Судебные споры

Министр обороны россии генерал армии сергей шойгу провел единый день приемки военной продукции. Развитие программы ПАК ФА - bmpd

Материалы предоставлены: Галушко С. гр. А-532 БГТУ "ВОЕНМЕХ"

Ракета класса «воздух-воздух» средней дальности Р-77-1 (изделие 170-1) предназначена для поражения воздушных целей (истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, самолетов ВТА, вертолетов, крылатых ракет) в любое время суток, на всех ракурсах, в условиях радиоэлектронного противодействия, на фоне земной и водной поверхности, в т.ч. с многоканальным обстрелом по принципу «пустил-забыл».

Возможна адаптация на носители иностранного производства.

Головной разработчик - Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Вымпел» им. И.И.Торопова. Экспортное обозначение РВВ-СД.

"Изделие 170-1" представляет из себя результат глубокой модернизации ракеты предыдущего поколения и разрабатывалось, в первую очередь, для размещения на истребителе Су-35С (см. фото ) и бомбардировщике Су-34 (см. фото ). Ракета входит в состав вооружения истребителя пятого поколения Т-50 и может размещаться на его узлах внешней подвески (см. фото1 , фото2 ). Модернизированный МиГ-31БМ самолёт может нести до четырёх новых ракет Р-77-1.

Задание на разработку "Изделия 170-1" было выдано Министерством обороны в 2003 году. В декабре 2005 года были изготовлены первые четыре образца для предварительных испытательных пусков. После изготовления ещё 6 изделий в 2006 году был открыт этап государственных совместных испытаний. Но фактически испытания не проводились, т.к. еще не был создан авиационный комплекс Су-35С, способный применять это изделие. В конце 2010 года комплекс был готов к испытаниям. Заключительные пуски, проведенные в том же году, завершились прямыми попаданиями в цель, подтвердив все заданные показатели для этого класса изделий. Серийное производство Р-77-1 развернуто на производственной базе МКБ "Вымпел".

Следующим этапом развития линейки ракет средней дальности МКБ "Вымпел" стало "Изделие 180", предназначенное для вооружения истребителя пятого поколения - Т-50. Изделие 180 оснащается новыми комбинированными активно-пассивными радиолокационными головками самонаведения разработки МНИИ «Агат», усовершенствованным ракетным двигателем. Поставка двигателя 542У для ЛКИ изделия 180 была произведена в 2006 г. Для размещения внутри фюзеляжа T-50 решетчатые рули заменены на плоские нескладывающиеся рули.

Отдельным направлением развития ракет средней дальности, выполняемым МКБ "Вымпел" , стала разработка изделия 180-ПД (повышенной дальности), оснащенного прямоточным реактивным двигателем 371.

Состав

РВВ-СД - ракета нового поколения, оснащена усовершенствованными многоканальными системами самонаведения. Применение цифровых технологий, современных материалов и комплектующих позволило получить более высокие показатели тактико-технических характеристик по сравнению с предыдущими образцами. Это касается увеличения дальности действия, повышения точности и вероятности поражения целей, улучшения помехозащищенности, а также обеспечения применения ракет в любых климатических и погодных условиях в любое время года и суток.

Система наведения - инерциальная с радиокоррекцией и активное радиолокационное самонаведение. На ракете РВВ-СД установлена современная моноимпульсная доплеровская активная радиолокационная головка самонаведения (АРГСН) 9Б-1103М, созданная Московским научно-исследовательским институтом "Агат". У АРГСН 9Б-1103М значительно повышена мощность передатчика и чувствительность приемника, обновлено программное обеспечение, улучшена помехозащищенность к искусственным и естественным помехам. Это позволило увеличить максимальную дальность пуска в переднюю полусферу (ППС) до 110 км и поражать цели, маневрирующие с перегрузкой до 12g.

АРГСН 9Б-1103М (см.) была впервые продемонстрирована на международном авиасалоне "Фарнборо-1998" и в дальнейшем неоднократно модернизировалась.

На Международном форуме "Технологии в машиностроении 2014" МНИИ «Агат» представил новые головки самонаведения семейства 9Б-1103М, предназначенные в т.ч. для оснащения изделий 170-1 и 180:

  • АРГСН 9Б-1103М-200ПС с дополнительным пассивным каналом (см. )
  • АРГСН 9Б-1103М-200ПА с дополнительным полуактивным каналом (см. ).

По утверждению разработчиков, совмещение в одном устройстве сразу двух систем самонаведения с различными боевыми возможностями обеспечивает повышение эффективности средств поражения, оснащенных этой ГСН.

Двигательная установка ракеты - однорежимный РДТТ. Взрыватель - лазерный неконтактный. Боевая часть - стержневая, мультикумулятивная.

По сравнению с РВВ-АЕ у РВВ-СД улучшены аэродинамические характеристики за счет применения удлиненного носового радиопрозрачного обтекателя, обтекаемой хвостовой части и утопленных узлов крепления решетчатых рулей.

Подвеска авиационной ракеты РВВ-СД на самолет — носитель осуществляется с помощью авиационного катапультного устройства АКУ-170Е. АКУ-170Е - поршневого типа, тип привода — пирогидравлический. В качестве энергоисточника используется пиропатрон ЭПК-28Т-2.

АКУ-170Е обеспечивает:

  • многоразовую подвеску и снятие ракеты без дополнительных регулировок;
  • принудительное катапультирование с удержанием ее от поворота по курсу и крену до момента отделения;
  • применение ракеты в течение 30 суток без снятия ее и проведения дополнительных проверок и регулировки АКУ.

Макет РВВ-АЕ-ПД, представленный на авиакосмической выставке МАКС-2001. В хвостовой части видны развитые решётчатые аэродинамические рули, сохраняющие эффективность работы при 40-градусном угле наклона относительно нормали. Благодаря этому перегрузка ракеты может достигать 35 ед.

Регулярно заостряя своё внимание на таких «полюсах» геостратегической напряжённости, как Сирийский театр военных действий или предэскалационный Корейский полуостров, далеко не все успевают тщательно ознакомиться с менее освещёнными событиями технологического характера на страницах различных военно-аналитических изданий. Тем не менее, именно из последних может складываться наиболее достоверная тактическая картина, позволяющая относительно верно соотнести силы сторон, вышедших на эскалационную тропу; по пунктам расставить их сильные и слабые стороны, а также частично спрогнозировать исход грядущих морских, наземных и воздушных баталий.

Сейчас к таким событиям можно смело причислить активную фазу испытаний наиболее амбициозного детища корпорации «Matra BAE Dynamics Alenia» (MBDA) - ракеты класса «воздух-воздух» «Meteor». За последний месяц западноевропейские военно-аналитические ресурсы разместили на своих страницах сразу несколько новостных постов относительно достигнутых этапов прогресса в интеграции ракет «Метеор» с системами управления вооружением основных истребителей американской и европейской разработки.

Так, 27 апреля 2017-го года британский портал ukdefencejournal.org.uk сообщил об успешном запуске одновременно двух MBDA «Meteor» по разным целям с борта опытного истребителя «Eurofighter Typhoon IPA4» (летающей лаборатории версии «Instrumented Production Aircraft 4» для тестирования новых элементов БРЭО и вооружения) ВВС Испании. В ходе испытания была подтверждена возможность многоканальной работы «Тайфуна», оснащённого ранней модификацией БРЛС со щелевой антенной решёткой ECR-90 «CAPTOR-M». В боевых же условиях этот радар за счёт технических возможностей может одновременно «захватывать» 6 воздушных целей типа «истребитель» (ЭПР 1 м2) на дальности 115 км в простой помеховой обстановке и на расстоянии около 50 км - в сложной. Между тем впервые начальная боевая готовность «Метеоров» была достигнута в связке с БРЭО версии MS20 лёгких многоцелевых истребителей JAS-39C «Gripen» version 20 ВВС Швеции 11 июля 2016-го. Эту дату можно считать переломным моментом в качестве проведения операций по завоеванию превосходства в воздухе истребительной авиацией проамериканских стран на Европейском театре военных действий. В этот же день существенно изменилось и соотношение тактико-технических возможностей между истребительным составом 105-й смешанной авиадивизии ВКС России на кольском воздушном направлении и авиакрыльями ВВС Швеции (Скараборгским - F7, Блекингским - F-17 и т.д.); как вы понимаете, изменение далеко не в нашу пользу.


