Юридические документы

Фотограф андрей павлов и его фантастические муравьи. Как появилась идея создания Муравьиных Историй

В эпоху Нового времени три основные философские направления (пантеизм, рационализм и натурализм) по-разному пытались ответить на вопрос о том, какое же моральное существо представляет собой человек. Декарт полагал, что среда и индивид противостоят друг другу. Гельвеций и его последователи, как и Руссо, писали о гармонии человека с природой.

На всем этом фоне критический взгляд Канта был весьма кстати. Он с сарказмом отзывался о современных ему моральных теориях. Он также попытался переосмыслить и иначе поставить существующие этические проблемы. Чем известна для многих из нас Категорический императив - именно этот термин чаще всего вспоминаем мы из вузовского курса.

Прежде всего, философ полагает, что человек не может и не должен руководствоваться исключительно собственными целями и интересами. Да, люди так поступают, но из этого возникает всеобщий хаос. Поэтому человек должен думать о своем «роде», то есть обо всех, и тогда он будет действовать по требованиям нравственного закона. Поэтому нам просто необходимо выйти за наш «частный» горизонт. Иммануила Канта - это высшая моральная заповедь философа, которая отвечает этой установке. Фактически, это требование к индивиду «заглянуть» за рамки своей конечности и увидеть других. Человек должен поступать так, чтобы и он сам, и иной представляли для него весь род людской. И с этой точки зрения он не может рассматривать других в качестве средства, а только и исключительно в качестве цели.

Понятие категорического императива для философа является основополагающим принципом учения о том, добродетели. Почему он носит такое название? Потому что его следует выполнять только ради него самого. Этот принцип сам по себе является повелением (imperativus по-латыни).

Он не нуждается в доказательствах или обоснованиях. Он представляет собою чистый вывод практического разума, сформулированный в разных трудах. От «Основы метафизики нравственности» до «Критики практического разума» мы видим категорический императив Иммануила Канта. О чем он говорит? О том, что любое разумное существо является целью само по себе. Этому принципу должна быть подчинена всякая моральность.

Что это значит? Кант разделяет природу и культуру на два враждебных мира. Во втором из них - интеллигибельном - находятся все ценности разума. Это мир свободы, а в природе господствует необходимость.

Если человек желает стать моральным существом, он должен жить так, как если бы жил в этой самой трансцедентальной вселенной. Так он возвысится из повседневной области до уровня совершенства. Категорический императив Иммануила Канта, по словам его автора, «светится изнутри». Поэтому он не требует доказательств в обычном смысле этого слова. Если им руководствоваться, то не найдешь себе награды в этом обществе, но в ином мире - это единственный принцип поведения.

