Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Бояринцева С.В.учитель биологииМОУ СОШ №36г. Магнитогорска Цели урока: Углубить и обобщить знания по дыхательной системе, изучить строение легких и их роль. Задачи урока: Изучить анатомические особенности легких человека и научиться различать легочное и тканевое дыхание; Продолжить формирование у учащихся интеллектуальных умений; Воспитание нравственных качеств личности и расширение кругозор 1.Что такое дыхание и для чего оно нам нужно?2.Что представляет собой система органов дыхания?3.Из каких основных этапов складывается процесс дыхания?4.Что относится к верхним дыхательным путям?5. Что относится к нижним дыхательным путям?6. Как происходит голосообразование?7. Какой орган называют органом голосообразования? Это парный орган, занимающий почти весь объем грудной клетки. Различают правое и левое лёгкое. По форме они представляют собой усеченные конусы, верхушкой обращенные к ключице, а вогнутым основанием - к куполу диафрагмы. С внутренней стороны, обращенной к средостению, в каждое лёгкое входят главный бронх, лёгочная артерия, лёгочные вены и нервы. Они образуют корень лёгкого; в нем находится большое количество лимфатических узлов, защищающих от проникновения в лёгкие патогенных микроорганизмов. Каждое лёгкое делится на доли, правое - на три, левое - на две.Многочисленные разветвления бронхов составляют бронхиальное дерево. Ткань лёгкого состоит из пирамидальной формы долек (длиной 25 мм, шириной 15 мм). В вершину дольки входит бронх, который образует в ней 18-20 концевых бронхиол. Каждая из последних заканчивается структурно-функциональным элементом лёгких - ацинусом. Ацинус состоит из 20-50 альвеолярных бронхиол, делящихся на альвеолярные ходы; стенки тех и других густо усеяны альвеолами. Каждый альвеолярный ход переходит в концевые отделы - 2 альвеолярных мешочка. Альвеолы (d= 0,15 мм) полушаровидные выпячивания и состоят из соединительной ткани и эластичных волокон, выстланы тонким прозрачным эпителием и оплетены сетью кровеносных капилляров. В альвеолах происходит газообмен между кровью и атмосферным воздухом. Лёгочное дыхание, обеспечивающее газообмен между воздухом и кровью. Тканевое дыхание, осуществляющее газообмен между кровью и клетками тканей. 1.Легкие занимают все свободное пространство грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме. Главные бронхи, легочные артерии и вены входят в легкие с внутренней стороны, граничащей с сердцем. Место их входа называют «воротами легких». 2.Лёгочное дыхание – это дыхание, во время которого в органах дыхания происходит обмен газов между кровью и атмосферным воздухом. 3.Тканевое дыхание происходит в капиллярах большого круга кровообращения, где кровь отдает кислород и получает углекислый газ. 1.Что такое легкие и каково их строение? 2.Что такое легочное дыхание? 3.Что такое тканевое дыхание? 4.Благодаря чему происходит обмен газов в легких? §27, отвечать на вопросы.
Приложенные файлы
Цели урока:
- углубить и обобщить знания по дыхательной системе , изучить строение легких и их роль.
Задачи урока:
Обучающие: изучить анатомические особенности легких человека и научиться различать легочное и тканевое дыхание ;
Развивающие: продолжить формирование у учащихся интеллектуальных умений;
Воспитательные: воспитание нравственных качеств личности и расширение кругозора.
Основные термины:
Легкие - парный орган, занимающий почти весь объем грудной клетки. Различают правое и левое лёгкое. Они являются органами воздушного дыхания у человека, всех млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, большинства земноводных, а также у некоторых рыб (двоякодышащих, кистепёрых и многопёров). Лёгкими называют также органы дыхания у некоторых беспозвоночных животных (у моллюсков, голотурий). В лёгких осуществляется газообмен между воздухом, находящимся в паренхиме лёгких, и кровью, протекающей по лёгочным капиллярам.