Экспериментальный многоцелевой истребитель «Eurofighter Typhoon IPA 4» (С.16-20/11-91) ВВС Испании с 2 управляемыми ракетами дальнего воздушного боя MBDA «Meteor»

Между тем принимаемые на вооружение ВКС в Западном военном округе модернизированные перехватчики МиГ-31БМ с ракетами Р-33С и Р-37 по техническим соображениям не могут считаться достойным асимметричным ответом «Грипенам», вооружённым MBDA «Meteor». Так, два типа ракет хоть и обладают огромной дальностью действия в 160 и 300 км соответственно, а также скоростями полёта в 3700 и 6400 км/ч, их маневренные качества остаются на весьма посредственном уровне, позволяя перехватывать воздушные цели, маневрирующие с перегрузками до 8 ед. лишь на дистанциях около 120 или 220 км. Да и то лишь на стратосферном участке полёта, где баллистическая скорость замедления ракет весьма мала благодаря разреженному воздуху. На малых высотах дальности Р-33С/37 значительно сокращаются из-за тропосферной потери скоростных и энергетических характеристик. Основное предназначение данного семейства ракет - перехват гиперзвуковых стратосферных целей на сверхбольших дальностях и маломаневренных низковысотных КР на средних дистанциях.

В то время, когда некоторые наши малосведущие форумчане и СМИ продолжают преподносить интеграцию ракет-перехватчиков Р-33С и РВВ-БД в системы управления огнём «Фоксхаундов» и ПАК ФА как «существенный отрыв» от западных ракет воздушного боя (как известно, сравнение разных по назначению Р-37 с AIM-120D абсолютно не имеет смысла), с Западной Европы приходит очень неутешительная опровергающая информация, с которой стоит внимательно ознакомиться. В частности, некоторые западные новостные ресурсы со ссылкой на airrecognition.com и источники в оборонном ведомстве начали открыто указывать на основные преимущества ракеты MBDA «Meteor». Одним из них, без сомнений, является продвинутый маршевый прямоточный воздушно-реактивный двигатель, который в качестве газогенератора использует тяжёлое боросодержащее кислород-дефицитное топливо, обладающее примерно в 2 раза большей теплотой сгорания, нежели стандартное углеводородное топливо. Двигатель от компании «Bayern-Chemie Protac» оснащён регулирующим клапаном в сопле газогенератора, что позволяет очень чётко изменять скорость полёта и экономить остаток топлива для решающего подлётного участка траектории.

После набора «Метеором» высоты в 20 - 25 км и скорости порядка 3800 - 4000 км/ч, ПВРД осуществляет переход на экономичный режим работы с минимальным расходом топлива, ракета движется с 3,5-маховой скоростью и минимальным баллистическим торможением в стратосфере. По достижении расстояния 90 - 110 км от точки запуска ПВРД переходит на среднюю или максимальную тягу, и ракета ускоряется до 4 - 4,5М. В итоге на завершающем участке полёта (120 - 150 км) MBDA «Meteor» располагает вполне достаточными энергетическими качествами для перехвата целей, маневрирующих с перегрузками до 11-12 ед. При этом преследование цели может происходить как в стратосфере, так и в нижних слоях тропосферы. Такими качествами на сегодняшний день не обладает ни одна российская или американская ракета «воздух-воздух» большой дальности.

Если у ВВС США хотя бы имеется AIM-120D (C-8) AMRAAM, сохраняющая неплохой энергетический потенциал на удалении до 70 - 90 км при работе по средневысотным и низковысотным целям за счёт увеличения длины топливного заряда и эффективности самого топлива в сравнении с ранними AIM-120С-5/7, то в составе истребительной авиации ВКС России нет ни одной лёгкой УРВВ большой дальности с подобным набором лётно-технических характеристик. Состоящие на вооружении Р-27ЭР/ЭТ, Р-77 (РВВ-АЕ) и поступающие более современные РВВ-СД («Изделие 170-1») при использовании на малых средних высотах обладают эффективной дальностью всего в 60 - 80 км. После выработки топливных зарядов обладающие огромным аэродинамическим сопротивлением решётчатые и «бабочковидные» рули ракет Р-27ЭР и Р-77 мгновенно уменьшают скорость c 4 до 2 и менее скоростей звука, особенно на малых высотах: ракета становится малоэффективной. Британская ракета «Метеор» абсолютно неподвластна недостаткам вышеуказанных типов обычных твердотопливных ракет воздушного боя, а поэтому даже наличие у наших Су-35С уникальных бортовых РЛС «Ирбис-Э» не даёт решающего преимущества перед истребителями ОВВС НАТО, оснащёнными перспективными прямоточными воздушно-реактивными «Метеорами». Более того, для эффективного использования этих УРВВ ни «Тайфуны», ни «Грипены» абсолютно не нуждаются в срочной модернизации новыми мощными радарами с АФАР «CAPTOR-E» и ES-05 «Raven», поскольку «Meteor» может либо наводиться на удалённый объект противника по его собственным излучениям, либо получать целеуказание от сторонних средств РТР/РЭР по каналу «Link-16» или CDL-39. Есть ли у нас ответ на появление перспективных MBDA «Meteor» у ближайших противников?


Модернизированная серийная версия управляемой ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-77 с индексом РВВ-СД («Изделие 170-1»). Ракета была разработана в 2010-м году и отличается от стандартной РВВ-АЕ в разы более совершенной системой наведения, основанной на шифрованных радиоканалах коррекции и возможности использования трёх типов активных радиолокационных головок самонаведения: стандартной 9Б-1103М, активно-полуактивной 9Б-1103М-200ПА и активно-пассивной 9Б-1103М-200ПС

Без сомнений, да. Но перспективы его реализации, к сожалению, пока не совсем ясны. В конце 80-х - начале 90-х гг. ГосМКБ «Вымпел» приступило к разработке уникальнейшей на то время управляемой ракеты дальнего воздушного боя К-77ПД (РВВ-АЕ-ПД). Новое изделие проектировалось на базе корпуса и решётчатых аэродинамических рулей ракеты Р-77, но получило на 100 мм большую длину. Решётчатые рули дали возможность сохранить высокие маневренные качества ракеты «ПД» в сравнении с обычной РВВ-АЕ, что в дополнение к прямоточному воздушно-реактивному двигателю позволило в несколько раз увеличить эффективность перехвата маневрирующих целей на дальностях более 100 км и высотах 3 - 5 км (угловая скорость разворота Р-77ПД расчётно достигает 130-150 град/с, а предельная перегрузка 30 - 35 ед.). По совокупности боевых качеств данная ракета ничем не уступает британской УРВВ «Метеор», которая была разработана почти на десятилетие позже. Одним из конструктивных отличий РВВ-АЕ-ПД от «Meteor» стала оригинальная конструкция несущих плоскостей. Так, роль крыльев в аэродинамической схеме российской ракеты выполняют не отдельные плоскости, а развитые внешние поверхности четырёх воздухозаборников и воздушных каналов ПВРД.

Масса УРВВ Р-77ПД на 29% превышает вес серийной РВВ-АЕ (225 против 175 кг). Следовательно, для компенсации утяжеления, оказывающего прямое влияние на маневренность, был на 70 мм увеличен размах крестообразных решётчатых аэродинамических рулей (с 750 до 820 мм). Рули данной конструкции значительно более эффективны при маневрировании и эргономичные в плане сохранения приемлемого веса и габаритов ракеты для размещения во внутренних отсеках вооружения истребителей 5-го поколения (решётчатым рули подтвердили отличные качества ещё в конструкции оперативно-тактической баллистической ракеты 9М79 «Точка»). Дальность, заявленная производителем Р-77ПД, превосходит параметры «Метеора» и составляет 160-180 км. На широкое обозрение западноевропейской публике макет ракеты был впервые представлен на выставке в Фарнборо в 1993-м году, россияне же смогли ближе ознакомиться с уникальным творением отечественной инженерной мысли в ходе авиакосмического салона МАКС-1999; после этого никакой достоверной информации о лётных испытаниях и подготовке к серийному производству РВВ-АЕ-ПД так и не появилось.

