Кредитование

Представителями работников в социальном партнерстве могут выступать. Представители работников и работодателей как социальных партнеров

Представители работников

Стороны социального партнерства вступают в соответствующие отношения через своих представителей, легитимность которых зави­сит от соблюдения законодательства о представителях работников и работодателей, процедур их определения, объема и содержания пол­номочий, которыми их наделяют стороны, надлежащего (в соответст­вии с требованиями законодательства) оформления представительства.

Эти вопросы теперь решаются в основном ТК РФ.

Представителями работников в социальном партнерстве явля­ются профессиональные союзы и их объединения, иные профсо­юзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом (см. ч. 1 ст. 29 ТК РФ).

Представительство работников отличается от гражданско-право­вого представительства своим социальным характером. Это соци­альное партнерство, основанное на необходимости выразить инте­ресы коллективного субъекта (работников) через деятельность полномочных на то органов, признанных в качестве таковых за­коном. Социальное представительство оформлено правовыми нор­мами, предусматривающими признание государством указанных в законе организаций и органов в качестве представителей работни­ков. Для иных (не профсоюзных) представителей государство уста­навливает и порядок их формирования.

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», поми­мо профсоюзов, в качестве представителей работников предусмат­ривал органы общественной самостоятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников (см. ч. 3 ст. 2 данно­го закона). Практика показала нереальность существования таких органов в организациях, поскольку иные представители работни­ков, если они создавались (например, советы трудового коллекти­ва - СТК), не отвечали признакам органов общественной самодеятельности, предусмотренным ст. 12 Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» (с последующи­ми изменениями и дополнениями).



Интересы работников организации при проведении коллек­тивных переговоров, заключении и изменении коллективного до­говора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателями представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (ч. 2 ст. 29 ТК РФ).

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации пред­ставлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем (ст. 30 ТК РФ).

На уровнях выше организации представителями работников вправе выступать только профсоюзы, их объединения.

Профсоюз - добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Право работников на объединение, включая право на созда­ние профсоюзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов, включено в число основных прав работников ТК РФ (ст. 21).

Создание профсоюзов обусловлено необходимостью предста­вительства коллективных интересов работников и коллективной защиты их трудовых прав во взаимоотношениях с работодателя­ми. В связи с этим главной функцией, целью и задачей профсою­зов является именно защита работников в трудовых отношениях.

Каждый достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудо­вую (профессиональную) деятельность имеет право по своему вы­бору создавать профсоюзы для защиты своих интересов и выхо­дить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без пред­варительного разрешения.

Свободе ассоциации и защите права на организацию и веде­ние коллективных переговоров представителями трудящихся, сре­ди которых первыми названы профсоюзы, посвящены Конвенции МОТ № 87, 98, 135.

МОТ напомнила, что все государства-члены, даже те из них, которые не ратифицировали ее конвенции, признанные в качест­ве основополагающих как в самой организации, так и за ее пре­делами, свободно вступая в МОТ, взяли на себя обязательства до­биться реализации всех ее целей, соблюдать, укреплять и реали­зовать ее принципы, касающиеся основополагающих прав, среди которых свобода ассоциации и реальное признание права на ве­дение коллективных переговоров.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитываю­щему профессиональную специфику принципу (общероссийские, межрегиональные, территориальные).

Все профсоюзы наделяются равными правами и независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (сою­зов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им неподотчетны и неподконтрольны.

Права профсоюзов по представительству и защите интересов работников закреплены законом и не зависят от наличия или от­сутствия у них прав юридического лица.

В своей деятельности профсоюзы руководствуются законода­тельством и принятыми ими самими уставами.

В правовую основу деятельности профсоюзов входят Консти­туция РФ (ст. 13, 19, 30), ТК РФ, другие федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные акты, в том числе соглаше­ния и коллективные договоры (их нормы о правах профсоюзов).

Среди федеральных законов после Конституции и ТК РФ пер­востепенное значение в регулировании отношений с участием профсоюзов имеют Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти», международные акты (Конвенции МОТ и др.).

