Судебные споры

Конспекты занятий средней группе по весне. Занятие по развитию речи "Весна" средняя группа

Когда-то, еще в самом начале воцерковления, мне попались слова кого-то из святых отцов о том, что, по большому счету, человеком можно назвать только лишь того человека, который обрел Бога и в Боге живет. Впоследствии я встречал эту мысль в различных святоотеческих книгах, она немного по-разному сформулирована, но по сути своей, безусловно, верна. У каждого тварного существа - от бесплотных Небесных сил до простейших микроорганизмов - есть свое предназначение, и оно ему следует. И только лишь одно существо - человек - свое предназначение, которое заключается в том, чтобы быть в общении с Творцом, пребывать в Боге, игнорирует и из-за этого находится в совершенно потерянном состоянии. Потерянном в прямом смысле слова - как заблудшая овца или как та утраченная хозяйкой драхма, которую она ищет (см.: Лк. 15:8–10).

Но при всей верности этого утверждения у него есть и оборотная сторона, о которой также пишут святые отцы: безусловная ценность каждого человека. И как раз-таки об этом мы очень часто забываем. Пытаясь принять для себя ценность людей чужих, незнакомых, посторонних, мы зачастую упираемся как бы в некий тупик, потому что нам на самом деле очень трудно дается любовь даже к самым близким. Сколько раз приходилось сталкиваться с тем, что самый обычный человек, не какой-то особенно жестокий, не какой-то бесчеловечный, который к тому же ходит в храм, исповедуется и причащается, говорит о ком-то из ближайших родственников: «Мы устали, измучились, он лежит парализованный, больной, и всё никак Господь не приберет». И это такой ужас, что даже вместить его в сердце невозможно, - человек даже сам до конца не понимает, что говорит, хотя говорит то, что действительно чувствует.

А как тогда можно любить тех, кто далек? Как можно любить тех, кто вызывает неприятные эмоции? Тем более как любить тех, кто нам причиняет какое-то зло? На самом деле сознание человека даже самой этой мысли противится, и стоит труда хотя бы сосредоточиться на ней умом. Это сопротивление возникает тогда, когда мы опираемся на свои ощущения: воображение рисует нам некую панораму людей, среди которых и те, с кем приятно находиться рядом, и те, рядом с кем трудно даже остановиться, настолько они ужасно выглядят и плохо пахнут, и те, о ком может прийти мысль, что лучше бы их просто что-то стерло с лица земли, настолько страшные злодеяния они совершили. Но ответ на вопрос о любви к человеку находится глубже, не в области ощущений,- так же, как и ценность человека заключается не в том, каков он, не в том, что он делает, не в том, каковы плоды его жизни. И за этим ответом нужно погружаться в себя и искать его там, потому что если мы его для себя не обретем, то не сможем исполнить евангельскую заповедь о любви к ближнему. Ведь ближний - это не близкий, это в принципе любой человек.

Думаю, что ответ на этот вопрос можно начать искать с понимания того, что человек в течение своей жизни может сделать с самим собой. Один человек разрушает себя и свою жизнь, пренебрегает своим достоинством, уничижает его. Другой - напротив, старается раскрыть в себе то, что было ему дано первоначально, развить все свои таланты. Но главное в этих людях будет оставаться общим: каждого из них бесконечно премудро сотворил Господь. И то, что вложил в человека Господь, гораздо больше, чем то, что человек может сделать с самим собой, потому что эта основа неуничтожима.

Если мы прочтем в Книге Бытия историю творения человека, то увидим момент, когда Господь не просто творит Адама из ничего - Он вдыхает в его лицо дыхание жизни (см. Быт. 2:7). И этот момент очень важен в осознании того, кем является человек для Бога. Мы можем изготавливать какие-то вещи, предметы, но они не будут нам дороги. Однако бывает, что вещь нам действительно внутренне дорога, и тогда мы можем сказать о ней: «Да я же в нее душу свою вложил!»

Вот человек - это тот, в кого Бог вложил душу. И человек для Бога не просто ценен - человек Богу бесконечно дорог.

Он не может перестать быть дорог - так же, как нам не перестанет быть дорога какая-то очень памятная сердцу вещь просто оттого, что она сломалась или запачкалась. И потому мы ни в коем случае, будучи людьми верующими и составляя то малое стадо, о котором говорит Господь (см. Лк. 12:32), не должны думать, что чем-то принципиально отличаемся от других.