«Свежие» РВВ-СД на подвесках тяжёлого сверхманевренного многоцелевого истребителя Су-35С, состоящего на вооружении 23-го авиаполка 303-й гвардейской смешанной авиадивизии 11-й армии ВВС и ПВО (аэродром совместного базирования Дзёмги, ВВО). Дальность ракеты «Изделие 170-1» увеличена с 80 до 110 км благодаря более совершенной аэродинамике несущего корпуса, включая утопленные точки крепления решётчатых рулей к приводному механизму. К 2018-му году на вооружении ВКС должно поступить более 500 РВВ-СД. Тем не менее они могут обеспечить превосходство лишь над промежуточными версиями AMRAAM - AIM-120-C5/7

С Западной Европы же продолжают приходить весьма неприятные для нас . Ракету MBDA «Meteor» активно интегрируют в архитектуру БРЭО не только таких машин со Старого Света, как «Тайфун», «Рафаль» и «Грипен», но и в систему управления вооружением американских малозаметных истребителей 5-го поколения F-35B «Lightning II», которые должны стать базовой палубной компонентой британского авианосца R08 HMS «Queen Elizabeth». Информация об этом появилась на различных источниках 26 апреля 2017 года со ссылкой на известный журнал janes.com и управляющего директора подразделения MBDA UK Дэйва Армстронга. Согласно их сведениям, к 2024 году будет доведено до совершенства полноценное программное обеспечение для СКВП F-35B Block IV, которое позволит использовать «Метеор» с борта «оморяченного» «Лайтнинга». Но здесь появляются некоторые нюансы.

По словам Д. Армстронга, для правильного размещения «Meteor» на внутренних узлах подвески F-35B Block IV необходима доработка аэродинамических рулей ракеты под геометрические особенности внутреннего отсека истребителя. При этом Армстронг откровенно блефует, заявляя, что изменение формы и площади рулей не окажет влияния на эффективность ракеты. На информационном ресурсе www.navyrecognition.com ещё в июле 2014-го года были размещены фотографии макета F-35B с выставки «Farnborough International Air Show - 2014», где за открытыми створками отсека вооружения находилось 2 УРВВ MBDA «Meteor» и 8 компактных многоцелевых управляемых ракет SPEAR-3. На «Метеорах» отчётливо видны те самые «урезанные» аэродинамические рули, о «эффективности» которых говорил глава британского подразделения MBDA. Площадь каждой поворотной плоскости едва соответствует половине той, которая наблюдается в стандартных версиях ракет «Meteor», AIM-120C или «MICA-IR/EM». Чтобы заявлять при таком раскладе, что ракета сохранит прежнюю маневренность, необходимо быть либо некомпетентным в вопросах аэродинамики, либо просто ввести в заблуждение читателей, уповая на их низкую техническую подкованность. Располагаемая угловая скорость разворота ракеты «Meteor» может снизиться примерно в 1,5 раза, что не позволит эффективно перехватывать цели с перегрузками более 8 ед.


Фотография демонстрирует расположение ракетного вооружения во внутренних отсеках самолёта вертикального/короткого взлёта и посадки (СВ/КВП) F-35B. Видны сильно «урезанные» хвостовые аэродинамические рули ракет «Meteor», которые значительно скажутся на их лётно-технических характеристиках. Маневренность этой модификации будет значительно ниже, чем у ракет семейств РВВ-АЕ/СД, AIM-120C и «MICA»

У нашей РВВ-АЕ-ПД параметры совершенно иные. Решётчатые рули снабжены специализированным складным механизмом. Это даёт возможность минимизировать габариты контейнеров хранения, а также размещать ракету в ограниченных пространствах внутренних отсеков вооружения, либо внешних подвесных стелс-контейнеров для ракетно-бомбового вооружения (ракета может поместиться в пространство квадратного сечения с шириной стороны 30 см и длиной 3750 мм). Суммарная рабочая площадь всех лезвиевидных плоскостей каждого решётчатого руля Р-77ПД примерно соответствует или слегка превышает площадь единого плоского аэродинамического руля обычной модификации «Meteor», и примерно в 2 раза превышает площадь руля ракеты «Meteor», адаптированной под отсеки F-35B. Уже эта деталь уравнивает их ЛТХ. Следующим пунктом стоит более низкий момент при развороте, за счёт которого стало возможным оснащение более миниатюрными «рулевыми машинками» (приводами), а также способность приведения руля к 40-градусному углу атаки, чего ни в «Метеорах», ни в AMRAAMах реализовать не удастся из-за слишком большого момента на цельных рулевых элементах.

За счёт подобных технологических наворотов РВВ-АЕ-ПД безоговорочно опережает две модификации MBDA «Meteor» по маневренным параметрам на всех дальностях применения. Незначительным, в сравнении с «Метеором», недостатком можно считать лишь слегка большие габариты нашей ракеты в сложенном состоянии, причиной чего является наличие не 2-х, а 4-х воздухозаборников комбинированного ракетно-прямоточного двигателя КРПД-ТТ с твердотопливным маршевым зарядом газогенератора. Двигатель КРПД-ТТ «Изделие 371» с удельным импульсом тяги от 500 до 700 (в 2,5 раза больше, чем у зенитной 48Н6Е2) придаёт ракете догиперзвуковую скорость в 4,5-5М, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени. Это позволяет вдогон перехватывать цели, которые сегодня недосягаемы для таких «энергетических» УРВВ, как Р-27ЭР. Высокая эффективность РВВ-АЕ-ПД может сохраняться на высотах до 30+ км.

Что касается систем наведения РВВ-АЕ-ПД и MBDA «Meteor», то и наша, и британская ракеты воздушного боя обладают совершенными инерциально-навигационными системами, модулями радиокоррекции и могут оснащаться новыми типами многорежимных активных радиолокационных головок самонаведения, работающими на верхних частотах сантиметрового диапазона (J, Ku).


Активные радиолокационные головки самонаведения семейства AD4A являются основой системы наведения четырёх типов ракет-перехватчиков наземного и воздушного базирования, среди которых: ЗУР средней дальности «Aster-15» и «Aster-30», а также УРВВ «MICA-EM» и «Meteor»

Под использование на РВВ-АЕ-ПД может быть адаптирована новейшая активно-пассивная радиолокационная головка самонаведения 9Б-1103М-200ПС. Щелевая антенная решётка диаметром 200 мм и современная цифровая элементная база позволяют «агатовской» АРГСН позволяют в активном режиме захватывать цель типа «HARM» на удалении 5,5 км, истребитель - 15 км, в то время как минимально доступная ЭПР соответствует 0,05 м2. Пассивный режим даёт возможность пеленговать радиоизлучающие цели (самолёт ДРЛО/РТР, истребитель с включенной РЛС или ПКР с работающей ГСН) на дистанции от нескольких десятков до 200 км. Более того, 9Б-1103-200ПС способна работать по объекту, летящему со скоростью 5300 км/ч. Согласно данным производителя и специализированных источников (что подтверждено параметрами АРГСН), в список целей даже ранней РВВ-АЕ попадают практически любые элементы высокоточного и средств воздушного нападения (от противорадиолокационных ракет до аналогичных ракет «воздух-воздух» «Sparrow», AMRAAM и «Meteor»).

Данная головка самонаведения предусматривает режим работы «пустил-забыл» и может выходить на цель как по непрерывно поступающему сигналу радиокоррекции с борта носителя или сторонних радиолокационных средств, так и методом сложного пропорционального наведения путём полёта в упреждающую точку встречи с целью. Последний влечёт за собой некоторые риски, связанные с возможной потерей цели в случае, если на расстоянии в три и более десятка километров до объекта перехвата ракета будет обнаружена современным самолётом ДРЛОиУ или АФАР-радаром истребителя типа AN/APG-79/81/77, который оповестит жертву о приближении ракеты, после чего она сможет уйти из-под зоны сканирования ГСН подлетающей РВВ-АЕ-ПД. Но это лишь нюансы, которых в условиях постановки РЭП обеими сторонами может и не быть.


