Юридические документы

Викторина на тему счастье и смысл жизни. Проект по предмету орксэ журнал "счастливые минутки"

Мастер-класс для преподавателей ОРКиСЭ.

Тема: «Проектная деятельность в начальной школе»

I. Несколько лет я работаю над развитием познавательных и творческих способностей учащихся. Я пришла к выводу, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.

Я стараюсь применять нетрадиционные формы работы для обучения и воспитания, которые позволяют наиболее полно проявить себя учащимся.
Одним из перспективных и интересных методов считаю метод проектов, который активно использую в своей работе.

СЛАЙД

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Этот метод используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

СЛАЙД

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками).

Основная цель данного мастер-класса – показать приёмы работы по созданию творческих проектов на примере модуля «Светская этика».

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

I этап – подготовительный.

На этом этапе выбирается тема проекта, определяется задание конкретной направленности, определяются группы учащихся и распределяются роли, назначается координатор.

II этап – практический.

Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково – исследовательских операций, контроль и самооценка работ. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.

II. «Светская этика» - модуль достаточно интересный и полезный. В конце каждого раздела детям предлагается выполнить проекты по предложенным в учебнике темам. Часто тематику проектов предлагаю свою.

«Счастье и смысл жизни» – одна из тем предмета. Я предлагаю вам создать проекты по этой теме.

Целью работы одной группы будет сбор информации по предложенному плану, оформление брощюры.

Ваш проект будет называться «Энциклопедия слова «счастье». Для вас подготовлены источники, из которых вы будете добывать информацию. (Дети приносят свои источники информации.) Выбираете координатора проекта, выполняете работу по плану.

СЛАЙД

План работы над проектом.

1. Найти в словаре лексическое значение слова.

4. Найти пословицы, поговорки, скороговорки, в которых упоминается это слово.

7. Подобрать стихи, рассказы. (Или составить синквейн)

СЛАЙД

Цель второй группы – создать карту фантастической страны, на которой нарисован маршрут поиска счастья (как правило, к счастью путь редко бывает лёгким и коротким. Он часто лежит через препятствия и преграды, но рано или поздно все преодолевают этот путь и обретают своё счастье)

Так же выбираете координатора проекта и выполняете работу.

На выполнение работы – 15 минут

(Показать карту, созданную детьми)

(Включить музыку)

Представление проектов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

План работы над проектом.

1. Найти в словаре лексическое значение словарного слова.

2. Подобрать однокоренные слова.

3. Придумать словосочетания и предложения с данным словом.

4. Слово в русском фольклоре: пословицы, поговорки, скороговорки.

5. Найти фразеологизмы, крылатые выражения с этим словом.

6. Выяснить этимологию этого слова (его происхождение).

7. Продолжить стихотворение.

8. Составить синквейн.

Синквейн

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


Тема : « Счастье и смысл жизни »

Цели: формировать понятия учащихся «счастье», «смысл жизни»;
учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества;
формировать представление о том, как надо поступать, чтобы быть счастливым.
Личностные УУД:
ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков; сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности на уроке;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Познавательные УУД:
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные, информационные);
извлекать информацию из разных источников (текст, таблица);
строить речевое выска-зывание в устной форме;
понимать информацию, представленную в неявном виде.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной форме;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Ход урока.

I . Мотивация к учению.

Доброе утро!

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

- Посмотрите друг на друга, подарите улыбки, мысленно пожелайте удачи и с хорошим настроением начнём урок.

II . Актуализация знаний

Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня на уроке нам предстоит отвечать на вопросы, рассуждать, анализировать, выражать свою точку зрения, искать решения, делать выводы. Пожелаем друг другу успешной работы.

Наш урок я хотела начать с притчи.
-Давайте вспомним, что такое притча?

- Притча-это маленький поучительный рассказ заключающий в себе моральные или религиозные поучения.

Закройте глаза, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чем эта притча?

Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.

Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: - Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив

Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.

Другой брат, наклонившись к яме и попросил: - Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив.

Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.

Третий брат подойдя к яме наклонился:

А Тебе, что нужно? - спросило Счастье.

Что нужно Тебе? - переспросил брат.

Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, - сказало Счастье.

Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.

А Счастье довольное побежало за ним...

