленный поиск и освоение нового включается весь педагогический коллектив школы, инновационный процесс охватывает родителей, представителей общественности.

Стадия «инновационной зрелости» коллектива - это стадия, на которой в школе сформирована инновационная среда. Непрерывно протекающий инновационный процесс обеспечивает постоянное развитие школы, совершенствование осуществляемой в ней учебно-воспитательного процесса. Педагогический коллектив, достигший инновационной зрелости, обладает высокой адаптивностью, способностью к групповой самоорганизации и саморегуляции.

Результат инновационной деятельности - конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной, педагогической и управленческой деятельности. Педагогический мониторинг позволяет осуществить непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием инновационного процесса, качеством его управления.

Качество инновационной деятельности ОУ оценивается на основе трех групп критериев:

Критерия качества преобразований, выражающемся в соотношении реальных результатов деятельности школы с поставленными целями инновационной деятельности, моделью выпускника школы, государственными образовательными стандартами и т.д.;

Критерия эффективности, отражающего отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов;

Критерия мотивации, так называемого критерия школьного самочувсвия учащихся и учителей.

Для измерения эффективности управления развитием школы В.С.Лазарев предлагает следующие критерии оценки:

    Уровень информированности членов педагогического коллектива о новшествах, которые потенциально могут быть освоены школой (уровень информированности о возможностях и ограничениях развития школы).

    Полнота выделения актуальных проблем школы (понимание членами коллектива проблем школы, а также их причинно-следственных связей).

    Рациональность выбора общей и частных целей инновационной деятельности в школе: поставленные цели максимально соответствуют возможностям решения актуальных проблем школы.

    Интегрированность целей развития школы: цели отдельных нововведений согласованы с общей целью и между собой.

    Реалистичность планов: степень обоснованности утверждений об обеспеченности тех или иных направлений инновационной деятельности необходимыми ресурсами.

    Заинтересованность пед. коллектива школы в освоении нового.

    Контролируемость инновационных процессов в школе.

ЮНЕСКО определяет инновации как попытку изменить систему образования, осуществить сознательно и намеренно улучшение нынешней системы.

Вывод.

Управление инновационным процессом многовариантно, предполагает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия, исходя из конкретной ситуации. В инновационном менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Но он учит тому, как, зная приемы, методы, способы решения тех или иных задач, добиться ощутимого успеха в развитии организации. Можно с полным основанием сказать, что инновационная деятельность является стержневой задачей выживания организации, залогом ее успеха в борьбе за прибыль.

инновационные процессы, происходящие сегодня в образовании, безусловно, ведут к позитивным изменениям. Благодаря инновациям, появляются авторские концепции, новые модели школ; разрабатываются программы развития ОУ; активно обновляется содержание образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации; происходит перестройка форм, методов, процесса обучения и воспитания с учетом личностно-ориентированного подхода; создаются системы мониторинга, диагностического сопровождения образовательного процесса, осуществляется переход ОУ из режима функционирования в режим развития и саморазвития.

Литература

    Абчук В.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. Менеджмент/ В.А.Абчук, В.В. Тимченко, С.Ю. Трапицин. Учебник. – 2-е изд.- СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. – 483 с.

    Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. – Ростов – на Дону: НМД «Логос», 1999. – 136 с.

    Корзникова Г.Г. Менеджмент в образовании: практический курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г.Г. Корзникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.

    Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

    Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М.: Педагогический поиск, 1993.

    Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. – М.: Педагогический поиск, 2007, 167 с.

    Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений/ Вступит. ст. В.С. Лазарева. – М.: Новая школа, 1996. - 320с.

    Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). – М., 1989. – С.39-48

    Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.

    Тодосийчук А.В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании.- М., 2005.

    Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 285 с.

Инновационные процессы стали сегодня неотъемлемой частью педагогической практики и активно входят в жизнь каждой школы. Появляется противоречие между необходимостью упорядочения и грамотного управления этими процессами и отсутствием у педагогов и руководителей чёткого представления о педагогической инноватике, а также умения отслеживать и управлять этой деятельностью.

