Юридические документы

Процедура ликвидации некоммерческой организации. Этапы ликвидации некоммерческой организации

Пособия, субсидии, услуги или льготы, а государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо) обязан ее предоставить.

Материальные правоотношения по социальному обеспечению являются имущественными, поскольку они возникают по поводу предоставления физическим лицам материальных благ в виде пенсий, пособий и услу г. Эти правоотношения складываются в рамках трех организационно-правовых форм: обязательного социального страхования , государственного социального обеспечения и государственной социальной помощи.

Внутри указанных форм материальные правоотношения можно классифицировать по объектам (т.е. видам обеспечения) на:

Пенсионные;

  • по поводу пособий и иных социальных выплат;
  • по оказанию бесплатной медицинской помощи, бесплатному и льготному лекарственному обеспечению;
  • по бесплатному и льготному социальному обслуживанию.

Однако приведенная классификация является слишком обобщенной и требует конкретизации. В частности, в зависимости от специфики юридических фактов , а также с учетом источников финансирования пенсионные правоотношения можно объединить в следующие группы: по выплате трудовых (страховых) пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца); по выплате пенсий за выслугу лет и других видов государственных пенсий за счет средств федерального бюджета ; по выплате социальных пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

Правоотношения по поводу выплаты пособий очень разнообразны. Их также можно классифицировать по объектам. Например, правоотношения в связи со страховыми пособиями: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребенка; на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и др.

При заболевании, утрате трудоспособности и в других случаях ухудшения здоровья возникают материальные правоотношения по оказанию различных видов бесплатной для населения медико-социальной помощи: диспансерного наблюдения; первичной медико-санитарной помощи; скорой медицинской помощи; лечения на дому, в стационарных учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в частных клиниках за счет средств ОМС, по предоставлению лекарств и изделий медицинского назначения бесплатно или по льготным тарифам и др.

Большим многообразием отличаются и правоотношения по социальному обслуживанию: бесплатное или льготное (со скидкой) социальное обслуживание на дому; содержание в стационарных учреждениях социальной защиты; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; обеспечение инвалидов транспортными средствами; протезирование и т.д.

В реальной действительности не существует единого правоотношения по социальному обеспечению, позволяющего физическому лицу реализовать свое субъективное право сразу на все виды выплат и услу г. Но при наступлении определенных юридических фактов физическое лицо может быть субъектом нескольких правоотношений , существующих в одно и то же время. Так, инвалиды Великой Отечественной войны могут одновременно являться субъектами нескольких правоотношений - по поводу выплаты трудовой пенсии по старости, пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению, а также по социальному обслуживанию.

Материальные правоотношения различаются по юридическим фактам, срокам действия, субъектам, объектам, содержанию.

Большинство правоотношений по социальному обеспечению возникают, изменяются или прекращаются при наличии сложного юридического состава, т.е. совокупности установленных законом юридических фактов (событий и действий). Это значит, что отсутствие хотя бы одного из необходимых фактов в юридическом составе препятствует возникновению или изменению правоотношения. Прекращаться правоотношения могут и при наступлении единичного юридического факта (например, смерти получателя).

По срокам действия правоотношения по социальному обеспечению принято делить на три группы:

  • правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (все виды правоотношений по поводу единовременных пособий; правоотношения по протезированию; по поводу экспертизы трудоспособности и др.);
  • правоотношения с абсолютно известным сроком существования во времени (пенсионные правоотношения по случаю потери кормильца - до достижения несовершеннолетним иждивенцем 18 лет, учащимся 23 лет; все виды правоотношений по поводу назначения пособий на детей и др.);
  • правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (пенсионные правоотношения по старости, по инвалидности; правоотношения в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности; правоотношения по содержанию инвалидов и престарелых в домах-интернатах и др.)

По своей юридической природе правоотношения по поводу предоставления денежных выплат (пенсий, пособий и др.) являются социально-обязательственными правоотношениями. Большинство из них не связано с заключением договора . Исключение будут составлять с 2013 г. правоотношения по выплате накопительной части трудовой пенсии между пенсионером и негосударственным пенсионным фондом.

В отличие от выплат медицинские и социальные услуги оказываются только на основании заключенных договоров , порождающих соответствующие социально-обязательственные правоотношения.

Обе группы правоотношений отличаются четкой правовой регламентацией, т.к. все права и обязанности их субъектов определены законом и не могут быть изменены по соглашению сторон. Даже в тех случаях, когда применяется договорная форма или допускается усмотрение государственного органа, рамки договорной свободы и дозволенной меры усмотрения жестко очерчены законом.

В рассматриваемых правоотношениях стороны равноправны. Элемент власти-подчинения в них отсутствует, хотя одним из субъектов выступает государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо). Этим они отличаются от административных правоотношений .

Реализации материальных правоотношений предшествуют или возникают одновременно с ними процедурные правоотношения:

  • по установлению юридических фактов (например, продолжительности стажа, экспертизе временной нетрудоспособности, медико-социальной экспертизе степени ограничения способности к трудовой деятельности, группы и причины инвалидности и пр.);
  • по вынесению решений о назначении или об отказе в предоставлении конкретных видов социального обеспечения.

Процедурные правоотношения являются правоприменительными, связанными с реализацией материальных отношений. Юридическим фактом, порождающим процедурные правоотношения, служит обращение заинтересованного лица или его представителей с просьбой удостоверить конкретный факт. При этом гражданин имеет не только право требовать от компетентных государственных органов рассмотрения своей просьбы, но несет обязанности по предъявлению доказательств наступления необходимых юридических фактов.

Процедурные правоотношения являются длящимися. Они прекращаются вынесением решения о наличии или об отсутствии обстоятельств, имеющих юридическое значение, о назначении пенсии или отказе в этом.

Важнейшую роль в процедурных правоотношениях играют сроки, в течение которых должны выполняться юридические действия. Пропуск сроков без уважительных причин влечет отказ в предоставлении соответствующего вида социального обеспечения.

При несогласии с решением компетентного государственного органа гражданин вправе обратиться за разрешением спора в вышестоящий орган или в суд . При рассмотрении спора вышестоящим органом государственного управления (например, органом социальной защиты или органом здравоохранения) возникают административно-процессуальные, а при рассмотрении спора судом - гражданско-процессуальные правоотношения, которые регулируются соответствующими отраслями права .

Правоотношения по урегулированию споров вышестоящими органами ПФР являются процессуальными правоотношениями в сфере социального обеспечения.

Студентам необходимо хорошо усвоить особенности правоотношений по социальному обеспечению и уметь классифицировать их по видам.

Субъекты правоотношений по социальному обеспечению

Чтобы быть участником правоотношений по социальному обеспечению гражданин должен обладать правоспособностью и дееспособностью . В зависимости от специфики общественных отношений эти элементы правосубъектности могут возникать как одновременно, так и не совпадать по времени возникновения. В частности, ребенок-инвалид до 18 лет, являясь субъектом правоотношений по получению социальной пенсии , обладает только правоспособностью. От его имени в этих правоотношениях выступают родители , опекун или попечитель. Если физическое лицо признано недееспособным вследствие душевной болезни, то от его имени в правоотношениях по социальному обеспечению также участвует представитель.

В процедурных правоотношениях объектом выступают действия - решения государственных органов (учреждений или иных уполномоченных государством лиц) об установлении юридических фактов , о назначении конкретного вида социального обеспечения и т.п.

Каждый вид социального обеспечения (пенсия, пособие, компенсация, услуга) имеет ряд характерных особенностей, которые позволяют отграничивать их от выплат и услуг, имеющих иную правовую природу.

Отличительные признаки пенсий достаточно подробно изучены отечественными специалистами.

Пенсия - это ежемесячная выплата, назначаемая лицам, достигшим установленного возраста, инвалидам, потерявшим кормильца в качестве основного источника средств существования с учетом или без учета трудового и страхового стажа и уплаченных страховых взносов.

Это определение характеризует пенсии как родовой объект. Объектами видовых пенсионных правоотношений выступают трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца); пенсии за выслугу лет; социальные пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

Понятия «трудовая пенсия» и «пенсия по государственному пенсионному обеспечению» сформулированы в Федеральных законах от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Важное место в системе социального обеспечения принадлежит пособиям. Пособия имеют строго целевое назначение. Одни пособия назначаются с целью частичного возмещения заработка, утраченного по уважительной причине (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице), другие - с целью социальной поддержки (единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие на погребение и др.)

Продолжительность выплаты пособий ограничивается временными рамками. В зависимости от сроков выплаты пособия можно разделить на единовременные, ежемесячные и периодические.

Система пособий динамично развивается. В частности, в связи с появлением безработицы были введены пособия по безработице; малоимущим предоставляются социальные пособия и т.п.

Пособия можно определить как единовременные, ежемесячные или периодические выплаты, назначаемые в целях временной частичной компенсации утраченного заработка, либо в целях оказания социальной поддержки.

Источником финансирования компенсационных выплат являются средства бюджетов различных уровней.

Удовлетворение потребностей физических лиц , пострадавших в результате наступления социального риска, осуществляется не только с помощью назначения различных видов выплат, но и путем оказания услу г. Услуга - это полезное действие по удовлетворению потребностей населения в медицинской или социальной помощи бесплатно или на условиях частичной оплаты.

Отличительными признаками услуг в области социального обеспечения является их бесплатность для индивидуальных потребителей в пределах утвержденных государством минимальных стандартов или оплата по льготным тарифам. Виды услуг могут быть самыми разными: 1) полезные действия (медицинская помощь, лекарственное обеспечение, протезирование, социальное обслуживание на дому и пр.); 2) натуральное содержание (детей - в детских дошкольных учреждениях, престарелых и инвалидов - в домах-интернатах, лиц, не имеющих места жительства ,- в домах ночного пребывания и пр.).

Льготы также являются объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению. В научной и учебной литературе нет единого подхода к определению понятия льгот. Обобщение различных высказываний позволяет предложить следующую формулировку. Льгота - это предоставление дополнительных прав или освобождение субъектов социального обеспечения (физических лиц) от исполнения части обязанностей. В качестве примеров можно привести: бесплатный проезд на транспорте, снижение или освобождение от оплаты жилья и коммунальных услуг и др.

Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ действовавшая система льгот была реформирована. Преобразования состояли главным образом в перераспределении обязанностей по финансированию льгот между федеральными органами государственной власти , органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления . В результате произошло разделение получателей льгот на «федеральных и региональных льготников», которое вызвало их резкое недовольство среди населения, а также критику со стороны специалистов.

Кроме того, прежние льготы были фактически разделены на две группы. В первую группу вошли льготы материального (например, по оплате жилья и коммунальных услуг) и организационного характера (например, преимущественные права на некоторые виды социальных услуг). Вторая группа льгот была заменена денежной компенсацией в виде ежемесячной денежной выплаты, которая далеко не эквивалентна их реальной стоимости.

В ряде нормативных правовых актов термин «льготы» заменен понятием «меры социальной поддержки», что отнюдь не одно и то же.

По мнению М.В.Филипповой, социальные льготы предоставляются в тех случаях, когда «реализация конституционного права на социальное обеспечение в полном объеме невозможна в силу объективных причин, связанных с личностными особенностями получателя…А это означает, что льгота может иметь только организационный характер, направленный на облегчение доступа к социальному благу, процедуры реализации права на социальное обеспечение».

Однако с такой позицией нельзя согласиться, поскольку законодательство устанавливает как организационные, так и материальные льготы (например, скидки для инвалидов по оплате жилья и коммунальных услуг).

В соответствии с общей теорией права юридическое (формальное) содержание правоотношения образует совокупность прав и обязанностей его субъектов. Материальное содержание правоотношения выражается в их фактическом поведении.

Субъективное право - это вид и мера возможного поведения участника правоотношения. Оно складывается из следующих возможностей: совершать определенные действия лично; требовать совершения определенных действий от третьих лиц; обращаться за защитой своего нарушенного права.

Субъективная обязанность - это вид и мера должного поведения участника правоотношения. Она проявляется в необходимости: совершить определенные действия лично; воздержаться от совершения определенных действий; претерпеть неблагоприятные последствия в виде ответственности при совершении противоправных действий или уклонении от исполнения установленных законом требований.

Основная особенность материальных правоотношений по социальному обеспечению заключается в том, что их содержание составляет субъективное право физического лица на получение конкретного вида социального обеспечения в установленном законом размере и в определенные сроки и соответствующая ему обязанность государственного органа (учреждения или иного уполномоченного государством лица) его предоставить. Вместе с тем при реализации своего субъективного права физическое лицо должно выполнять возложенные на него законом обязанности. В частности, оно обязано: предъявлять содержащие достоверные сведения документы, служащие основанием для предоставления выплат и услуг; сообщать обо всех изменениях, влияющих на условия социального обеспечения и размеры выплат и выполнять другие обязанности.

В свою очередь, государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо) несет не только обязанности, но и обладает значительным объемом прав. Так, он вправе: требовать от физического лица представления документов, необходимых для назначения или перерасчета выплат; производить удержания из выплат; приостанавливать выплату пенсии или пособия и пользоваться иными правами в рамках, определенных законом.

Содержание процедурного правоотношения составляет субъективное право физического лица на установление юридических фактов , необходимых для подтверждения права на конкретный вид социального обеспечения, и соответствующая ему обязанность государственного органа (учреждения или иного уполномоченного государством лица) произвести проверку и вынести акт-решение об удовлетворении обращения физического лица или об отказе в этом.

Материальные правоотношения по предоставлению ежемесячных и периодических выплат, оказанию медицинских и социальных услуг имеют длящийся характер.

Без глубокого изучения теоретических понятий данной темы невозможна квалифицированная практическая деятельность юристов в области социального обеспечения.

В соответствии с Конституцией РФ, каждый гражданин вправе создавать любые общественные организации: для этого даже не нужно специальное разрешение от государственной или местной власти. Ликвидация общественного объединения в целом происходит так же, как и любых юрлиц.

Порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений регулируется нормами Конституции РФ и ФЗ «Об общественных организациях», более конкретно- главой II. Регистрация окончания деятельности объединения проводится в порядке, предусмотренным ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП» с учетом требований и правил, изложенных в ФЗ «Об общественных организациях».

Что относится к общественным объединениям

Общественное объединение – это добровольное образование, созданное по инициативе граждан, которые не получают коммерческой выгоды от осуществления своей деятельности, но объединившись, хотят защитить свои интересы или реализовать общие цели.

К таким объединениям относятся:

  • политические партии;
  • гражданские объединения;
  • профсоюзы;
  • прочие организации.

Закончить деятельность общественная организация может следующими способами:

  • Добровольным.
  • Принудительным.
  • Альтернативным.

Если объединение не зарегистрировано в госреестре, оно может прекратить свою деятельность в любой момент без каких-либо процедур.

Первый вариант предусматривает проведение общего собрания основателей объединения, где выносится вопрос о прекращении работы юрлица.

В принудительном порядке организация перестает работать по решению суда.

Возможные причины такого судебного решения:

  • нарушение гражданских прав и свобод;
  • постоянные и грубые нарушения Конституции РФ, других законов РФ;
  • осуществление деятельности, которая не предусмотрена уставными документами;
  • отсутствие исправлений нарушений в работе в срок, указанный органом федеральной регистрации или его структурным подразделением.

Альтернативная ликвидация всегда происходит в добровольном порядке. Этот метод предусматривает проведение реорганизации или слияния.

Этапы прекращения деятельности

Пошаговая инструкция ликвидации общественной организации, зарегистрированной в государственном реестре, выглядит так:

  1. Сначала принимается решение о завершении деятельности объединения. Оно утверждается на общем собрании участников и оформляется протоколом.
  2. Вместе с решением о ликвидации утверждается состав и регламент работы ликвидационной комиссии. Ее члены получают полномочия регулировать деятельность общества до полного завершения его работы.
  3. Ликвидационная комиссия подает объявление в специальное печатное издание «Вестник государственного реестра» в течение трех дней с даты принятия соответствующего решения. Эта процедура осуществляется для уведомления всех кредиторов: именно с даты публикации им отводится два месяца, чтобы подать свои претензии;
  4. О принятии решения об окончании работы уведомляется орган, который принял решение о регистрации. Это также нужно сделать в течение трех рабочих дней со дня принятия решения. Для уведомления используется специальная форма Р15001. Подпись руководителя на ней должна быть заверена нотариально.
  5. Письма (с уведомлением) о ликвидации направляются кредиторам.
  6. Затем происходит утверждение на общем собрании промежуточного баланса. Он должен содержать все активы и обязательства объединения. Его нужно согласовать до окончания двух месяцев с даты публикации официального оповещения.

На этом этапе ликвидационная комиссия формирует следующий пакет документов:

И подает их в налоговую службу.

  1. На этом этапе происходит удовлетворение претензий кредиторов. Если денег не хватает для погашения обязательства, тогда под реализацию может подпадать имущество объединения.
  2. После завершения всех расчетов складывается окончательный ликвидационный баланс. Он также утверждается на общем собрании.
  3. Оставшееся имущество передается на цели, утвержденные уставными документами организации.
  4. Происходит исключение записи из госреестра.

И на шестой день после подачи документов в органе госрегистрации нужно забрать уведомление о снятии с налогового учета и справку об исключении записи из госреестра.

Порядок ликвидации предприятия: Видео

Основной закон государства (КРФ) гарантирует каждому право создавать на своё усмотрение общественные организации (далее – ОО) без предварительного соглашения органов власти и местного самоуправления. Объединения подлежат обязательной государственной регистрации и приобретают статус юридического лица (далее – ЮЛ).

Порядок ликвидации зарегистрированной ОО не отличается от порядка ликвидации любого другого юр. лица. Но существует ряд особенностей. Например, общественное объединение может существовать и без регистрации. В этом случае оно не приобретает прав ЮЛ и не нуждается в ликвидации.

Правовые основы деятельности

Создание, регистрация, деятельность и ликвидация ОО регулируется КРФ и ФЗ №82. Общественной организацией называется основанное на членстве, созданное на базе совместной деятельности добровольное объединение людей. Такие объединения создаются с целью защитить законные права и интересы.

Общественные организации независимо от их формы равны перед законом.

Подобное равенство распространяется и на участников ОО: учредители и основатели имеют одинаковые права с людьми, получившими членство. Общественные организации не занимаются коммерческой или государственной деятельностью. Одна из отличительных особенностей – членство в таких объединениях могут получить как ЮЛ, так и физические лица (ФЛ).

Руководит общественной организацией выборный орган. Он занимается реализацией прав и несёт ответственность за свою деятельность. Членами ОО могут быть только лица, достигшие 18-летнего возраста. Одно из основных обязательств ОО – иметь устав. Что касается права, то общественная организация может иметь свою символику. Регистрация только добровольная.

Если члены и основатели хотят чтобы объединение приобрело статус ЮЛ, то регистрация необходима.

К общественным организациям относятся:

  • политические партии;
  • массовые общественные движения;
  • профсоюзы и т.д.

Учредителями ОО могут быть физические и юридические лица. Членство предоставляется по аналогичному принципу, только с одним условием – ЮЛ должно пройти процедуру госрегистрации.

Одним из важнейших условий, определяющих статус ОО, является тот факт, что государство не участвует в их деятельности.

Уполномоченные органы и общественные организации соблюдают принцип невмешательства в работу друг друга. Деятельность ОО строится также и на конституционных принципах свободы, гласности и законности. Общественные организации обладают рядом налоговых льгот, которые предоставляются государством, но оно, в свою очередь, устанавливает определённые требования к уставным документам ОО.

Цели

Основной целью, которую преследует общественное объединение, является защита прав и интересов его членов. Например, для политической партии – это выражение воли ее членов и участие в формировании органов власти.

А вот массовые общественные движения преследуют не только политические цели.

Их участники не имеют фиксированного членства. Целью существования профсоюзов является защита социально-трудовых прав их участников.

Законодательство

Деятельность общественных организаций регулируют следующие н-п акты:

  • ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ»;
  • ТК РФ.

К законодательным актам, которые регулируют порядок создания, функционирования и ликвидации ОО относится ряд нормативно-правовых документов, направленных на противодействие экстремистской деятельности в стране. К источникам права в данном случае можно также отнести законы, устанавливающие порядок деятельности политических партий, общественных движений и профсоюзов.

Варианты прекращения работы

Ликвидировать общественное объединение можно:

  • добровольным способом;
  • в принудительном порядке;
  • альтернативным способом.

Завершение деятельности в добровольном порядке предусматривает проведение собрания основателей организации (партийного съезда) и принятия соглашения о ликвидации. Принудительный порядок предполагает ликвидацию по решению суда. Оно может быть вынесено, только если своей деятельности ОО не придерживалась условий указанных в ст. 44 ФЗ №82.

Альтернативная ликвидация всегда добровольная. В этом случае учредители общественного объединения решают для себя будут ли они сами участвовать в ликвидационной процедуре или им нужен представитель. Посредником между госорганами, участвующими в закрытии ОО и основателями может быть компания, предоставляющая услуги по ликвидации под ключ или грамотный юрист.

Ликвидация общественной организации: пошаговая инструкция

При ликвидации ОО должна прекратить своё существование как юридическое лицо и как участник гражданско-правовых отношений.

Порядок завершения деятельности следующий:

  1. На первом этапе проводится собрание участников, на котором принимается решения о ликвидации. Если организация имеет статус ЮЛ и статутными документами не предусмотрено иного, ее ликвидация будет правомерной при наличии зафиксированного согласия учредителей.
  2. Основатель(-ли), принявшие решение о завершении деятельности, назначают ликвидатора или ликвидационную комиссию (далее – ЛК). При назначении они обязаны принять во внимание пожелания всех членов ОО, так как их право принимать участие во всех аспектах деятельности объединения не может быть нарушено.
  3. Порядок и сроки ликвидации устанавливает ЛК сразу после назначения. Это правило распространяется и на комиссии, которые приглашаются извне при альтернативном завершении деятельности общественного объединения.
  4. Члены ЛК в СМИ сообщение о ликвидации и сроки, допустимые для предъявления требований. Кредиторы и другие лица, у которых могут быть претензии к организации могут предъявить их только благодаря этому уведомлению. Сроки, отведённые для выдвижения требований, должны быть соблюдены даже, если у организации нет долгов пред третьими лицами.
  5. О принятии ликвидационного решения уведомляются ПФ, ФСС, ИФНС РФ, а также соответствующее управление МинЮста.
  6. Отсылаются письменные сообщения кредиторам о завершении деятельности организации. Это делается с целью доказать соблюдение процедуры, в случае если кредиторы, не заявившие свои требования в срок, попытаются обратиться в суд о взыскании. Предпочтительно отсылать письма с уведомлением.
  7. После того как пройдены все этапы, связанные с уведомлением третьих лиц и госорганов, ЛК приступает к составлению (далее – ПЛБ). В нем должны быть отражены все активы и пассивы объединения. Документ подлежит согласованию с руководством организации, ПЛБ заверяется органом, который принял решение о ликвидации.
  8. Следующий этап – удовлетворение требований кредиторов.
  9. Составление остаточного ЛБ. Порядок его утверждения аналогичный регламенту, предусмотренному для промежуточного ликвидационного баланса. Оба документа фиксируются по соответствующему протоколу.
  10. Предпоследний этап – . Если в уставе указанно, куда или кому должны перейти остатки имущества, то используются положения правоустанавливающего документа; в ином случае проводится съезд или собрание участников.
  11. Распределяют имущество учредители общества. Если члены ОО не могут прийти к согласию в вопросе распределения, они имеют право передать дело на рассмотрение в суд.
  12. Если организация носила статус ЮЛ, ее необходимо исключить из ЕРЮЛа.

После внесения в реестр сообщения о ликвидации ОО, процедуру можно считать завершённой полностью. Структурные подразделения завершают свою деятельность в случае ликвидации основного общества.

Собрание, решение, ликвидаторы

Для того чтобы начать ликвидационный процесс изначально необходимо провести собрание. На него должны быть приглашены все участники организации.

Соглашение о ликвидации считается правомочным, если «за» проголосовали 100% участников собрания.

Очень часто на практике уставами это количество сокращается к двум третьим от общего числа присутствующих.

Общественная организация, обладающая статусом ЮЛ, может быть ликвидирована по согласию учредителей. Когда основатель один – выносится его единоличное решение, если иное не предусмотрено статутом. Ход собрания фиксируется протоколом. На собрании формируется ЛК и устанавливается порядок ее деятельности.

Инициалы членов созданной комиссии указываются в протоколе собрания (съезда). Учредители или основатели организации могут быть участниками ЛК. Эта комиссия становится законным представителем ОО в судах и государственных органах. В своей работе она должна опираться на положения Гражданского кодекса РФ.

Подача документов

После создания или приобщения извне ЛК на комиссию возлагаются обязательства, связанные с формированием и подачей документов в различные инстанции. Члены данной комиссии занимаются размещением публикации в СМИ. Кроме того, они должны отправить уведомления в государственные органы. Для этого используются формы Р15001 и Р15002.

Все сообщения отправляются до составления проекта ПЛБ. Особенно тщательную проверку документов будет проводить управление МинЮста. Во многом это обосновано тем, что данный орган занимается регистрацией юр. лиц, а также внесением изменений в Единый реестр ЮЛ.

ПЛБ, расчёты

После завершения этапа подачи документов и публикации сообщений о ликвидации и по истечении срока, установленного для предъявления требований к ОО, ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс расходов и поступлений. Проект документа подлежит согласованию в налоговой инспекции и заверению руководством объединения (органом, принявшим решение о ликвидации).

После фиксации факта принятия баланса в протоколе, проводится удовлетворение требований кредиторов и прочих заинтересованных лиц.

В первую очередь проходит выплата долгов внебюджетным организациям (пенсионный фонд и ФСС), а также налоговикам. Потом удовлетворяют требования ЮЛ и физических лиц. Если капитала объединения недостаточно для погашения долгов, проводится продажа его имущества.

Владелец вторичного капитала будет ответственен за проведение этой процедуры. Если полученных средств окажется недостаточно для покрытия долгов, кредиторы могут обратиться в суд с требованиями к владельцу о продаже имущества. Остаточный ЛБ составляется и заверяется по аналогичному алгоритму.

Сроки и стоимость

Период ликвидации и стоимость процедуры зависят от способа завершения деятельности. Минимальный срок официальной ликвидации – 3 месяца. Самые незначительные затраты понесут организации, которые выбирают добровольное завершение деятельности с формированием собственной ЛК. Самый дешёвый путь, но далеко не самый быстрый.

Отличными альтернативными решениями являются:

  • ликвидация через управляющую компанию (срок – около 3 недель; стоимость – 20-30 тыс. рублей );
  • (срок – больше 1 месяца; стоимость – 30-35 тыс. рублей ).

Альтернативная ликвидация – это всегда временное решение проблемы. После ее завершения не вносятся изменения в ЕГР, а значит, кредиторы в любой момент могут предъявлять свои требования. Это хороший способ завершить деятельность ОО, которая не была зарегистрирована как ЮЛ.

Оптимальный способ ликвидации для объединения, которое проходило регистрацию в МинЮсте официальный.

Завершение деятельности в таком ключе с участием компании посредника занимает 3-6 месяцев и может обойтись в 25-50 тыс. рублей . Представительство интересов в случае банкротства самое дорогое – максимальная сумма может составлять 200 тыс. рублей , а сам процесс будет длиться 6-8 месяцев.

Можно ли остановить или оспорить процедуру?

Процедура ликвидации может быть оспорена и остановлена в судебном порядке. К оспариванию прибегают в большинстве случаев кредиторы, которые не смогли предъявить свои требования ввиду того, что ЛК был проигнорирован этап публикации сообщения о завершении деятельности в СМИ.

Суд, оценив все фактические данные по делу, может признать процедуру ликвидации недействительной.

Также может быть оспорено требование кредиторов о продаже имущества владельца. Законодательством предусмотрена возможность приостановления ликвидационного процесса, но не указано в каких конкретных случаях это может быть применено. Остановить процедуру закрытия ОО можно и без решения суда.

Например, это можно сделать в тот отрезок времени, пока будет проводиться альтернативная ликвидация, которая позволяет подготовиться к официальному завершению деятельности. Самым выгодным и быстрым способом ликвидации общественного объединения можно считать официальное завершение деятельности при участии компании-посредника.

Все сложности ликвидационного процесса распространяются только на те ОО, которые были зарегистрированы как юрлица. Те объединения, которые не были внесены в ЕРЮЛ, могут считать оптимальным способом завершения деятельности схему с самостоятельным назначением ликвидатора (ликвидационной комиссии).