Лёгочное дыхание - обмен газов между кровью и атмосферным воздухом, происходящий в органах дыхания.
Обмен газов между кровью и клетками тканей.
Ход урока:
Проверка домашнего задания.
Дайте короткий ответ на вопросы:
1.Что такое дыхание и для чего оно нам нужно?
2.Что представляет собой система органов дыхания?
3.Какие существуют виды дыхания ?
4.Что относится к верхним дыхательным путям?
5.Что относится к нижним дыхательным путям?
Легкие.
Лёгкие являются основным органом дыхательной системы. Это парный орган, занимающий почти весь объем грудной клетки. Различают правое и левое лёгкое. По форме они представляют собой усеченные конусы, верхушкой обращенные к ключице, а вогнутым основанием - к куполу диафрагмы (на рисунке 1 представлены легкие человека).
Рис. 1. Легкие человека.
Верхушка лёгкого достигает I ребра. Наружная выпуклая поверхность прилегает к ребрам. С внутренней стороны, обращенной к средостению, в каждое лёгкое входят главный бронх, лёгочная артерия , лёгочные вены и нервы. Они образуют корень лёгкого; в нем находится большое количество лимфатических узлов, защищающих от проникновения в лёгкие патогенных микроорганизмов. Место вхождения бронхов и сосудов в лёгкие называется воротами лёгкого. На рисунке 2 можно посмотреть, где они располагаются.
Рис. 2. Ворота легкого и бронхиальное дерево.
По своим размерам правое лёгкое шире и короче, чем левое. Левое лёгкое в нижнепередней области имеет выемку, образованную сердцем. Каждое лёгкое делится на доли, правое - на три, левое - на две. Многочисленные разветвления бронхов составляют бронхиальное дерево.
Ткань лёгкого состоит из пирамидальной формы долек (длиной 25 мм, шириной 15 мм), основание которых обращено к поверхности. В вершину дольки входит бронх, который последовательным делением образует в ней 18-20 концевых бронхиол. Каждая из последних заканчивается структурно-функциональным элементом лёгких - ацинусом. Ацинус состоит из 20-50 альвеолярных бронхиол, делящихся на альвеолярные ходы; стенки тех и других густо усеяны альвеолами. Каждый альвеолярный ход переходит в концевые отделы - 2 альвеолярных мешочка.
Альвеолы (диаметр - 0,15 мм) представляют собой полушаровидные выпячивания и состоят из соединительной ткани и эластичных волокон, выстланы тонким прозрачным эпителием и оплетены сетью кровеносных капилляров. В альвеолах происходит газообмен между кровью и атмосферным воздухом. При этом кислород и углекислый газ проходят в процессе диффузии путь от эритроцита крови до альвеолы, преодолевая суммарный диффузионный барьер из эпителия альвеол, базальной мембраны и стенки кровеносного капилляра, общей толщиной до 0.5мкм, за 0.3с. На рисунке 3 приведен пример альвеол.
Рис. 3. Альвеолы.
Т.к. легкие – один из важнейших органов человека, на них довольно часто проводят операции:
Легочное и тканевое дыхание.
Различают лёгочное дыхание, обеспечивающее газообмен между воздухом и кровью, и тканевое дыхание, осуществляющее газообмен между кровью и клетками тканей.
Обмен газов в лёгких происходит благодаря диффузии (рисунок 4).
Рис. 4. Диффузия.
Пример диффузии молекул представлен на видео:
Кровь , поступившая от сердца в капилляры, оплетающие лёгочные альвеолы, содержит много углекислого газа. В воздухе лёгочных альвеол его мало, поэтому он покидает кровеносное русло и переходит в альвеолы. Кислород поступает в кровь тоже благодаря диффузии. В крови свободного кислорода мало, потому что его непрерывно связывает находящийся в эритроцитах гемоглобин, превращаясь в оксигемоглобин. Ставшая артериальной кровь покидает альвеолы и по лёгочной вене направляется к сердцу. Для того чтобы газообмен проходил непрерывно, необходимо, чтобы состав газов в лёгочных альвеолах был постоянным. Это постоянство и поддерживается лёгочным дыханием: избыток углекислого газа выводится наружу, а поглощенный кровью кислород возмещается кислородом из свежей порции наружного воздуха.