Законы о профсоюзах приняты во многих субъектах РФ. Зако­нодательство субъектов РФ не может ограничивать права проф­союзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральны­ми законами (п. 2 ст. 6 Федерального закона «О профсоюзах...»).

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от названных в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ обстоятельств, в том числе независимо от принадлежности к общественным объединениям.

Запрещена дискриминация граждан по признаку принадлеж­ности или непринадлежности к профсоюзам. Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой како­го-либо ограничения социально-трудовых, политических и иных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией РФ, феде­ральными законами и законами субъектов РФ. Запрещается обу­словливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью к профсоюзу.

ТК РФ закрепляет за профсоюзами положение и права основ­ного представителя работников и указывает на иных представите­лей лишь при определенных условиях.

Кодекс предусматривает возможность существования иных пред­ставителей работников в следующих случаях:

1) когда на предприятии отсутствуют профсоюзные органы;

2) когда имеющаяся профсоюзная организация объединяет менее половины работников.

Во втором случае на общем собрании (конференции) работни­ки могут поручить представительство своих интересов профсоюз­ной организации либо избрать иного представителя, в пер­вом - избрать своего представителя.

Положения ТК РФ о представительстве интересов работников в значительной мере опираются на Конвенцию МОТ № 135.

Представителей трудящихся эта Конвенция определяет как лиц, которые признаны таковыми в соответствии с национальным зако­нодательством или практикой. К ним Конвенция относит:

представителей профсоюзов - представителей, назначенных или избранных профсоюзами или членами таких профсоюзов;

выборных представителей - свободно избираемых трудящимися предприятия в соответствии с положениями национального законо­дательства, или правил, или коллективных договоров и функции ко­торых не включают деятельности, которая признана в качестве ис­ключительной прерогативы профсоюзов в соответствующей стране.

Конвенция предусматривает, что когда на одном и том же предприятии существуют как представители профсоюза, так и вы­борные представители, должны быть приняты соответствующие меры, когда это необходимо для того, чтобы наличие выборных представителей не использовалось для подрыва позиций заинте­ресованных профсоюзов или их представителей, а также для того, чтобы поощрять сотрудничество по всем соответствующим вопро­сам между выборными представителями и заинтересованными профсоюзами и их представителями.

На основе приведенных выше положений Конвенции в Ко­дексе предусмотрено, что наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной органи­зацией своих полномочий (см. ч. 2 ст. 31 ТК РФ).

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривает, что отношения проф­союзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников в организации строятся на основе сотрудничества.

Наличие иных представительных органов работников в орга­низации не может использоваться для воспрепятствования дея­тельности профсоюзов в соответствии с законом. Участие проф­союзных представителей в работе иных представительных органов работников в организации не лишает их права непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интере­сы членов профсоюза.

Гарантией, относящейся к деятельности как профсоюзов, так и иных представителей работников, служит обязанность работода­теля создавать условия, обеспечивающие эту деятельность в соот­ветствии с ТК РФ, законами, коллективным договором, соглаше­ниями (см. ст. 32 ТК РФ).

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками.

Профсоюз -- добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Каждый человек, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку -- общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные г и территориальные объединения (ассоциации),организаций профсоюзов (ст.2 Закона о профсоюзах).

Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности, действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст. 5 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акт общественности.

Правосубъектность профсоюза как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальном органе в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица (ст. 8 Закона о профсоюзах).

Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица в соответствии с федеральным законом.

В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, Конституциям (уставам) субъектов Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Таким образом, профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций -- защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных непосредственно связанных с ним отношений.

Функции профсоюзов -- это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция -- защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию -- представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.

Защитная функция профсоюзов -- это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Функции представительства работников прямо закреплены в ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. ФЗ РФ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в ст. 11 "Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников" и в ст. 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.

Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм -- морали, традиции и др.

Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

Трудовой кодекс, как и Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" (см. ч. 3 ст. 2) предусматривают возможность представительства профсоюзами не только членов этой организации, но и работников, членами профсоюза не являющихся.

В этой части тексты ст. 30 ТК и ст. 2 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" по смыслу совпадают, но различаются редакционно.

В соответствии с Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях" работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.

В соответствии со ст. 30 ТК работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

О представительстве профсоюзами работников, не являющихся членами этой организации, во взаимоотношениях с объединениями работодателей в связи с подготовкой и заключением соглашений см. ч. 3 ст. 29 ТК.

Трудовой кодекс закрепляет за профсоюзами положение и права основных представителей работников и лишь при определенных условиях указывает на иных представителей.

Трудовой кодекс предусматривает возможность существования иных представителей работников в следующих случаях:

когда в организации отсутствует первичная профсоюзная организация;

когда имеющаяся профсоюзная организация объединяет менее половины работников.

В первом случае на общем собрании (конференции) работники могут поручить представительство своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю, во втором - иному представителю.

Положения ТК о представительстве интересов работников в значительной мере опираются на Конвенцию МОТ N 135.

Представителей трудящихся Конвенция N 135 определяет как лиц, которые признаны таковыми в соответствии с национальным законодательством или практикой. К таким лицам Конвенция относит:

представителей профессиональных союзов - представителей назначенных или избранных профсоюзами или членами таких профсоюзов,

выборных представителей - свободно избранных трудящимися предприятия в соответствии с положениями национального законодательства или правил или коллективных договоров, функции которых не включают деятельности, которая признана в качестве исключительной прерогативы профсоюзов в соответствующей стране (см. ст. 3 Конвенции).

Конвенция (ст. 5) предусматривает, что, когда на одном и том же предприятии существуют как представители профессионального союза, так и выборные представители, должны быть приняты соответствующие меры, когда это необходимо, для того чтобы наличие выборных представителей не использовалось для подрыва позиции заинтересованных профсоюзов или их представителей, а также для того чтобы поощрять сотрудничество по всем соответствующим вопросам между выборными представителями и заинтересованными профсоюзами и их представителями.

На основе приведенных положений Конвенции МОТ N 135 в Кодексе предусмотрено, что наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий (ч. 2 ст. 31).

Обязанности работодателей по содействию деятельности представителей работников (прежде всего профсоюзов) предусматривались в КЗоТе 1971 г. (см. ст. 232-234), Федеральном законе "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности" (см. ст. 28).

В ТК, помимо ст. 32 общего характера об обязанностях работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников, имеется ст. 377 об обязанностях работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа.

Следует обратить внимание на то, что обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников, предусматриваются не только Кодексом, законами, но и могут включаться в коллективные договоры, соглашения.

Конвенция МОТ N 135 (ч. 1 ст. 2) предусматривает, что представителям трудящихся предоставляются на предприятии соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции.

Предоставление таких возможностей не должно снижать эффективность работы соответствующего предприятия (ч. 3 той же статьи).

Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" к представителям работодателей относил руководителей организаций или других полномочных в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лиц, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателем органы (см. ч. 4 ст. 2).

Притом представительство работодателей, как и работников, не связывалось лишь с соглашениями социального партнерства, а понималось более широко.

ТК содержит нормы о представительстве работодателей, несколько отличающиеся от приведенных выше.

Во-первых, в ч. 1 ст. 33 ТК речь идет о представителях работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора;

во-вторых, называются лица, могущие быть представителями работодателя в названных отношениях. Это - руководитель организации или уполномоченные им лица;

в-третьих, определяется правовая основа представительских полномочий указанных выше лиц. Это - Кодекс, законы, иные нормативные правовые акты, учредительные документы организации и локальные нормативные акты.

На уровне выше организации также определены представители работодателей (см. ч. 2 ст. 33 ТК).

Во-первых, определяется сфера представительства (круг вопросов, в которых участвуют представители работодателей). Это - коллективные переговоры, заключение или изменение соглашений, разрешение коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также формирование и осуществление деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

во-вторых, определены органы, представляющие интересы работодателей при решении названных выше вопросов. Это - соответствующие объединения работодателей.

