Судебные споры

Фотоаппарат фэд - символ советской фотоиндустрии. Как создавался советский фотоаппарат «ФЭД», именуемый «непробиваемым Фотоаппараты фэд история

ФЭД - марка знаменитого фотоаппарата, выпускавшегося в советское время на Харьковском машиностроительном заводе с таким же названием. Общеизвестно, что дальномерный фотоаппарат ФЭД стал копией немецкой камеры Leica. Якобы советские инженеры разобрали немецкий фотоаппарат и один к одному скопировали его устройство. Однако это утверждение не соответствует действительности. Фотоаппарат, который известен нам как ФЭД, появился намного раньше, чем это принято считать.

В дореволюционной России существовало предприятие Оптического Харьковского Общества, на котором в 1906 году была разработана малоформатная камера и представлен ее опытный образец. Ее разработкой занимался талантливый инженер Корнелий Евтушенко. Спустя два года было запущено серийное производство «Циклопа» - такое название получила камера, разработанная Евтушенко, ставшая впоследствии прототипом знаменитого ФЭДа.

Съемки проводились на 35мм фотопленку, у камеры был 45мм объектив с отверстием 1:3,2, тканевый прорезиненный шторно-щелевой затвор, высокая точность отработки выдержки (от 1/20 до 1/500 секунды). Прочный корпус фотоаппарата был изготовлен из латуни. Стоимость его была достаточно высокой и составляла 120 рублей. Несмотря на это, камера была востребована, и не только в России.

«Циклопами» пользовались при дворе императора Николая II. В 1913 году модель была усовершенствована - появился встроенный оптический видоискатель, так же появилась возможность заменить объектив. В то же время появился и аппарат Оскара Барнака, который позже назовут Leica. Его изобретение не стало популярным, так как был «Циклоп», и он был совершеннее изобретения немецкого инженера. Даже во время Первой Мировой Войны выпуск «Циклопов» не прекращался. Была создана серия фотоаппаратов с никелевым и золотым покрытием. Один из них был преподнесен Николаю II в качестве подарка. В 1916 году завод стал выпускать военную продукцию, затем последовали годы революции, гражданской войны и разрухи. Лишь в 30-х годах выпуск «Циклопов-Люкс» возобновился, его производство доверили малолетним преступникам из Харьковской трудовой коммуны имени Дзержинского.

Изобретение Барнака второй модификации к этому времени уже выпускалось на заводе Эрнста Лейтца. Так что, известная всем легенда о происхождении ФЭДа не является истинной. Качество немецкой Лейки 1932 года русскими инженерами было достигнуто еще в 1913 году.

Модели фотоаппарата ФЭД

Первое время фотоаппарат вручную собирался воспитанниками детской трудовой колонии имени Дзержинского. Отсюда и название аппарата ФЭД, которое расшифровывается как Феликс Эдмундович Дзержинский. Его серийное производство было начато в 1934 году. Фотоаппарат постоянно совершенствовался, в месяц с конвейера сходило по 18 тысяч экземпляров.

Удобный, компактный, очень прочный и недорогой фотоаппарат стал всенародным любимцем, вытеснив громоздкие и тяжелые старые камеры. Существует легенда о том, как ФЭД упал с Эйфелевой башни, и к всеобщему удивлению парижан и туристов, не разбился и остался работоспособным. От удара помялся лишь верхний щиток.

В промежутке между 1934 годом и серединой 50-х годов выпускалось множество модернизаций ФЭД. Особенностью моделей было отсутствие синхроконтакта и автоспуска. C 1938 по 1941 год выпускалась вторая модель "ФЭД-С" с широким набором выдержек и объективом 2,0/50. В 1941 году вышла модель «В» с добавлением длительных выдержек.

В 1955 - 1970 годах запустили "ФЭД-2" с возможностью диоптрийной поправки. Позже добавили синхроконтакт, автоспуск с временем работы 9-15 сек. В 1969 году появился рычажный взвод с блокировкой недовзвода, новый корпус и уменьшенная база дальномера. Тираж "ФЭД-2" составил 1632600 штук.