Мы не должны полагать, что составляем некую касту избранных, а остальные люди проживают свою жизнь совершенно напрасно. На самом деле в любом человеке есть то, что достойно внимания, участия и любви других людей. И нам это воспоминание нужно постоянно в себе возгревать: если мы стремимся быть ближе к Богу, то, что дорого Ему, не может не быть столь же дорого и нам.

Конечно, кто-то может спросить: «Вот вы говорите, что нужно любить злодеев. А сами-то пробовали? Вы хоть понимаете, что за этим стоит?» Мне в жизни - так сложилось - приходилось неоднократно сталкиваться с людьми, совершившими такие преступления, которые я даже не буду здесь описывать. Могу сказать, что я представлял себе в этот момент тех, кого они лишили жизни. Могу сказать, что и во мне рождалась эта реакция ветхого человека: что сделать так, чтобы этого человека не было,- это самое естественное, что можно сделать сейчас. И я с этой мыслью боролся, говоря себе о том, что она не достойна ни христианина, ни тем более священника. А еще я думаю, что трезво мыслящий священник не будет обращаться к родственникам над гробом жертвы с проповедью о том, что в убийце тоже есть что-то хорошее. Но при всем этом меня каждый раз удивляло нечто иное, что появлялось в этот момент у меня в сердце. Я понимал, что вижу в этом человеке то, что в нем есть помимо того страшного, тяжелого, испорченного, что вышло в его жизни на первый план.

Когда-то, в советские времена, я посмотрел фильм «Иди и смотри» и на всю жизнь запомнил из него такой эпизод. Герой этого фильма, мальчик лет четырнадцати, увидев буквально за несколько дней все те ужасы, которые несет в себе война, поседевший от переживаний, замечает упавший в грязь портрет Гитлера. Он подбегает к нему и начинает, не помня себя от ярости, в него стрелять. И в то время, как он стреляет, в его сознании возникает такая панорама: вот Гитлер - глава Третьего рейха, вот он еще до политических событий в Германии, вот он просто юноша, подросток. Словно пленка отматывается назад, и в конце концов герой видит младенца, лежащего в колыбели,- тогда он приходит в себя и перестает стрелять. Возврат к тому, что это всего лишь навсего человек, который также был когда-то беззащитным ребенком, дает ему силы жить дальше и в своей ярости не погибнуть. И именно с таким пониманием мы можем научиться прощать, а простив, перерастать даже самые страшные испытания, которые могут для нас люди уготовать посредством того, какими они становятся.

Портрет Адольфа Гитлера в детстве и кадр из финальной сцены фильма “Иди и смотри”

Лететь выше встречного ветра

В своей повседневной жизни, фильмах, книгах мы можем почерпнуть примеры, являющие такую любовь к человеку, которая основывается на его безусловной ценности. Лично для меня особенно важны два таких примера, причем оба они явлены людьми, даже не просвещенными светом Святого Крещения.

Еще в детстве я узнал историю выдающегося педагога Януша Корчака, который, будучи директором еврейского детского дома в Варшаве, отказался покинуть своих воспитанников и погиб вместе с ними в концлагере Треблинка. Его книги, особенно «Король Матиуш Первый» и «Когда я снова стану маленьким», я считаю лучшими книгами, которые можно порекомендовать родителям, пытающимся понять своих детей. В суровую эпоху начала ХХ века, между двух мировых войн, этот человек писал об уникальности каждой человеческой жизни, о хрупком и бесценном даре, который заключен в каждом ребенке, родившемся в мир. «Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод из плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня».

А другой пример - это замечательный психолог, создатель так называемой логотерапии Виктор Франкл. Главным постулатом его учения является непоколебимое убеждение в том, что главной, базовой жизненной потребностью для человека является смысл. Жизнь Франкла также навсегда изменил концлагерь: там погибла вся его семья - родители, жена и брат. Это был человек, признававший бытие Бога и на протяжении всей своей жизни к Богу обращавшийся, хотя и, безусловно, не принадлежавший к христианской религиозной традиции. Несмотря на это, я убежден, что его книги для людей, ищущих Бога и пытающихся понять, что такое есть человек, могут стать своего рода детоводителем к христианству.