Объединения работодателей на практике существуют в ряде отраслей, территорий, субъектов РФ. Имеются и общероссийские объединения работодателей. Правда, они есть далеко не везде и это негативно влияет на развитие социально-партнерских отношений, препятствует заключению соглашений там, где они могли бы заключаться.

Существенным препятствием к массовому созданию объединений работодателей на всех уровнях является отсутствие федерального закона о них. Хотя в ряде регионов соответствующие законы приняты.

ТК дает общую характеристику объединений работодателей, которая могла бы быть положена в основу доработки имеющихся проектов Федерального закона "Об объединениях работодателей".

В ч. 3 ст. 33 ТК определены правовая природа объединений работодателей (это некоммерческая организация), принцип ее создания (добровольность объединения), членство в объединении (работодатели), цель данной организации (для представительства и защиты прав своих членов), субъектный состав отношений, в которые вступает объединение работодателей (это - взаимоотношения с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления).

Регулирование деятельности объединений работодателей должно осуществляться на основе Кодекса, других законов.

Особенности деятельности и регулирования отношений, в которые вступают (могут вступать) некоторые объединения работодателей, их правового положения устанавливаются федеральным законом (см. ч. 4 ст. 33).

Отношения социального партнерства существуют в организациях разных видов собственности, разных организационно-правовых форм.

Таким образом, отраслевые министерства вправе участвовать в разработке и заключении соглашений как представители работодателей по их уполномочию, а также в соответствии с полномочием, предусмотренным положением о министерстве. В случаях, когда министерство не является представителем работодателей, оно может выступать представителем государства в отношениях по подготовке и заключению соглашений, в которых помимо министерства участвуют представители работодателей - их объединения.

Работники - физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем. Эти отношения базируются на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности) с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15, 20 ТК РФ).

Лица, связанные с организацией гражданско-правовыми отношениями, в том числе и длительного характера, могут участвовать в коллективных переговорах лишь в качестве приглашенных экспертов, специалистов и посредников. Они не являются работниками организации, поскольку не подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка, самостоятельно определяют условия своего труда, получают вознаграждение не за выполнение трудовой функции, а за конкретные услуги или товары. Коллективный договор на них не распространяется.

В ряде случаев первичная профсоюзная организация, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12.01.96 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", объединяет в своих рядах не только работников, но и временно не работающих, пенсионеров. В коллективном договоре могут быть предусмотрены меры социальной поддержки работодателем определенного круга лиц, не обладающих статусом работника (ветеранов, безработных, несовершеннолетних детей умерших работников и т.д.). На собраниях, связанных с волеизъявлением работников в отношении коллективного договора, пенсионеры и временно не работающие члены профсоюза могут участвовать только в качестве приглашенных. В то же время, поскольку эти лица входят в состав субъекта коллективных трудовых отношений - первичной профсоюзной организации - они могут быть направлены ее органом в комиссию для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Работники выступают не как отдельные обособленные личности, а в качестве самостоятельного субъекта - трудового коллектива организации. При этом сами работники и трудовые коллективы не участвуют непосредственно в заключении коллективного договора, а действуют в лице представителей - органов профсоюзов или иных уполномоченных представительных органов. Таким образом, различаются сторона коллективного договора - ею являются работники (трудовой коллектив) и участники коллективного договорного процесса - ими на стороне работников могут быть профсоюзные органы и органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании работников организации и уполномоченные им.

Поскольку в современных условиях в организации возможны случаи, когда одновременно несколько представительных органов будут претендовать на заключение договора, разрешение проблемы полномочного органа должно быть отдано самим работникам. Если такой орган отсутствует, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор.

Представители работников - профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (ст. 29 ТК РФ).