"ФЭД-3" выпускался в 1961-1979 (-1983?) годах. Увеличилась длина выдержки, добавился замедлитель для второй шторки, за счет чего получились длинные выдержки диапазоном от секунды до пятисот. Увеличился размер камеры по вертикали. Выпущено 2086825 экземпляров. В экспортном исполнении камера называлась Revue-3.

В 1964-1980 годах выпускались модели "ФЭД-4" и "ФЭД-4к" с встроенным несопряженным селеновым экспонометром, что добавило размеров по вертикали. Выпущено 633096 шт. Экспортный вариант носил название Revue-4. В 1977 -1990 годах - усовершенствованные модели "ФЭД-5" и "ФЭД-5с".

Последней моделью, разработанной заводским КБ, стал ФЭД-6. Это был зеркальный фотоаппарат, уровень которого значительно превышал его предшественников. Но в серийное производство он не попал, так как в 90-е годы не выдержал конкуренции с дешевыми и простыми заграничными «мыльницами». В настоящее время на заводе, где выпускался ФЭД, производят авиадетали.

Продолжая тему дальномерных камер, я решила рассказать о своем лучшем друге. Это камера ФЭД 5В. Любимый тяжелый кирпичик, висящий на тонкой женской шее.

Credits: fish300

«Феликс Эдмундович Дзержинский» – советский дальномерный фотоаппарат. Выпускался с 1975 по 1990 год. Модификация фотоаппарата «ФЭД-3». Штатный объектив - «Индустар-61 Л/Д» 2,8/53, просветлённый. Фотоэкспонометр отсутствует. Обратная перемотка фотоплёнки рулеткой. Имеется механизм диоптрийной коррекции видоискателя (в пределах + / – 2 диоптрий). Чистая механика.

Металлический корпус внушает уверенность в надежности аппарата, приятный и простой. Попал ко мне в руки полтора года назад от одногруппника. Это моя первая камера, первые опыты на пленку, первые эксперименты, первая любовь.

Credits: gotoarizona

Камера, и правда, простая! На ней нет экспонометра, и до нее я никогда не сталкивалась с ручной настройкой. Посмотрела пару раз таблицу экспонометра, этого оказалось вполне достаточно. Все первые кадры получились на удивление хорошо. Может это магия, и камера сама поправляла параметры, я не знаю. Но два года без экспонометра прожила так и дальше собираюсь прожить. Это на уровне ощущений.

Фотографировать им можно абсолютно всё, использовать любые пленки и любые фишки с пленками. Классический вариант использования камеры – это, конечно, пейзажи:

Credits: gotoarizona

Честно признаюсь, что первые полгода я совершенно не знала как пользоваться дальномерным способом фокусировки. Статьи про это, то ли не понимала, то ли не хотела понимать: ставила наугад, и 2 месяца радовалась снимкам, которые почти всегда были в фокусе. Затем пошла полоса неудач… Одна пленка, вторая, третья. Все кадры были нечеткие, кроме тех, что снимались на «бесконечность». Я не могла понять, в чем дело. Перечитала статьи, разобралась в фокусировке. Отнесла камеру знакомому, он поспешил расстроить меня тем, что дальномер сломался и больше не работает. В печали я ходила не больше трех дней, так как двухчасовое «шатание штырька» туда-сюда решило проблему, и в дальнейшем ФЭД меня больше не подводил.

