Кредитование

Корпоративная культура в учреждениях культуры. Корпоративная культура организации (предприятия)

1.6. Базовые категории в сфере технического регулирования: безопасность

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство обязано защищать граждан и общество, имущество физических и юридических лиц, животных и растения, окружающую среду от продукции, которая может быть опасной. Однако, вместе с тем, оно должно обеспечить свободное перемещение продукции по территории страны. Учитывая, что Россия стремится вступить в ВТО, ей необходимо гармонизировать свое законодательство в области производства и продвижения товаров с основополагающими документами ВТО.

В связи с этим государство должно обеспечить баланс между безопасностью продукции и свободой его производства и продвижения к потребителям. Данный баланс в ВТО подразумевает, что страны будут подготавливать, принимать или утверждать такие технические регламенты, чтобы они не были ограничительными для торговли в большей степени, чем это необходимо для выполнения законной цели.

Продукция может быть безопасная, потенциально опасная и опасная. От потенциально опасной продукции необходима защита, опасная продукция не должна попадать в обращение. Однако защищенная продукция не может гарантировать, что она при потреблении не станет действительно опасной, поэтому уровень потенциальной опасности для такой продукции всегда величина положительная. Исходя из уровня развития научно-технического прогресса, устанавливается приемлемый уровень безопасности продукции, который можно разделить на три стадии – допустимый для практически безопасной незащищенной продукции, недопустимый, но приемлемый для защищаемой потенциально опасной продукции и неприемлемый уровень. То, что уровень хотя и приемлем, но содержит в себе потенциальную опасность, должно стимулировать производителей на устранение причин возникновения потенциальной опасности и усиление уровня защиты.

Свойство опасности продукции возникает по определенным причинам, поэтому для устранения причин опасности необходимо учитывать факторы, влияющие на безопасность продукции на всех стадиях ее жизненного цикла. Кроме того, необходимо учитывать вид продукции, т. к. от этого зависит, на какой стадии жизненного цикла продукции возникают эти факторы. Например, опасность для пищевых продуктов может возникнуть на стадии их хранения или приготовления, а для промышленных изделий – на стадии проектирования.

При этом под обязательные требования попадают только продукция и связанные с ней процессы, а на услуги и работы распространяются только добровольные требования. Однако можно указать на услуги и работы, процессы оказания и выполнения которых могут нести опасность услугополучателям (материалы по контролю безопасности услуг).

Изготовитель продукции должен предусмотреть риски, связанные с использованием продукции, не только по назначению, но и не по назначению. При этом принимается во внимание такой факт, как учитывал ли изготовитель при проектировании данные требования безопасности.

Кроме того, современная продукция во многих случаях является наукоемкой, в которой имеются информационные продукты (программы, базы данных и т. д.), от безопасности которых зависит безопасность материально-вещественной продукции. Поэтому в список видов безопасности следует добавить информационную безопасность, влияющую на безопасность продукта.

Безопасность продуктов должна удовлетворять требованиям норм, в которых определены свойства отчуждаемой продукции; требованиям процедур, в которых определены состояния процессов взаимодействия; и требованиям условий, в которых определены ситуации среды потребления, при которых отсутствует неприемлемый риск, связанный с причинением вреда жизни и/или здоровью гражданам, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и/или здоровью животных или растений. Аналогичные требования должны быть предъявлены и к защите продуктов.

1.7. Объекты технического регулирования

В целом, под объектом правоотношений (т. е. отношений, урегулированных нормами права) понимается то, на что направлено правоотношение или по поводу чего оно возникает. При этом в качестве объекта рассматриваются любые явления (предметы, действия, процессы), порождающие у субъектов соответствующие права и обязанности.

В соответствии с Федеральном законом «О техническом регулировании», объектами технического регулирования являются продукция, а также связанные с требованиями к продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Однако терминология Федерального закона в данном отношении недостаточно проработана. В ряде статей указывается, что помимо указанных объектов могут быть и иные объекты технического регулирования. В частности, в определении понятий «подтверждение соответствия» (абз. 16 ст. 2), «форма подтверждения соответствия» (абз. 26 ст. 2), ст. 5 и др.

Следует отметить, что данный перечень объектов был сформирован в результате пересмотра Федерального закона в мае 2007 г. Прежде к объектам технического регулирования, кроме продукции, относились все процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Данное уточнение объектов преследовало несколько целей. Во-первых, необходимость ускорения разработки технических регламентов за счет разгрузки объектов технического регулирования. Во-вторых, в целях устранения пересечений с нормами других отраслей права, в частности, нормами охраны труда, экологическими и др. В-третьих, приведение в соответствие с международными требованиями, в частности, с Соглашением по ТВТ.

1.8. Соотношение правовых и технических норм

Изначально основным критерием отличия технических норм от юридических являлось разграничение по предмету регулирования. Считалось, что технические нормы регулируют отношения между человеком и предметами (явлениями) внешнего мира, а юридические нормы регулируют общественные отношения, при которых одному социальному субъекту противостоит один или несколько других социальных субъектов . Разделяя такую точку зрения, многие правоведы отмечали, что технические нормы не являются социальными , а, следовательно, не могут быть правовыми.

Однако в результате формирования отрасли технического регулирования и установления на уровне нормативных правовых актов предписаний, имеющих технический характер, изучение природы норм, выраженных такими предписаниями, получило новое развитие. И если прежде считалось, что технические нормы не могут быть правовыми, то теперь преобладающей стала точка зрения, согласно которой существование юридических норм с техническим содержанием возможно.

Следует согласиться с тем, что техническое правило, облеченное в правовую форму, не теряя своего технического характера, приобретает качественные признаки правовой нормы. В юриспруденции такие нормы получили название «технико-юридические» (А.Ф. Черданцев), иногда их называют «юридико-технические» (А.Б. Венгеров) или «технико-правовые» (Н.И. Матузов). А.В. Пчелкин отмечает, что технико-юридические нормы появляются тогда, когда техническая деятельность и ее результаты перестают быть исключительно интересом частных лиц . К технико-юридическим нормам относятся в основном нормы, действующие в материально-производственной и управленческой сферах (например, правила противопожарной безопасности, строительных работ, ГОСТов, стандартов, правила железнодорожного движения и иных видов транспорта и т. п.). Остальные технические нормы, действующие в бытовой сфере, не опосредуются правом и их нарушение не влечет юридической ответственности (например, требования по эксплуатации телевизоров, магнитофонов, пылесосов и т. п.) .

В системе правового регулирования технико-юридическим нормам отводится подчиненная роль. Это обусловлено тем, что они не могут служить общим основанием возникновения правоотношений, не обладают охранительной функцией, а также не указывают субъектов, обязанных их исполнять. Обязательность технико-юридических норм обеспечивается санкциями бланкетных правовых норм.

Технико-юридические нормы устанавливают требования относительно поведения людей по отношению к предметам внешнего мира (в большинстве случаев это требования к должному материальному результату поведения людей) . Таким нормам присущи все признаки норм правовых:

– они исходят от государства;

– в них выражается государственная воля;

– их соблюдение обеспечивается возможностью государственного принуждения;

– они объективируются в специальных нормативных актах, издаваемых компетентными государственными или общественными (с санкции государства) органами, т. е. имеют и свою внешнюю форму выражения;

– они регулируют общественные отношения .

Однако технико-юридические нормы обладают и собственной спецификой. Так, содержание диспозиции технико-юридической нормы выражается в нормативном правовом акте с помощью технического предписания. В отличие от иных правовых предписаний, выраженных предложением, для подписания технических предписаний могут использоваться математические знаки, формулы, таблицы, графические изображения . В качестве признака технических норм приводится и то, что они являются продуктом сознательно-волевой деятельности людей, в отличие от объективных законов природы, на основе которых они складываются.

1.9. Методы оценки в техническом регулировании

Несмотря на наличие большого числа норм федерального закона, применяющих понятие «риск», можно выделить две основные задачи технического регулирования, существенно опирающиеся на это понятие: задание требований безопасности и установление форм и схем обязательного подтверждения соответствия. Отметим, что эти задачи, как правило, связаны с необходимостью оперирования некоторыми обобщенными выводами относительно безопасности (риска), которые могут быть распространены на группы однородной продукции, поскольку требования технического регламента распространяются на группы продукции, а не на конкретный тип (вид, модель, марку).

В настоящее время предложено большое число методов расчета риска. Эти методы удобно разделить на две группы: количественные методы и качественные. Группа количественных методов, в свою очередь, подразделяется на две подгруппы:

– статистические, позволяющие получать усредненные по однородной группе продукции или популяции сведения о риске (безопасности) причинения вреда;

– расчетные (индивидуальные), позволяющие получать значения риска для конкретного вида продукции.

Качественные методы анализа риска позволяют получать усредненные обобщенные сведения о риске причинения вреда для групп продукции или значения риска для конкретного вида продукции.

Сравнение качественных и количественных методов оценки риска с точки зрения простоты анализа, наличия исходной информации для расчета времени и стоимости ее получения показало, что качественные методы анализа риска обладают определенными преимуществами перед количественными методами:

– более просты по сравнению с количественными;

– более дешевы, т. к. не требуют проведения специальных исследований и/ или испытаний;

– соответственно, временные затраты на получение качественных оценок меньше, чем при использовании количественных методов.

Основной вопрос сравнения методов – это их точность. Применение качественных методов предполагает простое деление шкалы риска, например, на четыре группы, тогда как использование количественных методов позволяет получить непрерывную шкалу, что удобнее для последующего анализа. Однако из-за того, что количественные методы требуют значительно большего объема исходной информации, часть из которой может быть недостоверна, как правило, предпочтение отдается качественным методам.

1. Количественные методы

1.1. Статистические методы

Эти методы удобны для анализа риска, т. к. представляют собой в основном усредненные данные. Это позволяет делать некоторые общие выводы относительно риска причинения вреда. Общность выводов относительно безопасности позволяет рекомендовать использовать эти методы для целей технического регулирования. Статистические данные формируются путем сбора и обработки единичных событий, которые произошли за некоторое фиксированное время в определенной группе продукции или популяции. В настоящее время информация о случаях причинения вреда собирается различными ведомствами, например, МВД России, МЧС России и др. Статистические данные обладают статистической неопределенностью, обусловленной объемом исходных данных, и методической неопределенностью, связанной с выбором способа обработки данных. Применение стандартных методов обработки данных позволяет снизить методическую неопределенность.

К статистическим методам условно можно отнести методы санитарно-гигиенических исследований. В рамках санитарно-гигиенических исследований анализируется влияние тех или иных вредных воздействий на организм отдельного человека или целых популяций. В отличие от статистических данных при проведении таких исследований оценивается эффект накопления вредных воздействий в зависимости от интенсивности и длительности влияния вредных факторов, или иначе, зависимость «доза-эффект» или «доза-ущерб». Построение зависимостей, определяющих вид взаимосвязи «доза-эффект», проводится на основе наблюдений за определенной группой людей по данным медицинской статистики или по результатам специально организованных исследований. Такой подход позволяет установить связь между уровнями заболеваемости или смертности, с одной стороны, и техническими характеристиками продукции, формирующей определенный вид опасности, – с другой.

В качестве характеристики эффекта вредного фактора в этих исследованиях обычно выбирается уровень заболеваемости за определенный период либо вероятность заболевания, которые могут быть интерпретированы как риск причинения вреда при использовании продукции, формирующей данный вредный фактор.

Зависимости «доза-эффект», построенные по большой исследуемой совокупности, обладают приемлемой неопределенностью, что позволяет рекомендовать этот подход для обобщенных выводов относительно безопасности.

1.2. Расчетные методы

Расчет риска осуществляется, как правило, на стадии проектирования с использованием методологии ВАБ (вероятностный анализ безопасности). Эти методы позволяют оценить риск применительно к конкретному изделию, а не к группе однотипных объектов. Распространение результатов индивидуального расчета риска объекта на группу однородных объектов (для обобщенных выводов) должно быть обусловлено рядом условий и ограничений, например, должно быть известно, что расчет риска ведется для типового представителя, который эксплуатируется в типовых условиях и т. п. Ограничения подобного рода во многом не позволяют распространить выводы относительно безопасности конкретной модели продукции на группу однородной продукции, что препятствует формированию обобщенных выводов относительно безопасности.

В настоящее время предложено большое число методов расчета риска, основанных на методологии ВАБ, каждый из которых обладает как определенными достоинствами, так и недостатками. Отметим только один общий недостаток: все методы расчета риска на стадии проектирования (конструирования) обладают высокой неопределенностью, поэтому их целесообразно применять для решения вполне определенных задач: выбор наилучшего (с точки зрения безопасности) варианта конструкции, учет человеческого фактора и т. п. Существенным ограничением ВАБ является его применимость только для продукции, которая в процессе применения расходует свой ресурс. Другими словами, ВАБ нельзя применить для пищевой, парфюмерно-косметической продукции, лекарственных средств и т. п. Таким образом, для решения вышеперечисленных задач технического регулирования методы ВАБ малопригодны.

2. Качественные методы

2.1. Анализ видов, последствий и критичности отказов (АВПКО)

Одним из наиболее простых и эффективных качественных методов оценки риска причинения вреда применительно к продукции машиностроения и приборостроения является метод анализа видов, последствий и критичности отказов, или (в англоязычной транскрипции) FMECA. В рамках FMECA вычисляется критичность отказов продукции, т. е. последствия отказов продукции с учетом их частоты, которые принимаются в качестве оценки риска причинения вреда.

Основная идея расчета критичности отказа (дефекта) состоит в учете трех факторов: частоты (вероятности) отказа, возможности обнаружения дефекта до начала эксплуатации и последствий отказа. Эти три фактора в совокупности и формируют значение критичности отказа. Чем выше величина частоты (вероятности) отказа и/или последствия отказа, и/или ниже возможность обнаружения дефекта до начала применения объекта по назначению, тем выше значение критичности, т. е. выше риск.

В отдельных случаях целесообразно использовать более простой АВПКО в табличной форме, при котором учитываются следующие факторы отказов:

– частота (вероятность);

– последствия.

Например, по частоте наступления отказы можно разделить на пять категорий: очень редкий (ОР); редкий (Р); возможный (В); частый (Ч); очень частый (ОЧ); по последствиям – на четыре: незначительный (Н); существенный (С); значительный (З); критический (К).

Сочетание частоты отказов и их последствий дает возможность, исходя из классического определения риска, оценить первоначальный риск в качественной форме:

– очень частый, частый или возможный отказы, вызывающие существенные, значительные или критические последствия, обусловливают очень высокий (ОВ) риск;

– очень частый, частый, возможный или редкий отказы, вызывающие незначительные, существенные, значительные или критические последствия, обусловливают высокий (В) риск;

– частый, возможный, редкий или очень редкий отказы, вызывающие незначительные, существенные, значительные или критические последствия, обусловливают средний (С) риск;

– возможный, редкий или очень редкий отказы, вызывающие незначительные, существенные или значительные последствия, обусловливают низкий (Н) риск;

– редкий или очень редкий отказы, вызывающие незначительные или существенные последствия, обусловливают очень низкий (ОН) риск.

Приведенные правила принятия решения для вычисления риска на основе АВПКО представлены в табл. 3.

Таблица 3

Правила принятия решения для расчета риска


В процесс оценки риска может вовлекаться такой фактор, как степень уязвимости отдельных категорий потребителей. Этот фактор значительно влияет на окончательные оценки риска.

Таким образом, применение АВПКО дает возможность определить, в какую из групп риска может быть отнесена рассматриваемая продукция. При этом вывод о степени риска может быть сделан применительно к типу объекта.

2.2. Классификационный метод

На практике для оценки риска в качественной форме можно использовать инженерные методы, основанные на классификации факторов (критериев), влияющих на частоту и тяжесть причинения вреда.

При классификации обычно применяют следующие критерии:

– наличие источников опасности;

– степень контакта непосредственно с источником опасности;

– длительность и интенсивность воздействия опасных факторов;

– наличие физических барьеров безопасности;

– возможная степень тяжести последствий и др.

Такой подход реализован в ГОСТ Р 51609-2000 применительно к медицинским изделиям, что позволяет с помощью правила классификации разделить все указанные изделия на четыре зоны риска причинения вреда.

Классификационный метод можно использовать для оценки риска причинения вреда пищевой продукцией.

Алгоритм оценки рисков базируется на классификации, учитывающей следующие основные факторы риска:

– виды опасностей;

– наличие пищевых добавок;

– наличие ГМИ;

– использование в технологическом процессе биологических агентов;

– влияние различных добавок (агрохимикатов, антибиотиков и т. п.), применяемых в процессе производства сырья, на безопасность конечного продукта;

– влияние условий хранения, транспортирования, качественных показателей на безопасность конечного продукта;

– наличие «критических точек» в технологическом процессе, приводящих к скрытым дефектам продукции.

В результате применения этого подхода каждый вид продукции может быть отнесен к одному из следующих классов:

класс 1 – с низкой степенью риска;

класс 2 – со средней степенью риска;

класс 3 – с повышенной степенью риска;

класс 4 – с высокой степенью риска.

Пчелкин А.В. Технико-юридические нормы в современной России (Проблемы теории и практики): Дисс. канд. юр. наук. Н. Новгород, 2004. С. 3.

См., например: Лебедев М.П. Государственные решения в системе управления социалистическим обществом. М., 1974. С. 476–477; Нейбайло П.Е. Советские социалистические правовые нормы. Львов, 1959. С. 41; Шебанов А.Ф. Нормы советского социалистического права. М., 1956. С. 7.

Черданцев А.Ф. Понятие технико-юридических норм и их роль в формировании общественных отношений //Советское государство и право. 1964. № 7. С. 137.

1 июля 2003 года вступил в действие 184 Закон "О техническом регулировании". Нормативный акт установил новую систему определения и применения требований к услугам, работам, производственным процессам и продукции.

Ключевые направления

184-ФЗ "О техническом регулировании" ориентирован на формирование основ единой политики стандартизации и сертификации, соответствующей современным международным нормам. Принятие документа обусловило издание других нормативных актов. Ими в первую очередь стали регламенты. В них определены области технического регулирования, а также порядок, в соответствии с которым будет вестись данная работа. Все эти нормативные акты существенно изменят экономическую жизнь России. ФЗ "О техническом регулировании" ориентирован на формирование механизма обеспечения охраны здоровья и жизни граждан, окружающей среды, национальной безопасности страны. Создание комплекса регламентов направлено на использование продуктов научно-технической деятельности в государственных интересах защиту национальных разработок.

Международные нормы

ФЗ "О техническом регулировании" позволяет привести в соответствие отечественных процедур сертификации и стандартизации в соответствие с требованиями ВТО, в частности, относящимся к формированию торговых барьеров. Нормативный акт препятствует трансформации национальных стандартов в инструмент протекционизма в отношении к каким-либо группам производителей. Гармонизация отечественной системы с международной существенно облегчает выход российских высокотехнологичных товаров на мировой рынок. Немаловажно и то, что появляется возможность организовывать кооперацию в процессе производства субподрядчиками развитых стран. В качестве примера можно привести решение, принятое Международной организацией гражданской авиации. В соответствии с ним с 1 апреля 2001 года вступила в действие конвенция, ужесточающая требования к показателям уровня шума двигателей самолетов, осуществляющих перевозки по международным линиям Евросоюза. В данном случае становятся очевидными экономические последствия для отечественных компаний, использующих на таких направлениях воздушные суда, не соответствующие нормам.

Регламенты

"О техническом регулировании" определяет только один способ установления требований к товарам/работам/услугам. В качестве него выступает утверждение специальных регламентов. В них должны присутствовать минимальные требования по обеспечению безопасности и к сфере их применения. При этом после вступления регламентов в действие, техническое регулирование осуществляется только ими. Это означает, что обязательные общие требования перестают быть таковыми. Госконтроль с этого момента начинает осуществляться за соблюдением регламентов.

Специфика нормативного акта

Закон "О техническом регулировании" признается специалистами рамочным и идеологическим. В нем присутствует несколько неоднозначных положений. При определенных условиях они могут негативно сказаться на текущем положении внутри сферы стандартизации и сертификации. Например, некоторые разделы в ГОСТах противоречат положениям нормативного акта. Кроме этого, не была определена роль, которую исполняет Федеральное агентство по техническому регулированию. Вместе с этим в документе установлен продолжительностью в семь лет. В течение этого времени действуют и прежние, и новые регламенты и стандарты.

Что такое техническое регулирование?

Оно выступает в качестве разновидности государственного контроля и предполагает применение юридических инструментов при реализации целей социальной и экономической политики в стране. В рамках этой деятельности происходит принуждение субъектов к соблюдению установленных обязательных требований. В случае их неисполнения специализированные госструктуры вправе применить соответствующие санкции. Закон "О техническом регулировании" содержит официальное определение данному термину. Под ним следует понимать правовую регламентацию в сфере формирования, применения и выполнения обязательных требований к производственным операциям, услугам, работам, товарам, а также к процессам:

  • хранения;
  • перевозки;
  • эксплуатации;
  • утилизации;
  • реализации.

Техническое регулирование также касается сферы установления и применения указанных требований на добровольной основе. Правовая регламентация осуществляется и в ходе оценки соответствия. Из указанного определения следует, что объекты технического регулирования должны подчиняться общим требованиям.

Принципы

В рамках принятого нормативного акта новый формат приобретают не только техническое регулирование и метрология, но и форма госконтроля в целом. В качестве ключевого принципа при осуществлении деятельности выступает правовой уровень ограничений, установленных в отношении предпринимательства. В этой связи, декларирование в нормативном акте основных положений влечет необходимость в их реализации при разработке регламентов и практического их внедрения.

Единство правил

Система технического регулирования базируется на единообразно сформулированных требованиях. При этом не имеет значения вид продукции или процесса. Формулирование требований не зависит от формы собственности, правового статуса разработчика стандарта либо регламента или предпринимателя, осуществляющего производство товара или оказание услуги. Техническое регулирование осуществляется по единым правилам организации измерений и испытаний, используемой документации, независимых от химической либо физической природы параметров, подвергающихся контролю, и критериев соответствия. То же самое относится и к форме договорных обязательств, согласно которым осуществляется поставка продукции или оказание услуги.

Принцип соответствия

Техническое регулирование должно согласовываться с уровнем развития экономики страны, НТР и МТБ. Этот принцип указывает на то, что требования, которые закладываются в национальные стандарты и регламенты, реально можно выполнить. При этом должен учитываться достигнутый уровень российской промышленности, обеспеченности нужным оборудованием и материалами, обладающими надлежащими свойствами, информацией.

Независимость уполномоченных органов

В соответствии с этим принципом, службы по аккредитации, сертификации не должны иметь договорных связей с продавцами, производителями, потребителям, кроме тех, которые предусматриваются в действующих правилах. Сотрудники указанных органов должны быть защищены от всяких попыток незаконного давления либо иных воздействий, которые могут повлиять на принимаемые ими решения. Руководство этих служб, в свою очередь, должно разработать необходимые меры, ориентированные на предотвращение всякого вступления служащих в сделки с субъектами, заинтересованными в финансовом результате сертификации и аккредитации.

Принципы недопустимости

Они запрещают возможность формирования преимуществ для отдельных заявителей, искусственного промедления с принятием решений или необоснованного его ускорения. Законодательство устанавливает четкое разграничение сфер деятельности органов сертификации и надзора. Не допускается совмещения полномочий этих служб. Одна и та же инстанция не может являться исполнителем и контролером собственной деятельности. Законодательство также не допускает финансирование работы уполномоченных служб из внебюджетных фондов. Это предотвращает возможность воздействия частных инвестиций на деятельность государственных органов.

Специфика регламентов

Требования, присутствующие в этих документах, не должны являться завышенными в отношении тех субъектов, которые надлежащим образом осуществляют защиту здоровья и жизни населения и животных, окружающей среды и растений, имущества. В противном случае это может спровоцировать удорожание услуг и товаров, усложнить производственные операции. В результате это повлечет формирование препятствий для осуществления предпринимательской деятельности. К примеру, на и согласования проекта регламента могут появиться решения, ставящие российских производителей в менее выгодное положение, чем иностранных. В этой связи на данной стадии крайне важно неукоснительно соблюсти принцип конкурентного права. Отечественные нормативные акты призваны защищать, а не разорять предпринимателей страны.

Структура документов

В приводятся сведения об объектах регулирования. Кроме этого, в документах могут присутствовать:


Важный момент

В регламентах должны присутствовать требования исключительно к характеристикам объектов регулирования, а не к их конструкции, методам и технологии разработки, посредством которых обеспечиваются данные свойства. Эта задача находится в компетенции разработчиков, конструкторов и прочих специалистов. В качестве исключения могут выступать случаи, в которых без стандартизации процесса проектирования нельзя обеспечить надлежащую защиту здоровья и жизни людей, окружающей среды, имущества, растений и животных.

Сроки

В законодательстве установлен период в 6 месяцев для вступления в силу опубликованного регламента. Такой срок позволяет контролирующим органам и производителям подготовиться к исполнению принятых требований. В связи с тем, что этот период может оказаться недостаточным (слишком коротким), подготовка к моменту вступления в действие регламента должна быть начата в ходе его разработки.

Классификация

В Законе установлено два вида регламентов: специальный и общий. Требования последнего обязательны для выполнения относительно любых производственных процессов, видов продукции, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации. Специальными регламентами регулируются отдельные объекты, на которые не распространяется действие общих документов. Последние содержат основные нормы, которые имеют широкую сферу распространения. Специальные регламенты не должны им противоречить. Как отмечало Федеральное агентство по техническому регулированию, в 2005 году на стадии обсуждения находилось порядка 100 документов. Всего предполагалось выпустить около 1.5 тыс. специальных и не более 10 общих регламентов.

Порядок разработки и утверждения

Регламент может приниматься Федеральным законом, ратифицированным международным соглашением РФ, Указом Президента, правительственным Постановлением. Проект документа вправе разрабатывать субъект, вне зависимости от формы собственности, вида продукции, правового статуса предприятия, типа производственного процесса. Данное положение, безусловно, демократично. Это позволяет наиболее полно применить интеллектуальный потенциал.

Информирование

Публичность выступает в качестве одного из ключевых принципов разработки и принятия регламентов. Необходимо, чтобы на каждой стадии общество и государственные структуры были проинформированы о ходе процесса, наличии противоречий, авторе предложений. В первую очередь, уведомление о начале разработки размещается в печатном издании, ответственным за которое выступает Агентство по техническому регулированию, а также в общедоступном источнике в электронном виде. В извещении должна присутствовать информация о товаре, для которого создается регламент. Здесь же приводится обоснование необходимости данной разработки, указываются отличия предполагаемых требований от международных нормативов, действующих в РФ. Кроме этого, приводятся сведения о способах ознакомления с проектом, реквизиты разработчика.

Извещение о начале разработки

Первый этап начинается с публикации уведомления. Согласно принятому Закону, автор проекта обязан предоставить его для ознакомления любым заинтересованным пользователям. Последние, в свою очередь, могут направить разработчику свои предложения и замечания. Автор проекта их рассматривает и принимает решение отклонить/принять полностью или частично. В завершении разработки проводится обсуждение редакции регламента, где учтены все поступившие предложения и замечания. Продолжительность этого этапа в целом - до двух мес.

Внесение на обсуждение в Госдуму

С момента публикации уведомления о начале разработки до даты опубликования извещения о ее окончании должно пройти не менее двух месяцев. С внесения субъектом, обладающим правом проекта регламента начинается стадия его принятия. Регистрация документа осуществляется при наличии:


Зарегистрированный проект направляется Госдумой в правительство. Последнее в течение месяца должно направить отзыв. Он составляется с учетом заключения, вынесенного экспертной комиссией по техрегулированию. Отмена регламента, а также внесение корректировок, дополнений в него рассматривается как создание нового документа.

Заключение

Таким образом, рассмотренный Закон ориентирован на формирование единой политики в сфере техрегулирования, соответствующей международным требованиям. В этой связи базой для решения множества вопросов, касающихся сертификации, стандартизации и лицензирования, выступают регламенты. Введение этих документов в ранг государственных нормативных актов позволяет сбалансировать состояние российской системы регулирования с международной. Это достигается за счет рекомендательного характера применения любых стандартов при использовании регламентов, в которых могут присутствовать их отдельные положения и нормы. Это значит, что стандарты продолжают оставаться нормативной базой, однако использовать их в качестве основного регулятора взаимодействий производителей и потребителей нельзя.

Закон «О техническом регулировании» 2002 г. Этот закон регулирует отношения, возникающие при предъявлении обязательных требований к продукции. Не распространяется на: нормы: - санитарно-гигиенические, - в области охраны труда, - в области бух.учета и эмиссии ценных бумаг и др.

Техническое регулирование правовое регулирование отношений при установлении, применении и исполненииобязательных требований к объектам технического регулирования, добровольных требованийк объектам технического регулирования, выполнению работ или оказанию услуг и правовому регулированию отношений при оценке соответствия.

Документ, осуществляющий это регулирование – технический регламент, документ, имеющий силу закона РФ, который и устанавливает обязательные для применения требования к объектам технич. регулирования.

Объекты технического регулирования:

Продукция, в т.ч. здания, строения и сооружения;

Процессы проектирования (в т.ч. изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Техническое регулирование направлено на отношения, возникающие:

1) при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к объектам технического регулирования;

2) разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к объектам технического регулирования, выполнению работ или оказанию услуг;

3) оценке соответствия.

Цели закона о техническом регулировании:

Создание юридической базы для изменения практики технического регулирования;

Ограничение ведомственного нормотворчества в сфере технических требований к продукции.

Принципы технического регулирования основаны:

1) на единстве правил:

Установления требований к объектам технического регулирования, выполнению работ или оказанию услуг;

Методов исследований (испытаний) и измерений при проведении обязательной оценки соответствия;

Применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок.

2) на актуальности технических требований

Соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития.

3) на автономности государственных органов по контролю, аккредитации и сертификации, что означает:

Недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

Недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

Недопустимость одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

Недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

4) на недопустимости ограничения конкуренции

5. Технический регламент. Стандарт. Определение, цели и принципы

Технический регламент документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Цели принятия технических регламентов следующие :

Защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

Охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

Предупреждение действий, которые вводят в заблуждение приобретателей;

Обеспечение энергетической эффективности.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования.

Технический регламент содержит:

Перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации;

Правила и формы оценки соответствия, определяемые с учетом степени риска;

Требования к характеристикам объектов технического регулирования;

Требования энергетической эффективности.

Технический регламент не содержит требования к конструкции и исполнению.

Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения объекта технического регулирования.

В качестве основы для разработки проектов технических регламентов должны использоваться полностью или частично международные стандарты, за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие особенностей (климатических, географических).

Схема принятия технического регламента (ТР) такова:

1) разработка проекта ТР любым лицом;

2) публичное обсуждение проекта ТР;

3) экспертиза проекта ТР экспертной комиссией;

4) Законодательное утверждение проекта ТР.

Стандарт документ, устанавливающий правила осуществления и характеристики объектов технического регулирования, выполнения работ и оказания услуг в целях добровольного многократного использования.

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, а также на повышение конкурентоспособности.

Цели стандартизации следующие:

Повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, объектов, также повышение уровня экологической безопасности;

Обеспечение конкурентоспособности и качества продукции, рационального использования ресурсов;

Содействие соблюдению требований технических регламентов;

Обеспечение научно-технического прогресса.

Принципы стандартизации основаны:

На добровольности применения стандартов;

На учете законных интересов заинтересованных лиц при разработке стандартов;

На применении международного стандарта как основы разработки национального стандарта;

На недопустимости установления стандартов, противоречащих техническим регламентам;

На обеспечении условий для единообразного применения стандартов.

Документы в области стандартизации, используемым на территории РФ, следующие :

Национальные стандарты (ГОСТ РФ);

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

Стандарты организаций;

Своды правил;

Международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Национальные стандарты (НС) принимаются по следующей схеме:

1) разработка проекта НС любым лицом;

2) публичное обсуждение проекта НС заинтересованными лицами;

3) экспертиза проекта НС техническими комитетами;

4) утверждение проекта НС Национальным органом по стандартизации.

Порядок утверждения стандартов аналогичен порядку утверждения технических регламентов – прохождение тех же этапов (без чтения в Государственной думе).

Практически каждый человек понимает значение термина «корпоративная культура». Однако не все могут быстро и точно объяснить, что конкретно подразумевается при его использовании. И лишь совсем немногие знают, как формировать корпоративную культуру и использовать ее для развития предприятия.

Что же такое корпоративная культура и зачем она нужна? Давайте разбираться.

Корпоративная культура предприятия - это совокупность убеждений, взглядов, моделей поведения, правил, подходов к работе, способов общения, осознанно или неосознанно принятых и соблюдаемых большинством сотрудников организации.

По мнению профессора университета им. Луиджи Боккони (Италия) Давида Равази, культура организации позволяет сотрудникам находить подходящий способ действия в любой деловой ситуации. Например, если сотрудники какого-либо банка разделяют принцип «клиент всегда прав», они стараются спокойно реагировать на любые выходки посетителей и мягко решать конфликты. При этом резкая реакция на поведение клиента по умолчанию считается нарушением организационной культуры, даже если посетитель однозначно не прав.


Наличие культуры позволяет сотрудникам организации верно реагировать на вызовы

Корпоративная культура состоит из разных элементов, к основным из которых относятся:

Интеллектуальная концепция организации, включая ее миссию, ценности, цели существования.
Организационная структура и система субординации.
Система управления организацией.
Механизмы контроля.
Символы организации, включая элементы корпоративного стиля (логотип, гимн, фирменные цвета и т.п.).
Повседневные способы поведения сотрудников, включая ритуалы, привычки и т.п.
Корпоративная мифология, включая истории успехов и неудач фирмы и ее отдельных сотрудников.

Типы корпоративной культуры

Организационные психологи и менеджеры используют различные способы типологии корпоративной культуры. Например, ирландский эксперт по организационной психологии Чарльз Хэнди выделяет следующие типы корпоративной культуры:

1. Культура власти. Для нее характерна концентрация управленческих функций в руках небольшой группы людей или одного человека, авторитарный стиль руководства, жесткий контроль за исполнением решений, низкий уровень бюрократизации.


Культура власти характерна для авторитарных организаций

2. Культура ролей. Для этого типа характерны высокий уровень бюрократизации, делегирование обязанностей и прав в зависимости от занимаемой должности, но не личной компетенции, коллективное принятие решений, контроль в соответствии со сложными процедурами.

3. Культура задач. Этот тип характеризуется наличием небольших групп сотрудников, ответственных за решение определенного круга задач. Права и обязанности делегируются сотрудникам, способным выполнять те или иные действия. Культура задач принята в организациях, где большинство сотрудников имеют хорошие профессиональные качества и способны работать на результат.

4. Культура индивидуальностей. Данный тип формируется в организациях, большинство членов которых считают, что в одиночку работают лучше, чем в группе. Это ставит под вопрос существование таких предприятий. Однако фирма с культурой индивидуальностей может успешно существовать, если ее сотрудники заинтересованы в профессиональных знаниях и умениях друг друга.

Профессор Университета штата Иллинойс Роберт Кук использовал следующую типологию корпоративных культур:

1. Конструктивные культуры. Они отличаются охотным сотрудничеством персонала друг с другом, стремлением членов организации совместно решать рабочие задачи.

2. Пассивно-защитные культуры. Они характеризуются стремлением сотрудников организации взаимодействовать друг с другом так, чтобы не пострадали их личные интересы.

3. Агрессивно-защитные культуры. В организациях с такой культурой сотрудники взаимодействуют друг с другом в первую очередь для того, чтобы сохранить собственную должность.

Один из ведущих интернет-магазинов мира Amazon является примером организации с выраженной корпоративной культурой. Создатель Amazon Джефф Безос считает бренд Amazon стержневым атрибутом культуры этой организации. Также компания уделяет повышенное внимание качеству обслуживания. Служба поддержки Amazon считается наиболее лояльной к клиентам среди всех крупных компаний мира, что культивируется на уровне организационной культуры.


Джефф Безос

Формирование корпоративной культуры

Корпоративная культура формируется под воздействием стихийных и направленных факторов. К первым относятся внешняя среда, в которой функционирует организация, включая общественные нормы, рыночную и экономическую ситуацию, место организации в обществе. Ко вторым относятся целенаправленные действия руководства и рядовых сотрудников по формированию корпоративной культуры.

На практике, руководители редко сталкиваются с возможностью формировать корпоративную культуру «с нуля». Это возможно, если организация только создана и начинает работать. Обычно построение корпоративной культуры связано с необходимостью изменить уже сформировавшуюся в организации культуру.

Существует большое количество моделей формирования корпоративной культуры. Воспользуйтесь следующей, если вы строите новую культуру в существующей организации:

Измените или сформулируйте заново интеллектуальную концепцию организации. Сотрудники и клиенты должны понимать, для чего работает ваша фирма, каковы ее ценности и подходы к работе.

Продемонстрируйте сотрудникам приверженность руководства к организационной культуре. Руководители должны стать трансляторами ценностей организации. Кроме этого, они должны формально и неформально поощрять принятие корпоративной культуры сотрудниками.

Создайте условия, благоприятные для развития и укрепления корпоративной культуры. Например, если вы декларируете, что частью корпоративной культуры является взаимовыручка, поощряйте сотрудников за совместное решение задач и не допускайте явной внутренней конкуренции.

Учитывайте особенности корпоративной культуры, отбирая и адаптируя новых сотрудников. Организациям, декларирующим клиентоориентированность, не стоит брать на работу конфликтных специалистов.

Поощряйте как соблюдение норм корпоративной культуры, так и конструктивные инновационные предложения. Культура организации должна развиваться и адаптироваться к особенностям среды.

Формирование корпоративной культуры - бесконечный процесс. Если вы активно формируете культуру своей организации, то замечаете первые результаты спустя годы. Однако вряд ли вы когда-нибудь захотите остановиться и сказать, что культура компании больше не нуждается в развитии.

В любом случае, наличие конструктивной культуры обеспечивает дополнительные преимущества вашей компании. Поэтому приступайте к формированию организационной культуры немедленно. А начать стоит с себя.


Дмитрий Дементий

Корпоративная культура, как отмечалось в предыдущем разделе, является важным элементом внутренней среды организации. Корпоративная культура выступает значимым фактором как социальной, так и экономической жизни предприятия, от которого во многом зависит успешность его деятельности.

В ходе изучения корпоративной культуры рассматриваются следующие вопросы:

1. Психологическая сущность корпоративной культуры;

2. Три уровня корпоративной культуры;

3. Элементы корпоративной культуры и их психологические аспекты;

4. Адаптация корпоративных культур;

5. «Культурный разрыв» и его психологическое основание.

Корпоративная культура – это совокупность базовых ценностей и убеждений, негласных соглашений и норм, которые господствуют в организации и сплачивают коллектив.

Психологическая сущность корпоративной культуры заключается в общественном мнении коллектива, соединении работниками личных интересов с целями организации.

Высокую социально-экономическую значимость внутренней (корпоративной) культуры организации понимали классики научного менеджмента (А. Файоль, Л. Джилбрет, М. Фоллетт и др.) в начале зарождения теории управления, то есть сто лет назад.

Так, основатель европейского менеджмента Анри Файоль среди основных 14 принципов своего «административного управления» отмечал «корпоративный дух». Под этим он понимал «гармонию персонала и его сплочение».

Корпоративная культура, не являясь прямым экономическим фактором, тем не менее, активно влияет на производственную деятельность организации. Это неоднократно подтверждалось специальными исследованиями в разных странах.

Например, американцы Дж. Колинз и Дж. Поррас провели сравнение 18 успешных мировых компаний и 18 крупных фирм-аутсайдеров. В итоге было установлено главное различие – у компаний-лидеров оказалась высокой корпоративная культура. В них каждый работник гордился своей фирмой, четко осознавал заинтересованность в делах компании.

Корпоративная культура является своего рода системой общих ценностей и традиций коллектива. Осознание и принятие ценностей, включение в традиции позволяет новым работникам компании правильно ориентироваться в смысле и целях своей профессиональной деятельности, лучше понимать свою роль и место в общем деле.

Психология управления различает три уровня корпоративной культуры , причем каждый последующий является все менее очевидным.

Первый уровень – это видимые объекты и артефакты (элементы) культуры: расположение и оформление офисов, стиль одежды и правила поведения сотрудников, внешние элементы.

Расположение и оформление офисов должно быть удобным и уютным, создавать рабочую атмосферу. Современный офисный дизайн позволяет добиться гармонии между обстановкой и содержанием деятельности.

Серьезные компании требуют от своих сотрудников соблюдения делового стиля в одежде . Особенно это касается тех, кто работает с клиентами и партнерами. Еще более высокие требования предъявляются в части деловой этики и стиля поведения .

Одним из главных требований к сотрудникам является внимательное отношение к клиентам. Если посторонний человек обратился к любому сотруднику компании, он должен не «отмахиваться» от него, а вникнуть и отвести к тому специалисту, который решит его вопрос. В Беларуси это требование выразилось введением в государственных учреждениях принципа «одного окна».

Внешние элементы корпоративной культуры, в силу их специфики, будут рассмотрены несколько ниже, в этом же разделе.

Второй уровень корпоративной культуры – это официально зафиксированные общие ценности и принципы , целенаправленно внедряемые в коллективе. Они проявляются в миссии, моральном кодексе, уставе и других документах организации. Об этом подробно рассказано в разделах 4.4 и 7.1.

Третий уровень корпоративной культуры – это традиции и неписаные правила поведения в коллективе. Они отражают ценности и принципы, которые настолько укоренились, что работники перестали их замечать. Однако традиции на подсознательном уровне руководят мотивацией и поведением сотрудников.

Фактически третий уровень означает внутреннее (психологическое) отношение сотрудников к своей работе и предприятию.

В психолого-управленческой литературе встречаются две позиции отношения человека к труду: интереса и неприятия. Эти позиции диаметрально противоположны.

Позиция интереса исходит из того, что люди хотят иметь интересную работу и трудиться творчески, с отдачей. Через работу люди ищут собственную самореализацию и социальное признание. В компаниях с «позицией интереса» работники имеют высокую степень свободы. Их ответственность опирается на личную мотивацию, а не на контроль начальников.

Позиция непринятия исходит из того, что люди не хотят трудиться, что они имеют врожденную неприязнь к труду. Заниматься работой их заставляет необходимость зарабатывать деньги на жизнь. В фирмах с такой позицией менеджеры строго контролируют действия работников, ограничивают степень их профессиональной свободы.

Позиция (интереса или неприятия) чаще всего формируется под влиянием основных акционеров либо руководства компании.

В корпоративной культуре наиболее значимыми считаются второй и третий уровни. Однако не следует преуменьшать и первый уровень, то есть осязаемые атрибуты (внешние элементы).

Внешними элементами корпоративной культуры являются:
девизы, символы, предания, герои, церемонии. Психологические
аспекты
их заключаются в воздействии на внутренний мир работников через яркие, краткие и понятные образы.

Девиз (лозунг, слоган) – это образная фраза, в которой кратко и ярко выражена основная ценность организации.

Девиз в доходчивой и броской форме выражает основную идею корпоративной культуры компании. Идея должна быть выражена понятно и образно, в таком случае она «западает» в сознание людей. При этом она должна выражать реальную ценность фирмы.

Например, персонал торговой компании Секвинс Интернешнл на 80% состоит из приезжих из Латинской Америки. Многие из них не имеют американского гражданства, а лишь вид на жительство. Они чувствуют себя на работе не очень уверенно, зато сильно стараются. Девиз компании призван правильно их сориентировать: «Не угождай боссу – ублажай покупателей».

Символ – это объект, имеющий особый смысл для компании.

Символом может быть изображение торговой марки или логотипа компании. Символ как элемент корпоративной культуры доносит до персонала определенную важную ценность компании. Причем это делается в визуальной и понятной форме, поэтому легко воспринимается и запоминается.

