Кредитование

Имущество унитарного предприятия может быть. Связь организационно-правовой формы некоммерческой организации и вещных прав на закрепленное за ней имущество

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав , утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. Устав должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия , который назначается уполномоченным собственником органом, и ему подотчетен.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия . Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

Виды унитарных предприятий :

на праве хозяйственного ведения , - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;

Унитарные предприятия, основанные , - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.

Собственник имущества , находящегося в хозяйственном ведении , решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество , сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом , принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно , за исключением случаев, специально установленных законом.

Казенное предприятие , за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления , владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию .

  • Гражданское право
    • Понятие гражданского права
    • Граждане как субъекты гражданского права
      • Дееспособность
    • Юридические лица: понятие и виды
      • Виды юридических лиц
      • Общество с ограниченной ответственностью
      • Акционерное общество
      • Производственный кооператив (артель)
      • Унитарное предприятие
    • Объекты гражданских прав
      • Деньги как объект гражданских прав
      • Иные объекты гражданских прав
    • Защита гражданских прав
    • Гражданско-правовая ответственность
      • Виды гражданско-правовой ответственности
      • Условия гражданско-правовой ответственности
      • Вина как условие гражданско-правовой ответственности
    • Исковая давность
    • Право собственности: понятие и его содержание
    • Приобретение и прекращение права собственности
      • Основания прекращения права собственности
    • Виды права собственности
      • Право общей собственности
    • Защита права собственности
    • Понятие, виды и исполнение обязательств
    • Исполнение и обеспечение обязательств
      • Способы обеспечения исполнения обязательства
    • Гражданско-правовой договор (общие положения)
      • Заключение договора
    • Классификация граажданско-правовых договоров
    • Характеристика видов гражданско-правовых договоров
      • Договор купли-продажи
        • Розничная купля-продажа
        • Договор поставки
        • Договор купли-продажи недвижимости
      • Договор мены
      • Договор дарения
      • Договор ренты и пожизненного содержания с иждивением
      • Договор аренды (имущественного найма)
      • Договор подряда
      • Договор перевозки
      • Договор хранения
      • Договор займа
      • Кредитный договор
      • Договор банковского вклада
      • Договор банковского счета
      • Договор страхования
      • Договор поручения
    • Обязательства вследствие причинения вреда
      • Обязательства вследствие неосновательного обогащения
      • Обязательства, возникающие вследствие ведения чужих дел без поручения
  • Жилищное право
    • Жилищный фонд Российской Федерации
    • Право собственности на жилое помещение
    • Понятие договора найма жилого помещения
    • Договор коммерческого найма жилого помещения
    • Договор социального найма жилого помещения
  • Наследственное право
    • Понятие наследования
    • Наследование по завещанию
    • Наследование по закону
    • Принятие и отказ от наследства
  • Авторское право
    • Право на результаты творческой деятельности
    • Объекты авторского права
    • Субъекты авторского права
    • Права авторов
  • Изобретательское право
    • Понятие изобретения
    • Субъекты изобретательского права
    • Субъекты авторского права
  • Семейное право
    • Семейное право как отрасль
    • Понятие брака и семьи
    • Заключение брака
      • Условия заключения брака и препятствия к вступлению в брак
      • Признание брака недействительным
    • Расторжение брака
    • Личные неимущественные права и обязанности супругов
    • Права и обязанности по поводу супружеской собственности
      • Общее имущество супругов
      • Договорный режим имущества супругов
    • Алиментные права и обязанности супругов и бывших супругов
    • Установление происхождения ребенка
    • Личные права и обязанности родителей и детей
      • Споры о воспитании детей
      • Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей
    • Права и обязанности родителей и детей по поводу имущества
    • Алиментные обязательства родителей и детей
      • Виды заработка (дохода), из которых производится удержание алиментов
      • Порядок уплаты и взыскания алиментов
      • Ответственность за неисполнение алиментных обязанностей
  • Уголовное право
    • Уголовный закон и его действие
    • Понятие преступления
    • Состав преступления
      • Объективная сторона преступления
      • Субъект преступления
      • Вменяемость и невменяемость
      • Субъективная сторона преступления
    • Соучастие в преступлении
    • Обстоятельства, исключающие преступность деяния
      • Крайняя необходимость
      • Задержание лица, совершившего преступление
      • Обоснованный риск
      • Физическое или психическое принуждение
    • Понятие и цели наказания
    • Система наказаний
    • Смертная казнь
    • Лишение свободы
      • Режим отбывания наказания
      • Арест
      • Исправительные работы
      • Штраф
      • Конфискация имущества
    • Назначение наказания
    • Обстоятельства, смягчающие наказание
    • Обстоятельства, отягчающие ответственность
    • Условное осуждение
    • Судимость
    • Виды преступлений

Унитарное предприятие

По общему правилу юридическое лицо имеет имущество на праве собственности. Однако ГК допускает исключение из этого правила, одним из которых является унитарное предприятие, т.е. коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Отсюда эта форма и получила свое название.

Отличительные черты унитарного предприятия таковы.