Так о чём же эта притча? (-О счастье. )

Что получил от Счастья первый брат?(деньги)
-Что для него было счастьем?(получение денег)

Что получил от счастья второй брат?(красивую жену)
-Что для него было счастьем?( - Желание иметь красивую жену )
-Что получил от счастья третий брат? (-Ничего)

Что для него было счастьем? (Бескорыстная помощь)

-Над каким вопросом мы сегодня будем работать? (Что такое счастье для каждого человека)

-Какова же тема нашего урока? (Счастье и смысл жизни)

- Сформулируйте цели урока.

Объяснять, что такое счастье и смысл жизни.

Учить систематизировать информацию

Умение слушать и понимать других.

Воспитание доброго отношения к окружающим, умения оценивать свои поступки.

III . Создание проблемной ситуации

Ребята, а как вы понимаете смысл слова счастье? (Когда происходит что-то хорошее. Когда все здоровы и никто не болеет. Когда сбывается то, о чём так долго мечтал)

Как вы думаете, кто может быть счастливым? (И дети, и взрослые).

Кто вас может сделать счастливыми?( -Мама, папа, дедушка, бабушка, подруга, сестра)

Послушайте, как о счастье говорит поэт Эдуард Асадов в своём стихотворении «Что такое счастье» (Сарбалинова Мадина)

Эдуард Асадов

«Что такое счастье»
Одни говорят, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, вниманье
И общность переживания.
Ещё есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлёта!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.

Как вы поняли строчки этого стихотворения?
О чём оно?
Какова главная мысль? (У каждого человека своё счастье- у маленького человека оно одно, у взрослого – оно другое).

– А что об этом сказано в тексте? (Забота, тепло, вниманье, Поиск, мечта, работа И дерзкие крылья взлёта)

– Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово “счастье”?

IV . Решение проблемы, открытие новых знаний.

1.Работа со словарём С.И.Ожегова.
-А как же нам объяснит это слово Сергей Иванович Ожегов, давайте обратимся к его толковому словарю. (1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 2. Успех, удача.)

2. Работа с пословицами (в группах)

Чтобы ответить на вопрос: Что такое счастье, давайте обратимся к нашим корням, к мудрости русского народа, Мудрые люди давно открыли тайны счастья и донесли их до наших дней

Где сохранилась мудрость русского народа? (В русских народных сказках, поговорках, пословицах, песнях)

Работаем в группах

На ваших столах лежат листочки со словами. Соберите из них пословицы. Расположите их в правильной последовательности и подумайте смысл этой пословицы.

Человек - кузнец своего счастья.

Любовь и труд счастье дают.

Счастье в воздухе не вьётся, оно трудом достаётся

Как вы понимаете смысл этих пословиц? ( Любимая работа приносит радость и счастье ).

- В чём же видел счастье русский народ? (Счастье в труде, дружбе, любви ).

3.Работа с изречениями (в группах)

В чём же ещё видел счастье русский народ? Нам подскажут изречения или краткие мысли мудрых людей.
-Найдите эти изречения на столах, прочитайте, подчеркните ключевые слова в этих изречениях.
- Давайте их прочитаем, посмотрим, совпали ли наши мнения

1. Помоги нам пробуждаться каждый день с улыбкой ; помоги нам улыбаться в наших трудах; и, подобно солнцу , освещающему весь мир, пусть доброта и любовь освещают наше жилище. (Р. Стивенсон)

2. Величайшее в мире счастье – это, когда есть семья , есть уверенность в том, что нас любят , любят за то, что мы такие , какие мы есть, или, несмотря на то, что мы такие, какие мы есть. (В. Гюго)

3. Я спал и видел сон о том, что жизнь – это счастье . Я пробудился и увидел, что жизнь – это служение . Я стал служить и понял, что в служении обретается счастье. (Р. Тагор)

- Какой вывод из этих изречений мы сделаем? - Счастье – это жизнь, солнце, улыбка, доброта, наш дом, семья ()


Цель: познакомить с новыми понятиями, создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье, учить рассуждать на нравственные темы. Задачи: развивать речь учащихся, воспитывать умение анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями. Развивать коммуникативные навыки.


Http://aida.ucoz.ru3 Притча о Счастье Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье. Один из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив Счастье подарило ему много денег, брат ушел счасливым. Другой брат, наклонившись к яме и попросил: Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив. Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья. Третий брат подойдя к яме наклонился: А Тебе, что нужно? спросило Счастье. Что нужно Тебе? переспросил брат. Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, сказало Счастье. Брат протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой. А Счастье довольное побежало за ним...