Перспективная активно-пассивная РГСН 9Б-1103М-200ПС, разработанная Московским научно-исследовательским институтом «Агат», управляется БЦВМ «Алиса» с частотой около 50 МГц и объёмом памяти ППЗУ порядка 65 Кб. Производительности данного «ядра» вполне достаточно для обеспечения активной или пассивной работы АРГСН с одновременным получением целеуказания от сторонних средств радиотехнической разведки морского, наземного и воздушного базирования

На MBDA «Meteor» также установлена передовая и высокоэнергетическая импульсно-доплеровская активная радиолокационная ГСН, спроектированная на базе AD4A, работающая в более высокочастотном J-диапазоне сантиметровых волн (12-18 ГГц). Как следствие, имеется возможность работы по аналогичным для Р-77 или ещё более малоразмерным целям. Как заявляют разработчики «Dassault Eleqtroniqu» и «GEC-Marconi», AD4A способна поразить цель в сложнейшей помеховой обстановке на фоне морской/земной поверхности, включая все без исключения ракурсы подлёта к цели (передняя и задняя полусферы и т.д.). Используются аналогичные принципы пропорционального наведения с возможностью радиокоррекции и без неё, а также. Диаметр ГСН составляет 180 мм. Учитывая, что аналогичные головки самонаведения установлены на сверхманевренных ракетах-перехватчиках «Aster-30 Block 1», поражающих цели прямым попаданием, то MBDA «Meteor» вполне можно причислить более-менее достойным противоракетам, как и нашу РВВ-АЕ-ПД. Правда, британский концепт обладает более низкими маневренными качествами, в связи с чем эффективность в борьбе с «вёрткими» целями может быть сомнительна даже с учётом наличия ПВРД.

Есть у вышеописанных ракет с прямоточным воздушно-реактивным и комбинированным ракетно-прямоточным двигателями и другие недостатки, связанные с упрощённым обнаружением посредством современных оптико-электронных прицельных инфракрасных комплексов, установленных на тактические истребители поколений «4++/5». К ним относится инфракрасная система с распределённой апертурой датчиков AN/AAQ-37 DAS истребителя F-35A, оптико-электронный прицельный комплекс ОЛС-35/УЭМ и СОАР российских истребителей Су-35С и МиГ-35, а также системы «Pirate IRST», «OSF» и «Skyward-G IRST» многоцелевых истребителей «Тайфун», «Рафаль» и «Грипен» соответственно. На протяжении большей части траектории полёта газогенератор и камера сгорания продуцируют высокотемпературную реактивную струю, которая может быть запеленгована вышеуказанными инфракрасными сенсорами на расстоянии около 100 км (обычные УРВВ с коротким периодом работы РДТТ данными недостатками не обладают).

И даже при таких обстоятельствах энергетические преимущества ракет MBDA «Meteor» и РВВ-АЕ-ПД значительно перевешивают некоторые их недостатки. К сожалению, вынуждены констатировать неприятную реальность. Несмотря на все «огрехи», связанные с недостаточными размерами аэродинамических рулей в версии ракеты «Метеор» для истребителей F-35B, первая модификация для истребителей поколения «4++» является предельно боеспособной единицей, которая по всем основным качествам дальнего боя стоит на ступеньку выше УРВВ, находящихся на вооружении истребителей наших ВКС на сегодняшний день. Помимо распространения «Метеоров» среди ВВС европейских стран-участниц НАТО, интерес к изделию могут проявить и ВВС США, способные приспособить его к применению с борта F-35A/B/C или даже F-22A «Raptor», что настораживает ещё больше.

Ситуация же с нашей РВВ-АЕ-ПД, способной в одночасье парировать все преимущества «Метеоров», по сей день полна загадок и неопределённостей. По данным ряда источников, обновлённая «прямоточная» ракета Р-77ПД, получившая в XXI веке индекс «Изделие 180-ПД», прошла несколько этапов разработки, первый из которых завершился в 1999-м году. В 2002-м утвердили аванпроект, а уже в 2007-м разработали конструкцию двигателя КРПД-ТТ «Изделие 371». В 2012-м году были завершены научно-исследовательские и конструкторские работы по перспективной ракете; также озвучивались планы её интеграции в СУВ Т-50 ПАК ФА. После этого чётких заявлений о дальнейшей судьбе данного семейства ракет на вооружении российской тактической авиации так и не последовало.

Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=16890
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/meteor/meteor.shtml
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/rvv-cd/rvv-cd.shtml
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/rvv-cd/9b-1103m-200ps.shtml
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/mica/mica.shtml
http://militaryrussia.ru/blog/topic-674.html
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=16874

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Итак, мы уже знаем, что в СССР истребители пятого поколения разрабатывались одновременно с аналогичными разработками в США, но развал страны помешал осуществить задуманное.

Пропала ли эта работа даром? Нет. Конечно, разработанные в те годы самолёты не пошли в серию, но ведь в результате этой работы получены многие плюсы.

Во-первых, проведено огромное количество исследовательских и конструкторских работ, накоплен огромный опыт, который никуда не делся.

Во-вторых, ведь этой работой были заняты не только КБ Микояна и Сухого. Над новыми самолётами работали и исследовательские институты ЦАГИ, ВИАМ, ЦИАМ, ЦИАТИМ, и моторостроители, и разработчики радаров, и ещё огромное количество институтов, КБ, заводов. Ведь в производстве самолёта участвуют тысячи смежников, и каждый из них получил своё задание.

В-третьих, несмотря на секретность, российские специалисты с интересом следили за ходом разработки и испытаний «Рэптора» американцами. Ведь и чужой опыт, успешный он или нет, чему-то учит грамотных специалистов, и к тому же становится ясно, чему именно должен противостоять твой будущий самолёт, к чему нужно стремиться, чтобы он превосходил противника.

А потому, когда в 1998 году конструкторы опять получили техническое задание на разработку истребителя пятого поколения (по своим требованиям оно не слишком отличалось от прежнего), у них уже были готовые варианты эскизных проектов в каждом КБ. Не вдаваясь в подробности, скажу, что в задании опять были два самолёта – лёгкий и тяжёлый, также рассматривали варианты «среднего» истребителя и вариант вертикалки. И опять решили, что на роль ЛФИ может подойти МиГ-35, вариант вертикалки отложили на будущее, в результате остановились на КБ Сухого с ПАК ФА (он же Т-50, он же Су-50).

Что же он из себя представляет? Некоторые журналисты из жёлтой прессы заявляют, что это тупая копия американского Рэптора. Сразу скажу, что это совсем не так. Специалисту-аэродинамику это видно сразу, но и любому интересующемуся это очевидно, особенно если сравнить два самолёта при виде сбоку: коротенький, с огромными килями Рэптор, и плоский, длинный ПАК ФА. Далее рассмотрим отличия подробнее.


Да и если просто хоть немного подумать: самолёт разрабатывался как раз с целью превосходить Рэптор, иначе зачем он вообще нужен? И контролировали это не только отечественное министерство обороны, но и индийское, поскольку проект совместный, а они зря такие огромные деньги тратить не будут. И поскольку возможности Рэптора давно известны, то даже и гадать не пришлось. Добавлю, что индийские представители выдвинули очень жёсткие требования к самолёту, и очень упорно их отстаивали. Согласились они на сотрудничество только тогда, когда подробнейшим образом ознакомились с проектом и убедились в его перспективности.

Чем же он отличается? Любопытных особенностей много.

Скажу для начала, что в комментариях к предыдущим статьям, а также в перепостах на других сайтах и в ЖЖ, звучат настойчивые требования сравнить возможности ПАК ФА и Рэптора, а заодно их количество, налёт лётчиков и прочие подробности. Как будто США с Россией уже воюют. Ребята, скажу вам по секрету страшные вещи: во-первых, ни Рэптор не сможет долететь до России, ни ПАК ФА до США. И если уж дело дойдет до прямого столкновения, то надо сравнивать не истребители, а стратегические ракеты и средства противоракетной обороны. Хотя и такое сравнение опять не понравится сторонникам США, поскольку даже от древней «Сатаны», ресурс которой недавно продлили, у США до сих пор нет защиты. “Звёздные войны” СОИ оказались фейком, а на евроПРО нет ни денег, ни уже и мозгов. Имеющееся же стратегическое вооружение в США стремительно разваливается: Катастрофическая деградация. Обратите внимание на комментарии, там общаются грамотные специалисты, и они явно “в теме”.