В работе современных психологов есть одна черта, которая очень меня смущает: многие из них видят своей задачей постараться примирить человека с тем, каков он есть в его наличном состоянии: «Прими себя таким, каков ты есть» - так, пожалуй, можно было бы сформулировать этот принцип. И другой принцип: «Тебя что-то беспокоит? Исключи это из своей жизни, забудь о нем». И самое неутешительное здесь то, что кто-то этот принцип начинает применять и по отношению к людям. Бывает, что человек приходит в храм, побывав до этого у психолога, и выясняется, что он практически ни с кем из близких не общается, потому что ему объяснили: мама-пенсионерка вас подавляет - не ездите к ней, с выросшим сыном у вас конфликт интересов - разменивайте квартиру и сводите общение к минимуму, муж (жена) не хочет вас принимать со всеми недостатками - наверное, вам лучше расстаться.

Слушая что-то подобное, я вспоминаю пример из жизни опять же Виктора Франкла: лет в семьдесят он решил научиться водить самолет. И из этой науки он вынес для себя такой образ: если ты куда-то летишь и появляется сильный встречный ветер, который тебя сносит, - нужно лететь не в ту точку, в которую тебе нужно попасть - нужно лететь выше этой точки, и тогда ты попадешь туда, куда тебе надо. То же самое, утверждал он, можно сказать и о человеке: если принять, что человек таков, каков он есть, в итоге он окажется гораздо хуже, чем он есть, и не исполнит того, что должен исполнить,- «встречный ветер» прибьет его к земле. Но если принять, что человек может и должен «лететь выше» своего нынешнего курса, в результате ему все же удастся попасть туда, где должен человек в итоге своей жизни оказаться, он сможет соответствовать своему предназначению. И это «лететь выше» предполагает не уход от проблем, не задвигание этих проблем в какой-то дальний угол ради создания себе «зоны комфорта», а перерастание их, с Божией помощью, и перерастание себя ради более высокого смысла. Кто-то увидит в этом некий идеализм, однако сказанное на самом деле является предельным реализмом.

Ценность абсолютно каждого человека обуславливается, в том числе, тем, что в любой человеческой жизни присутствует смысл. И этот смысл нельзя придумать - его можно в своей жизни только найти.

Он неповторим, однако в нем есть составляющая, актуальная для каждого человека,- это ответственность за ту жизнь, которая тебе дана. И если человек эту ответственность принимает, более христианского отношения к жизни не найти.

Любовь как состояние

Удивительные встречи людей со Христом, о которых нам повествует Евангелие, потому каждый раз и были удивительными, что в человеке при встрече с Господом вдруг оживало то, что было вложено в него при сотворении. И в человеке падшем, в человеке с точки зрения общества никуда не годном, вдруг открывалась необыкновенная красота, которая была первоначально дана ему Богом. Как писал святитель Николай Сербский, смотря на Христа, мы можем увидеть во Христе то лучшее, что есть в нас самих. И если мы научимся узнавать в людях то, что есть во Христе, а во Христе - то, что есть в людях, нам будет гораздо проще понять, как любить людей.

Безусловно, любовь должна быть не чувством, которое у нас возникает в какой-то определенной жизненной ситуации - она должна быть нашим состоянием. В христианстве любовь рассматривается именно как состояние: нам, христианам, должно быть свойственно любить других людей. Этой любви очень многое может препятствовать в нас самих, этой любви очень многое может сопротивляться в окружающей нас жизни, в какие-то моменты она может нами если не утрачиваться, то ослабевать,- но все это должно рассматриваться нами как нечто неестественное, неправильное, как то, что обязательно нужно преодолевать. Любовь не отменяет необходимости в какой-то конкретной ситуации и противостоять человеку, и ограничивать его свободу совершать зло, но это противостояние не должно приводить к обесцениванию человека.

Преподобный Силуан Афонский говорит о том, что когда ты по-настоящему строг к самому себе, ты начинаешь иначе относиться к людям. Ты понимаешь, какого колоссального труда тебе стоит быть хорошим или хотя бы стремиться к тому, чтобы быть хорошим, или хотя бы не быть совсем плохим. И тогда, глядя на других людей, ты осознаёшь, что и им требуются столь же колоссальные усилия, и у них на эти усилия не хватает сил и решимости. И ты уже не судишь их, потому что тебе абсолютно не до этого. Тебе достаточно того, что Господь в этого человека вдохнул дыхание жизни, и оно в нем пребывает. Это и есть самое главное в любом человеке, который когда бы то ни было жил на земле и будет жить.