При этом органам общественной самодеятельности для представления работников при коллективных переговорах и в коллективных договорах требуется предоставить специальные полномочия. Профсоюзные же органы уполномочены представлять работников на коллективных переговорах и на заключении коллективных договоров в силу своего устава, которое должно содержать право на такое представительство. Правовое регулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике. 1995Алиев В.Д.- зав. кафедрой трудового права и основ правоведения, доцент. - Институт законодательства , 1995. с.55

Международно-правовыми нормами представители работников, не участвующие в профсоюзе, признаются как бы "второстепенными" участниками коллективно-договорного процесса, что связано с практикой большинства стран, в которых профсоюзы являются наиболее авторитетными и общественно значимыми организациями трудящих-ся. 22 Конвенции МОТ №135 <<О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях>>Конвенции и рекомендаци, принятые Международной конвенцией труда 1957-1990 Т.П. Женева: Международное бюро труда, 1991;С 1671-1674, и № 154 "О содействии коллективным перегово-рам" Консультант Плюс (международное законодательство)

Первичный профсоюзный орган, действующий в организации, уполномо-чен представлять ее работников в соответствии в уставом его профессио-нального союза, содержащего указание на такое представительство, либо на основании положения о первичной профсоюзной организации, принятого ею в соответствии с уставом профсоюза.

В соответствии с Федеральным законом "О профессиональных сою-зах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзам, их объединениям, первичным организациям также предоставлено право на ведение коллектив-ных переговоров и заключение коллективных договоров от имени работни-ков. В нем предусмотрено общее право профсоюзов на представительство и защиту прав и интересов работников. 33 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и га-рантиях деятельности" от 12. 01. 1996 г. № 10-ФЗ (в ред. 09. 05. 2005 г. № 45-ФЗ). Российская газета № 12 от 20. 01. 1996 г

Отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их ор-ганов с другими представителями работников (органами общественной са-модеятельности) строятся на основе сотрудничества. При этом Законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" прямо ус-тановлено, что наличие иных представительных органов в организации не может использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов.

В коллективно-договорной практике участвует первичная профсоюз-ная организация. Это - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от формы собс-твенности и подведомственности, действующее на основании общего поло-жения, принятого им в соответствие с уставом, или на основе общего по-ложения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсою-за. То есть, такое положение может быть утверждено отдельно, или мо-жет являться составной частью устава профсоюза. Однако во всех случаях в положении о первичной профсоюзной организации должно содержаться право представлять работников в коллективных переговорах и при заклю-чении коллективных договоров с работодателями. Это необходимо для обеспечения законности представительства интересов работников их проф-союзной организацией. 44 Правовое регулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике. 1995Алиев В.Д.- зав. кафедрой трудового права и основ правоведения, доцент - Институт законодательства и сравнительного право-ведения при Правительстве РФ , 1995. с.72

При отсутствии единого представительного органа работников зако-нодатель предусматривает, что каждый представитель вправе са-мостоятельно вести переговоры от имени уполномочивших его работников и заключать отдельный коллективный договор или предлагать заключить при-ложение к коллективному договору, защищающее специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку. Вместе с тем более предпочтительным является объединение нескольких представителей и заключение с работодателем единого коллективного договора. 55 Закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" ст.12. Консультант Плюс (основная база от 12. 01. 1996 г. № 10-ФЗ (в ред. 09. 05. 2005 г. № 45-ФЗ). Российская газета № 12 от 20. 01. 1996 г)

Коллективные договоры, подписанные объединенным представителем работников, а тем более несколько коллективных договоров, заключенных работниками одной организации, на практике встречаются крайне редко, однако споры о праве на ведение переговоров возникают все чаще. При этом далеко не всегда подобные споры завершаются принятием конструк-тивных решений, процесс заключения коллективного договора неоправданно затягива-ется, может возникнуть необоснованная дифференциация условий труда.

Выходом из этой ситуации может стать практика выбора всеми работ-никами предприятия своего единого представителя, пусть даже в лице смешанной группы из членов профсоюза и "независимых" представителей от не охваченных профсоюзом работников. Одним из наиболее демократических и легитимных путей формирования такого единого представителя являются выборы, а практика со временем установит их критерии и регламент.