Какое состояние души отражают лица этих людей? http://aida.ucoz.ru4


Счастье - состояние полноты существования, когда все есть и больше ничего не надо. Человек может быть ситуативно счастлив (выспался, поел, вдоволь поплавал или вкусно понежился), но жить при этом без смысла жизни, не иметь радости смысла жизни. Другой в это время в неуюте и напряжении, но видит ради чего все это - и просыпается в каждый новый день с радостью, поскольку знает, зачем живет.


ВЫСКАЗЫВАНИЯ О СЧАСТЬЕ Самый счастливый человек тот,кто дарит счастье наибольшему числу людей. Д.Дидро Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем. И.В.Гёте Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. Платон В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро. Аристотель Найти смысл жизни –это счастье, найти счастье в жизни – это смысл. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл http://aida.ucoz.ru6


Что такое смысл жизни? Смысл жизни - то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь. Видение смысла жизни - это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить. » Показатель, критерий наличия смысла жизни: утром просыпаюсь с радостью, с желанием ("Мне есть куда просыпаться, для чего"), вечером засыпаю с удовлетворением. радостьюжеланием



Смысл жизни Л.Н.Толстого В чём смысл жизни? Каково предназначение человека на земле? Ответы на эти вопросы Л.Н.Толстой искал всю жизнь. Восстановите фразу в которой даётся ответ на эти вопросы. людям; моей; счастливые;всю жизнь; только те; периоды; были; когда я; на служение; отдавал; жизни Всю жизнь только те периоды моей жизни были счастливые, когда я отдавал их на служение людям http://aida.ucoz.ru9




«Самое главное... надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью. В этом и заключается мудрость жизни, и если хочешь, её цель. Только один человек видит прелесть жизни в куске хлеба или водке, а другой находит наиболее сложные и богатые прелести – в работе, в борьбе, в росте человеческой материи». (А. Макаренко).


РЕФЛЕКСИЯ Хочешь кусочек счастья? Что это у тебя в руке? - Счастье. - Почему такое маленькое? - Оно только мое. Зато какое лучистое и красивое. - Да...Восхитительно! - Хочешь кусочек? - Наверное... - Давай ладошку. Я поделюсь. - Ой...оно такое теплое... - Нравится? - Очень...спасибо!

1 слайд

Смысл жизни Выполнила: Тямина И.И. Проверила: Кучер Т.Е. Г О У С П О Департамента здравоохранения город Медицинский колледж №4.

2 слайд

Смысл жизни, смысл бытия - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

3 слайд

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни.

4 слайд

В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы: «В чём состоят жизненные ценности?», «Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще), «Зачем (для чего) мне жить?».

5 слайд

Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни

6 слайд

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

7 слайд

Философское видение проблемы Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность. Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости.

8 слайд

Древняя Греция и Рим Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого - душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством - это дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму

9 слайд

Киники (Антисфен, Диоген Синопский) - представители одной из сократических школ греческой философии - считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений Антисфен Диоген Синопский

10 слайд

Иррационализм Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям - людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь - это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение - мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям.

11 слайд

Экзистенциализм Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование приходит до сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» - следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам - «жизнь до того, как мы её проживём, - ничто, но это от вас зависит придать ей смысл»

12 слайд

Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём»

13 слайд

Нигилистские взгляды Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Нигилизм отрицает требования знания и истины, и исследует смысл существования без познаваемой истины. В нём можно найти силу и причину для прославления в различных и уникальных областях человеческих отношений, которые он исследует. С нигилистической точки зрения, первоисточником моральных ценностей является индивид, а не культура или другое иное рациональное или объективное основание

14 слайд

Позитивистские взгляды Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмысленен. Потому что «смысл X» это элементарное выражение, которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д.. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и следовательно бессмысленным.

15 слайд

Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д.. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл - это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех кто живёт её), делает утверждение ошибочным. Язык может обеспечить осмысленный ответ только если он ссылается на области «внутри» области жизни. Но это невозможно когда вопрос выходит за границы области в которой язык существует, нарушая контекстные ограничения языка. Таким образом вопрос разрушается. И ответ на неправильный вопрос является неправильным или неадекватным ответом.