Ирина Ходаковская
«Весна идёт - весне дорогу». Открытое интегрированное занятие в средней группе

Весна идёт - весне дорогу .

Реализация Федеральных государственных требований : интеграция полученных умений и навыков ребёнка через образовательные области «Познание» , Коммуникация», «Социализация» , «Здоровье » , «Музыка» , «Художественное слово» . Использование игровой ситуации на протяжении всего занятия , внедрение развивающих технологий в работе с детьми.

Цель :уточнить характерные признаки Весны , выявить простейшие причинно- следственные связи.

Задачи :

Образовательные :

Учить устанавливать причинно - следственные связи.

Продолжать учить составлять предложение на основе картинок - символов.

Обогащать словарный запас.

Учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения.

Закреплять умение воспринимать образ весны в музыке , стихах, рисунках, создавать нужный пейзаж

Обогащать речь детей существительными, прилагательными

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях

активизировать словарь за счёт слов (март, апрель, май, проталины, капель, подснежник, почки, ледоход, ручейки, перелётные птицы, «протальник» , «снегогон» , «травень» .

Развивающие :

Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание

Развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику

Развивать зстетическое восприятие красоты природы.

Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе

Способствовать формированию интереса детей к природе .

Воспитательные :

Воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к природе

воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

Доставить детям радость и удовлетворение от занятия .

Оборудование : картинки (ручей, сосульки, ледоход, проталины, подснежники, весенний пейзаж (отдельные объекты обозначения для составления сюжета :солнце, ручей, ледоход, птицы, подснежники, деревья с почками, сосульки, ширму, костюмы животных (лиса, заяц, ворона, медведь, заяц)

Ход нод:

Восп : Давайте поздороваемся с гостями . Сегодня радостный день! Правда, ребята? А вы знаете почему у нас в группе поселилась радость .

Радость побежала по дорожке

Радость распахнула все окошки

Радость разбудила всех детей

Радость пригласила к нам гостей.

Восп : «Встали на лужок - сделали кружок»

Послушайте загадки (кто отвечает тот садится) .

1 Тает снежок

Ожил лужок,

День прибывает

Когда это бывает? (Весной )

2 Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит

Снег худеет, мякнет, тает,

Что за месяц? Кто узнает? (март- первый месяц весны )

3 Сколько весенних месяцев (3)

4 Какие? Хором : Март, апрель и май - их не забывай.

5 Что весной греет светит , припекает? Солнце)

6 Что с крыши свисает, капает, тает? (сосулька)

7 Весной он тает , плачет, оседает? (снеговик)

8 что весной темнеет , тает, водой убегает (снег)

9 что весной бежит , журчит, поёт (ручеёк)

10 цветок растущий из под снега (подснежник)

11 птицы, которые осенью улетают, а весной прилетают (перелётные)

12 участок земли где растаял снег? (проталина)

Воспит : Вот и к нам пришла весна . Вы уже догадались, что говорить сегодня будем О ЧЁМ? Весну издавна любил народ . Называли её весна - красна . Вся природа просыпается весной , после зимних холодов. Появляется зелёная травка, первые цветы, прилетают птицы.

Март - Протальник (от слова проталины) , потому что начинает таять снег и образуются первые проталины.

Апрель - Снегогон, потому, что быстро, разливаясь ручьями тает снег. Вот кое - где уже появляется зелёная травка.

Май - Травень потому что всюду появляется трава и тянутся к солнцу молодые листь. Вот и полность. очистилась природа от зимы.

А сейчас я предлагаю составить портрет Весны . (согласны)

Коллективная работа «Портрет Весны » Коллаж

- Весна - это переход от зимы к лету.

Солнце ярко светит и припекает. (солнце)

На деревьях набухают почки и появляются маленькие листочки. (деревья)

Из тёплых краёв возвращаются птицы. (птицы) Музыка

Лёд на речках тоже тает, он ломается на льдины и плывёт по реке. Говорят, что на реке ледоход. (ледоход)

Из растаявшего снега получаются весёлые ручейки и большие лужи (Ручейки)

Проталина - место, где стаял снег и открылась земля .

