Судебные споры

Рабочая группа и команда как типы социальных групп в организации. Разница между командой и группой Понятие и типы команд

Исследователи еще не пришли к единой типологии команд. По мнению Д. Макинтош-Флетчер, существует два главных типа команд: кросс-функциональные и интактные команды.

Кросс-функциональная команда формируется из представителей различных подразделений формальной организации и отражает их интересы. Для команд этого типа характерно наличие конкретного, одноразового задания, обозначающего результат, проблему или возможность. Продолжительность существования команды определяется завершенностью задания. Для членов команды работа над заданием является вторичной по отношению к их основной работе. Руководитель команды может быть формально назначенным или выбранным из членов команды.

Интактная команда (интактный - нетронутый, неповрежденный, целый) является производственным подразделением или долговременно существующей рабочей группой, производящей определенный продукт или услугу. Она может иметь руководителя, который, не являясь членом команды, обеспечивает порядок и координацию работ, что позволяет членам команды фокусировать усилия на поставленных задачах. В других случаях команда может иметь руководителя, являющегося членом команды, который также проводит собрания и координирует взаимосвязи команды с другими группами. В некоторых случаях роль руководителя может выполняться и попеременно членами группы по мере развития их лидерских навыков или в зависимости от ситуации.

Достаточно развитые, зрелые, самоуправляемые, автономные интактные команды могут функционировать как небольшие предприятия. В таблице 1. представлена матрица типов команд.

Каждая команда устанавливает свои собственные цели. Цели создаются для выполнения заданий, стоящих перед командой, и для поддержания организационной миссии. Усилия команды и командные цели могут быть разбиты на три части:

  • · определение рабочего процесса или решения, соответствующего организационному видению, или их совершенствование;
  • · разработка рекомендаций по выполнению этих процессов, решений и усовершенствований;
  • · выполнение этих рекомендации.

Команда может быть создана для любых целей. В некоторых случаях команды имеют взаимозависимые цели: одна команда выполняет свою часть работы только после того, как другая выполнит свою часть.

Ниже представлена типология, выделяющая четыре категории команд в зависимости от поставленных целей:

совещательная (совет, «круглый стол», группы, занимающиеся вовлечением работников в процесс управления);

производственная (производственные бригады, шахтерские команды, ремонтные бригады, команды летного состава, группы обработки данных);

Таблица 1. Типы команд

Тип команды

Другие группы

кросс-функциональные команды

интактные команды

комитеты, советы, комиссии и т. д.

Членство

Члены группы представляют естественную рабочую группу или подразделение

Члены группы представляют более чем одно подразделение

Продолжительность существования

Продолжительность существования определяется завершенностью выполнения задания

Постоянное существование

Постоянное или определенное во времени

Фокус на одной задаче

Выполнение нескольких задач в определенных границах

Координация или усовершенствование деятельности

Измерение

Достижение выполнения поставленной задачи или определенного рубежа

Достижение поставленной организационной цели

Выполнение работы в соответствии с уставом или правилами

Группы решения проблем;

Команды бизнес-совершенствования; Группы доставки товара

Производственные подразделения;

Рабочие группы

Технические советы;

Забастовочные комитеты;

Координационные советы

проектная (исследовательская группа, группа планирования, инженерная группа, целевая группа);

группа действий (спортивная команда, группа для развлечений, экспедиция, команда на переговорах, бригада хирургов, военное подразделение).

Дж. Катценбах и Д.Смит в соответствии с родом деятельности, которую выполняет в организации группа, выделяют следующие команды:

производственные команды;

управляющие команды.

Причем каждая из команд может находиться на одном из следующих уровней развития групповой активности в зависимости от командных усилий - эффективности взаимодействия членов группы:

рабочая группа;

псевдокоманда;

потенциальная команда;

реальная команда;

высокоэффективная команда.

Рабочая группа - это группа, у которой нет потребности в повышении эффективности совместного труда или нет возможности стать командой. Члены группы взаимодействуют между собой прежде всего для того, чтобы обменяться информацией, опытом работы или для определения перспективы и принятия решений, чтобы помочь каждому работать в пределах его области ответственности. В таких группах нет общей цели и взаимной ответственности. В отличие от команд рабочие группы полагаются на сумму «индивидуальных преимуществ», необходимых для выполнения работы. Они не ставят целью коллективное производство продукта, требующего объединенных усилий.

Выбирая путь команды, а не рабочей группы, люди берут на себя риски конфликта, объединяют усилия для производства изделий или услуг и используют коллективные действия, необходимые для определения общего направления, целей деятельности, подходов к работе и взаимную ответственность.