Правда, некоторые американские журналисты изрядно повеселили, заявив, будто великий и ужасный Ф-35 будет барражировать над Польшей и сбивать российские баллистические ракеты, стартующие где-то на Урале, но тут можно только позавидовать забористой траве, которую они курят. Сколько там километров от Польши до Урала? Какая ракета способна на такую дальность? А Ф-35 её поднимет? А сколько она до Урала лететь будет? Или гнаться за «Сатаной» до самого Вашингтона и вместе с ней упасть в цель?

Ну а сравнить возможности самолётов? Да почему бы и нет! Мешает этому только секретность, а потому не слишком цепляйтесь к данным: что по Рэптору, что по ПАК ФА они взяты, разумеется, из открытых источников.

Итак, первое отличие – это сверхманёвренность. Её сохранили, несмотря на жёсткие требования к малозаметности, которые идут в разрез с аэродинамикой. При этом применили новые решения, которых нет ни в Рэпторе, ни в других самолётах. Это, например, поворотная часть наплыва крыла, то есть, наплыв играет роль не только генератора вихря, но и переднего горизонтального оперения. Такое решение уменьшает заметность.

Двигатели разнесены (у Рэптора они стоят рядом). Это позволяет повысить манёвренность, а заодно высвобождает больше места для внутренних отсеков с оружием. Подфюзеляжный тоннель между ними повышает подъёмную силу, и манёвренность сохраняется даже на больших высотах. Заодно, разнесённые двигатели повышают живучесть в случае боевых повреждений или пожара двигателя.

Еще одно оригинальное решение – двигатели стоят не параллельно, а под небольшим углом друг к другу (блин, когда-то долго таращился на фотки, пока убедился, что это не обман зрения. В обычном режиме направление реактивной струи компенсируется всеракурсным поворотным соплом, а в случае отказа или боевого повреждения одного двигателя, такое расположение позволяет более уверенно держаться в воздухе. На этом фото хорошо видно, что это не обман зрения, заодно видны и отсеки для оружия, и поворотная часть наплыва крыла:


У самолёта – два наклонных киля, как и у Рэптора. Но тут тоже новинки: во-первых, они гораздо меньше по площади, что уменьшает заметность, а во-вторых, они цельноповоротные, отдельных рулей поворота там нет. Это тоже для малозаметности. Кроме того, они же играют роль воздушного тормоза, то есть, могут отклоняться рассогласованно, в разные стороны. Отдельный тормоз уже не нужен, что уменьшает вес.

Чтобы меня не уличили в восхвалении всего нашего, скажу, что с килями вышел прокол. Слишком много нового: и цельноповоротные, и могут служить воздушным тормозом, и малой площади, недостаток которой компенсируется автоматикой, и изготовлены из углепластика (это легче по весу и лучше для малозаметности), и способ их установки довольно хитрый… В результате прочность килей оказалась недостаточной, и тогдашний главком ВВС Михайлов заявил, что принято решение не усиливать их, а ограничить максимальную скорость ПАК ФА до 2М (примерно 2125-2400 км/час – неизвестно, на какой высоте эта цифра подразумевалась) вместо 2,15М по техзаданию и ещё больше – реально. Я тогда ещё удивился: ну ладно, допустим, что военные против своего главкома не попрут, хотя и это не факт, конструкторам тоже вроде упираться не очень надо, но как же индийцы? Похоже, что они всё-таки воспротивились: 13 февраля 2012 года главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин заявил, что сравнительный анализ характеристик российского истребителя пятого поколения Т-50 с американским F-22 и китайским J-20 показывает, что Т-50 превосходит зарубежные аналоги по максимальной скорости полёта (как форсажной, так и бесфорсажной), максимальной дальности полёта, тяговооружённости, величине максимально реализуемой перегрузки, меньшей величине разбега и пробега, а также выглядит лучше зарубежных аналогов по характеристикам бортового оборудования.

Добавлю, что проскочившее в американской прессе сообщение, будто Рэптор достиг скорости в 2,6М не соответствует истине. С нерегулируемыми в классическом смысле рэпторовскими воздухозаборниками это невозможно в принципе, кроме того, на таких скоростях уже начинает ощутимо действовать тепловой барьер (нагрев самолёта от трения воздуха на такой скорости свыше 300 градусов), и ни алюминий, ни углепластик его не выдержат.

О ремонтопригодности и тем более – о цене самолётов и говорить не стоит.

ДВИГАТЕЛИ.

От плоского сопла отказались в пользу сверхманёвренности. При этом заметность в задней полусфере теоретически становится хуже, но посмотрите на съёмку Рэптора в тепловизоре: не слишком-то оно и спасает, мягко говоря.

Воздухозаборники, как и у Рэптора, изогнуты в двух плоскостях, то есть, лопатки двигателей локаторам не видны. По другим данным, они не слишком изогнуты, а перед лопатками будет располагаться специальное устройство – радар-блокер. Сейчас ПАК ФА летает на одной из модификаций двигателей АЛ-41Ф. Тяга у них меньше, чем у тех, которые сейчас испытываются и будут устанавливаться штатно, но все требования к пятому поколению выполняются даже с ними. Новый двигатель будет обладать не только более высокой тягой, но и лучшей экономичностью. Хотя экономичность российских двигателей превзошла американские, уже начиная с пары Су-27 и Ф-15. Удельные характеристики расхода топлива искать затруднительно, но вот косвенные данные:
Первое значение ПАК ФА, второе – Ф-22
нормальная взлётная масса: со 100 % топлива: 30610 кг/30206 кг
Масса топлива: 11100 кг/9367 кг
Практическая дальность: 4300 км/2500 км

Конечно, расход топлива уменьшает ещё и лучшая по сравнению с Рэптором аэродинамика, но ни она, ни на 1,7 тонны больший запас топлива сами по себе не обеспечат такую впечатляющую разницу в дальности.

Кстати сказать, прорабатывается множество модификаций как этого, так и нового двигателя, с улучшенными параметрами, уменьшенной массой и т.п. Все они обозначаются по-разному (АЛ-41, Тип-30, изделие-117, изделие-129, изделие-133, проект «Демон» и т.д.), и разобраться в этом не слишком просто. Опять вспоминается тяжёлый вздох в одном из американских авиационных журналов: «Система обозначений КБ Сухого приводит в ужас буржуазных аналитиков».

Новинка – плазменная система зажигания, что позволяет избавиться от кислородной подпитки при запуске двигателя даже на большой высоте.

ОРУЖИЕ.

Сам по себе истребитель может быть сколь угодно хорошим, но без оружия он ничего не стоит. Посмотрим, что подготовили конструкторы? Набор довольно обширный.

Для ближнего боя – пушка калибра 30 мм. Внутренних отсеков для бомб и ракет – два, их длина свыше 5 метров каждый. Туда можно «спрятать» от 6 до 12 бомб или ракет. Кроме этого, можно установить до шести внешних узлов подвески. Рассмотрим, что может взять с собой ПАК ФА.

Но для начала немного о разновидностях ракет. Первые ракеты были неуправляемыми, прицеливаться для их пуска нужно было с помощью того же прицела, что и для пушек/пулемётов. Они появились у нас ещё во время Великой Отечественной, наводя ужас на немцев не хуже знаменитой «Катюши», но их потомки НУРС (неуправляемый реактивный снаряд) или НАР, применяются до сих пор, чаще на вертолётах. Все видели, наверное, пусковые устройства в виде цилиндров с несколькими отверстиями под ракеты, это как раз они.

Потом появились бортовые локаторы, или, точнее, радиолокационные станции перехвата и прицеливания, а с ними – и радиоуправляемые ракеты. Летчик на экране локатора захватывает цель, сближается с ней до дальности пуска ракеты, загорается сигнал «ПР» – пуск разрешён, нажимаем гашетку, ракета сходит с пилона, но мы продолжаем удерживать врага на экране локатора. При этом узкий луч РЛС направлен на него, а ракета идёт по этому лучу. И только когда она сблизится настолько, что уже не промажешь, загорается сигнал «Отворот» – можно сваливать. Иногда это бывает опасно, если цель – под завязку нагруженный бомбёр или топливозаправщик. Рвануть может так, что и тебя достанет осколками.