Эта проблема и определила одну из основных целей в деятельности информационно-методического центра (ИМЦ): упорядочить процесс инноваций и обучить руководителей управлению этим процессом. Для реализации этой цели была разработана целевая программа и составлен план действий. В соответствии с Программой развития образования наиболее приоритетными направлениями стали:

*сохранение здоровья и физическое развитие детей;

*переход на учебные планы, программы и образовательные технологии нового поколения;

*введение курсов экономического и экологического образования, а также овладение компьютерной грамотностью;

*расширение сети и состава образовательных услуг для удовлетворения потребностей населения;

*внедрение регионального компонента образования.

Профессор Третьяков П.И. предложил методику в управлении инновационными процессами с целью упорядочения, систематизации инновационной деятельности учителя - инноваторы в каждой школе заполняют карту инноваций по определённой форме, включающей проблему, цель, сущность, прогнозируемый результат, стадию инновации и т.д. Научно-методические или методические советы школ проводят обработку и анализ карт инноваций, после чего разрабатывают графики контроля (экспертизы) и регулирования инновационных процессов. Эти планы обсуждаются и утверждаются на педагогическом совете. Таким образом создаётся банк инноваций школы, закладывается в компьютер, а затем с помощью районного Центра новых информационных технологий (ЦНИТ) формируется информационный банк округа.

Использование новых возможностей, позволило как одно из стратегических направлений в работе ИМЦ решение проблемы автоматизации системы управления и методического обеспечения образовательных учреждений. Переход от традиционного к вариативному образованию, который произошёл в России в последние годы позволил каждой школе создавать на основе базисного свой учебный план, активно внедрять новые предметы, обновлять содержание традиционных дисциплин, апробировать новые программы и учебники. Однако большую озабоченность у работников управления образованием, у родителей вызывает тот факт, что в условиях разноликости образовательных учреждений происходит нарушение одного из важных принципов государственной политики в области образования - принципа единства образовательного пространства. С целью выполнения этого принципа и обеспечения преемственности в образовании в школах созданы образовательные программы, являющиеся нормативно-управленческим документом образовательного учреждения и характеризующие специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса. В основе образовательной программы лежит учебный план конкретного образовательного учреждения, поэтому образовательная программа является сугубо индивидуальной, учитывает потребности обучающихся, их родителей, социума. Программу можно рассматривать как модель образовательного процесса в школе.

Отделом образования совместно с ИМЦ разработана единая структура образовательных программ, которую каждая школа наполняет своим содержанием. Она состоит из следующих разделов:

1. Приоритетные направления развития школы.

2. Цели и задачи программы.

*инвариантный базовый компонент (представлен набором учебных предметов по восьми областям знаний);

*вариативный школьный компонент (отражает специфику содержания образования школы и наполнен предметами по выбору, спецкурсами, факультативами)

*дополнительное образование, досуговая развивающая деятельность (представлена различными кружками, секциями, студиями, центрами и т.д.);

*описание особенностей организации образовательного процесса, форм обучения учащихся, используемых педагогических технологий;

*карта инновационной деятельности.

Первоначально среди функций управления А. Файолем были выделены

следующие четыре: планирование, соорганизация, мотивация и контроль. В дальнейшем исследователи расширили этот круг и добавили такие

управленческие функции как коммуникативная функция, функция анализа.

Назывались также функция целеполагания и прогнозирования.

В данной работе будут рассмотрены следующие три, считающиеся основными для остальных, считающимися производными: планирование, мотивация, контроль.

Планирование как одна из основополагающих функций управления инновационными преобразованиями. А. Файоль рассматривал планирование как условие успешного управления,подчёркивая, что сложная и крайне динамичная ситуация вызывает необходимость в детальном предвидении, в частности для того чтобы предотвратить или смягчить колебания.