Псевдокоманда - это группа, у которой имеется потребность в повышении эффективности совместного труда, есть возможность стать командой, но она не сосредоточилось на коллективном выполнении работы и не пробует делать это. Члены группы не проявляют интереса к определению и формулированию общей направленности и целей деятельности, хотя при этом группа может называть себя командой. Псевдокоманды имеют самые низкие показатели результатов деятельности, потому что используемые ими методы работы уменьшают индивидуальную производительность каждого члена и не дают эффекта от объединения. В псевдокомандах негативная синергия - сумма целого меньше, чем потенциал индивидуальных частей.

Потенциальная команда - это группа, у которой имеется существенная потребность в повышении эффективности совместного труда, и она пробует это делать. Однако, как правило, такой команде не хватает ясности относительно направления, целей и процесса выполнения работы. Эта группа еще не установила коллективную ответственность, и ей требуется более высокий уровень дисциплины. Такие команды называются потенциальными, так как их члены берут на себя риски, пытаясь противостоять неизбежно возникающим препятствиям.

Реальная команда - это небольшое число людей с взаимодополняющими навыками, которые преданы общему направлению, целям и рабочему подходу, за который они чувствуют себя взаимно ответственными. Люди полностью определили процедуру и процесс совместной деятельности для достижений согласованных целей. Они осознают, что каждый из них важен для эффективного выполнения работы, но они еще не полностью реализовали сами себя.

Высокоэффективная команда - это реальная команда, члены которой обладают суперобязательностью относительно выполнения командной работы. Методы работы и взаимодействия в группе способствуют персональному росту и успеху членов команды. Такие группы обладают избытком синергии и добиваются результата, который превосходит ожидания окружающих.

Группа представляет собой объединение людей, постоянно взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга, выполняющих разные обязанности, координирующих совместную деятельность для достижения конкретных общих целей и рассматривающих себя как часть единого целого.

По природе образования различают формальные и неформальные группы.

Формальная группа создается в качестве части формальной организации, то есть организации, имеющей иерархию, цели, правила и нормы. Формальная группа имеет определенную задачу и ресурсы для ее выполнения.

Неформальная группа возникает вследствие индивидуальной потребности людей в общении. Членами неформальной группы работники становятся добровольно, с учетом разделяемых ими ценностей. Неформальные группы могут быть горизонтальными, вертикальными, смешанные.

Горизонтальная неформальная группа состоит из работников организации выполняющих сходные функции и занимающие в иерархии организации примерно одинаковый уровень.

В смешанную или случайную неформальную группу могут входить работники с различных горизонталей и вертикалей организации. Исходя из количества членов принадлежащих к группам, они могут быть разного размера: большие группы, малые группы и особо малые группы.

Большая группа – это группа с количеством членов более 15 человек. Это может быть собрание акционеров, конференция.

Малая группа насчитывает от 4 до 15 человек. Малая группа наиболее типичная формальная группа. Структурные подразделения организации (бригады, отделы, участки) относятся, как правило, к малым формальным группам.

Особо малые группы – группы, состоящие из двух человек (диады) и из трех человек (триады). Это наиболее распространенные неформальные группы, а в небольших организациях часто являются и формальными группами.



Исходя из целевого назначения, различают первичные группы, социальные группы и целевые группы:

Первичной группой может быть узкий круг топ-менеджеров организации или совладельцев компании. Именно первичная группа оказывает самое существенное влияние на настроения, убеждения и ценности человека.

Социальная группа – спонтанно возникающая группа с целью приятного общения, проведения досуга, развлечения ее членов. Как правило, социальная группа – это неформальная группа.

Целевая группа имеет явно формальный характер и создается для выполнения какой-либо конкретной производственной задачи или определенных функций.

Рабочие группы и команды.

Рабочая группа – это совокупность работников, объединенных пространством, профессиональной деятельностью, определенным образом взаимодействующих между собой и выступающих по отношению к окружающим как единое целое. Взаимодействие людей в производственном процессе нуждается в координации и направлении усилий всех членов группы. Поэтому рабочая группа является главным объектом управления.

Рабочая команда – это небольшая группа стремящихся к достижению общей цели постоянно взаимодействующих и координирующих свои усилия работников. В том случае, когда члены рабочей команды осознают общие цели, демонстрируют ответственность и энтузиазм, поддерживают усилия друг друга, правомерно говорить о командной работе . Достижение столь высокого уровня взаимодействия предполагает поддерживающую рабочую среду, сотрудников, обладающих необходимой для выполнения командных работ квалификацией, трудную цель и командное вознаграждение.

Условия эффективной командной работы.

- Поддерживающее окружение – менеджмент оказывает помощь в формулировании общих целей, обеспечивает организационно-техническую поддержку совместной деятельности, демонстрирует веру в способности членов групп.