Защищаться от таких ракет пытаются отстрелом пассивных помех, простых пачек ленты из фольги. В надежде, что луч локатора потеряет самолёт и будет следить за ленточками. В ответ локаторы стали сортировать цели по скорости, чтобы не замечать малоскоростные, и принимать другие меры борьбы с помехами.

Следом разработали самонаводящиеся ракеты. Их тепловая головка самонаведения (ТГСН) чувствует тепло от двигателя противника. Сближаешься, загорается лампочка «ЗГ» – захват головок, что означает, что ракеты увидели цель, пуск – и сваливать можно сразу. Это называется принцип «пустил – забыл». Любопытно курить возле такой ракеты и видеть, как ГСН следит за твоей сигаретой. Поначалу как-то не очень приятно это видеть

От них защищаются, отстреливая тепловые ловушки, каждый видел кадры по ТВ, когда из самолёта вылетает подобный «фейерверк».

Ну а потом появились ракеты с самыми разнообразными способами наведения, в том числе и многоканальные, которые обмануть не так просто. Подробно объяснять не буду: слишком много места займёт. Итак:

1. Основное оружие – РВВ-БД, ракета «воздух-воздух» большой дальности.


Максимальная дальность пуска – 300 км (экспортный вариант – 200 км), а по некоторым данным, цели высокой контрастности она достаёт и с 400 км. Обратите внимание: ниже все данные приведены для экспортных вариантов ракет и бомб (часто попадающаяся буква «Э» в обозначении означает экспортный), просто их легче найти. Как видим, для себя делается гораздо лучше. Масса боевой части 60 кг, осколочно-фугасная. Система наведения – инерциальная, с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке траектории полета.

Напомню, что у ракеты AIM-120C, которой вооружён Рэптор, дальность пуска 120 км, в дальнейшем его доработают под ракету AIM-120D с дальностью пуска 180 км. Правда, с ракетами у американцев серьёзные проблемы, двигатели их вдруг оказались ненадёжными, хотя до этого работали нормально: “Опять невезуха! Проблемы с двигателем ракеты AMRAAM”. Они отказывают при низких температурах, и их приёмка приостановлена. Напомню читателям, что на высоте 10 км температура и летом, и зимой составляет примерно минус 56,5 градусов. А поскольку эта ракета – основная для всех самолётов блока НАТО, считай, что врага бить нечем… Вернее, есть чем, но только на малой высоте, не зимой и не в полярных широтах.

2. РВВ-СД


Дальность пуска варианта “Э” – до 110 км. Масса боевой части – 22,5 кг, стержневая, мультикумулятивная. Система наведения – инерциальная с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке траектории.

3. РВВ-МД.


Ракета для ближнего высокоманевренного воздушного боя с всеракурсным пассивным инфракрасным наведением (двухдиапазонная ИГС). Дальность пуска – до 40 км. Масса боевой части 8 кг.

Очень интересная ракета. Двигатель – с управляемым вектором тяги, и если лётчик захватил цель с помощью нашлемной системы где-то сбоку, поворотом головы, то эта ракета способна развернуться на цель. Средства подавления ракет с ИК-наведением либо ослепляют головки наведения лазером, либо отстреливают тепловые ловушки. Но эта ракета всё равно отличит ловушку от самолета за счет разницы в диапазонах, а луч лазера «выключит» у нее только какой-нибудь один «цвет».

4. Х-38МЛЭ.


Относится к модульным управляемым ракетам малой дальности. За счет использования различных типов систем наведения и различных боевых снаряжений обеспечиваются расширенные боевые возможности при действиях по широкому спектру наземных целей, а также надводных целей в прибрежной полосе.

Х-38МЛЭ – инерциальная + полуактивная лазерная
Х-38МАЭ – инерциальная + активная радиолокационная
Х-38МТЭ – инерциальная + тепловизионная
Х-38МКЭ – инерциальная + спутниковая навигация

Первые три типа могут снаряжаться боевым оснащением с осколочно-фугасной или проникающей боевой частью. Х-38МКЭ – кассетная боевая часть
Дальность пуска от 3 до 40 км

5. Х-58УШКЭ.


Противорадиолокационная ракета. Что это такое? Выпускаем её в любой наземный локатор, и она идёт на цель по лучу того же локатора. Причём если локатор даже выключат, она его уже не потеряет.

Обеспечивается применение ракеты как по запрограммированным РЛС-целям, так и по целям, оперативно обнаруженным системой целеуказания ПАК ФА. Максимальная дальность пуска (в диапазоне высот носителя от 200 м до 20 км) составляет 76 – 245 км. Вероятность попадания ракеты в круг радиусом 20 м, в центре которого находится работающая РЛС – не менее 0,8. Боевая часть – фугасная, масса 149 кг. Стартовая масса ракеты – 650 кг.

Против локаторов и любой другой электроники разрабатывают и другое оружие – так называемые электромагнитные боеприпасы, которые могут быть выполнены в виде ракеты, авиабомбы, гранаты для гранатомёта, артиллерийского снаряда и т.д. Идея состоит в том, что выпускаем такой боеприпас во вражеский локатор, командный пункт и т.п., но он не взрываается, а кратковременно излучает мощный электромагнитный импульс (который хоть и слабее, чем в момент взрыва атомной бомбы, но его достаточно), и в радиусе нескольких десятков (а то и многих сотен) метров «дохнет» любая электроника – локаторы, компьютеры, радиостанции, системы управления, не говоря уж о мобильных телефонах, к примеру.
Более того, поскольку в современном оружии полно электроники, то бывает гораздо проще вывести её из строя, сделав это оружие бесполезной грудой железа, чем уничтожать вражескую технику грубой силой взрыва. Так можно обезвредить и самолёты, и танки, и локаторы, и связь. Можно провоцировать неконтактный подрыв мин, ракет, бомб… можно и в мирное время, например, подъехать к какому-нибудь небоскрёбу, в котором сосредоточены множество финансовых организаций, как это было в ВТЦ, на безобидном с виду фургоне, и не надо втыкаться в него самолётами и жертвовать людьми – достаточно уничтожить все компы с базами данных, и хаос во всём мире обеспечен…
И хотя такое оружие давно исследуют и производят во многих странах, но афишировать конкретные серийные образцы не любят, предпочитая рассказывать о теории его применения. Но всё это было лирическое отступление, будет ли подобное на ПАК ФА – не знаю.

6. КАБ-500С-Э, Корректируемая авиационная бомба


Масса – 560 кг (в т.ч. 195 кг – масса ВВ). Высота сброса от 500 м до 5 км. Точность наведения на цель (Екво) 7 – 12 м. Боевая часть – фугасная.

Вероятно, это не полный список оружия, пишут о различных 14 типах вооружения, но пока решили снять секретность только с этого. Впрочем, кое-где упоминается и противокорабельная ракета Х-35.

БОРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.

Оружие – это хорошо, но чтобы им куда-то попасть, нужны разнообразные и сложные прицельные устройства, времена обычного перекрестия давно прошли. На ПАК ФА применена так называемая «умная обшивка», когда все антенны со всех сторон самолёта сводятся в единый комплекс. Что же там есть?

Главная часть, конечно, носовая АФАР, в которой 1522 приёмо-передающих модуля (У Рэптора – 1200). Две АФАР бокового обзора. Две АФАР в носках крыла. Две АФАР L-диапазона в предкрылках. Это дециметровый диапазон (где-то от 15 до 30 см), стелсы в нём видны хорошо, хотя точность и похуже, чем в сантиметровом. Но главное – лётчик предупреждён, цель видит, а дальше – проблемы ракеты РВВ-БД, у которой достаточно своих систем наведения, и при сближении её с целью видеть она будет всё точнее и увереннее. У Рэптора подобной дециметровой РЛС нет, и в обозримом будущем не предвидится. Конечно, лучше сблизиться до 120 км – дальности пуска ракеты Рэптора, там всё будет гораздо вернее: там Рэптор увидит уже и обычная РЛС, и, скорее всего, даже оптическая система.