16 слайд

Прагматический подход Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни - это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт. Философы прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни.

17 слайд

Точка зрения трансгуманизма Трансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек должен искать улучшения человеческой расы как целого. Но он идёт дальше гуманизма, подчёркивая, что человек также должен активно совершенствовать тело, используя технологии, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения (смертность, физические недостатки и пр.). Первоначально это означало, что человек должен стать киборгом, но с появлением биоинженерии открываются другие варианты развития. Таким образом, основная цель трансгуманизма - это развитие человека в так называемого «постчеловека», наследника человека разумного

План-конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»

Печенкина Т.П. « СОШ № 349» - учитель начальных классов г. САНКТ - ПЕТЕРБУРГ

Тема: «Смысл жизни и счастье»

Цели урока:

  1. познакомить с новыми понятиями, создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье;
  2. учить рассуждать на нравственные темы.

Задачи:

  1. развивать речь учащихся;
  2. воспитывать умение анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями;
  3. развивать коммуникативные навыки.

Оборудование:

Мультимедиа, учебник, цветные карандаши, белый лист формата «А4».

Основные термины и понятия: Смысл жизни, счастье, притча.

Ход урока:

1 . Организация деятельности учащихся.

Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос, который волнует нас всех.

Знаете ли, вы, что такое притча? Урок я хотела бы начать с притчи.

Слайд №3

Притча - это маленький поучительный рассказ , заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость)

Сейчас вы услышите притчу, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чем эта притча?

Слайд №4

Читает притчу учитель, а обучающие слушают её.

Притча о Счастье

Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.

Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: - Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив

Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.

Другой брат , наклонившись к яме, попросил: - Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив.

Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.

Третий брат, подойдя к яме, наклонился:

А Тебе, что нужно? - спросило Счастье.

Что нужно Тебе? - переспросил брат.

Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, - сказало Счастье.

Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.

А Счастье довольное побежало за ним...

Как вы думаете, о чём эта притча? (ответы детей) (эта притча о счастье)

Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата?

На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? (что такое счастье и смысл жизни?)

Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос что такое счастье и в чём смысл жизни человека.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Смысл жизни и счастье»

Может вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос?

Слайд №5

Задание: Ребята, посмотрите на слайд и скажите: какое состояние души отражают лица этих людей?

Ответы детей (счастливое, довольное, ласковое, улыбающиеся)

Как же можно обобщить ваши высказывания, одним словом?

Ответы детей (они счастливы)

Первичная проверка понимания изученного

Предлагает актуализировать имеющиеся по теме знания.

Слайд №6

Э. Асадов “Что такое счастье”

Одни говорят, что счастье –

Это большое участье:

Забота, тепло, вниманье

И общность переживания.

Ещё есть такое мнение,

Что счастье – это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлёта!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека.

Актуализируют имеющиеся по теме знания, используют ассоциации.

– Как вы поняли строки этого стихотворения?

– О чём оно? Какова главная мысль?

(визуальный ряд – разное счастье, что это?)

– Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово “счастье”? Назовите, какие слова “притягивает” это слово, слова-ассоциации.

Слайд №7

Счастье (праславянское объясняют из «хороший» и «часть», то есть «хороший удел»)- состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Счастье - состояние полноты существования, когда все есть и больше ничего не надо. Человек может быть ситуативно счастлив (выспался, поел, вдоволь поплавал или вкусно понежился), но жить при этом без смысла жизни, не иметь радости смысла жизни. Другой в это время в неуюте и напряжении, но видит ради чего все это - и просыпается в каждый новый день с радостью, поскольку знает, зачем живет.

Представление о счастье зависит от возраста . Для маленького ребенка счастье - это мама. Присутствие мамы приносит его сердцу и душе покой и улыбку. Ребенку не нужны деньги, слава, друзья, его не привлекают дорогие подарки, золото и драгоценности. Он их даже не замечает. Есть мама - и он счастлив. Когда мама уходит, ребенок плачет - его счастье исчезает. Понятие счастья с возрастом меняется для ребенка. Ценность счастья малышки переходит от мамы к игрушкам. Став немножечко старше, девочка уже не восхищается мамой так, как раньше. Она еще любит маму, но игрушки доставляют ей гораздо большее удовольствие, и потому девочка с радостью уже больше времени проводит с игрушками - больше думает о них и ищет любую возможность, чтобы больше играть. Она может даже обидеться на маму из-за этих игрушек.
Становясь еще старше, девочка находит гораздо больше счастья в играх, мультфильмах и книгах, чем в игрушках. Она больше предпочитает общаться с друзьями, чем общаться с мамой или с игрушками. Прежние объекты счастья уже потеряли для нее свою привлекательность и т.д.