Трудовым кодексом предусмотрено несколько вариантов представительства интересов работников.

Вариант 1. В организации действует одна первичная профсоюзная организация, объединяющая в своих рядах более половины работников.

Такая первичная организация обладает исключительным правом на представительство интересов работников при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением. Это соответствует международным стандартам в сфере труда. Согласно Рекомендации № 91 Международной организации труда (1951), коллективный договор должен заключаться представительными организациями трудящихся и лишь при отсутствии таких организаций - иными представителями работников.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем (ст. 30 ТК РФ). Это можно сделать путем обращения в профком с соответствующим заявлением или на общем собрании (конференции).

Подчеркнем, что Трудовой кодекс устанавливает право работников, не являющихся членами профсоюза, уполномочить профком на представительство их интересов во взаимоотношениях с работодателем, а не обязанность профкома собирать подобные полномочия. Работники, не являющиеся членами профсоюза, получают гарантию защиты своих интересов при ведении коллективных переговоров, при решении различных вопросов социально-трудовых отношений в организации. Взамен они могут добровольно участвовать в формировании финансовой основы деятельности профсоюзной организации. Согласно ст. 377 ТК РФ, в организациях, в которых заключены коллективные договоры, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из их заработной платы на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами.

Профком первичной организации, объединяющей большинство работников, может не учитывать в процессе коллективных переговоров мнения и пожелания непрофсоюзного меньшинства, не уполномочившего его представлять свои интересы. Заключенный профкомом коллективный договор будет распространяться на всех работников, однако содержание этого правового акта в значительной мере зависит от позиции профсоюзных представителей на переговорах.

Вариант 2. В организации отсутствует профсоюз или действует одна первичная профсоюзная организация, объединяющая менее половины работников.

В этом случае в организации проводится общее собрание (конференция) работников, на котором они поручают представление своих интересов профсоюзной организации (если она есть) либо иному представителю (ст. 31 ТК РФ). Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих, а конференция - если на ней присутствует не менее 2/3 избранных делегатов (ст. 399 ТК РФ). Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции) (ст. 410 ТК РФ).

Работники на общем собрании (конференции) могут избрать представительный орган для ведения коллективных переговоров и осуществления других форм социального партнерства в организации или поручить выступать от своего имени уже имеющемуся в организации представительному органу. В отличие от Закона о коллективных договорах и соглашениях, разрешавшего представлять интересы работников только органам общественной самодеятельности, Трудовой кодекс позволяет избирать для этой деятельности отдельных работников. Это удобно для небольших организаций, которые, как показывают исследования, в ряде случаев поступали так и раньше. Например, в ходе проведенного автором изучения московских коллективных договоров, заключенных на 1998-2000 годы, в выборке оказались девять организаций, где интересы работников на переговорах представлял один человек (Татарникова С.Н. Содержание коллективного договора. М.: Учебно-исследовательский центр МФП, 1999. С. 14.) . Тогда это не соответствовало нормам законодательства, а теперь является правомерным.

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий (ст. 31 ТК РФ) и использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (п. 1 ст.16 названного закона). А поскольку одним из основных прав профсоюзов является право на ведение коллективных переговоров, даже самая малочисленная первичная профсоюзная организация не может быть исключена из переговорного процесса. Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы работников в организации (п. 3 ст.16 Закона о профсоюзах). Им следует настаивать, чтобы доля участия профсоюзных представителей в этих органах была не меньшей, чем отношение численности членов профсоюза ко всем работникам организации.

Вариант 3. В организации несколько первичных профсоюзных организаций, одна из которых объединяет рядах более половины работников.

В этом случае первичными профсоюзными организациями создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения (ст. 37 ТК РФ). Формирование такого органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. Остальные вопросы его создания законодательством не регламентированы, и профсоюзные организации могут решать их по своему усмотрению. В частности, им предстоит договориться, станут ли они учитывать мнение друг друга в отношении персонального состава представительного органа, или сформируют его без всяких обсуждений, путем делегирования участников.