Об остальных антеннах предпочитают молчать, хотя наверняка есть антенна сзади, ведь она появилась ещё на некоторых версиях Су-27. На нём же часть ракет могла подвешиваться «задом наперёд». Сюрприз для догоняющего тебя противника.

Кроме РЛС типа Н-036, есть оптическая многоканальная система кругового обзора ОЛС-50, способная видеть днём и ночью, и даже в ультрафиолетовом диапазоне. Её данные тоже не раскрываются.

Разумеется, есть и нашлемная система целеуказания, и многое другое, но так как секретность в нашей стране традиционно выше, чем в США, что хорошо, то многие данные до сих пор неизвестны. Остальные подробности – на видео:

Ну а вот так летать – не способен никакой Рэптор!


РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ РВВ-СД (ИЗДЕЛИЕ 170-1)

MEDIUM-RANGE MISSILE RVV-SD (IZDELIE 170-1)

02.09.2009
ТРВ ПОВЫШАЕТ БОЕВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АВИАЦИОННЫХ РАКЕТ

Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (ТРВ), создавая новые управляемые ракеты (УР) класса «воздух-воздух», увеличивает возможности ведения воздушного боя на ближних и средних дистанциях, заявил «АвиаПорту» генеральный директор корпорации Борис Обносов.
Во время проведения МАКС-2009 ТРВ заявила о разработке УР класса воздух-воздух РВВ-АЭ в различных вариантах дальности применения. Так УР РВВ-МД представляет собой ракету класса «воздух-воздух» малой дальности типа Р-73, но дальность ее по сравнению с Р-73 существенно увеличена. «Кроме того, усилена помехозащищенность, обеспечены всеракурсность и круглосуточность применения», — пояснил Б.Обносов.
Другая разработка представляет собой УР класса «воздух-воздух» средней дальности — РВВ-СД. «Эта УР также имеет по сравнению с экспортным вариантом УР средней дальности РВВ-АЭ, увеличенную с 80 км до 110 км дальность полета», — отметил собеседник. «В ближайшее время планируется завершить государственные испытания УР РВВ-СД», — дополнил он.
АвиаПорт.ru

04.12.2013
Ракета К-77М класса «воздух-воздух» для истребителя Т-50 получит передовую систему наведения на цель. ГСН ракеты с антенной на основе цифровой активной фазированной решетки позволит гарантировано поразить самолет или ракету противника с первого запуска, пишут «Известия».
Как отмечает газета, «новый радар обеспечит мгновенное реагирование на внезапный маневр цели ракеты, а также повысит совместимость с цифровыми системами истребителей пятого поколения».
По данным «Известий», систему самонаведения ракеты разработает УПКБ «Деталь» корпорации «Тактическое ракетное вооружение», проведя техническое перевооружение. Создать опытное производство предприятие планирует в 2015 году.
Как отмечает газета, «главное преимущество ракеты К-77М будет заключаться в удержании цели и подстраивания под ее маневры. За счет большого количества излучающих элементов решетки локатор получает более точную информацию о положении цели, обрабатывая сигнал с каждой ячейки».

11.09.2015
Российские Военно-воздушные силы получат партию новых ракет класса «воздух-воздух» средней дальности. Для вооруженных сил РФ это событие является чрезвычайно важным.
О приобретении новых ракет рассказал сайт госзакупок. Речь идет о тендере на поставку изделия 170-1, также известного как РВВ-СД. Эта ракета представляет собой дальнейшую модернизацию ракеты средней дальности класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ. Вариант РВВ-СД был представлен в 2009 году, ракета имеет дальность до 110 км. Предполагается, что она сможет эффективно поражать многие воздушные цели, включая истребители.
В документе не называется конкретный объем закупаемых ракет. Исходя из общей стоимости эксперты полагают, что речь может идти примерно о 400 единицах РВВ-СД. Ранее фигурировали слухи о поставках в ВВС новых вооружений, однако строевые летчики, как можно судить, не получили их.
Naked science

Одной из главных составляющих победы в воздушном бою с использованием ракетного вооружения является своевременное обнаружение противника и последующий запуск ракет. Таким образом, в арсенале истребителя должны присутствовать управляемые ракеты класса «воздух-воздух» нескольких типов, способные атаковать цель в разных диапазонах дальности. В ближайшем будущем номенклатура вооружения строевых частей российских ВВС должна пополниться новой ракетой средней дальности РВВ-СД, которая позволит атаковать цели с дистанции более 100 км.

Управляемая ракета РВВ-СД («Ракета “воздух-воздух” средней дальности») или «Изделие 170-1» была разработана Корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ), а именно ГосМКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова, входящим в ее состав. Новая ракета представляет собой дальнейшее развитие изделия Р-77 (РВВ-АЕ) и предназначена для уничтожения воздушных целей различных типов в любое время суток и на любых ракурсах, в том числе на фоне поверхности. В проекте реализован принцип «запустил-забыл», облегчающий боевую работу летчика-истребителя. Носителями ракеты РВВ-СД должны стать существующие и перспективные отечественные истребители.


Разработка проекта «Изделие 170-1» стартовала в 2003 году по заданию министерства обороны. К концу 2005 года ГосМКБ «Вымпел» завершило основные проектные работы и изготовило опытные образцы ракет, предназначенные для проведения первых испытательных пусков. В 2006 году планировалось начать государственные совместные испытания, однако этот этап проекта затянулся на несколько лет ввиду некоторых проблем с самолетами-носителями. По некоторым данным, разработчикам проекта ракеты пришлось ждать, когда свою работу завершат создатели одного из перспективных истребителей. Из-за этого финальные этапы проекта были сдвинуты на несколько лет.

Макет ракеты РВВ-СД. Фото Vitaly V. Kuzmin / Rbase.new-factoria.ru

Ракета РВВ-СД является дальнейшим развитием существующей Р-77/РВВ-АЕ, чем обусловлено их внешнее сходство и применение некоторых общих идей. Так, в новом проекте была сохранена общая конструкция и компоновка внутренних агрегатов корпуса. При этом новое изделие оснащается современным радиоэлектронным оборудованием, построенным на базе новых идей и компонентов. Именно за счет использования новых комплектующих, узлов и агрегатов предлагалось обеспечить более высокие характеристики в сравнении с базовой модели.

«Изделие 170-1» имеет цилиндрический корпус большого удлинения с коническим головным обтекателем. Общая длина ракеты – 3,71 м, диаметр корпуса – 20 см. В средней части корпуса крепятся трапециевидные Х-образные крылья размахом 0,42 м. В хвосте предусмотрены две пары решетчатых рулей размахом 0,68 м, предназначенные для маневрирования. На нижней поверхности корпуса имеется небольшое утолщение. В остальном корпус ракеты облагорожен с точки зрения аэродинамики и не имеет каких-либо крупных выступающих частей. Стартовый вес ракеты – не более 190 кг.

В головной части корпуса помещается головка самонаведения и аппаратура автопилота. Позади них монтируется неконтактный датчик цели с взрывателем и боевая часть. Хвостовая часть корпуса отдана под сравнительно мощный и крупный твердотопливный двигатель. Также в хвосте размещаются приводы решетчатых рулей.

Ракета РВВ-СД оснащается комбинированной системой наведения, обеспечивающей выход в расчетный район нахождения цели с последующим ее обнаружением и уничтожением. Для полета в указанный район встречи с целью используется инерциальная навигационная система. После выхода в заданную точку ракета начинает поиск цели при помощи активной радиолокационной головки самонаведения типа 9Б-1103М. Это изделие было разработано в МНИИ «Агат» и представляет собой моноимпульсную допплеровскую систему. Первый вариант этой ГСН был разработан еще в середине девяностых годов и впервые представлен в 1998 году. В дальнейшем изделие 9Б-1103М прошло несколько модернизаций, став «прародителем» целого семейства систем наведения. В составе новой ракеты применяется один из последних вариантов ГСН.