Вернемся к обзору. Помимо пейзажей на ФЭД можно снимать и отличные портреты, если широко открыть диафрагму, например, и точно сфокусироваться, задний план будет подразмыт не хуже какой-нибудь зеркальной камеры. Еще мне нравится немного пересвечивать лица. Тогда портреты смотрятся мягче и, возможно, немного добрее, светлее:

Credits: gotoarizona

Черно-белая пленка. Такую я пробовала на этой камере всего пару раз. Я не фанат чб, но не говорю, что она плохая, просто сейчас мне нужен цвет. Про первую чб пленку у меня есть целая история, но я просто покажу фотографии:

Credits: gotoarizona

Рэдскейл. Я много раз пробовала его на этой камере. Готовая пленка мне не попадалась, всегда делала из обычных негативов. ФЭД, как и остальные схожие фотоаппараты, справляется с такими пленками «на отлично». А почему? Потому, что открывая/закрывая диафрагму, вы можете полностью контролировать свет и, следовательно, оттенок рэдскейла. Остается только выбрать пленку и нужную вам «дырку» и будет вам персиковый, ярко-желтый или малиновый колор:

Credits: gotoarizona

Кросс-процесс. Любимый прием большинства ломографов, не самый легкий для исполнения на таких камерах как ФЭД. В общем-то, всё просто, если у вас есть экспонометр или глаз годами натренирован определять освещенность правильно. Слайд не терпит ошибок, это правда, но если проэкспонировать пленку правильно, да еще и снимать на солнце, можно получить очень насыщенные цвета и замечательный контраст:

Credits: gotoarizona

Мультиэкспозиция. Такой встроенной функции, к сожалению, нет, но не страшно. Всегда можно отснятую пленку перезарядить заново и получить неожиданные результаты. Хотя мне больше нравится, когда последовательно накладываешь кадр на кадр. У модели ФЭД 5В удобная рулетка, достаточно сделать один оборот назад до еле слышного щелчка и взвести затвор снова. Так у тебя всегда есть выбор – делать мультиэкспозицию или нет.

Вопреки всему вышесказанному, эксперты утверждают, что прародителем легендарного «ФЭД» является вовсе не «Leica», а другой фотоаппарат советского производства, который был создан задолго до немецкой модели. Эта камера получила название «Циклоп». Ее разработчиком был Корнелий Евтушенко – инженер Оптического Харьковского Общества. Евтушенко впервые представил «Циклопа» еще в 1906 году. Говорят, модель пользовалась невероятным успехом даже за границей, где ею и могли воспользоваться немецкие специалисты и уже на основе «Циклопа» спроектировать свою камеру «Leica».

В 1913 году талантливый инженер усовершенствовал свое изобретение. Модель «Циклоп Люкс» обзавелась встроенным оптическим видоискателем и обрела возможность менять объективы. Несколько фотоаппаратов даже приобрели члены семьи императора Николая II. Однако налаженному производству отечественной фототехники помешала революция и войны.

Если же вас интересует камера «Зоркий», то всё равно смело читайте дальше. Аппараты «ФЭД» и «Зоркий» абсолютно идентичны!

На самом деле «ФЭД» — эта не та камера, которая может заинтересовать коллекицонера или даже просто фотоэнтузиаста. Конечно, как и любая другая камера, выпускавшаяся серийно и на протяжении столь длительного времени, она имеет ряд мелкосерийных модификаций, которые ценятся значительно выше, чем их серийные собраться, однако сейчас мы будет говорить о самом обычном фотоаппарате.

Давайте, для начала, разберёмся кто и когда его делал. Такая информация, хоть и может считаться излишней и энциклопедической, на самом деле очень полезна, так как позволяет не только соотнести вещь с её историческим периодом, но и понять контекст всех инжереных решений, которые в неё вложены. В любом случае я постараюсь быть максимально кратким в этом разделе.

История

Итак, камера «ФЭД» производилась в Харькове (УССР), на Харьковском производственном машиностроительном объединении «ФЭД» с 1934 по 1955 год. На тот случай, если Вы не читали мою про второе поколение этих фотоаппаратов напомню, что «ФЭД» расшифровывается как «Феликс Эдмундович Дзержинский».

Отечественный «ФЭД» представляет собой ни что иное, как упрощённую копию немецкой камеры «Leica II» .

Производство этих камер изначально было налажено на Харьковской трудокоммуне им. Ф. Дзержинского, созданной из бывших беспризорников усилиями выдающегося советского педагога — Антоном Семёновичем Макаренко. А он, кстати, является, по мнению ЮНЕСКО, одним из четырёх педагогов, определивших дальнейшее развитие педагогики в мире.