Поскольку человек должен быть целью и высшей ценностью для других людей, он должен для этого возвыситься и преодолеть свою эгоистическую волю. Он должен поступать так, как если бы его действия были законом для других в том мире, где он хотел бы жить. Поэтому категорический императив Иммануила Канта логически приводит нас к следующему выводу. Настоящий моральный человек должен вести себя согласно этим высшим требованиям, а не руководствоваться принципами выгоды и целесообразности. Да, мы окружены целым океаном подлости и конформизма. Но только проявляя мужество и настойчивость, мы останемся верны самим себе и не предадим собственную личность.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (лат. imperative - повелительный) - базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. Как и в гносеологии, в своей практической философии Кант искал всеобщие и необходимые законы, определяющие поступки людей. Поэтому в качестве главного он поставил вопрос о том, существуют ли такие законы применительно к практическому разуму, а также, что такое мораль и как она возможна? Нравственность, по Канту, может и должна быть абсолютной, всеобщей, общезначимой, то есть иметь форму закона. Представление о законе самом по себе, по Канту, становится определяющим основанием воли, тем, что мы и называем нравственностью, имманентной самой личности, поступающей, согласно этому представлению, безотносительно к ожидаемому от него результату. Таким принципом воли, определяющим нравственность наших поступков, является, согласно Канту, общая законосообразность поступка, а не какой-то определенный, конкретный закон. Это означает, что Я всегда должен поступать только так, чтобы Я также мог желать превращения моей максимы (т.е. моего личного принципа) во всеобщий закон. Кант называет его императивом или правилом, которое характеризует долженствование и выражает объективное принуждение к поступку. Тот факт, что сама по себе воля не всегда полностью сообразуется с разумом, означает, что ее определение сообразно с законом есть принуждение, - веление разума к субъективному несовершенству воли, формула которого и есть императив. Все императивы Кант делит на гипотетические (исполнение которых связано с необходимостью сделать что-то как средство для достижения другой цели) и категорические - как поступки, объективно необходимые сами по себе, безотносительно к другой цели. К.И. заключает в себе и закон и необходимость максимы - быть сообразным с этим законом; при этом он не содержит в себе никакого условия, которым бы он был ограничен кроме самой всеобщности закона вообще. По Канту, существует только один такой закон: поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. (Хотя у Канта можно найти не одну его формулировку, например, «поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы» или «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился к нему только как к средству»). Однако, в любой из этих формулировок у Канта нет конкретных указаний на то, какие именно максимы должны выступать в роли принципов всеобщего законодательства, что, по мнению самого философа и является свидетельством чистоты и априорности открытого им закона, отсутствия в нем элементов эмпирического. К.И. Канта определяет, т.о., только форму морального поступка, ничего не говоря о его содержании, т.е. дать форму, в которой бы не было оснований для безнравственных поступков. Ее он и предложил в виде К.И., ответив по существу на вопрос о том, как должен поступать человек, если он хочет приобщиться к подлинно нравственному. Нравственно человек поступает лишь тогда, когда возводит в закон своих поступков долг перед человеком и человечеством, и в этом смысле ничто другое, по Канту, быть нравственным просто не может.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое "КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ" в других словарях:

    - (от лат. imperativus повелительный), термин, введённый Кантом в «Критике практического разума» (1788) и обозначающий,в отличие от условного «гипотетич. императива», основной закон его этики. Имеет две формулировки: «... поступай только… … Философская энциклопедия

    В философии Канта: безусловное требование или закон разума, выражаемый в формуле: du kannst, du sollst ты можешь, следовательно, должен (сделать). Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Категорический императив - КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ, смотри Императив. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Большой Энциклопедический словарь

    - (лат. imperativus повелительный) базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. Как и в гносеологии, в своей практической философии Кант искал всеобщие и … История Философии: Энциклопедия

    Из труда «Основы метафизики нравов» немецкого философа Иммануила Канта (1724 1804). Он понимает под этим императивом абсолютное, полное подчинение человека закону морали, выше которого ничего нет и быть не может, закону, который должен… … Словарь крылатых слов и выражений

    КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ - см. И. Кант. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Центральное понятие этики И. Канта, безусловное общеобязательное формальное правило поведения всех людей. Требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Категорический императив нравственности и права , Э. Ю. Соловьев. Книга известного российского философа Э. Соловьева посвящена морально-правовому учению Канта. Секрет его поразительной долгозначимости автор книги видит в том, что Кант нашел этический ответ…

- (от лат. imperativus повелительный), термин, введённый Кантом в «Критике практического разума» (1788) и обозначающий,в отличие от условного «гипотетич. императива», основной закон его этики. Имеет две формулировки: «... поступай только… … Философская энциклопедия

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ - В философии Канта: безусловное требование или закон разума, выражаемый в формуле: du kannst, du sollst ты можешь, следовательно, должен (сделать). Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.… … Словарь иностранных слов русского языка

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ - КАТЕГОРИЧЕСКИЙ Императив, смотри Императив … Современная энциклопедия

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ - (лат. imperative повелительный) базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. Как и в гносеологии, в своей практической философии Кант искал всеобщие и… … Новейший философский словарь

Категорический императив - КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ, смотри Императив. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ Большой Энциклопедический словарь

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ - (лат. imperativus повелительный) базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. Как и в гносеологии, в своей практической философии Кант искал всеобщие и … История Философии: Энциклопедия

