Судебные споры

Тест по содержанию рассказа матренин двор. Литературная викторина по рассказу а











Включить эффекты

1 из 11

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

С помощью этой работы по русскому языку ученики узнают о такой самостоятельной части речи, как слова категории состояния. Также им предстоит узнать кто первый ввел этот термин в лингвистику и понять для чего нужно было такое выделение.

  • Изучаем слова категории состояния
  • Щерба Л.В. - создатель термина
  • Морфологические признаки
  • Синтаксическая роль
  • Обучающие таблицы
  • Задание для самостоятельной работы

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Шестакова С. А.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

С. А. Шестакова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сосновская ООШ»

Слайд 2

Сравните предложения

  • Его лицо было грустно.
  • Он грустно улыбнулся.
  • Мне грустно.
  • Слайд 3

    • Знакомиться со словами категории состояния: морфологическими признаками и синтаксической ролью.
    • Учиться отличать слова категории состояния от других частей речи.
    • Употреблять слова категории состояния в речи в составе предложений.
  • Слайд 4

    Из истории части речи

    в статье «О частях речи в русском языке»

    Слайд 5

    Определение части речи

  • Слайд 6

    Заполните таблицу «Различение частей речи»

  • Слайд 7

    Слайд 8

    Состояние природы и состояние человека

  • Слайд 9

    Домашнее задание

    На выбор:

    Слайд 10

    Критерии оценивания

    «5» - материал усвоен, могу объяснить другим.

    «4» - материал усвоен, готов к выполнению домашнего задания.

    «3» - материал усвоен, но есть вопросы.

  • Слайд 11

    Источники

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Анонс урока

    Учитель:

    Предмет: Русский язык

    Класс: 7

    Программа:

    Учебник:

    Тема урока:

    Тип урока:

    Цели:

    Задачи:

    -

    Ожидаемый результат: Учащиеся умеют :

    Оборудование, наглядность:

    Проектор, презентация.

    КОНСПЕКТ УРОКА

    Ход урока

    Примечание

    Мотивационный момент урока:

    Его лицо было грустно.

    Он грустно улыбнулся.

    Мне грустно.

    (Дети определяют цели)

    Работаем с новым материалом:

    Льва Владимировича Щербу .

    морфологические признаки слова категории состояния:

    Н.ф. (т.к. в тексте)

    наречия , вторая СКС

    -

    (Дети выполняют упр. 182)

    -

    (Ответы детей).

    На выбор:

    Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

    Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

    (Дети оцениваю себя сами)

    Мне было на уроке… трудно, душно, утомительно…

    Спасибо за урок!

    Литература:

    Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Приложение 1

    Приложение 1

    Таблица «Различение частей речи»

    Приложение 2

    В минуту душевной невзгоды... �Желанья... что пользы напрасно и вечно желать? �А годы проходят - все лучшие годы!.. �

    М. Ю. Лермонтов - «Отчего»

    _________________________________________________________

    Шумит Арагва предо мною.

    Печаль моя полна тобою…

    __________________________________________________________

    С. А. Есенин «Пороша»

    Еду. Тихо. Слышны звоны

    Раскричались на лугу.

    __________________________________________________________

    Приложение 3

    Домашнее задание:

    Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

    На выбор:

    Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

    Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

    ________________________________________________________________

    Приложение 3

    Домашнее задание:

    Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

    На выбор:

    Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

    Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

    ________________________________________________________________

    Приложение 3

    Домашнее задание:

    Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

    На выбор:

    Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

    Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

    Приложение 4

    ВЕСЕЛО

    НЕМНОГО

    ИЗДАЛИ

    ВДАЛЕКЕ

    БОЛЬНО

    УЮТНО

    ЗАВТРА

    ВСЕГДА

    МОРОЗНО

    ХОЛОДНО

    НАРЕЧИЕ

    СОСТОЯНИЯ

    �PAGE � �PAGE �11�

    Анонс урока

    Учитель: Шестакова Светлана Анатольевна

    Предмет: Русский язык

    Класс: 7

    Программа: Под редакцией М. М. Разумовской

    Учебник: Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.

    Тема урока:

    Тип урока: Урок изучения нового материала.

    Цели: Формирование навыка определенияслов категории состояния как самостоятельной части речи.

    Задачи:

    - Познакомить со значением категории состояния, её морфологическими признаками и синтаксической ролью.

    Учить отличать слова категории состояния от кратких прилагательных и наречий.