Тканевое дыхание происходит в капиллярах большого круга кровообращения, где кровь отдает кислород и получает углекислый газ. В тканях мало кислорода, и поэтому происходит распад оксигемоглобина на гемоглобин и кислород. Кислород переходит в тканевую жидкость и там используется клетками для биологического окисления органических веществ. Выделяющаяся при этом энергия используется для процессов жизнедеятельности клеток и тканей. Углекислого газа в тканях скапливается много. Он поступает в тканевую жидкость, а из нее в кровь. Здесь углекислый газ частично захватывается гемоглобином, а частично растворяется или химически связывается солями плазмы крови. Венозная кровь уносит его в правое предсердие, оттуда он поступает в правый желудочек, который по лёгочной артерии выталкивает венозную кровь в лёгкие - круг замыкается. В лёгких кровь снова делается артериальной и, вернувшись в левое предсердие, попадает в левый желудочек, а из него в большой круг кровообращения.
Чем больше расходуется кислорода в тканях, тем больше требуется кислорода из воздуха для компенсации затрат. Вот почему при физической работе одновременно усиливается и сердечная деятельность, и лёгочное дыхание. На рисунке 5 можно посмотреть, что представляет собой тканевое дыхание.
Рис. 5. Тканевое дыхание.
Выводы.
1.Легкие занимают все свободное пространство грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме. Главные бронхи, легочные артерии и вены входят в легкие с внутренней стороны, граничащей с сердцем. Место их входа называют «воротами легких».
2.Лёгочное дыхание – это дыхание, во время которого в органах дыхания происходит обмен газов между кровью и атмосферным воздухом.
3.Тканевое дыхание происходит в капиллярах большого круга кровообращения, где кровь отдает кислород и получает углекислый газ.
Контролирующий блок.
1.Что такое легкие и каково их строение?
2.Что такое легочное дыхание?
3.Что такое тканевое дыхание?
4.Благодаря чему происходит обмен газов в легких?
Домашнее задание.
Подготовьте сообщение о легочном и тканевом дыхании и сравните их между собой.
Курение – один из страшнейших пороков человечества. Вредная привычка, обернувшаяся локальной болезнью, переросшей сначала в эпидемию, а очень скоро в пандемию. Сегодня табакокурение перестало быть прерогативой «благородных донов», «аристократичных сэров» и «великодушных господ». Курят все категории населения Земли, всех возрастов и обоих полов. Курят тайком и открыто, дорогой табак и окурки, на улице и дома.
Табакокурение страшно не только ухудшением здоровья курящего, но и вредным воздействием на окружающих. По сути, это не индивидуальная болезнь, а социальная.
В первую очередь страдают органы дыхания. 98% смертей от рака гортани, 96% смертей от рака легких, 75% смертей от хронического бронхита и эмфиземы легких обусловлены курением. Табачный дым содержит более 4000 химических соединений, более сорока, из которых, вызывают рак, а также несколько сотен ядов, включая никотин, цианид, мышьяк, формальдегид, углекислый газ, окись углерода, синильную кислоту и т.д. В сигаретном дыме присутствуют радиоактивные вещества: полоний, свинец, висмут. Пачка сигарет в день - это около 500 рентген облучения за год! Температура тлеющей сигареты 700 - 900 градусов! Легкие курильщика со стажем - черная, гниющая масса.
Посмотритевидео , в котором показано влияние никотина на легкие:
Список литературы:
1.Урок на тему «Дыхательная система. Легочное и тканевое дыхание» Червякова С.М., учитель биологии, МОУ "Мещеринская СОШ№1".