Категорический императив - Из труда «Основы метафизики нравов» немецкого философа Иммануила Канта (1724 1804). Он понимает под этим императивом абсолютное, полное подчинение человека закону морали, выше которого ничего нет и быть не может, закону, который должен… … Словарь крылатых слов и выражений

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ - см. И. Кант. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

категорический императив - центральное понятие этики И. Канта, безусловное общеобязательное формальное правило поведения всех людей. Требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко… … Энциклопедический словарь

Книги

  • , Э. Ю. Соловьев. Книга известного российского философа Э. Соловьева посвящена морально-правовому учению Канта. Секрет его поразительной долгозначимости автор книги видит в том, что Кант нашел этический ответ… Купить за 1378 грн (только Украина)
  • Категорический императив нравственности и права , Соловьев Э.Ю.. Книга известного российского философа Э. Соловьева посвящена морально-правовому учению Канта. Секрет его поразительной долгозначимости автор книги видит в том, что Кант нашел этический ответ…

Вопрос 9 Понятие категорического императива и проблема свободы воли у Канта

Две вещи поражают человека-это звездное небо над ним и моральный закон в нем.

И. Кант

Иммануил Кант (1724-1804)-немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Всю жизнь прожил в Кенигсберге (восточная Пруссия, ныне Калининград 1). Различают два периода его творчества:«докритический» и «критический» . Самое значительное достижение первого периода-космогоническая гипотеза образования солнечной системы (гипотеза Канта-Лапласа), а также модель Галактики, в виде звездного диска с экватором, в плоскости млечного пути. Второй период 2 (после 1770) назван критическим по названию основных сочинений зрелого философа«Критика чистого 3 разума», «Критика практического разума», «Критика способности рассуждения». В первой разбирается вопрос о возможности познания, во второй изложено этическое учение Канта, в третей-эстетика.

Свою философию Кант видел как средний путь между сенсуализмом и рационализмом, материализмом и идеализмом, он назвал ее критическим идеализмом или идеализмом трансцендентальным.

Учение о суждениях (гносеологическая классификация суждений)

Кант выделяет знание эмпирическое (апостериорное) и чистое (априорное). На это деление перекрестным образом накладывается другое деление-на аналитическое (объясняющее) знание и синтетическое (расширяющее).

Термины логики

Субъект суждения – логическое подлежащее, предмет суждения (в предложении «атом делим» , атом – субъект суждения).

Предикат -логическое сказуемое, то что в суждении высказывается о предмете суждения (в предложении «атом делим» , «делим» – предикат).

Аналитическое суждение не прибавляет знания об предмете суждения. Например «квадрат имеет четыре угла»-- аналитическое суждение, так как в понятии квадрата уже содержится информация о том, что он четырехугольник (на языке логики: в аналитическом суждении содержание предиката вытекает из содержания субъекта.).

В синтетическом суждении сообщается дополнительная информация о предмете суждения (содержание предиката не вытекает из содержания субъекта, а добавляется к нему «извне»).

Четкое деление не всегда возможно. Суждение «атом делим» в начале века было синтетическим, так как содержало новое знание. Сейчас оно аналитическое, так как со школьной скамьи учат, что атом состоит из ядра и электронов и его сложный состав подразумевается уже в самом определении.

Все аналитические суждения априорны (аналитических апостериорных не бывает-см. таблицу). Опытные суждения всегда синтетичны (их предикаты черпают знание из внешнего опыта).

Вопрос о существовании синтетических априорных суждений (правый нижний угол таблицы) очень важен, так как наука нуждается в суждениях, расширяющих наше знание, и при этом достоверных, каковыми они в случае их опытного происхождения (как считает Кант) быть не могут.

Кант замечает, что в математике, хотя и существуют аналитические суждения, присутствуют также и синтетические (в утверждении 5+7=12 предикат (12) обладает содержанием не вытекающим из понятий 5 и 7. Другой пример: суждение «прямая-есть кратчайшая линия между точками» -- предикат «кратчайшее расстояние» не следует из понятия прямой (ну это тоже еще можно поспорить…)). Математические знания также внеопытны, и потому они априорны. Итак, в математике, с точки зрения Канта мы видим образец науки, где соединяется достоверность (от априорности) и синтетичность, увеличивающая знание. (Кант также очень уважал механику Ньютона, и также считал ее образцом научного знания. Но можно ли ее отнести в правый нижний угол таблицы я не уверен, потому лучше не говорить, пока прямо не спросит).