В лесу на проталинах появляются первые цветы - подснежники (подснежники)

Снег начинает таять, появляются сосульки, звенит капель. (сосульки) Музыка

Какая весна у нас получилась ? ответы детей (весёлая, звонкая, хрупкая, прозрачная, блестящая)

А сейчас я предлагаю вам поиграть «Солнечный зайчик»

(гимнастика для глаз)

Солнечный мой заинька (вытягивать вперёд ладошки)

Прыгни на ладошку

Солнечный мой заинька (ставить на ладонь указ. палец другой руки)

Маленький как крошка

Прыг на носик, на плечо

Ой как стало горячо!

Прыг на лобик и опять

На плече давай скакать (следить взглядом за движениями пальца)

Вот закрыли мы глаза (ладонями)

А солнышко играет :

Щёчки тёплыми лучами

Нежно согревает (широко раскрыть глаза)

Игра с зеркалом.

Сценарий сказки «Как звери весну искали »

Ой, ой, ой, а это, что за зайчик к нам прибежал

Заяц : ля, ля, ля.

Ворона : Кар - кар. Что ты так развеселился?

Заяц : Так ведь весна наступила ! Хорошо то как!

Ворона : Н икакая это не весна ! И не придётона к нам ! Видишь вон, там ещё снег не растаял, а на реке и лёд. Кар - кар.

Заяц : Как это не придёт ?

Ворона : А вот так. Не придёт . Я всё знаю (улетая : Кар, кар)

Заяц : (громко плачет) : - Как же мы будем без весны ?Как же лето наступит?

(появляется ёж)

Ёж : - Эй Косой, что ты плачешь? И так сыро. Вон сколько воды!

Заяц : Ничего ты Ёж, ты знаешь. Весны не будет . А-а-а (плачет)

Ёж : Да кто тебе сказал?

Заяц : Ворона, она всё знает!

Ёж : Как же не будет? А я вот проснулся, травку молоденькую отыскал, подкрепился немного. Ай ай ай

Заяц : Проснулся, подкрепился!Я вот шубу белую на серую поменял, как мне теперь быть? (плачет)

(появляется Лиса)

Лиса : Что за шум, кто здесь плачет?

Заяй : Ой, ой, Лиса, побегу, спрячусь. (убегает)

Лиса : Привет, колючий, что здесь происходит? Это ты так горько плачет?

Ёж : Ты, Лиса, ничего ещё не знаешь. Весна не будет . Так Ворона сказала, а она всё знает!

Лиса : Да что ты такое говоришь!Как это не будет! У меня шубка линять начала, вот посмотри!

Ёж : Плохо дело. Не выжить нам!Пойду я к Дятлу, расскажу ему, какая беда случилась. (вздыхает и уходит)

Лиса : - весна не будет . А вон солнышка как припекает. (Поварачивает мордочку к солнцу на декорации) Страно!

(Из-за ширмы появляется Волк у него в лапах букет подснежников)

Волк : - Здравствуй, Кумушка. Что ты такая невесёлая?Смотри, какие я цветы нашёл, подснежники!Волчице своеё несу, она у меня очень любит цветы!Вот обрадуется.

Лиса : - Серый, ты ещё не знаешь. Весна не будет ! Ворона так сказала.

Волк : - Нет, Лиса, не верю я тебе, да и Вороне тоже! Пойдём-ка к Медведю, узнаем, проснулся он или нет?

Лиса (беспокойно) : - Некогда мне! Будет весна ,не будет, а я проголодался. Побегу, добычу поищу. Пока, Серый.

Волк :(громко кричит) -Медведь, Медведь!

(Появляется Медведь)

Медведь :- Ну что ты раскричался? Медвежат моих разбудешь. Они играли, резвились, только успокоились, заснули, а ты кричишь.

Волк : - Косолапый, весны не будет !Медведь : Ну и глупый же ты, серый! Посмотри вокруг! Вот же она весна ! (разводит лапами поворачивается)

Волк : (крутится) Где? Ничего не вижу!

Медведь : Посмотри солнце как светит! Вот проталинки, травка зелёная пробивается. А у тебя в лапах то что? Подснежник!

Волк : Да. Это верно. Смотри ка, почки на деревьях набухли. Весны не будет ! Ха-ха-ха! Ану ка прислушайтесь (звучит запись с пнием птиц) . Слышите. Птицы поют, возвращаются из тёплых стран. Хлопочут, гнёзда вьют. А это значит, веснанаступила !

Ёж : Да, я и сам тоже думаю : дни стали длиннее, ночи короче! А мне спать совсем не хочется!

Заяц : Так говорите, наступила весна ? Ой, как хорошо! Ворона опять неправду сказала! Обманула нас!