Макет ракеты РВВ-СД на стенде КТРВ, выставка МАКС-2015. Фото Saidpvo.livejournal.com

Головка самонаведения 9Б-1103М отличается от предыдущих изделий своего класса повышенными характеристиками, достигаемыми за счет увеличения мощности передатчика и чувствительности приемника, нового программного обеспечения и повышения устойчивости к помехам. На практике все эти нововведения вылились в увеличение максимальной дальности пуска и повышению максимальной перегрузки цели. Ракета с подобной головкой самонаведения самостоятельно производит обнаружение целей, благодаря чему реализуется принцип «запустил-забыл». После запуска ракеты самолет-носитель не должен подсвечивать цель лучом РЛС или иными способами обеспечивать наведение ракеты.

В 2014 году МНИИ «Агат» представил две новые модификации ГСН 9Б-1103М, предлагаемые для установки на различные ракеты «воздух-воздух», в том числе на РВВ-СД. Головка 9Б-1103М-200ПА получает дополнительный полуактивный канал, а изделие 9Б-1103М-200ПС имеет пассивный канал, дополняющий основной активный. Доработанные ГСН позволяют расширить возможности перспективных ракет за счет использования разных методик поиска цели. Тем не менее, насколько известно, ракеты «170-1» пока не должны получать новые головки самонаведения.

Управление во время полета осуществляется при помощи двух пар решетчатых рулей, установленных в хвостовой части корпуса. Интересной особенностью проекта РВВ-СД стало изменение конструкции этих агрегатов. Рули новой ракеты получили обновленные крепления, стойки и приводы. За счет таких нововведений размах рулей, в сравнении с базовой ракетой Р-77, был уменьшен на 7 см. Кроме того, удалось в определенной мере улучшилить аэродинамические характеристики.

В средней части ракеты РВВ-СД располагается стержневая мультикумулятивная боевая часть. Общий вес боевой части – 22,5 кг. Подрыв боевой части производится при помощи взрывателя, связанного с неконтактным датчиком цели. Это устройство располагается позади автоматики управления. Его местоположение можно определить по набору прозрачных круглых окон на боковой поверхности корпуса. За этим остеклением установлены элементы лазерного датчика цели.


Хвостовая часть ракеты, хорошо видны сопло двигателя и решетчатые рули. Фото Vitaly V. Kuzmin / Rbase.new-factoria.ru

В хвостовой части корпуса помещается однорежимный твердотопливный двигатель, обеспечивающий полет ракеты на дальность до 110 км. Маршевая скорость полета при работающем двигателе достигает 4000-4500 км/ч. Следует отметить, при таких скоростях даже небольшие доработки конструкции рулей должны серьезно улучшать общие характеристики ракеты.

Управляемая ракета РВВ-СД способна уничтожать цели на высотах от 20 м до 25 км. Максимальная дальность пуска доведена до 110 км. Большая часть этой дистанции ракета пролетает при помощи инерциальной навигационной системы. На конечном участке, в заданной точке, производится включение активной радиолокационной головки самонаведения. Дальность захвата цели и протяженность конечного участка полета под управлением ГСН зависит от ряда параметров, в первую очередь от заметности цели. Так, летательный аппарат противника с ЭПР на уровне 3 кв.м засекается с расстояния около 20 км. Непосредственное наведение на цель производится при помощи ГСН.

По имеющимся данным, «Изделие 170-1» может поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 1500 м/с. Максимальная перегрузка цели, при которой ракета сохраняет наведение и продолжает атаку, достигает 12 единиц. За счет доработки конструкции удалось довести располагаемую перегрузку ракеты до 40 единиц. Благодаря этому РВВ-СД может выполнять разворот со скоростью до 150° в секунду.

Для использования новой управляемой ракеты в составе комплекса вооружения истребителей предлагается авиационное катапультное устройство АКУ-170Е. В составе этой системы используется механика поршневого типа с пирогидравлическим приводом. Источником энергии для сброса ракеты в таком случае является пиропатрон ЭПК-28Т-2. Предлагаемое катапультное устройство имеет ряд важных особенностей, облегчающих эксплуатацию ракет. К примеру, оборудование системы АКУ-170Е способно удерживать ракету в исходном положении до отделения от носителя, предотвращая ее развороты по крену и курсу. Кроме того, допускается перевозка ракеты в течение 30 суток без снятия и дополнительных проверок.


Активная радиолокационная головка самонаведения 9Б1103М. Фото Rbase.new-factoria.ru

Для поставок зарубежным заказчикам ГосМКБ «Вымпел» разработало комплекс средств по адаптации ракет и катапультных устройств, позволяющий применять их на авиационной технике зарубежного производства.

Носителями ракет РВВ-СД могут быть отечественные самолеты различных типов. Тем не менее, по имеющимся данным, разработка проекта велась с учетом вооружения многофункциональных истребителей Су-35С. Согласно некоторым источникам, государственные совместные испытания нового оружия затянулись именно из-за определенных проблем с этим самолетом. Таким образом, разработка ракет была приостановлена до появления полноценного авиационного комплекса, который должен был стать ее носителем.

К концу 2010 года истребитель Су-35С был готов к испытаниям вооружения. Кроме того, к этому времени завершилась доводка новой ракеты. В дальнейшем были проведены несколько испытательных пусков ракет РВВ-СД с нового самолета. Ряд тестовых запусков подтвердили как возможность использования ракет «170-1» на новой авиационной технике, так и высокие характеристики этого оружия.

К настоящему времени Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» завершила все работы по проекту РВВ-СД и довела новую ракету до серийного производства. При получении соответствующего заказа КТРВ готова начать полномасштабное серийное производство такого оружия и поставлять его в войска. Не так давно появились первые сведения о возможном контракте на поставку новых ракет.

26 августа 2015 года министерство обороны России открыло тендер на поставку «Изделий 170-1». В соответствии с условиями закрытого конкурса подача заявок завершится 28 сентября. Сам аукцион с определением победителя должен состояться 9 октября. Вскоре после этого будет подписан контракт на поставку серийного вооружения. Заказчик в лице военного ведомства намерен заказать некоторое количество ракет РВВ-СД на общую сумму не более 13 175 178 880 рублей 15 копеек. При этом общее число планируемых к заказу изделий пока является закрытой информацией.


Ракеты РВВ-СД и РВВ-МД на истребителе Су-35С, весна 2012 г. Фото Lysenko Sergey / Russianplanes.net

По открытым данным, поставки готовых изделий должны завершиться 25 ноября 2016 и 25 ноября 2017 года. Заказчик определил и раскрыл лимиты бюджетных обязательств по годам, в течение которых будет вестись выполнение заказа. Так, в 2015 году на новые ракеты планируется потратить 468 млн рублей, в 2016 – 7,241 млрд рублей, а в 2017-м – 5,466 млрд рублей. Иные подробности тендера недоступны широкой общественности.

Количество ракет, которые должны быть поставлены по результатам текущего конкурса, а также стоимость единичного изделия остаются неизвестными. Вероятно, эти сведения пока составляют государственную тайну и не подлежат разглашению. Тем не менее, и без этой информации новый тендер представляет большой интерес. Его появление говорит о скором начале полномасштабного серийного производства и поставки ракет РВВ-СД в строевые части ВВС России. Таким образом, проект дошел до логического конца, а сама ракета в ближайшем будущем «доберется» до вооруженных сил.

Согласно ряду источников, «Изделие 170-1» уже не является последней отечественной ракетой класса «воздух-воздух» средней дальности. В настоящее время специалисты КТРВ ведут работы по проекту с кодовым обозначением «180». Известно, что «Изделие 180» будет оснащено новой системой наведения и некоторыми другими агрегатами, а также получит плоскости обновленной конструкции. Перспективная ракета разрабатывается для истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), что предъявляет некоторые специфические требования к конструкции. «Изделие 180» планируется перевозить на внутренней подвеске и запускать из встроенных грузоотсеков, из-за чего оно должно иметь минимально возможные габариты.

Новейшая управляемая ракета РВВ-СД прошла все необходимые испытания и в скором будущем будет заказано министерством обороны. Кроме того, на ее базе создается новое изделие аналогичного назначения. Таким образом, в течение нескольких следующих месяцев российская военная авиация получит новые ракеты с повышенными характеристиками, а в дальнейшем арсеналы ВВС пополнятся еще одним видом управляемого вооружения для борьбы с летательными аппаратами противника.

По материалам сайтов:
http://ktrv.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://zakupki.gov.ru/
http://bmpd.livejournal.com/