    Уметь определять, к какой группе по значению относятся слова категории состояния.

    Ожидаемый результат: Учащиеся умеют :

    Оборудование, наглядность:

    Проектор, презентация.

    КОНСПЕКТ УРОКА

    Ход урока

    Примечание

    Организационный момент: Приветственное слово учителя.

    Мотивационный момент урока:

    Перед вами 3 предложения, определите, что в них общего, и чем они отличаются? (Объединяет омоним слово «грустно»)

    Его лицо было грустно.

    Он грустно улыбнулся.

    Мне грустно.

    Задание: определяем синтаксическую роль слова грустно и указываем часть речи.

    Какое предложение вызвало затруднение? Почему?

    Сообщение темы и цели урока: Сегодня познакомимся с особой группой слов, которые обозначают состояние. Слова категории состояния. (Дети определяют цели)

    Работаем с новым материалом:

    Работаем с теоретическим материалом учебника стр.76-77. Отметим известное галочкой, а новое воскл. знаком. (Дети работают с материалом учебника)

    Получается, что слова, обозначающие состояние являются самостоятельной частью речи. И первооткрывателем по праву можно назвать Льва Владимировича Щербу .

    Посмотрите, работая с учебником, мы с вами не встретили, привычное нам определение этой части речи, поэтому попробуем сами его сформулировать:

    А что мы можем определить у любой части речи? Давайте выделим морфологические признаки слова категории состояния:

    Общее грамматическое значение: обозначает (состояние человека, природы или окружающей среды). Отвечает на вопросы как? каково?

    Н.ф. (т.к. в тексте)

    Постоянные признаки: (нет). Непостоянные признаки: (нет). Неизменяемая часть речи.

    Синтаксическая роль: (сказуемое)

    Физкультминутка: (Приложение 4) Делимся на 2 группы: первая выбирает наречия , вторая СКС и крепят их на доску. Победит тот, кто правильно быстро выполнит задание.

    Продолжаем работать с новым материалом:

    А сейчас я предлагаю систематизировать наши знания и оформить их в таблицу «Различие частей речи». Но заполнять нам придётся не все графы. Работаем с данными предложениями. (Дети заполняют недостающие графы таблицы – приложение 1)

    - Проверяем, что у нас получилось.

    Применяем полученные знания на практике:

    Теоретический этап завершён. Время практической деятельности. Найдите упр. 182 стр. 77. Выполните задание 1 и 3. (Дети выполняют упр. 182)

    Мы часто используем в разговорной речи слова категории состояния. Но эти слова привлекают поэтов и писателей. Давайте обратимся к поэтической речи. Найдём примеры употребления слов состояния. (Дети работают с раздаткой – приложение 2. Зачитывают примеры.)

    - А чем можно объяснить частое использование в поэтической речи таких предложений? (Совсем неважно присутствие личности, важно показать внутреннее состояние героя, которое и передаётся словами состояния.)

    Внимание на слайд. Составьте предложения по картине, используя слова категории состояния. (Дети по картинам составляют предложения)

    Подведем итог: Назовите ключевые слова урока. (Ответы детей).

    Домашнее задание: (Приложение 3) Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

    На выбор:

    Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

    Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

    Этап оценивания: Поставьте себе оценку, используя шкалу оценивания. (Дети оцениваю себя сами)

    Рефлексия: Закончите фразу безличным предложением: Мне было на уроке… , используя слова категории состояния: интересно, познавательно, полезно, скучно, трудно, душно, утомительно…

    Спасибо за урок!

    Литература:

    Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.

    Литература. 6 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [авт.-сост. В. П. Полухина и др.]; под ред. В. Я. Коровиной. - 14-е изд., – М.: Просвещение, 2007.

    Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 10-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

    Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский]; под ред. В. Я. Коровиной. – 17-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

    http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/670/74670889_483364511.jpg

    http://www.linzik.com/uploads/posts/pics/Vneseni_izmeneniya_v_normi_russkogo_yazika.jpg

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Приложение 1

    Таблица «Различение частей речи»

    ________________________________________________________________

    Приложение 1

    Таблица «Различение частей речи»

    Приложение 2

    М. Ю. Лермонтов - «И скучно и грустно»

    И скучно и грустно! - и некому руку подать

    М. Ю. Лермонтов - «Отчего»

    Мне грустно, потому что я тебя люблю,

    И знаю: молодость цветущую твою

    Не пощадит молвы коварное гоненье.

    За каждый светлый день иль сладкое мгновенье

    Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.

    Мне грустно... потому что весело тебе.

    _________________________________________________________

    А. А. Фет - «Ель рукавом мне тропинку завесила»

    Ель рукавом мне тропинку завесила.�Ветер. В лесу одному�Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -�Я ничего не пойму…

    А. С. Пушкин - «На холмах Грузии»

    На холмах Грузии лежит ночная мгла;

    Шумит Арагва предо мною.

    Мне грустно и легко; печаль моя светла;

    Печаль моя полна тобою…

    __________________________________________________________

    С. А. Есенин «Пороша»

    Еду. Тихо. Слышны звоны

    Под копытом на снегу.�Словно серые вороны

    Раскричались на лугу.

    __________________________________________________________

    Приложение 3

    Домашнее задание:

    Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

    На выбор:

    Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

    Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

    ________________________________________________________________

    Приложение 3

    Домашнее задание:

    Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

    На выбор:

    Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

    Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

    ________________________________________________________________

    Приложение 3

    Домашнее задание:

    Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

    На выбор:

    Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

    Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

    Приложение 4

    ВЕСЕЛО

    НЕМНОГО

    ИЗДАЛИ

    ВДАЛЕКЕ

    БОЛЬНО

    УЮТНО

    ЗАВТРА

    ВСЕГДА

    МОРОЗНО

    ХОЛОДНО

    НАРЕЧИЕ

    СОСТОЯНИЯ

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Викторина по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

    Какими словами начинается рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор»? «На сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани, еще добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход как бы до ощупи».

    Когда был написан рассказ « Матрёнин двор»? В 1959 году.

    Оба эти рассказа были напечатаны в 1963 году в январском номере журнала «Новый мир». Что общего между рассказами А.И.Солженицына «Матрёнин двор» и «Случай на станции Кочетовка»?

    Что связывает рассказ «Матрёнин двор» и А.Т. Твардовского? Именно он дал ему такое название.

    Как первоначально назывался рассказ «Матрёнин двор»? «Не стоит село без праведника».

    Проснувшись когда-то ночью в дыму, что кинулась спасать Матрёна? Она стала валить на пол фикусы, чтоб не задохнулись от дыма.

    Что висело «на стене для красоты» в доме у Матрёны? Рублёвые плакаты о книжной торговле и об урожае.

    Матрёна варила еду в трёх чугунках. В одном – себе, в другом – Игнатичу, а в третьем -…? Козе.

    Чем кормила Матрёна своего жильца? «Картовь необлупленная», «суп картонный» или каша ячневая.

    Какое верное средство было у Матрёны, чтобы вернуть себе доброе расположение духа? Работа.

    Продолжите. «Но отнюдь не была Матрёна бесстрашной. Боялась она пожара, боялась молоньИ, а больше всего почему-то….» Поезда.

    Какое событие или предзнаменование произошло с Матрёной в Крещение? Пропал котелок со святой водой.

    Назовите полное имя Матрёны. Григорьева Матрёна Васильевна.

    О чем говорит автор: «Но потому, должно быть, пришла она к нашим предкам из самого каменного века, что, протопленная раз на досветьи, весь день хранит в себе теплый корм и пойло для скота, пищу и воду для человека. И спать тепло». О русской печке.

    Какую часть дома завещала Матрёна своей воспитаннице Кире? Горницу.

    Матрёниным часам было 27 лет и они все время спешили, почему это не беспокоило хозяйку? «Лишь бы не отставали, чтоб утром не запоздниться».

    Какая музыка, услышанная по радио, понравилась Матрёне? Романсы Глинки.

    Какую погоду называла Матрёна дуЕль? Метель.

    «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрёны. У тех людей всегда лица хороши, кто ….» Продолжите. «В ладах с совестью своей».

    Почему Матрёне тяжело было отдавать горницу при жизни? «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда. И горница эта всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет».

    О чём думал Фаддей, стоя у гробов убитых им сына и женщины, которую он когда-то любил? «Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».

    Продолжи: «Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый ….» «…праведник, без которого, по пословице, не стоит село».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Испытание праведника страданием (по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор")

    Статья посвящена одному из лучших произведений малой прозы А. Солженицына, который продолжил традиции Н.Лескова в изображении образа русского героя-труженика, праведника....

    "Клуб знактоков" по биографии А.И.Солженицына, по рассказам «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича»)

    Мероприятие может быть внеклассным, а можно провести и как итоговый урок по творчеству А.И. Солженицына....

    Слайд 2

    Какими словами начинается рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор»? «На сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани, еще добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход как бы до ощупи».

    Слайд 3

    Когда был написан рассказ «Матрёнин двор»? В 1959 году.

    Слайд 4

    Оба эти рассказа были напечатаны в 1963 году в январском номере журнала «Новый мир». Что общего между рассказами А.И.Солженицына «Матрёнин двор» и «Случай на станции Кочетовка»?

    Слайд 5

    Что связывает рассказ «Матрёнин двор» и А.Т. Твардовского? Именно он дал ему такое название.

    Слайд 6

    Как первоначально назывался рассказ «Матрёнин двор»? «Не стоит село без праведника».

    Слайд 7

    Проснувшись когда-то ночью в дыму, что кинулась спасать Матрёна? Она стала валить на пол фикусы, чтоб не задохнулись от дыма.

    Слайд 8

    Что висело «на стене для красоты» в доме у Матрёны? Рублёвые плакаты о книжной торговле и об урожае.

    Слайд 9

    Матрёна варила еду в трёх чугунках. В одном – себе, в другом – Игнатичу, а в третьем -…? Козе.

    Слайд 10

    Чем кормила Матрёна своего жильца? «Картовь необлупленная», «суп картонный» или каша ячневая.

    Слайд 11

    Слайд 12

    Какое верное средство было у Матрёны, чтобы вернуть себе доброе расположение духа? Работа.

    Слайд 13

    Продолжите. «Но отнюдь не была Матрёна бесстрашной. Боялась она пожара, боялась молоньИ, а больше всего почему-то….» Поезда.

    Слайд 14

    Какое событие или предзнаменование произошло с Матрёной в Крещение? Пропал котелок со святой водой.

    Слайд 15

    Назовите полное имя Матрёны. Григорьева Матрёна Васильевна.

    Слайд 16

    О чем говорит автор: «Но потому, должно быть, пришла она к нашим предкам из самого каменного века, что, протопленная раз на досветьи, весь день хранит в себе теплый корм и пойло для скота, пищу и воду для человека. И спать тепло». О русской печке.

    Слайд 17

    Какую часть дома завещала Матрёна своей воспитаннице Кире? Горницу.

    Слайд 18

    Матрёниным часам было 27 лет и они все время спешили, почему это не беспокоило хозяйку? «Лишь бы не отставали, чтоб утром не запоздниться».

    Слайд 19

    Какая музыка, услышанная по радио, понравилась Матрёне? Романсы Глинки.

    Слайд 20

    Какую погоду называла Матрёна дуЕль? Метель.

    Слайд 21

    «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрёны. У тех людей всегда лица хороши, кто ….» Продолжите. «В ладах с совестью своей».

    Слайд 22

    Почему Матрёне тяжело было отдавать горницу при жизни? «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда. И горница эта всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет».

    Слайд 23

    О чём думал Фаддей, стоя у гробов убитых им сына и женщины, которую он когда-то любил? «Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».

    Слайд 24

    Продолжи: «Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый ….» «…праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

    Посмотреть все слайды

    Литературная викторина по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»

    Цели:

    · развитие познавательного интереса учащихся к творчеству А.И.Солженицына;

    · использование викторины в качестве дидактического материала для проверки знаний учащихся по содержанию рассказа (в устной или письменной форме);

    · возможно проведение литературного турнира по творчеству А.И.Солженицына с использованием данного материала.

    1.Общий раздел

    1. Как первоначально назывался рассказ?

    2. Кто настоял на изменении названия рассказа?

    3. Когда был написан рассказ?

    4. Назовите год действия в рассказе.

    5. В каком году был опубликован рассказ?

    6. Назовите имя, фамилию, отчество героини, именем которой назван двор.

    7. Как называется деревня, где происходят события?

    8. Какие ассоциации вызвало у Игнатича название деревни Тальново?

    9. В каком значении употреблено слово «кондовый»?

    10. Какие значения имеет ключевой образ рассказа «Матрёнин двор»?

    11. Какая музыка ближе Матрёне Васильевне - народные песни в исполнении Шаляпина или романсы Глинки? Почему?

    12. Счастлива ли была Матрёна Васильевна в семейной жизни?

    13. Почему односельчане считали, что в Матрёне Васильевне «порча», в чём, на их взгляд, она проявлялась?

    14. Каким способом возвращала себе Матрёна Васильевна «доброе»

    расположение духа?

    15 .Чем для Матрёны был её дом, в котором она прожила 40 лет?

    16 . Почему Матрёна решает отдать Кире горницу?

    17. Как автор показывает святотатственный характер действий тех, кто

    посягнул на целостность Матрёниного двора?

    2.Чей это портрет?

    1 . «Простодушный взгляд блекло-голубых глаз», «лучезарная улыбка».

    2. «Она была тоже женщина городская, решительная, коротким серым полупальто и грозным взглядом как бы военная».

    3. «Всё лицо его облегали густые чёрные волосы, почти не тронутые

    сединой: с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, чёрные,

    так что рот был виден едва…».

    4. . « …круглый румяный… выглядевший как кот после блинов».

    5 . «Её завитые локончики жалко растрепались. Красны, как кровью

    залиты, были глаза».

    3.Кто из персонажей рассказа …

      «…с мужем воспитывали её престарелую мать»?

      «…в колхозе она работала не за деньги - за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика»?

      «…валилась и сутки - двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, но и не шевелилась почти»?

      « Боялась …пожара, боялась молоньи, а больше всего почему-то – поезда»?

      Жаловалась, «что муж её бьёт, и скаред муж, жилы из неё вытягивает, и плакала …подолгу, и голос-то всегда у неё был на слезе…»?

      «по улице на мужиков с кулаками бегал…»?

      «…все дружно обругали её (Матрёну) дурой за то, что горницу отдала, сказали, что видеть её больше не хотят…»?

      «Хотел повеситься, из петли вынули… Сейчас пошёл сам, арестовался. Да его теперь не в тюрьму, его в дом безумный»?

      «…не пришёл на поминки Матрёны…Но в ближайшие дни он два раза враждебно приходил в эту избу на переговоры с Матрениными сёстрами и с сапожником – дезертиром»?

      « И даже о сердечности и простоте Матрёны…она говорила с презрительным сожалением»

    4.Кому принадлежат слова:

    1 . « Ни к столбу, ни к перилу эта работа».

    2. «Бойся портного да пастуха. По всей деревне тебя ославят, если что им

    не так».

    3 . «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

    4 . «Незнайка на печи лежит, а знайку на верёвочке ведут…»

    5 . «Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру – не знаю».

    6 . «Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и

    злодеев».

    7. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый

    праведник , без которого, по пословице, не стоит село.

    Ни город.

    Ни вся земля наша».

    8. «Итак, по Солженицыну, праведник – это тот, в ком воплотился

    высокий этический идеал русского народа, совпадающий по своим

    основным «параметрам» с идеалом христианским».

    9. Кто сказал, что после публикации в 1963 году в журнале «Новый мир»

    рассказа «Матрёнин двор» «деревенская проза » « стала не просто

    крестьянской, а христианской»?

    10. «… главной темой творчества этого писателя (Солженицына) является вовсе не критика коммунизма и не проклятья ГУЛАГу, а борьба добра со злом – вечная тема мирового искусств

    Ответы.

    1. Общий раздел.

    1 . «Не стоит село без праведника». 2 . А.Т.Твардовский. 3 .1959. 4. 1956.

    5 . 1963. 6. Матрёна Васильевна Захарова. 7 .Тальново. 8. Мечту о кондовой России. 9 .В значении «старинный, исконный». 10 . 1) Конкретное социально- историческое. 2) Символическое значение: двор (дом) Матрёны Васильевны является островком христианской России, здесь живут по законам христианской морали. 11 . Романсы Глинки: в песнях, исполняемых Шаляпиным, Матрёна Васильевна почувствовала искусственность, игру, а романсы Глинки для героини подобны молитве, которая просветляет и преображает. 12. Нет. 13 .Умерли один за другим шестеро детей, «не гналась за обзаводом», была «не бережная», «глупая», помогала чужим людям бескорыстно, « и даже о сердечности и простоте» Матрёны говорили «с презрительным сожалением». 14 . С помощью работы, после которой Матрёна становилась просветлённой и одухотворённой. 15. Это была её жизнь, её крепость, «спасительный круг». 16 . Матрёна в принципе не может отказать в помощи нуждающемуся, а тем более, своей воспитаннице. 17. «Все работали как безумные… в ожесточении…»

    2. Чей это портрет

    1. Матрёны. 2 . Жены председателя. 3 . Фаддея Григорьева. 4 . Антошки Григорьева. 5. Киры, приёмной дочери Матрёны.

    3. Кто из персонажей рассказа…

    1 .Женщина, торговавшая молоком. 2 .Матрёна. 3 . Матрёна. 4 . Матрёна. 5 .Матрёна, жена Фаддея. 6. Ефим, муж Матрёны Васильевны. 7 .Три сестры Матрёны. 8 . Муж Киры. 9 . Фаддей. 10 .Золовка Матрёны.

    4. Кому принадлежат слова

    1. Матрёне. 2. Матрёне. 3 .Автору. 4. Маше, подруге Матрёны. 5 .Древней

    старухе. 6 . Автору. 7 . Автору. 8 . А.В.Урманову. 9 . В.Чалмаеву.

    10. А.В.Урманову.

    Место работы, должность: — гимназия №5, Сочи, пир литературы и русского языка

    Регион: — Краснодарский область

    Характеристика конспекта:
    Уровни образования: — среднее (полное) общее кумулит

    Класс(ы): — 10 чин
    Класс(ы): — 11 чин

    Предмет(ы): — Литература
    Предмет(ы): — Литературное считывание
    Предмет(ы): — Русский балочи

    Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
    Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

    Тип ресурса: — методическая гидроразработка

    Краткое статут ресурса: — Литературная имя вдоль рассказу Александра Солженицына "Матренин двор". Может быть использована подобно учительный материал подле проверки знаний учащихся или подобно составная очередь викторины вдоль творчеству Солженицына.

    Краснодарский Краснодарский край

    г. Сочи, Хостинский район

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    гимназия №5

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО РАССКАЗУ

    А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЁНИН ДВОР»

    и литературы

    МОУ гимназии №5

    Зорькина Нина Васильевна

    Сочи 2009

    Литературная имя вдоль рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»

    Цели:

    · развитие познавательного интереса учащихся к творчеству А.И.Солженицына;

    · использование викторины в качестве дидактического материала дляпроверки знаний учащихся вдоль содержанию рассказа (в устной или письменной форме);

    · возможно обведение литературного турнира вдоль творчеству А.И.Солженицына с использованием данного материала.

    1.Общий раздел

    1. Как первично назывался рассказ?

    2. Кто настоял на изменении названия рассказа?

    3. Когда был написан рассказ?

    4. Назовите время действия в рассказе.

    5. В каком году был опубликован рассказ?

    6. Назовите имя, фамилию, отчество героини, именем которой назван двор.

    7. Как называется деревня, где-либо происходят события?

    8. Какие ассоциации вызвало у Игнатича заглавие деревни Тальново?

    9. В какомзначении употребленослово «кондовый»?

    10. Какие значения имеет ключевой имедж рассказа «Матрёнин двор»?

    11. Какая блуграс поближе Матрёне Васильевне — народные песни в исполнении Шаляпина или романсы Глинки? Почему?

    12. Счастлива единица была Матрёна Васильевна в семейной жизни?

    13. Почему односельчане считали, словно в Матрёне Васильевне «порча», в чём, на их взгляд, она проявлялась?

    14. Каким способом возвращала себе Матрёна Васильевна «доброе»

    расположение духа?

    15 .Чем для Матрёны был её дом, в котором она прожила 40 лет?

    16 . Почему Матрёна решает отдать Кире горницу?

    17. Как литератор показывает оскорбительный вид действий тех, кто

    посягнул на синтез Матрёниного двора?

    2.Чей это портрет?

    1 . «Простодушный взор блекло-голубых глаз», «лучезарная улыбка».

    2. «Она была также женщина городская, решительная, коротким серым полупальто и грозным взглядом подобно бы военная».

    3. «Всё индивид его облегали густые чёрные волосы, почти что не тронутые

    сединой: с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, чёрные,

    так словно хлебало был виден едва…».

    4. . « …круглый румяный… выглядевший подобно котик затем блинов».

    5 . «Её завитые локончики досадно растрепались. Красны, подобно кровью

    залиты, были глаза».

    3.Кто из персонажей рассказа …

  • «…с мужем воспитывали её престарелую мать»?
  • «…в колхозе она работала не после деньги — после палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика»?
  • «…валилась и сутки — двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, а и не шевелилась почти»?
  • « Боялась …пожара, боялась молоньи, а предпочтительно счастливо отчего-то - поезда»?
  • Жаловалась, «что благоверный её бьёт, и жидомор муж, жилы из неё вытягивает, и плакала …подолгу, и голос-то завсегда у неё был на слезе…»?
  • «по улице на мужиков с кулаками бегал…»?
  • «…все ладно обругали её (Матрёну) дурой после то, словно горницу отдала, сказали, словно видеть её предпочтительно не хотят…»?
  • «Хотел повеситься, из петли вынули… Сейчас пошёл сам, арестовался. Да его отныне не в тюрьму, его в домик безумный»?
  • «…не пришёл на паренталии Матрёны…Но в ближайшие дни он двойка раза злопыхательски приходил в эту избу на диалог с Матрениными сёстрами и с сапожником - дезертиром»?
  • « И даже о сердечности и простоте Матрёны…она говорила с презрительным сожалением»
  • 4.Кому принадлежат слова:

    1 . « Ни к столбу, ни к перилу эта работа».

    2. «Бойся портного действительно пастуха. По всей деревне тебя ославят, благо словно им

    не так».

    3 . «У тех людей завсегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

    4 . «Незнайка на печи лежит, а знайку на верёвочке ведут…»

    5 . «Две загадки в мире есть: подобно родился - не помню, подобно умру - не знаю».

    6 . «Не гналась после нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и

    злодеев».

    7. «Все мы жили близ с ней и не поняли, словно есть она бог форменный

    праведник , без которого, вдоль пословице, не целесообразно село.

    Ни город.

    Ни все суша наша».

    8. «Итак, вдоль Солженицыну, праведник - это тот, в килоом воплотился

    высокий моральный воплощение русского народа, совмещающийся вдоль своим

    основным «параметрам» с идеалом христианским».

    9. Кто сказал, словно затем публикации в 1963 году в журнале «Новый мир»

    рассказа «Матрёнин двор» «деревенская повседневность » « стала не просто

    крестьянской, а христианской»?

    10. «…главной темой творчества этого писателя (Солженицына) является нимало не рассмотрение коммунизма и не проклятья ГУЛАГу, а борьба добра С злом - вечная дукс мирового искусств

    Ответы.

    1. Общий раздел.

    1 . «Не целесообразно хуторок без праведника». 2 . А.Т.Твардовский. 3 .1959. 4. 1956.

    5 . 1963. 6. Матрёна Васильевна Захарова. 7 .Тальново. 8. Мечту о кондовой России. 9 .В значении «старинный, исконный». 10 . 1) Конкретное социально- историческое. 2) Символическое значение: баз (дом) Матрёны Васильевны является островком христианской России, тут живут вдоль законам христианской морали. 11 . Романсы Глинки: в песнях, исполняемых Шаляпиным, Матрёна Васильевнапочувствовала искусственность, игру, а романсы Глинки для героини подобны молитве, которая просветляет и преображает. 12. Нет. 13 .Умерли один-одинехонек после другим шестеро детей, «не гналась после обзаводом», была «не бережная», «глупая», помогала чужим людям бескорыстно, « и даже о сердечности и простоте» Матрёны говорили «с презрительным сожалением». 14 . С помощью работы, затем которой Матрёна становилась просветлённой и одухотворённой. 15. Это была её жизнь, её крепость, «спасительный круг». 16 . Матрёна в принципе не вероятно отказать в помощи нуждающемуся, а тем более, своей воспитаннице. 17. «Все работали подобно безумные… в ожесточении…»

    2. Чей это портрет

    1. Матрёны. 2 . Жены председателя. 3 . Фаддея Григорьева. 4 . Антошки Григорьева. 5. Киры, приёмной дочери Матрёны.

    3. Кто из персонажей рассказа…

    1 .Женщина, торговавшая молоком. 2 .Матрёна. 3 . Матрёна. 4 . Матрёна. 5 .Матрёна, лилит Фаддея. 6. Ефим, благоверный Матрёны Васильевны. 7 .Три сестры Матрёны. 8 . Муж Киры. 9 . Фаддей. 10 .Золовка Матрёны.

    4. Кому принадлежат слова

    1. Матрёне. 2. Матрёне. 3 .Автору. 4. Маше, подруге Матрёны. 5 .Древней

    10. А.В.Урманову.

    Файлы:
    Размер файла: 58953 байт.