- Квалификация и четкое осознание выполняемых ролей – участники имеют необходимую квалификацию и желание совместно участвовать в процессе труда; каждый из них осознает роли всех участников группы, их усилия направлены на достижение общекомандных целей.

- Сверхзадача – высшая цель, стремление к которой объединяет усилия сотрудников; эта цель быть достигнута только при объединении усилий группы и менеджмента компании.

- Командное вознаграждение – материальное и моральное вознаграждение имеет ценность для членов группы, воспринимается как заслуженное и побуждает сотрудников к выполнению общих задач

Существуют различия между рабочей группой и рабочей командой:

Рабочая группа - ее члены взаимодействуют между собой в первую очередь для обмена информацией и для того, чтобы помочь каждому из участников выполнять обязанности в зоне своей ответственности. Производительность такой группы есть только сумма индивидуальных усилий ее членов.

Рабочая команда – создает позитивную синергию посредством совместных скоординированных усилий. Индивидуальные усилия членов команды воплощаются в результат, который превышают сумму вкладов каждого из отдельных участников.

Этапы развития команд.

Как и любой коллектив (организация) - команда проходит следующие стадии развития:

- Стадия формирования , когда исследуются принципы приемлемого поведения. Каждый член команды от независимости переходит к статусу члена команды. Эта стадия окрашена такими эмоциями как: волнение, нетерпение, оптимизм, подозрение, беспокойство, опасение.

Члены команды пытаются определиться с задачей и путями ее достижения. Идет сбор информации. Определяются роли, в первую очередь на лидирующую позицию. Общение больше носит официальный характер.

- Стадия психологической напряженности – самая трудная стадия для команды. Если задача оказалась труднее, чем предполагалось в начале, то участники процесса становятся вспыльчивыми, обидчивыми, обвиняющими. Либо фанатичными. Может наблюдаться:

Сопротивление выполнению задачи и новым подходам;

Резкие перепады в отношениях членов команды между собой и относительно достижимости цели;

Даже если было принято решение о предполагаемом результате и путях достижения, - члены команды продолжают обсуждение, идет «вращивание» целей, задач, методов, правил игры каждым игроком.

Образование группировок, столкновение мнений, борьба за лидерство, влияние, ревность;

- Стадия нормализации - во время этой стадии члены команды определяют уровень лояльности и распределяют обязанности. Они принимают команду, ее основные правила, роли в команде, индивидуальные особенности участников. Эмоциональная напряженность падает, конкуренция и демонстрация независимости сменяются отношениями сотрудничества и взаимозависи-мости. Относительно выражены:

Принятие членства в команде. Ощущение принадлежности к команде, совместимости, общего духа и общих целей;

Конструктивное выражение критики;

Взаимопомощь, направленность на выполнение работы;

Попытка достичь взаимопонимания и избегание конфликтов;

Установление и поддержание основных правил и «норм» команды.

Поскольку члены команды начинают учитывать свои различия, у них теперь имеется больше времени и энергии на общее дело. Появляется возможность для существенного продвижения к цели.

- Стадия деятельности - на этой стадии группа начинает эффективно выполнять поставленные задачи. Члены команды уладили свои отношения и сформулировали ожидания, выявили и приняли сильные и слабые стороны друг друга, узнали, каковы их роли:

Наблюдается удовлетворительное продвижение команды к поставленной задаче;

Попутно возникающие проблемы решаются, предвидятся;

Командность становится важной для участников; проблемы команды становятся близки и важны для каждого участника.

Командообразование.

Под командообразованием принято понимать нестандартную модель управления, при которой руководитель воспринимается как равный член коллектива, ведущий за собой сотрудников. Несмотря на это должна соблюдаться субординация. Работники должны чувствовать лидерские качества управленца, оценивать их с позитивной стороны.

Можно выделить пять основных этапов в формировании командного духа.

Адаптация Этот период сопряжен с настороженностью и чувством принужденности. Сотрудники не уверены друг в друге, они начинают аккуратно проверять коллег. Зарождаются межличностные отношения, которые требуют проверки временем, обстоятельствами и проблемами.

Группирование На этом этапе командообразования происходит деление на подгруппы по интересам и симпатиям с последующим формированием интрагрупповых норм. В случае несовпадения мнения отдельных индивидов может разгораться конфликт. Он будет мешать развитию командного духа. При группировании главным фактором является распределение сотрудников вокруг лидера, но некоторые специалисты могут держаться в стороне.

Кооперация Стадию можно охарактеризовать осознанным желанием работать в команде, решать одни и те же проблемы, быстро выполнять поставленные задачи. Происходит конструктивное общение членов группы, зарождаются элементы сплоченности, групповой солидарности. Появляется восприятие друг друга, но еще нет тесной психологической взаимосвязи.