Многие, наверное, слышали про «Лейки», использовавшиеся фотокорреспондентами на фронте? На самом деле, дела с фотооборудованием обстояли немного сложнее…

Для начала стоит обратить внимание на стоимость. Итак, к концу 30-х годов можно было найти в продаже немецкие «Leica» по цене от 2000 рублей за стандартный комплект с объективом Elmar 50/3.5, в то же время, отечественный «ФЭД» с объективом ФЭД 50/3.5 стоил чуть больше 700 рублей. Разница очевидна, особенно если брать в расчёт тот факт, что стоимость сменной оптики к немецким лейкам могла многократно превосходить стоимость самой камеры с объективом «Elmar».

Таким образом, на фронте и в тылу использовалось сразу несколько различных систем:
«ФЭД», «ФЭД-С» (т.н. «Командирский»: он снабжался светосильным объективом ФЭД 50/2 и отрабатывал выдержку 1/1000 секунды), «Leica II model D», «Leica IIIa model G», «Пионер» (ВООМП), «ФАГ» («Геодезия»). Все эти камеры были практически неотличимы в глазах непрофессионалов, что и послужило причиной возникновения обобщённого имени «Лейка».

Всего пара сотен фотокоров центральных газет могла похвастаться немецикми «Лейками» и прочими зарубежными фотографическими системами, в то время, как подавляющее количество фронтовых фотографий были сделаны именно на аппараты «ФЭД». Кстати, расхваливая боевые подвиги «ФЭДа» не стоит забывать и о другом, не менее выдающимся аппарате «Фотокор», однако это будет уже совсем другая история…

Итак, что мы можем сказать об истории это фотоаппарата? Он выпущен в непростое время и в непростых обстоятельствах. К началу войны в стране было выпущено 160 650 камер системы «ФЭД», которые, в отсутствие других массовых фотосистем, стали основным фотоаппаратом страны не только на время войны, но и до середины 50-х годов.

Ну так что же, стоит ли презрительно смотреть на этот аппарат? Конечно же нет, ведь это будет как минимум цинично. Я уже неоднократно слышал, что «ФЭД — это жалкая подделка под шедевральные немецкие «Leic’и»». Да, но и что с того? Я, да и многие другие, не буду оспаривать достижения немецкой фотопромышленности, точно также, как и некоторую осталось отечественной промышленности, особенно в довоенное время, однако я не вижу это основанием для забвения отечественной фотосистемы «ФЭД». Этот аппарат, наподобие танку «Т-34» (ведущему свою родословную от танка «БТ», основанного на америанской системе Дж. У. Кристи), имея иностранные корни, вскоре стал символом сопротивления и победы.

Чего только стоит знаменитая песня Константина Симонова

От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где б не скитались мы в пыли.
С лейкой и с блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.
<…>

Про то, что «Лейками» называли практически все камеры того периода, я уже писал выше.

Малосерийные и несерийные выпуски:

ФЭД-С («Командирский») отличался, как я уже писал выше, объективом ФЭД-С 2/50, а также имел выдержку 1/1000 с.
ФЭД-Б («Генеральский») снабжался замедлителем, что позволяло ему отрабатывать выдержку 1 с.
ФЭД-В модификация 1941 года, по непроверенным данным, являющаяся копией «Leica IIIa model G»
Вероятно, после войны была выпущена партия с оптиком КМЗ, а именно с объективом «Индустар-22» 3,5/50 мм.
В 1933 году было выпущено 30 аппаратов с приставным дальномером — копии «Leica I»
С 1934 по 1935 год Опытным заводом «ВООМП» было произведено около 700 штук фотоаппаратов «Пионер « .
В апреле 1934 г. на заводе «Геодезия», производившем геодезическое оборудование, был изготовлен первый образец фотоаппарата, условно названного «ФАГ » («Фотографический Аппарат Геодезия»). По сути, это копия немецкой «Leica II» с незначительными конструктивными и дизайнерскими изменениями. Крышки корпуса покрыты никелем. На крышке дальномера отсутствует клемма для крепления приспособлений, т.к. их использование не предполагалось, и поэтому верхняя панель сделана ровно. Внешняя рамка окна видоискателя сделана съемной. Объектив тубусный (складной) «Leitz Elmar» f=3,5/50 мм. типа Tessar с гравировкой «В.О.О.М.П. З-д Геодезия». Использование сменной оптики не предполагалось.С 1934 по 1935 год выпущено 300 экземпляров.
ВТСВС (Военно-Топографическая Служба Вооружённых Сил) — фотоаппарат на основе системы Leica II, изготовленный на военном заводе «Алмаз» после войны. Отличался от серийного «ФЭД» байонетным креплением объектива (комплектовался трофейными немецкими объективами «Carl Zeiss Sonnar» 2/50 или «Carl Zeiss Sonnar» 1,5/50, а также расширенным набором выдержек: (1/20, 1/30, 1/40, 1/60, 1/100, 1/200, 1/500 с и «В»). Отделывался натуральной кожей чёрного или голубого цвета. Всего выпущено не более 1000 штук.

Есть и более редкие экземпляры, например:
«На фотозаводе Комбината им. Ф. Дзержинского построен опытный экземпляр новой модели камеры ФЭД (см. рис. 1).
Отличительной особенностью этой модели является соединение дальномера с видоискателем. Вместо двух окуляров, имеющихся на камере первой модели, в новой модели имеется лишь один окуляр, с помощью которого наводка на резкость и визирование производится одновременно. В центре прямоугольника, ограничивающего снимаемый кадр, виден кружок более яркий, чем окружающее его поле. Совмещение изображения производится в этом кружке. Таким образом, производя наводку на резкость, фотограф одновременно может производить наблюдение за снимаемым кадром, что особенно удобно при съемке движущихся предметов, спортивных моментов и т.п.
Преимущества такого усовершенствования очевидны. Новая конструкция комбинированного видоискателя-дальномера дала возможность увеличить базу дальномера, что повышает точность наводки на резкость.
По заявлению производственников сборка и регулировка нового дальномера легче, чем дальномера первой модели.
Существенным недостатком новой конструкции является чувствительная потеря яркости видимого поля, что сильно затрудняет визирование при плохих световых условиях.
Новая модель камеры в настоящее время проходит заводские испытания, по окончании которых будет решен вопрос о ее выпуске». «Советское фото», №1 за 1940 год. Фокин Михаил.

Коллекционеры выделяют ещё множество аппаратов по менее значительным признакам, к которым можно отнести технологию нанесения надписей, метод обработки металла и т.д.

Не торопитесь смеяться! Лучше прочтите: ссылка .

После войны техническая документация была передана в Красногорский Механический Завод, где в скором времени было налажено производство этих фотоаппаратов под маркой «Зоркий».

Так можно выделить три этапа:
1. Производство под маркой ФЭД с нанесением эмблемы КМЗ
2. Производство под маркой ФЭД 1948 Зоркий
3. Производство под маркой Зоркий

Все фотоаппараты «Зоркий» имеют стандартизированный рабочий отрезок, что исключает необходимость индивидуальной юстировки (как это было на довоенных ФЭДах).

Эргономика:

Эргономику аппарата я напишу подробнее, с расчётом на начинающих фотолюбителей, так что более опытные энтузиасты могут пропустить этот раздел.

Итак, для начала нужно понимать, что эта камера не обладает никакими электронными вспомогательными средствами. Это одновременно и плюс, и минус, так как Вы не привязаны к заряду батарей (так как их тут просто-напросто нет), но, при этом, должны уметь самостоятельно выставлять все настройки. В этом непростом деле Вам могут помочь следующие таблицы (из инструкции от 1937 года):

И ещё 8 фактов об аппарате ФЭД:

1. У аппарата есть крепление для пренадлежностей, однако отсутствует возможность подключения фотовспышки.
2. Автоспуск тоже отсутствует.
3. Установка выдержек возможна только после взвода затвора.
4. Наводка на резкость производится с помощью визира дальномера, а построение кадра через параллаксный видоискатель.
5. В камере есть простейший счётчик кадров, который следует устанавливать на «ноль» при каждой перезарядке.
6. Возможно подсоединение спускового тросика.
7. В камере есть штативное гнездо.
8. Тубусный объектив в сложенном виде очень компактный.