Так, на машиностроительном предприятии Андовер сложилась тяжелая экономическая ситуация. Это было связано с боязнью конструкторов и технологов выдвигать новые идеи, т.к. перед этим имели место ошибки с серьезными последствиями. В результате резко снизилась инновационная деятельность компании, упала конкурентоспособность. Новый генеральный управляющий решил преодолеть психологическую боязнь ошибок, нацелить конструкторов на поиск новых идей. Он нашел бракованную дорогую деталь, поручил прикрепить ее на красивую подставку и назвал «За самую крупную ошибку года». Приз символизировал право каждого на поиск, и при этом возможный просчет.

Предание – это рассказ о былом ярком событии, которое стало легендарным и известным всему коллективу.

Предание в косвенной форме выражает важную ценность компании. Необычность формы лишь усиливает и полнее доносит значение конкретной базовой ценности.

Например, в торговой компании Нордстром существует следующее предание-случай. В один из магазинов компании покупатель обратился с возвратом некачественного товара – автопокрышки. Случайно находившийся в этот момент в магазине генеральный управляющий компании вмешался, поговорил с покупателем, и поручил вернуть деньги за автопокрышку. Вся пикантность ситуации состояла в том, что данная компания никогда не торговала автопокрышками. Покупатель ошибся магазином для возврата. Но генеральный управляющий предпочел понести небольшой расход, но утвердить принцип: «Покупатель всегда пав».

Герой – сотрудник, совершивший яркий профессиональный поступок.

Герой и его поступок являются для персонала примером ответственного отношения к работе, образцом креативного выхода из важной ситуации.

Например, в Фармакологическом центре Центенниал возникла тяжелая экономическая ситуация. Причиной стало недоверие врачей и больных к новым лекарствам Центра, т.к. они разрабатывались при повышенной секретности. Новый генеральный управляющий Центра провозгласил политику «открытых дверей». Чтобы ее ярко заявить, он распорядился снять дверь из приемной в свой кабинет, и подвесить ее на тросиках к потолку в вестибюле центрального офиса Центра. Без двери он работал целый год, утверждая открытость компании.

Церемония – яркое традиционное массовое мероприятие.

К подготовке и участию в церемонии привлекается практически весь персонал. Мероприятие призвано сплотить коллектив, показать сотрудников друг другу в непривычном (неофициальном, даже юмористическом) виде, продемонстрировать заботу о персонале и другие корпоративные ценности.

Например, «линейка первокурсника» в БНТУ. Церемония проводится как торжественное посвящение в первокурсники вчерашних абитуриентов. Присутствуют высокие гости – бывшие выпускники. В художественной форме кратко показывается история университета. Выступают ректор, гости, профессора. Первокурсники клянутся упорно постигать тайны науки. Им вручаются символические ключ от университета и студенческий билет.

Корпоративная культура является важнейшим элементом внутренней среды, но она активно взаимодействует с внешней средой.

Если требуется высокое качество обслуживания клиентов, культура должна поддерживать определенный уровень сервиса. Если необходимы новые технологи, то это должно быть отражено и в корпоративных ценностях. Эта гибкость корпоративной культуры называется адаптацией .

Адаптация корпоративной культуры – это корректировка ценностей компании адекватно изменениям внешней среды.

В Гарвардском университете были проведены исследования 207 компаний по взаимосвязи их корпоративной культуры с внешней средой. Было установлено, что высокая корпоративная культура еще не гарантирует успех бизнеса. В ней должна быть заложена способность адаптации к изменяющимся условиям.

По способностям приспосабливать ценности компании к условиям бизнеса корпоративные культуры делят на два вида: адаптивные и консервативные.

Адаптивные корпоративные культуры – это те, которые отражают в своих ценностях важные внешние условия бизнеса, и адекватно реагируют на их изменения. Такие культуры внимательны к внутренним процессам в компании, они поддерживают инновационную деятельность в коллективе.

Консервативные корпоративные культуры – это те, которые не пересматривают свои ценности в угоду внешним обстоятельствам. Такие культуры еще называют неадаптивными.

Консервативные адаптивные культуры имеют не только недостатки, но и свои преимущества. Если в их основу заложены общечеловеческие ценности, то нет необходимости их часто менять. Стабильность в этом случае демонстрирует силу компании.

Сравнение культур представлено в таблице 7.5.

Определенное отставание корпоративной культуры и внешней среды неизбежно. Обычно культура отражает то, что было достигнуто компанией ранее, и только часть ее ориентирована на новые достижения. Кроме того, существуют ценности провозглашенные (желаемые) и достигнутые (реальные). Между ними присутствует определенная дистанция, которая получила название культурного разрыва.


Таблица 7.5 – Сравнения корпоративных культур

Культурный разрыв – это расхождение между заявленными и достигнутыми ценностями организации. Явление разрыва часто возникает при крупных переменах в компаниях, в т. ч. слияниях, поглощениях, продажах. Культурный разрыв выступает одной из важных причин неудачных объединений.

Так, практика показывает, что до 90 % объединений компаний не достигают планируемых показателей как в экономике, так и в корпоративной культуре. Почти половина приобретенных компаний продается в течение последующих пяти лет.

Интеграция производственных структур, технологий, финансов происходит, как правило, относительно безболезненно. Проблемы возникают при попытке объединить неписанные нормы и ценности, то есть элементы корпоративной культуры. А ведь именно их соединение в значительной степени определяет экономический успех новой организации. Особенно остро эта проблема проявляется в межнациональных компаниях (МНК) и международных объединениях.

Однако явление культурного разрыва возникает не только при объединениях или других трансформациях компаний. Проблема может возникнуть и без каких-либо видимых структурных или иных изменений. «Размывание» корпоративной культуры может происходить медленно и незаметно, под влиянием ухудшения психологического климата в коллективе. В умах и сердцах работников появляется неудовлетворенность, накапливается разочарование компанией. Такой культурный разрыв может привести компанию к серьезным экономическим проблемам.

Итак , психологическая сущность корпоративной культуры заключается в общественном мнении коллектива, соединении работниками личных интересов с целями организации. Корпоративная культура проявляется на трех уровнях: первый – видимые объекты; второй – официально заявленные ценности и принципы; третий – неписанные нормы и правила.

Внешними элементами корпоративной культуры являются: девизы, символы, предания, герои, церемонии. Психологические аспекты внешних элементов заключаются в их воздействии на внутренний мир работников через яркие, краткие и понятные образы.

Способность корпоративной культуры корректировать ценности с изменениями внешней среды называется адаптацией. Существуют адаптивные и консервативные корпоративные культуры.

Расхождение между заявленными и достигнутыми ценностями организации получило название «культурного разрыва». Появление значительного культурного разрыва является угрозой благополучию организации.


Похожая информация.