Волк : А вы волчицу мою не видели?

Заяц, Лиса, Ёж Нет, Волк, мы никого не видели, мы весну искали ! И нашли! Здравствуй Весна !

Выходит Весна ! Читает Стих.

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи

А сегодня прямиком

Шлёпает по лужам

Гонит тёплые снега

С гомоном и звоном

Чтобы выстелить луга

Бархатом зелёным

Скоро! Скоро! Быть теплу

Эту новость первой

Барабанит по стеклу верба.

Серой лапкой верба

Весна - прекрасное время года Весну ждут , встречают люди. О весне написано много стихов.

Дети : Тает снег.

Снег растаял, снег растаял,

Это новость непростая,

Это значит наступает

Настоящая Весна !

Дети : Длиннее день.

Что ни сутки, по минутке,

День длинней, короче ночь.

Потихоньку прогоняем

Зиму прочь!

Дети : Начинается капель.

На солнышке согрелась ель,

Подтаяла сосна,

Идёт апрель , звенит капель,

В лесу у нас весна !

Дети : Прилетают птицы.

Последний снег в апреле тает.

Все рады солнцу и весне ,

Весна в апреле прилетает ,

С весёлой ласточкой ко мне!

Ребята, чем мы занималиь сегодня на НОД? (ответы детей)

Весна , вместе с детьми раздаёт гостям подснежники.

Освітні завдання. Формувати екологічну свідомість, підтримувати у дітей прагнення дотримуватись правил природокористування, розуміння того що природа потребує дбайливого ставлення з боку людини. Виховувати любов та бережне ставлення до рідної природи.

Викликати у вихованців захоплення від природи, жваво реагувати на весняні зміни в найближчому довкіллі.

Розширювати та збагачувати поняття дітей про хід і послідовність змін у природі, розуміти їх причини і наслідки. Знайомити вихованців з особливостями життя тварин та птахів у весняний період.

Вчити дітей складати творчі розповіді за схемою на основі власного досвіду, добирати рими до слів. Формувати вміння сприймати зображення через уявні відчуття і передавати їх у зв"язному висловлюванні.

Розвивати навички різних видів мовлення (розповідного, пояснювального, діалогічного), поповнювати активний словник епітетами, порівняннями, образними висловами. Удосконалювати у дітей артикуляцію, чіткість і виразність мовлення.

Учити малят розуміти зміст тематичних образних порівнянь, епітетів, підтримувати цікавість до літературних та музичних творів,розвивати здатність бачити прекрасне, чарівне, дивовижне в природному довкіллі

Удосконалювати вміння малят творчо мислити, передавати в руховій діяльності об"єкти живої природи.

Попередня робота:

Читання оповідання Г. Скребицького В. Чапліна «Хто як весну зустрічає».

Розглядання альбомів «Розповімо дітям «Про тварини України» «Про птахів України»

Обладнання: картки-схеми; малюнки із зображенням сонця, вогню, лампочки, дерев. кущів. квітів; скляний мольберт з розмальованим тлом; музика «Пори року»

Вихователь звертається до дітей:

Діти, сьогодні зранку я в групі знайшла ось таку книгу(показує книгу). Вона називається «4 сестриці- господині». Як ви гадаєте, хто ж ці сестриці господині»?
Про що говориться в цій книзі?(діти розглядають ілюстрації і висловлюють свої припущення)

Діти сідають на подушечки, вихователь читає оповідку:

Жили-були собі 4 пори року: Зима, Весна, Літо, Осінь. Жили завжди вони дружно у злагоді і мирі, та по-черзі панували на Землі: три місяці - Зима, три місяці - Весна, три місяці - Літо, три місяці - Осінь.

Але одного разу Зима вирішила. що вона головна на Землі: нахмурила брови, махнула засніженим рукавом і не захотіла поступатися Весні. Стурбувалися люди, засумували під сніговим простирадлом рослини, перестали співати птахи. Разом з ними захвилювалися Літо і Осінь.

Лише одна Весна була спокійна і впевнена:

Не турбуйтеся любі мої!- сказала вона. -У мене є диво, яке допоможе перемогти холод.
Діти, а далі я більше нічого не можу прочитати, тому що,мабуть, сніжинка залетіла на сторінку і розтанула там, всі букви розмились.
Але ось в книзі є ще конверт, а там якісь малюнки, можливо, вони нам допоможуть дізнатися про диво. яке говориться в казці.