  1. Собственником имущества унитарного предприятия может быть только государственное или муниципальное образование, другими словами, в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
  2. Имущество закрепляется за предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Соответственно выделяются два вида унитарных предприятий.

А. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного или муниципального органа:

  • такое предприятие владеет, пользуется и распоряжается вверенным ему имуществом с некоторыми ограничениями по сравнению с правами собственника. Так, предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника;
  • собственник имущества (государственное или муниципальное образование) обладает некоторыми правомочиями по отношению к такому предприятию. Так, собственник решает вопросы создания, реорганизации, ликвидации предприятия, определение целей его деятельности, назначение директора и др.

Собственник имеет право на получение части прибыли от деятельности предприятия;

  • унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, отвечает по своим долгам всем своим имуществом. Собственник не отвечает по долгам предприятия. Собственник не вправе изъять имущество предприятия либо распорядиться им другим образом.

Б. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности:

  • казенное предприятие наделяется правом оперативного управления закрепленным за ним имуществом. Это означает, что предприятие владеет, пользуется и распоряжается имуществом в соответствии с законом и целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника (Российской Федерации). Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или другими правовыми актами. Собственник имущества определяет порядок распределения доходов казенного предприятия;
  • Правительство РФ определяет предмет и цели деятельности предприятия; порядок управления его деятельностью, назначает руководителя предприятия, решает вопросы его реорганизации и ликвидации;
  • предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Однако ввиду того, что деятельность казенного предприятия в значительной мере определяется собственником имущества, Российская Федерация при недостаточности имущества казенного предприятия несет дополнительную ответственность по его обязательствам.

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие)

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.

4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.

6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Комментарий к статье 113 Гражданского Кодекса РФ

Положения § 4 главы 4 ГК РФ получили развитие в нормах Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Указание на форму собственности в названии данного Закона обусловлено прямым требованием абзаца третьего части 1 комментируемой статьи, в силу которого в качестве унитарных могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия (также этот факт должен быть отражен в фирменном наименовании унитарного предприятия).

Статья 2 указанного Федерального закона определяет унитарное предприятие как коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности соответственно Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, не допускается.

От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют в рамках своей компетенции органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. Принцип неделимости (иными словами, единства, унитарности), является основной юридической характеристикой данного типа юридических лиц.

Кроме того, унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). В то же время оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Единоличным исполнительным органом унитарного предприятия является его руководитель (директор, генеральный директор), назначаемый собственником имущества унитарного предприятия. Соответственно, в своей работе руководитель унитарного предприятия подотчетен назначившему его собственнику.

Руководитель унитарного предприятия действует от имени данного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством. Кроме того, он организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) какого-либо юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности), заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

Руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества данного унитарного предприятия.

В зависимости от того, на основании какого вещного права за унитарным предприятием закреплено имущество, закон выделяет следующие виды унитарных предприятий:
- государственные (федеральные, а также предприятия субъектов РФ) и муниципальные предприятия (унитарные предприятия данного вида основаны на праве хозяйственного ведения);
- казенные предприятия (федеральные, казенные предприятия субъектов РФ, муниципальные). Имущество за предприятиями данного вида закрепляется на праве оперативного управления.

Особенности данных видов унитарных предприятий рассматриваются в комментариях к статьям 114, 115.

Статья 113. Унитарное предприятие

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Приказом Минэкономразвития РФ от 25.08.2005 N 205 утвержден Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

3. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

4. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

5. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

6. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Статья 114. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения

1. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

2. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

3. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

4. Порядок формирования уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ)

5. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

6. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

7. Исключен. - Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ.

7. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 настоящего Кодекса. Это правило также применяется к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего.

Статья 115. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления

(в ред. Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ)

1. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие).

2. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

3. Фирменное наименование унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

4. Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296 и 297 настоящего Кодекса и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

5. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

6. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

В организационно-правовой форме унитарного предприятия действуют государственные и муниципальные предприятия (п. 1 ст. 113 ГК РФ).

Имущество унитарного предприятия, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.

Права собственника имущества унитарного предприятия определены ст. 20 Федерального закона о государственных и муниципальных предприятиях. Публичный собственник принимает, в частности, решения о создании, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, определяет цели, предмет и вид деятельности унитарного предприятия, формирует уставный фонд.

Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности Российской Федерации, не могут быть переданы Российской Федерацией субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, и наоборот.

Однако объекты федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации могут быть переданы в муниципальную собственность, равно как объекты муниципальной собственности или собственности субъектов Российской Федерации в установленном законом порядке могут быть переданы в федеральную собственность. Такой порядок установлен Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Органы государственной власти и местного самоуправления, действуя от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований , осуществляют полномочия учредителя соответствующих государственных или муниципальных предприятий. При этом если органы, в введении которых находятся унитарные предприятия, определяют предмет и цели их деятельности, назначают их руководителей и утверждают уставы предприятий, то федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальные органы и органы управления муниципальным имуществом решают вопрос о совершении предприятиями сделок об отчуждении недвижимости или о передаче недвижимого имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, а также в счет оплаты акций и долей хозяйственных обществ.

Денежные средства и иное движимое имущество могут выступать в качестве вклада унитарного предприятия в уставный (складочный) капитал создаваемого хозяйственного общества или товарищества или долей действующего общества с ограниченной ответственностью (хозяйственного товарищества) либо для приобретения акций действующего акционерного общества по своему усмотрению. Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия (п. 4 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях) в лице государственного органа или органа местного самоуправления, в введении которого находится унитарное управление, поскольку именно этот орган утверждает устав предприятия (п. 3 ст. 113 ГК РФ).

Осуществление органами государственной власти и местного самоуправления от имени публичного собственника его права собственности не является представительством в значении ст. 182 ГК РФ. Для такой квалификации нет достаточных оснований, поскольку в этих отношениях органы публичной власти выступают не как гражданско-правовые представители, а как уполномоченные государством или муниципальными образованиями органы. Принимая решения о даче согласия на отчуждение предприятием недвижимого имущества, о виде и размере сделок, которые могут совершаться с согласия собственника и т.п., органы государственной власти и местного самоуправления управляют имуществом унитарного предприятия.

Эти управленческие решения являются необходимым элементом для возникновения определенных договоров, заключаемых унитарным предприятием. Несоблюдение этих правил ведет к недействительности таких сделок. Получив согласие от исполнительных органов власти, унитарное предприятие совершает сделки от своего имени как самостоятельный субъект гражданского права.

Складывается сложная система по реализации публичной собственности, в которой органы государственной власти и местного самоуправления действуют от имени собственников, осуществляя свои полномочия как органы публичной власти, а унитарные предприятия выступают в гражданском обороте как обособленные в имущественном отношении субъекты, права которых ограничены законом и уставом унитарного предприятия, утвержденным собственником. В ГК РФ под понятием собственника понимаются не только Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальные образования, но и сами исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. Важно отметить, что деятельность и финансирование хозяйственной деятельности унитарных предприятий регулируются не только ГК РФ, но и нормами бюджетного законодательства.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и в то же время принадлежит такому предприятию на праве оперативного управления, то есть права на имущество распределены между собственником и предприятием. Государственные или муниципальные предприятия владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. В нем должны содержаться сведения о его фирменном наименовании и месте нахождения, а также о предмете и целях его деятельности, о размере уставного фонда, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Органом унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетный.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены Законом о государственных и муниципальных предприятиях, на базе государственного имущества (ранее было и на базе муниципального имущества) может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие). Фирменное наименование казенного предприятия должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (абз. 3 п. 6 ст. 113 ГК РФ).

Казенное предприятие вправе самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, лишь с согласия собственника этого имущества. Однако движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств, оно распоряжается самостоятельно. Казенные предприятия без согласия собственника реализуют производимые ими товары, работы и услуги при осуществлении предпринимательской деятельности, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Собственник имущества вправе изъять неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за казенным предприятием, а также приобретенное предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Интересно отметить, что в этом отношении право и статус казенного предприятия приравнивается к автономному учреждению.

В практике в первую очередь арбитражных судов сложилась противоречивая позиция в отношении того, имеет ли право собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, распоряжаться им или такое право принадлежит унитарному предприятию. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав” (далее – Постановление от 29.04 2010 N 10/22) отмечено, что собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия, если не предусмотрено иное (п. 5 Постановления от 29.04.2010 N 10/22). Данное указание относилось к имуществу, находящемуся в хозяйственном введении унитарного предприятия.

Определение соотношения прав собственника и унитарного предприятия на закрепленное за последним государственное (муниципальное) имущество важно также при защите права оперативного управления при его нарушении. В указанном Постановлении от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в случае, если унитарное предприятие обратилось в суд с иском о признании права хозяйственного ведения, оперативного управления или об истребовании имущества из чужого незаконного владения, суду необходимо установить, находится ли спорное имущество в государственной или муниципальной собственности, и привлечь к участию в деле собственника унитарного предприятия.

В случае когда предъявляется иск об истребовании из чужого незаконного владения имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, суд извещает соответствующее предприятие о предъявлении иска в защиту его вещного права. Присуждение при доказанности исковых требований осуществляется в пользу государственного (муниципального) предприятия.

Утверждение судом мирового соглашения или принятие судом отказа истца от иска по таким делам возможны в случаях, когда как собственник, так и унитарное предприятие выразили свое согласие на это. Когда в удовлетворении иска собственнику было отказано, унитарное предприятие не вправе обратиться с иском в суд о том же предмете и по тем же основаниям к этому же ответчику.

В пункте 5 Постановления от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в случаях, когда уставом государственного или муниципального предприятия предусмотрены виды и (или) размер сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия, судам следует руководствоваться ст. 174 ГК РФ, т.е. наступают последствия недействительной сделки вследствие ограничения полномочий на совершение сделки. Такие сделки являются оспоримыми, поскольку могут быть признаны недействительными по иску самого предприятия или собственника имущества, а не любого заинтересованного лица. Иск собственника о признании недействительной сделки, совершенной государственным или муниципальным предприятием с нарушением закона или устава о необходимости получения согласия собственника на совершение сделки, не подлежит удовлетворению, если в деле имеются доказательства одобрения, в том числе последующего, такой сделки собственником.