Таким образом, полный цикл фотографирования имеет следующий алгоритм:
1. Взвод затвора
2. Выставление значений выдержки и диафрагмы
3. Фокусировка по дальномеру
4. Построение кадра через видоискатель
5. Спуск

Более того стоит заметить, что хоть ФЭД и подразумевает сменную оптику, это занятие достаточно неблагадарное, так как Вам, помимо непосредственно объективов, понадобятся ещё и револьверные видоискатели .

Полезный совет:
При покупке проверяйте наличие приёмной катушки! Она располагается внутри под нижней (и единственной) крышкой фотоаппарата справа. Это такой чёрный металлический тубус. Без него Вы не сможете использовать фотоаппарат.

Более подробную информацию можно найти здесь: ФЭД Инструкция

Зачем покупать?

ФЭД, на данный момент, фотоаппарат скорее коллекционный, нежели рабочий. Зениты, расположившееся в его ценовой категории, могут похвастаться и сменной оптикой, и наводкой на резкость через видоискатель, и курковым механизмом взвода затвора и т.д. и т.п. Однако, ФЭД имеет ряд достоинств, не все из которых я смогу описать и перечислить.

Основное достоинство — компактность. ФЭД с собранным объективом занимает значительно меньше места, чем, например, Зенит В с миниатюрным «Индустар-50-2».
Второе преимущество — надёжность. ФЭД боится только сильной влажности (так как шторки могут отсыреть) и холода (так как на морозе механизм просто замёрзнет). Эти «страхи» присущи многим фотоаппаратом, так что ФЭД здесь не является неприятным исключением. В остальном же, он обладает достаточно неприхотливой конструкцией.
Несмотря на то, что с конца 40-х прошло уже немало времени и на рынке появились более совершенные фотоаппараты, для меня ФЭД остаётся неплохим агрегатом для неторопливой съёмки. Поверьте, я работал со множеством фотоаппаратов, в том числе с легендарными Nikon F4, Nikon F3, Nikon FM2, Yashica Electro, 35 GSN и т.д. и т.п., но ни разу у меня не появлялось желания избавиться от старичка-ФЭДа.

Вердикт? Я думаю, что Вам стоит самим подержать эту камеру в руках, а там видно будет. Технически этот аппарат устарел (хотя он всё ещё превосходит «Смены») — это факт. Его потомок — ФЭД 2, например, обладает синхроконтактом, автоспуском, совмещённым видоискателем с дальномером, а также значительно более светосильными «Индустарами», что, конечно, не оставляет шансов старичку, но лично мне приятнее работать с первым.

Понимаю, что получается достаточно расплывчатая рекомендация, так что я готов ответить на все Ваши вопросы без исключения.

Примеры фотографий (из семейного архива):

Первый малоформатный фотоаппарат «ФЭД» появился в СССР в 1934 году. Интересна история его создания. Идею доверить производство сложной фототехники воспитанникам детской трудовой коммуны имени Дзержинского поддержало партийное руководство страны. Конечно, помощь оказывали лучшие специалисты заводов и научных институтов страны. Но идеологическая честолюбивая цель пропаганды перевоспитания бывших беспризорников сыграла главную роль в принятии такого неординарного решения. В коммуну привезли последнюю модель немецкой «Leica II». Она была разобрана на мельчайшие детали, а затем собрана заново. В начале 1934 года первые модели «ФЭД» поступили в продажу. Хотя конструкция «Leica II» осталась базовой для нового фотоаппарата, но многие недостатки немецкой модели были устранены. Управлять фотокамерой стало намного удобней. В немецкой модели много времени занимала зарядка кассеты в нижней части фотоаппарата. Наши разработчики предложили более удобную конструкцию: сняв заднюю крышку, пленку зарядить сможет даже начинающий фотолюбитель. Интересные факты о советских фотоаппаратах собраны в статьях на сайте amazingworld.ru. Советскую модель фотоаппарата, созданного в детской трудовой коммуне, назвали «ФЭД». Аббревиатура расшифровывается просто: Феликс Эдмундович Дзержинский. Первые удачные экземпляры подарили руководству страны.