Вихователь виставляє малюнки, на яких зображені лампочка. вогонь, сонце.

Діти, та як ви вважаєте, що ж може бути тим дивом, яке допоможе Весні побороти зимовий холод?
Так, це сонце.(Діти розповідають, чому саме сонце, а не лампочка і вогонь може перемогти зимовий холод)

Д/вправа «Сонечко яке?»

У вихователя в руках іграшкове сонечко, до кого торкнеться воно, той і відповідає. Вихователь починає фразу, діти продовжують:

Сонечко жовте, як…(кульбабка)

Сонечко кругле, як…(м"ячик)

Сонечко рум"яне, як…(колобок)

Сонечко ласкаве, як…(мама, бабуся)

Діти, а як ви думаєте, що робить сонечко?Як же воно допомагає Весні? (Діти передаючи сонечко по колу називають слова-дії: сонечко світить, зігріває землю, розтоплює сніг, зазирає у віконечко…)
То ж давайте будемо продовжувати нашу весняну казку. Діти, які ж зміни відбуваються в природі з приходом весни? (діти називають)
Так, діти, але в природі все відбувається в певній послідовності і про це допоможуть дізнатися ось такі схеми-позначки.
Ой, вони всі перемішалися. Можливо ви мені допоможете поставити їх у правильній послідовності.

Діти виставляють схеми- позначки.

Тепер уявіть, що ми з вами письменники - «творці книги». Складемо красиву розповідь за цими схемами-позначками:

«Прилинула на крилах Весна- чарівниця.ю Пригріло тепле весняне сонечко. Всюди розсипало свої золоті промінчики. Потекли жваві веселі струмочки з-під снігу і розбудили землю від зимового сну. З"явилися перші весняні квіти: проліски, підсніжники, ряст, первоцвіти. На деревах і кущах з"явилися бруньки, повертаються з теплих країв птахи.»

Молодці, а тепер уявіть, що ми поети. Зараз пограємо в гру «Слово називай - риму добирай»

Д/гра «Слово називай - риму добирай»

Діти підбирають рими: весна-красна, ясна, запашна; сонечко - віконечко; бурульки - цокотульки, веселуни; квіточки - діточки, зіроньки; деревце - стебельце; пташка - комашка, ромашка; комашки - пташки, пастушки.

А зараз я вас запрошую на зелену галявину.

Вправа на релаксацію «Намалюй те, про що ми говорили».

Діти сідають по колу один за одним і на спині дитини, що сидить попереду, малюють весняні слова, називаючи, що малює:

Я малюю веселе сонечко.

Я малюю зелену травичку.

Я малюю дзвінкий струмочок.

Я малюю блакитну квіточку.

Я малюю рясний дощ.

Я малюю тендітний підсніжник.

Я малюю блакитне небо.

Діти, як ви думаєте. де живе Весна?
Так, у лісі. А ви б хотіли побувати у весняному лісі.
Але до лісу дуже далеко, потрібен транспорт. У нас його немає. Як же нам бути?(Пропозиції дітей)
Ось нам художник подарував картину, яка називається «Весна у лісі».

Давайте розглянемо її, подивимось, що робить Весна у лісі.

Вихователь відкриває картину, накриту тканиною:

Але що це? Де поділось зображення на ній? Здається, я здогадалась. Це, мабуть, останні витівки Зими. Це вона стерла все те, що намалював художник. Тож давайте ми з вами створимо самі картину «Весна в лісі».

Вихователь пропонує з малюнків, що лежать на столі викласти на скляному мольберті веселий пейзаж (основа за тонована у відповідні веселі кольори).

Діти підбирають зображення дерев, кущів, квітів відповідно до сезону і кліматичних умов зростання, викладають картину і коментують свій вибір(під музичний супровід П. У. Чайковського «Пори року» Весна)