Нормирование деятельности Начинают разрабатываться принципы взаимодействия. Отсутствует интергрупповая активность. Появляется единая команда, разделяющая организационные порядки. Излишне близкие психологические отношения могут вести к автономности, замкнутости на достижении целей и выраженном эгоизме.

Функционирование На этом этапе командообразование в организации завершается. Все члены группы лояльны по отношению друг к другу, признают разный подход к решению задач, выслушивают мнение остальных. Достигается социально-психологическая зрелость.

Формируя команду, нужно отслеживать реакцию коллектива на руководителя. Сотрудники должны учитывать его мнение, принимать его. Топ-менеджер должен возглавлять группу, а не быть лишним звеном. При появлении новых специалистов в коллективе нужно избегать агрессивной реакции остальных. В случае выявления проблем с адаптацией нужно принимать меры по устранению конфликта.

Термины «команда», «рабочая команда», «командная работа» по-разному трактуются исследователями. Так, например, по определению М. Армстронга, «команда это небольшое число людей со взаимодополняющими навыками, людей, которые собраны для совместного решения задач в целях повышения производительности и в соответствии с подходами, посредством которых они поддерживают взаимную ответственность».

Тогда как И. Салас, Р. Берд и С. Таненбаум называют командой небольшое количество человек (чаще всего 5-7, реже до 15-20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности и взаимоопределяют принадлежность свою и партнеров к данной группе. Кроме того, они указывают, что члены команды имеют взаимодополняющие навыки, принимают на себя ответственность за конечные результаты, способны исполнять любые внутригрупповые роли.

Под управленческой командой В. В. Авдеев, разработчик оригинальной технологии формирования команд, понимает группу психологически совместимых лиц, объединенных стратегическим интересом, концептуально-технологически мыслящих в области профессиональной компетенции и работающих по определенным правилам. Ресурсы управленческой команды, по его мнению, обусловлены:

сплоченностью, ориентированной на деятельность, которая опосредуется благодаря согласованности приоритетов стратегических интересов, а также особенностям проявления ценностных компонентов;

формально-динамическими свойствами индивидуальности, проявляющимися в специфике реализации поведенческих актов;

темпераментом, определяющим как предрасположенность к решению определенного типа задач, так и типические межличностные отношения, которые опосредуют успешное взаимодействие в ролях эффективных ведущих и продуктивных ведомых.

Проанализировав многие, данные в литературе, определения сплоченной группы (коллектива, команды и т.п.), мы получили, отбросив малосущественное, следующее определение команды в современном менеджменте:

Команда - это группа из двух или более индивидов, которые для достижения определенной цели координируют свои действия и трудовые усилия.

Хотя команда - это группа людей, однако эти два понятия не являются взаимозаменяемыми. Концепция команды подразумевает, что все ее члены привержены единой миссии и несут коллективную ответственность. Главным отличием команд от традиционных формальных рабочих групп является наличие синергетического эффекта.

Таблица 1. Различия между группами и командами

Имеет назначаемого сильного лидера

Роль лидера переходит от одного члена к другому

Индивидуальная подчиненность

Индивидуальная и взаимная подчиненность (каждый подчиняется каждому)

Цель - та же, что и у организации

Специфическое видение или цель

На выходе - продукты индивидуального труда

На выходе - продукты коллективного труда

Встречи «необходимы и достаточны»

На встречах ведутся неограниченные по времени дискуссии и решаются все проблемы

Эффективность измеряется косвенным образом в виде влияния на бизнес (на финансовые показатели, например)

Эффективность измеряется непосредственно в виде оценки коллективной работы

Каждый член группы имеет собственный круг общения, принимает самостоятельные решения, выполняет особые рабочие задания

Совместные общение, принятие решений и рабочие задания

Нет синергетического эффекта

Есть синергетический эффект

Можно утверждать, что в основе создания команд лежат три базовые идеи:

Члены команды объединены общими намерениями, целями и задачами.

Члены команды взаимозависимы, они нуждаются друг в друге для достижения командных и личных целей.

Члены команды принимают утверждение, что совместная работа более эффективна.

Типы команд

В одной и той же организации, по мнению Ричарда Л. Дафта, могут существовать команды самых разных типов. Самый простой способ классификации команд на его взгляд - разделение их на те, что создаются как часть формальной структуры организации, и те, цель которых состоит в расширении участия их членов в управлении.

  • 3. Трудовые ресурсы, персонал, человеческие ресурсы, трудовой потенциал организации: понятия, основные характеристики.
  • 4. Социально-трудовые отношения в экономике: рынок труда, занятость населения, безработица.
  • 1.Субъекты сто:
  • 5. Система управления персоналом организации: цели, организационная структура (основные элементы и их функции), кадровое обеспечение
  • 6. Профессионально-квалификационные и личностные требования к менеджеру по уп
  • 7. Кадровая политика организации: понятие, цели, задачи, место и роль в политике организации, основные направления, этапы формирования.
  • 8. Стратегическое управление персоналом: понятие, цель, задачи, система, виды.
  • 2. Управление на основе ранжирования стратегических задач.
  • 4. Управление в условиях стратегических неожиданностей.
  • 9. Основы кадрового планирования в организации: сущность, цели, задачи, содержание, уровни.
  • 10. Маркетинг персонала: сущность, принципы, функции.
  • 11. Планирование и прогнозирование потребности в персонале: понятие, этапы, методы.
  • 12. Найм и отбор персонала: основные понятия, этапы, показатели эффективности.
  • 13. Формирование программы найма персонала: основные этапы. Роль маркетинга персонала в определении политики найма.
  • 14. Отбор персонала: формы отбора, ступени и методы многоэтапного отбора.
  • 1. Собеседование
  • 15. Деловая оценка персонала: понятие, задачи, этапы, методы.
  • 16. Трудовая адаптация работника: понятие, виды, этапы, показатели.
  • 17. Работоспособность персонала: виды, фазы, методы борьбы с утомляемостью.
  • 18. Профессиональное самоопределение: понятие, конфликты профессионального самоопределения.
  • 19. Аттестация персонала: понятие, цели, принципы, типы, виды, этапы, методы.
  • 20. Высвобождение персонала: понятие, правила, требования, принципы.
  • 21. Основы организации труда: понятие, сущность, задачи, основные направления, научная организация труда.
  • 22. Организация труда управленческого персонала. Разделение и кооперация труда. Организация рабочих мест персонала.
  • 23. Определение корпоративных информационных систем. Классификация корпоративных информационных систем. Основные этапы разработки и внедрения информационной системы на предприятии.
  • 24. Стандарт социальной ответственности sa 8000 – основа социального развития организации.
  • 25. Уровни социального развития организации. Социальный паспорт организации.
  • 26. Обучение персонала: понятие, виды, методы, роль службы управления персоналом в обучении персонала.
  • 27. Современный подход к обучению и развитию персонала организации (коучинг, самообучающиеся организации и др.)
  • 28. Управление деловой карьерой: понятие, цели, функции, связь со служебно - профессиональным продвижением, самоуправление карьерой.
  • 29. Кадровый резерв: понятие, виды, принципы, этапы формирования.
  • 30. Мотивация труда персонала: понятие, структура, функции, механизм.
  • 31. Стимулирование труда персонала: понятие, функции, виды.
  • 32. Оплата труда персонала в России: формы, системы, методы.
  • 33. Роль персонала в системах управления качеством: tqm, 6 Сигм, Бережливое производство.
  • 34. Оценка эффективности труда персонала: понятие, показатели, методы.
  • 35. Оценка эффективности деятельности подразделений управления персоналом: показатели и критерии.
  • 36. Организация кадрового документооборота: понятие, номенклатура дел, стадии (создание или получение, регистрация, проверка, исполнение, контроль исполнения, передача в архив.)
  • 37. Документы по личному составу: классификация, приказ, выписка из приказа, заявление, трудовой договор, трудовая книжка, личное дело, личная карточка.
  • 38. Психодиагностическое обследование в практике кадрового менеджмента: цели, принципы, этапы, методы.
  • 39. Консультирование в сфере управления персоналом.
  • 40. Кадровый аудит: понятие, цели, принципы, типы, этапы, основные параметры, методы.
  • 41. Организация: понятие, жизненные циклы, стадии, виды, внешняя и внутренняя среда.
  • 42. Стратегический менеджмент: понятие, технология разработки и реализация стратегии, эффективность стратегического менеджмента.
  • 43. Сущность организационной культуры: понятие, структура, содержание, функции, типы, характеристики.
  • 44. Диагностика орг.Культуры: принципы, этапы, методы, инструменты.
  • 45. Управление орг.Культурой: формирование, поддержание, изменение.
  • 46. Теории поведения человека в организации.
  • 47. Группы в организации: природа, виды, типы, этапы формирования.
  • 48. Руководство и лидерство в организации: понятия, стили руководства, теории лидерства.
  • 49. Рабочие команды: понятие, типы, этапы командообразования, эффективность команд.
  • 50. Деловое общение: понятие, средства, формы.
  • 51. Коммуникация в организации: процесс, виды, направления, типы, формы, методы.
  • 52. Природа конфликта: понятие, виды, структура, динамика, стратегии поведения в конфликтной ситуации, методы управления конфликтом.
  • 53. Управление стрессом: определение, причины, симптомы, методы профилактики и борьбы со стрессом.
  • 58. Общие стратегии конкуренции и их оценка: стратегия лидерства по издержкам, стратегия дифференциации, стратегия фокусирования.
  • 59. Классификация информационных систем уп. Основные функции информационных систем в уп. Структура информационной системы уп.
  • 60. Нормативно-правовая база уп. Законодательное регулирование доуп
  • 49. Рабочие команды: понятие, типы, этапы командообразования, эффективность команд.