Довоенное производство фотоаппаратов «ФЭД»

К концу 1934 года в продажу поступило 1800 фотоаппаратов, а в 1935 - более 15000. Фотоаппарат состоял из 80 деталей, которые собирали вручную. Затем коммуна стала производственным комбинатом НКВД, где организовали конвейерное механизированное производство. На первых фотокамерах «ФЭД» обязательно гравировали серийный номер и место сборки. Но когда объемы производства увеличились, от нумерации отказались. До войны объем выпуска составил около 160650 аппаратов.

Первой пробой для будущего фотоаппарата «ФЭД» стал выпуск 30 аппаратов ручной сборки с приставным дальномером без нумерации. Но на серийное производство данной модели не перешли. Первые 7000 фотоаппаратов производились без клеммы для приспособлений. Коллекционеры именно по этому признаку отличают первый выпуск «ФЭД». Детали фотоаппаратов покрывали никелем, а позже перешли на хромирование. Следующая партия второго выпуска (до 22000 серийного номера) характеризуется большим диаметром головки выдержек.

Немного усовершенствовав выдержку и объектив, с 1938 года начали выпускать «ФЭД-С». Готовилась к производству высококлассная модель «ФЭД-Б». Конструкция напоминала немецкую «Leica III». Но массовое производство остановилось из-за начала войны. Также небольшими партиями для военных целей велась сборка «Командирский ФЭД».

Послевоенное производство фотоаппаратов «ФЭД»

После окончания войны производство фотокамер «ФЭД» возобновилось в Харькове. Немецкую фотокамеру больше не копировали. Фотоаппарат «ФЭД-2» полностью разработали советские конструкторы в 1955 году. Поэтому эта модель особо интересует коллекционеров. Последним представителем легендарного фотоаппарата стал «ФЭД-5», который начали выпускать в 1977 году. Общее количество всех фотоаппаратов «ФЭД» к началу 90-х годов составило более 765 млн штук!

Но в начале 90-х в СССР появились более дешевые фотоаппараты. Устаревшие модели «ФЭД» не выдержали конкуренции и в день шестидесятилетия завода производство было остановлено.

Народные легенды или быль о советском фотоаппарате-любимце

Фотолюбители с удовольствием вспоминают историю, которая произошла во Франции. Советская делегация любовалась Парижем с высоты Эйфелевой башни и одна женщина случайно выронила фотоаппарат «ФЭД». Французы, стараясь утешить ее, обещали подарить новую фотокамеру, чтобы возместить урон. Но женщина, улыбаясь, попросила спуститься вниз и принести ей «ФЭД». Пораженные французы не могли понять как фотоаппарат остался неповрежденным, упав с огромной высоты. Долго уговаривали продать им легендарную фотокамеру. Ящик французских духов «Шанель №5» сломал сопротивление женщины. Обмен состоялся.

Говорят, что наши альпинисты, поспорив с американцами, бросили со скалы фотоаппарат. Спустившись вниз, нашли «ФЭД» без повреждений у подножия горы. С тех пор фотоаппарат «ФЭД» с гордостью называют «непробиваемым».

Для обычного человека старые фотоаппараты «ФЭД» покажутся ненужной вещью. Наступила эра цифровых фотоаппаратов, им отдают предпочтение. Но для настоящего фотолюбителя легендарный «ФЭД» - целое сокровище. В руках профессионала с помощью старенького фотоаппарата можно создать фотошедевр.