2.Урок на тему «Строение легких. Газообмен в легких и тканях» Стафийчук Н.И., учитель биологии, ЯНАО, п. Вынгапуровский.
3.Никишов А.И., Рохлов В.С., Человек и его здоровье. Дидактический материал. М., 2001.
Отредактировано и выслано Борисенко И.Н.
Над уроком работали:
Червякова С.М.
Стафийчук Н.И.
Борисенко И.Н.
Запорожец А.
Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме
«Гигиена дыхания» - Через легкие за 1 мин проходит около 100 л воздуха. Внутреннее строение легкого. Наблюдения: Пристеночная плевра. Бронхи – бронхиолы - альвеолы. Звук. Дыхательная система. Первая помощь и гигиена органов дыхания. Внешнее. Цели и задачи урока: Биологическое значение дыхания: Газообмен в тканях и легких.
«Биология 8 класс дыхание» - Как осуществляется процесс вдоха и выдоха? Образующиеся пустоты будут заполняться воздухом. Такое состояние называется эмфиземой легких. Регуляция дыхания. Органы дыхания. Механизм вдоха и выдоха. Механизмы легочного дыхания. Как называется процесс газообмена между воздухом в легких и кровью. Модель Дондерса.
«Дыхание растений» - Все органы растения дышат. Сущность процесса дыхания. Какой газ растения выделяют в процессе дыхания? Какое влияние на дыхание растений оказывает запыленность воздуха? Откуда берутся в воздухе примеси? Опыт: В какое время суток дышат растения? Условия, влияющие на дыхание растений. Сделайте вывод. Какие деревья, устойчивые к запыленному воздуху, вы знаете?
«Дыхание» - Основные структурные элементы аппарата внешнего дыхания у млекопитающих. Легкие и стенка грудной полости. Резервный объем выдоха. Центральные хеморецепторы. Гортань. Продолговатый мозг. Внутренние межреберные мышцы. растворенный СО2 (7%). Эритроцит. Системный капилляр. Обратная связь в системе дыхания.
«Дыхание человека» - 7) После расслабления проползаем по диафрагме- на другую сторону грудной клетки. Дыхание является связующим звеном между человеком и окружающей средой обитания. Нам пора! 5) В лёгких делимся на пары, и каждая пара едет по отдельной горке. Путешествие «Бобика». Сегодня мы отправимся вместе со мной в путешествие!
«Значение и строение органов дыхания» - Альвеолы или лёгочные пузырьки. Выбрать предложения, которые соответствуют вашему настроению. Трахея. Строение гортани. Сократ. Строение трахеи. Рефлексия. Сегодня на уроке: Меня удивили ответы ребят. Лёгкие. Трп. Заболевания органов дыхания». Строение носовой полости и глотки. Тема: «Значение дыхания.
Слайд 2
ЗАДАЧИ УРОКА:
Закрепить знания: о сущности дыхания, его роли в обмене веществ, превращении энергии в организме человека; о строении органов дыхания в связи с их функциями в процессе образования голоса Дать представления: о легочном дыхании обмене газом между кровью и тканями. Дать возможность учащимся осознать значение знаний по данной теме. Развивать коммуникативные умения (вести дискуссию, аргументировать свое мнение). Продолжать развитие познавательных интересов. Привлечение знаний других предметов (физики, химии, информатики).
Слайд 3
ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер Мультимедийный проектор ЭИ «Виртуальная школа КиМ. Уроки биологии. Человек и его здоровье». ЭИ «Просвещение. Биология. Анатомия и физиология человека». ЭИ «Физикон. Открытая биология» Биология.Человек: Учеб.для 8 кл./Д.В.Колесов,Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Таблица «Органы дыхания»
Слайд 4
План урока
Организационный момент Актуализация опорных знаний. Постановка проблемного вопроса. Проверка знаний. Изучение нового материала. Закрепление новых знаний. Инструктаж по выполнению домашних заданий. Подведение итогов урока.