Трудовой кодекс указывает, что представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации. Это положение актуально для предприятий, где одновременно действуют первичные организации, численность которых несопоставима. Например, если на предприятии три профсоюза, в одном из которых состоит 500, в другом - 100, а в третьем - 10 работников, то единый представительный орган, сформированный пропорционально их численности, должен насчитывать 61 человек. Чтобы не доводить ситуацию до абсурда, Трудовой кодекс позволяет поступить иначе. В нашем примере это будет создание представительного органа в составе 7 человек: пять - от первого профсоюза, один - от второго и один - от третьего.

Численность работников, не являющихся членами профсоюза, но при этом уполномочивших тот или иной профсоюз представлять свои интересы, при формировании единого представительного органа, к сожалению, не учитывается. В ст. 37 Трудового кодекса РФ содержится прямое указание на то, что оно осуществляется в зависимости от численности членов профсоюза.

Если представительный орган не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов всех работников организации осуществляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников. Однако за остальными профсоюзными организациями сохраняется право направить своих представителей в состав представительного органа до момента подписания коллективного договора.

Вариант 4 . В организации действует несколько первичных профсоюзных организаций, ни одна из которых не объединяет более половины работников.

В этом случае созывается общее собрание (конференция) работников, и оно тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается формирование представительного органа.

Допустим, что другие профсоюзы, действующие в организации, не захотели участвовать в представительном органе. Тогда, по прошествии пяти дней, избранная работниками первичная профсоюзная организация начинает коллективные переговоры в качестве их единственного представителя. Это не лишает другие профсоюзы права подключиться к переговорному процессу в любой момент вплоть до подписания коллективного договора.

Новая редакция Ст. 29 ТК РФ

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Комментарий к Статье 29 ТК РФ

В статье 29 Трудового кодекса РФ указано, что представителями работников в социальном партнерстве в сфере труда являются профсоюзы. Кроме этого, в комментируемой статье разграничены полномочия первичной профсоюзной организации и профсоюзных объединений. Первые представляют интересы работников в конкретной организации, а последние - интересы работников при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Другой комментарий к Ст. 29 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Трудовой кодекс предусматривает, что представлять в отношениях социального партнерства работников могут две группы представителей: 1) профсоюзные представители (профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских или межрегиональных профсоюзов) и 2) иные представители, не относящиеся к профессиональным союзам.

Универсальными представителями работников, имеющими право представлять интересы работников в рамках социально-партнерского взаимодействия любого уровня, являются профсоюзные представители. Иные представители вправе представлять работников в отношениях социально партнерства исключительно на уровне организации.

При проведении коллективных переговоров работников не вправе представлять организации или органы, которые созданы или финансируются работодателями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, политическими партиями (исключением выступают случаи финансирования, предусмотренные законодательством), а также лица, представляющие работодателя (см. подробнее ч. 3 ст. 36 ТК РФ и комментарий к ней). О легальном финансировании работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления профессиональных союзов см. ст. 377 ТК РФ и комментарий к ней.

2. Часть 2 ст. 29 конкретизирует представительство работников на локальном уровне. Интересы работников, занятых у конкретного работодателя в отношениях социального партнерства, могут представлять либо первичная профсоюзная организация, либо иные представители, избираемые работниками.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" первичная профсоюзная организация есть добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Соответственно, первичная профсоюзная организация не обладает полной организационной самостоятельностью, а является структурной единицей определенного профессионального союза. Вместе с тем в конкретной организации работниками на практике зачастую создается не первичная профсоюзная организация какого-либо конкретного профсоюза, а самостоятельный профессиональный союз. Вопрос о том, имеет ли он возможность представлять интересы работников в отношениях социального партнерства, следует разрешать на основании норм международного права, действующих в Российской Федерации.