    Рабочая команда – это формальная группа, которая состоит из связанных между собой людей, которые совместно отвечают за достижение намеченной цели. Лишь формальные группы являются рабочими командами.

    Рабочая группа – это организация. Ей, как и любой организации, присущи следующие черты:

      разделение функций между сотрудниками, закрепленное в правилах и инструкциях;

      должностная иерархия, порядок подчиненности;

      лояльность каждого сотрудника по отношению к организации и т. д.

    Пирамидальная структура любого коллектива выдвигает на первый план проблему руководства.

    Типы команд:

    1. Интрафункциональные команды: информация и функции разделены между членами команды; структура и состав варьируются при изменении области приложения.

    2. Оперативные команды: временное объединение специалистов различного профиля для решения актуальных проблем и выработки рекомендаций; периодические кратковременные встречи (1-2 часа в неделю); практическая деятельность не входит в компетенцию команды.

    3. Кроссфункциональные команды: фокусируются на совершенствовании некоторого процесса; обычно привлекаются специалисты из различных подразделений организации; часто такие команды трансформируются в самоуправляемые или самонаправляемые команды.

    4. Предпринимательские команды: специализируются на наблюдении за процессом производства специфического продукта или сегментом клиентов, поддержании и совершенствовании системы, ориентированной на потребителя.

    5. Исполнительные команды менеджеров: создаются для выработки стратегических решений и руководства; лидером команды, как правило, является первое лицо организации.

    6. Координационные команды менеджеров: создаются в условиях сетевой организации для выработки стратегических решений и координации рабочих команд нижнего уровня.

    7. Самоуправляемые команды: имеют большие права, полномочия и ответственность по вопросам, не связанным с функциями постановки целей и планирования; внешние контакты обеспечиваются менеджерами или другими подразделениями.

    8. Самонаправляемые команды в производстве и сервисе: обеспечивают производственный процесс или сервисные функции.

    9. Самонаправляемые команды в интеллектуальной сфере: команды, связанные с разработкой новых изделий, процессов, технологий.

    10. Виртуальные команды: интеллектуальные команды, контактирующие посредством компьютерных сетей.

    Этапы жизни команды:

    1. Формирование, когда команда представляет собой только скопление отдельных людей. На этом этапе формируются ее цели, название, круг возможных дел, выявляются или назначаются руководители, а люди стремятся установить свою индивидуальность в команде.

    2. Бурление, когда оспариваются цели деятельности и методы их достижения, нормы поведения, способы руководства. На этом этапе формируются чувства доверия и единения команды, раскрываются скрытые личные цели участников, возможно проявление враждебности. Некоторые команды на этом этапе свою жизнь заканчивают. Это происходит в том случае, если люди, которые вместе собрались, не могут совместно работать.

    3. Нормирование, когда устанавливаются нормы и модели работы команды, определяются ее возможности. На этом этапе члены команды узнают достоинства и недостатки друг друга, формируют в своем сознании модели коллег.

    4. Функционирование, когда команда, пройдя предшествующие три этапа, решает реальные задачи. Этот этап может продолжаться достаточно долго. В команду могут приходить новые люди, а некоторые члены группы могут покидать ее, но если уровень и количество решаемых задач остаются неизменными, команда останется собой. Если же количество решаемых задач или их сложность возрастают, то наступает следующий этап жизни команды.

    5. Расширение, когда в команду приходит больше людей, чем из нее уходит. Происходит образование неформальных подкоманд, некоторые из них начинают выполнять формальные функции, то есть решать свои относительно обособленные задачи. И тогда наступает шестой этап.

    6. Распад команды и образование на ее основе новых команд.

    Факторы, влияющие на эффективность группы:

    1. Размер группы - Идеальная группа 5-9 человек Увеличение размера группы ведет к ее неформального распределения и сложностей в управлении

    2. Состав группы - Степень сходства личностей и точек зрения при принятии решений Рекомендуют, чтобы группа состояла из неподобных личностей

    3. Групповое поведение - Наличие определенных правил и норм поведения, которых рекомендуют придерживаться, чтобы избежать возникновения конфликтных ситуаций

    4. Сплоченность - Мира тяготения членов группы друг к другу и к группе в целом. Следует поддерживать

    5. Групповая единодушие - Тенденция к подавление отдельной личностью разных взглядов членов группы. Следует избегать.

    6. Конфликтность - возможность возникновения внутригрупповых споров и конфликтов. Рекомендуется использовать различные методы управления конфликтной ситуацией.

    7. Статус членов группы – старшинство в должности, название должности, размещение кабинета, образование, социальны талант, информированность и накоплены опыт. Необходимо учитывать возможность как положительного, так и отрицательного влияния статуса у отдельных лиц на членов группы и группы в целом.

    8. Роли членов группы – характер поведения каждого члена группы. Существуют целевые, поддерживающие и отрицательные роли.

    Тема 4. Групповые особенности коммуникаций

    План:

    1) Понятие группы и команды;

    2) Формирование и развитие группы;

    3) Характеристики группы;

    4) Факторы, влияющие на эффективную деятельность группы.

    Понятие группы и команды

    Почти все виды работы осуществляются группами людей. Большинство проблем, с которыми сталкивается человек, возникает из-за отношений с другими людьми. Более двух тысяч лет назад Аристотель назвал человека «социальным животным» и тем самым выразил склонность людей организовывать себя в социальные группы. Социальная группа является важным аспектом человеческого поведения.

    Существует несколько определений группы, которые не противоречат,

    а дополняют друг друга.

    Традиционное определение:

    социальная группа – этосовокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности и т.п., взаимодействующих друг с другом по стандартизированным нормам, которые определяются принимаемыми ценностями.

    При этом отношения людей в группе основаны на совокупности взаимовлияющих ролей и статусов, они держатся вместе из чувства общности и схожести интересов. Члены группы должны быть психологически совместимы между собой.

    Существуют следующие типы групп :

    1) первичные (частые непосредственные личные контакты) – семья, друзья, бригада;

    Все члены первичной группы должны быть лично знакомы и взаимодействовать.

    Первичная группа:

    Должна быть малой;

    Ее членов должны связывать чувство товарищества, преданности и общее отношение к ценностям.

    2) вторичные (менее частые контакты, больше численность) – компания, клуб, профсоюз;

    3) группы принадлежности – это группы, к которым индивид действительно принадлежит (например, членство в отраслевом профсоюзе) – характеризует положение, занимаемое человеком в обществе, в соответствии с происхождением, образованием, должностью, доходом, полом, возрастом и семейным положением;

    4) референтная группа – это те группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которыми он себя отождествляет (например, престижная социальная группа). Референтная группа служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций;

    5) формальные группы – создаются по воле руководства, их функцией по отношению к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение конкретных целей.

    Формальная группа характеризуется:

    Строго предписанными и документально зафиксированными целями, правилами и ролевыми функциями;

    Рациональностью и безличностью отношений между ее членами;

    Наличием органа власти и аппарата управления.

    В организации существует три типа формальных групп :

    Группы руководителей;

    Производственные группы и;

    Комитеты (могут называться комиссиями или советами).

    Командная группа (или соподчиненная группа руководителя) состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями (например, генеральный директор и его заместители, командир роты и подчиненные ему командиры взводов). Рабочая группа (или целевая группа) – состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием; в них есть руководитель, но в отличие от командных групп, у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда. Комитет (комиссия, совет) – группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий (например, снижение себестоимости, совершенствование технологии, решение социальных вопросов). Примеры комитетов: кредитный, финансовый, постоянный комитет (для предоставления организации предложений и консультаций по регулярно возникающим вопросам – например, правление акционерного общества, его ревизионная комиссия), специальный комитет (временный – для выполнения определенной задачи – например, для выявления причин брака и рекламаций на продукцию одного из заводов).

    6) неформальные группы – это группы людей, осуществляющих совместную деятельность, не будучи организационно оформленной структурой.

    Неформальная группа характеризуется:

    Спонтанно сложившейся системой социальных связей и отношений, норм, действий, являющихся результатом межличностного и внутригруппового общения;

    Отсутствием четко выраженных и документально зафиксированных правил и предписаний.

    В таблице 1 приведена схема, определяющая различия между формальными и неформальными группами.

    Таблица 1 – Различие формальных и неформальных групп

    Показатели Неформальная группа Формальная группа
    А) Структура:
    1.происхождение; 1.спонтанное; 1.запланированное организацией;
    2.основная причина происхождения; 2.эмоции (неформальные взаимоотношения людей); 2.достижение цели;
    3.характеристики; 3.динамичность (меняется как реакция на внешнюю среду); 3.стабильность;
    Б) Положение 1.роль; 1. работа;
    В) Цели 1.удовлетворение потребностей (2-го уровня – социальных и др.); 1.достижение целей организации;
    Г) Источник влияния:
    1.происхождение; 1.отдельная личность; 1.положения организации;
    2.тип; 2.личная власть; 2.иерархические полномочия;
    3.направленность; 3.снизу-вверх; 3.сверху-вниз;
    Д) Средства контроля 1.физические или общественные санкции; 1. угроза увольнения или понижения в должности;
    Е) Коммуникация:
    1.каналы; 1.в форме виноградной лозы; нарисовать 1.официальные каналы;
    2.сети (коммуникации – взаимодействия); 2.плохо определены, пересекают постоянные каналы; 2.хорошо определены, используя постоянные линии;
    Ж) Смешанные:
    1.включение отдельных лиц; 1.члены - только те, кто приемлемы (кто разделяет групповые нормы); 1.подходят все члены рабочей группы (кто работает над данным вопросом);
    2.межличностные отношения; 2.возникают спонтанно; 2.предписываются должностной инструкцией;
    3.роль руководства; 3.результат членства (кто-то выделяется) 3.назначаются организацией;
    4.основы для взаимодействия; 4.личностные черты, статус; 4.функциональные обязанности или положения;
    5.основы для объединения; 5.сплоченность; 5.лояльность (работе, официальным правилам).

    Термин «команда» пришел из спорта, в практике менеджмента означает совокупность личностей, объединённых для решения определённых задач, одинаково воспринимающих цели и совместно осуществляющих планирование и контроль реализации этих целей при чётко разграниченных функциях (например, вратарь, защитник, нападающий).

    Команда – это малая группа, обладающая высоким уровнем сплочённости, имеющая общую цель, которую разделяют каждый из её членов, а также групповые нормы и традиции.

    Цели создания команд (могут быть созданы для любых целей):

    1) совещательная (совет, «круглый стол», группы, занимающиеся вовлечением работников в процесс управления);

    2) производственная (производственные бригады, шахтерские команды, ремонтные бригады, команды летного состава, группы обработки данных);

    3) проектная (исследовательская группа, группа планирования, инженерная группа, целевая группа);

    4) группа действий (спортивная команда, группа для развлечений, экспедиция, команда на переговорах, бригада хирургов, военное подразделение).

    Однако существует два типа команд, заслуживающие самого пристального внимания: первый – это кружки качества, и второй, более новый, – автономные, или самоуправляемые, команды.

    «Кружки качества» (или кружки контроля качества) (Япония) – состоят из добровольцев с нижних уровней производства (от 4 до 8 чел.), регулярно собирающихся (в рабочее и нерабочее время 1-2 раза в неделю на 1-1,5 часа) для выявления проблем, влияющих на эффективность производства и качество продукции, и подготовки предложений по их устранению. Кружки качества дают руководителям советы относительно повышения качества и производительности.

    Самоуправляемые команды (автономные рабочие команды) – это малая группа, которой предоставляется существенная автономия, она несет полную ответственность за поведение своих членов и результаты деятельности. В самоуправляемых командах нет назначенного руководителя и менеджера, они могут принимать решения и выполнять реальную работу. Члены команды самостоятельно принимают решения о распределении заданий, в процессе их выполнения обучают друг друга и оценивают результаты деятельности. Как правило, наиболее оптимальное число членов самоуправляемой команды от 5 до 15 человек.

    Самоуправляемые команды формально создаются руководством компании, которое задает общее направление деятельности команд. В них нет назначенного руководителя.

    Рассмотрим, в чем заключается деятельность самоуправляемой команды.

    Самоуправляемая команда самостоятельно:

    1) планирует свою работу;

    2) организует работу входящих в нее сотрудников путем определения и согласования обязанностей каждого, наделения полномочиями для выполнения задания и принятия решений, составления рабочего графика;

    3) координирует работу входящих в нее сотрудников, а также деятельность всей команды с функциональными отделами в организации, развивает кооперацию и коммуникации как на внутрикомандном уровне, так и на межкомандном;

    4) мотивирует своих сотрудников на эффективное выполнение заданий;

    5) принимает на работу новых сотрудников; обучает своих сотрудников смежным профессиям; выявляет и разрешает потенциальные и реальные проблемы, которые мешают ее деятельности;

    6) поддерживает инициативу каждого сотрудника (члена команды) в отношении новых творческих способов выполнения задания;

    7) задает стандарты качества;

    8) несет коллективную ответственность за полученные результаты работы.