Слайд 5
Актуализация опорных знаний
Задача 1. Без пищи и воды человек может жить несколько дней, а без воздуха никто не может прожить даже десяти минут. В чем заключается функция органов дыхания?
Слайд 6
Слайд 7
Актуализация опорных знаний
Используя знания из курса «Животные» и знания прошедшего урока, решите задачу 2. Представьте себе молекулу кислорода, проникающую при вдохе в легкие. Проследите мысленно, какой путь пройдет с воздухом эта молекула от ноздрей до легких. Из перечня органов тела человека выберите воздухоносные пути и соедините их линиями.
Слайд 8
ЗАДАЧА 2
воздухоносные пути Сердце Носовая полость Желудок Носоглотка Кровь Гортань Пищевод Трахея Кишечник Грудная клетка Бронхи « Пока дышу, надеюсь» - сказал римский поэт Овидий. Как вы думаете, почему эту фразу я взяла эпиграфом к предыдущему уроку?
Слайд 9
Проверка знаний
Какое дыхание называют легочным, а какое – тканевым? «Без носа человек – черт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни за окошко!..» - так написал о носе Н.В.Гоголь. Какие функции носовой полости вы можете вспомнить?
Слайд 10
Носовая полость
Слайд 11
А теперь проверим себя!
Первая функция носовой полости – защитная (очищает и обеззараживает воздух); вторая функция – согревание поступающего воздуха (в стенках носовой полости густая сеть кровеносных сосудов); третья функция – увлажнение поступающего воздуха (мерцательный эпителий выделяет слизь); четвертая – обонятельная (в задней части носовой полости находятся клетки, воспринимающие запахи); нос участвует в речи и мимике.
Слайд 12
Слайд 13
Куда воздух поступает из носовой полости?
Слайд 14
Гортань – орган голосообразования.
Слайд 15
Длина трахеи примерно 15 см. На уровне 4 -5 грудного позвонка она делится на два бронха, каждый бронх входит в легкое, где разветвляется на бронхиолы толщиной 0,5 мм (их около 25 млн.) Каждая бронхиола заканчивается ходами с группой воздушных мешочков – альвеол (их 3 млрд. 400 млн.)
Слайд 16
Путешествие кислорода (изучение новых знаний)
Воздух поступает в одну из альвеол. Ого, как она сразу раздулась! При сильном вдохе альвеолы растягиваются и могут покрыть площадь 150 квадратных метров! Это в 75 раз больше, чем поверхность тела человека. Альвеолы густо оплетены капиллярами, а стенки альвеол состоят только из одного слоя клеток.
Слайд 17
Диффузия
Процесс, в результате которого, газ из области более высокой концентрации стремится в область, где концентрация его мала. Стенка альвеолы состоит из одного слоя клеток и густо оплетена капиллярами, а стенки этих сосудов тоже состоят из одного слоя клеток. Все это создает отличные условия для проникновения газов.
В больницу был доставлен человек, грудная клетка которого была пробита с двух сторон. Легкие при этом остались неповрежденными. Через некоторое время больной умер от удушья. Почему это произошло? Из романов Ф.Купера мы знаем, что индейцы, прячась от врагов в водоемах, дышали при этом при помощи пустотелых стеблей камыша. Но дышать можно так лишь тогда, когда глубина погружения не превышает 1,5 метра. С какими особенностями дыхания связано такое ограничение? Учебник стр. 140 – 141, вопросы.
Посмотреть все слайды
Трудовые отношения
Должностная инструкция главного инженера, должностные обязанности главного инженера, образец должностной инструкции главного инженера Должностная инструкция главного инженера рэс
Открытие бизнеса
Где можно и где нельзя работать после туберкулеза Где можно работать после
Форекс