В соответствии с Конвенцией МОТ N 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" государство должно признавать право трудящихся и работодателей без какого бы то ни было различия создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих организаций. Соответствующие организации самостоятельно вырабатывают свои уставы и административные регламенты, свободно выбирают своих представителей, организовывают свою деятельность. Государственные органы обязаны воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению. Соответственно, именно работники, объединяющиеся в профессиональный союз, решают вопрос о юридической личности профессиональной организации, создаваемой для представительства их интересов перед работодателем.

Таким образом, следует признать, что представителем работников в отношениях социального партнерства на уровне организации может выступать не только первичная профсоюзная организация, но и иные профсоюзные структуры, создание которых работниками организации не будет противоречить законодательству.

3. Профессиональный союз, профсоюзные организации могут осуществлять деятельность, не приобретая прав юридического лица (ст. 8 Закона о профсоюзах). Профсоюзные организации, не являющиеся юридическими лицами, вправе представлять интересы своих членов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе и в отношениях социального партнерства.

Процедура коллективных переговоров с участием таких представителей обладает определенной спецификой: они на практике не в состоянии привлекать к работе над проектом коллективного договора экспертов и специалистов, поскольку их труд оплачивается приглашающей стороной (см. ч. 2 ст. 39 ТК РФ и комментарий к ней); они неделиктоспособны и не могут быть привлечены к юридической ответственности за неисполнение обязанностей, которые несут участники коллективных переговоров.

Файлы для скачивания:

Трудовой кодекс Российской Федерации

Часть вторая

Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)

Статья 29. Представители работников

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 30. Представление интересов работников первичными профсоюзными организациями

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.

Статья 31. Иные представители работников

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

Статья 32. Обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 33. Представители работодателей

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. В случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 234-ФЗ)

Части третья - четвертая утратили силу. - Федеральный закон от 24.11.2014 N 358-ФЗ .

Статья 34. Иные представители работодателей

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Представителями работодателей - организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 55-ФЗ)

Трудовой кодекс РФ

  • Трудовой кодекс РФ - оглавление
    • Глава 1. Основные начала трудового законодательства
    • Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений
    • Глава 3. Общие положения
    • Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве
    • Глава 5. Органы социального партнерства
    • Глава 6. Коллективные переговоры
    • Глава 7. Коллективные договоры и соглашения
    • Глава 8. Участие работников в управлении организацией
    • Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства
    • Глава 10. Общие положения. Трудовой договор
    • Глава 11. Заключение трудового договора
    • Глава 12. Изменение трудового договора
    • Глава 13. Прекращение трудового договора
    • Глава 14. Защита персональных данных работника
    • Глава 15. Общие положения. Рабочее время
    • Глава 16. Режим рабочего времени
    • Глава 17. Общие положения. Время отдыха
    • Глава 18. Перерывы в работе. Выходные и нерабочие праздничные дни
    • Глава 19. Отпуска. Ежегодные оплачиваемые отпуска
    • Глава 20. Общие положения. Оплата и нормирование труда
    • Глава 21. Заработная плата. Оплата и нормирование труда
    • Глава 22. Нормирование труда. Оплата и нормирование труда
    • Глава 23. Общие положения. Гарантии и компенсации
    • Глава 24. Гарантии при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность
    • Глава 25. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей
    • Глава 26. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования
    • Глава 27. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора
    • Глава 28. Другие гарантии и компенсации
    • Глава 29. Общие положения. Трудовой распорядок. Дисциплина труда
    • Глава 30. Дисциплина труда. Трудовой распорядок
    • Глава 31. Общие положения. Подготовка и дополнительное профессиональное образование работников
    • Глава 32. Ученический договор
    • Глава 33. Общие положения. Охрана Труда
    • Глава 34. Требования охраны труда
    • Глава 35. Организация охраны труда
    • Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда
    • Глава 37. Общие положения. Материальная ответственность сторон трудового договора
    • Глава 38. Материальная ответственность работодателя перед работником
    • Глава 39. Материальная ответственность работника
    • Глава 40. Общие положения. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
    • Глава 41. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями
    • Глава 42. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет
    • Глава 43. Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации