Юридические документы

Презентация на тему декоративные, певчие и зимующие птицы. План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: Тема: Знакомство с декоративными птицами

Текущая страница: 2 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Занятие 3. Прохождение экологической тропы

Программное содержание. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Материал. Объекты экологической тропы: береза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень. Осенние листья разных деревьев.

Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Рисование деревьев.

Ход занятия

В зависимости от местоположения детского сада и региональных особенностей выбираются объекты экологической тропы для детей средней группы.

Воспитатель . Дети, сегодня мы с вами пройдем по экологической тропе.

Дети выходят на улицу, их встречает дед Природовед (взрослый или игрушка).

Дед Природовед . Здравствуйте, дети! Меня зовут дед Природовед. А зовут меня так потому, что я знаю много тайн и секретов природы.

Дети здороваются с дедом Природоведом.

Дед Природовед . Сегодня, ребята, я раскрою вам некоторые тайны природы.

Воспитатель . Дедушка, наши дети очень любознательные, им наверняка будет интересно! Правда, ребята?

Дед Природовед . Дети, а вы знаете, какое сейчас время года?

Педагог обобщает ответы детей и читает стихотворение М. Авдеевой:


Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!

Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.

Воспитатель . Раз, два, три – к березе беги!

Дети бегут к березе.

Дед Природовед . Дети, а как вы узнали, что это береза? (Ответы детей.) Правильно, только у березы ствол белого цвета. Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета?

Дед Природовед обобщает ответы детей: «Осенью листья березы зеленого и желтого цвета».

Дед Природовед . Кроме листьев на березе растут сережки, в которых осенью созревают мелкие семена березы и разлетаются в разные стороны.

Воспитатель . А вот еще дерево. (Показывает на рябину.) Кто знает, как оно называется? (Ответы детей.) Правильно. Как вы догадались, что это рябина? Правильно, осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины. Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.

Если есть возможность, дед Природовед угощает детей ягодами рябины и спрашивает: «Какие ягоды на вкус? Ягоды сладковато-горьковатые, терпкие, но после морозов ягоды будут вкуснее».

Дед Природовед . Далее экологическая тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.) Это астры. Астры бывают разных цветов. Какого цвета астры на этой клумбе? (Ответы детей.) На клумбе астры красного, синего и белого цвета. Астры цветут долго, иногда выпадает снег, а астры продолжают цвести. Давайте рассмотрим цветок, у него в серединке созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения.

Воспитатель . Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах? (Ответы детей.) Конечно, чтобы было красиво! Посмотрите, как красиво, когда на клумбах цветут разные цветы! Клумбы бывают разной формы и величины. Какой формы клумба, на которой растут астры? (Ответы детей.) Клумба, на которой растут астры, круглой формы.

Дед Природовед . Дети, а вы знаете, кто живет в этом домике? (Указывает на скворечник.)

Педагог обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется „скворечник“. А где же птицы?»

Дед Природовед . Уже наступила осень, осенью многие птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики-скворечники пока будут пустовать и ждать своих прежних хозяев. Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.) Посмотрите, когда-то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.) В этом пне тоже идет жизнь. В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.

Воспитатель . Вот какие остановки мы сделали на нашей экологической тропинке. Сегодня вы узнали много нового и интересного.

Дед Природовед приглашает детей поиграть.

Проводится игра «Найди такой же листок, какой покажу».

Дед Природовед показывает детям лист какого-либо дерева и предлагает найти такой же. Отобранные листья дети сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Каждому ребенку оставляют лист с разных деревьев (клен, береза или дуб и др.).

Затем дед Природовед поднимает кленовый лист и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде деда Природоведа останавливаются.

Игра повторяется с разными листочками (березовыми, дубовыми и другими).

Дед Природовед . Дети, мне было очень с вами интересно! Я хочу подарить вам на память о нашей встрече листочки, которые нужно раскрасить.

Дед Природовед раздает детям бумажные силуэты листочков и прощается с ними.

Занятие 4. Знакомство с декоративными птицами

(на примере канарейки)

Программное содержание. Дать детям представления о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за живыми объектами.

Материал. Картинки, фотографии, фрагменты видеофильма о канарейках. Пустая клетка для птиц, жердочка, поилка, кормушка. Клетка с двумя канарейками.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением птиц. Наблюдение за птицами. Рисование птиц.

Предварительная работа. До начала занятия в групповую комнату приходит гость (родитель, эколог, воспитатель, ребенок-подросток или кукла). Дети знакомятся с ним.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. Воспитатель показывает им картинку с изображением канарейки и спрашивает: «Дети, кто знает, как называется эта птица? Эта птица называется „канарейка“. Я знаю, что Ванина бабушка Мария Петровна очень любит птиц и у нее дома живут самые разные декоративные птицы. Сегодня я пригласила ее рассказать нам об этой удивительной птичке – канарейке. Мария Петровна! Ваня рассказал нам, что у вас дома много птиц. Расскажите нам, пожалуйста, про канареек».

Мария Петровна . Действительно у меня дома очень много птиц. Я часто любуюсь ими, слушаю, как они удивительно поют. Канарейки – это маленькие птицы, которых завезли к нам из другой страны с Канарских островов, поэтому они так и называются – канарейки.

Мария Петровна предлагает детям рассмотреть фотографии или иллюстрации с изображением птиц. (Если есть возможность, можно показать детям небольшой эпизод видеофильма о канарейках.)

После рассматривания картинок, фотографии и просмотра видеофильма воспитатель спрашивает у детей: «Как вы думаете, что нужно для того, чтобы канарейка жила у нас в группе? (Ответы детей.) Конечно, для того чтобы птица жила у нас в группе, прежде всего нужно правильно ухаживать за ней. Мария Петровна, вы знаете, как правильно ухаживать за птицами?»

Мария Петровна . В помещении птиц содержат в клетке. (Показывает детям пустую клетку для птиц.) Клетку нужно поставить в хорошо освещенном месте, где нет сквозняков, иначе птицы могут простыть и заболеть. В клетке должны быть жердочки из веток, чтобы птицы могли на них сидеть. Еще в клетке должен быть выдвижной поддон. В этот поддон насыпают песок. Песок нужно менять 2–3 раза в неделю. Как вы думаете, для чего нужно менять песок в поддоне? (Ответы детей.) Правильно, чтобы у птиц в клетке было чисто. Одно из главных условий – правильное кормление. Основной зерновой корм для канареек – смесь канареечного семени и проса. Круглый год канарейкам необходимы зеленые корма: листья салата, традесканции, всходы овса, канареечного и репного семени. Еще очень полезны для канареек фрукты и овощи. Какие вы знаете фрукты и овощи? (Ответы детей.) Птицам можно давать яблоки, груши, бананы; свежие огурцы, морковь, свеклу и др. И взрослым, и молодым птицам регулярно дают мелко перетертую яичную скорлупу и толченый древесный уголь. Основной корм для канареек при вскармливании птенцов: сваренное вкрутую мелко нарубленное яйцо с манной крупой. Кормить птиц детям можно только с разрешения взрослых, иначе их можно перекормить и тогда они заболеют. Корм меняют раз в день, а мягкий корм – два раза. Корм насыпают в специальную кормушку, а воду наливают в поилку. (Показывает.) Чтобы птичка вас не боялась, во время кормления с ней нужно тихонько разговаривать. Дети, вы хотите, чтобы у вас в группе были канарейки? А вы запомнили, как правильно ухаживать за нами?

Мария Петровна сообщает, что она принесла в подарок ребятам клетку с канарейкой. Зовут птицу Кеша.

Дети и педагог благодарят Марию Петровну за подарок.

Мария Петровна . Птичке здесь все незнакомо, поэтому, чтобы не напугать ее, нужно разговаривать спокойно и не беспокоить птицу. Птицам, как и людям, делают прививки, чтобы они не болели. Этой канарейке прививку уже сделали в ветеринарной клинике (специальной больнице для животных). Если правильно ухаживать за канарейками, то можно услышать их великолепное пение. Канарейка поет почти круглый год. Некоторые канарейки могут подражать пению других птиц. Оперение у самочек зеленовато-желтоватое, у самцов более яркое.

Педагог предлагает детям тихонько посидеть и понаблюдать за поведением птицы. Во время наблюдения за канарейкой обращает внимание детей на характерные особенности: оперение, цвет, передвижение и т. д.

Мария Петровна . Теперь канарейка будет жить у вас, ребята, вы постарайтесь хорошо за ней ухаживать.

Занятие 5. Осенние посиделки

Беседа о домашних животных

Программное содержание. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

Материал. Панорама деревенского двора. Игрушки: домашние животные (корова, куры, петух, утки, собака, кошка). Деревянные атрибуты – будка, загон. Картинка с изображением стога сена. Бумажные силуэты животных.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Беседы о домашних животных. Дидактические игры. Чтение русских народных сказок о животных. Рисование животных.

Ход занятия

Воспитатель проводит занятие в костюме бабушки.

Бабушка . Дети, я очень рада вновь видеть вас у себя в деревне. Лето кончилось, внуки разъехались. Сейчас осень, и мы с дедом готовимся к зиме. Когда наступят холода, мы с вами оденемся в теплую одежду. Как вы думаете, что же будет с животными? Как они будут жить в холодную зиму? (Ответы детей.) Воспитатель обобщает ответы детей. Затем загадывает загадку:


У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.

Бабушка берет на руки игрушечную кошку, гладит ее и говорит: «Вот наша Мурка. Когда ей холодно, она забирается на теплую печку и мурлычет – поет песенки. Зимой, когда на улице мороз, на печке очень тепло. Зимой Мурка бегает на улицу, но быстро возвращается».

Бабушка . К зиме все животные линяют: летняя шерстка становится более густой и животному зимой легче перенести холод. Вот и кошке будет зимой не так холодно, а когда она захочет погреться – заберется на теплую печку. Ребята, послушайте и отгадайте еще загадку.


С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком.

Конечно, это собачка. Нашу собачку зовут Дружок. (Бабушка гладит игрушечную собаку.) Дружок всю зиму живет на улице. Как вы думаете, почему он живет во дворе? (Ответы детей.) Дружок сторожит дом. Дед смастерил ему теплую будку. (Показывает будку.) К зиме собаки линяют, их шерсть становится густой и теплой, поэтому зимой им не холодно даже на морозе.

Дети, отгадайте, про кого эта загадка?


Голодная – мычит,
Сытая – жует,
Всем детям молоко дает.

Бабушка . Конечно, все знают – это корова, она дает вкусное и полезное молоко. Как вы думаете, где корова будет жить зимой? (Ответы детей.) Для этих животных человек делает специальный загон, там тепло. (Показывает загон.) Зимой на полях будет лежать снег, как вы думаете, где же будут пастись коровы? Мы с дедом позаботились о кормах заранее. Летом травы на лугах много и мы ее косили. Когда трава подсохла, мы ее сложили в кучи-стога и привезли домой. Теперь на сеновале сушится сено, которым мы будем кормить корову зимой.

Педагог приглашает детей встать в круг. Дети поют песенку-потешку, имитируя движения:


Уж как я ль мою коровушку люблю,
Уж как я ль-то ей крапивушки нажну.
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь ты досыта, буренушка моя.
Уж как я ль мою коровушку люблю.
Сытна поила я коровушки налью,
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек буренушка дала.
Ты, коровушка, ступай
В чисто поле, погуляй,
А придешь к нам вечерком -
Нас напоишь молочком.

Бабушка . Еще у нас в хозяйстве есть куры и утки. Зимой они живут в загоне. Там мы их кормим зерном. Зимой в деревне много хлопот. Я очень люблю животных, поэтому стараюсь им помочь пережить холодную зиму. А они приносят большую пользу нам с дедом. На память о нашей встрече я подарю вам, ребята, бумажные силуэты разных домашних животных. А вы должны сказать, какую пользу приносят эти животные человеку.

Бабушка хвалит детей и раздает детям картонные силуэты домашних животных.

Корова (дает молоко) .

Курица (несет яйца) .

Кошка (ловит мышей) .

Собака (охраняет дом) .

Утка (несет яйца) .

Коза (дает молоко и пух) .

Лошадь (перевозит тяжести) .

Дети благодарят бабушку и раскрашивают силуэты животных.

Занятие 6. Скоро зима!

Беседа о жизни диких животных в лесу

Программное содержание. Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Материал. Панорама зимнего леса. Игрушки: дикие животные (зайчик, зайчиха-мама, ежик, белка, сорока).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Беседы о диких животных. Дидактические игры. Чтение русских народных сказок о животных. Рисование животных. Рассматривание серии картин «Дикие животные».

Ход занятия

В гости к детям приходит зайчишка.

Зайчишка . Здравствуйте, дети, я заблудился и очень хочу вернуться к своей маме-зайчихе, а как найти дорогу, не знаю, помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель . Ребята, давайте поможем зайчику. Как вы думаете, где может жить зайчиха? (Ответы детей.) Конечно, мама-зайчиха живет в лесу. Я предлагаю вам пойти в лес и помочь зайчишке найти его маму.

Педагог с детьми отправляются «в сказочный лес» – идут к панораме сказочного леса.

Педагог читает стихотворение А. Твардовского «Лес осенью»:


Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней -
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.

Воспитатель . Какое сейчас время года? (Ответы детей.) Листья на деревьях почти опали, на рябине висят красные гроздья ягод. Животные питаются этой ягодой, она для них очень полезна, содержит большое количество витаминов. Прислушайтесь, поют ли в лесу птицы? (Ответы детей.) Не слышны голоса птиц, многие птицы уже улетели в теплые края, где у них будет достаточно пищи. Птицы, которые будут зимовать в лесу, усиленно кормятся и делают запасы. Под ногами шелестят осенние листья. Ой, кто же это шевелится в листве, еще и фырчит? Это же ежик!

Зайчонок . Здравствуй, ежик, ты не видел мою маму-зайчиху?

Ежик . Нет, я не видел твою маму. У меня осенью много дел. Я готовлюсь к зиме. В опавшей листве ищу себе пищу – червей и насекомых. Потом мне еще нужно сделать из листьев и травы гнездо. Зимой, когда будет холодно и нечего кушать, я буду спать в этом гнезде.

Воспитатель . Ежик, мы не будем тебе мешать.

Дети прощаются с ежиком. Воспитатель обращает внимание на белочку.

Зайчонок . Здравствуй, белочка, а ты не видела мою маму-зайчиху?

Белочка . Не видела, у меня сейчас очень много дел. Скоро зима и мне нужно сделать припасы себе и бельчатам. Зимой не будет орешков, ягод и грибов, поэтому я запасаю их заранее. В свое гнездо я приношу орешки, а грибочки развешиваю на веточках деревьев. Грибы высохнут, и зимой их можно будет кушать.

Воспитатель . Белочка, тебе зимой в лесу холодно?

Белочка . Зимой мне не холодно. Зимой мой мех станет очень теплым, и из рыжего превратится в серый. А если сильные морозы наступят, тогда я заберусь в дупло и укроюсь своим пушистым хвостиком, как одеялом.

Зайчик . Да, хвостик у тебя пушистый и очень красивый. Мне нужно торопиться и найти маму. Прощай, белочка!

Зайчик . Ой, я очень боюсь лисички, она может меня съесть!

Воспитатель . Не бойся, мы не дадим тебя в обиду.

Зайчик . А вон и мама моя! Мама!!!

Зайчиха . Мой маленький зайчонок, как я рада тебя видеть! Дети, спасибо вам, что не бросили в беде моего зайчонка. Он еще совсем маленький и глупенький, заблудился в лесу.

Зайчонок . Я заблудился, а ребята помогли мне. Я очень боялся встретить лису или волка.

Зайчиха . Конечно, этих зверей нам нужно опасаться.

Воспитатель . Зайчиха, а как вы готовитесь к зиме?

Зайчиха . Мы, зайцы, скоро поменяем серый мех на белый. Зимний мех теплее и гуще, и еще мы не так заметны будем на снегу.

Воспитатель и дети прощаются с зайчихой и зайчонком и идут дальше. На ветвях дерева стрекочет сорока.

Воспитатель . Здравствуй, сорока! Подскажи, пожалуйста, как нам выбраться из леса.

Сорока . Дети, не ходите по левой дорожке, там медведь готовится к зимней спячке.

Воспитатель . Ребята, как вы думаете, как медведь готовится к зиме? (Ответы детей.) Медведь строит себе берлогу и зимой в ней спит. Мех медведя к зиме становится густым и теплым, поэтому он не мерзнет. Питается медведь ягодами, медом и рыбой. Летом и осенью много ест – запасается пищей до весны, наращивает жир. Весной с появлением пищи медведь выходит из берлоги. Поэтому сейчас ему не нужно мешать. Да и лиса с волком тоже готовятся к зиме.

Воспитатель . Дети, а как зимуют волк и лиса?

Сорока обобщает ответы детей: «Эти животные зимой не впадают в спячку. У них меняется мех на более теплый. Под снегом они добывают себе пищу – различных грызунов».

Воспитатель . Спасибо, сорока. Мы теперь знаем, что осенью животные готовятся к зиме, каждый занят своим делом, мы не будем мешать. Сорока, зимой, когда будет холодно, прилетай к нам в детский сад. Мы с ребятами сделаем кормушку и угостим тебя и твоих друзей.

Сорока . Спасибо, ребята! Я обязательно к вам прилечу.

Занятие 7. Дежурство в уголке природы

Программное содержание. Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными.

Материал. Шкаф с принадлежностями для дежурства в уголке природы: фартучки, корм для рыб, корм для птиц, вода, леечки, салфетки и т. д.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Беседы о домашних животных и растениях. Индивидуальные поручения по уходу за растениями.

Предварительная работа. До занятия воспитатель организует экскурсию в старшую группу, показывает, что умеют делать старшие ребята в уголке природы; рассказывает про их дежурство в уголке природы.

Воспитатель . Дети, вам понравилось в старшей группе? А что вам особенно запомнилось? Мне кажется, что вы уже стали большими и тоже сможете дежурить в уголке природы. Как вы думаете? (Ответы детей.) Тогда я вас научу, что нужно делать в уголке природы. Скажите, есть ли у нас животные в уголке? Назовите их. Есть ли у нас в уголке растения? Назовите, какие комнатные растения вы знаете. Чтобы правильно ухаживать за растениями и животными, нужно много знать. Сегодня мы договоримся о том, сколько ребят будут дежурить в уголке природы. Один из вас будет кормить рыбок, двое ухаживать за канарейкой и двое – за комнатными растениями. В уголке природы будут дежурить пять человек. Посмотрите внимательно, в групповой комнате есть специальный шкаф для дежурных, там имеется все необходимое для работы в уголке природы.

Педагог приглашает детей посмотреть, что лежит в шкафу: «Здесь лежат фартучки, корм для рыб, корм для птиц, водичка, леечки, салфетки и многое другое. Каждому дежурному нужно свое оборудование. Сегодня дежурить буду я, а вы будете мне помогать. Внимательно следите за тем, что я буду делать, и учитесь. Кто хочет мне помогать?»

Воспитатель приглашает одного из ребят.

С помощью взрослого ребенок демонстрирует действия (надевает фартук, достает корм для рыб, открывает коробочку, берет немного корма, трет корм руками до получения мелкой массы, осторожно насыпает корм в аквариум, наблюдает за рыбами, снимает фартук, моет руки и убирает коробочку в шкаф).

Педагог комментирует действия ребенка.

Воспитатель . Другие дежурные будут ухаживать за птицами. У нас совсем недавно появилась клетка с канарейками, но мы уже полюбили нашего Кешу. Кто хочет показать, как правильно ухаживать за Кешей?

Педагог приглашает двоих ребят.

Воспитатель . Ухаживать за птичкой сложно, поэтому вы должны помогать друг другу.

Дети надевают фартуки, берут все необходимое по уходу за птичкой и показывают, что они будут делать. Воспитатель комментирует их действия и, если нужно, поправляет. После завершения работы дети убирают оборудование на место.

Воспитатель . Какую работу в уголке природы еще должны выполнять дежурные? (Ответы детей.) Нужно уметь ухаживать за комнатными растениями.

Педагог объясняет детям особенности ухода за растениями, которые имеются в уголке природы: «Комнатные растения нуждаются в разном уходе: одни любят солнце, другие, наоборот, нужно убирать в тень. Одни нуждаются в обильной поливке, другие боятся излишней влаги. Одни растения нужно поливать под корень, а другим наливать воду в поддон. Нужно убирать старые засохшие листья, аккуратно рыхлить землю, протирать твердые листья влажной салфеткой».

Дети с помощью взрослого демонстрируют способы ухода за растениями (на примере одного растения).

Воспитатель напоминает, что все предметы, которые дети использовали во время дежурства, нужно помыть и убрать на место.

Воспитатель . В уголке природы не бывает точного повторения одних и тех же действий; поэтому вы должны постоянно проявлять смекалку и инициативу.

Воспитатель сообщает ребятам, что после новогодних праздников они будут самостоятельно дежурить в уголке природы, а пока нужно быть внимательными и наблюдать, что делает взрослый, и помогать ему.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Декоративные птицы - это одни из самых прекрасных существ на Земле, которые могут приносить счастье и радость в дом!

Они могут грациозно летать, радуя огромное количество людей. Мир не мог бы быть настолько прекрасен, если бы в нем не было представителей пернатых, каждый из которых по-своему уникален. Они изумляли древних представителей планеты своим умением летать, в то время как люди могли только мечтать об этом, их обожествляли многие народы древности. Они заставляли совершать научные открытия и стремиться к развитию: благодаря им появились самолеты и вертолеты. Статья может помочь осуществить знакомство с декоративными птицами (средняя группа детского сада). Его можно провести согласно плану. Чтобы знакомство с декоративными птицами помогло детям разобраться в теме и запомнилось надолго, рекомендуется показать им фотографии пернатых. Также можно подключить и другой вид памяти. Для этого можно устроить выставки декоративной птицы.

Появление декоративных птиц в домах жителей древности

Домашние декоративные птицы появились еще в древности: люди хотели, чтобы в их домах была какая-то изюминка, было весело и все время слышались прекрасные мелодии. Именно для этого они и сажали их в клетки. И так постепенно некоторые виды пернатых смогли привыкнуть к содержанию в неволе. Но не все из них смогли стать домашними: в основном одомашнились только яркие и певучие декоративные птицы - канарейка, попугай. В древние времена позволить себе содержать птиц в неволе могли только знатные люди, простонародью же просто не хватало на это времени. А в современном мире декоративные птицы живут практически в каждом доме: они наполнили своими красками жизнь миллионов людей во всем мире.

Если вы захотели завести себе пернатого любимца, то торопиться с выбором не стоит: необходимо отнестись к этому со всей серьезностью, ведь потом жизнь с неправильно подобранным питомцем может стать пыткой не только для вас, но и для самого животного.

Декоративные птицы: выбор и уход за ними

  • Аллергенность. Заранее узнайте, нет ли у вас аллергии на определенный вид птиц. Сделать это можно в специальных лабораториях на платной основе. Проверка займет около недели. Только после этого приступайте к выбору птицы для дома.
  • Время, которое вы сможете уделять животному. Этот фактор при выборе птицы является немаловажным. Ведь если вы не сможете уделять достаточное количество внимания, то животное может просто погибнуть. Произойти это может не только от недостатка ухода, но от недостатка внимания. Некоторые птицы неспособны прожить в одиночестве даже несколько дней: от скуки они умирают. Поэтому, если вы знаете, что вам часто придется оставлять питомца в одиночестве на долговременный период, то покупайте сразу несколько пернатых: тогда их вместе можно оставлять даже на неделю, при условии, что кто-то будет ухаживать за ними все это время.
  • Продолжительность жизни. Этот фактор тоже стоит учитывать. Некоторые птицы живут всего 5-7 лет. А есть и такие, которые живут 100 лет. Учитывайте также, что вам может надоесть ухаживать за животным: вы ведь не знаете, что может случиться через 15-20 лет. Именно поэтому учитывайте этот фактор при выборе пернатого друга. Если в дальнейшем вам захочется отдать его, например, знакомым, то для птицы это будет большим потрясением и стрессовой ситуацией.

Наиболее известные и популярные птицы, которых можно содержать в домашних условиях

На планете есть огромное количество видов пернатых, которых можно содержать вне воли. Далее рассказывается о наиболее популярных представителях декоративных птиц.

Амадины

Амадины на воле обитают в тропиках. Они имеют специфический яркий окрас. Этим они привлекают внимание огромного количества заводчиков птиц. Смотрятся пернатые достаточно эффектно и экзотично. Также птицы являются достаточно подвижными и забавными. Они хорошо приручаются, при должном уходе могут стать хорошими друзьями для любого человека. Еще можно отметить и то, что амадины поют не очень красиво - и это их самый большой минус. Их пение звучит как какой-то свист или даже шипение. Но амадины легко компенсируют этот недостаток своим дружелюбием и доверием к человеку. В остальном эти птицы обладают только положительными качествами. Существует японский Эти птички являются более одомашненной «версией».

Одним из главных преимуществ японских амадинов является их чистоплотность: они мало мусорят и в клетке можно убираться не так уж и часто.

Дрозды

Некоторые разновидности дроздов, зябликов, щеглов, голубей, чижей и соек также являются декоративными птицами, которых можно содержать вне воли, как бы парадоксально это ни звучало, учитывая, что этих представителей пернатых можно каждый день увидеть на улице.

Дроздов содержать дома достаточно проблематично: они требуют постоянного ухода. К числу их достоинств можно отнести неповторимое пение. Содержать их можно только в большом пространстве на солнечном свету, в вольере(клетке) обязательно должно быть место для купания. Многие заводчики, несмотря на огромное количество трудностей, возникающих в процессе ухода, все же заводят этих декоративных птиц у себя в домах.

Зяблики

Зябликов тоже иногда могут содержать в домашних условиях. Эти небольшие птички обладают ярким броским оперением, благодаря чему завоевали такую большую популярность у заводчиков.

Различить самца и самку не очень просто, поэтому при покупке птицы уделите этому моменту особое внимание. Самки зябликов не поют, зато самцы воспроизводят такие прекрасные мелодии, что недостаток самки можно даже не заметить, если вы купите двух птиц.

Щеглы

Щеглы - достаточно яркие птицы, обладающие прекрасным нарядным оперением. Голос у них очень мелодичный.

Щеглы - очень активные пернатые. Хорошо приручаются, но не все: есть достаточно агрессивные особи, но это редкость, в основном большинство птичек отличаются дружелюбностью.

Этих пернатых нельзя содержать в одной клетке вместе с другими видами. Поют самцы лучше, чем самки.

Чижи

Чижи - спокойные и неприхотливые в уходе декоративные птицы. Пользуются большой популярностью благодаря своей способности к копированию песен других пернатых. Содержать их можно вместе с другими птицами в одной клетке (вольере).

Сойки

Сойки, кроме своего яркого оперения, имеют также одно очень невероятное качество: они могут подражать любым звукам, которые когда-либо слышали.

В питании и уходе птицы не сильно прихотливы, могут питаться обычными кормовыми смесями. Рекомендуется покупать маленького птенца, а не взрослую птицу, потому что его будет намного проще приручить.

Голуби

Голуби тоже являются декоративными пернатыми. В современном мире насчитывают около 850 пород данного вида птиц.

Голуби не блещут своим музыкальным талантом - они «берут» заводчиков своим уникальным внешним видом. Содержать голубей без компании нельзя, иначе они могут умереть.

Канарейки и попугаи

Наиболее популярными птицами, которые содержатся в неволе, являются попугаи и канарейки. Они неприхотливы в уходе, могут содержаться в небольших клетках при своевременном выгуле. Канарейки женского пола, как и попугаи, не способны к обучению речи. Но все же есть и исключения: если вы сначала купите самца, научите его говорить, а только потом молоденькую самочку, то есть вероятность, что она тоже сможет научиться разговаривать. В клетке постоянно должно находиться две вещи: корм и вода. Последнюю необходимо менять каждый день.

Это следует делать даже в том случае, когда у вас есть автоматическая поилка. Корм меняется при необходимости. Оставлять попугая или канарейку одного нельзя более чем на сутки, иначе он может погибнуть. Делать это можно только в том случае, если у вас живет несколько представителей пернатых: они смогут общаться друг с другом и у них не будет депрессии. Но нужно будет найти человека, который сможет каждый день менять воду, корм и убираться в клетках при необходимости.

Для более наглядного проведения занятия используйте фотографии, картинки, также попросите детей описать, как выглядят живые декоративные птицы. Занятие в средней группе понравится любому ребенку, если будет проведено согласно плану статьи.

Конспект занятия по окружающему миру с детьми средней группы детского сада на тему «Знакомство с канарейкой».

Конспект этого занятия будет полезен воспитателям средних групп детских садов, проводящим занятия по окружающему миру по программе Вераксы. Конспект интересен тем, что дети участвуют в сюжетно-ролевой игре вместе со взрослым и в ходе игры узнают новую информацию. Занятие побуждает детей заводить домашних питомцев и ухаживать за ними, что способствует их нравственному развитию.
Цель: Дать детям представление о декоративной птице канарейке. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за декоративными птицами и всеми живыми существами.
Материал: Презентация с фотографиями, фрагменты видеофильма о канарейках; пустая клетка для птиц, жердочка, поилка, кормушка.

Ход занятия:


Включаю детям аудиозапись песни «Птичий рынок» (Птичий рынок, птичий рынок, хороши у нас дела! Едем мы на птичий рынок, чтоб купить себе щегла!) Пока дети слушают аудиозапись песни, одевая белый халат и выхожу к детям.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня тоже отправитесь за птичкой только не на птичий рынок, а в зоомагазин. Посмотрите на эту картинку, вы узнали эту птичку? Как она называется?
Дети: Канарейка.
Воспитатель: Вот и вы отправляетесь в зоомагазин за канарейкой, а встречу вас здесь я – продавец зоомагазина. Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: У меня здесь живут самые разные декоративные птицы. Какую птицу вы хотите себе завести?
Дети: Расскажите нам, пожалуйста, о канарейке.
Воспитатель: В моем зоомагазине живет очень много птиц. Я очень часто ими любуюсь и слушаю, как же они удивительно поют. Канарейки – очень маленькие птички, обычно желтого цвета, их привезли в нашу страну из другой страны, которая называется Канарские острова, за это птичку так и назвали – канарейка.
Показываю детям фотографии канарейки, видеофрагмент «Красивая песня канарейки» (канарейка поет песни).
Воспитатель: Ребята, вы хотите завести у себя дома канарейку? А вы знаете, где она живет в квартире?
Провожу дидактическую игру «Чей это дом?» (из разложенных на столе картинок дети выбирают жилье для собаки, рыбки, хомячка и для канарейки)

Воспитатель: Вы правы, канарейка живет в клетке. Как вы думаете, ребята, что нужно для того, чтобы птица жила у вас дома? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, для того, чтобы птица жила у вас дома, за ней нужно правильно ухаживать. А вы знаете, как нужно правильно ухаживать за канарейкой?
Дети: Нет.
Воспитатель: В помещении птиц содержат в клетке. Клетка должна стоять так, чтобы на нее хорошо попадало солнышко, чтобы там не дул ветер (не было сквозняка). А почему, нельзя чтобы птичка жила на сквозняке?
Дети: Она может заболеть.
Воспитатель: Вы правы, птицы, как и люди, тоже болеют.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте немного с вами отдохнем. Давайте представим, что мы с вами красивые канарейки, давайте посмотрим видео и повторим за птичкой (физкультминутка, делай, как птичка)
Показываю детям клетку для канарейки, жердочки в ней).
Воспитатель: Ребята, а для чего птичкам в клетке нужны жердочки?
Дети: Чтобы на них сидеть.
Воспитатель: Все правильно. А это поддон, сюда насыпают песок. Песок нужно менять 2-3 раза в неделю. А для чего нужно менять песок в поддоне?
Дети: Чтобы в клетке было чисто. А чем нужно канарейку кормить?
Воспитатель: Канарейки очень любят семена. Круглый год канарейке необходимы зеленый корма: листья салата, всходы овса. Канарейкам очень полезны фрукты и овощи. А какие вы знаете фрукты?
Дети: Апельсины, мандарины, яблоки, бананы, киви, груши и т.д.
Воспитатель: Молодцы! Канарейки любят яблоки, груши, бананы. А из овощей они едят свежие огурцы, морковь, свеклу. (В ходе рассказа показываю детям презентацию по питанию канареек).
Воспитатель: Корм насыпают в кормушку (показываю настоящую кормушку для клетки), а воду наливают в поилку (показываю детям поилку).
Дети: А что еще вы можете нам рассказать про канарейку?
Воспитатель: Если вы хотите завести у себя канарейку, то вы должны знать, что канарейка боится громких звуков, шума, особенно когда привыкает к новому месту.
Дети: А что делать, если канарейка заболеет?
Воспитатель: Если канарейка заболеет, то вам нужно отвезти ее в ветеринарную клинику. А вы знаете, что это такое?
Дети: Ветеринарная клиника - это специальная больница для животных.
Воспитатель: Вы правы. Но еще вы должны знать, что перед тем как вести канарейку домой, вы все равно должны свозить ее к ветеринару, чтобы сделать ее прививку, потому что канарейки, как и люди, тоже могут болеть. А сейчас ребята, я хочу проверить, готовы ли вы к тому, чтобы завести у себя канарейку. Ответьте на мои вопросы. Где в доме вы поселите канарейку?
Дети: В клетке.
Воспитатель: Как вы будете за ней ухаживать?
Дети: Будем прибираться в клетке, кормить ее.
Воспитатель: Хорошо. А сейчас мы поиграем в игру «Накорми канарейку» и я посмотрю, запомнили ли вы, чем нужно птичку кормить. (Из карточек на столе дети выбирают только те продукты, которыми можно и нужно кормить птицу).
Воспитатель: Вы молодцы! А что еще очень важное нужно знать, чтобы завести канарейку?
Дети: Очень важно сделать ей прививку! И нельзя громко шуметь!
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Теперь вы на самом деле готовы к тому, чтобы завести у себя птичку. И если вы действительно купите с родителями канарейку, постарайтесь хорошо за ней ухаживать!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Теремок» Муниципальное образование «Барышский район» Ульяновской области. Презентация по теме: «Декоративные птицы» Автор презентации: Селиверстова Наталья Анатольевна

Цель: дать детям представления о декоративных птицах. Задачи: показать особенности содержания декоративных птиц; формировать желание наблюдать и ухаживать за живыми объектами.

В домашних условиях в основном содержат попугайчиков и канареек. Существует много видов попугаев и канареек. Наиболее распространенные виды попугаев – это волнистый попугайчик. Длина тела волнистого попугая до 17-20 см., крыло - до 9 см. Длина хвоста может составлять до половины длины туловища – за счет этого птица кажется крупнее. Окраска оперенья волнистых попугайчиков необычайно разнообразна. Она может быть практически всех цветов радуги: зеленой, белой, желтой, голубой, синей. Все эти расцветки дополняются вкраплениями контрастных цветов – черного, синего, серого. Природа одарила волнистых попугайчиков всем разнообразием красок!

Родина волнистых попугайчиков – Австралия. Юго-Восток и Юго-Запад континента являются местами обитания больших популяций этих птиц. Волнистые попугайчики живут стаями. Полет группы птиц отличается стремительностью и быстротой. Неплохо попугайчики лазают и по ветвям деревьев, а также передвигаются по земле маленькими быстрыми шагами.

Идеальные условия содержания в домашних условиях, при которых птица может свободно летать. Попугайчика надо выпускать из клетки в течение дня не менее чем на полчаса. Чтобы птица не отвыкла от клетки, можно продолжать ее там кормить – и тогда попугайчик сам будет возвращаться в свое жилище. Окна в помещении следует завесить тканью, чтобы попугай не получил травм, пытаясь вылететь на свет. Клетку для волнистых попугайчиков лучше установить вдоль стены, в светлом месте. Прямые солнечные лучи, сквозняки и близость к отопительным приборам для птицы вредны. Клетку надо поддерживать в чистоте. Ежедневно убирать загрязнения. Раз в неделю мыть горячей водой и примерно раз в месяц проводить полную дезинфекцию жилища птицы. Минимальный приемлемый размер клетки 40х60х30 см. В клетке должна быть жердочка. Ее диаметр должен быть таков, чтобы при обхвате коготки птицы не смыкались вокруг нее.

В качестве развлечений, в клетку с волнистым попугайчиком можно поместить зеркальце, колокольчик, веточки деревьев. Купание является скорее развлечением, чем необходимостью. Но купалку с водой стоит предоставить попугайчику, периодически вывешивая ее на клетку. Вода играет большую роль в содержании волнистых попугайчиков. Поилка в клетке должна постоянно быть наполнена отстоянной фильтрованной водой. В рацион питания волнистого попугайчика должно входить просо, овес, канареечное семя, конопля и кукуруза. Для молодых птиц и попугайчиков, выкармливающих птенцов, в пищу полезно добавлять творог (около 2 гр.). Также подходят каши. Волнистые попугайчики любят плоды рябины, яблоки, морковь, семена подсолнечника. Важно обеспечить птицу минеральными добавками, которыми могут являться толченая яичная скорлупа, морской песок, ракушечник.

Волнистый попугайчик идеально подходит для содержания в домашних условиях – он чрезвычайно социален, легко приручается, любит общаться с человеком, поддается обучению (способен произносить слова и звуки). Средняя продолжительность жизни волнистого попугая 10 лет, некоторые особи доживают до 25 лет.

Также, как и попугайчиков, в домашних условиях содержат канареек. Певчие и цветные канарейки длиной примерно от 13,5 до 14,5 см. Имеются декоративные канарейки от 11 см до 23 см длиной. Канарейка имеет круглую сформированную головку и короткий кеглевидный клюв. Самое известное оперение - это канарейки жёлтого цвета. Однако, сегодня имеется множество очень разных цветов оперения (например., белого, красного, коричневого, светло-коричневого цвета). Полёт канарейки волнообразный.

Канарейка легко приручается, вполне доверчива, поддается «воспитанию» и успешно размножается в домашних условиях. От правильного содержания и ухода за птицей зависит качество и активность пения, размножение, долголетие птицы. Канарейки могут жить в домашних условиях 7-12 лет, содержат их в клетках и вольерах. Величина клетки 30-35 см в длину, 20-22 см в ширину, высота 27-29 см. Расстояние между прутиками - не более 1,2-1,4 см. Дверка в клетке должна располагаться сбоку. Дно должно быть обязательно двойным (внутреннее дно) и обязательно выдвижным, чтобы легче было чистить клетку, менять в ней песок и проводить дезинфекцию.

В клетке должен быть насест для птицы, представляющий собой круглые жердочки. Расстояние между жердочками должно быть таким, чтобы, прыгая с одной на другую, птица могла бы свободно взмахивать крылышками. Канарейки любят купаться. Купание очищает кожу и укрепляет оперение. Вода для купания должна быть комнатной температуры. Купалку прикрепляют к наружной стороне дверцы так, чтобы вода в клетку не попала. После каждого купания купалку убирают и дверцы закрывают. Чистить клетки необходимо не реже двух раз в неделю. На это время птицу нужно пересадить в другую клетку, поставив клетки открытыми дверцами друг к другу.

Основным рационом канареек служит зерновой корм: канареечное семя, рапс, конопляное семя, просо, салатное семя, льняное семя, овсяная крупа, семена сурепки, мелкая гречка. Можно давать птице зерновую смесь и добавлять к основной части несколько зерен семян одуванчика, подорожника, мака. Чрезмерно обильная еда может вызвать ожирение. В весенне-летний период можно давать птичкам зеленый корм: листья мокрицы, листья одуванчика, листья салата.

Спасибо за внимание


Зинаида Салимова

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности в средней группе Ознакомление с окружающим миром , художественное творчество.

Знакомство с декоративными птицами .

(на примере попугая)

Программное содержание.

Цель : дать детям представления о декоративных птицах

Задачи :

1. Показать особенности содержания декоративных птиц .

2. Формировать желание наблюдать и ухаживать за животными.

3. Развивать речь, мышление, внимание.

Материалы. Аудиозапись с звучанием птиц (попугаев, презентация о содержании птиц в домашних условиях , клетка с двумя попугаями. Для аппликации : цветная бумага, ножницы, клей, заранее подготовленные шаблоны птиц , пластилин, крупа.

Методика проведения.

Воспитатель :

Дети сегодня к нам на занятия пришли гости, давайте с ними поздороваемся (дети приветствуют гостей)

Воспитатель : Сегодня у нас не обычное занятие, присаживайтесь на коврик, закроем наши глаза и внимательно послушаем. Звучит пение птиц (попугаев)

Воспитатель :

Дети что вы сейчас услышали? (ответы детей) . Правильно дети, это пение птиц попугаев .

Воспитатель выставляет клетку с двумя попугаями.

Как вы думаете, как называются эти птицы ? (ответы детей)

Правильно дети, это попугаи - волнистики Кеша и Голубка (дети рассматривают птиц , слушают рассказ воспитателя, они живут у меня дома. Я часто любуюсь ими, слушаю, как они удивительно поют.

Попугаи - волнистики обитатели жаркой страны Австралии, живущие большими стаями. Так же эти птицы могут жить и у нас в квартире, но для этого им нужен специальный уход.

Воспитатель : Свое название попугаи волнистики заслужили не просто так, а как вы думаете почему? (Ответы детей)

Давайте внимательно посмотрим на окраску попугаев. У них по всему оперению волнистые полоски, оттуда и название.

Воспитатель : Дети а вы хотите узнать еще больше о попугаях?

Тогда присаживайтесь на стульчики.

Показ презентации.

1 слайд. Каких расцветок бывают попугаи волнистики.

2 слайд. Разновидность декоративных попугаев .

3 слайд. Клетка для попугаев (кормушка, поилка, выдвижной поддон, жердочки) Для того, чтобы попугаи жили у нас дома мы должны создать для них все условия : просторная клетка, с выдвижным поддоном, кормушкой, поилкой. Уборка в клетке за попугаями должна проводиться ежедневно. Также корм у попугаев в кормушке и вода в поилке меняется ежедневно. Раз в год попугаям должны проводиться прививки врачом ветеринаром.

4 слайд. Чем питаются попугаи, корм для попугаев (показывает наглядно)

5 слайд. Какие овощи и фрукты попугаи могут употреблять в пищу.

В процессе просмотра презентации воспитатель обговаривает с детьми каждый слайд.

Воспитатель :

А сейчас дети я предлагаю вам, превратиться в птиц .

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Птички прыгают, летают,

Птички песенки поют,

Птички крошки собирают,

Птички зернышки клюют,

Крылышки почистили

Клювики почистили,

Снова полетели,

И на место сели.

(Выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель. А сейчас дети, я предлагаю вам смастерить веселого попугая

(показывает образец) . Дети приступают к работе, последовательно, схематично.

По окончанию работы, готовые работы детей вывешиваются на специальный стенд, дети совместно с воспитателем оценивают работы.

Рефлексия :

Воспитатель. Ребята, с кем мы сегодня с вами познакомились ?

Ребята, как вы думаете, зачем людям дома нужны попугаи?

(Ответы детей)

Воспитатель. А как вы думаете что надо для того чтобы попугаи жили у нас дома?

(ответы детей)

Воспитатель. Обобщает ответы детей.




Публикации по теме:

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Флажок» Тема: Флажок Цель: Познакомить детей со значением флага в современной жизни. Задачи: Дать элементарные представления о Российском.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Мои любимые» Конспект НОД в средней группе на тему «Мои любимые».Ход занятия: Воспитатель обращает внимание детей на присутствие гостей, предлагает детям.

Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в 1 младшей группе Тема: «Осень золотая». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская. Задачи: 1. Учить детей отвечать.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с социальным миром) в средней группе «Пчёлка» Цель: Развитие у детей нравственно - патриотических, чувств через ознакомление детей с достопримечательностями родного села. Задачи: Образовательная.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ. ТЕМА: «Насекомые» ЦЕЛЬ: Продолжать расширять знание о многообразии насекомых.