Этика Канта (изложена в «Критике практического разума»)

Кант-противник теории этики Гольбаха и Гельвеция (фр. Просветители), о том, что мораль образуется в ходе опыта человеческого общежития (т.е. нельзя всем бить в морду и при этом не получить сдачи). В своем философии Кант, отвергает эмпирический характер этики, и в то же время пытается сделать этику автономной по отношению к религии.

Моральные и легальные поступки. Категорический императив

Императив -правило, принуждающее нас поступать определенным образом.

Кант выделяет условные (гипотетические) императивы и категорический императив.

Условные императивы, зависят от внешних условий, они эмпиричны. Например: лавочник знает, что он должен торговать честно, иначе он растеряет свою клиентуру. Этот поступок легален, его нельзя осуждать, но он не морален в высшем смысле, так как сопряжен с выгодой, совершен под действием условного императива.

Моральные поступки – моральные в высшем смысле, восходят к высшему принципу-категорическому императиву, имеющему неопытное, априорное происхождение. Он требует поступать нравственно ради самой нравственности.

Различие между моральными и легальными поступками не в самих поступках, а в мотивах.

Самым нравственным поступком будет спасение врага. Дружба, любовь не имеют моральной ценности, так как руководствуются условным императивом. Получается парадоксальная ситуация: наиболее моральны те поступки, которые совершаются с наибольшим отвращением. Это послужило поводом для многочисленных насмешек над этикой Канта (стихотворения Шиллера).

Первая: «Поступай так, чтобы максима (субъективный принцип) твоего поведения на основе твоей воли могла стать всеобщим законом». (переводя на человеческий: Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой).

Но в такой формулировке Канту трудно избежать эмпирической природы категорического императива. По сути он мало отличается от императива «честного лавочника».

Кант предлагает альтернативную формулировку:

«Поступай так, чтобы всегда относится к человечеству и в своем лице, и в лице другого как к цели, но никогда-лишь как к средству». (Лавочник должен быть честным с покупателями ради их самих , а не только как с средством обогащения).

Три постулата этики Канта

    Постулат свободы : Свободная воля и воля, подчиненная нравственным законам,-это одно и то же. (т.е. именно благодаря свободной воле мы можем действовать согласно категорическому императиву, и не подчинятся условным, связанным с личной выгодой и борьбой за существование)

    Бессмертие души. Этим Кант фактически признает, что невозможно жить одной идеей долга, отказавшись от всякой надежды на счастье. Впрочем, Кант пытается уйти от христианского понимания посмертного воздаяния. Только в перспективе бесконечности душа может рассчитывать на полное выполнение категорического императива.

    Существование Бога. Для первого и второго постулата необходим гарант-Бог, следовательно он должен существовать. (Так бесславно заканчивается попытка Канта создать независимую от религии нравственность). Новшество Канта в том, что он выводит Бога из морали, а не мораль из Бога.

Дополнения

Трансцендентный -недоступный познанию, находящийся за пределами опыта (см. вещь в себе )

Трансцендентальный -изначально присущий рассудку, предшествующий опыту, но предназначенный лишь для того, чтобы сделать возможным опытное познание (см. априорные формы чувственности и категории).

Вещь в себе

Кант различал вещи, такие, какими они нам кажутся («вещи для нас» ) и такие, какие они есть сами для себя («вещи в себе» ). Если о «вещах для нас» (феноменах ) мы судим по информации, даваемой нашими органами чувств, то о вещах в себе мы ничего знать не можем, и имеем о них предельно абстрактные, «чистые» понятия (ноумены ). Ноумены не дают ничего для познания вещей в себе, но позволяют нам о них мыслить. Вещи в себе трансцендентны, т. е. непознаваемы.