Діти, що ж ми з вами створили?
Картину «Веселий пейзаж».
Що вам найбільше подобається?
А тепер заплющуйте очі, уявно доторкніться на картині до кори дерев, хвої, снігу, вербових котиків. Що ви відчуваєте?
Які вони?(кора дерев - шорстка, хвоя - колюча, сніг - холодний. мокрий, вербові котики - м"які та ніжні)
А тепер уявіть, що ви відчуваєте запах весни. Чим пахне весна?(прохолодним повітрям, запахом торішньої трави, листям)
А тепер уявіть. що ви одягли навушники. Послухайте, які звуки лунають весною?(Діти називають)
Як дзюрчить струмочок? (дз-з-з)
Як розкриваються бруньки? (пам)
Як шумить вітер? (ш-ш-ш)
Як скрекоче сорока? (скре- ке-ке)
А зараз уявіть. що у вас в руках біноклі. Подивіться в них. Можливо, за допомогою бінокля ви зможете розглядіти те, що не побачили «неозброєним оком»(Діти називають те. що побачили: комашку, жук-сонечко).
Діти, але мені здається. що на картині когось не вистачає. Хто живе в лісі?
Так, дикі тварини.
Але чомусь їх не видно.

Лунає телефонний дзвінок:

Малята, звірі повідомляють нам, що у них з приходом весни з"явилось дуже багато клопотів, тому їх не можна побачити, але звірята прислали загадки про себе. Якщо ви відгадаєте, про кого йде мова, вони неодмінно з"являться на екрані.

Загадка про зайця:

Взимку білий він, як сніг,

Влітку сірий з вух до ніг.

Не помітять хижаки:

Ні лисиці, ні вовки.

На екрані з"являється зайчик.

Хто це?
Так, це заєць, значить ви вірно відгадали загадку.

Д/гра «Довідкове бюро»

Дитина розповідає про зміни, які сталися в житті зайця з приходом весни: «Взимку заєць був білий пухнастий. Але навесні почав линяти, по-літньому одягатись. Зимова шерсть линяє, а замість білої виростає інша - сіра,гладенька, щоб легше було від ворогів ховатися. У зайчихи народилися маленькі зайчата, вона годує їх молоком, а як підростуть - будуть гризти траву, молоді пагінці дерев, кущів.»

Загадка про білочку:

По деревах спритно скаче,

Шишки лускає добряче.

За умови правильної відповіді на екрані з"являється білка.

Розповідь дитини: «Білочка живе на деревах. Харчується насінням шишок,жолудями, горіхами,бруньками дерев. Шубка була у білки червоняста, але на зиму стала сіра. Навесні у білки з"являються білченята, вони голі і сліпі. Незабаром вони підростуть і будуть собі здобувати їжу.»

Загадка про їжака:

Взимку спав у купі хмизу,

Навесні він звідти виліз,

Колючки свої почистив

І побіг шукати їсти.

За умови правильної відповіді на екрані з"являється їжак.

Розповідь дитини: «Взимку їжак під купою хмизу цілу зиму нічого не їв, дуже схуд і зголоднів. Харчується мишами, комахами. Навесні у їжака з"являються малята.»

Ну що ж, діти, ви, мабуть, зрозуміли, що ліс - це царство Природи, але ми його гості, і ми повинні, завжди перебуваючи в лісі, пам"ятати про це і іншим нагадати. Тож давайте розтавимо в лісі екологічні знаки, щоб ніхто не зміг нашкодити цьому царству.(Діти розвішують екологічні знаки пояснюючи, що кожен з них означає.)

У грамзапису лунає курликання журавлів.

Голоси яких птахів ви чуєте?
Так, це журавлики повертаються до нас із теплих країв?
Як іще називають журавлів?(віщунами, провісниками весни,через приємний голос, що вони подають після повернення з вирію)
Уявіть собі, що ви повертаєтеся на батьківщину із теплих країв.

Під звуки мелодії «журавлі» летять до рідної землі. Як музика стихне «журавлики» завмирають і стоять нерухомо. Але щоб потрапити на батьківщину необхідно дати інтерв"ю журналісту(вихователю).

Запитання до «журавликів»:

Як називають птахів, які відлітають у теплі краї?
Де ви провели зиму?
Чому не залишилися зимувати у нас?
Де ви живете?
Чим ви харчуєтесь?
Які ще пташки зимували разом з вами?
Чому не відлітали сороки, синички, дятли?
Яку користь приносять пташки?
Як люди готуються до зустрічі птахів?
Діти, чому за Зимою приходить Весна? (сонце навесні піднімається все вище над землею, воно віддає більше тепла і допомагає перебороти зимовий холод)
А який настрій принесла вам весняна пора? (веселий, бадьорий, радісний, піднесений)
А коли такий настрій, що хочеться робити? (веселитися, сміятися радіти, співати)

Діти співають пісню «Веснянка».

Підготувала та провела.