Он говорил также, что самая лучшая программа не в состоянии предвидеть всех могущих случиться чрезвычайных стечений обстоятельств, но она отчасти их учитывает, подготавливает то орудие, к которому надо будет прибегнуть при неожиданных обстоятельствах.

Оптимальное осуществление функции планирования невозможно и без наличия прогноза, позволяющего осуществить долгосрочное планирование.

Перечислим основные последовательные действия по успешному

переустройству управляющей подсистемы: определение или корректировка миссии, стратегии, политики, «дерева целей», модели организационной структуры, обеспечивающей наилучшие возможности для реализации инновационных преобразований;

· перераспределение обязанностей между руководителем и заместителями,

способов кооперации и взаимозаменяемости специалистов, закрепление

этого в соответствующих нормативных документах;

· разработка нового состава типовых управленческих процедур;

· определение комплекса мер по преобразованию отношений между

органами управления и его объектами: оформление их в виде программы

инновационного развития школы;

ґ организация переподготовки и повышения квалификации сотрудников, ориентированного на основе нового статуса, обновлённых структур, содержания методов, стиля, технологий.

Основными этапами, безусловно, является первый и четвёртый: чтобы куда-то прийти, нужно знать, куда ты идёшь и на основе этого выбрать верный путь. Своё отражение этот процесс может найти и в другой схеме.

Но многие директора допускают одну распространённую ошибку, наивно полагая, будто оптимальный план работы уже гарантирует оптимальные результаты. Да, планирование, целеполагание - важное звено в цепочке, но оно не одно.

Для того чтобы направить движение вперёд, правильно ориентировать, руководителю нужно иметь чёткое представление о том, как реорганизовать деятельность школы. Об этом так сказал У. Беннис: «План любых изменений в организации всегда должен базироваться на солидной концептуальной основе».

Первым и наиболее важным источником идей для составления Концепции являются потребности страны, региона, города (района) - социальный заказ на выпускника.

Следующий источник - директивные и нормативные документы, побуждающие к изменениям в обязательном порядке.

Третий источник идей - внутренний потенциал организации.

Четвёртый источник - периодические издания, научные труды, книги по теории управления развивающимися образовательными учреждениями, благо их сейчас предостаточно.

На основе полученных предложений по переустройству образовательного учреждения и анализа внутреннего потенциала школы определяется стратегия развития:

Стратегия локальных изменений - параллельное улучшение. Обновление деятельности каких-то отдельных участников жизни школы. Эти изменения независимы и предполагают достижение частных результатов, которые в совокупности позволяют школе сделать шаг вперёд;

Стратегия модульных изменений - несколько комплексных нововведений, которые связаны между собой внутри одного модуля (начальная школа или преподавание точных наук, например), но не всегда эти изменения связываются с остальными функциональными сферами;

Стратегия системных изменений - полная реконструкция школы.

Например, создание комплекса «Детский сад - школа» или комплекса

«Школа - вуз». Разумеется, что изменения в школах чаще всего носят локальный характер. Реже - модульных изменений. Лишь небольшое количество школ осмеливается стать на путь системных изменений.

Хочется также отметить три варианта системных изменений:

ґ новаторство как средство и результат работы школы по научно-

методической теме будет сосредоточено вокруг эксперимента, тем

самым приближаясь к новшеству;

ґ развитие экспериментальной работы сосредоточено вокруг методической

работы. При таком подходе адаптивная модель школы за укороченный

срок переходит но другой уровень развития;

ґ смешанный - системообразующей связью между работой школы по эксперименту и работой по научно-методической теме выступает внедрение достижений педагогической науки и передового опыта.

Так в процессе планировании могут возникнуть следующие противоречия:

Между требованием комплексного подхода к планированию работы школы и необходимостью конкретизировать общие цели применительно к условиям данной школы;

Между необходимостью осуществления взаимосвязи между элементами плана и реализуемым в практике поэтапным решением педагогических задач;

Между необходимостью рационального распределения во времени работы школы и возможностью такого распределения в данных конкретных условиях.

Ещё одним противоречием, мешающим современным руководителям школ достигать оптимальных результатов, является привычка начинать работу, не сформулировав для себя критерии конечного результата и отдалённых результатов управления, а оценивать свою работу по показателям процесса.

После того, как создан план, его необходимо структурировать.

Структуризация инновационного проекта представляет собой дерево

ориентированных на продукт компонентов (кадры, работы, услуги, информация), а также это организация связей и отношений между всеми элементами. Ведь проект преобразований возникает, существует и развивается в определенном окружении, которое называется внешней средой. Состав элементов не остается неизменным в процессе реализации и развития концепции или программы развития образовательного учреждения, в нем могут появляться новые элементы или же оказавшиеся ненужными объекты из его состава могут удаляться.

Между проектом и внешней средой осуществляется связь и перемещение элементов, участвующих в работе по его реализации.

Школа-система, состоящая из нескольких подсистем, взаимно связанных между собой и окружающей средой.

Внешняя среда формируется следующими группами факторов:

Социальными;

Научно-техническими;

Экономическими;

Политическими.

Инновационный проект в силу специфики области (образование) тесно

связан с научно-техническим обеспечением, а именно достижения в предметной области проекта и привнесение ноу-хау. Инновационная программа объединяет знания и опыт по реализации определенных идей, при этом формируется зона её достижения, в которой принимаются решения по управлению проектом, и способствующие реализации персоналом своих подпрограмм.

Проект ориентируется на законодательно-правовые основы, что составляет правовую зону проекта, на их основе заключаются договора и другие правовые документы. Например, это могут быть договора о сотрудничестве между общеобразовательным учреждением и дошкольным образовательным учреждением проектами, был разработан ряд методик и принципов, призванных помочь руководителям проекта.

Рассмотрим мотивацию как функция управления в инновационном ОУ.

Вообще, трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ. Исходя из этого определения следует, что люди, слабо мотивированные на освоение и внедрение новшеств подлежат переубеждению. Наиболее действенным здесь будет достижение позитивных результатов.

Эффективные образовательные технологии и программы оказывают влияние на учащихся, их родителей и учителей. В результате происходит:

Формирование развивающейся личности с высокой образовательной способностью;

Формирование педагога с психологической рефлексией, способного постоянно повышать свою профессиональную успешность;

Формирование педагогически успешного родителя.

Большую помощь в осуществлении образовательных задач школы может оказать создаваемая в настоящее время школьная психолого-педагогическая или антропологическая служба.

В целом, психологическое единство коллектива включает в себя и эмоциональное и мотивационное; обеспечивается систематической работой руководства школы. Для чего это нужно? Если каждый член коллектива будет действовать сам по себе, или не станет работать в полную силу для воплощения в жизнь программы инноваций, то школа не добьётся никаких успехов в данной кампании.

Конкретные исполнители часто видят в инновационных преобразованиях угрозу своему положению, пытаясь в практике определённым образом блокировать «грядущие» изменения, что выражается в их сопротивлении. В образовании наблюдаются такие формы противодействий:

отсрочка начала процесса под любым «благовидным» предлогом;

«неожиданные препятствия» нововведениям и различные трудности;

попытка саботировать изменения или «утопить» их в потоке других

первоочередных дел.

Поэтому первая задача руководителя при управлении инновационным процессом - определение отношения к инновации.

Процесс рождения и освоения новшеств всегда характеризуется наличием непростой системы отношения к нему.

По разным данным, на стадии зарождения идеи нового члены коллектива по степени мотивации распределяются примерно следующим образом:

1 группа - лидеры (1 - 3%);

2 группа - позитивисты (50 - 60%);

3 группа - нейтралы (30%);

4 группа - негативисты (10 - 20%).

Большое значение в мотивации придаётся делегированию полномочий (ограниченное право использования ресурсов организации и направления усилий подчиненных на выполнение целей школы).

Подлежат делегированию:

Рутинная работа;

Специализированная деятельность;

Частные вопросы;

Подготовительная работа.

Не подлежат делегированию:

ґ функции руководителя: установление целей, принятие решений по

ґ выработке стратегии школы, контроль результатов;

ґ руководство сотрудниками, их мотивация;

ґ задачи особой важности;

ґ задачи высокой степени риска;

ґ необычные, исключительные дела;

ґ срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки;

ґ задачи строго доверительного характера.

Позитивный характер делегирования полномочий низовым звеньям управления, с перераспределением власти между руководителями и общественными органами управления, исполнителями демократизирует

управление, повышает динамичность и гибкость управляющей подсистемы в целом, развивает самостоятельность, инициативу, творчество членов коллектива, их желание участвовать в управлении, формирует сознательную дисциплину труда и т.п..

Как было сказано выше, для эффективного управления необходима правильная система мотивации, непременно включающая в себя уважение и заботу к каждому учителю. Посмотрим, однако, как происходит побуждение к работе в большинстве современных российских школ:

Иерархия управленческих действий в школе

30% - организационное стимулирование

10% - выговор

7% - принуждение

22% - моральное стимулирование

5% - замечание

15% - предупреждение

2% - убеждение

Обновление управления, связанное с инновационным развитием, требует формирования системы информационно-аналитической деятельности.

Информационно-аналитическая деятельность неразрывно связана с контрольной функцией управления.

Для чего это необходимо? Социальной системой (как, впрочем, и любой другой сложной системой) невозможно управлять без знания текущего состояния объекта. Таким образом, и функция контроля - функция обратной связи.

Процесс и результаты контроля можно дифференцировать на ряд

подфункций: с помощью подфункции учёта происходит сбор и систематизация информации. Далее реализуется подфункция оценки сложившегося состояния и анализ приведших к этому причин.

По результатам исполнители могут быть наказаны или поощрены. После этого руководителю необходимо проанализировать (подфункция анализа) последствия сложившейся ситуации с тем, чтобы скорректировать дальнейшие действия. Последняя подфункция - регулирование (обоснование итогов на основе имеющегося опыта).

Имеют место быть такие функции контроля как информационно-

аналитическая, контрольно-финансовая, коррекционно-регулирующая.

Формы контроля бывают следующими: персональный, тематический, классно-обощающий, комплексный.

Действует контроль в школе для достижения таких целей как:

Совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе;

Создание благоприятного психологического климата в коллективе школы;

Осуществление надзора над исполнением законодательства в области образования;

Выявление случаев нарушения и неисполнения законов и иных нормативно-правовых актов;

Анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их

предупреждению;

Инструктаж должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм и правил;

Оказание методической помощи педагогическим работникам;

Анализ и оценка эффективности результата инновационной деятельности;

Выявление положительных и отрицательных моментов в организации

инновационного процесса;

Анализ результатов реализации приказов и распоряжений.

Для того, чтобы контроль не был ненаправленным, для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности в школе необходимо прежде всего, определить её содержание, объект, источники (кто сообщает), сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни. Далее определяют, в какой форме эта информация будет храниться и использоваться.

Информация должна быть, во-первых, максимально полной по своему объёму, во-вторых, объективной и, в-третьих, предельно конкретной.

Для каждой из подсистем выделяют 3 уровня информации. Для школы выделяют уровни:

ґ административно-управленческий (директор, заместители и т.д.);

ґ коллективно-коллегиального управления (Совет школы, педагогический совет, совет кафедр, блоков и т.д.);

ґ ученического самоуправления.

Инновации, или нововведения, характерны для любой профессиональной деятельности человека и, следовательно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения.

Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. (5.) Надо отметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.

Понятие инновация в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.

В литературе насчитываются сотни определений инноваций . Например, инновация есть результат деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящей к замене одних элементов другими, либо дополнению уже имеющихся новыми (1.)

В мировой экономической литературе инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Инновация - в социально-психологический аспекте - создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.

Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое (6.).

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося (2.).

Об инновациях в образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины “инновации в образовании“ и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

«Педагогическая инновация» - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов:

    генерирование идеи (в определённом случае - научное открытие);

    разработка идеи в прикладном аспекте;

    реализация нововведения в практике .

Инновационный процесс, в связи с этим можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение, формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.

В другой существующей характеристике этапов развития инновационного процесса выделяют следующие действия:

    определение потребности в изменениях;

    сбор информации и анализ ситуации;

    предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;

    принятие решения о внедрении (освоении);

    собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;

    длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики. .

Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать:

    научно-теоретическое знание определённой новизны,

    новые эффективные образовательные технологии,

    выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.

Нововведения - это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

Существуют различные виды инноваций , в зависимости от признака, по которому их разделяют:

1. По видам деятельности:

    педагогические, обеспечивающие педагогический процесс;

    управленческие.

2. По характеру вносимых изменений:

    радикальные, основанные на принципиально новых идеях и подходах;

    комбинаторные, новое сочетание известных элементов;

    модифицирующие, совершенствуют и дополняют соответствующие формы и образцы.

3. По масштабу вносимых изменений:

    локальные, независимые друг от друга изменения компонентов;

    модульные, взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций;

    системные, полная реконструкция системы как целого.

4. По проблематике:

    инновации, направленные на изменение высшей школы в целом на создание в ней воспитательной системы или иной системообразующей деятельности на основе концептуальных идей;

    инновации, направленные на разработку новых форм, технологий и методов учебно-воспитательного процесса;

    инновации, направленные на отработку нового содержания образования и новых способов его структурирования;

    инновации, направленные на разработку новых форм и систем управления.

5. В зависимости от области реализации или внедрения:

    в технологиях обучения, в сфере воспитательных функций образовательной системы;

    в структуре взаимодействия участников педагогического процесса, в системе педагогических средств и т. д.

6. По источнику возникновения:

    внешние (за пределами образовательной системы):

    внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).

7. По масштабу использования:

    единичные;

    диффузные.

8. В зависимости от функциональных возможностей:

    условия, обеспечивающие эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т. д.;

    продукты: педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д.;

    организационно-управленческие: качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование.

9. По масштабности и социально-педагогической значимости:

    федеральные;

    региональные;

    субрегиональные.

10. По признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности:

    инновации нулевого порядка - это практически регенерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента);

    инновации первого порядка - характеризуются количественными изменениями в системе при неизменном ее качестве;

    инновации второго порядка - представляют собой перегруппировку элементов системы и организационные изменения (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования и др.);

    инновации третьего порядка - адаптационные изменения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования;

    инновации четвертого порядка - содержат новый вариант решения (это чаще всего простейшие качественные изменения в отдельных компонентах образовательной системы, обеспечивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей);

    инновации пятого порядка - инициируют создание образовательных систем “нового поколения“ (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы);

    инновации шестого порядка - в результате реализации создаются образовательные системы “нового вида“ с качественным изменением функциональных свойств системы при сохранении системообразующего функционального принципа;

    инновации седьмого порядка - представляют высшее, коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы. Так появляется “новый род“ образовательных (педагогических) систем.

11. По осмыслению перед внедрением инноваций:

    случайные - инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение;

    полезные - инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого с образовательной системой;

    системные - инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся, воспитанников и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими).

Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим. (8.)

В развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений. Кроме этого, педагогический коллектив ряда российских образовательных учреждений занимается внедрением в практику инноваций, уже ставших историей педагогической мысли. Например, альтернативных образовательных систем начала ХХ века М.Монтессори, Р.Штайнера и т.д.