Как писал Ленин, в вещах себе одновременно проявляются и материалистические и идеалистические тенденции в философии Канта. «Когда Кант допускает, что нашим представлениям соответствует нечто вне нас, какая-то вещь в себе-то тут Кант материалист». (Здесь он противостоит Юму, который вообще сомневается в существовании внешней реальности). «Когда он объявляет эту вещь в себе непознаваемой, трансцендентной, потусторонней,-- Кант идеалист» (и здесь он приближается к Юму).

Вещь в себе и свобода человека

Человек также двойственен, он и вещь в себе (и здесь он свободен), но он и вещь (объект изучения) для себя (чувственная информация о собственном теле) и для других. Человек, как явление для себя и для других не свободен (есть детерминизм).

Этику Кант также выводит из двойственной природы человека. Человек как вещь в себе-добр и нравственен. Человек как явление (вещь для других), более зол, чем добр.

Априорные формы чувственности. Категории

Внешние вещи вызывают в человеке чувственные восприятия, но сами по себе они неупорядочены, хаотичны. Чувственный опыт возникает только тогда, когда к ним примешиваются априорные, трансцендентальные формы. Это 1) априорные формы чувственности и 2) категории.

    Априорные формы чувственности -пространство и время. По Канту время и пространство не существуют реально. Они лишь способ, с помощью которого упорядочиваются наши восприятия.

    После того, как восприятия упорядочены с помощью априорных форм чувственности, вступает в работу рассудок. При помощи категорий, которые также априорны, рассудок превращает совокупность наших ощущений в понятия (можно смотреть на стол, но не видеть его, а воспринимать лишь набор точек разной интенсивности и цвета). Всего категорий 12. Они разбиваются на 4 группы: 1. категории количества 2. категории качества 3. категории отношения (с помощью них одно явление признается причиной второго) 4. категории модальности (благодаря им у нас появляется представление о существовании внешних предметов).

Итак, наш опыт делится на две части априорную (трансцендентальную) и эмпирическую. Первая (априорные формы чувственности и категории) отвечает за формы в которых мы воспринимаем опыт, вторая наполняет эти формы конкретным содержанием.

Априорная часть опыта не имеет смысла без эмпирического наполнения (и этим пространство, время и категории Канта отличаются от врожденных идей Декарта). И наоборот – чистые эмпирические восприятия без априорных форм хаотичны и бессмысленны. «Мысли без созерцания пусты, созерцание без понятий слепы».

Трансцендентальная апперцепция (повторять три раза по утрам, натощак)

Апперцепция (перцепция (восприятие) + приставка ап- внутрь себя)-самосознание, самонаблюдение. Как уже говорилось, наше сознание конструирует внешнюю реальность, наполняя конкретным чувственным содержанием трансцендентальные формы. Осознание своей роли в этом конструировании, осознание своего «я» -- Кант называет трансцендентальной апперцепцией. В словаре иностранных слов еще написано, что трансцендентальная апперцепция-это изначальное единство сознания познающего субъекта, обусловливающего единство опыта (этого я уже совсем не понимаю, придется запомнить).

Как возможны математика, естествознание, метафизика?-три вопроса Канта, решаемые в «Критике чистого разума»

Достоверность математики обеспечивается по Канту существованием априорных форм чувственности (пространство, время) . Их достоверность именно в априорности (см. Учение о суждениях).

Естествознание возможно благодаря тем же априорным формам чувственности и еще категориям.

Метафизика возможна только как критика чистого разума. Как наука метафизика невозможна.

1 Так что Кант в некотором смысле не только прусский, но и «русский» философ. В 1974 году жители Калининграда торжественно отпраздновали 250-летие своего «соотечественника» и земляка.

2 Переворот в сознании Канта, произошел под действием философии Юма. «Он разбудил меня от догматической спячки», -- говорил сам Кант (зря, спал бы себе спокойно...)

3 «Чистого»-- означает свободного от эмпирии. Критика чистого разума-критика познания, к которому можно придти априори, способом доказательств.