Слайд №8

Давайте вспомним рассказ «Цветик-семицветик» В.Катаева. ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК – это волшебный цветок. Он поможет нам понять, что такое счастье.

А из, какого произведения этот цветок? Кто его автор? (В. Катаев)

Давайте вспомним волшебные слова, которые говорила девочка Женя:

«Лети, лети лепесток через запад на восток, »…

Слайд №9

(вспоминаем сказку по этапам)

- А кто помнит, какое последнее желание загадала Женя? (Женя пожелала, чтобы выздоровел больной мальчик)

Почему это желание стало полезным? (она помогла мальчику, он выздоровел, смог ходить)

Стал ли мальчик счастлив после этого? Что для мальчика счастье? (Мальчик стал счастлив. Для него счастье – это здоровье.)

Для некоторых людей счастье это – здоровье, для других,…….

У каждого человека свое счастье.

Составление интеллект - карты по группам

А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни

Подумайте что такое смысл жизни?

Слайд №10

Смысл жизни - то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь. Видение смысла жизни - это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить.

Разнообразие смыслов жизни

Слайд №11

Посмотрите на слайд и определите, к какому типу личности вы относите себя?


Подписи к слайдам:

«Счастье и смысл жизни»

Цели урока: познакомить с новыми понятиями; создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье; учить рассуждать на нравственные темы.

Притча- это маленький поучительный рассказ заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость)

Притча о Счастье Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье. Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: - Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым. Другой брат, наклонившись к яме и попросил: - Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив. Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья. Третий брат подойдя к яме наклонился: - А Тебе, что нужно? - спросило Счастье. - Что нужно Тебе? - переспросил брат. - Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, - сказало Счастье. Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой. А Счастье довольное побежало за ним...

Э. Асадов “Что такое счастье” Одни говорят, что счастье – Это большое участье: Забота, тепло, вниманье И общность переживания. Ещё есть такое мнение, Что счастье – это горение: Поиск, мечта, работа И дерзкие крылья взлёта! А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста: От кочки и до Казбека, В зависимости от человека.

Счастье (праславянское объясняют из «хороший» и «часть», то есть «хороший удел»- состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Катаев В.П. «Цветик-семицветик»

Смысл жизни Смысл жизни - то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь. Видение смысла жизни - это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить.

Люди делятся на четыре типа личностей: Первый тип личности - это учёные (люди склонные к эффективному обучению и изучению). Они стремятся к познанию и хотят делиться и давать знание другим людям. Основная главная черта этих людей - честность. Второй тип личности - это люди, склонные к эффективному управлению, руководству, защите, установлению правил, законов. Они чего бы это не стоило, стремятся сделать жизнь справедливой, правильной. Основная их черта характера - стремление к милосердию и справедливости. Третий тип личности - люди, склонные заниматься торговой и хозяйственной деятельностью. Их основная черта – щедрость и одновременно желание богатства. Четвёртый тип - люди, которые любят мастерить, делать какую-то практическую работу. Основная их черта - трудолюбие.

В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого. Лев Николаевич Толстой Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни - чувствовать себя нужным близким людям! Антон Павлович Чехов

Счастливая жизнь – это жизнь разносторонняя, полнокровная. Она включает все стороны жизнедеятельности человека – активное участие в общественно-политической жизни, в управлении делами общества и коллектива, добросовестный труд на благо общества, благополучие в семейной жизни, товарищеское отношение в коллективе – всё это необходимые компоненты счастливой жизни.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И РАБОТУ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВАС: Зачем живёт человек? Каково его предназначение в мире? В чём счастье человеческой жизни? Домашнее задание: ответить на вопросы и работа в творческих группах по вариантам: 1. Создать волшебную карту поиска своего счастья. 2. Коллаж «Счастливые минуты». 3. Семейные фотографии « Счастье рядом, беру себе».